Мне этот фильм 'попался' под ничего не значащим названием 'Стратегии Оппенгеймера'. Исходное название фильма 'Норман: Умеренный взлет и трагическое падение нью-йоркского посредника', разумеется, лучше отражает его суть. Что меня привлекло? Актерский состав, как обычно. Стоит отметить великолепную игру Ричарда Гира. Что меня оттолкнуло? Сама история. Суть такова, что главный герой, ничего из себя по сути не представляющий, всеми средствами пытается найти новые знакомства в 'высоких' кругах. Зачем? Хочет ли он себе положение в жизни завоевать как-то? Жаждет быть 'на короткой ноге' с сильными мира сего или же хочет, чтобы о нем думали, что он настолько значим, что с ним советуется аж Сам...? Или преследует другие цели? Мне не совсем ясно. Один из персонажей, женщина, работающая в юр. отделе, очередная 'хорошая знакомая' Нормана, замечает, что он постоянно пытается ее с кем-то свести. И не только ее, надо отметить. К слову, она да еще неумение Нормана промолчать в худой час, вызванное желанием похвалиться 'близкой связью' с такой значимой фигурой, как премьер-министр Израиля, впоследствии сыграют свою роль в судьбе незадачливого главного героя. Вообще, на мой взгляд, персонаж получился не из самых приятных. Герой буквально навязывает свое общество незнакомым людям - вплоть до того, что его, незванного, выставляют за порог дома. Что бы его не толкало на поступки: тщеславие, или искреннее желание помочь - все выходит как-то...неправильно. Герой искренне пытается исправить неприятную ситуацию, катализатором которой послужил один из его поступков, но при этом выглядит скорее мелким лгунишкой. Ведь, если смотреть беспристрастно: как можно расценивать то, что некий бизнесмен дарит замминистра Израиля пару дорогих ботинок? Не очень хорошо это выглядит. Собственно, так его поступок и трактуют. И не сказать, чтобы безосновательно. Еще более удивительно то, что люди, которые, казалось бы, хорошо знают Нормана и его характер - как тот же ребе, например. Он же знал, что от Нормана едва ли можно ждать реальной помощи. Но, видимо, то, что Сам премьер-министр узнал Нормана, тепло к нему отнесся и даже представил остальным гостям приема - это заставило человека подумать, что, быть может, Норман действительно сможет решить его проблему. С такими-то знакомствами? Как не поверить своим глазам? Результат предсказуем. Почему Норман для меня лично выглядит лгуном? Потому что в фильме никак значимость его персоны, его 'преображение', взлет на более высокий уровень - они не показаны толком. Я видела героя буквально жалким сводником в период 'до' встречи с новоизбранным премьером, и не слишком удачливым посредником в решении серьезных вопросов - 'после'. В фильме неоднократно делается акцент на одной 'ахиллесовой пяте' героя. В каждом порядочном фильме, если на стене есть ружье - оно обязано выстрелить. Здесь даже не ружье - целая пушка. Которая - да, видимо стреляет в конце фильма. Тут без обмана. Благо, и название намекает на то, что в итоге случится со злосчастным посредником. Вообще, к концу фильма герой начинает порядочно раздражать, причем настолько, что даже те добрые дела, что он таки сотворил (скорее по счастливой случайности, чем сознательно), не служат его оправданию. Вопросы вызывает мотивация персонажей. Насчет самого Нормана я уже писала. Вопрос собственно один: зачем? Что им двигало? Затем: премьер. Посторонний человек покупает вам дорогую вещь, в которой вы особо даже не нуждаетесь. Просто так. Вы не усомнитесь в чистоте его намерений? Вам не покажется, что в замен с вас что-то попросят (и вы будете чувствовать себя обязанным выполнить эту пока еще не высказанную просьбу - ибо вам же подарили что-то)? И даже услышав просьбу - будете ли вы ее выполнять? Впрочем, как раз этот момент совершенно правдиво и правильно в фильме отражен. Логично. И потом, замминистра Израиля - должность, сдается мне, достаточно высокая. Неужели же у вас нет штата помощников и тех людей, кто может обеспечить вам любую интересующую вас встречу? Какой-то неизвестный посредник - даже если допустить, что подобная Норману личность вообще может как-то войти в ваше поле зрения - надежнее, чем они? Ну, и даже если вы столкнулись с таким человеком - долго ли вы его будете помнить и испытывать чувство глубочайшей благодарности? За то, что он приобрел вам что-то, что вы и сами могли бы спокойно приобрести? Не за то, что он спас вам жизнь, или чем-то помог - за покупку? Ну, серьезно? И не три же года, в самом-то деле? И кстати, откуда у Нормана такая сумма денег на подарок? Он же буквально беден как 'церковная мышь': ночевал в церкви, питался крекерами? Кто он такой? Его семья? Он нормально не работает - только занимается 'посредническими услугами'. Как его можно понять? Фильм допускает огромное количество натяжек и допущений. Фильм неплохой сам по себе. Его стоит посмотреть хотя бы чтобы оценить мастерскую игру Ричарда Гира. Наверное, вывод, кто же такой Норман, каждый сам должен сделать для себя сам. А я свой уже сделала. 7 из 10
Новинка от малоизвестного режиссера вполне достойно может быть принята ценителями авторского кино и большими киноманами, потому что массовый зритель, увы, подобное смотреть не захочет. Несмотря на убедительный актерский ансамбль, зрителю все же будет скучно следить за непонятными приключениями главного героя. Все что увидят зрители, так это почти двухчасовое бродяжничество Ричарда Гира, который постоянно кому-то и что-то втирает, представляясь бизнес-партнером. Но на самом деле в данной истории не так всё просто, как может показаться на первый взгляд. По сюжету главный герой всю свою жизнь пытается занять свое место на политической или бизнес арене. Ему приходится ежедневно (и что самое важное - незаконно) посещать множество конференций и деловых встреч, на которые его, конечно, никто не приглашал. Нормана, так зовут героя, никто не знает и он никому не нужен. Целыми днями герою приходится проводить на улице в мороз и голод, пытаясь из кожи вон лезть, чтобы хоть кто-то обратил на него внимание. Он готов помогать всем и каждому, но его зов растворился в бескрайних просторах бесконечности. Однажды в магазине одежды судьба сводит Нормана с одним перспективным политиком. И чтобы понравиться, Герой делает ему большой подарок, купив очень дорогие туфли. К большому разочарованию вложения оказываются неприбыльными и политик исчезает с поля зрения невезучего Нормана. Спустя три года этот политик становится премьер-министром и на одной встрече он узнает Нормана и представляет его всем господам и большим боссам большой политики. Кажется, что жизнь удалась и вечные скитания закончились навсегда, но, к сожалению, длинный язык Нормана подводит вновь и он по глупости рассказывает сотруднику по борьбе с экономическими преступлениями о своей дружбе с министром и о том, как он однажды купил ему дорогущие ботинки. Сам того не ведая, Норман запустил цепную реакцию ужасающих последствий, превратив жизнь министра в настоящий кошмар. Заведено уголовное дело о взятке чиновнику. Теперь и Норману, и министру грозят полный крах и очередное безмолвие. Честно признаюсь, начало фильма вызывает серьезные сомнения, так как беспрерывно и без умолку герои говорят о политике, о партнерстве и делах. В фильме нет ничего лично или семейного. Здесь присутствует лишь одна работа и непрекращающееся движения героев. Безусловно герой в исполнении Ричарда Гира исполнен просто гениально и потрясающе. Его взгляды от маленьких побед и больших разочарований заслуживают Оскара. Сам по себе образ Нормана очень положительный. Человек он замечательный и добрый, вежливый и воспитанный, и в то же время смелый и отчаянный. Лично у меня сердце разрывалось от чувств в моментах, когда Нормана швырнули в помойку или когда его прилюдно унижали. Он терпел с улыбкой на лице, а я плакал, потому что хороший человек заслуживал счастья. Этот фильм отчетливо доказал теорию, что человек сам кузнец своего счастья и в то же время его разрушитель. С технической стороны фильм сделан очень качественно и грамотно. Картинка выглядит очень осмотрительной и привлекательной. Актерский ансамбль сам говорит за себя, так что в игре сомневаться не стоит. Игра Ричарда Гира заслуживает самых лестных отзывов, ибо от его стараний невозможно оторвать глаз. Прекрасная передача образа и внутреннего мира своего персонажа. Всем рекомендую к просмотру, кому интересно значимое и умное кино. Приятного просмотра. 8 из 10
Немолодой нью-йоркский еврей Норман Оппенгеймер (Ричард Гир) – президент (а заодно и единственный сотрудник) консалтинговой компании «Стратегии Оппенгеймера». Впрочем, у него нет не только других работников, но и офиса как такового. Все, что есть у Нормана – потертая сумка, набор визиток, мобильный телефон с неизменной гарнитурой и природный талант убалтывать людей. Его главный инструмент – бесконечные разговоры, его основной ресурс – бесконечные связи. Его любимое занятие – сводить между собой людей из политики и бизнеса, обрастая связями самому и помогая миру вращаться. Пальму первенства на поприще еврейских шуточек в декорациях «Большого яблока» в мировом кинематографе давно и прочно удерживает Вуди Аллен, но вот, кажется, у маэстро наконец появился достойный конкурент – Джозеф Седар поставил по собственному сценарию замечательную историю дельца, пытающегося провернуть сомнительную операцию с участием израильских политиков и американских бизнесменов. Для этого Норман «случайно» знакомится на улице с заместителем министра торговли Израиля Михой Эшелем (поразительно похожий на Стива Карелла израильский актер Лиор Ашкенази). Оппенгеймер, способный, что называется, и мертвого уговорить, быстро навязывается к чиновнику в друзья – да так, что тот и сам вскоре уверовал, будто Норман – замечательный друг и великодушный человек, едва ли не святой, посланный небесами и всегда готовый прийти на помощь. Три года спустя Эшель становится новым премьер-министром Израиля, и для Оппенгеймера наступает звездный час. Теперь он – давешний друг большого человека, что открывает массу новых возможностей, знакомств, деловых и личных связей. Вот только за белой полосой чаще всего рано или поздно наступает черная, и вскоре Норману предстоит с треском и шумом низвергнуться с политического Олимпа в унылое небытие. Чтобы понять, чем именно занимается Норман Оппенгеймер, следует обратить внимание на непривычно длинное название картины, в оригинале которого есть слово 'Fixer', что на жаргоне можно перевести как «решала». Однако гораздо сложнее понять – зачем он этим занимается. Мотивация главного героя есть вообще главная загадка ленты и вопрос, которым задается как зритель, так и большинство персонажей фильма (исключая самого Нормана). Он, похоже, совершенно не стремится нагреть руки, даже будучи причастным к сделкам с большими деньгами. Порой кажется, что Норману доставляет удовольствие сам факт причастности к международной политике, знакомства с сильными мира сего, ощущение – пусть и очевидно иллюзорное – вовлеченности в процесс и возможности повлиять на что-то важное. Оппенгеймер относится к тому типу людей, которые каждую вторую фразу начинают со слов «Я знаю одного парня из департамента…» или «Я знаком с его заместителем – моя жена работала у него няней». Само собой, значительная часть вываливаемой на собеседника информации является, мягко говоря, приукрашенной версией реальности. Оттого такую печаль вызывает образ Нормана, истинный портрет которого так и остается за ширмой из его собственных многочисленных вымыслов. Кто он такой на самом деле, есть ли у него семья, родные, друзья – еще одна загадка. Но, даже не давая четких ответов на эти вопросы, герой Ричарда Гира остается стержнем этой истории, к финишу оборачивающейся то политической сатирой, то притчей о грехах и пороках человеческих. Лента неспроста имеет определенную структуру: фильм разделен на части, озаглавленные как «Акт первый», «Акт второй» и т.д. Картина на самом деле отчасти напоминает пьесу. Хотя съемки проходили в Нью-Йорке и Иерусалиме, фактически локаций здесь немного, а основное зерно заключено в диалогах. И хотя сценарий был бы вполне уместен и для воплощения в театральных декорациях, авторы умело и с удовольствием используют визуальные и технические решения, предлагаемые кинематографом. Здесь и полиэкран в сценах телефонных разговоров, и забавная сцена знакомства Нормана с замминистра, которая для зрителя выглядит как немой диалог, ибо разворачивается по другую сторону витрины бутика, и изящные финальные титры, графически исполненные как схематическое изображение пресловутых связей главного героя. Не менее приятно глазу наблюдать и многочисленные знакомые лица даже в небольших второплановых ролях: тут есть Майкл Шин в роли племянника Нормана (единственный родственник Оппенгеймера, существование которого можно считать подтвержденным фактом), ребе в эпической меховой шапке в исполнении Стива Бушеми, плюс Шарлотта Генсбур, Дэн Стивенс, Джош Чарльз, а на закуску замечательный выход Хэнка Азарии в образе своеобразного альтер-эго главного героя. Ядром сюжета, впрочем, остается Норман в поношенном коричневом плаще, с неизменными наушниками, седой челкой и смесью испуга и восхищения во взгляде. Нелепый человечек, с фанатичным упорством пытающийся не столько влезть на трон, сколько просто постоять рядом с ним, порой столь комичный в этой своей нелепости, что диву даешься, как его вообще кто-то воспринимает всерьез. И тем удивительнее то, как органично воплощает на экране такого недотепу Ричард Гир, которого зритель десятилетиями привык видеть в ролях лощеных красавцев в дорогих костюмах. От «Красотки» до «Порочной страсти», от «Красного угла» до недавнего «Ужина» герои Гира чаще всего – воплощение успеха, джентльмены с деньгами и влиянием. И вот теперь его новый герой: ходячий анекдот, лузер, практически блаженный, погруженный в собственный, одному ему понятный мир, зачастую сильно конфликтующий с реальным. Наблюдая за ним, иногда даже сам чувствуешь какую-то неловкость, местами удивляешься его наглости, а порой смеешься над его наивностью. И покуда зрителя обуревает сей клубок противоречивых чувств и эмоций, неудачливый посредник уже на всех парах мчится к печальному, драматическому финалу… Вердикт: прекрасная трагикомедия – трогательная, одновременно грустная и смешная история, которая не скатывается в сборник еврейских анекдотов, а сохраняет цельный сюжет с участием множества ярких персонажей. 9 из 10
Стереотипы глубоко проникли в нашу жизнь. Согласно им, у каждого еврея есть дядя, свекровь или иной родственник, специализирующийся на сводничестве людей, чтобы те смогли оказать друг другу услугу. Эта система становится всё более запутанной с каждым новым участником и мелкий оператор, ответственный за исходную встречу, чувствует себя хозяином людских судеб. Но что произойдет, если руководитель этого круглого стола второстепенных обязательств получит реальную власть? Как это отразится на всей сети, построенный им? Сатирическая драма про Нормана Оппенгеймера, являющегося тем самым сводником, старается дать на это ответ. «Маленький человек» почти случайно становится одним из главных закулисных воротил израильской политики. На бумаге и, возможно, в руках какого-нибудь знаменитого кинематографиста вроде Вуди Аллена, это выглядело бы лучшей комедией за последнее время. Но картину создал Джозеф Седар – малоизвестный израильский режиссер. Результат вышел весьма странным: чересчур достоверный и одновременно нелепый, привлекательный и скучный, мрачно смешной и мрачно удручающий. Норман Оппенгеймер (Ричард Гир) – человек-загадка. Нет никаких намеков на то, где он живет, или о его друзьях, кроме племянника Филиппа (Майкл Шин) и ребе (Стив Бушеми), чье отношение к нему скорее снисходительное, чем дружеское. Оппенгеймер большую часть своей жизни проводит на улице в поисках людей, чтобы свести их друг с другом. В какой-то момент Норман сталкивается с честолюбивым молодым политиком Эшелем (Лиор Ашкенази). Спустя три года Эшель достигает политической вершины Израиля, но не забыл о старине Нормане. Внезапно профессиональный «фиксер» оказывается в центре внимания важных людей, у которых нет даже предположения о том, кто он и откуда. Судя по всему, «Норман» изначально задумывался стильным полукомедийным фильмом. Но сатиры здесь, на мой взгляд, маловато и ориентирована она, по большому счету, на людей, разбирающихся в политических отношениях. Стремительное развитие деловых контактов Нормана затрудняет восприятие фильма, как реальности. Сознательный отход от раскрытия титульного персонажа также дистанцирует его от зрителя. Сам нью-йоркский воротила остается умышленно скрытным, как для аудитории, так и для других персонажей. Сильной стороной является актерский состав. Ричард Гир в образе Нормана просто прекрасен. Должно быть, это его лучшая роль за последние годы. Он попадает во все такты его героя; Оппенгеймер в исполнении Гира – жалкая фигура, отчаянная до служения. Но, вновь возвращаясь к характеру, Ричард Гир показывает его ярким эскизом. Ярким, но всё же эскизом, а не полноценным портретом. Остальные актеры не разочаровали. Только очень жаль, что роль Шарлотты Генсбур так мало экранного времени. С технической стороны «Норман» вышел достаточно стильным. Зимняя неуютная атмосфера Манхэттена и использование разделенных экранов и замедленного движения придает фильму сюрреалистичный и сказочный оттенок. И, к тому же, делает историю куда запутаннее. В итоге, как мне кажется, «Норман» вышел необычным и одновременно предсказуемым фильмом. Картина, сценарные перипетии которой способны поразить, примерно к середине становится смесью увлекательного и утомительного. И, полагаю, здесь нет каких-то основных внутренних ценностей, помимо сложной критики современной израильской политики, и, очевидно, нет никакой личной истории. Тяжело сопереживать такому изменчивому персонажу, о котором, к тому же, известно так мало. С другой стороны, если отключить мышление и сосредоточиться на трепе героя Ричарда Гира, то выйдет неплохая медиативная картина о набивших оскомину «проблемах маленького человека». Звоните в любое время дня и ночи, позовите Нормана Оппенгеймера к телефону. Он ответит. 5 из 10