По словам одного поэта, гений - тот, в ком одновременно уживаются: а) властность, б) толковость, в) ясновидение. Неофициальное подтверждение этому – документальная лента Бретта Моргена «Кобейн: Чёртов монтаж», посвящённая судьбе лидера Nirvana и снятая на одной из ведущих (!) голливудских студий за очень большие деньги. Cobain: Montage of Heck имеет ярких предшественников. Прежде всего, это «Курт и Кортни» (1997) Ника Брумфилда, изобразившего Кобейна в ореоле жертвы, а также «Последние дни» (2004) Ганса ван Сента (после выхода картины на экраны Кортни и Ганс не общаются), презентовавшего «житие» тревожного меланхолика, рвущего связи с окружающим – выхоложенно-пустым – миром, и тем самым окончательно вписавшего Курта в святцы. «Курт и Кортни», невзирая на спорный пафос, дарил вдумчивым поклонникам неожиданный ключ к пониманию творчества Кобейна как системы: Трейси Марандер – подруга Курта – комментируя одну из его картин, утверждает, что изображённый на ней зловещий «зародыш или эмбрион» в колючих зарослях, казавшийся ему «непристойным» (физиология родов), был привлекателен как объект искусства. Столь же внятно сформулированных основ творческого видения героя – эстетизации «непристойного» (в том числе и, конечно, подросткового прыщавого всеоотрицания) и стоящей за ним рефлексии о бесконечной лживости бытия – в Montage of Heck не найти. Что же касается «Последних дней», то, учитывая прототип, впечатляет возможность видеть героя в ситуации его абсолютной – одинокой – самобытности. Однако «Чёртов монтаж» чертовски обаятелен. Курт Кобейн представлен как музыкант и поэт, композитор и художник, певец и шоумен-провокатор, вдумчивый наблюдатель и язвительный комментатор, пубертатный «крикун» и молчаливый мудрец, рубаха-парень и суперзвезда необозримых масштабов, верный друг, заботливый сын, любящий отец и... безнадёжный параноик, – одним словом, живая, невероятно сложная личность, чья трагедия многими до сих пор воспринимается как своя. Документалистика удалась. И всё же лента была бы не столь эффектной, если бы автор не обозначил дистанцию, пытаясь ответить на «проклятые» вопросы. Как измерить гения? Кто это? Чем отличить его от всех прочих представителей рода человеческого? Montage of Heck строится на концепции «спонтанного» взрыва сверхновой, однако не следует думать, что проблема «величины дарования» оставлена Моргеном в стороне. Автор зарывается с головой в жизнь творца, по крупицам собирая необходимое, достигая искомого объёма. В этом ему помогают наработанные штампы документалистики, сдобренные «боковыми заходами» (чудесная мрачная анимация, исторические врезки и др.). Свидетельства очевидцев (помимо прямой функции, композиционно выполняя также функцию «остранения»: перед зрителем хаотичный «мир с Куртом» и статичный «мир без Курта») склеиваются в портрет «человека без кожи». Нервические рисунки и самозаписи Кобейна, домашние алко-нарко-перфомансы, остервенелые заметки на полях, - всё это «безобразие», выложенное (вкупе с музыкой Nirvana) перед зрителями «Чёртового монтажа» прихотливой мозаикой, оттеняется контрактами, концертами, репетициями, обложками журналов и т.д., иллюстрируя непреходящую истину: на «настоящее» (читай: «Другое») спрос будет всегда, если оно - настоящее. Курт проявил властность (способность завершить «формовку» рока - по заверению Д. Мартина, «пятого битла»), толковость (умение проводить убеждения в реальность и понимание того, что творец без убеждений - ничто) и ясновидение (интуиция разрастающегося глобального масспотреба, питающегося нарциссами и простодушными). Кортни Лав многое сделала для того, чтобы оставить в памяти потомков образ Курта - героя рока, тотального отрицателя, что и логично: нытиков - в роке, как и везде - полным полно, героев - нет. Однако Montage of Heck оставляет иное впечатление. Рассказана «простая» - без диагнозов и теорий, интуитивно безошибочная история личности, чей внутренний и творческий миры сфокусировали время - заломленное и вечно молодое. Отпетое in utero. 7 из 10
Что увидели вы? Я увидел не живой монтаж о зародыше: Как если бы в небе парила комета, чтобы сгореть, но прежде оставила за собой музыкально-чувствительный след. Здесь актуальней смотрится мультипликационная документалистика. Кадры мульта получились в сто раз интересней и лучше, нудных разговоров окружения за кадром! Качественная мультипликация весьма освежила и разбавила пленку. Вот на чем стоило сделать акцент, снабжая рисунками, подписям - отснять мультик целиком. Здесь есть ценные материалы, но бессмысленные, которые словно должны открыть личность человека, но не тут-то было. Зачем и для кого был снят 'монтаж'? Но самый главный вопрос - О ком он? О чем? Да, да вы не ослышались, о чем заставляет подумать и что конкретно остается в голове, после? Мысль теряется, суетливо переходит от сути к формам все вместе сперва и ничего потом, кроме остывшего тела на полу. Прошелестели по фактам и думаете утерли нос? Собрать раздробленные факты-вещи, оставшиеся от человека в виде пленок или сухих тетрадных листов, не значит возродить человека или освятить его прошлое существование. Не самый съедобный фарш с безвкусным составом. Прошлое - останется в прошлом. Только люди вспоминающие о нем находятся в настоящем и его нет среди них. Нет его голоса, лишь записи тех лет. Почему никто не говорит о его чувствах? О сочувствии к нему? О том, как много он работал и держался несмотря ни на что до последнего. Каким был молодцом несмотря на боль и душевные терзания? Несмотря на холодность общества. Почему мы не слышим о том, как застенчив и добр он был? Не пропадало чувство грязи вокруг музыканта, его словно все больше охватывало ощущение дискомфорта. Окружающее общество было слишком жестоко для его чувственной натуры. Жесткие люди, как та же почва сквозь которую пробился росток его таланта. Был бы ли он кому-то действительно важен без песен, альбомов и денег? Настоящим с горой личных проблем, неуверенностью, склонностью к переживаниям и пессимистичным раздумьям? Нельзя переделать того, кто таким рожден, а это человеческая натура, которую можно либо принять, либо отвергнуть - уничтожить. Общеизвестный факт вокалист страдал депрессиями о чем свидетельствовали его песни, выражала мелодия - общее настроение лирики. Здесь никаких загадок нет. Жил был человек, чья музыка для него была личным благом, любил находится в семье, страдал зависимостью. Чувствительный блондин-интроверт с сигаретой в руках, гитарой, раздумьями и голубыми, голубыми глазами.
Я давно слышала об этом фильме, и хотела его посмотреть, но долго ждала перевода, потом и совсем забыла про него, и пришло время, будильник с Нирваной на телефоне у мужа меня начал будить каждое утро, хотя раньше я на него не обращала внимание, и даже если я буду очень сильно замученная, я все равно его слышу утром, и будил он меня и будил, и как-будто на что-то намекал. Я попыталась найти какую-нибудь книжку в интернете о Курте, нашла, но телефоне совсем не удобно читать. Потом я вспомнила что есть документальный фильм Черный Монтаж, и наверняка он уже переведен. Бессонная ночь, и в 2 часа я встаю и иду смотреть кино... Это трогающая за душу история человека легенды, становление его как личности, то, к чему он пришел за всю жизнь, как она началась и как она закончилась. Два с лишним часа нам показывают архивные записи Курта Кобейна, и его семьи, друзей и жены. С самого рождения, с первых шагов, и отмечания его дня рождения, рассказывая что он переживает во время семейных разборок, как он идет в школу, как он переживает тинейджерство, его влюбленность в музыку, первые серьезные отношения, первая работа, и напавшая на него популярность. А потом закрутилось - интервью, слава, которая ему была не нужна, наркотики, Кортни Лав, дочь, занавес. И за все время просмотра, начинаешь понимать, на сколько это был чувствительный человек, как он все пропускал через себя, что его собственно и погубило. Фильм очень грамотно составлен, линия жизни показанная в фильме не принуждает к каким-то конкретным умозаключениям - просто как оно есть. Документалистика и очередность событий скрепленная анимацией - смотрится просто шикарно! Ожившие записки, и его картинки, аудиозаписи его мыслей - все очень грамотно скреплено тем самым чертовым монтажом, он чертовски отличный! И некоторые говорят - хорошо, что в конце не стали обсасывать тему его смерти, а просто пустили текст. А я скажу - нет! Я не смотрела эти 100500 фильмов о его смерти, и хотя бы пару слов хотелось бы тут услышать (за это снимаю один бал). После просмотра пришлось посидеть почитать что же произошло в развернутом виде (то, что он себя застрелил это знает любой школьник, а что этому предшествовало, и как с этим связана его жена - это знают не все). Это замечательный документальный фильм о жизни талантливого человека, который так рано ушел. И знаете что? Под утро я ложилась спать, и будильник мужа меня не разбудил... 9 из 10
Документальная биография лидера легендарной рок-группы Nirvana Курта Кобейна. Курт - парень со сложной судьбой, падкий на наркотические вещества, но нашедший свое место в этом сложном мире. История Кобейна впечатлит не только его фанатов, но и далеких от панк-рок тематики любителей кино. Агрессия, ненависть, любовь и опустошенность сопровождающие Кобейна на его жизненном пути не позволяют отвести взгляд от повествования ни на минуту. Картина смотрится на одном дыхании. Фильм наполнен помимо типичных для жанра говорящих голов близких Курта, архивными видеозаписями юного и зрелого музыканта, мультипликационными зарисовками о переломных моментах жизни, рисунками и записками под крышесносную музыку Нирваны. Произведение заслуживает высшей похвалы. Режиссеру удалось создать не посредственный сухой документальный фильм, а резкую захватывающую картину повествующей о самой противоречивой музыкальной фигуре XX века. 10 из 10
Группа Nirvana, Курт Кобей, Кортни Лав, мировая любовь, яркий гранж, «голос поколения». Что же еще мог сказать документальный фильм? Наверное, больше, чем просто «все». Но, обо всем по порядку. С чего же все началось? Первое, что мы видим в картине — рождение великой рок- легенды. Свидетельство о рождении, счастливых родителей, благополучную, полную семью. Нам показывают, каким счастливым, активным, беззаботным был Курт. Как он любил жизнь, как любили его. Но, несмотря на семейную идиллию, в нем рождаются тяжелые чувства одиночества, потерянности, ненужности, которые вскоре сыграли с ним злую шутку. Из красивых, разноцветных рисунков появляются черно-красные, серо-синие изображения мужчины и мальчика на цепи. Нам показывают, как с возрастом, ему все тяжелее было ужиться с родителями, а частности, с отцом. «Ребенка должно было быть видно, но не слышно.»- передает слова Роба Кобейна, мать Курта — Венди Кобейн. По юному мальчику было видно, как с каждый годом его все больше тяготят отношения внутри семьи. «Кто ты, Курт?» В любой жизни случается переломный момент и Курт не стал исключением. Но, в его случае переломные момент сыграл на руку — после него жизнь приняла новые обороты. С этим изменением, не только жизнь Курта, но и фильм взлетает на новые виражи: нам показывают архивные видео с первых концертов, репетиций, первых фанатом, гримерки, газетные статьи. Популярность растет. Концертов все больше, и кадры все быстрее сменяются под небрежные аккорды гитары. Передохнуть нам разрешают только на интервью, которые на фоне жизни Кобейна, выглядят так, будто время там застыло. К середине фильма появляется ощущение, что смотришь тяжелое артхаусное кино. Красочно, ярко, показана и личная жизнь Курта Кобейна: письма, заметки фотографии для Кортни Лав, а в будущем и их ребенку — Френсис Кобейн. Не опустили тему зависимости от наркотиков. Некоторые сцены даже несколько пугающие. Спустя два года после рождения дочери, Курт уходит из жизни. «Все хорошее рано или поздно заканчивается.» Но, несмотря на то, что весь фильм мы узнаем о Курте буквально все, начиная от того, как он первый раз взял в руки гитару, до бритья, стрижки волос и героиновых трипов, смерть музыканта не выносили это на обсуждение. В целом, фильм полностью соответствует всем жанра документалистики. Фильм завораживает. Не оставляет вопросов, показывает жизнь группы «Nirvana» с рождения и до самой смерти. Представленные документы, открывают широчайшие возможности для размышления. Фильм могут смотреть как знатоки творчества Курта Кобена, так и те, кто не знаком с группой. Смотреть одинаково интересно будет всем, познавательно. 2 часа жизни вы потратите не зря, окунувшись с головой в жизнь культовой группы Nirvana. 9 из 10
Стыд - слово, которое идёт через весь фильм. Те, кто хоть немного знакомы с психологией знают, что стыд - одно из самых разрушительных чувств замедленного действия. Этот стыдливый дестрой был спутником Курта всю его жизнь. Безусловно, здесь вина и его близких. Видимо, они были слишком инфантильны, чтобы справится с Куртом ребёнком и, тем более, Куртом взрослым. История о том, как личное спокойствие оказывается важней собственного сына. О родительском стыде за своё чадо и о том, что в итоге из этого выходит. Конечно, нельзя исключать и его участия в своей же судьбе. Кобейн и сам едва ли смог бы стать хорошим отцом при любом исходе, если брать в учёт все его травмы, инфантильность наряду с гиперчувствительностью и гиперактивностью. Всё это он умно и талантливо пытался выражать в своём творчестве и был явно способен на большее. В фильме очень много его записок, самых детальных заметок о том, что нужно сделать, сколько средств потрачено на бензин и т.д. Все это, по моему мнению, исходило из того, что ему всегда было сложно себя организовать. Здесь мы видим кадры маленького непоседливого Курта, капризного и избалованного вниманием, которого по совокупности разных причин он однажды лишился. Тут и начался его трагический путь в поисках того, что он потерял. А нашел он гораздо больше внимания, но совсем иного качества, к которому он был не готов. Теперь непосредственно о фильме. Такая невысокая оценка была поставлена мною за то, что я, пожалуй, не верю ничему из того, что пытались донести. Все эти эпические рассуждения, анимационный ряд в духе 90х - 2000х только раздражал, словно пряча под собой что-то важное. Кобейн был, есть и будет просто кормильцем всех этих людей: начиная от звукозаписывающей компании и заканчивая близкими, а здесь нам демонстрируют, что кому-то до него было дело, как до простого человека. Возможно, это было так только в раннем детстве и для его бывшей девушки, когда он ещё не был знаменит. Кстати, единственными, кто показались мне открытыми в морально невыгодной себе правде, это мачеха и отец Курта Дональд Кобейн. В остальном, фильм пропитан американской наивностью и лицемерием, которое тянется за Куртом по сей день. Ставлю 4 только за те прекрасные архивные видео детства Курта и Фрэнсис. 4 из 10
Каждая история, в которой замешана слава, секс, наркотики и смерть, неизбежно становится объектом всевозможных спекуляций, начиная от неловких статей в желтой прессе и заканчивая 'серьезными' расследованиями, которые проводят бывшие полицейские, переквалифицировавшиеся в частных детективов, или охочие до сенсаций, но не до правды режиссеры-документалисты. История иконы гранжа Курта Кобейна, который покончил с собой на пике карьеры, тем самым присоединившись к печально известному клубу 27, состоящему из рокеров, погибших в этом возрасте, неизменно притягивала к себе внимание людей, страстно желающих покопаться в чужом грязном белье, подкинув туда парочку предметов для полноты картины. Например, одним из результатов такого притяжения стал документальный фильм Ника Брумфилда 'Курт и Кортни: Конец Нирваны', который наверняка бы не понравился самому музыканту, при жизни сильно обескураженному привычкой средств массовой информации нападать на людей в лице которых он обрел настоящую семью. В 2007 году член этой самой семьи, жена Курта Кортни Лав обратилась к режиссеру Бретту Моргену, чьи документальные фильмы она очень любила, с предложением поделиться уникальными видеозаписями и множеством других вещей, связанных с Кобейном, чтобы мир наконец-то увидел не сенсационную историю, вроде той, что рассказал Ник Брумфилд, а то, какой жизнь ее погибшего возлюбленного была на самом деле. Кортни Лав хотела, чтобы зрители узнали Курта Кобейна не только, как музыканта, но и как человека, чье желание творить простиралось гораздо дальше за пределы звука и распространялось на все сферы его жизни. В итоге все, чем певица так щедро поделилась с Бреттом Моргеном, спустя восемь лет после начала этой эпопеи превратилось в документальный фильм 'Кобейн: Чёртов монтаж', который является одной из немногих картин о печально известном фронтмене Нирваны, с успехом показавшей не скандальную историю, а трагизм жизни противоречивого, но завораживающего Курта Кобейна. Одной из причин, по которой Кортни Лав полюбились работы Бретта Моргана, было использование режиссером анимации, и в его новом фильме в первую очередь хочется отметить именно визуальную сторону - история Курта Кобейна рассказана с помощью ярких образов, не только анимированных, которые своим ядерным очарованием словно воспроизводят то безумие, в котором с самых юных лет жил печально известный отец гранжа, которого посадили на не менее печально известный полу-наркотический препарат Риталин еще в семилетнем возрасте. В самом начале фильма говориться о том, что Кобейн имел мозг гения, голову, которая все время что-то производит и никогда не останавливается, но как и любой гений он платил за свои таланты психическим заболеванием, которое отделяло его от семьи, общества и иногда даже самого себя. Картина Бретта Моргена содержит в себе редкие видео, на которых юный Кобейн еще кажется счастливым, но с самого начала заявляет о том, что еще тогда он познал все ужасы жизни в голове, которая не работает правильно, и ужасную силу стыда, который его заставляли чувствовать за то, что он не мог быть таким, как и все. Сладкая улыбка этого голубоглазого мальчика не может заслонить собой ветер трагедии, который очень скоро превратиться в вихрь, сметающий все вокруг. Никто не мог справиться с этим гиперактивным ребенком, чей мозг рождал мрачные картины, выплескивающиеся на бумагу, которыми заполнен весь фильм Бретта Моргена, поэтому Курт Кобейн никогда не знал, какого это быть принятым таким, какой он есть, зато всегда знал горький вкус отвержения, которым были заполнены его дневники, рисунки и песни. Последние звучат в картине от самого начала, до самого конца, и вы словно водитель, рассекающий по бескрайним американским хайвеям, пролетая под музыку мимо кипящей жизни потерянных людей. До фильма 'Кобейн: Чёртов монтаж' самой правдоподобной попыткой рассказать о внутреннем мире музыканта была картина 'Курт Кобейн: Рассказ о сыне', практически полностью состоящая из аудиозаписей интервью Курта, в которых он рассказывает о всех этапах своей жизни от детства до практически самого конца. Недостатком этого документального фильма было то, что зритель мало видел главного героя со стороны, а значит и упускал какую-то часть истории. В работе Бретта Моргена эта ошибка не была допущена, и вы можете увидеть Курта Кобейна не только его собственными глазами, но и услышать о нем от тех, кто наблюдал за тем, как беспокойно мечется его душа. Несмотря на то, что большинство фактов, озвученных в документальном фильме 'Кобейн: Чёртов монтаж' являются широко известными, а хронология и основные мотивы во многом совпадают с другими достоверными работами о жизни Курта Кобейна, режиссер смог вдохнуть в старую историю новую жизнь, запечатлев дух неспокойной жизни музыканта. Бретт Морген не пытается показать Курта Кобейна неким божеством, лишенным каких-либо пороков и недостатков, не закрашивает черные моменты его жизни белым, и не пытается сделать его тем, кем он никогда не был, все совсем наоборот - он смог увидеть в своем герое человека, создав фильм, смотря который появляется чувство, что читаешь потрепанный личный дневник, долгое время скрытый от посторонних глаз.
Уже прошло больше двадцати лет как не стало Курта Кобейна. За все это время о нем никогда не забывали, и уверен не забудут. Он был голосом поколения «недовольных», чья музыка и тексты продолжают и по сей день трогать сердца разных людей. Про его нелегкую жизнь снято и написано множество материалов. Сотни фотографий, концертных видео, аудиозаписи, - все это фигурировало в качестве документов практически в каждой программе о лидере Nirvana. Но картина Бретта Моргена это уникальная вещь. Именно ему Кортни Лав дала ключи от архива Курта, где хранились его картины, комиксы, блокноты с записями, сотни аудиокассет и домашнее видео. Всем этим она разрешила пользоваться на усмотрение режиссера и не вмешивалась в процесс создания фильма. В результате имея на руках такой материал Бретт Морган создал воистину неповторимую вещь. Оживив картины, тексты Курта, он тем самым оживил его самого, пускай и на время сеанса. Перед нами не сухой набор кадров как в стандартной журналистике, где автор, следуя выбранной им теме ведет свой рассказ монтируя интервью, фотокарточки, различные видео и т.д. Перед нами сам Курт и его мысли, переживания. Вместе с ним чувствуешь его боль и душевное опустошение и вместе с ним радуешься в редкие моменты его абсолютного счастья. «Чертов монтаж» чертовски умело смонтирован. Это абсолютно поэтический, эмоциональный монтаж. Режиссер мастерски выстраивает реконструкцию некоторых событий мультипликационным методом, который органично вписывается в общую атмосферу фильма. На пользу картине идет и то, что он не перегружен интервью — о Курте рассказывают только самые близкие ему люди. При своей солидной продолжительности картина смотрится на одном дыхании. Это искренний, сильный и одновременно грустный фильм о Курте, в первую очередь как о человеке, а не как о грандж-иконе. 10 из 10
Да именно так: 'Кобейн: чертов монтаж'. Краткая предыстория. Кортни Лав спрятала где то у себя в закромах коробку или пол комнаты коробок с записями и немного видео-фото, всеми нами хорошо любимого Курта Кобейна. Компания НВО, которая специализируется на крови и кишках, тоесть то что нужно для зрителя сейчас, согласилась снять кино, да да, еще одно документальное кино про историю давно минувших дней. Эх сколько всего я повидал про этого чувака. Кто знаком с его творчеством, которого не так уж и много осталось, после его смерти, тот тоже мог бы с этим материалом снять ЭТУ историю в картинках и с записями. У кого есть дома коробка с нирваной, может фильм глянуть, но особого впечатления он на вас не произведет. У меня коробочка имеется, там книжки разные вырезки с журналов, фенечки разные, и кассет еще куча. Тексты песен его хорошо знаю. Переводил и заучивал, потом просто уже повторял. Этот фильм посмотрел сегодня, и он вполне смотрибельный, но не торкает сильно. Все те же старые лица на экране, постаревшие. Дэйва Грола мало, вернее вообще нет. Отошел Дэйв от этого кино. И правильно сделал. Крис постарел, хотя я его и так видел, все такой же скромняга парень..Кортни все та же оторва, наштукатуренная, курит одну за одной, короче та же трэш тетка. Благодаря Курту они все стартанули, родители рады за него, ну а то что получилось, это результат Американской свободы. Свободным можно только умереть. Он тратил сотни баксов в день на наркотик, это было видно и по нему тоже. Никто ничего не сделал. Он просто убежал с клиники. А так от опиатов не лечат - это точно. Там надо валятся месяцами пристегнутым к кровати. А с его синдромами, то вообще неизвестно сколько. Это не Берроуз, который писака, все всем рассказака. Одно дело, когда человеку 27 лет и он потерян, и когда 40+ лет то он уже стабилен как бы. Что бы там до того он не употреблял. Короче довели Кобейна до ручки, попиарились, и так и живут, им этого достаточно. Семью его особо нельзя винить. Кортни - могла что то сделать. Группа - это одно, они разбежались быстро потом. Криса тоже нельзя винить, он его друг ближе чем Дэйв. Грол вообще красавец. Создал группу классную. С Нирваной никак не пересекался после того. Дэйв, я считаю самый молоток из них из всех. Талантлив безусловно. Котрни надо было бы после всего наказать, а она продолжает пиариться на прахе супруга. Дочь выросла, но чет думаю ничего с нее не выйдет, и много с мамкой времени провела. Фильм этот ничего не раскрывает. Хотели быть наедине с Кобейном - у Вас было для этого дофига времени. Музыка главное - все остальное фигня. Кстати саундтреки все нирваны в фильме. Зарисовки графические по текстам с блокнота, ну как бы я это все так и представлял еще 15 лет назад. А показывать все старые лица и чего то там рассуждать, ну надо было как Гас Ван Сент - снять киношку, авторскую, что б даже музыка была не нирваны, тогда возможно это имело бы успех. А так ну очередное ниочем. Можно смотреть тем кто не в теме, можно юным фанатам. А кто в теме давно уже, можно и пропустить, ничего не будет. Лицензию я бы не купил. Ну постарались с кусочков что то слепить, ну поставлю галочку вам. Типа как то вот так, может мы стареем все, может еще что, хз. 5 из 10 и то из-за пары тройки неизданных материалов, с того блокнотика, хотя сомнения терзают все равно, что-то тут не то.
Музыка группы Nirvana вне всякого сомнения стала определяющей для процесса в целом. Их влияние неоспоримо, как и всей гранжевой волны. Их песни невероятно злые, мрачные, грязные, но при этом нисколечки от себя не отталкивают. Тексты, написанные Куртом Кобейном, очень образны и завораживают. Собственно, как и биография великого музыканта. Очень противоречивая, которая резчайшим образом обрывается. Фильм 'Кобейн. Чёртов монтаж' - это какой-то запредельный уровень качества. Бретт Морген с огромной любовью рассказывает эту, вне всякого сомнения, тёмную историю. Мы увидим и нежные зарисовки из детства Кобейна, заснятые на 'Супер-8', услышим мысли тех людей, что его окружали. Звучит, как обыкновенный документальный фильм, но это совершенно не так. Здесь очень многое рассказывается при помощи анимации. Временами - нарочито психоделичной, а иногда нам показывают невероятный по красоте мрачный мультфильм. Такие вставки сильнее всего работают как инструмент повествования. Тем не менее, в компиляции с потрясающими инсайдами 'Кобейн. Чёртов монтаж' идеально показывает нам жизнь одной из самых больших рок-звёзд за всю историю человечества. Мы увидим и детские рисунки, и наброски песен, и ещё больше детских рисунков, которые говорят очень многое о том, кто такой Кобейн.
Режиссер этого фильма явно фанат Курта, жаждущий создать что-то близкое к кумиру. Да все мы здесь фанаты Курта. Фанаты не маленького мальчика с белесыми волосиками. Фанаты не эпатажного поведения, не голубых глаз, не младенца в бассейне на обложке альбома. Фанаты музыки, как бы я не ненавидела это слово - фанаты. Курт предстает нам ближе, ближе, еще ближе. Настолько, что мы видим его повседневные дела. Или же это просто видимость этого, имеет ли это значение? Фильм подает жизнь идола двадцатилетней давности со вкусом, метко, так, как должно было быть. Смотрится просто. Мы видим Курта, мы видим его жизнь, даже сиськи его жены. Все кажется таким разгульно-простым, рокерским, полным наркоты, секса, безделья. Все казалось бы таким, если бы не главная причина - музыка. Ты просто включаешь любую песню, может быть, самую заезженную и слышишь 'это все не мое, я хочу умереть'. Пока смотришь, мнение о кумире десять раз меняется. 'Кто этот бездельник, за что мы его так любим? Он был бы никем, если бы не его музыка. Как человек он должно быть дерь*о.' 'Уставший, грустный, ищущий утешения, что ли, думает, что нашел его в наркотиках' 'Подросток' 'Долба*б, ему нечем заняться'. Все это проносится в голове в милисикундной уверенности, что ты правда понимаешь его, как будто он твое альтер-эго из прошлой жизни. В какой-то момент ты замечаешь, что давно и сильно хочешь в туалет, но сидишь еще 15 минут, сдерживаясь, потом ставишь на паузу, срываешься. Поток мыслей, бунтарское вдохновение. Этот человек был велик для меня, потому что любил свое дело, срал на славу, был чувствительным и искал счастья. Неосознанно. Чертовски звучит, как фраза из школьного сочинения, но кого это волнует, точно не меня. В 14 лет казалось, что.. Да ничего не казалось, просто однажды ты, маленькая девочка, берешь диск у своего дяди и включаешь в только купленном ноутбуке. И время забывается. Вся суть в том, что ничего не кажется тебе более значительным, вся суть в том, что тебе вообще ничего не кажется. Только музыка. 10 из 10
На первый взгляд, «Монтаж» Бретта Моргена – еще один документальный байопик, из тех, чья первоочередная задача – ужать историю, да всю жизнь незаурядной личности X до условных 120 (в данном, конкретном случае 147) минут хронометража. Разубеждать с первых же кадров? Нет. Не тот случай. Начало картины прогнозируемо демонстрирует говорящие головы (тут вещают мать/отец/мачеха Курта) с последовательно рассказанной историей, стартующей даже несколько раньше рождения того, чье имя вынесено в название, где монолог разбавлен детскими фото, рисунками, свидетельством о рождении и прочими, почти обязательными, может даже стандартными для жанра вещами. Детство, развод и влекомые им метания будущей рок-легенды между семьями родственников – воспоминания из первых уст, освещающие подобный, наиболее, пожалуй, интимный период жизни, тогда совсем незащищенного, маленького человека – откровенность и детали, что сами по себе ценны, ценны для фанатов… Интерес же зрителя рядового, либо малознакомого с творчеством Курта в частности, и группы вообще, возрастает чуточку позже, аккурат с возникшей в жизни бунтаря – подростка музой и музыкой. Фильм преображается вместе с героем, постепенно обретая все большую художественную огранку, поэтапно формируя отчетливые контуры авторского стиля (учитывая, что режиссер, сценарист и даже исполнительный продюсер – всё упомянутый выше Бретт Морген, подобные эпитеты уместны, как никогда). Парадокс - в результате подобных метаморфоз, повествование размывается, четкий, последовательный сторилайн, уходит на второй план, выбиваясь эпизодами с качественной двумерной анимацией в сопровождении закадровых интервью уже самого Кобейна, эдакие экранизированные воспоминания, да перебивками в формате оживших заметок/набросков, как частички, дополнения музыкальному наследию. Интервью здесь и сейчас (говорящие головы), анимации, архивные сьемки, бэкстэйджи и концерты – все это вносит легкий сумбур, диктует высокую динамику смены кадров, отчасти оправдывая выбранный подзаголовок – «Чертов Монтаж», что, помимо прочего – еще и отсылка к демотейпу 88-го. Тем не менее локомотив все же движется, пускай и более витиеватой, запутанной дорожкой. Немного отойдя от догматов документалистики режиссер автор обращается к образности, в попытке двинуться вглубь, выяснить, как и какими жертвами простой сиэтловский парниша обрел статус музыканта #1, в поисках ответа на глобальный вопрос акцентируя порою на, казалось, незначительных подробностях, вроде боли в животе и ее взаимосвязи со способностью творить, что влечет за собою размышления о роли страданий в угоду творчеству (как моральных, так и физических). Фильм балансирует между образом и фактом. Успешно. Ключевые события сегментарно вплетены в нарастающую атмосферу творческого беспорядка. Умело тасуя вышеозначенные элементы Морген создает, пожалуй, наиболее личный фильм о Курте из когда-либо видевших свет. Лента не ставит целью исказить или драматизировать произошедшее, не строит теорий (как это было в недавнем фильме – «разоблачении» «Пропитанный отбеливателем»), не пытается излишне давить на жалость. Не смотря на упоминание трагичных событий 94-го, лента не зациклена на перечислении пороков к ним приведших, чем грешат большинство «правдивых историй» о рано ушедших музыкантах, что во имя мнимых «сенсаций» утопают в грязном белье и сплетнях («Высоцкий: Спасибо, что живой» - ярчайший тому пример). «Чертов монтаж» - о музыке, о характере, о том, что живо и умереть не может, о человеке ранимом и даже мнительном, добром и верном, чья музыка стала предтечей повсеместной «персонализации», где риф и микрофон заменяли исповедальню, человека слишком уязвимого для того цинизма и злобы, что шли об руку с популярностью и обожанием, для экзистенциального кризиса поразившего мир на стыке веков. Будучи романтиком, стремясь к большой, чистой, взаимной любви, чье отсутствие с ранних лет компенсировалось разного рода веществами, будучи ревнивым и моногамным семьянином Кобейн был парадоксен. Подобные стремления плохо уживались с постоянными разъездами, вошедшими в будничный темпоритм наркотиками - rockstar lifestyle. Принимая все близко к сердцу, Курт не мог, не сумел оградится от оглушительного успеха, около полугода пытаясь посвятить себя дочери и только ей, его ранил каждый абзац абсурда и негатива, письма полные угроз Кортни и прочее, по-хорошему, стоило бы забить, но… История написана, дробовик заряжен, а фильм – снят. Фильм с огромным трепетом подошедший к личности, будучи искренним и уютным, как и музыка Кобейна, он делает ушедшего артиста еще ближе, еще роднее. Голос «потерянного поколения» прозвучит в нем, не громко, но без прикрас. Поклонникам просмотр обязателен, остальным… Равнодушными остаться будет трудно, ибо те настроения, тот посыл, что несет музыка «Нирваны», актуален и всё так же резонирует с действительностью, где каждый стремиться к обособленности, где внутренний конфликт перевесил общественные негодования. P.S. Революция, что начал Курт завершится в 99-м, с приходом Эминема и ему подобных, что не только возведут личностный аспект лирики в абсолют, с небывалой конкретикой говоря о своих проблемах, но и будучи (внешне) зачерствевшими нигилистами сумеют выдержать бремя славы во времена всеобщей интернет-доступности, где «быть публичным» - значит позволить публике заглянуть за кулисы собственной жизни, перемывать кости 24/7. Но это уже совсем другая история…
'Не хочу, чтобы кто-то знал, что я чувствую и что думаю. И если вы не в состоянии понять, что я из себя представляю, слушая мою музыку, что ж, увы…' Курт Кобэйн Спасибо Бретту Моргену за ФИЛЬМ. Да да. Именно за ФИЛЬМ О КУРТЕ. Пусть это своеобразная смесь редких (действительно редких и уникальных!) документальных кадров и аудио записей, переплетённых с интервью и анимационным арт-хаусом. Зато здесь нет в сотый раз скомпилированных закулисных съёмок Нирваны с «Live! Tonight! Sold Out!!» Кевина Керслэйка. Нет никаких глупых расследований, как в «Kurt & Courtney» Ника Брумфилда и «Soaked In Bleach» Бена Статлера. Здесь нет ничего лишнего. Всё без фальши и обвинений. И не в стиле канала Discovery циклов «Последние 48 часов». Зачем исследовать последние два дня из жизни кумира?! Разве, не важно что он сделал за всю жизнь? Первой попыткой сделать что-то своеобразное о Курте Кобэйне была картина ЭйДжей Шнака «Kurt Cobain About A Son», которая состояла из редких аудио интервью музыканта, наложенных на мрачноватый видеоряд. Но фильм оказался больше скучным, чем мрачным и интересным. А Бретт из всего, что оставил после себя Курт (дневники, дэмо записи, фото материалы, интервью, домашние видео и, конечно же, музыку) сотворил действительно шедевр, который можно пересматривать день ото дня. Это бесспорно лучший фильм о Нирване и Курте, в котором показана жизнь не только наркомана и депрессивного суицидника, а, в первую очередь, человека и музыканта с грустными голубыми глазами, который до сих пор стряхивает с облаков сигаретный пепел... 10 из 10
Когда мне попался этот фильм, то о Курте и творчестве Нирваны, я знала немного. Благодаря брату - любителю рок-музыки слышала несколько песен и историю о непонятном 'самоубийстве'. Но за 2 часа фильма я превратилась в фаната группы и ее солиста. Фильм заставляет задуматься о том, что отношение к ребенку в детстве накладывает 100% отпечаток на его дальнейшую жизнь, поэтому то и надо хорошо подумать, прежде чем создавать семью, и осознавать какая ответственность - воспитание. Курт был смышленым, красивым, подвижным, прекрасно рисующим ребенком, но родители, вместо того, чтобы занять его чем-то и развить, пичкали его успокоительными. Потом передавали его из рук в руки по всей семье, чем окончательно убедили талантливого и умного человечка в том, что он неуправляемый псих, что и привело к известным событиям в дальнейшем. Но талант не может исчезнуть, и он, под влиянием наркотиков и выпивки, проблем с родителями и сверстниками, выливается в музыку и, постепенно, в целое направление 'гранж', в безумные тексты о саморазрушении, в невероятные мелодии. в крутую музыку, которая цепляет. И людям это понравилось, появилась куча фанатов, альбомы, деньги, концерты, но все это мало изменило внутренний мир самого героя, и совсем не решило его проблемы. Бретт Морген показывает нам историю жизни Курта, складывая ее из интервью близких ему людей, его личных конспектов, аудио- и видеозаписей, его интервью, статей из газет и, по большому счету, не навязывает свою точку зрения о жизни героя, а заставляет самого составить свое мнение о нем, окунув в кучу разной информации. А анимация его рисунков, подходящая песня в нужный момент, реплики и комментарии создают образ того безумия, которое творилось в голове героя. Все это не отпускает тебя на протяжении всего фильма, да и потом еще долго оставляет под впечатлением. Два часа на невероятном надрыве, истерической ноте западают в душу надолго. Курт был самобытным, неповторимым и выдающимся, о чем говорит толпа поклонников его творчества, возрастающая до сих пор. 8 из 10
Фильм – как пластинка Нирваны, которую ты ждал 21 год. За что благодарен собственно фильму – так это за то, что персона столь значимого человека не была выставлена ни с отрицательной ни с положительной стороны, потому, как мнение об этом человеке у каждого расходятся, порой в очень разные стороны. Не нашлось места и разжигающим огни фразам именитых журналистов, вердиктам падких на пиар ведущих телешоу, и тому подобной чуши. Идол – наркоман? А между прочим, если это и так, разве мешает одно другому? При всей документальности фильма могу сказать, что нет того формализма, который сделал бы фильм чрезмерно серьезным. Режиссерские идеи и задумки превратили документальный фильм в фильм нового жанра. Анимационные вставки – реконструкции событий дают прочувствовать моменты взлетов и падений, не побоюсь этих слов, Отца-основателя гранджа. Фильм многогранен. В течение просмотра понятно, что режиссер самоудалился и решение надо принимать нам. Кто он Кобейн? Гений или простой американский неудачник? Как по мне, люди, которые смотрят этот фильм, заинтересованы в его творчестве в первую очередь. Ни одного слова не сказано о его знакомстве с Новоселичем и об их дружбе, не о музыкальном влиянии и его предпочтениях, не о его отношении к другим музыкантам. Оригинальности и непохожести Монтажа в сравнении с другими документальными фильмами о Кобейне и Нирване в целом придало лишение фильма излишних эмоционирований по факту его смерти. Факт, который известен всем и обглодан со всех сторон. Для людей, в чьей жизни как Нирвана, так и «Курдт» занимают очень немалое место, этот фильм обязателен. Разобраться в своем мнении об этом человеке он определенно поможет. Да еще может и вдохновит!
Как для меня, для того, кто интересовался достаточно много этой личностью, просматривая фильм, постоянно приходила та мысль, что чего-то в нём нехватает. Очень пусто. По большей мере этот фильм рассказывает биографию Курта Кобейна и его переживания в определённый момент (что удалось очень хорошо), но по меньшей мере показывало личность самого курта, что по моему мнению более важно. Так-же фильм не может определиться, с Куртом, то он тонкий чувственый, то он первый тусовщик и безпредельщик, ежели это зависит от периода жизни, то надо дать понять зрителю, чем этот период так влиял на его поведение. Но всё-же, как история жизни Курта, фильм имеет место. Очень много новых материалов, до этого момента невиданных интернетом, отличная анимация, куча подробностей о его детстве и его родителях, о тех условиях в которых он вырос. Могу похвалить ту часть фильма, в которой передали все те моменты, пройдя через которые, он стал таким какой он есть, те моменты, которые повлияли на становление личности. Но как по мне, люди, которые смотрят этот фильм, заинтересованы в его творчестве в первую очередь. Ниодного слова не сказано о его знакомстве с Новоселичем и о их дружбе, не о музыкальном влиянии и его предпочтениях, не о его отношении к другим музыкантам, не о его каверах. По моему мнению, фильм «Kurt Cobain: About a Son», намного лучше передаёт, как и глубину личности Курта, так и его становление музыкантом. Конечно, нет в этом кино такой хорошей передачи всех его эмоций по поводу его эмоций и переживаний, но есть что-то, что даёт возможность глубже проникнуть в голову Курта. Но всё же, я никак не хочу сказать, что-бы народ не смотрел это кино, наоборот советую, ибо то, что пропогандировал Курт и то чем он жил и как он жил, стоит ставить в пример (думаю понятно, что не о наркотиках речь). Сейчас очень мало таких людей, кто-бы передал суть настоящего, а не напечатаного и придуманого. Я думаю нашему поколению нужен свой Курт Кобейн, который будет без фальши и направит людей на истину, а не к тому к чему нас гонит мас-медия сейчас.
Документальный фильм о жизни и творчестве легендарного лидера группы Nirvana Курта Кобейна. Зритель видит, как из скромного никому не известного парня, который начинал свою деятельность в провинциальном Абердине, Курт добился мирового признания и любви сотни тысяч поклонников. Фильм-откровение, фильм-психоделика будто показывает нам всё, что происходило в голове у привлекательного блондина с ясными голубыми глазами. Сложное детство, недостаток внимания, сомнительные компании и безудержная творческая энергия - всё повлияло на становление непохожей ни на кого личности. Можно смело говорить о том, что Курт писал свою музыку болью. Как он позже сказал: 'Я бы всё отдал за здоровье, но боюсь, что без боли я не смогу больше писать'. Понравилось, что в фильме Курт Кобейн преподнесен не как какое-то божество, а уязвимый, трогательный, глубокий человек со своими пороками и недостатками. Архивы, рисунки, видеозаписи самого музыканта - составляют единое целое, будто листаешь семейный фотоальбом. Что-то шокирует, что-то восхищает, но, главное, не оставляет равнодушным. Месяц спустя после возвращения из Рима Курт Кобейн покончил с собой. Ему было 27 лет. 9 из 10
Документальный фильм, основанный на записях, видео, рисунках и аудиозаметках, сделанных самим куртом кобейном, а также на воспоминаниях, рассказах и историях очевидцев, родственников и соратников музыканта. Это ожившая биография без концовки, откровенная повесть без прекрас, местами жесткая, а местами невероятно романтичная. Чуть меньше, чем все документальные фильмы основываются на фактах, интервью и свидетельствах. Что же здесь такого, чего нет в других лентах? Здесь есть душа. Она не лежит на поверхности, да и не должна. Только посмотрев фильм, понимаешь, что она есть. Фильм словно состоит из двух слоев: глубинный, в котором и чувствуется душа, в котором и скрыта вся трагедия музыканта, и наружный слой - он контрастный: то размеренный, то быстрый, то красивый, то страшный. Контраст мы видим уже в начальной заставке - кадры из старых ток-шоу, популярных на телевидении в США. И это ставит в тупик, поскольку зритель, собравшийся смотреть этот фильм, точно знает, кто такой Курт Кобейн, и ждет безбашенных панков на экране. А перед ним образцовая американская семья 50-х, стремящаяся к своей американской мечте. Но уже спустя 20 минут понимаешь, что это неслучайно. Это своеобразная подготовка зрителя к охренительным историям, которые рассказывают родители Курта, его мачеха, девушка и даже сам музыкант. Стоит отметить, что многие из них действительно не для высшего общества и сопровождаются иллюстрациями музыканта, заботливо анимированными создателями фильма. И дальше повествование идет как по волнам: долгое интервью, под которое уже начинаешь клевать носом постепенно сменяется кадрами из домашних архивов певца, всё быстрее, громче и ярче, пока не переходит в клиповую нарезку и оторваться от экрана становится очень нелегко. Затем тишина, передышка и всё по-новой - новая глава в жизни Кобейна. Подо всеми этими перепадами, скачками и волнами лежит другой слой, другая сторона фильма. Она прослеживается на протяжении всего хронометража - где-то лучше (например во время мультипликационных вставок, озвученных аудиозаписями Курта ), а где-то скрывается под шквалом видеоматириала и песен Нирваны. Как ровное дно под морскими волнами. Эта сторона отражает внутреннее состояние певца, его переживания, мысли и даже здоровье. Это история человека, который понимает, то у него есть проблемы, но не может с ними справиться и не дает этого сделать другим. Мы видим чуткую натуру, человека, который тяжело переживает критику, человека, выражающего свои чувства в песнях. Сам исполнитель признается, что не любит давать интервью, поскольку в текстах своих песен он уже всё сказал. После просмотре хочется добавить побольше треков Нирваны в свой плейлист. Так бывает практически со всеми документальными фильмами о музыке - ты смотришь и добавляешь. Но здесь другая причина подобного поведения. Если, например, после 7 поколений рок-н-ролла ты добавляешь музыку, которую там услышал, по большей части из-за того, что хочешь почувствовать свою причастность к истории рока, то после чертова монтажа это хочется сделать, просто чтобы послушать еще раз песни нирваны. Ты заново их переслушиваешь, потому что фильм ясно дает понять, что в этих песнях и был весь Кобейн. Если раньше ты мог их слушать просто потому, что тебе нравилась музыка группы или тексты были близки по духу, то теперь ты их послушаешь, чтобы понять, каким Кобейн был человеком. Отдельное спасибо авторам за то, что не стали заканчивать фильм трагической кончиной рокера. Лишь несколько строк в конце напоминают нам об этом. И это правильный ход. Режиссер не стал углубляться в причины и мотивы смерти. Он избегает лишних спекуляций на этот счет, фильм и без того очень откровенный. Напоследок, стоит упомянуть, что скоро выйдет DVD-издание, в котором будут ранее неизданные песни группы. В том числе и двенадцатиминутный трек, где Курт поет фальцетом. И это еще раз доказывает, что фильм достоин просмотра не только людьми, знающими только Smells like teen spirit, но и фанатами, знающими всю биографию Кобейна от А до Я. 8 из 10
Одна из самых крутых рокументалок, которые я смотрела! Фанаты Nirvan'ы могут разнести картину в пух, оправдывая Курта, делая из него жертву обстоятельств, заявляя, что никому не верят и плюясь в монитор на фэйс Кортни Лав [уже начиталась таких отзывов]. А мне по барабану) Больше всего я заценила техническую часть и атмосферу кина. Вопщем, трепещщу, когда название ударно, и сам фильм целиком и полностью его подтверждение. Это действительно Чёртов монтаж. Охренитительно крутой чёртов монтаж! Просто вся моя космическая любовь - Бретту Моргену и Джо Бешенковски за их работу! Они умудрились так точно подобрать ритм образов, что в какие-то моменты начинаешь сам себя чувствовать в героиновом чаду. Отличная подборка материалов, короткие перебивки, мультипликация, психоделическая музподложка, а главное - мастерство темпа. Динамичные эпизоды мелькающих мыслей сменяют спокойные и глубокие вставки интервью, в моменты, когда мозг уже кипит и плавится от нескончаемого потока сознания Кобейна, на тебя будто выливают ушат прохладной воды, и в черепной коробке слышится приятное 'пшшш') В этом фильме удачно показано, насколько монтаж может преобразить подачу. Ведь большая часть материала все-тки не нова, но зато подана абсолютно по-новому. А некоторые вещи и впрямь можно услышать впервые. Понравились интервью, поверила почти всем, кроме бывшей подружки Курта. Хорошо, что не стали уделять внимания смерти Кобейна, иначе фильм превратился бы в тривиальное журналистское расследование, которых и без того навалом. Не хватило мне, пожалуй, слов Кортни о том, чем все-таки в ее жизни был Курт. Такой завершающей достойно фразы, которая хоть немного добавила бы ей человечности. 9 из 10
Come as you are, as you were Кровные узы - ничто As I want you to be Ненавидь себя As a friend, as a friend, as an old enemy Презирай этих человекоподобных личинок, бездумно поглощающих кислород Take your time, hurry up Они полюбят за это еще сильнее The choice is your, don't be late Сильнее и преданнее, чем самих себя Take a rest as a friend as an old memoria Через страдание рождается творчество чистейшей пробы Come dowsed in mud, soaked in bleach Твой больной желудок поможет сочинять, но уничтожит тебя изнутри As I want you to be Сгореть в одночасье – отличная идея As a trend, as a friend, as an old memoria Но не сейчас, не сегодня… And I swear that I don't have a gun Твой дробовик уже заряжен No I don't have a gun Побудь безоружным еще немного…* В бутылочно-тусклых, будто вылинявших тонах анимированных вставок, в отрывках видеозаписей, в хрипловатом звучании аудиодорожек Курт Кобейн восстает из мертвых словно Феникс из пепла. Жизненный путь гранж-идола конца XX века выстроен в хронологически-правильном порядке, но даже такая внешняя приглаженность не способна угасить то бунтарство, которое составляло оплот мировоззрения одной из самых противоречивых личностей, существовавших на музыкальной арене. Создатели «Монтажа» ограничились интервьюированием только тех людей, для которых идол миллионов был обычным человеком без прикрас и ореола назойливой славы: члены семьи, первая официальная девушка Трейси, бессменный соратник по группе Крист Новоселич и, само собой, горлопанка из «Hole», которую в равной степени ненавидят и превозносят именно за связь ее имени с именем лидера «Нирваны». В «Монтаже» не нашлось места выхолощенным фразам именитых журналистов, вердиктам падких на пиар ведущих телешоу, эпитафичной лжи светских аналитиков и тому подобной чуши. Сидевший в режиссерском кресле Бретт Морген отсек шелуху домыслов от подлинной основы, помогающей глубже познать истинное «Я» человека, который, следуя дурному примеру своих предшественников, в расцвете лет пополнил состав печально известного «Клуба 27». При всей документальной насыщенности ленты, создатели сумели избежать подчеркнутого формализма, отравляющего кадр излишне серьезным, труъ-фактичным подходом – от воздействия оного даже пышущие креативом режиссерские задумки зачастую оборачиваются зевотным околорепортажным фуфлом, способным привлечь лишь оголтелых библиофилов. Плод кропотливого труда американца Моргена представляет собой завидную по разнообразию тессеру из уникальных фото-, видео- и аудиоматериалов, отражающих трансформацию некогда мальчика-миляги, лишенного родительского тепла, в человека страдающего, мучимого болями физической и душевной, ненавидящего себя и то, что его окружает – городок Абердин, неискоренимые людские лживость и лицемерие, семью, что готова оставить на произвол судьбы в те моменты, когда нуждаешься в поддержке наиболее сильно, остро, отчаянно. Именно ненависть и уход в себя, в мир допингов и творчества, составляли ядро стиля «Нирваны», являя собой выкристаллизованную злободневность, голос, в котором нуждалось доселе молчащее «недовольное» поколение. Курт, что улыбался и слал воздушные поцелуи, будучи маленьким белокурым ангелочком, и тот, кто нарек себя шутливой кличкой Курдт, патлатый, скачущий по сцене в вылинявшем свитере, бубнящий в микрофон свой шаманский рипит: «Hello, hello, hello, how low?» - оба они будто на картинке про «До и после», разделительной полосой на которой служат пощечины от естественного отбора, именуемого жизнью, в которой всё «по Дарвину» – кто-то сломается, кто-то выстоит, но прежним ты уже никогда не станешь, личностная эволюция есть процесс необратимый. Становление гласа NEXT-поколения, тенденции его чаяний и отчаяния: по ходу просмотра первых становится все меньше, а второе набирает силу со скоростью формирования грозовой тучи. Тот ужас, когда понимаешь, что пустеешь, но пополнять оскудевшие запасы нечем и неоткуда. Когда подходишь все ближе к своему собственному Рубикону и нет ничего, что перевешивало бы груз, побуждающий сделать последний шаг. Трагедия личности доносится камерно, с тем постфилософствованием и доверительностью, которые оказываются действеннее апломбовой подачи. Режиссер сделал, пожалуй, лучшее, что можно было сделать с имевшимся на руках материалом: не пытался сглаживать острые углы, а показал все, так как есть, без пропускания через множественные фильтры цензуры, модных веяний и стремления выдать желаемое за действительное. В ходе создания фильма Бретту Моргену, думаю, приходилось не раз наступать себе на горло, дабы не примешать свой субъективизм к общему беспристрастному настрою ленты. По сути «Монтаж» после финальной обработки зажил собственной жизнью, как это зачастую происходит с литературными персонажами, в которых автор вдохнул жизнь, наделив правдоподобностью черт, а дальше уже лишь следует за ними, будучи ведомым, а не ведущим. К сожалению, на фоне законченного, интроориентированного портрета «Кобейна…» чужеродным элементом смотрится финальная часть фильма, отведенная под интервью с режиссером – именно оно оказалось той парадоксальной ложкой дегтя, не доносящей особой информации, а представляющей собой до обидного селфовый панегирик, с отсутствием которого картина только выиграла бы. Безусловно, никто не умаляет заслуги Моргена в том, что зритель увидит Курта не только замкнутым, одержимым фобиями и наркотой человека, но и тем, кто умел тонко и глубоко чувствовать человеческие слабости и недостатки, но простить их, увы, был не способен. Однако скромность, являющуюся незыблемым украшением, тоже никто не отменял, и посему, когда Бретт Морген в очередной раз принимается расхваливать собственные эмоции при обнаружении «сокровищницы от Курта» и едва ли не похлопывать по своему щегольскому пиджачному плечу в стиле «какой молодчага!», становится ощутимо не по себе, ведь «Чертов монтаж» - это все-таки кино про одного человека. Про одного, но для многих. * данный отрывок рецензии является не переводом песни 'Come As You Are', а всего лишь попыткой автора передать эмоции исполнителя и его фирменный стиль