Каждый человек стремится к личной свободе, но в любой момент может наступить момент, когда возникает непреодолимое желание остепениться, завести семью и жить тихой размеренной жизнью. Многие согласятся, что это мудрая, но весьма специфичная тема для художественного фильма. Однако нидерландский мультипликатор Майкл Дадок де Уит, используя свою бурную фантазию, сумел снять на эту тему аллегорический мультфильм «Красная черепаха». Синопсис После кораблекрушения выживший мужчина оказывается на одиноко стоящем посреди океана тропическом необитаемом острове. Не теряя надежды вернуться домой, он строит плот, но все его попытки покинуть остров пресекает таинственная красная черепаха. Однажды черепаха выбирается на берег. В порыве гнева мужчина пытается убить животное, не предполагая, как сильно этот поступок изменит его жизнь. Режиссура Майкл Дадок де Уит известен миру больше по своим короткометражным мультипликационным картинам, которые также обладает художественной эстетикой и аллегорическим переложением жизни на иные формы высказывания. Собственно содержание «Красной черепахи» стало своеобразным представлением взрослой жизни в образе человека на необитаемом острове. Главный герой упорно пытается выбраться с острова, обратно к музыке, танцам, развлечениям, но у него на пути постоянно возникает эта самая красная черепаха, олицетворяющая собой настоящую любовь и ту жизнь, которой ему необходимо зажить. Осознав это, герой заживает спокойной жизнью вместе с любимой женщиной и ребенком. Течение жизни, представленное в фильме, смотрится знакомо и в то же время заполнено глубоким философским смыслом. Сценарий Сюжет у фильма предельно простой. Во сильного время шторма мужчина оказывается в открытом океане и чудом оказывается на берегу необитаемого острова. Понимая, что за ним никто не придет, он сооружает плот. Но всякий раз, когда он пытается покинуть остров, ему дорогу преграждает таинственная морская красная черепаха. Переполненный гневом, мужчина пытается убить черепаху, но происходит чудо – на острове оказывается женщина. Между героями пробегает искра, и они становятся мужем и женой, у них рождается сын, и, поддерживая друг друга, они стараются выжить на этом острове. На первый взгляд, просто сюжет таит в себе глубоко скрытый смысл о ценности семьи и имения второй половины. Итог Конечно, «Красная черепаха» - очень необычный мультфильм, который, тем не менее, подойдет для просмотра как детьми, так и взрослыми, потому что кроме красочного визуального ряда фильм еще обладает глубоким смыслом и, конечно, привлекает самой концепцией передачи этого самого смысла. Поэтому смело рекомендую к просмотру. 8 из 10
Не имеет значения, как это случилось, кто ещё был на борту и куда корабль держал курс. Самое главное, что вот он, наш герой, находится посреди бушующего океана. И кажется, ещё немного - и он навсегда погибнет под многотонными волнами. Но судьба оказалась к нему благосклонна, оставив в живых, вынеся на необитаемый остров, окруженный бесконечными водами, венчающими горизонт. С этого события и начинается 'Красная черепаха' - кино, которое сначала прикидывается робинзонадой, типичной историей о выживании человека в диких условиях (со всеми необходимыми элементами, вроде поиска других людей, самого высокого места, еды и т.п.), но неожиданно трансформируется метафоричную притчу чуть ли не обо всём. О жизни и смерти, о времени и смирении, о поиске пути и беззащитности человека перед своей судьбой и, если хотите, предназначением (но здесь отсутствуют какие-либо религиозные мотивы). Фильм де Уита максимально реалистичен по начинке, пусть и говорит со зрителем без слов, через визуальные, порой сюрреалистические образы и музыку. Но на понятном, не перегруженном лишней заумью языке. В этом и заключается сила 'Красной черепахи' - в её лаконичности. Когда житейское, простое, понятное даже ребенку смешивается в коктейль совсем несложный для восприятия, но очень глубокий и многогранный на вкус. Что позволяет обойти другую недавнюю картину на схожие темы смерти, времени и судьбы - 'Прибытие' Вильнёва, не всегда нуждавшееся в диалогах, пафосе и разжевывании. Язык образов тоньше, не привязан к национальности и даёт зрителю простор для воображения. Более того, при всем багаже заложенных тем, 'Черепаха' очень цельное и гармоничное произведение, что является следствием лаконичности, прекрасно смотрящееся в семейном кругу как сказка. Полтора часа, проведенные на необитаемом острове вместе с нашим бородатым героем, красной черепахой и забавными крабиками, бегающими по побережью - зрелище поистине незабываемое, без всяких 'но' имеющее право называться шедевром. Пусть даже кому-то сей фильм покажется затянутым, на деле же тут нет ни одной лишней минуты. Штучный продукт, заслуженно удостоившийся длительных пятнадцатиминутных аплодисментов на премьере в Каннах.
В океане происходит кораблекрушение. Некий мужчина оказывается выброшен в открытый океан. Борясь со стихией, ему приходится много пробыть в воде, пока его не приносит к берегам затерянного в океане острова, на котором обитают только птицы, выходят погреться тюлени и откладывают яйца океанские черепахи. Нетронутая человеком природа, такая спасительная на первый взгляд, скоро надоедает человеку и он строит плот, чтобы вернуться к цивилизации, к людям. Однако все его попытки уплыть останавливает большая красная черепаха, ломая в щепки его плоты. Но все-таки мужчина обретает свое счастье на острове... Картина Майкла Дадока де Вита завораживает с первых кадров и не отпускает до последней картинки. Создатель покорившей всех когда-то короткометражки 'Отец и дочь' целых пять лет трудился над своей полнометражной картиной. Его кропотливость заметна, уделено внимание каждой детали. У мультфильма очень глубокий смысл, что-то вечное, что понятно всем, но в то же время трудно описать словами. Здесь и единение человека с природой, здесь и семейные ценности, здесь и противопоставление заточения и свободы... А красная черепаха - это символ всех этих вечных истин. Я думаю, что по жанру картину можно сравнить с работами Хайяо Миядзаки, с той лишь разницей, что Дадок де Вит вообще не пользуется речью для передачи эмоций зрителю. Но все понятно без слов, а многие не могут сдержать слез. Есть здесь и 'Мы в ответе за тех, кого приручили' - лозунг 'Маленького принца' - вечной истории француза Антуана де Сент-Экзюпери. Мультфильм уже стоит смотреть хотя бы ради потрясающей и необычной графики, как бы нарисованной акварельными красками и ради музыки, которая звучит на протяжении всего фильма, которая помогает нам понять эмоции и чувства героя, которая может выразить абсолютно любые эмоции... Конечно нельзя в полной мере сказать, что фильм полностью реалистичен, но в нем заложены важные ценности жизни любого человека. Студия Ghibli как всегда радует нас чем-то не совсем реальным, но в то же время таким настоящим... Огромное спасибо всем создателям за этот шедевр киноискусства. Совсем недолгий по времени, анимационный фильм 'Красная черепаха' заставляет каждого задуматься о себе, о близких, об одиночестве и природе. Думаю, что вполне можно взять с собой в кино и детей, конечно, у них возникнет много вопросов, но на то вы и родители, чтобы суметь правильно на них ответить. А вообще это мультфильм для всех возрастов и на все времена! P.S. Не думаю, что кино возьмет в этом году статуэтку 'Оскар', но если меня спросят, какой мультфильм посмотреть, я, не задумываясь, посоветую 'Красную черепаху'. 8 из 10
Потрясающий мультфильм. Такой чистый, душевный и трогательный. Признаться честно, я давно не получал такого удовольствия от просмотра, и забыл уже о действительно хороших мультфильмах последних лет. Режиссер родом из Голландии Майкл Дадок де Уит славится своим короткометражным, очень сильным мультфильмом под названием «Отец и дочь». Эту его мультипликационную работу я люблю, и она хорошо осела в памяти. В 2016 году совсем недавно Дадок де Уит выпускает удивительный мультфильм, который собрал возле себя много внимания. Вроде бы он на первый взгляд обычный, но это только так кажется. Мульт получился настоящим откровением и чем-то теплым и загадочным. Его пленяющая история смотрится с чувством и полностью завладевает твои вниманием. После увиденного еще долго думаешь об этом мультфильме, вспоминаешь его детали. Мы видим историю человека, который попал на необитаемый остров. Это место стало его заточением. Герой строит платы и пытается сбежать от сюда, но большая, загадочная, красная черепаха все время ему мешает. Мужчина делает все, чтобы покинуть остров, но вскоре что-то меняется… Этот мультфильм сравним с хорошей книгой. После него чувствуешь некую гармонию всего увиденного. Мульт получился каким-то идеальным. Он гипнотизирует и смотрится в некой абстракции. Мне он настолько понравился, что я даже сравниваю его с мультипликационными шедеврами Хаяо Миядзаки. Почему-то они вспоминались, когда смотришь эту загадочную историю. С первых секунд, когда видишь заставку студии Гибли, приходит такая ностальгия, что этот новый мульт становится сразу любопытным и планка повышается, от него ждешь нечто новое и интригующее, и это получаешь. Что было здорово. Сама история была интересная. Показана она в необычной обработке. Структура мультфильма исключительная, и в целом сам мульт получился таким теплым, таким глубоким. «Красная черепаха» - восхитительный и душевный мультфильм в стиле фэнтези 2016 года от режиссера Майкла Дадока де Уита. Картина ярко отличается из всех мультипликационных работ того года, и я ее выделяю из всего просмотренного за то время. Мультфильм особенный, и он заслуживает самого пристального внимания. Спасибо… 9 из 10
Первая полнометражная работа нидерландского художника-мультипликатора Михаэля Дюдока де Вита удостоилась не только продолжительных оваций зрителей и специального приза жюри на Каннском фестивале, но и была номинирована на Оскар. По словам самого автора картины, в 2006 году он получил письмо от японской студии анимации Ghibli с предложением о коллаборации. Стоит заметить, что для известной студии это первый опыт международного продюсирования. Вит выбрал историю о мужчине, выброшенном на необитаемый остров. На создание мира «Красной черепахи» ушло девять лет: вначале режиссер даже отправился в добровольную изоляцию на Сейшельские острова, где он делал тысячи фотографий, чтобы лучше понять чувства человека в подобном месте. Безусловный талант и кропотливый труд голландца принесли свои результаты: автору удалось убедительно изобразить поведение героя перед лицом хаотичной природы. Как и в своих короткометражных работах, Вит не использует речь, чтобы передать происходящее на экране, да, здесь она и ненужна — молчание позволяет зрителю полностью погрузиться в ощущения мужчины, который изолирован не только от внешнего мира, но и от себя прежнего. Условно картину можно поделить на две части: в первой — герой отчаянно борется со стихией, пытаясь покинуть остров, а во второй — его восприятие природы кардинально меняется и классическая робинзонада приобретает черты поэтической притчи. Отдельно стоит упомянуть образ Красной Черепахи (черепаха на Востоке ассоциируется с началом творения, бессмертием и мудростью), благодаря которому режиссер совершенно по-новому интерпретирует динамичный «западный» сюжет Дефо — здесь вы не увидите оптимистичного исследователя новой земли, находчивого строителя, земледельца или скотовода. Герой Вита погружен в себя и кажется, что он, в конце концов, познает счастье простой жизни в гармонии с окружающей средой. Прелесть мультфильма в том, что каждый может увидеть в нем что-то свое, но равнодушным никто точно не останется: ни взрослые, ни дети. 10 из 10
Так уж вышло, что наравне с “Патерсоном” на этой неделе в очень ограниченный прокат выходит другая картина, идея которой тоже заключается в том, чтобы жить в гармонии с окружающим миром. Речь идет об анимационном фильме “Красная черепаха”. Он тоже был показан на прошлогоднем кинофестивале в Каннах, в программе “Особый Взгляд”, и получил специальный приз. Это полнометражный дебют шестидесятитрехлетнего нидерландца Михаэля Дюдока де Вита, до этого рисовавшего исключительно короткометражки, одна из которых – “Отец и дочь” - в 2001 году получила “Оскар”. Если вы её смотрели, и вам она понравилась, “Черепаха” тоже не оставит вас равнодушным. Этот фильм – не много не мало достижение в жанре мультипликации, хотя в нём нет обилия ярких красок, говорящих животных и смешных ситуаций, в рамках которых был бы зашит политический или социальный подтекст. Он отличается и от других работ, созданных на студии Ghibli великого Хаяо Миядзаки, хотя понять, почему “Красная Черепаха” стала её детищем, не трудно. Эта история о мужчине, потерпевшем кораблекрушение и выброшенном на необитаемый остров, и дальше вроде как должна быть очередная реинкарнация знаменитого романа Даниэля Дефо, но этого не будет. Все попытки новоявленного Робинзона покинуть остров будут остановлены большой красной черепахой. И дальше сюжет будет построен таким образом, что описывать его будет преступлением по отношению к зрителю. Любое кино – это эмоция. В случае с “Черепахой” эмоция сильная и грустная. Трудно сказать, придётся ли фильм по душе детям. Лишённый каких-либо звуков, кроме междометий и музыкальной дорожки с парой красивых композиций в составе, мультфильм рассказывает сложную историю о смирении и любви, о рождении и смерти. Рассказывает взрослым языком, не сюсюкая, но так, что понятно будет всем без исключения. Думается, за эту универсальность ленте всё-таки удастся побывать на больших экранах нашей страны, правда сильно ограниченным количеством сеансов. Больших денег и полные залы она точно не соберет, но для тех, кто решит провести чуть менее чем полтора часа за просмотром этого шедевра, это будет, наверное, главный душевный катарсис года. 9 из 10
Для чего и о чем снят фильм, растянутый на почти на полтора часа? Какая смысловая нагрузка в Красной черепахе? Силы стихии, которые человек не в силах побороть? И тогда он, забросив все попытки как-то наладить свою жизнь (ну хоть хижину построить), он предается грёзам. У меня такой вариант происходящего возник. Можно было бы посочувствовать бедолаге, если бы фильм шел минут 10. Робинзон Д. Дефо не сдавался никогда, он успешно приспосабливал остров под себя и наконец вырвался из плена одиночества в свой привычный мир. Этот пример воли человека, его стремление побороть все неблагоприятные обстоятельства восхищает, он звучит как призыв никогда не сдаваться и потому будет всегда интересен. А тут... сплошная безнадега и фантазии бедняги. А если это сказка, то сказка допускает больше действия и смысла. Вариант сказки как-то, на мой взгляд, не подходит, ибо кроме превращения черепахи в девушку больше ничего сказочного не происходит. А могло бы! И тогда появился бы какой-то смысл, какая-то мораль: сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Но не случилось ни намека, ни урока. Не использовали сказочных возможностей. Красиво, сентиментально, пусто. Очень длинно. Смотрела после трети фильма на перемотке. Конечно, на фоне трафаретных мультов этот выделяется как графикой, так и темой, лиричностью повествования. Но этого явно недостаточно для высоких оценок, которыми щедро наградили этот фильм изголодавшиеся по хорошему кино зрители.
Как палец является продолжением руки, так и человек является продолжением мира. Он палец, решивший, что его рука недостаточно хороша для него… Анхель де Куатьэ. Не смогу объяснить, почему начал с этой цитаты. Наверное, потому, что хочется показать какую-то особенную в хорошем смысле слова бессвязность, которая связывает так много, что уже не различаются конкретные нити. Вот этой красной нитью бессвязности и связан в единое целое сей странный фильм. Человек. Необитаемый остров. Крабы. Маленькие черепашки ползут к воде. Природа, которая не жестока, но опасна. Мир. И снова человек, которого все это не устраивает. Я посмотрел эту историю вместе с мамой. Ей все очень понравилось – и очаровательно, и светло, и волшебно, – она увидела все правильно. У меня же возникли совсем иные, неправильные, впечатления. Тот, кто пережил сходное, поймет, а кто нет… ну и славно. Так вот…. История черепахи лично мне напоминает действительно безмерно красивый, трескающийся от любви, но в сути своей очень тревожный легенду-сон. Этот сон захватывает подобно гигантской волне, делает человека абсолютно беспомощным перед Природой и лишь по какой-то чудесной случайности его не убивает. Хрупкое, но нерушимое Чудо и ослепительно сдержанная сказка – то, что хотят видеть и видят здесь. Не хотят и не видят же незаслуженность этого Чуда. Эмоции и чувства переполняют, и кажутся, что с ними-то и жить было бы невозможно, если бы только это все был не сон, не сон… Правда в этой истории кончилась на сцене воспоминания о доверчивой красной черепахе и бамбуковой палке – если бы на этом кончился и фильм, он стал бы убийственным шедевром. Все, что дальше – лишь гениальное послевкусие вожделенного бегства от этой правды и по-человечески, слишком по-человечески! – малодушная надежда на добрую кудесницу – Вселенную, которая каким-то образом сотрет, съест, спрячет все то зло, которое мы подарили ей в своем «праведном» гневе на мир. «Красная черепаха» - это поразительная музыка, природа, в которой утопаешь, невидимая нежность, непролитые слезы, и настоящие чувства… … с их ненастоящими последствиями. 8 из 10
В современном обществе есть достаточно большое количество вещей, чтобы не заскучать. К примеру, мы можем читать книги, и это один из видов интересного времяпрепровождения. Мы можем слушать музыку-и это уже немного иной вид развлечений, который довольно очень сильно отличается от чтения. А еще мы можем смотреть фильмы. И это уже совсем иная вещь, которая отличается от чтения, либо прослушивания. Конечно, здесь вы можете заметить, что и в музыке бывают, к примеру, те же клипы, которые именно, что просматриваются. Да и книги в нашем столь развитом обществе можно не только читать, но и слушать в аудио формате, но изначально каждый из этих видов искусства воздействовал на человека более узко в своем спектре, а все эти примочки появились только со временем в виде поиска чего-то нового. И вообще, про взаимопроникновение и взаимосвязь всего и вся я говорить сильно не буду, поскольку уж сильно это огромная тема и совсем не главная в данном тексте… Я к чему все это написал? Все очень просто. Фильм «Красная черепаха» нужно именно смотреть. Не слушать его музыкальное сопровождение и что скажут главные герои (они здесь вообще не говорят), не пытаться разложить этот фильм на стандартные составляющие: сюжет, качество постановки, рисовки и другую шелуху, а именно смотреть – это значит отбросить такой подход, как: Хочу, чтобы на экране все взрывалось, либо чтобы мне все разжевывали и поясняли с помощью речи. Данная мультипликация совсем не про это. Как я писал выше персонажи здесь вообще не разговаривают. Вы со спокойным сердцем можете выключить звук и получите почти такое же удовольствие от просмотра, как если бы звук был. Главная идея в другом – а именно в ассоциативном ряде, который будет выстраиваться у вас при просмотре. Многие сцены здесь – это тонкие аллюзии, либо намеки на общие и частные человеческие проблемы, во многих сценах, так или иначе, можно найти схожесть со случаями из своей жизни. И горе тем, кто начал смотреть данную мультипликацию не зная, за что он садиться. Ведь такой неподготовленный просмотр после себя может оставить только крайнее раздражение и неудовлетворенность. Здесь как раз и кроется главная проблема данной картины. Что для одних есть плюс, для других становится минусом. В общих словах сюжет заключается в том, что человек после кораблекрушения попал на остров, но уплыть оттуда ему не дают некоторые обстоятельства. Каждый раз его плоты разрушаются. И уже здесь у многих может возникнуть сотня вопросов. Кто такой главный герой? Зачем он плыл на лодке, почему ему мешают уплыть с острова? Почему никто не пытается никак обустроиться на острове, да и вообще, что за рисовка здесь уж слишком простецкая используется? Так вот если уже на начале просмотра возникли такие вопросы, то бросайте мультфильм. Скорее всего это не ваше. В мире ведь еще тысячи хорошей мультипликации от того же Pixar’а, где все четко разделено и объяснено, а к рассматриваемому творчеству приобщиться всегда успеете. Например, лет этак через 5-10, когда пересмотрите всю мультики у того же Disney'я и устанете от простых истин, которые прямо в лоб пытаются донести многие картины. Я вообще думаю, что данная анимация и понравится либо самым маленьким, либо тем, кому уже далеко за двадцать, поскольку и рассчитана либо на самого непривередливого, либо на ищущего зрителя. Именно, тот кто смотрит вдумчиво, найдет в картине десятки различных поводов посмотреть на героев под разными углами, именно он увидит особенные, понятные только самому смотрящему детали, которые и тронут больше остальных. Либо же это будет просто ребенок, которому без разницы что смотреть, главное, чтобы это был мультфильм. Лично от меня высшая оценка. 10 из 10
Знаете, что такое 'Красная черепаха'? Это год ожидания, высокие рейтинги, куча восторженных отзывов в этих ваших интернетах: 'Ах, это так прекрасно...', 'Глубокий философский смысл', 'Для тех, кто любит подумать...' Это 80 минут сидения уткнувшись в монитор с периодическим слезоотделением, а потом бац! И все. И ты сидишь и думаешь 'И чё? Всё, что ли?' Во-первых, если кто-то сомневается, этот мультфильм не о выживании. Эти робинзоны недоделанные несколько десятков лет так и проспали на песке, не удосужившись себе даже подстилку из травы сделать. Как ели в начале сырую рыбу и мидий, так и ели их до конца. Во-вторых, господа-писатели 'ахкакпрекрасно', это не красивая рисовка, посмотрите хотя-бы один мультфильм студии Гибли и вы поймете, о чем я. В кадре час двадцать песок, море, бамбук и люди с лицами 'точка, точка, запятая'. Никакой красочности и даже элементарного отдыха глазам в этом нету. В-третьих, хваленая бессловесность мультфильма. Я все прекрасно понимаю, хотели показать эмоции, а не слова. Объясните мне, какой смысл показывать эмоции в мультфильме, в котором можно нарисовать все что угодно? Хорошей идеей этот ход стал бы для фильма, в котором бы в таком случае стала ценной игра актеров, а не для мультика. В-третьих, 'глубокий смысл'. Даже после долгих размышлений я не смогла его тут найти. В серьезных фильмах фон Триера я вижу смысл, а в полудетском мультфильме нет, что такое? Полезла в интернет в поисках решения. Гора горущая охов и ахов, и ни одного объяснения, ни одной разгадки. Выводы делайте сами. Плюсы в Черепахе есть и их ровно два. Первый - музыка, второй - абсолютно 'гибливская' компания крабиков на берегу, вот и все. Итог - если хотите эмоций, посмотрите 'Унесенные ветром'. К просмотру рекомендую мамашам и их детям, ну и если кому-то захочется сопли попускать. Мужики, не тратьте время.
В конце я подумала: а была ли девушка, а было ли это все? Изможденный и изолированный от мира, он жаждал вернуться назад, к жизни, насыщенной привычными ему впечатлениями, которых он не находил на этом маленьком острове, стараясь слинять от туда как можно скорее. Страх пустоты заставлял его строить плот снова и снова. И каждый раз красная черепаха настойчиво возвращала его на остров. Потому что жизнь уготовила ему встречу с самим собой, с тем прекрасным, что он не мог разглядеть среди нескончаемых впечатлений привычного мира. Если рассматривать персонажей как частички психики главного героя, то ключевой алхимический элемент в этой истории, это встреча с красной черепахой. Черепаха - это символ мудрости и спокойного постижения мира, неспешности и созерцательности. Встреча с таким существом означала для него перестать бежать от ужасающей его пустоты и познакомиться со своей внутренней красотой. Это архетипическая метафора самопознания, и тот страх, с которым сталкивается каждый, кто решит погрузиться на дно бессознательного и будет строить плот за плотом, чтобы выбраться обратно. И те препятствия, ломающие плот, показывающие, что нет пути назад. И тот гнев, стоящий на защите нашего прежнего мира, в состоянии которого мы готовы уничтожить то, что на самом деле дарует нам величайшую ценность Бытия. Но он смог прислушаться. Ощутить раскаяние и подлинное сострадание и попробовать вернуть к жизни бездыханное тело красной черепахи. И эта инициация была пройдена правильно, прочный панцирь дал трещину и он получил дар: встречу со своей Душой, со своей женской составляющей, воплощенной в прекрасной рыжеволосой девушке. Увидев это чудо, он продолжает заботиться о ней, и тогда живительная влага падает с небес как провидение, чтобы вдохнуть в нее жизнь. Дальше нам показано как тонко развивалось их знакомство, их медовый месяц, и как чудесны и вкусны оказались плоды внутренней работы. Их дитя также прошло определенный путь и получило ряд своих посвящений в тайны собственной природы, и эта природа однажды позвала юношу в открытый океан, в большое свободное плавание. Жизнь течет, и настает момент, когда смерть забирает героя, а красная черепаха медленно уползает в бескрайний океан. Ее роль выполнена, титры. Ее форма человека ей больше не нужна. ЕЕ бессмертный мудрый дух подарил нашему Робинзону путешествие, длиною в жизнь, полное красоты. P.s. Моя первая версия во время титров, что это был мираж, иллюзия Робинзона длиною в жизнь. Он ведь видел оркестр на берегу, который вскоре исчез. Но девушка была вполне осязаема, как и все, что было после. Ужасно думать, что все случившиеся это лишь фантазия одинокого человека на краю мира. В этом явно большее: творческий тандем Робинзона и Мироздания с целью трансформации и преобразования его существа. Для меня это притча о самопознании и раскрытии непроявленных сторон психики, а также о тех силах мира, которые помогают нам на этом пути. Что сказать, мощно у чувака випасана прошла...
Перед переходом к сути, считаю необходимым обозначить жанр этого мультфильма – это не что-то для 12+, а крайне неспешная, можно сказать, медитативная философская притча длительностью не всего, а аж целых 1.13 (без титров)! Детям не рекомендовал бы это дело в принципе, т. к., не имея развитого абстрактного мышления, а также определенного багажа знаний и опыта, тут в принципе ловить нечего. Однако и взрослым хорошо бы подходить к просмотру четко понимая, что можно ожидать от притчи, оперирующей только образами. Разумеется, к концу тут можно сформулировать смысл увиденного в формате «ну это же про жизненный цикл, ценность семьи и все дела», однако в такой поверхностной интерпретации мультфильм легко можно ужать до короткометражки без потери смысла. Истинный гений этой истории раскрывается исключительно в режиме активного просмотра, который подразумевает не только сведение и интерпретацию симметричных фрагментов истории, но и попытку интерпретации всех без исключения образов, а тут их, если вникать, не так уж и много. Начинается история с того, что во время шторма героя выбрасывает на необитаемый остров, где он по началу разводит типичную для таких историй деятельность, которая в какой-то момент упирается в то, что описано в аннотации, но с парой принципиальных нюансов. Тут «Что-то (а не черепаха) мешает юноше (а не мужчине) покинуть остров». Эта, на первый взгляд, «несущественная» разница может сильно сбить с толку, т. к. до определенного момента может показаться, что тут что-то происходит буквально, однако – это от и до одна большая метафора, в которой принципиально важно определить инициирующее событие. Может показаться, что таким событием является метаморфоза черепахи, однако это история мужчины, и все события до метаморфозы в ней также важны. Если поставить мужчину в центр, то может показаться, что инициирующее событие – это прибытие на остров, однако в такой интерпретации есть две проблемы: 1) цикл по определению замкнутый, а «случайное» попадание на остров как-то не похоже на циклическое событие. 2) если начало истории не часть цикла, то и метаморфозу черепахи, причем в обоих случаях, сложно объяснить, и тогда получается, что то, что интуитивно кажется историей про цикл, является линейной историей с началом и концом, но тогда в чем её смысл?! Если же допустить, что начальный шторм — это часть цикла, то что он может значить? Т. к. подобные абстракции в принципе не подразумевают единственной трактовки, то исключительно для лаконичности объяснения позволю себе предположить, что открывающий шторм — это катастрофа в жизни подростка, которого по какой-то причине вырвали из зоны его комфорта и перевезли на новое место, где он вообще не представляет, как жить дальше. Если принять именно открывающий шторм за истинное инициирующее событие, то всё, включая метаморфозы черепахи, встает на свои места. Как писал выше, по началу юноша пытается вернуться назад, но что-то в океане его останавливает. Если предположить, что океан буквален, то невозможно понять, что рушит плот, однако, если принять океан за метафору бескрайнего мира, где для юноши в нем существует две зоны комфорта: старый мир, из которого его вырвали, и новый, который он отказывается принимать, то получается, что его попытка прокрутить фарш обратно по определению обречена и никакой конкретной причины для неудачи не требуется. Далее в сюжете появляется черепаха, которую, учитывая её метаморфозу, интуитивно хочется отождествить с той, в кого она преобразится, однако, если читать происходящее как метафору, то она является частью цикла юноши как собирательный образ, который до и после преображения олицетворяет разные ипостаси легко догадаться кого. Это достаточно тонкий момент, но обратите внимание: впервые черепаха появляется в череде неудач, и зритель, как и герой, отождествляет её с ними, но прямой зависимости не просто не показывают, а, скорее, наоборот, на контрасте этого эпизода с другими видно, что черепаха — это новый элемент уравнения, и то, что герой экстраполирует на неё свои неудачи, является типичным поведением подростка в фазе сепарационного кризиса, ведь если не родители мешают быть счастливым, то кто?! Если продолжать читать историю в таком ключе, то метаморфоза черепахи является не переходом одного в другое, а заменой подобного на подобное. То, как это происходит — отдельная тема, но суть перехода в том, что это не черепаха претерпевает метаморфозу, а повзрослевший юноша меняет мать на жену. Возможно, концепция кажется мудреной, но именно так не просто замыкается глобальный цикл, но и замыкается, скажем так, «женская» его часть. Далее что-то особо комментировать нет смысла, т. к. если разобраться с базовыми образами, то всё пойдет значительно проще, и тут надо отдать должное профессионализму создателей, в кадре они оставили только сюжетно значимые элементы, а ключевые точки цикла подсветили зеркальностью образов. Например, невозможно не заметить зеркальность бочки и бутылки как, по сути, единственных символов цивилизации, но в случае бочки образ привязан к тоске по прошлому, а в случае бутылки – интереса к неизведанному. С ними же связанны пиктограммы на песке, где отец рассказывает о своем прошлом, а мать – о становлении семьи и того, что у ребенка свой дом. Черепашки из начала и взрослые особи позже олицетворяют эволюцию принятия нового дома. Если в начале черепашки были просто фоном, ничем не отличающихся от остальной фауны острова, то позже они стали частью жизни героев. Из симметрии этих и многих других образов и состоит эта потрясающая притча, смысл которой крайне утрированно можно свести к «хочешь быть счастливым — будь им». Понятно, что герой никак не мог повлиять на инициирующее событие, и его цикл, вероятно, оказался далеко не самым приятным в череде подобных, но он нашел в себе силы принять реальность и не просто продолжить цикл, но и вернуть свой на путь гармонии и подарить следующему витку значительно более комфортный старт, а родители насколько смогут, будут его поддерживать, и именно об этом, как мне показалось, финальная метаморфоза черепахи. Резюмируя, скажу так: это очень добрая и жизнеутверждающая притча о непреходящих ценностях, которую стоит увидеть каждому, но в своё время (о чём писал в начале). Ещё это отличная возможность разобраться в том, как работает метафора. Описанное выше — это только моё видение, которое может кардинально отличаться от вашего, однако благодаря относительной камерности и весьма ограниченному набору образов, тут можно почти интуитивно разобраться в происходящем и его смысле, что в свою очередь даст возможность осознанно вникать в значительно более сложные абстракции, а не ограничиваться стандартным «ну это же логика сна, что с неё взять». 10 из 10
Лаконичность, краткость, вся фигня. И вроде хочешь сказать что-то умное, а выходит другое. Поймать, в какой момент искусство превращается в самопародию - это тоже искусство. То ли недоделал. То ли, наоборот, перемудрил. Хотел 'дать' Егора Летова, а дал маху. Благими намерениями выстлана дорога в Чебоксары. Что пишешь? Бестселлер. Что рисуешь? Шедевр. Кем хочешь стать, когда вырастешь? Космонавтам. А как тебя зовут? Не знаю. Мужчина долго смотрит в пустоту. Пустота терпит, скрежеща зубами. Терпит. А потом ей надоедает - и пустота разворачивается, и просто уходит. Цените жизнь, она такая. Переводите старушек через дорогу. Перед уходом не забывайте оставлять котам еду. Хорошо, когда умеешь рисовать. Плохо, когда при этом не знаешь, что именно рисовать. Досадно. Виртуозы редко сочиняют что-то стоящее. Стыдно. Ловишь себя на мысли, что предпочел бы пересмотреть 'Синьор Робинзон'. А ведь тут тебе и музыку делают, и слов нет, чтоб без субтитров, и закаты красивые. Красивые закаты - это красиво. Это не всегда только красиво. Но иногда - только. В принципе, это тоже что-то и кое-что, но да и только. Хорошо смотреть настоящий закат. На балконе с бокалом красного вина. Рассуждать о том, что 'all things move towards their end', и 'смотри какое классное розовое облачко'. Просто это не то. А черепаха - она, конечно, лучший друг человека - но совы всё равно няшнее. 'Ты стоишь, и она - следующий кадр - разворачивается и просто уходит. Все.'(с) Филипп и Ваня 4 из 10
Описывать сюжет - дело неблагодарное. Мульт про красную черепаху, очень настойчивую и целеустремленную, что тут непонятного? Ситуация, произошедшая с ГГ, прямо скажем, не из приятных. Трудно представить, каково это - оказаться один один с собой, вообще без внешних контактов. Сейчас многие о таком мечтают, да? Типа оставьте меня уже все в покое, я хочу побыть один, закрывшись дома. Но реально оказавшись один, такой человечек взвоет и сразу пойдет ко дну во всех смыслах этого слова. На необитаемых островах нет интернета и доставки пиццы. Единственное развлечение - строить планы и плот. Фильм этот, вероятно, задумывался как ответ. Вечные вопросы, задаваемые себе и другим каждым из нас, как-то: каков смысл моей жизни? откуда все произошло? зачем вообще это все? что тут происходит? - в картине не просто стоят без дела, создатели ее на них еще пытаются ответить. Получилось ли у них - решать конкретному зрителю. Для меня ответы, которые я увидела тут, не новы. В далеком христианском прошлом (хотя, думается, не так часто верующие христиане могут стать 'бывшими') эти ответы мне дала Библия. По мне тут почти что Адам и Ева, слегка в других только условиях, а их Любовь и есть Бог. С другой стороны, есть мысль о том, что со временем начинаешь ценить простые и понятные вещи. Когда проходит безумие поиска себя и других, гормоны перестают бушевать, слегка включаются уже мозги, есть опыт, ты понимаешь, что быть счастливым не так уж сложно. И что счастье - это не эйфория бесконечная, а вполне земные вещи, ничего сверхъестественного. Простота в этом фильме буквально повсюду: от самой рисовки, ну очень минималистичной, до глобального смысла рассказанной истории. Вода прозрачна, не заметить что-то очень непросто. 8 из 10
Общее впечатление: Такая чувственная картина стояла перед моими глазами, наполненная глубиной и смыслом. Включая в себя многие важные вещи, завуалированные через анимационный мультфильм. Перед моими глазами франко-японский полнометражный мультфильм, который лишен основного инструмента повествования - речи. Сначала я подумала, как я смогу прочувствовать ленту без такой главной роли? Но язык тут не нужен! В к/ф достаточно опорных моментов, чтобы поразмышлять о смысле жизни, ее мимолетности, о старости, о детях, о любви к природе... многое в ней скрыто. Мало об этом говорить, здесь смотреть нужно! Но не думайте, что раз в картине не говорят, значит она лишена смысла, это не так! То что нет конкретного языка, это даже изюминка мультфильма, ведь становится понятно и без слов. На очень многое обращаешь внимание: шум воды, кашель, смех, вдохи, ветер. От всех этих звуковых эффектов исходит понятность, сразу же начинаешь переживать герою и вход пускается кинематографический язык. Работа м/ф проделана огромная, визуальный ряд поражает своей красотой - море, пейзажи, бамбуковая роща... Все такое красивое и живое… Конечно, это притча, и безусловно сильная картина, способная вызвать в вашей голове вопросы, на которые можно найти ответы. Мультфильм, конечно, не простой и маленькому человечку смотреть, возможно, будет тяжело. Но уже взрослый человек поймет о чем речь, но все зависит от вас. Какие м/ф показывать своему чаду ваш выбор. Но такие философские картины нужны! Рекомендую к просмотру, но приготовьтесь, вас либо поразит размышление, либо вся фантасмагория будет для вас непонятной. 10 из 10
Очень красивая, чувственная, эмоциональная мультипликационная картина о смысле жизни, поиске себя в этом мире, семье, любви. Простая, но такая ламповая, анимация очень приятна глазу. Особенно когда отображаются панорамные пейзажи острова, моря, линии горизонта. Сама история донельзя проста, но её подача, с некой долей фантастики преподнесена очень грамотно. Замечательное музыкальное сопровождение, которое в определённые моменты заставляет испытывать весь спектр эмоций. На протяжении всего хронометража наблюдаешь историю человека, который обрёл смысл к существованию, любовь, семью и в конечном итоге покой. Итог: просто прекрасно. Очень красивый мультфильм, не типичный для жанра и обязательный к просмотру. Сплошные эмоции.
Как и в других своих мультфильмах 'Унесенные призраками', 'Ходячий замок Хаула' и многих других студия Ghibli остается верной своему направлению - переход от реальной жизни к сказке, магии, философии. И режиссер полностью поддержал эту линию. Сам сюжет, особенно в начале, когда осуществляется этот переход абсолютно не важен. Это же подчеркивает отсутствие диалогов. Если в начале мультфильма связь с реальность довольно осязаема - жертва кораблекрушения, галлюцинации с музыкантами, красная черепаха - то ближе к концу мультфильм смотрится как некая притча, аллюзия на семейную жизнь и смену поколений. И именно это есть основная идея. После просмотра, я даже подумал, что у японцев есть притча о красной черепахе, настолько это уже походило на народную сказку. Но ничего особо знакового не нашел. Очень понравилась проработка второстепенных персонажей - маленьких крабов. Они оживляют картинку и привносят с собой юмор. 8 из 10
Знаете, я просмотрел множество различных мультипликационных фильмов, но этот - настоящее произведение искусства. Просто чистый восторг, вопль души... Здесь прекрасно всё: Рисовка просто великолепна, настолько всё красочно, что глаза иногда путаются - реальность это, или вымысел. Ты окунаешься в пространство пейзажей, из которых совершенно не хочется уходить. Сюжет - простой, но в этом и секрет. Мультфильм показывает нам нашу же жизнь, то есть ту, которой она была много лет назад, в первобытные времена. Ведь, согласитесь, иногда очень хочется вернутся к истокам, обратно, к объятиям природы. Туда, где ещё не ступала нога человека, а только дикие звери и птицы шумят где-то в ночи. Возникает чувство, что ты - часть этой системы. И это - естественно. Именно своей естественностью и покорило мое сердце сие произведение. Отдельно выражаю огромную благодарность Лорену Перезу за великолепную музыку, столь пронзительную, что ещё несколько часов она будет крутиться у меня в голове. Поэтому всем всем всем, кто ещё не ознакомился с этим шедевром, настоятельно его рекомендую к просмотру. 10 черепах из 10
Начну сразу и резко. Этот фильм, пусть и мультипликационный, но фильм, заслуживает, по моему мнению, всех возможных наград, оценок и отзывов от людей, которые, как и я, прониклись его глубоким смыслом. О нем трудно что-то конкретное сказать, нужно прочувствовать ту красоту, которую создали авторы. Здесь показаны все истинные человеческие ценности, ради них мы и должны жить. В них счастье. Я пишу это сразу после просмотра, и поверьте, трудно сконцентрироваться и хоть что-то выдавить из себя. Этот фильм сделан настолько красиво, что, почему-то, именно от этого и грустно. И этот фильм, я считаю, должен посмотреть абсолютно каждый. Этот, а не какой-либо другой. Если это случится, и все 7 миллиардов человек обратят на него внимание, то наша Земля больше никогда не увидит войны. Если каждый проникнется абсолютным смыслом, то все мы станем чуточку добрей. Тут есть все: восхитительная картинка, превосходная музыка, красота простоты. Его приятно смотреть и слушать. К слову о «слушать» … В картине нет ни единого слова, но уверяю вас, это и не обязательно, вы поймете весь заложенный в него смысл и без них. Фильм не грустный, он печальный. В нем показана дорога, дорога длиною в жизнь. Нет… В нем показана сама жизнь, от начала и до конца. Очень красиво, и поэтому грустно. 10 из 10
Женщина в картине 'Красная черепаха' - есть прямое воплощение целокупности, в отличии от мужчины, чей образ выступает более расколотым и фрагментарным. На выходе мы получаем всеми известный пример 'андрогина' из 'Пира' Платона, 'гибрида' из 'Голема' Майринка. Спустя время перед тобой неразобщенное мужское и женское, а новое и слитное начало. Цельное и герметичное. В основе проблематики мультфильма лежат разные посылы: конфликт между человеком и природой, место и роль ч-ка в мире, время и смерть. Но для меня над всем этим рядом философских вопросов преобладал, главным образом, пафос любви, потому что любовь определила место и значение безымянного героя в мире, определила его взаимоотношения с природой. Любовь аккуратно наблюдала время и смерть. В качестве идеального обрамления замкнула воедино все аспекты жизни и становления героя. Возможно, поэтому режиссёром взят аллегоричный образ черепахи из восточной мифологии, как символ созидания. Понравилась графика, например, рисовка персонажей, кто-то пожалуется: 'сильно плоско'/'крючки-закорючки' - вместо четко очерченного лица. Может быть идея была как раз в том, чтобы добиться максимального внимания к резко насыщенному языку жестов, мимики и прикосновений. Или, может, автор намеренно просто хотел физически обезличить своих героев. Вместо слов - хорошая музыка и говорящие эмоции. Все почти как у Ким Ки Дука, как в 'Пустом доме', как во 'Вздохе'. Если не смотрели 'Красную черепаху', посмотрите. Хотя бы ради десяти минут нежного и щемящего послевкусия, которое непременно останется после просмотра (но также в скором все равно сменится на прежнее, уже менее очаровательное чувство обыденности).