С VIII века в Срединном царстве (Чжун-го) или Поднебесной между собой боролось несколько мелких государств. В китайской истории этот период именуют «Борющиеся царства» (Чжаньго). Победителем из этого противоборства вышло царство Цинь. Его правитель принял титул императора (хуанди) и завершил объединение Китая. Но в глазах побеждённых народов он был только жестоким завоевателем. И множество великих духом людей сделали смыслом своей жизни убийство деспота. Вот только не всё, что кажется злом на расстоянии, оказывается им при более близком и глубоком погружении в суть вещей. Чжан Имоу рассказывает если не ту же самую, то основанную на той же легенде историю об императоре и его убийце, что и Чень Кайгэ несколькими годами ранее. Но сюжет, стиль и общая композиция здесь совершенно иные. Повествование подобно большому клубку, смотанному из разноцветных нитей, каждая из которых придаёт новую тональность и красочность одним и тем же событиям. Цинь-ши-хуанди беседует с Человеком-без-имени, который раз за разом рассказывает одну и ту же историю, но всякий раз на новый лад. Каждый следующий вариант развития событий окрашен в свою особенную цветовую гамму и даёт собственную интерпретацию поступков персонажей и мотивов их действий. В красном (цвет любви и кровопролития) рассказе страстная любовь перетекает в ненависть и жажду мести. Голубые оттенки превращают историю в повесть о самопожертвовании великих людей во имя идеи и любви. В белый цвет силы духа и величия окрашен третий фрагмент. Зелёные краски проникают в рассказ вместе с надеждой и мечтой о будущем счастье и гармонии, которая чем труднее достижима, тем более желанна. Каждый вариант – это узкий взгляд на происходящее, искажаемое конкретным цветом/взглядом в определённую сторону. И только соединение и сочетание всех радужных оттенков даёт не только богатство палитры, но и широту охвата подлинного понимания истории в целом. «Герой» - это синтез древних восточных традиций и искусства постмодернизма посредством кино. Режиссёр словно иллюзионист создаёт простор для всевозможных домыслов и интерпретаций. Множественные ассоциации и аллюзии ткут причудливый узор. Визуальная эстетика и завораживающая музыка во многих сценах подменяют собой диалоги и закадровый текст, оставляя простор для сотворчества зрителя. Здесь нет отображения подлинных событий китайской истории, но есть их мотивы. Созданная Имоу особая художественная реальность неисчерпаема в своей незавершённости. Прошлое сосуществует с настоящим, которое перекидывает жертвенный мостик для прихода грядущего. Нелинейная история основана на циклических повторениях, становящихся ключевыми характеристиками раскрытия сути. Смысл «Героя» прочитывается, исходя из синкретизма восточного мировоззрения. Все китайские искусства взаимосвязаны. Достижение высочайшего мастерства в живописи, музыке, каллиграфии или даже боевом искусстве возможно только через предельное напряжение воли. Сосредоточенный дух способен объять собой всё мироздание, достигнув высшего уровня жизненной силы. Достигнув совершенства в каллиграфии можно тем самым открыть способ стать мастером боя. Ведь во Вселенной всё взаимосвязано. Космос – единая резонирующая система, гигантский мир-организм, в котором царит воздействие-отклик (чань-ин). Развитая личность предельным напряжением своей воли может воздействовать на Вселенную, и она откликнется в соответствии с силой и характером воздействия. Сила искренности и духовной сосредоточенности даёт способность творить почти невозможное. Недаром персонажи в кадре показаны в соответствии с композицией традиционной китайской живописи в неразрывном единстве с окружающим пространством. Все пейзажные виды в «Герое» предстают словно с горной вершины. Разные планы отделены друг от друга воздушной дымкой. А высокий горизонт усиливает ощущение бескрайности пространства. Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье не осознаешь толщину земли. Ничто в этом мире не достаётся даром, а обретение не происходит без утрат. Так и вкус счастья возможно оценить лишь, потеряв его. Ради жизни и благоденствия многих нужны скитания и муки некоторых, возможно лучших сынов и дочерей своей земли.
Из всех фильмов, которые довелось посмотреть, этот, пожалуй, на текущий момент, подходит лучше всего под определение 'По-настоящему красивый'. Фильм просто поразил в свое время моё воображение. Каждый раз, пересматривая, я снова поражалась его красоте. Посмешили некоторые отзывы из разряда 'хаха, летают по воздуху, что за бред'. Складывается впечатление, что восприятие идет исключительно поверхностное без вникания в процесс с точки зрения искусства и восточной философии. Фильм очень китайский, очень восточный: врядли он будет по вкусу чисто западному зрителю (вернее, скорее, зрителю с исключительно западным восприятием мира или без воображения), особенно с таким посылом (Жизнь одного человека, даже если он Герой, ничто по сравнению с целостностью и величием Империи и миром в Стране) в век всеобщей 'демократической толерантности' 1) Каждая визуальная составляющая вызывает ощущение некого аллегорического штриха, который в итоге складывается в цельное полотно, напоминающее сучжоускую вышивку, рисунок тушью и каллиграфическую зарисовку. 2) Всё это действо сопровождается удивительно выверенным звуком, очень четко подобранным под каждое движение, каждый шелест, каждый 'вздох' рисунка. Похоже на поэзию в фильме. 3) Персонажи. Не могли быть другими. Олицетворяющие особенности восточного восприятия идеального мира с той или иной точки зрения (Что выписывал Сломанный меч практически весь фильм), отражающие такие ценности, как спокойствие, терпение, понимание, страсть, поиск, которые даже при общем их наличии могут конфликтовать из-за разного понимания 'блага'. 4) Цвета. То, что в этом фильме, как будто бы, стоит на первом месте. Цвета, такие сочетания и позволяют воспринимать этот фильм настолько отличным от других, в том числе китайских фильмов. Здесь, думается, заслуга Художников-постановщиков и, наверное, самого режиссера, который умеет снимать совершенно разное кино, но цвета всегда имеют существенное значение. Чжан Имоу этим ведь тоже отличается. Итог: такая, может быть, странная, но оттого притягательная картина. Слово 'Картина' здесь ключевое. Мало слов - больше мысли и созерцания. 10 из 10
Давно не писал, естественно за это время посмотрел ряд фильмов интересных и не очень. Хочу рассказать об одном необычном. И так, Джет Ли только 'пошел в массы' - начал получать миллионные контракты на фабрике грез, и тут едет обратно в Китай, что бы сняться в этом фильме, зачем, почему? Давайте разберемся. Прошел год после 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' обласканного критиками (4 оскара) и зрителями (12,5 раз отбил бюджет), и амбициозный китайский режиссер решает снять фильм о Китае, о единоборствах, о морали, что же это? Попытка прокатиться на чужой волне? Поднять бабла? Посмотрим... Сюжет отсылает нас в эпоху разрозненных княжеств Китая, в эпоху мифов и легенд, нет, в этих ваших европах еще не жгли ведьм, еще дальше, когда до Христа было еще 2,5 века, а в европе так же верили в духов, и множество богов. Время поистине загадочное, былинное! Сюжет течет плавно как сказка, но имеет отчетливо видное русло, с которого ему не сойти. В повествовании полно отступлений, домыслов, разрывов фабулы, в общем вкусно и интересно, единственный минус, как я уже говорил, - предсказуемость. Тем не менее фильм, ни разу не зануден, но об этом позже. А сейчас заслуженные 1,5 за плотный и интересный сценарий, с непредсказуемой концовкой. Очень большой бюджет для китайского кино не был распилен, как это часто бывает в этой стране. Визуальная составляющая великолепна, некоторые моменты можно смело скриншотить и ставить заставкой куда угодно - все по восточному ярко, красочно, необычно, подвижно - одни словом вкусно! 2 из 2 Скажем так, западному человеку понять все 'натянутые моменты' не легко... Так же как Энг Ли, Чжан Имоу делает необычные для западного зрителя ходы конем в плане тайминга фильма, то растягивая, то нагнетая. Но в отличие от ширпотреба, в этих фильмах чувствуется, что это не из-за дыр в сюжете, а по велению сердца режиссера, тем не менее, в месте с необычностью приходят некоторые сложности. Все таки кое-что мне не было понятно, и в итоге имеем 1 из 2х за временное наполнение фильма. Музыка прекрасна и чудесна, еще бы композитор был честно стырен у 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' - получившего годом ранее оскар за лучший оригинальный саундтрек. Музыка везде, и она не надоедает, она не отвлекает на себя внимание, но приятно подчеркивает, растворяет в себе... 2 из 2х. Актеры. Тут все сложно, есть Джет Ли - и я не побоюсь назвать эту, лучшей ролью в его актерской карьере, а я люблю этого актера и знаю о чем говорю. Есть еще ряд годно отыгравших актеров, но есть и те кто смазывают впечатление, немного омрачая казалось бы отличную игру других. 1,5 В итоге получаем отличный фильм. Можно долго рассуждать, чего не хватает 'Герою' Чжан Имоу, но я точно скажу, что этот фильм для меня сильнее, чем 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' - он глубже и задушевнее. Тем не менее широкие массы не оценили, имея бюджет чуть ли не в 2 раза больше фильма Энга Ли, 'Герой' собрал значительно меньше, не был так безудержно одарен премиями, как похожий фильм вышедший годом ранее. В общем в моих глазах - это еще один недооцененный как в штатах так и России фильм, жаль, очень советую! 8 из 10
'Герой' -- шедевр китайского кинематографа и один из лучших фильмов XXI века. Стилистически выдержанная картина Чжан Имоу показывает Китай эпохи Воюющих царств ('Чжаньго'), нельзя назвать ее историческим фильмом, потому что от реальной истории создатель отошел, она лишь в основе. Но отправить его в раздел фэнтези тоже нельзя, потому что все что напоминает этот жанр -- это летающие персонажи и хождение по воде. Итак сюжет, король государства Цинь чествует человека, который выследил и убил главных врагов короля. В доказательство тому, что они мертвы Безымянный герой принес их оружие, но правителя не так просто обмануть и он просит героя рассказать ему, как же он расправился с ними... Цветовой гаммой фильм делиться на пять частей. Серые здания, дождь -- это первая история, в которой погибает Небо. В красном цвете подается вторая история, рассказанная Безымянным героем, она полна страсти, экспрессии. Сломанный Меч рисует иероглиф 'меч', Летящий Снег отбивает вражеские циньские стрелы -- все это лживая история, выдумка. Бирюзовая история, как сон, как видение, самая нереальная из всех. А теперь вспомним об ассоциациях: в каком цвете у вас представляется правда? У Чжана Имоу она оказалась в белом. И пятая история, которая длиться на протяжении всего фильма, история встречи Безымянного и правителя государства Цинь. Черная история, как сердце будущего китайского императора. Вот и подошло время реальной истории, кто же на самом деле этот король. Все знают, что в Китае построена Великая стена, кто-то сможет вспомнить о ней страшные истории, о людях замурованных в стену и прочее. И все это дело рук вот этого 'черного' императора Цинь Шихуанди. Он был довольно-таки интересной личностью, в 13 лет став правителем царства Цинь, он еще долго находился под опекой свой матери и ее 'евнуха'-любовника. Все это сказалось на его характере, молодой правитель стал доверять лишь одному человеку, своему советнику, который вил из него веревки. К 40 годам он объединил все шесть китайских царств, увековечив свое имя, но больше всего хотел сделать вечным свою жизнь. Парадоксально, но умер великий первый китайский император Цинь Шихуанди после того, как принял таблетку 'бессмертия'. За свою достаточно долгую жизнь император пережил три покушения. Одно из них и стало основой для фильма 'Герой'. Что же взял в свою сюжет Чжан Имоу? Человека, покусившегося на жизнь императора звали Цзин Кэ, в переводе с китайского просто 'наемник', как его звали на самом деле неизвестно. Чтобы получить аудиенцию у императора необходимо совершить что-то значительное. Поэтому Цзин Кэ несет с собой во дворец карту враждующего царства Янь и голову врага, которого он убедил совершить самоубийство во имя высшей цели. Закончилось покушение неудачей... Чжан Имоу взял интересную легенду и сделал из нее конфетку. На этом закончится маленький экскурс в историю Китая. Наслаждайтесь увиденным, потому что 'Герой' помимо красивой картинки, может преподнести еще массу эмоций и последующих размышлений. Тирания, конечно, зло. Но бывает ведь зло и во благо. 9 из 10
Тема восточных единоборств давно заняла достойное место среди зрительских интересов в кинематографе. А если тесное переплетение искусства войны и культуры выведено на запредельно качественный уровень, как в этой картине, она не может оставить вас равнодушным. Забегая вперед, скажу, что этот фильм с переосмысленными атрибутами развлекательного кино, не для каждого, но он должен вызывать те или иные эмоции. Из наиболее близких по ощущениям ориентиров можно выделить «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Говоря доступными понятиями, перед нами еще одна пленяющая воображение вариация на тему парящих в воздухе воинов и пойманных руками стрел. Обращаясь к поэтическим параллелям, полотно сюжета соткано из тканей разных цветов. Каждая из основных историй, рассказанных в фильме, выделяется своей цветовой гаммой, настроением, средствами передачи мироощущения героев, где оттенок их одежды - лишь самый очевидный инструмент. По ощущениям просмотр напоминает прочтение очень интересной книги, пропитанной духом Востока, какой-то едва осязаемой метафизикой. Конечно, это коммерческий проект, а его создатели и участники – всего лишь специалисты в своем деле, но хочется отметить философичность, которая здесь присутствует. При определенной интриге, когда сцена за сценой пытаешься уловить истинное положение вещей, голова не устает, ведь концентрируешься больше на ощущениях, расслабляешься в определенном смысле. Законы физики и здравого смысла причудливо искривляются применительно к главным героям фильма. Они проводят жестокий и в тоже время грациозный поединок на мечах, едва нарушая водную гладь озера, одновременно отбиваются от сотен стрел, обладают невероятной скоростью. Стоит отметить, что такие вот раздутые образы воспринимаются легко и непринужденно, нужно лишь с должным пониманием подойти к просмотру и знать, чего вам ждать. Картина обладает потрясающим визуальным стилем – все происходящее буквально пропитано восточной тематикой и невольно хочется поверить в достоверность представленной историей, имеющей так или иначе исторические корни. Сцены самих боев, наступления армий, осад, выполнены на очень высоком уровне и дадут фору большинству дорогостоящих западных проектов. К оценке этого фильма нельзя подойти с выверенной расчетливостью, ведь главным фактором здесь будут ваши эмоции, как во время просмотра, так и спустя время. Фильм крепко врезается в память и оставляет неизгладимое впечатление, установив в свое время определенную планку качества. 8,5 из 10
Вот два воина бегут по воде, их легкие шаги и концы голубых одеяний тревожат водную гладь, оставляя за собой мелкую рябь; очередное столкновение двух мечей, и крошечная капля воды падает на лицо умершей девы, ради которой и затевалась ожесточенная схватка. Вот юная ученица направляет кинжалы на убийцу своего мастера, пока золотая листва, кружась вихрем вокруг смертоносного танца, окрашивается в багровый цвет, сливаясь с одеянием двух женщин. Вот все они, сойдясь в одном месте, скрещивают клинки во имя идеалов, мести и истины, пока решающий удар еще не нанесен, и капля крови не запачкала белоснежный костюм. Восточные фильмы о боевых искусствах зачастую ассоциируются с определенной долей пафоса, сочащейся с экрана в излишних пропорциях. Замедленное действие, патетичность диалогов, громкие имена, боевые приемы, диссонирующие с законами физики, - вот, что привык видеть среднестатистический зритель. И если обратиться к картине Чжана Имоу «Герой», то покажется, что привычные в таких случаях стилистические аффектации возведены в n-ую степень. Первая половина картины, рассказывающая о Безымянном воине, одолевшем главных врагов будущего императора еще не объединенной Поднебесной Империи, оказывается настоящим визуальным пиршеством, в котором, на первый взгляд, постановочные излишества не несут никакой смысловой нагрузки и присутствуют просто так. Скупость диалогов и подчеркнутая отстраненность заставляют зрителя чувствовать себя непосвященным в происходящее, где действие превалирует над содержанием. И хоть сюжет раскрывается по принципу спирали, с каждым оборотом обрастая большим количеством деталей и завораживающих боевых сцен, интереса от этого не добавляется, и поэтому вся роскошь оказывается недооценённой. С началом негласно отделенной второй половины картины, действие приобретает глубину. Изначально загипнотизировав зрителя, Имоу с помощью любопытных стилистических приемов заполняет смыслом пустоты зрелищных сцен, ранее обозначенных тонкой пунктирной линией. Красочная палитра, своеобразная для каждой сцены, становится отражением действительности, проводником в цепочке множественных флэшбеков. Алый цвет – символ лжи, версии Безымянного воина, которой он пытается обмануть гнусного тирана, голубой – знак мнительности и заблуждения со стороны самого императора, белый же означает правду, подлинный расклад событий. Видоизменяются, однако, не только оттенки одеяний - главные герои раскрываются с совершенно другой позиции, немного гиперболизированной, преподнесенной от третьего лица, что заведомо лишает определенной объективности. Основываясь на цветовой гамме, режиссеру удается создавать неповторимую динамику для той или иной новеллы, не теряя прежней масштабности действия. К тому же, нюансы и поступки, чья мотивация словно оставалась за кадром, отныне становятся понятными. На протяжении всего фильма также чувствуется, как режиссер тонко чередует чрезмерную прямолинейность и напыщенность с деликатностью развития истории и персонажей. Тысяча неподвижных солдат, застывших перед громадным китайским дворцом, мириады стрел, огромной темной тучей обрушивающиеся на жалкие постройки, или сотни свитков, синхронно падающие наземь, – фильм добивается максимальной зрелищности. На фоне такой картинности, однако, очень искусно представляется идея фильма. В коротких фразах, произнесенных почти шепотом, едва заметных жестах, эмоциях на лицах героев, которые сохраняют невозмутимость в любой ситуации, медленно вырисовывается фундаментальная задумка режиссера, решившегося добраться до глубинных смысловых пластов. Строгость в изложении заведомо пресекает ожидаемый пафос, а «тихая» концовка лишь усиливает эффект напряженной кульминации. Полностью раскрыв карты и расставив фигуры на нужные позиции, Имоу словно вторит самому Конфуцию, выражая мораль вневременного высшего значения о месте меча и правды в жизни человека.
После просмотра охватывает легкая тоска, ведь подавляющее большинство зрителей восторгается красотой каких-нибудь «Хоббитов», «Властелинов колец» или «Аватаров», даже и не подозревая о таком бриллианте визуального искусства, как «Герой». Можно пускать фильмы в 3D и IMAX, снимать и показывать с частотой 60 кадров в секунду для большей реалистичности, а можно просто снимать профессионально, с душой и со вкусом. И дело даже не в том, что «Герой» лучше, просто он из другого теста. Антониони, к слову, тоже снимал поистине красивые фильмы несколько десятков лет назад без всего этого, но это уже вообще из другой оперы. Можно без преувеличения сказать, что это поистине удивительный фильм. Масштабность и едва ли не грандиозный размах постановки одних сцен, смешивающийся с гармонией пустынных пейзажей чарующей красоты в других сценах. Многообразие визуальных средств колеблется от аскетичной скупости до засилья деталей в кадре, откликаясь на меняющуюся динамику повествования, которая то стремительна, то тиха как водная гладь. Декорации и костюмы подобраны по-эстетски искусно, всегда попадая в тон не только общему художественному решению того или иного эпизода, но и подчеркивая общее поэтическое настроение картины. Глубоко сдержанное повествование продиктовано в первую очередь философией фильма. Дисциплина и преданность идеи, доходящая до самоотречения, являются главными движущими силами для героев ленты. Бесстрашие и жертвенность связаны с сильной волей столь же неотделимо, как и мастерство владения мечом с искусством написания иероглифов, которым занимаются герои фильма. Это и рождает предпосылки для организации сложнейшего плана покушения на императора. Одна и та же история, рассказанная с нескольких точек зрения, существенно отличающихся друг от друга поступками и приводящей к ним идеологией. Нарочито подчеркнуто это сменой костюмов от интерпретации к интерпретации. Стремления не только завершить начатое, но и постигнуть, казалось бы, недосягаемую тайну меча и иероглифа сплетаются и прокладывают непроходимый путь, на котором герои сталкиваются с непреодолимыми препятствиями и глубочайшими моральными дилеммами. Личная трагедия каждого из персонажей не оставляет и надежды в итоге назвать кого бы то ни было из них победителем в этом противостоянии. Кроме человека, которому жизнь не дала даже имени, но к концу его пути дала нечто более важное – чувство выполненного долга и гармонию.
Восхитительный шедевр восточного кинематографа. Безумно красивая 'экранизация' одной из древнекитайских легенд. Не фильм, а произведение искусства. 'Герой' не идеален (все-таки восточная специфика и условности в сюжете не всем по нраву), но очень хорош: пересматривать его можно снова и снова. В первую очередь фильм примечателен своей 'картинкой'. Великолепные съемки, постановки виртуозных боев на мечах, древнекитайские костюмы и декорации. Буйство цвета и красок! Затем, хочется отметить очень красивую, под стать изображению, музыку. И еще - прекрасных азиатских актеров. Но самое примечательное, что кроме красоты фильм обладает еще очень неслабой смысловой нагрузкой. В нем немало философии (притом не мудреной, а очень даже 'общедоступной') и запоминающихся диалогов. Также приятно удивили многочисленные повороты сюжета. Пусть сам сюжет и несколько надуман, но обыгран он довольно неплохо. В общем, если при просмотре абстрагироваться и смотреть на фильм не как на исторический эпос, претендующий на достоверность, а как на красивую китайскую легенду, то можно получить огромное удовольствие (и абсурдная беготня по воде и прыжки на 10 метров в высоту не будут восприниматься с иронией).
В погоне за формой не забудьте о содержании. Безусловно красиво, изначально и я хотел оценить его на '10'. Но! что прячется за этой УМОПОМРАЧИТЕЛЬНОЙ красотой? Профанация легизма? Не провокация ли это Чжана Имоу? Извините, если кто-нибудь снимет высокобюджетный красивый фильм, который будет оправдывать и возносить в добродетель правление Гитлера или Сталина. Такой фильм тоже будет иметь высокие оценки? Каким образом показанное и сказанное в финальной сцене будущим императором о его понимании иероглифа относится к тому, как он, после объединения Китая, живьем закапывал инакомыслящих, сжигал их книги, к его последующей кровожадности и деспотии? По содержанию фильм должен понравиться тем, кто считает, что добро должно быть с автоматом. Только я вот считаю, что добро, взявшее в руки автомат, становится злом, и этим от него и отличается. 1 из 10
Восток – дело тонкое... как след капли, сползающей по стеклу; как ярко и призывно звучащая струна; как нереальная и летучая нить паутины... И потечёт повествование, и полетят люди, как птицы, и лопнут струны у слепого музыканта, и станут капли дождя живой стеной плача... И будут начертаны красные иероглифы, и разгонят тучи стрел длинные рукава женского халата, и прольются слезы сожаления о совершенной глупости... Пересказывать этот фильм как-то неловко. Потому, наверное, что неблагодарное это занятие пытаться простым человеческим языком описать сказочную птицу, прекрасную, как мечта, неуловимую, как ветер, мудрую, как вечность... Как ни старайся, в итоге всё равно получится скучный реестр перьев, крыльев, когтей и клювов. Может быть, мысли высказанные в этом фильме покажутся не такими уж новыми и глубокими людям, хорошо знакомым с китайской историей и философией, но мне, совершенно не искушенной ни в том, ни в другом они были очень интересны. Тем, кому хочется исторической достоверности, реальной и масштабной истории, каких-то точных бытовых деталей этот фильм, наверное, покажется всего лишь занятной картинкой. Но «Герой» не претендует на какую-либо историческую достоверность. Это не эпическая драма. Это легенда. Сказка, по большому счёту. Безумно красивая философская сказка. Взгляните на этот фильм, как на диковинную восточную вещицу, как на непривычной красоты шкатулку из которой, как из ящика фокусника, струятся истории. Струятся, как отрезы разноцветного китайского шёлка, связанные узелками вечной восточной мудрости. Истории о любви и смерти, о здравом смысле и долге, о подвиге и мести. Окунитесь в эту безумную красоту с головой. Забудьте на время о реальности. А как только досмотрите до конца, обязательно начните смотреть сначала. А потом ещё раз и ещё, чтобы впасть в чистое удовольствие. 10 из 10
Замечательный фильм! Я не буду рассуждать о потрясающей картинке, замечательных актерах и великолепной режиссуре. Я выскажусь о концовке фильме. Я большая поклонница китайского кино. Герой - это поэтапное рассуждение персонажа Джета Ли о добре и зле. А нам, людям воспитанным на европейской культуре и в христианской религии будет очень и очень сложно понять концовку этого фильма. Ведь в европейской культуре есть добро, есть зло, мир либо черный, либо белый. В Китайской культуре такого нет. Нет зла, тогда нет и добра. Ошибка Россиян, что они отвергают своих собственных исторических персонажей. Того же Сталина и Ленина поливает нынче грязью все кому не лень. А так делать нельзя ни в коем случае. Это наша страна, это наша история, это мы сами. Китайцы чтут и принимают свою историю без всяких но и без оглядки на своих соседей. И идут своим путем, не подстраиваясь и не прогибаясь под кого-либо. Вот оттого этот фильм такой какой он есть и заканчивается так как заканчивается. 10 из 10
Первое, что нужно знать про фильм Герой - это настоящий шедевр. Второе, к этому фильму нужно относиться как к примеру кинопоэзии. Потому что сюжет наполнен условностями, характерными для легенд или мифов. Он подаётся специфическим киноязыком, где важно все, даже второстепенные, незначительные детали: фон, цвета, костюмы. Каждый элемент имеет смысл для подачи истории. Сам сюжет рассказывает о времени междоусобных войн в Китае, где каждый регион обладал своей самобытностью, но был зажат в своём развитии из-за непрекращающихся конфликтов. Династия Цинь успешно начала объединение Китая под своим управлением. Естественно, в регионах это расценивалось как деспотия и порождало кровавую реакцию. По ходу повествования раскрыты не только персонажи и их характеры, но и олицетворение разных мнений на политику. Вывод фильма в том, что нужно следовать прогрессу. Он заключается не в красоте сражений, а в мудрости письменности. Один правитель, один язык, одна огромная страна. Китайская компартия очевидно помогла этому фильму воплотиться. Для того чтобы показать разным этническим и социальным группам своей страны, бизнесменам, интеллигенции, а также всему западному миру, что в рамках единой системы координат (духовных ценностей) жить будет лучше и спокойнее. Не надо войн, нужен планомерный совместный рост. Чтобы все жизни, отданные кровавой борьбе, не пропали даром, а обрели смысл в сохраняемом мире и общем развитии. Ps. Дополнительно хочется отметить, что в этом кино чудесные актёры, ошеломляющей красоты операторская работа и трогательная любовная линия.
В целом. Честно сказать, не считаю себя фанатом китайских сказок в стиле Уся про летающих людей, однако данный фильм явно выделил бы как исключение ибо он просто завораживает своей утонченной красотой. Дизайн и операторская работа. Сразу хочется выделить общую картинку ибо она просто сказочная. Весь фильм условно поделен на несколько сегментов, каждый из которых разительно отличается своими декорациями, природными пейзажами, цветами и динамикой. Музыка. Красивая и медитативная. Прекрасно дополняет визуальную составляющую. Сюжет. Переносит нас в Китайский эпос и затрагивает ценности и этику Конфуцианства: благородство, справедливость, долг, мудрость, честь, верность, достоинство, доблесть и другие. Актерская игра. Все актеры прекрасно передали общий дух, атмосферу, идею фильма и заслуживают похвалы. Итого. Очень красивый (как с точки зрения визуала, звука, так и идеи), медитативный фильм про человеческие ценности и идеалы. Рекомендую фильм к просмотру фанатам средневековых картин в стиле Уся, Конфуцианских учений, красивых кадров и музыкальных мотивов в духе традиционных китайских звучаний. Если вы ожидаете драйвового боевика в средневековом сеттинге, легкого юмора или красочной мелодрамы (хотя тут она отчасти присутствует)- фильм скорее всего покажется скучным и нудным.
Сегодня я попытаюсь рассказать о фильме 2002-го года «Герой», снятом режиссёром Чжаном Имоу, который также создал такие фильмы как «Дом летающих кинжалов» и «Великая стена» 2016-го года. В самом фильме снялись некоторые культовые актёры: Джет Ли, не нуждающийся в представлении, Донни Йен, которого можно вспомнить (или узнать) по картинам: «Блэйд II», «Шанхайские рыцари» и – из последнего – «Три икса: Мировое господство». Отдельно хочется обратить внимание на Чжан Цзыи, актрису, исполнившую роль второго плана, которая при этом была особенно сложной и напряжённой; ей пришлось в одном фильме показать и женщину сладострастную, и разочарованную, и ревнующую, и мстящую, и имеющую идеалы. И, как по мне, её игра достойна всяких похвал и наград, хотя, признаюсь, я не специалист-аналитик театрального искусства. Чуть выше я сказал, что попробую рассказать про этот фильм. И это действительно так, поскольку я понятия не имею как такую кинокартину можно описать должным образом; её можно только смотреть, созерцать, чувствовать. Для тех же, кто всё-таки желает прочитать специально осушённые слова, не способные передать атмосферу фильма, я продолжу. Картина повествует о событиях, происходящих примерно в середине III-го века до нашей эры, когда некий Безымянный оказывается приглашён к правителю государства Цинь в знак признания заслуг первого. Сам фильм по большей части состоит из рассказа о событиях недалёкого прошлого, временами возвращаясь к моменту диалога. Что любопытно, рассказ ведётся об одних и тех же событиях аж целых три раза, но в абсолютно разных интерпретациях и толкованиях. Более подробно о сюжете говорить не буду потому только, что его извивы настолько непредсказуемы и при этом изящны, что лучшее, что я могу сейчас сделать для своего читателя и, надеюсь, будущего зрителя – это умолчать. Однако кое-что обсудить можно и должно. Это художественные приёмы, используемые режиссёром в картине. Во-первых, необходимо отметить его игру с палитрой цветов: она настолько прекрасно коррелирует с повествованием и имеет огромное значение в повествовании; особое внимание отдано следующим цветам: красный, синий, белый, зелёный, чёрный, жёлтый. Второе, что нельзя проигнорировать, так это музыку, исполняемую на традиционных китайских инструментах и задающую тон событиям. Третий важный аспект – это традиционную для китайских фильмов неестественную акробатику; людей, непривычных к ней, данная особенность может несколько смутить, и это надо учитывать. Также очень качественно воссоздан антураж эпохи и подчёркнута красота природы. Фильм, хоть и имеет свои недостатки (не всегда лучшие ракурсы; возможно, некоторая затянутость сцен; определённая историческая неточность: империя Цинь создавалась на основе философии легизма, а не конфуцианства, как было показано в кино; нереалистичность боёв; определённая нелогичность поступков), но является эстетическим по сути своей. Но, в отличие от уже однажды рассмотренной мной дилогии «Битва у Красной Скалы», эта картина не стремится к красоте ради неё самой. В «Битве» целью режиссёра было передать историю максимально искусно и утончённо. Здесь же задача у Чжана Имоу стояла иная: подвести зрителя, хоть и жертвуя отчасти реалистичностью, с помощью красоты и гармонии к этическим темам, ставящимся в фильме. А нравственная проблематика здесь действительно очень хорошо представлена: вопросы чести, долга человека и государя, общего и частного блага, любви и ненависти, похоти и целомудрия, покоя духа и его же смятения и многие, многие другие. Вероятно, мне только кажется, но, возможно, всмотревшись в события кинокартины «Герой», можно увидеть все десять тысяч вещей, касающихся этики. Однако прежде чем каждый вынесет свой вердикт относительно фильма, одну вещь стоит учесть: в этой картине самое важное – это переживание впечатления её целостности. Бессмысленно дробить её для анализа и для поиска недостатков; они есть, и они могут легко быть увидены. Но красота «Героя» от этого не меркнет. Ведь 'Всё под Небесами'.
Этот шедевр заставил меня впервые поделиться отзывом на Кинопоиске. Стиль фильма, подача, операторская работа и прекраснейшая атмосфера древнего Китая пролитая через музыку. Струны души с трепетом играют от зрелищной постановки. Виртуозно представленное Конфуцианство с пониманием сути до глубины души. Драма разворачивается прямо в голове зрителя. Какую версию пересказа произошедшей истории примете Вы? Для меня фильм завершился сценой, когда произошла грандиозная трансформация Война (Джет Ли) и Императора. Все 'под одним небом'. Далее всё пошло совершенно неожиданно для меня. И это этап моего развития: принятие исхода таким каков он есть, с миром в душе. О чем этот фильм для меня: Именно о войне в каждом из нас. О сердцах, что бьются в надежде на мир. Это величайшая трансформация. Без МИРА в душе, нет жизни. Быть готовым проявить всю свою слабость, обнажиться, позволить себе искренне любить, чтобы вернуться в дом, где царит МИР. И ценой может стать жизнь, но мир пролитый сквозь всё уже никогда не будет нарушен. И в этом величайшая сила МИРа, что сильнее любого меча в руке и сердце война. Благодарю за фильм, который так глубоко трогает сердце и трансформирует сознание. Низкий поклон. Режиссер: Чжан Имоу Браво! Моя оценка: крепкие 10 из 10!
В киноленте “Герой” все настолько красиво, что критик внутри вас не посмеет придраться к сказочным боевым постановкам и постоянному нарушению всяческих законов физики, ваш внутренний критик самолично соорудит для себя гильотину, и сам же отрубит свою голову. Вот настолько зрелищность, красота и смысловая нагрузка сильны, что про остальное даже и думать не хочется. Добавьте ко всему скудный бюджет, который позволил продемонстрировать превосходный визуал. Красив фильм “Герой”, красива и легенда, легенда, что будет разворачиваться на экране почти два часа, красивы и актеры, а ландшафты и окружающий героев мир берут своей красочностью и свойственным великолепием. В этом повествовании нет хороших, нет и плохих, нет добрых, ровно как нет и злых, тут есть люди со своей собственной драмой, личной трагедией, и тут люди, у которых своя история, свои притчи, они лишь хотят донести свое слово до других, тем самым оставить свое наследие. Западный мракобесный пафос, а также западные эпизоды, которые работают больше в фильмах категории кроваво-юмористических боевиков, тут не имеются, да и ненужно им тут быть, в киноленте “Герой” такие фишки не сработали бы и это еще один плюс в копилку режиссера Чжана Имоу. Сюжет довольно простой, он расскажет про императора династии Цинь, тирания которого дошла до такой степени, что ближайшие земли дрожат от одного его имени. Разумеется, это не могло долго продолжаться, те, кто не хотели быть под началом императора, имели свой круг сопротивления, а величайшими в этом круге сопротивления были Сломанный Меч, Летящий Снег и Небо. Три могущественных воина, каждый со своей стихией, и каждый со своими познаниями в боевых искусствах. Разные по характерам, разные по идеалам, но с общей целью. Они возможно были единственными, которых боялся великий император, чтобы не стать жертвой покушения. Чтобы не стать павшим в позоре, император династии Цинь нанимает своего человека, чтобы окончательно устранить угрозу. Вроде сюжет простой, простой, но в этом сюжете полно темных уголков, а каждый такой уголок содержит свой посыл, свою историю и тайну, благодаря которой зритель сможет собрать для себя мозаику происходящего, а уже после подумать о назначении легенды. Это трагичный миф, который спустя тысячелетия можно визуально посмотреть, насладится не только красивой картинкой и китайскими пейзажами, но и немного подумать о мире под небесами. Если сделать аллегоричное сравнение, то “Герой” похож на маленький дом, где собрались люди, которые обсуждают что-то свое, но эти люди оставили дверь своего дома открытой, и любой человек со стороны может присоединиться к людям внутри или же прислушаться к их обсуждению. Будут и такие, которые пройдут мимо, не видя в заброшенном доме ничего необычного, прохожие у этого дома будут разных категорий, но их будет много. Определенно фильм не задуман в целях коммерции, а актеры, сыгравшие свои роли красивы и очень талантливы. Временами даже кажется, что это не фильм, а пергамент, на котором цветными красками нарисована история одного народа, где есть как грубый штрих, а есть и мягкий, есть победы, поражения, достижения каждого из людей, нарисованных на листе, а историю о герое вам расскажет тот, у которого нет имени, прислушайтесь внимательно.
Есть такие азиатские фильмы, смотреть которые все равно что созерцать природу и медитировать. История и философия Востока тонко связана с силой Природы, волей Небес и роли Человека в этом мире. Эти глубокие убеждения далеки и загадочны для западного понимания. Поэтому нас это так влечет и волнует. Все мы ходим под оком небес. Отдать жизнь за высшую цель? Ради будущего государства и народа, ради успокоения душ предков. Фильм разделен на цветные новеллы: первая - черно-белая, как камни на гобане. Вторая - красная, как тушь для каллиграфии. Третья - голубая, как истинное зрение. Четвертая - зеленая, как символ начала. И пятая – белая, как рождение и смерть. Смысл зашифрован здесь не только в цвете, но еще одной составляющей – в слове. Слово – вот сильнейшее оружие, разящий клинок или мудрый наставник. Истина или ложь. Можно рассказать одну историю по-разному. И лишь ищущий увидит многослойность простого рассказа. И нам, зрителям, постепенно начнут раскрывать слои, переворачивая истину с ног на голову, переставляя местами положительных и отрицательных героев, перетасовывая чувства. Можно написать один иероглиф девятнадцатью способами. И лишь немногие смогут найти двадцатый способ. И немногие смогут понять его смысл. Два непреодолимых врага, как оказалось, абсолютно поняли друг друга. И так же, лишь тремя словами можно изменить судьбу человека и целой страны! Режиссер Чжан Имоу – мастер шикарного визуального кино. Помимо философского и исторического подтекста, это невыразимо красивая картина. Смотреть, слушать, вдыхать хрупкие кадры.
У суфиев есть легенда о Зеленом Хидре. Этот Пророк может принимать разные обличья или вкладывать свои слова в уста разным людям. И каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Пророк. Главное – это услышать слова обращенные к тебе. По-моему, фильм Чжана Имоу «Герой» - развернутая иллюстрация этой легенды. Смотрящему на экран много раз говорят о сути происходящего, весь вопрос – готов ли он услышать сказанное. Сюжет фильма на первый взгляд незамысловат. Правитель царства Цинь поставил перед собой задачу - создать великую империю, подчинив мелкие разрозненные, постоянно воюющие между собой княжества. Естественно, остальные правители всячески сопротивлялись этому и завещали своим лучшим воинам отомстить за разграбленные и сожженные города. Цель жизни Большого Неба, Сломанного Меча и Летящего Снега, которые могут сражаться с целым войском – убить завоевателя. Десять лет император Цинь скрывался от их мести в своем роскошном дворце, все более и более увеличивая вознаграждение за поимку, и никого не подпуская к себе более, чем на сто шагов. Пока наконец к нему не доставили молодого воина по прозвищу Безымянный (Джет Ли), который утверждал, что самолично убил всех троих. Причем не просто утверждал, но и представил необходимые доказательства. Правитель Цинь был потрясен увиденным и осыпал Безымянного благодеяниями: наградил золотом и землями, а также в знак особой милости позволил ему сидеть в десяти шагах от себя и вести беседу. Весь фильм – это рассказ Безымянного, но император не был бы таковым, если бы не увидел ложь в его словах. Идущая сцена в рассказе молодого воина, затем неожиданно предстает совсем в другой интерпретации, и прежним остается только факт чей-то смерти (реальной или мнимой). Но и это не главное. В самом конце понимаешь, что весь фильм это развернутая интерпретация двадцатого способа написания иероглифа «меч», высшей ступени владения им (искусство каллиграфии и владения мечом родственны): 1. Единство человека и меча - это первая ступень воина, когда он отважно сражается. 2. Ступень два: меч только в сердце мастера, его нет в руках (воображаемое сражение), но он так же убивает своего противника. 3. Высшая ступень, когда меча нет ни в руке ни в сердце - тогда воин несет мир, и такой воин герой - высший из воинов. Этот иероглиф написал Сломанный Меч, уже имевший однажды возможность убить завоевателя и добровольно отказавшийся от этого. Но тем не менее он, как и до него Большое Небо и Летящий Снег либо погибнут, либо дадут нанести себе «смертельную» рану, чтобы Безымянный, который еще называют – Поражающий с Десяти Шагов, смог приблизиться к императору. Это один слой фильма. Слой идеи о том, что жизнь одного человека, его боль и потери, его страсти и желания не идут ни в какое сравнение с интересами будущей Поднебесной империи. И только настоящий воин, настоящий герой может понять суть этой идеи и пойти ради нее на смерть. Второй слой – это цветовая символика. Каждый вариант изложения того или иного эпизода окрашен в свой цвет. Причем этот цвет присутствует в декоре помещений, раскраске различных предметов и в одежде персонажей. Третий слой – сцены поединков, последовательно иллюстрирующих расшифровку иероглифа. Бой с Большим Небом под дождем, когда звук ударов звучит в такт каплям с крыши; бой в осеннем лесу между Летящим Снегом и Луной, когда Снег использует удары воздухом, поднимая тучи ярко желтых листьев в воздух; поединок на зеркальной поверхности озера между Безымянным и Сломанным Мечом, когда камера следует за меленькой капелькой, падающей на щеку Летящего Снега; сцены атаки армии лучников на маленькое селение, в то время как Летящий Снег и Безымянный отбивают тучи стрел. И хотя отдана дань жанру - герои могут летать и биться на поверхности воды, все это выглядит совершенно органично и естественно. Блестящая притча о героях, про которых следующие поколения будут слагать легенды. 9 из 10
О фильме написано много хорошего и правильного. В целом так и есть: фильм очень хорош! Есть в нём и древнекитайский трагизм, и лиризм, эстетика цвета, и стремление к самопознанию через каллиграфию. Боевые сцены обладают поразительным успокаивающим эффектом: кажется, никогда ещё кунг-фу не было столь прекрасным и умиротворяющим, оно красивое и мудрое в каждом движении мастеров. Эстетика и гармония в этом фильме, полном драматических личных и исторических событий, словно просвечивается сквозь мудрое и улыбчивое лицо китайского будды: уж он-то знает, всё преходяще в этом мире, где судьбы людские - как пески бесчисленные, носятся по воле ветра перемен. Что касается постмодернизма: описание одной истории представлены в нескольких рассказах, всё ближе и ближе подступающих к тому, чтобы сорвать покровы видимости с истины. И так же, как из императорского дворца исчезают все покрывала и изнутри дворец становится прозрачным, так и к концу фильма становится ясно, что ничего нет прекраснее простоты и единства под Небом. Но какая из этих историй - красная, голубая или белая - ближе всего к истине, тебе, зритель придётся решить самому. Постмодернизм всё-таки.
Жанр «уся» очень необычная часть китайской культуры. Специфичные фэнтезийные истории с невероятными сражениями, красивейшими пейзажами и историческим фундаментом. Самым известным примером «уся» является «Дом летающих кинжалов» и собственно «Герой». О нем и поговорим. «Герой» это невероятный симбиоз фантастической истории и древней философии. С первых же кадров авторы представляют нам если не три, то четыре заповеди Конфуция и все это в необычайно эпическом размахе. В центре сюжета находится рассказ безымянного героя, который предстал перед властителем земель Цинь, чтобы поведать о своем подвиге – убийстве трех мастеров меча, которые покушались на жизнь будущего императора Китая. И по мере развития эти истории представляются с разных ракурсов. Властитель сомневается в рассказе Героя и рассказывают свою версию, и в ответе Героя рождается истинная история. Каждая версия отличается своей цветовой гаммой и, конечно же захватывающими сражениями. Местный эпический размах поражает. От начала до самого финала мы наблюдаем необычайные перекрестки массовки, сражений, потрясающих декораций. Но эпических сражений с невероятной хореографией и массовкой было бы не полным, без главной начинки – самой сути. Самой истории, в которой находится место и философии альтруизма и возвышение чести и создания будущего, даже если оно потребует жертв. Финал сложно передавать со спокойной душой. Удивительный фильм.