«С первых и до последних шагов своей писательской карьеры он писал о людях энергичных и агрессивных. Их не пугает изнаночная сторона жизни, они, собственно, только ее и привыкли видеть. Их не огорчает разгул насилия – они с ним старые знакомые». (Реймонд Чандлер о прозе Дэшила Хэммета) Писатель и сценарист Дэшил Хэммет по праву считается родоначальником жанра нуар, ибо именно его «Мальтийский сокол» стал первой ласточкой (уж простите за оксюморон), указавшей перспективный путь множеству режиссеров. После фильма Хьюстона из рога изобилия с этикеткой film noir посыпались картины самого разного пошиба. Если говорить о «Стеклянном ключе» Хейслера, то это вторая и более звездная попытка экранизовать роман Хэммета о недостатках американской избирательной системы и разворачивающейся на этом фоне криминальной истории. Как обычно, плотность повествования с первого же кадра очень высокая – события сменяют друг друга, не давая времени на отдых. С одной стороны, это неплохо, ибо фильм получается динамичный и не дающий скучать, но с другой – это происходит немного в ущерб психологизму. Не слишком четко оформлена романтическая линия, а самое главное – остается за кадром мотивация главного героя, Эда Бьюмонта, а зрителю, поверьте, весьма интересно, что же стоит за его бесконечными попытками (по большей части успешными) рискнуть своей шкурой и отказаться от своего счастья ради Пола Мэдвига. По Хейслеру выходит, что тут замешаны какие-то старые счеты, ну и, видимо, мужская солидарность. Брайан Донлеви и Алан Лэдд на своем месте, ибо оба и фактурны, и харизматичны, но обоих легко задвигает в сторону Вероника Лейк, которая, наверное, была рождена для нуара – во всяком случае, черта лысого я ей поверю в какой-нибудь роли романтичной простушки. Как минимум, ведьма, но лучше всего – классическая femme fatale с вечно слегка удивленным и потрясающе хитроватым лицом. Трудно назвать ее красавицей, но при каждом появлении на экране эта девушка чем-то неумолимо завораживает. Детективная линия получилась довольно своеобразной – вроде бы она и есть, а вроде и нет, но когда начинаешь думать, что всё очевидно, оказывается, что ты не прав. В итоге истина получается не такой эффектной, как того можно ожидать. Однако «Стеклянный ключ» – это тот случай, когда процесс гораздо интереснее результата: за расследованием Эда, сопровождающимся редкостными злоключениями, просто любопытно следить, а уж кто убийца и где подвох – дело десятое. При всех достоинствах фильма, я скорее рекомендовала бы его ценителям нуара, крутого детектива и Вероники Лейк, чем всем подряд.
Романы Дэшила Хэммета - это, зачастую, чистейший образчик субжанра 'крутой детектив', где тонкая грань между нуаром и детективной историей, по первичным ощущениям, вовсе отсутствует. Не удивительно, что именно подобные творения творцы кино любили визуализировать в ранее уже мною упомянутой стилистике, получившей свое каноничное название лишь в 1946-ом году, то бишь в стилистике “нуар”. Страницы текста, где своеобразный детектив с нечеткими для читателя принципами и догмами стойко сносит удары судьбы, вместе с тем управляя что собственной жизнью, что жизнями приближенных к нему как товарищей, так и врагов - это завораживает и не только по вине лишь протагониста, но и ввиду тех декораций, которые описывает автор. Это - туманные улицы большого города, кулуары зданий, заполненные сигаретным или иным дымом, кабинеты криминальных воротил или власть имущих политиков, что не шибко различно, ибо в общей атмосфере разложения и деградации что те, что те сводятся к единой коррумпированности и бесчестию. И вот именно данная особенность довольно четко отображена в книге 'Стеклянный ключ' 1931-го года. В 1935-ом по ней Фрэнк Таттл уже снял кинофильм, о чьих жанровых особенностях лично я говорить не могу, ибо сам его не смотрел. Однако Однозначно понятно, что что та, что данная экранизация 1942-го года имеют в общих чертах детективную историю, основной, то бишь, костяк романа, в котором харизматичный и всегда позитивно, как-то даже игриво, настроенный Эд Бьюмонт (Алан Лэдд) - таковой детектив поневоле подстегнутый мотивами дружбы, вроде Холли Мартинса из 'Третьего человека', - расследует дело связанное с убийством человека, к которому по вполне объективным причинам причисляют его товарища, эксцентричного и горячливого Пола Мэдвига (Брайан Донлеви), которому в данный период времени, ввиду политических перипетий внутри города, это вовсе ни к чему. И вот в локациях данного сюжета зритель наблюдает за событиями, в которых скрывается и любовная история, типичный треугольник с нетипичным образом “роковой красотки”, которая здесь предстает не как катализатор однозначных проблем для главного героя, а как некоторая отдушина, а в окончании и вовсе вожделенная награда. Здесь же вполне полноценно раскрыта тема мужской солидарности, настойчивости и веры не столько в факты, сколько в ближнего своего. Последний момент, конечно, довольно спорный, однако и он имеет место быть, особенно в рамках того стиля, который выбрал режиссер Стюарт Хейслер. Тогда, в 42-ом году, он четкого названия еще не получил, ибо сделает это только в 46-ом с 'легкой руки' французского критика Нино Франка, но уже тогда были видны некоторые стилистические особенности, какие-то связующие нити между различными фильмами, которые особенно четко явил в 41-ом году фильм 'Мальтийский сокол' по роману того же Хэммета. И вот развивая идею этого стиля, более углубляясь в способы визуальной подачи с помощью таких приемов, как 'Голландский угол' или взаимодействие героя с зеркалом ради показания его двойственности, постановщик данной ленты явил зрителю почти чистейший фильм-нуар, где главный герой метается между правдою и ложью, где он подвергнут огромному как физическому, так и психическому давлению со стороны окружающего мира, притом продолжая ехидно улыбаться всему этому хаосу вокруг. Как раз ввиду подобной неопределенности, непрекращающегося блуждания в эфемерных потемках, граничащим с четким осознанием собственных действий, 'Стеклянный ключ' и позволяет зрителю понять и принять поступки героя, его выводы и доводы, которыми он руководствуется в том или ином моменте - это крайне хорошая работа с персонажем Алана Лэдда, почему к нему проникаешься, его понимаешь, несмотря на некоторую странность того, что он делает, опять же, в том или ином моменте. В общем и целом, что хочется сказать: данное кино - однозначный фильм своей эпохи, в котором сплетаются рудиментарные специфики почти закончившей путь к своему целостному образу стилистики, а также популярные веяния тех лет, вроде жанра детектива, разворачивающего на фоне политической коррупции в одном отдельном городе, почему также и особенную не дороговизну производства можно обнаружить опять же в данном фильме. А мода на малые бюджеты также была популярна в среде кинотворцов того времени из-за особенностей американской экономики времен Второй Мировой войны. То бишь, если подытожить, то стоит обозначить, что любителям, ценителям, либо просто людям, не равнодушным к фильмам той далекой эпохи, данная лента к просмотру однозначно рекомендуется. P.S. Спасибо за внимание.
Бывший рэкетир, а теперь провинциальный мэр Пол Мэдвиг решает порвать с криминальным прошлым, обменяв поддержку гангстеров на поддержку респектабельного политика. Естественно, мафии это не нравится. А тут еще кто-то убивает сына нового покровителя Пола, и Пол становится главным подозреваемым. Но у его друга Эда Бьюмонта складывается впечатление, что Пола просто хотят подставить... Нуар традиционно ассоциируется у зрителя с мрачными городскими улицами, циничными частными детективами, таинственными типами в плащах и шляпах и перестрелками на ночных задворках. Но временами создатели фильмов несколько отходили от этого канона - и бывало, что получалось даже лучше. 'Лора', например, повествовала о мире светского гламура, а 'Стеклянный ключ' - о мире политики, где скользких типов больше, чем на всех мрачных задворках. Как и в 'Лоре', город в 'Ключе' почти не показывают, а детективов тут и вовсе нет, и почти все персонажи - респектабельные, серьезные люди с именем и весом в обществе. Но в остальном перед нами все тот же нуар - мрачное змеиное гнездо с интригами и убийствами. И даже серьезнее: от пули в подворотне увернуться еще можно, а вот от артиллерийского огня политиков и гангстеров, влияющих на суды, полицию и прессу, не спрячешься нигде. И пока Эд ищет ответы среди профессионально врущих политиков, бизнесменов и их родни, за Полом охотится по факту весь город. Ставки выше, напряжение тоже. Атмосфера саспенса и безысходности через край. Следя за историей не замечаешь ни средней операторской работы, ни довольно обычного освещения. Постановка вытягивает все. Актеры тоже порадовали. Особенно старался Брайан Донлеви в роли Пола - этот харизматичный тип с широкой улыбкой и хитроватым выражением лица так и просится в политики. Уильям Бендикс в роли здоровяка Джеффа - образцовый мелкий бандюган (примерно таких героев он всю жизнь и играл). Маргарет Хейз в совсем уж эпизодической роли затмила даже более важных для сюжета героинь. Остальные актеры вообще попроще: Алан Лэдд в роли Эда в основном заученно улыбается (хотя в сцене в больнице он развлекся по полной), Бонита Грэнвилл - здешняя не особо роковая леди Опал Генри - ходит с вечно запуганным видом... Жаловаться особо не тянет, но когда второплановая актриса переигрывает ведущую - это все-таки не дело. Но, несмотря на это, 'Стеклянный ключ' остается образцом нуарового триллера - атмосферным, затягивающим и интригующим. Поклонникам жанра к ознакомлению обязательно. 9 из 10
После невероятного успеха 'Мальтийского сокола ' лучшей основы для фильма-нуар чем роман Дэшила Хэммета трудно было представить. 'Стеклянный ключ ' - еще одна экранизация произведения знаменитого писателя, которого по праву считают одним из основателей 'черного ' детектива в литературе. Надо сказать, экранизация удачная. Сюжет пересказывать бессмысленно, лучше один раз посмотреть. Это действительно нуар в самом лучшем смысле слова. Продажные политики, коррумпированные чиновники, таинственные убийства, роковая женщина и невозмутимый герой Алана Лэдда, привыкший не махать кулаками, а работать головой - все это создает неповторимый жанровый коктейль. Лэдд в компании с обворожительной Вероникой Лэйк создают практически идеальную кинопару. Остроумные диалоги, неповторимая атмосфера и неожиданный финал делают эту картину бесспорной классикой. Такого кино уже давно не снимают. 10 из 10
Экранизация классического детективного романа Дэшила Хэммета, в котором энергичные и решительные мужчины героически преодолевают сложности судьбы и козни противников, проверяют на прочность дружбу крутых парней и любовь роковых красавиц. Бывший рэкетир Пол Мэдвиг собирается стать респектабельным джентльменом. Ключом к успеху на новом поприще он видит дружбу с местным политиком Ральфом Генри. Закрепить отношения поможет жениться на Джанет – очаровательной дочери мистера Генри. Лучший друг и помощник Пола Эд Бьюмонт предупреждает, что ключ от новой жизни может оказаться стеклянным. Тем более, что бывшие коллеги из криминального бизнеса уже начинают плести свои козни. Ситуация резко ухудшается, когда кто-то убивает сына политика – Тэйлора Генри, и Пол становится главным подозреваемым даже в глазах Эда. В мускулистой прозе Хэммета пулеметных диалогов больше, чем психологических характеристик. Но, на мой вкус, Вероника Лэйк уж очень упростила образ «роковой блондинки», сделав его совершенно плоским. И это – первый и главный недостаток фильма. Алан Лэдд в роли Эдда также пошел по пути экономии актерской энергии, избрав главной чертой своего персонажа натужную улыбку. Насколько бы не была крутой детективная история, она держится на харизме героев. В итоге, за всех пришлось трудиться Брайану Донлеви. Его Пол Мэдвиг – единственный живой, вызывающий интерес персонаж. Остальные – не более чем шаблоны. 6 из 10
Закулисный политический делец Пол Медвиг решает поддержать на губернаторских выборах кандидата-реформатора Ральфа Генри, влюбившись в его дочь. Его помощник и друг Эд Бомонт предостерегает Медвига от поспешных действий. Но он отказывает в поддержке местному мафиози и владельцу казино Варне и становится главным подозреваемым в убийстве сына Генри Тейлора. Классический нуар по роману Дэшиела Хеммета. Это вторая экранизация одного из лучших его романов. Герои фильма гангстеры, коррумпированные политики, мошенники. Здесь нет ни одного положительного персонажа. А есть всякие темные личности, пусть некоторые из них и не лишены положительных качеств. На главных ролях отличное актерское трио Алан Лэдд, Вероника Лэйк и Брайан Донлеви. Лэдд в то время был восходящей звездой после успеха 'Оружия для найма', где он также играл с Вероникой Лэйк. Здесь они создают снова отличный дуэт плюс его уравновешивает опытный Брайан Донлеви, обычно играющий отрицательные роли. Политические интриги, гангстерские разборки, убийства, отточенные диалоги. Все в совокупности создает жесткий и циничный нуар, ставший одним из лучших образцов жанра. Ну а Лэдд и Лэйк стали одной из самых известных кинопар 40-х. В жанре нуара с ними может сравнится только пара Хэмфри Богарт-Лорен Бэколл. 7,5 из 10
Сразу после прочтения книги решил посмотреть фильм, так как знаком с другими работами Лэдд'а, и ожидал отличного Нэда(Эда). Но слегка разочаровался не только в подаче персонажа, но и во всём фильме, тому, как неровно нарезан сюжет и диалоги, не прорисованы характеры и мотивации, да и замена дочери на сестру меняет акценты. Видимо, с Золотым ключом что-то одно, после восторга от книги еле выдержал фильм. Поклонникам нуара понравится, конечно. Тут претензий к классике быть не может. 6 из 10