Акт возмездия. «А вы верите в Бога?» Во время Первой мировой войны (в России её называли «Великой», «Второй Отечественной») Германии удалось привлечь на свою сторону около семи с половиной тысяч подданных Российской империи. Во время Второй мировой войны против СССР воевало около миллиона (из них около пятьсот тысяч этнических русских) бывших советских граждан. И ещё воевали русские эмигранты. Не все. Но воевали. Осознанно. Свои против своих. Гражданская война продолжилась. Особенно беспощадной она была на оккупационных территориях. Партизаны оказывали активное сопротивление врагу. Особенно предателям. Тем, кто стал служить «Великой Германии». Именно на эту тему снят фильм «72 часа». Жаль, что авторам не удалось отойти от идеологических штампов и художественных промахов. Но и при таком однозначном посыле фильма Киры Ангелиной возникают серьёзные размышления о человеке, его нравственном выборе, об ответственности за свои поступки и слова, о взаимосвязи компромисса со своей совестью и его последствиях. Самый сильный эпизод фильма — столкновение позиций братьев. Вот она — гражданская война в действии. Пока только на словах и кулаках. Почему-то веришь всему: и ненависти к большевикам у Дмитрия, и невыносимости мысли о служении немцам у старшего брата, и удивление-растерянность у младшего брата, и глубокое сопереживание предчувствия нравственной катастрофы Дмитрия у его любящей матери. Символична сцена в храме. Дмитрий пришёл за прощением своих грехов, но покаяния в его душе нет. Он сам, добровольно, отпал от Божьей милости. И потерял себя. И продолжает нисхождение в ад. Жаль, что фильм потерялся в идеологических установках, прямолинейных фразах, однозначных типажах, подчас надуманных ситуациях, художественных просчётах. Замечательная линия матери и братьев, заявленная в начале фильма пропала непонятно куда. И только линия матери искусственно проявилась в финале. Образ Егора так и не проявился во всей своей полноте и неоднозначности. Образ отца Сергея создан непоследовательно. (Почему батюшка осуждает Дмитрия, а не замечает о том, что Бог ему судья?) Образы членов подполья упростили до поверхностных положительных типажей. Образ Дмитрия получился противоречивым. Если он идейный борец против советской власти, то зачем все эти ужимки-замашки подлеца-убийцы. Если он подлец, жаждущий власти, то при чём тут ненависть к большевикам. Подобные подлецы, насколько известно, находились и среди бывших комсомольцев и коммунистов, в душе которых карьеризм и приспособленчество вытесняли ростки совести. Поэтому вопрос о том, откуда берутся предатели, так и повис в воздухе. Авторы фильма не заинтересованы в этом вопросе. Авторы идеализируют тех, кто верит в советские идеалы. И прибавляют к этому православную веру, против которой советские идеалы и боролись. На повестке сегодня идеализация всего советского, оправдание репрессий, обеление карательной деятельности советских органов, искажение мотивов поступков персонажей в угоду идеологии, упрощение художественного подхода в делении персонажей на «плохих» и «хороших». И все эти фильмы часто находят восторженные отклики зрителей, ведь все акценты уже расставлены и задумываться не нужно. А талантливые честные работы порицаются шквалом гневных отзывов, ведь художественная правда в них преломляется в сознании с реальной действительностью, от которой хочется спрятаться и отмахнуться. Словом, всем, кому нравится честное талантливое кино, можно посоветовать экранизации Василя Быкова ('Знак беды»,«Круглянский мост», ««В тумане»), российские фильмы-события «Свои», «Кукушка». А тем, кому нравится идеологическое «правильное кино», можно посоветовать «72 часа». Думаю, оно понравится.
Когда на Советский Союз напала Германия, никто не смог остаться в стороне от этих кошмарных событий. Армия фашистов не собиралась отступать до того момента, пока вся наша страна не пала бы под их натиском. Первые месяцы войны были наиболее страшными, потому что мы попросту не смогли организовать должное сопротивление и терпели одно поражение за другим. Но все же фашисты не взяли в расчет, что сломить нас не так просто, как может показаться. Как известно, на фронт шли и старики, и молодежь, но далеко не все были годными для того, чтобы попасть на войну. Все-таки детей до последнего старались оберегать от этого кошмара, однако сдержать стремления всех молодых защитников Родины было просто невозможно. История знает немало случаев, когда школьники проигнорировав прямой запрет отправлялись служить в Красную армию или партизанские отряды, рука об руку воюя против захватчиков со старшими товарищами. И это как нельзя лучше иллюстрирует силу духа нашего народа, не привыкшего стоять на коленях. Советский кинематограф неоднократно экранизировал подвиги школьников, бросивших вызов полчищам Гитлера. Взять хотя бы «Молодую гвардию», как по мне один из лучших фильмов о войне. В наши дни достойные фильмы о Второй Мировой встречаются гораздо реже, нежели ранее, но не может не радовать то обстоятельство, что они все-таки снимаются. Мое внимание приковали «72 часа», в которых главные роли сыграли Лиза Арзамасова и Александр Зельский. Данный фильм пропитан настоящей человеческой драмой и сильными поступками, благодаря которым мы смогли почувствовать, что такое жизнь в мире без войны и деспотии. История, показанная в этом непростом фильме, берет свое начало отнюдь не в военное время. Случайная встреча давних знакомых оборачивается неожиданными последствиями. Приметив подозрительного человека в интеллигентных очках, капитан Борис Каленов узнает в нем Дмитрия, предателя, некогда переметнувшегося в стан врага незадолго до того, как он собирался пойти штурмом на Москву. Поднявшийся шум привлекает внимание правоохранительных органов и теперь у следователей есть всего лишь 72 часа, чтобы доказать вину подозреваемого… А тем временем повествование делает скачок в прошлое и мы видим, с чего же именно начиналась вражда героев. Сюжет переносится в Ставрово, ставшего форпостом немецких войск. Самоотверженный юноша Алексей добровольно уходит в партизанский отряд под руководством Каленова, в то время как Дмитрий припоминает большевикам отвратительное отношение к его близким, и переход на сторону оккупантов. У каждого из парней своя правда, но предавать Родину никому не позволено. И это только начало трагических событий, которые будут напоминать о себе еще целыми десятилетиями после окончания войны. Сюжет выстраивается в формате необыкновенного исторического детектива. Постоянно перескакивая между эпохами, события постепенно раскрывают загадки, заложенные в сценарий. Режиссер не спешит вводить действие в активную фазу, уделяя немало времени раскрытию характеров героев. Все-таки «72 часа» нельзя назвать исключительно военным боевиком. Это скорее напряженная жизненная драма, замешанная на доблести и предательстве. В связи с этим основной упор фильма делается на актерский талант молодых исполнителей, включая уже упомянутых Арзамасову и Зельского, а также Митю Лабуша, сыгравшего Дмитрия столь неоднозначно, что он превращается в наиболее интересного персонажа истории, затмив собой положительных героев. Уверенно заявляю, что «72 часа» являются достойным памятником павшим героям Великой Отечественной Войны. Этот фильм показывает истинную суть героизма с человеческим лицом. Здесь нет карикатур и стереотипов. Режиссер смогла разорвать пелену откровенной пропаганды и идеализации подвигов, сосредоточившись на конкретно взятых людях, раскрывшихся перед нами без остатка. Кто-то готов пожертвовать собой ради Родины, понимая, что отступать дальше некуда, а кто-то наоборот привык подстраиваться под ситуацию и без зазрения совести изничтожать товарищей, словно они для него ничего не значат. У каждого своя война и несказанно радует, что в ней победили настоящие герои, и не подделки, неспособные выбрать правильную сторону. 8 из 10
72 часа на то, чтобы разобраться и принять решение, именно столько по старому уголовно-процессуальному кодексу отводилось для предъявления обвинения или признать задержание ошибочным. Режиссер вместила эти трое суток в чуть больше полутора часов, и получилась полная драматизма лента. Особенностью композиции является то, что показаны события двадцати лет с 1935 по 1956 годы, их переплетение «выхватывают» атмосферу времени и погружают в него зрителя, не оставляя равнодушным к происходящему на экране. С одной стороны это фильм о войне, о героизме и предательстве, о любви к Родине, а с другой стороны это кино о простых людях, в силу обстоятельств застигнутые войной в маленьком городке, которые сражались с врагом и умирали, любили, верили, жили - просто и без патетики. Зрителю не показаны бои с большим количеством солдат и техники, нет и сцен массовых казней, но атмосфера гнетущая - смерть как будто входит в жизнь жителей городка, становится неотделимой частью бытия. Большое внимание создатели уделили не динамике ленты, а раскрытию характеров и внутреннего мира показанных героев. Конечно это фильм и о предательстве, причем осмысленном, не вызванном животным страхом выжить, а именно планомерном, идейном, когда готов убивать, только чтоб утолить собственную жажду мщения и изничтожить, что было дорого людям. Немцы враги, но они понятны, а вот свои, ставшие на путь сотрудничества и создающие атмосферу насилия, их как понять? Понять их конечно можно, но простить никогда. И мелкими штрихами в виде реплик героев фильма, и крупными мазками в виде эпизодов режиссер доносит это до зрителя. Актеры дополняют атмосферу драматизма своей игрой – Алексей Шевченков сыграл с надрывом своего персонажа. Его герой разрушил свою жизнь чувством вины за смерти других людей, за их юность отданную за Родину, за неосуществимые мечты и только исполнение своего морального долга позволит ему попытаться снова запустить часы жизни в правильном направлении. Лиза Арзамасова и Александр Зельский сыгравшие подпольщиков сумели передать цвет той юности, которая была принесена в жертву войне. Простые, местами прямолинейные характеры их героев, со своими страхами и сомнениям, не оставляют равнодушными зрителя и взывают к отмщению тем, кто оборвал их жизни. Антигероя в молодости сыграл Дмитрий Лабуш, несмотря на молодость он матерый осатаневший от жестокости волк, ненависть движет всем его существом, и пожалуй его игра стала самой сильной, т. к. роль подразумевала, что сыграть надо за пределом возможности, актер справился. В зрелом возрасте Дмитрия сыграл Анатолий Гущин, который показал продолжение антигероя больше десяти лет скрывающегося под чужой маской, но оставшегося все таким же волком. Война, прошедшая по судьбам людей, исковеркав, изуродовав души одних, других лишив жизни, дала силы и волю жить дальше третьим, которым предстояло совершить справедливое возмездие. Кино получилось не слащаво-приторное-пафосное (чем последнее время грешат ленты о войне), а жесткое в канве событий и эпохи, о которой повествует. 8 из 10
События Великой Отечественной Войны по праву считаются наиболее трагическими страницами нашей истории. С высоты прошедших лет мы вспоминаем подвиги наших родственников и поражаемся, какой стойкостью убеждений они обладали. На защиту необъятной Родины становились люди самых разных национальностей – русские, украинцы, белорусы, казахи и многие другие отважные герои, не побоявшиеся поставить на кон судьбу. Они понимали, что рассчитывать можно исключительно на самих себя, иначе неумолимо наступавшие войска фашистской Германии не оставят камня на камне от наших городов и поселков. Согласно документам и официальной хронике, Советский Союз может похвастаться неисчислимым количеством настоящих героев, которые были готовы пожертвовать собственной жизнью, лишь бы повернуть немцев вспять и освободить родной край. К сожалению, далеко не все подвиги героев известны широкой общественности, но такие фильмы, как «72 часа» искореняют подобную несправедливость. Под руководством Киры Ангелиной, уверенного и знающего режиссера, разыгрывается невероятно драматическая, пронзительная история, повествующая о противостоянии партизанского подполья с отрядами фашистов, готовящихся наступать на Москву. Поставив в центр внимания образы отважных героев и неоднозначных злодеев, создатели раскрыли нам наиболее трагические страницы отечественной истории, о которых мы до недавнего времени даже не подозревали. Итак, основной сюжет фильма разворачивается в первые месяцы Великой Отечественной Войны. Фашистская Германия сметает сопротивление Советского Союза и постепенно продвигается вглубь страны, оставляя по себе пепелище и горы бездыханных тел невинных граждан. Кажется, что никто не сможет остановить захватчика, но именно в такой ситуации наш огромный многонациональный народ готов сплотится воедино, чтобы раз и навсегда показать немцам, кто истинный хозяин на исконных русских землях. События переносят нас в небольшой городок под названием Ставрово, что расположен в Калужской области. Не представляя из себя особой промышленной ценности, город тем не менее стал ключевой точкой для атаки на Москву. Вокруг Ставрово расположены ключевые транспортные развязки, контроль над которыми позволит захватчикам без особых проблем захватить столицу. Понимая это, руководство Красной армии стимулирует создание партизанского отряда, состоявшего в основном из школьников старших классов и первокурсников, среди которых находится и Алексей (Александр Зельский). Не собираясь отсиживаться в тылу, он понимает всю опасность предприятия и готовится выступить против немцев, рискуя всем, что у него есть. Однако исполнить предписания руководству будет нелегко, потому что на сторону захватчиков становится Дмитрий (Митя Лабуш), любимец девушек и в тоже время обозленный на советскую власть парень, увидевший немалые перспективы в сотрудничестве с врагом. Таким образом на фоне эпических исторических событий разгорается неподдельная человеческая драма, окончание которой придется ждать не одно десятилетие. Особенностью фильма можно назвать то, что в отличии от большинства жанровых собратьев, пытающихся показать военную эпоху через призму эффектных боев, он в первую очередь концентрируется на взаимоотношениях между людьми. Сделав ставку на драматическое развитие отношений, создатели «72-х часов» поступили, несомненно, правильно, показав какие причины двигали героев на те или иные поступки, и какие именно факторы сформировали их мировоззрения. Характеры Алексея и Дмитрия являют собой противоположности друг другу, но Кира Ангелина не спешила клеймить предателя, как записного врага народа, а постаралась показать, почему он выбрал сторону врага, чем руководствовался. Простить его за все грехи мы не сможем, но следить за развитием непростой судьбы Дмитрия однозначно интересно. Примечательно, что и Алексей не предстает пред нами, как идеальный герой без страха и упрека. Да, он вызвался выполнить опасную миссию, но при этом он выглядит и действует, как настоящий живой человек со своими страхами и сомнениями. В этом и заключается суть фильма, раскрывающего войну с иной, человечной и до боли драматичной стороны. В итоге хочу сказать, что «72 часа», это невероятно драматичный и напряженный фильм, который не отпускает зрителя до самого финала. Все мы знаем, чем окончилась Вторая Мировая Война, однако история, разыгравшаяся в Калужской области, выдерживает интригу до самого конца. Благодаря этому просмотр протекает словно на иголках, и ты переживаешь за исход событий так, словно принимаешь в них активное участие. Нечасто фильмы о войне вызывают столь сильные эмоции, и я хочу поблагодарить съемочную группу за эти неповторимые впечатления. 8 из 10
Новая картина о войне, вышедшая на экраны под важнейший для нашей страны и всего мира тоже праздник День победы, иллюстрирует эту трагедию всего человечества на ранних своих этапах. Фашистские захватчики обращают свой взор на небольшой городок. Рассказывается о стратегической значимости Ставрово (так он называется). Там, вблизи линии фронта оккупанты и расположили свой гарнизон. Русские не сдаются! Это не просто девиз. Это беспрекословное следование душевному порыву. Особенно когда враг расхаживает по нашей земле. Так и в нашей истории. Истории, к слову, не вымышленной! В такой ситуации, в которой оказались ставровцы, не могло не зародиться партизанское движение. Кроме того, наилучшим образом, с детальным раскрытием главных персонажей, нам ведают историю двух товарищей, которые с самого детства вместе. И уже не секрет, что одному суждено было стать комсомольцем, другому – быть предателем. Но это синопсис. В картине подробно описывается и показывается: почему кто-то радеет за Русь (да даже – за Родину, за Сталина, за комсомол) – это несложно. Характер раскрыт иной. Когда ещё с незапамятных времён затаилась обида на большевиков. А вообще история идёт двумя временами. Прошлым – военным. И нашим. И именно поэтому лента носит название «72 часа», что задержанного необходимо было мотивированно обвинить, что он в годы войны, считай, работал на фюрера. Актёры предстали в своём великолепии. Алексей Шевченко, Митя Лабуш… да молодцы ведь! А Лиза Арзамасова? Это уже, извините, не «папина дочка»!.. Фильм получился глубоким и содержательным. Притом, что хронометраж нисколько не напрягает. Посмотреть его определённо стоит! А такой важный для страны приближающийся день подойдёт для этого как нельзя лучше!..
Фильм категорически не понравился. В первую очередь из-за образа главного злодея. Кто же мог убивать своих соотечественников и служить на полицаев? Конечно, тот, кто презирал советскую власть. До чего же омерзительное и шаблонное мышление. Он орёт своим братьям: 'Вы идёте защищать усатого!'. То есть, вариант, что человек не любит советскую власть и при этом идёт воевать, априори не рассматривается? Тогда, пожалуй, создателям сего фильма стоит обратиться к документальным источникам, где доходчиво расписаны биографии предателей времён Великой Отечественной. И многие ли из них пострадали от этой самой советской власти? Отнюдь. Кто-то спасал свою шкуру, веря нацистам, кто-то проникся их идеологией, кто-то полетел кукухой, но вот этого топорного 'Большевики убили моего отца, поэтому я пойду работать на фрицев' практически не было. Но кого волнует истина? Главное - вбивать людям в голову, что быть антисоветчиком плохо. Во вторую очередь поразила чудовищная игра актёров. Молодого поколения. Ох уж эти пищания 'папиной дочки' и выпученные глаза её ухажёров. Поверить в эти лупоффные линии было попросту невозможно, ибо сыграно бездарно. До титров не покидало ощущение, что смотрю дешёвую самодеятельность провинциальной театральной группы, переживающей худшие времена, ввиду чего многие артисты согласны работать за еду. Ни разу не почувствовал великую силу великого искусства кино. Никакой его магии не произошло, сюжет примитивен и банален, а о героях и актёрах уже написал. Снято дёшево, бедно, ощущается нехватка бюджета, того и глядишь, посыпятся картонные декорации. Низкосортный фильм. 2 из 10
Мир наполнен информацией настолько, что порой не понимаешь где и как остановить этот поток, чтобы понять насколько важной является информация, на которой вдруг заострил свой взор. Оформить свой отзыв настолько же непросто, как непросто выразить всю гамму чувств, что переживаешь при просмотре этого фильма. Нужно и важно понимать, каждому кто просмотрел этот фильм. Остаться объективным в оценке происходящих событий уж сегодняшнему человеку непросто, а как это было нелегко им? Людям, тому поколению, которое полыхало и горело в этом страшном аду. И если кто-то сейчас критикует фильм, то возможно задуматься и понять, критика будет всегда, но, будьте уверены, что тот кто критикует, сам впадает в ту или иную крайность, и как следствие становиться вообще самым субъективным человеком. Спасибо всем кто создал фильм!!! Обозначить пусть и несложными штампами тот мир и тех людей, в таком их виде, когда душевные переживания вынесены на первый план, это сродни творческому подвигу! Это реально сейчас подвиг, так сделать фильм, чтобы видеть обнаженную душу человека. Низкий поклон вам всем, артистам и команде снимавшим фильм! Искренне спасибо за высочайший класс преподнесения души человека на наш обзор! Спасибо! Браво!
Фильм ' 72 часа' не оставил меня равнодушной. И надеюсь никого не оставит. Мы воспитаны на военных фильмах, в которых все четко и ясно, понятно где герои, а где враги. Старые военные фильмы о подвигах и мужестве советского народа. Создатели же фильма '72 часа' сняли фильм не только об этом. Меня этот фильм заставил задуматься о зле, о его невероятной силе. Как оно проникает в душу человека? Как поглощает его каждую частицу? Сегодня был обычный парень, а завтра злодей, палач, способный лишить жизни кого угодно. Сквозь призму войны человек виден насквозь. Дмитрий не согласен с политическим режимом, он не хочет воевать за большевиков, за Сталина. Это можно понять...Но сменится власть, придут другие правители, а Родина останется. Почему бы не воевать за нее? Но Дмитрий рассудил иначе...Алексей - абсолютная противоположность Дмитрия. Он безусловно герой, как и все ребята из подполья, их подвиг будет жить в сердцах будущих поколений. Фильм снят безупречно, ни минуты не было скучно. Поразительная динамика переживаний, 100% эффект присутствия. Блестящая игра актёров! Несмотря на однозначную отрицательность Дмитрия, хочу отметить сыгравшего его актера Митю Лабуша. Настолько мастерски воплотить в кадре все злодеяния, совершенные Дмитрием, я думаю, по силам не каждому. Лабуш влез в шкуру этого злодея, заставил зрителя его ненавидеть. Если мы выходим после просмотра этого фильма из зала со слезами на глазах, значит, мы никогда не станем такими как Дмитрий.
Новая картина «72 часа» выходит, как раз перед Днем Победы, когда тема второй мировой войны становится более актуальной и животрепещущей. Такое кино нужно снимать и массово показывать, чтобы мы все помнили и чтили своих предков, отдавших за нас жизнь и испытавших горести и лишения. Основная тема фильма - предательство русского по отношению к своему народу, к своей Родине. Молодой парень становится на сторону фашистов, уничтожая близких и постепенно теряя человеческий облик, прикрываясь своей обидой на Советскую власть. Творить по мере развития сюжета он будет страшные вещи, которые трудно укладываются в голове, учитывая то, что мстить Прошкин будет не обидчикам своей страны, а своим же соотечественникам. Фильм тяжелый. Присутствует ряд моментов, которые не просто душещипательно трогают, они заставят прослезиться и искренне расчувствоваться. Одна только сцена с матерью многого стоит. Повороты сюжета непредсказуемые, не знаешь чего ожидать от Прошкина, насколько он жесток в своей злобе. Много напряженных сцен, заставивших не отрываясь следить за происходящим. Из недостатков отмечу не совсем профессиональную игру в некоторых сценах Лизы Арзамасовой. Местами девушка откровенно переигрывала, и было трудно поверить ее героине, а местами немного не справлялась с важными моментами. Только это и бросилось в глаза. В целом, фильм заслужил уважение. Зрителям рассказали сильную и тяжелую историю, позволили почувствовать ужасы того времени, ведь похожее, несомненно, происходило. Имеется множество примеров героических поступков людей во время войны, которые добровольно жертвовали жизнью ради других, но уверена, не так уж много, но таких предателей как Дима тоже хватало. И это ужасно.