О чём этот фильм? Трудно сказать... Если попытаться выразить одной фразой, то это история ненависти и любви. Между которыми, как известно, расстояние лишь в один шаг… Стареющий состоятельный господин Брео, потеряв жену, остается один на один в своем роскошном особняке со своим маленьким сыном Тома, которого он очень любит, но воспитание которого ему явно не по плечу. После смерти матери лишенный общения со сверстниками мальчик еще больше углубляется в свои внутренние переживания и мечты, и отцу всё труднее поддерживать с ним контакт. Чтобы как-то преодолеть все усиливающееся отчуждение сына, Брео нанимает ему гувернантку — молодую, симпатичную вдову мадам Верне, сын которой, Шарль, является ровесником Тома. Расчет Брео понятен и прост: общаясь с Шарлем, Тома сможет постепенно позабыть горечь утраты и вновь вернет отцу свое расположение. Надежды Брео крепнут, когда он, впервые увидев мадам Верне с сыном на железнодорожной станции, влюбляется в нее с первого взгляда. Но не всё так просто. Тома встречает новых обитателей особняка в штыки, и с первой же минуты объявляет им безжалостную войну. После пары его проделок Шарль отвечает ему тем же. Тем временем у господина Брео и мадам Верне постепенно возникает взаимное чувство. На этом фоне они стремятся продемонстрировать свою заботу и любовь обоим мальчикам. Но между детьми начинается жесткая борьба за лидерство и за внимание родителей, так как они не хотят уступать «своих» родителей в «чужие» руки. И используют для этого все имеющиеся в их распоряжении средства от взаимных угроз и оскорблений до попыток физического устранения соперника. Взаимная вражда приводит героев к очень драматическим последствиям. Лишь чудо да молитвы Тома спасают их от трагической развязки, когда Шарль, сбежав из дома, пытается убить увязавшегося за ним назойливого соперника. В эти «детские войны» с недетскими страстями вовлекаются и родители, которые то страстно увлекаются друг другом, то охладевают, видя ужасные последствия детской вражды. Самое примечательное, что в процессе взаимного ожесточенного противостояния, и родители, и дети постепенно осознают, что без этих острых ощущений их дальнейшая жизнь уже невозможна. Пытаясь устранить соперников из своей жизни, они всё более привязываются к ним. Ненависть и неприязнь друг к другу причудливо преобразуются в симпатию и любовь. Ухаживания господина Брео подчеркнуто грубоваты и жёстки и порой встречают не менее жесткий отпор мадам Верне, а Тома, по-братски целуя Шарля, шепчет ему на ухо: «Твоя мать — проститутка!» Тома очень близок к отцу и безапелляционно заявляет Шарлю, что «отец лучше мамы». Но при этом млеет от прикосновений мадам Верне, то есть скучает о материнской ласке и, в общем, если бы не Шарль, наверно, смирился бы этим выбором отца. Шарль, в свою очередь, безумно любит мать, но верит мнению Тома о ней (потому и соглашается сыграть роль матери-проститутки в импровизированном спектакле, устроенном Тома) и то и дело стремится сбежать из дома в надежде отыскать отца, пропавшего где-то в Индокитае. Логическим итогом этих чувственных диссонансов становится финальная сцена на берегу моря, когда Тома в отчаянии умоляет вернуться исчезающего в волнах Шарля, которому он лишь несколько минут назад пообещал нелегкую жизнь в стенах элитной школы, где они теперь должны бы были учиться вместе… Такая вот ненависть и любовь. Снято качественно, без заметных пауз и замедлений сюжета. Актеры, в том числе и юные, играют на достаточно высоком уровне. В целом фильм производит хорошее впечатление и вызывает сильные эмоции. Его стоит посмотреть. 7 из 10
«Я был хозяином замка» - лента известного французского режиссера Режиса Варнье, снятая по мотивам книги Сьюзен Хилл «Я в замке король», повествующей о сложностях подростковых взаимоотношений. Вдали от шума городов и цивилизации, в старинном замке живет стареющий господин Брио с маленьким сыном Томом. Недавно их дом посетила смерть, отобрав у господина Брио жену, а у Тома — мать. Посчитав, что мальчику нужна женская забота и общение, Брио нанимает гувернантку, которая также в одиночку растит сына Шарля, ровесника Тома. Господин Брио искренне надеется, что их дети подружатся, и его сын перестанет чувствовать себя несчастным и одиноким. Но все происходит иначе. Эгоистичный Том считает появление Шарля покушением на его личную территорию, покушением на любовь к нему отца, и предпринимает меры... Между мальчиками вспыхивает непримиримая вражда, приводящая порой к самым непредсказуемым последствиям. Тем временем между господином Брио и мадам Вернье возникает взаимное притяжение, со временем перерастающее в любовь. И это обстоятельство лишь углубляет взаимную неприязнь мальчиков. «Ты — бедный. Ты должен мне подчиняться». Эти слова повторяются не раз, давая понять зрителю, что даже в ХХ веке проблема «богатый-бедный» не потеряла своей актуальности, хоть и немного потрепалась ветрами революций. Здесь социальное неравенство — один из методов унизить и оскорбить противника, который, впрочем, сопротивляется и начинает оказывать противодействие. «Твоя мать — проститутка». В этом фильме детское восприятие мира соединяется с изощренной жестокостью, а ревность и нежелание делить «своего» родителя оказываются одним из основных мотивов для продолжения борьбы. Каждый из родителей, в свою очередь, оказывается вовлечен в войну между Томом и Шарлем, отчего взаимоотношения взрослых усложняются и драматизируются. Еще одним мотивом борьбы между мальчиками является потребность доминировать. Естественное для подростка желание самоутвердиться в этой ленте становится для героев едва ли не жизненной необходимостью. Изнеженный, с извращенной фантазией домашний тиран Том и простой, но сильный телом и духом Шарль - кто из них окажется сильнее, кто из них — «хозяин замка»?.. Наблюдая за разворачивающейся на экране драмой, зритель не просто следит за внезапными поворотами сюжета, нет, он вынужден задаваться вопросом: откуда у 12-летнего Тома появились такие идеи и такие желания? Что сформировало извращенное мышление Тома — родительское воспитание, окружение или же он с рождения таков, потомок старинного аристократического рода?.. Минималистичное оформление картины - приглушенные акварельные цвета и отсутствие ненужных звуковых эффектов - не отвлекает от происходящего, концентрируя внимание на достойной актерской игре. Кастинг действительно очень хорош: юные актеры справились со своими сложными образами безукоризненно. Они заставили поверить в переживания своих героев и их душевные метания, ничуть не уступив своим взрослым коллегам в лице Жана Рошфора и Доминик Блан, которые здесь сумели остаться на втором плане. Явным недостатком картины является не слишком высокий градус напряжения. Слишком спокойный темп повествования и чересчур стандартная для такой многообещающей истории операторская работа оставляют зрителя вне самой истории, и ожидаемого накала эмоций так и не случается. «Танец рыцарей» Прокофьева символично звучит в начале и в конце фильма. Война между Томом и Шарлем также носит черты рыцарского поединка, пусть и с подлыми приемами вроде бросания песка в глаза. Но Режис Варнье этой историей, происходящей на фоне стен готического замка и вековых деревьев, символизирующих замкнутость пространства и безысходность, не только показывает зрителю драму взаимоотношений, но и поднимает всегда актуальные социальные и философские вопросы, отвечать на которые зрителю предстоит уже самостоятельно.
Казалось бы кто лучше поймет и поддержит мальчика, потерявшего одного из родителей как не его ровесник, переживший такое же горе. Как бы не так! Эти двое едва увидев друг друга начинают враждовать. Тома и Шарль. Такие милые детки каждый по отдельности. Тома - этакий маленький принц на своей планете. С первой минуты от него ждешь чего-то необычного, каких-то оригинальный суждений, непредсказуемых рывков. Ну не может мальчик с такой внешностью быть обыкновенным: играть в прядки и восторгаться историями про гномиков и чебурашек. И он не разочаровывает: детская жестокость причудливым образом переплетается в нем с любопытством, желанием игры и даже с религиозностью. Шарль - самый обыкновенный мальчишка, каких полным-полно в каждом дворе. Он любит своих друзей, и враждует с врагами. Но не он их выбирает, а они его. Он ведомый, несмотря на силу и отвагу. Шарль как тот глупый пес, что гоняется за автомобилем. Догнать догнал, а что же дальше? Даже одержав победу, связав и повергнув Тома, он остается в нерешительности. Почти все его решительные действия - это лишь защитная реакция на внешний раздражитель. Но именно он приятно удивил. Не думаю, что Тома, при всей его неординарности был бы способен чем-то пожертвовать ради близкого человека. Какие бы напряженно не закручивался сюжет, как-то не верится в серьезность их вражды. Они как два проказливых котенка - вроде бы и дерутся в полную силу, но не наносят друг другу серьезных травм. Их своеобразное понятие о чести не позволяет ни одному из них переступить ту грань, по острию которой они все время скользят. 7 из 10
Режис Варнье изысканно и лаконично открывает зрителю трогательный мир двоих мальчиков-подростков. Холодный и расчетливый Том с больным самолюбием и уверенностью в преимуществах аристократического образа жизни и его ровесник Шарль, правильный, чуткий и влюбленный в свою красивую мать. Давно я не видела такой живой, правдивой, легкой игры юных актёров. Междоусобная война за право быть главным в замке, показательное превосходство высшего класса над низшим. Издевательства, нападки, пренебрежение Тома и ответная вспыльчивая реакция Шарля. В этой картине постоянно идет мальчишеская схватка, борьба за власть всеми путями, кто доминант, а кто ведомый? С трепетом показана психологическая глубокая связь матери и Шарля и сопоставляется депривация причудливого и странного Тома. Послушный сын готов выполнить любые материнские наказы, в том числе простить все пакости избалованного мальчика, исполнить просьбу господина Брио, то есть пойти наперекор сердцу, ведь у Шарля есть мечта вновь увидеть своего папу, а не быть вовлеченным в круговорот интрижек в жизни матери. В адрес бедного мальчика летят обидные слова, что его мать проститутка и увивается за ходячим кошельком, а биологический отец давно погиб. Кто теперь пан, а кто пропал? После возвращения в замок, мальчики подписали пакт кровью и обещали держать клятву. Шарль жалеет маму, сострадает её не сладкой доле матери-одиночки и жертвует собой, а значит признает поражение и идет, по сути, ва-банк. Ярким моментом сюжета является театральная реприза совсем не детской постановки Тома. Это и есть апогей взрослой актерской игры детей. Иначе фарс. Другие эпитеты к игре не подходят; ее нельзя назвать просто легкомысленной, смешной, абсурдной — это фарс, явно и бесхитростно. Кто же обретет свободу, а кто обречен стать пленником замка? В конце вы насладитесь сердечной победой.
Если вам еще не довелось посмотреть это кино, то попробуйте представить, к чему может привести история о том, как вдовствующий богач нанимает в гувернантки для ребенка молодую, одинокую, привлекательную женщину, которая переезжает в его огромный дом вместе со своим маленьким сыном? Может быть старый аристократ воспылает чувствами к гувернантке, а их дети, потерявшие отца и мать и почувствовав семейное предательство, объявят друг другу жестокую войну? Фильм режиссера оскароносного «Индокитая» Режиса Варнье погружает нас в готическую атмосферу старинного замка с его бесконечными темными комнатами и залами, замка, окруженного вековыми тиссовыми аллеями и дремучими лесами. В добавок к этому, Варнье нагнетает обстановку, используя почти хичкоковские приемы – чего стоит, например, окровавленная черная птица на белых простынях! Вот в таких декорациях разворачивается похожая на кошмарный сон история. Том и Шарль, главные герои этой драмы, каждый по своему переживает смерть одного из родителей. Каждый «со своей колокольни» оценивает происходящие в их жизни изменения и делает свои неутешительные выводы, за которыми следуют жестокие, импульсивные и опасные действия. В то время как взрослые постепенно сближаются, дети встают на путь полного морального саморазрушения... В основе этой картины лежит роман английской писательницы Сьюзен Хилл – «Я – в замке король»,удостоенный в 1970 году престижной литературной премии Сомерсета Моема. Хилл как будто описывает собственные трагические воспоминания из детства но, в отличии от фильма, с его двусмысленностью в финале, она, не жалея читателя, бьет тяжелой правдой наотмашь... В любом случае, прочитайте книгу Хилл, посмотрите экранизацию Варнье и решайте сами каким будет финал хозяина замка. Возможно это послужит вам хоть каким-то утешением...
Очень советую посмотреть этот фильм. В нём всё прекрасно: кастинг, музыка, свет, декорации, операторская работа, монтаж. Замечательно сыгранные роли (великолепны и дети, и взрослые). Это не фильм по книге Сьюзен Хилл. Оттуда взята только общая идея, а персонажи и контекст совершенно иные. Сценарий и режиссура тоже прекрасны. Это тот случай, когда фильм удался намного, так сказать, лучше, чем книга и оставляет намного больше тем для размышления. Неявно поднимается вопрос о сильных и слабых. В чём сила личности, врождённа ли она, какое место в этом вопросе занимает вера в Бога; фальшива ли эта вера?.. Почему большинство сильных проявляют себя часто плохими людьми и могут ли они измениться?..