В 1949 году в США вышел 'Чемпион', прославивший Кирка Дугласа. Это была типичная история, про молодого человека, который сумел ухватиться за мечту и на задворках социального лифта под названием 'бокс' попал а самую вершину социальной пирамиды. Разумеется, контраст нищеты и элиты его здорово надломил. Принимая во внимание его молодость и увлечение красивыми женщинами, то все основания для серьезной драматургии появлялись. Уверен, что это кино посмотрел Марсель Карне, ведь его 'Воздух Парижа', не что иное как французское осмысление американской ленты. Мы видим точно такого же, даже внешне похожего парнишку, у которого случайно обнаруживается боксерский талант. Ведомый опытным тренером, который скорее осознает свою спортивную несостоятельность, нежели стремится вспоминать свои былые победы, парнишка становится звездой бокса. Интересно, что Карне во время боксерских поединков фиксирует внимание зрителя именно на персоне наблюдатели - Жана Габена, тренера, который просто живет поединком. Но тут происходит самое интересное, Карне вроде полностью воссоздает события 'Чемпиона'. Мы ожидаем трагической развязки, сравнивая Кирка Дугласа с Роланом Лезфаром. Но, а потом неожиданно, когда уже все становится понятным, Карне делает филигранный финт напоминая зрителю - это Париж, а в фильме играет Жан Габен. Милая улыбка, плачущая девушка, кольцо в реке и зрители в недоумении пожимают плечами, неуютно поеживаясь и улыбаясь. Два заключительных диалога Жана Габена делают весь фильм. Последний фильм Марселя Карне с Габеном, вместе они не сделали ни одной слабой или посредственной работы. 8 из 10
Несостоявшийся чемпион, а ныне - тренер по боксу (Габен) находит полуголодного работягу Андрэ и решает привести его к спортивным вершинам. Для тренера это последний шанс не бросить всё и не отправиться на заслуженный отдых. Для молодого человека - последняя возможность найти себя и избавиться от окружающей его серости. Само собой, как только Андрэ начинает подниматься по лестнице успеха, тут же появляется любовь всей его жизни в образе гламурной дамочки. И вот тут возникает выбор: или любовь, или бокс. Пьянящая молодость, Париж, в воздухе - лё романтик. Было очень приятно смотреть на игру Жана Габена и Арлетти в образе его сварливой, но любящей супруги. А вот в остальном фильм оставил меня холодным. Скажу крамолу, но в СССР подобные истории снимали лучше. 6 из 10
Простая картина на избитую тему, представленная зрителям в 1950-х запросто нокаутирует «Бешеного быка» 1980-х от Мартина Скорсезе, и не поможет тут ни правдоподобный Роберт де Ниро в роли известного боксёра Джейка ЛаМотта, ни стильные кадры Майкла Чэпмена, ни качественный монтаж Тельмы Шунмейкер. В чём фокус? Мало профессионализма, необходимо вдохновение, способное превратить иллюзорный мир синема в особую поэзию реализма. Столь мощную, что зритель устремится по ту сторону экрана в жажде быть рядом с героями, переживать вместе с ними и радости, и горести. История может быть не нова, но если её рассказывают увлечённо, с огоньком, никто не устоит от соблазна остановиться и заслушаться до финала. Не верите? Ярчайшим подтверждением тому гениальный сценарист Марсель Карне, готовивший чудо-коктейль, смешивая воздушную романтику с приземлённым скептицизмом. Актёрская игра здесь не основа успеха, но приправа к деликатесу. Карне никогда не нуждался во внешнем изыске, которым нынче усталые режиссёры беспрестанно затыкают прорехи, отвлекая зрителя от истинных недостатков фильма. Его энтузиазм, улыбка, доброжелательность – в каждой сцене, что вызывает искренние эмоции. Магия кино! Это в детстве мы можем восторгаться увиденному в кино, но с возрастом прекрасное качество притупляется, уступая место несносной критической нотке. Посему Карне – настоящий волшебник, раз он может вытрясти из нас восторги римские – спустя уйму просмотров мы удивляемся, словно в первый раз. Удивляемся! Париж. Пьянящая молодость натыкается на снисходительную старость. Ученик обретает учителя, а тот - шанс отомстить судьбе за бесславное прошлое. Бокс. Красотка надменная в поезде. Острая на язычок жена учителя. Разумеется, на кону либо женщины, либо всё остальное, ведь это французское кино! Выбор между любовью и карьерой так разрушителен, что порою разбитое в раунде лицо предпочтительнее сердечных мук. Спектакль блистательный разыгрывают симпатичный Ролан Лезафр в роли вкушающего жизнь Андре Менара, роковая Мари Даэмс в роли модели Коринн да старинные приятели – великий Жан Габен и несравненная Арлетти в образе супружеской пары Ле Гарре. Слово за словом, удар за ударом, звук гонга, Париж наблюдает схватку не на жизнь, а на смерть между учеником и учителем, между нищим и богачкой, между мужем и женой, не зная, чья сторона одержит победу в суровом бою, и будет ли это победа… Дух захватывает! Это магия кино – и подарок щедрый от Марселя Карне. Его люди трагичны и возвышенны. Их счастье зависит только от них, от их силы характера и целеустремлённости. Как странно, что об этом почему-то доблестно позабыл нынешний кинематограф, исследующий человеческие пороки вместо того, чтобы восславлять простых людей, в которых есть и хорошее, смелое, чувственное, правдивое. Не спешите снимать перчатки, ведь жизнь полна сражений. Даже если Вам кажется, что всё проиграно, ни за что не сдавайтесь.
Фильм Марселя Карне «Воздух Парижа». Немного наивный фильм о жизни, об искушениях жизненных, и о нелёгком пути к поставленной цели. Послевоенный Париж. Молодой человек, Андре Менар, прозябающий в нищете, неудавшийся боксёр мечтает о чемпионском звании. Молодая светская львица Каринн, неудовлетворённая своей жизнью, мечтает о большой и светлой любви. Несостоявшийся чемпион, а ныне тренер, уже было собравшийся отойти от дел, Виктор Ле Гарре мечтает воспитать настоящего чемпиона. Жена его Бланш уставшая от переживаний за мужа, мечтает о тихой спокойной старости с любимым мужем. У каждого своё, наболевшее. А вокруг шумный, многолюдный город, город в котором идёт незаметная на первый взгляд серенькая жизнь. И многое искушает, при том, что не до всего дотянуться можно. А если проще, перед нами развернётся самая обыкновенная человеческая драма. Деньги, слава, любовь, и всё перемелется. Всё перемелется, да не со всего счастье получится. Потому, как и слава без любви не в радость, и в любви без славы, радости мало. Впрочем, кому как. Кто-то счастлив малым, а кому-то малого мало, /такой вот невольный каламбур/. Но вот судьба сводит всех вышеперечисленных героев вместе. И каждый в лице другого находит то самое, недостающее. Сколько человеку для счастья нужно. Да только судьба, как всегда иронически улыбается, - Не тек всё просто, господа. Когда-то в старости, если доживёте будете вспоминать романтику жизненную, да умиляться, а пока, рано расслабляться. Чтоб достичь чего, попотеть надо изрядно, ну а счастье своё в жертву принести. И Виктор Ле Гарре бросает в Сену талисман Андре Менара. Тихий всплеск отмечает продолжающуюся жизнь. Жизнь, обычная жизнь. С самыми обыкновенными радостями и горестями, с каторжным трудом и радужными надеждами. А потом они пойдут по бульварам Парижа в своё будущее, и будут вдыхать полной грудью воздух Парижа, тот самый воздух свободы, так много обещающий, а после несущий такие жестокие разочарования. Но только это и есть жизнь. Самая настоящая человеческая жизнь.