Все кому понравился этот фильм, друзья и подруги, вы хоть интересовались или знаете, что многие математики эзотерикой не занимаются просто из чувства отвращения. Вы вообще знаете чем современные математики занимаются? Столько же знает и Даррен Аронофски. В его понимании математик, это человек, который занимается не пойми чем в не пойми каких условиях. Гениальность математика не в том, что он сложные уравнения щелкает на раз, а в том что он показывает иллюзионистский трюк с быстрым умножением многозначных чисел. Кстати, Максимилиан Коэн только умножает, а не делит, видимо, деление в критерий гениального математика не входит. Являясь ученым экстра-класса, он почему-то не публикует своих работ. В конце концов у каждой теории должны быть критики. Следовательно наш герой критики боится и потому продолжает свои беспредметные изыскания. 'Пи' имеет с математикой столько же общего сколько и с физикой или химией. Или медициной. Или юриспруденцией. Чем занята современная математика узнать не сложно. Речь же не идет о том, чтобы понять изучаемые вопросы, а просто хотя бы по темам пройтись. Ничего общего с тем мракобесным безобразием, которое твориться в фильме 'Пи'. И как полагается на эту разувесистую псевдоматематику ведутся все кому не лень. Но вот уверен, что математиков, которые усердно работают, нет среди поклонников этого фильма. Даже если отбросить все эти околоматематически измышления, то фильм не несет в себе даже интеллектуальной нагрузки. Речь весь фильм идет о каком-то уникальном числе. О его практическом применении и слова не говорится. Неужели смешивании имени бога с биржевыми торгами это и есть сокрытый божественный смысл? Почему с этим числом не берется более масштабное применение? Космос никто не отменял. Но все равно какая практика из этого числа? Как это поможет в построении ракет? Как это отразиться на картографии, например? Большинству людей и неизвестно, что ученых-универсалистов давно уже нет, объема знаний, которые сейчас существуют привело к тому, что во многих областях требуются специалисты очень узкого направления. Слишком много разделов у наук, чтобы это можно было осилить в одной жизни. Это и есть глубокое копание. Эзотерики тут нет и быть не может в принципе. Максимилиан Коэн это обыкновенный злобный социопат. Его называют гениальным математиком, называет его таким другой гениальный математик, тоже почему-то занимавшийся поиском числа пи. Мы не видим как оба математиков обсуждали действительно какие-то проблемы, а только какие-то глупые слова из серии: - Я уже через это проходил! - Но оно есть! - Всегда мы так думаем, ты молод! Хотя бы одно, хотя бы минимальное упоминание настоящей математики. Нет, его здесь нет. Как нет ни одного глубокого внедрения в тематику, которую избирает Даррен Аронофски. Его всегда хвалят, не было случая, чтобы не хвалили, но никто в упор не хочет замечать что он всегда гуляет вокруг да около, создавая тщательно проработанную иллюзию, того что он и зрителя еще окунает в бездну субъекта своего исследования. 'Пи' раздражает. Раздражает тем как он снят, раздражает бесмыссленная игра актера, играющего нашего математика, раздражает эта кучка бессмысленных раввинов с уголовными замашками, раздражает что такое геометричное число пи используется только для построения спирали по пропорциям 'золотого сечения'. Раздражает откровенная тупость. 'Пи' это алхимия от математики сегодняшних дней. По сути это бредовые средневековые измышления человека, услышавшего где-то о том, что весь окружающий мир можно описать числами, но не знающего как это вообще кухня работает. Для многих не секрет, что если хочешь общаться с Богом, то тебе не нужны посредники вроде Церкви. Хотите математики? Так изучайте ее, литературы в свободном доступе полно. 'Пи' это гнусный и вводящий в заблуждение посредник. Не ведитесь на псевдовсё в этом фильме. Тут фальшива тема, фальшива съемка и фальшива игра. 4 из 10
Даррен Аронофски в своей авторской ленте 'Пи' показывает нам насколько сложен и разнообразен этот Мир, насколько жестоко наше людское Общество. И что человек, который не взирая на все, созданные человеком Системы всяческих запретов, пользуясь своей возможностью, возможностью мыслить может понять его природу. Таким человеком был Макс Коэн, математик от природы, природы упрямства и упорства. Вот эти вот слова, на протяжении всего фильма: '... когда я был маленьким, мама учила меня никогда не смотреть на Солнце...' говорят о том, что этот человек уже с раннего детства пошел против сформировавшихся устоев общества, его системы и решил понять настоящую суть этого Мира. Идея, что законы природы написаны при помощи чисел поработила его, и сделала фанатиком: он не видел ничего кроме чисел, ему не были интересны ни предложения со стороны спонсирующей компании, ни религиозные мероприятия, ни обаятельная девушка, живущая по соседству (момент сравнения, когда Макс собирается силами перед тем, как нажать на клавишу Return и в соседней комнате раздаются стоны - показан очень круто) Его мозг был порабощен мыслью о числе Пи. И вот, когда открытие все-таки сделано, Макс стоит перед тяжелым выбором, рассказать секрет Великого иррационального числа, шантажирующим его, аналитикам с Уолл-стрита, или религиозным фанатикам - имя Бога. Он понимает, что рано или поздно смерть настигнет его, как и его лучшего друга, учителя - Сола. Знание тайны числа Пи - это не дар, нет, это не возможность посмотреть на Солнце - это большая ответственность, на принятие которой человечество еще не готово. И Макс Коэн принимает правильное решение... '17:20 Личная информация: когда я был маленьким, мать учила меня никогда не смотреть на Солнце. Но, когда мне исполнилось 6 лет - я это сделал'... Надо отметить, что Даррен очень умело подобрал себе съемочную команду. Очень большой вклад лента получила непосредственно от Шона Гуллета, сыгравшего Макса. Шон очень сильно вошел в эту роль и показал зрителю, до каких пределов может стремится человек к поставленной цели. Помимо этого очень заметна работа оператора (клубы дыма, сливки в кофе, муравей под микроскопом). Не могу не отметить работу композитора, благодаря его музыке мы могли увидеть то, чего не увидишь глазами, а именно ход мысли Макса Коэна. Очень прогрессивный саунд. Ну и конечно же работа самого Аронофски: благодаря ему, весь актерский состав знал свое место и задачу. 'Пи' - эстетическая антиутопия, показывающая нам, насколько мы ничтожны по сравнению с законами природы, и даже тогда, когда человек все же приближается к истине, пожертвовав абсолютно всем, он не может использовать те знания дальше, так как он бесспомощен в том обществе, которое его окружает - общество проглатывает его, не замечая Гения отшельника. 3.14159265358 8 из 10
«Пи» представляет собой дальновидный взгляд на разум гения с множеством запоминающихся сцен и образов. Игра и особенно монтаж очень сильны. Музыка - отличное индустриальное техно, которое задает неистовый эмоциональный темп по мере развития сюжета. Одна из причин, по которой я ценю этот математический кислотный трип, заключается в том, что он находится на пересечении моих интересов в сфере развлечений: он касается интеллектуальной малобюджетной инди-фантастики, лавкрафтианских ужасов, тем религиозного мистицизма и конспирологии с прилагающейся параноидальной атмосферой, которую усиливает зернистая чёрно-белая съёмка. Другая причина в том, что «Пи» заставит переосмыслить всю смысловую многослойность, которую он попытался вызвать. Главный герой фильма - ненадёжный рассказчик Макс — это гений, который пытается найти образец порядка в явно хаотичной вселенной. Он видит математику везде: в форме ракушек, в том, как сливки завитками растворяются в его кофе, в спиральных движениях сигаретного дыма. В дальнейшем использование повторяющегося образа спирали обозначает прозрение и жизненную борьбу, а также помогает определить природу этого экспериментального фильма, залегающую в учении Фрейда о Ид, Эго и Суперэго. Но главный вопрос для Макса — это модель фондового рынка. «Эврика» почти на языке, и это сводит его с ума. Эмоциональная напряжённость настолько сильна, что ему бы следовало подлечиться, чтобы получить кратковременную передышку и закончить работу. Когда Макс находит ответ, и правда начинает его менять. Его старый друг также находит ответ, и правда убивает его. Джонатан Левитт и Николас Кристенфелд из Калифорнийского университета доказали: спойлеры делают просмотр интереснее, если в фильме больше медитации, чем действия. «Истина — это не то, к чему человечество готово, и не то, чего оно заслуживает.» Вот так за всех решило Ид Макса. Иудейские каббалисты оказались правы, он не в состоянии быть хранителем такого знания. Он оказался лишь сосудом для средства, с помощью которого можно было это знание получить. Макс отпускает своё открытие – аллегорическое объяснение жизни и места в ней человечества. Впервые он счастлив. …После просмотра возникает новое чувство трепета перед сложностями вселенной, а также желание ценить простые обыденности жизни. Это позволяет увидеть красоту, скрытую в собственном невежестве. Я рекомендую этот фильм всем, кто ценит искусство, созданное с большей искренностью, чем изысканностью.
Сама идея о том, что математика в повседневной жизни окружает нас повсюду, далеко не нова. Тем интереснее, что нового смог о ней нам поведать Дарен Аронофски в своем черно-белом математическом триллере 'Пи '. Рассказ ведется о молодом и, без преувеличения, гениальном математике Максе Коэне, который исследует закономерности рынка ценных бумаг с помощью вычислительной машины Евклид. Но это лишь прикрытие, внешняя оболочка, потому что на самом деле сюжет имеет несколько слоев и раскрывается перед вами по мере просмотра. Словно в гениальном математическом уравнении вы шаг за шагом находите все новые и новые неизвестные, получаете более полную картину нашей жизни, начертанную математическими символами. Какие то мысли покажутся вам простыми до безумия, что-то навсегда останется для вас загадкой. Но вы совершенно точно ощутите себя самым настоящим ученым, идущим к истине методом проб и ошибок. Ближе к развязке вместе с Максом вы натолкнетесь на непроницаемую границу, за которой перестают действовать законы разума пересечение которой, может стоить неоправданно дорого. Сам Макс - эталонное воплощение фанатичного ученого. Никакой личной жизни, рано лысеющий и субтильный, употребляющий стимуляторы и обезболивающие в огромных количествах, он замкнут и практически не контактирует с внешним миром. Шон Джуллетт как нельзя лучше подошел на эту роль и смог воплотить в жизнь образ одержимого. Движение, взгляд, направленный зачастую в никуда, неряшливость в одежде и непритязательное отношение к внешнему виду - все подчеркивает отшельнический образ существования. Кажется, что жизнь, как явление, уже его покинула, осталась только математика, столбики цифр и индексов на мониторе. Единственный друг и учитель Макса - Сол - очень на него похож и скорей всего является символом того, что ожидает главного героя в будущем. По крайней мере, лучший вариант развития событий видится именно таким: уединение, золотые рыбки и Го в качестве развлечения. И как главный приз - сохраненный рассудок. Это было бы действительно большим достижением, потому что атмосфера фильма пропитана паранойей и подступающим безумием. Как и в многих фильмах, она является результатом взаимодействия многих составляющих. Ощущение непрерывного преследования создают длинные крупные планы - словно кто-то незримый наблюдает за происходящим со стороны, находясь при этом очень близко. Преследование носит здесь не только характер слежки. Преследование идеей играет, куда большую роль. Долгое созерцание одного образа в разных воплощениях заставляет вас еще глубже проникаться идеей, что в этот момент описывается голосом за кадром. И с каждой секундой все больше и больше пропитываешься манией преследования, и приходит осознание одной из главных идей картины, отчасти воплощенных и в музыке, которая сопровождает действие. Медленная, но достаточно ритмичная для задания нужного темпа, она затягивает вас в происходящее. Что-либо лучшее, чем трип-хоп для подобного фильма трудно придумать. Итак, стоит ли смотреть данный фильм? Поклонникам творчества Аронофски - безусловно. Любителям неспешных триллеров с отличной операторской работой и постановкой - тоже. Почитателям аддитивного саундтрека - в обязательном порядке. Остальные могут смело проходить мимо.
Это дебютная лента одного из наиболее нестандартных и интеллектуальных режиссеров современности - Даррена Арановски. О финансовых, юридических и психологических трудностях, с которыми он и его друзья (которые на 90% составили команду фильммейкеров) столкнулись в процессе изготовления данной картины, говорить не буду. Про это в Сети рассказано достаточно хорошо, одним словом, справились, и молодцы. Что имеем на выходе? Это фильм, который при первом приближении является артхаусной психоделической жестью. При втором – сильной и необычной драмой о судьбе неординарного человека. При третьем – философско-эзотерическим трактатом о строении Вселенной, смысле жизни, смерти, Боге и т.п. Естественно, «приближения» надо пройти. Первый просмотр лишь открывает верхушку айсберга. Что вы найдете у его подножия? Наверное, то, что ищете. Так как смыслы очень пространны (сводить их все к опровержению математической концепции строения мира ни в коем случае нельзя!), и растолковывать на пальцах не имеет смысла. Скажу лишь, что упускать не надо ничего. Ни соседку Макса – единственного человека, которому он дорог, ни Сола Робсона, который все-таки не сдался, разгадал Загадку, но… умер. Особое внимание стоит обратить на дуализм финала – в одном варианте Макс умирает, в другом остается жить, но лишается самого главного, что имел… За такой простор для зрительских интерпретаций, безусловно, следует поблагодарить манеру съемки. Безумное количество образов-символов, мотивов, лейтмотивов и рефренов, чрезвычайная экспрессивность ВСЕХ эпизодов, реалистичность, очень стильная операторская работа, искусное смешение реального и ирреального. В общем, достоинства можно перечислять до бесконечности. Сравнивая с нашим хваленым арт-хаусом (всякими Вырыпаевыми да Хлебниковыми) – небо и земля. Кроме того, для меня было приятным сюрпризом увидеть, что большинство художественных решений, которыми я так восторгался в «Реквиеме по мечте» и «Фонтане», Арановски использовал уже в далеком 1998-м. В «Пи». Отдельно скажу про 'индастриал'-атмосферу фильма. Да, местами все это выглядит довольно жестко. Но эстетическая функция картины никуда не пропадает. Эта реальность, отторгая, одновременно и манит. Как манит, к примеру, реальность волшебно-сладкой «Амели». Но «Амели» притягивала, как притягивает прекрасная и обаятельная Одри Тоту. «Пи» же тождествен необычайно странной, дикой и почти уродливой красоте Макса Коэна (феерически сыгранного Шоном Джулльетом). Но действует это просто магнетически. Особую силу этому Магниту добавляет великолепный саундтрек (а разве может быть по-другому в картине Даррена??) и афоризмы, коих в «Пи», если присмотреться, можно найти целую россыпь («Смотря в пустоту, ты слепнешь» уже в цитатнике). Я почти закончил. Напоследок - за что фильм показался мне особенно ценным. Хотя бы на несколько часов, или, что маловероятнее, но лучше, на несколько дней, жесткий черно-бело-пиксельный мир «Пи» вырвет вас из ярко-цветочной мишуры обывательщины. Мы обрастаем кучей бесполезных вещей, кучей пустых знакомых, а разве нужно это? Как сказал Макс Коэн – «мне плевать на вас, мелких материалистов. Я ищу способ познать наш мир». П. С. Удивительно, что после «Пи» Шон Джулльет не стал актером первой величины. 10 из 10
“Пи” – одна из наиболее загадочных лент замечательного режиссера Даррена Аронофски. Картина повествует о талантливом математике Максимилиане Коэне, посвятившем жизнь поиску идеального числа – универсального кода в виде цифр, который мог бы дать ответ на любой вопрос Вселенной и позволил бы поставить все вокруг в зависимость от единых законов, законов математики. “Весь мир – системы”, – убежден главный герой. Вычислить закономерности мироздания – ни о чем другом Макс и мыслить не может. Но так ли это просто, как кажется на первый взгляд? “Пи” берет запоминающимся видеорядом. Внимание зрителя фокусируется на деталях. Ракушка в руках Макса, мозг на станции метро, замочные скважины, дверные замки, индикатор на стене, муравей, испортивший микросхему, судьбоносная клавиша “Return”, бесподобная партия японского го, движение по спирали сливок, растворяющихся в кофе, клубов сигаретного дыма – каждый отдельно взятый кадр прекрасен и совершенен. Фантастическая красота! Визуальное исполнение картины идеально. Стоит отметить цветовое решение. Черно-белая стилистика как нельзя лучше передает внутреннее состояние главного героя. Проводя исследования, Макс перестает различать краски окружающего мира. Жизнь представляется ему безликой, серой, как цветовая гамма киноленты. На уровне и музыкальное сопровождение. Психоделическое творение Клинта Мэнселла (камео: фотограф, погнавшийся за Максом в метро) погружает в атмосферу эмоционального напряжения, безысходности, отчаяния. Великолепная актерская работа, несмотря на отсутствие знаменитостей, задействованных в съемках. Театр одного актера – можно сказать о фильме. Действие разворачивается только вокруг Макса, ключевой фигуры повествования, все прочие (за исключением наставника Сола в некоторых моментах) блекнут на его фоне. Режиссер преднамеренно делает акцент на одиночестве главного героя. Шон Гуллетт выложился на максимум. Зритель видит на экране не исполнителя роли, а персонажа. В достижении же подобного результата, как известно, и заключается подлинное актерское мастерство. Быть может, успех “Пи” обусловлен тем, что работа велась от души? Бюджет картины составляет – смешно представить - всего лишь 60 тысяч долларов. Эта ничтожно малая сумма – пожертвования родственников Даррена. Аронофски, не взирая на обстоятельства, сел за режиссерское кресло, засучив рукава, вооружился ручной камерой и…снял шедевр! Пронзительный дебют мастера достоин восхищения. Выдающееся в своем жанре произведение, “Пи” – это еще и невероятно стильное кино. При этом картина цепляет не только технической, но прежде всего философской составляющей. В рамках постановки глобально-человеческая проблематика и сложнейшие вопросы бытия переплетаются с историей конкретного человека, трагедией личности. В фильме поднимается немалое количество проблем, одной из которых является проблема познания мира. Что занимает мысли Макса? “Все, что нас окружает, можно понять и представить в виде чисел”. Математика повсюду, стоит только приглядеться. В ракушке, лежащей на морском берегу, и даже в самом человеке можно найти систему, подвластную математическому анализу. Система вокруг, система внутри нас! Что если сама природа является хитросплетением формул? Не обращая внимания на учащающиеся головные боли, Макс идет на риск. Не опять, а снова он хочет взглянуть на Солнце. Главный герой ищет абсолютную Истину, точнее сказать, не ее содержание, а числовое представление. Религиозные фанатики, преследующие Макса, уверены, что искомое число – истинное имя Бога, вот почему в этих 216 символах заключена великая сила. “Я избранный!” – в порыве восклицает Макс. Эта фраза символична. Быть может, корень страданий Максимилиана Коэна заключается в том, что он преступил черту дозволенного, пытаясь вкусить запретный плод, познать то, что не положено знать? Имеет ли право ученый заходить в своих исследованиях так глубоко, вмешиваться в процессы мироздания? В состоянии ли человеческий разум постичь устройство Вселенной, упорядочить материю существования? Даррену Аронофски удается с изяществом раскрыть еще одну проблему – проблему беспомощности гения. Главный герой живет как затворник, аскет, ведет жизнь отшельника, начинает испытывать дискомфорт при общении с людьми, все дальше отдаляется от человеческого общества, от жизни. Он злоупотребляет таблетками, с каждым днем увеличивая дозу, что не может не сказаться на его здоровье. По-иному никак, ведь это его единственное спасение… Разве существует другой способ остановить адские головные боли, которые не дают покоя, выворачивают наизнанку, губят изнутри, сводят с ума? Как различить постепенно стирающуюся грань между реальностью и галлюцинациями, системой и хаосом? Максимилиан Коэн, кто он – гений или параноик, одержимый ложной идеей? Куда движется математик – к Истине или сумасшествию? Вспомнить сцену с мозгом на станции метром, в который Макс тычет карандашом! Последовательность, распечатанная компьютером, может оказаться всего лишь вирусом, сбоем в системе, а искомое число – призрачной иллюзией. Добавить членов иудейской религиозной секты и финансовых аналитиков с Уолл-стрит, стремящихся использовать талант Макса в корыстных целях. Вокруг пылает огонь равнодушия, который герой не в состоянии погасить. Он беспомощен перед жестокостью и безразличием окружающего мира. Он одинок. Обреченность. Холод. Беспросветность. Мрак. Страдания. “Всегда заставляйте зрителя страдать — чем сильнее, тем лучше”, – наставлял мастер саспенса Альфред Хичкок. В своей картине Аронофски блестяще справился с поставленной задачей. И главное, фильм пронизывает идея о простом человеческом счастье. “В жизни есть не только математика!”, – изо всех сил пытается донести Сол до своего ученика. Но услышал ли его Макс? Герой не ощущает вкус жизни, ему чужды понятия “Дружба”, “Любовь”, целью своего существования он считает нахождение искомого числа. Ограждаясь от всего земного, Макс создал собственный крохотный мирок, своеобразный футляр, который составляют многообразные алгебраические формулы, ряд Фибоначчи, золотая спираль… - и все. Душевная пустота. Казалось бы, здесь он в комфорте и безопасности, наедине с самим собой – но приносит ли радость такой образ существования, верен ли путь, то ли это, что нужно? Тень сомнения... Кинолента “Пи” – не о науке, пускай математика и является неотъемлемым элементом повествования. Ключевой момент картины – финальная сцена. - 255 умножить на 183? - Не знаю… Листья клена, колышущиеся на ветру. Солнечный свет, пробивающийся сквозь ветви дерева. Загадочная улыбка Макса. Душевное умиротворение. Гармония. Безграничная любовь к жизни. Взгляд свободного человека, выбравшегося из своего футляра, разорвавшего связывавшие его невидимые оковы. Взгляд, устремленный вверх. К Небу. Как говорил князь Мышкин: '…неужели в самом деле можно быть несчастным? О, что такое мое горе и моя беда, если я в силах быть счастливым? Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? Говорить с человеком и не быть счастливым, что любишь его! О, я только не умею высказать… а сколько вещей на каждом шагу таких прекрасных, которые даже самый потерявшийся человек находит прекрасными… '
Человеческий разум, как сила и дар, как слабость и горе… Как многослойная и философская основа фильма Дарена Аронофски «Пи» - картине о тяжести избранности. О том, что за свой дар нужно платить знают все. В ленте же Аронофски это показано наглядно, во всех возможных вариантах. И физических, и моральных. Кому как нравится, что называется. История о математическом гении Максе Коэне, старающемся разгадать загадку числа «пи» и распознать системность жизни, - физическое проявление. Весь сюжет нацелен на то, чтобы показать зрителю страдания, дать ему визуальный контакт. Для подобного нужен рассказ о головных болях, о еврейской общине и биржевых игроках, об одиночестве и одичалости. Для морального ощущения мук Аронофски придуман тонкий смысл, линия о знании «числа бога», о загнанности и ограниченности в познании, о боязни жизни. Режиссер специально выстраивает целую «систему горестей» Коэна, чтобы донести до зрителя свою мысль, чтобы сгустить краски для последующего просветления. Однако именно эту системность, которую так обманчиво намечает создатель, и о которой так самозабвенно твердит главный герой, картина-то и не поддерживает. Не поддерживает не внешне, не внутренне. Вы не заметете повторений в игре актеров, во главе с тонким Шоном Джулетти, в операторской и режиссерской работе, уникально передающей настроение и душевное состояние героев, в сюжетной основе, которая искупает некоторые неточности и «ожиданности» отчасти внезапным и несвойственным концом. Не заметите повторов и в этике «Пи». Благо, с каждой сценой, с каждым эпизодом, Дарен Аронофски находит все новые и новые мысли, которые, подобно одиноким птицам, сбиваются в единый косяк. Здесь и идея о «страстях» личности, и мысль о смысле жизни, и о месте человека в обществе, и о «божественной сущности» героя (единственное, мне показалось, что все это носит какой-то несколько неоформленный характер, характер тревожащих размышлений, которые пока не приняли законченный вид)… Так что собрать и уместить фильм в единую таблицу, систему, организацию будет крайне сложно. Все, что доступно мне – писать о «Пи», путаясь в фразах и собственных оценках, забывая что-то очень важное и вспоминая самое мимолетное. Думаю, «Пи» завоевал столько наград и признаний, потому что Дарен Аронофски, в отличие от многих деятелей искусства, создает некий идеал, который не навязывает никому. Он производит гения, который для пущей уникальности будто бы не ест и не пьет, не нуждается в деньгах, но при этом не обвиняет зрителя в противоположной ему бытовой однообразности. Он не дает ответа на вопрос, в чем принадлежность человеческого сердца и ума, однако предлагает несколько многогранных вариантов. С одной стороны – полет в небесах, гениальность и исключительность, с другой – земное спокойствие, монотонность и жизненная практичность. Режиссер дает Максу Коэну, а заодно и зрителю, возможность выбора своего счастья – разгадки мировой тайны на грани одинокого сумасшествия или обычной жизни, в которой гениальная независимость и самостоятельность заменяется своей необходимостью, надобностью кому-то. Однако мне кажется, Аронофски все-таки дает отзыв на тему, к чему стоит стремиться. Он, жизнью Коэна, доказывает, что полноценное существование возможно лишь в обеих этих ипостасях. Только когда вы сочетаете в себе уникальность и, как бы это страшно не прозвучало, посредственность, возможна полновесная, яркая жизнь, основанная на контрасте и сравнении. Главное, чтобы подобное совмещение не превратилось в систему, упрощающую существования и делающую жизнь невыносимой, не упорядочилось, потеряв свою волшебную таинственность. Говорить о многогранности «Пи», думаю, можно долго, надо только переварить принятое от Аронофски и, желательно, не один раз. Пожалуй, вечный, бесконечный поиск и есть самая насущная мораль и мысль данного фильма, являющегося своеобразным гуманистическим учением режиссера, который поднял проблему безликих двойников и серой однообразности, но при этом никого не обвинил. Большое начало большого режиссера…
Не пекись о снискании великого знания: из всех знаний нравственная наука, быть может, есть самая нужнейшая, но ей не обучаются. /Пифагор/ Глубина таланта не имеет общепринятых единиц исчисления, а является вещью относительной и быстро обесценивается, если владелец не прикладывает необходимых усилий для развития. Как гласит народная мудрость, «можно лечь спать талантливым, а проснуться бездарным». В то же время гениальность — понятие гораздо более ортодоксальное, она остается со своим обладателем навсегда. Нареченный гением в ответе за свой дар и если он обращается во зло — равновесие в природе нарушается. По легенде, на смертном одре Альберт Эйнштейн сердечно покаялся, что его теория относительности снабдила мир атомной бомбой. Даже невероятно одаренный ученый, ведомый благородными помыслами, не способен на годы вперед просчитать последствия собственных открытий, если те попадут в плохие руки. Стереотипный образ гения рисует перед глазами вечно растрепанного молодого человека с невообразимым бардаком в квартире и компьютером, впитывающим бесчисленные Джоули жизненной энергии, свободные от мирских прихотей. Очередного добровольного затворника зовут Макс Коэн. Обладающий феноменальными способностями в математике, уже в 20 лет он получил докторскую степень. Однако на слепящих нью-йоркских улицах Макс превращается в одичавшую собаку, тщетно разыскивающую выход из городских джунглей. Молодой человек практически круглосуточно пытается расшифровать цифровой код, отвечающий за ставки на фондовой бирже. Макс — совершенно не алчный человек, и движет им не жажда личного обогащения. Вся его жизнь — поиск гармонии, которую он видит в числах. Неизвестно, читал ли Коэн труды Пифагора, но, отрицая нумерологию как науку, он неустанно ищет математическое обоснование самой судьбы. В своей дебютной ленте Даррен Аронофски предпринимает философскую попытку определить цену гениальности для человека, оторванного от безумной жизни мегаполиса. Снятый на винтажную черно-белую пленку «Пи» фокусирует внимание на главной ценности любого человека — его интеллекте. Макс Коэн - вовсе не сумасшедший. Определив для себя архиважную задачу, он научился механически относиться ко всему остальному. На какие-то мгновения сердце математика просыпается при виде маленькой девочки с калькулятором, которая просит его перемножить трехзначные числа. Макс по-настоящему оживает в беседе с равным себе — своим учителем. Перед глазами молодого человека находится живое подтверждение тому, во что голая теория без практического применения превращает человека. Наставник дожил до преклонных лет, но так и не расшифровал смысл одной-единственной математической константы, и совсем не хочет подобной участи своему последователю. Учение должно становится благом для своего адепта. Если одержимость входит в диссонанс с элементарными чувствами и радостью жизни, то плата за гениальность может стать слишком высокой. Гению в классическом понимании чужда материальная выгода от его способностей, но рядом с ним обязательно найдутся алчные и беспринципные люди. Если для Макса Коэна математика — божественно чистая наука, то для аналитиков с Уолл-Стрит и служителей еврейского культа — лишь набор чисел, которые могут навсегда изменить жизнь. На примере страдающего мигренью молодого ученого Аронофски закладывает стандарт, которого будет придерживаться в последующих своих картинах «Рестлер» и «Черный лебедь» - за реализацию таланта придется дорого заплатить. От Макса все чего-то хотят, бессердечные биржевики видят в нем дойную корову, а религиозные фанатики — потенциального пророка. Чего хочет сам математик? Его сбивчивая манера речи, диктующая летопись великого исследования, не дает ответа на вопрос: способен ли этот человек обуздать свой дар или, в конце концов, сам станет его жертвой? «Пи» — триллер, щедро приправленный психоделикой, без которой не измерить водоворот мыслей одинокого математика. Впоследствии для Аронофски станут нормой жесточайшие стрессы, которым он подвергает своих героев. На пике одержимости Макс с трудом отличает галлюцинации от реальности. Пробираясь по лабиринтам своих выверенных теорий, он все дальше от заветного света в конце тоннеля. Коэн сам избирает такую судьбу, для него яркое солнце — вечная память о детской травме, вызванной ультрафиолетовыми лучами. Свет не влияет на гармонию - она зависит от решения заветной задачи. Степень желания Макса найти ответ подвергается проверке регулярно — это еще один атрибут гениальности. Что есть вера для человека науки? Ее невозможно облачить в алгебраическое уравнение, но именно она не позволяет Коэну окончательно потерять человеческий облик. Хаотичная съемка городских пейзажей замедляется при показе деревьев, сквозь которые на солнце смотреть не так больно. Если бог для каждого свой, если счастье кто-то способен прописать двоичным кодом, и если для кого-то вся жизнь сводится к охоте за чужим интеллектом, то природа одинакова для всех. Добровольное затворничество неизбежно приведет человека к самосожжению, и ради чего? Настанет миг, и Максу Коэну придется держать ответ перед самим собой: нужна ли ему такая гениальность со всеми ее атрибутами? Или лучше сбросить тяжкую ношу и спокойно смотреть на колышущуюся листву? Бюджет этого фильма — давно уже притча во языцех. 60000 $ — ничто для настоящего начала большого пути. Картина «Пи» - не только проба пера маститого режиссера. Фирменным знаком Даррена Аронофски, истоки которого именно в данной ленте, станет персонаж, рвущий душу на сотни кусочков и проходящий все круги эмоционального ада, будь то старый рестлер или молодая балерина. Макс Коэн — собирательный образ гения с даром, способным изменить мир, но не собственного обладателя. Высокий интеллект определил математику жизнь в виде бесконечной гонки по замкнутому кругу в надежде найти искомую комбинацию. Однако радость гармонии может быть достигнута, только если человек вырвется из эмоциональных оков и сумеет стать хозяином своему таланту, а не его рабом.
Первая режиссёрская проба Даррена Аронофски в полнометражном стиле оказалась не самой простой на предмет выбора темы, что нередко наблюдается у будущих мэтров большого кино. В своём дебюте Аронофски, у которого, к слову, никогда не было проходных фильмов, пытается решить сразу несколько задач: донести до зрителей значение основных вопросов человеческого бытия сквозь призму магии чисел, свести его к уровню среднестатистического жителя планеты и поведать совершенно прозаическую драму внутри одного человека, грозящую перерасти в катастрофу вселенского масштаба. Достаточно своеобразное представление зрителям главного героя, которого зовут Макс Коэн, открывает не только узкую специфику подвластного ему широчайшего математического пространства, но и весьма неоднородную территорию фильма, разделённую на свободную и запретную зоны. Попасть в последнюю, которая доступна лишь избранным, не просто и опасно, а путь к ней сопряжён с мучительной болью самосознания, превращающей могущественного учёного в человека с ограниченными возможностями жизни. Коэн постоянно балансирует где-то между ними, не умея или не желая вписаться в привычные для большинства рамки жизненного круга, а шагнуть в красиво вычерченный безупречной логикой квадрат, где спрятана абсолютная истина, не осмеливается. Но воспринимать «Пи» исключительно с научных позиций вряд ли уместно, так как не приходится сомневаться в том, что строгое доказательство тех или иных нумерологических принципов не является идейной основой для Аронофски, не менее чуждого также излишнему пафосу, характерному для современных политических детективов. И дальнейшие работы этого мастера показали, что ему важны не профессия и её исполнитель, а цена, жертвуемая очередным персонажем с лицом библейского героя или простой домохозяйки на алтарь войны за совершенство себя и мира. В эту войну вовлекается и аудитория, становящаяся свидетелем победы или поражения, в зависимости от конкретного примера. В случае Макса Коэна, которому, возможно, повезло вовремя остановиться, эта малая победа над своим недугом, дающая ему шанс спокойно жить и работать в привычной области, поистине бесценна. Признание невозможности вывести заветную «формулу всего» при помощи доступных умственных и технических средств – это и есть момент истины, предвещающий множество приятных и неожиданных открытий. Гораздо более значительных, нежели бесконечная квадратура круга жизни главного героя, которую не то, что циркулем и линейкой, но и методами Григория Яковлевича Перельмана не решить. С другой стороны, фильм Аронофски, под стать его творческому видению, не всегда полностью доступен для понимания. В нём ещё остаётся достаточно места для интерпретаций. К примеру, несколько настораживает, что цвет плёнки не меняется ни разу за весь фильм, даже в наиболее спорных его моментах. В то время, как сам Коэн к финалу успевает претерпеть множество трансформаций, как изнутри, так и снаружи. Под аккомпанемент космической мелодии Клинта Мэнселла, ставшего надёжным партнёром Аранофски на многие годы, загадочная история с математическим уклоном плавно и незаметно трансформируется в онтологическую схватку высшего и низшего порядка, человека и тех сил, что над ним, в которой не будет победителей. По Аронофски, перевернуть мир под силу и одному человеку. И это – история самого Аронофски, последняя попытка найти себя среди сотен других, завершившаяся известным и вполне справедливым результатом.
Итак, согласно Максу, 1) математика – язык природы 2) всё, что нас окружает можно представить и понять с помощью цифр 3) все можно внести в систему Молодой математик, сторонящийся людей, друзей, женщин и т.д., доходит до ручки в поисках магических чисел, которые могут предсказать развитие событий на рынке акций. Психика неустоявшаяся, как результат постоянные головные боли галлюцинации, навязчивые идеи по поводу преследования. Там уж не понять, где правда, а где глюк. Одно бросилось в глаза сразу! Если ты такой математик, и так стремишься разгадать смысл жизни, Бога и т.д. на кой ты лезешь в рынок акций – мир денег, финансов и акций. В комнате у Макса бегущая строка с котировками, которые он постоянно отгадывает. Это-то и привлекает к его персоне людей, желающих подзаработать. Еврей, подсказывающий Максу, что вся Тора (Ветхий Завет) это набор цифр, где к примеру (интересно, правда это или нет?) число женщины и число мужчины в сумме дают число ребенка! Тот же еврей наводит Макса на мысль, что есть имя\ определение Бога – что-то размером с 216 букв. И вот тут –то у Макса начинаются проблемы с головой – и действительно серьезные. Он сам признается: каково это, когда у тебя в голове постоянно крутится имя Бога??? Кстати, немного лирики: Число 216 это произведение трех шестерок, т.е. 6*6*6= 216. Ну как ничего не напоминает??? Макс понимает сам, что зашел далеко. Ему друг неспроста говорит, что надо поступить, как Архимед, которому жена подсказала – пойти искупаться в ванной и забыть все проблемы. Вот Макс символически и искупался. Он увидел раковину (тут можно долго рассуждать также о символизме и четкости граней). Цитата: «Гипотеза: мы созданы из спирали мы живем в спирали все к чему мы прикасаемся – есть спираль». А тут еще непонятно откуда взявшийся мзг на асфальте, в который Макс пытается влезть ручкой!!! Да, зрелище не з приятных. Тогда у мня закралась мысль – как будто он хочет влезть в мозг к кому-то И делает это. И этим кем-то оказывается… сам Макс. Сверло у головы – аккурат у расчерченной на бритой голове точке………. И концовка: все та же девочка, проверяющая Макса, сколько будет одно число умножить на другое и разделить на третье. И Макс впервые улыбается и говорит: Я НЕ ЗНАЮ. (Кому интересно: Фильм заканчивается тем, что Дженна спрашивает, сколько будет 748 разделить на 238. Это выражение можно упростить до 22/7, что равно 3,1428… Это хорошее приближение (до третьего знака) к значению числа π=3,141592…, предложенное в своё время Архимедом, т.е. – смысл всей работы и жизни Макса!) На мой взгляд, череп он себе конечно вскрыл символично. Не сверлом. Он просто понял бессмысленность занятия. Он «видел» Бога. И хоть рядом с ним не было жены Архимеда, чтобы дать цельный совет, Макс все понял. Не надо в это лезть! Мораль 1: Богу Богово. Кесарю Кесарево Мораль 2: Мужчины, женитесь! Чтобы ненароком не вскрыть себе голову сверлом. Мораль 3: Смотрите Pi. 8 из 10
Быть может с помощью чисел мы познаем свою сущность... Знаком был раннее с талантливым режиссёром Дарреном Аронофски по таким картинам как 'Реквием по мечте', 'Фонтан', 'Рестлер' и буквально недавно познакомился с его дебютной работой. Знакомство оказалось жутко интересным, сюжет настолько восхитил меня, что пришлось пересмотреть некоторые свои ценности. Буквально и десяти минут достаточно для того, что бы мир вокруг вас изменился, стал вдруг черно-белым и правили им не люди, а числа. Кудесник Аронофски задал высокую планку на старте своей карьеры и помнится мне, ниже её не опускался. Возвышенное творчество этого режиссера даёт огромную пищу для размышления и на всегда оставляет след в памяти. Бытие. Веря в свободу мысли и слова, а также в безграничные возможности человеческого мозга, Аронофски даёт то, чего так не хватает в обыденности, он даёт человеку, зрителю 'крылья', а потом сам решай что с ними делать... Балансируя на грани фантастики и откровенного сумасшествия, творческая мысль автор завела зрителя в потаённые уголки гениального молодого ума, жаждущего правды от всего сущного. В подтверждение великолепия картины, скажу один немаловажный факт - бюджет фильма составляет всего навсего 60 000 долларов и он был дебютным в творчестве Аронофски, но это у же легенда! Речь в кинокартине идёт о числах, о математике и всех сопряжённых науках. Просыпайтесь дремлющие умы, пришло время не просто смотреть, но и думать при этом. А думать по ходу сюжета придётся не один десяток раз, так что садитесь поудобнее и приготовьтесь погрузиться в недра творческой мысли. Математика - язык природы. Сюжет повествует нам о молодом учёном, который за свою недолгую жизнь уже успел получить докторскую степень и написать пару научных работ, но он не видит это главной целью, мечтой, к которой следует стремиться - его страсть числа, и он пытается разгадать систему числа ПИ. По его мнению, в любой сущности, в сущности всей вселенной существует система, стоит только вообразить и вуа-ля... Главный герой (Макс) ищет разгадку в числе 3.14, он полагает что именно это число и является ключом к разгадке всех тайн. На грани сумасшествия. Цепляясь за каждую возможность, пытаясь найти 'что то' общее между 'чем то' довольно не простая задача. Но судьба предоставляет такой шанс единожды, и было бы глупо его упускать. Имея за спиной гениальный ум, учителя, который может помочь в тупиковых ситуациях можно свернуть горы, что и пытается сделать Макс. Им движет истина... Личная жизнь главного героя это 'пустая строка'. Всего себя без остатка он отдаёт лишь науке. Сильные головные боли, психическое перенапряжение, как следствие бесконечная депрессия, безвыходность положения и усиливающаяся паранойя. Вселенная чисел. Мир холоден и чёток, он прекрасно упорядочен, в нём нет места случайностям, весь мир это система. Система, которую стоит только привести в единую в порядок и тогда всё встанет на свои места. Тайны природы, которые человечество не может разгадать на протяжении тысячелетий, может решиться в любую минуту, всё может стать понятным и доступным. Это и движет Максом, желание познать, желание видеть что в мире что то большее, то что скрыто. Наука и Религия То что может принять наука, никаким образом не сможет объяснить религия или наоборот. Но именно в религии Макс находит то недостающее звено, без которого не складывалась упорядоченная система, именно окунувшись в религию он понимает как глубоко он зашёл и что пути обратно уже не будет. Многое в сознании смешивается, переходит из одного состояние в другое, числа для зрителя на глазах становятся чем то осязаемым, материальным. Мир кажущийся ранее холодным и бездушным, вдруг перевоплощается в живое существо. 'Горе от ума' Переосмыслив фильм несколько раз пришёл к изначальному выводу - он гениален. Он чист и возвышен, он правдив и фантастичен. Словно лезвием по живому... Картина врезается в память, и думаю у каждого из вас она останется там на долго. Фильм не заканчивается, он продолжается даже тогда, когда на экране исчезнут титры. Оставляя за собой вереницу неотвеченых или недопонятых мыслей, фраз, чувств, запахов, реплик, сцен... Но всё укладывается в понимание диалога режиссёра со зрителем и зрителя с режиссёром. Думаю каждый из нас найдёт общий язык. Выводы. Прекрасная игра актёра главного героя, прекрасная режиссёрская работа, гениальный сюжет. Оригинальность чувств, мыслей ценностей. Оказывается любая вещь имеет обратную сторону, всё материальное просто... Казалось в этом фильме соединены образы науки и религии, и они живут в картине вместе, они зависят друг от друга. Вы можете себе представить, в далёкие времена средневековья, человека сказавшего, что земля круглая, сожгли бы на костре. А сейчас мы говорим о изначальном, откуда мы можем познать свою сущность? Если мы не можем найти ответа в исторических фактах (так как их не существует по сути), почему бы не попробовать поискать тайну в числах?..
«Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным.» (Б. Паскаль) Три, четырнадцать, пятнадцать, Девять, два, шесть, пять, три, пять. Чтоб наукой заниматься, Это каждый должен знать... «Пи» - названый по имени математической константы π, первый полнометражный фильм легендарного Даррена Аронофски. После 'Пи' Аронофски проснулся знаменитым, превратившись из известного лишь в узких кругах режиссёра в культовую фигуру авторского кино. Картина, снятая всего за 60 000$, на добровольные стодолларовые пожертвования друзей режиссёра была продана за один миллион долларов, причем к настоящему времени сборы составили уже 3.2 млн долл. А ведь это всего лишь его кинодебют! Сценарий к 'Пи' был написан ещё в 1996 году, но тогда денег на реализацию идеи у Даррена ещё не было. Спустя два года поиска средств и сбора пожертвований Аронофски принялся за съёмки, воплотив в фильме свои ранние наработки, концептуальные идеи в области операторской работы и всю свою страсть. Фильм снимался прямо на улицах и станциях метро Нью-Йорка, без предварительного согласования с властями, так что кому-нибудь всё время приходилось смотреть, не появится ли полиция, а еду для всей съемочной группы готовила мать режиссёра. Несмотря на дешевизну проекта Аронофски стремился к тому, чтобы всё выглядело естественно: даже мозг в картине настоящий, человеческий. На главную роль в столь необычном проекте Даррен пригласил своего друга, Шона Джуллетта, своего регулярного актёра (Джуллетт работал с ним ещё с 1991 года, самого начала карьеры режиссера, когда была снята короткометражка 'Чистка супермаркета'), замечательно вписавшегося в роль параноика Макса, для которого числа правят миром. Добрая половина очарования фильма - это отличный электронный саунд Клинта Мэнселла (кстати, сыгравшего эпизодическую роль фотографа). Главная музыкальная тема фильма очень простая и запоминающаяся, красивая, но слегка не дотягивает до уровня Реквиема в следующей картине, хотя можно ли их сравнивать? Налицо развитие и совершенствование Мэнселла-композитора. Постепенно события фильма ставят Макса перед выбором, что важнее: нормальная жизнь или призрачная цель открыть неизведанное. По мере просмотра Вы заметите множество интересных идей и размышлений режиссера, возможно правдивых, а может быть абсурдных. Таких, что называются туманным словом «Философия». Изучайте и исследуйте хаотичный набор чисел после запятой. Я, всё же, рискнув быть осмеянным (вспоминается забавный случай в одном из штатов Америки, где был выдвинут законопроект о принятии π =~3,2), округляя до десятых долей вижу простую идею, высказанную Солом Робсоном: «Взлетев высоко - обожжешь крылья, взлетев низко - не увидишь главного...» Параноидальная чёрно-белая лента прогремела на весь мир, завоевав множество наград, в том числе Гран-при за лучшую режиссуру на престижном кинофестивале «Санденс», но главное, открыла замечательного творца и талантливого режиссёра, который так полюбился многим за более поздний 'Реквием по мечте'. Даррен Аронофски может служить примером всем начинающим кинематографистам своей неисчерпаемой энергией и жаждой снимать всё новые и новые фильмы, совершенствуя и полируя свой неповторимый режиссёрский стиль. «Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант - в сущности его - и есть любовь к делу, к процессу работы.» (М. Горький)
На сколько трудно быть гением? Макс - математик еврейского происхождения, жизнь которого ежедневно связана с числами. Основная теория Макса: «Математика - язык природы. Всё, что нас окружает, можно понять и представить в виде чисел. Если числа любой системы поставить в график - возникает система. Поэтому всюду в природе существуют системы..В рынке акций тоже есть системы.». Это его одержимость, наркотик, который медленно губит. Числа. Они не дают покоя. Когда кажется, что ты у порога открытия, числа дают понять, что это не так. А вдруг это обман, и системный сбой - ключ к разгадке? Где грань между потерявшим рассудок и гением? Мигрень. Галлюцинации. Всё это ежедневно мучает Макса. Сон и реальность сложно различить между собой. Постоянные головные боли. Таблетки. Без таблеток не прожить до следующего дня. «12:50. Нажать return.» О числах ли фильм? Все те, кто считает, что фильм о каких-то там числах - вы глубоко заблуждаетесь. Фильм об одержимости. О человеке, который, подобравшись к открытию, стал одержимым числами, которые в состояние погубить не только компьютер, но и человеческий мозг. Слишком долго смотря на солнце, можно ослепнуть. Ты никому не нужен, нужно то, что у тебя в голове. К концу фильма Макс осознает, что его знания не просто губят его изнутри, но так же могут способствовать физической расправой извне. Приходится одновременно не зайти слишком далеко, сохранив рассудок, при этом постоянно держать числа в голове, иначе в голове может оказаться несколько грамм свинца. «Когда я был маленький, мать учила меня никогда не смотреть на Солнце, но в 6 лет я все-таки это сделал. Сначала свет был невыносимым, но я смотрел, заставляя себя не моргать. Тогда его яркость стала уменьшаться, мои зрачки стали как кончик иглы, и мне все стало видно…» Говоря о технической стороне фильма, можно лишь подчеркнуть, что всё выполнено настолько изящно и под стать атмосфере, совершенно забываешь о смехотворном бюджете. Именно черно-белая плёнка, психоделический саундтрек и превосходная операторская работа, стиль которой затем перекочевал в «Реквием...», являются неотъемлемой частью этой, порой депрессивной, атмосферы. 10 из 10
Очень многие слышали о режиссере Даррене Аронофски и о его гениальных картинах «Реквием по Мечте» и «Фонтан», но мало кто слышал про этот фильм. Который очень оригинально и интересно назван «Пи», что сразу предполагает речь о математике и при чем не о обычной математике, а о высшей, а это именно та математика, которую сейчас проходят в старших учебных заведениях и несмотря на то, что с цифрами и разного рода вычислениями я особо не дружу, этот фильм посмотреть хотелось очень сильно и после просмотра я был нисколько не разочарован в увиденном, скорее даже наоборот, удивлен, ведь то, что происходило на экране никакому логическому объяснению подвергаться не может. Сюжет рассказывает о молодом и талантливом математике Максе Коэне, который достаточно долгое количество своей жизни пытается расшифровать значение числа «пи», которое до этого не смог вычислить не один математик или ученый, живущий на свете. У Макса есть одна проблема, а именно непонятная болезнь, из-за которой гениальный математик тоннами пьет таблетки и постоянно делает себе инъекции, дабы унять свою боль. Однажды, Макс познакомился с иудеем по имени Ленни Мейер, который знакомит Коэна с каббалой. В тоже время, Макса преследуют дельцы с Уолл-Стрит, которые хотят знать что и когда произойдет на биржевом рынке и для этого им нужен математик, причем такой, который разбирается во всем этом и их выбор упал на Макса, у которого и без них проблем хватает, тем более что боль с каждым днем становится все сильнее и сильнее, пока однажды Макс не находит у себя под волосами странную выпуклость... Сценарий граничит между гениальностью и бредом параноика, но делает он это настолько шикарно, что словами это довольно таки трудно передать, скорее это нужно видеть. Довольно неплохо подобран актерский состав, в котором практически все, малоизвестные персоны: «Моя гипотеза: в рынке акций, как и во всем в мире, есть система. Она прямо передо мною, прячется за числами, она абсолютно всегда была там!» Несмотря на то, что про актера Шона Гуллета мне практически ничего не известно, кроме того что он сыграл роль в следующем фильме Аронофски «Реквием по Мечте», исполнил свою роль Шон просто великолепно, ведь показать столько эмоций, столько чувств и так здорово вжиться в образ своего героя, может далеко не каждый не то что человек, но и актер, так что за свою игру в «Пи», Гуллет получает от меня наивысшую оценку. Более известный актер Марк Марголис, сыгравший роль наставника Макса, Сола, выглядел шикарно, хотя его в фильме было довольно таки мало, но выжил он из своей роли все соки, в особенности это чувствуется в диалогах, которые завораживают с первого слова. Очень здорово исполнил роль двуличного иудея-хасида, актер Бен Шенкман, которого можно было видеть в таких фильмах, как «Между Небом и Землей» и «Осада». Блестяще написана музыка, автором которой стал не безызвестный композитор Клинт Мэнселл, который будет работать с Аронофски в последующих картинах. Ну и наконец, скажу пару слов о режиссуре Даррена Аронофски, который не зря был так расхвален критиками, ведь выполнил он свою работу просто изумительно, показав что можно снять стоящий фильм за сущие копейки, причем жанр картины будет не камерным ужасом, вроде «Ведьмы из Блэр» и «Паранормального Явления», а сложной, психологической драмой, которая загрузит после просмотра каждого зрителя. «Помните Пифагора? Математик, политик, умер около пятисотого года до нашей эры. Основной постулат: вселенная созданная из чисел. Основной вклад: золотое сечение.» Итог: сложный, запутанный и тяжелый по содержанию фильм, который заставит вдоволь пофилософствовать и поразмышлять над тем, из чего же на самом деле состоит наш мир и на самом ли деле, есть ли во всем система, но в тоже время «Пи» учит, что не нужно пересчитывать свою жизнь, её просто нужно прожить! 10 из 10
Даррен Аронофски в кино уже четверть века, однако, удивительно малое число кинокритиков и киноведов задавалось за это время целью проследить прихотливые повороты его режиссерского пути от ультрамалобюджетной картины «Пи» к грандиозному блокбастеру «Ной». Восемь его полнометражных фильмов – своего рода вехи на пути эволюции независимого кино США, но поражает то, что Аронофски никогда не удостаивался, по мнению большинства американских кинокритиков, того места в инди-индустрии, которое занимали в ней, например, Джармуш или Ван Сент, хотя, по нашему мнению, вполне его заслуживал. Уже «Пи» поражает тем, что при анализе «Реквиема по мечте» назвали «хип-хоп монтажом» и изощренной электронной музыкой Клинта Мэнселла, использующего для создания саундтрека самые разные влияния от Autechre до Massive Attack. История поиска одаренным математиком кода бытия оборачивается в «Пи» почти клиническим исследованием шизофрении с неотъемлемо ей присущей апофенией, а в вместе с тем и постмодернистским высказыванием о хаотичности жизни и невозможности уместить ее в прокрустово ложе систематичности. Фактически монофильм с одним главным героем – своего рода киноповесть с малозначимыми второстепенными персонажами: герой одинок, не женат, женщинами и повседневностью вообще не интересуется, без детей и постоянной работы, погружен только в свои болезненные фантазии. С самого начала «Пи» зритель уже сомневается в психическом здоровье героя, а его последующие шизоизыскания лишь укрепляют его в этом мнении. Аронофски вместе с его сосценаристами и исполнителем главной роли Шоном Гуллетом удалось феноменологически показать трагедию постижения мира накануне его приближающегося конца. Острый, клиповый монтаж, напряженное техно в саундтреке, отсутствие маркированной границы между реальностью и безумием героя, всевозможные галлюцинации Макса (особенно впечатляет его видение обнаженного мозга) – все это укрепляет зрителя во мнении, что изо всех сил пытаться объяснить беспорядочный мир, попытка навязать ему ту или иную схему порядка и есть болезнь, а внутреннее примирение с его сложностью и хаотичностью – это, на самом деле, здоровое отношение к окружающему. В связи с основным конфликтом фильма, его постмодернистским постулированием конца метанарративов в духе «Маятника Фуко» Умберто Эко вспоминается повесть Чехова «Черный монах», где безумие героя также неотъемлемо связано с бредовой идеей его избранности и способностью понимать то, чего не понимают другие. «Пи», как «Черный монах» и «Маятник Фуко», наглядно демонстрирует, что безумие часто умело выдает себя за здоровье, а бредовые теории и схемы – за рациональную работу сознания. Шизофреник всегда считает себя здоровым, а мир больным, он полностью уверен, что понимает некие закономерности, которые скрыты от других (вспомним одного героя из «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса, который фанатически смотрел сериал «MASH», видя в нем апокалиптическое пророчество), он совершенно убежден, что видит порядок там, где его на самом деле нет. Таким образом, постмодерн стал во второй половине ХХ века не столько бегством от метафизического поиска истины, сколько призывом принять непознаваемость и хаотичность мира вместо того, чтобы навязывать ему больные теории, которые с шизофренической настойчивостью продуцировал модерн. В итоге «Пи» Даррена Аронофски находится вполне себе в парадигме постмодернистского искусства и культуры (как, впрочем, практически все фильмы этого режиссера), к теме безумия постановщик вернется спустя тринадцать лет после выхода «Пи» в драме «Черный лебедь», где вновь переориентирует зрительское сознание с мнения о болезненности мира на положение о неадекватности индивида. В любом случае и чисто формально, и тем более концептуально первый полный метр Аронофски – серьезное, взвешенное не только психиатрическое, клиническое, но и культурологическое высказывание, не теряющее актуальности и сейчас, когда шизофрения стала болезнью «конца века».
Признаться, я не разделяю восторгов почтенной публики по поводу фильма Аронофски 'Пи'. Равно как и остальных творений «мастера». Как мы знаем, 'Пи' была дебютной лентой режиссёра, однако из последующих «шедевров» ясно, что 'пи' было только началом. Всё последующее снято ещё туманнее, ещё претенциознее, ещё нелепее. А в чём, собственно, 'арт-хаус', в чём так привлёкшая публику 'неординарность' «Пи»? В малом, как планковские величины, бюджете? Было. В чёрно-белом формате? Сто раз было. В психопатической личности главного героя? Я вас умоляю. Для меня совершенно очевидно, что Аронофски, снимая дебютное кино, изо всех сил старался сделать себе имя, произвести впечатление. Судя по большинству отзывов и мнений, ему удалось. Теперь мы пожинаем 'Фонтаны' и 'Нои'. А что? Имя-то уже сделано. Хотя давайте задумаемся, о чём фильм 'Пи', что в нём 'эдакого', нового? Да ничего. Как человеку может 'открыться суть мироздания' и что из этого бывает, можно полезнее для мозга и литературного вкуса прочесть в Ultima Thule у В. Набокова. Что такое 'золотое сечение', обычные, не гениальные люди проходят на уроках геометрии в средней школе. Особо одарённые углубляют в институте архитектуры. Что число 'пи' бесконечно и в нём нет повторов (кроме точки Фейнмана на 762 знаке), известно даже 15-летним хорошистам. А вот что у режиссёра Аронофски талмудист и 'нумеролог' Ленни ведать не ведал, что есть ряд Фибоначчи, наводит на мысль, что автор фильма имеет настолько же туманное представление о математике, насколько туманны его фильмы. Не говоря уже о том, что в его 'магическом' числе из 216 цифр их на самом деле 218. Я не поленился - посчитал. Одним словом, кроме пафоса и желания снять «круто, но дёшево», я ничего в фильме 'Пи' не увидел. Мне было не круто. Натужное нагнетание таинственности и старательное изображение гениального помешательства главным героем (читай - режиссёром) никак не тянуло на правду. Музыка только усугубила. Так что, увы. 4 из 10
Дебютный фильм Даррена Аронофски посвящён проблеме поиска человеком сущности устройства Вселенной. Основная мысль режиссёра – опасность фанатичного увлечения каким-либо одним предметом в ущерб всем остальным. «Пи» – картина-загадка: «А стоит ли человеку разгадывать абсолютно все тайны природы? Или же после этого ему не захочется больше жить?» Эту ленту отличает необычайная атмосфера и неповторимая картинка. Приглушённые чёрные тона и светлые оттенки белого создают уникальное видение мира главного героя «Пи» – молодого математика Макса Коэна, одержимого мечтой найти разгадку числа пи. Макс уверен, что число пи образует особую систему, закономерностям которой подчиняются как законы формирования биржевых курсов акций, так и само существование Вселенной. Разгадке этой системы Макс посвящает всё своё время. Он редко покидает свою квартиру, переоборудовав её в настоящий вычислительный центр. Шон Гуллетт и Марк Марголис продемонстрировали в «Пи» высший актёрский пилотаж. Шон блестяще, просто здорово исполнил роль фанатика от науки, постепенно сходящего с ума из-за обильного употребления стимуляторов. Шон Гуллетт прекрасно использовал мимические средства для передачи чувств своего персонажа, бессильно мечущегося в поисках ответа на терзающий его вопрос. Его Макс Коэн проводит в жизнь окружении двух цветов, также, как и его работа построена на основе двух цифр: нуля и единицы. Макс совершенно не обращает внимания на окружающих, на природу, на мир. Его мысли посвящены одной лишь математике, и нет для него большего счастья, чем познать тайну числа пи. Марк Марголис очень уместен на экране в качестве Сола – учителя и старшего товарища Макса. Много лет Сол также исследовал пи, но затем отказался от этой затеи. Сол выглядит настоящим воплощением мудрости, когда во время партии в го уговаривает Макса оставить попытки усвоить закон существования Вселенной и обратить больше внимания на себя. Сол уверен, что всё же не каждое знание способно принести человеку радость. Все остальные актёры также здорово вжились в свои образы. Больше остальных лицедеев второго плана, пожалуй, запомнился Бен Шенкман – исполнитель роли развязного еврея Ленни Майера. А вот сам образ Марси Доусон (в хорошем исполнении Памелы Харт) показался несколько наигранным, надоедливым и необязательным. До эпизода с более тесным знакомством Макса и Марси, разумеется. Вообще же, сценарий «Пи» очень силён, но всё же проигрывает остальным компонентам ленты. В частности, знаковый монолог героя вовсе необязательно было повторять трижды. Зато визуальная часть «Пи» выглядит просто шедеврально. Монохромное изображение, шатающаяся изредка картинка, внимание к деталям (сливки в кофе, клубы сигаретного дыма), насыщенность кадра и восхитительно уместная электронная музыка превращают «Пи» в своего рода драматический ответ «Матрице». Да, картина Даррена Аронофски содержит эпизодичные упоминания об антиутопических принципах. К тому же, в «Пи» была поднята религиозно-философско-мистическая тема, позже ставшая доминантной в картине «Фонтан». Задумка режиссёра «Пи» была претворена в жизнь максимально точно. Восхищаясь самоотверженностью настоящих учёных, порой жертвующих собою ради науки и прогресса человечества, Даррен Аронофски, тем не менее, считает, что было бы неплохо, если бы человечество оставалось бы в неведении касаемо ответа хотя бы на один вопрос. Иначе человек может утратить стимул к дальнейшему существованию, ведь суть жизни человека – это познание: себя самого, своих родных и друзей, просто незнакомых людей, всей Вселенной. Если подлететь слишком близко к Солнцу, то можно, подобно Икару, опалить крылья. Куда лучше оглянуться вокруг: зачастую, будучи озабоченными увлечением каким-либо делом, мы не замечаем красоты и не чувствуем настоящего человеческого счастья. 9 из 10
Бесконечность обретает… … трансцендентность континуума? Даррен Аронофски расследовал это животрепещущее дело. Последовав примеру Кристофера Нолана и Гаса Ван Сента, он дебютировал в большом кино в чёрно-белом одеянии. Неспроста картина «Pi» удостоилась именно такого окраса, контрастно-мрачного, тенистого. Тенденция происходит от принципа подачи, который непосредственно входит в актив аутической фабулы повествования. В компании помощников по сценарию (путь всегда нужно начинать с кем-то) режиссёр написал получерновик, полуисторию о глубоких, мучительных размышлениях касательно архитектуры бытия. Для первого раза это умопомрачительная задача – представить зрителю набросок сюрреалистической концепции Вселенной с дешёвой камерой, горсточкой добровольных актёров и ещё не прославленным композитором Клинтом Менселлом. Однако выполнить значимую миссию парню Даррену удалось. И тут не стыдно применить шаблонные панегирики «мастерски, искусно, гениально». Зато факт остаётся фактом – перед нами образец независимого арт-хауса, и за доказательство легко подобрать приз на фестивале Санденс. «Pi» - учебник по философии оккультизма на математический мотив. Перелистывая его, отчуждаешься от привычной реальности, слабость которой кроется в её обыденной определённости. В психоделических и крайне искренних мемуарах мозголома Макса Коэна существует своя, чёрно-белая, смуглая, холодная реальность в цифрах, под которыми маскируются символы строения Материи, соотносящиеся с аспектами Каббалы. Мир машин, еды и слов переводится на кодировку объяснимого и недосягаемого, и меж этих двух доктрин повседневной органической суеты зияет непреодолимая эстетическая пропасть, сквозящая в извилинах нашего мышления. Из грязи в князи, из смертного во всезнающего, из пресмыкающегося в твёрдо стоящего – такова стезя учёного, преследующего ответ на бессмертный вопрос, состоящий из тысячи мелких и огульных. В параноидальной реальности поисков самодельные самолёты бороздят сырые улицы, поезда метро содержат безликих незнакомцев, а раковина в ванной комнате таит мозги, каким-то образом сбежавшие из теснин черепной коробки. В тех порядках, где явное становится ложным, а иррациональное снисходит до элементарного, зритель вместе с героем заблуждаются в пустыне догадок и находят выход в длинный, голодный коридор бесконечности, готовый поглотить. Американский физик Ричард Фейнмен знает, как остановиться. Иначе бы он не выявил среди цифр жестокого числа «пи» спасительные шесть девяток, на которых закругляются научные лекции. Многочисленные доктрины избивают мироосязательный мозжечок. Чем мы являемся по отношению к космосу и чем является он по отношению к нам? А мы и есть космос, он сгущается внутри нас и переваривает самого себя. Он бурлит в нас, а мы в нём, как яйца в кипящей кастрюле, под скорлупой которых своя кастрюля с яйцами. Пока мы копаемся в теории смысла, нами руководит практика. На смазке выводов типического индивида движется вечное звено всеобъемлющего, непробиваемого, извечного обмана, которым дышит, видит и испражняется каждый организм, каждая клетка организма, каждая составляющая клетки организма, каждая частица составляющей клетки организма. И всё это система. Она не может быть системой без ещё более широкой системы. Та в свою очередь не может быть собой без ещё большей и так далее. Распознавая «подручную» систему, неизбежно сталкиваешься с новой неизвестностью. Система крошечным пикселем в сетке других систем дополняет комплекс, и в совокупности он даёт новую цельную систему. Тогда где тот предел, который оценивает лимит систематизации Вселенной? Чем является граница территориального круга классов и категорий, на которых застроена структура, спроектированная Большим взрывом? Нет, никто не знает. Вселенная – спираль. Спираль – вопросительный знак. А пока что выбираем… …точку Фейнмана.
'Пи' является интригующим и гипнотическим фильмом о навязчивой маниакально-параноидальной идее математического гения ведущего затворнический образ жизни, находящегося на грани полного безумия и испытывающего ненасытную жажду знаний. Но вопрос фильма заключается в том, путь ли это к безумию, или всё же это безумный путь к истине? «Пи» - это фильм не только для тех кто любит математику, но и для людей, которые считают что всё в мире взаимосвязано. Часто повторяющаяся фраза: «Мама говорила мне не смотреть на солнце», возможно, является метафорой его центральной темы, стремление к абсолютной истине может быть настолько ярко, что доказательство её будет ослепительным. «Пи» - это комплекс изгибов и поворотов, хаоса и порядка, создающих парадокс, заключающийся в том, что можно ли его рассматривать как простой намёк, либо стоит на него смотреть как на всеобъемлющую идею.
Макс - гениальный математик, он за доли секунды умножает и делит в уме трехзначные цифры, чем безумно радует соседскую девчонку. Однако ему нет дела до этих шалостей - у него в жизни одна цель - найти идеальную последовательность цифр, которой можно описать все во вселенной. И стремясь к этой цели он готов жертвовать всем! У него уже давно ужастно болит голова и каждый новый приступ все более невыносим, он принимает уйму анаболиков, стимуляторов, но ... это ничего не значит ... ведь у него есть цель и ее во что бы то ни стало нужно достичь! У него нет друзей, любимой, а вся его жизнь такая же черно-белая, как и фильм, но это его не беспокоит - ведь у него есть ЦЕЛЬ! 'Когда я был маленьким, Мама учила меня никогда не смотреть на Солнце, но в 6 лет я все-таки сделал это…' - эту фразу Макс несколько раз повторяет на протяжении всего фильма, она многое для него значит. Да, он посмотрел на Солнце и чуть не ослеп, но то что ему тогда открылось - было намного важнее... И вот сейчас ... сейчас он снова хочет 'увидеть Солнце'! У Макса есть только один друг - его старый учитель, с которым они любят посидеть за игрой 'ГО' и поболтать о работе. Учитель давно прошел такой же путь, пытаясь разгадать загадку числа 'Пи', но потерпел неудачу... и сейчас он пытается найти утешение в книгах, общении и любимых рыбках. Он хочет помочь Максу избавится от навязчивой идеи: 'отдохни Макс, прими ванну, выйди на улицу, оглянись - как прекрасен этот мир, прочти интересную книгу...'. 'Но как! КАК этот неудачник может что-то советовать мне! Ведь он остановился так и не найдя истину! Остановился, быть может, в шаге от нее!' - так думает наш герой и продолжает свои поиски... Однако, кроме самого Макса, его работой еще кое-кто заинтересовался. И эти люди готовы многое отдать за то, чтобы получить заветное число. Но Макса не интересуют ни деньги, ни слава ... ему нужен только результат! И вот удача приходит к нему... однажды он находит заветное число, но получив его, Макс многое понимает... понимает, что нельзя все описать только сухим языком цифр, что нужно уметь читать 'между строк' - именно там сокрыта истина! И это освобождает его ... И опять соседская девчонка пристает: 'Макс ... а Макс ... сколько будет 322 умножить на 491?' ... 'Я ... я не знаю' - отвечает математик и с улыбкой младенца смотрит на то, как колыхаются ветви деревьев на ветру ... да он младенец, он только что ... родился. Мое мнение: Это третий фильм Режиссера, который я посмотрел. Фильм заставляет задуматься о тех ценностях, которые есть в нашей с Вами жизни, учит расставлять приоритеты. Это фильм об истинном Ученом, о поиске Истины и ее обретении. Фильм довольно сложный, однако я посмотрел его на одном дыхании. Очень понравилась режиссура – сразу ощущается фирменный стиль Мастера. Не рискну всем советовать этот фильм к обязательному просмотру, однако обратить внимание на него однозначно стоит! Моя оценка: 9/10