Вот вроде бы для отличного фильма было все - замечательные актеры, бесподобная музыка, сценарий, не тривиально повторяющий Андерсена, а где-то глубже, философичнее, действительно для повзрослевших детей. Есть и сдержанный юмор, и красивые пейзажи. Но режиссера просто нет. Огромный потенциал выливается в некую самодеятельность, в отдельные актерские этюды. Атмосфера сказки, феерия? Где там... Александровичу удалась только осень и слякоть. Вторая часть, кстати, на голову выше первой. Но несмотря на творческие потуги постановщика, порой вызывающие улыбку, фильм смотреть стоит. Из-за содержания. Песни вообще представляют собой самоценность. З.Ы. Что касается подбора актеров: это ведь не 'Снежная королева' Андерсена, а совсем другая сказка, о чем постоянно повторяют герои фильма. И королева противоречива, и дети выросли.
Новая версия, старой доброй сказки. Изначально, в традиционных постановках мне не хватало какой-то глубины, т. к. они сводились либо к банальному пересказу, либо к приключенческому жанру. В этой же экранизации нам представлена новая снежная королева, гораздо страшнее той, которая была злой и холодной женщиной. Главное темой фильма идет равнодушие и уравнение на 'все равно', здесь Кай не превращается в грубого мальчишку, который обижает сестру и бабушку, он превращается в ледышку, в человека без чувств, в человека без принципов и страсти, без силы. Но помимо главной идеи, в фильме прорисован каждый персонаж (отдельная сюжетная линия) и каждый актер справился с его задачей отлично. Каждая фраза фильма заставляет задуматься и обдумать нашу жизнь, виден наш след на пути жизни или нет, как нам рассказывает Король, нам хочется быть бандитами и защищаться, да вот проблема- на нас никто не нападает, мы не знаем, кто мы- кукла или живой человек, все мы немножко и Нарциссы и Побеги, и Вьюнки, и эта часть нас никуда не денется, как и Снежная Королева, которую побеждать надо постоянно. Это еще один плюс этой сказки, нету этого счастливого конца в пользу Добра, сказка показывает собой именно жизнь, а в мире в противовес Герде всегда будет Снежная Королева. Смотреть надо обе версии, мне ближе данная: ее атмосфера, просматривая ее я чувствовала все запахи, каждое дуновение ветра, каждая нота проникала мне в сердце, и совершенно не хотелось думать о профессиональности режиссера или оператора. Это трогает душу и это главное. Думаю, каждый найдет в этом фильме что-то свое. 10 из 10!
Вышло так, что у меня глубоко личное отношение, что к работам, где занята Алиса Бруновна Фрейндлих, что к сказкам Андерсена, поэтому, вероятно, мне было несколько неудобно оценивать этот фильм. Надо сказать, что сработан он несколько специфично что ли. И если аляповатости операторской работы еще можно списать на дух и моду того времени, то сцена где сказочник и Герда ведут долгий монолог на фоне записанного отдельно прибоя... Такие моменты - большой минус для картины 86-ого уже-таки года. Работа же актеров - прекрасна. Фрейндлих сыграла именно такую снежную королеву, которая требовалась. Кто сказал, что в этом прочтении нужна холодная нордическая женщина? Замечательная актриса потрясающе талантливо сыграла снежную королеву, которой 'хочется жить, не часто, но иногда, хоть раз в неделю, по-человечески'. Песни очень хорошо. Заслушивался пластинкой в детстве. Почти все знал наизусть. Фильм, вне всякого сомнения, хороший, если не думать о технической части. А чего, собственно, о ней думать?! Смотреть, слушать, учиться надо. Лучше с детьми. Им, думается, должно понравиться. Что-то свое, конечно.
Этот фильм лично у меня оставлял и оставляет самые противоречивые чувства. Мне он видится как-то 'двояко' - с хорошей стороны, и с плохой, со светом и тенью, с загадочностью и скучностью, и всё это одновременно. Ну во-первых, что это совсем другая сказка понятно с самого начала, а поэтому, как мне кажется, воспринимать этот фильм нужно совершенно отдельно от остальных сказок про 'Снежную Королеву' - это именно не та Снежная Королева, а совсем другая, а поэтому и сравнивать эту сказку с другими совсем не уместно. Потом, конечно же, авторы этой сказки занялись неким делом, которое носит название 'Поиск глубинного смысла'. В сказке очень много философствований, глубоких изречений, попыток заглянуть глубоко в себя, задуматься о том, кто ты, что можешь и на что способен, о праве некого выбора и анализа собственных поступков. Что только стоит фраза 'Просто наши желания соединились, и наступила весна', или 'Да, приложила, хоть и ледяное сердце и холодную душу' и последующие наставления сказочника Олега Ефремова, направленные на убеждения Герды спасти Кея самой, чтобы она не думала, что всё будет слишком просто. Я уже про последнюю спичку молчу. Поэтому, как мне кажется, сказка получилась взрослой и какой-то не слишком детской. Она перегружена всем этим, и не будет воспринята и понята детьми младшего возраста - она для другой аудитории. Атмосфера фильма мрачноватая, зимне-осенняя, там нет каких-то ярких красок. Кстати говоря, эта атмосфера тоже 'давит' на зрителя. Про актёров. Ну тут все молодцы. Из Олега Ефремова хороший такой сказочник получился. Снежная Королева Алисы Фрейндлих не казалась ледяной и мрачной - она была вполне живой. Стоит хотя бы вспомнить её диалог с Гердой, мол 'Что-ты за женщина! Хотя не совсем ещё женщина...'. Но в такой Снежной Королеве есть безусловный плюс - компенсация за мрачную атмосферу в целом, некая 'разгрузка' зрителя. Герда мне здесь, как девочка очень даже нравится - очень милая и симпатичная, правда, что касается её игры, есть минус - она весь фильм очень часто как-то постоянно и неестественно улыбается, или же делает какое-то необъяснимое и неестественное выражение лица. Про Кея мне сказать нечего - мало его, чтобы что-то определённое говорить. Из Ленькова получился милый снеговик. Музыка. Песни довольно таки милые, но не более того. Но вот песня про Королеву Снежную, по моему мнению, очень даже хороша. Можно с уверенностью сказать, что эта сказка довольна таки не стандартна, поскольку рассчитана явно не на ту аудиторию, на которую обычно рассчитаны именно фильмы-сказки. Что-то получилось, что-то нет, но тем не менее, спасибо всем за проделанную работу.
Самый первый вопрос: почему именно Фрейндлих играет Снежную королеву? Актриса с богатой мимикой, теплым взглядом зеленых (в этом фильме, по крайней мере) глаз, резкими движениями и обыденными интонациями? Ну, честное слово, нет от нее впечатления ледышки, нет! Да,она поет, пластично взмахивает руками, но ни холода, ни страха не вызывает. Кей (интересно, в книжках мальчика всегда звали Каем, почему в экранизациях надо изменить 'а' на 'е' - чтобы потом Снежная Королева могла спеть пошловатую фразу: 'Ты молодец, о, Кей'?) и Герда немного переросли своих героев, Нина Гомиашвили очень приятная девушка - но не Герда. Скорее ей бы подошло играть подросшую Джейн из 'Мэри Поппинс'. Авторы удачно спрятались за жанр мюзикл, но ведь и в этом жанре сюжет немаловажен! Я не против поющих репейников и вьюнков, но замечательная Л.Макарова в роли разбойницы неубедительна. Много тут намешано, этого бы на десятки фильмов хватило, но мало что тут действительно напоминает сказку 'Снежная королева'. Только О.Ефремов, по-моему, даже более похожий на Андерсена, чем Мигицко в рязановском фильме, выглядит именно сказочным героем.