Тьма прельщает нас в не меньшей степени, нежели отпугивает. Если кто-то видит в ней лишь источник бед, невзгод и недоразумений, то иные наоборот стараются использовать мрачные предзнаменования в свою пользу, дабы дожить до часа, когда потусторонние силы одарят их силой, о которой простой смертный может лишь мечтать. В связи с этим ничуть не удивительно, что рядом с христианством развилось течение сатанизма, таящееся в тени, и вместе с тем наращивающее свои зловещие обороты. Долгое время поклонники Люцифера были изгоями, за которыми охотились и казнили не зная пощады. И стоит признать, что в ряде случаев наказание было абсолютно справедливым, так как неадекватные жертвоприношения и прочие преступления во имя самой Преисподней шли в разрез не только с канонами христианства, но и с традиционными моральными аспектами цивилизации. Однако с наступлением сумбурного 20 века, когда планету захлестнули Мировые войны и прочие катаклизмы, сатанисты как-то сами по себе ушли на задний план, преобразовавшись в секту, с существованием которой вполне можно мириться. И когда стражи общественного порядка отвлеклись на совсем иные проблемы, почитатели Люцифера вновь почувствовали силу, но действовали при этом аккуратно, дабы не попасть в поле зрения и не стать объектом очередных гонений. За исключением кошмарного преступления паствы печально известного Чарльза Мэнсона, сатанисты и прочие оккультисты вершили свои темные дела вне поля зрения широкой общественности, однако периодически всплывающие факты об их деятельности говорят о том, что расслабляться нам точно не стоит. Если одна группировка всего-лишь читает Книгу Сатаны и пляшет голой у костра, то иные не прочь избавить от жизни ни в чем не повинного человека, и это действительно кошмар. И такие фильмы, как 'Вельзевул' лишний раз предупреждают нас о том, что в нашем неоднозначном мире всегда есть место истинному кошмару, который, вполне вероятно, может носить мистический характер. Итак, сюжет фильма разворачивается в огненном мексиканском городке, где преступность и боль прописались не менее крепко, нежили рядовые граждане. Каждый день в здешних окрестностях происходят ужасы, о которых даже не хочется вспоминать, но однажды случился форменный кошмар, о котором не говорил только ленивый. Утратив последние очаги рассудка, некая девушка без тени сочувствия в глазах уничтожила новорожденных детишек прямо в родильном отделении. Среди убиенных оказывается также и ребенок детектива Эммануэля Риттера (Хоакин Косио), которому вскоре пришлось пережить еще одну трагедия. Не сумев справиться с переживаниями, его супруга решила больше не продолжать свою агонию и покинула наш бренный мир. Естественно, что эти события отложили на психике детектива отпечаток, который будет преследовать его на протяжении всей последующей жизни, тем более, что наспех проведенное расследование не нашло настоящих виновных в содеянном, и горожане стали жить дальше, стараясь позабыть о том кошмарном дне. И, казалось бы, инцидент действительно остался в прошлом и можно было окончательно перевернуть столь печальную страницу истории, как вдруг спустя несколько лет убийства детей возобновляются. На этот раз детектив Риттер более не намерен упускать возможность со всем разобраться, но чтобы выведать все, что ему необходимо, герою критически необходима помощь радикального священника Ивана Франко (Тейт Эллингтон), у которого сложились не самые лучшие отношения с церковью, не готовой мириться с вызывающими смуту сановниками. Ступив на шаткую дорогу, которая ведет их непосредственно к таинственному Василио Канетти (Тобин Белл), Эммануэль и Иван познают то, что ранее могло привидится им только в самом страшном сне, ведь теперь они сполна осознают, что предупреждения, написанные давным-давно в Святом писании, были далеко не пустым звуком. У мексиканцев, к коим принадлежит большая часть съемочной группы, включая режиссера Эмилио Портеса, сложились свои особенные отношения с христианской религией. Именно в этой стране процветает так называемый День мертвых, в ходе которого живые родственники почитают мертвых, а его детали мы могли наблюдать в отличным мультфильме 'Тайна Коко', рассказавшем детям о том, что смерть на самом деле лишь начало. А ведь это лишь малая доля колоритных особенностей, которые демонстрируют особенное отношение мексиканцев к Небесам и Преисподней. И стоит признать, что Эмилио Портес сумел по назначению использовать колорит своей Родины, создав тяжелую, давящую, но в тоже время таинственную и притягивающую атмосферу, заставляющую вглядываться в каждый темный уголок и попытаться усмотреть там нечто сверхъестественное. В 'Вельзевуле' вы не отыщете легких шуток и расслабляющих моментов, потому что фильм снят на серьезе и не спешит быть аттракционом в стиле 'Последнего изгнания дьявола'. Портес сгущает краски своей истории буквально с первых минут просмотра, и в дальнейшем багровая тьма будет лишь расползаться по экрану, служа отчетливым доказательством того, что без особого сопровождения в мексиканскую глубинку точно не стоит соваться. Чтобы добиться ощущения того, что все происходящее в кадре способно закрасться в нашу душу, режиссер не скупиться на детализацию мистического кошмара, который расцвел с его оглушительной подачи. Приготовьтесь к тому, что демонстрация одержимости и прочих нелицеприятных моментов, связанных с деятельностью чрезмерно опасной сатанинской секты, будет максимально отталкивающей и натуралистичной. Во всех красках создатели демонстрируют на камеру кровавые особенности, во время которых дьявол овладевает человеком и старается творить его посредством неподвластные здоровым разумом дела. Не менее пугающим оказывается ритуал изгнания, потому что в этой истории никто не шутит, и если сталкиваются сила света и тьмы, то без багровых рек уже точно никак не обойтись. Пожалуй, именно в этом заключается наибольшая особенность фильма, который старается разорвать надежду на маленькие кусочки и не щадит никого, в особенности маленьких детей, которых в 'Вельзевуле' уж точно никто не считает неприкосновенными. Конечно, в некоторых местах Портес намеренно скрывает некоторые проблемы со сценарием визуализацией кровавого кошмара, но необходимо признать, что это у него выходит весьма неплохо, а потому по большей части его огрехи можно обойти стороной. В особенности если учитывать, сколь много сильных актеров занято на съемках, и как точно им удается продемонстрировать свои образы. Для массового зрителя наибольший интерес представляет, конечно же, незабвенный Тобин Белл, известный по роли Джона Крамера из франшизы 'Пила'. Продолжая следовать своему амплуа, Белл не спешит присоединяться к защитникам святых заветов и старается сполна использовать возможность заигрывания с Преисподней. На экране Белл появляется нечасто, но необходимо признать, что память о себе он оставит долгу, потому что Василио Канетти в его исполнении совершает просто безумные поступки, и существуй этот человек в реальной жизни, его стоило бы судить без суда и следствия сразу на месте задержания. Так что вопреки некоторой вторичности сюжета, у «Вельзевула» есть темная аура, которая одновременно и пугает, и прельщает. 7 из 10
Плюсы. Уже с первых мгновений за счёт правильной музыки создалось мрачное, гнетущее настроение. Для участия в фильме подобраны довольно фактурные актёры; все прекрасно сыграли, очень естественно. В фильме по минимуму использованы компьютерные спецэффекты, в основном всё снято по старинке за счёт натурального исполнения, при этом выглядит всё добротно. Одна из шаблонных линий сюжета для подобных фильмов: скептицизм ГГ, переросший со временем в деятельную религиозность (если это можно так называть). Минусы. В какой-то момент фильм внезапно и резко свалился в отчаянный треш, даже по меркам фильмов на мистическую тему. То есть длительное время держался на уровне мощной интриги, и вдруг – днище и раскрытие всех карт. Религиозные диалоги обрели чудовищно нелепое содержание: в виде грубого искажения известных христианских текстов и нагромождения наивных фантазий (вплоть до «третьего явления Христа»). Смотреть после этого с чувством хоть какой-то адекватности было уже невозможно. Религиозность показанных людей была сведена к одному, в чём и признался прямо ГГ, – суеверие; и ещё: в Мексике даже атеисты – верующие. Все эти люди пользовались в жизни лишь самыми примитивными представлениями о Боге и дьяволе, и набором устойчивых мифов о потустороннем мире, включающем допустимые и иногда весьма полезные магические практики. Такого же качества познаниями обладали и так называемые священники, в том числе весьма приближённые к так называемому Папе. Молитва здесь – лишь как часть обязательного мистического ритуала, но не как прямое осмысленное обращение к Богу. Всё это вместе – стандартный набор исходных данных для написания типового сценария для фильма подобной тематики. Ничего особенного, ничего выдающегося, ничего по-настоящему глубокого или умного. Всё достаточно типично: зло – злое, добро – доброе, но при этом зачастую недостаточно сильное для противостояния злу. Сюжет отчасти связан с попыткой «научного» исследования потустороннего мира, что теперь повально встречается в подобных картинах: приборы, замеры, графики, опыты. Конкретных выводов это не дало, но «серьёзности» происходящему прибавило. Много странностей сюжета. Специалист по «научной демонологии» с удивлением глядел на магические символы и затруднялся с их распознаванием. В другом же месте, наоборот, внезапно проявил глубокие познания в них... Священника «Детской церкви» знали в лицо рядовые граждане и сразу узнали на улице; он подозревался в причастности к массовым убийствам, но его никто всерьёз не искал, хотя известно было, где он находился... «Священник» был окружён вооружённой охраной, но «за чей счёт этот банкет», ясно не стало... Почему бес внезапно вселился именно в данного персонажа, не ясно... Поведение матери малолетнего ребёнка зачастую непоследовательное: то она всеми силами его лично защищала, то оставляла под надзором сомнительных персонажей... Зло таилось пять лет, но почему, непонятно; внезапно словно пробило канализацию – череда разнообразных массовых убийств... Один из ключевых персонажей сказал, что продал свою душу дьяволу, чтобы узнать от бесов правду. С точки зрения логики, это прекрасно! – словно обоссаться на морозе, чтобы согреться. С позиции закона и правосудия, которую по сценарию олицетворял ГГ, женщину с ребёнком похитили и удерживали насильно в логове религиозных фанатиков. Полицейский же реагировал на это лишь в виде вовлечённости в «божественную предначертанность», и по сути сам стал частью управляемой религиозной секты, одним из исполнителей затянувшегося преступления. Повторюсь, это с точки зрения закона, мысль о котором должна была проявиться хоть как-то в лице полицейского в главной роли. Наша озвучка: «...Бывший иуезит...», «...Пошлите, сделаем это...». Для такого фильма в самый раз. Вывод. Раньше мистические фильмы про ритуальные сатанинские убийства хоть как-то можно было интерпретировать с точки зрения возможного соотнесения с реальностью, – типа, от потусторонних сил всего ожидать можно, так что и тут особо удивляться нечему, сойдёт... Здесь же такая ядрёная смесь из откровенной ереси (в прямом смысле слова), оккультного бреда и мистических фантазий, что смотреть можно, только поддерживая челюсть от удивления! «Третье явление» – это уже за гранью добра и зла. Это уже натуральное воплощение евангельских слов: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: 'вот, Он в пустыне', - не выходите; 'вот, Он в потаенных комнатах', - не верьте» (Мф24:23-26). Лютая бредятина, даже с точки зрения атеистов, лишь отдалённо слышавших о библейских пророчествах. Как кино, – годное для разового ознакомления, в особенности сатанистам и почитателям религиозно-оккультной тематики. Как предмет для исследования, куда продолжает катиться мир, и что нам готовят глашатаи последних времён, – весьма любопытно. В идеальном нравственном смысле фильм – полный отстой: посмотрел и тут же забыл. 4 из 10
Противостояние добра и зла длится тысячелетиями, в кинематографе это чуть ли не основа основ, как и в нашей с вами повседневной жизни. Но в зависимости от жанров и художественных амбиций авторов, шахматные партии сторон ведутся на совершенно разных ипостасях. Помимо этого, многое зависит от того, какие цели преследует тот или иной режиссёр, ведь каждый творец в отдельности представляет одну из сторон. Большинство людей оступаются по жизни, совершают множество ошибок, порой это приводит к фатальному исходу, а порой всё заканчивается самым благополучным образом. Потому что нутро человека уязвимо и его невозможно огородить, защитить от посягательств. Оно будет впитывать в себя каждую крупицу негативной и положительной энергии, а борьба исключительно продолжится до того, пока в человеке окончательно не станет преобладать единство. Здесь нету места равновесию, потому что чаща весов рано или поздно сдвинется с места и всё начнётся по новому кругу... Возможно смысл бытия в том, чтобы поддерживать гармонию и не стремиться к достижению духовного совершенства. Трудно сказать, есть ли та высшая ступень... А кто гарантирует, что так называемая гармония не является иллюзией, отсрочкой для самого лукавого... Кто знает... Или же, как я уже отмечал раннее в верхнем абзаце, должно последовать либо полное уничтожение, либо катарсис... Третьего не дано. 'Вельзевул', как наверное многие из вас знают, одно из многочисленных имён дьявола. Одноимённой картине, снятой на библейских мотивах (строжайше, естественно), не хватает концентрированного охвата событий. Эмилио Портес местами заостряет внимание на не нужных вещах. Некоторые сцены так и вовсе попросту отнимают время у зрителя. Именно поэтому хронометраж кажется таким растянутым и не окупает свою идейную подоплёку. К тому же, 'Вельзевул' очень болезненно разбивается об жанры, хоть стилистически и придерживается своего изначального контекста. В определённый момент, этот низкобюджетный фильм мутирует из детективного триллера в какую-то мешанину. Полицейский Эммануель Риттер (Хоакин Косио), которому уделена львиная доля истории, просто не в силах таскать на себе всю картину. Мало того что в фильме нет ни одного колоритного персонажа второго плана, так ещё и Риттер на поверку оказался лишь обычным здоровяком с седой бородой. Он весь фильм ходит туда-сюда, корчит из себя не пойми кого, приподнимает одну бровь, не редко без причины огрызается на не знакомых людей и сотрудников (которые вообще-то пытаются ему помочь). Да, этот человек потерял своего новорождённого ребёнка. Но это всё равно не объясняет, как минимум, половину его поступков. Утешением стало наличие в актёрском составе Тобина Белла (широкая аудитория знает его по франшизе 'Пила'), но у него критически мало экранного времени, в то время как левые ребята суются в каждый кадр. Картину я бы не назвал плохой, скорее недоработанной и недоделанной. Плюс, она снята под впечатлением многих известных фильмов. Но Эмилио Портесу есть куда расти, у этого режиссёра есть потенциал. Если будет тщательно оттачивать стиль и прогрессировать, в будущем мы можем ещё услышать его имя. 5 из 10
Действие происходит в захудалом мексиканском городишке, пропитанным криминалом и бандитизмом. Полняшка-детектив Ману шесть лет назад потерял свою семью - его новорождённого младенца убили в роддоме во время массового убийства, а жена покончила с собой от горя. И спустя столько лет новая череда массовой резни в местах скопления детей: сначала в школе, затем в бассейне, в завершении в «Детском мире». Расследованием этих дел занимаются детектив Ману и юный священник из Ватикана, уверенный, что это не просто теракты, а нечто глобальнее... Это мистический хоррор, столкнувший в сюжете лбами христианство и сатанизм, ссылающийся некоторыми эпизодами к Библии. Многогранная картина по содержанию, мрачная и гнетущая. Поразительно, что на экране не происходит ничего глобального (например: не вылазит полчищ нечисти из разверзавшихся недр землицы), но внутри постоянно нарастает чувство тревоги, что вот-вот должно случиться нечто страшное, будто все герои ленты в одном шаге от конца света. И эта атмосфера безысходности преследует зрителя до самого финала, окутывая с ног до головы аурой тьмы. А ближе к концу начинается мистический декаданс, который способен порадовать всех неравнодушных к теме одержимости людишек демонами. Мораль сей прибаутки такова: если ваш друг начал глаголить загробным голосом и ползать по потолку, не спешите вызывать священника, быть может у него всего лишь мышечные колики. В итоге атмосферный и мрачный хоррор, но скорее всего не для широкой аудитории, который придется по вкусу любителям загадок и тайн. 7 из 10