'Джульетта' это произведение, исключающее внежанровые вкрапления - так драгоценный металл оказывается отделен от лишних примесей. Эту особенность подчеркивал и сам режиссер, другая же уникальная черта - тяготение к максимальной выразительности. Но при этом фильм ориентирован не только на эстетизм, а, в первую очередь, на психологизм, что и объясняет выбор жанра - драма, в основе которой лежит глубокий психологический конфликт матери и дочери. Эстетика здесь служит обрамлением для алмаза, - твердой решимости героини - способного разрезать самое прочное стекло холодной отдаленности, возведенного для защиты внутреннего мира. Сюжетная линия фильма - воспоминания героини, собираемые воедино по аналогии с порванной и вновь склееной фотографией. Они и становятся стартовой чертой, где кончается настоящее и начинается путешествие в прошлое. Это мучительный вояж вспять, который легко вскрывает вроде бы затянувшиеся раны, причиняя страдания, но эта исповедь необходима героине, чтобы наконец быть честной - и прежде всего с самой собой. И так перед зрителем постепенно реконструируется история о женщине, потерявшей свою дочь. История, вроде бы, не так уж и оригинальна - ложь разрушает все, а молчание и неумение высказывать свои чувства могут привести к трагедии, но ее подача лишает возможности возникновения этой мысли. Рассказ начинается с неуверенного движения ручки на белоснежном листе и постепенно придает образу героини глубины и четкости, добавляя деталей. Письмо, которое Джульетта пишет дочери - это освещение пути, приведшего к данной точке существования, в которой жизнь раскололась надвое. Героиня как женщина, бескомпромиссно вычеркнувшая из жизни свою дочь оказывается оттеснена в сторону иной стороной своей личности - любящей и тоскующей матерью, проведшей в опустошающей душу разлуке со своими ребенком долгие годы. По сути, повествование это дискретно преподнесенная автобиография, состоящая из серии флешбэков, с акцентированием на ключевых ее моментах и с уместно скромной долей рефлексии. Это дает ключ к пониманию характера героини и ее, казалось бы, нелогичных поступков. Итогом становится воссоздание печальной картины семейных отношений, словно освобожденной из-под внешнего слоя краски, представляющего собой совсем иное изображение поверх истинного. При этом истинную суть конфликта режиссер раскрывает не сразу, ставя сначала лишь перед фактом его последствия и затем отвлекаясь попеременно на контрастирующие события из жизни героини, непосредственно с ним не связанные. Так, словно по извилистой тропе с подъемами и спадами, проводит он зрителя по внутреннему миру Джульетты, незаметно закручивая пружину напряжения, что в один момент лопается, задевая и зрителя своим острым концом. Конфликт в ленте основан на извечной проблеме взаимоотношения поколений, что упирается в одну из ее граней - непонимания. Эмпатия ограничена собственным опытом, и лишь переживание той же травмирующей ситуации дает возможность понять другого. И решить подобную дилемму вольны только время и случай, по чьей иронии боль трагедии разъединяет людей, но и она же становится причиной их сближения - первых неуверенных шагов навстречу друг другу спустя годы забвения. А возможный катарсис остается за границей кадра режиссера, который остановился на открытом финале, подарив героине на прощанье дорогу, озаренную надеждой. Особенность фильма также в том, что его художественный мир можно было бы назвать предметно-стерильным, если бы не бушующая яркость цветовой палитры. Чистая драма здесь предполагает и наличие чистого цвета, подобно произведениям художников Возрождения. Цвет здесь одерживает убедительную победу в борьбе за способ отражения состояния героини, что контрастирует с относительной аскетичностью кадра, и благодаря этому составляет выгодную композицию. Альмодовар проявляет себя художником не только человеческой души, но и удивительно красивого кадра. При этом словно сама Испания своей живописностью подсказывает гамму красного, синего и золотого. Безусловным лидером среди них является первый, проникающий из кадра в кадр неотъемлемым элементом, не просто декоративным, а гармонирующим с эмоциональным состоянием героини. 'Джульетта' по выразительности не уступает почти одноименной ленте Феллини, также посвятившего эту работу семейным проблемам, хотя лишь и отчасти. В ней представлена идентичная ситуация, когда духовный мир женщины в возрасте, сильной и красивой, представлен во всей своей обезоруживающей обнаженности. Мир Джульетты Альмодовара - это экспрессия, подавленная и прорвавшаяся сквозь замкнутость героини в кадр интенсивностью цвета, это одиночество, ставшей ценой ошибки и разрушившее жизнь, а еще сила духа, что позволяет человеку лепить и править себя самому, подобно глиняной статуэтке, ставшей одной из символов фильма.
У Педро Альмодовара удивительно гармонично получилось вместить в 99 минут хронометража целую судьбу главной героини. И судьбу далеко не простую. Джульетта - главное действующее лицо картины, прожила тяжелую, грустную жизнь, полную как удивительных, так и трагичных событий. Главной линией повествования идут отношения. Сначала с мужем Хуаном, а затем с дочерью Антией. Трагедия, после которой началось непонимание Джульетты и Антии послужило началом их отдаления друг от друга и в итоге дочь совсем покинула отчий дом. Неожиданно и без предупреждения. Что с ней произошло и самое главное почему девушка решила порвать все связи с самым близким человеком, объяснится ближе к концу фильма. И причина этому серьезная. Можно понять и дочь, и саму Джульетту. На чьей стороне будет правда каждый решит для себя сам. Истрия затягивает целиком, начиная с первых кадров. Завязка с острой интригой, ее складываешь как паззл, чтобы в конце увидеть законченную картинку. Просмотр увлекает. Чередуются кадры настоящего и прошлого, и в полном объеме становятся понятны мотивы матери. Кино многогранное. Особенно удачно вышли диалоги, точнее монологи, которые ведет сама с собой Джульетта в моменты написания писем Антии. Картина выдержана в спокойных тонах и красивых кадрах. Мелодичная музыка добавляет атмосферы всему происходящему. Актерский состав играет безупречно, эмоции переданы верно, героям безусловно веришь. «Джульетта» кино, предназначенное для внимательного просмотра. Увидеть, почувствовать и проникнуться.
Есть в искусстве такие области и темы, куда многим путь заказан, несмотря на их кажущуюся простоту и понятность в повседневном круговороте жизни. И есть в искусстве художники, которые проходят сквозь эти запреты, чтобы своим деликатным прикосновением облагородить эти простые темы. Один из этих рыцарей прекрасного образа – Педро Альмадовар, представивший удивительную историю матери в фильме «Джульетта» (или, если быть точным, «Хулиета» по-испански). Постепенно уходящий во все более тихие воды, избегающий бурлящих рек с опасными порогами и грохотом волн, испанский художник с какой-то ювелирной точностью строит свой фильм. На каких-то микродвижениях, незаметных глазу нюансах, деталях, спрятанных в подтекст. Все меньше и меньше в альмадоварской художественной парадигме шокирующего и китчевого, все меньше желания играть на грани фола. Его путь от протеста и гротеска к лирике сейчас постепенно переходит в иную стадию – философии и созерцания. И здесь уже впору сравнить Альмадовара не с ювелиром, а с хирургом, препарирующим мир женщины, выискивающим секрет ее жизненной силы и способности к перерождению. Ответ, который вновь дает Альмадовар, кажется очевидным: это материнство. Так или иначе он не раз говорил об этом – и во «Все о моей матери», и в «Возвращении» - но здесь, в «Джульетте» без шокотерапии для зрителя говорит об этом как-то спокойнее. Может быть, его лишенный надрыва голос звучит вкрадчивее и убедительнее, и потому после себя оставляет тебя трепещущим – нервная дрожь пронизывает не только твое сознание, но и тело, хотя, повторюсь, ни к каким шокерам и приемам Альмадовар вроде не прибегал. В очевидности ответа и в той интонации, с которой он его дает, суть его многолетних размышлений. И вывод их для него самого неопровержим. Материнство – это не реализация репродуктивной функции женского организма и не сложная химия его гормонов. По Педро Альмадовару, это таинство, сила женщины и ее суть, возможность раскрыться и реализовать себя. Именно оно способно вдохновлять. Режиссер не идеализирует состояние женщины, когда у нее есть ребенок: это напрямую связано с болью, тревогой и беспокойством. И судьба Хулиеты – это именно о боли, за которой открываются неисчерпаемые запасы силы и любви. Они выражаются в способности к прощению и готовности начать все сначала, в мужестве веры, в надежде, которая по словам Ларошфуко, ведет нас самым легким путем, как бы обманчива она ни была. План выражения и план содержания так искусно соотнесены в «Джульетте», что ты легко скользишь в своих рассуждениях от замысла к воплощению, от режиссерских приемов к смысловым пластам. Альмадовар вылепливает свою женскую вселенную, где актриса становится его материалом – как бы ни обрабатывал его мстер, он сохраняет свои изначальные свойства, и скульптор или художник всегда выберет тот, что наиболее других отвечает его художественным задачам. Так и Альмадовар, снимая актрису, позволяет ей перевоплощаться, но лишь до определенной степени: суть, ядро образа она привносит сама – это ее индивидуальность, красота или особая некрасивость, характерность и, конечно, талант. Таковы его музы разных лет: Мариса Паредес, Кармен Маура, Пенелопа Крус. И здесь в «Джульетте» мы наблюдаем особый ансамбль: Адриана Угарте, Эмма Суарес (обе играют Хулиету), Инма Куэста и Росси де Пальма. Они создают вокруг себя магнетические поля, которые взаимодействуют, сталкиваются и порой создают большие и маленькие взрывы. Вновь героиню мучают призраки прошлого, но в той истории, которую рассказывает Хулиета своей дочери, нет ничего разоблачающего (столь привычного для нас в фильмах Педро Альмадовара), лишь угрызения совести и неизбывное чувство вины. Но жить с ними – это не преступление. И это вечная мысль многих женщин, которая так часто стучит в висках: все ли возможное я сделала для счастья своего ребенка?
По сюжету, дочь главной героини много лет назад сбегает из дома. Героиня (Джульетта) потеряла всякую надежду отыскать ее, пока однажды не встречает на улице знакомую – давнюю подругу дочери. Та признается, что видела ее однажды… Далее события фильма разворачиваются в двух сюжетных линиях: настоящее время, когда Джульетта возобновляет попытки вернуться к прежней жизни и найти дочь; и отсыл в прошлое. Героиня вспоминает свою жизнь, и события, приведшие к печальному финалу. Картина Альмодовара, как и всегда, получилась очень испанской. Насыщенные краски, начиная от морской синевы и заканчивая нарядами героини. Музыка в стиле фламенко: гитарные переборы, надрывный женский голос. Даже современный город имеет характерные, неевропейские черты. Каждая вещь, попавшая в кадр самодостаточна, примером могут служить статуэтки художницы Авы (Инма Куэста). Хочется отметить игру Росси де Пальма (Мариан). Она не в первый раз снимается в фильмах Альмодовара. Откровенно некрасивая внешность актрисы, контрастирует с желанием наблюдать за ее игрой, видеть в кадре. Главной героине (Адриана Угарте) отлично удалось показать тот тип женщин, которые обладают одновременно и физической красотой, и интеллектом, раскованностью (ее первая ночь с будущим отцом ребенка), в то же время она не кажется доступной или откровенно соблазняющей. Она именно самодостаточна и по-своему совершенна. Повзрослевшая героиня (Эмма Суарес) мастерски продолжает это слияние. Для режиссера характерны неординарные женские образы и компрометирующие концовки. Что ж, в данном случае ему это удалось, как никогда. Концовка – это и сильная сторона фильма, и, вместе с тем, слабая. Даже открытой ее можно назвать с натяжкой. Однако, Педро Альмадовар имеет право себе это позволить. Впечатление от просмотра в кинотеатре полностью зацикливается именно на финальной сцене. Вопрос только один: «И? Покажите еще что-нибудь». Ход повествования можно сравнить разве что с пружиной, которую сжали, а когда отпустили, она осталась в том же положении. Здесь даже не тайна, скорее желание увидеть, как все в итоге случится. Напоследок следует сказать, фильм о том, что не всегда в жизни есть ответы. Порой существуют лишь неразгаданный вопрос и безостановочный ход времени. 8 из 10
Сочные яркие декорации, чарующий саундтрек, невероятно притягательная молодая Джульетта. К сожалению, это все, чем запомнился фильм. Красивый блестящий фантик скрывает пресное и безвкусное содержание. Понятно, что идея картины в том, что рассказать тяжелую жизненную историю. И я не против, я готов и сопереживать, и плакать. Только расскажите эту историю интересно и правдоподобно, пропишите логичные диалоги и внятную систему мотивации персонажей. Но увы, мы вынуждены полтора часа наблюдать за повествованием в стиле: 'Я пошла туда, не знаю куда, потому что захотелось, но потом передумала'. На Джульетту постоянно обрушиваются беды, одна серьезнее другой. Со стрессом она не справляется, и потому постепенно чахнет, киснет и погружается в уныние. А вместе с ней и скучающий зритель. Концовка сильная и неоднозначная, так что если начали, смотрите до конца. Благо, фильм благоразумно не растянут, уложен компактно и лаконично. 6 из 10 ...за красивую женщину, музыку и картинку.
Начну с того, что признаюсь: ко всем фильмам Альмодовара я отношусь с благоговением Правда, я не видела его предпоследнее, кажется, кино 'Любовники-пассажиры', потому что что-то меня смутило, и мне не захотелось разочаровываться. А очарование-то было с самого первого фильма, который мне довелось увидеть ооочень-очень давно, думаю, более 20 лет назад, с 'Женщин на грани нервного срыва'. Есть фильмы Альмодовара, которые я очень люблю, есть те, к которым отношусь довольно спокойно, но они в любом случае доставляют мне эстетическое удовольствие едва ли не каждым своим кадром, да, я восприимчива к игре цвета, к композиции кадра, и считаю Альмодовара лучшим режиссером для эстетов. Мне не очень понятны рецензии разочарованных зрителей. Люди сетуют на отсутствие ярких бурлескных поворотов сюжета, цыганочки с выходом ( ну замените последнее словосочетание на 'фламенко'). Нет, ничего такого головокружительного здесь не встретить, но при этом, при простоте сюжета и композиции ( она проста, несмотря на то, что повествование ведется в 2 временных планах) вы четко понимаете, что это фильм Альмодовара, даже если б вы не знали, пропустили б титры, вы не ошиблись бы с именем режиссера. Весь визуальный ряд, знакомые, хоть и постаревшие лица некоторых актеров пришли из его странного мира в мир довольно обыденный, но они его остраннили ( я помню, что производные этого слова встречались в качестве терминов у филологов-формалистов). То есть за обыденным все ж стоит что-то необычайное, и Альмодовар лишь слегка намекает на это, что выглядит, на мой взгляд, невероятно. Это определенно новый этап развития художника, не падение, не деградация. 'Джульетта' - это очень зрелый фильм абсолютно взрослого, совсем не старого человека, у которого нет необходимости и потребности заигрывать с публикой, но остался интерес к непростому миру женщин, и остались прежние основные средства выражения. Некоторые кадры, сцены я, скорее всего буду пересматривать, хотя крайне редко это делаю. Просто они прекрасны: олень, бегущий за окном поезда, красная машина, движущаяся среди зеленых деревьев... Невероятные картинки, невероятные... Мне интересно, что будет дальше, жду следующего фильма, совсем не старого, а уже взрослого ( с опозданием, наверно, повзрослевшего) Альмодовара. 10 из 10
Фильм посмотреть точно стоит, особенно женщинам. Хотя особых эмоций и переживаний, лично у меня он не вызвал. Главное ощущение после просмотра 'Джульетты' - неоправданные ожидания. Отсюда и разочарование. Сюжет скучноват, с первых кадров завязывается некая интрига и ты все ждешь в чем же она, где ее раскручивание и, наконец, кульминация. Но кульминации нет. А ты все ждешь и ждешь...А на экране просто показана история жизни красивой женщины, ее встречи, чувства, лишения, переживания. Показаны правда достойно и интересно, жаль не более. Если смотреть глубже, главное разочарование, это сценарий. Альмодовар чудесный режиссер и сценарист, глубокий, нетипичный. Его работы, нравятся они или не очень, трогают всегда. Его сценарии не банальны, эмоциональны, порой едкие, неординарные. От него всегда ждешь какой-то интриги, изюминки, искры, чего-то, что несомненно тебя удивит. Но тут, к огромному сожалению, этого нет... Теперь о достоинствах 'Джульетты'. Первое - это хронометраж. Фильм идет всего полтора часа и это прекрасно, смотрится легко, все емко и точно поместилось в это время. Конечно, краски, особенно в самом начале. Его внимание к интерьеру, декорациям, ярким цветам. В этом режиссер верен себе. Смотрится великолепно. Ну и главное достоинство картины - женщины! Само собой, Альмодовар умеет снимать женщин, как никто другой. И он в очередной раз это доказал. Обе актрисы (молодая и не очень Джульетты) красивы, органичны, запоминаются, на них хочется смотреть...Отсюда и приятное послевкусие. К ним бы еще тонко закрученного, незаурядного сюжета, но его нет...Жаль. 6 из 10
Фильмы Альмодовара давно стали отдельной категорией и требуют отдельной оценки с учётом его предпочтений и интересов. Можно собирать кубик Рубика из многоуровневой палитры, приводить его в состояние монолитности, а потом снова разбирать, срывая наклейки с его пластмассовой поверхности. Можно возводить экспрессию в чувство удовлетворённости, неспешным крестным ходом среди общества атеистов. Можно брать женщину, срывать с неё одежду, затем кожу, распахивать душу на проветривание и не спеша бродить по её винтовым лестницам. Трагедии и эмоции женщин, которых рисует этот испанец, просты, но в тот же момент вульгарны, понятны, но в то же время экспрессивны и гиперболизированы. История Джульетты, простой женщины, потерявшей свою дочь на десятилетия, полна душевных переживаний, которые волей-неволей приходится растягивать на весь хронометраж. Ибо история создана не для того, чтобы захватывать, а для того, чтобы опоясывать. На мимоходную зарисовку, однажды так мило возникшую на очередном этаже винтовой лестницы, так тихо зашедшую, не стучась, и вселившую уверенность в свою судьбоносность, нашпигованы встречи и образы, у которых не проглядывается именного значения и раскрытие которых так и скрывается под тенью медленно ползущих титров. У ленты нет структуры, отсутствует мотивация, поступки скрываются под слезами и воспоминаниями словно старые замасленные листки дневника, которые ты мысленно переворачиваешь, идя пешком с работы домой. Всё раскрашено прежней акварелью, каждый сюжетный элемент имеет соответствующий ему цвет, и его начинка погибает под его изображением, понимая, что ничего не может противопоставить авторскому приоритету. В этом и прелесть Альмодовара - он даже из самой незамудреной картины яркими красками рисует полотно. Пусть и пресное, пусть и совершенно безразличное к истории, происходящей с человеком. Здесь требуется иное лекарство. Альмодовар оперерирует женскими образами как колодой карт, ловко и изысканно, в то же время все мужчины в этой истории резко появляются и также резко исчезают, оставляя лишь напоминания о своём присутствии, некогда так важном, но уже абсолютно бесполезном. С них нечего взять, режиссёр не видит в них наслаждения и отрекается от них, буквально тут же заменяя на новых, столь же заменимых. Сама же главная героиня мертва в своём ярком антураже. Действуя словно неспешно вращающееся на шарнире тело покойника в гробу со цветомузыкой, она умудряется совершать резкие поступки, которые тут же приводят её в уныние, равно как и зрителя. И в очередной раз встаёшь перед окошком справочной, где накрашенная ярко-розовой помадой дамочка, кушающая мороженое, ждёт твоего вопроса. 'А может быть это не видно лишь мне, может быть Альмодовар настолько тонок, что высиживает у каждой подобной Джульетты в душе, пока та проветривается?' Ответа нет, она мило улыбается и переходит к шоколадке, закрывает дверь и уходит, оставляя на свежей земле маленькие точки зрения своих каблуков. Джульетта ждёт, мы не видим вопросов, не дожидаемся ответов, и всё, согласно летописи развязок, решается. 'Как точно подобран цвет' - говорим мы, но уже не можем вспомнить лица героини. Спасибо, что хоть прогулка по лестнице не прошла бесследно.
Мадрид. Красивая и ухоженная женщина. Рядом любящий мужчина, который предлагает уехать с ним в Португалию. Казалось-бы идеальная картина мира.… На улице Джульетта (Адриана Угарте, Эмма Суарес) встречает подругу дочери и данное обстоятельство начинает разворачивать клубок событий. Выясняется, что дочь Антия более десяти лет назад уехала, не оставив ни обратного адреса, ни записки. Джульетта отказывается от переезда, возвращается в старую квартиру, открывает чистый блокнот и начинает писать письма своей дочери...На глазах зрителя собирается фотография семьи, разорванная на кусочки. Какие обстоятельства привели к побегу Антии, как Джульетта жила все эти 12 лет. Почему Антия сбежала и начала все заново? По причине религиозных взглядов или потому, что наступил момент, когда она просто перестала справляться. И в этот момент человеку необходимо что-то радикальнее рефлексии и диалогов, человеку надо полностью поменять свою жизнь. Место пребывания, окружающих людей, профессию и т.д. Полностью ликвидировать все напоминания, все ориентиры. Надо поменять все. В эти моменты плевать на все и всех, иногда это единственный понятный способ выживания. И может быть обида на мать - это единственный ресурс, который помог справиться с болью и пережить потерю любимого отца… Нет ничего интереснее, чем человеческая жизнь. И ничего такого, жизненно, но Альмодовар настолько наполнено и красочно передает эмоции и чувства, которые мы пробегаем мимо, что начинаешь фокусироваться на новом, на самом простом и самом важном… 10 из 10
Посредственный фильм. Собственно мне попадались исключительно скептические о нем отзывы и тот случай, когда солидарен. Кино скучное, вымученное. Рассказ второстепенной Элис Монро ( даром, что нобелевская лауреатка) что тематически, что стилистически ближе к скандинавским морокам Бергмана. Альмодовар во всех случаях снимал кино плотское, телесное, временами китчевое. В 'Джульетте' от стиля Альмодовара остались лишь ряд цветовых решений в одежде и декорациях. Всегда был избыточным. а вот поди ж ты. Замороженная Джульетта и рядом не стоит по содержательности с Марисой Паредес в 'Цветке моей тайны'. Трагедии ее поданы очень сдержано, причины взбрыкивания дочери ( с расспрашиванием третьих лиц и проч.) тоже не шибко уж очевидны. Думается, этот фильм режиссер снял именно для контраста, в качестве принципиально иной палитры нежели использованной в самолетном капустнике. По качеству ( при всей разнонаправленности) мне оба фильма показались посредственными. При таком материале и актерам особо негде развернуться. Посмотрим, что дальше. 5 из 10
Педро Альмодовор, запомнился мне своими простыми, но жизненными фильмами. Данный фильм не стал исключением, уверена, многие не разочаруются увиденным. Джульетта-как и многие героини о которых так любит снимать Педро Альмадовар, является волевой, но в то же время романтичной женщиной, которая хотела умиротворенной и счастливой жизни, тем более, когда рядом есть любимый человек. Джульетте сопереживаешь, сочувствуя жизненным обстоятельствам с которыми ей приходится сталкиваться, ведь взаимоотношения людей, особенно близких, сложны и многогранны. В фильме прошлое и настоящее соединяются, и тем самым оправдывая, а может дают возможность для каждого зрителя составлять свое мнение о поступках героев фильма. Однозначно не проходной и 'легкий' фильм для любителей абстрагироваться от реальности. Послевкусие обеспечено, что ни хорошо ни плохо, а просто свойственно для этого режиссера.
Давно нас не радовал этот замечательный детектив женских душ!Что врезается в первую очередь включая фильм, конечно краски!Это конечно та самая Испания, насыщенная, на контрасте, думаю кто прежде смотрел фильмы этого режиссера, тот поймет. Если кто то в первый раз с ним столкнулся, то конечно не исключено, типа 'не мое'.Смотрела все фильмы с его руки, и 'Джульетта' просто чудо. С первых минут я поняла, это оно, то самое чего не хватает в наше время, среди всего американского производства. Фильм полностью дает погрузиться в историю одноименной героини, не буду писать о сюжете, в описании фильма есть конкретная краткая сводка, просто хочется написать, что те кто еще думает смотреть или нет?Смотреть, без сомнений, фильм передает все так как и хотел режиссер, начиная с сюжета, безусловно актеров, они тут все как на подбор, и заканчивая прекрасной музыкой! Особенно хочется написать, что переплетение в сюжете молодости и зрелости главной героини, это очень интересно!В очередной раз, мы осознаем о сложностях женской судьбы... Советую к просмотру, от начала и до конца, и надеюсь, что каждый оценит этот фильм по достоинству. 9,5 из 10
Как я прочитала в нескольких отзывах крупных печатных изданий: Альмодовар когда-то снял ленту 'Все о моей матери', а теперь снял картину 'Все о моей дочери'. И они правы. Это бесконечно чувственная параллель. Немного о 'Моей дочери': Джульетта - мать. Антия - дочь. Жизнь Джульетты налаживается после продолжительной депрессии и одиночества. Она готова сбежать из ненавистного Мадрида куда угодно. Куда угодно - Лиссабон, где живёт её друг. Все идёт как надо: она собирает чемоданы, радостно встречает каждый вечер своего мужчину... Пока в один прекрасный момент не сталкивается на улице с подругой детства своей дочери. Подруга невзначай упоминает, что встретила Антию в одном из курортных городков Италии. Казалось бы, обычная ветреная связка старых знакомых, которых вопрос 'Что нового?' заведет в тупик. Но после этой встречи Джульетта меняет своё решение о переезде, съезжает с новой квартиры и заселяется в комнату, в которой жила раньше с дочерью. Именно с этого момента и выскакивает проблема картины - отношения матери и дочери (которых как таковых нет). Режиссёр погружает зрителя в воспоминания... О молодости Джульетты, о её знакомстве со своим будущим мужем и отцом Антии - Хуаном, о семейной жизни, о детстве дочери, о нелепой смерти мужа. Большая часть картины состоит именно из воспоминаний, туго связанных с потерей, а также с каждым годом все больше и больше увеличивающимся чувством вины. Последнее воспоминание: В 18летнем возрасте Антия уезжает на несколько месяцев в некое религиозное прибежище (синоним - секта), из которого не возвращается. Наставница сообщает Джульетте, что дочь уехала и просила не раскрывать своего настоящего местонахождения. Эмоции матери, я думаю, поймут все, даже если вы не матери. Сначала она ищет дочь, затем смиренно ждёт возвращения домой. Празднует каждый день рождения своего ребенка тортом со свечами (и каждый год выбрасывает нетронутый торт в мусорный бак), получает от Антии открытки без единого слова. Джульетта не понимает, в чем она виновата, что могло произойти с Антией, что мать могла упустить в казалось бы счастливой жизни своего ребёнка. После смерти отца практически Антия заботилась о матери, а не наоборот. За период самого своего дерзкого и самозабвенного ожидания Джульетта узнает много тайн и причин, по которым Антия прервала с ней связь (спасибо за подсказки любовнице мужа и подруге детства дочери). Ожидание превращается в маниакальную зависимость. Понять и принять, отпустить и вернуть. Только мы сами, и никто другой, делает выбор. За продолжением истории бегите скорее в кинотеатр: ) но даже после просмотра фильма завершение истории вы сможете додумать только в своём воображении. И этим прекрасен Альмодовар. Картина со вкусом коричного отчаяния и мятной надежды. Одна из самых сильных эмоциональных линий - отношения Джульетты с её матерью, детская преданность Джульетты, поиск своей настоящей матери в теряющейся в болезни женщине. Ода Альмодовару: Я познакомилась с миром Альмодовара в 2006г., когда случайно увидела алую обложку диска с изображением решительно-прекрасной Пенелопы Крус. Это была обложка ленты 'Возвращение'. Конечно же, я проглотила все 116 минут фильма в одно мгновение. После него 'Свяжи меня', 'Все о моей матери', 'Поговори с ней', 'Дурное воспитание', 'Разомкнутые объятия', 'Кожа, в которой я живу', 'Я очень возбуждён' и 'Дикие истории' пронеслись будто не 10ью годами, а одним сеансом. Альмодовара можно или любить, или ненавидеть. Равнодушным его творчество сможет оставить если только рыбу (мертвую). Я верю каждому слову и каждой эмоции каждого персонажа каждой его картины. Альмодовар - это Гарсиа Маркес кинематографа. Не бывает эмоций и оттенков 'между'. Если печаль, то непременно ярко-алого цвета со вкусом соленого моря, если радость - брызгающе-бордового, со звуком спелого лопающегося граната. К слову, не могла сначала определить грань между текстом Альмодовара и текстом по одному из рассказов из сборника 'Беглянка' Манро. Книгу была прочитала мною несколько лет назад (как же, автор - нобелевский лауреат!), но не произвела должного впечатления. Однако в тандеме с режиссером часть линии сюжета 'повернула именно туда'. Гусеница недосказанности Манро превратилась в бабочку недосказанности Альмодовара. В череде фильмов в стиле 'Отряда самоубийц' и прочих необоснованно рекордных попрыгунчиков, 'Джульетта' - фламенко матери со своим единственным потерянным ребёнком. Берегите своих близких 10 из 10
Нам всегда говорили, что надо уважать других, окружающих нас людей, но мало кто объяснял нам, что уважение, в первую очередь, начинается с себя. Прежде чем искать что-либо в другом человеке, необходимо сначала разобраться в себе, и тогда все встанет на свои места, и мысли больше не будут тревожить нас. Джульетта, на первый взгляд, одна из многих среднестатистических женщин, живущих в разных странах и любых уголках мира. Она посвящает время себе, любимому человеку, встречается со знакомыми и кажется, что радуется жизни. Однако очень скоро режиссер раскрывает нам немного больше личности Джульетты, зритель начинает углубляться все больше в такой неизведанный внутренний мир главной героини, и очень быстро нашему взору предстанет жизненная картина под названием «Джульетта». Этот фильм больше похож на повествование истории и самопознания, позволяющее посмотреть на себя со стороны. Чтобы понять другого, одновременно столь далекого, но очень близкого ей человека, Джульетте потребовалось вспомнить свою историю, понять себя и прислушаться к ощущениям и чувствам, которые она испытывала в своей жизни. История начинается с нее самой, и это будет очень длинный путь к конечной цели, через боль и страдания, через радость и веселье, через угасание и пробуждение. Многие привыкли воспринимать фильмы лишь глазами, глядя на картинку, которую нам преподносит режиссер, но Педро Альмодовар показал не только потрясающе красивые кадры, приятные глазу, но еще и чувства, способные перенести в мир из реальности в экранный. Время просмотра данной картины пролетает абсолютно незаметно, полностью погружая в ее атмосферу. Несмотря на весь свой драматизм, кино оставляет очень теплые и приятные ощущения легкости, свежести и надежды. - Я просто хочу быть с ней, но она не приглашала меня. - Спустя 13 лет она не решилась, но оставила обратный адрес… 8 из 10
Есть фильмы красивые, яркие, с особой атмосферой, где каждая сцена – это своего рода картина, которой хочется любоваться. Таковым для меня стал фильм «Джульетта». Помимо того, что здесь поднимаются остро социальные темы, такие как отношения между матерью-дочерью и людской эгоизм, фильм привлекает еще своей эстетичностью. Будь то простая сцена, где главная героиня выходит на балкон просто подумать о жизни или сидит за рукописями о своей молодости, эти сцены очень красивы. Режиссер мастерски играет цветом. Яркие цвета в одежде героини проводят параллели с яркой прожитой жизнью, и даже цвет вина в бокале у разных персонажей влечет за собой разный смысл в один и тот же период времени: красный – стасть, белый – умиротворение. Не вдаваясь в подробности, кажется что и конец фильма неспроста «окрашен» в зеленый цвет, ведь если верить психологам, зеленый – цвет душевного покоя и гармонии. «Джульетта» - это фильм для мыслителя. По мере развития сюжета, в голову невольно приходят все новые и новые идеи, которые режиссер так умело завуалировал в кадре. Это безусловно фильм с послевкусием, фильм-энциклопедия жизни, понять значение которой можно лишь прочитав до конца. В центре событий, женщина Джульетта, жизнь которой пошла не по тому сценарию, которому она изначально планировала. На одном из этапов своей жизни, Джульетта теряет дочь, которая просто сбегает от нее. Что вынудило девочку совершить такой шаг и каковы последствия, рассказывает нам фильм. Ну а по окончанию просмотра, зритель понимает, ведь такая ситуация, без прикрас могла существовать в реальности и возможно, это просто чье-то исповедание. В итоге, «Джульетта» - прекрасная работа талантливейшего режиссера Педро Альмодовара. Кто смотрел хоть один его фильм, не станет даже сомневаться в этом утверждении. Фильм способен задеть за живое, вдохновить на новые поступки (пусть даже и такие, как бросить скучную работу и немедленно улететь в Мадрид), скрасть вечер, а возможно, в чем-то и посмотреть на себя со стороны. 8 из 10
Педро Альмодовар – тот художник, который часто в своих фильмах говорит о внутреннем устройстве человека, о его подлинных желаниях и тайнах. И все это - крутится вокруг прекрасного, а точнее прекрасной половины человечества - вокруг женщин, что являются главной тайной произведений автора. Острота высказываний и некоторая провокационность - также его конек, но в последние годы, метр стал смягчать свой язык, радуя зрителя более ровными повествовательными произведениями, такими вот - своеобразными кино-романами. Новый же фильм не является масштабным произведением, хоть поначалу и претендует на эпическую драму хитросплетений судеб. Как великие писатели - между своими эпохальными романами пишут небольшие рассказы, так и большие кино-художники временами делают краткие зарисовки-высказывания. В данном случае, Художник и представил зрителю такой вот - небольшой по масштабу, кино-рассказ. Но не только в этом картина является неким «отступлением» для Альмодовара. В данной ленте, автор несколько отступает и от привычной для него образно-тематической формы. 'Джульетта' - довольно мелодраматичное кино, и чуть ли не впервые для Альмодовара без каких-либо провокаций, но все же и без излишне романтизированных настроений. Цельность линий идейного почерка Альмодовара конечно сохранена, тем более что в центре самого фильма - снова женщина, которая опять пытается разобраться в уже совершенном, а именно - в своем прошлом, что укажет ответы в поиске ее нового смысла жизни. Она потеряла ребенка - в буквальном смысле, свою уже давно повзрослевшую дочь. Как и почему случилась такая разлука-потеря зритель узнает в течении всей ленты. Знакомому с Альмодоваром зрителю - будут узнаваемы многие его мотивы, но некоторое в картине для данного автора, все же в новинку. Как уже сказано, картина имеет довольно ровный, мягкий и несколько мелодичный тон, без какого либо протеста и острых настроений. Акценты здесь - смещены в сторону психологичности, нежели в сторону остроты и 'пикантности' высказываемой проблематики. К тому же в данной ленте, автор использовал новые краски и художественные формы, которые создают иной характер в образном восприятии. К примеру, это легкие настроения 'от Хичкока' - ожидание чего-то грядущего, опасного и настораживающего, которые довольно органично вплетены в образную форму ленты, придавая легкий тон 'триллера' некоторым сценам, но конечно без каких-то явных акцентов в эту сторону. Вкупе с уютной атмосферой здешних квартир, домиков с видом на море, интерьеров поездов, испанских пейзажей - картина рисует свою теплую энергетику чем-то схожую с классикой повествовательного мирового кино. Хоть и несколько приправленную временами документально-стеклянной, излишне прозрачной чистотой кадра. Также, очень характерно подчеркивает тон ленты и великолепное музыкальное оформление. В картине, и как всегда у Альмодовара, присутствует замечательная работа с цветовыми решениями. Ну и конечно никуда не делись фирменные 'красные детали' в кадре - футболки, машины, ручки, элементы интерьеров, что здесь еще больше подчеркивает атмосферу некой 'грядущей опасности'. Есть в картине и метафоричные образные находки и изысканная тонкость в режиссуре некоторых сцен. К примеру - начальные кадры ленты завораживают и заставляют восхититься подлинным мастерством художника. Актерские работы - очень хороши и привлекательны эстетичностью образов. Но все же есть легкая искусственность в персонажах, какая-то излишняя прозрачность. Как уже отмечено - фильм вышел несколько простым и камерным. Здесь не очень много объемных планов и обстоятельств, события идут друг за другом без особых логических пауз, как будто герои действуют, словно по заранее запланированной схеме - все четко, быстро и немного не естественно. Да и в целом логика некоторых сцен - вызывает вопросы, но без серьезных претензий. За историей наблюдать все же интересно, несмотря на то, что здесь больше интриги, нежели глубины и закрученности собственно - самой истории. В этом смысле - сценарий картины довольно прост и имеет определенные недостатки, включая некоторые логические пробелы, легкую скомканность повествования, и странноватые действия героев. В целом - картина имеет сходство с его же фильмом 'Разомкнутые объятия', только конечно, с гораздо меньшим масштабом. И вроде бы, такой вот небольшой масштаб и обтекаемость характера ленты - призваны сконцентрировать наше внимание на внутренних проблемах героев, и даже на некоторой философской мысли художника, о причинах и следствиях в ракурсе судьбоносных решений нашей жизни. И о том, какова грань осознания своей вины и ее же искупления. Картина заставляет немного поразмыслить над этим. И режиссер - как будто нам и себе задает некоторые важные вопросы. Но не так остро и ясно как хотелось. Автор, словно приоткрывает нам дверь сокровенной ему тайны, но потом решает закрыть ее, так многое и не показав. Спрятав ключ где-то в глубине свой души. Словно это что-то очень личное, и он не хочет раскрывать нам все. В этом смысле, картина как бы, несколько 'не дожимает' свою идею - будучи то ли не до конца таинственной и недостаточно философствующей, или же слишком быстро и скомкано рассказывает свою историю с совсем уж открытым финалом. Альмодовар, как и главная героиня фильма - пишет здесь свою личную, небольшую историю. В маленькой уютной комнате под светом тусклой лампы, от руки выписывая строки без лишней остроты, он просто вспоминает что-то из своей жизни, завещая миру еще одну картину - которая всегда будет хранить подлинную память его чувств и прожитых лет. Не открывая для нас тайн всех строк, он оставляет междустрочие для наших личных историй. Чтобы сквозь годы в момент искупления временем, кто-то встретил свои новые рассветы у подножия гор, к которым однажды хотел вернуться. Наконец простив тех, кто часто блуждает в потемках своей судьбы, испив сполна придуманную чашу вины о своем прошлом.
Выдвижение 'Джульетты' Педро Альмодовара на Золотую пальмовую ветвь в Каннах вряд ли можно рассматривать как дань уважения почивающему на лаврах мэтру. Альмодовар - режиссер действующий, ищущий и не утративший своего особого обаяния и в 'Джульетте'. Фильм смело можно отнести к тем образцам авторского кино, где каждый кадр выстроен именно в той неповторимой колористической манере, где точно ясно, кто это все снимал. Альмодовар остался в 'Джульетте' именно тем режиссером Педро Альмодоваром, фильмы которого полюбили миллионы. А сама 'Джульетта' выстроена как очищенная от ожидаемых южных страстей детективная мелодрама, где жертва и следователь-рассказчик умещаются в одном теле главной героини. Думаю, что Педро Альмодовар - это несколько общих расхожих стереотипов, которые сразу ставят великого испанца на определенную полку. Певец женских судеб, филигранный эксцентрик, устроитель лабиринтов человеческих страстей. В 'Джульетте' совсем нет эксцентрики, но два других фирменных компонента в наличии. Идеей рецепта на этот раз стали несколько рассказов Элис Манро, Альмодовар перенес место действия из Канады в Испанию, но совсем не добавил фирменного темперамента в действие картины. В этом есть определенный плюс - история 'Джульетты' выглядит скорее экранизацией никогда не ставившейся немного старомодной театральной пьесы, чем фильмом по оригинальному сценарию. История самой Джульетты (прекрасные во всех отношениях - набирающая обороты Адриана Угарте и Эмма Суарес) в фильме представлена как история женщины, становящейся роковой для окружающих ее мужчин, даже не желая того. Картина Альмодовара о том, что одна ночь в поезде может принести и любовь, и чувство вины, причем годы потребуются для того, что разобраться во всем окончательно. Героиня в исполнении Угарте-Суарес тяготеет к сознательному одиночеству. Обсуждение Одиссея и его отношений с нимфой Калипсо на школьном уроке в 'Джульетте' становится камертоном ко всему фильму. Любит ли кого-то Джульетта по-настоящему, способна ли она на это по зову сердца, а не в повиновении общественным инстинктам? Эти вопросы режиссер последовательно освещает и дает на них ответы. Вообще 'Джульетту' можно представить как один из гимнов толерантности. Погуливает на стороне муж - так не с кем-то, со своей давней знакомой, талантливым скульптором непропорциональных гениталий Авой (Инма Куэста), с которой Джульетта мило встречается и беседует о высоком. Отец Джульетты при живой, но тяжело больной жене, заводит роман с молоденькой помощницей - тоже надо понять, не старый ведь мужчина и способен еще тряхнуть свой стариной. На похоронах Авы Джульетта знакомится с Лоренцо (Дарио Грандинетти) - надо принимать как должное, какой высоколобый, сговорчивый и талантливый достался мужчинка по наследству от покойной. К чему это я? По Альмодовару в 'Джульетте' - не все то белое, что таковым кажется, как и не все то черное... Жизнь держится на полутонах, опыте и прощении, а не на мантрах популярных психологов. Отдельно остановлюсь на мужчинах в 'Джульетте'. Альмодовар сознательно выхолащивает мужские образы. Ну какой из отгламуренного Даниэля Грао деревенский рыбак, так, невоздержанный похотливый самчишко, а Лоренцо как собирательный образ деликатного писателя-интраверта, готового к пониманию, поклонению и любым капризам, отец Джульетты вообще гимн физиологии, прост как правда, берет, что поближе. Не мужчины, а вешалки для декораций. Для Джульетты все они - свои несколько звездочек с низким альбедо на ее жизненном пути. В 'Джульетте' Альмодовар через запутанный сюжет приводит к одной простой мысли. Нельзя жить все время только для себя. Нужно слушать, разговаривать и быть услышанным. Детьми, любимым мужчиной, случайными попутчиками. Это очень просто. Но это может спасти и от смерти, и от секты, и от того, кого уже не любишь много лет. Беда Джульеттты в том, что она опаздывает, получает все поздно. Кроме своего одиночества, ей не на кого больше рассчитывать. Прокрутить жизнь, повернуть воспоминания и погнаться за призраком собственной дочери. Мы не безнадежны, у нас есть шансы и время иногда не лечит. 8 из 10
Мне посчастливилось посмотреть этот фильм в последний день моего пребывания Мадриде, и грустный осадок после просмотра смешался с печалью отъезда. Но это почему-то только усилило впечатления от этой тонкой и пронзительной ленты, которая просто обязана войти в золотой фонд кинематографа. Но обо всем по порядку. За последние шесть лет главный режиссера современной Испании снял три в корне различных по стилистике фильма. После хичкоковского прочтения мифа о Пигмалионе в «Коже, в которой я живу» и местами скабрезных, ядовито сатирических, но в то же время добрых и трогательных «Влюбленных пассажиров» он снял, быть может, самый одинокий в своей карьере фильм — «Хульету», адаптацию трех новелл Элис Манро из сборника «Беглянка» (Нобелевская премия по литературе-2013). Перенести трилогию рассказов «канадского Чехова» на испанскую почву, да и еще работать со столь нетипичной для себя стилистикой — задача смелая, и режиссер справился с ней отлично. Стоит отметить, что в «Хульете» акценты расставлены иначе, чем в литературном первоисточнике, назвать экранизацией фильм трудно: у испанского мэтра в итоге получилось вполне самостоятельное произведение. Но вместе с тем правы те критики, которые называли эту ленту пиком деконструкции режиссером своей стилистики и самым «неальмодоварским» его фильмом, а также самым трагичным и сдержанным в карьере. Здесь Альмодовар почти отказался от всего, что так любил в своих прежних лентах и вышел на совершенно новую для себя стилистику — интеллектуальной психологической драмы, в которой разбор внутреннего мира героев соседствует с разработанной системой лейтмотивов и философского подтекста, а визуальная картинка, как никогда прежде эстетизирована (игре с цветовой гаммой здесь уделяется не меньше внимания, чем, скажем, в полотне какого-нибудь художника-классика). Впрочем, как и прежде, в двадцатом своем полнометражном фильме режиссер смешивает различные кинематографические жанры. Но на этот раз психологическая драма, мелодрама триллер и идут рука об руку... с античной трагедией, где бал правит Рок. Эту античную трагедию, оказывается, можно прочесть в судьбе современной обитательницы Мадрида – одной из тысяч. На протяжении всей жизни с ней рука об руку идет чувство вины, разрушая отношения с близкими, все и всех отбирая. Психологическая составляющая фильма, вроде, проста, повторяет известные, но нужные истины – что отсутствие эмоционального контакта, эмпатии, неумение выразить свои чувства, поговорить о том, что мучает, нежелание или опять же неумение чувствовать боль другого ведут к непоправимому. Впрочем, это лишь первый уровень сюжета. В дальнейшем фильма обрастает иными, более сложными и глубокими отголосками. Важную роль в этом играет композиция. Два раза судьбы героев отразятся друг в друга, словно в зеркале, а различные персонажи покажутся едва ли не двойниками друг друга. Проследите за параллелями отношений Хульеты и Хуана, ее отца и сиделки матери, а также за судьбами мужа Хульеты и ее внука, носящих одно и то же имя. Эта роковая зацикленность жизни, которая повторяет прежние сюжеты снова и снова становится как бы фоном картины. В фильме много античных цитат. И когда героиня, преподаватель литературы, рассказывает ученикам об Одиссее и понимании моря как дороги, как жажды новой жизни, она рассказывает и о себе – девчонки, которая вырвется из мира книг в мир столь желанный и недоступный до этого для нее. Затем протосюжет Одиссея-Калипсо ляжет тенью на ее отношения с Хуаном. Морю вообще отводится огромное место в системе образов картины. Оно превращается не то в некий символ, не то в самостоятельный персонаж, оказывается персонификацией древней слепой силы, существующей бок о бок с человеком и говорящей об иррациональности стихий мира. Очень важным для понимания подтекстов этой истории оказывается тот миф, который рассказывает героиня своей подруге. О том, что у богов для людей не осталось даров, которыми они наделили прочих существ – и люди вышли самыми сиротливыми их творениями, беззащитными и одинокими среди бурь и штормов слепых морей. Так и с героями. Их судьбы – иллюстрация этой обнаженности человека посреди дикой природы. Вот такой вот экзистенциальной бездны достигает вдруг история женщины, дочь которой вычеркнула ее из жизни. Никогда раньше Альмодовар таких вершин не достигал. И в этом, конечно, его гигантская победа. Смотреть «Хульету» рекомендуется всем любителям хорошего интеллектуального кинематографа. Это фильм, который нужно и прочувствовать, и продумать. И еще – прикоснуться к красоте. Которая проступает и в бегущем среди заснеженных полей олене, и в пейзажах Испании, и в сумраке мадридских улочек, и в очертаниях обнаженных тел героев, и подобной картине реальности, распятой между красным и синим тонами.
«Джульетта» - новый фильм Педро Альмадовара, сделанный по канонам собственного, созданного им стиля горячей, эмоциональной мелодрамы со многими, осознанными сентиментальными штампами, из которых большинство работает превосходно и почти незаметно. Такие картины как «Все о моей матери», «Живая плоть», «Поговори с ней» сделаны в похожем духе, но эффекта самоцитатности при просмотре «Джульетты» почти не возникает. Постановщик создает эффект конверта, запечатывая одно повествование в оболочку другого, постепенно распутывая напряженный узел нарратива почти в форме триллера. Как всегда, в лучших лентах Альмадовара страсть и смерть переплетены почти до неразличимости, создавая легко ощутимые пассионарные и танатографические рифмы (столько трагических смертей редко, когда встретишь в его картинах), режиссер увлекает зрителя своим мастерством рассказчика, предлагая ему историю о родственности непонимания и чувства вины. Что же отличает Альмадовара от ремесленников, создающих мелодраматические сериалы? Прежде всего это легко узнаваемый зрителем архетипический подтекст истории, в данном случае – это миф о странствиях Одиссея, в качестве которого поочередно выступают сама Джульетта и ее дочь Антия (намек на древнегреческого героя Антея, подпитывавшего свои силы от земли). Учительница литературы, Джульетта сама волею рока становится героем почти романного повествования с большим количеством смертей, случайных встреч, об этой истории трудно писать, чтобы не заспойлерить интригу, но можно сказать одно, многие персонажи и события симметричны друг другу: Антия и Беатриса, смерть двух Хуанов, болезни матери Джульетты и жены Хуана, встречи Хуана и Джульетты на трагическом фоне, образы Авы и подруги отца Джульетты, демонический традиционалистский образ Мариам. Все это удивительным образом зарифмовано и барочно отражается одно в другом, благодаря чему Альмадовар вновь показывает себя художником эпохи постмодернистского необарокко. Как всегда, постановщик демонстрирует свои сильные дизайнерские способности, выкрашивая стены в красный свет (на фоне такой ссорятся Джульетта и Лоренцо), сообщая Антии о гибели отца на фоне черного живописного полотна, сажая всю в синем молодую Джульетту в красное кресло, Альмадовар хочет тем показать, что цвета жизни и чувств – яркие и страстные, не знающие полутонов, тем не менее он почти не использует элементы китчевой эстетики в нарративе фильма, в отличие от своих провокационных, вульгарных комедий, которых он наснимал достаточно, начиная с «Лабиринта страстей» и заканчивая таким беспомощным опусом как «Я очень возбужден». Альмадовар – постмодернист, работающий с китчем и кэмпом, но жанровое пространство его картин достаточно бедно и помещается где-то между мелодрамой и комедией, тем не менее элементы триллера, детектива, раскрашивают его в целом виртуозные, но содержательно бедные фильмы, вторичные по отношению к трагической эстетике Бергмана и Кассаветеса, которых он так любит и постоянно цитирует, в жизнерадостные и витальные цвета. Альмадовар – жизнелюб и оптимист, даже очень драматические перипетии его картин не несут экзистенциальной глубины первоисточника (соотнесите «Осеннюю сонату» и «Высокие каблуки»). Высокое искусство может быть только трагическим, оно показывает жизненные конфликты во всей их противоречивости, образы делает многогранными и многоцветными, оно в отличие от китчелюбивого постмодернизма знает и ценит полутона. По этой причине даже увлекательные, виртуозно выстроенные «трагические» мелодрамы Альмадовара кажутся стилевыми экспериментами по сюжетосложению, формально безупречными, но пустыми работами. В сравнении с тем же Бергманом. «Джульетта» - безусловно, одна из лучших картин Альмадовара, лишенная примет дурновкусия и мерзопакостности его комедий, но она проигрывает не только более мастерским в техническом отношении «Живой плоти» и «Поговори с ней» (в «Джульетте», в отличие от них, все-таки порой замедляется темп рассказа, хотя в сравнении с иными опусами современных режиссеров-неудачников, это почти образец увлекательного нарратива), но тем более высокой бергмановской кинематографической трагедии. Если говорить о сверхзадаче, то Альмадовар, как и Фрирз в «Филомене» пытается разоблачить консервативную мораль с традиционным распределением гендерных ролей, чувством вины за соделанные грехи и сильным прессингом личности, но в отличие от своего британского коллеги делает это по касательной, без антиклерикального и антисословного пафоса, потому можно сказать, что главным героем и самим смыслом «Джульетты» становится само рассказывание историй, литературность интриги. Кроме того, используя на одну и ту же роль двух разных актрис, Альмадовар делает оммаж «Этому смутному объекту желания» Бунюэля, добавляя ленте сюрреалистического флера. Альмадовар – конечно, не ученик великого испанца, мастера как комедий, так и высоких трагедий (вспомним «Виридиану»), слишком много стилевых несовпадений, но очень талантливый, хоть и предсказуемый (Бунюэль же был непредсказуем), как в содержательном, так и в формальном плане режиссер.
У знаменитого режиссера Педро Альмодовара – 20 фильмов, и все они давно стали классикой. 20 фильмов – и все отличные! При этом они настолько разные, насколько могут быть разными картины одного художника. Ведь мы не спутаем Айвазовского ни с кем другим? Так и Альмодовар – один, и он неповторим. Если вы видели хотя бы три из 20 фильмов испанского гуру, то, бросив один взгляд на любой эпизод из его фильмов – вы безошибочно узнаете его манеру. А здесь, как у всех больших художников, коктельчик еще тот! Юбилейная картина Альмодовара 'Джульетта' – это отличный итог этого 30-летнего творческого пути великого режиссера, и в то же время – ярко мелькнувший огонек маяка чего-то нового, что Альмодовар еще не пробовал. Судите сами – завязка сюжета в том, что у матери бесследно исчезает дочь, и вот она, отчаявшись ее найти, вдруг встречает 'человека из прошлого', который побуждает ее окунуться в свое, где разобраться интересно становится уже самому зрителю. При этом холодок по спине, как в лучших триллерах, не исчезает ни на минуту. Перед нами не просто альмадоровская драма, а первый триллер, снятый Альмодоваром. Как у всякого большого мастера, у испанского дона есть талант открывать прекрасных актрис. Когда-то он подарил нам Пенелопу Круз – не просто как красавицу для журнальных обложек и звездных браков, а именно как актрису. В 'Джульетте' мы видим еще одно открытие Альмодовара - Адриану Угарте. Ею будут очарованы буквально все – от критиков до бильдредакторов глянцев, режиссер дал ей не только показать свою красоту, но и подышать настоящим актерством. Сцены и диалоги с ней – те жемчужины, которые делают 'Джульетту' высококлассным кино. А этот фильм в свою очередь Альмодовара открывает с совершенно новой стороны.