Хотелось написать: «Revolucion», но я, пожалуй, приберегу это для обзора на «Землю и Свободу», если посмотрю её когда-нибудь. На вопрос «Смотреть или нет?» отвечаю: «Да!». Просто потому, что это — очень интересно, живо, наконец, необычно. И, всё же, я очень со многим не согласен из того, что увидел. Не количественно, а качественно. Но, к счастью, в дальнейшем ситуация стала выравниваться (просмотрел только первый сезон и начало второго, каюсь, выравнивания не увидел полностью, но просто знаю, что оно должно быть). Итак, РФ таки решает продолжить отыгрывать Российский Райх 2,0 и после Крыма вводит войска в Норвегию, чтобы получить ещё территории и несколько нефтяных месторождений. Причём, странным образом, за всем этим стоит Евросоюз, желающий заставить Норвегию таким странным путём возобновить добычу нефти и газа. Зачем? Видимо, норвежская нефть — высшего качества, по сравнению с тем, что наша необъятная имеет предложить мировому рынку на данный момент. Вроде как, по всем канонам как истории, так и фильмов а-ля «Красный Рассвет» бравые норвежцы должны были организовать Сопротивление и врезать белогвардейцам, так? Вот тут и начинаются мои разногласия с сериалом… К счастью, недолгие. Итак, изначально у нас есть аж целых три стороны по типу «хороший-плохой-злой». И да, то, где кто находится на первый сезон, вас капитально удивит. 1) Хорошие: норвежское правительство (разумеется). Сотрудничает с русскими (здорово, да?), ничего не делает, чтобы хоть как-то смягчить оккупацию для простых жителей, да и вообще ничего не делает, кроме политических демагогий, в основном, скорее помогает оккупантам. Выкидывает иногда идеи по типу «непротивления злу насилием». О правильности такого подхода и его результатах можете судить сами. 2) Плохие: русские… Евросоюз и США (sic!). МакКой, Спок и Кирк гадского ансамбля соответственно. В смысле, что русские исполняют волю заправляющего всем Евросоюза, а США отдают себе роль этакого медиатора. Да-да, «добрые» американцы с самого начала никого спасать не собираются. Русские ведут себя, как оккупанты: сначала прикидываются добряками, многие, собственно, ведут себя по-человечески, но это — ширма. На самом деле, ни шпионить за норвежцами, ни отстреливать неугодных им — ни разу не чуждо. Европейцы даже не делают вид, что это — нормально. Это и есть нормально для них. Иными словами, если бы в предисловии нам не сказали, что Ближний Восток — разутюжен войной настолько, что ни о какой ближневосточной нефти и речи быть не может, то я бы удивился отсутствию иранских и саудитских шейхов в этом странном союзе. А так крупная буржуазия цивилизованного мира выжимает соки из беззащитной Норвегии. Причём, судя по тому, кого выставили «злыми», беззащитной намеренно. 3) Злые:…(барабанная дробь)… Сопротивление! Нет, я абсолютно серьёзно, в данном случае: норвежские повстанцы на протяжении большей части первого сезона — это просто какие-то отбросы с рогатками. Их старательно, чуть ли не до последнего момента выставляют глупцами, пытающимися бессмысленно сопротивляться оккупантам. То ли потому что нам пытаются сказать, что лучше — интриги и одиночные политические убийства, чем полномасштабный боевой конфликт, то ли потому что Норвегия — типа страна цивилизованная и такую роскошь, как открытое сопротивление и партизанская война, позволить себе не может из соображений престижа, то ли… то ли можно, что угодно, тут выдумать, честно говоря. Сочувствия им не будет очень долго, иными словами. И это — наглый смачный плевок не только в лицо норвежскому народу, но и вообще всяческому Сопротивлению любого исторического периода. Скажем так, это — единственный момент, когда я могу представить недоумённо переглядывающихся… моджахедов, вьетконговцев, «лесных братьев», «бандеровцев», китайских, корейских, чехословацких, советских красных партизан, бойцов армий Людовы и Крайовы, французских, бельгийских, датских и норвежских сопротивленцев, да даже белофиннов, воевавших за оккупированную Финляндией Западную Карелию — словом, вообще всех, кто когда-то воевал за свою землю или то, что считал своей землёй, против интервентов всех мастей. При этом, из всей выше приведённой триады более всего серьёзный подход проявляют…«плохие». Они прямо заявляют, что ведут войну и действуют сообразно проведению масштабной операции в горячей точке в полном соответствии с обстановкой: ведут разведку, слежку, патрулируют улицы, имеют рычаги явного и тайного давления на оккупированный народ — словом, ведут себя грамотно и логично. Даже по-русски разговаривают правильно. Остальные… во-первых, позиции норвежцев — правительства и повстанцев — я уже озвучил. Во-вторых, что логически вытекает из градации, какое-то время они между собой воюют. Без подробностей скажу: смотреть, как глупцы противостоят друг дружке — удовольствие весьма сомнительное. Напоследок отдельно выскажусь в лицо нашим ура-«патриотам», сердечно оскорбившихся от того, что их возлюбленная Россиюшка — выставлена плохой стороной и любящих вспоминать зачем-то Великую Отечественную. Считайте это открытым сообщением вам: забудьте навсегда о ВОВ. Это — прошлое. Это — героическое прошлое, которое не имеет никакого отношения к России сегодня. И просто для справки: можно как угодно относиться к товарищу Сталину, но при нём Норвегия была освобождена от фашистских оккупантов и, увидь он, что вытворяют русские в Норвегии во вселенной «Okkupert» и имей бы он возможность проходить сквозь пространство, Красная Армия пошла бы туда вновь. Освобождать Норвегию от присутствия РФ. Кстати говоря, сценарий — вполне реализуемый в самом сериале: если я ни ошибаюсь, идея использования тория, как экологически чистого топлива, может прийтись ко двору правительству КНР: в Китае — как раз, всё очень плохо с окружающей средой. Если Бергу, наконец, придёт в голову идея с ними сотрудничать, то я был бы рад посмотреть, как красные врежут белым ещё раз. «От всей души» (с) «Солдаты неудачи». 8 из 10
Изначально был настроен крайне негативно, но в процессе просмотра как-то успокоился. Во-первых, сериал как бы и не о русской оккупации. Тут скорее рассказ о том, как норвежцы сами себя продали с молчаливого одобрения Евросоюза и соседей. Кстати! Не знаю, что там хотели сказать авторы проекта, но пока в Норвегии стоят американские военные базы и политику они ведут исключительно в фарватере большого брата. Что как бы намекает… Во-вторых, если эту бедную богатую страну кто и оккупировал из русских, то это была какая-то финансово-промышленная группа. В фильме явно не хватает кадров, где Путин вызывает к себе олигарха и говорит: «Есть тут страна одна, горы, нефть, обыватели. Бери ее и играйся». Тот сначала радуется, а потом узнает о чем речь, рвет на себе волосы, плачет и жалуется, что всю жизнь мечтал об Азербайджане. Поэтому и оккупация проходит как-то без огонька, нехотя и спустя рукава. И как-то до смешного дешево. Даже МиГ ни разу небо над фьордами не барражировал. В-третьих, норвежцы даже оккупировать себя самостоятельно, судя по всему, неспособны. Все действия коллаборационистов и сопротивления настолько нелепы и бессмысленны, что вызывают скорее сочувствие. Перед самым финалом мне даже пришла, что для них такая оккупация — даже благо. Как гипотетическая от злого русского медведя, так и вполне реальная американская. Паника в правительстве, которая начинается после того как двести русских терминаторов проникли в страну, явно указывает на масштабы проблем. В-четвертых, креатив «Свободной Норвегии» — главных спасителей нации — это хорошо знакомые всем по новостям террористические акты а-ля «Аль-Каида» или более модные сейчас «ИГИЛ». Практически полный комплект. Военизированная организация, захват посла, убийство заложников, расстрелы около посольства… Заметьте, все еще нет никаких Т-90 в Осло, блок-постов на дорогах и других ужасов. Со всем справляется местная полиция. Не было только нападений на мирно пасущихся журналистов в России. Но это только первый сезон. Вот когда мы дошли до четвертого пункта, пора спросить: вам ничего это не напоминает? Вот закройте глаза и замените Норвегию на какую-то не столь богатую, но все равно бедную страну на Ближнем Востоке или в Африке. Ну только так, чтобы обязательно нефть была или другие природные ништяки. А Россию на США. Они вполне органично впишутся. К столице подгоняют несколько авианосцев, ставят послушного премьера, местные элиты шустро ищут выгоду из ситуации и учат (нужное вставить) язык, политикой страны управляют из посольства, добиваются для своих каких-то особенных преференций, какие-то военизированные отряды проникают на ее территорию. А чтобы усмирить обывателей, проводят несколько показательных политических убийств… Ну и конечно! В бедной стране тут же возникает какая-то радикальная группировка, которая начинает проводить теракты против агрессора по всему миру. Западного обывателя (пока только норвежцев) пытаются запугать отзеркаленной политикой развитых стран по отношению к развивающимся. Ну и как оно почувствовать себя вот такой территорией? На своей шкуре познакомиться с геополитикой? Очень показательно, что авторы сериала не смогли в противовес этому придумать ничего более эффективного, чем создания норвежского «ИГИЛА». Ну и в конце о самой смешной части сериала: о русских. Что уж тут говорить. Они изображены карикатурно. Западные творцы раз за разом демонстрируют свою зашоренность. Что тут делать? Только шутить. И «Оккупированные» это еще не самое смешное. Я вот предлагаю посмотреть «Войну и мир» по Толстому. Вот уж где можно повеселиться. 7 из 10
«Оккупированные» — свежий европейский телевизионный проект, демонстрирующий нам в сериальном формате социально-политические проблемы современного мира. Изначальная идея довольно оригинальная, за исключением лишь того, что Россия снова — империя зла. Однако ж, справедливости ради, ситуация построена так, что ВСЕ хотят оторвать себе кусок от ресурсов бедной Норвегии — ах, какие алчные негодяи! Познается это через сюжет, который развивается очень неравномерно, частенько проседая. Если выключить звук, закрыть окна и напрочь отключить отопление в доме, то можно услышать, как свистят дыры в сюжете и логике, которых с каждой серией все больше. Впрочем, с этим вполне можно смириться. Сюжет демонстрирует нам проблемы мирового энергообеспечения, неуемных амбиций, политических страстей и взаимоотношений между людьми — далеко до уровня «Карточного Домика», уж не обольщайтесь, господа. Актерская игра не блещет. Персонажи словно каменные, а некоторых за сезон даже недостаточно раскрыли. Личности неизвестные (кроме Дапкунайте — оная, к слову, неплохо отыграла), поэтому смотрел без особых ожиданий от актеров. Стоит сказать, что в сериале используются три языка — норвежский, русский и английский. При том я расположил их в порядке наиболее частого использования. Клюквенный русский акцент проявляет себя только в нескольких сценах, в остальном — везде чистое произношение, аж душу радует. Подводя итог: перед нами интересная социально-политическая драма со средним сюжетом, неплохой постановкой, приемлимой актерской игрой и сказкой полиглота. Скорее рекомендую, но поставить могу не выше восьмерки. Скажем так, к концу подкачало чуть-чуть.
Одной из героических страниц Второй мировой войны является битва за Норвегию (абсолютно незаслуженно забытая кинематографистами), ключевое сражение, во многом определившее ход войны, продолжалось почти месяц (9 апреля — 2 мая 1940 года), норвежская армия уступила превосходящим силам противника, но простые норвежцы не смирились с поражением, за последовавшие годы оккупации, они провели целых три демонстрации, (полностью сломив таким образом боевой дух гитлеровцев, вселив в них страх и уныние), освобождение Норвегии войсками Мерецкова являлось обычной формальностью, запуганные мощным норвежским сопротивлением немцы, покорно сдались патриотам, атаковавшим их на двух суперсовременных мотоботах (шлюпках). Поражённые этой циничной демонстрацией технического превосходства, робкие фашисты признали своё поражение. Прошло семьдесят лет, к юбилею Победы благодарные потомки патриота Квисслинга сняли чудо — фильм, в котором (признавая решающую роль советской армии в освобождении Норвегии) русские выведены оккупантами. Спасибо Норвегия! Спасибо за признательность, можете рассчитывать на нас и впредь! Фильм сразу же поражает искромётным юмором — США вышли из НАТО (они больше не хотят вмешиваться в конфликты, не имея чёткой стратегии — а как же Ирак, Ливия, Сирия?). Это из той же серии как: Бен Ладен вышел из Аль — Кайды и вступил в комитет бородатых солдатских матерей, а мать Тереза заключила пожизненный контракт с Brazzers. НАТО — не только инструмент политического влияния, но и огромные деньги (все страны — участницы обязаны перевооружиться по её стандартам, догадайтесь, кто же их устанавливает, эти самые стандарты?) Жизнь полна чудес, одно из них — американцы добровольно отказывающиеся от денег. Дальше ещё смешнее — Норвегия отказывается добывать нефть! Это страна, пятьдесят процентов экспорта которой составляет продажа нефти, видимо мозг норвежцев поражает тот же вирус альтруизма, что и мозг киноамериканцев, наплевав на экономический кризис (неминуемый вследствие резкой перестройки экономики) правительство Норвегии призывает все страны использовать экологически чистый торий. Европа нуждается в энергии, и предложение норвежцев встречает недоумение, а затем и агрессию со стороны европейцев. Демократически настроенные европейцы пытаются воздействовать на воспалённые мозги норвежцев, используя Россию как европейского жандарма (а для чего существует НАТО, после ухода из которого США, практически целиком состоящее из стран — членов ЕС?). Впрочем это всё мелочи, мы же имеем дело с жанром альтернативной истории, к чему эти придирки. О чём фильм? О злобной, агрессивной России, о маленькой беззащитной Норвегии? Согласно фильму, Россия контролирует часть норвежских буровых установок, чтобы гарантировать таким образом бесперебойность поставок в Европу. В материковой части страны российских войск нет. Несмотря на отсутствие явных признаков агрессии с российской стороны, свободолюбивые норвежцы организуют мощное (они сами это постоянно подчёркивают, скромно упоминая при каждом удобном случае — мы мощные, мы могучие, что — то знакомое (мы — великие) не правда ли?) движение сопротивления. Наличный состав движения «Свободная Норвегия» большую часть фильма состоит из трёх былинных норвежских богатырей: чеченского мальчика Ильяса (его отец был зверски замучен кровавой норвежской гэбнёй, но виноваты в этом конечно же русские), одутловатой бабой — министром безопасности, ощутившей горячий прилив патриотизма в тот момент, когда врачи поставили ей диагноз, предвещающий скорую и болезненную кончину (будучи в здравии, она не помышляла о сопротивлении, убить ведь могут, прямо как в анекдоте про Рабиновича идущего в бой со словами — если меня убьют, считайте коммунистом, а если не убьют, то не надо), и отмороженным солдатиком с лицом ярко выраженного дегенерата (парень изъясняется исключительно лозунгами, нормальная речь не для него: свободу — Норвегии, русские — вон, мы — мощные, мы — могучие). Конечно же у русских захватчиков нет шансов против такой сплочённой организации, оккупанты будут с позором изгнаны, демократия торжествует! Если бы всё было так просто, автор идеи (он сам подчёркивает что не писал сценарий) Несбё в своём интервью одному глянцевому московскому журналу (известному замшелыми либеральными взглядами) говорит о том, что идея возникла у него ещё в 2007 году (ещё до коварного нападения огромной, свирепой Южной Осетии на маленькую, беззащитную Грузию), и «идея заключалась в том, чтобы перенести опыт наших родителей, прошедших вторую Мировую в сегодняшний день… чем готовы рисковать люди ради таких абстрактных понятий как независимость, свобода, демократия, это не про героических норвежцев и зловредных русских». Журналист (российский) настойчиво пытается добиться от автора признания агрессивности русских: «наверное, когда Россия присоединила Крым, вы сказали себе Бинго!». Писатель вынужден терпеливо, как слабоумному объяснять: «то, что оккупантом выступает Россия, для меня не важно, я вообще предлагал, чтобы это была вымышленная страна… объясняю ещё раз, моя идея про богатую страну, которая становится жертвой оккупации, но сохраняет привилегии богатой страны». Несбё интересует феномен коллаборационизма — что заставляет людей сотрудничать с агрессором? Фильм очень хорошо показывает различные мотивации коллаборантов, для одного (премьер — министр Берг) стремление не допустить настоящей войны, для другого (Дьюпвик) — чувство долга, боязнь за семью, для третьей (Эни) — материальный интерес, ресторан на грани разорения, а русские хорошо платят. Этот фильм про норвежцев, и для норвежцев, чувствуется глубокая симпатия авторов к современным норвежским политикам, они показаны глупыми, амбициозными, трусливыми недоумками. Премьер — министр трусливо соглашается на условия ЕС а затем мужественно спрятавшись на территории американского посольства, начинает строить планы по втягиванию России в настоящую войну. Хорошо показано брезгливое отношение американского посла к «правительству Норвегии в изгнании». Русские не похожи на самих себя в этом фильме (ни одной пьяной рожи, нет икон под которыми мы обычно хлещем из самовара водку, даже татуировок с профилем Сталина, и тех нет), выдержанные (кроме момента с захватом премьера), спокойные, немудрено, ведь русского посла играет потомственная русачка с исконно русским имечком Ингеборга и дворянской фамилией Дапкунайте (вылитая рязанская баба, только кокошника ей не хватает). Бойцы сопротивления выведены как оторванные от реальности отморозки, они совершают теракты ухудшающие ситуацию, приближая открытый военный конфликт, в котором у Норвегии нет шансов (по их собственному признанию), и симпатии не вызывают. Итог. Напряжённый, динамичный триллер о слабости современной европейской социал — демократии, и нежелании европейцев умирать за призрачную свободу и демократию. Для тех же, чьи мыслительные способности безвозвратно утрачены вследствие травмирующего воздействия телевизора, и для кого каждое дуновение ветерка представляет собой «кровавую руку Кремля», короче для живущих под лозунгом «Обама нынче черноват, это Путин виноват», этот фильм конечно же о коварной российской оккупации, наслаждайтесь. 7 из 10
Долгое время среди соотечественников была определенная обида, что забыл почти русских западный кинематограф. Прошел этап осторожного интереса к России, как к противнику времен Холодной войны, закончились девяностые с их робкими попытками выписать из россиян союзника, партнера, пусть и аляповатого, как космонавт в ушанке на разваливающейся космической станции в «Армагеддоне» и почти все нулевые на долю гостей из большой северной страны доставались лишь роли бандитов, проституток, да коррумпированных олигархов. И вот, свершилось, новый ренессанс русских, которые «идут». Только за последние пару лет на тему противостояния опасному восточному соседу переключилась «Родина», вышли шпионские «Американцы», «Агент Картер» гоняет советских агентов, русский президент пьет водку в «Карточном домике», а норвежцы отличились «Оккупированными», пожалуй наиболее жестким и злободневным фильмом по теме противостояния с Россией. Завязка действия несколько надуманная. Пришедший к власти в Норвегии левый премьер-идеалист пытается вывести свою страну на роль лидера «новой энергетики», ограничив добычу нефти и газа и начав развитие ториевых реакторов. Необдуманные, поспешные действия приводят к потере поддержки со стороны ЕС и очередного поколения продажных и слабых европейских политиков, а Соединенные Штаты уже давно абстрагировались от проблем и забот континента, как и от всех союзнических обязательств. И вот в образовавшуюся в европейской безопасности щель проникают, поначалу тихо, гости с Востока и неопознанные «вежливые люди». Конечно с самыми лучшими намерениями — занять на некоторое время несколько норвежских нефтяных платформ, чтобы вынудить несговорчивых скандинавов к возобновлению добычи черного топлива на благо всего мира. Дальше, конечно, больше, ведь коготок увяз, птичке пропасть. Просмотр сериала россиянам может отравлять сам его сюжет. Все-таки отечество выведено здесь, как явный, очевидный агрессор. Причем тщательно собран, классифицирован и предложен зрителю весь тот багаж гибридных войн и гибридной же дипломатии, который имел место в противостоянии с Грузией, Украиной, Прибалтикой, ну и используется сейчас в Сирии. Вежливый оскал, так сказать. Мягкие уверения в самых лучших намерениях, за которыми идут достаточно жесткие действия. И несмотря на фактастичность сюжета проза буден дает о себе здесь знать. Впрочем русские представлены, не как типично-клюквенные персонажи, а вполне себе живые люди, представители страны с жесткой, но вполне определенной политикой. Проходящие, поначалу, сквозь ошалевшее и оглушенное норвежское общество, как горячий нож сквозь масло. Действие, поначалу тормозящееся абсурдностью исходной завязки и сдержанной реакцией норвежцев, искренне не понимающих, что происходит ближе к середине разгоняется и вот уже несется на всех парах. Появляющееся сопротивление, противостояние российского посла, параллельно же и фактической главы «вежливых людей» и норвежского премьера, постепенно проявляющееся осознание обществом реальности, теракты, ответные похищения партизан российскими спецслужбами, ну и неизбежное сползание к открытому противостоянию. Определенные сюжетные натяжки с избытком перекрывает злободневность происходящего, особенно с точки зрения западного зрителя, читающего уже несколько лет похожие истории в своих газетах. Резюмируя — перед зрителем предстает достаточно яркий политический триллер с открытым финалом, позволяющим надеяться на второй сезон, который, может, разрешит ворох оставшихся нерешенными вопросов и еще более поднимет ставки. Можно, конечно, рассматривать фильм, как антироссийский «вброс», а можно и видеть в нем памфлет, направленный прежде всего на расслабленность европейского общества и политиков и их неготовность к активному противостоянию с серьезными противниками, будь то гости с востока, или с дальнего юга. 8 из 10
То, что большая политика может быть еще и источником вдохновения, стало окончательно понятно в начале этого десятилетия — жанр политической драмы прочно прописался в сетке вещания главных мировых телеканалов. «Западное крыло», «Политиканы», «Карточный домик», «Государственный секретарь» — эти сериалы реанимировали забытый некогда в Штатах телевизионный формат, и они сегодня ничем не уступают в рейтингах зомби-хоррорам и адаптациям известных некогда фильмов в долгоиграющее телесмотрение. И если американский зритель вполне самодостаточен — для него всегда было важно, что происходит в его собственной стране, он готов смотреть на баталии республиканцев и демократов, — то американскому кинопроизводителю в пределах родного политического контекста стало уже тесно. Тем более что на горизонте вновь появился классический идеологический противник, внешняя и внутренняя политика которого вызывает массу вопросов. И вот в «Карточном домике» появляется президент Российской Федерации Виктор Петров (оригинально, да), прототип которого угадывается более чем легко — внешне все путинские ужимки переданы очень точно, а сделанная сквозной ЛГБТ-тематика и «Пусси Райот» в камео лишний раз говорят о совсем не кинематографической озабоченности американцев происходящим в России. В Украине, где власти в патриотическом запале так и не ушли дальше запрета на показ некоторых российских сериалов, ниша политической драмы в сетке вещания основных телеканалов так и осталась незанятой. Правда, еще летом был анонсирован сериал «Слуга народа», где простой учитель превращается в главу государства, но вряд ли там можно будет ожидать поднятия каких бы то ни было серьезных вопросов сложных отношений с восточным соседом. Парадоксально, но избавляющая от советского наследия Украина по-прежнему живет по ленинским заветам — «Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк», и цирк пока побеждает. То, чего не сделали в Украине, сняли в Норвегии — еще 4 октября там стартовал первый сезон сериала «Оккупированные». Совместное производство компаний трех стран, бюджет в одиннадцать миллионов долларов, купленные права на показ еще до окончания написания сценария — складывается ощущение, что Европа ждала подобное долгоиграющее кино. Но, казалось бы, где страна фьордов, а где Россия со своими угрозами военных интервенций, но даже тихую и спокойную Норвегию со своей двухсотлетней историей демократии уже стало беспокоить стремление русских влезть во внутреннюю политику суверенных государств. Писатель Ю Несбё, сценарий которого положен в основу сериала, очень умело использовал страхи норвежцев, доставшиеся им еще со времен холодной войны, добавив к ним новые фобии — глобальное потепление и энергетическую зависимость от нефти и газа. Итак, в недалеком будущем, когда климатические изменения обернулись природной катастрофой, норвежское правительство принимает недальновидное, на первый взгляд, решение — полностью прекратить добычу углеводородов, и сконцентрироваться на выработке слаборадиоактивного металла тория, став его основным поставщиком на энергетический рынок Евросоюза. (Эта идея, кстати, обсуждается в не имеющей атомной энергетики Норвегии с начала нулевых). Евросоюз, не довольный таким решением, руками Российской Федерации вторгается в Норвегию, выставляя одно требование — возобновить бесперебойные поставки углеводородов в страны ЕС. Планы русских, правда, несколько иные — не изменяя социальную и политическую обстановку в Норвегии, они планируют оставить контроль за добычей нефти и газа в своих руках. Оксюморон? Это как посмотреть. И пусть по сценарию США уже вышли из НАТО, пусть власть в северной стране принадлежит зеленым, пусть еврокомиссар ведет себя не как миротворец, в этих сценарных ходах читается совсем не Норвегия. Вот к нефтяной платформе в Баренцевом море подлетают несколько вертолетов и контроль над ней уже осуществляют совсем другие люди. Вот норвежский премьер-министр, отсматривая видео с камер наблюдения, удивляется: «Это же спецназ ГРУ, как они вообще попали на территорию нашей страны?» Вот посол РФ в Норвегии Ирина Сидорова (оригинально, да) становится жертвой покушения со стороны норвежского солдата, которого сначала похищают, а потом насильно удерживают на территории посольства России. Вот Российская Федерация заявляет о необходимости экстрадиции норвежского подданного — бывшего чеченского боевика, которого на родине ожидает уголовное преследование по обвинению в терроризме. Знакомо, не так ли? Скорее похоже на программы новостей за последний год — Ю Несбё определенно вдохновлялся информационными телепередачами; уродливая реальность сегодня такова, что сценаристу порой не нужно придумывать оригинальных ходов, нужно всего лишь держать руку на пульсе происходящего в мире. И это всего лишь события первых трех эпизодов, а впереди еще семь, и сериал уже продлен на второй сезон — европейская публика встретила нордическое зрелище крайне благосклонно. Чего не скажешь о российском после в Норвегии, привычно заявившем для прессы о русофобии и неуместности подобных фильмов в год семидесятилетия победы во Второй мировой войне. «Хорошие сапоги, надо брать!» При этом «Оккупированные» не являются слабой кинематографической поделкой: это действительно сильная работа с выверенными диалогами и актерской игрой (на роль российского посла пригласили Ингеборгу Дапкунайте, а работниками посольства РФ являются русскоговорящие актеры, что вселяет некую надежду, что хотя бы русские ругательства будут произноситься в сериале в уместных местах), с прекрасными операторскими решениями и хорошим саундтреком — тонкая пропагандистская составляющая запрятана там настолько далеко, что порой кажется, что ее нет и вовсе. Ну а то, что именно норвежцы первыми увидели необходимость художественно осмыслить произошедшее в Крыму и на востоке Украины — их право. Могли бы и вовсе не приглядываться — все-таки Норвегия и Россия существуют не только в разных цивилизационных пластах, но и в параллельных вселенных, да и, строго говоря, неповоротливому медведю еще Финляндию нужно перемолоть, чтобы печальная фантазия «Оккупированных» стала реальностью. Хотя, если вдуматься, даже в каких-нибудь «Ходячих мертвецах» с «Нацией Z» реальности тоже немало — вот вроде бы и не про 1/6 часть суши совсем, а как похоже на современную российскую реальность, где общность людей, укушенных телевизором, способна растерзать каждого, кто не похож на них. Вечера этой осенью перестают быть томными.
Сериал — новая веха в альтернативной истории в кино. По сюжету, заботящаяся об экологии миролюбивая Норвегия, решает прекратить добычу нефти и газа и перейти на более «зеленые» технологии, тем самым создавая угрозу монополии мировых транснациональных нефтедобывающих корпораций. Попытки политического давления на непослушное норвежское правительство не увенчались успехом и тогда Евросоюз, вступив в сговор с Россией, переходит к более жестким «санкциям» — премьер-министра внезапно похищают, а нефтяные вышки захватывает русский десант… Посмотрев первую серию, я, честно говоря, был удивлен, ведь ожидал увидеть очередную развесистую клюкву а-ля «Red Dawn» — злобные полудикари-азиаты в ушанках и ватниках, с трудом разговаривающие на ломанном английском, но здесь все оказалось очень «цивилизованно» и я бы даже сказал «по-европейски». Видимо, история с «вежливыми зелеными человечками» подействовала отрезвляюще на горячие головы в западной киноиндустрии. Пока что это «лучший» антирусский пропагандистский кинопроект со времен холодной войны. Но сюжет, конечно — откровенный бред. Попытка Норвегии в одностороннем порядке перейти от нефти к более дешевому и перспективному источнику энергии — ториевым ядерным реакторам (тория на планете в 4 раза больше, чем урана и теоретически ториевые АЭС смогли бы составить конкуренцию ископаемому топливу) выглядят более чем наивно. Еще более абсурдно выглядят все эти аллюзии на «Мюнхенский сговор», в которых России отводится роль международного полицейского-карателя по аналогии с фашистской Германией, но в современных реалиях заговора транснациональных нефтедобывающих корпораций. Чтобы Европа сговорилась с Россией да еще и заставила бы ее напасть на члена НАТО — просто смешно. Для усмирения непокорного норвежского правительства есть свои базы НАТО в Норвегии. И вообще достаточно зайти в википедию и найти там статью «Список военных операций США». Тогда последние действия России в Украине покажутся просто детскими проказами на фоне деятельности ее заокеанского «партнера». Потому более правдоподобнее звучало бы вот такое описание: «Сериал рассказывает о недалеком будущем, в котором с молчаливого согласия ООН США оккупирует Корею, Иран, Кубу, Вьетнам,… Афганистан, Ирак, Ливию, Сирию, Йемен… из-за того, что вновь избранное правительство, заботясь о благосостоянии собственного народа, решает национализировать компании по добычи нефти и газа, а доходы от продажи направить в суверенный бюджет.» В целом же, несмотря на всю бредовость сюжетной завязки и наивность происходящего, присущую всем северо-европейским фильмам, пилотная серия смотрится вполне сносно. Возможно, в последующих сериях градус накала русофобии будет повышаться и западному зрителю раскроют какую-нибудь «страшную правду», например, что русские «оккупанты» на самом деле не такие уж и вежливые, но надеюсь этого не произойдет и сериал останется осторожной попыткой предостережения и признания Европой военной мощи России.