Легенда о Коловрате: отзывы и рeцензии

kleio13
kleio1330 ноября 2017 в 20:15
Хорошего гостя Батыем не назовут

У меня есть крупный, очень дорогой и очень (с классической точки зрения) уродливый браслет от одного известного бренда, от которого, тем не менее, и я, и многие из тех, кто его видит, не могут отвести глаз. Такое вот «скромное обаяние дизайнерского трэша»... Ни в коем случае не хочу сказать, что «Легенда о Коловрате» в чем-то уродлива. Наоборот: фильм красивый, яркий, даже сочный — во всем: от великолепных осенних деревьев и карамельно-глянцевых крыш в еще нетронутой Рязани до схваченных толстенным льдом гор и лавинной мощи безупречно выстроенного лагеря монголов. Но эффект это кино вызывает тот же, что тот самый браслет: глаз отводить не хочется. Хотя то и дело вылезает мысль: «Во наворотили!». Лубок? Да. Патриотический панегирик с явным посылом «всегда были богатыри на Земле Русской!»? Само собой. Раззудись фантазия? Безусловно. В основе лежит реальная история, но обрамляющих ее деталей создатели навыдумывали с три короба. И у них получилось как будто елка, увешанная самыми причудливыми побрякушками вроде фарфоровых чашек, носочков с кружевами и шелковых шляпок! Один только медведь, разбирающийся в «паспортах» и гражданстве, чего стоит! Или перманентный склероз героя. Или морозище, от которого канатные узлы застывают, а наши все равно ходят без шапок, дрыхнут на снегу, и у них даже уши не розовеют. Ладно наши! Там и некоторые монголы расхаживают топлесс – и ни одной мурашки! Но, несмотря на все это ухарство, кино годное. Обаятельное, ладно смонтированное (кроме эпилога), вполне насыщенное как батальными сценами (бонусом идут рубки на мечах с разлетающейся во все стороны кровью а-ля «Спартак. Боги арены»), так и симпатичным юмором. Если сравнивать «Легенду» с «Викингом» (а это, как мне кажется, неизбежно), то Файзиев с Шурховецким «сделали» Кравчука по всем пунктам. О Евпатии Коловрате я подробно узнала во время учебы в вузе, прочитав «Повесть о разорении Рязани Батыем». И решила тогда, что масштаб этого персонажа не меньше, чем у Разина или Пугачева. Но, в отличие от них, Коловрат долго был незаслуженно обделен вниманием кинематографистов. А этот фильм — вполне нормальная заявка. Что касается кастинга, то к нему нет особых нареканий, хотя пара-тройка второстепенных актеров все же переигрывала. Любопытно, что роль Коловрата досталась 27-летнему Илье Малакову, который, как и его персонаж, родом из Рязани. Но самый эффектный образ получился у Александра Цоя. Это реально надо видеть! Хотя когда я — еще до сегодняшнего просмотра в «Киномаксе» - пролистывала на Кинопоиске кадры из «Легенды о Коловрате», то решила, что Батый в этом кино — просто дебил, бездарно ряженый. Еще подумала: как будто мало нам было пирсингованного Ксеркса с выщипанными бровями и в трусах в «300 спартанцах»... А вот нет! Батый у Цоя получился обалденным. Какие там стать, внутренняя сила, взгляд и голос человека, который будто уверен, что сам вращает планету - лишь тем, что лично по ней ходит. Файзиев и К умудрились показать «силу духа и отвагу уроженцев Земли Русской», но и, в отличие от «Орды» Андрея Прошкина, здесь, глядя на Батыя, почему-то понимаешь, что татаро-монгольское иго на Руси было таким долгим совсем не случайно. Да, из-за раздробленности княжеств в первую очередь. Но еще и потому, что враг у нас был действительно бесподобный. Разумеется, на фильм найдутся свои критики, которые упрекнут создателей в «оголливудчивании» российской истории. А мне такие затеи априори нравятся. Во-первых, «Легенда о Коловрате» как минимум развлечет. Во-вторых, это лишний повод без напряга вспомнить собственную историю — и, заинтересовавшись героями, изучить ее потом подробнее, уже не в кино. Любителей искать ляпы в байопиках создатели сразу предупредили: жанр картины — исторический боевик-фэнтези. Так к нему и надо относиться. А нам с друзьями — с оговоркой на жанр - понравилось.

Antikinohater
Antikinohater30 ноября 2017 в 23:18
Русские не сдаются

На этой неделе в прокат вышел любопытный фильм под названием 'Легенда о Коловрате'. Он сочетает в себе несколько жанров, такие как: историческое кино, боевик и слэшер. Присутствуют даже небольшие элементы комедии. Поймите меня правильно, лента более чем серьезная. Но без нескольких шутеечек все же решили не обходиться. Бюджет картины по российским меркам огромный, но и предложили нам немало интересных вещей. Сюжет. Сюжет основан частично на 'Повести о разорении Рязани Батыем', частично на легендах и сказаниях о Евпатии Коловрате и немного на выдумке авторов. Зрителю покажут раздробленную Русь XIII века. Великий хан Батый жаждет завоевать и контролировать все русские земли. Первой приняла удар на себя Рязань. Захватчики уничтожили практически всех жителей, а город сожгли. Когда Евпатий Коловрат узнает об этом, то он сразу же выдвигается с «малою дружиною» в Рязань, чтобы отомстить хану. Если брать общую картину, то исторические события отражены вполне достоверно, хотя авторы позволили себе некоторые неточности. Например, во время разорения Батыем Рязани Евпатий находился в Чернигове, а не на обратном пути от хана. В распоряжении дружинника было от 1500 до 1700 воинов (хотя понятно, что трудно подключить столько актеров), а не несколько десятков. Кроме того, осталось немного людей, выживших в бойне. Атмосфера. Картина начинает действовать неспешно. Постепенно происходящее на экране начинает затягивать так, что оторваться невозможно. Во многом это удалось благодаря потрясающей игре актеров. Особенно хотелось бы отметить Илью Малакова (Коловрат), Александра Ильина мл. (Каркун) и Полину Чернышову (Настя). Концовка же у ленты настолько сильная, что подступает ком к горлу. Постановка битв мне понравилась, хотя и есть, к чему придраться. Часто мелькают моменты, когда дружинников (в том числе и главного героя) могли легко застрелить из лука или убить при помощи превосходящей силы противника. Но враги просто стоят и как будто ждут своей очереди сразиться с богатырями. В результате получают свою порцию тумаков от Евпатия и ко. Находилось здесь место и фразочкам, сказанным совершенно не к месту и не в тему, наподобие 'Смотри какой! Я бы с ним перемигнулась!' Это вообще что такое? Вы снимаете историческое кино или все-таки фильм для взрослых? Обидно, потому как без этих идиотских вставок лента получилась бы еще лучше. Спецэффекты. В фильме представлено множество динамичных, ярких и красивых моментов. В некоторых сценах задействованы даже слэшерные сцены, но как таковой расчлененки тут нет, т. к. рейтинг фильма 12+. В моменты отрубания голов и различного рода конечностей камера услужливо будет направлена в сторону. Музыка. Произвела неоднозначное впечатление. В начале показа музыкальная подборка мне не понравилась. Слишком уж заунывно и однообразно. Зато, начиная с середины ленты, появляются приятные мелодии, являющиеся настоящим бальзамом для ушей зрителя. Итог. Добротный фильм, оставляющий после себя положительные эмоции и гордость за защитников нашей Родины во все времена. Не стоит забывать о том, что на протяжении всей истории у нас было немало великих воинов, богатырей и героев. Помните об их подвигах. 7 из 10 (73%), в конце фильма прозвучала легендарная фраза, сказанная Батыем: 'Если бы у меня был такой воин, я бы держал его у самого сердца.'

Шкас
Шкас1 декабря 2017 в 12:38
«Наше станет вашим, если нас не станет».

Эх как же тяжело смотреть фильмы историкам… Да, историки? Не надо этот фильм воспринимать, как историческую действительность. Многие будут находить ляпы и от этого главный смысл фильма теряется: рост богатыря какой? Что-то он маленький… Князя не так звали… И так далее. А главное это способность на самопожертвование ради своих близких и своего Отечества. Это качества в наше время редкость. Порой фильм стоит смотреть (или не смотреть) только из-за одной фразы сказанной героем. А еще у нас так и снимают, вот кажется фильм о победе наших спортсменов, а промелькнёт слово сказанной одним из персонажей так всю картину портит. В этом фильме есть главная фраза, и говорит это Евпатий: «Наше станет вашим, если нас не станет». Этот фильм очень вовремя появился. Сейчас когда обострились отношения и мир на грани войны, многие махают ракетами, да и внутри нашего Отечества как и в прошлом, внутренняя борьба, есть настоящие герои о которых мало снимают документальные репортажи и художественные фильмы. Наши заморские «партнеры» пытаются нас рассорить, распахать наши территории под поля для гольфа, разорвать наше Отечество… Но… есть у нас люди готовые встать на защиту, на защиту своей семьи, Отечества, веры. Сколько их? Десяток, сотня… Даже если и мало будет встанем спина к спине и драться до последнего! Битва не только на поле брани, но и в повседневной жизни. Враг стал хитер. Идет самая настоящая информационная война, мол нету у вас героев, не было Куликовской битвы, не было Ледового побоища, не было Ермака и Ивана Сусанина. Все это выдумки. Нет у вас никаких подвигов. За последние четверть века у нас выросло поколение, у которого постепенно и целенаправленно вымывали из организма патриотизм и любовь к своему Отечеству. Фильм показывает что сражаться надо до конца… и один в поле воин! В финале отзыва приведу слова довольно известного человека (не буду говорить его имени все знают), которые очень хорошо подойдут для этого фильма: 'Есть древняя пословица: 'Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира'. …Иначе: как сказал Каркун: «Кто же вас всех хоронить будет»…

Ни фига не фея
Ни фига не фея1 декабря 2017 в 05:05
Легенда о мужестве

Очень хочется сравнить с 'Викингом', который я смотрела ровно 11 месяцев назад и, кстати, это тоже был ночной сеанс, в течение которого я неоднократно зевала и изо всех сил пыталась держать глаза открытыми. В отличие от фильма с Козловским, от этого я оказалась в восторге, я хотя бы могла проследить логику в сюжете и было интересно смотреть. Хоть чему-то мы начинаем учиться у Голливуда, снимая, как ни странно, фильмы о Древней Руси. И картинка, и сюжет, и актёрская игра - всё это уже больше похоже на полноценную и адекватную единицу российского кинематографа. Кто такой Коловрат я узнала только из фильма, как, впрочем, и большинство. До этого момента о Евпатии Коловрате не было известно практически ничего. А теперь это ещё один герой, которым можно гордиться. Ситуация драматизируется ещё и тем, что получив в детстве травму, каждое утро просыпаясь Евпатий возвращается именно в тот момент, забывая при этом всё, что произошло с ним до этого, будь то вчера, позавчера, пять, десять лет назад, вплоть до того момента, изменившего его жизнь. Историю татаро-монгольского нашествия я помню плохо, единственное о власти ига знаю, что именно с того самого момента, описанного в фильме, начались нашествия Батыя на Русь, которые закончились для захватчиков удачно, а для наших предков - более чем двухсотлетним подчинением. Это сейчас мы знаем, что битва будет проиграна, но Коловрат со своим 'войском' не теряли надежды, их мужеству и самопожертвованию позавидовал бы даже сам Хан. Чем-то напомнило историю о '28 панфиловцах', где очень маленькая, но очень мужественная и патриотичная группка людей, попыталась остановить врага и повернуть ход истории в другую сторону. На главную роль взяли малоизвестного Илью Малакова, которого лично я вижу впервые на экране. Это был разумный ход, если сравнивать с тем же 'Викингом'. А на втором плане маячили знакомые лица, которым я была, кстати, рада: Серебряков, Трибунцев, Бурковский - было очень непривычно увидеть его в серьёзной картине. Но больше всего я была рада 'Едрит-мадрид Лобанову' - это единственная его роль, которая мне известна. Заметив его ещё в трейлере, я поняла, что хочу посмотреть на это перевоплощение из туповатого и быдловатого интерна в мужественного и сурового воина. Теперь я готова взглянуть на Ильина младшего с другой стороны, как на актёра не одной роли, а настоящего профессионала своего дела. Пытаться копировать Голливуд можно сколько угодно, но никто не гарантирует, что только это является залогом успеха, вспомним тех же 'Защитников'. Логика в сюжете и приятная картинка - немаловажные факторы, но и актёрскую игру никто не отменял. Даже самый интересный сюжет может испортить неправдоподобное поведение героев. Файзиев с Шурховецким учли прошлые ошибки отечественных высокобюджетных картин и постарались избежать их в этой картине. На экране всегда что-то происходит: то война, то праздник, картинка вечно меняется, то перенося нас из Рязани в Орду или наоборот, а то и в прошлое, дабы заполнить пробелы в повествовании. Несмотря на зиму и холод, войну и страдания народа, картинка не выглядит мрачной, а атмосфера - гнетущей. Все чувства и эмоции персонажей чудесным образом передаются через экран. За героев переживаешь, как за своих, и боишься вместе с ними, ожидая боя с Ордой. 8 из 10

A_I77
A_I7720 мая 2020 в 13:24

Наверное, такими они и были, добры молодцы, богатыри русские в княжеских теремах с расписными окошками, во всяком случае выглядят очень правдоподобно. Фильм о героях и их подвигах будет прекрасным дополнением к учебникам по истории, для визуального сравнения, так сказать. Показали лишь малую часть резни, ограничившись парочкой мимолетных сцен, видимо, чтобы не смущать школьников и не вычеркивать их из зрительской аудитории. Что там происходило на самом деле (если кого-то это так тревожит), достаточно почитать википедию и включить воображение - все само до-рисуется, если, конечно оно (воображение) не погрязло в мелочных придирках и не склонно везде и во всем выискивать недостатки... Глупо и наивно сравнивать художественная версию с собственными 'историческим виденьем' и высокомерно рассуждать о том как должен выглядеть исторический боевик при заявленном бюджете: рассуждать с таким негодованием, будто к ним залезли в карман и надругались над их ожиданиями, предоставив картинку ненадлежащего качества. Учитывая, что на похожие, по качеству, фильмы на западе тратятся в разы, а то и в десятки раз больше затушевывая сюжетные бессмыслицы цифровыми выкрутасами, порой, самого паршивого качества. Что касается этого фильма, то он себя оправдал и в плане оформления и в плане содержательности и разумеется окупит себя, оставив яркое представление об отдаленной эпохе, на 100% - ое изображение, которой, может претендовать разве только сам Коловрат и ни костюмы, ни макияж, ни 'Луковичные шлемы БЕЗ НАНОСНИКОВ' не могут быть показателем художественной ценности. Более того, некоторые заявляют, что монгола - татарского нашествия и вовсе не было и никем не доказано! Покорение Чингис-ханом (переплюнувшего Наполеона и Александра) 3/4 старого света, было, а нашествия не было!

busnilizmy1979
busnilizmy197922 апреля 2020 в 12:16
Тем, кто путает сказку с учебником истории или физики

Что-то с жанрами не очень понятное творится в справочниках. В конце 2017 года была премьера «Легенды о Коловрате», фильму уже 2,5 года, а зрителя путают, в ругательных оценках относя его к историческим. Даже в википедии писано: российский фэнтезийный боевик. Однако action movie (буквально фильм действия) — это, как принято, жанр кинематографа с акцентом на перестрелках, драках, погонях. В «Коловрате» этого хватает, но акцент-то не на мордобое! Историческая зацепка: трагедия Рязани из-за монгольской осады в XIII веке и не очень достоверные сведения о рязанском воине Евпатии Коловрате. Придирки к недостоверности событий и образов, показанных в фильме, вероятно, того же типа, что обвинения сочинителей сказок в том, что де всё-то они наврали. А «сказка ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок», вероятно не учитывается. Фильм критики ругали, а зритель проголосовал позитивно: бюджет окупился вдвое, права проданы в несколько стран, граждане которых избалованы хорошими фильмами, а назвали его за бугром «Яростный» вполне адекватно. Почему разошлись мнения критики и публики? Со времён экранизаций сказок о Муромце спрос на хорошее сказочное кино не утих, а зрелища, достойные аплодисментов, появляются редко. Вопли о кощунстве оставим тем, кому нравится принимать позу праведников. «Легенда о Коловрате» наверняка зачислена зрителем в нескучное кино и точно не в разряд биографических или реконструкторских фильмов. Вот и весь сказ. А если кто путает сказку с учебником истории или физики, так это проблема тех, кто путает.

Sacred Ds
Sacred Ds21 апреля 2020 в 12:53
Монголы без коней

Решил посмотреть этот фильм, т. к. люблю исторические фильмы. Ожидал чего то более реального... Монголы пришли зимой? Серьезно, те степные монголы, которые на конях ездят пришли зимой, где все плюсы их армии сводятся на нет из за снега. Не говоря уже про низкую температуру. Где конные лучники? Главная отличительная черта монголов не раскрыта, вообще... непонятно чего боялись князья драться с ними в открытом поле... Лагерь монголов без дозорных, ну действительно зачем они нужны. Ведь если бы они были, то главные герои бы не смогли пробраться в их лагерь... Как главный герой мог чему нибудь научиться если он все забывает, и начинает день как 13 летний мальчик? Многие проводят сравнение с 300 спартанцев, да весь сюжет очень похож... Даже последние кадры где один из выживших ведет армию... Там это был одноглазый, а тут Лобанов. Передвигающиеся требушеты? Вы серьезно? Насколько я знаю их всегда строили, перед городом или замком, зачем их постоянно возить собранными? Ну и самый главный косяк на мой взгляд, последняя битва, зачем хан сразу отправлял пехоту? Мог же сначала камнями их закидать (если уж у вас требушеты на колесиках), и стрелами... но да тогда бы вся героичность момента пропала бы. Непонятно как хана не разбили вообще, другие монголы, за подобные тактические ошибки... Те кто пришел за историчностью не сюда, можно посмотреть ради красивого экшена, но не более...

reichsmarshal - 9895
reichsmarshal - 989510 октября 2019 в 18:27
Не то, чего ожидали...

Если рассматривать этот фильм как фэнтези, то в целом неплохо, но зачем тогда было привязывать его к к легендарному герою? Конечно, совершенно невозможно рассматривать 'Повесть о разорении Рязани Батыем' как исторический источник, но надо же и честь знать! Во-первых, город Рязань-старую не следовало изображать уж так сусально: не мог город XIII века выглядеть как на картинах неоязыческой живописи. Во-вторых, безусловно, отряд Коловрата не мог насчитывать 1700 воинов, как в Повести (это была бы вся рязанская рать тогда!), но два десятка пеших воинов... Коловрат и его отряд должен состоять из 20-30 тяжелых всадников на могучих конях, в прочных доспехах и с длинными копьями, а также 100-150 пеших воинов в кольчугах с топорами. А те комиксы, которые изобразили тут, не имеют отношения к легенде. В-третьих, непонятно, зачем потребовалось втыкать в сюжет амнезию. Наконец, сама по себе легенда о Коловрате очень депрессивна и мрачно-безысходна. 'Чего вы хотите? УМЕРЕТЬ!' Красивая сказка об упущенной (а реально и вообще не существовавшей) возможности. Одним словом, нужно было или снимать так, как было в реальной легенде, или вообще не браться за это дело.

TimOFey - 4190
TimOFey - 419029 июня 2019 в 11:27
300 спартанцев По-русски

- Если с Российскими комедиями давно всё понятно (самобытность и оригинальность отечественного юмора ушла в небытие вместе с Леонидом Гайдаем), то легенды и эпос, которыми наша история богата, не оставляют попыток перебираться на большой экран. Столпом в летописях Руси безусловно является Монгольское нашествие, экранизации событий которого можно пересчитать на пальцах одной руки. Достойное место в этом коротеньком списке безусловно займёт 'Легенда о Коловрате'. Подвиг рязанского богатыря, многократно являвшийся вдохновением как для литературных так и музыкальных произведений, наконец и в формате художественного фильма. Нельзя сказать что кино строго историческое. Здесь авторский вымысел и некая фэнтезийность правят бал. Хотя и в достоверности исторических манускриптов нельзя быть уверенными до конца. Многие события тех лет и по сей день остаются под вопросом вызывая массу споров среди искушённых любителей покопаться в прошлом. Но мы лишь кинолюбители, потому сосредоточимся собственно на кино. В разрез собственной привычке, лелеять надежду о шикарности картины, а после, негодовать от того, что не сходится с моим видением шикарного, перед просмотром 'Коловрата' я настроился скептически. Первая, примерно четверть фильма, всеми возможными способами подогревала этот скептицизм. Здесь тебе и финансовая поддержка телеканала 'Россия1' с 'АвтоРадио', но это наверное лучше чем 'Фонд Кино' (Да, вот настолько мелочная придирка), и герои 'ктоэтовообщетакие', и диалоги в которых часть сказанного додумывать приходится, и образы порой карикатурные какие-то. Но в силу того, что сюжет развивался довольно бодренько, долго акцентировать внимание на этих незначительных минусах не приходилось. И уже очень скоро интерес к происходящему достиг той точки, когда желание искать недочёты отпало, а потраченные на билет деньги стали окупать себя в формате эмоций. Динамичные сражения бравых витязей с монгольской нехристью. Самоотверженность и пафос (куда ж без него, когда речь о геройстве идёт). Юмор, к слову, весьма удачный, и гармонично вплетённый в действо. Персонажи, за которых переживаешь, потому что актёры молодцы, и им веришь. В особенности Хан Батый получился крайне убедительным. Не знаю насколько близок этот образ к своему оригиналу, но главное что он работает. Всё это на фоне компьютерных декораций старой Рязани и пейзажей зимнего леса. Здесь очень важно отметить, что окружение в фильме создавалось с помощью современных графических технологий. Съёмки проходили под крышей павильона в окружении зелёных стен. И как ни странно, кино от этого только выигрывает. Само собой ненатуральность видна, хоть и не всегда явно, но в целом картинка получилась слегка эфемерной, что для фэнтези лишь на пользу. Так же на пользу пошёл саундтрек от небезызвестного Сержа Танкяна, в композиторском таланте которого сомневаться не приходится. Не обошлось и без курьёзов (Мишка и Снегирь!), но о них быстро забываешь, так как к моменту их появления, точка принятия и точка увлечения позади. Но есть и вещи о которых не просто забыть. Красной нитью по белому полотну, через весь фильм тянется вымученная любовная линия. Это вроде бы и дополнительная мотивация для главного героя, а вроде бы и без неё можно было обойтись. То есть ничего критично важного романтика в историю не привносит. На контрасте с развернувшейся баталией, женские персонажи откровенно подбешивают. И это похоже единственный значимый минус. Таким образом, по итогу просмотра ловишь себя на мысли, что Наши могут. Не без косяков (а куда же без них), но ведь и в хвалёных Голливудских блокбастерах зачастую далеко не всё гладко. Потому 'Легенде о Коловрате' стоит отдать должное. Это первое Российское кино, за последние наверное лет десять, которое мне по настоящему понравилось. Эпичная, добрая, местами поучительная история, о героях, которыми когда-то полнилась земля Русская.

udachavlada
udachavlada3 апреля 2019 в 18:43
У нас ведь тоже есть Легенды

Режиссер «Турецкого гамбита» Джаник Файзиев решил снять фильм о Евпатии Коловрате, рязанском десятнике, давшему отпор хану Батыю. И получилось. Непривычно то, что в России могут снимать классное легендарное кино вроде «300 спартанцев». Получился у Джаника и предыдущий фильм – «Турецкий гамбит», собравший 18,5 миллионов долларов с бюджетом всего в 4 миллиона. Получилось у Джаника и историю рассказать и визуально зрителя порадовать. В «Коловрате» рисовать пришлось намного больше, практически все декорации отрисовывая на постпродакшне, а снимая в павильоне на зеленом экране. Это сложно и для русского кино с его бюджетами практически невозможно. Все очень лихо сравнивают «Коловрат» с «300 спартанцами» и говорят, что второй лучше. Но вот только бюджет у Снайдера был ровно в 10 раз больше. В десять, Карл! А фильм Джаника получился не хуже. Надо смотреть. Сюжет и диалоги на уровне. Ребята заморочились. Финал Легенды трагичен – еще из учебников истории мы помним, что в финале все умерли – и перед создателями встал очень серьезный вызов: как сделать так, чтобы все умерли, но зритель из зала вышел воодушевленный? В третьем акте нам подвозят целые сани детишек – их надо спасать. И таки спасут. Наш герой видит это – и может помирать спокойно. Это действительно хороший финал, потому что если бы мы его не получили – мы остались бы побежденными и всё. Актерская игра выше всяких похвал. Актерскую игру Тимофея Трибунцева и Алексея Серебрякова обсуждать нет никакого смысла, она безукоризненна. Главная роль отдана Илье Малакову – он с ней справляется, не наигрывает, лицом не хлопочет, но и в одной тональности не играет, предлагая зрителю хорошую палитру красок актерской игры. Естественно, что на главную роль искали помоложе, понеизвестней и подешевле, но актер справляется с задачами режиссера на ура. Хана Батыя играет актер театра «Школы современной пьесы» Александр Цой, играть хана-неудачника сложно, но он старается. В фильм затесалось и несколько очень комедийных актеров – Андрей Бурковский («Кухня» и «Даёшь молодёжь!») и Александр Ильин мл. (известный широкому зрителю по «интернам») – они смотрятся хорошо и не несут с собой шлейфа комедийных ролей, а работают строго в жанре. Это даже впечатляет. Итог – хороший русский фильм, что на самом деле большая редкость.

Sandra83
Sandra8327 марта 2019 в 18:25
Легенда о Евпатии

Сожженная Батыем Рязань и месть за неё Евпатия - история моего края, а потому и моя, я с детства воспринимаю всё, что этого касается, особенно остро. Поэтому я знала: каким бы фильм ни вышел, всё равно пойду смотреть, и заранее готовила себя к неприятным сюрпризам. И оказалась совсем не готова к тому, что увидела. Первое, что нужно сказать - это не историческое кино, о чём, впрочем, его создатели предупреждали заранее. К фэнтези, вроде бы, тоже не отнесёшь, больше всего похоже на трагичную сказку (для детей изрядного возраста). Самым точным будет слово 'легенда', вынесенное в заглавие не почём зря. Евпатий Коловрат - личность легендарная, не историческая. О нём не упоминает ни одна летопись, история о его подвиге запечатлена только в художественном тексте, 'Повести о разорении Рязани Батыем', в который попала из местного предания. Это легенда, это образ подвига в памяти народной. А потому любые трактовки возможны. В начале я любовалась древней Рязанью - усыпанными снегом резными крылечками, белокаменными церквями, узорчатыми воротами, с улыбкой наблюдала за её князьями, дружинниками и народом. То, как они выглядели, вели себя и даже как говорили, вполне укладывалось в моё представление о древнем городе. На монголов я глядела поначалу с сомнением, а потом... Потом стало вовсе не до того. Когда я увидела гибель древнего города - гибель моего города - я полностью провалилась в фильм и мне стало абсолютно всё равно, как нарисованы на компьютере лес или медведь. Только сейчас я поняла, что такая степень сопереживания стала возможна именно потому, что за те краткие мгновения рязанской мирной жизни я успела полюбить и князя, что забывал рукавицы, и его дочь, и поющих за стряпным делом женщин, и брянских гостей, и задиристого княжича Фёдора, и Каркуна, и знахаря - за это спасибо сценаристам и актерскому составу, каждый образ был проработан и сыгран с любовью. Что касается главного героя - да, я тоже всегда представляла себе Коловрата иначе. Но образ, созданный Ильей Малаковым, не вызвал у меня никаких сомнений. Этот немногословный, умный, отчаянный Евпатий, глубоко любящий родную землю - разве он мог остаться в народной памяти не 'исполином силою' после того урона, что с горсткой храбрецов нанес войску Батыя? К слову, сам Батый получился сложнее и интереснее, чем просто главный нехороший враг - амбициозный, властный, неординарный. Впечатляющие боевые сцены, прекрасный саундтрек и ещё одна подкупающая вещь - сквозная идея, от начала и до конца, с первого и до последнего кадра, - против врага нужно действовать вместе, сообща, только тогда возможна победа. И дело жизни рязанского десятника Евпатия не кануло в небытие, за это отдельное спасибо. Я оказалась совсем не готова к такому искреннему, естественному патриотизму, к этой трагической проникновенности происходящего. У фильма есть недостатки, но говорить о них у меня просто язык не повернётся. Я увидела на экране историю, которая захватила меня и оставила глубокие впечатления, и искренне благодарна всем, кто её создавал. 9 из 10

zenitos-rostov
zenitos-rostov21 ноября 2018 в 07:00
300 рязанцев

Как говорится, извините не удержался. Но 'Легенда о Коловрате' визуально и по сюжету чем-то напоминает фильм Зака Снейдера. Но я бы не стал всё сводить к популярному тезису, мол наш кинематограф ничего своего создать не может. Оборону Рязани можно сравнить со сражением под Фермопилами, как пример мужества и храбрости. Евпатий Коловрат был реальным человеком. Упоминание о нём можно найти в 'Повести о разорении Рязани Батыем' и 'Сказании о Николае Зарайском'.Не буду углубляться, замечу что общая канва фильма реальна. Отмечу, что дружина Коловрата включала в себя 1700 бойцов, а не 30-40 как показано в фильме. Конечно не все дружинники участвовали в сражении с монголами, но полагаю что человек 300-400 точно были в распоряжении рязанского воеводы. Дружина была крупным формированием и подразделялась на отряды, которые выполняли различные функции, например усмиряли бунты, сопровождали князя при сборе дани и вели функции современных внутренних и погранвойск. Теперь поговорим о фильме. 'Легенда о Коловрате' напоминает по стилю 'Спартанцев', как я сказал выше. Скорее всего создатели вдохновлялись фильмом Снейдера. Да не скорее, а так оно и было. Лента посвящена таким человеческим качествам как патриотизм, храбрость и стойкость. Некоторые комментаторы видели в фильме элементы пропаганды, мол пока мы едины, мы непобедимы, но кинематограф всегда нёс функцию пропаганды. В той или иной мере. Несколько слов о актёрах. Илья Маланин - Евпатий Коловрат. Кто-то считает, что Маланин слишком молод для роли рязанского воеводы. Так и реальному Коловрату было 35-40 лет, то есть он не был пожилым по современным меркам. Эта роль для молодого, но уже известного актёра оказалась прорывной. Александр Ильин-младший в роли одного из старших дружинников по прозвищу Каркун. Брутальность персонажа зашкаливает. С бородой, которая идёт вокалисту панк-группы 'План Ломоносова', его герой вышлядит прям как Рагнар Лондсброк из 'Викингов'. Тимофей Трибунцев сыгравший толмача Захара в отряде Коловрата, мне показался хорошей находкой этого фильма. Хотя и получился несколько карикатурным. Кто знает, может быть так и задумывался этот персонаж? Роль Алексея Серебрякова оказалась небольшой, но он идеально вошёл в образ князя Юрия Рязанского. Я много читал в интернете и слышал, что Серебряков в фильме для мебели. Не соглашусь. По мне Безруков в недавнем 'Годунове' был мебелью, чем Серебряков в 'Коловрате'. Не могу не отметить роль Александра Цоя. Настоящий хан Батый. Жестокий, хитрый, властный. Теперь перейдём к минусам картины. Если актёрская игра и сценарий в общем не вызывает вопросов, то некоторые моменты просто непонятны. Ордынцы с каким-то непонятным синим гримом. Да и не использовали они тактику ниндзя. Ну практически спецназ ГРУ, если вспомнить сцену в самом начале. Женские роли практически ничем не запомнились. Увы. Да и Андрей Бурковский в роли князя брянского, не особенно запомнился. И пожалуй главный вопрос, возникший не только у меня. Почему, посттравматическое стрессовое расстройство главного героя никак не раскрыто? Почему оно введено в сюжет, но никакой роли не оказывает на дальнейшее развитие? Подытожим. В отличии от высокобюджетного и провального 'Викинга', 'Легенда о Коловрате' кажется фильмом качественным, со своими недостатками, но эти недостатки не режут глаз, как куча ляпов в творении 'Дирекции кино'. Ожидания от этого фильма не были самыми высокими и в этом плюс фильма. Мы получили хорошо сделанный продукт, вызвавший и восхищение и критику. Не шедевр, но кино имеет свой шарм. 8 из 10

velevesh58
velevesh5810 ноября 2018 в 16:19
Горе без ума

Нехорошее подозрение появилось у меня в тот момент, когда я увидел рекламу этого фильма, где был изображен Коловрат, 'весь покрытый инеем'. Без шапки в лютый мороз, подобно телерепортерам?. Для взрослого мужика из реалий 13- века - это глупость и чистой воды суицид, т. к. наши предки вполне себе ведали, что такое 'менингит'. А в фильме люди спят в сугробах в доспехах, даже не укрываясь от стужи плащами. Даже 'соломки' под себя не подкладывают, коей вокруг навалом! А ведь даже в сказках так не поступают! Кроме того, шапка в Средневековье - это Статус! Не зря же их на гербах рыцарей помещали. А тут, князь - без шапки, воин - без шлема (но, даже имея шлем он предпочитает таскать его в руках и бросает при первой же возможности). Не реальна, выходит, легенда! Как же я после этого в нее поверю? Можно, конечно, вспомнить 'Игру престолов',которая, думаю, тоже вдохновляла авторов 'Коловрата', но там Земля иная, реальность другая и, видимо, метаболизм другой у 'людей', так, что, 'фокус не пройдет'. Есть, правда, еще 'Спартак' (сериал), где вполне себе земляне следят за врагом (римлянами) валяясь в сугробах почти голышом и не испытывают при этом ни малейшего дискомфорта. Но это же Голливуд - с него взятки гладки. Дилогия о спартанцах тоже не аргумент - своим умом жить надо. Но вот ума-то в этой 'работе и не видать, к сожалению. Про колоссальное количество ляпов упоминать нечего - места просто не хватит. Но последний бой русичей - это нечто! Дать Батыю в руки попкорн вместо орешков и мы видим не полководца, а фаната от футбола, который того и гляди банер развернет. А его нукеры станут факелами размахивать. Да и Коловрат, (боярин, а вовсе не какой-то там 'десятник') позицию для боя выбрал худшую из возможных, на которой одолеть его сможет даже отряд пионеров, достаточно лишь проявить любопытство: а через сколько минут у русских дружинников на открытой всем ветрам горке начнут сопли замерзать? А вот Батыю отчего-то не терпелось и он решил развлечься. Вы видите здесь пафос? Вы видите трагедию? Героизм? Зимняя Олимпиада 1237-го года! Больше ничего в голову не идет, когда видишь это 'катание на санях', 'буер', 'фристайл' и прочий 'биатлон'. Камнеметы вместо винтовок... Обидно! При всех имеющихся достоинствах у фильма есть два судьбоносных недостатка - это отвратительный сценарий и негодная режиссура, которые 'убивают' все лучшее в 'Легенде о Коловрате'. В него не поверят даже дети, которые стали основными зрителями фильма. Чуть не написал 'жертвами', т. к. считаю, что за подобные произведения надо наказывать авторов - худсовета на них нет! На 'Войне и мире' Бондарчука даже американцы изучают наполеоновскую эпоху, а чему обучит наших детей нынешний 'Коловрат'? Там же нет 'реальности'! И даже сказки нет. Есть только бред. Ну, и главная вина за это лежит на тех людях, в чьей власти было не допустить создания халтуры, которую не спасает ни красивая 'картинка', ни добросовестная работа актеров. Кстати, давно заметил, что фильмам нашим отчего-то особенно не везет, когда в них снимается Серебряков. Карма, что ли? А ведь он мне нравится. Обидно! И очень жаль Евпатия! Хороший был мужик, богатырь. а не уберегся от удара в спину.

Михаил Максаков
Михаил Максаков6 ноября 2018 в 09:12
Нелепый фильм...

...который даже фильмом назвать трудно. Выглядит это не как кинокартина, а как какая-то невразумительная поделка группы школьников, которые пытались сделать как лучше, но получилось как получилось. Это ж надо было так постараться, что буквально всё в одном произведении получилось плохо. Тут даже не надо говорить про сценарий, который хромает на все конечности и не достоин был не только экранизации, но даже прочтения до конца. Достаточно просто глянуть на картинку (ведь кино - это прежде всего визуальный жанр искусства), чтобы убедиться в убогости данного 'продукта'. Буквально каждый кадр фильма отвратителен и говорит зрителю о том, что режиссёру во время съёмок было на всё плевать, он просто хотел побыстрее всё это закончить. Никто даже не пытался скрыть, что все съёмки прошли в павильоне на фоне зелёного задника. Ни в одном кадре нет ни единого дуновения ветерка, ни одной пролетающей мимо птички, качающегося дерева и всего остального, что делает картинку живой. Все кадры этого фильма мертвы. Никто даже не пытается убедить зрителя в том, что он видит персонажей на фоне действительно живой природы. Зачем? И так сойдёт! Русское войско почему-то стоит с усыпанными снегом головами, хотя снег, вообще-то, с неба не идёт. Почему? И так сгодится. Нас пытаются убедить, что мы видим зиму, но у воинов даже пара изо рта не видно. Как же так? Да пофигу, пипл схавает, тут же патриотическое кино как-никак - если не нравится, значит ты не патриот. Поэтому смотри и наслаждайся, понял?! Короче говоря, это 'кино' даже не достойно времени потраченного на написание этих букв о нём. Хуже снять было просто невозможно. Его даже адекватно оценить трудно, просто ещё не изобретена шкала оценок, в которую можно впихнуть и этот 'фильм' и, например, 'Побег из Шоушенка'. Ну вот скажите мне, если поставить этому произведению, допустим, два балла, то 'Побегу из Шоушенка' в той же системе измерений сколько надо будет выставлять? 85 умноженное на 10 в 45 степени, так что ли? Этот кинопродукт просто невозможно оценить.

Данил Мальцев
Данил Мальцев3 ноября 2018 в 03:23
Там Русью пахнет...

Еще с просмотра трейлера я настроился на насыщенность фильма компьютерной графикой. По истечении первых 15 минут понял, что пришел на сказку о русском богатыре, мало имеющей общего с реальной историей о Коловрате. Собственно, после этого отключил мозг и просто следил за разворачивающимися событиями. Ставка орды в 2 милях от Рязани, но почему-то наши обратно добирались несколько дней? Три ведра яда отравили всю реку? Славянское фэнтези с погодой и медведем? Огромная орда гоняется за кучкой смельчаков? Это - сказка, красочная сказка, и для нее это нормально. Кат-сцены сражений очень похожи на серию игр Assassin's Creed. Местами фильм напоминает о 'Спарте' и 'Гладиаторе'. Что не понравилось - компьютерной графики очень много. Особенно в сценах гибели мирного населения Рязани, из-за чего не удалось сочувствовать этой трагедии. Местами пафос зашкаливает. Хан орды очень понравился, харизматичнее Евпатия, на мой взгляд, получился. Весь фильм пронизан девизом 'и один в поле воин, коль по-русски скроен'. Добротная сказка о подвиге русского человека, самопожертвовании и чести.

dave-aka-doc
dave-aka-doc25 июля 2018 в 11:17
Чем контуженный десятник отличается от контуженного десантника?

'-Да потому что у них прапор нормальный, а у нас - Дыгало. Одно слово - идиот. Выслуживается, сука. -Да нет, контуженный он. Во всю голову. У них в Афгане весь взвод положили, он один остался. Его сюда и перевели... Он всё письма министру строчит, обратно просится. И кому он там на фиг нужен с больной головой? Вот и бесится. Короче, попали мы, мужики, по самое не балуй...' (ц) 9 рота Фильм 'Легенда о Коловрате' повествует о нелёгкой судьбе людей с органическим поражением головного мозга, а так же отвечает на риторические вопросы, как то: почему на всю голову контуженным в армии звание выше старшего прапорщика давать нельзя. Ещё фильм иллюстрирует стратегию максимально эффективного применения в военное время этих самых напрочь контуженных военнослужащих: забрасывать их с тройным боезапасом и без еды (чтобы зверели ещё сильнее) в тыл к противнику. Актёрский состав фильма: -Трандуил в роли хана Батыя. -контуженый Дыгало в роли старшего прапорщика рязанской дружины Е. Коловрата. -Александр Невский в роли прапорщика рязанской дружины Каркуна. -Друид 15 уровня с призываемым медведем в роли летописца Нестора. -стражи Ночного Дозора в роли рязанских дружинников. -орки Питера Джексона в роли массовки монголов. -и много хороших актёров на незаметных эпизодных ролях. Коротко о сюжете: в Рязани живёт наглухо контуженный десятник и с женой скрывает свою психическую болезнь от всех. Очень некстати приходят монголы. Десятник идет с посольством к Батыю и с боем прорывается обратно через метель без глонаса. Поэтому монголы с осадными орудиями успевают быстрее: разорить Рязань и уйти дальше. Десятник посылает гонцов к князьям с просьбой прислать дружины, чтобы бить Батыя сообща. А потом собирает полтора десятка выживших рязанцев и начинает партизанить, обмазавшись камуфляжем, и подрывать боевой дух орды. Особенно боевой дух подрывает тотальное поносное заклятие, когда партизаны отправляют реку. Батый свирепеет и желает найти и наказать. Выживших малолетних сирот надо спасти от монголов на санях с парусом, поэтому контуженный десятник строит ледяную горку, долго её обороняет, прикрывая отход детей. А с детьми уезжает ставить парус сопровождающим будущий Александр Невский, которому нельзя в бельдяжки - ему ещё тевтонцев бить. Контуженный Коловрат героически гибнет. Батый приказывает насыпать в его честь курган. 1 Хан Батый. Хан Батый - это Трандуил во всем его великолепии. При этом претензий к актёру и его игре нет: виноваты 'визуальные решения': кто-то придумал что Батый должен быть таким и всё. Есть подозрения, что придумывал это режиссёр. Поэтому как бы не старался Александр Цой играть жестокого, сильного, властного монгольского хана, получается всё равно Трандуил, депресующий без лося. 2. Коловрат. Евпатий Коловрат каким-то неуловимым образом из рязанского боярина, имеющего собственную дружину, превратился в наглухо контуженного десятника, которого не продвигают по службе: видимо подозревают. Таким же неуловимым образом фольклорная дружина в 1700 человек - превращается в полтора десятка партизан, которые ходят в становище монголов как к себе домой и режут там этих самых монгол как поросят. Вам когда-нибудь приходило в голову копьё? Коловрату в детстве в висок пришло боло и теперь он каждое утро просыпается с полной амнезией и сразу кидается убивать всех, кто рядом. Поэтому его перед сном связывают, а после пробуждения связанному объясняют, что прошло много лет, у него жена, дети и вообще посмотри - видишь твой висок не кровит и давно зажил? И так каждый раз. Весь этот анамнез Коловрат с женой ухитряется многие годы скрывать ото всех. Но тут случаются монголы, тайное становится явным и на Коловрата наваливается вьетнамский синдром во всей своей красе. 3. Александр Невский. Во-первых Семён из интернов так и не смог полностью избавится от своего амплуа, даже благодаря народным прибауткам в диалогах и конскому хвосту на голове. Во-вторых - в финальной сцене он появляется в центре и во главе отряда русичей, всматривающихся в приближающихся тевтонцев на берегу замерзшего водоёма. При этом его образ и доспех копируют вид Александра Невского с известного портрета. Каким образом дружинник из разорённой Рязани стал Александром Невским - вопрос без ответа. Но это цветочки. А вот и ягодки: сценаристы и режиссёры придумавшие роль Каркуна, видимо, где-то нашли много кокаина. Потому что... потому что когда сани в лесу натыкаются на завал, в котором не пройдёт лошадь - в нем почему то пройдут сани, толкаемые детьми вручную. Потому что замерзший верёвочный узел, который не получается развязать руками никто даже не думает разрубить или разрезать, но зато его можно оттаять (внимание!) дыханием двух десятков дошколят. Всё это великолепие можно объяснить или наркотической интоксикацией или внезапным умственным расстройством. Я ставлю на интоксикацию. 4. Нестор. Будущий летописец предстаёт перед нами в облике друида отшельника, живущего в глухом лесу. Нестора сопровождает гигантский медведь (метра 3,5 в холке примерно), который 'рвёт только басурман'. При этом будущего летописца, который в будущем напишет о подвиге Коловрата в летописи героически убивают при обороне ледяной горки, пока Александр Невский на парусных санях детским дыханием оттаивает замерзшую верёвку. Фейспалмжепег. Операторская съёмка... Знаете, зима с парафиновым снегом, снятая в павильонах - это перебор, особенно для такого бюджета. Художники рисуют красиво, но видимо пользоваться компьютерной графикой тоже надо уметь - это удел режиссёров. Много слоу-мо сопряженных с крупными планами. То есть не чтобы три-де показать, а чтобы можно было детально рассматривать оспинки на носу монгольского воина. Как вы понимаете, это только усиливает павильонность происходящего. К сожалению ни Алексей Серебряков, ни Александр Ильин, ни другие фактурные и характерные актёры не спасают картину: у них короткие или эпизодные роли, их катастрофически мало в кадре и в сюжете, чтобы повлиять на весь этот лютый и леденящий душу сюрреализм. При этом, повторюсь, актёров главных ролей тоже нельзя винить за результат. Режиссёров у фильмов двое сразу. Первый - Иван Шурховецкий, снявший 'Туман'. Тут вообще непонятно, потому человек сумевший сделать такой годный фильм в жанре исторической драмы, причастен к описанному кинематографическому безумию. Второй - Джаник Файзиев, снявший 'Турецкий Гамбит'. Тоже вроде непонятно, но только до тех пор, пока не вспомним что после этого он же был режиссёром 'Август Восьмого' со всем его сюрреализмом. В добавок к этому Джаник за последние два с небольшим года успел спродюсировать 23 (двадцать три!) отечественных сериала. Что такое отечественные сериалы в основной своей массе - объяснять надо? Видимо он там окончательно опылился. И в результате мы имеем в качестве легенды о Коловрате то, что имеем. 4 из 10

Александр Полтава
Александр Полтава27 мая 2018 в 17:11
Научились снимать, но подкачал сценарий

Смешанные чувства остались после просмотра. С одной стороны радость за отечественных киноделов - наконец-то освоены технологии съёмки современного масштабного зрелищного кино. Вполне конкурентоспособного с зарубежными аналогами. На высоте буквально всё: операторская работа с различными приёмами съёмки, спецэффекты, музыка, костюмы, крупные планы, актёрская игра. Т. е. в целом картинка и аудиосопровождение с эстетической точки зрения сделаны весьма недурно, что иногда бывает у наших киноделов, но пока в качестве исключения. Поэтому появление данного фильма показывает, что есть и у нас специалисты, у которых руки растут из плеч, способные выдать на гора качество мирового уровня. А это вселяет надежды на будущее. С другой стороны, вышеописанное с лихвой уравновешивает один важный недостаток - откровенно слабый, нелогичный сценарий, явно калькированный с западных сюжетов комиксов. Самый яркий пример этого - слабые и бесчисленные орды варваров захватчиков, сделанные по аналогии с теми же 300-ми спартанцами в американском исполнении. А ведь, во-первых, это не соответствует действительности, а во-вторых, умаляет ценность победы. Приём с потерями памяти главным героем откровенно выбешивал. Получается вместо того, чтобы придумать какой-то адекватный сюжет, из пальца высасывали различный бред, которым заполняли смысловое пространство фильма. Таким образом, фантастическая тупость и дикость противников и 'острые' а точнее неадекватные повороты сюжета гробили немногочисленные но хорошо сработанные и близкие русскому духу сцены с диалогами воинов, шутками на поле брани. Также вызывает крайнее недоумение, почему на одну из главных ролей взяли русофоба Серебрякова, на которого мне было смотреть противно, благо в кадре его было не так много. А ему видимо, совесть позволяет поливать страну известно чем, но тем не менее зарабатывать при каждом удобном случае на любых кинолентах. Полнейшую историческую неадекватность выношу за скобки, иначе обсуждать здесь будет вообще нечего и фильм можно сразу кидать в топку. Просто смиримся, что действие происходит в вымышленном фантастическом мире. 7 из 10

idlarinds
idlarinds14 мая 2018 в 16:41
Историко-паталогическое кино

С большим опозданием посмотрел, по совету друга, фильм «Триста рязанцев», то бишь «Легенда о Коловрате». «Отличное кино, на западном уровне», - отрекомендовал мне его Костя Данилов. Я привык доверять вкусу друзей, есть такая слабость, и глянул. Западный уровень в фильме, и в правду, есть. И заключается он в выдавливании из себя уймы супергеройского пафоса на фоне хромокея. Это была моя первоначальная идея. Но потом до меня дошло, что ларчик не так-то просто открывается. И рассматривать мифологическую сагу нужно как кино, в некотором смысле, рубежное и весьма характерное для складывающегося на наших глазах нового синематографического жанра. В будущем его назовут истоико-паталогическим, по аналогии, с историко-патриотическими фильмами былых времён. Небольшая такая языковая игра. Основную характеристику рождающегося жанра определить можно уже сейчас. Вымышленные персонажи, - а все герои искусства, не надо про это никогда забывать, персонажи вымышленные, и с ними нужно держать брехотвскую дистанцию и не сливаться в экстазе – страдают в вымышленные исторические эпохи различными болезнями, в основном, психического характера. И активно галлюцинируют. Первый фильм историко-паталогического жанра снял с барского плеча Никита Михалков. К слову, выступивший продюсером «Легенды». Его «Утомлённые солнцем-2 и 3» представляют собой предсмертные галлюцинации комдива Котова. Героя первой части расстреливают в 1936 году, и на экране мы видим бред умирающего мозга. Поэтому нет ничего странного в лагернике с когтистой рукой, как у Фредди Крюгера; немцах, опорожняющих кишечник из кабины самолёта на лету; танках с парусами. В начале второй части режиссёр, словно мастер подобных сюжетов Дэвид Линч, даёт ключ к происходящему. У Линча таким ключом в «Малхолланд Драйв» был настоящий ключ от синей коробке, которую киллер передаёт заказчице убийства. Много зацепок было и Эдриана Лайна в «Лестнице Иакова», где смертельно раненый солдат Вьетнамской войны видит во время операции свой последний сон. Именно сон Котова о том, как он макает Сталина головой в торт, становится таким ключом в «Утомлённых солнцем-2». Если есть сон, значит, почему не может быть галлюцинации. Основная загадка в фильме заключается, кто галлюцинирует перед смертью. Я поспешил написать, что это комдив, но был и ещё один умирающий персонаж. Вены вскрывает секретный сотрудник НКВД Митя, лёжа в ванной с видом на Кремль. Предсмертные галлюцинации вполне могут принадлежать и ему. Но это слишком сложные намёки и ключи от мэтра советско-российского кинематографа. В «Викинге», одном из следующих фильмов в жанре историко-паталогического кино, уже безо всяких околичностей и экивоков главгерой князь Владимир выводится психически нездоровым человеком. Коловрат в «Легенде» тоже психически не здоров. Режиссёр Джаник Файзиев не просто намекает на это, а говорит открыто. После полученной в детстве травмы во время стычки с монголами, Евпатий Коловрат страдает от чего-то вроде диссоциативной амнезии. Это проявляются в том, что каждое утро он забывает всё произошедшее с ним после того события-триггера. Забывает выборочно, потому что жену свою он вспомнить может, а про то, что каждый день свистульки ей выстругивает, вспомнить не может. Так он живёт уже 14 лет. И есть опасения в том, что его болезнь перешла уже в нечто более тяжёлое. В парамнезию, допустим, характеризующуюся смешением реальных фактов и фантазмов. Когда вышел фильм, многие критики и зрители задавались вопросом, зачем введена линия с умственным расстройством. Вот и ответ. Чтобы не выбиваться из жанра историко-паталогического кино. Вполне возможно, Евпатий – удалой воин и прекрасно сражается. Только битвы он видит в несколько изменённым состоянии, не так, как остальные дружинники. То медведь неестественных размеров, по приказу святого старца, напрыгнет на супостатов, не тронув русское воинство. То струги под парусами ходят по льду, аки по морю при ветреной погоде. Ну, а то, что ордынцы выглядят, как актёры из постановок Виктюка или певцы k-pop сцены, а не как воители степей, - это уже разумеющееся смешение реального и воображаемого. И то, что неискушённым зрителем воспринимается, как плохие компьютерные спецэффекты – это видение мира Евпатием, мира в котором. Ну вы поняли. Хотя, вполне возможно, что травму богатырю во вьюношестве нанесли совсем не ордынцы. Просто не нужно было постоянно в мороз бегать без шапки. Голову в тепле держать надо.

Mitch_Maysky
Mitch_Maysky7 мая 2018 в 21:54
Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Российский зритель последнее время довольно скупо оценивает отечественные ленты о временах Княжества Русского, что может означать лишь две вещи - либо они настолько плохие, либо они просто не совсем для массового зрителя. Я склоняюсь ко второму варианту, и сейчас, не страшась возможной критики в мою сторону, выскажусь по поводу относительно свежей картины Джаника Файзиева. Первое, что бросается в глаза при просмотре «Легенды» - это броские цвета, местами нелепо и вычурно контрастирующие с окружением или персонажами. Невооружённым глазом можно заметить, что практически весь фильм снят на фоне зелёного экрана, оттого и природа зачастую выглядит довольно ненатурально. Объяснить это легко - у создателей был скудный по нынешним меркам бюджет в 5 миллионов долларов - а сюжет требовал экшена и масштаба, потому от натуралистичных съёмок отказались. Очень многие зрители называли эти кислотные фоны главным минусом картины, но я считаю иначе. Вспомните «300» Зака Снайдера. Этот фильм тоже снимался на зелёнке, тем самым подчёркивая свою нереалистичность, мифичность. Так вот, «Легенда о Коловрате» - это российские 'спартанцы'. Даже название содержит слово 'Легенда', а значит излишняя яркость красок - природы, костюмов, построек, - как и многие неправдоподобные детали сюжета легко оправдываются этой самой 'мифичностью' происходящего. Весь хронометраж - это пересказ событий от одного из выживших тогда воинов (о чём мы узнаём в заключительной сцене), а потому и приврать он мог что угодно. По той же самой причине глупо придираться к дичи в сценарии голливудской комедии «Одинокий рейнджер» Гора Вербински - ведь это просто рассказ жизни, а не достоверно происходящие события. И таким образом, открестившись от минусов в виде палевного хромакея и нелепых сюжетных деталей, поговорим о реальных недостатках, коих тут пруд пруди. Во-первых, крайне слабый грофоуни, особенно медведь. Этот абсолютно вырвиглазный зверь будет мылить зрителю глаза всего пару минут, но забыть его всё равно будет сложно. Маленький бюджет, понятно, но не до такой же степени! Во-вторых, очень много лажал постановщик, ибо зачастую случались сцены, где в двух соседних кадрах герои стоят по-разному, за спинами разное количество ордынцев, ну и подобные технические огрехи, которые иногда бросаются в глаза. В-третьих, местами деревянные актёрские работы. То Чернышова (жена главгероя) нелепо тараторит заученные фразы без всякой эмоции, то Ильин младший (лучший друг Коловрата) вспоминает былые годы и начинает отыгрывать орущего Лобанова, но зато сам Коловрат, по-моему, сыгран хорошо, а созданный образ интересен. Это не типичный герой - воитель, который бесстрашно идёт в бой с криками, а простой худощавый парень, вечно потерянный и сонный. Когда же он узнаёт о смерти родных, в нём просыпается некая природная ярость, которая и делает его практически непобедимым. В общем и целом герои фильма порадовали. Кстати, идея с амнезией Коловрата тоже любопытный пунктик, создающий не только парочку интересных сцен, но и раскрывающий целую любовную линию Лады, которая всеми силами пытается заменить Евпатию жену. Свежо, засчитано. Сюжет я не назвал бы типичным - конфликт здесь действительно масштабный, а некоторые сцены сделаны настолько душевно и атмосферно, что смотрятся с замиранием сердца. Антагонист тоже интересный - холодный, расчётливый, его линия хоть и небольшая, но тоже успевает раскрыться. Подводя итог можно сказать, что «Легенда о Коловрате» - хороший фильм, сделанный людьми, которым было не наплевать. Он ловит в свою сторону массу хейта за счёт довольно слабой технической стороны, но что поделать, деньги - они не резиновые, а режиссёр не камерную драму снимал всё-таки, а исторический эпик, и мне кажется, что это ему вполне удалось. С кучей огрехов, массой хромакея, но всё же притягательный и нескучный - это тот фильм, которому нужен был бюджет «Викинга» и тогда, я уверен, получился бы практически шедевр. 3 из 4

Аспирант
Аспирант23 марта 2018 в 12:00
50 первых коловратов.

Недавно, пересматривая Красный рассвет Джона Милиуса, я подумал о том, как сильно нас оскорбляет образ советских солдат в этой картине. Это тупые, жалкие, беспомощные дегенераты, не умеющие воевать настолько хорошо, что имперские штурмовики по сравнению с ними элитные коммандос. Команда школьников косит их словно крестьяне урожай и практически всё, что можно отдаленно записать как их успех происходит случайно. Легенда о Коловрате в этом смысле такой наш Красный рассвет. Многочисленные монголы, с подведенными глазами, с размазанной по роже позолотой и сажей во главе с трансгендером, весь фильм ничего не могут сделать горстке русских воинов по причине скудоумия. А когда получается то лишь потому, что сценарист придумал самый глупый повод подставиться который я когда-либо видел в кино. Упаси Небо от проката Легенды в Монголии. В начале фильма одним из персонажей заявляется, что один русский десяти монголов в бою стоит. В дальнейшем это не только подтверждается но и перекрывается. Норматив оказывается перевыполнен минимум раза в два для обычных воинов и раз в десять для самого Коловрата, настолько косолапы их противники. Глядя на то, как блестяще осуществляются 'гениальные' операции Коловрата невольно возникает вопрос: как эти горе-вояки вообще дошли до Рязани? Понятно как и почему этого добились настоящие монголы. Но как это осилили раскрашенные суеверные клоуны остаётся загадкой. Можно лишь предполагать, что 'уникальные' тренировочные методики Коловрата превратили его отряд в лучших бойцов на просторах Евразии и численность супостата, раньше даровавшая победу, вдруг перестала работать. Факт, как мне кажется, в том, что Легенду о Коловрате просто невозможно ругать как плохой исторический фильм. От истории там оставлены имена, названия и некоторые события - больше пересечений с реальность фильм не имеет и упрекать его в том что он что-то коверкает всё равно что обвинять реку в том, что она коверкает суть океана. Я более чем 30 раз останавливал фильм чтобы просмеяться не из-за исторических несоответствий. Фильм до краёв полон такой глупостью, какая смешно бы смотрелась в любом историко-приключенческом фильме. Количество невменяемого бреда настолько велико, что оно с лихвой перекрывает немногие достойные моменты фильма. Как пример - внезапная метель, которая настигает отряд Коловрата после событий в ставке Батыя. Невероятно жуткая, она не даёт горстке персонажей добраться до города, но не мешает целой армии этот же город взять. Сцены на пепелище, сами по себе, неплохие и печальные, однако простите - я только что отсмеялся и настроения кому-то сопереживать нет. В разряд таких вот глупостей можно занести и недуг главного героя. На мой взгляд, это только ненужно усложнило персонажа и сюжетно мало что дало. Практически ничего не изменится, если полностью извлечь из фильма линию инвалидности. Мы получим ребенка, получившего в детстве моральную травму. Воина, а потом командира, постоянно готовящегося к приходу монголов, тренирующего себя и своих подчинённых. Ну и напоследок мстителя. Неплохой персонаж отлично складывается из имеющихся пазлов и если уж добавлять ему недостатки, то хотя бы попытаться отразить это на развитии событий. Несмотря на то, что фильм далеко не вопиюще тупой и сделан, в целом неплохо (если привыкнуть к ненатуральным задникам), ничего хорошего после просмотра лично мне в голову не приходит. Всплывают странные монголы, слитая концовка, непонятный главный герой и прочие недостатки фильма. Его достоинства довольно блеклые в сравнении с недостатками и в памяти он, скорее всего, останется как не очень удачный эксперимент снять историко-приключенческое кино не выезжая за пределы павильона. 6 из 10