Кабеса де Вака: отзывы и рeцензии

Качнувшийся
Качнувшийся18 мая 2018 в 03:20
Восемь лет на перерождение

Жажда обогащения — суть завоевательных походов к чужим берегам. Конкистадоры — грабители испанской короны ХVI века. Дикари по сути, но люди по облику. Три художественных полотна мирового кинематографа объединены одной темой: «Агирре, гнев божий»(1972г.), «Миссия»(1986г.) и «Кабеса де Вака»(1991г.). Тема испанских открытий в Новом свете. Работы других режиссеров мне встречать не приходилось. Эти же фильмы подобны трём братьям рождённым единой матерью-темой, несут сквозь века отдалённые отголоски встреч и битв представителей двух континентов. «Три брата», но как же велико их отличие друг от друга. Германский — «старший», британский — «средний», мексиканский — «младший». С ними стоит познакомиться хотя бы из за их общности и их индивидуальностей. «Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри меня» — Иммануил Кант. Подобно немецкому философу, две вещи пытаются раскрыть и донести до зрителей создатели — движение плоти к обладанию и приумножению, разумность и общность как ипостась божественного. Тернист и труден путь постижения человеком самого себя. Обретение высшего через страдания и лишения. Кто то находит и постигает. Другим не дано и они, в угоду своим земным страстям, заслужили лишь улыбку Богов (приговорены как Сизиф поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывается вниз. Нет кары ужасней, чем бесполезный и без надежный труд). Пожалуй «Кабеса де Ваха» более близок «Миссии» нежели «Агирре, гнев божий». Христианская тема звучит как основная струна постоянно отсылая нас к страницам Библии. «Просите и дано будет Вам», «ничто не меняется в человеческом мире», «немощный сосуд он, хотя и плод рук божьих». Есть и точечные сравнения с воскресением Лазаря, лечение наложением рук… Весьма любопытна шаманская практика с игуаной, а также проведение манипуляций с созданным образом (привет «Ведьмам Иствика»). А в заключении хочется сказать «Благими намерениями выложена дорога в ад» и все потуги человеческие, даже самые благие, ведут как не странно, к кабале и рабству. В этом и финал «Кабеса де Ваха». Со слезами прозрения. Необычная в своём визуальном исполнении картина. Весьма своеобразная. Без глянца. 7 из 10

Zangezi
Zangezi8 апреля 2011 в 02:09
Конкистадоры бывали разные

Северная Америка: Флорида, Рио-Гранде, Кордильеры… По землям семинолов, апачей, тимуква тащится изможденный, обмотанный в лохмотья человек с высоким шестом. Это Альвар Нуньес Кабеса де Вака, испанский конкистадор, казначей погибшей экспедиции. Ему предстоит узнать и испытать многое… Вернувшийся в конце концов в Испанию Кабеса де Вака издал книгу о своих злоключениях под названием «Кораблекрушения». Она стала довольно известной. Отчасти ее использовали авторы фильма. Но на свой лад они драматизировали сознание испанца 16 века, встретившегося в Новом Свете с иной реальностью. Путь Кабесы они изобразили больше духовный, чем пространственный. На этом пути ему встречаются колдуны, шаманы, погребальные процессии. Мы без труда узнаем влияние широко известного латиноамериканского «магического реализма». Фильм скуп на слова (большинство фраз на индейских языках), но богат на символы. Особенно впечатляет финальный, вынесенный на постер: множество покоренных индейцев несут по пустыне огромный крест… Нет, Альвару Нуньесу Кабесе де Вака не удастся защитить коренных жителей Америки, но по крайней мере он их попытался понять…