К концу 1950-х популярность жанра «пеплум» достигла таких высот, что американцы и другие европейцы умудрились в нём переключаться и на другие темы, не связанные с сюжетами из Древней Греции, Древнего Рима, или из Библии. Однако одно дело смотреть очередную экранизацию известной ветхозаветной истории, и другое - фантазию на тему истории своей страны. Меня, честно говоря, и фильмы о Чингисхане порядком веселили (настолько там было всё «хорошо» по части истории, что ничего кроме улыбки это не вызывало). Но то, что я увидел в итало-югославском фильме «Татары» оказалось за гранью моего понимания. Фильм вроде как хочет следовать истории, но при этом, во всём ей противоречит. И лишь только оттолкнувшись от фабулы фильма, становится понятно, что перед нами условная экранизация «Повести о разорении Рязани Батыем». Да, в действительности, в 1237 году войска монголо-татар под предводительством внука Чингисхана - Батыя, отправились в поход на Русь. И да, в результате похода Рязань была полностью сожжена. Так же в повести упоминалась трагическая история о сохранении супружеской верности княгини Евпраксии к своему мужу - Фёдору Юрьевичу. Собственно, эти факты были использованы для написания сценария. Только вот подошли создатели фильма к делу весьма топорно, ориентируясь сугубо на западного зрителя. А почему создатели фильма решили, что такому зрителю нет дела до русских, мне, честно говоря, не понятно. Но только в результате «блестящей» работы сценаристов, рязанцы стали викингами, а монголо-татары - просто татарами (хотя реальных татар в 13 веке Чингисхан уничтожил, а к современным татарам те не имеют никакого отношения). Более того, сам слоган у фильма звучал, как «Татары против Викингов!», чтобы уж наверняка пробудить у зрителя интерес к происходящему на экране. К числу типичного киношного клише я бы отнёс общение и татар, и викингов в совместных сценах на одном языке - современном американском, без помощи переводчиков. Нет, ну а зачем зрителю понимать, что это разные народы? Ограничимся лишь костюмами (которые, к слову, вполне красивые). Из плюсов я бы отметил хороший актёрский состав. Орсон Уэллс (хан Бурундай) и Виктор Мэтьюр (конунг Олег Храбрый) достойно сыграли оппонентов, вытягивая на себе всю картину. Сюжетная любовная линия Эрика (Лучано Марин) и Самии (Белла Кортез) мне не понравилась - слишком быстро произошёл переход от ненависти пленницы к любви по отношению к викингу. А уж сцена суда, где викинги решали что делать с влюблёнными, откровенно насмешила. Поскольку способ швырять топоры то в правый, то в левый столбы с целью дальнейшего подсчёта выглядел нелепо (а для подсудимых и вовсе небезопасно). Зато сюжетная линия с женой Олега - Хельгой (Лиана Орфей), наоборот смотрелась лучше. В общем и целом, «Татары», обладая всеми стандартными плюсами и минусами пеплума, получились не самым хорошим представителем данного жанра. Взяв за основу исторические события Руси XIII века данный итало-югославский фильм всё переиначил, переделал под западного зрителя и выдал откровенный бред и отсебятину. Что ж, видали фильмы и получше. 3 из 10