Перед просмотром «Лица со шрамом» зрителю нужно знать одно: данная, уже классическая в мировом кинематографе картина, более тяготеет к нравоучающей и агитационной функции. Об этом, кстати, громогласно заявляет вступительная текстовая реплика. «Этот фильм — приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии…» К слову, «сухой закон» в Америке отменят уже через год, чем дерзко подорвут устойчивое положение криминального бизнеса по всей территории Штатов. Культурологическая это заслуга или нет, не так важно — работа дуэта Ховарда Хоукса и Ричарда Россона послужила чуть ли не предтечей криминального жанра. А если быть точнее — именно гангстерского кино. И одним из плюсов этого был тот момент, что элегантные подонки с «томпсонами» на перевес ещё не приобрели в обществе романтизированный окрас, как, в последствии, это случилось с «Крёстным отцом» и другими последователями жанра. Но всё это ни чуть не принижает драматургии картины, где весьма ярко (и неожиданно) смотрится женский состав во главе с Энн Дворак. Преступники преступниками, но финальные сцены способны выбить слезу понимания даже у самого дубового кинокритика. В остальном же «ЛсШ» типичный первопроходец — диалоги местами хороши, но скупы; техническая часть не блещет экстраординарностью, а динамики, для фильма позиционирующего себя как боевик, едва-едва достаёт. Пол Муни, конечно, хорош, но исходя из последних минут сюжета было бы интереснее посмотреть с ним какую-нибудь драму, а не угловатые перестрелки с погонями. 7 из 10
Мир принадлежит тебе! Лицо со шрамом Каждый киноман знает культовый фильм Брайана Де Пальмы 1983 года, где бравый Аль Пачино, творил хаос и беззаконие. Но, далеко не все знают, что та картина являлась ремейком. Давным-давно хотел заценить оригинальный шедевр Ховарда Хоукса, руки не доходили. Наконец-то дошли. Если честно, то Де Пальма круче по многим параметрам, хотя сравнивать как-то глупо (разница между лентами в 50 лет). У Хоукса немножко иной Тони Монтана (верней — Камонте). Он отталкивает. Сопереживать (как Алю) не получается, субъективно. Мне не особо понравился финал. Конкретно, эмоциональный сумбур со стороны сестры Тони. Разве у Де Пальмы она хотела устроить пальбу вместе с Тони? Ничего подобного! Криминальная часть (подставы, погони на стареньких машинках, перестрелки) — да! Драматическая часть — не очень! Да и любовная линия с сестрой (опять она) и другом Тони, выглядит притянутой за уши, положа руку на сердце. С другой стороны — фильм Де Пальмы шел под три часа, а здесь всего лишь полтора. Видимо Хоукс пытался засунуть как можно больше материала. Придираюсь? Ладно, хорошо. При любом раскладе, моя рецензия положительная. Разок посмотреть стоит (поклонники гангстерских лент заберут в коллекцию). Чуть не забыл, Хоукс ведь хороший комедиант (Воспитание крошки), проскакивают забавные нотки (особенно хочу выделить секретаря Тони, который вечно сидел на телефоне и не мог ничего записать, так как не умел писать). Плюс, замечательные актеры. Пол Муни отыгрывает Камонте вполне прилично. Боря Карлофф маячит на втором плане. Какой еще монстр Франкенштейна — шляпа, пиджачок, пистолетик за пазухой, а-хи-хи. Короче, черно-белая классика. Символизм, тени в виде крестов — блеск! Без «Лица со шрамом» Хоукса — не было бы — «Лица со шрамом» Де Пальмы! 7,5 из 10
Фильм «Лицо со шрамом» 1932 г. — не что иное, как ответ Голливуда на бездействие и равнодушие правительства к всплеску организованной преступности в США в 20-е — 30-е годы, призывающий властей обратить внимание на эту проблему. В качестве прототипа главного героя выбран, наверное, самый известный гангстер ушедшей эпохи — Аль Капоне. Название фильма отсылает к прозвищу знаменитого бандита, которое тогда было на слуху у всей Америки. Скорее всего, именно благодаря такому ходу кинокартина приобрела столь широкую огласку и популярность. Главная роль сыграна Полом Муни, который отлично передал образ честолюбивого и жестокого человека, не останавливающегося ни перед чем на пути к своей цели — стать криминальным боссом. Персонаж одновременно вызывает и уважение, и отвращение, и даже в какой-то мере вселяет страх. Как, в общем-то, и требовалось, ведь фильм является агитационным, и он не должен выставлять гангстера в романтическом свете. Тот факт, что ленту одобрил сам Капоне, говорит о её реалистичности и правдоподобности. Несмотря на всю серьёзность темы, в фильме присутствует комедийная составляющая. Она выражается в лице секретаря гг, который из-за своего невежества попадает в забавные ситуации и выдаёт юморные реплики. Это немного разряжает мрачную и жестокую обстановку картины. «Лицо со шрамом» является бесспорной классикой кинематографа, давшей начало целому жанру криминальных боевиков, и смотрится с интересом даже спустя более восьмидесяти лет. Не это ли показатель бессмертия киноленты?
Сложно всерьез обсуждать это кино. Точно также, сложно всерьез обсуждать значимость для мировой культуры Парижа или Лондона, Петербурга или Киото. Все настолько очевидно, что даже и нет смысла фиксировать те или иные доводы. На этом фильме, его сюжетных, актерских или визуальных решениях развивалось кино. В сущности, жанр гангстерского кино от него и стартовал. По данной теме были фильмы и раньше, но более скромного уровня. Цитаты на «Лицо со шрамом» можно без труда отыскать во многих других лентах, вроде и далеких от криминальной тематики. И все же, тут так много есть сказать, что я бы свел все к трем простым темам, вкратце: - визуальные решения Тот ночной мир насилия и лжи который построил Хоукс, видимо, был очень приближен к правде. Эти сцены в больнице, кегельбане, театре — в них есть нечто документалистское. Так вот, этот мир, который показал нам Хоукс стал эталоном в истории кинематографа. Чтобы продемонстрировать эпоху кинематографисты разных поколений обращались именно туда — к Хоуксу (впрочем, нередко они попросту цепляли копии, так и не добравшись до прототипа). Это касается и «Крестного отца» (пресловутая сцена в больнице), и «Перекрестка Миллера» (даже жалобные стоны Джона Туртурро не появились сами по себе), и одноименной картины де Пальмы. Именно фильм Хоукса поставил мощную точку отсчета в бесконечной цепи идеализаций гангстеров и их экранного низвержения. - сюжет При всей своей простоте, фильм Хоукса вместо назидательного морализаторства дарит нам истинное подобие греческой трагедии. Многоуровневые линии взаимоотношений, переплетающиеся вокруг персоны главного героя придают ленте остроты. Здесь можно встретить и очевидный Эдипов комплекс (взаимоотношения главного героя с его боссом так выдают многое), и инцестуальные взаимные желания, и еще много всего не слишком очевидного, но позволяющего вдоволь занимать изучением сей художественной глыбы. В конце концов, ведь перед нами воплощение американской мечты — парень из низов, который шаг за шагом погрязает в том самом успехе о котором многие мечтают. - Муни Практически все годы, что я увлекаюсь кино я не мог понять один простой вопрос — почему имея широкий выбор звезд на роль Корлеоне Коппола остановился на Ал Пачино. Коппола ведь не такой уж был и экспериментатор — актеров он старался подбирать признанных и рисковать не спешил. Да и Ал Пачино в работах ранних был совсем уж и не очевиден. А ответ прост — он вероятно более всех был похож на Пола Муни из «Лица со шрамом». Вероятно это обстоятельство и предопределило все. Внешняя и внутренняя похожесть. Муни в «Лице со шрамом» был фантастически не похож на все свои другие образы. Прежде всего, актер не обладавший особыми внешними выделяющими факторами сумел быть обаятельным и мужественно красивым. При этом, он неожиданно совмещал в себе вкрадчивую лживую приятность, мальчишеское восхищение богатой жизнью и неимоверную жестокость. Та основательность с которой Муни подошел к образу попросту не могла остаться незамеченной. Актер был одновременно симпатичен, отвратителен и жалок. А ведь еще о фильме можно рассуждать и рассуждать. Но можно ли представить то, с каким зарядом напалма столкнулись зрители тех лет? Это ведь было настоящее откровение, как по постановке проблемы, так и по игре. Уроженец Львова, известный ранее под именем Мешилем Мейер Вайзенфройнд стал настоящим вихрем, смерчем и цунами в привычно академичной актерской игре. Времена Рудольфа Валентино и Лона Чейни прошли, теперь был — Пол Муни. Зато теперь, после первого просмотра у меня будет предостаточно времени, чтобы поразмыслить о том, насколько хорош был сам «Крестный отец» или «Перекресток Миллера». Просто на фоне первоисточника фильм де Пальмы уже померк полностью. А модернизированная классика уже тоже не кажется такой мощной. Да и что такое настоящая мощь? Вот, Хоукс — это действительно круто. 10 из 10
Легендарный фильм об американских бутлегерах, снятый всего через год после того, как самый известный чикагский гангстер всех времен Аль Капоне предстал перед Федеральным судом. «Человек со шрамом» — кличка Большого Аля. Он ее заслужил, когда в юности в свободной манере высказался о девушке местного криминального авторитета, а тот полоснул наглеца ножом по лицу. Помимо шрама, фильм имеет очень явные ссылки на биографию Капоне. Например, главный герой истории Тони Камонте расправляется с главарем конкурирующей банды — владельцем цветочного магазина. Это прямая цитата взаимоотношений Капоне и О`Бэниона. Именно Капоне приписывают авторство резни в День Святого Валентина, в фильме намекают на Камонте. Плюс — движение Большого Аля по карьерной лестнице… Говорят, Капоне обнаружил совпадения и к сценаристу Бену Хекту пожаловала пара людей в костюмах, чтобы узнать чтобы узнать все наверняка. Вот тогда-то и появилась версия, что история основана на фрагментах биографий к тому времени мертвых Большого Джима Колозимо, Дэйона О`Бэниона, Хайми Вейсса. А название — для привлечения внимания, ведь «все захотят посмотреть кино, думая, что оно об Але». Хороший, крепкий фильм о временах, нравах и судьбах. Пол Муни не скатывается к пафосу, подчеркивая своей игрой гнилую мелочность криминального мира, окружавшего его героя. И Тони Камонте не вызывает ни симпатии, ни сочувствия, что, в конечном счете, оградило его от романтического ореола. Говорят, существует альтернативное окончание фильма. Но, чего не видел — о том не говорю. 8 из 10
Во времена Великой депрессии в американском кинематографе стал особенно актуален образ преступника, как «героя нашего времени». Гангстерские киноленты в 30-е годы прошлого века обрели в США невиданную популярность. В сложное время, бандиты выглядели, как люди, которые находят выход из ситуации, а поэтому подобные фильмы стали по-настоящему интересными и злободневными для аудитории. Одним из самых влиятельных полотен того жанра и периода стало «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса. Режиссер изображает коррумпированную Америку времен сухого закона, которой управляет организованная преступность. Главный герой Тони Камонте — итальянский гангстер, обладающий взрывным нравом и высочайшими амбициями. На протяжении действия этой картины мы видим его взлет как лидера преступного синдиката Чикаго, а затем наблюдаем его падение, вызванное кровосмесительной страстью к родной сестре Ческе. В фильме в подробности рассматривается проблема коррумпированных властей, обеспечивающих городские банды безнаказанностью и властью. По мнению Хоукса и сценариста Бена Хекта, организованная преступность — зараза, которая разъедает общество изнутри и подвергает опасности жизни и свободу обычных граждан. Сами авторы в небольшом предесловии называют свою работу «обвинительным актом» в её сторону. «Лицо со шрамом» — это кино, которое без всяких сомнений можно назвать триумфом актерского и режиссерского мастерства. Это увлекательная, мрачная, жестокая, атмосферная, местами ироничная лента, до сих пор поражающая своим искусным киноязыком (Хоукс блестяще воздействует на зрителей с помощью недавно появившегося в кино звука и замечательной операторской работы) и умным сценарием, напоминающим греческие трагедии. Нельзя не упомянуть практически безупречного Пола Муни, сыгравшего яркого персонажа, прототипом которого послужила гангстерская легенда Аль Капоне, привнесшего в фильм невероятную энергетику без которой он не производил бы столь сильного эффекта. В 1983 году режиссером Брайаном Де Пальмой был снят одноименный ремейк ленты с легендарным Алем Пачино в главной роли, который так же обзавелся культовым статусом. Сейчас студия Universal планирует производство еще одной интерпретации истории взлета и падения криминального авторитета, впервые рассказанной в 1932 году. Меняются место действия, национальность и имя героя, но проблемы, поднятые в шедевре Хоукса, остаются актуальными и по сей день. 10 из 10
«Лицо со шрамом» (1932) Ховарда Хоукса — одна из лучших картин классического гангстерского периода «Золотого века» Голливуда. История, получившая новый взгляд, общественное признание и мировую известность, благодаря рерайту Де Пальмы и не повторимой игре Аль Пачино, в одноимённой работе 1983, о гангстере, несмотря не на что, упорно, настойчиво, и весьма уверенно, набирающим криминальную влиятельность. Вообще, фильм задумывался как «плевок» в сторону государства, закрывающего глаза на криминальную ситуацию США, который, в своём первоначальном варианте, называлсяе «Лицо со шрамом: позор нации». Бездействие полиции и мгновенный, неостановимый рост преступности, общественный интерес и, как следствие, зарождение новой гангстерской версии «американской мечты» под лозунгом «мир принадлежит тебе», пути достижения которой «неисповедимы». «Этот фильм — приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Всё происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма — потребовать ответа на простой вопрос: «Что вы намерены предпринять?». Правительство страны — Ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять?» Тони Монтана\Камонте 32 года от Ховорда Хоукса — маниакальный фанатик, одержимый любой формой власти, приходящий в восторг, на уровне забвенного помешательства, при виде оружия, в неудержимой тяге к жестокости и убийству. Главный герой — есть олицетворение\сердце, всего криминального общества того времени, при этом полностью лишённый человеческих чувств (сострадания, любви, прощения и т. д.), старательно не замечая их в окружающих, не пуская к себе, что не могло, в итоге, обойтись без негативной рефлексии в его сторону. Передавая кинематографическую эстетику, при всей своей жестокости, картина практически лишена привычной «гангстерской грязи». В ней реальные сцены убийства, заменены работой с тенями или звуком, или разговорах о произошедшем без демонстрации кадров «с места событий», что привело по картине отчётливые стилистические линии и придало великолепной атмосферности и непередаваемой зрительской вовлеченности.
В 1932 г., в годы Великой депрессии и «сухого закона», когда в США разгул преступности достиг пика, а полиция едва справлялась со своей работой, режиссер Говард Хоукс снял картину о взлете и падении современного гангстера. Нет, главный герой нисколько не должен был вызывать у зрителя восхищение, сострадание и понимание. Этот фильм показывал всем, что бывает, когда власти бездействуют, а «плохие парни» свободно разгуливают с оружием в кармане. Название этого фильма было «Лицо со шрамом» (а в те годы только один человек носил такое прозвище — легендарный Аль Капоне). Однако образ Тони Камонте далек от Капоне, поскольку является собирательным. И, несмотря на это, люди шли на этот фильм. Стоит отметить, что тогда первый звуковой фильм появился не так давно (в 1928 г.), поэтому в те годы первые звуковые фильмы были для зрителей развлечением. А посмотреть (и вернее сказать послушать) в фильме «Лицо со шрамом» было на что. Обилие автоматных очередей в кадре буквально будоражило воображение, что делало зрителя полностью удовлетворенным картиной. Главный герой фильма — один из немногих молодых, наглых выскочек, которые шли буквально по головам, не считаясь ни с кем. Именно поэтому мы видим на протяжении всего фильма его восхождение в криминальном мире, где Тони Камонте придерживается лишь одного правила: «стреляй первым, стреляй сам, и стреляй всегда». Хотелось бы отметить актерскую игру Пола Муни, сыгравшего Тони Камонте. Его Тони своей внешностью и манерами не вызывает ничего, кроме омерзения. Один лишь смех чего стоит. Полу удалось по-настоящему вжиться в роль гангстера, что при просмотре картины, ему хочется верить. Что касается остальных актеров, то актерская игра некоторых из них весьма типична для того времени. Не стоит забывать, что еще не все привыкли к звуковому кино, и поэтому продолжали двигаться несколько быстро, чем нужно, а так же переигрывать. Было интересно наблюдать за трагической историей любви Чески Камонте и Гвино Ринальдо, а так же за Винсом Барнеттом и его персонажем — бухгалтером Камонте, который принес в этот мрачный фильм немного юмора. Сегодня «Лицо со шрамом» по-прежнему интересен современному зрителю. К сожалению, его ремейк 1983 г., где главную роль сыграл Аль Пачино, получился ярче и в чем-то лучше оригинала. Наверное, даже сегодня при слове «Scarface» многие вспоминают Тони Монтану, а не Тони Камонте. Но я считаю, что это во многом заслуга актерской игры Аль Пачино — сюжет же в обеих картинах идентичен. Только в одном фильме Тони — гангстер, которого убивают полицейские, а в другом — наркобарон, которого убивают наемники. Но если бы не было фильма Хоукса, Оливер Стоун мог бы и не написать сценарий для фильма Де Пальмы. Ведь заслуга его велика. Кроме того, что фильм был своеобразным приговором мафии и обвинением властям Америки в бездействии, картина стала одной из первых в жанре «криминальная драма». Поэтому если вы хотите посмотреть на Америку 30-х гг., окунуться в эпоху «сухого закона» и «плохих парней», если любите старое черно-белое кино, то советую разок посмотреть этот фильм. Хотя бы из уважения к классике американского кинематографа. 8 из 10
Во время просмотра данного фильма я то и дело думал о том, как же люблю старое, очень старое кино, замечательное кино с талантливыми, ни капли не фальшивящими актёрами, старательной операторской и режиссерской работой, по-настоящему интересным сюжетом. Я думал, хотя старое кино смотрю очень редко, хотя не всегда оцениваю по достоинству. «Лицо со шрамом» есть истинное эстетическое наслаждение для зрителя-ретрокиномана. Образы и характеры героев тщательно прописаны, их мимика и жесты говорят о многом. Трагичность, принимавшая порой чуть ли не античные масштабы, соседствовала также с юморными сценками, аккуратно вкраплёнными в общее повествование. Тема «сухого закона», полюбившаяся мне после сериала «Подпольная империя», развита сильно, затрагивающе. Чего только стоят некоторые реплики персонажей, берущие за живое. Простые, откровенные реплики. Содержательные диалоги, приятные движения. Чёрно-белая плёнка лишь прибавляла подлинности экранному миру. А что по сюжету? Конечно, сюжет тоже идеален. В нём нет ничего лишнего. Перед нами криминальная история в чистом виде, зато без пафоса и ненужных ответвлений. История о том, что кривые пути всегда оканчиваются тупиком, смертью, забвением… Это кино поразило меня в самом хорошем смысле. Оно снято так, что хочется его любить снова и снова. Оно настоящее. 9 из 10
В мире, где наркотики еще не стали столь популярным явлением, сухой закон превратил торговлю алкоголем в настоящую золотую жилу для тех, кто не боялся рисковать и жить по ту сторону закона. Даже продажа пива становилась чрезвычайно прибыльным, но и опасным бизнесом, ради владения которым многие отчаянные парни были готовы идти по трупам вверх к богатству, надеясь в конце завладеть всем миром. Пока в 30х годах прошлого века Голливуд осваивал звуковой кинематограф, политики искали способ ограничить этот новообретенный голос, вводя цензуру (например, принимая кодекс Хейса). Поэтому режиссер Ховард Хоукс и продюсер Ховард Хьюз сильно рисковали, заявляя в своем фильме о том, что власти пустили борьбу с гангстерами на самотек. Они не просто сняли кинокартину о трагедии человека, выбравшего не тот путь, но открыто указали на большой пробел в борьбе с постепенно организовывавшей себя преступностью. «- Куда торопится? А мой массаж? - В полиции закончим!» Главный герой этой истории постоянно находится в погоне за деньгами и влиянием, не замечая, что эта игра не может закончиться счастливо. Для Тони Камонте преступления когда-то стали способом выживать в новой стране, но постепенно превратились в смысл его существования. Границы дозволенного и недозволенного стерлись, и он возомнил себя чуть ли не всемогущим. И с каждым своим новым шагом он все ближе подходит к концу пропасти, откуда никто не выбирался. Пол Муни создал незабываемого персонажа, прототипом которому послужил сам Аль Капоне и который до сих пор используется в криминальных драмах. Его Тони практически не вызывает сочувствия, ведь все трагические события, происходящие в его жизни, являются следствием его неправильного выбора. Хотя, возможно, его такое положение дел устраивало и в его понимании счастье могло быть именно таким. Верный помощник и советник Гвино Ринальдо был с Тони с самого начала, вместе пробивая путь наверх. Но когда он замечает красавицу Ческу Камонте, его мир переворачивается. Джордж Рафт и Энн Дворак показали нам трагическую историю любви, ведь в мире убийств и беззакония у них не оставалось шанса основать обычную счастливую семью. Оба актера сыграли здесь одну из лучших своих ролей. Для Рафта этот фильм стал знаковым, ведь после он еще не раз вернется к образу гангстера. А Дворак внешне и своей игрой очень напоминает актрису немного кино с большими глазами и темпераментным характером. Неожиданно было увидеть в столь серьезной компании такого парня, как Анджело. Для актера Винса Барнетта это было начало его долгой и плодотворной карьеры. Он отлично сыграл откровенно комического персонажа, эдакого недотепу, который, несмотря на серьезность фильма в целом, очень удачно вписался в эту историю. Это одна из первых гангстерских кинокартин, которая сильно повлияла на данный жанр и не забыта до сегодня. Хотя отчасти ее увековечило то, что спустя пятьдесят лет режиссер Брайан Де Пальма переснял и осовременил эту историю, ведь проблемы, показанные здесь, все еще остаются актуальными и вряд ли когда-нибудь будут решены полностью. Люди всегда находят способ, как можно обойти закон и построить свою империю на трупах конкурентов. И даже если полиции и властям удается на время придушить подобный образ жизни, то вскоре на месте одного мафиози появляется новый, готовый продать свою душу денежному дьяволу. Весь мир у своих ног ценен только до тех пор, пока человек может им наслаждаться.
Многие говорят, что кино 30-х годов умерло (я же склоняюсь к тому, что немое кино — мёртвое кино), с этим можно согласиться, но не в конкретном случае. Картина смотрится современно, и в ней всё же не прослеживается пресловутый голливудский классицизм, это кино опередило время, и его можно отнести к эпохе уже более обновленного Голливуда, времен бунтовщиков без причины. Есть множество разных вариаций героя Тони Камонте, которые в более поздних фильмах преподносились как более благородные личности (герои), бунтующие против загнивающий системы. Например, мы увидим его в вариации Марлона Брандо в фильмах «Дикарь» или «В порту», а также в шедевре мирового кино — «На последнем дыхании» Годара, в роли Мишеля Пуакара (Жан-Поль Бельмондо). Помимо этих «благородных преступников», Тони Камонте повлияет и на последующее поколение гангстерских фильмов, которые стали выходить уже в 60—70 годах, где члены ОПГ выступают не сколько страшными преступниками — шрамами американского общества — а больше как романтические герои, которым зритель сочувствовал, этакая подмена правильного на неправильное. Фильм начинается с призыва к американскому правительству, чтобы те, посмотрев эту по-настоящему страшную картину для того времени, предприняли какие-то более эффективные методы по борьбе с такими Тони, которые убивали всех без видимой причины. Герой Пола Муни решает все вопросы с помощью огнестрельного оружия, погружает город в страх, при этом не имеет никаких принципов и идеалов, от его пуль погибают даже дети. Тут стоит вспомнить ремейк этого фильма снятый Брайном Де Пальмой, где герой Тони Монтане, в отличие от Камонте, имел определённые нравственные принципы, особенно там ярко подчеркивалась его любовь к детям, что делало Монтане полной противоположностью, а вернее, просто совершенно другим героем — личностью, который не являлся простым ублюдком. Является ли Тони Камонте героем? Зрителю, он, конечно, преподносится как животное, не имеющее никаких моральных границ — он есть лицо всей организованной преступности того времени по версии режиссёра, жестоким и безжалостным, и его смерть не должна вызывать сочувствия, она наоборот вселяла надежду на то, что полиция возьмёт ситуацию в свои руки. Именно поэтому Тони Камонте погибает от рук правосудия. Но помимо этого Тони Камонте стал прообразом для большинства «благородных гангстеров», которых мы знаем по современным фильмам, следовательно, не таким уж он ужасным и страшным человеком предстал перед зрителем…
Говард Хоукс сняв фильм «Лицо со шрамом» безусловно, вписал себя в историю мирового кинематографа. Этот первый гангстерский фильм, породивший сотни подражаний произвел на меня, отнюдь не любителя подобного жанра, большое впечатление. Превосходная игра актеров, работа оператора, сценарий, декорации — все выполнено на высшем уровне. Эта история о жестоком преступнике Тони Кармонте действительно заслуживает наивысшей оценки. Даже если вы подозрительно относитесь к фильмам начала XX века все равно не обделите вниманием это действительно шедевральное кино. 10 из 10
В своё время об этом фильме я узнал совершенно случайно. Помню, в фильме «Авиатор» героиня Кейт Бланшетт говорить герою Леонардо ДиКаприо, что-то типа: «Я видела один ваш фильм „Лицо со шрамом“, очень жестокий». Мне стало интересно. Потом я узнал, что это один из первых фильмов в жанре криминальных фильмов про гангстеров. Удался ли он?. .. Безусловно. Вообще этот фильм относится к жанру нуар. Это не просто чёрно-белый фильм. Он пропитан чёрной атмосферой нуара, люди постоянно находятся затемнёнными, а то даже и вообще их показывают одними тенями, чтобы выделить всю мрачность города тех годов. Все рамки жанра полностью соблюдены. Хотя в то время нуар ещё не был популярен, и это было, своего рода, экспериментом, чтобы криминальную драму, да ещё и в нуаре, но к счастью всё удалось. В этом фильме вообще достоверно показана Америка 30-х годов. Все друг друга убивают, полиция вяло ходит по следу гангстеров. Запрета на ношение оружия нет, все разгуливают с автоматами на право и на лево, никогда не знаешь, когда умрёшь. Вот такая вот была жизнь в те времена. Вообще название фильма «Лицо со шрамом». Такое прозвище было у Аль Капоне. Но, к сожалению фильм не о нём. Ведь режиссёр сказал, что образ Тони Камонте он создавал, ориентируясь на двух других гангстеров — Джима Колосимо и Чарльза Диона О`Бэнниона. Вообще, «Лицо со шрамом», я бы не сказал что это революция в жанре, ведь это был первый представитель своего жанра, это скорее революция в самом кино, ведь до этого фильма никто из режиссёров не решался показать Америку, переполненную жестокостью, анархизмом. Главный герой Тони Камонте, его сыграл Пол Муни. Сыграл просто отлично. А его фирменная походка, после того как его сбила машина. Я даже слышал, что на основе этой походки делали походку зомби в компьютерных играх. И правда очень похоже на зомби. Вообще Тони уже был, в своём роде ходячим зомби. Ему надо было только убивать, убивать и убивать. Его все вокруг боялись, потому что ему было всё равно друг ты или враг, когда ущемляются его личные интересы. Это было показано в сюжетной линии с сестрой. Вообще, как мне кажется, в те года таких людей было полно по всей Америке. Это уже после войны они стали исчезать, а в 30-ых годах на улицах городов их было пруд пруди. Вообще это, наверное мой любимый фильм про гангстеров. Он мне понравился даже больше чем тот же «Крёстный отец», как первая, так и вторая и третья части, больше чем «Однажды в Америки». Я, к сожалению, не смотрел ремейк этой картины, «Лицо со шрамом» 1983 года, там ещё Аль Пачино играет, но скоро обязательно это сделаю. А этот фильм мне понравился даже, наверное, больше своей стилистикой, так удачно подобрать оттенки из двух красок в то время когда ещё не было ни компьютеров, ни нормальных видеокамер, тогда звук к фильму записать, это был героизм. И вот в те времена вышел такой шедевр. Незабвенная классика. 9 из 10
Главного персонажа звали Тони Камонте, и был он очень жестоким и исключительным гангстером. Конечно, в исполнении Тони Монтаны 1983 года мне он понравился гораздо больше, все таки Аль Пачино сам сказал, что это его лучший образ в карьере. И сравнивать эти два фильма трудно. «Лицо со шрамом» 1932 года — один из самых первых гангстерских боевиков 20 века! А финальная сцена перестрелки по динамике и эмоциональности не уступает римейку. Дело не только в том, что в этом фильме стреляют и кричат, а парни в шляпах и плащах смотрятся стильнее некуда. Чтобы понять сюжет этого шедевра, достаточно просто услышать в начале фильма следующее вступление: «Этот фильм — приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма: потребовать от правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять. Правительство страны — ваше правительство. Что вы намерены предпринять?». В общем, если вы вдруг не видели лучшую роль Аль Пачино 1983 года, начните с этого фильма, если — видели, «Лицо со шрамом» 1932 все равно никого не разочарует. Зрелищность — 5 Постановка — 5 Актеры — 4 Сценарий — 4 Ожидаемость — ожидаемо сильно Мое слово — один из лучших криминальных боевиков в истории кинематографа.
А может и не принадлежит. Может быть ты принадлежишь миру, а может и нет. Все зависит от конкретной ситуации, окружающей обстановки и, конечно, конкретно от самого человека. Фильм повествует нам о криминальном мире Америки тридцатых годов, о гангстерах и полицейских. Основные персонажи — гангстеры. Люди, которым ничего не стоит убить человека, преступники. Они верят только в оружие, в его силу и способны говорить только на его языке. Чтобы добиться чего-то — они применяют оружие, если им не нравится человек, его поведение или мнение — они применяют оружие, даже когда им просто скучно, средство от нее — оружие. Гангстеры живут по правилам: «Стреляй первым, стреляй сам, стреляй всегда». Поставив оружие во главу, они вынуждены применять его, не в силах отказаться. Казалось, что показав мир преступников, гангстеров таким образом, как худший слой общества, переступивший закон, погрязший в преступлениях, в итоге из фильма получится своего рода антипреступная агитка, лишь обличающая их, показывающая очевидный факт: убийство (и другое преступление) — плохо. С другой стороны, гангстеры — основные герои фильма. Продемонстрирована их жизнь, помимо преступлений остальное времяпрепровождение: посещение баров, ресторанов, разгул и веселье. Беззаботная жизнь в некотором смысле, которая и привлекала (и привлекает) новых людей в ряды преступников. Благодаря беззаботности, а еще и некоторой безнаказанности поступков, кажется, что вот он идеал лучшей жизни. Стал гангстером — стал героем. И «мир принадлежит тебе». Но это, как оказывается не так. Потому, что для обеспечения этой лучшей жизни совершаются преступления, а это как я говорил (хотя и звучит банально) — плохо. А, как бы, с двух сторон показана жизнь гангстеров для полноты. Полноты понимания: кто такие гангстеры, как они живут, чем привлекает их жизнь, как ими становятся, и как важно понять неправильность их существования. Эти мысли и идеи фильма слегка банальны, хотя и нужны. Но в фильме это не самое главное. Более важно то, что он обличает и общество, обычных людей, окружающих преступников, общество, романтизирующее преступников. А также газеты, рапортующие крупным шрифтом об убийствах, разбоях и других преступлениях, как о каких-то достижениях. Бездействующее правительство. «Нельзя охранять закон, которого нет». Правительство не принимает законы, следовательно, злодеяния гангстеров остаются безнаказанными. Статьи, содержащие лишь информацию о совершаемых преступлениях, а не осуждающие их — тоже не помогают. А все простые люди, ввиду бездействия руководства, разбиваются на два лагеря: одни — не замечают преступлений, а видя остальную якобы «лучшую» жизнь, тем самым делают гангстеров идеалом для себя и вступают в их ряды или по крайней мере завидуют и поддерживают, остальные, наоборот, видя преступления, попросту боятся. Таким образом, общество становится беспомощным, поэтому бездействует, а пытаясь положиться на руководство, поддержки не находит. Вот такой непростой этот фильм, хотя и создан почти 80 лет назад и сейчас интересен, востребован. Со сложной проблемой, демонстрируемой с разных сторон. И помимо проблемы, несмотря на старость в фильме есть на что посмотреть: великолепные перестрелки, погони, взрывы, атмосфера тех годов. Может быть что-то выглядит устаревшим, но меня (я думаю, что и многих других) впечатляет и сейчас. Нельзя не упомянуть актерские работы: великолепно воплотившего роль гангстера Пола Муни. По-настоящему сыграл, вжился в роль гангстера — не человека, т. к. и ужимки, и ухмылка, и походка, и способность не останавливаться ни перед чем на пути к цели — все выдает кого-то другого. Это не человек — существо слегка похожее обликом на человека, но по повадкам и поведению — зверь, способный лишь брать и убивать. Остальные актерские работы тоже хороши, но расписывать всех не буду. В общем, хороший фильм. Нужный. Рекомендую к просмотру всем любителям хорошего кино, но некоторым, привыкшем к современному кину, может не понравиться черно-белая картинка и староватость картины: проявляющаяся и в слегка театральной игре актеров, в декорациях, в спецэффектах. И все-таки посмотреть стоит, т. к. наверняка фильм удивит, чем-то зацепит. Еще одна причина просмотра — понять проблему и ответить на вопрос из вступительных титров: «Этот фильм — приговор американской мафии и обвинение властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Все происходящее на экране воспроизводит реальные события, а цель этого фильма: потребовать от правительства ответа на простой вопрос: что вы намерены предпринять. Правительство страны — ваше правительство. Что вы намерены предпринять?» 9 из 10
В этом бизнесе нужно знать только одно, и ты не пропадешь: Стреляй первым, стреляй сам, и стреляй всегда (Тони Камонте) До просмотра фильма «Лицо со шрамом» 1932 года нужно знать всего два имени — режиссера Ховарда Хоукса и актера Пола Муни. Но даже если вы этого знать не будете до, то все равно, почему-то уверен в этом, вам захочется их узнать после. Что сказать о фильме, ремейк которого уже успел войти в раздел ретро на киноресурсах. Кино 1932 года в данный момент считается классическим, и являлось предметом особого внимания для таких «зубров» кино как Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар и Серджио Леоне. Сцены из фильма неоднократно были использованы в своих фильмах многими, далеко не последними в киномире, режиссерами. Да что тут говорить, есть мнение, что именно этот фильм заложил начало жанру гангстерского фильма. Согласно рейтингу Американского киноинститута он занимает 6-е место в десятке самых великих гангстерских фильмов. Ремейк 1983 года, между прочим, в этом списке под номером 10. Режиссер Ховард Хоукс не делает из главного персонажа героя, даже не пытается этого делать. Современники отзывались о Хоуксе как о человеке высокой морали, который бы не посмел воспевать оды гангстерам, что забрасывали ему отдельные «борцы за мораль». Сцена разговора представителей общественности с издателем газеты как по мне выражает мнение самого режиссера по этому поводу и очень удачно перекликается с очень сильными вступительными титрами: - Наша организация против вашей политики, мистер Гарстон. Газета должна бороться с гангстерами, а вы обсуждаете их злодейства в передовице. Убийства, перестрелки — только об этом и читаем. Вы прославляете бандитов в серьезном издании. - Вы считаете, что можно покончить с бандитами, если не печатать в газетах статьи о мафии? Просто смешно! Это им только на руку. Поймайте, изгоните их из страны, тогда будут другие передовицы… … Вы правительство! Все вы! Нечего замалчивать факты, нужно действовать, принимать нужные законы… Но не надо и думать, что у Хоукса получилась агитка против мафии или что-то вроде того. Халтуры или заказа здесь нету и в помине. Мафиозный мир показан таким как он есть. Хоукс это знал не понаслышке — посмотрите на год создания фильма — Америка тогда потопала в гангстерских разборках, соблюдала «сухой закон», а сам Аль Капоне имел возможность видеть данный фильм, и, по слухам, даже держал копию фильма Хоукса у себя дома. Пол Муни — исполнитель роли Тони Камонте, прототипом которого был именно Капоне, настолько вжился в роль, что это просто поражает. Его Тони Камонте — воплощения зла как такового. Его жесты, ужимки, кривляния, поведение, мерзкий смешок, непривлекательная внешность — все это не позволит зрителю ощутить к нему ни капли сочувствия или жалости. Он знает единственный закон — закон силы и повсюду его применяет. Вспомните Тони Монтано, другое «лицо со шрамом», в исполнении Пачино — зритель все-таки имеет возможность проникнутся симпатией к нему. Этому способствует как потрясающая актерская игра, так и некоторые человечные поступки вкупе с отдельными ходами режиссера. Ховард Хоукс же, нам не дает и малейшего подобного шанса. Говорят, он на съемках давал специальные советы Полу Муни, потрясающему надо сказать актеру, чтобы тот выглядел на экране как можно отвратительнее, больше похожего на животное, чем на человека. По ходу фильма, внимательный зритель может заметить то и дело появляющийся в кадре знак креста — еще одна находка режиссера, помогающая как подвести зрителя к закономерному финалу фильма, так лишний раз подчеркнуть свое (режиссера) отношение к происходящему на экране. Находится в фильме место и юмору. Правда ведь, сложно представить себе современный гангстерский фильм без доли юмора. Не обошелся без него и Ховард Хоукс — особенно запоминается линия с неграмотным «секретарем» Мистера Камонте, любителя театра и погрозить телефонной трубке пистолетом. Остальные актерские роли нареканий не вызывают. Отдельно можно отметить еще Джорджа Рафта в роли Джино Ринальдо — ближайшего друга Тони и Энн Дворак, сыгравшая Ческу Камонте. Ретро-кино вообще-то довольно непростая тема для рассуждения. Оно не интересует широкую публику по многим очевидным причинам: не самое лучшее по современным меркам качество картинки, отсутствие в титрах имен громких звезд, очень небогатое присутствие подобного кино на различных носителях и по ТВ, не говоря уже о прокате. Говорить о «Лице со шрамом» версии 1932 года тяжелее вдвойне — при наличии такого яркого ремейка 1983 года с Аль Пачино в главной роли. И лишь немногие могут сейчас вспомнить, что в 1932 году, на заре современного голливудского кинематографа, был снят великий фильм, давший толчок к развитию столь любимого многими жанра, как «гангстерский» фильм. Снятый великим, но нынче забытым, режиссером Ховардом Хоуксом и при участии сверкающего актерским талантом, одного из символов американского кино 30-х годов Пола Муни. Не хочу зазывать «всех и каждого» в обязательном порядке зазывать посмотреть этот фильм. Но одно могу обещать точно: после возможного случайного просмотра этого фильма вы будете приятно удивлены. 9 из 10
Кино не всегда было таким, как сейчас. 75 лет назад не было ни компьютерной графики, не возможности снимать яркое и динамичное кино. Тогда фильмы снимались почти в домашних условиях: сцена в павильоне, пару реквизитов, чёрно-белая плёнка не самого лучшего качества и комбинированные съемки в сценах с автомобилями. «Лицо со шрамом» был снят в 1932 году, в самою зарю киноиндустрии, поэтому этот фильм нельзя осуждать за то, что он чёрно-белый и у него плохое качество. Когда-то кино было и таким, далёким от совершенства и далёким от такого, к которому привыкли в наши дни. Гангстер — это протагонист. Идеальная фигура для кинематографа тех времён. Он решал любые проблемы языком оружия, продвигался всё выше и вышё по социальной лестнице, и олицетворяли силу. Америка устала от Великой депрессии, которая оставила большой отпечаток на её истории. Гангстерами становились те, у кого не было иного выбора: тяжёлое детство, психологические проблемы, никакого статуса в обществе, всё подталкивало будущих Аль Капоне встать на криминальную дорогу и идти по ней до конца…до конца своих дней. Тони Камонте — уникум гангстерского мира. Человек со смешной походкой, непривлекательной внешностью, обезьяньими ужимками, но главное, что отличало его от других гангстеров — это любовь в жестокости, убийствам и насилию. Он любил убивать и мог разговаривать только языком оружия. Его дорога — это дорога, устланная трупами полицейских, врагов и приятелей. Пол Муни актёр, олицетворявший эпоху 30-х годов вместе с Джеймсом Кэгни и Эдвардом Робинсоном, которые тоже снимались в гангстерских фильмах. Муни прекрасно воплотил образ человека, готово сделать всё для своего босса, что бы выбиться в люди и заполучить его очаровательную подружку. Пол Муни — мастер гримас. Ужимки и ухмылки Тони настолько мастерски показаны им, что хочется аплодировать. Несмотря на весь актёрских ансамбль фильма, весьма сильный и впечатлительный (Энн Дворак, Карен Морли, Осгуд Перкинс и Джордж Рафт) хотеться отметить именно последнего. У Рафта не настолько большая роль, как у Муни, и диалогов у его героя намного меньше, но этот актёр играет с потрясающим взглядом на протяжении всего фильма. Настолько потрясающим, что ему тоже хочется аплодировать. Напоследок, слово о Хуарде Хоуксе, не будь этого талантливейшего режиссёра, не было бы этого фильма. «Лицо со шрамом» — это чудовищная жестокость, перенесённая на экран. Безусловно, сейчас фильм смотрится обычно и не кажется таким уж жестоким, но если мысленно перенестись на 75 лет назад и посмотреть фильм под другим углом, будет понятно, почему он был подвергнут цензуре и не пускался в свет. Это уникальный фильм об уникальном гангстере. Такие фильмы почти не снимали и уж тем более не снимают сейчас. «Лицо со шрамом» — это раритет, раритет, который навсегда вошёл в историю, раритет, который можно пересматривать и вновь и вновь наблюдать за ужимками Тони Камонте. Фильм, вошедший в историю. «Этот фильм — приговор Американской мафии и обвинения властей в закоснелом безразличии к растущим угрозам нашей безопасности и свободы. Всё происходящее на экране воспроизводит реальные событии, а цель этого фильма потребовать ответа на простой вопрос: «Что Вы намерены предпринять?». Правительство страны Ваше правительство. Что ВЫ намерены предпринять? (с) Вступительные слова из фильма.