По-моему, сериал не пнул только ленивый. И, в общем, есть за что. Количество тяжелейших исторических даже не ошибок - фальсификаций, переходит все возможные пределы. Малобюджетность сквозит отовсюду. Сценарий умиляет своей наивностью и предсказуемостью. Но... Это надо смотреть. Хотя бы раз. Хотя бы ради актерской игры. А она здесь превосходна. Кристалльной чистоты, ясности, правдивости. Это надо смотреть, хотя бы раз - чтобы понять, как из благодарной, в общем-то задумки можно сделать клюкву. Чтобы понять, что фильмы бывают не только однозначно хорошие, или плохие. Ну и напоследок. Этот фильм стоит посмотреть - чтобы потом был стимул взять хорошую книжку и прочитать, как все было на самом деле... 3 из 10
«Штрафбат» (2004 г.) Моя оценка сериала 9/10, оценка КиноПоиска 7.8/10. Сериал о событиях Великой Отечественной войны, а точнее о жизни штрафного батальона. В штрафбате служат солдаты и офицеры совершившие воинские преступления, разжалованные и отправленные на передовую, а также бывшие политзаключённые и уголовники, которые предпочли пойти на фронт вместо лагеря. Командиром батальона назначают бывшего майора Твердохлебова, осуждённого за то, что он попал в плен. Штрафники могут искупить свою вину кровью, вернуть погоны и возвратиться в обычную воинскую часть. Твердохлебов и его батальон выполняют задания, многие, из которых заканчивается большими потерями. Хорошие актёры, продуманный сюжет, качественная режиссура - из этого получается хороший сериал. При этом почти полное отсутствие в сериале пространства, возможно говорит о его низкобюджетности. Сериал реалистичен и местами даже гипертрофированно реалистичен. Изюминкой сериала являются его сложные персонажи, созданные Алексеем Серебряковым (комбат Твердохлебов), Юрием Степановым (ротный Глымов), Александром Башировым (Лёха Стира), Романом Мадяновым (начальник Особого отдела армии), Андреем Мерзликиным (капитан Бредунов). Особо хотелось отметить роль Дмитрия Назарова, сыгравшего отца Михаила. Отец Михаил — это священник, настоятель церкви в небольшом городке, который освобождают части Красной армии. Он добровольцем присоединяется к штрафному батальону. Воюет как обычный солдат. В батальоне плохо поставлено снабжение поэтому он воюет в рясе. В промежутках между боями отец Михаил пытается проповедовать. Одну из его проповедей случайно увидел прибывший в расположение штрафбата особист Харченко. Позже комбату Твердохлебову предъявят обвинение за развал дисциплины в батальоне и за то, что он допустил «религиозную пропаганду». В одном из рассказов отца Михаила мы узнаём, что он воевал в Гражданскую войну на стороне белых. Образ отца Михаила в одном моменте имеет глубинное сходство с образом бывшего уголовника, а ныне ротного штрафбата, Глымова. У них обоих враги и впереди, и сзади. Впереди - немцы, сзади - заградотряды НКВД и советская власть. Символически «родство» отца Михаила и Глымова показано в финальной сцене сериала в которой отец Михаил обращается к погибшему Глымову: «Глымов, слышь Глымов, мы выстояли». Сериал «Штрафбат» - не просто фильм для «патриотического» воспитания зрителей. Несмотря на свою пафосность, местами может быть излишнюю, сериал ставит сложные философские вопросы. В частности, о сложном выборе человека.
Очнулся я в болоте, Глядь, вяжут раны мне. А танк с бронёй пробитой, Догорает в стороне. И вот нас вызывают, В особый наш отдел. Скажи, а почему ты, Вместе с танком не сгорел? Вы меня простите, Это я им говорю. В следующей атаке, Обязательно сгорю. (из народной военной песни) Представление о войне между Советским Союзом и Германией у каждого своё. И у тех участников (с обеих сторон), что ещё живы. И у тех, кто был тогда ребёнком. И у тех, кто родился после войны. Кинематограф (как и другие виды искусства) имеет свой опыт и историю изображения этой войны. И, возможно, имеет самый уязвимый инструментарий для воплощения этой темы. То, что видит зритель на экране (вторая реальность), он мысленно переносит на реальность первичную, жизненную. Война между СССР и Германией, пожалуй, является осью всей советской истории, её сердцевиной. Неудивительно, что этой войне было посвящено огромное количество фильмов. (Так, например, Великой войне 1914-1918 годов, практически, не было уделено внимания.) О советско-германской ( Великой Отечественной) войне сложились в советском кинематографе свои традиции и правила её воплощения. Как правило, главные творческие удачи появились в пространстве жанра притчи или мифа. Российская история подарила возможность осмыслить трагедию и природу войны с других углов зрения, ранее запретных и недоступных. Одним из таких замечательных примеров является телесериал «Штрафбат». Насколько мне известно, первоначальным шагом к появлению этого сериала можно считать рассказы фронтовиков в послевоенных пивнушках и забегаловках, которые слышал Эдуард Яковлевич Володарский, будучи мальчишкой. Не трудно догадаться, что рассказывали фронтовики истории разные, многие из которых вряд ли могли появиться публично. И когда в постсоветской России возник замысел телефильма о штрафниках, то авторы фильма выбрали вполне органичный, на мой взгляд, жанр для разговора на эту тему. Николай Николаевич Досталь (впитавший в себя дух послевоенного времени и талантливо его выразивший в своих фильмах «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк») сумел, опираясь на блестящий сценарий Эдуарда Яковлевича, создать на экране пространство, где оживают солдатские байки. В лучших традициях жанра (поучительный или юмористический рассказ, часто основанный на реальных событиях) солдатские байки представляют нам человеческие судьбы тех, кто стал солдатом. Воином. Но поскольку основные герои не профессиональные военные, то вся их солдатская фронтовая жизнь, словно одна длинная бесконечная жизненная народная байка. Замечательные российские актёры создают объёмные образы солдат (мало встречающиеся, например, в советском военном кинематографе), в жизни которых приземлённое греховное человеческое тесно переплетается с проявлениями высокого нравственного. И за всеми гримасами, ужимками, обманками, подлянками войны предстаёт удивительное боевое братство, где никому не схитрить, не притвориться, не спрятаться. Ни от братьев по оружию. Ни от себя. Ни от Бога. У каждого зрителя свои предпочтения среди фильмов (жанров) о войне. В зависимости от своего представления о той далёкой (теперь уже) войне. Мне близок взгляд создателей телефильма «Штрафбат». Поэтому благодарность и уважение авторам за это талантливое произведение. Оценка – очень хорошо. 8 из 10
Рано или поздно нашёлся бы смелый автор, намерившийся реализовать вопреки осуждению фильм об обратной стороне советского деструктива в период ВОВ. А в настоящий момент, думаю, у многих понятия «так не могло быть» накладываются на нынешние реалии и рвут шаблоны. Авторы сериала сразу выложили карты на стол, указывая на отсутствие военных консультантов, на акцентирование внимания к самому явлению, причём с художественной стороны, чтобы люди знали кто ещё познал горе в период войны, и тем не менее авторов тыкали носом в историзм и на однобокую мораль. Хотя я согласен с критикой в адрес реквизитов и тактических неурядиц, но утверждать как должно быть по Приказам и Положениям, утверждённым Наркомом и никак иначе — достаточно смешно, потому что, знаете, бумага то всё стерпит. Закон живёт до тех пор, пока есть энное число юридически ответственных, граждански развитых людей, которые имеют правовое сознание и требование к исполнению права. И это не мои слова, это слова Мераба Мамардашвили. Так о каком исполнении Приказов и Положений Наркома можно говорить при чрезвычайном положении, крайне низким правосознанием показанного контингента, и, соответственно, отношения правоверного общества к контингенту? Вышестоящее руководство всё понимает (я не осуждаю их за принятые, казалось бы, циничные решения, это война), молча закрывает глаза на некоторые вещи. Закон здесь частично переходит в стадию анабиоза, и сериал показывает это постоянно. Я сам служил в армии, которая за столетия не меняет свой облик, знаю людей, которые воевали и воюют сейчас, и понимаю, о чем говорю, когда речь заходит о правилах и их соблюдении (в том числе в контексте воюющих уголовников). Притягивая архивные документы НКВД при анализе фильма требуется включить критическое мышление, и не забыть в первую очередь, что подчинялся данный орган СНК, которому необходимо было преподносить далеко не всегда объективную информацию. Фактчекинг не состоит только из одной опоры в виде официального источника. Отдельного упоминания стоят моменты, когда в рядах красной армии присутствовали священнослужители при господстве атеистического устоя. Достаточно загуглить священников-героев Великой Отечественной, чтобы убедиться в действительности их существования. Также я не увидел героизацию персонажей, и уж тем более попытку возбудить чувства патриотизма. Главные герои сериала — очевидно антигерои. Есть плохие среди хороших, есть хорошие среди плохих, это жизнь, это война. Фильм не представлял бы художественной ценности, будь в нём исключительно мрази (Это умеет делать только Ханеке), так яро представляемые моралистами. Более того, считаю, что авторами выдержан баланс между грязью и кинематографичностью. Я бы сделал рецензию нейтральной, но уж больно прекрасная игра, реплики, философия и атмосфера получилась. Данный сериал рекомендую тем, кто не делит мир на чёрное и белое, и не лепит ярлыки на людей. 9 из 10 Только из-за арки про Цукермана, она мне кажется лишней.
Начиная с перестроечных времён в новой России стало хорошим тоном героизировать уголовников. Так требовало время, ибо во время всеобщей смуты именно уголовники стали новоявленной элитой общества. Они проникли и и во власть. И жили как и на нарах, так и на диванах - всласть. Данный сериал преследует единственную цель - создать у зрителя мнение, что воры и убийцы - это не просто 'тоже люди', но что они также и герои, которым нужно отдать дань уважения и преклонить колена в боголепном восхищении перед их мужеством. Это главная задача. Но существует еще и другая задача, на которую работают многие другие телепродукты, такие как 'Некст' или 'Бригада'. Она сводится к тому, чтобы после промывки мозгов подобными 'продуктами' население многострадальной России и соседних ей товарок по бывшему Союзу начали боготворить уголовщину сейчас. Не ТУ уголовщину из истории, гипотетическую, а настоящую, нынешнюю. Другими словами, этот сериал является заказом. И выполнен этот заказ крайне похабно. А вы ожидали чего-то другого от уголовного элемента? В фильме очень много Неправды. Ею пропитан весь фильм от начала и до конца. Весь этот фильм - одна сплошная Неправда. И я говорю даже не о конкретных исторических событиях, имевших или не имевших в прошлом место быть, а о том, как весь этот продукт преподнесён. Я говорю о режиссерской правде и неправде. О том, что Станиславский обозначал одной короткой репликой, ставшей междометием: не верю! Слишком много либо откровенно отрицательных персонажей (они все НКВД-шники), либо наоборот - слишком уж положительных. Они, понятное дело, и есть те самые бедные штрафники, которым даже смерть не жалована, как высшее благо. Вся система образов направлена на то, чтобы создать вполне определённое представление о том, кто здесь настоящий гад, а кто герой. Нет ни единого образа (или почти ни одного), который бы выглядел живым и настоящим. Всё шаблонно. А в жизни так никогда не бывает. Для сравнения вспомните Промокашку из 'Место встречи изменить нельзя'. Вот то реальный образ! Иной раз у меня возникало подозрение, а не куклы ли в кадре? Скорей всего куклы, потому что не смотря на в общем-то обычные для тех лет легенды, сами персонажи им не соответствуют. Люди не меняются за считанные недели. И именно по этому в штрафных ротах не было оружия. Его выдавали перед самим наступлением. По пять-шесть патронов или гранату в зубы - и вперёд! Про остальные грубейшие ошибки в операторской работе, звукорежиссерской и остальном даже и говорить не хочется. Российский сериал он и есть российский сериал. Одним словом - дешёвка. 1 из 10
Сериал «Штрафбат», задумывавшийся как эпическая сага о самой мрачной странице Великой Отечественной войны, на поверку оказывается не просто плохим кино. Это идеологический диверсионный снаряд, замаскированный под патриотический пафос, который бьет сразу по трем фронтам: по истории, по здравому смыслу и по искусству. «Штрафбат» — это образцовый пример того, как нельзя снимать кино о войне. Он лжив исторически, ядовит идеологически и беспомощен художественно. Это не памятник героям, а спекуляция на их могилах, призванная не почтить память, а внушить зрителю мысль о бессмысленности подвига, порочности страны-победительницы и тотальной испорченности человеческой природы в условиях«империи зла». Здесь нет персонажей. Есть только карикатурно-верный Твердохлебов, типичный НКВДшник из нулевых Харченко, поп Отец Михаил, уголовник Стира и мое любимое - главный моралист и положительный персонаж - грабитель, убийца, людоед и вор в законе Глымов. Но что же о баталиях? Ну не может же 'Великий фильм о Великой войне' быть плохим в плане боев? А он может... На протяжении всего сериала вас ждут: 1 окоп, который играет (кстати, лучше всех актеров этой поделки) и советскую, и немецкую версию, 1 позиция скудных 45мм пушек, 1 бой в городе, постоянные 'максимы' заградотрядов НКВД, плохо нарисованные выстрелы из пушек и 1 атака на 2 танка, в которой потери составили 500 человек. Здесь вы не увидите масштабные баталии, в большинстве случаев это беготня 10-30 статистов по полю. Когда по сюжету говорили о атаке 500 ТАНКОВ, я ждал масштабный бой на уровне Прохоровки, а в кадре? А в кадре показали 9 танков и... все! Вот и весь экшен, что вас ждет. Единственная возможная причина этого 'шедевра' — выполнение идеологического заказа по дегероизации прошлого и внедрению в массовое сознание удобного мифа о кровавом и безумном СССР, который победил только за счёт закидывания позиций вермахта трупами, героизма убийц и воров с зон и вопреки командованию РККА и чудовищных репрессий НКВД. Как кино — это провал. Как пропаганда — это опасный и лживый суррогат, недостойный памяти настоящих солдат Великой Отечественной войны.
Этот продукт — не просто убогая поделка, это гипертрофированная антисоветская помойка, рассчитанная на деградацию восприятия зрителя. Вам покажут зэков, собранных в штрафбат как героических мучеников режима. Только вот почти все они — уголовники, и попали туда не за “шаг влево”, а за реальные преступления. Но автору, видно, хотелось слепить образ «жертвы режима» из любой грязи. Деревенские девушки тут показаны как путаны, которых зэки имеют чуть ли не по праву — отвратительная сцена, подающая это как норму. Это не художественный приём — это грязь, расчётливо встроенная в сценарий, чтобы ещё раз унизить образ советского человека. Дальше — хуже. Вам “сообщат”, что генсека выбирали на съезде партии, а не на Пленуме ЦК, что выборы были тайными и что Сталин что-то там подтасовал. Только вот в реальности выбор был открытый, голосовали рукой, и съезд здесь вообще ни при чём. Но зачем авторам факты, если можно напихать зрителю дешёвую антисталинскую пропаганду? Через весь сериал тянется мерзкая нить: немцы — сверхорганизованные, культурные, даже корову у крестьянина крадут «организованно», в то время как советские солдаты и офицеры показаны быдлом и тупыми исполнителями. Это не художественное допущение — это методичка. Каждая сцена — позор. Полное непонимание быта, духа времени и устройства Красной армии. Перепутано всё: тактика, логика, структура командования. Офицеры и зэки в одном подразделении — это полный бред, которого в реальности не было. Это не сериал, это плевок в прошлое, сделанный с одной целью — демонизировать всё советское. И если вы считаете, что перед вами историческая драма — вы уже стали жертвой манипуляции.
Значица так, господа и дамы! Пишу первую рецензию, поэтому - за буйки не заплывать! Что касается идеи кино - вопреки некоторым изложившимся, скажу так: идея - шикарная! Достаточно, по вашему, показывать кино, пропитанное идеализмом, сталинизмом, и чем оно еще там, у вас пропитано?! Нет, гоблины - фильм - классный! Про обычных людей, среди которых каторжане, воры в законе, и просто шулера, вроде 'Стиры' (я его по фильму обожаю!) Момент, когда он просаживал фашику в 'очко' трофеи - супер'! В остальном, исполнение - дас ист фантастиш! Думаю, никто в этом со мной не поспорит! Тем товарищам, что рьяно советуют обратиться к первоисточникам, рекомендую удариться виском о стену - данное кино будоражит, заставляет нервничать и смотреть его до конца! Куча соответствующих фильмов хочется тут же отправить в 'очко'! А раз фильм не хочется отправить в 'трубы' - не есть его истинное признание?
С этого сериала начался мой интерес ко всем фильмам, снятым о Великой Отечественной, и не только фильмам. Раньше я не смотрела фильмы о войне, потому что они всегда тяжелые, но именно Штрафбат перевернул все мои представления. Слезы, боль и тяжелые ощущения во время просмотра - все это можно пережить. Ведь остается что-то в душе главное, важно не забывать о подвиге наших отцов и дедов, и это не банальные слова. Важно это чувствовать и ценить по-настоящему - не потому что кто-то вам об этом сказал, а потому что вы так чувствуете, потому что ваш дед или прадед воевал против фашистов и погиб... Штрафбат я посмотрела одним присестом - за 10 часов, просто не могла оторваться. В скором времени пересмотрю еще раз. Тут пишут о достоверности или фактах - так это было или не так. Я считаю, что все так было. И патриотизм настоящий, и из-под палки, и предательство, и дезертирство, и жестокость по отношению к своим же солдатам, и героизм и ненависть к советской власти, ровно как и вера в нее. Было, потому что война - это тоже жизнь, военные будни. А в жизни, как и на войне случается всякое. О достоверности фактов может говорить только тот, кто сам переживал и видел своими глазами, что было на войне, о чем и повествуют нам многие сайты с реальными воспоминаниями выживших, прошедших войну, теперь уже немногочисленных ветеранов... Штрафбат показывает не совсем то, что мы привыкли видеть в советских фильмах о войне. Что-то все-таки ближе к реальности, к реальным людям, индивидуальным исудьбам людей военного времени. Хоть я и поставила 10, но это один из тех немногих фильмов, где выставление каких-либо оценок просто не уместно, потому как воспринимаются они по-другому...
Исходя из указанного свыше заголовка, я приступаю в письменной форме отчитывать всю режиссерскую и сценическую постановку данного фильма. Особенно много описывать подробности и детализации сюжетных линий я не стану. С первых серий уже становится понятно, что дальше соответствующие выводы напрашиваются сами собой. Следовательно, я изложу свою рецензию данному фильму в таком порядке: 1. Сюжетный ориентир концентрировался исключительно на пребывании в уголовной атмосфере характерных персонажей в затягивающих разговорных репликах, будь то в окопах, в ДОТах или в землянках. 2. Боевые действия показаны довольно слабо. Слишком частый акцент делалася на компъютерные спецэффекты; взрывов, летящих самолетов или перестрелок. 3. Нет соответствующей военной атмосферы того времени, духа 40-ых годов, слабо показана боевая обстановка техники, вооружения и всеобщего колорита военных особенностей. Здесь же подчеркну, что этот фильм не идет ни в какое сравнение с фильмами СССР про Великую Отечественную войну. Их можно не перечислять, многие из них помнят с детства. Могу еще добавить тот знаменитый культовый сериал польской киностудии о четырех танкистах и собаке. Слон и муравей. 4. Нет музыкального сопровождения в остросюжетных кадрах, где идут кульминационные моменты перестрелок. Идет лишь жалкое подобие недоработанной увертюры монотонных звуков. 5. Перестрелки. Наступательные и оборонительные действия, не смотря на замедленные моменты съемок смотрятся не натурально. 6. Сам фильм-сериал порой слишком затянут, скучен и напичкан излишними разговорами о политике сталинской системы. По мнению знакомых военных специалистов и знатоков военной истории, в то время о политике речи вообще никакой не было, даже среди штрафников из различных уголовных элементов. Это они-то на воле столь громогласно и критично обсуждают, как сейчас в наше время свободы слова, политический режим страны, строя всякие идеи и тому подобнее? Их бы расстреляли бы при первом же доносе. 7. Полуграмотный особист. Толстый майор, ищущий в каждом элементе личного состава различных предателей-шпионов. Во время войны, на передовой, особисты приезжали только в составе комиссии для проверки боеспособности войск, в том числе и штрафных подразделений. А в фильме показано как он водку пьет с офицерами руководящего звена. К тому же вышестоящие офицеры не отсиживались в землянках и брустверах, а непрерывно руководили каждой боевой операцией и также шли в атаку, стратегически меняя плацдарм наступления или обороны, в зависимости от контрударов с обоих сторон. 8. Лица, типажи и фактуры солдат. Ну что тут добавить? Жирных и обрюзглых в те самые, суровые лихие годы и десятилетия не было и в помине. Не проработаны четко подборы на соответствующие роли персонажей. Взять хотя бы зав. продовольственного склада, которого ограбили штрафники. Пожалуй такому в пору находиться на татами для борьбы сумо или что-то в этом роде. 9. Много различных ляпов из истории о войне. 10. Фильм рассчитан больше на детско-юношеское поколение, нежели взрослым, особенно тем кто служил в армии свыше 20 лет. 1 из 10
Когда шла война, тогда много было несовершенного, тяжелого, грязного и низкого, но нам решили показать одну, но достойную историю на примере отдельной истории одного штрафного батальона и некоторых личностей. И возможно, эта лишь та самая малая, но достойная часть, которую мы увидели. Некоторые скажут, что на самом деле, бывало и хуже, и что нам многое не показали! Ветеранов, к сожалению, с каждым годом остается всё меньше и меньше. Ну да, не показали, наверняка, бывало всякое, не уложишь всё в один сериал, да и зачем всё показывать? Особенно самые тяжелые, самые низкие и грустные моменты – они не нужны, они лишь вызовут разочарование или отвращение, возможно и таких тяжелых разочарований было много по разным причинам. Итак, показали, на мой взгляд, достаточно и те недостатки, о которых не любят упоминать: это и ошибки руководства, и отношение к власти, трусость и предательство, разное отношение к солдатам, и к солдатам из штрафных батальонов, хамство, нетерпение и не справедливость. А ведь хочется, чтоб у людей, посмотревших этот фильм, оставалось чувство достоинства, благодарности, гордости, восхищения, уважения и удовлетворения за старшее поколение в целом, которые жили в те времена и своими силами старались, стремились, боролись, сражались с врагом как могли, на том уровне, на котором могли, жертвуя собой ради других, и уровень этот был не высок. И оно осталось. И это не только такой штрафной батальон молодец! Здесь старались отразить военное участие всех в лице самых тяжелых, не профессионально подготовленных и неуправляемых людей, которые служили в штрафбате. И вполне четко понятно, что это госзаказ, но это нисколько не портит отношения к фильму. «Неразбериха такая, что сам черт ногу сломишь!» «Заставь дурака богу молиться, так он весь лоб расшибёт» «Я уже ничему не удивляюсь» «Попал к ним, значит виноватый!» «Ты такой сердобольный, а я значит, такой бесчувственный!» «Не терпится орден получить!» «Кто про что, а вшивый про баню!» «Не в золоте дело, а в вере!» Раскрыт разный характер людей, показаны разные судьбы, разное отношение к жизни, к власти и к людям; любовь и уважение к своей Земле, харизма, вера и стремление к победе до конца, состояние боевого духа, ответственность за товарища, горечь от потерь и память ушедшим. Показан идеальный позыв к чему следует стремиться и гордиться на примере отдельных личностей. Достойно показаны военные действия и то, что война объединяла многих разных слоев общества в единое. И естественно, те кто были из штрафных батальонов страдали и проходили через большее, нежели обычные солдаты, они несли свою цену, свою тяжелую ношу за жизнь отечества. Радует, что этот сериал раскрыл и показал нам в открытую нечто приближенное к настоящему, что происходило в подобных случаях, и более глубже, чем в 9ой роте и достойнее, или одним словом, лучше (к сожалению), чем в фильме Никиты Сергеевича Михалкова Предстояние. Однако, явно сравнивать такое не следует. Благодарность всем, кто участвовал в создании – в первую очередь, актерам, сценаристам, продюсерам и др., кто стремился максимально достойно, сурово и по настоящему донести и напомнить не забывать нам произошедшее! Достойный современный военный русский сериал о второй мировой 9 из 10
Впервые посмотрев 'Штрафбат', снятый по одноименной книге Эдуарда Володарского, меня преисполняли самые противоречивые чувства. С одной стороны нашему взору представлены крайне плачевные эпизоды полной дестабилизации советской армии, насквозь прогнившей с верхушек военных чинов, а с другой - неимоверно сильное погружение в будни простых людей, которые были вынуждены по тем или иным причинам попасть туда, куда негласно боялся быть отправлен любой из армейских офицеров. И как эти люди проходили через ад день за днём. Снова и снова. Следует отметить, что при всей своей драматичности, в попытках показать историю военных подразделений штрафников, картина допустила ряд ошибок, которые обязательно заметит любой человек, хотя бы украдкой интересующийся военной тематикой тех лет. Поэтому перед просмотром следует заранее настроить себя на то, что следующие десять часов хронометража - это исключительно авторское сочинение 'по мотивам', но никак не полноценный экскурс в историю. Режиссер сериала Николай Досталь очень грамотно выстроил историю на основе работы Володарского. И его главной заслугой стал актерский состав. Серябряков, Баширов, Еремеев... список украсивших эту картину талантливых актеров действительно подкупает и ожидания оправдываются в процессе просмотра многократно. Операторская работа тут тоже на высоте, хоть фильм и лишен крупномасштабных планов, концентрация на важных деталях и грамотное построение кадра делают своё дело, передавая зрителям всю суть каждого показанного фрагмента. Что до сценария, то он прост, понятен и, что мне кажется главным, способен достучаться до любого зрителя независимо от его уровня вовлеченности в общую тему Великой Отечественной войны. Перед нами предстает группа солдат, попавших в штрафное подразделение по самым разным причинам, но по итогу объединенная общей задачей. И по ходу повествования отталкивающие, хамоватые и заносчивые парни становятся настоящими героями, товарищами и друзьями. Я рекомендую данный сериал хотя бы для ознакомления, к третьей серии уже каждый сможет лично для себя сделать выбор - продолжать смотреть или же остановиться. Но тем, кто рискнет выбрать первый вариант, я смело могу гарантировать потрясающую атмосферу и сильные эмоции после просмотра. 8 из 10
Про кровожадность 'краснопёрых' (хотя и другие не далеко ушли) снято уже не мало картин посвящённых войне и революции (на ум сразу же приходит 'Чекист'), но здесь всё же речь пойдет о человеческой стойкости, отваги и великом патриотизме. Сериал легко обошёлся без масштабных мясорубок - шли на бой, были взрывы, свистели пули, даже танки грохотали, но камера обходила стороной панорамные съёмки, беря крупным планом лица войны, уделяя больше внимания эмоциям, личностям, чем самой бойне. Это беспроигрышный вариант, учитывая тот факт, что все центральные персонажи вызывали подлинный человеческий интерес, вынуждая зрителя постоянно переживать тяжёлые судьбы героев. Сценарно фильм прост, но здесь всё верно, зачем что-то усложнять, когда и так всё было не легко, особенно выжить. Есть штрафники, поделенные по интересам на несколько рот, которые в каждой серии вынуждены выполнять очередной немыслимый приказ, идут просто на убой. Но выжившие продолжают не просто существовать, а жить полной грудью, меняя/заменяя собственные приоритеты, окончательно очеловечиваясь, становясь настоящими товарищами по оружию. Конечно, подкупает сильный актёрский талант, где даже самые неизвестные фамилии (может только для меня) безупречно исполнили свои роли. Чего стоит один Мадянов с его архи противной физиономией. В Голливуде в амплуа антагониста почитают Олдмена, но в этом плане до нашенского Мадянова ему далековато. Очень достоверно играет Степанов, его воровской авторитет прослеживается даже сквозь очевидную человечность - это было действительно талантливо. У Серебрякова, которого очень уважаю, фильмография полна всяким мусором, но эта картина её только обогащает. Вообще каждый был незаменимой деталью, яркой личностью - ставка явно делалась на человеческое обаяние, харизму, а не оружейный грохот. Фильм буду рекомендовать к просмотру, это достойная военная лента, которая всё же смогла удержаться от прямолинейной критики власти, а использует этот кровопролитный фон для демонстрации русского духа, настоящей отваги и желания жить в мире без какой-либо войны. Гуманистический посыл понят, он на поверхности, но как показывает время, ему совсем не вняли. Всем желаю приятного просмотра!!! 8 из 10
Великую Отечественную войну выиграл не трусливый Сталин, который настолько боялся заговора против своих действий, что многим солдатам без всякой причины срывал погоны и отправлял в лагеря, а народ, Гитлера победил народ! Сталин был параноиком, а его методы параноидальными, и это говорю не я, а фильмы, которые сейчас снимаются современной Россией. Кто когда-то мог подумать, что на фронты отправляли заключенных бандитов, насильников, воров, никому бы такое в голову не пришло, либо тот же фильм 'Сволочи', Вы думаете, советская власть щадила детей, и не могла отправить юного парня на какую-то миссию, да легко. Советская власть уже далеко в прошлом, и слава Богу, и сейчас, когда весь этот кошмар далеко во вчерашнем дне, мы узнаем много реальных фактов, в которые люди не хотят верить, ибо эта информация порочит имя советской власти, которая в реальности ужасно и не по-человечески обращалась со своими офицерами и солдатами «Штрафбат» - это мой самый любимый российский сериал, после его просмотра для меня открылся целый ряд новых имен замечательных актеров. Алексей Серебряков, Юрий Степанов, Александр Баширов, Алексей Жарков, Роман Мадянов, Дмитрий Назаров, Андрей Смоляков, Виктор Супрун, Алексей Ошурков, в общем список большой. Все эти актеры играют здесь солдатов и офицеров Советской армии. Эту великолепную военную драму отменно снял режиссер Николай Досталь. Российский телесериал «Штрафбат», открывает занавесу раньше тщательно скрытых от людей фактов, касающихся отправки на фронт воров, убийц и политузников. Понятное дело, что это скрывали, и всячески потом старались забыть и не вспоминать, но это все правда, сериал был создан по мотивам исторических архивов. В своем сериале, режиссер Николай Досталь показывает нам один штрафной батальон Красной Армии. Комбат Василий Твердохлебов еще вчера был уважительным офицером, но судьба привела его командовать штрафниками. С первых серий нам предстоит познакомиться со многими главными героями, - все они штрафники, никто их не уважает и не считает за людей. Среди всех штрафников выделяется вор-законник Антип Глымов - мой самый любимый здесь герой. Глымов Антип Петрович очень умный и хитрый мужик, воровать и переступать через закон его заставила жизнь. Не могу не упомянуть комбата Василия Твердохлебова, который никогда не считал себя выше других штрафников, он исполнял функции командира, но всегда был на уровне с другими солдатами, его прекрасно сыграл Алексей Серебряков. Очень уважаю и люблю этот сериал, одиннадцать серий показывают нам настоящий ужас и скотское отношение к штрафному батальону комбата Твердохлебова. Штрафников отправляют на штурм через минное поле, впереди немцы и танки, сзади отряд пулеметчиков НКВД, с двух сторон они под прицелом, единственный способ выжить - это штурмом идти на врага. В этих сериях можно увидеть много разнообразных людей, и каждый из них хочет просто жить. Мне очень понравилось, как сказал один немецкий офицер: 'Если бы в нас было такое количество солдатов, мы бы никогда так глупо их не тратили.' «Штрафбат» - это шикарный сериал, рассказывающий о людях, которые были везде и всегда окружены врагами, в которых не было чувства, будто они сражаются за своих, за родину, за будущее, с ними обращались как со стадом пушечного мяса, но чтобы они не совершили до войны, победа над фашизмом - тоже их большая заслуга! 10 из 10
Перед тем, как начать писать эту рецензию, я много раз думал, писать её или нет? С одной стороны, люди написали немало здесь рецензий, с обоснованием своей позиции и описанием соответствия фактов действительности. С другой – мне тоже хочется выразить свою точку зрения. Итак… Мы знаем, что такое штрафбат и чем он отличался от штрафроты. Мы знаем, что такое заградотряд и зачем их создали. Кстати, заградотряды располагались следующим образом; первая линия заградительных войск располагалась в 10-15 км от передовой, вторая – в 20-25 км. Таким образом, миф о стреляющих в спину энкэвэдэшниках-особистах представляется байкой, которую используют, со времён XX партсъезда. Да и таких рецидивистов, как Глымов, блистательно сыгранный Юрием Степановым, не мог по тому же самому положению о штрафных батальонах и штрафных ротах, попасть в штрафники, так как особо опасных рецидивистов туда не брали. Не верите мне? Почитайте воспоминания ветеранов и исследования. Например, когда раненного бойца по его же просьбе, прикончил Глымов. По свидетельству Владимира Карпова героя Советского Союза, бывшего штрафника (воевавшего 5 месяцев, вместо трёх), убитых забирали с собой, не то, что раненных. Ну, чтобы не было подозрений, что боец перебежал к немцам. Момент с проповедью священника, просто в очередной раз доказывает, что Эдуард Володарский, просто наплевал на исторические факты. Очевидный ляп, это когда Цукермана, после ранения отправляют в штрафную роту. Про момент с его ранением, я промолчу. Бог с этим, если даже в мелочах, авторы просто ошиблись. Обращение в штрафбате, было «товарищ», а не «гражданин». Но, сцены боёв, детали формы, оружия и прочие моменты показаны более менее реалистично. Создатели явно хотели, за счёт исторических нестыковок, показать в штрафбате, модель загнанной, затерорризованной большевиками, но продолжающей воевать вопреки всему, под пулемётами своих же русских людей. Помните у Ленина, «Россия – тюрьма народов». Признаюсь, эта формула, использовавшаяся Лениным в адрес царской России, здесь используется в адрес СССР. Печально то, что за государственные деньги и клянут нас. Есть информация, что ВГТРК выделила на производство сей ленты 2.2 миллиона долларов. Все ругают Михалкова за его сиквел «Утомлённых солнцем», но почему многие хвалят «Штрафбат»? За правду о войне? За поливание грязью собственного народа? Не спорю, все тоталитарные режимы держатся на насилии. Но выиграли войну, мы не из-за насилия, Сталина, заградотрядов, кровавых политруков, а вопреки. Понравились актёры, на экране не актёр Серебряков, сыгравший комбата, а сам комбат, майор Твердохлебов, не Алексей Жарков, а генерал Лыков и другие. Пожалуй, актёры здесь одно из светлых пятен ленты. Отмечу майора Харченко в исполнении Романа Мадянова. Но, несмотря на хорошо созданный образ, Харченко напоминает следователя районного отдела НКВД, а не представителя СМЕРШа. Повсюду поиск виновных, интриги, не хватает пыток разве что. Но в воспоминаниях ветеранов, особисты не выглядят порождением зла. Но больше всего мне понравился отец Михаил, сыгранный Дмитрием Назаровым. Музыка Шелыгина - с первого до последнего звука, переходящая в прекрасный мощный по выразительности концерт для фортепьяно с оркестром войны. Касается прям до сердца и до глубины души. Вывод. Можно было снять кино, про то, как советский народ погубил самого страшного врага в истории. В итоге, сняли либеральную агитку снятую на государственные деньги. Володарский писал сценарии таких фильмов, как «Проверка на дорогах» и «Торпедоносцы». Дай волю, он бы и сценарии ремейков этих хороших военных фильмов написал бы. В угоду конъюнктуре. Вот и штрафбат снят в угоду конъюнктуре. Конъюнктура в разговорах про суть большевизма и судьбах России, напоминает рассуждения господина Володарского на тему «Как нам обустроить Россию?». Видимо лавры Солженицына не дают покоя. Хорошо хоть актёры прекрасно играют, а то смотреть совершенно невозможно, надругательство над историей. P.S:Если хотите посмотреть хорошее кино о войне, посмотрите «Они сражались за Родину» Бондарчука. Или «А зори здесь тихие», как оригинал, ну и ремейк тоже вполне сойдёт. «Штрафбат» же больше одного раза, лучше не смотреть. 4 из 10
Мало кто сейчас об этом реально вспомнит, но при съемках «Штрафбата» Николай Досталь и вся его съемочная бригада никогда не прибегали к помощи военных консультантов и историков. В работе над этим сериалом были задействованы только технические специалисты и художники по костюмам и эпохам, все остальное в плане сюжетной линии, персонажей и основных событий на экране на тот момент придумывал сценарист и драматург Эдуард Володарский. К его счастью, тогда еще жили оставшиеся штрафники, он обращался к ним за их сведениями и воспоминаниями, другие же материалы брались из архивов и хроник военных лет, поэтому на стадии подготовки многим могло казаться, что к проекту киностудии «МакДос» создатели отнеслись с огромной любовью и уважением. Однако не просто так здесь было упомянуто, что режиссер не соизволил позвать в кино людей знающих, например, толковых вояк и ученых, которые годами трудились в стезе анализа и изучения минувших дней войны, так как после завершения съемок сериала это и сыграло с ним злую шутку. «Штрафбат» заключал в себе наивную идею того, что в рядах штрафных рот и батальонов могли принимать участие уголовные заключенные, взявшиеся за оружие в борьбе с врагом ради спасения великой и необъятной русской земли. Не канон, конечно, сказал бы рядовой зритель, но ради всех интриг и ходов сценарий был написан именно в подобном тоне. Все серии насквозь пропитались духом этого контингента, а точнее: «воров в законе», мошенников, насильников и политических арестантов. Не говоря уже и о том, что после всего просмотра у более-менее грамотной публики в душе возникло глубокое сомнение и подозрение, что режиссер что-то недоговорил, где-то ошибся и допустил нарочные ошибки в истории, изобразив то, чего на самом-то деле и не могло быть. Хотя кому-то из народных масс подобный продукт вполне сгодился для ума, в его защиту начали писать уйму хвалебных отзывов и реплик, не очень-то и вникая в истинную подоплеку ложных и сокрытых фактов в зачине данного проекта. На патриотизме зрителей авторы умело сыграли, сжав их гордость за победы прадедов в кулак, но подло обманули при этом, отчетливо понимая частое незнание современников досадных нюансов того времени, затерявшегося в людской памяти и потому давно прошедшего. Что стало самым страшным, после выхода на телеэфир «Штрафбат» приняли за истинный пример героизма и святости духа советского воина, опять-таки не слишком вдаваясь в подробности и не спеша оперировать реальными документами. К огромному сожалению, в сериале главным героем, образцом для подражания, сценарист сделал обычного зэка, уголовника, совершившего тяжкие и особо тяжкие злодеяния в мирное время. Однако, согласно приказу №323 о направлении в штрафные роты военнослужащих, в штрафбаты отправляли только средний командный состав или, говоря простым языком, офицеров, допустивших общеуголовные деяния или проступки в воинской дисциплине. Никакой речи о якобы «искупавших кровью» зэках свою вину на полях сражений во время Великой Отечественной войны в директивах не велось, весь срок наказания они проводили в местах более отдаленных, чем передовые линии фронта, причем до полного его окончания. Поэтому попытка режиссера увековечить осужденного бандита и вора в этаком лике святого была, по крайней мере, странной, если же вообще не абсурдной. Кроме того, при создании сериала авторы, как они заявляли, посещали архивы, изучали события тех лет, но и после этого, к ним появились немаловажные вопросы. Во-первых, по сюжету отдельным штрафбатом командовал разжалованный майор Твердохлебов, который побывал в плену у фашистов и чудом из него спасся. По мере явки к своим товарищам, он ввиду своих злоключений потерял полностью доверие в глазах особистов и был признан врагом советского народа, брошенного на опасные участки фронта, чтобы смыть эту вину кровью в боях. Но такая ситуация в корне не выдержала бы критики, так как на основании все того же 323-его приказа командовать штрафными батальонами и ротами отправляли всегда кадровых офицеров, коим приказано было вести за собой в чем-то виновных штрафников. В «Штрафбате» же Николая Досталя такого не существовало с самого его начала, видимо, режиссер пытался выдумать лично свое отдаленно похожее на некогда реальные подразделения и наделить его различными героями, их судьбами и характерами, опять же лишь в угоду художественному приему и неким интригам, но в ущерб историческим сходствам. Только к чему было нужно подключать в канву сюжета всех этих картежников, рецидивистов и бандитов – непонятно, наверное, для того, чтобы хоть как-то сравнить их с настоящими бойцами Красной Армии. Во-вторых, конечно, «Штрафбат» не тянул на лавры ценного экземпляра в качестве сериала, но и грамотного подхода к деталям в нем не увидел бы, скорее всего, не один кандидат исторических наук. Потому что было нелепо слышать о том, что при съемках кино создатели рылись в бумагах и трудились в архивах, так как при просмотре казалось, что правды в нем ютилось на ломаный грош. Так как реальные штрафные батальоны существовали по времени от силы два-три месяца, а у Досталя в хронометраж уместили гораздо более долгий срок. Дальше, любой из штрафников мог искупить вину, если получал ранение или совершал подвиг, после этого его ждали реабилитация и направление в действующие войска. В сериале об этом почти ничего не сказали, а если пытались, то мельком. Впрочем, детище киностудии «МакДос» авторы нашпиговали многими ляпами, одно то, что провинившиеся рядовые служат в одном батальоне вместе с лишенными званий офицерами, вызывало улыбку. В реальности место бы им приготовили в штрафных ротах, но не в батальонах. В общем, можно выкапывать ошибки и неточности дальше, но местами «Штрафбат» не прогнулся только из-за отличной актерской работы многих прославленных артистов. Николай Досталь однажды как-то сказал, что «предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя». С точки зрения обычного зрителя, это стало похвально, но со стороны опытного ремесленника, необычайно глупо. Так как «Штрафбат» не стал достоянием нового времени, он лишь получился искажающим правду, вялым и дряблым саботажем в руках неумелых киношных диверсантов. Водил ли он за нос публику? Да, определенно водил, пуская ей в глаза мелкую пыль, раз та поверила в его оригинальность. Смог ли сериал возвеличить заслуги и победы дедов и прадедов наших? Скорее всего, нет. А вот в совести и правильности соображений всего съемочного, работавшего над его созданием, коллектива вдоволь заставил посомневаться. 6 из 10
...Если о нашем сериале так упорно дискутируют, высказывая порой диаметрально противоположные мнения, если он, спустя более 10 лет после выхода на телеэкран, волнует зрителей, то он уж точно, извините, не говно, о котором не спорят до хрипоты, а просто называют своим именем. Это по поводу 'красных'. А что до 'зелёных', то и в их ряды я бы не советовал записываться, ибо они- другая крайность, другой полюс магнита, притягивающего нас к 'Штрафбату'. По-моему, разумнее занять 'серую' позицию. И не только потому, что, как известно, истина находится где-то посредине, но и потому, что на 'нейтралке' иногда случаются братания врагов... ...Честно говоря, на 'Штрафбат' писать рецензию я не хотел: уже столько понаписано-перемыто, что добавлять вроде и нечего. Но вот только что, в отпуске, ещё раз пересмотрел его и понял, что не на всё тут обращено внимание. Так что никаких оценок (кроме моей личной- 8, да-да!) я делать не буду, а займусь неблагодарной работой- вычёсыванием 'блох' из сериальной 'шкуры'. Поскольку даже у львов блохи водятся. Особые, знаете ли, львиные блохи. Ну, почесали! ...Володарский с Досталем, люди, конечно, маститые, уверенные в себе. Но здесь порой даже самоуверенные. Так что большинство 'блох' развели тут именно они, вольно или невольно. К примеру, показали нам, на мой взгляд, совершенно омерзительного генерал-майора, комдива штрафников. Это в прямом смысле блиндажный полководец, покидавший своё место за столом в углу штабного блиндажа (причём по левую руку- начштаба, по правую- особист или начальник разведки) за весь сериал не более 5 (!!!) раз. Похоже, он и передвигался по фронтам в этом блиндаже (!!!)- он везде один и тот же (точнее, декорация, выгородка). Наверное, поэтому у него не прибавилось ни звёзд на погонах, ни орденов на груди, как и у его приспешников. Оно понятно- перед нами Образ, Символ, Гипербола, но совершенно Нереальная, в отличие от взрывов, разворотивших окопы штрафбата. Никак они не стыкуются на одной и той же войне. Потому и не верится в генерала-фантома! ...Присутствие в штрафбате, совершенно особенном, 'режимном' подразделении приблудного попа, открыто проводящего 'религиозную агитацию' построенного личного состава (!!!), к которому перед переправой выстраивается очередь на благословение больше чем за 'наркомовскими' (к тому же священник- бывший 'белый' и ярый антисоветчик!)- просто Нонсенс! Как и отсутствие Обязательных (!!!) политработников! В реальности попа тут же бы отвели в конец окопа... Или, наоборот, публично шлёпнули перед строем по законам военного времени. Но, вопреки суровой правде минувшей войны, авторам сериала так захотелось ввести в действие священника... ...Появление в сериале обаятельного молодого еврея Цукермана (жертвы антисемитизма, ой как ново и модно!), в силу некоторых обстоятельств было вполне закономерным и влило живительную лирическую струю в действо (что, увы, не удалось фронтовому роману бывшего пахана- от эпичности не ушли!). Но авторы настолько ею увлеклись, что струя незаметно превратилась в мыльный поток с претензией на мейнстрим. Пришлось срочно ставить плотину... ...И чуть было не забыли про полосатенького стукачка. А тут и конец фильма. Как обухом по голове- раз, и тишина! Многозначительно, трагично, как будто кончились патроны в обойме (серии). Но всё равно ощущение незавершённости остаётся. ... Можно было бы ещё пространно пояснять, почему такого штрафбата, какой нам 'втуляют', на самом деле быть не могло в принципе. Но об этом уже написано. Да и что-то я подустал со своим блохочёсом... Может, кто продолжит? Много ещё работы. Гребёнку дать? Но при всём при том напоминаю о своей оценке: 8 из 10
Не каждый отечественный сериал вызывал своим появлением такую бурю эмоций, обсуждений, обвинений или наоборот, возгласов восхищения. Противники сериала обвиняли его создателей в фальсификациях, сторонники же считали его одним из лучших военных фильмов последних лет. И тех и других можно понять. С исторической точки зрения сериал не выдерживает никакой серьезной критики. В частях Красной армии существовали отдельные штрафные роты, в которые могли попасть рядовые и младший командный состав, за какие-либо нарушения, в том числе и уголовного плана, или конфликты с начальством. Но штрафные батальоны укомплектовывались из числа офицеров и политработников. Командовали ими кадровые офицеры. Так что в эти части политических (тем более, таких как в сериале – троцкистов), не брали. Уголовники же воевали в обычных боевых соединениях, наравне с «незапятнанными» людьми. Штрафные батальоны действительно всегда бросали на самые тяжелые и безнадежные участки фронта, они на самом деле несли колоссальные потери из-за атак в лоб или через минные поля. НО! Учитывая состав этих подразделений (исключительно кадровые офицеры), а также поставленные перед ними условия (перевод из штрафбата и реабилитация были возможны только в случае ранения или смерти), штрафники могли решить задачу любой сложности, или, по крайней мере, создать все условия для её выполнения. Зная это, командование и отправляло их в самое пекло. В вермахте, кстати, тоже были свои штрафные части, только в отличие от советского штрафбата, у немцев они были пожизненными. Сравните все вышеперечисленное с тем, что в сериале, и увидите, что сериал есть за что ругать. Однако все эти недостатки нивелируются двумя моментами. Во-первых, в сериале затронуты темы, которые в большинстве современных фильмов о войне стараются не поднимать: ошибки командования, злоупотребления снабженцев, последствия раскулачивания, коллективизации. Кроме того, религиозная составляющая картины удачно вписываются в общий ход повествования. Главный же плюс сериала – игра актеров. Все без исключения, занятые в этом сериале, играют просто блестяще. Созданные ими образы поражают своей искренностью и естественностью. Даже те персонажи, которые на первый взгляд выглядят стереотипно и шаблонно (например, майор Харченко, или многочисленные уголовники), получились очень живыми и неоднозначными. Именно благодаря стараниям актеров, в сериале удалось создать очень сильную атмосферу того тяжелого военного времени. Зритель вместе с героями сериала чувствует всю тяжесть отступлений, несправедливость и предательство, горечь от потерь и радость победы. Но самое важное, то, ради чего стоит смотреть этот сериал: ощущение непоколебимой веры в свою страну, в свой народ, который не просто может выживать в совершенно нечеловеческих условиях, но что он может и должен побеждать. И он победит. Именно эта идея, вкупе с великолепной игрой актеров, оставляет у зрителя после просмотра чувства духовного подъема, осознание, что он прикоснулся к чему-то очень важному для нас сегодня, к тем моральным и человеческим ценностям, которые сейчас почти утрачены... 8 из 10
Этот многосерийный телефильм побил в рейтингах многие криминальные сериалы и даже «мыльные оперы». Миллионы зрителей смотрели его, разинув рот, - вот она, дескать, правда о войне. Но не тут то было. 65 лет назад нарком обороны СССР Иосиф Сталин издал знаменитый приказ № 227, который изменил ход Великой Отечественной. Приказ от 28 июля 1942 года более известен по неофициальному названию - «Ни шагу назад!». Тем летом войска вермахта прорвали нашу оборону и устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Отступление частей Красной Армии зачастую превращалось в паническое бегство. Стойкость, упорство, дисциплина - все полетело в тартарары. И Сталин приказал остановить вражеское наступление любой ценой. Власть прибегла к самым жестоким мерам: убегающих с боевых позиций встречал огонь заградительных отрядов. Этот приказ обозначил важнейший рубеж, перелом в моральном настрое войск. Надо было любой ценой упереться. И армия уперлась. По тому же приказу № 227 были введены штрафные части. И их наличие стало не самым последним фактором в достижении Победы. На фронт пригнали миллионы зеков ГУЛАГа? Досталь, да ты что сдурел? Почему не читал архивные документы НКВД? Почему не пообщался с ветеранами перед тем как снимать этот 'шедевр'? Есть архивные документы НКВД. В них говорится, что за все годы войны исправительно-трудовые лагеря и колонии досрочно освободили и передали в действующую армию более 1 миллиона человек. Из них только 10% были направлены в штрафники. Большинство же пополнили обычные линейные части. - За неполных три года, вплоть до 9 мая 1945-го, в штрафные части были направлены 427 910 человек. При ежегодной численности армии и флота в 6 - 6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна - от 2,7 процента в 1943-м до 1,3 процента в 1945-м. Так что преувеличивать роль штрафников на войне, как это нередко делают некоторые историки, писатели, киносценаристы, было бы необъективно. Но было бы несправедливым и приуменьшать их вклад в Победу? Согласен. За нее заплачена дорогая цена. Только в 1944 году среднемесячные потери штрафников составили более половины от общей их численности. Это в 3 - 6 раз больше, чем потери в обычных войсках. Опять же в фильму показывают что, в штрафбатах воюют в одном окопе рядовые и офицеры, а такое просто невозможно. По приказу № 227 в штрафбаты направляли только «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны насчитывали до 800 человек. А рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, ссылали в штрафные роты (численность 150 - 200 человек). Командовали штрафбатами кадровые офицеры. И они получали особые льготы - выслуга месяц за полгода, ускоренное продвижение по службе и повышенный денежный оклад. А переменный состав (собственно штрафники) направлялись в батальон на срок от одного до трех месяцев. По сути штрафбат - были обычные стрелковые формирования с легким вооружением - винтовками, автоматами. Чаще всего их направляли провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника, взять штурмом высоту, захватить «языка» и т.п., но ни как не отвлекать на себя огонь вражеской артиллерии, за такое распоряжение - распорядителя как вредителя судили бы по законам военного времени. За то что личный состав (которого и так мало) и оружие угробил. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют офицеры, рядовые солдаты, освобожденные из лагеря «политические» и уголовники. Командует «сборной» штрафник капитан Твердохлебов. На самом деле: командовали штрафными частями только строевые офицеры, чистые перед законом. А в самом штрафбате воевали только офицеры, не лишенные воинских званий. Поэтому ни рядовых солдат, ни уголовников там не могло быть и в помине. Их направляли в отдельные штрафные роты. В фильме показана совершенно нереальная ситуация - рядовой Цукерман, получив два ранения, возвращается в батальон. На самом деле: если штрафник был ранен, он сразу выводился в тыл и дальше участия в боевых действиях не принимал. К штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Он читает проповеди и благословляет солдат перед боем. На самом деле: религиозная проповедь в расположении воинской части (любой, а не только штрафной), как и участие в боевых действиях человека в рясе в те времена воинствующего атеизма были напрочь исключены. Один из главных героев сериала - вор в законе Глымов - признается, что убил «троих легавых и двух инкассаторов». На самом деле: осужденный за бандитизм из лагеря на фронт все равно бы не попал. С такими статьями не брали. В фильме особист заявляет Твердохлебову, что искупить вину перед Родиной можно только кровью, иначе из штрафбата не выбраться. На самом деле: содержание в штрафбатах не превышало трехмесячного срока. Ранение или смерть в бою автоматически считались искуплением вины. А за подвиги и проявленную на поле боя доблесть из штрафбата отпускали досрочно. И еще несколько явных ляпов: Разведгруппа в фильме ходит в полный рост, не пригибаясь. Бойцы обязательно разводят костер у линии фронта, громко травят байки и хохочут в полный голос. Но враги этого не замечают и дают выкрасть «языка». Штрафбат прикомандирован к гвардейской дивизии. Но ни у кого из гвардейцев нет соответствующих знаков отличия. Половину фильма капитан Твердохлебов носит портупею задом наперед. В немецких окопах враги все время сидят в форме вермахта, но в касках СС. Не смотря на то что режиссер и сценаристы совершенно не знает историю ВОВ, в следствии чего наснимали ахинею, игра актеров мне понравилась. Особенно хочу выделить Степанова и Серебрянникова, которые неплохо справились с о своими ролями. 4 из 10 - за неплохую игру актерского состава.
Почитал отзывы на «Штрафбат» и удивился… неужели мы опять, при нынешней открытости и доступа к РЕАЛЬНЫМ документам, так наивны и доверчивы? Не знаю, что руководило авторами этого, с позволения сказать «шедевра», когда они решились на создание этого насквозь лживого сериала. Неужели нельзя было пригласить в качестве консультантов фронтовиков, воевавших в штрафных батальонах или, хотя бы, обратиться к документам? Финансовая «жаба» заела, что ли? Но обратимся к фактам. Начнем с того, что в штрафные батальоны НИКОГДА не направлялся младшие офицеры и рядовой и сержантский состав Красной армии, а тем паче, заключенные. Они были созданы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для среднего и старшего офицерского состава и политработников. Для остальных проштрафившихся бойцов существовали штрафные роты, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Что бы уяснить это, достаточно было затратить пять минут и прочитать «Положение о штрафных батальонах действующей армии» от 26 сентября 1942 года и знаменитый приказ №227 от 28 июля 1942 года. А уж как авторы сериала потоптались на бойцах заградотрядов-жуть берет. И такие они там мордатые звери, что страшней фашистов, ей Богу! Повторю вслед за котом Бегемотом – «Соврамши Вы, господа хорошие…» Никогда, повторяю, никогда заградительные отряды, по свидетельству бывших штрафников, не выставлялись в их тылу! Бойцам штрафных батальонов НЕКУДА было бежать, они знали наверняка - в тылу их ждет расстрел… Вот в тылу обычных частей на опасных направлениях заградотряды выставлялись, но не с целью расстреливать бегущих, а с целью ОСТАНАВЛИВАТЬ панику, формировать из отступающих боеспособные отряды и направлять их обратно в места боев, но это не было их основной задачей. Любознательных или сомневающихся отправляю к книге И.Пыхалова «Великая Оболганая война» и к двухтомнику «Правда о штрафбатах» М. «ЭКСМО», основанных строго на документах. Кстати, первый том двухтомника составляют воспоминания командира ПЕРВОГО штрафного батальона, провоевавшего в нем с первого до последнего дня. В этих замечательных книгах Вы найдете много интересного, и, главное, правдивого о том страшном и героическом времени. Теперь о фильме. Занят в нем замечательнейший актерский состав, вот только играть то им нечего… Тужится Алексей Серебряков, изображая страдания своего героя, но получается отвратно… То же самое и у Марата Баширова, и у Степанова, и у Жаркова. Единственный, более-менее достоверно снятый эпизод, это сцена на складе, где столкнулись любители халявы из противоборствующих армий. Вот такое могло быть, жаль только теоретически, на практике же невозможно. О существовании такого склада, наверняка должно было знать наше командование, а уж немецкое и подавно. Но особенно жаль Дмитрия Назарова. Актеру недюжинного таланта досталась такая плоская роль, что при всем его желании вдохнуть жизнь в своего героя, ничего не получается, да он и сам, по моему, это понимает. Вспомните сцену крещения перед взятием плацдарма-и смех и грех. Да и сам Назаров, по моему, понимает надуманность своего персонажа… А уж появление лика Богородицы в небе после боя - это уже профанация и насмешка над истинным героизмом тех, кто действительно уничтожил фашизм на нашей земле. Так и хочется, подобно Станиславскому крикнуть «НЕ ВЕРЮ!!!» Не верю ни единому кадру этой насквозь лживой и высосанной из пальца картины.