«Герой» — хороший фильм. Не из-за воздушных пируэтов или ментальных схваток — подобная восточная экзотика уже давно стала частью азиатского фольклора и воспринимается спокойно. Но из-за отношения режиссера к истории, к своему народу, к людям, сражавшимся в различных армиях, но ставших единым государством. Интересно, что такой взгляд принадлежит режиссеру Чжану Имоу. Чжан вырос в семье, поддержавшей Гоминьдан, китайскую партию, боровшуюся с коммунистической партией Китая. После поражения в гражданской войне Гоминьдан сбежал на Тайвань и организовал там правительство в изгнании. Сторонники Гоминьдана и их родственники, в том числе Чжан, прошли идеологическую реформацию культурной революцией Мао Цзэдуна. Этот период Чжан назвал «потерей десяти лет». Снимая фильм об объединении обособленных провинций в единое государство, Чжан удержался от творческого реваншизма и современных политических аллюзий. Режиссер передал тему гражданской войны, противостояния и раскола в обществе, как человек, переживший подобные события и сумевший остаться над схваткой. Чжан рассказал о судьбе государства. Результат режиссерской работы — поэтичен, живописен и глубок. Но самое прекрасное, что есть в фильме, это начальная фраза «герои есть по обе стороны». Чжан сразу настраивает зрителя на восприятие единого народа, а не истории о дроблении Китая на своих и чужих. Такой подход — очень правильный для общества. В нем нет социального конфликта, нет «авторских трактовок», отсутствует идеологическая конфронтация. Есть общая, важная веха в развитии страны. Имоу рассуждает о войне, но у него обе стороны — это его народ. Народ и благополучие государства — высшая цель, ради которой можно и умереть. Ведь безымянный герой Джета Ли именно потому и герой, что добился своего, получил возможность нанести удар императору, но понял императорский замысел и признал, что действия императора служат величию Китая. Тема сиюминутных страстей и высшей цели дублируется Чжаном в отношениях Сломанного меча и Летящего снега. Если на макроуровне государство терзает война, то на личностном, микроуровне героев терзает внутренний конфликт. Один из самых страшных конфликтов — предательство любимого человека. Но и на микроуровне конфликт можно пережить. Сломанный меч и Летящий снег остаются вместе. Пусть через страдания и боль, но боль живет в прошлом, не мешая совместным усилиям для достижения главной цели. Это очень хорошее кино. Содержательно богатое. Позволяющее не только насладиться красотой постановки, императорским дворцом, масштабом массовых сцен, эстетикой кадра, поэтикой боев, диалогами персонажей, но и задуматься об истинном смысле картины: герой не тот, кто следует за своими желаниями, а тот, кто отказывается от желаний ради высшей цели.
Фильм не вещает, он выплескивается (Чжан Имоу) Было это в невообразимо давние времена. К вану земли Цинь, которому предстояли еще годы и войны до титула императора всея Поднебесной, пришел незнакомец, «поклонившийся» головой мятежного генерала и отравленным кинжалом в рукаве. Впрочем, кто теперь скажет, были ли вообще та встреча, или, быть может, ван встречался с убийцами так часто, что подумывал выделить для них аудиенционный день? История, слившаяся с легендами, легенды, ставшие историей. И так ли важны детали, будь то ловко брошенный мешочек с лекарствами или смертоносный танец, отразившийся в двадцатом способе написания иероглифа «меч»? Ядро истории – диалог, правда и ложь, обернутые вокруг наконечника копья и двух мечей, что вечно неразлучны. Каждый из этих предметов означает смерть кого-то из великих воинов, существование которых отравляло жизнь вана: попробуй дышать и планировать, когда стрелы падают по мановению рукава, а многотысячная армия годиться только на то, чтобы устлать убийцам путь кроваво-красным ковром… Каждый дает Безымянному право подойти к трону: ближе и ближе, на расстояние удара. Наконец, противников разделяют десять шагов и чуткое пламя свечей. Два интеллекта, две воли, две судьбы, замершие на весах вечности. Но карты уже сданы, и жизнь вана зависит от прошлого: от того, как окончили свой путь Длинное Небо, Сломанный Меч и Летящий Снег, что завещали они этому человеку, которому неведома жалость, но ведома честь. Три варианта одной истории. Красно-оранжевая песнь обманутой любви, влекущая к безрадостному сплетению под алым шелком и окровавленному телу, заметенному листьями. Синяя повесть долга и самопожертвования. Белая притча преодоления себя и обретения истины, что приходит в одеждах цвета смерти… В полутемном тронном зале, на перекрестье взглядов Безымянного и правителя, отсутствующие герои трижды проходят кульминационный момент своей жизни, увлекая за собой страдающую на краешке чужих историй бедняжку Луну. Фильм обманчив: простое в нем оказывается сложным, а изощренное – небрежным, не говоря уж о случайностях, которые фоново неслучайны. Любопытным Google в помощь. Пара часов изысканий, и вот уже обретают пророческую суть имена, внятным языком говорят краски, становятся на место элементы паззла: брошенный убийце меч, добровольная смерть, ненависть владыки к землям Чжао… Рушатся прежние наивные ксенотрактовки, уступая место новым – более сложным и лестным для интеллекта трактующего, хотя, вероятно, не менее забавным для носителя культурной традиции. А там, где не хватает знаний, выручает чувство прекрасного. «Герой» красив до невероятия. Ошеломительная картинка, незабываемая музыка, выдающаяся игра актеров, которым удается без слов показать ключевые точки развития внутреннего сюжета, моменты, необратимо меняющие персонажей, определяющие их помыслы. И, конечно, десять боевых сцен, в которых апогея достигает не только мастерство постановщиков трюков, но и художественный язык творца. Стремительное чередование планов, подчеркнутая динамичность, отринутая гравитация. Дань «легендарности» происходящего и живописной традиции се-и: художник рисует не объект, но его внутреннюю суть, стремясь гармонизировать цветовое и пластическое решение кадра с настроением момента, психологическим состоянием героев. Визуальные тропы: метафоры, гиперболы, иносказания, параллели, антитезы… философия боя и жизни. Церемонно-уважительное отношение офицеров к мятежнику и убийце, которого они пришли арестовывать: мастер! Чудотворящее сосредоточение духа, рушащееся от насмешливых слов умирающей. Немая душа воина, который, отринув меч как орудие убийства, нуждается в нем, чтобы говорить с равными себе: клинок чертит иероглифы на песке, клинок падает из ладони, ставя точку в споре… У Чжана Имоу слишком много выдающихся работ, чтобы можно было без колебаний указать «главную». Но «Герой» действительно стоит особняком. В нем, говоря языком самого фильма, мастер возвращается от каллиграфии к музыке: от долгих экспериментов с правдой и простотой современности - к благоприятствующему достижению наивысших состояний полумифическому прошлому. К благодатной почве, некогда позволившему ему перевести китайский кинематограф на новую ступень. Но, как искусство боя соединяет в себе суть музыки и каллиграфии, к этому условному «боевику» Имоу приходит во всеоружии опыта, ничего не отбрасывая, ни о чем не жалея, щедро выплескивая самого себя в истории “о чувстве, мести, государстве, личности”.
После просмотра охватывает легкая тоска, ведь подавляющее большинство зрителей восторгается красотой каких-нибудь «Хоббитов», «Властелинов колец» или «Аватаров», даже и не подозревая о таком бриллианте визуального искусства, как «Герой». Можно пускать фильмы в 3D и IMAX, снимать и показывать с частотой 60 кадров в секунду для большей реалистичности, а можно просто снимать профессионально, с душой и со вкусом. И дело даже не в том, что «Герой» лучше, просто он из другого теста. Антониони, к слову, тоже снимал поистине красивые фильмы несколько десятков лет назад без всего этого, но это уже вообще из другой оперы. Можно без преувеличения сказать, что это поистине удивительный фильм. Масштабность и едва ли не грандиозный размах постановки одних сцен, смешивающийся с гармонией пустынных пейзажей чарующей красоты в других сценах. Многообразие визуальных средств колеблется от аскетичной скупости до засилья деталей в кадре, откликаясь на меняющуюся динамику повествования, которая то стремительна, то тиха как водная гладь. Декорации и костюмы подобраны по-эстетски искусно, всегда попадая в тон не только общему художественному решению того или иного эпизода, но и подчеркивая общее поэтическое настроение картины. Глубоко сдержанное повествование продиктовано в первую очередь философией фильма. Дисциплина и преданность идеи, доходящая до самоотречения, являются главными движущими силами для героев ленты. Бесстрашие и жертвенность связаны с сильной волей столь же неотделимо, как и мастерство владения мечом с искусством написания иероглифов, которым занимаются герои фильма. Это и рождает предпосылки для организации сложнейшего плана покушения на императора. Одна и та же история, рассказанная с нескольких точек зрения, существенно отличающихся друг от друга поступками и приводящей к ним идеологией. Нарочито подчеркнуто это сменой костюмов от интерпретации к интерпретации. Стремления не только завершить начатое, но и постигнуть, казалось бы, недосягаемую тайну меча и иероглифа сплетаются и прокладывают непроходимый путь, на котором герои сталкиваются с непреодолимыми препятствиями и глубочайшими моральными дилеммами. Личная трагедия каждого из персонажей не оставляет и надежды в итоге назвать кого бы то ни было из них победителем в этом противостоянии. Кроме человека, которому жизнь не дала даже имени, но к концу его пути дала нечто более важное – чувство выполненного долга и гармонию.
Говоря о “Герое”, моментально приходят на ум фразы “ самый живописный”, “деликатес для глаз”, “торжество природной выразительности”, “гений чистого созерцания”. Особенно приятно, что демонстрируются природные пейзажи, роль компьютеров проигрывает натуре. Нигде цветовая гамма не играет роли большей, чем здесь. При этом он коренной китаец, хоть и вышел на экраны всего мира. “Герой” похож не только на своих “братьев” из жанра “уся”, но и на классический “Расёмон” Акиры Куросавы. Кто видел – поймет схожесть в сюжетной структуре. Этот фильм собрал силы всех самых известных китайских деятелей киноискусства: режиссер Чжан Имоу для своего родного населения под номером один, актеры – местные звезды первой величины, которых вы обязательно встретите при просмотре любого другого значимого фильма из Поднебесной. Настоящий герой картины за кадром – это оператор Кристофер Дойл, который после лент Вонга Кар-Вая снова подтвердил свои позиции в операторском мире. В китайских лентах он стабильно на протяжении многих лет держит высокую ноту. Сюжет изобилует неожиданными поворотами, разворотами. Бывает эпизоды, когда он, что называется, отпускает, но только для того, чтобы набраться сил для очередного сокрушающего удара. Он богат на запоминающиеся сцены. Фильм никогда бы не стал утонченно восточным без характерной для нее философии. Но он не является эпицентром философской мысли, так как рассчитан на широкий круг зрителей. Существуют три основные рассматриваемые здесь темы. Это “Предназначение человека”, “Роль личности в истории”, “Что есть зло?”. Также присутствует идея о единоначалии искусств и их отправной точке. Теперь что касается “неадекватности” некоторых особенно “летящих” сцен. Во-первых, фильм китайский, а для них подобные вещи настолько же обыденны, как для американцев спасение мира на последней секунде. Во-вторых, это легенда, а она, как известно, не претендует на достоверность по определению. В-третьих, зачем придираться к тому, что вызывает зрительный экстаз? Музыка заточена только под фильм, она незамысловата, но погружает в экран еще глубже. Отдельно отмечу симбиоз действа и мелодичных аккордов в поединке главного героя с Небом в начале, который, к слову, является для меня пиком боевой хореографии. Единственный минус – Джет Ли ходит, бегает, летает, дерется, ведет монологи и диалоги уж с слишком непоколебимым выражением лица. Опираясь на высказывание из фильма, “Герой” – это фильм, достигший искренности и бесхитростности, постепенно дающий знать о великой благой цели. Если вас отторгают проявления нереальности происходящего на экране, то лучше не понижайте среднюю оценку данному пылающему красками творению. Остальным – добро пожаловать и приятного просмотра! 10 из 10
Эстетика Фильм Чжана Имоу одновременно существует в двух измерениях: эстетическом и политическом. Как произведение искусства он представляет собою настоящий шедевр. Глобальный масштаб событий (как в историческом, так и в буквальном физическом смысле), симметрия и глубина кадра, часто достигаемая за счёт протяжённого пустого пространства (например, неба или пустыни), яркие цвета персонажей и антуража, величественная и безмолвная красота пейзажей (горы, озеро, пустыня, облака), удачно выбранные ракурсы – все эти средства киноязыка искусно используются режиссёром, воплощаясь в прекрасную гармоничную кинокартину. В мире «Героя» не существует разрыва между человеческим и естественным. Напротив, природа является как бы продолжением мира людей: при гибели персонажа листопад окрашивается в кроваво-красные цвета, колебание пламени свечей отражает противоречивые порывы духа героя, ветер становится воплощением воли воинов. Персонажи «Героя» преодолевают не только пространство (поднимаясь над физическими законами природы), но и время. Всё самое важное происходит в застывших моментах: пока не упадёт прядь волос, капля крови или дождя. Герой – это, прежде всего, боец. Поединкам отведено центральное место в повествовании. Характерно, что воинское мастерство отождествляется с музыкой и каллиграфией – все эти формы искусства по существу сводятся к достижению «высшего состояния». Сверхъестественная эквилибристика бойцов, представляющая собой полёт воображения, безудержное буйство красок, подчёркнутая символичность и условность происходящего – таковы художественные особенности «Героя». Не будет преувеличением сказать, что это весьма поэтичный фильм. Идеология Поэзия – необычайно мощное искусство не только в эстетическом, но и в политическом смысле. Не случайно ещё Платон изгонял из своего идеального Государства всех поэтов. В данном случае совершенная красота формы выступает аргументом в пользу идеи, лежащей в основе содержания фильма: «все под небесами». Небо – то Единое, что объемлет собой всё, возвышается и, соответственно, властвует над всеми. Проекцией Неба на Землю является власть одного над всеми – императора. «Захватить всех под небесами» – сакральная цель правителя, желающего установить космический порядок в мире людей. Прежде чем персонажи осознают своё место и роль в универсуме, им предстоит пройти тройственный путь, который можно выразить разными формулами. По отношению к знанию он таков: ложь – заблуждение – истина. Его также можно визуализировать как триколор: красный – синий – белый. С точки зрения воителя, путь составляет последовательное прохождение трёх стадий: человек и меч составляют одно целое – меч только в душе – отсутствие меча и в руке, и в душе. А героический маршрут начинается с разжигания невероятной силы страсти. Следующий шаг – готовность пожертвовать своей жизнью. Но высшая форма героизма – это готовность пожертвовать не жизнью, но всеми своими страстями, то есть отказ от индивидуальности во имя Единого. Не случайно истинный герой китайской нации – Безымянный. Образность фильма постоянно утверждает эту мысль. Безликие ряды царских воинов с достойным восхищения единообразием механицизма исполняют свой долг перед правителем. Все подданные выглядят и ведут себя совершенно однообразно – незыблемость закона не оставляет пространства для индивидуальности. Те же, кто не способны низвести себя до роли маленькой чешуйки на теле левиафана (кстати, вспомним, что традиционным символом Китая является морской дракон), не имеют место в царстве Единого. Лучшее на что им можно надеяться – это торжественный похоронный обряд и обретение «дома» по ту сторону жизни. В III в. до н. э. царь Цинь Шихуанди одолел все остальные царства и таким образом стал правителем Единого китайского государства. В фильме он изображён мудрым и не боящимся смерти владыкой, который хоть и жесток, но действует во имя великой цели. На самом деле он был беспощадным тираном, не только умертвившим множество людей, но и приказавшим сжечь все книги на территории своей империи. К концу жизни Цинь Шихуанди настолько сильно боялся умереть, что в поисках эликсира бессмертия обратился к алхимикам, которые надоумили его принимать содержащее ртуть «лекарство». Закономерным последствием употребления ртути стало безумие и скорая смерть. Но даже в загробный мир он не был готов последовать в одиночестве. Вместе с владыкой было захоронено его воинство – терракотовая армия, состоящая, по меньшей мере, из 8 000 глиняных статуй. Скульптуры хоть и представляют собой индивидуализированные образы, но всё же составлены из ограниченного количества физиологических форм, соединенных различным образом. Итак, терракотовая армия индивидуальна в условном и весьма ограниченном смысле, что вполне соответствует логике единообразия. Именно на бойцов терракотовой армии больше всего похожи воины царства Цинь в фильме. Исторический Цинь Шихуанди имеет мало общего с изображённым в фильме своим идеализированным образом. Также безымянный герой есть лишь фиктивная абстракция, идеальный гражданин с точки зрения авторитарной власти. Содержание фильма – идеология тоталитарного государства – представлена в совершенной художественной форме. Поэтому восхищаясь героем как эстетическим феноменом, не стоит забывать об опасности поэтики (иными словами пропаганды) как служанки политики. Эстетика: 10 из 10 Идеология: -10 из 10
Стереотипы – сильная штука. Когда мне предложили посмотреть «Героя», отбивалась, как могла. В кадре Джет Ли и восточные единоборства, пафосное название – чего тут ждать хорошего!? Ошиблась. Фильм зачаровал с первых минут. В памяти сразу всплыл виденный в глубоком детстве пронзительный и шокирующий «Красный гаолян». Как выяснилось, не случайно: режиссёр-то один. Авторский стиль, пусть и совсем в другом жанре, угадывается на интуитивном уровне по неуловимым деталям, нюансам. «Герой» фантастически красив. Как предки режиссёра достигли абсолюта в начертании иероглифов, так Чжан Имоу добился безупречности в изображении поединков героев. И пусть дотошного зрителя не смущает, что нарушены все законы земного притяжения: воины парят в воздухе и легко скользят по водной глади. Во-первых, это Восток. Здесь первична не физическая сила. Все схватки, прежде всего, прихотливые игры разума. Побеждает тот, кто видит истинную суть вещей и понимает устройство мира. Во-вторых, это не сами события, а лишь их вольный пересказ разными людьми. А рассказывая, можно выдумать очень многое… Поскольку персонажи - яркие личности, не похожие друг на друга, версии одной единственной истории кардинально разнятся. Общего – лишь её итог, финал. На все сто использована в фильме символика цвета. Три новеллы окрашены в разные цвета, каждый из которых – хитро зашифрованное послание. Красный сигнализирует о лжи, голубой - о заблуждении, белый – об истине. Тут, на мой взгляд, символика в квадрате. Поясню: белый обманчив. Человек порой принимает за него целый букет разных оттенков. Столь же легко обмануться, считая иллюзию истиной. Некоторые, как героиня фильма Летящий Снег, не в силах отречься от своей «правды» даже, когда им приводят неопровержимые доводы. Ради заблуждения, вынашиваемого годами, они готовы пожертвовать собой и, что ещё страшнее, - единственным любимым и родным существом на всём белом свете… Цепляет цветовая палитра. Поляна устлана золотой травой. С неба сыплются красные листья. Не те ли, про которые пел Бутусов, - предвестники страшной войны, заставляющие тревожно сжиматься сердце? Великолепны костюмы, в которые облачены персонажи. Каждое одеяние – произведение искусства, сотканное из ткани и грёз. Актёры – отдельная история. Джет Ли, сыгравший главного героя, органичен в своей статичности. Пусть он не великий лицедей, но невозмутимый взгляд Безымянного и ни разу не дрогнувшие лицевые мышцы прекрасно отражают принцип «всё внутри». Отлично вписались в притчу-эпос Тони Люн и Мэгги Чун - любимцы волшебника Кар-Вая. Они не только внешне привлекательны, но и могут передать в кадре движение души, её смятение и болезненный процесс прозрения. Воплощать на экране положительных персонажей крайне трудно. Частенько они получаются пресными, как маца. Нет ни харизмы, ни манящей порочности, ни перчинки. От скуки скулы сводит. Но это не про Тони Люна. С теми, кого он так мастерски играет, любая женщина пошла бы на край света. Все его герои - романтики со стальной волей, немногословные, преданные и надёжные. Чего стоят только умные и грустные-грустные глаза Сломанного Клинка! Он словно знает то, чего другие никогда не ведали и вряд ли когда-либо поймут. Музыка добавляет эмоциональности происходящему. Имоу в «Герое» попутно воспевает искусство. Для него это не только привычные живопись и музыка, но и каллиграфия, восточные единоборства. Только вдумчивому и упорному открываются все секреты мастерства. Это же Восток – тут с наскока ничего не делается. Массовые сцены поражают размахом: режиссёр ведь показывает, как рождалась великая империя. И Безымянный должен уяснить: «Все под небом». Конец хаосу и войнам придёт, когда провинции, за интересы которых ратуют герои новелл, откажутся от своих притязаний. Объединённый Китай – это могущество и сила. Ради великой цели оправданы все жертвы. Наступит мир, и никто не будет проливать кровь. Это проявление слабости, а настоящий воин мудр. Великая Поднебесная – то, во что свято верят китайцы: от чиновника высшего ранга до крестьянина из нищей деревни. Имоу, можно сказать, озвучил национальную идею. Да не одну, а две. Вторая – многое решает сила воли. Переть к цели, сжав зубы, - вполне в китайском духе. …Герой не убивает. Не крушит стены, не ломает кости. Он тот, кто отказался от стереотипов и начинает мыслить свободно, вырвавшись из плена предрассудков. Ему открывается истина. Та самая, в «последней инстанции», ради которой можно и жизнью пожертвовать. Ибо вся жизнь - дорога к истине. Но лишь немногие достигают цели.
«Единственный человек, который понял суть моих намерений, оказался моим злейшим врагом…» Китай. III век до н.э. могущественный правитель царства Цин ведет кровавые войны с шестью соседними царствами. Жизни мудрого стратега и воина непрестанно угрожают наемные убийцы, но лишь трое из них – Сломанный Меч, Летящий Снег и Небо – вселяют в его сердце всепоглощающий страх. Их искусству боя нет равных, и уже десять лет награда, обещанная за их головы, остается нетронутой… Но однажды во дворец Чин является Воин Безымянный, который смог победить всех троих убийц. Он готов поведать императору невероятную историю о том, как неуязвимые наемники нашли смерть на острие его клинка. Сначала Воин Безымянный рассказывает свою историю. Но мудрый император не верит ни единому слову из того, что рассказал воин, и выдвигает свою версию происшествия. И только в конце зритель узнает, как все было на самом деле. «Как проворен твой меч…» «Герой» - это прекрасный, восхитительный, глубокий фильм одного из лучших кинематографистов Азии Чжана Имоу. Это история человека, который десять лет готовился в убийству своего главного врага, но в последний момент понявший Истину. Да, великий император Цин живет по правилам Макиавелли: «Цель оправдывает средства». Миллионы людей видят в нем только тирана и кровопийцу, который жаждет новыми богатствами и землями, который убивает тысячи людей и сжигает целые города ради своей удовольствии. Но только его злейший враг – Сломанный Меч – понял его истинные помыслы: он ведет беспрерывную войну для того, чтобы соединить огромную китайскую нацию в одну Могущественную Державу, Великую Империю. Он действует в интересах нации. И пусть миллионы ненавидят его сегодня, но придет день, когда он станет Великим Героем Китайской Нации. Да, да, именно император истинный ГЕРОЙ, а не Воин Безымянный. «Всё под небом» Я не могу понять людей, которые смеются над фильмом и говорят, что там два мужика прыгают по воде. Во-первых, в самом начале фильма было сказано, что это «одна из легенд из жизни великого императора Цин». Поскольку это легенда, то есть сказка, в ней все может быть. Это тоже самое, если бы вы смеялись над фильмами в жанре научной фантастике, и говорили: «Там корабли летают в космосе!» И во-вторых, когда смотришь фильм, надо слушать, что говорят герои. Во время диалога с Воином Безымянным Император ясно произносит: «А потом между тобой и Сломанным Мечом состоялся поединок, но и этот поединок, так же как и поединок между тобой и Небом, происходил у вас в голове». То есть, это был не физический поединок, а поединок разумов, поединок между силой воли двух героев. А главная мысль фильма была сказана в самом конце устами императора: «Самый главный идеал Воина – это отсутствие меча и в руке, и в сердце. Тогда Воин обретает согласие со всем миром. Он клянется более не убивать, а нести мир человечеству».
Во мне тоже течёт сила Бога Моего, сокрушающего всех врагов моих: бесов, сатану и тырым-пырым. В этом фильме у людей, как видится, много врагов. Что и говорить: человеку иной раз даже повода повраждовать не нужно. Неутолимая жажда власти, денег, золота, девок, земли, чужой земли и т.п. всё и так сделает, рождает ненависть к тем, кто у вас на пути. Люблю Советский Союз за его желание уровнять всех и вся, чтобы не было у кого-то больше денег, больше, власти, машин, дворцов, яхт и т.п. - то есть унять зависть и похоть к богатствам ближнего. Хотя в рамках этого мира такая задача нереализуема в принципе, так как зло уже в сердце человека тлеет от рождения (то есть тайное знание добра и зла, что подробно объясняется в библии с самого начала). Не люблю США за их капитализм и форму римской демократии. Во-первых, капитализм по своей сути поощряет зависть, хотя и двигает человека больше работать, чтобы получить желаемое, но порабощает это же. Во-вторых, римская демократия в итоге всегда кончается диктатурой - американцы сегодня, используя силу, в том числе экономическую, диктуют свою волю не только окружающим, но и вообще странам, находящимся от них далеко за океаном. Зато по американским технологиям и лекалам снимают все шедевры мировой синематографии. Что и говорить, капитализм везде правит сейчас, даже в матушке России - будь он неладен. Люблю Китай, хотя мне всё равно до него (далеко он от меня, но я там был однажды в реале, а не по видео из Ютуб - хотя по видео куда как больше можно увидеть и узнать, да и ходить долго по другим странам и местам мне сейчас не с ноги). Чудесная страна, где много откровенно бедных людей, есть чисто 'рисованный где-то на бумаге и в каких-то правительственных зданиях социализм' (его так даже просто путешествуя по городам и другим местам и не замечаешь, не чувствуешь нигде вообще), но на самом деле заправляет капитализм повсюду. Кстати, одна из немногих стран мира, где коррупционеров фатально эээ... борются с ними, короче, самым радикальным способом (прям как в СССР на ранних этапах), но и это не помогает - там воруют по-чёрному, прям как на постсоветском пространстве. Наш фильм вроде о зарождении Китая, как общей нации, одной страны и т.п. Ну, мне это вообще не интересно. Столько в мире стран, а сколько их было в истории: почти бесконечно можно изучать всё это, набивать информацию в чертоги разума. Тут же лучше на постановку смотреть. Масштаб есть, интересные бои есть (чисто в восточном стиле, занимательная хореография), картинка правда кажется монохромной, хотя и в ней много цветов. Толи дело в старой плёнке, то ли это специальный такой эффект. Вообще, конечно, жутко. Чем страна больше, тем больше нужно было когда-то пролить крови, разбить внутренних и внешних врагов, чтобы её объединить. А сколько всего нужно было сделать, чтобы закрепить кровавый успех. Правитель, конечно, важен. И он должен править. _ Наш фильм не шибко цепляет сюжетом. Вот смотрю и строчу попутно, не понимая вообще о чём фильм. Он какой-то театральный, оторванный от реальности. Это как выступления в позднесоветское время вождей и т.п. - никто толком уже не понимал, что они говорят и кому... Но это в масштабе. Если фильм смотреть не в масштабе страны или правления, правителя, а сузить его до отдельных сцен с боёвками, атаками кого-то на кого-то, прогулками среди коридоров китайских жилищ и т.п. - вот этот визуал ещё можно оценить... это как прогулки в Ютубе, где авторы с камерой просто безмолвно ходят по разным местам... и ты просто смотришь без слов, ловишь отдельные звуки, наслаждаешься различными природными и урбанистическими пейзажами. В остальном это какой-то затянувшийся файтинг симулятор типа Мортал Комбат или ещё чего... здесь в нарушение всех законов физики ('в чертогах разума', как говорит один герой) люди влёгкую летают выше в несколько раз роста своего... вертикально, горизонтально, под углом... повелевают ветром и ещё чем, бегают по воде (Иисус ходил, они прям бегают, словно олени... олени на воде). Почти фэнтези. Тут много такого в стиле 'почти фэнтези', хотя этот фильм не фэнтези, а больше как сказка. Я такое обычно не смотрю, просто на постере с ленты рекомендаций к просмотру на главной странице КП увидел чувака из Звёздных войн, хотя еще молодого. Забавный факт, кстати, вчера на главной странице в онлайне увидел: федеральные каналы доступны на КП даже без подписки.
Фильм гениален, как и все фильмы Джета Ли. Превосходные трюки и жизнеутверждающий позитивный дух заряжают энергией. Красота движений гармонизирует с музыкой и сюжетом. Этот фильм говорит нам о смысле жизни, о ее относительности и неограниченности.
С VIII века в Срединном царстве (Чжун-го) или Поднебесной между собой боролось несколько мелких государств. В китайской истории этот период именуют «Борющиеся царства» (Чжаньго). Победителем из этого противоборства вышло царство Цинь. Его правитель принял титул императора (хуанди) и завершил объединение Китая. Но в глазах побеждённых народов он был только жестоким завоевателем. И множество великих духом людей сделали смыслом своей жизни убийство деспота. Вот только не всё, что кажется злом на расстоянии, оказывается им при более близком и глубоком погружении в суть вещей. Чжан Имоу рассказывает если не ту же самую, то основанную на той же легенде историю об императоре и его убийце, что и Чень Кайгэ несколькими годами ранее. Но сюжет, стиль и общая композиция здесь совершенно иные. Повествование подобно большому клубку, смотанному из разноцветных нитей, каждая из которых придаёт новую тональность и красочность одним и тем же событиям. Цинь-ши-хуанди беседует с Человеком-без-имени, который раз за разом рассказывает одну и ту же историю, но всякий раз на новый лад. Каждый следующий вариант развития событий окрашен в свою особенную цветовую гамму и даёт собственную интерпретацию поступков персонажей и мотивов их действий. В красном (цвет любви и кровопролития) рассказе страстная любовь перетекает в ненависть и жажду мести. Голубые оттенки превращают историю в повесть о самопожертвовании великих людей во имя идеи и любви. В белый цвет силы духа и величия окрашен третий фрагмент. Зелёные краски проникают в рассказ вместе с надеждой и мечтой о будущем счастье и гармонии, которая чем труднее достижима, тем более желанна. Каждый вариант – это узкий взгляд на происходящее, искажаемое конкретным цветом/взглядом в определённую сторону. И только соединение и сочетание всех радужных оттенков даёт не только богатство палитры, но и широту охвата подлинного понимания истории в целом. «Герой» - это синтез древних восточных традиций и искусства постмодернизма посредством кино. Режиссёр словно иллюзионист создаёт простор для всевозможных домыслов и интерпретаций. Множественные ассоциации и аллюзии ткут причудливый узор. Визуальная эстетика и завораживающая музыка во многих сценах подменяют собой диалоги и закадровый текст, оставляя простор для сотворчества зрителя. Здесь нет отображения подлинных событий китайской истории, но есть их мотивы. Созданная Имоу особая художественная реальность неисчерпаема в своей незавершённости. Прошлое сосуществует с настоящим, которое перекидывает жертвенный мостик для прихода грядущего. Нелинейная история основана на циклических повторениях, становящихся ключевыми характеристиками раскрытия сути. Смысл «Героя» прочитывается, исходя из синкретизма восточного мировоззрения. Все китайские искусства взаимосвязаны. Достижение высочайшего мастерства в живописи, музыке, каллиграфии или даже боевом искусстве возможно только через предельное напряжение воли. Сосредоточенный дух способен объять собой всё мироздание, достигнув высшего уровня жизненной силы. Достигнув совершенства в каллиграфии можно тем самым открыть способ стать мастером боя. Ведь во Вселенной всё взаимосвязано. Космос – единая резонирующая система, гигантский мир-организм, в котором царит воздействие-отклик (чань-ин). Развитая личность предельным напряжением своей воли может воздействовать на Вселенную, и она откликнется в соответствии с силой и характером воздействия. Сила искренности и духовной сосредоточенности даёт способность творить почти невозможное. Недаром персонажи в кадре показаны в соответствии с композицией традиционной китайской живописи в неразрывном единстве с окружающим пространством. Все пейзажные виды в «Герое» предстают словно с горной вершины. Разные планы отделены друг от друга воздушной дымкой. А высокий горизонт усиливает ощущение бескрайности пространства. Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высоты неба. Не взглянув в глубокое ущелье не осознаешь толщину земли. Ничто в этом мире не достаётся даром, а обретение не происходит без утрат. Так и вкус счастья возможно оценить лишь, потеряв его. Ради жизни и благоденствия многих нужны скитания и муки некоторых, возможно лучших сынов и дочерей своей земли.
Из всех фильмов, которые довелось посмотреть, этот, пожалуй, на текущий момент, подходит лучше всего под определение 'По-настоящему красивый'. Фильм просто поразил в свое время моё воображение. Каждый раз, пересматривая, я снова поражалась его красоте. Посмешили некоторые отзывы из разряда 'хаха, летают по воздуху, что за бред'. Складывается впечатление, что восприятие идет исключительно поверхностное без вникания в процесс с точки зрения искусства и восточной философии. Фильм очень китайский, очень восточный: врядли он будет по вкусу чисто западному зрителю (вернее, скорее, зрителю с исключительно западным восприятием мира или без воображения), особенно с таким посылом (Жизнь одного человека, даже если он Герой, ничто по сравнению с целостностью и величием Империи и миром в Стране) в век всеобщей 'демократической толерантности' 1) Каждая визуальная составляющая вызывает ощущение некого аллегорического штриха, который в итоге складывается в цельное полотно, напоминающее сучжоускую вышивку, рисунок тушью и каллиграфическую зарисовку. 2) Всё это действо сопровождается удивительно выверенным звуком, очень четко подобранным под каждое движение, каждый шелест, каждый 'вздох' рисунка. Похоже на поэзию в фильме. 3) Персонажи. Не могли быть другими. Олицетворяющие особенности восточного восприятия идеального мира с той или иной точки зрения (Что выписывал Сломанный меч практически весь фильм), отражающие такие ценности, как спокойствие, терпение, понимание, страсть, поиск, которые даже при общем их наличии могут конфликтовать из-за разного понимания 'блага'. 4) Цвета. То, что в этом фильме, как будто бы, стоит на первом месте. Цвета, такие сочетания и позволяют воспринимать этот фильм настолько отличным от других, в том числе китайских фильмов. Здесь, думается, заслуга Художников-постановщиков и, наверное, самого режиссера, который умеет снимать совершенно разное кино, но цвета всегда имеют существенное значение. Чжан Имоу этим ведь тоже отличается. Итог: такая, может быть, странная, но оттого притягательная картина. Слово 'Картина' здесь ключевое. Мало слов - больше мысли и созерцания. 10 из 10
Давно не писал, естественно за это время посмотрел ряд фильмов интересных и не очень. Хочу рассказать об одном необычном. И так, Джет Ли только 'пошел в массы' - начал получать миллионные контракты на фабрике грез, и тут едет обратно в Китай, что бы сняться в этом фильме, зачем, почему? Давайте разберемся. Прошел год после 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' обласканного критиками (4 оскара) и зрителями (12,5 раз отбил бюджет), и амбициозный китайский режиссер решает снять фильм о Китае, о единоборствах, о морали, что же это? Попытка прокатиться на чужой волне? Поднять бабла? Посмотрим... Сюжет отсылает нас в эпоху разрозненных княжеств Китая, в эпоху мифов и легенд, нет, в этих ваших европах еще не жгли ведьм, еще дальше, когда до Христа было еще 2,5 века, а в европе так же верили в духов, и множество богов. Время поистине загадочное, былинное! Сюжет течет плавно как сказка, но имеет отчетливо видное русло, с которого ему не сойти. В повествовании полно отступлений, домыслов, разрывов фабулы, в общем вкусно и интересно, единственный минус, как я уже говорил, - предсказуемость. Тем не менее фильм, ни разу не зануден, но об этом позже. А сейчас заслуженные 1,5 за плотный и интересный сценарий, с непредсказуемой концовкой. Очень большой бюджет для китайского кино не был распилен, как это часто бывает в этой стране. Визуальная составляющая великолепна, некоторые моменты можно смело скриншотить и ставить заставкой куда угодно - все по восточному ярко, красочно, необычно, подвижно - одни словом вкусно! 2 из 2 Скажем так, западному человеку понять все 'натянутые моменты' не легко... Так же как Энг Ли, Чжан Имоу делает необычные для западного зрителя ходы конем в плане тайминга фильма, то растягивая, то нагнетая. Но в отличие от ширпотреба, в этих фильмах чувствуется, что это не из-за дыр в сюжете, а по велению сердца режиссера, тем не менее, в месте с необычностью приходят некоторые сложности. Все таки кое-что мне не было понятно, и в итоге имеем 1 из 2х за временное наполнение фильма. Музыка прекрасна и чудесна, еще бы композитор был честно стырен у 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' - получившего годом ранее оскар за лучший оригинальный саундтрек. Музыка везде, и она не надоедает, она не отвлекает на себя внимание, но приятно подчеркивает, растворяет в себе... 2 из 2х. Актеры. Тут все сложно, есть Джет Ли - и я не побоюсь назвать эту, лучшей ролью в его актерской карьере, а я люблю этого актера и знаю о чем говорю. Есть еще ряд годно отыгравших актеров, но есть и те кто смазывают впечатление, немного омрачая казалось бы отличную игру других. 1,5 В итоге получаем отличный фильм. Можно долго рассуждать, чего не хватает 'Герою' Чжан Имоу, но я точно скажу, что этот фильм для меня сильнее, чем 'Крадущийся тигр, затаившийся дракон' - он глубже и задушевнее. Тем не менее широкие массы не оценили, имея бюджет чуть ли не в 2 раза больше фильма Энга Ли, 'Герой' собрал значительно меньше, не был так безудержно одарен премиями, как похожий фильм вышедший годом ранее. В общем в моих глазах - это еще один недооцененный как в штатах так и России фильм, жаль, очень советую! 8 из 10
Тема восточных единоборств давно заняла достойное место среди зрительских интересов в кинематографе. А если тесное переплетение искусства войны и культуры выведено на запредельно качественный уровень, как в этой картине, она не может оставить вас равнодушным. Забегая вперед, скажу, что этот фильм с переосмысленными атрибутами развлекательного кино, не для каждого, но он должен вызывать те или иные эмоции. Из наиболее близких по ощущениям ориентиров можно выделить «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Говоря доступными понятиями, перед нами еще одна пленяющая воображение вариация на тему парящих в воздухе воинов и пойманных руками стрел. Обращаясь к поэтическим параллелям, полотно сюжета соткано из тканей разных цветов. Каждая из основных историй, рассказанных в фильме, выделяется своей цветовой гаммой, настроением, средствами передачи мироощущения героев, где оттенок их одежды - лишь самый очевидный инструмент. По ощущениям просмотр напоминает прочтение очень интересной книги, пропитанной духом Востока, какой-то едва осязаемой метафизикой. Конечно, это коммерческий проект, а его создатели и участники – всего лишь специалисты в своем деле, но хочется отметить философичность, которая здесь присутствует. При определенной интриге, когда сцена за сценой пытаешься уловить истинное положение вещей, голова не устает, ведь концентрируешься больше на ощущениях, расслабляешься в определенном смысле. Законы физики и здравого смысла причудливо искривляются применительно к главным героям фильма. Они проводят жестокий и в тоже время грациозный поединок на мечах, едва нарушая водную гладь озера, одновременно отбиваются от сотен стрел, обладают невероятной скоростью. Стоит отметить, что такие вот раздутые образы воспринимаются легко и непринужденно, нужно лишь с должным пониманием подойти к просмотру и знать, чего вам ждать. Картина обладает потрясающим визуальным стилем – все происходящее буквально пропитано восточной тематикой и невольно хочется поверить в достоверность представленной историей, имеющей так или иначе исторические корни. Сцены самих боев, наступления армий, осад, выполнены на очень высоком уровне и дадут фору большинству дорогостоящих западных проектов. К оценке этого фильма нельзя подойти с выверенной расчетливостью, ведь главным фактором здесь будут ваши эмоции, как во время просмотра, так и спустя время. Фильм крепко врезается в память и оставляет неизгладимое впечатление, установив в свое время определенную планку качества. 8,5 из 10
Китай является одним из древнейших государств-цивилизаций с богатыми историей, культурой и огромным количеством древних легенд. К сожалению, культурный мир Китая крайне слабо представлен за его пределами, в том числе в фильмах получившим мировую известность. Одним из редких исключений, открывающих нам мир древней китайской культуры, является фильм «Герой». Картина рассказывает одну из китайских легенд времена становления династии Цин и объединения Китая, что само по себе уже является крайне интересным и заслуживает внимания. Сюжет фильма строится вокруг вечных философских проблем, обозначенных в нем как «все под небесами» и «главный идеал воина». Рассказывать подробнее о них я не стану, дабы не лишать читателей удовольствия от их раскрытия в процессе просмотра фильма. Также картина демонстрирует важность верховенства закона, нарушать который не может даже Император, даже в случае, когда он вступает в противоречии не только с его личными желаниями, но и, в какой-то степени, справедливостью. С визуальной точки зрения фильм снят просто безупречно и только ради одного этого его стоит посмотреть. Фильм имеет совершенно потрясающие и очень атмосферные визуальный ряд и музыкальное сопровождение. Сцены поединков совершенно не похожи на грубые драки в западных фильмах, тут это скорее танцевальные номера, показывающие настрой и духовное состояние героев, с идеально выверенной хореографией и очень красиво снятые. Визуально это без сомнения один из самых красивых фильмов, которые я видел. Отдельного внимания заслуживает цветовое решение фильма, которого я больше ни у кого не встречал ни до, ни после. Отдельные эпизоды сняты в разной цветовой гамме, отражающей их эмоциональный настрой. И это не примитивный цветофильтр – все цвета на экране абсолютно естественные, это цвета костюмов, оттенки декораций, цвета дополнительных элементов. Смысл каждого из цветов в полной мере становится понятным только в конце фильма, а до этого момента наслаждаясь красотой происходящего на экране стоит просто обращать внимание на то какой цвет преобладает в конкретном эпизоде. Таким образом, стиль фильма кардинально отличается от современного мейнстрима с упором на максимальную реалистичность картинки, жертвой которой давно уже стала выразительная актерская игра. «Герой», наоборот, театрален в самом лучшем значении этого слова. Фактически каждый кадр, каждый звук иллюстрируют психологический настрой, фильм раскрывает свой сюжет не только действием, но и яркими образами. При этом при просмотре не создается впечатление упрощённости, фальшивости и наигранности. Это очень тонкая грань, которую авторам фильма удалось идеально соблюсти. Лично я считаю «Героя» одним из лучших фильмов всех времен и рекомендую к обязательному просмотру всем, кто его не видел. Ну а тем, кто уже видел – еще раз пересмотреть и насладиться этим восхитительным шедевром мирового киноискусства.
У суфиев есть легенда о Зеленом Хидре. Этот Пророк может принимать разные обличья или вкладывать свои слова в уста разным людям. И каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Пророк. Главное – это услышать слова обращенные к тебе. По-моему, фильм Чжана Имоу «Герой» - развернутая иллюстрация этой легенды. Смотрящему на экран много раз говорят о сути происходящего, весь вопрос – готов ли он услышать сказанное. Сюжет фильма на первый взгляд незамысловат. Правитель царства Цинь поставил перед собой задачу - создать великую империю, подчинив мелкие разрозненные, постоянно воюющие между собой княжества. Естественно, остальные правители всячески сопротивлялись этому и завещали своим лучшим воинам отомстить за разграбленные и сожженные города. Цель жизни Большого Неба, Сломанного Меча и Летящего Снега, которые могут сражаться с целым войском – убить завоевателя. Десять лет император Цинь скрывался от их мести в своем роскошном дворце, все более и более увеличивая вознаграждение за поимку, и никого не подпуская к себе более, чем на сто шагов. Пока наконец к нему не доставили молодого воина по прозвищу Безымянный (Джет Ли), который утверждал, что самолично убил всех троих. Причем не просто утверждал, но и представил необходимые доказательства. Правитель Цинь был потрясен увиденным и осыпал Безымянного благодеяниями: наградил золотом и землями, а также в знак особой милости позволил ему сидеть в десяти шагах от себя и вести беседу. Весь фильм – это рассказ Безымянного, но император не был бы таковым, если бы не увидел ложь в его словах. Идущая сцена в рассказе молодого воина, затем неожиданно предстает совсем в другой интерпретации, и прежним остается только факт чей-то смерти (реальной или мнимой). Но и это не главное. В самом конце понимаешь, что весь фильм это развернутая интерпретация двадцатого способа написания иероглифа «меч», высшей ступени владения им (искусство каллиграфии и владения мечом родственны): 1. Единство человека и меча - это первая ступень воина, когда он отважно сражается. 2. Ступень два: меч только в сердце мастера, его нет в руках (воображаемое сражение), но он так же убивает своего противника. 3. Высшая ступень, когда меча нет ни в руке ни в сердце - тогда воин несет мир, и такой воин герой - высший из воинов. Этот иероглиф написал Сломанный Меч, уже имевший однажды возможность убить завоевателя и добровольно отказавшийся от этого. Но тем не менее он, как и до него Большое Небо и Летящий Снег либо погибнут, либо дадут нанести себе «смертельную» рану, чтобы Безымянный, который еще называют – Поражающий с Десяти Шагов, смог приблизиться к императору. Это один слой фильма. Слой идеи о том, что жизнь одного человека, его боль и потери, его страсти и желания не идут ни в какое сравнение с интересами будущей Поднебесной империи. И только настоящий воин, настоящий герой может понять суть этой идеи и пойти ради нее на смерть. Второй слой – это цветовая символика. Каждый вариант изложения того или иного эпизода окрашен в свой цвет. Причем этот цвет присутствует в декоре помещений, раскраске различных предметов и в одежде персонажей. Третий слой – сцены поединков, последовательно иллюстрирующих расшифровку иероглифа. Бой с Большим Небом под дождем, когда звук ударов звучит в такт каплям с крыши; бой в осеннем лесу между Летящим Снегом и Луной, когда Снег использует удары воздухом, поднимая тучи ярко желтых листьев в воздух; поединок на зеркальной поверхности озера между Безымянным и Сломанным Мечом, когда камера следует за меленькой капелькой, падающей на щеку Летящего Снега; сцены атаки армии лучников на маленькое селение, в то время как Летящий Снег и Безымянный отбивают тучи стрел. И хотя отдана дань жанру - герои могут летать и биться на поверхности воды, все это выглядит совершенно органично и естественно. Блестящая притча о героях, про которых следующие поколения будут слагать легенды. 9 из 10
У Чжана Имоу я видела три фильма: «Герой», «Дом летающих кинжалов» и «Проклятие золотого цветка», в планах просмотр «Цветы войны». Не знаю, пока насчет последнего, но из первых трех мне по-настоящему понравился только «Герой». Я заметила за Имоу любовь к составлению и поддержанию эффектной визуальной части, при этом повествование остается ленивым и обрывистым. Особенно это заметно в «ДЛК» - вроде и красиво, и картинка захватывает, но история – скука полнейшая. «ПЗЦ» будет заметно лучше, хотя и здесь сюжет часто провисает под всем этим визуальным великолепием. В «Герое» же наиболее четко сбалансирована грань между картинкой и содержанием. Весь фильм, от начала и до конца, почти каждый отдельно взятый кадр можно поставить в рамку и повесить на стену. И это не угнетает, наоборот подчеркивает полу-сказочность происходящего – все те фантастические трюки, вроде парения в воздухе и прыжки по воде, которыми полнятся китайские фильмы подобного жанра – все это смотрится органично, и почти веришь, что эти люди могут идти наперекор законам физики. У сюжета весьма интригующее построение – переход от полу-сказки о полу-богах, к реальной истории с человечными героями. Этот фильм – вовсе не боевик, хотя боевых сцен там хватает, это скорее философская притча, затрагивающая такую спорную тему, как война и необходима ли она для поддержания порядка и мирной жизни. Этот фильм, наверное, единственный, где я смогла воспринимать Джета Ли как актера, а не просто машущего конечностями перед камерой каратиста. Это также единственный фильм, где я имела удовольствие наблюдать за игрой Мэгги Чун. Жаль, что она так мало снимается. Ну и несравненный Тони Люн Чу Вай, который не перестает поражать своим актерским талантом. Я так думаю, фильм «Герой» можно в некоторой степени сравнить с видео красивой природы под медитативную музыку – мало какой фильм оказывает одновременно такое расслабляющее и стимулирующее воздействие. 8 из 10
Если вы по каким-то причинам еще не видели это кино- обязательно посмотрите! Это грандиозно! Невероятная картинка! Просто сумасшествие! Хоть я и не фанат темы восточных боевых искусств в кино, а фильмов, олицетворяющих этот жанр, я видел столько, что пальцев одной руки для их счета оказалось бы много, впечатление 'Герой' оставил неизгладимое! Да, история, о которой рассказывается в фильме, на бумаге вполне может уложиться в небольшой абзац, мораль известна каждому, но лента от этого совершенно не теряет своего очарования благодаря сногсшибательному, изумительному визуальному эффекту, который оказывается на зрителя. Воздействие это, и без того мощное, подкрепляется замечательными музыкальными композициями, обезоруживая, смею предположить, даже самых искушенных. В итоге имеем очень целостную, поразительно красивую легенду, которую. Нет, не стыдно. Стыдно не порекомендовать к просмотру! P.S. Я думаю, не стоит говорить о том, что наслаждаться всем этим буйством красок желательно при помощи как можно большего экрана, какой только удастся найти дома.
Разгар беспощадной междоусобной войны: Поднебесная расколота, из трещин льются кровь и слёзы. Императорский плац заполнен народом. Императорский дворец пуст и безмятежен. Безымянному герою, в одиночку расправившемуся с главными врагами короны, оказана великая честь – возможность общаться с императором на расстоянии десяти шагов. Он долго шёл к этому, и не раз грань между жизнью и смертью проходила по лезвию его клинка. Он заслужил почёт и уважение, но пришёл на приём к правителю не за золотом и наградами. Впрочем, и героем он станет несколько позже. Мудрый правитель Ци прячется от трёх наёмных убийц за воротами дворца и спинами многих тысяч солдат. Он разгадывает планы врагов и смысл многозначительных иероглифов. Он воюет не только за возможность купаться в роскоши, сидя на императорском троне в окружении евнухов и лакеев. Его стремления простираются дальше тривиального захвата власти. И вот последние серьёзные препятствия на пути к победе устранены, император хочет знать, как погибли его смертельные враги. И Безымянный начинает свой рассказ. Шумят капли дождя, им вторят резкие, скрипучие звуки, что извлекает из своей цимбалы старый слепой монах. Копьё против клинка. Долгий бой в воображении, один выпад, один удар – и повержен Небо, один из трёх наёмных убийц, стремившихся убить владыку Ци. Школа каллиграфии, осаждённая вражескими войсками. Красные халаты и красная краска. Бой с миллионом стрел вдохновит мастера на написание своего лучшего иероглифа. Безымянный рассчитал всё точно: он уходит, а Сломанный Меч, второй воин, расстаётся с жизнью. Пыльная долина, войско императора, потрясающее копьями в ожидании великой битвы. Круг из щитов замкнётся и у Летящего Снега, третьей воительницы, нет шансов из него вырваться. И это, как ни странно, только начало: Безымянному придётся пройти ещё много дорог и повергнуть в прах многих врагов. А переступив порог дворца с одной конкретной и важной целью, суметь за короткое время сменить приоритеты. Являясь образцом традиционного китайского жанра «уся», фильм впитал в себя восточную эстетику и конфуцианские идеалы. Да и саму фабулу в реалиях стран Западной Европы, представить трудно, если вообще возможно. Не прижился бы менталитет персонажей в междоусобицах феодальной Франции или Испании. Оттого ещё чудеснее успех, которого добился «Герой» на западных экранах, в том числе и на американских. Причиной тому, пожалуй, визуальная вычурность, зрелищность многочисленных сражений и твисты, обожаемые людьми, выросшими на голливудском наследии. Совместивший глубокую, но понятную всем мысль с истинно восточными атрибутами, «Герой» вышел и экзотичным и космополитичным одновременно. Он будет понятен и китайцу и американцу, как и воспеваемый в нём патриотизм конфуцианского образца, жертвенный и не пафосный. А другие истинно восточные особенности западный зритель уже худо-бедно принял как данность без лишних попыток разобраться в сути этих неосязаемых материй. Когда из двух совершенно одинаковых иероглифов один может смело считаться шедевром, а другой каракулей ученика. Когда безнадёжно влюблённые друг в друга воины готовы скрестить мечи из-за разности мировоззрений. Когда непроницаемые, словно маски, лица – не скудость актёрского арсенала, а отпечаток пылающих в глубине эмоций. Всякий персонаж как средоточие доблести и чести. Всякий бой как танец валькирий. Рефлексия, что превращает ненавистного врага в надежду государства. Страна, что должна быть единой. И один человек, что способен её объединить.
-Ты бы хоть лошадей в полоску покрасил, а то с вашими атаками зебры уже закончились. (с) В Китае зебр нет. И матросов тоже. Зато там есть 'Герой', причудливыми узорами клинка подбрасывающий планку визуальных эффектов на невиданную доселе высоту. Ничего более красивого в своей жизни я не увижу. Дальше просто некуда. Буйным колористическим слоу-мо 'Герой' достигает предела изобразительных средств широкого экрана, или, если хотите, болевого порога - некоего пограничного состояния, когда эстеты покрепче обмирают от восторга, а особи почувствительней - просто обмирают. С головокружением, тошнотой и обледенением конечностей - таковы симптомы отравления детищем Чжана Имоу. Лечится следует прогулками на свежем воздухе и просмотром старых картин Чарли Чаплина. По правде говоря, я очень долго колебалась, какой цвет выбрать для рецензии - объективно, конечно, фильм красного не заслуживает, но свежая еще память о его собственных тонах настойчиво требовала отомстить за перенесенное страдание. Так, борясь с собой и прикладывая еще время от времени мысленный компресс к темечку, я все таки делаю выбор в пользу честности, принимая в расчет собственную некрепость. Итак, 'Герой' - это, прежде всего, выдающийся визуальный ряд. Красное на сером, красное на желтом, красное на красном, синее на желтом, белое на желтом, зеленое на сером, реют флаги, вьется шелк, кружит листва, дождь барабанит по лезвию меча... Руки так и тянутся сделать трейлер или рекламу новейшей плазменной панели. И хотя выбирать великолепнейшее из великолепного невероятно трудно, все таки это занятие сулит немалое удовольствие, а главное - красота будет служить именно тому, чему полагается - то есть самой себе. Тогда как для целого художественного фильма такой подход достаточно спорен. Время от времени появляется настойчивое желание дать отдых глазам и попробовать включить голову, чего нокаутированный цветовой феерией мозг делать наотрез отказывается. Впрочем, более четко это проявляется ближе к финалу - поначалу все не так уж страшно. В спокойный серый день император Китая принимает в спокойной серой зале невозмутимого Героя - человека, победившего трех опаснейших субъектов, некоторое время назад едва не зарезавших императора по политическим соображениям. Герой представляет императору оружие поверженных врагов и рассказ о том, как оно было добыто. Особо въедливых или кровожадных зрителей, конечно, сразу смутит отсутствие трупов как доказательства гибели героев, но на то она и интрига, чтобы заинтриговывать. В общем, дело ясное, что дело темное, и для его прояснения потребуется пересказать историю не один раз. Убийцы гибнут, воскресают, снова гибнут, так что в конце концов невероятно трудно определить момент истины, когда полагалось бы заплакать всерьез. Кнопку 'жалеть здесь' режиссер старательно припрятал в череде меняющихся points of view, так что ощущение вот-вот откроющейся правды не покидает вплоть до финальных титров. История реальная от истории вымышленной в художественном плане ничем не отличается, флэшбэки не отличаются от событий 'здесь и сейчас', воображение не отличается от взгляда со стороны, поэтому уловить настоящую чувственную составляющую, настоящих людей - практически невозможно. Немного смущает Главная Мысль Картины, драматически выведенная на песке замудревшим душегубом. Оно, конечно, понятно, что у объединения разрозненных царств в одно масса положительных последствий, но ни один тиран еще не сколачивал империю ради мира на Земле. Все это гораздо позже придумали историки, опираясь на тысячелетний опыт развития человечества, и записали в учебниках для шестого класса. У нашего мыслителя подобного опыта по объективным причинам быть не могло, поэтому высказывание прописных истин за две тысячи лет до их прописания можно было бы и принять за редкую прозорливость, только вот в картине напрочь отсутствует ощущение времени, причем судя по всему, нарочно. Тони Люну вообще не повезло - кроме роли Кэпа ему досталась еще и роль солиста группы 'Чай вдвоем'. Его экранная пассия Мэгги Чун тоже добавляет гламурного лоска. Лучше всего у этой парочки получилась первая, 'красная' история. 'Роковая любовь в школе каллиграфии' смотрится очень стильно, проникновенно и в хорошем смысле иронично. Дальше дело сворачивает к патриотизму, а герои так и остаются влюбленными авангардистами. Наверное, им тоже первый вариант понравился больше. Про Джета Ли ничего сказать не могу. Как не знала его до этого фильма, так и после просмотра не знаю. Вроде и сцен с его участием немало, и история у него вполне драматичная, но как-то не раскрылся он тут. Вероятно, его роль заключалась в том, чтобы эффектно драться. Дрался эффектно. Все. Тандем Люн-Чун чисто на эмоциональном уровне перетягивает внимание на себя. Героя с большой буквы, пожалуй, все таки не получилось.
Восхитительный шедевр восточного кинематографа. Безумно красивая 'экранизация' одной из древнекитайских легенд. Не фильм, а произведение искусства. 'Герой' не идеален (все-таки восточная специфика и условности в сюжете не всем по нраву), но очень хорош: пересматривать его можно снова и снова. В первую очередь фильм примечателен своей 'картинкой'. Великолепные съемки, постановки виртуозных боев на мечах, древнекитайские костюмы и декорации. Буйство цвета и красок! Затем, хочется отметить очень красивую, под стать изображению, музыку. И еще - прекрасных азиатских актеров. Но самое примечательное, что кроме красоты фильм обладает еще очень неслабой смысловой нагрузкой. В нем немало философии (притом не мудреной, а очень даже 'общедоступной') и запоминающихся диалогов. Также приятно удивили многочисленные повороты сюжета. Пусть сам сюжет и несколько надуман, но обыгран он довольно неплохо. В общем, если при просмотре абстрагироваться и смотреть на фильм не как на исторический эпос, претендующий на достоверность, а как на красивую китайскую легенду, то можно получить огромное удовольствие (и абсурдная беготня по воде и прыжки на 10 метров в высоту не будут восприниматься с иронией).