Что такое безумие? При ближайшем рассмотрении сам термин умопомешательства оказывается трудно определимым. В XV веке им было нечто одно, в XIX другое, а сегодня - третье, что и неудивительно ведь сознание человека, доминирующее мировоззрение, да и само сущее пребывает в постоянном течении. Фундамент новому восприятию бытия подготовил старик Шопенгауэр, утвердив в философском дискурсе западноевропейской культуры понятие 'воли'. По его мнению 'воля' присуща всему живому и ее референтом в материальном мире является тело. С этого все и началось. Великий Фрейд, базируясь на последних достижениях гениев философии увязал влечения и страсти тела со страхами и надеждами души. Цепь замкнулась. Его учение оказало неоценимую помощь человечеству, которое в связи с неуклонной урбанизацией, механизацией и тотальной симуляцией медленно и верно сходило с ума…И сходит до сих пор. Города растут, население уплотняется, а человек чувствует себя все более одиноким. Средства производства совершенствуются, машины усложняются, чтобы облегчить жизнь, а человек ощущает себя все более жалким и ненужным. Границы прав и свобод расширяются, сексуальность полностью раскрепощается, а человек все глубже вязнет в пучине отчуждения от своего тела и своей сущности. Бесконечно множатся все новые стили жизни, направления, вкусы, течения, а человек в растерянности спрашивает у самого себя 'Кто я?' утратив всякую способность к самопознанию. Молодая девушка Кэрол, кажется, выносит на своих хрупких плечах все безумие этого мира. Вся ненормальность, абсурд и тревога окружающей действительности бродят в ее сознании неприкаянными призраками. В то время как другие девушки прячутся от них в своей сексуальности, моде, профессии, деньгах, детях и т.д., Кэрол все безвозвратней теряется в лабиринте собственной души, а мужчинам, случайно угодившим в него не будет спасенья. Катрин Денев, эта по-настоящему гениальная и великая женщина, сверх профессионально и искусно выписывает уникальный, неповторимый образ девушки-интроверта, чья жизнь протекает где-то внутри, далеко от внешнего мира и людей. Следует полагать, что ее экзистенциальное существование так бы и продолжало течь в мирном русле...НО ее восхитительное тело и невероятная красота как магнитом притягивают к себе мужчин. Внимание с их стороны естественно вызывает ответную реакцию, фактически телесный рефлекс или как мы теперь знаем движение ВОЛИ. Ее пробудившаяся сексуальность закономерно порождает душевный диссонанс, буквально вступая в борьбу и предъявляя законные права ее робкой, скромной и НЕПОРОЧНОЙ экзистенциальной сущности. С этого момента начинается борьба, в которой не будет победителей и побежденных, чьим результатом явится регресс к архетипическому, первосущностному состояния хаоса и чистого безумия или...просто смерти (гениальный треввелинг в последней сцены фиксирует только разбросанные, разрушенные вещи, кровь и следы борьбы). Столь разнообразный, прочный и структурированный каркас фильма, позволяет Роману Поланскому продемонстрировать все свою художественную мощь. Гениальная работа с самыми разнообразными объективами, светофильтрами, ракурсами и мизансценами приводят к появлению одного из лучших психотриллеров в истории кино (на уровне прародителя жанра Хичкоковского 'Психо'). Параноидальная, нервозная, сновидческая атмосфера картины с первых кадров погружает зрителя в кошмар, в котором грань между истиной и ложью, реальность и галлюцинацией, святостью и бредом отсутствует априори. Чувство невыносимого, абсолютного страха перед телом (попробуйте сбежать от собственной плоти!), ощущение бесконечного одиночества в огромном мегаполисе (еще полнее выраженная в 'Жильце'), кардинальная утрата перспективы реальности - все это передано просто эталонно. По силе подачи и визуализации сравниться с подобного рода шедевром могут только некоторые фильмы Хичкока или Линча. Все эти эмоции, безусловно, проистекают из сущностного ядра самого Романа Поланского, человека в детстве пережившего все ужасы войны, в молодости смерть беременной супруги от руки серийного маньяка, а в зрелом возрасте преследования всего западного общества по обвинению в извращенных сексуальных пристрастиях. Вопрос, закономерно напрашивающийся при просмотре картины состоит в том, а не безумна ли сама реальность? Что она есть как не случайное столкновения бесчисленного числа случайностей, событий, фактов, беспрерывное становление, проще говоря ХАОС - отец всего живого. Он царствует не только в т.н. объективном мире, но и в наших собственных душах, служащих ареной для страстей и влечений самого разного толка (в данном случае превалирует «отвращение»). Стоит только утратить бдительность, потерять перспективу и вот...вас уже нет. Вы даже не представляете, насколько вы близки к пустоте вот в это самое мгновение. Между тем, не следует думать, что фильм строго выполнен в рамках психоанализа, ближе к концу вы поймете, что он оставляет их далеко позади и вступает в область 'скрытого'. Картина полнится символами, метафорами и аллюзиями, тяготеющими к многозначности, а не односторонней линейности сексуального подавления и детских переживаний (Все опираются на фотографию в конце фильма, где молодая девочка Кэрол с шокирующим, невероятным, воистину парадоксально тревожным выражением животного ужаса, взирает на отца. Все думают о насилии с его стороны. А что если его не было и ее «отвращение» к мужчинам суть природное отклонение?) Нет, Полански словно доказывает, что художник всегда будет ВЫШЕ любого ученого или мозгоправа, ведь он смотрит в саму сущность вещей, а не на понятия. Интересно также, насколько точно фильм предугадывает все причины и последствия нарождающейся на тот момент сексуальной революции. По сути дела, последняя являлась не освобождением, а типичным симптомом порабощения и структуризации тела машинами и урбанистическим образом жизни. Кэрол словно этакая 'посторонняя' наблюдает за штурмующей ее 'Я' ужасной сексуальностью, но хотя бы понимает, что она опасна и боится ее, общество же напротив с радостью бросилось в ее объятия, не сознавая всю ее силу, которая в итоге обернулась смертоносной эпидемией СПИДа для миллионов. Фильм Поланского достоин только лестных похвал, по своему эмоциональному воздействию, содержательному наполнению и стилистическому оформлению он настолько хорош, что для критики просто невозможно найти зацепок. Продолжая традицию 'Психо' (и являя ее кульминацию) «Отвращение» буквально пробуривает путь сквозь многообразные пласты (на этот раз женской) психики к сущности бытия, к мраку хаоса, который и есть истина. 'Мы живем безумной, противной самым простым и первым требованиям здравого смысла, жизнью, но так как этой жизнью живут все или огромное большинство, мы не видим уже различия между безумной и разумной жизнью и свою безумную жизнь признаем разумной...То не слова, не сравнение, не преувеличение, а самое простое утверждение того, что есть.' Л. Н. Толстой.
Этот психологически глубокий фильм я посмотрела, увидев снятый в подражание ему клип The Cardigans, и не пожалела ни об одной минуте потраченного времени. Фильм затягивает в свое жутковатое пространство, его черно-белый воздух кажется осязаемым, героиня Катрин Денев заставляет следить за каждым своим движением. С первых минут фильма личные границы девушки проламывают. Сначала это навязчивый поклонник, которого она никак не поощряет (наоборот, то и дело просто сбегает от него), но, несмотря на это, он все время трогает ее по собственному усмотрению, а в итоге, заявившись к ней без приглашения, вышибает дверь ее квартиры, потому что она, видите ли, не пожелала ему открыть. Также это делает ухажер ее сестры, который даже не живет с ними, но находит нормальным щипать взрослую женщину за щеку, а также ставить свою бритву и щетку в ее стакан. Вишенка на торте - пожилой хозяин квартиры, который и вовсе пытается ее изнасиловать. Все эти переживания накладываются на серьезные нелеченые травмы, ведь не зря нам показывают детскую фотографию Кэрол, где она с ужасом смотрит на своего то ли отца, то ли дядю, который, видимо, и применял к ней насилие, послужив катализатором ее теперешних проблем. Согласно моему видению, оба убийства она совершает от ужаса, как загнанный в угол зверь, на которого, как танк, прет враг, и у которого выбор - быть уничтоженным или попытаться отбиться. Но из-за нормализации в нашем обществе домогательств, насилия и пренебрежения к личным границам большинство зрителей увидят в ней лишь зло и демона.
Шедевры часто появляются там, где меньше всего ожидаешь их увидеть. Это же произошло и с Романом Полански: сценарий «Отвращения» был написан всего за 17 дней, а сам фильм снимался исключительно в коммерческих целях. Но кто бы мог подумать, что молодой и начинающий режиссёр так тонко прочувствует внутреннее состояние молодой девушки, ставшей жертвой психического расстройства? Её зовут Кэрол, ей 20 лет. Она очень замкнутая и нелюдимая девушка, отрешенная от реальной действительности и совершенно не замечающая того, что происходит вокруг неё. Казалось бы, никаких причин для такого странного поведения нет: её любят, о ней заботятся, у неё есть хорошая работа, прекрасная внешность и немало поклонников. Только в конце Полански намекает на то, что в раннем детстве девушка получила серьёзную психологическую травму, что стало результатом сексуальных домогательств со стороны родного отца. С тех пор она не может видеть мир таким, каким его видят остальные. Даже в крупной компании она невольно запирается в каком-то собственном внутреннем мире, где нет места никому, кроме неё самой. Вторжение в него каким либо другим человеком девушка переживает очень тяжело. Но что же тогда произойдет в запертой квартире, где Кэрол останется совсем одна? Полански заглядывает в самые темные и глухие уголки её души и обнаруживает там нарастающее, но все ещё дремлющее чувство всепоглощающего страха и безысходности, которое ожидает своего часа. Оставшись одной в замкнутом пространстве, девушка уже не в состоянии выдерживать вновь нахлынувшее на нее ощущение одиночества, ненужности, забитости, и страх начинает медленно выползать наружу. Она сталкивается лицом к лицу с неизведанным вселенским злом, даже не подозревая о том, что оно исходит от неё самой. Возникает мотив двойственности, где главная героиня вступает в отчаянную схватку с собственными галлюцинациями, видениями, страхами. Стоит ли говорить, что со стороны это выглядит более чем нелепо и абсурдно? Трещины в стенах и постоянно меняющиеся контуры комнаты есть не что иное, как очертания её собственного воспаленного сознания, а тянущиеся из трещин руки и неизвестно откуда взявшиеся насильники – плод её собственного нездорового воображения. Но главная проблема заключается в том, что Кэрол уже не может отличить правду от вымысла, реальность от иллюзий, что и привело психопатологический процесс к столь катастрофическим последствиям. Полански противопоставляет девушку всему остальному миру, в результате чего окружающие её люди предстают в довольно-таки жалком и приземленном виде. Особенно это касается мужчин, к которым она испытывает особую неприязнь и отвращение. Отсюда вытекает тонкая ирония Полански в адрес всего земного, плотского, обывательского, которая наиболее остро чувствуется в «Жильце» - фильме, который Полански снял спустя 11 лет. «Repulsion» - гениальное, виртуозно снятое, новаторское и во многом провокационное кино, которым режиссёр бросает вызов всему «нормальному» и «обыденному», всевозможным стереотипам и всяким законам пространства и времени. Полански – чуть ли не первый человек, который осмелился зайти в самые чёрные и страшные глубины человеческого сознания и снял тотальный камерный шедевр, где французская актриса Катрин Денев исполнила одну из своих лучших ролей.
Якобы легендарный фильм. Якобы легендарный постановщик. И легендарная актриса. Но фильма легендарного не вышло, увы. Размазанная на 105 минут тягомотная нудятина. От которой хочется спать... И это фильм ужасов. Чтобы не заснуть - приходилось переходить в режим ХА-ХА... Никакой движухи в сюжете... Половину фильма героиня просто где-то ходит-бродит, вытаращив свои глаза... или просто таращит глаза на камеру, например, лежа на кровати. Ну очень страшно, да. Макияж, кстати, красивый. Смотреть приятно на грамотно накрашенные глаза. По итогам - вопросов больше, чем дано ответов. Откуда пришло безумие - догадайтесь сами. Где тот толчок, который возвел ее паранойю до предела - догадайтесь сами. Как боязнь открытых пространств сочетается с боязнью закрытых - догадайтесь. Как такая чистюля стала такой хрюшкой резко - догадайтесь. Почему никому и дела нет до происходящего в квартире и до пропажи трех человек из жизни общества - догадайтесь. Почему никому совершенно не воняло тухлое мясо - догадайтесь. И так далее, и тому подобное... И вопросов, требующих моих зрительских догадок, гораздо больше. Зачем нужен фильм длинной 105 минут, если я должна сидеть и пытаться догадаться? Обычно старые фильмы дают фору новым именно атмосферностью и проработкой деталей, а игра актеров тех лет всегда выше всяческих похвал. Здесь - увы, все очень печально. Невнятные мужские образы, безумная лохудра с выпученными глазами, мелькающая иногда нехаризматичная сестра... Ну и 'мусорные' персонажи да абсолютно никчемные сцены, лишь тратящие кинопленку и бюджет... До уровня Хичкока - как до другой планеты пешком... Попытка дотянуться видна, но она неудачна. Наверное, трудно найти фильм, который сравнился бы с 'Мизери'... Вот он - практически эталон... За красивые стрелки и ресницы героини: 1 из 10
Остаться наедине со своими кошмарами и страхами Роман Полански разрешил героине «Отвращения»: получился отличный психоделические триллер. Этот фильм относится к раннему периоду творчества режиссера и не перестает шокировать зрителя по сей день. Кэрол играет совсем молоденькая Катрин Денев. С этой ролью актриса справляется на все сто процентов и даже больше. Сюжет фильма сродни традиционному сказочному: родители оставляют ребенка дома одного, дальше начинаются приключения, иногда не самые приятные. В кинокартине Полански старшая сестра Кэрол уезжает в путешествие с любовником. Для Кэрол это событие – катастрофа, она останется одна. Что так пугает ее: одиночество или отсутствие сестры? Роман Полански шедеврально показывает страхи и ужасы, которые ощущает, слышит и видит девушка. На улице она в опасности, дома – тоже. Ей чудятся руки в стенах квартиры, которые пытаются схватить ее. Мужчина в ее реалистичных видениях приобретает гипертрофированную силу – может сдвинуть шкафы, открыть любые двери, подкрасться и надругаться над ней. Мужское начало вообще само по себе вызывает в ней жуткое отвращение. Интересно, откуда оно взялось, не на пустом же месте. Но нет никаких подсказок и намеков, можно только предположить, что когда-то ее кто-то пытался или мог изнасиловать. Шизофренические сцены, раздвоение личности, бред и сумасшествие Кэрол схожи с героиней фильма Даррена Аронофски «Черный лебедь». Но рукоплескать-то надо Полански хотя бы потому, что он первым обратился к этой теме. «Отвращение» вызывает разные эмоции. Это очень сложное и необычное кино, наводящее ужас и страх. Полански знает, как удивить и напугать зрителя. Он великий мастер в жанре психоделического триллера. Браво! 10 из 10
Это фильм о молодой девушке Кэрол Леду, которая страдает тяжелой формой психического расстройства. Проявляется в фильме это не сразу, а постепенно, по нарастающей. Первые 30 минут фильма режиссер знакомит нас с жизнью молодой маникюрщицы, которая живет в съемной квартире со своей сестрой и ее парнем. Мы медленно погружаемся в жизнь главной героини, протекающей от работы до дома и от дома до работы. У девушки даже есть ухажер, Колин, оказывающий ей всякие знаки внимания, но она будто не замечает его, как не замечает и большинства того, что ее окружает. Постепенно через маленькие детали (отрешенный взгляд, повадки, мимику, короткие ответы в разговорах, отношение к мужскому полу), мы начинаем замечать странное отношение к жизни у главной героини, отвращение ко всему. Кэрол Леду оказывается психически больным и опасным для общества человеком. Обостряются эти заболевания в тот момент, когда героиня остается один на один со своими фобиями (сестра и ее молодой человек отправляются на отдых в Италию). Девушку начинают преследовать звуковые и визуальные галлюцинации. Гнетущая атмосфера уныния, одиночества и отвращения пронизывает насквозь все в фильме. Поэтому через 30 минут плавного повествования, зритель настолько погружается в атмосферу жизни Кэрол, что уже, будто сам видит тянущиеся из неоткуда руки и трещины в стене, чувствует на себе страх и отвращение. Особого уважения достойна работа режиссера Романа Полански и оператора Гилберта Тейлора. Превосходно выстроенные кадры, потрясающие своей глубиной ракурсы и планы (чего только стоит сверх крупный план глаз главной героини), игра света и тени – все сработано на отлично. Безусловно, стоит отметить, что Катрин Денев, сыгравшая роль главной героини, создала бесподобный образ закомплексованной, погруженной в мир страхов и фобий девушки, девушки с ангельской внешностью, но способной с легкостью зарезать мужчину. 9 из 10
Несмотря на то, что Полански сам заморал себя и для меня отвратителен, в одной из первых работ он и представил историю «отвращения» — последний кадр фильма окончательно убедил меня. Сама я психолог (хоть и бывший), и для меня это ужасающая отвратительная история бедной девушки, пережившей насилие в семье видимо со стороны отчима или быть может отца, на фоне чувствительной психики: нежелание общаться (ведь можно пригласить подругу или уйти к ней, чтоб не оставаться одной), но она боится уйти из дома, т.к. он для нее и крепость, и защита, и при этом ей уже хочется любви, но она хочет ее только в извращенном отвратительном виде… она не может контролировать себя, потому что маленький стресс — одиночество, выводит из состояния «Заморозки» ее душевное расстройство… Это чудовищная история о том, что нечеловеки-мужчины могут загубить не просто девичью честь, но и их жизнь, и даже жизнь окружающих. Это фильм и про Поланского… Я его ненавижу, но фильм снят прекрасно, прекрасна и Катрин Денев… 10 из 10
Несмотря на то, что Полански сам заморал себя и для меня отвратителен, в одной из первых работ он и представил историю 'отвращения' - последний кадр фильма окончательно убедил меня. Сама я психолог (хоть и бывший), и для меня это ужасающая отвратительная история бедной девушки, пережившей насилие в семье видимо со стороны отчима или быть может отца, на фоне чувствительной психики: нежелание общаться (ведь можно пригласить подругу или уйти к ней, чтоб не оставаться одной), но она боится уйти из дома, т.к. он для нее и крепость, и защита, и при этом ей уже хочется любви, но она хочет ее только в извращенном отвратительном виде... она не может контролировать себя, потому что маленький стресс - одиночество, выводит из состояния 'Заморозки' ее душевное расстройство... Это чудовищная история о том, что нечеловеки-мужчины могут загубить не просто девичью честь, но и их жизнь, и даже жизнь окружающих. Это фильм и про Поланского... Я его ненавижу, но фильм снят прекрасно, прекрасна и Катрин Денев... 10 из 10
Роман Полански является одним из моих любимых режиссеров, и я люблю его кино. Его фильмы всегда своеобразны и необычны, и они несомненно заслуживают внимания. «Отвращение» - психологический триллер 1965 года и весьма смелое и необычное кино для того времени. Кино это похоже на что-то жуткое и мрачное, что шокирует и обескураживает зрителя. Фильм наделен неожиданностями и противоречивой безумной главной героиней. При просмотре попадаешь в ее безумный холодный мир отчаяния и неуравновешенной психики. Мы видим, что главная героиня безумна и психически неустойчива, более того она опасна для окружающих… Катрин Денев замечательная и чувственная французская актриса, которую я люблю и всегда с удовольствием смотрю фильмы с ее участием. В этом жутком безумном триллере о паранойи она играла шикарно: чувственно, хладнокровно и ее героиня действительно получилась жуткой и больной. Не могу не заметить, что кроме отличного актерского таланта, Денев очень красива и сексуальна, и в этом триллере от нее невозможно оторваться. Режиссер данного кино мастер своего дела и человек своей профессии. Его фильмы все разные, и они необычны и сильны. «Отвращение» одно из самых заметных ранних фильмов Полански, которое по сей день остается таким же интересным и необычным. Этот фильм раскрывает больной мир нездоровой девушки, в котором все жутко и страшно. Посмотрите «Repulsion», и это кино унесет Вас в липкую паутину паранойи, в которой застряла главная героиня, шокировав зрителя своей историей… Фильм отличный, и всем киноманом его смотреть обязательно! 9 из 10
Молодая бельгийская иммигрантка Кэрол (Денев) живет вместе с сестрой (Фюрно) и работает маникюрщицей. Кэрол повсюду мерещатся странного вида трещины, а по ночам к ней в спальню бесцеремонно вламывается воображаемый господин, который насилует ее. Как бы не замечая своей ошеломительной красоты, Кэрол ходит на работу и обратно, не сворачивая с дороги, словно Красная Шапочка, которой сказали, что в кустах прячется волк. Никаких друзей, никаких подруг, никаких любовников. Более того, мужчин она панически боится и испытывает к ним глубочайшее отвращение. К ней начинает подкатывать клерк Колин (Фрейзер), но она старается его избегать. Как выяснится позднее, Колину стоило быть осторожнее. Полански, который к своей второй полнометражке уже стал известен на весь мир (видано ли - тридцатилетний польский еврей-беженец зарабатывает первую для страны номинацию на 'Оскар' за лучший иностранный фильм), окончательно укрепился в звании европейского классика. Так снимать могут единицы - девяносто процентов 'Отвращения' происходят в жуткой, вызывающей клаустрофобию квартире главной героини, оставшиеся десять Денев со стеклянными глазами ходит по Кенгсинтону и рассматривает трещины в земле. Беспроигрышный шаг - соединить красивое и непонятное - здесь срабатывает на все сто: никакому Хичкоку не снился тот саспенс, которого удалось достичь Поланскому, используя блондинку в ночнушке, дохлого кролика и труп в ванной. Макабрические видения Кэрол и намеренное использование черно-белой пленки выстреливают так, что даже 'Ребенок Розмари', куда более обласканный и известный люду, смотрится как легкий летний триллер. Можно бесконечно говорить о мотивах мужененавистничества (очень редкий, к слову, в фильмах поляка) и двойничества (его хлеб и соль), но, знаете, боязно как-то. Вдруг за стеной притаилась своя Кэрол? 10 из 10
Чёрно-белый фильм Романа Полански, входящий в трилогию, где так же присутствуют «Ребёнок Розмари» и «Жилец», не перестаёт радовать нас. Буквально всем. Своим психологизмом, своими необычными ракурсами камеры, а так же актёрами и игрой данных. Плюс стоит отметить некоторые моменты (Например, с уличными музыкантами, или статичной съёмкой деталей декора), которые придают определённый шарм фильму. И В данном случае Роман Полански пожалуй крайне редкий режиссёр, кому повезло собрать эдакую синематографическую мозаику удачно. События фильма развиваются вокруг героини Кэрол. Вся такая милая и непосредственная девушка, ходящая с открытой сумкой и часами залипающая на трещинах в земле. Вся такая полная психологических проблем, которые и самой-то ей непонятны. Работая в маникюрном салоне, она грызёт ногти. Будучи вполне красивой, не очень-то любит смотреть в зеркало. Одновременно и любит и не переваривает свою сестру. Периодически полностью погружаясь в себя, она выуживает из каких-то персональных миров… отвращение. Тотальное отвращение ко всему плотскому. Еда, мужчины, а в итоге и свои ногти. Тотальное отвращение к незнакомцу, который дышит в трубку. Который на секунду задерживается в зеркалах. Который соберётся из трещин, обрывков кошмарных снов и частичек чего-то тёмного внутри души… 10 из 10
Шедевр любимого мной Р. Полански в исполнении превосходной женщины Катрин Денев. Фильм о безумии которое рядом с нами, и выглядит оно так, как мы никогда бы не представили себе. Ну по порядку. Катрин Денев я полюбила всем сердцем с того самого момента, когда посмотрела фильм «Лиза» с ее участием, она превосходно сыграла в тандеме с неподражаемым Мастрояни. Уже после этого фильма я заметила, что Денев находили роли, которые сыграть очень сложно, уж больно ее героини характерные и не однозначные. Так и с героиней «Отвращения», молодая девушка с безукоризненной внешностью таит внутри себя хаус, который постепенно выходит из под контроля. Кстати, по мере просмотра фильма сюжет накаляется к финалу достигая своего апогея. К тому же мне вот уже второй день после просмотра кругом мерещится безумцы, не к добру все это. Но разговор о другом. Сюжет фильма рассказывает нам о молодой девушке с психическими отклонениями, которые никто не замечает, ну или не хочет замечать. Но безумство не дремлет и в один прекрасный момент выходит из-под контроля, делаю девушку опасной ни только для себя самой, но и для окружающих. Ад в отдельно взятой квартире и голове, трещины в стенах и таинственные незнакомцы, которых и нет вовсе. Фильм пугающий и очень нервный, пару раз я подпрыгнула на стуле от неожиданности. Советую всем любителям классики и Полански, вы не пожалеете.
Одной из важнейших черт творчества Романа Полански для меня является виртуозная передача чувств героев посредством атмосферы картины. Даже не диалоги, а скорее цвета, эти винтажные краски, даже в новых его фильмах ('Призрак') делают персонажей такими загадочными, что за ними безустанно хочется наблюдать. Ну и, конечно, сами актеры, находясь в такой лакомой обстановке таинственности, холодности, не проигрывают на этом фоне и не предают то, ради чего режиссер ставит свой фильм. 'Отвращение', снятое Полански в 1965 году, во время, когда цветная пленка была уже в ходу, имеет ярко-выраженный нуар-стиль и к тому же сочетает в себе элементы триллера, построенного на грани мистики, однако как таковой ее там нет. Пугающие главную героиню сновидения, галлюцинации или же просто плоды ее больного воображения - не что иное, как метафора ее жизни: находясь в неродной стране, Кэрол чувствует себя чужой и одинокой, а заодно медленно, но верно сходит с ума. Видеть Катрин Денев в таком заманчивом амплуа несколько аутичной девушки, при ее французском шарме и великолепном раннем актерском таланте, безусловно, приятно. В рамках своей роли она смотрится очень органично, все действие сконцентрировано на ней, и с этой задачей она справляется блестяще. В итоге, мы имеем деликатес от мастера Полански, выполненный в присущей ему манере - кинематографическая роскошь соединяется в картине в метафоричных образах и нескучном действии, смотрящимся гораздо более увлекательно и порой неожиданно и даже пугающе, чем современные аналоговые постановки.
«Миром правит безумие. Будем бороться с ним или присоединимся к нему?» Эшли Брильянт В далеком 1965 году в Лондоне Роман Полански, тогда еще малоизвестный, но падающий большие надежды режиссер, снимает свой второй полнометражный фильм «Отвращение». Вместе с позднее снятыми «Ребенком Розмари» и «Жильцом», этот фильм образует так называемую «квартирную трилогию», главными чертами которой являются страх, граничащий с безумием, абсурд, замкнутое пространство. Главная героиня этого фильма – молодая и необыкновенно привлекательная девушка по имени Клэр (Катрин Денев). Она относится к разряду тех девушек, на которых невозможно не обернуться, проходя мимо на улице. Но, не смотря на всю ее привлекательность и обаяние, она весьма и весьма странная. Про таких говорят – «Не от мира сего». Создается впечатление, что она живет в своем особом мирке, где место есть только для нее и не для кого и ничего более. Все, что пытается проникнуть в ее мир, вызывает у нее «приступы» отвращения. Ее мир полон страха, и зрителю не дается объяснений его возникновения. Мы можем лишь предполагать, что это отголоски прошлого, детства главной героини (судя по фотографии), но не более того. В стенах появляются трещины и оттуда вылазят руки, каждую ночь появляется незнакомый мужчина, таинственные звонки с молчанием на том конце провода. Полански не дает ясной картины происходящего, не объясняет, что и почему происходит с Клэр, но он блестяще играет со зрительскими эмоциями. Во время просмотра этой картины, нередко становится жутко, не по себе. На мой взгляд, это отличный психологический триллер, пусть и не совсем привычный для современного зрителя, в котором сочетаются блестящая актерская игра и потрясающая режиссерская работа. 10 из 10
Примерно такой фразой провожают главную героиню манекенщицу с работы, не подозревая, что лучше уж ей было оставаться в человеческом обществе. Ведь оно хоть как то купировало все её потаённые страхи. Полански в 'Отвращении' поистине изумляет, это первый его фильм, где он полностью погружает зрителя в свои тёмный мир людских страхов и комплексов, позднее мы увидим это и в 'ребёнке Розмари' и в великолепном 'Жильце'. И действительно мир Полански уж очень похож по содержанию на миры Кафки, его герои также идут по тесной дорожке, выкованной для них непонятно кем, не задаются вопросами о происходящем, а принимают его в качестве единственно верной реальности. Так и Катрин Денёв здесь ни на секунду не сомневается в своих чувствах, голос разума полностью отключён, она готова с головой кинуться в омут захвативших её чувств. И как всегда должны быть спусковые крючки ведущие к взрыву и к неизбежному концу, в 'отвращении' это появление в её жизни мужчин и, конечно отъезд сестры. Наша героиня превращает квартиру в некое отражение своего внутреннего мира и чем дальше, тем больше она обрывает се связи с реальным миром и погружается в глубины себя, к несчастью простака влюбившегося в неприступную девственницу и супервайзера зашедшего за деньгами. А квартира тем временем обрастает трупами, и как в её видениях комната трещит по швам так, трещит по швам и жизнь девушки. Большую часть фильма нам упорно показывают быт двух сестричек, старшая встречается с мужчиной и по своему счастлива, а мы следуем по пятам за младшей к месту её работы, и обратно домой. И чем больше мы наблюдаем за ней тем больше понимаем, какое отвращение у неё вызывает всё, что касается мужчин. Когда через видения, к ней приходит мужчина, нам дают понять, что подобное отношение к мужчинам она получила вследствие травмы, как собственно и последняя сцена с фотографией. Хотя может Полански сознательно уводит нас в сторону такого понимания вещей, а на самом деле всё обстоит иначе, кто его знает. Главная героиня особенная девушка, кстати говоря исполненная особенной актрисой, и несмотря на то, что она презирает не только мужчин, но и большую часть нашего мира в целом и всерьёз не понимает как другие женщины встречаются с мужчинами и почему переживают из за них, и вообще лучше для неё бродить по городу в одиночестве и погружаться в свои миры, она является притягательной для мужчин, как необычный фрукт, который тяжело сорвать. Именно поэтому бедолага, которому наскучили обычные доступные девушки и погнался за ней, и чем больше он понимал, что она не интересуется им, тем больше хотел её. В итоге мы имеем первоклассный фильм со 100% эффектом погружения. Неисчерпаемая тема зла и хаоса внутри человека - благородная тема, а после обработки Полански она становится безупречным бриллиантом. 9 из 10
Фактически это моя первая рецензия и я понятия не имею как они должны писаться, но что-то подталкивает написать её в первый раз именно к этому фильму. Сегодня хотелось посмотреть что-то из жанра хоррора. И почему то наткнулась на этот фильм, хотя это описание ему не совсем подходит. Мне сразу приглянулось то, что в нём снимается Катрин Денёв, видеть прежде мне её ещё не доводилось, но о ней я слышала и стало любопытно. Мне очень понравилось, то что фильм черно-белый, это придает ему такую замкнутость и мрачность. В фильме почти нет диалогов, но это и не минус, так как фильм сам по себе строится только на действиях и мимике. Музыкального сопровождения в фильме почти нет, чего в принципе и следовало ожидать от фильма тех лет. Музыка используется разве что для придания эффекта в напряженных сценах. Главная героиня по началу представляется очень милой и ничего в ней нет такого необычного. Она очень хороша собой, что придает картине этакую изюминку. Сложно понять некоторые действия Кэрол, она ведёт себя странно, иногда на несколько минут замирает уставившись в одну точку, иногда и вовсе начинает что-то с себя смахивать. Она вся такая несобранная, рассеянная, заторможенная и даже начинает немного раздражать, но вскоре становится понятно, что она не в порядке, мягко говоря и это проходит. Название как нельзя лучше подходит к этому фильму. В нём можно искать много смысла, зарытого где то в глубине. Можно воспринимать его как обычную историю о девушке с психическими расстройствами. А можно не думать не о чем и просто смотреть фильм. Я пожалуй выберу второе. Так как мне не хочется искать в фильме какие-то скрытые сравнения и распознавать посыл, хотя его вероятно и не существует. Кэтрин Денёв, не могу не отметить актёрскую игру. Вообще в фильме очень мало внимания уделено второстепенным героям, да это и не нужно. Вот потому-то и предоставилась возможность как нельзя лучше оценить актёрские данные актрисы. Ведь она была в центре внимания. Вообще, я бы конечно не сказала, что поражена, но и не разочарована. Не больше, не меньше. Все что требовалось. Девушка в каком-то гипнотическом состоянии у неё получилась. Но могу сказать, что она меня заинтересовала и я бы с радостью посмотрела ещё какую-нибудь её картину. Фильм мне понравился. Не запал в душу, не оставил следа. Я просто получила удовольствие от просмотра. Хорошая актёрская и режиссерская работа. Рекомендую. 8 из 10
Несмотря на скандальное прошлое этой персоны, Роман Полански считается одним из самых уважаемых кинорежиссеров в мировой истории. Ему удалось выпустить несколько фильмов, впоследствии ставших культовыми в том или ином жанре, а сам режиссер был удостоен целого множества различных наград. Еще одна особенность режиссера – то, как ему мастерски удавалось снимать фильмы ужасов и мистические триллеры. Собственно, именно на них режиссеру удалось пробиться в Голливуд. Так, одной из его ранних работ является психологический хоррор «Отвращение». Синопсис Кэрол, молодая маникюрщица из восточного Лондона, страдает тяжелым психическим расстройством. Она испытывает крайнее отвращение ко всему плотскому, касаниям людей и проявлению чьих-либо чувств. Справляться с этим недугом ей всегда помогала её сестра Элен, у которой, однако, есть своя жизнь. Так, Элен уезжает на две недели с любовником с Италию, оставив Кэрол одну в огромной квартире. Наедине с собой Кэрол погружается в пучину кошмарных иллюзий, которые сводят девушку с ума, ставя окружающих людей в смертельную опасность. Игра актёров По большому счету «Отвращение» - это фильм одного актера, где присутствуют другие персонажи, но они играют лишь опосредованные роли. То есть центральное место в картине занимает фигура загадочной Кэрол в исполнении красавицы Катрин Денёв, для которой участие в этом фильме стало первым и чуть не единственным случаем фильма ужасов в её фильмографии. Актриса воплотила образ классического антигероя, точнее антигероини, которая, с одной стороны, воплощает в себе саму невинность, с другой, средоточие бездушного зла и безумия, сеющего вокруг себя хаос и смерть. Режиссура Успех «Отвращения» был обусловлен многими факторами, но, прежде всего, абсолютно новым взглядом на тему человеческого безумия и его подачей под совершенно новым для того времени ключом. Используя особый стиль съемок, камеру держа буквально у лица героя, сосредотачивая внимание на эмоциях героини, оживляя безумные фантазии, Полански погрузил зрителя в нечто подобное сомнамбулическому сну, в котором реальность тесно переплетается с вымыслом, стоящая перед глазами картинка заставляет не на шутку понервничать. Особенно ценным показалась атмосфера замкнутого пространства, которое, однако, таило в себе целый мир кошмаров и ужасов, не дававших героине ни минуты тишины и покоя. Сценарий Действие сюжета происходит преимущественно в восточном Лондоне, где среди невысоких домов живет молодая бельгийка Кэрол вместе со своей сестрой Элен. Кэрол работает маникюрщицей в салоне красоты, ежедневно обслуживая пожилых дам, всё еще надеющихся доказать миру, что молоды и душой, и телом. Её сестра Элен встречается с любовником средних лет. Порой эти встречи заканчиваются громким интимом, который Кэрол вынуждена слушать всякий раз перед сном. За Кэрол ухаживает молодой и симпатичный англичанин Майкл, который безуспешно пытается понравиться ей. На первый взгляд, у Кэрол вполне обычная жизнь. Но в действительности не всё так просто. Девушка страдает странным психическим недугом, из-за которого испытывает отвращение буквально ко всему: к Майклу, к пожилым женщинам у себя на работе, к любовнику сестры, к стряпне Элен, к касаниям, проявлению и чувств и так далее. По этой причине Кэрол никак не может наладить нормальную коммуникацию с окружающим миром. Ей всё время кажется, что её кто-то преследует, что по ночам кто-то ходит по её квартире, а всякий раз в кровати ей кажется, что её насилует какой-то бродяга. Ситуация усугубляется, когда Кэрол остается одна на две недели, так как Элен уезжает со своим любовником в Италию. С этого момента, жизнь девушки буквально трещит по швам. Квартира действительно покрывается гигантскими трещинами, а из стен вылезают руки, которые пытаются дотронуться до Кэрол. В окружении такого безумия девушка начинает сходить с ума и представлять опасность для окружающих, а значит, что прольется невинная кровь. Итог В общем и целом, «Отвращение» получилось очень эффектным кино, в котором пересекаются психология, драма и ужасы, приобретающие сюрреалистические формы человеческого восприятия. В общем без лишних слов рекомендую к просмотру.
Я не считаю себя любителем французского кино. Хорошо идут некоторые комедии и то под энное настроение. Меня раздражает эротизм, который французы отражают почти в каждой ленте, также мне не близок их менталитет. Тем не менее, иногда я позволяю себе посмотреть французские фильмы, которые заинтригуют аннотацией. О ленте 'Отвращение' я знал. Как ценитель жанра 'ужасы', 'триллер', просто не мог не знать. Нет, я не считаю старые картины 'старомодными', 'неактуальными', 'морально устаревшими' и пр., чем тут обозвали данную картину. Старые фильмы зачастую глубже современных, потому что держатся не на блатных актёрах и спецэффектах, а на работе режиссёра, сценариста, актёра и оператора. Других составляющих тут нет (музыка вторична). Нет, ну какие современные фильмы ужасов вас пугают, уважаемые нелюбители 'старомодного'? Такие действительно существуют? Всё, что выдают поисковые системы по фразе 'лучшие фильмы ужасов 21-го века' — просто фильмы. Не страшные, зачастую и неинтересные. Кто их признал 'лучшими' — не знаю и знать не хочу. Это всё к тому, что показатель качества — это не год фильма. Это материал, постановка, игра, идея и так далее. В триллере героиня Денёв 'мстит' похотливым мужикам за их навязчивость. Да, она больна шизофренией, но именно галлюцинации по этой теме терзают её разум. И мне совершенно не жаль этих жертв, павших от её рук. Слишком навязчивы и извращены. Такие люди забираются в кишечник и сидят там. В обществе это считается нормой. Я не оправдываю убийства главной героини, просто я не считаю её чудовищем. Скорее, она заслуживает сочувствия. Ощущается крепкая работа режиссёра. Смог ли он погрузить в сценарий? Смог. Было несколько интересных находок, заставляющих напрячься: рука под кроватью, бесовской взгляд Денёв, то, как она снова и снова вскидывала руку, нанося смертельные удары (в такие моменты казалось, что в ней сидит демон). Да и сама квартирка, как у Булгакова, 'нехорошая квартирка'. Было в ней нечто пугающе-атмосферное. Что мне не понравилось, так это первая часть фильма (уныло), французский эротизм (тяжкий вздох). В целом, фильм достоин просмотра и неплохой оценки. Но для того, чтобы данный триллер показался интересным, смотреть его желательно в определённом настроении, когда хочется... тихого мрака, назову это так. 7 из 10
Молодая девушка Кэрол (Денёв) — классический социопат и мизантроп с явными проблемами в психике. Она может надолго замкнуться в себе, не терпит ничьих прикосновений, особенно мужских, не любит выражать свои чувства, боится людей и тихо бесится от присутствия в квартире друга своей сестры Хелен (Фюрно), с которой она живёт вместе. В тот момент, когда Хелен с парнем уезжают на отдых, Кэрол остаётся одна в большой, тёмной квартире. Сможет ли она противопоставить что-то собственным страхам и фобиям? Фильмом 'Отвращение' молодой и, по большому счёту, никому тогда не известный режиссёр Роман Полански в 1965 году смог громко заявить о себе, попутно начав так называемую 'квартирную трилогию', которая впоследствии станет чуть ли не визитной карточкой европейского кинематографиста. Ключевыми элементами этой серии фильмов, в которую также входят такие ленты, как 'Ребёнок Розмари' и 'Жилец', являются ограниченное пространство, абсурдные кошмары, жёсткое противостояние внутреннего мира персонажа с внешними раздражителями, жуткая атмосфера животного страха и скрупулёзное исследований глубин человеческой психологии, в особенности, касаемо замкнутых и не похожих на других индивидов. Вся суть этих фильмов (впрочем, насчёт 'Жильца' не могут быть уверен, не смотрел) именно в атмосфере. А в таких случаях очень важна психоэмоциональная связь, соответствующее настроение и мировоззрение зрителя. К сожалению, вынужден констатировать, что при всех безусловных творческих и технических достоинствах картин 'Отвращение' и 'Ребёнок Розмари', сняты они всё-таки не для меня. А поэтому и отвечать взаимностью я им не обязан. Впрочем, если 'Ребёнок Розмари' мне совсем не понравился, то к 'Отвращению' у меня более спокойное отношение. Не могу отрицать, что в картине есть несколько потрясающих с постановочной точки зрения сцен, в которых внутренние демоны Кэрол находят своё отражение в реальном мире. Конечно, это и классическая сцена с коридором и руками, и расширяемые пространства ванной и гостиной, и затягивающие в омут меланхолии прогулки Кэрол по городу, и потрясающие в своей жестокости, беззвучные сцены ночных видений. Однако в целом фильм 'Отвращение' не зацепил меня ни одним из крючков, щедро разбросанных Романом Полански по полотну картины. Я не понимаю эту героиню, не сочувствую ей, не испытываю жалости или сострадания. Для меня Кэрол — сумасшедшая аутистка, место которой в психиатрической больнице. Да, я прекрасно понимаю, что во многом картина 'Отвращение' и снята для противопоставления такому мнению, мол, большинство любит лепить ярлыки на тех, кто не вписывается в общепринятые рамки, и мол это плохо. Но не убедил меня Роман Полански. И не убедила меня невероятно талантливая актриса Катрин Денёв, которая, конечно, сделала всё, что могла, и смотрелась просто потрясающе. Таким образом, я однозначно могу посоветовать фильм 'Отвращение' всем, кому интересна история кинематографа, а также тем, для кого общение с людьми представляет настоящую проблему. Мне же приходится признать, что эта картина меня просто не зацепила. Однако она, безусловно, снята интереснее, чем затянутая и скучноватая лента 'Ребёнок Розмари' 7 из 10
И вот 22-летняя Катрин Денев берет в руки бритву, достает лезвие и начинает полосовать им лицо не к месту навестившего ее домовладельца... Уже только это вызывает приливы счастья и восторга во всех мышцах. Сомнамбулически отрешенное выражение лица юной будущей великой актрисы и совершенно больное поведение ее героини сделали свое дело - Кароль Ледуа до сих пор (да и уже навсегда, учитывая кинографию актрисы) считается одной из лучших ролей Денев. 'Отвращение' - не только первый англоязычный фильм Романа Полански, но и самое его неприятное и отталкивающее полотно, от созерцания которого невозможно оторвать глаз. Сексуальные ужасы смешаны в одно с мастерским использованием звука, результатом чего становятся безостановочные процессы развития шизофрении в хрупких зрительских мозгах. Часы тикают, Катрин Денев в шоке впивается ногтями в матрас - и непроизвольно останавливаешь дыхание, потому что в той квартире, где трескается потолок, а из стен торчат руки - воняет - и эту вонь чувствуешь (да, может это я чувствую, потому что у меня тонкая душевная организация, а кто не чувствует - так вас, товарищы слоноподобные, извините, скрабом с дегтем не отдерешь). А дело в том, что у Кароль Ледуа, маникюрщицы-блондинки, патологическая ненависть к мужчинам и любой контакт, аудио- или просто визуальный, вызывают в ней приступы отвращения. Отвращение у нее вызывает и еда. Таким образом, пока ее сестра, у которой Кароль живет, по ночам бурно веселится со своим любовником и плюс еще в холодильнике обнаруживается совершенно уродливая туша кролика, которого надо бы приготовить, да все рестораны да рестораны - психическое отклонение у девушки начинает стремительно развиваться. А тут еще сестра уезжает на две недели в отпуск и оставляет Кароль в квартире совершенно одну, наедине с ее галлюциногенными кошмарами. Темы изоляции и клаустрофобии, которые Полански яркими экспрессионистскими красками изображает в так называемой 'квартирной трилогии' (кроме 'Отвращения' в нее входят 'Ребенок Розмари' и 'Жилец'), несомненно приходят из ужасов, которые пришлось перенести режиссеру в краковском гетто. В почти идеально информационном обществе, где мы с вами так умело живем, это выглядит еще более пугающе и истерически правдиво. P.S. В своей автобиографии за 1984 год Полански иронически пишет, что он и автор сценария Жерард Браш в первую очередь рассматривали 'Отвращение' как 'средство для достижения цели': они хотели сделать кассовый фильм для того, чтобы в последствии профинансировать полученными доходами 'Cul De Sac' - более личный и менее коммерческий фильм с родной сестрой Катрин Денев - Франсуазой Дорлеак - в главной роли. 10 из 10