«Asha Jaoar Majhe»/«Труд любви» Адитьи Викрама Сенгупты - это небольшой фильм без слов на бенгальском языке о двух людях, Мужчине и Женщине. Они муж и жена, живущие в бетонных трущобах Калькутты. Женщина работает на упаковочной фабрике в дневное время. С утра она идёт по узким улицам между домами, к остановке трамвая, потом проехав довольно долго, пересаживается в автобус, снова долгая поездка. Потом спешит к фабрике. Идёт по немыслимо длинным коридорам фабрики к рабочему месту, чтобы заняться надоевшей, но такой необходимой для жизни, работой. Муж в это же время находится дома. Он покупает продукты и готовит ужин. Он принимает ванну. Он стирает свою грязную одежду, и развешивает её на бельевой верёвке, натянутой от окна до балкона. Он мечтает. Он спит. Когда женщина возвращается с работы, затемно, муж уже уходит на работу (точнее уезжает на своём стареньком ржавом велосипеде). Он работает в типографии в ночную смену. Она ужинает, умывает лицо, снимает высохшие вещи с верёвки, раскладывает всё по местам, разбирает сумку, которую муж принёс с базара, моет посуду, ложится спать. Проснувшись видимо в пять утра, успевает прибраться в доме, приготовить мужу завтрак и обед, и себе на работу тоже, разложить всё по контейнерам, зажечь лампаду перед божеством, помолиться перед уходом… и много чего ещё сделать. Собственно, этот фильм и есть их повседневная жизнь. Но эти действия текстурированы и эмоциональны с удовлетворительной пустотой. И это цветущий роман между парой, поскольку они встречаются, когда мужчина приходит домой, а женщина должна идти на работу в это время. Кажется, можно сказать о «Труде любви» то же самое, что и почти обо всех в первую очередь визуальных, художественных, экспериментальных фильмах: у них здорово учиться как у режиссёров, освежает просмотр как у зрителей, и просто откровенно красивые. Продолжительность фильма всего 1 час 20 минут, и за это короткое время показана повседневная, изводящая рутина жителей среднего класса живущих в Калькутте. 84-минутное путешествие обыденно, монотонно, банально во всех смыслах, но потом понимаешь, что это просто изображение одного дня нашей собственной жизни, которая сама по себе имеет ту же природу. Утончённо-медленный, совершенно поэтичный и захватывающий красочный фильм, бесспорно, является исключительным дебютом Адитьи Викрама Сенгупты. Но эффекты также настолько гипнотизируют, что можно задуматься, чего зритель, вероятно, не испытал бы в фильмах, сочетающих художественные достоинства с хорошими историями. Это фильм, который действительно разделит артхаусную аудиторию пополам, и ваше мнение о нём будет зависеть от того, считаете ли вы, что сможете сохранить интерес к полнометражному фильму, в котором нет диалогов. За всё время повествования главные персонажи, их всего два, не произносят НИ единого слова. Потому что разговор не обязателен, чтобы улавливать ни повторяемость наших повседневных дел, ни те немногие особенные моменты, ради которых мы собираемся с силами, чтобы завершить нашу избитую рутину. Уровень детализации этого фильма - я не могу припомнить ни одного цветного бенгальского фильма, у которого бы был такой же. Когда камера необычно приближается и задерживается на, казалось бы, незначительных вещах - трещине на стене, закате, бельевой верёвке, пузырьках от порошка в ведре, ржавых водопроводных трубах, чёрных от плесени углах ванной (используемой наверное всеми соседями, живущими в этом подъезде), натруженных ногах в разбитых сандалиях, медленно вращающих педали старого скрипучего велосипеда, обшарпанном холодильнике, на бетонной дорожке, соединяющей несколько рядом стоящих трёхэтажных домов (при этом расстояния между домами настолько узкие, что если даже встать посередине и развести руки в стороны, то до стен домов можно достать и не вытянув полностью руки, т.е. как раз такое расстояние, что только-только протиснется один человек), на антенне на крыше, худой кошке под балконом… - всё это, безусловно, испытывает терпение зрителя, но также рассказывает историю - историю, в которой каждый человек в этих бетонных стенах ведёт свою ежедневную битву за выживание. Темп фильма медленный, диалогов нет, история рассказывается через фоновый шум и невероятно точные кадры двух людей, занимающихся монотонными домашними делами. И вся эта одержимость деталями, медленный темп, бесстрастные лица вдруг обретают смысл в последние 5 минут. Весь фильм - это подготовка к финалу, который прекрасен. В наш век, когда любовь редка, а отношения порой не длятся и года, фильм подобен заповеди, посланной руками этого нового режиссёра. Это фильм, который не рассказывает новую историю, но остаётся с вами много дней после того, как вы его посмотрели, как совет, который вы получили от своего отца в детстве, но никогда не относились к нему серьёзно. Фильм наполнен окружающими звуками, уличным шумом - автомобильными гудками, трамвайными звонками, голосами уличных торговцев, мяуканьем кошек и карканьем ворон, фоновыми новостными радиопрограммами, песнями из бенгальских фильмов, голосами соседей, и детей поющих гимн Индии, в ближайшей школе. Всё это составляет повседневную жизнь в Индии. Эти фоновые звуки очень важны для такого фильма, без слов. События фильма длятся один день, но рассказывают историю всей жизни. История, в которой и муж, и жена работают, но в разные смены дня, и находят время друг для друга всего на пять минут за весь день, когда муж возвращается с работы, а жене нужно уходить на работу. Эти драгоценные пять минут (великолепно запечатлённые на экране) кажутся им прекрасным сном в грязной и одинокой рутине их повседневной жизни. Киноэнтузиастам, поэтам и людям, в которых есть угасающий поэт среди суровых реалий жизни, смотреть обязательно. Прекрасное Творение выше любого антагонизма, никакие слова не могут описать эту жемчужину индийского кино. Вдохновение и самоотверженность Адитьи Викрама Сенгупты отражены в каждом аспекте этого фильма. Музыка начала и приветствия создаёт душераздирающее чувство, которое остаётся ещё долго после окончания. Обязательно смотреть. Не знаю почему, но впечатление что я посмотрела фильм Сатьяджита Рэя было очень сильно. Это настоящий художественный фильм, соответствующий термину «искусство». Игра великолепна, наряду со всеми другими техническими деталями. И если вы каким-то образом неравнодушны к литературным или экспериментальным визуальным произведениям, то вам обязательно стоит посмотреть этот фильм. 10 из 10