Общее впечатление: Фильмы Вуди Аллена просты как 5 копеек, в них нет закрученного сюжета или глобальной интриги, и основная часть просмотренного мною мне не нравится, то ли дело «Иррациональный человек»! Вот вроде все просто и банально, а держит у экрана. ГГ Эйб Лукас (Хоакин Феникс) профессор философии в университете, на лето он приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Рита (Паркер Поуизи), его новая коллега, воображает, что именно он вызволит её из несчастливого брака. А Джилл (Эмма Стоун), его лучшая студентка, становится ему ближайшим другом. Но девушку неодолимо притягивают мятущаяся творческая натура Эйба и его загадочное прошлое, и она все больше отдаляется от своего бойфренда Роя. Как-то раз всё меняет невольно подслушанный Эйбом и Джилл разговор в кафе, после которого Эйб, стряхнув с себя равнодушие и отчаяние, решает действовать… Абсолютно иррационально. Иррациональность Эйба подчеркивается в его импульсивности. С одной стороны мы видим героя, который придерживается плана для достижения поставленной цели, т.е. никак не вяжется с иррациональностью, но с другой он действует по ситуации. В начале картины Эйб довольно пессимистичный человек, он не видит смысла в жизни и ему ничего не приносит радости. Но ситуация, которую он провернул дает толчок в его повседневной рутине. Он уже не так печален, а отношения, завязывающиеся с молоденькой студенткой, дают свою долю эндорфина. Джилл мила и обходительна, встречаясь с парнем своего возраста ей в один момент становится скучно, на горизонте появляется начитанный преподаватель философии, который аргументировано расскажет что такое хорошо, что такое плохо. С ним интересно! Герои проводят вместе много времени, парируя диалогами, узнавая друг друга. И даже говоря своему возлюбленного что отношения с профессором чисто дружеские (ну да, ну да, Вуди Аллен не верит в дружбу между М и Ж, подчеркивает это состояние с перехода флирта на влюбленность), Джилл рассчитывает на нечто большее, что и случается. Не буду рассматривать остальную актерскую игру, ибо она здесь как декорация, все внимания на Стоун-Феникс. Тандем интересен, колоритен и притягателен. Эмма Стоун играет полную противоположность характера героя Хоакина, у нее сильно развито чувство справедливости, где так же немалую часть играет воля случая и обыкновенная интуиция. Именно Джилл рациональный человек. А вот персонаж Феникса своими неразумными действами отталкивает, ведь он заведомо мыслит неверно! События, которые он счел нужными запустили цепочку проблем, где героя настигнет своя участь. Я заметила, что Аллен поклонник Достоевского, я же не являюсь фанатам данного писателя. В этом фильме снова (Матч-Пойнт) фигурирует «Преступление и наказание», нет это, конечно, не основа, лишь детали, но тем не менее, отсылочки к диалогам имеются. Атмосфера в картине по летнему теплая, яркие оттенки солнечного света перекликаются в костюмах и декорациях, это создает легкий и непринужденный настрой на просмотр. Да и нотки фортепиано ласкают слух, словно заигрывают со зрителем. Заявленный жанр: комедия/драма полностью оправдывает себя. Причем режиссер фильма, увлеченный философскими диалогами вплетает в суть шуточные эпизоды, и действительно становится смешно от абсурдных моментов! Поднимаются актуальные вопросы, которые будут волновать человечество всегда, я уверенна, хотя бы раз (а возможно и ни раз) вы задумывались над тем, над чем задумывались Эйб. Ну как? Получилось у меня заинтриговать вас? 8 из 10
В этом фильме Вуди Аллен опять снял новоиспеченную лауреатку премии «Оскар» Эмму Стоун. Эту девушку стоит поздравить. Она отлично показывает свои чувства на экране, играя персонажа, но при этом имеет свой индивидуальный стиль. Молодец, Эмма! И знайте, ее конверт остался у нее. А псевдо-Мэтта-Дэймона нужно уволить. Хотя нет, не надо. Его стоит сбросить в шахту лифта (тихий смешок Сэмюэля Л. Джексона*). Все более-менее известные актеры играют у Вуди Аллена. Он, в определенной степени, как братья Коэн. Можно относиться к нему, как угодно, но он будет продолжать снимать по фильму в год (или чаще), играть на кларнете и не посещать церемонию вручения наград киноакадемии. В этот раз главной звездой стал Хоакин Феникс. Этот актер имеет свой взгляд на жизнь. Ему показалось, что показать за-//-го жизнью профессора философии, которому уже ничего не нужно, необходимо так, а не иначе. То есть он набрал пятнадцать кило. Я первоначально считал, что живот у него накладной. Что ж, Феникс действовал очень убедительно. Он слишком много знал. С ним произошло слишком многое. И он не хотел вступать в сексуальные отношения с молодой студенткой, мотивируя это последними словами Сета Гекко.** Но потом произошел перелом. Тут в дело вступает «Преступление и наказание». Аллен иногда обращается к русской классике. Надо же, они там все читают. Что может измениться после совершения того, чего никогда не совершал? Профессор снова расцвел. Кардинально улучшился аппетит. Физическая активность и потенция. И уже нет ничего запретительного. Даже представить невозможно, как чувствуют себя ниндзя. Аллен сам наслаждается жизнью в кампусе. Вокруг зеленые лужайки, красивые здания и обворожительные студенточки в обтягивающих кофточках и свитерках. И, тем не менее, среди этой красоты и некоторой умиротворенности, стоит хорошенько призадуматься. Имеется некоторая угроза. Несчастье может настигнуть внезапно. Это и разрыв супругов, сидящих в машине на фоне проливного дождя. И совершение преступления, которое не подразумевает наказания. Да, фильм похож на «Матч-пойнт». Самой своей концовкой. Наверное, те, кто смотрел всего Вуди Аллена, ждали этого. Но я был удивлен. Просто когда выигрываешь в ярмарочном конкурсе, бери девушке большого плюшевого медведя, не давая ей права выбора. В противном случае, сетовать не на что. 7 из 10 Typewrited by Hannabar in 01/03/2017. *См. х/ф «Белые пески». **См. х/ф «От заката до рассвета».
Философия - это наука, которая учит нас познанию мира, и довольно часто спотыкается при встрече с реальностью. Сложно точно сказать, чем руководствовался Вуди Аллен, но в результате получилась картина, которая наглядно показывает, как иногда бывают беспомощны философские рассуждения в реальной жизни. Фильм начинается с приезда главного героя для преподавания этики на философском факультете. Эйб Лукас (Хоакин Феникс) предстает уверенным, имеющим солидный багаж за спиной, человеком, который имеет немалое обаяние на женский пол, но по мере знакомства с персонажем, становится заметно, что он не может противостоять ни алкоголизму, ни ожирению, ни импотенции, а любовь к жизни проявляется игрой в русскую рулетку на студенческой вечиринке. Главная женская роль отведена Эмме Стоун, которая играет целеустремленную девушку Джилл, влюбленную в своего преподавателя, и пытающуюся найти в Эйбе, того чего не может найти в своих сверстниках. Для более глубокого отображения персонажей, в фильме каждому из них предоставлен выбор своей пары. Эйб выбирает между умной студенткой, разделяющей его взгляды, и своей коллегой, чья 'страсть к любви и похоти оказалась заразной'. Джилл же пытается сделать выбор между преподавателем, с которым ей интересно общаться и проводить время и своим парнем 'чудесным, но каким-то бескрылым по сравнению с Эйбом'. Переломным моментом фильма является решение Эйба овершить убийство, и найдя подходящий, по его собственному мнению, предлог в виде подслушаного разговора в баре, он начинает задумываться над его реализацией... Наблюдать за происходящем на экране действительно интересно. Интересный сюжет, интересны персонажи, да и принципе в фильме достаточно адекватный взгляд на формирование отношений между людьми, на черты характера людей, которые при определенных условиях могут вызывать восторг и восхищение, а при других, - раздражение и непонимание. Для большего восприятия повествование в фильме ведётся как от лица Эйба, так и от лица Джилл, благодаря чему можно проследить как мысли влияют на поступки, а поступки вызывают последствия. P.S. Редко обращаю внимание, на музыкальное сопровождение в фильме, но здесь музыка действительно пришлась по вкусу)
Irrational man Вуди Аллена -весьма мил, но не более. Все, что мы любим у мастера там есть: интеллектуальные беседы, экзистенциальные выверты, Хайдеггер, Кьеркегор, Сартр и Достоевский, университетские вечеринки с алкоголем и «русской рулеткой», расслабленные флиртующие студенты в клетчатых рубашках и подуставшие от жизни доктора философии, жаждущие романтики со страстным сексом в придачу, непременно ведущим к кардинальным переменами в однообразной семейной жизни, Все бы отлично, но отчаянно не хватает юности и кайфа от жизни. И у Эйба (Финикс), и у самого Аллена (что странно, ибо даже в Midniht in Paris, не говоря уж про «Вики, Кристину…» и Match point – лучшей его картине последних 10 лет – юности и непосредственности хоть отбавляй). Финикс прекрасно играет очередного бунтаря со сложной судьбы и явно получает удовольствие (зачем он только отрастил брюхо и поправился на 15 кг, готовясь к этой роли – мне непонятно, сие не добавило характеру его героя ничего, кроме, вероятно, проблем с эрекцией (хотя они могли быть и чисто психосоматического свойства – у него ведь затяжная депрессия, как ни крути). Паркер Поузи заметно постарела и подурнела (надеюсь, это тоже часть образа, ибо она очень хороша всегда была), но играет восхитительно. Лупоглазая Эмма Стоун актриса очень способная, и внешность у нее дюже киногеничная – лепи, что хочешь, все хорошо, но рано скукожится и постареет, ибо слишком тощая и сухая. Немного раздражали ее инфантильные платьица и шортики с клетчатыми рубашками, но все-таки она студентка в фильме, должна выглядеть трогательно-сексуальной малышкой. Так, как это нравится Вуди. Идеальный джазовый OST,как обычно, замечательный оператор Хонджи (он же Midnight in Paris), изумительный выбор натуры и отличный монтаж. Ах, да, еще великолепный финал. Но лучше бы Эйб прибил Джилл (Стоун) - очень уж она занудная и правильная. И с чистой совестью свалил в Испанию с более зрелой и терпимой к чужим слабостям Ритой (Поузи), к чему она так стремилась, бедняжка. Но это был бы уже не Аллен - мастер остался верен идеалам русского классика Федора Михайловича Д. - «Через тернии к звездам!» уже какой фильм подряд. За это мы его и любим. PS Очень симпатичный молодой англичанин с острова Мэн в роли Роя – «Ромео» Джилл, но в фильме так себе и внешне, и в смысле игры. А вот как модель очень неплох. Джейми Блэкли, ladies and gents, уже играл в Misfits и The Borgias.
О фильме: Опустошенный жизнью и потерявший к ней интерес профессор философии Эйб Лукас приезжает преподавать в небольшой колледж. Там он заводит роман с несчастной в браке женщиной и дружбу с молодой студенткой. И однажды, чтобы изменить свою жизнь, он решается на судьбоносный поступок... Мнение: Фильмы Вуди Аллена для меня всегда были чем-то таким, что посмотреть можно, но совсем не обязательно. Они, безусловно, забавны, ироничны, саркастичны, позволяют задуматься, но... если хочется глубоких раздумий, на мой взгляд, лучше почитать Достоевского или Чехова или еще кого-то. Картина под названием «Иррациональный человек» очень похожа на другие работы автора — и способом подачи материала, и образами героев, и развитием сюжета. Все это превращает ее в некоторой степени во вторичное кинопроизведение, которое не спасают ни именитые актеры, ни упоминание различных философов, ни даже некоторые их цитаты. Кроме того, этот фильм перекликается со знаменитым литературным произведением уже упомянутого Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», что его также не спасает. Во-первых, потому что нет той глубины, во-вторых, из-за того что «отсылочное» произведение всегда обречено на второсортность, если не содержит в себе больше ничего существенного. А учитывая, что в этой киноленте использован уже знакомый нам сюжет-каркас, картина выходит не очень веселая... ...Но и не грустная. Фильм вряд ли можно в целом назвать неудачным. Его вполне можно посмотреть по многим причинам. Например, если вы хорошо относитесь к обладателю «Золотого глобуса» и просто хорошему актеру, игравшему во множестве ярких фильмов, Хоакину Фениксу. Ведь здесь у него главная роль, куча экранного времени, а значит и возможностей проявить себя. Если спросите мое мнение, то его игра представляется мне в этой киноленте довольно обычной, средней. На мой взгляд, данный актер может гораздо лучше. Также этот фильм можно посмотреть, если вам нравится то, как хлопает большими глазами актриса Эмма Стоун. Или как она приоткрывает рот, когда хочет казаться удивленной. Или как она улыбается одинаковой улыбкой из сцены в сцену. В принципе фильм интересен. По крайней мере его не хочется выключить и забыть, как страшный сон, что уже хорошо. Кстати, есть еще одна черта, присущая фильмам Вуди Аллена, — его фильмы — это всегда именно фильмы. Не блокбастеры, не артхаусы. Это именно старые добрый нормальные фильмы без выпендрежности. Ведь иногда хочется посмотреть именно их. Если сравнивать данную картину с предыдущим фильмом Вуди Аллена, который носит название «Магия лунного света», то можно смело говорить о том, что «Иррациональный человек» гораздо менее яркий — и сюжетно, и визуально, менее мелодраматичный, но чуть более глубокий. Вердикт: Глянуть можно. Вполне себе смотрибельный фильм. Кому-то, наверное, все же покажется скучноватым. А кому-то — не очень интересным. Но крепким середнячком в жанре ироничных кинолент данное творение назвать можно. 6 из 10
Всегда актуальный вопрос Достоевского «тварь ли я дрожащая или право имею» вновь поднят Вуди Алленом и взят за основу сюжета этого фильма. Только теперь мы наблюдаем не за студентом, а за профессором философии (прототипом Раскольникова), который потерял всяческий вкус к жизни, оставшись наедине со своим миром фантазий, полным философской чепухи, совсем отстранившись от реальной жизни, «в которой есть место алчности, ненависти, геноциду». В этой фразе преподавателя, произнесенной на одной из лекций, видится пессимистично-реалистичное восприятие мира, в котором можно жить только, давая волю свои порокам. Все прочие способы восприятия мира сквозь призмы утопических философских теорий, в которых, например, нет места лжи, не позволят прочувствовать собственное бытие, отличное от других людей, которые придерживаясь морали, испытывают страх перед свободой выбора и действия. Жизнь Эйба Лукаса, больше не интересная ему самому, становится объектом всех фантазий и мыслей его студентки Джилл, которая кроме всего прочего мечтает ему помочь вернуть интерес к жизни, забыв про близких людей, которым она нужна гораздо больше. Помочь человеку, зацикленному на мыслях о своей ничтожности и месте в этом мире, то есть зацикленному на себе, как правило, невозможно. В фильме есть множество отсылок к фразам известных экзистенциалистов, в том числе о том, что смысл в своей жизни мы придумываем сами. И другая запомнившаяся мне фраза: «Пока не достигнешь самого дна, перемен не жди». И вот, находясь на самом дне своего существования, Эйб обретает смысл в жизни, решаясь помочь незнакомой женщине способом, опробованным Раскольником, - убить несправедливого судью, являющегося одной из раковых клеток человечества. И, о чудо, идеальное преступление совершено, задуманное доведено до конца, жизнь вновь радует. И если зритель – рациональный человек, то радости за Эйба и его цветущую жизнь совсем не возникает. В финале фильма происходит расхождение сюжета с романом Достоевского. Наказание приходит, но не в виде мук совести. Поэтому и наказание более суровое, без смягчения приговора. Вот такая жизнь несправедливая штука оказалась. Когда жить не хочется – приходится терпеть, а когда не хочется умирать. . Для меня это четвертый фильм Вуди Аллена. Большим количеством отсылок к великим писателям и философам напомнил другое творение режиссера – Любовь и смерть. При этом нет загруженности и сложности восприятия, напротив, фильм легко смотрится, но и вызывает пищу для размышлений. P.S. Моя нелепая рецензия, как и книга Эйба о Хайдеггере, ни на йоту не изменит этот мир, но пусть существует. Оценила фильм на 8 баллов, 10 оставлю для Ф. М. Достоевского.
Впервые в жизни смотрел фильм в кинотеатре в абсолютно пустом зале. Сам обожаю философию и поэтому фильм о профессоре философии заинтриговал сразу. Уже по ходу просмотра фильма был жутко разочарован по следующим причинам: 1. Игра актеров абсолютно неправдоподобна. Хоакин Феникс совершенно не убедил меня в том, что он профессор философии, который переживает экзистенциальный кризис. Все выглядело очень наиграно. Эмма Стоун со своими томными взглядами также была неубедительна в своих чувствах, если то, что происходило на экране полтора часа можно так назвать. 2. Фильм о философе и без философии. Режиссер, который снимает фильм о профессоре философии, должен сам хоть немного ее понимать. Философия это не столько идеи, сколько аргументация этих идей. Без аргументации нет философии. Не так важно то, что Сартр сказал «ад – это другие», а важно то, как он эту мысль аргументировал и доказал в своих трудах. Многое из того, что говорил Кант, говорили до него многие другие, но именно он сумел дать развернутую аргументацию идей трансцендентального идеализма в «Критике чистого разума» и т.д. Эту аргументацию до сих пор не удалось кому-то удовлетворительно опровергнуть. И именно благодаря этому стал одним из величайших философов. Герои же фильма то и дело вырывают отдельные фразы из сочинений философов, делая вид, что занимаются философией. Зачастую эти цитаты вообще употребляются не к месту. Я бы все простил этому фильму, если бы в нем была философия. 3. Музыка. В сюжете фильма нет ничего комического или веселого. Почему же тогда музыка в фильме как будто взята из второсортной комедии или сериала о девочках-подростках? Это музыкальное сопровождение портит всю атмосферу, которой в фильме и так почти нет. Сама идея фильма неплохая, но реализовать ее не удалось. Могло получиться преступление и наказание по-американски. Хотя такое сравнение не совсем корректно. Раскольников убил потому, что в его мировоззрении было два типа людей: большинство («твари дрожащие») и меньшинство («имеющие право»), разница между которыми в том, что вторые могут переступать через нравственность и этим совершать великие дела. Он хотел доказать себе, что он сверхчеловек. А этот профессор философии убивает, чтобы сделать мир лучше. В этом он находит смысл жизни. Этакая супергеройская версия произведения русского писателя. Фильм среднего качества, но мне не понравился. 6 из 10
Главная проблема “Иррационального Человека” в том, что Аллен не чувствует свой фильм. Для него это сборная солянка, шаблон, который он забил своими мыслями и сценарными решениями, не обращая внимания на их несочетаемость, неуместность, неполноценность. Его не оправдывает и тот факт, что эти шаблоны им же и были придуманы, напротив - это показывает неспособность создать новые образы в 2015 году. В ленте хватает и хорошего, и приятного, но все это тонет в томном, нудном, душном диалоговом болоте, теряется за пустыми персонажами и остается незамеченным из-за технической небрежности. Трудно поверить, но персонажей в фильме, где диалоги почти не прерываются, можно назвать непрописанными. Перед нами просто архетипы, образы - образ мудрого учителя и “алленовской девицы”, некогда созданные и теперь без чувства меры и вкуса используемые режиссером. Когда один герой выдает противоречащие друг другу реплики, ожидается, что из этого выльются новые размышления и внутренние конфликты, но этого не происходит. Все действия, характеры, слова и рассуждения никак не связаны - персонажи просто слепленные по заготовке сосуды, наполненные фразами и мыслями, зачастую несовместимыми. И со второстепенными персонажами все ужасно: ненужные и непримечательные, они появляются без причины, говорят немного и исчезают, оставляя после себя только вопрос: “зачем”? Создается ощущение, что смотришь скетч-шоу без приглашенных звезд и шуток. Обидно за великолепных Хоакина Феникса и Эмму Стоун, для которых это кино могли стать площадкой для демонстрации своих потрясающих актерских способностей. Из-за угробленных персонажей таланты и старания тратятся на ветер, а некоторым зрителям перформансы даже покажутся примитивными только лишь потому, что беднягам было по сути некого отыгрывать. Картина поднимает всем известные вопросы о смысле жизни, моральном праве, злодеянии ради благой цели. Очевидные ответы на них мало кому покажутся откровением: если вы в школе разбирали “Преступление и наказание” - новой пищи для размышлений Вуди Аллен вам не подкинет. Хорошо хоть, что лента не кажется претенциозной или выезжающей за счет острых словесных конструкций и главного героя “себе на уме” - отнюдь. Идеи в фильме есть, но они не получают никакого развития, и посему не работают. Недостаточно просто выплюнуть какие-либо тезисы на пленку, их нужно преподносить, связывать, наделять самостоятельностью. “Иррациональный человек” кичится упоминаниями Достоевского, Канта, Ницше, Кьеркегора, а сам выглядит жалко в попытке связать все разбросанные фразы и мысли в конкретные позиции и выводы. На зрителя обрушивается несметный поток диалогов, каша из слов, большая часть из которых - бесполезный мусор. Чтобы осмыслять услышанное, анализировать и интерпретировать его, приходится копать; а когда начинаешь копать, становится понятно, как все непроработанно, нелогично, и, самое главное, бессмысленно и пусто. Вдобавок кино перестает восприниматься как диалоговое с началом детективной линии, которая просто обрывает всю слабо связанную чепуху, изливаемую на нас с экрана и превращает происходящее в посредственный пшик прямиком из двухтысячных. Что сделано неплохо - так это общий трагикомический тон. Даже когда на экране происходят грустные или отталкивающие события, фильму удается сохранять легкий настрой. Передается это не через юмор, нет: видно, что Аллен все пытался преподнести с иронией, посмеиваясь и над героями, и над происходящим, но улыбаться вы будете разве что из вежливости и уважения к некогда гениальному режиссеру. А настрой передается исключительно через музыку и сеттинг, и эти элементы по отдельности также спорны. Если музыка поначалу кажется неплохой, то вскоре начинает зацикливаться и резать слух повторениями и своей дешевостью (саундтрек здесь на уровне музыки, играющей в торговых центрах) а сеттинг… Вылизанный нежный мирок летних домиков, пикников и парков, обрамленный пастельной цветовой палитрой, делает картину похожей на нереалистичную сказку, что диссонирует с философскими потугами и стремлением опираться на жизненные реалии. Но любителям неглупого драмеди в наше тяжелое время остается довольствоваться только этим. “Иррациональный Человек” - это диалоговое кино, старающееся выезжать на сильных персонажах и философских мыслях. Как ни печально, но оно проваливается по многим фронтам. Неудачные элементы картины, словно домино, рушат соседние: из-за детектива страдают персонажи, из-за персонажей страдают актеры… А в итоге страдает и зритель. 5 из 10
Григорию Потёмкину нередко приписывают фразу, которую он якобы сказал Фонвизину в 1782 году, после премьеры пьесы «Недоросль»: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Достоверность этой цитаты может вызывать многие сомнения, зато другую фразу, противоположной формы, но того же смысла, несомненно, повторяют миллионы кинолюбителей по всему миру… «Аллен, живи вечно!». В этом году неподражаемому Аллену исполнится восемьдесят. Невысокий очкарик с трогательными чертами лица, он уже давно воздвиг себе огромный нерукотворный памятник – и несколько небольших, рукотворных, ему при жизни поставили благодарные зрители: от Овьедо до Калининграда. За плечами маленького великого человека – книги, ставшие классикой американской литературы, постановки, ставшие классикой американского театра и, наконец, сорок пять полнометражных фильмов, многие из которых не только вошли в классику американского кино, но и пополнили золо… алмазный фонд всего мирового кинематографа. Фильмография Вуди Аллена обширна, классифицировать её можно по многим признакам. По десятилетиям: от конца 1960-х до настоящего времени; по жанрам (среди которых – изобретённая Алленом «интеллектуальная комедия»); по месту действия: нью-йоркский период, европейский период… и так далее. Каждый отыщет «своего» Вуди Аллена. Для меня «тот самый Аллен» – это серия многослойных психологических лент, снятых в 1970-1990-е годы, сюжет которых развивается в чарующих декорациях Нью-Йорка: «Энни Холл», «Манхэттен», «Ханна и её сёстры», «Преступления и проступки», «Мужья и жёны», «Знаменитость» и другие. При этом я безмерно ценю многие работы Аллена, которые про себя называю «апокрифами»: по-бергмановски суровые «Интерьеры»; «Звёздные воспоминания» – алленовская переработка «8 1/2 » Федерико Феллини; «Тени и туман» – лента в стиле Фридриха Вильгельма Мурнау; гимн всем любителям кино под названием «Пурпурная роза Каира»; псевдодокументальный «Зелиг» и прочие. Увы, не одну работу Аллена хочется вычеркнуть из памяти – как не оправдавшую высоких ожиданий, сопровождающих просмотр любой алленовской картины. Слыша от других признания в нелюбви к Вуди Аллену, всегда довольно точно представляешь себе, какие именно неудачные фильмы смотрел собеседник. И какие – не просто удачные! – к большому сожалению, не смотрел. Несмотря на случающиеся разочарования, каждый новый фильм Вуди Аллена – это событие, которое ждёшь, словно собственный день рождения. Это праздник, который, не имея конкретной даты, наступает каждый год. Задумавшись ещё несколько десятилетий назад о смерти, испугавшись неизбежного конца, Аллен направил страх в русло творчества, пустился наперегонки со временем – и начиная с 1977 года он ни разу не выпускал менее одной картины в год, стремясь успеть за свою жизнь как можно больше. В этом году праздник наступил 13 августа, когда в российский прокат вышел новый фильм «Иррациональный человек». Эйб Лукас – профессор философии и человек средних лет, находящийся в глубоком экзистенциальном кризисе – приезжает на лето в колледж, дабы преподавать этику – дисциплину, к которой он уже сам почти потерял интерес. В колледже у Лукаса, лишённого вкуса и самого ощущения жизни, завяжется одновременно два романа – с коллегой, стремящейся уйти от скучного мужа, и молодой студенткой, уже встречающейся с преданным ей молодым человеком, но очарованной томной тоской главного героя. Обе попытаются по-своему вытянуть Лукаса из безбрежного болота, в которое превратилась его жизнь. Однако возродить зачахшую душу, вернуть Лукасу радость бытия окажется в силах не женщина, а совершённый им самим Поступок. И это будет не подвиг, а нечто абсолютно безнравственное. Как ни парадоксально, но именно тягчайшее из преступлений вернёт преподавателю этики духовное равновесие и жизненные силы, даст мощнейший позитивный импульс. Этические проблемы, связанные с лишением человеком человека жизни, были затронуты в таких работах Вуди Аллена, как «Преступления и проступки», «Матч Пойнт», «Мечта Кассандры». Герои этих фильмов, переступая черту, погружаются в терзания, начинают задаваться вопросом: «Тварь я дрожащая или право имею?» И, не способные подавить в себе человеческое, голос совести, суеверный страх перед Высшими силами, – отвечают: «Тварь!». При этом не обязательно за преступлением следует реальное наказание. Новизна «Иррационального человека» по отношению к другим картинам Аллена заключается в том, что впервые новоиспечённый Раскольников заключает – «Имею право!». Убийство не выбивает героя из колеи, а, напротив, ставит всё на свои места. По крайней мере, так поначалу кажется… Злодеяние и тянущийся за ним шлейф последствий вместе с несколькими любовными линиями запутываются в фильме в сложнопереплетённый клубок. «Иррациональный человек» держит в напряжении, каждую минуту ты, как зритель, пытаешься просчитать, куда приведут сюжетные нити, каков будет исход. В по-настоящему непредсказуемом финале режиссёр разрубает Гордиев узел – делает это неожиданным образом… однако без должного изящества. Финальный сюжетный поворот оказывается внезапным и при этом несколько разочаровывающим. Новый фильм Аллена хорош, интересен, красив, он поистине захватывающий и по-алленовски стильный, однако местами в нём чувствуется, что у семидесятидевятилетнего мэтра режиссёрская хватка слабеет. Для лучших работ Аллена характерна многогранность, но в «Иррациональном человеке» тема преступления оттесняет прочие – например, интересная проблема двух параллельных романов главного героя остаётся без должной проработки. Персонажи ведут диалоги, поминая всуе всевозможных философов, но этим беседам не хватает глубины, ощущается некоторая поверхностность. Повторюсь: «Иррациональный человек» – интересное и стильное кино – само по себе, но оно страдает от сравнения с более крепкими работами Аллена. Если же оценивать «Иррационального человека» по меркам не авторского, а массового кино, которое зритель привык смотреть вприкуску с поп-корном, то, безусловно, фильм становится эталоном – он в меру развлекательный, в меру вдумчивый, нетривиальный, прекрасно сыгранный и качественно поставленный. Да, Вуди Аллен уже не снимает так, как он снимал когда-то. Но и сейчас никто не снимает так, как это делает Аллен. Планка опустилась везде и у всех, Аллен в этих условиях остаётся вершиной, возвышающейся над общей массой. Настоящей глыбой – самобытной и неповторимой. Вот бы стоять ей вечно! Вместо послесловия – персональные наблюдения. Зная, что «Иррационального человека» неизбежно будут сравнивать с «Матч Пойнтом», Вуди Аллен оставляет множество отсылок к этому фильму (пояснять не буду, дабы не было спойлеров). Это томик «Преступления и наказания» с пометками главного героя, надежда Лукаса на то, что его преступление «повесят» на какого-нибудь бродягу, постоянные разговоры персонажей об отъезде в Лондон… Любопытно, что в фильмах Вуди Аллена Лондон ассоциируется с убийством. В «Преступлениях и проступках» также были разговоры о Лондоне, к тому же в конце именно в этом городе наступает неблагоприятная развязка для героя, роль которого исполнил сам Аллен. В лентах «Матч Пойнт», «Сенсация» и «Мечта Кассандры» убийства происходят непосредственно в британской столице. Как и многие другие великие режиссёры, Вуди Аллен создал собственный киноязык: словно буквы в словах, он чередует в своих работах определённые образы – джаз, цирк, писатель в творческом кризисе, Нью-Йорк, Лондон… 7,5 из 10
Не думал, что когда-нибудь придется писать эти слова, но час настал: интеллектуальный пересмешник и сентиментальный невротик, старина Вуди выходит в тираж. Безаппеляционность и дерзость этой сентенции компенсируются только крайней степенью моего субъективизма, и все же – я настаиваю. … Разумеется, все можно понять - возраст, нечеловеческая для такого – да как и для любого другого – возраста творческая скорострельность (по картине в год) и неизбежность самоповторов в связи с этим, и пр., и пр. Но обидно. Мы же все помним это волшебное послевкусие лучших алленовских работ - горечь пополам с пряностью, шоколад - с перцем и насмешкой над бестолковым родом людским. В «Иррациональном человеке» не то чтобы все это отсутствует, но – как елочные игрушки из старого анекдота, не радует. Или, как минимум – восхищает не так сильно, как прежде. Формально все традиционные элементы фирменного конструктора в наличии: битый жизнью и изнуренный вискариком невропат-интеллектуал, на этот раз - доктор философии в обличье Хоакина Феникса, восхищенная девица (свято место пусто не бывает: Йоханссон, по алленовским меркам, обветшала, и музой уже второй фильм подряд назначена Эмма Стоун) и любовно-криминальная обвязка вокруг них. Обвязка, надо сказать, весьма древняя – в чистом виде Достоевский ФМ, чего Аллен и не стесняется, а следовало бы. Доктор Лукас выбирает вполне раскольниковский путь выхода из депрессии, совершая убийство абсолютно незнакомого, но, с его точки зрения, вредного для общества человека. Кто может быть еще хуже старухи-процентщицы? Правильно, только юрист. Его и порешили. Преподавателя это выводит из тоски, студентку – в нее же вгоняет. «Чего же боле?» – как говорил по другому поводу другой русский классик. В том и проблема, что боле - ничего. Чрезмерно морализаторский, хотя и сюжетно, надо признать, изящно вывернутый финал с выводом из серии «судьба – злодейка, жизнь – копейка, бухать лучше, чем убивать». А то мы не подозревали. Нет, конечно, можно вокруг этого навертеть массу интеллектуального трепа о тлене и абсурдности «дорогого мрзд», о противостоянии европейской «думательной» и американской «делательной» ментальностях, но, право слово, это будет разговор в пользу бедных, а Вуди Аллена к таковым точно не отнесешь. Старик, безусловно, ужасно мил, но милота эта, увы, совсем не нова. Трудно, конечно, в 45-м по счету фильме чем-то удивить почтеннейшую публику - кроме ног Эммы Стоун, но раз уж приучил весь мир к своей искрометной гениальности, надо бы ей же и соответствовать, без скидок на возраст и скорострельность. На сей раз – не получилось. Что для иного режиссера считалось бы почти шедевром – по алленовскому счету просто проходная милота, Достоевский для тинейджеров. 6 из 10
Честно сказать, не могу назвать себя ярым поклонником творчества Вуди Аллена,так как большинство просмотренных мною фильмов - его последние работы. Многие любители кино считают, что настоящий Вуди показал себя наиболее полно на раннем этапе творчества и сейчас 'выезжает' в основном на своей репутации за такие фильмы, как 'Манхэттен' и 'Энни Холл'... На мой взгляд, умение меняться и идти в ногу со временем - это достойный навык и не каждому режиссёру под силу. Глубина доносимых до зрителей идей Аллена и его оригинальная подача ничуть не изменились. Поменялись лишь материи, затрагиваемые режиссёром. На этот раз он поднимает тему депрессии и утраты того самого наслаждения жизнью, за которым гонятся многие из нас и которое теряется где-то среди серых будней и рабочих обязанностей. Эйб Лукас не понаслышке знаком с этой проблемой и многое перепробовал для своего излечения. Ни алкоголь, ни женщины, ни преподавание и общение с молодыми учениками не спасло его. Лишь самая крайняя мера вдохнула в него жизнь и так разительно изменила его. Не хотелось бы спойлерить, поэтому просто скажу, что это очень противоречивый фильм и поставить себя на место главного героя(по крайней мере в достаточно юном возрасте) представляется довольно сложным. Поэтому нельзя однозначно порицать его или же соглашаться с его идей преображения жизни с помощью таких радикальных поступков. Многие сцены вызывают весьма живой отклик у зрителя, и невозможно однобоко воспринимать ту или иную ситуацию, не приняв во внимание все факторы, влияющие на поведение героев. Однако при этом Вуди Аллен так играючи и легко обходится с данной темой, что почти нигде зритель не чувствует себя шокированным или напуганным, сюжет настолько цельно и качественно скроен, что в принципе можно предугадать финал. Но как и во многих других фильмах маэстро, финал не является самоцелью, наибольший интерес представляет развитие действия и игра актёров, которая, как всегда у Аллена, на высоте. Хоакин Феникс давно зарекомендовал себя, как разнопланового актёра, способного раскрыть свой талант во многих аспектах и одинаково органично смотреться как в драме, так и в фильмах с более комедийным уклоном (назвать 'Иррационального человека' полноценной комедией язык не поворачивается). Эмма Стоун, новая звезда на Голливудском небосклоне, заслуженно входит в плеяду самых талантливых молодых актёров и всегда радует глаз своим появлением на экране. В этом фильме, благодаря её замечательной игре, создается впечатление, что роль написана специально для неё, настолько хорошо она вписывается в общую канву повествования и прекрасный каст. После просмотра 'Иррационального человека' вряд ли кто-нибудь останется равнодушным или сразу забудет этот фильм. Новая кинолента Аллена - идеальный источник пищи для разума и испытания для вашей морали, он дает возможность действительно обдумать посыл режиссёра и рассмотреть множество разных точек зрения, а не просто обсудить причёску главного героя или операторскую работу. За достойное пополнение коллекции Вуди Аллена 9 из 10
В своей драме Вуди Аллен показывает нам историю порочности отдельно взятого человека. Его зовут Эйб Лукас, он преподает философию и является асоциальным типом. Уже в начале фильма мы видим запустившего себя мужчину средних лет, страдающего алкоголизмом, не находящего точек соприкосновения с обществом и не воспринимающего жизнь как нечто ценное. С течением фильма авторы фильма погружают зрителя в хаос мыслей Эйба, которые приводят его к бессоннице, которые он пытается выразить на бумаге, и, тем самым, завершить свою научную работу по философии. Касаясь философии, Вуди Аллен в 'Иррациональном человеке' пытается осветить проблемы пагубности экзистенциализма. Тема экзистенциализма раскрывается в данном фильме с разных сторон: здесь и Кант, и Достоевский, и Гуссерль, и Кьеркегор, и Хайдеггер. И если знакомиться с основными философскими идеями указанных мыслителей можно проследить их четкую взаимосвязь с сюжетом фильма и ужасающей трансформацией личности главного героя. Эйб Лукас, стремясь придать своему существованию особый смысл, переживая 'отчаяние возможного' приходит к необходимости преодоления себя и в итоге достижения состояния 'сверх общества». Ключевой для понимания идеи фильма является всё же философия Хайдеггера: недаром, главный герой, как и Хайдеггер, подвергает всю философию пересмотру, закручивает роман со своей студенткой, соглашается с тем, что просто обыденное существование – «ничто», и придерживается теории множественного гуманизма, выстроенного на допустимости физического устранения отдельных элементов на благо всего общества. Именно поэтому, как мне кажется, в конце фильма можно созерцать определенные проявления маниакально-депрессивного психоза Эйба Лукаса. Пожалуй, одновременно и достоинством и недостатком фильма является тот факт, что его сложно отнести к какому-то определенному жанру – это и драма, и психологический триллер, и местами трагикомедия. Особенно меня смутил в этом плане саундтрек, на первый взгляд звучащий достаточно нелепо в серьезных эпизодах. Хотя снова обращаясь к истории Хайдеггера, можно понять выбор Вуди Аллена. С уверенностью рекомендую данный фильм к просмотру тинейджерами от 16 и старше, поскольку под «нежным» соусом романтики в нём говорится о том как важно сделать правильный морально-нравственный выбор, как легко преступить ту черту, за которой благие намерения ведут прямиком в ад. 8 из 10
Завязка Доктор Эйб Линкольн давно не чувствовал себя живым. Всю свою молодость он трудился с полной отдачей, постоянно пытаясь сделать мир лучше, и к началу фильма мы видим порядком настрадавшегося и глубоко циничного человека. Постоянно пьющего к тому же. И существовать бы Эйбу дальше с чувством разочарования во всем окружающем, включая себя самого, если бы он не приехал на лето преподавать в небольшой колледж Брейлин. Там он встречает двух женщин. Немолодая уже Рита несчастна в браке и вбила себе в голову, что Эйб ее путевка в более захватывающую жизнь. Джилл – его лучшая студентка, которую привлекает острый ум Эйба, а его депрессивные взгляды на бытие рождают в жизнелюбивой девушке протест и желание переубедить профессора. Однажды они с Джилл подслушивают в кафе разговор, который помогает Эйбу поверить, что он что-то еще может изменить в мире. Но вот в какую сторону, и как это отразится на нем самом и окружающих – это предугадать нельзя. Персонажи У Хоакина Феникса была очень непростая роль. Когда-то Эйб Лукас был идеалистом, трудолюбивым мечтателем и смотрел на мир, веря, что в нем можно что-то изменить. Его любили женщины, и ему способствовал успех. До нас главный герой доходит горьким и лишенным иллюзий, но ни интеллект, ни обаяние никуда не делись. Феникс справляется прекрасно: его Эйб абсолютно естественен, и его история захватывает от начала и до конца. Эмма Стоун в роли Джилл очень хороша. Она и в 'Человеке-пауке' смогла показать вполне интересную героиню, а тут уж у нее были все возможности развернуться. Ее Джилл – умная, в меру импульсивная, легкомысленная и наивная девушка, которая уверена, что знает, что правильно для нее и окружающих. Когда она сталкивается с депрессивным опытом Эйба, девушка начинает пытаться как-то интегрировать его в свою жизненную позицию. Непростая героина проходит через непростые времена, и Эмма Стоун играет это отлично. Остальные актеры занимают на экране совсем мало времени. Паркер Поузи показала уставшую от однообразия и бесперспективности женщину, единственным утешением которой остаются романы с половиной городка. Парень и друзья Джилл дают зрителю возможность посмотреть на происходящие события взглядом людей, не вовлеченных эмоционально. Все на своих местах. Впечатления Сразу скажу, я не фанат Вуди Аллена. Мне нравятся его фильмы, но слишком уж часто в них все актеры играют типичного героя Вуди – ироничного неврастеника, гонящегося, но не успевающего за временем. И слишком часто выводы из просмотренного просты как пень. 'Иррациональный человек' – это нечто другое. Только ленивый не сравнивал этот фильм с 'Преступлением и наказанием', но, конечно, это не оно. Сюжет другой, герои самобытные, слишком много иронии и юмора и слишком мало морали. Разбирать русскую классику здесь не будем, но там выводы были гораздо более однозначные. Фильм построен на столкновении цинично-аналитического и жизнелюбиво-интуитивного миров Эйба и Джилл, из-за чего все держится на актерах и сценарии. К счастью, Хоакин Феникс и Эмма Стоун играют просто прекрасно, а Вуди Аллен держит зрителя в напряжении весь фильм хорошим сюжетом, естественными диалогами и бодрым темпом повествования. Технически кино снято хорошо: интересные кадры, нет трясущейся камеры, ненавязчивый и хорошо подобранный саундтрек. Выводы 'Иррациональный человек' – кино, почти полностью вращающееся вокруг вопроса смысла жизни: как отдельных людей, так и человечества. Кино качественно написанное, сыгранное и снятое, без однозначной морали или однобоких героев. Если вам нравятся картины такого плана, рекомендую. 9 из 10
Эйб Лукас (Хоакин Феникс) - преподаватель философии, который потерял смысл жизни. Он решает сменить обстановку и приезжает работать в колледж, где знакомится с коллегой Ритой (Паркер Поузи) и очаровательной студенткой Джилл (Эмма Стоун). Он всячески старается не ввязываться в отношения с женщинами. Но одна устала от мужа и повседневности, а другая - просто ищет приключений и считает, что влюблена в амбициозного преподавателя. Все идет как нельзя лучше, Эйб успевает уделять внимание обеим, пока однажды он не слышит разговор в кафе, в котором женщина обвиняет местного судью в непрофессионализме, некомпетентности и взяточничестве. Эйб, опираясь на работы таких известных философов, как Хайдеггер, Кьеркегор и его любимый Достоевский, решает, что вполне имеет право сделать этот мир лучше, избавив его от таких негодяев, как судья. Он хочет на себе испытать суть экзистенциализма. Именно этой философской теме посвящен фильм. Вуди Аллен уже давно не скрывает, что работы Ф. М. Достоевского являются для его гения источником вдохновения. 'Иррациональный человек' же весь пронизан идеями русского писателя. 'Тварь дрожащая иль право имею?' - вот основной вопрос, который мучает главного героя и который лишает его всяческого раскаяния. Эйб Лукас - своеобразный Раскольников XXI века. Безусловно, картина - это не только размышления на философскую тему. Есть здесь и две прекрасные и милые любовные линии. Обе девушки догадываются и даже знают о поступках Эйба, но только вот Рита готова бросить все и закрыть на все глаза и уехать с симпатичным учителем в Испанию, о которой давно мечтала, а Джилл - еще совсем юная и неопытная - не может понять хладнокровие своего некогда кумира и уговаривает его одуматься. Шедевром данную картину назвать нельзя, но все фильмы Аллена - это нечто особенное, имеющее свою непосредственность, сентиментальность, мораль и философскую подоплеку. Особенно это касается последних работ режиссера - 'Иррациональный человек', 'Магия лунного света' и 'Полночь в Париже'. Все фильмы, надо отметить, смотрятся на одном дыхании. Новая муза Вуди - Эмма Стоун снова неподражаема, она очень разноплановая талантливая актриса, которая давно доказала, что она сильна не только в комедийном жанре. Ее Джилл - несколько наивная, но при этом умная девушка - некий камертон переживаний для Эйба. Хоакин Феникс замечательно вжился в роль в преподавателя кафедры философии, еще одна хорошая роль в его копилку. Имя Паркер Поузи мне было не слишком известно, но она неплохо сыграла несколько суматошную и измученную бытом Риту. На тему произведений Достоевского можно снимать много. 'Иррациональный человек' - очередная зарисовка на эту тему. Почему зарисовка? Да потому, что фильм очень легкий, летний, незамысловатый, на первый взгляд, но с большим полем для размышлений, как и всегда в картинах талантливого и ни на кого не похожего Вуди Аллена. Замечательная игра актеров, милая атмосфера и не слишком банальный сюжет делают фильм прекрасным украшением летнего кинопроката. 8 из 10
Мы ждали, надеялись, ночами не спали и предвкушали возвращение великого режиссера Вуди Аллена и вот, этот момент настал. Вуди опять в строю: с новыми идеями, интересной историей и полюбившейся всем зрителям рыжеволосой музой Эмой Стоун. Что всегда нравится в фильмах Вуди Аллена так это то, что известный режиссер не пытается чересчур удивить зрителя: он снимает так, как чувствует, как велит ему сердце, показывает неоспоримую истину с полной объективностью. Аллен не старается забрызгать кровью экран, как это делает Скорсезе или Тарантино, не блещут его фильмы постельными сценами с пестрым эротическим толкованием, как любит это делать фон Триер. Вуди Аллен снимает фильмы по - простому, дабы самый неискушенный зритель легко заметил в картине все прописные истины. Главный герой нового алленовского шедевра – иррациональный Эйб Лукас (Хоакин Феникс). Преподаватель философии, вечно несчастный и недовольный жизнью. А причин для чрезмерного расстройства целый вагон: лучший друг погиб в Ираке, любимая жена изменила с приятелем, не за горами кризис среднего возраста и изрядно обвисшее брюшко тому подтверждение. Эйб утратил смысл жизни: каждый прожитый день для него это пытка, приятным разнообразием которой является бутылочка любимого спиртного. Не впечатляют симпатичного профессора ни переезд на новое место работы, ни знакомство с двумя красивыми женщинами – студенткой Джилл и преподавателем Ритой. Все для Эйба тленно и однообразно…Но вдруг, случайно послушанный разговор в кафе об убийстве местного судьи, заряжает преподавателя энергией и энтузиазмом. Действительно, что же еще может пробудить к жизни человека, испытавшего в этом мире, ну, практически, все. Только желание совершить неожиданный поступок, то есть убийство. Идеально спланированное преступление непросто поможет Эйбу начать жить заново, такое преступление поможет ему преодолеть невидимый барьер – ограничитель, стоящий на пути его беззаботного счастья. Этакий Раскольников, собирающийся продемонстрировать с помощью убийства миру то, на что он способен. Эйб начинает составлять план преступления, но, увы, в своих поступках, направленных на совершение дела всей его жизни, он полностью иррационален и нелогичен. В конце концов, эта самая иррациональность сыграет с ним злую шутку. Эйб Лукас – персонаж характерный для фильмов Вуди Аллена. Усталый романтик, смело играющий в русскую рулетку каждый момент своей жизни. Частично он похож на Гила из «Полночи в Париже», частично на Криса из «Матча – Поинта», он так же загадочен и непредсказуем, как и Питер из «Сенсации». В общем, полная смесь самых ярких и нестандартных персонажей алленовских кинокартин. Вуди Аллен не стесняется смеяться в лицо своим героям. Каждый новый фильм маэстро – это насмешка над нелепыми поступками идеальных людей. Кто такой Эйб Лукас? Преподаватель философии, читающий своим студентам труды Канта, Гегеля, Кьеркегора; учащий их внимательности и сосредоточенности. Кто бы мог подумать, что такой рационализм в преподавании окажется лишь внешней скорлупой и в реальной жизни успешный профессор является полной противоположностью тем высоким мыслям, что он проповедует. Фильм «Иррациональный человек» невероятно интересен, комичен и, несмотря на суровость финала, до безобразия мил. Вуди Аллен преподносит зрителям старую историю, частично показанную во многих своих прошлых шедеврах, но не теряющую актуальности по сей день. 8 из 10
В идеалистической философии 'иррациональный' значит не постигаемый разумом. Герой Хоакина Феникса действительно 'не постигаем', его поступки непонятны и неоднозначны. Работая преподавателем философии в университете и одновременно занимаясь написанием книги про нацистов (а другую книгу он и не может писать априори, потому что Эйб Лукас - это в очередной раз альтер-эго Вуди), он успевает попивать коньяк из фляжки и посещать светские вечера, непроизвольно охмуряя всех женщин в радиусе пяти метров. Его очаровательность выражается в неопрятном виде, потухшем взгляде и в тяжеловесных размышлениях. Вуди Аллен снова и снова говорит свои мысли, используя Эйба Лукаса, он как чревовещатель, управляющий куклой. Мы могли бы простить такую оплошность трудолюбивому гению, если бы не всего его фильмы за последнее время - это повторение того, что он снял до начала 00-ых. Вуди смешивает мелодраму и детектив, но не связывает их так, чтобы все выглядело гармонично. Действия совершаются чересчур быстро, зритель не может понять, почему вдруг Эйб решается на это убийство, нет предыстории героя. Неужели так повлияло самоубийство его матери? Или это увлечение философией? Нет, ему просто хочется разнообразить свою жизнь. Ему скучно, плохо - а убийство излечивает его душевные раны. Но на самом деле, Эйб - это любитель поиграть в русскую рулетку. Ему хочется испытать судьбу и дойти до грани своих способностей. Смогу я убить? Поймают ли меня? Смогу ли я убить снова? Такая мотивация довольно примитивна, если сравнивать ее с мотивацией главного героя 'Преступления и наказания' Достоевского - Родиона Раскольникова. Он мотивировался проверкой своей теории о незначительности некоторых людей. Разделяя их на великих и нет, вошь или человек? Эйб явно причислил себя к тем, кто способен убить во благо человечества. Эмма Стоун, которая исполнила роль прототипа Сонечки Мармеладовой, совсем не похожа на ту, кто пишет лучшие работы на уроках философии. И здесь Вуди снова использует уже сыгранную сцену из 'Мужья и жены', там ученица также писала великолепные работы и постепенно влюблялась в своего преподавателя, а он хвалил ее за все, что бы она не написала. Сама актриса разочаровывает своей актерской игрой после 'Бердмэна', невозможно прочувствовать их связь с Хоакином, который даже и не выражает своей любви к ней. Музыка в фильме отталкивающая, она срабатывает в первой части, в части мелодрамы, но в детективной звучит нелепо и не 'в тему'. В фильме, безусловно, есть множество великолепных кадров, в чем состоит заслуга оператора. Хоакину даже не приходится играть своего персонажа, потому что его внешний вид и повадки в реальной жизни полностью соответствуют Эйбу, несколько раз он включает актерскую игру так, как делал это в 'Мастере' и именно на таких моментах - его взгляд завораживает, взгляд безумца. Фильм, конечно, заслуживает просмотра, но только ради продолжения общения с Вуди Алленом. Общения, где собеседник повторяет тебе одно и то же, словно разговаривает с умственно отсталым. Вуди не стесняется несколько раз кинуть нам в лицо книгой Достоевского, словно его зрители настолько тупы, что не способны увидеть связи между произведением и фильмом. 6 из 10
Вне всяких сомнений - конёк Вуди Аллена остроумные диалоги, обрамленные сюжетом с изюминкой. Истории о моральном выборе, или моральном падении - не будем вдаваться в терминологию - не его амплуа. К тому же сюжет о зыбкой грани дозволенного Аллен уже реализовал, сняв 'Матч Поинт'... И снова знакомая фигура классика русской литературы проглядывает между строк сценария. Безусловно, фильм заставляет задуматься. Можно ли воспрянуть духом через поступок непозволительный, какой бы идеальной философской концепцией он ни был бы оправдан? Можно ли снова разглядеть прекрасное, выбрав из всех возможных путей дорогу через гнилой мост? Откуда мы всегда знаем, что для других людей лучше? Сам фильм предлагает очень точную характеристику себя: Торжество стиля над содержанием (c) А, может, мы просто привыкли к другому стилю Аллена? И ведь нельзя полвека кряду выпускать одни шедевры, перед рекордным прыжком всегда надо брать хороший разбег: ) С другой стороны, он и не идет на рекорды, они уже давно зафиксированы. И количеству фильмов, которые можно от первой до последней минуты разложить на цитаты, может позавидовать ни один режиссер. И хоть Эмма Стоун была очень мила в Магии лунного света и ретро нарядах, Скарлетт Йоханссон в роли музы Аллена - на порядок лучше. 5 из 10
Новый календарный год — новый фильм от признанного маэстро. Уже довольно давно поклонникам творчества Аленна известно, что режиссер сказал все, что хотел, и теперь, как правило, просто-напросто смешивает прежние истории, получая новую смесь. Стоит заметить, по-прежнему с приятным послевкусием. 'Иррациональный человек' в завязке своей до боли напоминает 'Мужей и жен', однако на этот раз Аллен не решается слишком долго мучить зрителя экзистенциальными страданиями главного героя на фоне романа со студенткой и сразу окунает нас в драматичный круговорот а-ля 'Матч Поинт' и, возможно, 'Проступки и преступления'. Что, в принципе, не удивляет, поскольку творчество Достоевского так и норовит выскочить из-за каждого угла фильма. Пустые сердца наполняются сплетнями. Айб Лукас, профессор философии, за последний год потерял всякий интерес к жизни. Он не встречается с женщинами, не чувствует вкуса еды, забросил свое тело, а в особо веселые вечера играет в русскую рулетку на глазах у собственных студентов, среди которых присутствует Джилл, настолько восхищенная его умом, что готова расстаться с любимым молодым человеком. Можно ли среднему классу судить гениев? И вот, в самый обычный день в самой обычной закусочной он со своей поклонницей подслушивает разговор женщины, которая находится на самом краю. Внезапно главный герой осознает, что его призвание в жизни — быть (весьма своеобразным) Робин Гудом. А все, что происходит далее, как говорится, лучше один раз увидеть... Справился ли Аллен с задачей передачи настроений героя? И да, и нет. Нотки циничного и черного юмора, звучащие под аккомпанемент фортепиано на протяжении всего фильма, не дают возможности быть уверенным в серьезности повествования, пускай рассказчик и поднимает вопросы, мучившие еще самого Канта. Хоакин Феникс и Эмма Уотсон сыграли поразительно настолько, насколько способны. И все же, между ними двумя какой-либо химии на экране не возникло. Возможно, так было задумано, дабы показать одержимость Айба Лукаса своим лечением от хандры. Несмотря на все, лента смотрится крайне свежо. Более того, в фильме никто даже не ходит к психиатру. Фильмы Вуди Аллена — как бутылочка хорошего вина. Всегда подойдет для приятного вечера, а иной раз так ударит в голову, что никогда не забудется. 'Иррациональный человек' является еще одной такой бутылочкой в коллекции ценителей. Но, перефразируя Айба Лукаса, скажу, что каждый должен понять сам, чем именно является для него данный фильм.
Эйбу Лукасу всё осточертело. Профессор философии чего только не повидал в своей жизни, а теперь стоит перед кафедрой и кидается в аудиторию цитатами из Сартра, Канта и Кьеркегора. Для существования нужно топливо, а его у Эйба нет. Есть алкоголь, но на нём далеко не уедешь. Профессор, может, и дальше спивался бы, погружаясь все глубже в недры своего разума, но случайно услышал в кафе, как мать двоих детей жалуется своим друзьям на нечестивого судью. Профессор философии тут же решает: помогу ей 'реальным делом'. Через несколько недель труп судьи находят в местном парке. Его отравили цианидом. В 'Иррациональном человеке' Вуди Аллен в очередной раз отходит от излюбленных методов интеллектуальной комедии и возвращается к драматическим экспериментам. Если не считать 'Жасмин' двухгодичной давности, в последний раз такое режиссёр проделывал в середине нулевых, снимая 'Мечту Кассандры' и, главным образом, 'Матч Поинт'. Последний собрал одну из самых больших касс за всю карьеру режиссера и был просто с ног до головы облизан критиками, к тому времени, казалось, окончательно разуверившимися в том, что Аллен умеет снимать хорошо и серьёзно одновременно. С 'Жасмин' же новый фильм Вуди роднит общая природа, это, своего рода, свободные пересказы классических произведений. Два года назад это был 'Трамвай 'Желание', ныне - 'Преступление и наказание' Достоевского. Впрочем, и у того же 'Матч Поинта' были свои литературные опоры, так что в этом плане ничего не меняется. История, если хотите, сделала очередную петлю. Даже в том, что режиссер взялся за Федора, нашего, Михайловича, ничего удивительного нет. Аллен известен, как неплохой знаток и чтец русской литературы, отсылки и аллюзии на отечественных классиков в его работах - дело обычное. То есть, вроде бы по всем статьям Аллен делает движение по проторенной дорожке. И тем не менее, что-то идёт не так, как обычно. Что-то не складывается. Причем, не складывается вполне реально, а не так, как в 'Матч Поинте', когда режиссер просто взял и снял практически идеальное кино, которого до этого никогда не делал. Так что же случилось? Может, проблемы жанра? Вполне может быть. 'Иррациональный человек' - крайне редкий случай, когда традиционное смешение жанров не влияет на картину положительно, местами, напротив разбивая то, что должно завораживать и цеплять. В картине Аллен сталкивает лбами мелодраму и эдакий детективный триллер, делая основную ставку на второе. Это не столько 'американское прочтение', о котором можно подумать, и не попытка сделать Достоевского более кинематографичным. Это решение вполне в духе 'Преступления и наказания', даже несмотря на то, что в романе любовь в итоге всё и решила, пусть даже и будучи перемешанной с чувством вины. Но проблема в том, что у Аллена мелодрама реально портит жизнь детективу. Одним из важнейших достоинств романа Достоевского является то, что читатель полностью концентрируется на чувствах и переживаниях Раскольникова после совершенного. Писателем это доведено до такого совершенства, что многое попросту становится второстепенным или неважным, возникает огромное напряжение, за счет чего и появляется интерес. Этого состояния Аллен поймать не сумел. Вводя в сюжет сцены то со студенткой, то с преподавательницей, забивая ими всё повествование, потом снова ненадолго возвращаясь к главному герою, и снова уходя от него, он теряет всю дрожь, мандраж, испытываемый убийцей на 'длинной дистанции'. Аллен пытается прикрыть это тем, что дрожи никакой и нет, на самом деле, окей, ладно, но и это состояние прочувствовать полностью он не позволяет. Даже закадровое повествование построено Алленом от лица двух человек: самого Лукаса и студентки. Их посменный внутренний монолог предлагает зрителю надеть маски сразу двух человек, а значит - никого толком не понять. Вуди, при этом, обходится со своим материалом еще и довольно грубо, как бы поспешно. Где-то через закадровый монолог зрителю сообщается то, что можно было бы сообщить через происходящее на экране, или даже то, что он, в принципе, мог бы понять и сам. Да, сказывается привычная многословность Аллена, но здесь это делает фильм чрезмерно прямолинейным и, по правде говоря, не очень интересным. Как, например, и введенная в сюжет книга Достоевского, найденная на столе у главного героя. Ну, честное слово, какое дело должно быть пациенту до того, по какой методике его оперирует хирург? В фильме слишком много несоответствий, недочетиков, шероховатостей, и это всё очень нехарактерно для режиссера, он так со своими картинами никогда не обходился. Да, они всегда слегка непричесанные, но 'Иррациональный человек' на фоне всего остального творчества Вуди - это просто копна взъерошенных волос, с которой даже дома как-то не комильфо ходить, так и тянет причесаться. Вот что по-настоящему грустно: фильм Аллена, даже если оставить Достоевского с его философией в покое, выглядит не особо ладно скроенным. И, конечно, начинаешь думать, почему так. После заключительных титров промелькнет где-то мысль: 'А, может быть, это того шутка?'. Зная Аллена, вполне можно предположить, что так оно и есть, и какой-то элемент стёба в фильме присутствует, и что на самом деле он гораздо тоньше, чем притворяется. Но думать так, пожалуй, смогут только самые оптимистичные фанаты режиссера, не готовые признать, что Аллен, помимо кучи шикарных, самобытных картин снял еще и довольно много проходного материала. Которым 'Иррациональный человек', по всей видимости, и является. Грустно, конечно, но, с другой стороны, когда, будучи почти 80-летним, раз в год делаешь фильмы неизменно приличного, а то и фантастического качества, нет-нет, а в какой-то момент заданного напряжения не выдержишь. Ничего страшного, бывает. В конце концов, всем всё уже за это время доказал.
Самый запоминающийся фильм Вуди Аллена для меня на настоящий момент - это 'Матч-пойнт'. Сильный эмоциональный отклик родился у меня, прежде всего, благодаря сцене убийства героини Скарлетт Йоханссон. Тогда такой поступок персонажа Джонатана Рис-Майерса показался мне вопиющим проявлением жестокости, эгоизма и несправедливости. В связи с выходом нового фильма от Вуди Аллена 'Иррациональный человек' невозможно не вспомнить о 'Матч-поинте'. Сам режиссер назвал 'Матч-поинт' в числе трех лучших своих работ. Оказывается, та история до сих не отпускает Аллена: в очередной раз он закручивает похожую интригу и, по примеру авторов философских трактатов, спорит сам с собой, предлагая разные вариации. Фильмы 'Матч-поинт' и 'Иррациональный человек' настолько близки, что в них упоминается одна и та же книга - 'Преступление и наказание' Ф. М. Достоевского, и в финале разыгрывается, в общем-то, одна и та же сцена. 'Иррациональный человек' - это облегченная версия 'Матч-поинта', с мрачновато харизматичным, вечно 'беременным' Хоакином Фениксом вместо неотразимого, холодного и одновременно страстного Джонатана Крис-Майерса, с более камерным сюжетом и без большого эмоционального накала. Смысловое ядро картины одинаковое - рассуждение о морали, человеческой природе и судьбе. Очевидно, что режиссер подбирает определенные типажи, которых можно будет завязать в узел нервов и толкнуть, как состав, в заданном направлении. История о профессоре философии Эйбе Лукасе, потерявшем вкус к жизни, лишь повод снова задаться вопросами о том, что человек делает со своей жизнью, для чего и чем живет, что он выбирает, а что не в его власти, и как разыгрывает свои карты случай. Почему кому-то суждено постоянно совершать глупости и плутать по жизни, делая несчастными других и избегая ответственности, а другому стоит оступиться лишь раз, и он пропал навсегда? Для чего на самом деле мы нужны жизни, и как понять, какой именно поступок приведет к красной карточке, как бы умны и хитры мы ни были? Основные персонажи фильма - участники 'любовного треугольника', Эйб, его молодая талантливая студентка Джилл (Эмма Стоун) и замужняя преподавательница Рита (Паркер Поузи), очень выразительны в плане 'заточки'. Это именно те герои, которых можно встретить в других работах Вуди Аллена и, например, таком фильме, как 'Великий Гетсби'. Люди, населяющие мир 'Иррационального человека', не ищут настоящей жизни, они давно выдумали свою жизнь и находятся в поиске подходящих 'актеров'. Их вечная проблема в том, что либо они оказываются плохими Карабасами-Барабасами, либо куклы не хотят делать, что от них ждали - тогда кукол ломают, герои фильма становятся убийцами и жертвами. Персонажи находчивы по жизни, но лишены моральной базы. Воспринимая моральные принципы теоретически, по факту, они не различают черное и белое и не несут ответственности. Задыхаясь в своих страстях, они не дают себе труда разобраться, действительно ли влюблены, а встречаясь с трудностями или не находя ожидаемого, легко исчезают или готовы быть ненормально агрессивными, без длительных колебаний решаются на убийства, защищая свои интересы, даже не жизнь. 'Иррациональный человек' предложит возможность рассмотреть вопросы морали и судьбы под другим углом и с некоторыми новыми акцентами. Такое кино часто напоминает книгу, где важны характеры и детали, они вместе создают продуманную историю о людях, которые вроде бы живут, но понятия не имеют, как надо жить, и готовы при наличии варианта получше бросить все ради призрачных иллюзий и инфантильных идей. 7 из 10