Сага о Форсайтах: отзывы и рeцензии

Molly Reilly
Molly Reilly6 сентября 2011 в 14:05
The Forsyte Saga, 2002

Единственный сериал, смотря который я рыдаю в три ручья (а ведь я не бог весть какая сентиментальная особа). Началось все давно, с книги, а именно 2ой ее части - The White Monkey,1924.С тех пор я безотчетно влюбилась: в викторианскую Англию, британскую манеру общаться, в уникальное чувство юмора, цилиндры и бутоньерки Green Park и St.James Park, Covent Garden и Serpentine во все семейство Форсайт сразу. Было такое чувство, что вот это все абсолютно мое генетически. ITV-шная экранизация, которая, особенно первая часть не очень близка к каноническому тексту и классической версии 60-х годов, но именно она заставляет меня не отрываясь смотреть и слушать в оригинале. Боже, тут трудно сказать, чем тут больше восхищаешься, актерской ли игрой или операторской работой, или костюмами, или музыкой… в этом мире все так совершенно. И Дэмиен Льюис в роли Сомса (правда, иногда, когда сильно злится или очень расстроен, он похож на кэрроловского белого кролика пополам с нацистом:), и Джина МакКи в роли Айрини (или Ирэн, кому как нравится) – я этот персонаж в книжке терпеть не могла, такая статуя, а тут она вложила в этот образ столько изящества, и благородства, и внутреннего конфликта, и эта манера держаться и носить платья…восторг!). И эта история, как старый Джолион (Корин Рэдгрейв, божественный актер) бесконечно любит свою внучку Джун и как страдает молча, видя как она мучается из-за Боссини (валлиец Йоан Граффад, как всегда очень красив, но несколько однообразен), и как он (старый Джолион) перед самым своим уходом скрашивает жизнь Айрини и так мирно уходит в мир иной сидя в кресле в саду в Робин Хилле, и эта боль Сомса, его любовь к Айрини, пусть эгоистичная, пусть собственническая, но такая глубокая и настоящая, а ведь он всю жизнь так жаждал любви, несмотря на всю свою гиперпрасчетливость и рациональность, и в итоге судьба подарит ему Флер, дочь, единственную изо всех он будет любить совершенно бескорыстно, но и тут не получит взамен и половины того же чувства… Его Сомс не слишком похож на книжного, ни внешне, ни в поведении, но зато смотреть как он носит пальто и цилиндр, а потом, во второй части когда ему уже за 60 (при том, что ему тогда было лет 30), и как он меняется внутренне – это фантастика, боюсь, так Льюис уже нигде не сыграет. Но сериал и книга отнюдь не идентичны друг другу, они скорее дополненяют и «дорисовывают» друг друга, используя новые краски, чего нет в книге, есть в сериале и наоборот. Совсем не будет преувеличением, если я скажу, что это фантастическая экранизации, с таким изумительным подбором актерских сил Англии, с таким уровнем мастерства по всем статьям и такой выдающейся степенью искренности, тонкости, юмора и затаенной боли перед тем, как все в этом мире хрупко и не вечно, что жизнь и смерть всегда рядом, что любовь не всегда рождает любовь, что деньги, недвижимость и коллекционирование лучших образцов живописи отнюдь не спасают от страданий и душевной боли длиною в жизнь. Но бог мой, сколько во всем этом красоты и изящества! Мне почему-то кажется, что если родителям и детям хочется понять друг друга, и если хочется, чтобы дети что-нибудь поняли про жизнь, про взаимоотношения в семье надо просто сажать их перед экраном и молча рядом с ними всю эту красоту наблюдать, не сдерживая эмоций (думаю, что они обязательно будут). Получается у Голсуорси вызвать катарсис, не зря он Нобелевский лауреат! Это не Джейн Остин, это очень рациональный, мужской роман, да и экранизация, со всеми перипетиями, как в жизни. И на мой взгляд там есть все, чтобы разобраться в себе. Подводя итоги хочу еще раз заявить во всеуслышание, что, на мой взгляд, это одна из тех редких экранизаций романа (но совсем не подстрочник, отнюдь), которая заставляет меня рыдать от красоты и совершенства и от того, что в жизни все так и есть, без сантиментов, без слюнявой романтики. PS. Но главное здесь все-таки не любовь-морковь и даже не «old money», а взаимоотношения трех поколений одной семьи, описанные (и снятые) с такой документальностью и так искренне, как, наверное, нигде ранее.

Миша-35
Миша-352 сентября 2011 в 00:27
Капли меда в ложке дегтя

Сравнение работы режиссеров Кристофера Менола и Дэйва Мура с легендарным сериалом 1966 года было для меня неизбежным. Мой вердикт: творение 2002 года безоговорочно проиграло старому сериалу, хотя, вроде бы, заведомо имело преимущество, прежде всего в плане более широких технических возможностей. Сразу оговорюсь, что сама картинка в ленте 2002 года впечатляет, тут все выполнено на высоком уровне. Оператор Сью Гибсон и команда художников в составе Стивена Финерена, Питера Булла, Нила Уилкинсона и Фиба Де Гайе поработали в высшей степени профессионально, в результате чего мы получили ряд блестящих урбанистических и сельских кинозарисовок - ярких, эмоционально насыщенных и безукоризненно снятых – и прекрасно воссозданную на экране атмосферу Англии конца XIX – первой трети XX века, где учтены самые мелкие детали. Вопросы тут возникли лишь к гримерам касательно передачи возрастных изменений во внешности ряда персонажей, поскольку некоторые из них почему-то по прошествии 20 лет вообще внешне не изменились. Профессионально выполненная работа оператора и художников дополняется еще и весьма неплохим саундтреком Джеффри Бергона. В «Саге…» 2002 года действительно есть ряд на редкость хороших музыкальных тем. Казалось бы, все предпосылки для того, чтобы сериал вышел удачным, наличествуют. Но! Все это свели на нет нелогичные сценарные импровизации Стефана Мэллатрейта и Яна МакВэрри, неудачный кастинг по большинству позиций и как следствие этого – неудачная актерская игра. К сожалению, это коснулось в первую очередь ключевых персонажей. Так, уже сама внешность Дамиана Льюиса вызывает сомнения в принадлежности Сомса Форсайта к английской аристократии. При взгляде на него возникают ассоциации скорее с маргинальными, если вообще не с откровенно криминальными элементами. Свою негативную роль сыграла тут и какая-то странная трактовка этого героя. Стремясь показать своего персонажа человеком эмоциональным и остро чувствующим, актер явно перестарался, и в итоге Сомс Форсайт в ряде моментов выглядит психически неадекватным, не говоря уже о сценах с его дикими вспышками бешенства и необузданности, ну никак не согласующимися с характером этого героя. К тому же, по моему мнению, у Д,Льюиса вышел перебор и с мимикой – она, если можно так выразиться в ряде моментов чересчур активна и абсолютно не к месту. Визави Д.Льюиса в сериале 1966 года Эрик Портер сумел очень тонко, практически на грани соблюсти баланс между действительно сильными чувствами Сомса и сдерживающими эти самые чувства в большинстве случаев хладнокровием и невозмутимостью, в свою очередь продиктованными врожденной аристократичностью. В этом Форсайте «образца» 1966 года чувствуешь и силу чувства, и твердость характера, чего явно не удалось передать Сомсу 2002 года. Второй – и еще более явный кастинговый прокол - Джина МакКи в роли Ирэн. Это явно не тот тип и характер, который имел в виду Джон Голсуорси. Ни красоты (как внешней, так и внутренней), ни обаяния, ни силы характера, ни, снова-таки, баланса между силой чувств и сдерживающими их факторами мы в игре Джины не наблюдаем. Как и в случае с Сомсом, поведение Ирэн в ряде эпизодов рождает сомнения в ее душевном равновесии. Ярким примером тут может служить, скажем, сцена в клубе, куда Ирэн прибегает в поисках неведомо куда исчезнувшего Филлипа Босини. И это не единственная подобная сцена с участием героини. Глядя на все это, волей-неволей вспомнишь Найри Доун Портер, сыгравшую Ирэн в сериале 1966 года, ее отточенную, выверенную, без малейшего изъяна игру, которую так и тянет назвать аристократичной. Найри Доун Портер дает в этом плане сто очков вперед Джине МакКи, пожалуй, даже больше, чем Эрик Портер – Дамиану Льюису. Сильно упрощен, даже, я бы сказал, огрублен в сериале и образ Уинифред. При взгляде на эту героиню возникают параллели с прислугой, а не аристократкой. Играй Аманда Рут так какую-нибудь служанку, ее роль однозначно можно было бы назвать успешной, но беда в том, что она играет как раз аристократку, с чем абсолютно не вяжется ее бьющая через край непосредственность, временами переходящая чуть ли не в вульгарность. Подтверждением тому служат ряд сцен Уинифред с Сомсом – в некоторых из них, как мне показалось, брату и сестре оставалось совсем чуть-чуть до того, как вцепиться друг другу в волосы. И снова-таки остается лишь восхищаться Маргарет Тайзэк, сыгравшей Уинифред в картине 1966 года. Как и в случае с двумя вышеупомянутыми персонажами, тут все безукоризненно и стильно. Острое неприятие вызвал у меня также и образ Джун Форсайт в исполнении Джиллиан Кирни. Да, безусловно, Джун – одна из самых живых Форсайтов, но не настолько же! Живость Джун превратилась тут в откровенную суетливость, да и показана она в сериале какой-то чересчур ветреной и поверхностной, не в пример Джун Бэрри из сериала 1966 года, которая сыграла куда ярче и убедительнее. Однако, стоит сказать несколько слов и об удачных актерских работах в сериале 2002 года, которые, увы, можно пересчитать по пальцам, причем одной руки. Стопроцентно удачными можно, по моему мнению, назвать две роли: это Филлип Босини в исполнении Йоана Гриффита и Аннет Форсайт, сыгранная Беатриз Батардой. С некоторыми поправками и натяжками к более-менее удачным можно также отнести, думаю, Флер в исполнении Эммы Гриффтис Малин и «молодого» Джолиона Форсайта, сыгранного Рупертом Грейвзом. Кроме того, я, возможно, принял бы и такого Майкла Монта (Оливер Милберн), не будь искрометного и неподражаемого Николаса Пеннелла в более ранней «Саге…». В «минус» «Форсайтам» 2002 пошли, как я уже сказал в начале, и почти все сюжетные «находки» сценаристов, почти всегда откровенно идущие вразрез со смыслом и логикой первоисточника. В «Саге….» года 1966-го уважения к нему было больше, а те сюжетные изменения, которые присутствовали, были, во-первых, минимальными, а во-вторых, целиком и полностью вписывались в логику повествования. Неприятное впечатление произвели и слишком уж многочисленные, как по мне, постельные сцены и акцентированность на них. Присутствие этих сцен да еще в таком количестве, на мой взгляд, абсолютно ничем не оправданно. В результате негатив в сериале «Сага о Форсайтах» 2002 года перевесил позитив, поэтому больше четырех баллов за техническое исполнение и несколько неплохих актерских работ я этой «Саге…» поставить не могу. 4 из 10

Live to tell
Live to tell27 декабря 2009 в 10:24
Обжечься о лед

Извести любовью, в которой, если и признаваться, то сквозь зубы, - и так тоже бывает. Несмотря на то, что сдержанность англичан обычно не позволяет им распространяться о таких вещах, на Форсайтской Бирже всем известно, что Сомс Форсайт и его жена Ирэн несчастливы в браке. Форсайтская Биржа – это семейное сборище в доме трех старых дев и одного холостяка. Сквозняки в нем запрещены, но сплетни кумушки собирают исправно. Самые захватывающие новости поступают из особняка на Монпелье Сквер, за стенами которого не находят себе места невысказанная любовь и отвращение, иногда прорывающееся наружу. Это дом Сомса и Ирэн. Последние сводки с места событий, как то - Ирэн завела разговор про отдельную спальню; - Сомс строит новый дом, чтобы увезти жену из Лондона; - Ирэн и молодой архитектор танцуют на балу у Роджера, и выглядят они непристойно счастливыми… способны разрумянить даже дряблые щечки тети Эстер и тети Джули. Пожилые леди и их многочисленные братья и племянники не так уж мелочны. Эти символы викторианской эпохи всех называют «дорогими» и всем подкладывают еще по ложечке сахара в чай, но на этот раз смолчать они не могут. Ведь объектом сплетен стал их дорогой Сомс. Он импонирует теткам своей приверженностью семейным традициям и многими ценными талантами: порекомендовать картину для вестибюля, распорядиться о продаже подешевевших ценных бумаг, так проводить тетю Энн в последний путь, что, будь она жива, она же первой и поблагодарила бы племянника. Сомс так щепетилен во всем, что может повредить или упрочить его репутацию, - и надо же, Ирэн со своими экстравагантными взглядами на долг жены! Тетушки искренне обеспокоились. Однако не все на Форсайтской Бирже принимают сторону Сомса. Находятся те, кто за глаза называют его «несчастным, патетическим животным», - с ходу не определишь, почему, но есть что-то в Сомсе, из-за чего так сложно ему сочувствовать. Такого мнения придерживаются старый и молодой Джолионы, семейный патриарх и его сын, отлученный от общества из-за связи с гувернанткой. Оба побывали в юридической конторе Сомса и только укрепились в своем впечатлении. Когда мы застаем Сомса в конторе, камера наезжает на него снизу вверх. Сомс – вершитель судеб, бесстрастный рычаг закона, верная опора викторианских условностей. Он доминирует над чувствами, сводя их к параграфам законов. Отнюдь не располагающая к себе личность. У старого Джолиона он заслужил прозвище «Собственник». Сомс – персонаж одновременно и непохожий на людей одного с ним класса, но во многом и типичный Форсайт. Как Форсайт, он смотрит на Ирэн и говорит: «Мое!». Типичность такого подхода к отношениям легко проверить. Примеры найдутся и в семье большого либерала Джолиона: его жена Франсес и дочь Джун. Положение первой столь же нестерпимо, как и положение Сомса. Она нелюбимая жена и, хотя у Франсес есть чувства к мужу, она не дает им воли. Это больно – говорить о своей любви, когда знаешь, что тебя оттолкнут. И все же Франсес намеревалась сохранить свой брак. А у решительной Джун, пусть даже она зачислила Сомса во враги, гораздо больше общего с Собственником, чем она когда-либо признает. Джун всерьез верила, что на деньги деда ей удастся вернуть Босини, ставшего к тому времени любовником Ирэн. Принципиальное отличие «Саги о Форсайтах» 2002 года от черно-белой версии BBC в том, что Сомса перестали выставлять мировым злом. Теперь, наряду с общим для Форсайтов, Сомс оброс таким личным наполнением, которое выделяет его из массы застегнутых на все пуговицы викторианцев. Теперь Сомсу можно сочувствовать. Собственно, и разговор-то про Сомса, потому что в современной версии он стал главным героем, а не антаготистом, которого Джо, рассказчик в фильме 1966 года, использует, чтобы обличать и высмеивать. Сомс в исполнении Дамиана Льюиса любит на разрыв сердца. И зрителям это видно. Он не владеет Ирэн – не в том смысле, как он владеет своей коллекцией картин. В галереи он ищет забвения. Картины неживые, он не говорит им слова любви, но от них и то есть какая-то отдача. Ирэн же, когда Сомс пытается рассказать ей о том, что он переживает, обдает его волной презрения. Сквозь нее он не может быть услышан. У Сомса не получается преодолеть отстраненность Ирэн. Он не умеет разговориться, сказать Ирэн, что он не только дарит ей драгоценности и демонстрирует другим Форсайтам на приемах. Сомс боготворит жену, поклоняется ее равнодушной красоте, и трагедия его в том, что из внешних проявлений этого чувства мы наблюдаем разве что сопение и поджатые губы. Сомс ожесточается, стоит ему вспомнить, что его оттолкнут, непременно оттолкнут. Ирэн – это ожог от сверхнизких температур. У Сомса, у зрителей. Основная гуманистическая идея Голсуорси в том, что, каковы бы ни были законы, жить в браке без любви попросту преступно. С этим утверждением не поспоришь… И все же писателю пришлось оговориться уже после выхода романа. Он предостерегает читателей от не в меру пылкого сочувствия Сомсу, ведущего к ожесточению против Ирэн. Выходит, реакция публики вынудила Голсуорси снабдить «Сагу» инструкцией по применению. Сомс преследует жену, которая его не любит, более того, он ей отвратителен. Как может он по-прежнему настаивать на своих супружеских правах, ведь она же живое существо?! Очень на то похоже, что, посмотрев «Сагу» с Дамианом Льюисом, зритель вступится за Сомса. Это он живое существо, а в Ирэн, какой мы видим ее на экране, нет жизни. Тому скорее будут сопереживать, кто изводит своей любовью, а не бесчувственностью.

Кинопоиск
Кинопоиск14 октября 2008 в 20:52
Преклоняющийся перед красотой и свободой да восходит.

31 января 1933 года умер гений, который возвёл теорему Достоевского «Красота спасёт мир» в творческого рода аксиому, блистательно воплощённую в грандиозном по размаху стиля произведении «Сага о Форсайтах». С ним спорила великая Вирджиния Вульф, воссоздав в качестве контраргумента новое литературное течение – «поток сознания». Когда по Лондону прошёл слух о его тяжёлой болезни, то премьер-министр позвонил ему, а король и королева попросили докладывать о состоянии его здоровья. За два месяца до смерти ему присудили премию, о которой только мог мечтать писатель – Нобелевскую. Отец готовил его к юриспруденции, но неожиданно он написал оду красоте – страстную, грустную, полную симпатии к своим персонажам. Он признал, что его роман – о «волнующей Красоте, врывающейся в мир собственников». Он имел смелость заявить о том, что нет ничего важнее Красоты и Свободы, а в ответ – мир, который он хоть немного спас своей идеей, полюбил его. Восходя по лестнице славы, он не превратился в своего главного героя – мелочного адвоката Сомса, который вцепился в Красоту мерзкими алчными руками, душа её. Он был скромным малым, заслуги которого признали все классы в гордой Великобритании, он был Джоном Голсуорси. Его произведение, опубликованное в период между двумя мировыми войнами, было таким же ярким предупреждением, как и голос Эриха Мария Ремарка в «На Западном фронте без перемен». Только предупреждали писатели по-разному, у Голсуорси это был призыв: не уничтожьте красоту в людях. Голсуорси умер до Второй Мировой войны, а Вирджинию Вульф, гения под стать Голсуорси, погубила война – независимая и так незабвенным настроением своих произведений похожая на Ирэн, главную героиню «Саги…», она подтвердила идею Голсуорси: мы, живущие, хрупки бытием своим и ничтожны перед простым злом, но зато мы не растворяемся в вечности, и тому счастье наша красота – красота духа. Сериал «Сага о Форсайтах» - это, пожалуй, одна из лучших экранизаций классических романов. Когда сериал по каналу «Культура» показывали дважды, то было не оторваться от просмотра – захватывало душу буйство чувств и эмоций – роскошная битва за право быть собой и право любить. С одной стороны, старики-богачи и их главная опора в жизни – надменно-настороженный Сомс Форсайт с кошачьим выражением лица; с другой – красавица и ценительница творчества в любом его проявлении Ирэн, ставшая женой Сомса, и архитектор Филип Босини, с которым произошло самое любопытное на свете событие – влюблённость, переросшая в любовь. Чёткость ума, свойственная Сомсу, изменяет ему, поддавшись неистовой страсти – желанию обладать Ирэн, и их знакомство – увы, стало роковым, трансформировавшись в гниющую душевную рану. Желчная, страдающая, снисходящая до жалкого унижения страсть и одухотворенная, возвышенная, светлая и доверчивая любовь. Рушится всё вокруг, и продолжают борьбу с неизбежной действительностью Сомс и Ирэн, на пути к спасению уничтожая любимых и любимое сердцу. Познаёт успокоение в прощении старший Джолион Форсайт, медленно угасает старик Джемс, сгущается предубеждённый туман Лондона над Босини, падёт занавес идеализма для храброй Джун, тётушки уж не сплетничают за чашечкой чая, и шутит в азарте великолепный Монти, сопровождаемый милой Уинифрид – дамы и господа, ставки сделаны, ставки больше не принимаются! Как горько последнее рукопожатие, так же ему – отцу непоседливой Флёр, Сомсу Форсайту – страшно жить без Красоты, танцующей в Свободе. Не судите его, он осознал свою ошибку, он искупил вину, он раскаялся, но он – Форсайт, и в этом корень проблемы. И жалеть его тоже не надо. Его следует понять - человека, который «слишком сильно любил» (слова матери Сомса). Славьтесь, британцы! Актёрский состав в сериале – доминирующая сила, возводящая культовое произведение в не менее культовую экранизацию. Чудесен дуэт Дамиана Льюиса и Джины МакКи, сыгравших Сомса и Ирэн до утончённости и правдоподобности незыблемого бытия. Прекрасен спектакль отношений в представлении двух лицедеев – пожилого Корина Редгрейва и молодого Руперта Грейвза: Джолион Форсайт – старший и его сын с восхищающим талантом преподнесены искушённому зрителю. Симпатичны Йоан Гриффит (Босини), Беатриз Батарда (Аннетт Форсайт), Джиллиан Кирни (Джун Форсайт). Почтила своим присутствием в роли практичной матери Ирэн безупречная актриса Джоанна Дэвид. И как не переживать за самый трагикомичный дуэт в истории мини-сериалов: всеми любимую и острую на колкое словцо Уинифрид (Аманда Рут) и её залихватски озорного мужа-игрока Монти Дарти (Бен Майлз)! Эти люди, раскрывающие суть «Саги о Форсайтах» своей игрой, они – превосходны! И, как бы ни был велик восторг от данного сериала, наблюдая за выражением лиц Сомса и Ирэн, ты чувствуешь себя, как они – надломленными личностями, познавшими горечь утраты и мимолётную всепрощаемость самого последнего рукопожатия. Так два разных поколения, два разных мира окончательно разлучились друг с другом – рассыпавшись на осколки воспоминаний. Так стоит ли вообще пребывать в этом несчастном мире? Ответил уж на сей грустный вопрос Голсуорси: стоит, покуда есть Красота и Свобода, ради них – жить! Посвящается: Kasablanka, современнице нашей пронзительной красотою своей.

СветланаНина
СветланаНина22 февраля 2011 в 14:41
Что здесь от Голсуорси?

Раньше я думала, что снять отвратительную экранизацию по роману могут только иностранцы, не чувствующие дух книги и вообще плохо понимающие, кто автор. оказалось, однако, что даже компания ВВС, славящаяся своими прекрасными экранизациями, может допустить такую промашку. Создается впечатление, что авторы сценария не читали прекрасное произведение Джона Голсуорси, а что-то где-то слышали. они полностью проигнорировали массу фактов, на которые автор обращает внимание чуть ли не на каждой странице. Актерский состав заслуживает отдельного разговора. попали в образ только Сомс, Флёр и младший Джон, ну, ещё Дарти. все остальные похожи на непрофессионалов, которые готовы как угодно изгаляться над автором, лишь бы им заплатили. никто не похож на свой образ из книги, всем наплевать на атмосферу эпохи. Молодой Джолион похож на половую тряпку, которым незаметно даже для него вытирает ноги 'красавица'(вот здесь уже не смешно!) Ирэн. весь фильм он только и делает, что плачет. Босини - такой же слабак, как остальные мужчины в книге. нет ни одного сильного благородного образа, ни одного! все посредственные и некрасивые. Сомс лучше остальных, его даже жалко. в отличие от Ирэн. к ней испытываешь сочувствие первую серию. а потом она начинает раздражать своим странными при её внешности ужимками. Джина Макки-талантливая и, в общем-то, приятная женщина, но эта роль не её. Странно ещё и то, что за полвека действия персонажи не меняются абсолютно! у Сомса не седеют даже виски! на гримёрах, видимо, сэкономили. В общем, для тех, кто потрудился прочитать весь цикл 'Саги' впечатление не из приятных. 6 из 10

sofis_inbox_ru
sofis_inbox_ru26 октября 2016 в 20:05
Самая ужасная экранизация

Была бы оценка минус, поставила бы. Наверное это самая плохая экранизация из всех возможных. Мало того, что актеры совершенно не подходят к фактуре героев внешне, это полбеды, но они ещё умудрились настолько упростить героев, что кажется смотришь индийский фильм, где злодеи зловеще хохочат совершая преступления, а положительные герои танцуя и напевая борятся с жестоким миром. Невероятно эмоциональный и глубокий Сомс, натура сложная и неоднозначная, представлен маньяком-истеричкой. Амебоподобная красавица Ирен стала выглядит суфражисткой. Зачем-то добавлены события, которые не случились и не могли случиться во времена, описываемые Голсуорси. Редкое пренебрежение к первоисточнику и эпохе, в которую происходили события. Могу порекомендовать только прочитать книгу снова, а не тратить время на просмотр этого сериала.

Gindukush
Gindukush26 мая 2010 в 12:24

Совсем недавно я прочла книгу Джону Голсуорси 'Сага о Форсайтах'. Впечатления неизгладимы. Атмосфера, события...Впечатлений на вечность. Решила посмотреть сериал. Признаюсь, не впечатлило. Во-первых, актеры. Сомс. Как в книге, так и в кино, он не вызвал у меня сочувствия и симпатии. А в исполнении Демиана Льюиса так вообще представляется отрицательным героем. Хотя, если вдуматься, он - любящий муж, честь которого задета и у которого забрали его собственность - жену. Молодой Джолион. В исполнении Руперта Грейвза довольно симпатичен, правда слишком мягок (уж слишком часто он плачет на экране). Ирен. Ну вот не знаю, куда смотрели, когда брали Джину МакКи на эту роль. По книге, Ирен очень и очень привлекательная женщина. По фильму - полная противоположность. Только губы, 'теплые', как писал Голсуорси и являются в ней от той Ирен, которую мы должны были увидеть. МакКи не доиграла, да и слишком уж она худая для этой роли, либо платья подобраны ужасным образом. Во время сцены, где она танцует на балу с Босини, ее анорексическая фигура просто пугает. В целом все актеры подобраны кое как. Зато атмосфера туманного Лондона передана более чем красочно. Кэбы и кареты, затем старинные автомобили, платья и наряды,. .., все это очень радует глаз. Обстановка в домах, картины на стенах, мебель... В целом я бы поставила 6 из 10 P.S. смотреть советую тем, кто прочел книгу, так как в родственных связях довольно легко запутаться.

Miss_Bliss
Miss_Bliss28 мая 2009 в 17:00

Признаться, я не ожидала, что по великому роману Голсуорси можно снять сериал, тем более такой превосходный! Его создатели сумели перенести на экран не только основные события, но и дух книги, временами ироничный, временами печальный; смогли убедительно показать противостояние Красоты и Искусства с одной стороны, и эгоизма и собственничества с другой. Все актеры прекрасно подобраны, каждый на своём месте. Особое восхищение вызывает игра Дамиана Льюиса (Сомс) и Джины МакКи (Ирэн). Ирэн получилась прекрасно, несмотря на некоторую несхожесть во внешности актрисы и её персонажа. Можно сказать, что этот образ в сериале даже более реален, чем в самом романе, где Ирэн - скорее некое абстрактное воплощение Красоты и не такой яркий перонаж, как члены семьи Форсайтов. Что же касается Сомса, тут можно сказать только 'Браво!' Дамиан Льюис сумел превосходно передать характер своего персонажа, одного из наиболее сложных и противоречивых в мировой литературе. Сомс не только холодный, невосприимчивый эгоист, но и человек, который любит и страдает и который, несмотря ни на что, вызывает жалость и понимание. Очень советую посмотреть сериал и/или прочитать роман. Вы точно не потеряете время зря. 10 из 10

orangehorizon
orangehorizon11 мая 2025 в 15:01
2 сезон: конец

18+ В прошлый раз мы закончили где-то на второй англо-бурской войне конца 19-го - начала 20-го столетий. Основные герои, за которыми мы следили в первом сезоне уже пережили даже средние лета и близятся к преклонному возрасту (к сожалению, молодым актёрам и актрисам тяжело даётся игра престарелых или почти престарелых), кто-то уже и умер или умрёт во время этого сезона. Конные экипажи постепенно заменяются на автомобили, многие порядки меняются, особенно после Первой мировой - масштабная война привнесла и масштабные изменения в обществе: женщины стали одеваться всё моднее (слегка более откровенно), в обществе больше запросов на свободу слова и отношений вне брака. Люди меняются как бы, время проходит как бы, но всё по-прежнему: те же ошибки, те же решения, те же ценности, та же похоть. Настоящая Любовь опять всё время подменяется чем-то другим. Одни в браке как друзья живут, иные вышли по строгому расчёту, иные до брака занялись любовью (называя это браком), кто-то считает брак просто удобством (комфортом). Есть и те, кто предпочитает менять любовь со скоростью смены перчаток, а то и чаще. Постановка опять хорошая, но и театральная. Актёры прям театрально всё время становятся напротив чётко выверенных пейзажей, поворачиваясь так, чтобы зрителю было лучше видно. Иногда забавно, как персонажи идут и должны по идее встретиться в одном положении, но потом слегка поворачиваются, чтобы в удачный кадр попасть (как на сцене в театре). И эта наигранность и хороша в чём-то, но и портит реализм, как и долгие, постановочные разговоры... протянутые слова. Типично британский театр на киносцене.

zayushka.nanyushka
zayushka.nanyushka18 февраля 2021 в 18:01

Удивительно, какими предрассудками была наполнена жизнь людей всего 150 лет назад. Браки заключались не по любви, а по статусу, выгоде, расчёту. Отношения внутри большой семьи, клана, были до предела формализованы, а если кто-то смел жить 'непринятым' образом, его просто-напросто исключали. Именно такой и была семья Форсайтов. И самыми прекрасными в ней были, конечно, бунтари и изгои - ведь именно они раз за разом помогали всем остальным очнуться и начать чувствовать. Сериал 'Сага о Форсайтах' дал возможность увидеть героев одноимённой книги с несколько другой стороны и испытать более яркие эмоции от сюжета. Особенно хочется отметить молодого Джолиона (Руперт Грейвс), чей образ получился наполненным любовью, добротой и порядочностью; а также Сомса (Дэмиэн Льюис) -  бесчувственного, затем одержимого, и лишь после рождения дочери - понимающего и переживающего человека. Справедливости ради, нужно отметить, что книжный образ этого героя получился более интересным, чем в сериале. Там эволюция характера Сомса чувствуется сильнее. Но и в книге, и в фильме в конце он вызывает искреннюю симпатию и сочувствие. Выбор Джины Макки на роль Ирэн сильно удивил: в ней есть и холодность, и статность, но не красота. Вероятно, так и было нужно для начала саги - ведь в конце внешность героини словно согревается любовью и счастьем. Сериал лучше смотреть после прочтения книги: тогда многие моменты станут более понятными. К тому же, всегда интересно сравнить образы героев из собственного воображения с тем, какими их увидел режиссёр.

tarasel
tarasel8 июля 2020 в 10:39

Книгу я читала в юности, конечно была под впечатлением этой истории, восторгалась Иран, возмущалась Сомсом, сочувствовала неудавшейся любви их детей. Но это было давно, подробности стёрлись. Посмотрев сериал, все вскипело вновь... но уже не совсем так. Отношения к героям скорректировал жизненный опыт. Смотрела фильм как самостоятельное произведение, не сопоставляя с книгой. Но ведь это и есть самостоятельное произведение искусства. Пусть герои не всегда точно повторяют Голсуорси. Сериал производит впечатление именно современной визуализацией эпохи, героев, туалетов, манер. Современность сделала всех совершенно живыми по сравнению со старыми экранизациями, где все как-то театрально, условно, а здесь абсолютно реально. И пусть Ирэн не такая красавица, как описал Голсуорси, но основной мотив ее действий- физическая неприязнь к Сомсу - очень убедительно сыгран. А вот Сомсу, а он очень симпатичный, я сочувствую в отличии от книжной истории. Он так ее любит... и так несчастлив. Но как бы он не проявлял свою любовь, она не будет принята, ведь он неприятен весь, целиком. На мой взгляд, наиболее точно показаны Флёр и Джон. Наверно я такими их себе представляла. В отличии от Сомса и Ирэн, чьи образы были при чтении какими-то неопределенными. А любовь Сомса к дочери - верю и ещё раз верю! И какие костюмы! Спасибо создателям и актерам за чудесную возможность увидеть, как все было, и вновь сопереживать героям этой непростой истории.

Tiffany66
Tiffany6610 мая 2018 в 08:33
Сердцу не прикажешь!

Мне кажется, это главный и основной посыл саги. Разве виноваты Ирэн и Босини, что между ними проскочила искра, из которой разгорелось пламя ненависти между несколькими поколениями? Даже Джун, обманутая невеста и подруга, наплевав на гордость, защищает влюбленных. Актеры подобраны неплохо. Ну и что, что они не похожи внешне на своих книжных прототипов?Зато какая игра! Джине Макки удалось 'оживить' Ирэн, в книге-то она как привидение - ни чувств, ни эмоций, ни переживаний. И актриса очень красивая, хоть и волосы не 'цвета опавшей листвы' и цвет глаз совершенно другой. 'Пират'-архитектор в исполнении Йоана Гриффита чертовски хорош. Сомс, что книжный, что экранный, симпатии не вызывает. Нет в нем того шарма, который бы заинтересовал хоть какую-нибудь женщину. Даже в повесе Дарти больше очарования. Малышку Джун жалко, из нее получилась бы почти идеальная жена и мать. А она всю нерастраченную любовь и доброту отдает 'несчастненьким'. Жаль, что авторы не довели сюжет до конца и не сняли продолжение по 'Лебединой песне'. Поэтому 9 из 10

prouste
prouste21 марта 2018 в 18:09

Посмотрел десятисерийную 'Сагу о Форсайтах', в которой более-менее органично упакован материал исходника. Цикл Голсуорси ( в отличии от Современной комедии и Конца главы) - не выдающихся литературных достоинств, мелодрама с социальными инвективами, однако обрел статус классического произведения и в отношении к исходнику сценариста чувствуется большое уважение. Нового осмысления персонажей, в том числе Сомса, у которого чем дальше - тем больше симпатизантов, нет, сюжетные ходы воспроизведены на протяжении девяти серий без изменений. Лучшая работа крайне удачливого в плане сериальных достижений Льюиса, который сам по себе актер не выдающийся, но хорошей выучки и профессионально состоятельный ( масштаба и дарования нашего Серебрякова примерно). Только ленивый не написал, что создатели совершили микааст с выбором актрисы на роли Ирэн. В романе чрезмерно много сказано о ее выдающейся красоте, а здесь актриса некрасива. Это не критично, поскольку к ней привыкаешь, плюс актриса изящна, а представления о красоте Голсуорси не должны совпадать с зрительскими. Кастинг ровный - никто не выпадает, но особо и не выделяется над средним уровнем ( за исключением упомянутого Льюиса). В десятой финальной серии сценаристы переписали концовку, несколько сместили акценты, завершив сериал примирением Сомса и Ирэн и даже трогательным катарсисом финальных сцен. Это решительно пошло на пользу, серия- самая удачная и в силу этого ощутимо улучшает общее впечатление от сериала, который получше пустышки 'Аббатства Даунтон' ( как Голсуорси несравним с Феллоузом), но столь же уступает выдающимся экранизациям Айвори, существенно превосходящим исходник романов Форстера. 6 из 10

ankamina
ankamina18 мая 2014 в 12:51
Слишком толстая книга.

С первоисточником я была знакома только визуально - при пересмотре бабушкиной библиотеки в поисках интересной книги, частенько натыкалась на два толстенных тома Джона Голсуорси. Отпугивало восторженное совдеповское предисловие о главной ценности романа - порицании прогнившего класса буржуазии. Трагический финал Саги тоже не внушал доверия и желания потратить несколько дней на чтение внушительных фолиантов. А вот посмотреть пару серий с хорошими актерами - почему бы и нет? Наметанным взглядом ценителя костюмированных экранизаций, сразу отметила необычайную атмосферность и музыкальность киноленты. Фортепианная классика, легкие скрипки, восхитительные наряды и яркие декорации - по крайней мере, эстетическое удовольствие гарантировано. С первых минут создатели сериала знакомят нас с двумя ветвями большой английской семьи. Джолион младший (Руперт Грейвз) легко и уверенно заслужил мое неодобрение, бросив жену с ребенком ради любви и понимания подозрительной гувернантки. И это в конце 19-го века, когда каждый развод печатался в городских газетах и обсуждался всем Лондоном. Спустя несколько лет в другой части Форсайтского клана разворачивается стандартная романтическая история, в которой молодой, вполне привлекательный и весьма богатый Сомс Форсайт (Дэмиан Льюис) добивается руки и сердца очаровательной, но бедной мисс Эрон (Джина МакКи). Сюжет развивается в рамках классического викторианского романа: он влюблен и покорен, она - в смущении и сомнениях. И вот - счастливый миг! Она отвечает 'да'... и пара скрепляет согласие, наверное, самым неловким поцелуем за всю историю кинематографа. Вы когда-нибудь задавались вопросом: как жили после свадьбы Принц и Золушка? Долго и счастливо! Это известно всем, кроме Джона Голсуорси... Вместо этого мы видим властного, ревнующего даже к лучшей подруге Сомса, молчаливую и холодную Ирэн - гнетущую картину семейной жизни, без понимания и взаимности. Еще мгновение - и мы наблюдаем яркое чувство, вспыхнувшую между Ирэн и архитектором Босини, женихом ее лучшей подруги Джун. Вероятно, я должна была радоваться за Ирэн - она так счастливо выглядит рядом с Босини... Или мне стоит посочувствовать бедняжке Джун, осознающей измену жениха и рыдающей ночами в подушку? Или мне закусить губу наблюдая за терзаниями Сомса, у которого под идеальным, застегнутым на все пуговицы костюмом, бушует настоящий ураган чувств? Кто прав, кто виноват? Может ли настоящая любовь быть настолько разрушительной и пугающей? Сомс страдает, страдает не только от неразделенной любви и измены жены, но и от неумения выразить свои чувства... Самые лучшие свои идеи он сообщает не вовремя, не к месту. Свои разбитые надежды он высказывает в понятных ему терминах финансов и собственности - на большее он не способен. Говорить о своих переживаниях он не научен - это слишком личное, слишком болезненное. Семья не может оставаться в стороне, когда на их глазах разворачивается трагедия, но никто из Форсайтов не мог представить, как глубоко эта разрушительная страсть повлияет на жизнь практически каждого Форсайта, расколет семью на два враждующих лагеря, трагически изменит жизни следующих поколений. Что касается технического выполнения - качественные актерские работы радуют глаз. В начале просмотра слегка удивлял выбор Джины МакКи на роль красавицы Ирэн - уж очень бледной кажется героиня на фоне рыжеволосого эффектного Сомса. Тем не менее, к ее актерским возможностям нет никаких претензий. Старшее поколение Форсайтов колоритно оттеняет молодежь, добавляя в общую картину какую-то цельность и завершенность. Руперт Грейвз и Йоан Гриффит в ролях молодого Джолиона Форсайта и архитектора Филиппа Босини - в меру милы и убедительны. О Льюисе придется сказать отдельно, как и о его персонаже. Удивительно, как этому худому рыжему британцу удается играть омерзительных типов так, что невозможно отвести глаз. Отношение к его персонажу меняется от легкой насмешки, до желания стукнуть его хорошенько, потом прочитать длинную нотацию и, наконец, приласкать и посочувствовать. Он любит до глубины души, страдает одними глазами, выражает презрение или восхищение едва заметной улыбкой и легким изгибом брови. Вы можете любить или ненавидеть его персонажа, но в убедительности актерской игры сомневаться невозможно. А как же толстая книга? Я ее прочитала меньше чем за неделю. Снова влюбилась, снова смеялась и кусала от волнения губы... Пересмотрела еще раз сериал (надо же было сравнить впечатления). Идеальных экранизаций не бывает - и эта не исключение. Есть неточности, есть авторская интерпретация сценаристов. Сомсу добавили отрицательных черточек, Ирэн сценаристы сделали более живой и понятной. Однако киноленте удалось главное - передать зрителям любовь к персонажам и бессмертной Саге. Что вы знаете о любви? Вы возомнили себя специалистом? Что ж, проверьте себя - посмотрите Сагу о Форсайтах. 9 из 10

Assassins17
Assassins1717 марта 2014 в 12:27
Сага

Признаюсь, книгу я не читала, поэтому буду судить только сам фильм. Итак, чтобы не повторяться с другими рецензиями, начну с перечисления минусов и плюсов. Начнем с минусов: 1) актерский состав. Подбор был проведен, на мой взгляд, очень плохо. Джине МакКи (Ирэн), ну никак не смотрелась в роли ослепительной красотки. Уж, простите ее поклонники, но это правда. 2) актерская игра. Некоторые персонажи вышли крайне неудачно, нераскрыто, однобоко. Им не веришь, их не жалко, хочется побыстрее перемотать сию муку. 3) Сценарий. Сценарист фильма убил всю логику первоночального творения. Как я понимаю, главной героиней, которой должны были бы сопереживать, должна стать Ирэн. Но мне ее на протяжении фильма нисколько не жалко, а наоборот, в конце фильма я стала ее презирать и ненавидить. Некоторые пишут, что она вышла замуж не по любви, из безысходности. Но, может быть, я чего-то не понимаю, или все же можно было пойти работать, и не губить себе жизнь, да и другим тоже. Дальше, я так понимаю, главным 'плохишом' должен был стать Сомс. Но мне его жалко на протяжении всего фильма. Я сопереживаю и сочувствую ему, не понимаю, почему ему на долю выпало столько испытаний, чем он это заслужил. 4) грим. Здесь об этом уже многие писали так, что не буду повторяться. 5) Нравственность. Либо я чего-то не понимаю, либо я ханжа. Почему аморальное поведение здесь восхваляется (любовники, измены, предательство), а благопристойное нет? Почему, ответьте мне пожалуйста, я должна сопереживать тем, кто нарушает все принципы морали? Может быть я слишком молода, и ничего не понимаю в жизни? Увольте, но я за семейные ценности. Плюсы: 1) передание эпохи. Нет слов. Костюмы, дома, экипажи все передано на 100%. 2) Актерская игра. Опять же. Некторые отыграли на 5 с плюсом. Дэмиэн Льюис, на мой взгляд, справился лучше всех. Итак, что же бы хотелось добавить. Стала бы я рекомендовать этот фильм? Нет, не стала бы. 7 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск23 июня 2013 в 04:37

Я посмотрела этот фильм уже после прочтения книги. Первые впечатления: 'Боже, ну как можно так похабить собственную классику!' Ирэн, 'тициановская Венера', с теплыми карими глазами, здесь -- костлявая Баба-Яга-брюнетка.. Первая мысль: наверняка какая-нибудь жена режиссера. Но буду дальше сильно придираться. Одним словом, сначала я скептично ко всему этому относилась, но потом осознанно изменила свое мнение, объясню почему. Создатели фильма внесли в Сагу свою позицию и трактовку, а это как раз очень не любят снобистские почитатели экранизаций классики 'слово в слово'. Хотя я иногда и сама такая, не буду врать. Но в этом случае, считаю, получилось удачно, ибо точку зрения создателей безоговорочно разделяю. По сути, родители разрушили счастье своих детей, и получилась современная 'Ромео и Джульетта', только в сто крат более трагическая (правда надо сделать оговорку, что на деле все еще более грустно). Но в отличии от книги, здесь Ирэн это поняла, и в конце последовало счастливое примирение сторон, правда горю этим все равно не поможешь..Но зато сохраняется печальная правдоподобность, а те кто читал, слегка торжествуют..

Ollena_t
Ollena_t6 февраля 2013 в 20:35
Жаль

Давно хотела посмотреть эту экранизацию великой Саги, но с первых минут не заладилось, все удовольствие от просмотра портила Джина МакКи, я в полном недоумении - почему именно она сыграла Айрини? На ее лице за весь фильм я насчитала целых две эмоции, диапазон ее чувств настолько скуден и мал, что не всегда понятно, что же все-таки она пытается изобразить. Вечно одинаковая, сухая, пресная и неинтересная...неужели такой была Айрини? Конечно нет, теплая, чувственная, нежная, мужчинам так хотелось быть рядом с ней, греться теплом, которое она излучая - но тут Айрини это ледышка, не способная выразить ничего. Глядя на нее, непонятно почему все восхищались ей, почему Джун не смогла ненавидеть ее, почему старик завещал ей деньги, ну и наконец - почему Сомс так желал ее. Напротив - Дэмиан Льюис, такой талантливый, фактурный актер, он изобразил Сомса, которого жалко, жалко за его любовь, за его отчаянный шаг, он так хотел, что бы Айрини хоть один раз посмотрела на него без отвращения, он мечтал о любви. Для меня очень значимая сцена с красным платьем, разве после этого можно говорить, что он бесчувственный бакалейщик? Его Сомс настолько хорош, что я невольно приняла его сторону, мне стало больно и обидно за него, возможно в этом сыграла свою роль Джина МакКи. На счет остальных героев - Джун здесь изображена некой истеричной особой, которая как правило гоняется за Сомсом и спешит выразить свое презрение, и честно говоря под конец фильма это уже начинает раздражать...симпатию не вызывает ни актриса, ни ее персонаж. Неужели Виннифред была такой простушкой? Сомневаюсь. Понравился Монти, таким я его и представляла. Вывод. С такими возможностями можно было снять действительно гениальный фильм, но к сожалению разочарование от просмотренного столь сильное, что я хочу побыстрее забыть увиденное и надеяться, что вскоре снимут новую экранизацию и кастинг на этот раз будет более удачным!

Anastasia_Paula
Anastasia_Paula1 февраля 2013 в 17:40

Я начала смотреть этот сериал, т. к. книгу читала в университете. Сначала меня насторожили Сомс и Ирэн. Я их представляла совсем не такими. Но Сомс постепенно к концу фильма, где он играет пожилого английского джентльмена, стал более ярким и выразительным. Зрители искренне сочувствуют ему, той любви, которую он пронес через всю жизнь. Ирэн мне показалась совсем неудачным вариантом (Найри Даун Портер в экранизации 1966 года более хороша). В актрисе нет той притягательности и яркости, которую так тщательно выписал автор. Образ получился блеклым, непонятно, как в такую женщину влюблялись все и шли на поводу ее желаний. Хороши в этом фильме представители старшего поколения: старый Джолион, Джемс, тетушки. Настоящая английская семья! Джун неплоха, интересный и необычный образ. Запоминаются Аннет, Флер, Джон. Вот Уинифред получилась совсем непохожей на аристократку, она слишком простовата. Но ее муж Дарти получился очень забавным и ярким персонажем. Босини в этой экранизации выше всяких похвал, получился яркий, романтичный и живой образ, да и актер довольно привлекателен. Сама атмосфера викторианской Англии воссоздана очень хорошо. Она помогает зрителю чувствовать то время, окунуться в него. 10 из 10

Aruru
Aruru23 июля 2010 в 12:12
Смотреть!

Признаюсь, произведение я не читала, а этот сериал посмотрела только из за того что в нем играет горячо любимый мною Кристиан Коулсон. И не пожалела. Атмосфера того времени передана отлично и, я думаю, основные события были представлены. Актерский состав подобран прекрасно, разве что не понравилась Ирен в исполнении Джины МакКи (по внешности). Сомс Дэмиана Льюиса шикарен! Невероятная актерская работа. Я ему поверила. Самые любимые серии - это 6 и 7, ведь в них играет Кристиан. Джолли Форсайт в его исполнении неповторим, да и сам персонаж мне импонирует. Прекрасная экранизация классики.

Mary101
Mary10115 сентября 2013 в 05:56
Отличная экранизация

После прочтения книги было очень интересно посмотреть экранизацию этого великого произведения. Что ж, вполне достойно! Понравились актеры, костюмы, атмосфера. По моему мнению, все актеры отлично подобраны. Ирэн. Всем, кто читал книгу, известно, что Голсуорси описывал её иначе, ну и что. Зато Джина МакКи замечательно справилась с этой ролью и обаяние в ней есть. Лично я сначала увидела именно отрывки из этого сериала по телеканалу «Культура», за что ему спасибо! А потом прочитала книгу, но для меня Джина – отличная Ирэн. Она создала образ приятной трогательной, не всегда счастливой, но честной достойной женщины. И хорошо, что не взяли на эту роль какую-нибудь красивую, но менее талантливую актрису, только потому, что нужен был блондинистый цвет волос. Многие осуждают Ирэн. Но не я. Вдумайтесь, она жила без собственных средств и без родителей, с теткой, которая постоянно попрекала её нищетой и буквально толкала замуж. Если не Сомс, то другой, так что Ирэн выбрала из двух зол меньшее. По крайней мере, Сомс был молод в отличие от другого жениха. Это сейчас можно спокойно жить с родителями, работать, ни от кого не зависеть и ждать свою любовь. У Ирэн такой возможности не было. Сомс. Отличный выбор актера. Лично я полюбила этого персонажа в книге. Очень было жалко его и в книге и ив фильме. Ведь он неплохой человек. Не пьет, не бьет, не изменяет, работает, семью обеспечивает. Просто он и Ирэн - не те люди, которые должны были быть вместе. Но он не хотел этого понять. Его ошибка в том, что он – собственник (недаром так названа часть книги), он выбирал жену по внешности, как красивую вещь, себе по статусу, которая будет хорошо с ним смотреться – как приобретение. Он не мог понять, что нужно найти женщину, которая полюбит его самого, его личность, его душу. И в этом его несчастье. Актер Дэмиен Льюис замечательно передал всю трагедию этого человека. Еще понравились Джун, Джолион-старший и средний, Монти Дарти – все вписались в образы, созданные великим писателем Голсуорси. Хороша молодежь - Флер и Джон, они не такие эгоистичные как в книге( лично я ненавидела книжную Флер, а тут она милая). Интересный, красивый сериал. Рекомендую любителям классической литературы, сложных судеб, костюмных исторических сериалов. 10 из 10