Простосердечный сын свободы, Для чувств он жизни не щадил; И верные черты природы Он часто списывать любил. Он верил темным предсказаньям, И талисманам, и любви, И неестественным желаньям Он отдал в жертву дни свои. И в нем душа запас хранила Блаженства, муки и страстей. Он умер. Здесь его могила. Он не был создан для людей. Эти строчки еще совсем юный Мишель Лермонтов написал в 1830 году для своей эпитафии. И именно они наиболее полно могут рассказать о нем, о его душе и терзаниях. Нам необходимо навечно сохранить память об этом великом человеке - втором поэте нашей страны после Пушкина. До 2014 года про Лермонтова практически не снимали фильмов (их есть всего совсем немного) и не писали существенных книг, не считая работ Ираклия Андронникова. И только теперь Россия наконец решила торжественно отметить 200-летний юбилей 'лунного поэта' и 'мистического гения', Михаила Юрьевича Лермонтова. Данный фильм-биография весьма эмоционально и подробно показывает историю жизни Лермонтова, начиная с самого рождения. И пусть некоторые сцены могут показаться чрезмерно сентиментальными и абстрактными, их глубина и красота поистине завораживает, заставляет проникнуть как можно дальше в мир поэта, вслушаться и вглядеться в его стихи, узнать его друзей и врагов, всех его близких людей. А главное - увидеть тот последний день жизни Гения, те самые 'тучки небесные' на небе возле горы Машук, где 15 июля 1841 года Лермонтов упал замертво, начав путь в своей другой, уже вечной жизни. В принципе, большинство актеров фильма также подобраны весьма хорошо, разочаровал только тот, кто играл Мишеля в возрасте 15-16 лет, поскольку у настоящего Лермонтова были карие глаза, а не зеленые. И также можно отметить, что помимо увлечений Сушковой и Лопухиной у Лермонтова были еще недолгие, но плодотворные по части творчества отношения с Натальей Ивановой, которой он посвятил большой цикл стихотворений, о чем в фильме по какой-то причине не упоминается. Однако к остальному у меня нет никаких претензий, более того, я очень рада, что посмотрела данный фильм, посвященный моему любимому поэту Золотого века. Рекомендую его всем, кому творчество Лермонтова близко. 10 из 10
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) - одно из величайших имен русской литературы. Поэт и писатель, молодой навсегда. Его стихи проза - то, что давало духовное развитие для многих поколений наших соотечественников со школьных лет. С жителями России рядом его образ юноши, как одно из отражений юности, ее чувств, мыслей. Этот документальный проект создан в 2014 году, к двухсотлетию поэта. Показан жизненный путь Михаила Лермонтова. Рассказано о детских годах Миши Лермонтова. Дана краткая характеристика его родителей: Юрия Лермонтова и Марии Лермонтовой, бабушки Елизаветы Арсеньевой, которой было суждено заняться воспитанием внука. В детстве странная болезнь Миши, которую исцелили или первый приезд на Кавказ, или что-то вроде чувства первой любви. Затем учеба Михаила в пансионе. Это уже время отрочества Михаила. Первые выходы в свет оставляют впечатление и у него. Знакомство с Екатериной Сушковой, к которой Михаил испытывает что-то вроде любви, но это чувство приводит его в смятение, противоречия. А поведение Екатерины он называет кокетством. Влюбляется Михаил и в красавицу Варвару Лопухину. В фильме сказано, что влюбленность Михаила находит отражение в его стихах, любовной лирике, оказав влияние на формирование его внутреннего мира. Непростое восприятие Михаила и света с его склонностью к неискренности, маскараду, стремлением спрятать лицо за маску. Сказано, что после Михаил Лермонтов оказывается в школе кавалерийских юнкеров. Воспитание духа воина желанно для Лермонтова. Здесь продолжаются годы его юности. В фильме зачитываются многие стихи Лермонтова. Красота и гармония звуков гармонично сочетаются в строки, строфы Лермонтовских стихов. Они музыкальны, живописны. В фильме сказано о его любовной лирике, где все непросто. Ведь И Лермонтов так и не обрел семейного счастья, не женился, не стал отцом. В фильме зачитываются его военные стихи. Значительное место уделяется стихотворению Михаила Лермонтова 'Смерть поэта', написанному на гибель Александра Пушкина. Это стихотворение - одна из самых пронзительных реакций на это драматичное событие. И если 'Пушкин - дневное солнце нашей поэзии, то Лермонтов - ночное'. Там, где у Пушкина свет, жизнерадостность, светлые тона, несмотря и на невзгоды, у Лермонтова грусть, мрачные тона, печаль. Как луна, светящая в ночное время. Но это и мудрость, поиск истины сквозь одиночество, грусть, разочарования. На тему одиночества в фильме читается стих 'Тучки небесные, вечные странники'. В фильме не сказано о произведении 'Герой нашего времени', первом психологическом произведении в прозе в России. Не сказано о том, как раскрыта тема Родины, тема поэта и поэзии у Лермонтова, его философская лирика. Охватить образ гения, раскрыть его суть полноценно непросто. Красивы декорации. Прекрасен тот миг в фильме, когда Лермонтов бежит по бескрайней степи в одиночестве. В этом сила его образа. Самоуверенность в стремлении движения вперед, сила воли. В этом стремительном беге ощущение полноты жизни, счастья от раздолья, от свободы. В этом Лермонтов - романтический герой, подобный Байрону. Таким он и останется. И фильм показал, что и личность самого Михаила Лермонтова и его наследие как поэта и писателя важны для нас и сегодня, спустя двести лет. Важны его чувства, его мысли, которые открываются в его творчестве вновь и вновь перед новыми поколениями читателей. 9 из 10
В биографических фильмах мне, как писателю детективных романов, интересно понять характер героев, их поступки, чувства и настроения. Откуда главный герой такой взялся и почему таким стал? Как бы я воспринимала его, будь он в моем окружении? Восхищалась бы или осуждала? Дружила бы с ним или сторонилась? Про Лермонтова мы не так много и знали. Гораздо меньше, чем про Пушкина, например! Со школьных времен Михаил Юрьевич ассоциировался у меня с Кавказом, а его внешность: темные волосы и карие глаза дополняли этот образ представителя юга российской империи. Оказывается, вовсе нет! Это заботливая бабушка отвезла болезненного Мишеньку из Москвы на воды в Кисловодск. Переезд, конечно, повлиял на характер мальчика. Вот откуда его горячность, не сдержанность, необузданный нрав. Миша рос психически неуравновешенным: постоянные ссоры родителей, регулярные отлучки отца из дома, слезы и истерики матери, затем ее смерть, сформировали гремучую смесь глубоко запрятанных чувств, фрустрации и непонятости. Слишком заботливая бабушка способствовала самоизоляции (модное слово!) юного писателя. Но благодаря этому родился яркий литературный талант! Это, конечно, здорово, но наш замечательный поэт вырос двуликим. Неуравновешенность в своей душе Лермонтов чувствовал постоянно. Раздираемый противоречиями, он бросался из одной крайности в другую, нарывался на ссоры и скандалы с друзьями, лез на рожон с завистниками. Обидчивый, едкий, циничный, таким представляет нам фильм истинное лицо писателя. Так что не удивительно, что закончил он плохо... Я не берусь судить Мартынова, застрелившего Лермонтова на дуэли. Ведь подобное могло случиться гораздо раньше. Даже удивительно, как Михаилу Юрьевичу вообще удалось дожить до двадцати шести лет! Вот такой вот занимательный фильм. Что лучше сладкая ложь о поэте в школьном учебнике литературы или голая правда о новом фильме о Лермонтове?
Спасибо создателям фильма за такое душевное, трогательное и познавательное кино. Фильм заявлен как документально-художественный, по-другому его обозначить просто невозможно. Люди, работавшие над этим проектом, смогли найти невероятный баланс между информативностью материала и чувственной игрой актеров. Отдельную похвалу хочется выразить Владимиру Аблогину. Он один из немногих, кто смог адекватно воплотить в жизнь образ Михаила Юрьевича Лермонтова (личная оценка исходит из опыта просмотра других биографических фильмов о поэте). Он смог показать трагичность судьбы, глубину души, а также амбции Лермонтова, идущие рука об руку с огромной неуверенностью в себе. Образы Варвары Лопухиной (Анна Леванова) и Екатерины Сушковой (Сесиль Свердлова) получились очень правдивы и трогательны, каждый по-своему. Совершенно разные женщины смогли вызвать невероятные чувства у Лермонтова. В данном фильме они просматриваются очень ярко. Образ Екатерины Сушковой - воплощение страсти и огня, будоражащих юное сердце поэта. Собственная невостребованность в глазах Сушковой, очень подавляла Лермонтова. Изменившийся во время службы он возвращается в Петербург офицером лейб-гвардии Гусарского полка и производит иное впечатление на Екатерину. Ему удается расстроить помолвку Сушковой и Лопухина. Очень интересны две сцены танцев на балу. В первой Лермонтов показывает заинтересованность в Сушковой. Вся пылкость чувств выбрасывается в поцелуй руки, который сильно смущает Екатерину. Вторая же сцена (демонстрируется после зарисовки отношений Лермонтова и Сушковой) показывает перемену в чувствах Лермонтова к своей возлюбленной, её невостребованность в глазах поэта и невероятное отчаяние. Образ Варвары Лопухиной - воплощение нежности, уюта и спокойствия, которых, возможно, так не хватало в жизни Михаила Юрьевича Лермонтова. У этих людей была какая-то неземная душевная связь. Сцена смерти Лермонтова яркое тому подтверждение. Умирающий поэт лежит в одиночестве под проливным дождем. Именно в этот момент зритель как-будто пробирается в предсмертные мысли поэта. Перед глазами предстает образ прекрасной Варвары в объятиях заходящего солнца. Это воплощение той любви, которая, безусловно, присутствовала в сердцах двоих людей, но так и не получила реализации в жизни. Целостность фильму обеспечивают художественное оформление и музыкальный ряд (который надолго западает в душу). Фильм смотрится на одном дыхании, он рассказывает биографию поэта (достаточно известные факты). Лента показывает противоречивость личности, силу чувств Лермонтова и непереносимую боль, вызванную непониманием поэта в обществе. Боль человека, который остался одиноким среди толпы. 9 из 10
Делать документально-игровые фильмы на ТВ, это уже вошло в традицию Первого канала. Совсем недавно зрителя радовали интересные серии из цикла сериала 'Романовы.', в мае нам показали довольно подробный мини-фильм 'Великая война', и вот осенью на телеэкраны вышло полуторачасовое кино, сделанное в аккурат, к 200-летию Михаила Юрьевича Лермонтова, под одноименным названием 'Лермонтов'. В целом, в фильме довольно мелко и кратко рассказывается об основных событиях из его жизни: рождение, потеря близких, болезнь и впоследствии жизнь на Кавказе, юношество - поступление в военное училище, первая влюбленность, становление личности и многое многое другое. По-началу мне понравился Лермонтов: все выполнено качественно с технической точки зрения, продуманный вскользь сюжет, и добротные, не столь приметные в большом кино актеры. Все это способствовало к созданию хорошего и интересного продукта, коим и в итоге 'Лермонтов' и стал. Не понравилось мне, что повествование велось уж слишком быстро, как будто в полтора часа создатели пытались максимально впихнуть все события из жизни поэта и, наверное, так оно и было на самом деле. По мне, так лучше было бы создать небольшой мини-сериал из 4-5 серий и обширно показать все важные моменты из жизни Лермонтова. Но я рад и этому фильму, который тоже, хоть и очень поверхностно и емко показал жизнь любимого писателя. 'Лермонтов' изначально привлек меня личностными интересами, ведь мало подобных фильмов именно о писателях. Надеюсь в будущем создатели еще снимут что-то подобное: 'Толстой', 'Достоевский', 'Булгаков', 'Куприн' (хотя о последнем уже имеется сериал по произведениям) и др. Ведь кроме всего Страна должна знать своих великих Писателей от самих истоков. Я получил свою порцию удовольствия от просмотра 'Лермонтова', чего желаю и другим. Думаю, что каждый зритель найдет для себя в нем что-нибудь интересное. P.S. Отмечу еще восхитительные саундтреки, которые очень засели в душу(если их можно так назвать). 7,5 из 10
С начальных кадров фильма - озноб по спине. Михаил Юрьевич Лермонтов - посланец из вселенной, предсказатель и мученик. Дитя и старец. Поэт и философ. Творчество - это удивление, это разговор с самим собой. Иллюзии уходят с возрастом, как и удивление, а там, где сохраняются - Поэт! Закадровый голос с уважением к памяти русской истории, рассказывает нам биографию поэта, родителей и бабушки; бережно с тактом относится к фактам, как отрицательным, так и положительным. Одиночество Как страшно жизни сей оковы Нам в одиночестве влачить. Делить веселье - все готовы: Никто не хочет грусть делить. Один я здесь, как царь воздушный, Страданья в сердце стеснены, И вижу, как судьбе послушно, Года уходят, будто сны; И вновь приходят, с позлащенной, Но той же старою мечтой, И вижу гроб уединенный, Он ждет; что ж медлить над землёй? Никто о том не покрушится, И будут (я уверен в том) О смерти больше веселится, Чем о рождении моём... Повествование украшают замечательные рисунки, пейзажи, воспоминания самого Лермонтова, написанные им в дневниках и игра актёров. Да-да, актёры понравились и дети, и взрослые. Я не считаю роль Лермонтова в исполнении Владимир Аблогин - неудачной. Взят верный тон и минимализм эмоций; ведь стихи поэта, говорят о нём более, чем все биографы, режиссёры и актёры - вместе взятые. Есть такая идиома - полюбить до смерти. Вот этого делать никогда не надо даже в отношении своих детей. Бабушка любила внука, украшая и заполняя свою старость и залюбила до смерти, не дав ему важного в жизни качества характера - ценить свою жизнь. '... кокетка! Для головы и сердца - яд'. Ведь уже тогда знал, чувствовал. предвидел. Не понравилось музыкальное сопровождение, оно агрессивно мешало проникнуться.
«Какую-то ерунду показывают» именно эту фразу хочется сказать смотря этот фильм. Компания «Star Media» и студия «Babich-Design» сняли, на мой взгляд, посредственный фильм «Лермонтов» к 200-летию поэта. Данное «произведение» снято в формате исторической реконструкции режиссёром Максимом Беспалым. Он уже снимал для Первого канала историю дома Романовых. Сюжет развивается слишком быстро, неоправданно быстрые переходы между возрастом и местом жительства, что особенно заметно при «телепортации» на Кавказ. Во время «напряжённых» моментов, таких как ожидание выстрела на дуэли, мне хотелось уснуть, у режиссёра были попытки добавить драматичную музыку, но они оказались тщетны. Режиссёр не справился с этой важной частью фильма совсем. Актёр, игравший Лермонтова (Владимир Аблогин), как бревно, не выражал никаких эмоций. Разницу между лицом актёра до смерти его героя и после я не заметил. А человек, читающий стихи поэта делал это монотонно, без эмоций. Просто ужасные звуки окружающего мира (скрежет сабель, например). Они как будто наложены даже поверх голосов. Есть сцены (2-3 на весь фильм), где герои открывают рот и говорят. Весь остальной фильм Лермонтов разговаривает с остальными с закрытым ртом. Это непостоянство испортило впечатление. Но у фильма есть положительные стороны: женские образы: Варвары Лопухиной (Анна Леванова) и Екатерины Сушковой (Сесиль Свердлова), саундтрек – он замечательный, операторская работа. В целом фильм произвёл отрицательное впечатление. Лучше не смотреть. 1 из 10
Документально - биографическая драма. Проект именитой студии 'Бабич Дизайн', сделанный к двухсотлетию рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Перед создателями стояла ответственная задача - сделать достоверную документальную драму об одном из любимейших наших поэтов - и они справились с этой задачей. Постараюсь передать вам весь спектр эмоций, что подарил мне этот проект и то, почему его стоит посмотреть каждому русскому человеку, живущему на всей нашей планете. Отмечу, что недостатков я никаких не заметил, поэтому здесь будут просто запоминающиеся моменты: 1. Общая эмоциональность картины - чего не отнять, так это именно эмоциональность всего происходящего. Перед нами протекает вся бурная жизнь поэта, и слово 'бурная' здесь будет даже слишком мягким для описания всех ситуаций, в которых оказывался наш герой. Вообще все настроение картины как будто повторяет внутренние переживания, заставляя нас прочувствовать это на себе. А то, как это передано - просто фантастика. Может я все еще нахожусь под сильным впечатлением, но я полюбил эту картину именно за это. 2. Стихи Лермонтова - их цитирует как рассказчик, так и главный герой, на редкость с приятным голосом. Тут вы многие узнаете, поскольку их нас заставляли заучивать наизусть учительница русского языка и литературы, за что я, лично своей, весьма благодарен. Каждый стих подобран под нужный момент в повествовании и произнесен с максимальной отдачей. К тому же визуальный стиль передачи стихов мне весьма пришелся по душе, поскольку он максимально копирует стилистику того времени, с соблюдением всех норм русского языка. 3. Раскрытие души поэта - эта картина просто стала для меня открытой книгой, которая раскрыла бурную и эмоциональную душу Михаила Юрьевича. Не зря кто то когда то сказал, что чем несчастнее поэт, тем лучше получаются стихи. Так вот - жизнь Лермонтова полностью соответствует этому высказыванию. 4. Одиночество - тема одиночества Лермонтова была раскрыта как никакая другая. Он был один всю жизнь, но именно это и позволило ему писать такие выразительные стихи и проникновенные поэмы. Возможно, что бы так и было, писатель или поэт действительно должен быть один. Это ведь серьезный вопрос, поскольку я сам (позволю себе нескромность) пишу стихи и романы, и такая мысль возникает у меня периодически, и не дает мне покоя как заноза, попавшая очень глубоко в кожу. 5. Кавказ - Кавказ и Лермонтов- это тема отдельного обсуждения, в который я вклиниваться не собираюсь, а лишь замечу, что они стали одним целым, ведь для многих поколений Кавказ - это стихи поэта о нем, о его удивительной природе, о его народе, о его душе. Несколько слов о главных героях: 1. Лермонтов в исполнении Владимира Аблогина - храбрый юный офицер, поэт и просто мятущаяся душа, ставший вместе со своим кумиром Пушкиным величайшим поэтом России. Владимир мало того, что очень похож внешне на поэта, так еще он просто блестяще передал его характер и метущююся душу. Лучшего исполнения Михаила Юрьевича я еще не видел. 2. Варвара Лопухина в исполнении Анны Левановой - возлюбленная Лермонтова, к которой он посвящал великолепные стихи и без которой не представлял и самой жизни, но, к великому сожалению, судьба оказалась к ним сурова. Варвара мне сильно импонировала. В итоге получилась отличная картина, раскрывающая Михаила Юрьевича Лермонтова не только как поэта, а как человека с непростой и удивительной судьбой, отражением которой стали его бессмертные произведения. 10 из 10
К 200-летию со дня рождения писателя был снят этот фильм. Получилась потрясающая история, трогающая за живое все струны души. С первой минуты ясно, что будет очень интересное кино. Для кого-то полуторачасовое повествование о жизни поэта может показаться слишком коротким и динамичным. Но ведь Лермонтов погиб в 26 лет. Совсем молодой… Он успел оставить русскому народу великое множество своих произведений, показать себя лихим и храбрым воином на Кавказе, разбить женские сердца и нажить кучу врагов. В «Лермонтове» показана вся его жизнь от рождения до смерти. Владимир Аблогин идеально сыграл писателя. Перед зрителем предстанет Лермонтов, сложный и яркий, язвительный и ранимый, любящий и любимый. Фильм снят оригинально, в нем есть многое от художественного, мультипликационного и документального кино, моментами в кадре царит камерная театральная атмосфера. Большую роль в «Лермонтове» играет музыка, идеально сочиненная к каждой главе жизни поэта. Композитор Максим Войтов написал удивительные мелодии, от которых мурашки бегают по всему телу в течение просмотра. Получился очень достойный саундтрек. Фильм сделан талантливо, с любовью. Видно, что была проработана каждая деталь, каждое слово. Приятным закадровым голосом читаются отрывки из писем и произведений писателя. Стопроцентное погружение в эпоху Лермонтова гарантировано всем. Конечно, просто невозможно снять фильм, который раскроет полностью личность русского писателя. Но то, что у режиссера Максима Беспалого получилось глубокое и душевное кино, нет никаких сомнений. Это не та история, которая может забыться. Это тот случай, когда к «Лермонтову» захочется все время возвращаться. А, может, это только начало? Начало знакомства с великим и его душой.
Я не очень часто смотрю документальные фильмы. Но если меня интересует какая-то тема я стараюсь смотреть их больше. Ведь документальные фильмы способны вызвать интерес к чему-то, но подробно изучать эту тему мы должны с книгами в руках. А документальное кино может дать только лишь поверхностную и сжатую информацию. Этот документальный фильм как раз из таких. Я плохо знаком с биографией Лермонтова, но этот фильм смог заинтересовать меня биографий Лермонтова. Но у этого фильма есть недостатки, которые очень негативно влияют на восприятие картины: 1) Игровые Вставки: В течение всего фильма автор вставляет некоторые сцены, в которых актеры отыгрывают какой-то фрагмент из жизни Лермонтова. Это достаточно интересный прием, но этот фильм он только портил. Актеры играли плохо, да и их действия не несли смысла. Поэтому фильм был бы лучше если бы нам просто рассказывали его биографию и читали стихи. 2) Операторская работа: Вообщем была хорошей, но порой в ответственных моментах камера сильно тряслась. Итог: Обычное документальное кино, которое зачем-то снабдили актерскими сценами с диалогами. Фильм очень похож на сериал 'Романовы', хотя данный сериал был выполнен лучше и имел некоторые особенности. 5 из 10