Олег Иванович Коваль после многолетнего отсутствия приезжает в Москву с, казалось бы, деловыми целями. Однако на самом деле он приехал для того, чтобы посетить дорогие сердцу места. И с головой окунуться в меланхолию. Ибо, как известно, любовь к поэзии Есенина небезопасна… Фильм производит противоречивое впечатление. Лавровы решили начать с того места, где остановились в 1989 году. « Третейский судья»- эпилог « Мафии». Вполне логично: ЗнаТоКи должны закончить единственное незавершённое дело. Пусть и за счёт финала предыдущего фильма, который не предполагал продолжения. История наркобарона- изгнанника прекрасно подходит для создания нужного меланхолического колорита. Меланхолирует преступник, меланхолируют остатки команды ЗнаТоКов. С той разницей, что им окончательно затосковать не позволяет работа. Испытать чувство меланхолии приглашается и зритель. Всё изменилось для всех. « Иных уж нет, а те далече», а кое- кто поддался разлагающему духу времени. Однако создаётся впечатление, что создатели фильма сделали ставку не на фабулу и не на остатки команды ЗнаТоКов. Фабула примитивна, а Знаменский, Томин и новый член трио Китаева почти не занимают внимания зрителя. Ставка сделана именно на показ переживания тяжёлой ностальгии Олегом Ивановичем Ковалем. И всё бы ничего, но создатели картины решили, что таланта Александра Шалвовича Пороховщикова будет недостаточно для удержания внимания зрителей. Поэтому не обошлись без небольшой и совершенно банальной любовной истории, показывающей, что Олег Иванович не утратил шарма, несмотря на прошедшие годы. Тем самым они лишь добавили в историю карикатурность. Все вышеперечисленные странности не имели бы значения, если бы « Третейский судья» оказался прологом к деятельности милицейского трио в современности. Но «Третейский судья» - предпоследнее дело ЗнаТоКов. И поэтому производит впечатление почти непродуманного завершения. Из остальных актёров особенно хорош Виктор Александрович Вержбицкий.
Владимир Хотиненко в этой ленте взялся за непростое дело - переосмысления девяностых. В сравнении с 'Мафией', предшествующей серией этого цикла, многое изменилось. Это начало 2000-х, другая страна и другая Москва. Всё стремится к стабильности и порядку. Неспроста в одном непростом деле спор со страховой компанией переходит в юридическую плоскость. Но поскольку в бизнесе были изначально заложены криминальные договоренности до обычного суда дело не доводят. Из Австрии прилетает уважаемый всеми человек. Янов. Он - третейский судья. И ему нужно в этом споре поставить точку. Все пространство этой ленты забирает Александр Пороховщиков. Его персонаж Янов задумчив и сентиментален. Кажется, что он вернулся в свое недавнее прошлое. Воспоминания и эмоции накрывают его. И многие темы перекликаются с упомянутой выше 'Мафией'. Пороховщикову вообще не нужны партнеры. Он выразителен даже когда он один в кадре на кладбище, у дома на набережной или в психиатрической лечебницы. Начало ленты дарит зрителю многочисленные криминальные подробности и множество, в сущности, второстепенных персонажей. Их суета оказывается лишь подводкой, причиной для появления Янова. А вот потом, сквозь череду воспоминаний этого мужчины нам будет не раз дан повод вспомнить предыдущий фильм этого цикла 'Мафия'. И да... Перед нами потерявший рассудок Мишенька - повзрослевший сын той самой жестокой Хомутовой. Тот самый дом на набережной, где произошло нечто очень трагичное, что заставляет приезжать к нему Янову без особых причин. Перед нами все то же кладбище... В этом фильме я бы выделил три основных момента. Прежде всего неимоверно правдоподобно показан допрос основного подозреваемого. Следователи прекрасно осознают, что зацепиться им особо не за что, но несмотря на это оказывают неимоверное давление. Стоит их оппоненту на мгновение засомневаться и уголовному делу быть... Но отсутствия фактов не скроешь, а все доводы разбиваются о спокойные и логичные доводы защищающегося. И ведь он вправе тактично промолчать, не согласиться с логической цепью, а то и вовсе, предположив навязываемую милиционерами линию довести ее до абсурда. Незыблемая монументальность персонажа Пороховщикова проявится и в сцене криминального наезда на третейского судью. Ровно в такой же сбивчивой манере ему будут ввинять нечто ужасное и в то же время правдоподобное. Напряженность и внимательность персонажа Пороховщикова, его стремление к объективной оценке ситуации очаровывают. Не может не очаровать зрителя и любовная линия. Там, где изначально подразумевается нечто циничное благодаря душевности персонажей получается весьма неожиданное преломление. Эти моменты перевешивают и заведомо утилитарный телевизионный формат, и неистовую избыточную театральность Александра Филиппенко, и не слишком точную экспрессию от Игоря Бочкина и Ольги Сидоровой. Все это теряется когда лента переходит к своей развязке. Вместе с Яновым нам приходится осмысливать не то, чтобы его прошлое - осмысливать девяностые. А в противовес новая реальность с ее респектабельностью, элитными отелями и поющим вживую в центре Москвы Вилли Токаревым. Это не продолжение 'Мафии', а ее антитеза. Тем более, что авторы кажется и не стремились развенчивать кого-либо. Тот же Янов представлен не столько как преступник, сколько как жертва обстоятельств... 7 из 10