Королева детектива Агата КРИСТИ подвергается огромному количеству экранизаций и подражаний. Казалось бы, отыскать в этом море фильмов и сериалов истинное воплощение духа и содержания книг английской писательницы – задача тяжелая, но на самом деле решение лежит фактически на поверхности. Британский сериал «Пуаро» можно смело назвать эталонным в данном жанре. Хочется поговорить даже не о самом сериале, то есть не о каких-то его характеристиках, а о самом феномене «Пуаро». Одно то, что эта эпопея просуществовала на телеэкранах тринадцать сезонов (первый вышел еще в 1989 году) позволяет говорить о практически беспрецедентном успехе. Когда в 2013-м создатели сериала объявили об окончании работы над ним и о том, что нового сезона уже не будет, нам, зрителям, стало немного грустно. До сих пор казалось, что Пуаро – это какой-то безусловный персонаж нашей жизни, и хотя снятых за эти годы серий хватит нам для пересмотра еще очень надолго, но сам факт прекращения проекта заставил о многом задуматься. Важным условием успеха «Пуаро» стала визуальная составляющая, включающая в себя и общую тональность художественного оформления, и проработку интерьеров, и образы героев – их стиль в одежде, макияж, прически, – все это помогло создать настроение. Ретро атмосфера каждой серии – это своеобразный камертон, исходя из которого, выстраиваются остальные линии фильма. Режиссерам и оформителям удалось сохранять эту атмосферу из эпизода в эпизод, при этом не перегрузить ею экранное пространство, то есть она не отвлекает зрителя от сюжета и детективной линии. Именно это, на мой взгляд, является главным и самым сложным спецэффектом в кино – создать настолько органичную атмосферу, что все происходящее внутри нее не воспринимаешь как инсценировку. Интересно еще и то, что это сохранялось на протяжении всего сериала несмотря на то, что он выдержал свыше двадцати режиссеров и сценаристов. Наше восприятие не разрушается неожиданной сменой режиссерского почерка, или экспериментами при адаптации сценария, или какой-то театрализацией рассказываемой истории. Еще раз хочется отдельно сказать о работе стилистов. Над фильмом работала большая команда, но выделить стоит прежде всего художников по костюмам (Шина Напье, Линда Мэтток, Барбара Крониг, Сью Томсон, Робин Фрейзер-Пайе, Элизабет Уоллер, Андреа Галер, Шарлотта Холдич, Шэрон Льюис) и по декорациям (Карлотта Барроу, Крисула Софици, Дэсмонд Кроу, Марк Риммелл). Созданные ими образы и пространства можно рассматривать бесконечно: хочется иногда нажать на паузу и рассмотреть детали, нюансы, изучить каждую черточку досконально. Думаю, если бы продюсеры «Пуаро» вслед за сериалом решили организовать выставку костюмов к фильму, то мог бы получиться модный портрет целой эпохи Великобритании. Такая выставка не только имела бы успех, но и могла бы стать материалом для целого ряда исследований. В правдивости этого материала можно не сомневаться: историки (в частности, историки моды) и стилисты не нашли ни одной ошибки или анахронизма в работе художников по костюмам и декорациям. Благодаря очень качественной и по-настоящему вдохновенной работе стольких людей, прекрасному подбору актеров, трепетному отношению продюсеров не только к тексту первоисточника и к своему прошлому, удалось создать сериал, в котором каждый эпизод самоценен и смотрится как самостоятельный телефильм. И, несмотря на то, что формально жанр детектива предполагает напряжение, связанное с криминальным сюжетом, «Пуаро» удается привести зрителя в расслабленное состояние, эта телесага о великом бельгийце гармонизирует наше душевное состояние и дарит ощущение какой-то защищенности и уюта.
Двери выхода 50 так и не открылись сегодня для меня, далекий город перенесен на пару дней, чтобы долгое возвращение из аэропорта не было столь томным, решил написать, и о книге и о фильме и о актере, которые заставляли работать мои серые клеточки... Полностью закончив серию книг о Шерлоке Холмсе, решил сравнить А. К. Дойля с А. Кристи, прочитав один из самых успешных детективов 'Убийство в восточном экспрессе'. Конечно, стиль описания значительно отличался, в общем как и сами герои детективов: азартный, спортивный, с острым чувством юмора и иронии Шерлок Холмс ничего общего не имеет, кроме хорошо работающего серого вещества, конечно, с Эркюлем Пуаро, бельгийским педантом, тем, кто чтил букву закона выше всего и верил в него, как в основу стабильности цивилизованного общества. Восточный экспресс показался мне чересчур похожим на руководство для начинающих сыщиков, каждый шаг описывает работу Пуаро после убийства одного малоприятного, можно даже сказать омерзительного человека. Конечно, это элементарно, такой эффект вполне очевиден, когда перескакиваешь с приключенческого детектива на психологический. Но что действительно поражает в Экспрессе, так это его концовка, полностью переворачивающая все происходящее! Недаром это произведение действительно гордо носит свое имя детектива и остается популярным даже спустя десятилетия. То неописуемое чувство, когда ты читаешь, и у тебя в голове запускается машина, которая складывает эти, может местами и скучные, кусочки в восхитительную картину, будоражащую твое сознание. Сразу же возникло желание посмотреть Экспресс с великим и неподражаемым Дэвидом Суше, чьим поклонником я стал еще в далеком школьном возрасте, когда начался сериал по произведениям Агаты Кристи. Это были лучшие полтора часа, в голове еще не утихли эмоции о прочитанном. А сейчас все это можно посмотреть, в исполнении лучших актеров Британской школы. Если касательно исполнения образа Шерлока Холмса не угасают споры, кто же лучший актер, воплотивший образ английского знатока дедуктивного метода, то с Пуаро таких споров не возникнет никогда! Дэвид Суше просто был рожден, чтобы подарить миру столь гениально воссозданный образ утонченности, элегантности, чувства такта, воспитанности и хороших манер водном флаконе. Кончено же, это в полной мере можно ощутить, посмотрев Экспресс, когда в фильме идет борьба устоев сыщика, сильная моральная дилемма, ведь Пуаро понимает, что он подвергает аресту благородных духом людей, но, с другой стороны, не может переступить через букву закона. В начале фильма специально показываются два фрагмента: его сокрушительные обвинения в сторону офицера, чьей выбор поражает и не оставляет равнодушным, и момент с женщиной в Стамбуле, которая была уличена в неверности к своему мужу. Адекватно рассуждая, каждый человек может ошибаться. Все мы так же знаем, что часто Фемида остается слепа, и ее карательный перст не указывает на истинных виновников. Так и в фильме происходит аллегория, Пуаро с слепой Федимой, которая или который все же включает в суждения ни только холодный расчет, но и эмоции а также же христианские морали. Тема религии так же хорошо раскрыта в фильме: обратите внимание, как читают молитву главный герой и антагонист фильма, здесь так же можно много над чем подумать и поразмыслить о сущности человека, его духовном мире и потребностях. Так же не могу пройти мимо Айлин Эткинс, которая блистательно воплотила русскую аристократку - княжну Драгомирову: неописуемые чувства от переданного стиля былой русской знати, которая была эталоном этикета и манер. То, как она передала эмоции, как ярко видно чувство мести, с которым она жила долгое время и чье блюдо стало настоль холодным, что она с большим удовольствием ждала того времени, чтобы угостить им. Как благородно показан ее поступок в конце фильма. 10 из 10 совпадений с образом, воссозданным в чертогах моего разума, когда я читал книгу. Ну, и кончено же, Тоби Джонс, кого чаще все же видишь в ролях другого плана, показал, что он актер с большой буквы, и может воссоздать любой персонаж. Снимаю шляпу и мой низкий поклон - минуты в кадре действительно отражают, что работа была продела с совестью! Экспресс - отличный фильм, который в ходит в цикл серий про Эркюля Пуаро. Спасибо Мадам Агате Кристе за ее творения и спасибо Дэвиду Суше за его талант. А также композиторам за, наверное, самый запоминающийся саундрек в моей жизни! P.S. Самое интересное, случайно открыв журнал Аэроэкспресс, я увидел статью, о десяти лучших железнодорожных путешествиях, где на пятом месте стоит Восточный Экспресс Стамбул-Париж, и там и там я был, но увидеть невероятно красивый вагон, с изысканной гастрономией, хорошими винами и сохраненным атмосферным духом начало 29 века, я поставил в свой лист ожиданий будущих посещений!
Гастингс: Я только что думал... Пуаро: Очаровательное занятие, мой друг! Не гнушайтесь им и впредь! Для меня этот сериал значит многое, поскольку большую его часть я посмотрел еще в детстве. Я и сейчас люблю пересматривать «Таинственное происшествие в Стайлзе», «Рождество Эрклюля Пуаро», «Смерть лорда Эджвера», «Зло под солнцем», некоторые 'маленькие' ранние серии. Мне казались очаровательными атмосфера Англии тридцатых годов, интерьеры в стиле ар-деко, элегантные костюмы, роскошные автомобили. И, разумеется, я не мог устоять перед обаянием главного героя, достойного сына молодой бельгийской нации и славного мужа маленькой, но значимой литературной нации детективов – Эркюля Пуаро. Многое сказано и написано о том, насколько ответственно Дэвид Суше подошел к задаче сыграть «Геркулеса» сыска. В итоге получился один из самых узнаваемых образов – с виду тщеславный французский буржуа, но на самом деле – человек со сложным характером. Благородный, но при этом не гнушающийся подсмотреть в замочную скважину, умный, но самоуверенный и самовлюбленный, человечный и отзывчивый, но в иные минуты – циничный и лицемерный. Удивительно, как в этом человеке соседствуют превосходство над стереотипным мышлением и подверженность разного рода предрассудкам, от боязни самолетов до навязчивой любви к симметрии. Его главные орудия – ни быстрота и сила, ни лупа и реактивы, с которыми сыщики возятся в поисках улик, а знание человеческой психологии, наблюдательность и умение вести беседу. К слову, у Агаты Кристи Пуаро – во многом стереотипное представление англичан о «лягушатниках»; она нигде не дает его детального описания (писательница вообще не баловала читателей тщательной прорисовкой героев), и Суше приложил немало усилий, чтобы образ стал по-настоящему живым и законченным. Он обращается к своим собеседникам на французский манер, чаю всегда предпочтет кофе или особый отвар, будет носить, несмотря на моду, стоячие воротнички и надевать лакированную обувь, которую англичане считали проявлением безвкусия, у него будет имеющая для него сакральный смысл брошь для цветов в петлице пиджака и так далее. Абсолютным попаданием в образ стала также игра Хью Фрейзера, который снялся в роли капитана Гастингса (столь гротескный «доктор Ватсон», сколь нелепым «Холмсом» является Пуаро), и Филипа Джексона, исполнителя роли регулярно садящегося в лужу и извлекаемого оттуда гением Пуаро старшего инспектора Скотланд-Ярда Джеппа. На своем месте, как мне кажется, и Полин Моран в образе секретарши мисс Лемон, хотя в произведениях Кристи этот персонаж занимает более чем скромное место. Вполне убедительна Зои Уонамейкер в роли писательницы Ариадны Оливер (пародийный образ Агаты Кристи, созданный ей самой), которая появляется в нескольких сериях последних сезонов. Свои лучшие времена сериал переживал, когда основными сценаристами были Клайв Экстон и Энтони Горовиц, и весь проект находился под опекой продюсера Брайна Истмана (вплоть до 2002 года). Кстати, благодаря сценариям Экстона и продюсированию Истмана появился один из самых лучших британских сериалов «Дживс и Вустер». Оба проекта, помимо лиц, причастных к их созданию, роднила также общая эпоха, которую они изображали – тридцатые годы двадцатого века, последнее десятилетие Британской империи, «Англия, которую мы потеряли». Отдельно хочется упомянуть композитора Кристофера Ганнинга, чья музыка на протяжении большей части сериала добавляла последний штрих к атмосфере ностальгии по этим беззаботным и вместе с тем наполненным декадентским настроением временам. Многие ранние серии отличаются, несмотря на убийства и аферы, светлым настроением – ведь зло все равно понесет наказание, а также легким юмором, который ничуть не делает, разумеется, преступление забавным. Начиная с девятого сезона (2003 год) стилистика сериала заметно меняется; создателями новых серий становятся другие люди. Свою роль сыграл также отход от дел вдохновительницы сериала – дочери Агаты Кристи Розалинды Хикс, которая одна из первых высоко оценила работу Дэвида Суше. Из новых серий исчезли прежняя музыкальная заставка, старые персонажи (одиночество Пуаро теперь скрашивали безмолвный дворецкий Джордж (Дэвид Йелланд) и, изредка, писательница Ариадна Оливер), привычный юмор. Особенностью новых серий стал чересчур, на мой взгляд, вольный подход сценаристов к тексту источников. Сюжеты романов и рассказов меняли, конечно, и раньше, и весьма сильно, но все-таки не ставили все с ног на голову, вплоть до полной перелицовки образов всех героев. Намеренно отказываясь в силу разных причин от текста оригинала, создатели новых серий, однако, не смогли обнаружить в себе той же степени таланта, которой обладала леди Агата. И сильные, и слабые стороны развития действия, которые были у Кристи, заменялись на еще менее убедительные сценарные ходы. Агата Кристи, может быть, не особенно была сильна в раскрытии характеров, но она была гениальна в том, что касалось детективной составляющей, - в этом сценаристы превзойти ее не смогли. Если раньше серии, которые создавались по раннее экранизированным произведениям, превосходили их (как «Зло под солнцем» или «Смерть лорда Эджвера» превосходили фильмы, где Пуаро играл Питер Устинов), то, например, эпизод по роману «Убийство в восточном экспрессе» уступает одноименной работе Сидни Люмета, который отнесся к тексту одного из лучших детективов гораздо бережнее, чем принявшиеся изобретать велосипеды создатели новой версии. Апофеозом стали сценарные работы Марка Гэтисса, который, как многие затем убедились по сериалу «Шерлок», считает, что использовать текст оригинала для экранизации – это прошлый век. «Классическая» серия от Гэтисса «Вечеринка в Хэллоуин» имеет штампы доморощенного фрейдизма, непременную отсылку к проблемам ЛГБТ-сообщества, членом которого сценарист является, развитие сюжета из серии «вот это поворот!». Занятно, что роль убийцы в фильме играет бойфренд Гэтисса. Вообще после ухода команды Истмана имеет место излишняя драматизация, стремление вытащить ближе к развязке как можно больше скелетов из шкафов, добавление совершенно необязательных для развития сюжета поцелуев, постельных сцен, непонятно чем мотивированное изменение сексуальной ориентации героев («Карты на столе» и «Вечеринка в Хэллоуин»), тысяча и одна детская травма, которых не было в оригинале («Свидание со смертью»). И без того картинные разоблачения Пуаро (как, например, в «Загадке Эндхауза») теперь превращаются в театрализованный фарс, а убийца угрожает Пуаро устроить здесь и сейчас локальное светопреставление или, не мудрствуя лукаво, бросается на него с оружием. Образцом нелепости сцены разоблачения стала для меня концовка «Большой четверки», где все мотивы преступника, говоря грубо, притянуты за уши. Зачем все это, если большинство преступлений у Кристи объясняется универсальным, и оттого не менее убедительным «Qui prodest»? Девятый сезон был еще на достойном уровне, десятый смотреть было непросто, а одиннадцатый, двенадцатый и тринадцатый – довольно-таки тяжело, при всем уважении к Дэвиду Суше. К счастью, в заключительной серии («Занавес») сюжет изменениям практически не подвергся – и в итоге этот фильм - достойное завершение моего любимого сериала. А Пуаро для меня остается самым любимым сыщиком, сверхчеловеком, восхищающим меня своей человечностью.
Первая и, боюсь, что единственная адекватная экранизация произведения Леди Агаты в последнем сезоне сериала, который так ловко приноровились переиначивать шустрые сценаристы. На этот раз, к вящему удовольствию зрителя, один из самых блестящих романов экранизирован полностью и не претерпел никаких изменений, посему данный эпизод напоминает старые добрые серии времен самого начала шоу. В основе сюжета лежит так называемая 'игра в убийство', довольно популярный квест среди английской аристократии первой половины двадцатого века. Миссис Оливер на правах гранд дамы криминальной литературы сочиняет фабулу игры, разбрасывает улики, организует 'жертву', а гости богатого поместья нувориша мистера Стаббса должны распутать загадочный клубок и докопаться до личности преступника. Однако вскоре расследование понарошку перерастает в самое настоящее, поскольку кое-кто умирает взаправду. Разумеется, только Пуаро может разрешить загадочную головоломку. Похожую историю об игре, в которой всё пошло не так, как планировалось, можно обнаружить в ещё одном захватывающем романе Кристи 'Объявлено убийство' (здесь по следу преступника идет мисс Марпл). Забавно, что в обеих экранизациях роль организатора забавы досталась одной актрисе Зоэ Уонамейкер. В фильме огромное значение для хода событий имеет само поместье 'Насс-Хаус'. Детальному расположению находящихся на его территории особняку и другим строениям предстоит сыграть свою роковую роль в деле о подлоге и зверском убийстве. Забавно, но невероятной красоты дом и особенно его окрестности в фильме почти один в один совпали с моим личным представлением о месте разворачивающихся зловещих событий. Всё благодаря писательскому гению Кристи, однако! Герои: в роли вульгарного Стаббса 'отжигает' Шон Пертуи, которому уже довелось принимать участие в данном сериале в самом начале своей карьеры. В 1989 он сыграл крошечную роль в первом сезоне в эпизоде под названием 'Король Треф'. С годами Шон раздобрел, поправился на лицо и растерял всю юношескую привлекательность, зато в разы вырос в актерском плане, его персонаж получился наиболее ярким, не считая, конечно, непревзойденного Суше и Уонамейкер. Цитата: Не в меру любопытная девочка-скаут: 'Вы видели много убийств, правда?' Пуаро (неожиданно скромно): 'Да, парочку, мадемуазель'. Девочка (деловито): 'И сексуальных маньяков тоже? Мне нравятся сексуальные маньяки. Я про них читала'. Пуаро (в легком замешательстве): 'Не думаю, чтобы вам хотелось с таким повстречаться'.
Мне было двенадцать, когда я нашла на кухне потрепанную карманную книжонку «Миссис МакГинти с жизнью рассталась», прочитала ее за два дня, и она исчезла из моей жизни также внезапно, как появилась. Но даже сейчас, спустя более десяти лет, я помню стишок на первой странице - «Миссис МакГинти с жизнью рассталась, на небо улетела, на небе осталась…», - хотя больше никогда не видела его, а в популярном варианте роман называется «Миссис МакГинти мертва». Второй книгой было «Убийство на вилле Энд». После нее я отчаянно и бесповоротно влюбилась в Агату Кристи и все, что породил ее блестящий ум и воображение. «10 негритят» не давали мне спать всю ночь напролет. Наша отечественная экранизация романа – единственная киноверсия книги, которая восхитила меня до глубины души и пробрала до костей. В 15 я просчитала «Убийство в Восточном экспрессе», поймав себя на мысли о забавном совпадении. Действие книги происходило зимой – за моим окном шел снег. В попытках согреться Пуаро пил чай – в моих руках был чай, когда я читала об этом… Гениальная задумка с присяжными, гениальная интрига. Так или иначе, Агата Кристи была в моей жизни всегда. Моя мама, урожденная прибалтийка, в душе всегда была англичанкой, начиная со страсти к литературе-моде-архитектуре и ландшафтному дизайну, и заканчивая викторианским духом, что, несомненно, легко в основу моего воспитания. А еще она всегда любила детективы. Свою первую зарплату я потратила на собрание сочинений Агаты Кристи об Эркюле Пуаро, и подарила ей, торжественно разложив на кровати. На белых, чрезвычайно марких обложках были изображены персонажи телесериала, а посередине каждой – лицо Дэвида Суше, единственного Пуаро наряду с единственными Холмсом в образе Ливанова. Как только в моей жизни появился Интернет, первой вещью, которую я нашла, был сериал «Пуаро Агаты Кристи». Когда-то школьницей смотрела его по каналу «Россия», впялившись в экран с таким видом, будто жизнь моя зависит от происходящего в кадре; сейчас я время от времени достаю наугад диск, и реальность, как всегда, исчезает – остается только полноватый престарелый детектив, щеголь и франт с утиной походкой, напомаженными усами, проницательным взглядом и мягкой полуулыбкой, рядом с которым происходят загадочные преступления, картины которых он восстанавливает по крупицам на глазах у изумленных слушателей в финале, заставляя кровь убийцы леденеть, а свидетелей – внимать ему с замиранием сердца. Ему присуща театральность, как присуще тщеславие, вот почему он обожает эти эксцентричные разоблачения, срывая маски пороков со всех участников драмы по очереди, но только под одной из этих масок обнаруживается уродливое лицо убийцы. Всегда неожиданно. Всегда впечатляюще. В случае с женщинами этот эффект особенно силен. Помните «Убийство лорда Эджвора», «Загадку Эндхауза», «Безмолвного свидетеля», «Убийство в поместье Марсден»? Как менялись лица этих женщин, когда перст судьбы указывал на них? Добродетель, кротость и мягкость, слетев, как шаль от ветра, обнажали черные души, холодные глаза и жесткие линии губ. Книги Агаты Кристи, посвященные Эркюлю Пуаро, - образчик шикарного детективного чтива, которым повезло вдвойне быть воплощенными на экране в гениальном сериале, каждый эпизод которого – плод таланта и безграничной любви к писательнице и ее герою. Так скрупулезно и бережно воссоздать атмосферу 30-х годов в каждом ее штрихе – зданиях, автомобилях, интерьерах, моде и традициях - почти невозможно, как невозможно столь точно попасть в цель с образами главных героев – Пуаро, Гастингса, Джеппа, мисс Лемон. Разные люди, разные ситуации, преступления и страны, но неизменно одно – the truth can never be silenced. Создатели многосерийного телешедевра с самых первых нот знаменитой мелодии Кристофера Ганнинга погружают зрителя в совершенно особенный мир. На первый взгляд он безмятежен, но потом безмятежность курортов, дорогих отелей, театров и званых вечеров взрывается убийством, и краски меняются, атмосфера сгущается, звенит тревожный колокольчик, который к финальному занавесу превращается в оглушительный колокол, который держит в своей руке изящный, галантный, педантичный мужчина, перестающий улыбаться после слов «Это были вы!». Франция и Бельгия, Африка и Турция, Египет, Греция и, конечно же, Англия с ее изумрудными полями, усадьбами, вокзалами, живописной провинцией и паровым котлом под названием Лондон – все это есть в сериале, его душе и на его лице. Наследные принцы, премьер-министры и магнаты с поджарыми женами и очаровательными дочерьми; капризная богема с длинными мундштуками, кокаиновыми пудреницами и вызовов во взгляде; репортеры, врачи, сельские сквайры, преданные дворецкие, любопытные горничные, статные мужчины, ловеласы, соблазнители, джентльмены и воры, сногсшибательные женщины со своими тайнами и грязным прошлым – все они здесь, рядом с теми, кто совершил убийство. Рядом с ними, среди них, в их перчатках и шляпах. Преступления. Изощренные, сложные, непредсказуемые. К слову, русские представлены тут на редкость достойно. «Вечеринка в честь Хэллоуина», «Ключ к разгадке», «Восточный экспресс», «Что растет в твоем саду?» - разве эти женщины не образчик истого благородства и высокой морали дореволюционного имперского дворянства? Изгнанного, обнищавшего, но великого в своем смирении, в своей врожденной гордости и силе духа. Само собой, в веренице историй есть те, к которым я дышу спокойнее, и те, что восхищают меня до мурашек, независимо от количества просмотров и повторов. К последним относятся «Тайна голубого экспресса» «Свидание со смертью», «Грустный кипарис», «Восточный экспресс» и «Берег удачи». Вообще, все последние, полнометражные картины из серии «Пуаро» - «Хэллоуин», «Миссис МакГинти», «Кошка среди голубей», «Часы», «Трехактовая пьеса» и ни с чем не сравненный «Восточный экспресс» сняты настолько фантастически, что стреляют в упор аж с нескольких фронтов. С позиции интеллектуального совершенства и с высшей точки операторского искусства, сделав картинку настолько яркой и сочной в сочетании с мягким глоу-эффектом, а приемы показа столь выразительными в плане технических изысков, что ошалевшие от подобной эстетики глаза сначала учащенно моргают, а затем перестают моргать вообще, боясь ненароком пропустить какой-нибудь до боли превосходный кадр. Вы помните эпизод в «Миссис МакГинти», когда Пуаро с чемоданом в руках стоит на сельской дороге, ветер вздымает ворох пожелтевших листьев, а камера спускается с верхней точки к земле, «оглядывая» детектива с ног до головы? Это роскошно. «Пуаро Агаты Кристи» - достояние британского телевидения, памятник писательнице, предмет гордости нации. Часть моей души, моя таблетка от депрессий, как будто старина Эркюль поддерживает меня под руку в период испытаний, не позволяя упасть. Дэвид Суше был рожден для этой роли, а миссис Кристи для меня – это Ванесса Редгрейв в неприметной, неброской, но такой родной «Агате»! И в Париже, и в Брюсселе я первым делом вспоминала Пуаро.
Вряд ли в 1989 году создатели сериала 'Пуаро' предполагали, что фильм продержится на экране больше двадцати лет и приобретет столько поклонников по всему миру. Очаровательные главные протагонисты словно сошли со страниц книг о великом сыщике: добродушный дуболом Джепп, правильная, но с чёртиками в глазах мисс Лемон, сердечный и наивный, но такой до кончиков ногтей джентльмен Гастингс, и конечно сам Эркюль Пуаро в исполнении Дэвида Суше - оригинальный, богатый на мимику, иногда слегка трусоватый, любитель хорошо покушать, подчас прижимистый, он, возможно, и обделен мужественностью того же Шерлока Холмса, и всё же самый настоящий рыцарь - гуманист и знаток человеческой природы, но не рассматривающий людей в микроскоп, а по-настоящему сочувствующий им. Телекомпания BBC всегда славилась своими костюмными сериалами по мотивам классических произведений, но 'Пуаро' - вершина их творчества. Здесь идеально подобраны все ингридиенты: актёрские работы, музыка, костюмы, декорации, юмор. Кстати, о шутках и гэгах. В первых сезонах, как неоднократно замечалось, их гораздо больше, чем в последних. Большинство первых серий основаны на коротких рассказах из сборников 'Ранние дела Пуаро' 'Пуаро ведет следствие', а потому эпизоды не длинные (всего минут 50), но весьма содержательные. Эпизод 1. Приключения кухарки из Клепхема. Сюжет: Грубоватая мещанка миссис Тодд просит Пуаро отыскать свою пропавшую кухарку, и тот, бросая вызов своему тщеславию, соглашается на это лишь с виду простенькое дельце. Герои: Мне особенно запомнилась горничная Энни, искренне полагавшая, что 'торговцы женщинами' покусились на честь 60-летней бабули. Фраза: Гастингс (размышляя вслух): 'Миссис Tодд...Не похоже, чтобы она имела отношение к государственным делам. Правда, я знал одну миссис Джонс'. Пуаро(заинтересованно): 'И что?' Гастинг: 'Всё'. Эпизод 2. Убийство в Мьюзе. Сюжет: Старший нспектор Джепп подозревает, что с самоубийством некой миссис Аллен не всё так чисто и просит Пуаро помочь следствию. Герои: Запомнилась мисс Плендерлит - сильная и волевая женщина, сумевшая принять непростое решение. В небольшой, но существенной роли жениха покойной снялся Дэвид Йелленд, спустя много лет исполнивший роль слуги Пуаро Джорджа в последних сезонах фильма. Фраза: Лорд (обращаясь к Пуаро): 'Советую побриться. В Англии так не ходят'. ( страшнее оскорбления для Пуаро и придумать нельзя!) Эпизод 3. Приключения Джонни Вестверти. Сюжет: Надутый аристократ получает анонимные письма с угрозами похитить его единственного сына, если он не выплатит значительную сумму денег. Полиция не воспринимает сии угрозы всерьёз, и лорд обращается за помощью к Пуаро. Герои: Аристократ Вестверти раздражает ужасно, однако в этой серии есть саспенс. Когда часы приближаются к назначенному похитителем часу, тревожное ожидание становится нестерпимым. Фраза: 'Знакомься, дорогая. Это мистер Геркулес Пуаро'. Эпизод 4. 24 черных дрозда. Сюжет: Умирает старый художник Генри Гасконь. Перед смертью он почему-то изменяет своим укоренившимся привычкам, и это не может не встревожить папу Пуаро. Герои: на мой взгляд личность преступника очевидна, зато в этой серии полно замечательных комических сценок. Фраза: Пуаро(предлагая Гастингу кролика по-льежски собственного приготовления): 'Вкусно, Гастинг? Не бойтесь переусердствовать с похвалами'. Гастинг: 'Это вкусно...Самая наикрольчательнейшая крольчатина, которую я когда-либо ел!' Пуаро(с притворным смущением): 'Это из-за можжевеловых ягод'. Эпизод 5.Квартира на четвертом этаже. Сюжет: Двое молодых людей, случайно вторгнувшихся в чужую квартиру, обнаруживают там труп её хозяйки. По счастью двумя этажами выше проживает сам Пуаро. Герои: Актёр, исполнивший роль Донована, напомнил мне Александра Абдулова в молодости. А Джимми выглядит как незаконорожденный сын Гастингса - то же вечно недоуменное выражение лица. Фраза: Девушка(встревоженно): 'Что с Донованом?' Гастингс (поглощенный собственными мыслями о покореженном автомобиле):'Нужно полностью менять передок'. Эпизод 6. Родосский треугольник. Сюжет: На острове Родос любовный треугольник грозит обернуться трагедией. По счастью под греческим солнцем отдыхает сам Пуаро. Герои: Все какие-то старые - получился эдакий адюльтер 'а-ля кому за пятьдесят'. Фраза: Греческий начальник полиции: 'Вы, сумасшедшие англичане, мне придётся арестовать вас всех, пока вы не поубивали друг друга! И вас первым, мсье Пуаро!' Эпизод 7. Происшествие в море. Сюжет: Во время круиза кинжалом убита богатая англичанка весьма скверного нрава. Пуаро берется найти убийцу. Герои: Убитая тетка до того противная, что невольно симпатизируешь её убийце. Сцена разоблачения исполнена мастерски - в ней есть нечто зловещее, аж мурашки по коже. Одна из лучших серий данного сезона. Фраза: 'Ваш трюк был жесток и грязен, мсье Пуаро'. Пуаро (холодно, но с достоинством): 'Я не одобряю убийств'. Эпизод 8. Невероятная кража. Сюжет: Накануне второй мировой исчезают ценные чертежи английского истребителя. Но Пуаро вызывается найти пропавшие документы. Герои: Никто особенно не приглянулся, а вот погоня в конце изумительна. Фраза: Гастинг (о мисс Лемон): 'Зачем вы дразните её?' Пуаро ( c кошачьей ухмылочкой): 'Искушение непреодолимо, мой друг'. Эпизод 9.Король Треф. Сюжет: В убийстве омерзительного кинопродюсера замешена видная актриса, обнаружившая его труп. Пуаро берется отстоять репутацию девушки Герои: В микророле засветился молоденький Шон Пертви, высшим карьерным достижением которого стала роль командира в хорроре Нила Маршалла 'Псы-воины'. Фраза: Пуаро(подмигивая Гастингсу): 'Дело мистера Ридберна, конечно же, останется, но я боюсь, его никогда не раскроют'. Эпизод 10. Сон. Сюжет: Бенедикт Фарли, он же 'пирожковый магнат', часто видит во сне своё самоубийство. В конце концов, сон становится явью. Но Пуаро не верит в мистические совпадения. Герои: Фарли - ещё один мерзкий тип, о смерти которого не жалеешь. Фраза: Пуаро(дав маху с подарком для мисс Лемон и даже не заметив этого): 'Я слишком внимателен к своим подчиненным'.
Детективные истории, которые, пожалуй, никого не оставляют равнодушным, повсеместно находят своё отражение не только в реализации сценариев, основанных исключительно на новом материале, но и в многочисленных экранизациях классических произведений, одним из которых непосредственно и является «Пуаро Агаты Кристи». Но взять за основу содержание книги – это лишь полдела, для наилучшего результата необходимо главное – создать на экране тот образ главного героя, который бы не просто запомнился, но и сразу полюбился зрителю. И с этой задачей создатели сериала, на мой взгляд, справились весьма успешно. Дэвида Суше, имя которого по праву можно было внести в список тех актёров, которым посчастливилось однажды играть таких всемирно известных литературных персонажей, как в данном случае, Эркюля Пуаро, можно только поблагодарить за то, каким он показал нам знаменитого бельгийского сыщика. Созданный им образ получился настолько ярким и убедительным, что только и заслуживает хвалебных слов и зрительских симпатий в адрес исполнителя главной роли. Радует ещё и то, что в сериале уделили внимание не только тем эпизодам, где, собственно говоря, и раскрывается талант великого детектива, но и тем важным, на мой взгляд, моментам, благодаря которым мы видим не только сыщика Эркюля Пуаро, но и просто человека со своими чувствами, слабостями и предпочтениями, т.е. нам дают возможность составить своё представление о характере данного персонажа, причём персонажа именно экранного, а не книжного. Конечно, стоит упомянуть и о верных помощниках обладателя быстродействующих «серых клеточек»: незаменимой и обаятельной мисс Лемон (Полин Моран) и храброго капитана Гастингса (Хью Фрейзер). И здесь также можно смело утверждать, что выбор исполнителей этих ролей, несомненно, оказался удачным. «Пуаро Агаты Кристи» - сериал, который, безусловно, можно считать успешной экранизацией своего книжного «оригинала», при просмотре которого ты получаешь истинное удовольствие от всего происходящего на экране, когда очередное загадочное преступление мастерски раскрывается тем харизматичным и галантным джентльменом с благородными манерами и неподражаемой формой своих усов, обладателя которых, наверно, трудно было бы с кем-либо спутать или когда-либо забыть. 10 из 10
Новая экранизация и отношение к ней. Что же, такой вопрос проще задать, нежели на него ответить. И чтобы все-таки на него ответить, придется для начала определить свое отношение к последним из серий сериала о маленьком бельгийце. Как говорится, вещи не бывают хороши или плохи сами по себе, но только в отношении к друг к другу. Я, признаться, очень долго привыкал к этим поздним сериям - так сильно было мое восхищение предыдущими, каноническими, и предубеждение против последних - все меня раздражало: и иная манера съемок, и изменения в стилевой ткани и наполненности сериала (тогда как ранние серии, по стилю относимые к началу 20-х - середине 30-х годов, с их модернизмом и нарождающимся арт-деко; были восхитительно выдержаны в безупречной гармонии строгой элегантности антуража, эффектности всегда уместных, дамских туалетов и отглаженных мужских костюмов ( сопоставимых разве что с достоверно-живописными - 'Дживсом и Вустером'); и фабулы, изящной в своей простоте и точности, наполненной тонким, всегда уместным юмором), и отсутствие привычной импозантной музыкальной темы. Все это было так, но только до тех пор, пока ко мне не пришло осознание значительности того короткого десятилетия, что хронологически разделяло период между серединой 30-х и, соответсвенно - 40-х, с периодом 20-х годов (некоей точкой отсчета сериала) - светлым началом 30-х, с их наивной верой в прогресс и величие человеческого духа; в возможность иного устройства мира, жизни и общества; в обязательность светлого будущего и счастливого конца. Святые догматики!.. И, боже! Как мало общего имеют они, эти радостные, плодотворные годы, с тревожными и мрачными в безысходности грядущей катастрофы предвоенными годами-минутами, когда, скатываясь в пропасть, только ужасались, но уже ничего не могли поделать: слишком мало времени оставалось для действий, и слишком много для ожиданья. Не могу не заметить, сериал передает эти изменения: иные, не столь элегантные, аскетически-первозданные и изысканные интерьеры, нет, скорее роскошно-изысканные, избыточно изысканные и усложненные, изысканно-декоративные интерьеры; иные цвета - яркие, ядовитые, почти кричащие, подчеркивающие общее впечатление болезненности, полусна-полубреда, сюрреалистичности, нереальности и чудовищности всего происходящего; иное настроение - разочарованности: словно бы очарований уже и не осталось, а красота скрывает за ярко раскрашенной маской веселья лишь печаль; иные люди, иной стиль. Словно бы переменились неизменные прежде величины - сменились магнитные полюса; мир лишился опоры. Когда я думаю об этом сейчас, то мне в голову приходит единственное слово - 'усложненность'. Именно: усложненность! Иногда неожиданная и даже неуместная, иногда интересная, но все же не сопоставимая с прежней гармонией. Возможно, это просто иная, новая форма гармонии. Возможно - внешние признаки внутренней болезни, общей и всеобщей зараженности... Проявившей себя в всеобщем безумии бойни, захватившей мир людей, еще недостаточно разумных, чтобы, имея средства для почти полного истребления друг друга, больше уже никогда не воевать... Но так или иначе, теперь я принимаю и этот, новый, взгляд на Пуаро. Я принимаю все. Кроме изменений в сюжете, характерах и фабуле Дамы Агаты Кристи. Не могу сказать, что они, эти новшества и изменения, нехороши, как не могу утверждать и обратное: ведь одобрить или отвергнуть их, как единственный сочинитель своих произведений, способный оценить правомерность тех или иных включений и изменений, которые так легко привносят современные драматурги от кинематографа, могла только сама Агата Кристи. Но поскольку обратиться к ней теперь выше всех человеческих возможностей, то, по моему скромному мнению, никто не вправе изменить хоть слово в ее пьесах или романах и должен, проявляя уважение к этой незаурядной женщине, или полностью принимать ее творчество, или же оставить идею экранизировать ее произведения. Так что, 'незначительные' расхождения - это единственное чего я опасаюсь и не смогу ни извинить, ни принять в грядущем, и 'грянувшем' 'Восточном экспрессе', как я не извиняю и не принимаю 'улучшений'- несмотря на их нередкую внешнюю эффектность -, 'Восточного экспресса' Сидни Люмета, как не могу принять и теперь - в 'Трагедии в трех актах'. Ведь изменения эти, на первый взгляд меняя только форму, затрагивают и суть, деформируют и искажают ее, подстраивая под нередко пустые и суетные реалии дня грядущего все те неизменные нравственные ценности и законы прошлого, настоящего и будущего, на глубоком знании которых и строится здание литературного и человеческого величия Кристи; непреходящей популярности ее произведений и неизменной любви к этой скромной, но такой талантливой женщине в сердцах ее читателей
Придаваясь бесчисленным и неопровержимым доказательствам о существования этого человека в реальности - по свидетельствам очевидцев, наблюдавших за его похождениями на страницах книг Агаты Кристи и посмотрев данную экранизацию, можно с уверенностью и без лишних эпитетов твердо ответить: Да, действительно, неоспоримо! Он существовал и существует и по сей день. Я думаю, вряд ли найдется тот, кто сможет сказать обратное. Так мастерски, с такой точностью каждой детали, с филигранностью, подчеркнутостью каждого жеста, полувзгляда, полуслова, оттенком всех настроений и внешними атрибутами наделенного героя, не идущей ни в какой сравнение с более ранним воплощением, в лицах не менее талантливейших актеров, еще никому не удавался воплотить этот персонаж, как сумел это сделать Суше - единственный и неповторимый, он Великолепен в своей притягательной манере, деликатен, находчив, воспитан, интеллигентен и по праву может гордится своими 'серыми клеточками'. Вообще, так давно сложилось мировоззренческое суждение, что любители детективов и те, кто их пишут, всегда находились на разных ступенях интеллектуального развития. Первые любят загадки и тайны, воображая будто они сами распутывают преступление, вторые отчасти это сознавая, при написания того или иного сюжета стараются их запутать, и в огромной степени получается парадоксальная ситуация, при которой, чтобы выяснить всю правду приходится дочитать книгу или досмотреть фильм до конца. Раньше времени вам загадка не откроется и не пытайтесь, сколь ни были бы вы умны и проницательны. Здесь загадка всегда кроется в ответе на неё. И только, когда все известно, вы дабы убедить себя в логике этого ответа, вспоминаете все сюжетные линии и приходите к выводу, что все правильно, ошибок нет. И тут вы понимаете, что вы полный профан в этом деле, кажется что вас одурачили, но снова и снова, вновь и вновь смотрите и смотрите эти так понравившиеся вам головоломки, возможно в дальнейшем став более прозорливым в их разгадках. Так вот с Агатой Кристи та же ситуация: умело написано - потрясающе передана обстановка, характеры героев, их внутренняя содержательная компонентность, вхожесть в структуру места действия, все гармонично, идеально, но откроется опять-таки все лишь в последней сцене, если уже догадались, значит вы смотрите фильм повторно! Если, конечно, не была поставлена другая задача - более психологического свойства, отследить на избранном персонаже его линию поведения и выяснить те ошибки, которые он допускает по мере продвижения к неминуемой каре - расплате за свои злодеяния. А все якобы подсказки, ключи, умело разбросанные автором по ходу действия, это лишь способ не запутать себя в бесчисленных хитросплетениях и перипетиях сюжета, где порой отвлеченные разговоры и дополнительные украшательские приспособления для создания атмосферы, переплетаясь и наслаиваясь уходят дальше, теряясь в витиеватости созданного из под пера, как песчинки в бесчисленной и бесконечной пропасти мысли автора, где его память иногда подводит, выстраивая ненужные многоэтажные строения, в попытке создать композиционную естественность. Детектив - это как карточный фокус, знаешь что дурят и все равно смотришь. Но когда эстетика в нем преобладает и создает завораживающие, почти волшебное ощущение замирания в сердце, где манеры главных героев в умении себя вести в светском обществе подкупают своей правдоподобностью, ты уже не особо замечаешь всей очевидности, в непонятной линейки перемещения фигур с одной клетки на другую, довольствуясь игрой актеров, где их блистательность и неподражаемая элегантность не идет ни в какое сравнение с всегда банальным и извечно прямолинейным 'мифом', что за преступлением неотвратимо следует наказание. Как-будто в назидание... Но всегда в любом детективном сюжете есть та мельчайшая, порой незначительная деталь, через которую вытягивается вся нить преступления - всегда есть малюсенькая, почти незаметная ошибочка, как бы не был скрупулезен и собран преступник, он оставляет след и только первоклассный мастак своего дела - детектив с большой буквы Мистер Эркюль Пуаро, сможет выхватить и с деликатностью врачебного скальпеля, легким касанием своего всегда накрахмаленного белоснежного платочка её найти и бережно использовать для соединения всей картины преступления, но мы к сожалению увидим и поймем это только к концу, потому что, как сказал один великий человек своей эпохи: ' Было бы величайшей ошибкой думать ' Поэтому насладимся изысканностью игры этого ожившего персонажа со страниц писательницы Агаты Кристи, в исполнении актера Дэвида Суше, где в этом нелегком, подчас трудном деле с помощью своего верного друга и помощника - капитана Гастингса, он с легкостью достойной восхищения, распутывает эти невообразимые по красоте построения, недоступные нам простым смертным, загадки. Нам остается только в восхищении и под гром аплодисментов, приветствовать талант слова и талант воплощения. Браво!
Стеснительная женщина произвела революцию жанра, обессмертив классический детектив вопреки ожиданиям язвительных критиков. Она представила миру новую концепцию прозы, провозгласившей верховенство закона и торжество разума, защищающие общество в целом и индивидов в частном перед угрозой посягательства кого-либо на чужие права и свободы. Гений Эдгар Аллан По, основавший детектив как таковой, тяготел к мистике, и потому не сформировал позднее обнаружившуюся у Кристи «идею Немезиды», правосудия над преступниками; существенный вклад в развитие данного жанра внёс Артур Конан Дойл, предложив универсальный образ героя – легендарного Шерлока Холмса, славящегося логикой и целеустремлённостью; вопросы морали рассматривал неоднократно уважаемый Кит Гилберт Честертон, через своего главного героя – патера Брауна – обратившись к внимающему читателю. Но именно женщине было суждено возглавить победоносное шествие детектива, в 1920 и 1930-е годы ставшим уверенным представителем среднего класса жителей Запада. Лейтмотивом ставя в своих произведениях близкое к идеальному правосудие и неизбежность наказания для преступника, Кристи при этом не забывала о литературе непосредственно, пронзительной простотой завоёвывая доверие читателей, накаляя до предела интригу и расписывая бытовые коллизии доброй старой Британии. Наследники Кристи согласились продать права на экранизацию романов и новелл с участием Пуаро, и это было правильным решением, так как в 2009 году исполняется двадцать лет одному из лучших британских сериалов – с рождением которого «бум» на произведения Кристи только усилился. Успеху способствовали сценаристы Клайв Экстон и Энтони Хоровиц, умудрившиеся заметно улучшить новеллы для адаптации к ТВ; то, что было хорошо для книжного мира, являлось громоздким для мира ТВ, и изменения сюжетов оригинала, как ни удивительно, на пользу пошли. Композитор Кристофер Ганнинг подарил незабываемо упоительный саундтрек сериалу, возведя его в ещё больший культ, а уж работа декораторов и костюмеров, воссоздавших целую эпоху, бесценна. Эдвард Беннетт (лауреат Берлинского кинофестиваля 1983 года) и Росс Дэвениш (лауреат Берлинского кинофестиваля 1980 года), безусловно, лучшие режиссёры: первый поставил множество коротких серий «Пуаро» и симпатично-мистическую экранизацию «Немого свидетеля», где великому сыщику помогал сообразительный пёс, а второй – зрителям представил наиболее традиционные экранизации – «Таинственное происшествие в Стайлз» и «Тайна оторванной пряжки». При этом каждый из режиссёров внёс неоценимый вклад в развитие сериала: Эндрю Грив – «Убийства по алфавиту»; Брайан Фарнэм – «Зло под солнцем»; Ренни Рай – «Опасность дома на окраине»; и в подтверждение неувядаемости творцов последний, одиннадцатый сезон «Пуаро», где серия «Миссис МакГинти мертва» выдержана просто в блистательном стиле, весьма основательную точку ставит в «охоте на лис» (так меж Пуаро и Гастингсом было принято именовать расследования преступлений). Но, конечно, стоит воздать должное актёрскому составу, обогащающего и без того безупречное ТВ-творение: и здесь нельзя не отметить Дэвида Суше, отлично перевоплотившегося в тщеславного и справедливого Пуаро – к счастью, Суше оказался чрезвычайно ответственным человеком – для вхождения в образ он проштудировал все романы с участием своего героя, чтобы доподлинно знать его интересы, жесты, свойства мимики и привычки (о том, например, что Пуаро кладёт три ложечки сахара в чашку чая и etc.). Особенно важной удачей явилась для актёра разработка специального акцента, с которым положено говорить Пуаро – бельгийскому офицеру, в годы войны вынужденного переехать в Англию и остаться жить там. Несмотря на наш хороший дубляж голоса Суше, смотреть сериал рекомендуется в оригинале – дополнительное удовольствие. Компанию Суше подобрали тоже под стать: обаятельный Хью Фрейзер передал суть рассеянного капитана Гастингса, верного друга Пуаро; своей женственностью покорила сердца зрителей Полин Моран в роли мисс Фелисити Лемон; и убедителен Филипп Джексон в образе бравого инспектора Джеймса Джеппа. За 20 лет сериал «посетили»: Зои Уонамейкер в образе альтер-эго Агаты Кристи – безумной писательницы Ариадны Оливер; старые приятели детективных сериалов – Саймон Шеперд, Селина Каделл, Джон Кастл, Хелена Мишель, Джонатан Фёрт; шикарный состав можно узреть в серии «Пять поросят» - Рэйчел Стирлинг, Эйдан Джиллен, Тоби Стивенс, Марк Уоррен, Джули Кокс, Джемма Джонс и эпизодическая Аннетт Бэдлэнд. Гениально себя показали в сериале Алан Ховард («Сон»), Рон Берглас и Барбара Барнс («Убийство в Месопотамии»), Диана Куик и Филлис Логан («Печальный кипарис»), и Вернон Добчефф в серии «Рождество Эркюля Пуаро». Приятно увидеть Джоэли Ричардсон, Натаниэля Паркера, Эмили Блант, Джереми Нортема, Дамиана Льюиса и Роджера Ллойда-Пака, которому пришлось говорить с чудовищно искажённым английским акцентом, ибо в серии «Тайна голубого поезда» ему достался французский комиссар. В общем, поразительный актёрский ансамбль скопил за долгие годы этот чудесный сериал. Американец Эллиотт Гулд, всегда выглядящий, как набедокуривший школяр с виноватой улыбкой, которому 70 лет стукнуло в этом году, снимавшийся у Роберта Олтмена и Ричарда Аттенборо, номинированный на премию «Оскар», признался, что для него честь – играть миллионера Руфуса ван Олдина в одной из серий «Пуаро». На вопрос, как ему сериал, Гулд, не задумываясь, выпалил: «Класс!». И я соглашусь с ним, поскольку «Пуаро» – это любимый сериал моего и моих сверстников детства… Они защищали классический детектив – историк Джон Диксон Карр, адвокат Эрл Стэнли Гарднер, уникум Рекс Стаут, кузены-умники Фредерик Дэнни и Манфред Ли под псевдонимом Эллери Куина, мэтр Жорж Сименон, и многие другие… Все они уступили трон женщине – скромной Агате Кристи, доказавшей, что детектив достоин нашего внимания и уважения, и все они – поверженные – только поддержали её своей прозой, творя архаичный, самый форматный и канонически суровый, но такой воистину высокий жанр, как детектив – дарующий надежду на лучшее. Посвящается: Эдгару Аллану По, создавшего за короткую жизнь грандиозную литературу.
Суше - идеальный Пуаро. Этому актеру подвластны любые образы - от законченного негодяя до забавного дядечки. Ради него одного можно смотреть этот сериал. Но не следует забывать и о бессмертном творчестве госпожи Кристи - в этом сериале оно становится доступным всем. Музыка из заставки - любимая у моей мамы - уже стала визитной карточкой самого Пуаро: даже открывая книгу, кажется, что слышишь ее.
Актерский дуэт наших Ливанова и Соломина признан самыми лучшими в мире Шерлоком Холмсом и Доктором Ватсоном. Верно и то, что еще один культовый персонаж-детектив из романов другого английского писателя, Агаты Кристи, импозантный Эркюль Пуаро получил адекватное воплощение в лице неподражаемого британского актера Дэвида Суше. Ведь признайтесь: мы говорим «Пуаро» и вспоминаем одухотворенное лицо Суше с аристократическими усиками. Ох уж эти усы! А также сонм других причин, почему в мире так любим Пуаро именно в исполнении Дэвида Суше. Скрупулезный британец подошел к воссозданию облика и воплощению психологического портрета своего героя настолько тщательно, что зрители должны не переставать восхищаться подобными актерскими подвигами. И мы восхищаемся! Чтобы стать настоящим великим сыщиком в кадре, мистер Суше изучил историю Бельгии – родину Пуаро, дабы проникнуться средой, где родился и вырос его герой; Суше прочел, конечно же, все произведения Кристи из «пуаровского» цикла и отсмотрел все их экранизации, выработал особую походку и составил список из 93 пунктов, с которым сверялся на съемках, чтобы не допустить малейшей оплошности… Гениально. Действительно, этот долгоиграющий сериал (каждый эпизод из которого – вполне законченное кино, основанное на одноименном первоисточнике из-под пера бабушки Агаты) поражает именно своим доскональным вниманием к деталям - реалиям описываемой эпохи (30 гг. ХХ в.) и композиции романов Кристи. Но главная несомненная удача телевизионщиков, это верный кастинг: кроме Суше, аутентичны литературному материалу Хью Фрэйзер в роли капитана Гастингса и Филип Джексон в роли инспектора Джэппа. Единственный косяк – создатели телесериала пошли явно на поводу коммерции, это изменили визуальный образ секретарши Пуаро мисс Фелисити Лемон – в книгах это довольно-таки пышнотелое создание, а в сериале – миловидная Полин Моран. Если в США зажигает ёрнический «Коломбо», то в Великобритании по праву царствует строгий классицистский «Пуаро».
Этот сериал один из немногих, который я могу пересматривать без начала и конца, а книги Агаты Кристи всегда приятно читать и перечитывать снова и снова и вот почему: П - пунктуальный и до боли педантичный сыщик Эркюль Пуаро, который как и полагается чрезвычайно умен, и обаятелен, и знает свое дело - как вычислить преступника используя только 'серое вещество' своего мозга. У - усы - вот гордость Пуаро, они безусловно должны выглядеть идеально, так как и весь его костюм. Это безусловно вызывает улыбку и придает фильму свою долю иронии. А - а как и полагается Пуаро не работает в одиночку, и вот перед нами капитан Гастингс, инспектор Джепп и мисс Лемон. Р - разные преступления приходится раскрывать Пуаро, от ограблений века до убийства в поезде. О - обязательно смотреть, если вы любите детективы, читаете Агату Кристи взапой, видели Шерлока Холмса или мисс Марпл, Пуаро вас нисколько не разочарует. 10 из 10 И последнее, обратите внимание на заглавную музыку к сериалу - Кристофер Ганнинг создал мелодию, которую трудно не узнать по трем нотам - манящую, таинственную и такую проникновенную... И уж если быть откровенной, то лучше не смотрите экранизацию романа Кристи с участие Питера Устинова - 'Смерть на Ниле'.
Вот уже примерно около 2 лет Пуаро Агаты Кристи является моим любимым фильмом...Первое прочитанное мной произведение Агаты Кристи было 10 негритят, а после я уже прочитала таинственное происшествие в Стайлз, Убийство в Мессопотамии и другие произведения с Пуаро...Я смогла увидеть в сериале замечательную экранизацию прочитанных мною книг и открыла для себя несколько новых, также понравившихся мне сюжетов... Дэвид Суше является, на мой взгляд, самым лучшим исполнителем роли Пуаро. Многие знают, что он тщательно готовился к созданию образа великого детектива на экране: изучал его характерные черты, манеру себя вести и его поведение с другими людьми...Именно он, посвятивший своей работе в Пуро около 20 лет, смог наиболее точно передать его образ, создать ощущение неизвестности в каждом фильме, делая его более интересным, заставить зрителя пораскинуть 'своими серыми клеточками' при просмотре фильма и сделать фильм таким, что его можно просматривать не один и не два раза... Хочется сказать также и о других актерах. Хью Фразер, сыгравший капитана Гастингса, также очень хорошо передает весь характер своего персонажа в каждой серии, заставляя зрителя улыбаться, восхищаться и переживать за него. Филипп Джаксон, исполнитель роли старшего инспектора Джеппа, делает образ своего героя реалистичным и его персонаж является лучшим представителем британской полиции. Полине Моран, исполнившая роль мисс Лемон, передает культуру Англии того времени. позволяя зрителю окунуться в ту атмосферу. На мой взгляд, творчество Агаты Кристи является одним из лучших в ее жанре и телесериал Пуаро Агаты Кристи смог перенести ее произведения на экран и создать для зрителя ту атмосферу неизвестности до последнего момента, что тебя просто уносит в тот мир загадок, тайн, преступлений до такой степени, что ты даже кое-что из этого начинаешь переносить на реальность... 10 из 10
Моя безумная любовь к детективному жанру началась не столь уж давно, с момента первого прочтения произведения Агаты Кристи, где главной фигурой в повествовании был невысокий бельгиец с проницательным взглядом и ясным умом, что позволяло ему наиболее точно подмечать все мелочи и нюансы, создавая день ото дня образ поистине величайшего детектива своего времени. Разумеется, речь идет о месье Эркюле Пуаро – частном сыщике, отличавшимся маниакальной любовью к порядку во всех его проявлениях: будь то идеально подобранные лаковые туфли без единого намека на присутствие пыли, вплоть до идеальной систематизации всех мыслей и чувств. Пожалуй, временами я более чем согласна с высказыванием великой создательницы персонажа в том, что Эркюль Пуаро был просто невыносим, но оттого и крайне очарователен, самобытен и по-настоящему уникален. Сериал 'Пуаро' увидел свет в 1989 году и, пожалуй, именно с этого момента, маленький бельгиец получил общемировое признание в индустрии кино. Невозможно отрицать тот факт, что исполнитель роли детектива, актер Дэвид Суше – лучший Пуаро из когда-либо созданных, да и в целом возможных. Безгранично талантливый, педантичный, дотошный и скрупулёзный, такой, каким он впервые появился в романе «Загадочное происшествие в Стайлзе» и покорил сердца миллионов читателей своим незаурядным талантом и умением гениально пользоваться своими 'маленькими серыми клеточками'. Довольно часто я скептически настроена на счет подбора актеров, и, могу с огромной уверенностью сказать, что еще ни разу на своей практике не видела настолько идеального актерского состава. Несомненно Дэвид Суше сошел со страниц книги и, боюсь, что уже ни один актер не сможет превзойти его. Дэвид Суше – вечный Пуаро, которому никогда не найдут достойной замены. Не менее идеальное попадание в роль произошло с выбором Хью Фрейзера для исполнения доброго и временами крайне наивного Капитана Артура Гастингса. Несмотря на тот факт, что Гастингс не постоянный гость романов Агаты Кристи, я смогла проникнуться самыми добрыми и светлыми чувствами к этому персонажу. Хью Фрейзер показал себя с лучшей стороны, став таким искренним и честным, таким, каким подобает быть лучшему другу такого эксцентричного человека как Пуаро. Вне всяких сомнений, живое воображение, временами не всегда впечатляющее легендарного сыщика, послужило началом сильной привязанности к Гастингсу, будто недостающему звену этой цепи. Совершенно очевидно, что Филип Джексон стал тем самым старшим инспектором Джеймсом Джеппом, который смог переоценить свой взгляд на роль частного сыщика в жизни человека, даже в своей собственной. Приятным бонусом для меня стало расширение роли секретаря Пуаро – мисс Лемон (Полин Моран). Сериальный персонаж обрела куда больше времени и черт, чем в первоисточнике. Отдельного внимания стоит удостоить музыкальное сопровождение. Наверное, эта мелодия из главной заставки сериала отныне будет крепко связана с началом прочтения нового романа Агаты Кристи. Безусловно, музыка, а в особенности подобранная столь чудесным образом, способна навсегда приковать внимание к созданной картине. Всякий раз сидя в кресле с новой книгой, я буду мысленно не отдавать себе отчет в том, что вижу лица героев сериала, вспоминая их мимику и жесты. Эти образы так плотно засели в моей голове, что уже попросту стали неделимы. Я с нетерпением жду того момента, когда познакомлюсь с куда большим количеством произведений о Пуаро, как сериальных, так и литературных, нежели имею на данный момент. 'Пуаро' – это действительно легендарный сериал, очень стильный и изысканный, погружающий в классическую английскую атмосферу 20-го столетия с ее сырой и туманной погодой, ретро-автомобилями, утонченными нарядами и самыми грандиозными убийствами.
По сей день Агата Кристи – лучшая в детективном жанре. Ее экранизируют, о ней говорят, ей восхищаются. Да и как не восхищаться человеком, создавшим Его! Эркюля Пуаро – великолепного, неповторимого, ИДЕАЛЬНОГО. Вне сомнения, лучше всех его сыграл Дэвид Суше. Он и только он. Ни Константин Райкин в российской экранизации, ни тем более Кеннет Брана и близко не смогли передать всю полноту образа этого бельгийца с кошачьими зелеными глазами, идеальными усами и в лакированных туфлях. Британская экранизация – лучшая. Она максимально приближена к книгам Кристи. А какой подбор актеров! На самом деле в этой постановке прекрасно все. Скромный и серьезный капитан Гастинкс (Хью Фрейзер), очаровательная и строгая мисс Лемон (Полин Моран), задира, сноб, но верный друг инспектор Джепп (Филип Джексон), сумасбродная писательница Ариадна Оливер (Зоэ Уонамейкер). Кристи создала уникальных и запоминающихся персонажей, и актеры прекрасно их сыграли. После просмотра этого сериала других актеров в этих ролях воспринимать просто невозможно. Сериал начали снимать в 1989 году, но каков стиль! Как передана атмосфера тех лет: костюмы, интерьеры, прически. А какая мелодия! За нее спасибо Кристоферу Ганнингу. Он, кстати, озвучивал прекрасный фильм-биографию «Жизнь в розовом цвете» об Эдит Пиаф в роли Марион Котийяр и чудесный сериал о флористах-детективах «Розмари и Тайм». «Пуаро» - это сериал, который можно пересматривать снова и снова. То же самое с книгами Кристи. Читать их одно удовольствие. Причем каждый раз как в первый раз. 10 из 10
Агата Кристи очень не любила одного из двух своих самых известных персонажей. Ей не нравилось то, что приходится писать все новые и новые истории о чудаковатом бельгийском сыщике. Она не понимала, чего такого в нем нашла публика. Если бы создательница образа Эркюля Пуаро дожила хотя бы до 1989 года, то наверняка изменила бы свое мнение. Из интересного, но очень сухого текста первоисточника команда создала практически идеальный классический детектив. Никакие другие фильмы и сериалы про Пуаро уже не нужны. Дэвид Суше показал, как его герой раскрыл *все* придуманные Агатой Кристи для него тайны. Показал каждую деталь характера, сказал каждое слово, выразил каждую эмоцию. Сериал в десятки раз более богат деталями и подробностями, чем творчество Агаты Кристи. Не без ляпов, но съемочная группа привязала каждый эпизод к истории. Например, из унылого и не особо правдоподобного с исторической точки зрения рассказа 'Чертежи субмарины' (правда? кто-то захочет красть чертежи тех недоразумений, которые в Роял Нэви почему-то называли подводными лодками?) получилась шпионская история о прототипе реального чудо-оружия Британской империи - истребителя Supermarine Spitfire. И таких случаев за годы съемок масса. Вы знали, что истории Агаты Кристи в оригинале не содержат ни капли юмора? Смотрите 'Пуаро Агаты Кристи' и не разочаровывайтесь.
Агата Кристи, как писатель, и Пуаро - как литературный персонаж - мои любимцы с детства. Как школьницей я зачитывалась детективами, так уже в студенческие годы с наслаждением смотрела премьерный показ сериала. Суше - это безусловный успех в подборе актера на главную роль. Я просто не представляю, чтобы можно было лучше, тоньше, ярче, душевнее и точнее передать мое представление о литературном персонаже. Сериал снимался не один год, неумолимое время наложило свой отпечаток на актера и это органично дополнило последовательность эпизодов, от первых дел знаменитого сыщика к последним. В первых сериях перед нами молодой энергичный Пуаро, готовый мчаться ради интересного расследования на другой континент. В финальных сериях мы видим утомленного славой и самой жизнью очень умного человека. Такой Суше еще больше внушает восхищение своим безграничным актерским талантом. Спустя годы сейчас мы с огромным удовольствием уже с дочерью смотрим сериал и наслаждаемся каждой его минутой. Актеры, костюмы, постановка сцен и выбор мест для съемок - все восхищает и дарит волнующее чувство сопричастности к настоящему Большому кино.
Сериал смотрела с самого начала трансляции, еще в детстве. Поражалась, как замечательно передан дух произведений, характер и манеры самого Эркюля. Сюжет всегда захватывал, но и целый роман удавалось уместить в небольшой хронометраж. Года 3 назад пересмотрела все. И посмотрела последние сезоны. Я была поражена, с каким качеством сняты эти фильмы. Увеличился хронометраж. Сюжет, детали, мелочи-все безупречно. Актеры замечательно справляются с ролями. Пуаро убедителен, как никогда. Вся команда погружает нас в мир Агаты Кристи без доли сомнений. 'Пять поросят' и 'Печальный кипарис', а также 'Последнее дело Пуаро'-трогательные, яркие, душевные. И не писала бы я этот отзыв, если бы не посмотрела прошлогоднее 'Убийство в Восточном экспрессе'. Насколько мне нравится эпизод в этом сериале, показывающий всю тяжесть выбора Пуаро, четко подчеркнутое режиссером, настолько не понравился фильм с Пфайфер, Деппом и Пенелопой Круз. Размазанная высокопарная история с лихим сорвиголовой вместо Пуаро в главной роли, стремящаяся вышибить слезу у скучающего в кресле зрителя, или в моем случае, листающего на перемотке. А этот сериал-эталон в подобном жанре. Лучше я не видела. И сегодня меняю оценку с 8 на 10. 10 из 10
На просмотр сериала меня вдохновил фильм 2017 года 'Убийство в восточном экспрессе', оставивший довольно противоречивые впечатления. В рецензии я не могу не упомянуть фильм, так как оба произведения об одном и том же персонаже. Но сначала и главным образом, безусловно, о сериале. Главная музыкальная тема, знакомая мне еще c детства, великолепна. Да, после 20 прослушивания она немного надоедает, но раздражения, как большинство, заставок она не вызывает. Да и не может вызывать: такая легкая, красивая, изящная, она подготавливает зрителя к чему-то очень красивому. Сериал действительно красив, в полном смысле этого слова. В каждом эпизоде присутствуют картины природы, такой светлой, чистой, настоящей, что одно только это обстоятельство завораживает и удерживает внимание на эпизоде. Все места, локации сериала шикарны. Дорогой отель, особняк, квартира в центре города - все они обставлены со вкусом и шиком, они вдохновляют на создание красоты и уюта в собственном доме. Отдельно стоит сказать и о стиле персонажей. Сериал начал сниматься еще в 1989 году и естественен тот факт, что в начале мода совершенно иная. Но какие же это костюмы! Какой макияж и туалет у женщин! Девушки, вот какие сериалы нужно смотреть, чтобы научиться элегантности! Идеально подобранные цвета, неяркий, но красивый макияж у женщин, идеально выглаженные и подобранные костюмы у мужчин. Это бесподобно и на это можно смотреть вечно. Все это вместе: интерьер, музыка, стиль создают неповторимый шарм и вдохновляют на создание чего-то прекрасного. И с самого начала, даже когда действие не происходит, на экране только 'введение' в эпизод, уже можно почувствовать ту атмосферу, которая царит в сериале и насладиться уже только ею. Фильм, как становится понятно с первых минут, создан в Британии, и как вы понимаете, дух ее присутствует в каждой минуте. И поверьте, это ничуть не портит его, а, наоборот, украшает. Эта некоторая британская 'чопорность' вписывается в атмосферу сериала и придает ему еще больше изящества. В манерах каждого персонажа присутствует такая грация, такая легкость и что самое главное, достоинство. Каждый шаг, каждое движение пластично, красиво и настолько четко, что восхищаешься этой манерой владеть собой и 'вплетать' в игру собственное безупречное воспитание. Это дорогого стоит. А каков сам Пуаро? Он - частный детектив и одно уже это обстоятельство должно ассоциировать с чем-то неприятным, грязным. Но ведь в этом сериале все совершенно наоборот. Сам Эркюль Пуаро обладает безупречными манерами, чувством стиля и изяществом. Он педантичен, перфекционист и любит, чтобы все было «стерильно» и идеально чисто. Звучит немного скучно, не правда ли? Но его харизма как будто «вдыхает» в качества совершенно иной смысл. Всю свою суть Пуаро перекладывает на стиль своего расследования и у него получается расследовать преступления с изяществом, очень красиво. Именно этого и не хватает фильму 2017 года. Снят он великолепно, новомодно – вне сомнения. Однако вот «души» у него нет и Эркюль Пуаро получился несколько блеклым. Внешность его не сочеталась с сущностью самого персонажа и «вышколенных» манер, как у сериального Пуаро у него не было, что несколько и «покатило вниз» все впечатления от просмотра. Сериал «Пуаро» не подойдет тем, кто хочет какого-то драйва, напряжения, огромной интриги, как в том же «Шерлоке». Это не тот сериал, который можно сидеть и смотреть взахлеб месяц подряд, нет. Это безумно красивый сериал, построенный на красоте и шарме, на том, как можно быть элегантным во всем и вносить прекрасное в обыденные вещи. Если это ваше, если хочется отдохнуть после тяжелого рабочего дня и посмотреть что-то красивое, тонкое и легкое, то смело включайте. 8 из 10