Первый блин режиссёра Иствуда в прославившем его жанре вестерн вышел комом. Фильм 1973 года High Plains Drifter обозвали калькой с Леоне и заклеймили. Больше такой ошибки Клинт не сделал. «Джози Уэйлз…» снят с нарочитой отстранённостью от жанра «спагетти», по американским канонам, и является одним из лучших образцов вестерна 70-х, в одном ряду с «Жизнь и времена судьи Роя Бина» Джона Хьюстона и «МакКейб и миссис Миллер» Олтмена. Тут нет динамичного действия, лихости и смака, зато есть человеческая история и погружение в атмосферу Америки времён Гражданской войны. Иствуд ведёт рассказ в достаточно скупой манере, его Джози Уэйлз — миф, собирательный образ человека, у которого война отняла всё, выжгла дыру в душе и весь фильм — его путь к примирению с окружающим миром. А этот мир не очень-то стремится с ним мириться. Несмотря на то, что это одна из ранних работ, фильм сделан очень умело, качественно. Действие развивается неторопливо, но не наскучивает. Работа оператора захватывает с первых же кадров. Музыкальное сопровождение неброское, но уместное. Об актёрах тут много не скажешь, кино режиссёрское, все делают в кадре то что нужно. Разве что необычной внешностью выделяется будущая жена Клинта — Сондра Локк, попившая из Иствуда кровушки при расставании. Но кто ж знал, девушка на вид — божий одуванчик… Лично мне этот фильм нравится больше знаменитого «Непрощённого», но это вкусовщина. В любом случае — посмотреть стоит, это добротное кино, какое нонче увидишь редко.
Для меня этот фильм — это больше чем очередной вестерн. Это фильм, который затрагивает многие проблемы как США, так и общечеловеческие (проблема индейцев, Гражданская война, женщины и мужской мир, преступление и наказание, предательство и честь, месть и прощение и т. д.). Главный герой этого фильма — это человек, который не хотел ввязываться в войну, но обстоятельства заставили его взяться за оружие. Он воевал и проливал кровь, как свою, так и чужую. Но когда война закончилась и пришло время сдаваться и поднимать белый флаг, он не стал этого делать, потому что для него война ещё продолжается. Плюсы: 1) Клинт Иствуд и его актёрская игра. 2) Атмосфера США тех лет (индейцы, ковбои, солдаты Гражданской войны, наёмники и убийцы, обычные люди пытающиеся выжить и т. д.). 3) Перестрелки. Хотя есть и минусы. Встречается отсутствие крови на телах побеждённых, отсутствие дырок от пуль в местах куда все стреляют и т. д. Но общее впечатление от перестрелок хорошее. 4) Диалоги. Про них не стоит много говорить, их надо слушать. 5) Харизматичные персонажи. Жуликоватый торговец, старый индеец, трусоватый перевозчик, весёлый продавец в лавке и т. д. 6) Хороший сценарий. Минусы: 1) Минусы в перестрелках я уже упоминал. Вывод. Фильм очень хороший. Пересматривал раз 15.
Грамотно выстроенный вестерн, снятый по всем канонам моды и стиля. Жанр, который в свое время обрел культовый статус и задавший новую веху в мире кинематографа. Данное произведение не отличается ничем принципиальным, от классических спагетти-вестернов того времени, в которое был снят. Главный герой, в исполнении Клинта Иствуда, который на тот момент прочно устоялся в жанре вестерна, без страха и упрека хочет отомстить. Он не многословен и не эмоционален, готовый действовать решительно. Ничего нового, что уже возможно некоторые видели в предыдущих картинах с актером Иствудом. Друзья главного героя помощники, действующие без особой мотивации, стандартный набор: индеец, девушка попавшая в беду. Злодей классический негодяй, который делает зло ради зла. Банальные, местами тупые диалоги, в общем, стандартный набор клише классики жанра. Сюжет, также, банален до невозможности. С первых минут окунающий в гущу событий, медленно, но верно перетекает в долго играющую оперу, события в которой местами бесполезны, несвязны и лишены логики. Неподготовленному зрителю все происходящее может показаться абсурдом, а слишком придирчивому и подавно, но не стоит торопится сильно критиковать картину, иначе это разрушит впечатления от просмотра. Нужно лишь сделать скидку на, то время и попытаться насладиться магией кино, приукрашенной грамотной постановкой кадра и отличным саундтреком. В общем, если Вы являетесь поклонником жанра в кино как вестерн и поклонником творчества Клинта Иствуда, то к просмотру может быть и обязателен. Остальным же картина может показаться скучной и неинтересной.
Глава I. Обретший имя. Если вы не являетесь знатоком биографии Клинта Иствуда, то вернее всего он предстает перед глазами молчаливым стрелком, не знающим промаха. «Человек без имени» — одна из главных частей наследия великого Серджо Леоне. Своеобразная ирония судьбы в том, что человек, чьего имени не знали, теперь оным обзавелся настолько звучным, что даже вынес его в заголовок. При том самого Иствуда не заподозришь в позерстве, потому как события этого вестерна доходчиво иллюстрируют, какой эффект производило на окружающих это имя — Джоси Уэйлс. Непревзойденный мастер стрелкового искусства вряд ли спал и видел себя таким популярным, он скорее хотел тихого быта с нежно любимой семьей. В отличие от самого себя «долларовой» трилогии Иствуд не просто именит, он куда более открыто смотрит на мир, а все дело в том, что ему есть ради кого жить. Глава II. Обретший врага. Никому не надо объяснять, что такое война. А нет ее чудовищней, чем гражданской. В США не слишком любят вспоминать о событиях тех дней и о злобно процеживаемых определениях — «южане» и «северяне». Джоси Уэйлс жил мирно, но беда верхом на конях сама настигла его. Нет больше любимой жены и сына, а есть лишь безобразный шрам, за которым таится теперь совсем другой человек. Иствуд вполне мог построить повествование своей картины, как некую вендетту. Джоси хорошо видел главаря этого полуразбойничьего отряда. Шакальи глаза, щербатая борода, вечно мятая шляпа и ненасытная злоба. «Красноногий» или Терилл, подобные выродки точно не нуждаются в имени. К сожалению, в фильме плохо раскрыта история самого Уэйлса, где он приобрел уникальные навыки, сделавшими его высококлассным бойцом. Акцент сделан на другом: на воле Джоси. Любая война однажды кончается, выжившие пытаются с наибольшей выгодой использовать то, что отнято у погибших. Оппортунизм — характерная черта, за которую не стоит клеймить каждого. Нельзя ругать человека за стремление сохранить жизнь для себя и своей семьи. Уэйлсу не ради кого сохранять жизнь и потому он не оппортунист. Отныне у него нет покоя, а есть лишь враг. Глава III — Обретший друга. Джоси Уэйлса сложно назвать одержимым местью. Как бы метко он не стрелял, а когда за мерзавцем Териллом теперь стоят войска победителей, то спасение лишь в одном — в бегстве. Когда-то он был отцом, сердце его привыкло заботится о ком-то, хотя самого Джоси в особой сентиментальности обвинить трудно. Он не слишком благоволит всяческой живности: от насекомых до собак. Не очень понятно, для чего понадобилось без конца плеваться смоченной в табаке слюной, но на романтизм Клинт в этой картине и не претендует. И все-таки одному тяжело, невеселые мысли медленно, но верно наполняют душу тупой обреченностью. Может все не так безнадежно? Может северяне, во главе с Терриллом и бывшим командиром Флетчером, отстанут? Джоси совсем не так непробиваем, каким мнит себя. Совсем еще мальчишка Джейми сумел пробудить в душе беглеца давно поникшие струны. Человек вырос и развился в обществе, а одиночество лишь путь в забвению. Глава IV — Обретший мудрость. Какие же они необычные эти индейцы. Клинт Иствуд мало похож на убогого варвара, но на фоне пропитанного таинством знания старого индейца — даже он теряется. Одинокий Уоти, как и положено индейцу, больше верит заветам предков, чем текущей информации от американца. На вид старейшине более 70, но он определенно юн сердцем. Иствуд меньше всего хотел показывать отношение своего героя к женщинам, но разве в глазах Джоси не вспыхивает ревность при виде кувыркающегося Уоти со спасенной индеянкой-прислугой? Насколько же надломлена душа Уэйлса после месяцев скитаний! Но ведь нельзя бегать всю оставшуюся жизнь! Да, смертью его не напугать, но может именно женской ласки ему так не хватает, чтобы хоть частично взять реванш у судьбы? Ведь Джоси мог и не спасать подвергшихся разбою южан. Но вид хорошенькой девушки, которую вот-вот готова была растерзать орава обезумевших бандитов, растопил сердце беглеца. Суровому стрелку не нужна людская благодарность, но он так хочет положительных эмоций, а ими с лихвой готова осыпать спасенная девчушка. Глава V — Обретший авторитет. Знакомьтесь: Десять Медведей — вождь Чероки, человек, от которого зависит очень многое в тех землях, куда доплутал Джоси со своими спутниками. Чувствует ли спокойствие беглец в чужом ранчо, которое постоянно под угрозой нападения, как северян, так и бандитов-команчеросов? Похоже, индейское логово — это то место, где разум усталого стрелка обретает просветление. Десять Медведей жесток, но не беспощаден, совершенно напрасно подобных ему именуют дикарями. Индейцы далеки от политики, им без разницы какой «синекафтанник» правит страной. Им нужна своя земля, которую они будут оберегать до последнего вздоха. Пустырь полный вигвамов, раскрашенные полуголые люди в перьях — все это так непривычно для тех, кто именует себя цивилизованными. Джоси не позволяет противникам выстрелить первыми, но он чувствует в индейском вожде правду, ради которой и руку не жаль порезать. Это кино, специально или случайно, великолепно проиллюстрировало какое на самом деле значение имеют для Америки ее аборигены, и какие на самом деле ценности важнее. Глава VI — Обретший неуязвимость. В упрек Иствуду можно поставить чрезмерную увлеченность пейзажами и диалогами, вместо напряженного действа. Стрельба в фильме конечно есть и ее немало. Сам Джоси никогда не отказывает себе в удовольствии сперва плюнуть, а затем выстрелить первым, но в «Человеке вне закона» батальность явно не на передовой. Очень характерной вышла сцена в салуне. Уэйлс недвусмысленно намекает очередному охотнику за наградой, что может выйти себе дороже. Молодой человек не выглядит алчным, но он как и все прочие считает себя избранным. «Уж я-то его возьму» — думает он не иначе. У старины Клинта для таких молодчиков всегда в запасе несколько проверенных трюков, большинство движений у него доведено до автоматизма. Очередной вестерн не отрывает в своем жанре чего-то радикально нового, для Иствуда это скорее полет на набранной высоте. Глава VII — Обретший новую дорогу. История Джоси Уэйлса рисковала стать бесконечной, потому как этот парень слишком хорош для какого-то «красноногого». Иствуд как мог придавал своему герою человечности, все дальше уводя его от образа «человека без имени». Работа безусловно получилась удачной: множество красивых сцен, интересных персонажей и пьянящего духа вестерна. Но все же кино слишком затянуто. Событийности для двух с хвостиком часов вроде и немало, но эпичности нет и в помине. Мастерски оформленная баллада о благородном герое, который идет по своей дороге и без труда убирает все препятствия. На эпохальность не претендует, но после просмотра оставляет чувство удовлетворения. 7,5 из 10
Америка времен войны за независимость. Обыкновенный работяга Джоси Уэйлс живет вместе со своей женой и его не особо волнует война за независимость, его не интересует политика, да и на негров герой Клинта Иствуда плевать хотел, причем в буквальном смысле. Но вот ведь какое дело, то что Джоси Уэйлсу нет никакого дела до гражданской войны это еще не значит, что войне нет дела до Джоси Уэйлса. И так уж случилось, что в один черный день на ферму Джоси пришли люди в синей одежде и с оружием в руках. Угу, янки. И северяне не мудрствуя лукаво сожгли дом Джоси в то время, как там находилась его несовершеннолетняя дочь, изнасиловали и убили его жену, а самому герою оставили памятный шрам на пол-лица. Казалось бы, обычное дело по тем временам, но вот только негодяи не учли одной вещи — им надо было сразу же убить героя Клинта Иствуда, а не уповать на то, что последнего сожрут стервятники, ибо мужчина потерявший всю свою семью и душу которого снедает жажда мести способен свернуть горы и найти подонков даже на другом конце света. И вот, заручившись поддержкой отряда лихих конфедератов под командованием Билла Флэтчера, герой Клинта Иствуда отправляется по пятам отряда северян, что зверски убили его семью. Долгий путь предстояло проехать Джоси Уэйлсу и отряду конфедератов по враждебной земле. Они успели сдружиться сидя за походным костром и рассказывая разного рода небылицы, да прикрывая друг другу спину, но все это не так важно для нашей истории, а потому останется все это за кадром А вот что важно, так это то что произошло с героями истории, когда они прибыли в Канзас. А произошло следующее — Флетчер оказался предателем и Джоси Уэйлсу вместе с молодым пареньком Джемми пришлось спасаться бегством от отряда разъяренных янки. Тем самым преследователи и преследуемые меняются местами, но надолго ли? Время покажет. Итак, перед нами предстает очередной фильм, посвященный гражданской войне и с Клинтом Иствудом в главной роли. Звучит донельзя интригующе, вот только спешу обрадовать/разочаровать вас, уважаемый зритель. Здешний герой Клинта Иствуда не похож на «человека без имени». Не похож он и на Джона МакБёрни из кинокартины «Обманутый». Джоси Уэйлс является собирательным образом всех тех героев, которых до этого сыграл герой Клинта Иствуда. Джоси Уэйлс мрачный и циничный человек, который при все при этом не придерживается правила — сначала стреляй, потом еще постреляй, а уже когда никого не останется можно будет задавать вопросы. Джоси Уэйлс дает своим противникам шанс уйти. Почему? А очень просто. Лишь человек, что потерял всё, понимает сколь ценна жизнь и было бы глупо получать заряд свинца в брюхо ради денег, которые тебе могу и не заплатить. Ну а если и собрался расставаться с жизнью, то стоит выбрать действительно достойную цель. К примеру, защитить людей, что тебе верят. Очень практичный и в какой-то мере даже философский подход. Также стоит заметить, что за циничными и злыми шутками герой Клинта Иствуда скрывает свое настоящее Я — доброго и справедливого человека, который не приемлет несправедливости и всегда готов заступиться за слабого и беззащитного. Но раз, герой Клинта Иствуда является «добрым самаритянином» с ледяными глазами и ненавистью в сердце, то ему непременно нужны спутники, которые смогут разговорить героя или подчеркнуть ту или иную его особенность. И они тут есть. Все сплошь колоритные персонажи, которые также как и Джоси Уэйлс живут благодаря мечте о мщение. Что молодой паренек Джемми, который с любовью говорит о своем отце, но в глазах юноши при этом застыла грусть и вселенская тоска, отчего понимаешь — война забрала отца молодого конфедерата. Что пожилой вождь индейцев Черокки, который на старости лет никому не нужен и к которому американцы относятся с презрением. Что юная скво, которую изнасиловали белые, а родное племя выгнало девушку, потому что она — «недостаточно сопротивлялась». Что бродячая собака, которая также прибилась к группе героев и не уходит, не смотря на все старания Джоси Уэйлса, очевидно по той простой причине, что прошлый хозяин был «замечательным человеком». Герои данной истории жутко одиноки и у них ничего не осталось, а следовательно им кажется что терять то им уже нечего, вот только они ошибаются. Так как за время совместного путешествия, сами того не понимая, они нашли нечто больше чем друга, они обретают семью, а также веру в лучшее завтра. Не справедливо было бы не упомянуть экшн-составляющую, так как поставлена она была донельзя качества и каждая перестрелка или погоня выглядит впечатляюще, более того, весь фильм пронизан духом приключений, благодаря чему оторваться от происходящего на экране нет никакой возможности и два часа пролетают как один миг, после чего хочется воскликнуть — и это всё? А как же история незадачливого лекаря или мрачное пророчество старой индианки? А что случилось с хитрым и изворотливым сенатором? Но нет, история плавно подошла к своему завершению и все что должно быть сказано, будет сказано, а побочные сюжетные линии оставляют отличный простор для воображения. Подводя итог, хочется сказать, что это добротно снятый вестерн, с запоминающимися героями, качественной экшн-составляющей, достойным звуковым сопровождением и интересной идеей, которая куда глубже банальной мести. Это тот фильм, без которого «Темная Башня» Стивена Кинга никогда бы не стала той, которую мы знаем и любим. И это фильм, который я рекомендую к просмотру всем присутствующим. Оно того и вправду стоит. 8 из 10
Этот фильм выбивается из числа большинства классических вестернов с Клинтом Иствудом. Основные события здесь не привязаны к отдельному, затерянному среди прерий городку, а охватывают обширные территории. Хотя, есть определенные сюжетные сходства с культовой картиной Хороший, плохой злой, в отличие от вестерна Серджио Леоне, здесь нет места поиску несметных сокровищ, приключениям с улыбкой на лице. Это в большей степени военная драма, история об изгоях, объединенных одним желанием выжить, найти свое место в жизни. В тоже время, это не тяжелое беспросветное повествование о жизни и смерти — есть и юмор, и любовь, и другие романтизированные атрибуты. События фильма развиваются на фоне Гражданской войны в США. Братоубийственное насилие, мародерство, безнаказанность. Герой Иствуда, у которого подонки отняли семью, отстаивает, как ему кажется, правое дело и по сюжету фильма выступает в роли своеобразного суда для предателей и убийц, насильников и захватчиков. Так что социальный подтекст в фильме всплывает на удивление часто, затрагивается даже тема угнетения коренного населения. В тоже время, главного героя нельзя назвать положительным персонажем. Он, традиционно для ролей Иствуда, груб и лишен обходительности, он, пускай и по делу, лишает жизни десятки людей. Поэтому нужно оценивать происходящее с пониманием, что перед нами все же далеко не исторический фильм. Картина подкупает большой концентрацией событий на долю экранного времени, причем разнообразных. Военные действия, многочисленные уходы от погонь, потасовки внутри помещений, речная переправа, диалог с местным племенем. Хотя в целом сюжет фильма нельзя назвать исключительно интересным, два часа времени проходят довольно быстро. По итогу остается приятное впечатление, особенно если вы поклонник творчества самого узнаваемого ковбоя современности. 7 из 10
После гибели жены и сына, мирный в прошлом фермер Джоси Уэйлс меняет соху на револьвер. Подгоняемый местью, он присоединяется к банде, воюющей на стороне южан. Но и после войны он не складывает оружие, ведь Джоси уже не может «просто пойти домой». Теперь Уэйлс — одиночка, за которым охотятся представители власти, наемные убийцы и обыкновенные бандиты всех мастей. Джоси отправляется в далекое путешествие, цепляя по дороги разношерстных бедолаг. Джоси Уэйлс — это принципиально иной характер, чем «Человека без имени» или Грязный Гарри. Да, он хочет отомстить. Но постепенно в нем рождается сочувствие. Джоси устал от насилия, которое видит на каждом шагу, встречает за каждым поворотом. А потому, к середине фильма мотив мести заметно слабеет и напоминает о себе лишь в финале. Уэйлс жесток не потому, что это ему нравится. Нет! Он просто хочет выжить и защитить того, кто рядом с ним. И при первой возможности он сворачивает в Дороги Смерти на Дорогу Жизни. Прототипом Джоси Уэйлса стал народный герой ряда округов штата Миссури Билл Уилсон. Еще один герой вестерна — Флетчер — срисован с капитана Дэйва Пула, который помогал федеральным властям уговаривать партизан сдавать оружие. 9 из 10
Фильм, с самого начала не похож на предыдущие картины, с участием Иствуда. Немного смущает появление друга, в виде старого индейца. Правда к середине фильма узнаётся, что индеец, не такой уж и старый. Потрясающие пейзажи американских каньонов, делают картину более зрелищной. По стилистике фильм больше подходит к приключенческой драме. Весьма повзрослевший Иствуд показывает всю полноту драматизма, несмотря на избитость идеи в сценарии. Фильм потрясающий!!! Не глупый экшэн, а умный и динамичный. 10 из 10