Страшный, мрачный дядька Кроненберг питает, видно, нездоровый интерес к насекомым, раз то и дело обращается к этим гадким тварям за вдохновением. Изучает, переносит на экран и буквально ползает по нежной кожице зрителя, вызывая отвращение и гадливость, но, странное дело: скинуть мерзкую букашку-таракашку Кроненберга с нежной кожицы не так-то просто. Гипнотизирует, приковывает, завораживает. Насекомые режиссера отвратительны, но, кроме понятного омерзения, вызывают странное, столь же болезненное, как и его собственное, любопытство. Кроненберг закрывает зрителя в темной комнате, сажает ему на руку паука или муху, оставляет в полной тишине, и в распоряжение дает лишь настольную лампу с резким, желтоватым светом. Рядом с лампой лежит увеличительное стекло. И пинцет, чтобы, проходя все положенные стадии «знакомства» с насекомым, повинуясь инстинкту, человек мог разделаться с тварью, медленно или быстро – это уж как захочется. Мир насекомых жесток и первобытен, они живут по схеме, существовавшей задолго до нас, и с той поры ничто и никогда в их мире не менялось. Можем ли мы чему-то поучиться у них? Например, выживаемости? Или понятной лишь немногим мудрости? Есть небольшая горстка людей, которые боготворят насекомых, и посвящают жизнь их изучению, но в большинстве своем обычный человек сторониться, ненавидит пауков, мух, тараканов и других даже в тех случаях, когда вреда те человеку не наносят. А почему? Из-за гадкого внешнего вида? Или из-за немой, до конца не понятной угрозы, от них исходящей? Мы приручаем животных, котов и собак, считаем их членами своей семьи и носим на руках, но разве тех же бабочек воспринимаем мы иначе, кроме как экземпляры коллекции? Пришпиленные булавками, убитые и безопасные? Кроненберг любит насекомых, и беспрестанно проводит параллели между ними и людьми, раз за разом сталкивая их и выясняя, кто более жесток и изощрен в методах расправы над врагом; кто более хитер и беспощаден. Иногда человека и насекомого он сталкивает в одном теле. Это поражает. «Муха» - фильм столь же глубоко психологичный, сколь и трагичный и до невозможности ужасный. После первого же просмотра я зареклась когда-либо погружаться в него снова. И что? Темная сторона меня, непонятная доля подсознания впоследствии ни раз толкала меня брать в руки эту картину и, прекрасно зная, на что я себя обрекаю, смотреть ее и смотреть. И каждый раз, как в первый, проникаться неподдельным сочувствием к ученому, ставшему жертвой науки. Мужчине, который медленно и неумолимо превращался в гигантскую муху, до последнего, усилием воли сохраняя в себе человеческие качества. Но насекомые не знают жалости ни к другим, ни к себе. И Вероника, женщина, влюбленная в несчастного исследователя, в глубине души знала, что с каждой новой встречей тот все больше видит в ней жертву, смотрит на ее холодными, хищными глазами мухи, а заключенный в уродливое тело насекомого мужчина умирает. Фильм, поставленный качественно, добротно и очень атмосферно, изобилует отвратительными подробностями – спасибо гримерам. Специалисты по эффектам просто превзошли себя в 80-е, и много позже, в наше время, редко где можно увидеть работу, проделанную с таким старанием и профессионализмом. Кроненберг, должно быть, все время маячил у них за спинами и лез под руки: «Нет, это должно быть страшнее. Усильте впечатление!». Те вкалывали с утра до ночи, но в итоге просто поразили всех. Джефф Голдблюм с тонкими узловатыми пальцами и своеобразными чертами лица на первых этапах превращения вообще не нуждался в гриме (он до абсурдного похож на муху сам!) – зато потом, теряя волосы, уши и кожный покров (теперь уже посредством гримеров), стал настоящим чудовищем. И все равно, я видела в нем человека. Как и героиня Джины Дэвис, с безмерной жалостью и состраданием наблюдая за разрушением выдающейся личности, я до последнего надеялась, что процесс трансформации будет обращен вспять. Желала ли я смерти герою Голдблюма в финале? Из жалости, например? Нет. Лишь когда речь зашла о женщине и ее нерожденном ребенке, об их безопасности. Кстати, о ребенке (всем известно, что есть продолжение о Сыне Мухи). Сцена родов, когда героиня Джины Дэвис видит на руках у акушеров гигантскую личинку насекомого – возможно, самое шокирующее и противное из всего, что я видела в кино. И почему киношники не любят хотя бы относительные хэппи-энды в картинах об ученых, совершивших прорыв? Начиная с Виктора Франкенштейна и доктора Джеккила, авторы подобных историй то и дело казнят ярчайшие умы своего времени, как будто наказывая за дерзость и наглость тех, кто попирает законы природы и раскрывает загадки, известные доселе лишь Богу. Что-то должно оставаться неизвестным. Что-то должно быть неподвластно человеку, что-то должно внушать ему благоговение и страх. Дерзнули приподнять занавес – получили чуму на свою голову. Стремились к лучшему – все обернулось катастрофой. Мораль, похоже, очевидна: не надо ворошить и пропесочивать то, что не в вашей, пардон, епархии. Итог: с одной стороны «Муха» - это реалистичный, жестокий ужастик, безжалостный как к своим персонажам, так и к чувствительному зрителю. С другой стороны – это пронизывающая до костей своим драматизмом история о Красавице и Чудовище, трагичная, волнующая и переполненная до краев обреченностью и безысходностью. Умный, прекрасно поставленный фильм. Пугающий. Гадкий. Грязный. Безрадостный. Но я не знаю ни одного человека, смотревшего «Муху», который бросил бы фильм на середине, не досмотрев до конца. 10 из 10
Надо сказать, фильмы жанра ужасов, в силу разных причин я не очень жалую своим вниманием. Поэтому к просмотру представителей подобных фильмов приступаю в редких, если не исключительных случаях. По мне, так уж лучше посмотреть хороший триллер с лихо закрученным сюжетом, тем самым вдоволь пощекотав себе нервишки, чем наблюдать карикатурных маньяков и/или монстров, галлоны бутафорной крови, оторванных конечностей и дешевых (как правило) спецэффектов. Что подтолкнуло меня к просмотру этого фильма? Ну, главную роль в этом отыграла магия одного имени. Дэвид Кроненберг. Режиссер, чье имя постоянно на слуху, и с чьим творчеством, к огромному моему сожалению, знаком всего по одной или двум работам. Что хотелось отметить с самых первых минут просмотра, так это необычайную выразительность двух главных актеров - Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис. Внешность Джефф Голдблюма потрясает – и уже, зная синопсис, после первых кадров даже не сомневаешься, что именно он-то и будет превращаться в насекомое. Да, есть в его внешности что-то, что действительно слегка напоминает насекомое. Напрашивается (может и не самая уместная) аналогия с героем Джека Николсона в «Сиянии» (еще один из немногих виденных мной качественных ужастиков), который изначально имел слегка безумную внешность еще до сумасшествия сюжетного. А Джине Дэвис хорошо удалась роль женщины, которая разрывается между любовью, отвращением и страхом за собственную жизнь. История ученого, вследствие неудачного опыта, начинающего превращаться в монстра – идеальный сюжет для третьесортного фильма-ужаса. Но Кроненберг обогащает эту историю не только проблемой внутреннего мира человека, полностью окунувшегося в свое дело (образ «сумасшедшего ученого»), но и показывает нам процесс превращения не только внешне (что ему удалось весьма мастерски), но и процесс изменений внутренних, «обесчеловечивания» (что удалось ему еще лучше). Добавьте к этому еще вплетенную любовную линию, а вернее треугольник – получим на выходе, не просто первоклассный ужастик, но и вполне ощутимую примесь психологического триллера. Надо ли лишний раз говорить о том, что фильм затягивает настолько сильно, что функция «пауза» или «стоп» вряд ли будет использована вами при просмотре. «Муха», наверное, все же по праву считается классическим фильмом. Сильная режиссура, крепкая актерская игра, мрачная атмосфера, профессионально сделанная техническая сторона фильма – все это делает «Муху» веским словом в своем жанре. И, если я когда-то буду составлять собственный рейтинг лучших просмотренных мной фильмов жанра «ужас», то это кино, несомненно, будет в числе первых.
Общее впечатление: Только представьте, появился телепорт! Я бы точно мигом использовала и оказалась бы сейчас в самом желанном месте! А вы? ГГ эксцентричный ученый Сет Брандл (Джефф Голдблюм) изучает проблемы телепортации. Начав с перемещения в пространстве неодушевленных предметов, гений от науки решает поэкспериментировать с живыми существами. Сначала это безобидная обезьяна, но спустя пару дней Сет понимает что не готов ждать, как человек одержимый идеей, он сам заходит в телепорт. Но Сет не учел одного: для чистоты экспериента в кабине телепорта никого не должно быть, но вдруг на внутреннюю поверхность стекла попадает муха… Данный фильм я смотрела еще подростком, и то урывками, и сев за полноценный просмотр, я испытала целую бурю эмоций. Удивительно, как филигранно смог Кроненберг изобразить драму и научную фантастику. Герой испытывает настоящие потрясения, не только в своих достижения, но и в делах любовных. Два значимых момента для героя — открытия телепорта и обретение любви. Девушку ученого Веронику играет Джина Дэвис. Тандем Дэвис-Голдблюм на экране смотрится гармонично, много переживаний, чувственности, страсти. Актеры смогли изобразить любовь, я переживала за их пару на протяжении всего фильма. Погружаясь в мелодраматичную историю мне становилось тепло на сердце, но чем дальше приближался финал, тем сильнее меня одолевала грусть. Да и вообще по большому счету кино печальное и… мерзкое. Сложно представить сколько было потрачено сил на разработку декораций, костюма мухи, грима. О чем речь! Фильм занял 42 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb. В 1987 году взял Оскар за Лучший грим! Считается классикой ужасов. Я думаю все, кто любят ужасы, да и просто кино, обязаны посмотреть! История Сета Брандла увлекает своей подачей, вальсируя жанрами, зритель наблюдает трансформацию героя, думая о важном: так стоит ли вмешиваться в природу? Или пусть все остается на фантастическом уровне? P.S. Не кушайте при просмотре 9 из 10
Год 1986. Муха - Болезнь хочет превратить меня во что то иное Я очень давно хотел познакомиться с этим фильмом, поскольку очень много о нем слышал. «Муха» входит в большое количество всевозможных рейтингов и списков, да и давно уже признан культовым. Я сомневался, стоит ли включать эту работу в свой список, потому что жанр качается больше в сторону фантастики, нежели ужасов. Но любопытство перебороло. Ученый Сет Брэндл собирается совершить главное открытие века – телепортацию. Проведя опыты на неодушевленных предметах, он начинает эксперименты по перемещению живых существ. Вместе со своей девушкой Вероникой, Сету удается удачно переместить в пространстве примата, и далее должен последовать эксперимент на человеке. Все бы прошло успешно, если бы не одно НО. В камеру для перемещения залетает муха… Мои ожидания не оправдались. Я столько всего хорошего слышал про этот фильм, а он оказался обычной Sci-Fi фантастикой, хоть и с претензией на ужасы. Тут сделан больший упор на интересный и необычный сюжет, нежели на желание испугать зрителей. Хотя, кого то может и испугает. Зрителя не собираются долго томить в ожидании завязки сюжета, и она происходит на первых же минутах. Далее начинается смесь научной фантастики и любовной драмы, которая, к слову, продолжается большую часть фильма. Если бы не предстоящая интрига, я бы закончил просмотр уже после первой трети картины. Как по мне, то высиживать больше часа ради вялого пятнадцатиминутного экшена, это слишком уж большая цена для такого фильма. «Муха» получила статуэтку Оскара в номинации «Лучший грим». Это как раз тот случай, когда фильм отмечают не потому что он лучший, а потому как остальные оказались еще хуже него. Грим может и неплохой, да и визуал в целом, вот только вспомним что это 1986 год и уже существуют сотни работ с нереально крутыми эффектами. Для 70-х «Муха» бы и прокатила с таким качеством визуала, но не в 86-ом. Из положительных сторон я хочу отметить неплохие актерские работы. Прежде всего это Джефф Голдблюм. Из увлеченного своей работой эксцентрического ученого к романтической натуре, а позже в безумного мутанта. Несколько раз за фильм поменять характер персонажа – такое не у каждого актера получится. Что же касается Джины Дэвис, то тут она скорее для украшения фильма. Оценить ее актерские способности возможности не представилось. Практически в каждом кадре она мило улыбается и невинно хлопает ресницами. Прописанные диалоги с ее участием тоже выглядят слабовато. Ну и наверное можно отметить Джона Геца. Рассматривать как хоррор этот фильм не стоит. Скорее как просто интересный фантастический рассказ. Если бы его снимал Тим Бертон, то я уверен получилась бы полу-сказка, характерная его стилю. Ну а у Дэвида Кроненберга вышло так. 6 из 10
Как там сейчас говорят, если увидели какой-нибудь крутой по их мнению фильм? Бомбический, да? Вот 'Муха' чудика Дэвида Кроненберга действительно мало чем отличается от взрывного устройства. Сюжет развивается настолько поступательно и ярко, что в концовке на самом деле происходит некий взрыв мозга. Нет, при первом сознательном просмотре ваши глазики вообще верили тому, что видели? Или по-другому: вы понимали, какого чёрта здесь происходит?! Начинается всё по-бытовому. Мужик встретил бабу на банкете. Он весь такой безумный ученый с претензией на исключительный ум. Она вся такая вот амбициозная журналистка с претензией на просто ум. Вроде мистер Кроненберг сказанул 'обожаю романтические истории' после того, как закончил сценарий или в ходе работы над ним. Да ведь действительно так развивается всё. Даже 2 огромные телефонные будки не вызывают подозрений о нечто жутком в будущем. Серьезный поворот как происходит из-за чего? Как это часто бывало и бывает до сих пор у нас: проблема из-за баб. Серьёзно, леди, если не боитесь, посмотрите супер фильм. Что случилось перед тем, как человек науки вошёл в кабинку? Так, распивал алкоголь. Ага, ему было грустно и больно. Точно, ещё одиноко. Почему? Из-за женщины!!! На чистых эмоциях пошёл творить то, что не позволил бы себе кудесник науки. В итоге, упал, очнулся, муха. Только не на руке. Случилось то, что случилось. Зрители со всего мира смогли лицезреть планомерный кошмар Франца Кафки в кинематографическом формате. Превращение подарило самые невероятные ощущения. Тут настоящий фильм ужасов, народец-то. Ужас перед необратимым: сделанного не воротишь, сколько ни старайся. Сей груз на шее до последнего вздоха. Также ужас перед созданием, нечто, чудовищем. Когда не укладывается в голове происходящее. Никогда. Кстати, те рассуждения наводят на другую мысль. Компьютер ведь тоже, зараза, виноват, что не смог предотвратить угрозу. Хотя он же не HAL-9000, что с него взять. В общем, мужчинам в кино следует опасаться женщин и компьютеры. Да женщинам опасаться... Кино Дэвида Кроненберга, которое наверняка покажется самым страшным в жизни. Ага, кстати, 'Муха' неплохая вечерком романтическая комедия, пока не наступит апокалипсис в сердце и душе. В чистых трусах. 9 из 10
Замечательный фильм Дэвида Кроненберга. Он наполнен до краёв полётом воображения, которое никогда не забывается. Слышу удар ладони о стол С. Спилберга и вижу досаду на его лице в момент успеха Дэвида, ещё бы, ведь это он, Стивен, должен был развить подобную тему. В те годы, гигантомания, в жанре фантастики, использовалась так часто, что сюжет должен был бы построен привычным, проверенным способом. Наверное так. Предполагалось: применив научные знания некто, злонамеренно откормил эту самую муху, до размеров дирижабля. Из-за нерадивости одного из сотрудников лаборатории, она вырвалась на свободу, покинув ангар - свою колыбель, с одной только мыслью «отомстить». На свободе, в естественной среде, аппетит монстра, приобрёл ускорение, и она нагуляла ещё пару десятков тонн. А затем, сцены в Нью-Йорк Сити: покорёженный Эмпайр-стейт-билдинг, Рокфеллер-центр в руинах, повсюду пожары, паника. Полицейские, стреляющие из пистолетов наугад, лишь бы стрелять, но мухе, всё нипочём. Она легко взмывает вверх, подняв над восточным побережьем соединённых штатов торнадо, и вот, нате вам, уже в Европе, сидит подле Эйфелевой башни, потирая «лапками» голову, готовясь к атаке. Фирменная пошлость. И Дэвид Кроненберг выбрал другой рассказ. Оказалось, что генетика, такая тихая, незаметная, безобидная наука, способна коварно отомстить дилетанту, совершившему роковую ошибку. Режиссёр уверенно снимает научно-фантастический фильм, своим мастерством доказывая зыбкость понятий вымысла и правды. Любовная история, случайно начавшаяся с лёгкого флирта, такая понятная, милая, занимает значительную часть фильма. Сделка в начале отношений учёного и журналистки, превращается в взаимную привязанность и страсть. Слово «превращается» в этом кинофильме, приобретает особенное значение. Неумолимость превращений в худшую форму, заботит и пугает зрителя. Ему достаточно взглянуть на свои школьные фотографии, сравнивая их изображение с тем, что есть теперь, и вообразить с тем, что будет потом. Скорость превращения невелика, и это, хоть как-то утешает. Сет Брандл – самоучка, легкомысленный разгильдяй, этот безответственный человек, погубил «под мухой» не только себя, но и возможность перемещения людей на длинные дистанции, минуя самолёты, чем порадовал авиаперевозчиков, превратив телепортацию в миф. Джина Дэвис соблазнительная «вишенка» украшающая фильм, вначале, бессердечная красотка, безжалостная карьеристка, в образе Вероники, превращается в искреннюю, самоотверженно любящую женщину. Превращения не заканчиваются. Кроненберг, превратился в знаменитость, а фильм в икону. Зрителя, кино умиротворяет, делая мудрее, превращая простое любопытство в сочувствие. И все эти превращения происходят, из-за какого-то маленького насекомого, ничтожного, по мнению большинства людей, но к изумлению, способного на отпор, и с равным для всех правом на жизнь. Фильмография Кроненберга состоит из более чем сотни фильмов. Очевидно, он разноплановый режиссёр. Среди его работ найдутся, и криминальные драмы, для домохозяек он тоже постарался, сняв кино для семейного просмотра, где мелкотемье основная тема. Но уверен: Дэвид Кроненберг справедливо гордится своей «мухой». Нарушая, американские традиции старого века, фильм заканчивается очень мрачно. Я, как зачарованный ужасом зритель, всё таки, делаю замечание последним секундам этого, выше всяких похвал, замечательного кинофильма. Уверяю, не может шокированный человек рыдать! Шок: это испуг, а испуганному, не до чувств. Если б позволили, я завершил бы фильм так; после контрольного выстрела из двустволки, у Вероники, из-за отдачи, ружьё вываливается из рук, и с грохотом, сопровождаемым эхом, чтоб подчеркнуть безмолвное пространство, падает на пол. Камера, крупным планом приближает полные ужаса глаза Вероники, а затем медленно, скользит вниз вдоль тела, к ногам, и далее, к ещё дымящемуся дробовику на ложе которого, лазерным лучом выгравировано: «Film By Cronenberg» The End Только потом, титры под грустную музыку.
Молодой учёный Сет Брандл приводит в свой дом журналистку Веронику, после чего показывает ей своё изобретение: так называемые телеподы, которые позволяют телепортировать вещи из одного устройства в другое. Решив проблему с телепортацией живых существ и изрядно напившись, Брандл решает испытать процесс на самом себе, однако в решающий момент не замечает, как к нему в телепод залетела обыкновенная комнатная муха. Компьютер объединяет двух живых существ, и Брандл начинает стремительно терять человеческую сущность. В середине 80-х режиссёр Дэвид Кроненберг имел славу человека, снимающего качественные, интеллектуальные фильмы ужасов с налётом научной фантастики, многие ходы которых строятся не на пустом желании напугать зрителя, а на попытках донести до аудитории какие-то мысли или хотя бы осязаемые ощущения. Пройдя через 'Сканнеров' и 'Видеодром', Кроненберг добрался и до Стивена Кинга, выпустив экранизацию одной из лучших, на мой взгляд, книг 'мастера ужасов' под названием 'Мёртвая зона'. Эту картину можно долго упрекать в затянутости и полнейшем отсутствии саспенса, но чего у неё не отнять, так это авторского стиля и странной, вязкой, интеллектуальной эстетики. Вот с таким багажом Дэвид Кроненберг и принял предложение о съёмках на тот момент самого дорогого в своей карьере фильма ужасов под названием 'Муха'. В итоге получилась очень сильная картина, в которой умело совмещены технические приёмы нагнетания ужаса, такие как потрясающе-неприятный грим и тревожная музыка, с желанием донести до зрителя всю глубину боли и отчаяния молодого, умного, влюблённого и подающего надежды учёного, который неожиданно понял, что он, нет, не умирает, а просто-напросто перестаёт быть человеком. Большая заслуга в этом, конечно, принадлежит не только Дэвиду Кроненбергу, но и исполнителю главной роли — Джеффу Голдблюму, который был хорош на всех этапах своей трансформации: и когда был весёлым учёным, и когда стал агрессивным сверхчеловеком, и когда почти превратился в насекомое, мерзкое снаружи, испуганное внутри. В фильме 'Муха' довольно легко за деревьями не заметить леса. Процесс превращения Брандла в насекомое сделан настолько мерзко и неприятно (кстати, Оскар за лучший грим был выдан неспроста), что многие зрители могут не увидеть за всей этой мерзостью трогательную, очень поучительную и очень страшную историю. Лично я, когда смотрел этот фильм будучи подростком, не обратил на неё никакого внимания. А вчера пересмотрел и действительно проникся. Всё-таки иногда бывает хорошо взять безусловно талантливого, но несколько заигрывающегося в 'свой стиль' режиссёра, и попробовать огранить его талант, подойдя к процессу с некоторыми более или менее общепринятыми кинематографическими 'лекалами'. Если на выходе мы будет получать 'Муху', то лично я совсем не против. Картина 'Муха', безусловно, стала классикой кинематографа — наиболее известным и кассовым фильмом Дэвида Кроненберга, нравится ему это или нет. И здесь действительно есть на что посмотреть — мрачная история с отличным актёром в главной роли и прекрасной технической поддержкой художников, гримёров и композитора. Всем, у кого крепкий желудок, настоятельно рекомендую. 9 из 10
Канадский режиссёр Дэвид Кроненберг известен, прежде всего, как один из особо выдающихся представителей жанра «боди-хоррор» (англ.) кошмар, ужас тела, что означает — мутации, метаморфозы человеческого организма. Это явление в кино, на мой взгляд, является самым жутким, пугающим, вызывающим отвращение у зрителя. Тем не менее, таких фильмов, а тем более, сделанных качественно, сочно, с проработкой каждой детали, не так уж и много. В основном, это картины самого же Кроненберга: «Видеодром (1982)», «Экзистенция (1999)», «Обед нагишом (1991)» (и более ранние его работы), также надо отметить «Нечто (1982)» Джона Карпентера и «Чужой (1979)» Ридли Скотта. Но самый яркий образец, и, безусловно, культовая классика жанра боди-хоррор — фильм «Муха», снятый канадским мастером ужаса в далёком 1986 году. Дэвид Кроненберг, также известный под недвусмысленными прозвищами, как «король венерического хоррора» или «барон крови» (согласно imdb), в очередной раз собрал свой «чемодан» для прогулки в иное измерение человеческого сознания. Учёный Сет Брандл (великолепно сыгранный Джефом Голдблюмом) экспериментирует с телепортацией, с помощью созданных им телеподов. Поначалу удавалось перемещение только неодушевлённых предметов, но после нескольких удачных экспериментов с животными, Сет решает опробовать аппарат на человеке, т.е. на себе. И вроде бы всё получилось...если бы не муха, случайно залетевшая в камеру. Ещё вчера амбициозный естествоиспытатель, мужчина, любимый журналисткой Ронни (её роль исполнила чертовски привлекательная Джина Дэвис), начинает претерпевать изменения. Как физические — мутации организма, так и психологические — его сознание, как будто заражённое неизведанной болезнью, трансформируется в нечто совершенно отличное от человеческого... Перед зрителем во всей красе, а точнее, во всей омерзительности, предстаёт жуткое зрелище. Липкое, мутное и слизеподобное, оно потрясает своей безобразностью и извращённой уродливостью. Кроненберг, с присущим ему мастерством, рисует перед нами полную отвращения и драматизма картину. Он виртуозно показывает целый букет перерождений героя: от учёного, а прежде всего — человека, Сета Брандла в насекомообразное нечто – Брандлмуху. Умело орудуя образами и аллегориями, автор обращает внимание на разные, скрытые в основном сюжете, темы. Например, он, как бы вскользь, задевает тему гравидофобии (боязнь беременности). Ужас, охватывающий женщину, он ассоциирует с отвратительного вида личинкой насекомого, беспорядочно извивающегося в руках акушера (камео самого режиссёра). Ещё здесь можно увидеть историю трагической любви «красавицы и чудовища». Как долго Ронни будет воспринимать Сета, как человека, в то время, как всё людское давно уже покинуло его? Хотя основная проблема, как мне кажется, состоит в следующем. Главный герой, уже во всём своём обличии напоминающий муху, в душе всё ещё остаётся человеком. Он всё также хочет быть с Ронни и ребёнком, хочет, чтобы они существовали в одном теле. (Довольно человеческие желания, не правда ли? Конечно немного извращённые в стиле девяностокилограммовой мухи, но всё же.) И даже когда всё человеческое в Брандлмухе буквально отслаивается кусками на пол, ОНО совершает поступок, который ни в каком виде не присущ животным и насекомым, потому что ни у одного существа на земле кроме человека не может быть влечения к смерти. Только людям свойственно просить эвтаназии, когда они не видят другого выхода или когда их недуг полностью уничтожает человеческий дух и стремление к жизни. Так стал ли Сет Брандл мухой, насекомоподобной тварью с животными инстинктами, или это всего лишь обманчивая личина и в её недрах всё ещё тот самый учёный, до сих пор способный на сложные, противоречивые, рвущие на части человеческие чувства. В плане эстетики произведение Дэвида Кроненберга выполнено потрясающе! С одной стороны мы видим Муху/Сета Брандла — монстроподобное создание, поражающее своей мерзостью. Оно обитает в своём, не менее мерзком, коконе/квартире, которая потом напоминает грязный и зловонный рассадник заразы, с этими многочисленными разбросанными повсюду упаковками от еды, такой же липкой и гадкой, как и сама Брандлмуха. А с другой стороны перед нами обворожительная девушка Вероника. Её волшебный, светлый, как солнечный день, персонаж привносит равновесие в общую отталкивающую атмосферу, чем очень спасает фильм от скверного послевкусия. Это, забрызганное кровью и желудочной кислотой, полотно, как и сам главный герой — всего лишь оболочка, гадкая обёртка потрясающего по глубине мысли фильма. Классика ужасов, и, пока что лучшая кинолента Дэвида Кроненберга.
Вначале своей карьеры знаменитый канадский кинорежиссер Дэвид Кроненберг снимал исключительно ужасы. Главными его работами были причудливый «Видеодром» (1982) и киноадаптация Стивена Кинга «Мертвая зона» (1983). Последним в этом ряду особых интеллектуальных, научно-фантастических ужасов стал фильм «Муха» (1986). Одноименный рассказ, что лег в основу сюжета, прославил его автора, британо-французского писателя Жоржа Ланжелана настолько, что первая экранизация последовала скоро – год спустя с момента опубликования произведения, в 1958, вышел фильм «Муха» режиссера Курта Нойманнома. Эта работа, однако, шедевром не стала, несмотря на свой солидный потенциал за счет интересной постановки. Экранизация же Кроненберга – это радикальное переосмысление книги и первого фильма. Режиссер работает со своей излюбленной темой - трансформациями тела и сознания, вызванными мутациями. Чудовищная оплошность ученого Сета Брандла (Джефф Голдблюм) приводит к слиянию его генов с генами случайно залетевшей в телепорт мухой. Первое время ученый чувствует себя прекрасно, становится намного атлетичнее и сильнее – исполняет гимнастические пируэты, ломает руку чемпиону по армреслингу, пускается в сексуальные марафоны. Но человеческая сущность постепенно в нем разлагается – тело покрывается редкими жесткими волосами, отваливаются ногти, выпадают зубы, набухает волдырями кожа, постепенно обнажая новый организм. Трансформируется и сознание, которое определяет себя как «Брандлмуха». Главное отличие экранизаций Нойманнома и Кроненберга в том, что в первом случае ученый, являясь жертвой эксперимента, не растерял человеческое сознание, ясно осознавал свою мутацию, которую считал болезнью, и сознательно сделал все, чтобы себя уничтожить. А во втором – Брандл постепенно перестает считать себя жертвой, напротив – трансформация привела к ощущению нового «я». Мутация, создавшая одержимого маньяка; эксперимент, породивший монстра … Кроненберг концентрирует напряжение своей картины постепенно: начиная ее как романтическую, но резко меняя акцент в сторону фильма ужасов после совершения Брандлом роковой ошибки. Созданию атмосферы саспенса способствует замкнутость пространства, проявляющаяся, по сути, в одной декорации (полузаброшенное здание на окраине) и всего в трех героях. Неудачливая журналистка Вероника Квайф (Джина Дэвис), ее бывший любовник и нынешний босс Джон Гетц (Статис Боранс) создают с незадачливым ученым любовный треугольник ужаса. Первая главная роль в большом кино Джеффа Голдблюма – прекрасна. Плавные переходы от ученого-затворника к романтику-любовнику, от успешного практика к гению, от одержимого параноика к безнадежно больному, от маньяка к монстру… Джеффу удается не только ярко передать амурное начало фильма, но и ужасное перерождение в насекомое с чудовищно бегающими в разные стороны злыми глазками. Так и Джина Дэвис, для которой «Муха» стала громким актерским дебютом, показала свою героиню чувственной и трепетной женщиной, сострадающей своему возлюбленному. Важная составляющая картины – потрясающие визуальные эффекты от Криса Уоласа. Он настолько правдоподобно сымитировал мутацию человеческого тела в насекомое, что становится жутко до омерзения наблюдать за полным перерождением организма. С экрана буквально ощущается запах, по спине пробегает мороз от ощущения прикосновения к изменяющемуся телу. Как и сцена, где «Брандлмуха», подобно настоящей мухе, исторгает желудочную жидкость на пирожок, чтоб его съесть – вызывает острое чувство отвращения. Подобные эффекты и сейчас поражают. Недаром Уолас получил премию «Оскар» за «лучший грим» к фильму (на волне вдохновения даже сам срежиссировал продолжение - «Муха 2» 1989г.). Фильм «Муха» - одна из лучших работ как самого Дэвида Кроненберга в карьере, так и в портфолио актерского дуэта Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис. Кроненберг ни один свой фильм не оставляет без пристального внимания к сценарию. Так было и с «Мухой» - режиссер добавил в первоначальный сценарий Эдварда Поуга множество кардинальных доработок в диалоги, характеры и в имена героев. Оттого фильм стал многослойным - это и драма об агонии неизлечимо больного человека, и интеллектуальная фантастическая история, и, конечно же, тщательно сделанный фильм ужасов с мощными визуальными эффектами.
Хорошо быть персонажем супергеройского комикса. Если тебя укусит радиоактивный паук, то будь ты трижды бесполезным раздолбаем, паучьи гены – верный шанс раздобыть красивое трико, эффектную девчонку и законные пять минут славы. Дэвид Кроненберг к своим персонажам, конечно, куда более жесток, и для его героя генетическая взаимосвязь с насекомым – это сущий ночной кошмар, от которого невозможно избавиться. Когда «Муха» была еще махонькой личинкой, она нежилась в компании обнаженных красоток на страницах журнала Playboy. История была простенькая, но эффектная и даже в чем-то забавная, несмотря на суровый финал, в котором главный герой попадал под гидравлический пресс за 27 лет до первого Терминатора. Спустя всего лишь год был снят фильм, который, по славной традиции пятидесятых, воспроизводил рассказ практически дословно, а еще через четверть века, в середине восьмидесятых, грянул бум на ремейки старых фантастических лент, и среди прочих под раздачу попала и «Муха». Кроненберг лично переработал сценарий фильма, превратив его из фантастической сказки в натуралистичный физиологический хоррор, в котором акцент ставится не на анекдотичной истории о том, как перекрестились гены ученого и мухи, а на максимально подробном превращении человека в насекомое. Поначалу все вроде идет по стандартному супергеройскому плану, пациент становится сильным и ловким, ломает руки подозрительного вида мужикам в баре, обретает уверенность в себе, превращаясь из замкнутого ученого в нечто среднее между чемпионом мира по гимнастике и рок-звездой. Другое дело, что не очень-то Человек-Муха стремится искоренять преступность, предпочитая налегать вместо этого на сладкое (и тут Кроненберг в первый и последний раз пожалел персонажа, ведь мухи, как известно, не только на варенье слетаются) и ругаться со своей девушкой, которая влюблялась все-таки в ботаника, а не в мачо. Однако, процесс уже запущен, и с каждым днем во внешности Сета Брандла остается все меньше человеческого. Кроненберг создал своего собственного Грегора Замзу, сместив при этом акцент с трагедии маленького человека на подробно воспроизведенный процесс трансформации, за который мастера по гриму заслуженно получили свой Оскар, а зрители – возможность вывернуть попкорн из желудков прямо в кинотеатре. Впрочем, режиссер умудряется не потерять в смаковании отслаивающихся ногтей, выпадающих зубов и вздувающейся ужасными волдырями кожи трагедию героя. Доктор Брандл, превращаясь в гигантскую муху, постепенно теряет себя, свою работу и свою любовь… Хотя его девушку тоже можно понять: какие уж тут амуры, если парню даже для того, чтобы поесть, нужно сначала срыгнуть на пищу особую кислоту, а потом уже всосать размягченную массу. Характерно, что в финале, полностью переродившись в ужасного гибрида, герой вдруг проявляет совершенно человеческие качества, и мы видим в монстре прежде всего того человека, которым он был когда-то, гениального ученого, чье изобретение могло изменить мир, однако вместо этого погубило его лишь из-за одной мухи, однажды повернувшей не туда. Этот фильм ценен не только идеально сконструированной метаморфозой доктора Брандла, он замечателен еще и тем, что, отталкиваясь от простенького рассказа из мужского журнала, поднимается практически до высот кафкианского «Превращения», комбинируя физиологический хоррор с человеческой драмой. Чуть позже в фильме «Паук» тот же режиссер расскажет похожую историю, но только уже без натуралистичных спецэффектов, и без физического сращивания человека и насекомого. Однако пока что психологический накал автору иногда приходится добирать за счет отталкивающих спецэффектов, что в значительной мере и стало особенностью его раннего творчества. «Муха» – пример правильного ремейка, который переосмысливает и обогащает оригинал, это образец того, как можно из фантастики средней руки сделать культовую классику жанра ужасов. Дэвид Кроненберг в своем репертуаре и наилучшей форме, а это значит, что фильм обязателен к просмотру даже убежденным инсектофобам, которым, правда, придется иногда смотреть сквозь пальцы ибо, как говорится, Посторонним В.
Фильм «Муха» 1986 года снят по мотивам рассказа французского писателя Жоржа Ланжелана и приходится, по совместительству, своеобразным ремейком одноименного фильма Курта Нойманна 1958 года, объединяющей частью которых является лишь сам эксперимент, в отличие от основы, которая была существенно переработана. Сет Брандл – ученый, создавший установку, именуемую им телеподами, с идеей изменить мир и способную стать революционным прорывом. Задача телеподов заключается в телепортации. Однако эксперимент не доработан до конца, так как может быть осуществлен пока только на неживых объектах. Желая продемонстрировать свою работу, он приглашает в лабораторию журналистку Веронику Квайф, которая впоследствии решает наблюдать за этим экспериментом, снимая все на камеру. Постепенно Сет все же находит решение по недостающей детали и телепортирование живого объекта проходит без последствий. Но решившись опробовать на себе, не замечает мухи, которая оказалась с ним в одной капсуле. В результате при телепортирование произошло слияние на молекулярно-генетическом уровне, и герой медленно начинает мутировать. После несколько затянутой завязки, при просмотре которой, кстати, скучать особо не приходится, зрителю предстоит наблюдать постепенный процесс превращения со всеми из него вытекающими последствиями. Принявший по началу свою «обновленность» за совершенствование и очищение, главный герой будет кардинально меняться. Помимо внешних проявлений мутации он будет постепенно сходить с ума. Одной из сильнейших сторон данного фильма является грим, который получился довольно таки реалистичным, и, в тоже время, мерзким. Недаром в 1987 году он был удостоен премиями «Оскар» и «Сатурн» в категории «Лучший грим». Помнится, как меня повергал в страх первый просмотр сего фильма, который пришелся на достаточно юный возраст. И все это выпало как раз таки на сцены, в которых Сет находился на крайней стадии превращения. Но, пожалуй, все же самым жутким и шокирующим моментом лично для меня являлся и является сцена связанная со сном Вероники. Именно она запоминается больше всего. Но не был бы он настолько хорош, если его не дополняли отличное музыкальное сопровождение, которое нагнетало обстановку в и так столь напряженной и тяжелой обстановке и спецэффекты, которым также была отведена не последняя роль, и которые действительно смотрятся жутко и впечатляюще. К тому же стоит учитывать, в какое время они создавались. Актерский состав подобран идеальным образом. Джеффу Голдблюму, исполнившему главную роль, удалось создать яркий и запоминающийся экранный образ. На протяжении всего просмотра интересно наблюдать за его изменениями, которые он передал очень даже живо. Поначалу застенчивый и немного чудной, но после эксперимента жесткий и дерзкий. И из всего малого количества фильмов, в которых мне приходилось его наблюдать, могу сказать, что это его лучшая роль. Ведь не зря он получил за нее премию «Сатурн» в номинации «Лучший актер». Джина Дэвис также, безусловно, оставила приятные впечатления и справилась с поставленной задачей. Поначалу желающая использовать героя для написания сенсационной статьи, но постепенно влюбляющаяся и впоследствии единственная испытывающая к нему сочувствие. Режиссер Дэвид Кроненберг снял грамотно поставленную и проработанную картину, не зацикливаясь и не копирую сюжетные ходы ленты 1958 года, а преподносит совершенно новую историю скрещивания человека и насекомого, от самой идеи которой становится не по себе. Кстати, также можно будет наблюдать его эпизодическую роль. В итоге, «Муха» - достаточно интересная, держащая в напряжении и подогревающая дальнейший интерес к просмотру, но в тоже время немного специфическая и жуткая научно-фантастическая драма о человеке, который стал жертвой своего же «детища». И что у нее не отнять, так это то, что она не скоро сможет выветриться из памяти, оставляя свой отпечаток. Любителям ужасов и просто тем, кто хочет пощекотать себе нервы он вполне может понравиться и занять свое место в списке любимых фильмов в жанре ужасы.
В моем любимом мультсериале «Симпсоны» в одной из серий спецвыпуска «Хэллоуин» показывалась история о том, как популярная семейка приобрела на рынке телепортатор, с которым решил поэкспериментировать сын Барт, зайдя туда вместе с мухой. Вот теперь-то я понял, на какой фильм ужасов была придумана эта пародия. Итак, продолжаю свое знакомство с творчеством великого Дэвида Кроненберга. На очереди легендарная и вселяющая ужас «Муха». Все основное экранное время отведено ученому Сету Бранделу, создавшему устройство для телепортации, а также журналистке Вероники, которая будет пристально наблюдать за всеми его экспериментами, снимать на камеру и делать отчет о проделанной работе. Постепенно два незнакомых человека становятся неравнодушны друг к другу и между ними завязываются отношения. В целом, в фильме особо нет динамики, и большую часть времени нам показывают именно дом главного героя, но за всем, что там происходит очень интересно и любопытно наблюдать. После слияния с мухой у исследователя начнут происходить различные изменения в организме, которые герой первоначально воспримет весьма вдохновляюще, смотря на них как на новые, качественные, эволюционные изменения человеческого организма. Появляется больше сил, уверенности в себе, какая-то невиданная и необъяснимая ранее мощная энергия, которая подталкивает Сэта к проведению новых экспериментов, совершенствованию своих достижений. Затем, когда начинается постепенная чудовищная трансформация тела ученого, наступает период страха и отчаяния. Главного героя по-настоящему пугает то, что с ним происходит. Он настолько был предан своему делу, жил лишь только своими исследованиями, веруя, что ему удастся сотворить что-то действительно грандиозное и полезное для общества. В результате своим многолетним трудом он сам на себя навел это проклятие! Последняя же стадия преобразования – принятие себя таким, какой есть. Неизбежность, обреченность положения заставляют Сэта смириться со своим новым положением. Своим мерзким поведением и нелепыми разговорами о политике насекомых и прочей чуши ученый демонстрирует частичное сумасшествие и помутнение рассудка, но при этом еще сохраняет остатки разума. Так, наверное, ему удавалось себя подбадривать от безвыходной ситуации, а, возможно, и серьезно смотреть на свое будущее! Думаю, во многом у него не до конца «поехала крыша» благодаря преданности и сочувствию журналистки. Ведь когда наступает трагичный момент, единственным его помощником станет девушка, сердце которой ему удалось покорить. И, несмотря на всю мерзопакостность и отвратительность наружности человека-мухи, она до самого конца оставалась с ним, проявляла заботу о нем, стараясь видеть перед собой не ужасного монстра, а душу человека, которого она смогла полюбить! Очень правдоподобно актрисе, исполнившей роль Вероники, удалось показать всю испытываемую боль и печаль по отношению к главному герою. Как бы ей хотелось помочь ему сделать хоть что-то полезное, справиться с бедой, но она не знала, как быть, что можно сделать, когда Сэт все быстрее и быстрее терял свой человеческий вид. Ощущения безнадежности и губительности переданы очень сильно. Я действительно сочувствовал главному герою, ставшему жертвой неудачного эксперимента. Но, вместе с тем, то, что он будет вытворять на последней стадии своего «преобразования» вызывает шок и отвращение, а также и понимание того, что таким монстром он стал не по своей вине. Ну и, честно говоря, в таком виде он уже никакой жалости у меня не вызывал! Основная мораль всей этой истории, думаю, заключается в том, что каждый поступок имеет свои последствия, и прежде чем принять какое-либо решение, нужно хорошо все обдумать. И, естественно, если вы проводите какие-то опыты, эксперименты, да и просто выполняете какую-либо работу, требующую специальных навыков и соблюдения определенных правил, всегда четко проверяйте, все ли у вас в порядке, чтобы потом не было тяжелых последствий от того, что вы где-то что-то упустили. Как ни банально, для меня основной смысл этой картины таков. Ведь в данном случае главный герой настолько сильно захотел проверить работу машины на себе любимом, подвергшись всплеску положительных эмоций от удачи опыта с животными, что не заметил залетевшую в кабинку муху. Хочется еще сказать о потрясающих жутких спецэффектах. Все те мутации, которые будут происходить с главным героем, выглядят впечатляюще! Помимо постепенного обезображивания внешнего вида ученого, зрителю будут периодически демонстрироваться всякие мерзости, связанные с трансформацией человеческого тела, как, например, выпадение зубов, отвалившиеся части тела, вытекание гадкой слизи и прочее. Смотрится все это более чем эффектно, заставляя прочувствовать всю чудовищность и омерзительность превращения человека в насекомое! Итог. «Муха» достаточно мрачный, серьезный, натуралистично-мерзкий и жесткий фильм ужасов, рассказывающий гнетущую историю влюбленного в свои разработки ученого, который стал несчастной жертвой собственных экспериментов. Сюжет развивается неторопливо, заставляя зрителя глубже погружаться в атмосферу фильма, тем самым прочувствовав всю трагичность и обреченность той ситуации, в которой оказался главный герой, а также испытываемую боль и сострадание неравнодушной девушки. Я считаю, фильм заслуживает следующую оценку: 8 из 10
'Муха' - это гениальная научно-фантастическая драма, а по совместительству ещё и лучший фильм режиссёра Дэвида Кроненберга. В 1986-м году казалось невероятным снять реалистичный фильм про человека-муху, не используя 3D-формат, но идеальная работа над гримом, даже отмеченная, к слову, в своё время Оскаром, помогла превратить научно-фантастический роман Ланжелана Ж. в крепкий фильм. Однако слабонервным фильм вдвойне нежелателен: во-первых много придётся плакать, во-вторых - много пугаться, ибо Брэндлмуха, может, и звучит комично, но выглядит он довольно жутко. Сюжет фильма прост до банальности: учёный Брэндл изобретает так называемый телепод. Поначалу телепод обучен расщеплять и воссоздавать заново только неорганические тела, но после того, как очередной подопытный образец умирает, Брэндл наконец понимает, как можно совершенствовать свой телепод. Проведя модификацию телепода, он проводит новый эксперимент с подопытной обезьянкой, который заканчивается успешно. Успешно настолько, что по пьяни Брэндл решается провести опыт уже непосредственно с собой. Дальше всё, как по нотам: в камеру влетает муха, и Брэндл, сам того не зная, телепортируется вместе с ней, а телепод, т. к. он не обучен телепортировать больше одного организма, не просто перемещает два организма в пространстве, а соединяет их воедино на молекулярно-структурном уровне... Если у Вас после прочитанного выше вдруг что-то шевельнулось в мозгу, то дело, наверное, в том, что Вы в своё время серьёзно увлекались таким семейным мультфильмом, как 'Симпсоны', ибо в одной из его хэллоуиновских серий по сюжету Барт приобрёл два телепорта, решив, что сможет стать супергероем (человеком-мухой), но в итоге просто превратился в Бартмуху (в общем, это была прямая отсылка к фильму 'Муха'). Что и говорить, ведь 'Муха' - это очень своеобразное творение для научной фантастики, такое индивидуальное и запоминающееся, которое оставляет после своего просмотра много впечатлений совершенно разного характера, а потому и неудивительно, что оно так вписалось в мировой кинематограф. Ведь рецензируемый мною сейчас фильм - это, друзья, уже вторая экранизация романа Ланжелана Жоржа, первая обзавелась даже двумя сиквелами, данная экранизация - только одним. Но лучше всего, конечно, получился фильм Дэвида Кроненберга, а полученный им Оскар только подтверждает это. Вердикт. 'Муха' 1986-го года выпуска - это гениальная экранизация бесценного научно-фантастического романа писателя Ланжелана Жоржа. Фильм достоин восхищения, как и в плане своей дерзости, так и в плане того, как идеально и правильно он снят. 9 из 10
Кроненберг – абсолютно точно и неопровержимо псих. Ну, или, по крайней мере, очень талантливый режиссер с невыразимо тонким альтернативным восприятием действительности, доступный лишь истинным оригиналам. И фильмы у него такие, и «Муха» - такая же. Дай это же снять другому, не-Кроненбергу – оно будет не-этой-великолепной-Мухой. Может, быть не менее хорошей, но не такой жуткой, завораживающей, запоминающейся. Это культовое кино из тех, что по праву должно быть культовым. И пусть даже сейчас всеми гримами и визуальными эффектами не особо удивишь разбалованного зрителя, но эти технически примочки не вызывают неудовольствия и недоверия – уж очень правдоподобно и детализировано Кроненберг трансформировал обычного homo sapiens в ‘тварь дрожащую’, причем отнюдь не фигурально. Все пренеприятнейшие подробности жестокого перевоплощения невероятно сильно действуют на психику, заставляя внутренне содрогаться и жалеть о наличии слабого желудка (впрочем, второе – крайний случай). Ровно половину фильма режиссер искусно нагнетает обстановку и создает загадочную атмосферу, не лишенную некой истерической нотки. Причем здесь имеет место какой-то невероятно мастерский синтез всех форм киновыражения – и тягучая надрывная музыка, и мрачные приглушенные тона, и ученый с немного свинченным мозгом. Мистика, одним словом - но уже тогда черта с два оторвешься от экрана. А потом – бах! – и неожиданный опыт, после чего, собственно, начинается самая жесть. «Муха» - своеобразный гимн человеку. И речь вовсе не о творчестве, нравственности или одухотворенности – нет, это скорее гимн противостоящему пальцу, функции речи и мышлению. То, что отличает нас от бедных бабуинов – ну и мух, конечно. В коротком монологе про политику Брандлмуха явно скорбит о невозможности насекомых сознавать реальность - невольно скорбишь наравне с главным героем. Кроненберг подобно Леонардо да Винчи отдает дань человеческому телу и его красоте, человеческому разуму и его достоинству, используя примитивный, но действенный метод сравнения. Вот человек-ученый. Вот муха. Взгляните, а теперь скажите - Вы любите себя? И, наконец, финальная остановка – на что пойдет человек ради того, чтобы остаться с противопоставляющим пальцем, функцией речи и мышлением? Тут-то и начинается самое вкусненькое. Оказывается, ради этих приятностей можно засунуть все понятия о моральных поступках крайне глубоко. Да и не просто можно – необходимо. Хочешь кататься – люби и саночки возить, то бишь влюбленных девиц. Надежда в данном случае умерла предпоследней – но чего только не сделал Брандлмуха, чтобы сократить содержание мухи в Брандле? Пустился, в общем-то, во все тяжкие. И, самое страшное, мы его полностью понимаем. Можем и не оправдать, но поймем однозначно. В этом и заключается весь смысл фильма – испугать, распотрошить эмоционально и еще и философское настроение после оставить. И впрямь, как прекрасно осознание того, что мы – человеки.
Душные кожаные восьмидесятые - канонический период творчества Дэвида Кроненберга. Именно тогда, снимая поочередно такие картины, как 'Сканнеры', 'Видеодром' и 'Мертвая Зона', молодой канадский режиссер постепенно обрастал культовостью и приобретал все новых и новых поклонников, преимущественно из числа интеллектуальных любителей физиологических ужастиков. Однако подлинным триумфом для него стала именно 'Муха' - римейк умилительной для современного зрителя ленты 1958 года, у которой, в отличие от нынешних воскресителей сюжетов, Кроненберг позаимствовал лишь сюжетную основу, помимо которой у двух фильмов нет совершенно ничего общего. 'Муху' Кроненберга невозможно загнать в жанровые рамки ни фильма ужасов, ни научной фантастики. Фильм проходит по самым разным категориям, от пресловутых ужасов и фантастики до пронзительной драмы и даже, с позволения сказать, классической истории любви. В этой эклектичности и заключается уникальность 'Мухи': тошнотворная и абсолютно бредовая история о постепенном превращении незадачливого ученого в огромное насекомое, от которой так и веет второсортностью, рассказана в духе кафкианского наваждения и шекспировской трагедии. Одними из самых выдающихся элементов картины являются спецэффекты и удостоенный 'Оскара' грим. Поступательная трансформация главного героя показана с такой достоверностью и выверенностью, что творящееся на экране фантасмагория выглядит абсолютно реальной. Трудно сказать, сможет ли компьютерная графика наших дней переплюнуть резиновую куклу, плюющуюся желудочной кислотой из молока, яиц и меда. Необходимо отдать должное и звездам прошлых лет - Джефу Голдблюму и Джине Дэвис - которым успешно удалось перенести свой роман из реальной жизни на экран, а Голдблюм к тому же сумел, благодаря в том числе и своей своеобразной внешности, стать в глазах зрителя мухой еще до первого наложения грима. Сегодня 'Муха' перешла в разряд классики и считается лучшим фильмом Дэвида Кроненберга. В свое время она шокировала зрителей, заставляла их зажмуриваться, покидать кинотеатры, а сегодня выглядит просто страшной противной сказкой, которую с улыбкой на лице посмотрит любой современный ребенок. 'Муха' не устарела и не изменилась, изменились мы с вами, в какую-то там очередную сторону, в которой нас шокирует неработающий интернет.
- Гиви, а што такое ос? - Ос - это балшой паласатый мух. - Нет, ос - это то, вокруг чего вращается Земля, а балшой паласатый мух - это пчёл. (анегдот) Антисанитария в доме ботаника-холостяка сыграла с ним злую шутку, когда он, нетерпеливый, решил провести на себе эксперимент по телепортации... 'Поспешишь - людей удивишь'. Вспомните это, безумные учёные, прежде чем лезть в чём мать родила в непротестированные приборы. ____________________ 'Муха' - это фильм моего детства; первый фильм Кроненберга, который я видел. Я помню, как направо и налево начал смотреть ужастики и 'споткнулся' об этот фильм. Прежде всего, 'Муха' меня поразила таким простым и, как поточнее выразиться, маргинальным сюжетом: такой 'быдлюшной' завязки я нигде больше не видел. Что может быть гениальнее, чем случайный залёт обычной мухи в телепортатор? Что может быть ужаснее и отвратнее, чем медленное превращение человека в кучу, извините за выражение, д*рьма? Как же повезло, что за работу надо этим фильмом взялся именно Кроненберг! Тут-то он оторвался по-полной! Так и представляю его говорящего 'Мотор!' со слюной во рту. Основной 'саспенс' фильма заключается в этих мерзких превращениях. Но режиссёр не забыл и о сюжете: сюжет держится на должном уровне до конца, не превращая события в финале в 'пшик'. Помимо наблюдения за спецэффектами, интересно видеть, как главный герой в таком гниющем положении, потихоньку сходя с ума, с интересом начал рассматривать сам себя как подопытную крысу, наблюдая за рождением нового 'совершенного' существа. Если вдуматься в сюжет, то можно найти в нём отголоски с 'Собачьего сердца'. 'Муха' - это, наверное, самый сильный закос Кроненберга в сторону мейнстрима, но он (фильм) всё же не опустился до такого презренного уровня. Сравните финал 'Мухи' и 'Мухи 2' и вы почувствуйте разницу. Да, воображение у Кроненберга определённо больное (воспалённое). Ну и что? Подскажите мне ещё один фильм, насколько отвратный, настолько и притягательный. 'Пилы'? 'Хостелы'? 'Техасские резни бензопилой'? Нет. 'Муха' - по-настоящему выдающийся и не имеющий аналогов ужастик. Не знаю, есть ли в нём какая-то философия, но если вы хотите настоящей эмоциональной встряски, то включайте этот фильм и начинайте щуриться. __________________ - Если хотите стать поклонником Кроненберга, то советую начать именно с этого фильма. - Просмотр не рекомендован во время приёма пищи. 8.4 из 10 - 'отлично с +'
И фильмов про таких учёных сейчас просто тьма, которые что-то изобретают и при этом у них возникают проблемы. Постоянно таких учёных клинит и они теряют весь свой научный склад ума. Лишь редкие фильмы показывают таких учёных, которые пытаются хоть как-то применить свои научные познания для решения свалившейся проблемы. Такие фильмы порой воспринимаются как откровения в море однообразного шлака про переклинивших учёных. В данном фильме рассказывается про хитросплетения учёного Брандла, который уже изобрёл революционную вещь по телепортации нематериальных объектов. С этим изобретением этот Брандл уже мог бы забыть про все свои научные выкладки и жить себе безбедной жизнью до конца дней, а заодно обеспечить всех своих потомков до седьмого колена как минимум. Ведь телепорт вещей в наш потребительский век будет пользоваться космическим спросом по всему миру. Но Брандлу этого показалось малым и он решил попробовать телепортировать живых существ. Тут-то всё кувырком и покатилось... Самое паршивое, что авторам нравится показывать горе от ума и они как будто смакуют все последствия интеллектуальных штурмов в отвратительном ключе. Так же примечательно, что фильм снял мастер тошнотворных фильмов - Кроненберг, который ещё снимал 'Видеодром' с 'Завтраком нагишом'. Также Кроненберг ещё и снимается в камео в духе Кинга и Стэна Ли. Ну и стоит ожидать в этой же 'Мухе' кучу тошнотворных эпизодов с шикарными по своей отвратительности спецэффектами, перечёркивающими всю научную подоплёку фильма. Кстати, Стэн Ли здесь приведён не случайно. По всему фильму можно увидеть параллели с комиксовым персонажем Человеком-Пауком и оба медиа-продукта позаимствовали друг у друга многое. Если сама 'Муха' позаимствовала лишь некоторые моменты, то уже 'Человек-Паук' 90-х позаимствовал физиологические метаморфозы в духе 'Мухи' для некоторых эпизодов. Но самое обидное, что фильм конкретно так дискредитирует учёных и выставляет их какими-то недалёкими существами с полным неумением решать свои проблемы в погоне за тщеславными исследованиями. Также фильм рушит намертво всё понятие генетики и физиологических мутаций даже с учётом чисто кинематографических допущений. Достаточно сказать, что генов мухи явно недостаточно для поглащения человеческих генов, не говоря уж про перестройку одного типа органики в другое. Это полнейшая чушь и смотреть этот фильм сегодня с точки зрения логики совершенно невозможно, не говоря уж про наивную основу из 50-х. Допущения допущениями, но откровенную ахинею городить тоже не слишком корректно по отношению к зрителям.
Американское правительство никогда не спешило информировать общественность о том, какие эксперименты проводились в недрах секретных научных лабораторий, и тем не менее некоторые данные все-таки просачивались сквозь защитный барьер и становились достоянием самых широких масс. Конечно, мы до сих пор можем гадать, что же произошло во времена Второй мировой войны, когда ученые задумали провести Филадельфийский эксперимент, призванный скрыть военные корабли из видимого пространство, однако те слухи, которые дошли до журналистов, указали на то, что в ходе проведения испытаний специализированной установки возможно был открыт портал, при помощи которого огромные стальные суда в мгновение ока телепортировались в неизвестном направлении. Через некоторое время они вернулись назад, однако с экипажем стали происходить необъяснимые трансформации, из-за которых подавляющее большинство офицеров и моряков погибло. Также в контексте Филадельфийского эксперимента говорили о том, что одним из участников исследований был непосредственно сам Альберт Эйнштейн, который давно всем доказал, что его идеи направлены исключительно в далекое будущее и качественное преобразование планеты. И тем не менее доподлинно знать о всех причинах и следствиях Филадельфийского эксперимента мы не можем. Возможно, это действительно всего лишь слух, и телепортация оказалась не более, чем страшилкой, но вместе с тем она побудила писателей-фантастов на создание собственных увлекательных творений, в коих они рассуждали о всех рисках и перспективах неординарного открытия, способного раз и навсегда разрешить вопрос преодоления огромных расстояний за пару секунд времени. Не отказался от возможности исследовать данную проблему и французско-британский автор Жорж Ланжелан, одно время пребывавший на военной службе, и вместе с тем наслушавшийся всевозможных рассказов о военных испытаниях м невообразимыми последствиями. Сложив воедино самые разные представления о телепортации и прочие научные изыскания, граничащие с чистым вымыслом, в 1957 году Ланжелан написал свой самый знаменитый рассказ, известный под названием «Муха». Спустя год историю гениального доктора, не сумевшего справиться с собственными амбициями, перенесли на большие экраны в одноименном фильме, а спустя без малого три десятилетия режиссер Дэвид Кроненберг выпустил великолепный римейк классической экранизации, который по праву оккупировал себе место в первой сотне самых значимых хорроров в истории мирового кинематографа. Итак, сюжет фильм знакомит нас с выдающимся ученым Сетом Брандлом (Джефф Голдблюм), который на протяжении многих лет изучает телепортацию. Продвинувшись в заданном направлении куда дальше своих предшественников, Брандл находится в одном шаге от того, чтобы сообщить всему миру о том, что он сумел сотворить то, что не удалось даже участникам всем известного «Филадельфийского эксперимента», и тем не менее ученому еще предстоит ряд испытаний для того, чтобы обезопасить телепортацию живого организма, включая даже человека. Познакомившись на одной пресс-конференции с обаятельной журналисткой Вероникой Квайф (Джина Дэвис), Брандл вдруг почувствовал особую степень вдохновения и сделал все от себя зависящее, чтобы девушка так просто не исчезла из его жизни. Влюбившись в нее фактически с первого взгляда, Брандл без долгих раздумий пригласил ее в свою святая-святых, дом-лабораторию, где он как раз и провидит испытания, способные изменить известный нам мир до неузнаваемости. Не в силах сдержать свои порывы, Брандл стал испытывать непреодолимую тягу к своей возлюбленной, фактически сковывая ее движения и едва ли не требуя, чтобы она всегда была с ним. Но самое жуткое происходит тогда, когда в порыве бушующих эмоций и переживаний Брандл решает запустить экстренный эксперимент и самолично перенести себя между двумя коконами телепортации. И вроде бы его чаяния увенчались грандиозным успехом, как оказалось, что радоваться еще слишком рано. Не заметив сущий пустяк, скромную маленькую муху, которая попала в кокон, Брандл на генетическом уровне соединяется с ней и постепенно начинает преобразовываться в кошмарного монстра, который день за днем утрачивает свой человеческий облик. Вместе с тем Вероника не спешит оставлять ученого в одиночестве и понимает, что лишь от нее будет зависеть то, что произойдет с Сетом Брандлом далее. Однако оставаться наедине с человеком-мухой становится невероятно опасно, ведь он начинает ощущать совершенно другие эмоции и потребности, а потому уже никто не говорит о всемирном признании и революционном открытии. Отныне важнее всего избежать катастрофических последствий от действий ученого, которому критически необходима помощь. Режиссер Дэвид Кроненберг всегда был известен своими рисковыми, порой неоднозначными, но преимущественно оправданными и увлекательными художественными решениями, благодаря чему его фильмы стали классикой в не меньшей степени, нежели культовый рассказ Жоржа Ланжелана. Подойдя к вольной экранизации рассказа уже в статусе умелого, знающего себе цену постановщика, Кроненберг довел до пика личностную трагедию главного героя, которая вызывает мурашки по коже до самой последней сцены. Безусловно, в «Мухе» особую роль играет проблема телепортации и риски, с нею связанные, однако при всей научной терминологии и в действительности увлекательных экспериментах, в деталях продемонстрированных на камеру, необходимо отметить, что данный фильм отличается от схожих по наполнению жанровых собратьев бесподобной игрой Джеффа Голдблюма, который превзошел все ожидания. А отличии от Кроненберга, ставшего иконой интеллектуальных масс, к 1986 году Голдблюм был сравнительно популярным, но отнюдь не притягивающим к просмотру своих фильмов актером, а потому ему необходимо было доказать всем, чего именно он стоит. И Голдблюм не подвел, создав одного из самых эффектных и безумных героев хоррора, который манит к себе каждый момент и даже во время самых сомнительных поступков, он находится в центре внимания и восхищает свой безумной энергетикой. Кроненберг совершенно не ограничивает старания своего актера, а наоборот подстегивает их, прекрасно понимая, что Сет Брандл имеет полное право украсть этот фильм, что он с успехом и делает. То, что мы видим с исполнении Голдблюма с момента первого знакомства с его героем вплоть до жуткой, драматичной концовки с непредсказуемыми последствиями, заслуживает истинной похвалы и оваций, так как немногие маститые исполнители смогли бы повторить его перфоманс, граничащий с настоящим эмоциональным взрывом. Также фильм Кроненберга известен и тем, что в нем были продемонстрированы воистину незабываемые практические эффекты и грим, на фоне которых оригинальная лента стала выглядеть едва ли не комедией. Перед нашими глазами разворачивается настоящее перерождение человека в монстра, ничто не ускользнет от внимания зрителей, и стоит признать, что далеко не каждый сможет высмотреть самые откровенные сцены «Мухи» без содрогания. Вместе с героем Джеффа Голдблюма мы проходим полный цикл перерождения, и режиссер не может отказать себе в удовольствии выстроить для нас самый настоящий натуралистический кошмар, который пугает гораздо сильней иной мистики про призраков и прочий вымысел. В итоге хочу сказать, что «Муха» Дэвида Кроненберга оказалась тем фильмом, который неизменно вызывает ужас при каждом просмотре, но отказаться от этого просто невозможно. Это настоящее великолепие. 10 из 10
А ведь между Чжуан-цзы и бабочкой, несомненно, существует различие. Это называется трансформацией вещей. На дворе 1986-й год. Джефф Голдблум, презентабельный мужчина с внешностью еврейского Аполлона, играет гениального ученого по имени Сет Брандл, который ненавидит транспорт, посему тратит семь лет своей жизни на создание телепорта. Будучи человеком ну очень одиноким, Сет начинает испытывать острую потребность с кем-то поболтать о науке и похвастаться своим потрясающим изобретением, которое определенно перевернет весь мир. Сет поступает так, как поступил бы на его месте любой нормальный человек – он отправляется на выставку научных изобретений, где без стыда и зазрения совести начинает клеиться к Джине Дэвис. Джина, она же Ронни, она же Вероника, будучи девушкой рисковой и любопытной, недолго думая, отправляется в погоню за сенсацией. Канадский режиссер Дэвид Кроненберг обратил на себя внимание широкой общественности в 1982 году, сняв очень странный и очень психоделический «Видеодром», который впоследствии стал одним из наиболее ярких примеров авторского стиля Кроненберга. И пускай форма «Видеодрома» далеко впереди то ли крайне запутанного, то ли крайне бестолкового содержания, она становится одним из тех кирпичиков, которые приведут Дэвида к его самой известной и, по мнению многих, самой лучшей работе – омерзительно прекрасной истории под названием «Муха». С «Мухой» Дэвид Кроненберг сделал то, что за два года до него Джеймс Кэмерон провернул с «Терминатором». Взял простую, как три копейки историю, и снял отличный фильм, качеством много выше, нежели типичный ужастик, просмотренный под хруст попкорна субботним вечером. Если вкратце, «Муха» - это классическая история талантливого ученого, у которого в определенный жизненный момент что-то пошло не так. Окровавленная притча о любви и потери, комбинация человеческой драмы и анатомического хоррора. Отличный кастинг и сценарий, ставший переосмыслением старого французского рассказа, в совокупности с незабываем видеорядом создают поистине завораживающий эффект – зритель начинает подмечать в герое Джеффа Голдблума признаки насекомого еще задолго до его физического преобразования. Крис Уолас, человек, ответственный за дизайн гремлинов, постановщик спецэффектов, мастер по созданию потрясающе реалистичного грима из всего, что подвернется под руку (вроде молока и яиц), подарил фильму уникальную картинку, за которую впоследствии был награжден премией «Оскар» в категории «лучший грим». Уолас разработал несколько обликов Сета на разных стадиях его трансформации, причем работа над дизайном началась с конечной формы эволюции человека-мухи – создания под названием Брандлфлай. На сегодняшний день «Муха» является самой успешной картиной в карьере Кроненберга. Оно и понятно – фильм классный. Хотя, было бы очень интересно посмотреть на финальный результат синтеза Брандлфлая с двумя человеческими особями. И это, разумеется, научный интерес.
Решилась на просмотр этого фильма по рекомендациям со странички 'Химеры'. Однозначно сказать, понравился ли фильм или нет, не могу. С одной стороны, где-то глубоко внутри я ощущаю, насколько нелепо выглядит мысль скрестить человека с мухой. Не знаю, ну там с какими-то животными или еще с чем-то, но с мухой... И результат, само собой, получился просто наиомерзительнейший - гримеры здесь явно постарались на Оскар. С другой стороны, фильм, несколько, на мой вкус, затянутый в начале, смотрится довольно-таки интересно и все-таки хочется дождаться конца чтобы посмотреть, что именно из всего этого получилось. Среди минусов фильма, как уже было сказано выше, могу назвать его затянутость и относительную бессобытийность - мы просто в течении экранного времени наблюдаем, как ученый из человека превращается в коричневое отвратительное нечто. Согласна также, что натуралистичность данных превращений была необходима для создания целостного восприятия, однако, смотреть на это было мягко говоря не слишком приятно. Теперь о том, что действительно понравилось - а это главные герои в исполнении талантливых актеров Джеффа Голдблюма и Джины Дэвис. Я не видела других работ Голдблюма, однако здесь он сыграл просто фантастически, продемонстрировав все стадии превращения увлеченного ученого в генетического монстра. Как убедителен он был вначале, играя застенчивого и чудаковатого парня, экспериментирующего на чулках, как зажегся в его глазах огонь после проведенного над самим собой эксперимента, как жалок был он, пытаясь бороться с последствиями и как предстал перед нами уже приняв истину о том, что в нем больше мухи, чем человека. Эта актерская работа на мой взгляд достойна всяческих похвал. Весьма убедительна и Джина Дэвис, в начале любопытная журналистка, по ходу фильма действительно привязываясь к герою своей статьи, она искренно и честно, превозмогая гадливость и омерзение, пыталась помочь ученому и не ее вина, что помощь можно было оказать лишь таким способом. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, надо сказать что 'Муха' является довольно драматичным фильмом ужасов и ходя сам сюжет выглядит странновато, но воплощение его и идея, посыл, содержащийся в фильме, поднимает его на приличный уровень. 8 из 10