Штрафбат: отзывы и рeцензии

dmigritech8@gmail.com
dmigritech8@gmail.com12 марта 2021 в 04:28

«Штрафбат» (2004 г.) Моя оценка сериала 9/10, оценка КиноПоиска 7.8/10. Сериал о событиях Великой Отечественной войны, а точнее о жизни штрафного батальона. В штрафбате служат солдаты и офицеры совершившие воинские преступления, разжалованные и отправленные на передовую, а также бывшие политзаключённые и уголовники, которые предпочли пойти на фронт вместо лагеря. Командиром батальона назначают бывшего майора Твердохлебова, осуждённого за то, что он попал в плен. Штрафники могут искупить свою вину кровью, вернуть погоны и возвратиться в обычную воинскую часть. Твердохлебов и его батальон выполняют задания, многие, из которых заканчивается большими потерями. Хорошие актёры, продуманный сюжет, качественная режиссура - из этого получается хороший сериал. При этом почти полное отсутствие в сериале пространства, возможно говорит о его низкобюджетности. Сериал реалистичен и местами даже гипертрофированно реалистичен. Изюминкой сериала являются его сложные персонажи, созданные Алексеем Серебряковым (комбат Твердохлебов), Юрием Степановым (ротный Глымов), Александром Башировым (Лёха Стира), Романом Мадяновым (начальник Особого отдела армии), Андреем Мерзликиным (капитан Бредунов). Особо хотелось отметить роль Дмитрия Назарова, сыгравшего отца Михаила. Отец Михаил — это священник, настоятель церкви в небольшом городке, который освобождают части Красной армии. Он добровольцем присоединяется к штрафному батальону. Воюет как обычный солдат. В батальоне плохо поставлено снабжение поэтому он воюет в рясе. В промежутках между боями отец Михаил пытается проповедовать. Одну из его проповедей случайно увидел прибывший в расположение штрафбата особист Харченко. Позже комбату Твердохлебову предъявят обвинение за развал дисциплины в батальоне и за то, что он допустил «религиозную пропаганду». В одном из рассказов отца Михаила мы узнаём, что он воевал в Гражданскую войну на стороне белых. Образ отца Михаила в одном моменте имеет глубинное сходство с образом бывшего уголовника, а ныне ротного штрафбата, Глымова. У них обоих враги и впереди, и сзади. Впереди - немцы, сзади - заградотряды НКВД и советская власть. Символически «родство» отца Михаила и Глымова показано в финальной сцене сериала в которой отец Михаил обращается к погибшему Глымову: «Глымов, слышь Глымов, мы выстояли». Сериал «Штрафбат» - не просто фильм для «патриотического» воспитания зрителей. Несмотря на свою пафосность, местами может быть излишнюю, сериал ставит сложные философские вопросы. В частности, о сложном выборе человека.

alferovmak
alferovmak5 марта 2015 в 07:36
Сериал «Штрафбат» - ляпы и ошибки

Этот многосерийный телефильм побил в рейтингах многие криминальные сериалы и даже «мыльные оперы». Миллионы зрителей смотрели его, разинув рот, - вот она, дескать, правда о войне. Но не тут то было. 65 лет назад нарком обороны СССР Иосиф Сталин издал знаменитый приказ № 227, который изменил ход Великой Отечественной. Приказ от 28 июля 1942 года более известен по неофициальному названию - «Ни шагу назад!». Тем летом войска вермахта прорвали нашу оборону и устремились к нефтеносным районам Кавказа и к Сталинграду. Отступление частей Красной Армии зачастую превращалось в паническое бегство. Стойкость, упорство, дисциплина - все полетело в тартарары. И Сталин приказал остановить вражеское наступление любой ценой. Власть прибегла к самым жестоким мерам: убегающих с боевых позиций встречал огонь заградительных отрядов. Этот приказ обозначил важнейший рубеж, перелом в моральном настрое войск. Надо было любой ценой упереться. И армия уперлась. По тому же приказу № 227 были введены штрафные части. И их наличие стало не самым последним фактором в достижении Победы. На фронт пригнали миллионы зеков ГУЛАГа? Досталь, да ты что сдурел? Почему не читал архивные документы НКВД? Почему не пообщался с ветеранами перед тем как снимать этот 'шедевр'? Есть архивные документы НКВД. В них говорится, что за все годы войны исправительно-трудовые лагеря и колонии досрочно освободили и передали в действующую армию более 1 миллиона человек. Из них только 10% были направлены в штрафники. Большинство же пополнили обычные линейные части. - За неполных три года, вплоть до 9 мая 1945-го, в штрафные части были направлены 427 910 человек. При ежегодной численности армии и флота в 6 - 6,5 млн. человек доля штрафников ничтожна - от 2,7 процента в 1943-м до 1,3 процента в 1945-м. Так что преувеличивать роль штрафников на войне, как это нередко делают некоторые историки, писатели, киносценаристы, было бы необъективно. Но было бы несправедливым и приуменьшать их вклад в Победу? Согласен. За нее заплачена дорогая цена. Только в 1944 году среднемесячные потери штрафников составили более половины от общей их численности. Это в 3 - 6 раз больше, чем потери в обычных войсках. Опять же в фильму показывают что, в штрафбатах воюют в одном окопе рядовые и офицеры, а такое просто невозможно. По приказу № 227 в штрафбаты направляли только «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Эти батальоны насчитывали до 800 человек. А рядовых бойцов, сбежавших с поля боя, ссылали в штрафные роты (численность 150 - 200 человек). Командовали штрафбатами кадровые офицеры. И они получали особые льготы - выслуга месяц за полгода, ускоренное продвижение по службе и повышенный денежный оклад. А переменный состав (собственно штрафники) направлялись в батальон на срок от одного до трех месяцев. По сути штрафбат - были обычные стрелковые формирования с легким вооружением - винтовками, автоматами. Чаще всего их направляли провести разведку боем, чтобы выявить огневые точки противника, взять штурмом высоту, захватить «языка» и т.п., но ни как не отвлекать на себя огонь вражеской артиллерии, за такое распоряжение - распорядителя как вредителя судили бы по законам военного времени. За то что личный состав (которого и так мало) и оружие угробил. По воле авторов фильма в придуманной ими воинской части бок о бок воюют офицеры, рядовые солдаты, освобожденные из лагеря «политические» и уголовники. Командует «сборной» штрафник капитан Твердохлебов. На самом деле: командовали штрафными частями только строевые офицеры, чистые перед законом. А в самом штрафбате воевали только офицеры, не лишенные воинских званий. Поэтому ни рядовых солдат, ни уголовников там не могло быть и в помине. Их направляли в отдельные штрафные роты. В фильме показана совершенно нереальная ситуация - рядовой Цукерман, получив два ранения, возвращается в батальон. На самом деле: если штрафник был ранен, он сразу выводился в тыл и дальше участия в боевых действиях не принимал. К штрафбату присоединяется православный священник отец Михаил. Он читает проповеди и благословляет солдат перед боем. На самом деле: религиозная проповедь в расположении воинской части (любой, а не только штрафной), как и участие в боевых действиях человека в рясе в те времена воинствующего атеизма были напрочь исключены. Один из главных героев сериала - вор в законе Глымов - признается, что убил «троих легавых и двух инкассаторов». На самом деле: осужденный за бандитизм из лагеря на фронт все равно бы не попал. С такими статьями не брали. В фильме особист заявляет Твердохлебову, что искупить вину перед Родиной можно только кровью, иначе из штрафбата не выбраться. На самом деле: содержание в штрафбатах не превышало трехмесячного срока. Ранение или смерть в бою автоматически считались искуплением вины. А за подвиги и проявленную на поле боя доблесть из штрафбата отпускали досрочно. И еще несколько явных ляпов: Разведгруппа в фильме ходит в полный рост, не пригибаясь. Бойцы обязательно разводят костер у линии фронта, громко травят байки и хохочут в полный голос. Но враги этого не замечают и дают выкрасть «языка». Штрафбат прикомандирован к гвардейской дивизии. Но ни у кого из гвардейцев нет соответствующих знаков отличия. Половину фильма капитан Твердохлебов носит портупею задом наперед. В немецких окопах враги все время сидят в форме вермахта, но в касках СС. Не смотря на то что режиссер и сценаристы совершенно не знает историю ВОВ, в следствии чего наснимали ахинею, игра актеров мне понравилась. Особенно хочу выделить Степанова и Серебрянникова, которые неплохо справились с о своими ролями. 4 из 10 - за неплохую игру актерского состава.

Альберт Попов
Альберт Попов5 августа 2016 в 15:58
Есть блохи и во львиной шкуре

...Если о нашем сериале так упорно дискутируют, высказывая порой диаметрально противоположные мнения, если он, спустя более 10 лет после выхода на телеэкран, волнует зрителей, то он уж точно, извините, не говно, о котором не спорят до хрипоты, а просто называют своим именем. Это по поводу 'красных'. А что до 'зелёных', то и в их ряды я бы не советовал записываться, ибо они- другая крайность, другой полюс магнита, притягивающего нас к 'Штрафбату'. По-моему, разумнее занять 'серую' позицию. И не только потому, что, как известно, истина находится где-то посредине, но и потому, что на 'нейтралке' иногда случаются братания врагов... ...Честно говоря, на 'Штрафбат' писать рецензию я не хотел: уже столько понаписано-перемыто, что добавлять вроде и нечего. Но вот только что, в отпуске, ещё раз пересмотрел его и понял, что не на всё тут обращено внимание. Так что никаких оценок (кроме моей личной- 8, да-да!) я делать не буду, а займусь неблагодарной работой- вычёсыванием 'блох' из сериальной 'шкуры'. Поскольку даже у львов блохи водятся. Особые, знаете ли, львиные блохи. Ну, почесали! ...Володарский с Досталем, люди, конечно, маститые, уверенные в себе. Но здесь порой даже самоуверенные. Так что большинство 'блох' развели тут именно они, вольно или невольно. К примеру, показали нам, на мой взгляд, совершенно омерзительного генерал-майора, комдива штрафников. Это в прямом смысле блиндажный полководец, покидавший своё место за столом в углу штабного блиндажа (причём по левую руку- начштаба, по правую- особист или начальник разведки) за весь сериал не более 5 (!!!) раз. Похоже, он и передвигался по фронтам в этом блиндаже (!!!)- он везде один и тот же (точнее, декорация, выгородка). Наверное, поэтому у него не прибавилось ни звёзд на погонах, ни орденов на груди, как и у его приспешников. Оно понятно- перед нами Образ, Символ, Гипербола, но совершенно Нереальная, в отличие от взрывов, разворотивших окопы штрафбата. Никак они не стыкуются на одной и той же войне. Потому и не верится в генерала-фантома! ...Присутствие в штрафбате, совершенно особенном, 'режимном' подразделении приблудного попа, открыто проводящего 'религиозную агитацию' построенного личного состава (!!!), к которому перед переправой выстраивается очередь на благословение больше чем за 'наркомовскими' (к тому же священник- бывший 'белый' и ярый антисоветчик!)- просто Нонсенс! Как и отсутствие Обязательных (!!!) политработников! В реальности попа тут же бы отвели в конец окопа... Или, наоборот, публично шлёпнули перед строем по законам военного времени. Но, вопреки суровой правде минувшей войны, авторам сериала так захотелось ввести в действие священника... ...Появление в сериале обаятельного молодого еврея Цукермана (жертвы антисемитизма, ой как ново и модно!), в силу некоторых обстоятельств было вполне закономерным и влило живительную лирическую струю в действо (что, увы, не удалось фронтовому роману бывшего пахана- от эпичности не ушли!). Но авторы настолько ею увлеклись, что струя незаметно превратилась в мыльный поток с претензией на мейнстрим. Пришлось срочно ставить плотину... ...И чуть было не забыли про полосатенького стукачка. А тут и конец фильма. Как обухом по голове- раз, и тишина! Многозначительно, трагично, как будто кончились патроны в обойме (серии). Но всё равно ощущение незавершённости остаётся. ... Можно было бы ещё пространно пояснять, почему такого штрафбата, какой нам 'втуляют', на самом деле быть не могло в принципе. Но об этом уже написано. Да и что-то я подустал со своим блохочёсом... Может, кто продолжит? Много ещё работы. Гребёнку дать? Но при всём при том напоминаю о своей оценке: 8 из 10

Лемберг
Лемберг27 февраля 2013 в 20:42
Мы не смелые - мы хитрые, а потому и живы

Великую Отечественную войну выиграл не трусливый Сталин, который настолько боялся заговора против своих действий, что многим солдатам без всякой причины срывал погоны и отправлял в лагеря, а народ, Гитлера победил народ! Сталин был параноиком, а его методы параноидальными, и это говорю не я, а фильмы, которые сейчас снимаются современной Россией. Кто когда-то мог подумать, что на фронты отправляли заключенных бандитов, насильников, воров, никому бы такое в голову не пришло, либо тот же фильм 'Сволочи', Вы думаете, советская власть щадила детей, и не могла отправить юного парня на какую-то миссию, да легко. Советская власть уже далеко в прошлом, и слава Богу, и сейчас, когда весь этот кошмар далеко во вчерашнем дне, мы узнаем много реальных фактов, в которые люди не хотят верить, ибо эта информация порочит имя советской власти, которая в реальности ужасно и не по-человечески обращалась со своими офицерами и солдатами «Штрафбат» - это мой самый любимый российский сериал, после его просмотра для меня открылся целый ряд новых имен замечательных актеров. Алексей Серебряков, Юрий Степанов, Александр Баширов, Алексей Жарков, Роман Мадянов, Дмитрий Назаров, Андрей Смоляков, Виктор Супрун, Алексей Ошурков, в общем список большой. Все эти актеры играют здесь солдатов и офицеров Советской армии. Эту великолепную военную драму отменно снял режиссер Николай Досталь. Российский телесериал «Штрафбат», открывает занавесу раньше тщательно скрытых от людей фактов, касающихся отправки на фронт воров, убийц и политузников. Понятное дело, что это скрывали, и всячески потом старались забыть и не вспоминать, но это все правда, сериал был создан по мотивам исторических архивов. В своем сериале, режиссер Николай Досталь показывает нам один штрафной батальон Красной Армии. Комбат Василий Твердохлебов еще вчера был уважительным офицером, но судьба привела его командовать штрафниками. С первых серий нам предстоит познакомиться со многими главными героями, - все они штрафники, никто их не уважает и не считает за людей. Среди всех штрафников выделяется вор-законник Антип Глымов - мой самый любимый здесь герой. Глымов Антип Петрович очень умный и хитрый мужик, воровать и переступать через закон его заставила жизнь. Не могу не упомянуть комбата Василия Твердохлебова, который никогда не считал себя выше других штрафников, он исполнял функции командира, но всегда был на уровне с другими солдатами, его прекрасно сыграл Алексей Серебряков. Очень уважаю и люблю этот сериал, одиннадцать серий показывают нам настоящий ужас и скотское отношение к штрафному батальону комбата Твердохлебова. Штрафников отправляют на штурм через минное поле, впереди немцы и танки, сзади отряд пулеметчиков НКВД, с двух сторон они под прицелом, единственный способ выжить - это штурмом идти на врага. В этих сериях можно увидеть много разнообразных людей, и каждый из них хочет просто жить. Мне очень понравилось, как сказал один немецкий офицер: 'Если бы в нас было такое количество солдатов, мы бы никогда так глупо их не тратили.' «Штрафбат» - это шикарный сериал, рассказывающий о людях, которые были везде и всегда окружены врагами, в которых не было чувства, будто они сражаются за своих, за родину, за будущее, с ними обращались как со стадом пушечного мяса, но чтобы они не совершили до войны, победа над фашизмом - тоже их большая заслуга! 10 из 10

Andrew S Scorpion
Andrew S Scorpion4 февраля 2011 в 11:52
Штрафбат - история которую мы обязаны помнить!

Мой отзыв, опять таки, в очередной раз, выражает протест против протестующих. Неужели такое уж дикое искажение фактов и не эффектность батальных сражений в ком-то не вызвало очень сильного сопереживания и не унимающегося чувства не способности повлиять на жизнь тех, кто в годы Великой Отечественной Войны, так безжалостно был брошен на растерзание в пасть Врага, на заведомо тотальное уничтожение? Как можно оценить подвиг этих людей? Да, мы видели много фильмов про Великую Отечественную Войну, и то были тоже великие подвиги, великие победы и великие поражения. И тоже гибли люди. И тоже гибли тысячами. Но в данной картине проскакивает необъяснимая, особенно для мало понимающих в военном деле людей, ниточка, как раз таки, понимания или лучше сказать ощущения разницы двух понятий – Штрафники и все остальные. У штрафников особо страшная участь. Они как приговорённые к смерти, но где-то в глубине души верящие, что она их каким-то чудесным образом минует. Они хоть все и говорят, что не дотянут даже до следующего боя, но каждый из них всё же верит. И зритель, вместе с ними, как наивный мальчишка или девчонка, верят, что произойдёт чудо и они выживут. Но потом, ты в какой-то момент, понимаешь, что это история, это было и это было совсем не так, как ты надеешься, что будет в итоге. И понимание необратимости этого страшного результата, вводит тебя в какое-то необъяснимое ощущение безысходности, какого-то бессилия, даже ужаса, которого ты раньше может, не испытывал. «Щедрость русских воистину вызывает восхищение или страх. Если бы у Германии было бы столько же солдат и тогда, я думаю, мы не решились бы их так тратить» Мы лишь можем поклониться в ноги тем людям, которые показали нам участь, что выпала на долю именно штрафникам. Пусть не в полной мере, скажет кто-то, но, на мой взгляд, в достаточной, скажу я. В школах есть такой предмет, как История, на котором, по идее, все мы проходили эти понятия и факты, которые, к сожалению, затерялись где-то далеко в глубине нашей памяти. Среди столь разнообразной и многочисленной информации, которая обрушивается на нас каждый день с экранов телевизоров, с различных блогов и сайтов, с улиц, со слов знакомых и родных, с сотовых телефонов и рекламных постеров, очень сложно найти место информации, которую нам когда-то просто подбросили. Так где же и как мы найдём место тем фактам, которые нас заставляли из-под палки учить в школе? Да, почти всё зависит от преподавателя. Но я вот, пожаловаться на своего школьного преподавателя никак не могу. Я даже скажу, что это был один из лучших моих преподавателей. При этом, я бы не сказал, что я хоть как-то бы переживал или в достаточной мере знал о штрафных батальонах. Лишь сухие факты. Как запылившаяся стопка бумаги, далеко на полке. Но почему-то посмотрев этот фильм, я очень многое для себя уяснил. Даже скорее прочувствовал. Так, что бы это осталось у меня в сердце и хоть как-то укрепилось в памяти. И почему-то у меня возникают сомнения, что данный фильм вскоре забудется. Как бы он там несоответственно и малобюджетно был снят. А почему? - Скажут любители больших бюджетов и документальных соответствий. Да потому-то суть фильма не в бюджете и достоверности соответствий фактам. Суть – в самих людях! В тех, кто непосредственно был штрафником. Их характеры, переживания, их взгляды на происходящее и саму жизнь в целом, вот что имеет незаменимую ценность! И в этом плане, я могу сказать, что меня очень тронула игра актёров и, конечно же, глубина их персонажей. Конечно, центровыми для меня, как и для большинства неравнодушных, стали герои Алексея Серебрякова (Твердохлебов Василий Степанович, командир штрафного батальона) и Юрия Степанова (вора Антипа Глымова). За этих персонажей переживаешь больше всего. Даже не смотря на то, что один из них вор-рецидивист. Лучшую игру этих актёров, чем в этом амплуа, я с их стороны ещё не видел. Хотя признаю, смотрел не так много. Это, в свою очередь, не значит, что игра других актёров затерялась где-то далеко внизу и в сравнении с игрой вышеупомянутых товарищей ничего не стоит. Нет. Актёрский состав подобран блестяще! Зэки показаны как зэки, политические, как политические. При этом и их поведение и размышления, мало того, очень интересные, так и потрясающе подходят своим характерам и раскрывают их сущность. Негодяй же, показан как негодяй. И этот негодяй, невольно заставляет тебя его тихо ненавидеть. И соответственно ненавидеть ту несправедливость власти, которую он характеризует собой. И ведь без спецэффектов. Одна лишь актёрская игра! Здесь, конечно же, нельзя не отметить игру Романа Медянова, сыгравшего Майора НКВД Харченко. Ну, просто блестяще! Браво! Негодяя сыграть много сложнее, нежели положительного героя или нейтрального. Вообще, потрясающе удалось показать взаимоотношения столь «разношёрстного» народа, которых сравняли в ранге и приговорили к одной участи. В остальном хочется сказать, что сюжет развивается очень грамотно и затрагивает очень большой диапазон специфики, трудностей и героизма штрафного батальона. Подробным образом показана окопная жизнь, дружба, неловкие ситуации, моменты атаки, поведение людей в эти моменты - трусость, предательство, героизм, в общем, практически всё. После просмотра фильма, когда потрясающим образом бесконечным списком начинают перечислять все штрафные батальоны и штрафные роты, со временем медленно отдаляющиеся, понимаешь, что подобная, нечеловеческой сложности, судьба, наверняка постигла и все эти перечисленные штрафные батальоны и роты... Тогда становится просто не по себе. В какой-то мере даже становится стыдно: Стыдно, что не знал этого. Стыдно, что не придавал значения тому, что знал. Пусть даже за то не многое. Стыдно, что должным образом не относился к ветеранам войны. Стыдно, что просто не в состоянии осознать, что такое брошенные тысячи человеческих жизней на верную смерть. Стыдно за своё государство, которое не принуждает своих граждан знать об этом в должной мере. Стыдно за молодёжь, которая не осознаёт или хуже того, даже не пытается, в большинстве своём, знать своё прошлое и уважать его. И всё это понимание собственной и всеобщей несостоятельности, позволяет тебе осознать, именно этот фильм. 8 из 10

Glass Onion
Glass Onion20 августа 2010 в 10:05

Начиная с перестроечных времён в новой России стало хорошим тоном героизировать уголовников. Так требовало время, ибо во время всеобщей смуты именно уголовники стали новоявленной элитой общества. Они проникли и и во власть. И жили как и на нарах, так и на диванах - всласть. Данный сериал преследует единственную цель - создать у зрителя мнение, что воры и убийцы - это не просто 'тоже люди', но что они также и герои, которым нужно отдать дань уважения и преклонить колена в боголепном восхищении перед их мужеством. Это главная задача. Но существует еще и другая задача, на которую работают многие другие телепродукты, такие как 'Некст' или 'Бригада'. Она сводится к тому, чтобы после промывки мозгов подобными 'продуктами' население многострадальной России и соседних ей товарок по бывшему Союзу начали боготворить уголовщину сейчас. Не ТУ уголовщину из истории, гипотетическую, а настоящую, нынешнюю. Другими словами, этот сериал является заказом. И выполнен этот заказ крайне похабно. А вы ожидали чего-то другого от уголовного элемента? В фильме очень много Неправды. Ею пропитан весь фильм от начала и до конца. Весь этот фильм - одна сплошная Неправда. И я говорю даже не о конкретных исторических событиях, имевших или не имевших в прошлом место быть, а о том, как весь этот продукт преподнесён. Я говорю о режиссерской правде и неправде. О том, что Станиславский обозначал одной короткой репликой, ставшей междометием: не верю! Слишком много либо откровенно отрицательных персонажей (они все НКВД-шники), либо наоборот - слишком уж положительных. Они, понятное дело, и есть те самые бедные штрафники, которым даже смерть не жалована, как высшее благо. Вся система образов направлена на то, чтобы создать вполне определённое представление о том, кто здесь настоящий гад, а кто герой. Нет ни единого образа (или почти ни одного), который бы выглядел живым и настоящим. Всё шаблонно. А в жизни так никогда не бывает. Для сравнения вспомните Промокашку из 'Место встречи изменить нельзя'. Вот то реальный образ! Иной раз у меня возникало подозрение, а не куклы ли в кадре? Скорей всего куклы, потому что не смотря на в общем-то обычные для тех лет легенды, сами персонажи им не соответствуют. Люди не меняются за считанные недели. И именно по этому в штрафных ротах не было оружия. Его выдавали перед самим наступлением. По пять-шесть патронов или гранату в зубы - и вперёд! Про остальные грубейшие ошибки в операторской работе, звукорежиссерской и остальном даже и говорить не хочется. Российский сериал он и есть российский сериал. Одним словом - дешёвка. 1 из 10

Fr-s
Fr-s9 мая 2010 в 13:33

Не каждый отечественный сериал вызывал своим появлением такую бурю эмоций, обсуждений, обвинений или наоборот, возгласов восхищения. Противники сериала обвиняли его создателей в фальсификациях, сторонники же считали его одним из лучших военных фильмов последних лет. И тех и других можно понять. С исторической точки зрения сериал не выдерживает никакой серьезной критики. В частях Красной армии существовали отдельные штрафные роты, в которые могли попасть рядовые и младший командный состав, за какие-либо нарушения, в том числе и уголовного плана, или конфликты с начальством. Но штрафные батальоны укомплектовывались из числа офицеров и политработников. Командовали ими кадровые офицеры. Так что в эти части политических (тем более, таких как в сериале – троцкистов), не брали. Уголовники же воевали в обычных боевых соединениях, наравне с «незапятнанными» людьми. Штрафные батальоны действительно всегда бросали на самые тяжелые и безнадежные участки фронта, они на самом деле несли колоссальные потери из-за атак в лоб или через минные поля. НО! Учитывая состав этих подразделений (исключительно кадровые офицеры), а также поставленные перед ними условия (перевод из штрафбата и реабилитация были возможны только в случае ранения или смерти), штрафники могли решить задачу любой сложности, или, по крайней мере, создать все условия для её выполнения. Зная это, командование и отправляло их в самое пекло. В вермахте, кстати, тоже были свои штрафные части, только в отличие от советского штрафбата, у немцев они были пожизненными. Сравните все вышеперечисленное с тем, что в сериале, и увидите, что сериал есть за что ругать. Однако все эти недостатки нивелируются двумя моментами. Во-первых, в сериале затронуты темы, которые в большинстве современных фильмов о войне стараются не поднимать: ошибки командования, злоупотребления снабженцев, последствия раскулачивания, коллективизации. Кроме того, религиозная составляющая картины удачно вписываются в общий ход повествования. Главный же плюс сериала – игра актеров. Все без исключения, занятые в этом сериале, играют просто блестяще. Созданные ими образы поражают своей искренностью и естественностью. Даже те персонажи, которые на первый взгляд выглядят стереотипно и шаблонно (например, майор Харченко, или многочисленные уголовники), получились очень живыми и неоднозначными. Именно благодаря стараниям актеров, в сериале удалось создать очень сильную атмосферу того тяжелого военного времени. Зритель вместе с героями сериала чувствует всю тяжесть отступлений, несправедливость и предательство, горечь от потерь и радость победы. Но самое важное, то, ради чего стоит смотреть этот сериал: ощущение непоколебимой веры в свою страну, в свой народ, который не просто может выживать в совершенно нечеловеческих условиях, но что он может и должен побеждать. И он победит. Именно эта идея, вкупе с великолепной игрой актеров, оставляет у зрителя после просмотра чувства духовного подъема, осознание, что он прикоснулся к чему-то очень важному для нас сегодня, к тем моральным и человеческим ценностям, которые сейчас почти утрачены... 8 из 10

Barents
Barents28 января 2009 в 17:46
Правда о 'Штрафбате'

Почитал отзывы на «Штрафбат» и удивился… неужели мы опять, при нынешней открытости и доступа к РЕАЛЬНЫМ документам, так наивны и доверчивы? Не знаю, что руководило авторами этого, с позволения сказать «шедевра», когда они решились на создание этого насквозь лживого сериала. Неужели нельзя было пригласить в качестве консультантов фронтовиков, воевавших в штрафных батальонах или, хотя бы, обратиться к документам? Финансовая «жаба» заела, что ли? Но обратимся к фактам. Начнем с того, что в штрафные батальоны НИКОГДА не направлялся младшие офицеры и рядовой и сержантский состав Красной армии, а тем паче, заключенные. Они были созданы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для среднего и старшего офицерского состава и политработников. Для остальных проштрафившихся бойцов существовали штрафные роты, а это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Что бы уяснить это, достаточно было затратить пять минут и прочитать «Положение о штрафных батальонах действующей армии» от 26 сентября 1942 года и знаменитый приказ №227 от 28 июля 1942 года. А уж как авторы сериала потоптались на бойцах заградотрядов-жуть берет. И такие они там мордатые звери, что страшней фашистов, ей Богу! Повторю вслед за котом Бегемотом – «Соврамши Вы, господа хорошие…» Никогда, повторяю, никогда заградительные отряды, по свидетельству бывших штрафников, не выставлялись в их тылу! Бойцам штрафных батальонов НЕКУДА было бежать, они знали наверняка - в тылу их ждет расстрел… Вот в тылу обычных частей на опасных направлениях заградотряды выставлялись, но не с целью расстреливать бегущих, а с целью ОСТАНАВЛИВАТЬ панику, формировать из отступающих боеспособные отряды и направлять их обратно в места боев, но это не было их основной задачей. Любознательных или сомневающихся отправляю к книге И.Пыхалова «Великая Оболганая война» и к двухтомнику «Правда о штрафбатах» М. «ЭКСМО», основанных строго на документах. Кстати, первый том двухтомника составляют воспоминания командира ПЕРВОГО штрафного батальона, провоевавшего в нем с первого до последнего дня. В этих замечательных книгах Вы найдете много интересного, и, главное, правдивого о том страшном и героическом времени. Теперь о фильме. Занят в нем замечательнейший актерский состав, вот только играть то им нечего… Тужится Алексей Серебряков, изображая страдания своего героя, но получается отвратно… То же самое и у Марата Баширова, и у Степанова, и у Жаркова. Единственный, более-менее достоверно снятый эпизод, это сцена на складе, где столкнулись любители халявы из противоборствующих армий. Вот такое могло быть, жаль только теоретически, на практике же невозможно. О существовании такого склада, наверняка должно было знать наше командование, а уж немецкое и подавно. Но особенно жаль Дмитрия Назарова. Актеру недюжинного таланта досталась такая плоская роль, что при всем его желании вдохнуть жизнь в своего героя, ничего не получается, да он и сам, по моему, это понимает. Вспомните сцену крещения перед взятием плацдарма-и смех и грех. Да и сам Назаров, по моему, понимает надуманность своего персонажа… А уж появление лика Богородицы в небе после боя - это уже профанация и насмешка над истинным героизмом тех, кто действительно уничтожил фашизм на нашей земле. Так и хочется, подобно Станиславскому крикнуть «НЕ ВЕРЮ!!!» Не верю ни единому кадру этой насквозь лживой и высосанной из пальца картины.

jericho.band215
jericho.band21520 января 2017 в 23:59
'Наше дело телячье..'

Буду немногословным, ибо и так уже слишком много 'дифирамбов' спето в адрес этого сериала. Сериал хорош именно игрой актеров, которая спасает льющуюся через ушан антисоветчину. Да, были особисты, да, расстреливали порой, но НЕ ТАК, как это показано в фильме, идеологически вычурно и нарочито в лоб зрителю. Весь сериал врагом позиционировали не немцев а НКВД-шников, которых хлебом не корми, дай расстрелять кого-нибудь. Только лишь абстрагировавшись от этой 'вселенной' Володарского можно смотреть этот сериал. Смотреть на игру гениальных Серебрякова, Степанова, Мадянова и др. Но сюжет в целом - увы. Сплошная либеральная агитка, чушь и профанация. Парадокс... Но все познается в сравнении. Особенно в сравнении спустя столько лет. В сравнении с нашим 'Сталинградом' и 'Утомленными солнцем' - 'Штрафбат' уже представляется в более выгодном свете. Здесь хотя бы актеры играют.

zenitos-rostov
zenitos-rostov30 августа 2016 в 21:08
Солдатами не рождаются, солдатами умирают (с) Егор Летов

Перед тем, как начать писать эту рецензию, я много раз думал, писать её или нет? С одной стороны, люди написали немало здесь рецензий, с обоснованием своей позиции и описанием соответствия фактов действительности. С другой – мне тоже хочется выразить свою точку зрения. Итак… Мы знаем, что такое штрафбат и чем он отличался от штрафроты. Мы знаем, что такое заградотряд и зачем их создали. Кстати, заградотряды располагались следующим образом; первая линия заградительных войск располагалась в 10-15 км от передовой, вторая – в 20-25 км. Таким образом, миф о стреляющих в спину энкэвэдэшниках-особистах представляется байкой, которую используют, со времён XX партсъезда. Да и таких рецидивистов, как Глымов, блистательно сыгранный Юрием Степановым, не мог по тому же самому положению о штрафных батальонах и штрафных ротах, попасть в штрафники, так как особо опасных рецидивистов туда не брали. Не верите мне? Почитайте воспоминания ветеранов и исследования. Например, когда раненного бойца по его же просьбе, прикончил Глымов. По свидетельству Владимира Карпова героя Советского Союза, бывшего штрафника (воевавшего 5 месяцев, вместо трёх), убитых забирали с собой, не то, что раненных. Ну, чтобы не было подозрений, что боец перебежал к немцам. Момент с проповедью священника, просто в очередной раз доказывает, что Эдуард Володарский, просто наплевал на исторические факты. Очевидный ляп, это когда Цукермана, после ранения отправляют в штрафную роту. Про момент с его ранением, я промолчу. Бог с этим, если даже в мелочах, авторы просто ошиблись. Обращение в штрафбате, было «товарищ», а не «гражданин». Но, сцены боёв, детали формы, оружия и прочие моменты показаны более менее реалистично. Создатели явно хотели, за счёт исторических нестыковок, показать в штрафбате, модель загнанной, затерорризованной большевиками, но продолжающей воевать вопреки всему, под пулемётами своих же русских людей. Помните у Ленина, «Россия – тюрьма народов». Признаюсь, эта формула, использовавшаяся Лениным в адрес царской России, здесь используется в адрес СССР. Печально то, что за государственные деньги и клянут нас. Есть информация, что ВГТРК выделила на производство сей ленты 2.2 миллиона долларов. Все ругают Михалкова за его сиквел «Утомлённых солнцем», но почему многие хвалят «Штрафбат»? За правду о войне? За поливание грязью собственного народа? Не спорю, все тоталитарные режимы держатся на насилии. Но выиграли войну, мы не из-за насилия, Сталина, заградотрядов, кровавых политруков, а вопреки. Понравились актёры, на экране не актёр Серебряков, сыгравший комбата, а сам комбат, майор Твердохлебов, не Алексей Жарков, а генерал Лыков и другие. Пожалуй, актёры здесь одно из светлых пятен ленты. Отмечу майора Харченко в исполнении Романа Мадянова. Но, несмотря на хорошо созданный образ, Харченко напоминает следователя районного отдела НКВД, а не представителя СМЕРШа. Повсюду поиск виновных, интриги, не хватает пыток разве что. Но в воспоминаниях ветеранов, особисты не выглядят порождением зла. Но больше всего мне понравился отец Михаил, сыгранный Дмитрием Назаровым. Музыка Шелыгина - с первого до последнего звука, переходящая в прекрасный мощный по выразительности концерт для фортепьяно с оркестром войны. Касается прям до сердца и до глубины души. Вывод. Можно было снять кино, про то, как советский народ погубил самого страшного врага в истории. В итоге, сняли либеральную агитку снятую на государственные деньги. Володарский писал сценарии таких фильмов, как «Проверка на дорогах» и «Торпедоносцы». Дай волю, он бы и сценарии ремейков этих хороших военных фильмов написал бы. В угоду конъюнктуре. Вот и штрафбат снят в угоду конъюнктуре. Конъюнктура в разговорах про суть большевизма и судьбах России, напоминает рассуждения господина Володарского на тему «Как нам обустроить Россию?». Видимо лавры Солженицына не дают покоя. Хорошо хоть актёры прекрасно играют, а то смотреть совершенно невозможно, надругательство над историей. P.S:Если хотите посмотреть хорошее кино о войне, посмотрите «Они сражались за Родину» Бондарчука. Или «А зори здесь тихие», как оригинал, ну и ремейк тоже вполне сойдёт. «Штрафбат» же больше одного раза, лучше не смотреть. 4 из 10

Стёпыч
Стёпыч11 мая 2016 в 11:22
Пыль в глазах

Мало кто сейчас об этом реально вспомнит, но при съемках «Штрафбата» Николай Досталь и вся его съемочная бригада никогда не прибегали к помощи военных консультантов и историков. В работе над этим сериалом были задействованы только технические специалисты и художники по костюмам и эпохам, все остальное в плане сюжетной линии, персонажей и основных событий на экране на тот момент придумывал сценарист и драматург Эдуард Володарский. К его счастью, тогда еще жили оставшиеся штрафники, он обращался к ним за их сведениями и воспоминаниями, другие же материалы брались из архивов и хроник военных лет, поэтому на стадии подготовки многим могло казаться, что к проекту киностудии «МакДос» создатели отнеслись с огромной любовью и уважением. Однако не просто так здесь было упомянуто, что режиссер не соизволил позвать в кино людей знающих, например, толковых вояк и ученых, которые годами трудились в стезе анализа и изучения минувших дней войны, так как после завершения съемок сериала это и сыграло с ним злую шутку. «Штрафбат» заключал в себе наивную идею того, что в рядах штрафных рот и батальонов могли принимать участие уголовные заключенные, взявшиеся за оружие в борьбе с врагом ради спасения великой и необъятной русской земли. Не канон, конечно, сказал бы рядовой зритель, но ради всех интриг и ходов сценарий был написан именно в подобном тоне. Все серии насквозь пропитались духом этого контингента, а точнее: «воров в законе», мошенников, насильников и политических арестантов. Не говоря уже и о том, что после всего просмотра у более-менее грамотной публики в душе возникло глубокое сомнение и подозрение, что режиссер что-то недоговорил, где-то ошибся и допустил нарочные ошибки в истории, изобразив то, чего на самом-то деле и не могло быть. Хотя кому-то из народных масс подобный продукт вполне сгодился для ума, в его защиту начали писать уйму хвалебных отзывов и реплик, не очень-то и вникая в истинную подоплеку ложных и сокрытых фактов в зачине данного проекта. На патриотизме зрителей авторы умело сыграли, сжав их гордость за победы прадедов в кулак, но подло обманули при этом, отчетливо понимая частое незнание современников досадных нюансов того времени, затерявшегося в людской памяти и потому давно прошедшего. Что стало самым страшным, после выхода на телеэфир «Штрафбат» приняли за истинный пример героизма и святости духа советского воина, опять-таки не слишком вдаваясь в подробности и не спеша оперировать реальными документами. К огромному сожалению, в сериале главным героем, образцом для подражания, сценарист сделал обычного зэка, уголовника, совершившего тяжкие и особо тяжкие злодеяния в мирное время. Однако, согласно приказу №323 о направлении в штрафные роты военнослужащих, в штрафбаты отправляли только средний командный состав или, говоря простым языком, офицеров, допустивших общеуголовные деяния или проступки в воинской дисциплине. Никакой речи о якобы «искупавших кровью» зэках свою вину на полях сражений во время Великой Отечественной войны в директивах не велось, весь срок наказания они проводили в местах более отдаленных, чем передовые линии фронта, причем до полного его окончания. Поэтому попытка режиссера увековечить осужденного бандита и вора в этаком лике святого была, по крайней мере, странной, если же вообще не абсурдной. Кроме того, при создании сериала авторы, как они заявляли, посещали архивы, изучали события тех лет, но и после этого, к ним появились немаловажные вопросы. Во-первых, по сюжету отдельным штрафбатом командовал разжалованный майор Твердохлебов, который побывал в плену у фашистов и чудом из него спасся. По мере явки к своим товарищам, он ввиду своих злоключений потерял полностью доверие в глазах особистов и был признан врагом советского народа, брошенного на опасные участки фронта, чтобы смыть эту вину кровью в боях. Но такая ситуация в корне не выдержала бы критики, так как на основании все того же 323-его приказа командовать штрафными батальонами и ротами отправляли всегда кадровых офицеров, коим приказано было вести за собой в чем-то виновных штрафников. В «Штрафбате» же Николая Досталя такого не существовало с самого его начала, видимо, режиссер пытался выдумать лично свое отдаленно похожее на некогда реальные подразделения и наделить его различными героями, их судьбами и характерами, опять же лишь в угоду художественному приему и неким интригам, но в ущерб историческим сходствам. Только к чему было нужно подключать в канву сюжета всех этих картежников, рецидивистов и бандитов – непонятно, наверное, для того, чтобы хоть как-то сравнить их с настоящими бойцами Красной Армии. Во-вторых, конечно, «Штрафбат» не тянул на лавры ценного экземпляра в качестве сериала, но и грамотного подхода к деталям в нем не увидел бы, скорее всего, не один кандидат исторических наук. Потому что было нелепо слышать о том, что при съемках кино создатели рылись в бумагах и трудились в архивах, так как при просмотре казалось, что правды в нем ютилось на ломаный грош. Так как реальные штрафные батальоны существовали по времени от силы два-три месяца, а у Досталя в хронометраж уместили гораздо более долгий срок. Дальше, любой из штрафников мог искупить вину, если получал ранение или совершал подвиг, после этого его ждали реабилитация и направление в действующие войска. В сериале об этом почти ничего не сказали, а если пытались, то мельком. Впрочем, детище киностудии «МакДос» авторы нашпиговали многими ляпами, одно то, что провинившиеся рядовые служат в одном батальоне вместе с лишенными званий офицерами, вызывало улыбку. В реальности место бы им приготовили в штрафных ротах, но не в батальонах. В общем, можно выкапывать ошибки и неточности дальше, но местами «Штрафбат» не прогнулся только из-за отличной актерской работы многих прославленных артистов. Николай Досталь однажды как-то сказал, что «предвидя возможные к нам претензии, мы никого не хотели подставлять, решили всю ответственность взять на себя». С точки зрения обычного зрителя, это стало похвально, но со стороны опытного ремесленника, необычайно глупо. Так как «Штрафбат» не стал достоянием нового времени, он лишь получился искажающим правду, вялым и дряблым саботажем в руках неумелых киношных диверсантов. Водил ли он за нос публику? Да, определенно водил, пуская ей в глаза мелкую пыль, раз та поверила в его оригинальность. Смог ли сериал возвеличить заслуги и победы дедов и прадедов наших? Скорее всего, нет. А вот в совести и правильности соображений всего съемочного, работавшего над его созданием, коллектива вдоволь заставил посомневаться. 6 из 10

IvanVS
IvanVS4 февраля 2011 в 09:41
Кому охота штрафным отребьем командовать?

Когда шла война, тогда много было несовершенного, тяжелого, грязного и низкого, но нам решили показать одну, но достойную историю на примере отдельной истории одного штрафного батальона и некоторых личностей. И возможно, эта лишь та самая малая, но достойная часть, которую мы увидели. Некоторые скажут, что на самом деле, бывало и хуже, и что нам многое не показали! Ветеранов, к сожалению, с каждым годом остается всё меньше и меньше. Ну да, не показали, наверняка, бывало всякое, не уложишь всё в один сериал, да и зачем всё показывать? Особенно самые тяжелые, самые низкие и грустные моменты – они не нужны, они лишь вызовут разочарование или отвращение, возможно и таких тяжелых разочарований было много по разным причинам. Итак, показали, на мой взгляд, достаточно и те недостатки, о которых не любят упоминать: это и ошибки руководства, и отношение к власти, трусость и предательство, разное отношение к солдатам, и к солдатам из штрафных батальонов, хамство, нетерпение и не справедливость. А ведь хочется, чтоб у людей, посмотревших этот фильм, оставалось чувство достоинства, благодарности, гордости, восхищения, уважения и удовлетворения за старшее поколение в целом, которые жили в те времена и своими силами старались, стремились, боролись, сражались с врагом как могли, на том уровне, на котором могли, жертвуя собой ради других, и уровень этот был не высок. И оно осталось. И это не только такой штрафной батальон молодец! Здесь старались отразить военное участие всех в лице самых тяжелых, не профессионально подготовленных и неуправляемых людей, которые служили в штрафбате. И вполне четко понятно, что это госзаказ, но это нисколько не портит отношения к фильму. «Неразбериха такая, что сам черт ногу сломишь!» «Заставь дурака богу молиться, так он весь лоб расшибёт» «Я уже ничему не удивляюсь» «Попал к ним, значит виноватый!» «Ты такой сердобольный, а я значит, такой бесчувственный!» «Не терпится орден получить!» «Кто про что, а вшивый про баню!» «Не в золоте дело, а в вере!» Раскрыт разный характер людей, показаны разные судьбы, разное отношение к жизни, к власти и к людям; любовь и уважение к своей Земле, харизма, вера и стремление к победе до конца, состояние боевого духа, ответственность за товарища, горечь от потерь и память ушедшим. Показан идеальный позыв к чему следует стремиться и гордиться на примере отдельных личностей. Достойно показаны военные действия и то, что война объединяла многих разных слоев общества в единое. И естественно, те кто были из штрафных батальонов страдали и проходили через большее, нежели обычные солдаты, они несли свою цену, свою тяжелую ношу за жизнь отечества. Радует, что этот сериал раскрыл и показал нам в открытую нечто приближенное к настоящему, что происходило в подобных случаях, и более глубже, чем в 9ой роте и достойнее, или одним словом, лучше (к сожалению), чем в фильме Никиты Сергеевича Михалкова Предстояние. Однако, явно сравнивать такое не следует. Благодарность всем, кто участвовал в создании – в первую очередь, актерам, сценаристам, продюсерам и др., кто стремился максимально достойно, сурово и по настоящему донести и напомнить не забывать нам произошедшее! Достойный современный военный русский сериал о второй мировой 9 из 10

natasha_mart
natasha_mart22 декабря 2010 в 18:14
Война

Фильм который заслужил такое количество дискуссий уже имеет право над победу над серостью. Над бесконечным обилием проплаченных и пустых фильмов о войне. Безусловно у каждого своя правда, человек который прошел свою 'горячую точку' имеет право на свое слово, но этот фильм заслуживает высочайшей похвалы прежде всего за свой сценарий, за свою актерскую игру и за режиссуру. Не бывает идеальных фильмов, даже судя по 'кинопоиску' фильм который заслужил 5 звездочек может быть намного лучше фильма за 8 звезд, сама не раз с этим сталкивалась, фильм с симпатичной актриской зачастую стоит выше здесь чем глубокое некассовое зрелище. А уж фильм о войне всегда может быть или восхвален до небес или растерзан в пух и прах. Но то, что он попал на экраны, и был так принят - это уже успех, и то что заставил кого то посмотреть на другую сторону войны с ее гнилой картошкой и дружбой с немцами, это самый более чем человечный ход который впервые был показан здесь, да простят меня создатели 'Они сражались за родину' и 'А зори здесь тихие' но этот фильм я бы смело поставила с ними в один ряд. И слезы Твердохлебова здесь самые что не на есть настоящие, мне эти слезы вообще напоминают всю думающую российскую интеллегенцию, которая так или иначе покинула Россию, которая жила, работала, вкладывала, верила и не получила ничего, только лишь удар по почкам но шла до конца, пока или не умерла или не иммигрировала с русских земель. Поэтому и такие фильмы вызывают такой резонанс среди людей, поэтому и Тарковский и Иоселиани получают такое количество таких зрителей. Я заранее прошу прощения что в этой рецензии указываю имена этих достойных режиссеров, все же рецензия это мое сугубо личное мнение. Может следующей рецензии может и не быть.

Silvernight
Silvernight18 марта 2010 в 11:40

Отечественные сериалы на тему второй мировой войны, давным-давно заполонили наши с вами экраны. Тематическое содержание, которых оставляло желать лучшего, по многим причинам, как идеологическим, так и киношным. Данное полотно режиссера Николая Досталя, вполне заслуженно пользуется авторитетом в киношной среде. И правда – актёрский состав, содержание максимально приближенное к реальности, правдоподобность отдельными моментами..Описывать события, по-моему, нет смысла, они вытекают из самого названия, интереснее пересказать актёрскую игру, которая во многом протеворичива. Твердохлебов (Алексей Серебряков) – командир и отец родной, буквально вернувшийся с того света. Хорошая работа Алексея, по-прежнему харизма и мужское обаяние на месте, не переигрывает, трудно представить другого актёра на мете Серебрякова. Глымов (Юрий Степанов) – недавно скончавшийся так нелепо актёр Юрий Степанов, с блеском исполнил роль вора в законе Глымова. Иногда смотришь только ради реплик его героя, это ли не попадание в роль? Человек чётко сформировавшихся взглядов, он, прежде всего не теряет чувство человеческого достоинства, готовый подставить локоть товарищу по оружию в любой момент. Светлая Вам память Юрий Константинович.. Майор Харченко (Роман Мадянов) - Как можно охарактеризовать игру актёра, который подобных персонажей сыграл пачками? Как и в «Солдатах», Мадянов с блеском справляется с ролью этакого «цербера», всего на своём пути сметающего. Ни одного нарекания, успешная работа. Несколько слов о других персонажах и актёрах. Вот тут интересно. Досталь собрал в своей картине практически весь наш актёрский цвет. Тут и Борисов в роли бедного дедушки потерявшего внучку, и Дмитрий Назаров в роли священника. Только вот зачем его вплели в сценарий и подробили по сериям мне не совсем ясно, что это, как ни поклонение перед церковью и попыткой ответить на многочисленные упрёки недобитых коммунистов? Лишнее это. Что ещё бросилось в глаза при просмотре, излишняя порой пафосность повествования, как со стороны сценария, так и в игре актёров. Лишняя была линия и с молодым еврейским юношей, можно подумать, что не нашлось обычного русского парня способного, приударить за молоденькой медсестричкой (на роль которой, кстати, могли пригласить девушку и посимпатичней). В общем и целом неплохое по форме (и местами по содержанию), полотно, успешно справляющиеся с попытками защитить наших штрафников, ведь они тоже люди, пусть и оступившиеся.. Вердикт: 7 из 10.

Crubog
Crubog9 июня 2009 в 17:13
'шедевр'

Весь сериал для меня отразился в четырех словах - ужасная идея, хорошее исполнение. Очень жаль, что наши актеры, в большинстве своем неплохие актеры, порочат свое имя и свою историю такой ложью. Во время просмотра мне вспомнился «Враг у ворот» - там тоже актерской игрой и красивым визуальным рядом (там он значительно лучше) пытаются пропихнуть идею о том, что русские воевать не умели, а командиры их вообще овцы безмозглые. Но не стоит забывать гениальной истины - армия овец, во главе со львом, победит львов, под командованием овцы. Это я не к тому, что русские во время ВоВ были овцами, а Сталин львом, это я к тому, что война та была на равных – выучке и опыту солдат Вермахта советские бойцы противопоставили героизм и готовность защищать свою страну до последней капли крови. А уж штабы обеих армий воевали как надо – конечно на стороне немцев была отлаженная и опытная машина, но когда мы поднабрались опыта, чаши весов сразу стали склоняться в нашу сторону. Так что не стоит умалять достоинства наших дедов победивших лучшую военную машину того времени и списывать победу на заслуги штрафбатов (которые, кстати, составляли не более 0.42% от общего состава Советских вооруженных сил) и «невинно осужденных» интеллигентов. Что до художественной ценности сериала, то я предпочту смотреть гениальные советские военные фильмы, где история подана достаточно правдиво и в отличном исполнении как актерском, так и режиссерском. Остается лишь надеяться что найдутся в правительстве люди которые обуздают наших доморощенных «разоблачителей» и «толкователей», дабы отбить у них охоту изгаляться над великим прошлым нашей страны. Пока отсортировывал доступную мне информацию про ВоВ, набрел на такую цитату - русский святой, Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) писал: — «Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для мира. Поэтому я, как православный христианин и русский патриот низко кланяюсь Сталину». 1 из 10

Берн Сигурдссон
Берн Сигурдссон8 мая 2008 в 13:15

По-моему, сериал не пнул только ленивый. И, в общем, есть за что. Количество тяжелейших исторических даже не ошибок - фальсификаций, переходит все возможные пределы. Малобюджетность сквозит отовсюду. Сценарий умиляет своей наивностью и предсказуемостью. Но... Это надо смотреть. Хотя бы раз. Хотя бы ради актерской игры. А она здесь превосходна. Кристалльной чистоты, ясности, правдивости. Это надо смотреть, хотя бы раз - чтобы понять, как из благодарной, в общем-то задумки можно сделать клюкву. Чтобы понять, что фильмы бывают не только однозначно хорошие, или плохие. Ну и напоследок. Этот фильм стоит посмотреть - чтобы потом был стимул взять хорошую книжку и прочитать, как все было на самом деле... 3 из 10

lychis - 4425
lychis - 442512 февраля 2021 в 18:49
О сложном времени и непростых людях.

Этот просмотр был третьим за всё время. И с каждым следующим обращением фильм представал в новом свете. Я восхищался картиной в первый просмотр, я ностальгировал и сострадал героям во второй просмотр, но третий оставил отпечаток наиболее яркий и осмысленный... Картина далеко не шедевр в художественном плане. Многое в ней как-то непрофессионально что ли. При очень хорошем сюжете, монтаж - посредственный, при наличии настоящей россыпи талантливых актёров, их ролевые действия, порой, не соотносятся с атмосферой. И всё же картина определённо успешна и душевна, несмотря на откровенную антисоветскую идеологию. Почему-то только теперь для меня это стало сильно заметно. Видимо из-за того, что изменилось наше отношение к Советскому Союзу и к тем, давно уничтоженным, стёртым идеалам, отголоски которых до сих пор, как оказалось, греют душу многих людей. Ну, Бог с ним, с этим пропагандистским моментом. Всё же 2004 год - это другое время и другие условия. Я хочу сказать, что фильм при всех своих недостатках, обладает главным достоинством - он несёт в себе идею великую, идею сложную и возвышенную - идею принадлежности к своей земле, к общности людей. Не к государству, не к политическому строю или экономическому устройству, а к земле, которая родила и выкормила, дала пищу и кров, детей и любовь. Это единение совершенно разных, подчас, разнополюсных мировоззрений, во имя победы над врагом. Я не буду вдаваться в политические краски сюжета - это данность момента, которая постепенно уходит. Вся эта ненависть к Сталину, НКВД, 'комиссарам', 'советам' - давно не так явна и не столь однозначна. Важнее другое: потрясающие характерные персонажи, сложно-устроенные и представленные нам талантливыми актёрами(кстати карьера многих известных по ныне артистов началась именно со 'Штрафбата'), умело развёрнутые души, мысли и чаяния, такие обычные и понятные всем. Можно как угодно относиться к тем порядкам и законам. Осуждать, негодовать, возмущаться по поводу бесчеловечного отношения к людям или наоборот - одобрять жестокость к совершившим преступление. В 'Штрафбат' попадали как за дело, так и случайно, по дури. Но с другой стороны есть порядок и есть законы, пусть суровые, но позволяющие устранить анархию! Военное время подразумевает выполнение инструкций, даже самых жёстких, во имя достижения цели. Мы не жили в то время и не нам осуждать его! Давайте просто помянем всех, отдавших свои жизни за победу! И скажем 'Спасибо!' всем, кто причастен к созданию этого сложного сериала. Он определённо веха в истории отечественного кино, от которой ведётся отсчёт нашей памяти, гордости и раскаяния!

zayushka.nanyushka
zayushka.nanyushka27 января 2021 в 06:41

Сериал 'Штрафбат' рассказывает о той стороне войны, о которой не принято говорить. Штрафники: уголовные, политические, нарушители воинской дисциплины, - люди очень непростые и неоднозначные. И командир у них должен быть необыкновенным: строгим и даже жёстким, но при этом добрым и чрезвычайно справедливым. Эта роль очень удалась Алексею Серебрякову. Его взгляд, прямой, твёрдый и даже суровый, одновременно наполнен сочувствием и пониманием. Его комбат Твердохлебов - профессиональный военный, образованный, умный, но при этом очень свой для солдат. Не меньшим уважением пользуется ротный Антип Глымов (Юрий Степанов) - вор в законе, вызвавшийся воевать не за идеологию, а за свою родину. Неторопливый и хозяйственный, Антип Петрович так же, как и Твердохлебов, остро чувствует справедливость и требует её не только от подчинённых, но и от руководства. Настоящими 'изюминками' сериала стали второстепенные герои: Леха Стира (Александр Баширов), рядовой Чудилин (Тимофей Трибунцев), капитан Бредунов (Андрей Мерзликин), отец Михаил (Дмитрий Назаров). Удивительно, но нахождение в штрафбате помогло большинству солдат проявить свои лучше качества. Поделиться с товарищем, вынести раненного, развеселить песней, утешить божьим словом - разве можно было ожидать всего этого от проштрафившегося народа вначале? А сильнее всего, разумеется, проявилась подчас скрытая от них самих любовь к своей стране - ведь на смертный бой идут не из-за страха перед заградотрядами. Сериал 'Штрафбат' трогает до глубины души, заставляет сочувствовать его героям и даже оплакивать их. Современным людям очень важно понимать, что война - это не романтика, и победа была одержана не благодаря, а вопреки.

aborodilov
aborodilov20 октября 2020 в 01:10
«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»

Впервые посмотрев 'Штрафбат', снятый по одноименной книге Эдуарда Володарского, меня преисполняли самые противоречивые чувства. С одной стороны нашему взору представлены крайне плачевные эпизоды полной дестабилизации советской армии, насквозь прогнившей с верхушек военных чинов, а с другой - неимоверно сильное погружение в будни простых людей, которые были вынуждены по тем или иным причинам попасть туда, куда негласно боялся быть отправлен любой из армейских офицеров. И как эти люди проходили через ад день за днём. Снова и снова. Следует отметить, что при всей своей драматичности, в попытках показать историю военных подразделений штрафников, картина допустила ряд ошибок, которые обязательно заметит любой человек, хотя бы украдкой интересующийся военной тематикой тех лет. Поэтому перед просмотром следует заранее настроить себя на то, что следующие десять часов хронометража - это исключительно авторское сочинение 'по мотивам', но никак не полноценный экскурс в историю. Режиссер сериала Николай Досталь очень грамотно выстроил историю на основе работы Володарского. И его главной заслугой стал актерский состав. Серябряков, Баширов, Еремеев... список украсивших эту картину талантливых актеров действительно подкупает и ожидания оправдываются в процессе просмотра многократно. Операторская работа тут тоже на высоте, хоть фильм и лишен крупномасштабных планов, концентрация на важных деталях и грамотное построение кадра делают своё дело, передавая зрителям всю суть каждого показанного фрагмента. Что до сценария, то он прост, понятен и, что мне кажется главным, способен достучаться до любого зрителя независимо от его уровня вовлеченности в общую тему Великой Отечественной войны. Перед нами предстает группа солдат, попавших в штрафное подразделение по самым разным причинам, но по итогу объединенная общей задачей. И по ходу повествования отталкивающие, хамоватые и заносчивые парни становятся настоящими героями, товарищами и друзьями. Я рекомендую данный сериал хотя бы для ознакомления, к третьей серии уже каждый сможет лично для себя сделать выбор - продолжать смотреть или же остановиться. Но тем, кто рискнет выбрать первый вариант, я смело могу гарантировать потрясающую атмосферу и сильные эмоции после просмотра. 8 из 10

vital4ikk
vital4ikk2 декабря 2017 в 09:27

Про кровожадность 'краснопёрых' (хотя и другие не далеко ушли) снято уже не мало картин посвящённых войне и революции (на ум сразу же приходит 'Чекист'), но здесь всё же речь пойдет о человеческой стойкости, отваги и великом патриотизме. Сериал легко обошёлся без масштабных мясорубок - шли на бой, были взрывы, свистели пули, даже танки грохотали, но камера обходила стороной панорамные съёмки, беря крупным планом лица войны, уделяя больше внимания эмоциям, личностям, чем самой бойне. Это беспроигрышный вариант, учитывая тот факт, что все центральные персонажи вызывали подлинный человеческий интерес, вынуждая зрителя постоянно переживать тяжёлые судьбы героев. Сценарно фильм прост, но здесь всё верно, зачем что-то усложнять, когда и так всё было не легко, особенно выжить. Есть штрафники, поделенные по интересам на несколько рот, которые в каждой серии вынуждены выполнять очередной немыслимый приказ, идут просто на убой. Но выжившие продолжают не просто существовать, а жить полной грудью, меняя/заменяя собственные приоритеты, окончательно очеловечиваясь, становясь настоящими товарищами по оружию. Конечно, подкупает сильный актёрский талант, где даже самые неизвестные фамилии (может только для меня) безупречно исполнили свои роли. Чего стоит один Мадянов с его архи противной физиономией. В Голливуде в амплуа антагониста почитают Олдмена, но в этом плане до нашенского Мадянова ему далековато. Очень достоверно играет Степанов, его воровской авторитет прослеживается даже сквозь очевидную человечность - это было действительно талантливо. У Серебрякова, которого очень уважаю, фильмография полна всяким мусором, но эта картина её только обогащает. Вообще каждый был незаменимой деталью, яркой личностью - ставка явно делалась на человеческое обаяние, харизму, а не оружейный грохот. Фильм буду рекомендовать к просмотру, это достойная военная лента, которая всё же смогла удержаться от прямолинейной критики власти, а использует этот кровопролитный фон для демонстрации русского духа, настоящей отваги и желания жить в мире без какой-либо войны. Гуманистический посыл понят, он на поверхности, но как показывает время, ему совсем не вняли. Всем желаю приятного просмотра!!! 8 из 10