Есть много фильмов о самых невероятных рождественских чудесах. Но это уникальная кинолента о реальных событиях Первой мировой войны, случившихся в канун Рождества 1914 года, когда лейтенанты трех стран по собственной инициативе согласились на временное перемирие, чтобы отметить вместе светлый праздник, даже несмотря на официальный отказ правительства воюющих стран. Режиссер Кристиан Карион (он же сценарист) показал, что между рядовыми немцами, шотландцами и французами не было принципиальных различий. Все эти люди в мирное время вполне могли быть приятелями, но они вынуждены выполнять свои приказы. У Ремарка в романе 'На Западном фронте без перемен' эта идея была озвучена в монологе Пауля, когда он впервые убивает человека: 'Раньше ты был для меня лишь отвлеченным понятием, комбинацией идей, жившей в моем мозгу и подсказавшей мне мое решение. Вот эту-то комбинацию я и убил. Теперь только я вижу, что ты такой же человек, как и я. Я помнил только о том, что у тебя есть оружие: гранаты, штык; теперь же я смотрю на твое лицо, думаю о твоей жене и вижу то общее, что есть у нас обоих. Прости меня, товарищ! Мы всегда слишком поздно прозреваем. Ах, если б нам почаще говорили, что вы такие же несчастные маленькие люди, как и мы, что вашим матерям так же страшно за своих сыновей, как и нашим, и что мы с вами одинаково боимся смерти, одинаково умираем и одинаково страдаем от боли!'. Вот этот фильм несет такой же пацифистский посыл, который я безусловно разделяю и приветствую. Тут я не видел разделения на врагов и героев, что бывает довольно редко в фильмах на военную тематику. Все три лейтенанта и их войска были для меня равны. Понятно, что во всем виновата политика. Но больше всего меня возмутила проповедь англиканского епископа. Как священник может призывать солдат к убийству?! Это очень красноречивый момент, на мой взгляд. Он прекрасно показывает, что в каждой нации найдется свой фанатичный Гитлер. Актерский состав мне понравился. Каждый лейтенант передавал оттенки характеров своей нации. Даниэль Брюль был категоричен, как истинный немец. У Гийома Кане был более романтичный образ, как у настоящего француза. А образ Алекса Фернса не был лишен британского юмора. Отдельно хочется выделить мою любимицу, Дайан Крюгер, которая привнесла в этот фильм красоту и женский шарм. Натали Дессей и Роландо Вильясон прекрасно исполнили несколько песен академичным вокалом. А весь фильм наполнен светлой рождественской атмосферой, но с ноткой грусти, потому что праздники все равно когда-нибудь заканчиваются. Один балл заберу за монтаж. Слишком резкие переходы получались временами, что делало сюжет обрывочным. Но посыл фильма мне нравится. 7 из 10
Франция; декабрь 1914 года Анна /Дайан Крюгер/ - оперная певица, приехавшая на фронт ради встречи со своим любимым – тенором Берлинской оперы, призванным в ряды армии - и чтобы выступить перед офицерами немецкой армии Николаус /Бенно Фюрман/ - певец, не желающий воевать, но призванный в армию Хорстмайер /Даниэль Брюль/ - лейтенант немецкого полка, ответственный и исполнительный Обдер /Гийом Кане/ - лейтенант французского полка, оставивший дома беременную жену и уже долгое время не получающий от неё вестей Гордон /Алекс Фернс/ - лейтенант шотландского полка, ответственно выполняющий свой долг, впрочем, как и все герои истории Фильм рассказывает о реальном факте, произошедшем в 1914 году в канун Рождества, когда на многих линиях фронта наблюдались случаи братания военных из враждующих армий. Перед нами история одного такого события, когда военные шотландской, немецкой и французской армий сложили оружие и вместе встретили Рождество. На меня картина произвела сильное впечатление. Все мы знаем, что Первая мировая была одной из самых кровопролитных войн, когда погибло около 40 миллионов человек. Жестокость данной войны заключается в несовершенном оружии, приносившем умирающим жуткие страдания, и в том, что люди толком не понимали, ради чего воюют. Вернее, те, кто войну развязал, конечно, понимали, но обычным людям, которые и попали в самое пекло, это было невдомёк. Впрочем…разве что-то меняется… Именно об обычных людях, о тех, кто, сидя в окопах думает только о своих близких, мечтает о тёплом родном доме и выпитой с любимой мамой чашечке кофе или о том, чтобы взять на руки своего малыша, при этом даже не зная, кто у тебя родился, ведь письма не доходят на фронт – этот фильм именно о них. Примечательно, что всех людей разных национальностей, показанных в этой картине, объединяет простое желание – спокойствия. Никто никого на самом деле не хочет убивать. Как верно заметил один из героев – француз – «Мне ближе немцы, которые сидят в этих окопах, чем мои соотечественники, которые в тепле едят горячую индейку и кричат: «Смерть немцам». Настоящие «патриоты», которые реально готовы глотки разгрызть противникам в любой войне, чаще всего сидят себе спокойненько дома, громко рассуждая о причинах войны, о том, кто плох, кто прав, кого надо уничтожить, как быстро и какими способами… Объединила людей ещё и музыка. А если в глобальном плане – искусство. И это в нынешнее время особенно актуально, да и в любое другое время тоже. Никто не будет спорить, что культура вечна и способна сблизить людей, говорящих на разных языках и верящих в разных богов. И на этом фоне случающиеся эпизоды «отмены культуры», разрушенные памятники литераторам, запрет на прослушивание тех или иных исполнителей по национальному признаку относящихся к любой из сторон конфликтов – всё это выглядит дико и первобытно. Поскольку именно культура делает из людей – Людей – нравственных, духовных, таких, которыми и должны мы были быть по задумке того, кто создал Жизнь. Именно сейчас фильм мне был необходим. Да, он не праздничный и не лёгкий. Он тяжёлый, хотя здесь нет жирной трагической точки. Но в то же время он и воодушевляет, и даёт надежду даже некоторую. Очень рекомендую эту ленту.
На дворе у нас зима (причём настоящая, а не как обычно), осталось 2 недели до следующего года и захотелось чего-то новогоднего, при этом не особо закрученного и, по возможности, исторического. Вот так я и ознакомился с данным произведением от кинематографистов аж 8 (!) стран. И да, это кино мне понравилось, причём буквально с самых первых кадров. Хотя недостатки я тоже отмечу. Но сначала о плюсах. Очень классно сделано начало – когда мальчики в школе у доски по очереди читают стихи – это просто 5 баллов! За эпизод со священником и проповедью епископа – тоже однозначная пятёрка. И главное - здесь имеется абсолютно правильная и логичная концовка: без всяких слащавых хеппи-эндов или, наоборот, трагедий в стиле «в общем, все умерли». Хорошие актёрские работы (за двумя исключениями, но о них чуть ниже), грамотный стиль изложения истории, ну и разбивка единого повествования на три подчасти, подающие картину с разных точек зрения – это всё идёт в плюс. Теперь о минусах. Мне категорически не понравилась вся линия с тенором и его женой. Настолько она выпадала из общей канвы повествования и смотрелась откровенно инородным телом в фильме, как в плане постановки, так и в плане правдоподобности происходящего, и актёрской игры. Крюгер – вообще не актриса, что она в очередной раз успешно подтвердила, а тенору, чуть ли не с первого момента его появления на экране хотелось съездить по физиономии – до того он раздражал своим постоянно плаксивым выражением лица. А уж концовка этой темы, прямо сделанная в стиле листовок ведомства доктора Геббельса «Сдавайся в плен! Будишь дома, будишь в хате спать со мною на кравати!» - это цензурному комментированию не поддаётся. Лучше бы в качестве основной немецкой темы взяли линию офицера-еврея – было бы намного интереснее, да и оправдали бы тогда афиширование его национальности, а то к чему там это было заявлено, если в дальнейшем эта тема была не раскрыта вообще никак? Есть и ещё пара шероховатостей, но уже по мелочи. Но в целом – кино очень достойное просмотра, особенно сейчас, когда надвигаются праздники – самое подходящее время для этого фильма. 8 из 10
Счастливого Рождества - один из тех фильмов, которые будут доступны человеку любого склада ума, ибо персонажи и события общаются не только словами, итогами поступков, метафорами и символами - каждое своё обращение они закрепляют чувствами. К этой картине не подходит теория Брехта, его нужно смотреть не только умом, но и ощущениями - впрочем, по другому и не получится. Я отмечу так же, что этот фильм изменил моё представление о патриотизме. Именно после него я согласилась с высказыванием, казавшееся мне до картины неправильным: 'Патриотизм — добродетель порочного'. - Мой адъютант всегда пил кофе в десять часов с матерью. Он не хочет растерять привычки за войну. Пришлось привыкнуть. - Нам тоже. Уже с первых минут зритель увидит сильную сцену. Первые минуты, ещё не кончились все титры, а кадры на экране говорят. Карта, где Эльзас и Лотарингия, окрашены в особый цвет, различный с Германией, которой принадлежит. Детский голос - но он не глаголет истину, а повторяет слова своих отцов. Спустя сто лет от событий фильма актуальность проблемы, поднятой в оных минутах, очевидна и сегодня. Этот фильм - мелодия, каждое возвышение интонации, как и её спуск, не случайна. Подолгу можно слушать каждый её акт - следить за развитием сцен. Множество символов, метафор и параллелей можно найти в этой мелодии. Я бы продолжала раскладывать и дальше пасьянс значений сцен, но это окажется спойлером для тех, кто ещё не смотрел. Ключами к символам, положенным в картине являются герои событий. - Добрый вечер, англичане! - Добрый вечер. Мы не англичане, а шотландцы! Джонатан - сын Шотландии. А ещё он сын войны. Она его второй родитель, частицу её всегда он будет ныне нести. И он не единственный - лишь олицетворение всех тех, кто за время войны внёс в своё сердце язву мести и горечи, сожаления и ярости. Он никогда не сможет стать таким, как прежде, а взгляд ему застилает гнев: он плод игры политиканов в войну, рьяно рвущийся в бой. Но. Не для того, чтобы почувствовать новые ощущения, каких хотят молодые, как и не для того, чтобы отстоять честь своей Родины. Что он передаст своим детям - человек лишь с половиной души? Человек порождённый войной. — Да направит вас Господь наш Иисус Христос на прямую и верную дорогу. — Это и есть путь Господень? Палмер - полная противоположность Джонатана. С говорящей профессией священника, мужчина действительно нёс свет веры на кадры плёнки. Веры в завтра, в людей, в мир, в Бога - каждый выберет своё. И для персонажа это очень важно: не важно как назвать то, во что верит каждый, но каждый верит. Человечность - важный элемент картины, и Палмера по праву можно назвать проповедником этой человечности. Очень значимый финал для этого героя, его молчаливый поступок, который говорит куда больше слов. - И немцы для меня ближе тех, кто кричит 'Смерть фрицам!', поедая жаренную индюшку в тепле. Одюберт - французский лейтенант. Герой, который не сразу раскрылся: в большинстве эпизодов Одюберт был последним, кто спешил переступать черту дозволенного, вплоть до переломного момента. И стоило таковому случиться, как французский подданный стал самым ярким персонажем. Его реплики более всех говорили голосом создателей картины - так открыты и наполнены чувствами они были. - Это наш кот, он за французов. Пончель - парикмахер до войны и адъютант Одюберта на время полосы войны. Как и Джонатан он является олицетворением, только вот - олицетворением народа. Простодушный и добрый, он не изменяет самому себе даже на время распрей стран. Персонаж, который не может не вызвать симпатию к нему. Персонаж, который имеет очень важное место в этой картине, особенно важное - его взаимодействие с Джонатаном. Что произойдёт, когда встретится сын жизни, который светится лишь от того, что он прост - он чист, и сын войны? - Когда мы захватим Париж, я бы смог зайти к вам на стаканчик. - Чтоб я пригласил вас на стаканчик, необязательно брать Париж. Хорстмайер - очень противоречивый персонаж, в этом его главная прелесть: он женат на француженке, против родины которой они воюют; он еврей, грязное слово для следующей войны. Список стоило бы продолжить, переходя с моментов биографии на моменты фильма, но... Это будет спойлером, сказать который я не имею права. Создавши образ щедрого на сарказм вредину, на деле мужчина несёт в себе человечности поболее многих в фильме. Для него ничего не значит Рождество - пустой звук, но нынешний праздник был одним из лучших моментов в его жизни. Отправьте нас в какую угодно тюрьму, только позвольте быть рядом! Анна - певица. Она пронесла любовь даже сквозь всю боль, которую терпела. Женщина на передовой? Не медсестра, не связная - и даже не исполнительница опер. Она женщина, которая не потеряла своего пола в войне, она не часть страшной машины, которая поглощает всё. Представительница альтернативы для того тупика, в который упёрлась её любовь. Актёры замечательно передали образы. И не только те, что играли персонажей, перечисленных мною, но и прочие, даже второстепенные персонажи, как Кронпринц - обыграны изумительно. Карион проделал громадную работу, потому что результат погружает в себя полностью. Я советовала этот фильм многим, и никто не отозвался о нём отрицательно. Я сама помню свой первый просмотр - слёзы на глазах от той атмосферы. Чувствуешь всё - настолько сильна работа создателей. Но всё ещё в сознании, замечаешь и главные мысли. 'Вы должны понимать, что при других обстоятельствах вас бы расстреляли' - говорил один из героев фильма. Расстреляли бы за проявления человечности за противоположным окопом, подав это как агрессию. Расстреляли бы за желание мира в штабе, подав это как трусость. Ведь мир можно принести только лишь огненным мечом. Такой мир бы устраивал политиканов, в тепле поедающих остывающую индюшку. 10 из 10 P.S. Обратите внимание на важный символ - что именно послужило причиной братства солдат в Рождество, когда шотландец и немец начали свой 'разговор'.
Война. Каковы ее причины? Почему люди уходят из своих домов, чтобы убивать других людей? Вряд ли причина кроется в том, что это - естественное желание. Идут на войну, чтобы выполнить свой долг, защитить свою страну. Но как же так получается, что им приходится это делать? Все просто. Есть персоны, стоящие у верхушек власти, которые и решают о решении начать кровопролитие. И неважно какие причины побуждают начать войну. Результат один - погибают люди. И, думаю, всегда можно найти компромисс, чтобы предотвратить смерть народа. Но дважды в 20 веке случились весьма глобальные ошибки, из-за которых свою жизнь отдало множество человеческих жизней. Я понимаю, что погибшие защищали свою родину, своих близких, своих детей и жен, и мне очень горько, что им пришлось отдать за это свою жизнь. Я против войны, я за мир, чтобы люди жили, это лично мое мнение. По сути то, что люди не хотят убивать других людей, тем более в Рождество, и является хоть и грубой, но основной мыслью фильма. У всех есть семьи, любимые люди, к которым хочется вернуться. Только на войне многие понимали ценность мирного времени и тепло домашнего очага. Этот момент очень хорошо отражен еще в самом начале фильма, когда прихожанин церкви с радостью бьет в колокол и сообщает, что началась война и наконец хоть какой-то смысл будет в их повседневной жизни. Как же он пожалел о своих словах на этой самой войне... И вот этим самым простым воюющим людям отдают приказы. Те, кто не хочет умирать и избегают войны, придется несладко. Потому что у верхушки страны свои планы в политике. Это же касается и церкви, в которой есть своя такая же иерархия. В фильме сильно показан момент, когда священник снимает свой крест в знак того, что больше не хочет входить в эту жестокую иерархию, где священники, которые должны проповедовать добро и взаимопомощь, наставляют убивать. Безупречная игра актеров. И точка. Абсолютно хорошо выполненная работа без исключения, великолепно создан фон тех военных годов, в том числе и благодаря актерам. В фильме есть двое персонажей, оперные певцы. Думаю создатели фильма хотели добавить душевности, ведь оперное пение - пронзительная история души человека, заставляющая пробудить человеческое начало. Музыкальная составляющая, соответственно, весьма весома. В картине совсем немного мест действия, но это абсолютно не влияет ни на что, так как не имеет отношения к основной мысли. Фильм хорош, весьма. Он полон как и печали, так и добра и думаю никому не помешает его увидеть.
Первая мировая война – «один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества», унесший жизни более 10 миллионов человек. Фильм «Счастливого Рождества» показывает фрагмент истории в военном конфликте. В учебниках по истории можно найти предпосылки войны, ключевые даты сражений, потери сторон конфликта и прочее, но в них не указывается, что в Рождественскую ночь 1914 года вдоль линии западного фронта произошло необычное событие, когда враждующие стороны объявили перемирие, вместе отпраздновали Рождество, сыграли на «ничей земле» в футбол, а затем похоронили павших в бою… Трудно найти настолько воодушевляющий «военный фильм», который показывает зрителю не военные подвиги или великие сражения, а всего лишь человечность и доброту. Трудно описывать эмоции, которые наполняют тебя после просмотра таких фильмов. Поэтому скажу лишь, что это замечательный фильм, который собрал отличный актерский состав европейских актеров и который желательно посмотреть всем. 9 из 10
Сначала я не понял, зачем нужен этот фильм. Зачем в 2005 году снимать его. Война 1913-1916 гг слишком далека от нас. Этот скепсис рассеялся минут через 20. Такого Рождества я никогда не видел. Мы все что-то знаем о братании солдат из учебников, но никогда всерьез не вдумывались - что это значит. Этот фильм не про первую мировую войну, этот фильм - гимн здравому смыслу, гимн человеку, понявшему, что он не - животное, что люди одинаковы по разные линии фронта. Особенное достоинство картины, - это ненаигранность, игра без шаблонов, достоверность, в том числе, происходящего Рождества. Люди по природе - не солдаты, они рождены, чтобы созидать, рожать, любить, а не убивать. Особенное почтение - режиссеру, за удивительно правдивую, трогательную и детальную постановку каждой сцены. Богатый фильм. Все оказалось на редкость интересным, трогательным и современным. Одно досадно, что конец фильма все-таки трагичен. Этот фильм про нас с вами. Обязательно смотрите. 9 из 10
Фильм является экранизацией событий, нашедших реальное отражение в истории во времена Первой мировой войны, и повествует о Рождественском перемирии, которое произошло в Сочельник и Рождество 1914 года в районе Ипра (Бельгия), когда французские и британские (были представлены шотландским народом) солдаты с одной стороны и немецкие с другой по неофициальной инициативе командующих офицеров заключили перемирие лишь на рождественскую ночь. Однако братание и примирение привело к тому, что и последующие несколько дней в этом районе не проявлялось никаких боевых действий со стороны враждующих. Сценарий был написан французом Кристианом Карионом, который по нему сам же фильм и поставил. Описываемые события подчеркивают бессмысленное ведение войны и безвыходность солдат, которые против своей воли убивают других солдат, названных врагами, с которыми на самом деле в мирное время не отказались бы выпить чашку кофе. Такое поведение вызвало большой резонанс, однако было воспринято по-разному в верхах правления и у остальных служащих, первые из которых осудили такое предосудительное нарушение Устава, а некоторые из вторых же не преминули воспользоваться такой идеей перемирия. Однако неопытность режиссера сильно сказывается на общем впечатлении от фильма. В постановке часто прослеживается незаконченность представлений мысли и видения создателя картины, нечеткие образы и их обрывки, не совсем удачное и неясное акцентирование внимания. Поэтому кинолента иногда теряет логичность и последовательность в повествовании. Есть две роли, на исполнителях которых я хотел бы обратить внимание. Актриса Дайан Крюгер великолепно приподнесла свою героиню, и, хотя ее роль является второстепенной в фильме, впечатляюще выступила. Неясно только остается то, пела ли актриса своим голосом или ее кто-то заменял, в любом случае на экране ее исполнение выглядело эффектно и завораживающе. В противовес ее роли остановил свое внимание на актере, который позже снялся вместе с этой актрисой в 'Бесславных ублюдках' Тарантино, Даниэле Брюле, который вызвал мое негативное отношение к нему в этом фильме. Ничего против его актерской игры в целом не имею, но в этой ленте актер был слишком навязчив, скорее всего своей манерой передачи образа и характера героя, которого исполняет. Идея фильма интересна, но реализована с большим количеством ошибок. Режиссеру есть над чем поработать, а мне, услышав прекрасное исполнение, хоть и не совсем в привычном звучании, рождественских песен, еще больше захотелось приближения праздников. 6,5 из 10
Такой фильм нужно не смотреть, его нужно переживать и чувствовать. Он выделяется на фоне всех остальных. В нём нет крови, нет душераздирающих перестрелок, и самое главное: в нём нет этого разделения на 'плохих' и 'хороших', что всегда присутствует других военных фильмах - режиссёры иногда буквально навязывают своё отношение к тем или другим враждующим сторонам. В этом фильме нет главных героев, действующие лица - солдаты. Обычные, безымянные солдаты. Здесь нет различия между французами, немцами, англичанами. Все едины, все переживания, тревоги, желание мира - всё общее. Жизнь каждого бойца ощущается на вес золота, каждый убитый - это личная потеря командира. Удивительно человечный фильм, в котором лейтмотивом звучит фраза: 'Это не ваша война'. Восхитительная постановка перестрелок, прорисовка характеров отдельных персонажей, кот, который бегает от окопа к окопу, будильник, который звенит ровно в 10 утра - всё это оттеняет основной сюжет, делает его более реалистичным, разбавляет тревожное ощущение, которое неминуемо подступает к концу просмотра. А саундтрек в финальных титрах - завершающий штрих, последний мазок кистью в этой картине, полной переживаний, чувств и человеческой жизни. 10 из 10
Однажды в 1914-ом году в разгар Первой мировой войны на отдалённом участке на одной стороне фронта оказались французские и шотландские войска, хоть и их взаимоотношения нельзя было назвать дружелюбными, но они сплотились против единого врага, засевшего в окопах по другую сторону фронта - против немцев. Тяжёлое, изматывающее стояние, практически без продвижения, зато с человеческими потерями, заставило многих задуматься о целесообразности военных действий. Уставшие солдаты с трудом дождались наступления сочельника, вечера за которым следует рождественское утро, священный праздник для жителей западных стран. Неожиданно этот день вносит необычные коррективы: командующие воюющими войсками договариваются о прекращении огня в канун и в сам праздник, а солдаты вылезли из окопов, чтобы вместе встретить Рождество. Этот случай вошёл в историю как 'Рождественское перемирие', потом оно было подхвачено и происходило во время других войн. В учебниках этого не писали, однако же картина 'Счастливого Рождества' нам расскажет об этой истории. Премьера данной картины стала результатом усилий сразу кинематографистов и киностудий сразу из восьми стран. Причём работали над её созданием не только европейцы, но и люди из Японии и США, так что 'Счастливого Рождества' можно назвать интернациональным фильмом, что весьма символично, если брать в расчёт его сюжет. Режиссёрское кресло занял Кристиан Карион. Особо заметным постановщиком он не был до 'Счастливого Рождества', да и сейчас к мэтрам режиссёрского цеха его не отнесёшь, однако, он смог так убедительно и честно снять идеализированную картину, что остаётся только его похвалить. Кстати, и сценарий Карион написал самостоятельно. Видно, уж очень понравилась ему история о всеобщем братании, что сподвигло его на съёмки столь ярко выраженного антивоенного фильма. Конечно, многое из показанного - это выдумка, но сути это не меняет, так как сама мысль и реально произошедшие события в 1914-ом году делают фильм 'Счастливого Рождества' искренним, волнующим, настоящим и даже сентиментальным, несмотря на то, что всё происходит на фоне разрушительной войны. В картине сразу несколько параллельно идущих сюжетных линий, рассказывающих нам о разных людях, которым по вине военных действий пришлось встретиться в окопах в канун праздника. И если сюжетные линии про командующих противостоящих лагерей - это само собой разумеющееся, то вот сюжетная линия про оперных певцов явно выделяется. Николаус Шпринк (Бенно Фюрманн) и Анна Сёренсен (Дайан Крюгер) - примы-сопрано Берлинской оперы. Шпринк мог бы с лёгкостью избежать набора в армию, но вместо этого сменил театральные подмостки на окопы с винтовкой в руках. Влюблённая в него Анна приезжает на фронт, прикрываясь тем, что хочет подбодрить немецких солдат и спеть для кронпринца Вильгельма, а сама стремиться скорее обнять любимого. Вместе с Николаусом Анна приезжает на передовую, где даёт концерт под общие рукоплескания. И становится очевидным, что искусство превыше войны, чарующий вокал заставляет отложить винтовки и задуматься, а кому же на самом деле нужны весь этот хаос, разруха и сотни, тысячи погибших? Поразительная и пронзительная сцена, от которой бегут мурашки по телу, а таких сцен в 'Счастливого Рождества', надо сказать, немало. И обязательно надо отметить нескольких актёров, которые в 2005-ом году, когда прошла премьера фильма, были на хорошем счету да и сейчас их работы безусловно ценятся, а был и тот у кого всеобщая слава пришла гораздо позже. Начнём, пожалуй, с шотландца Гэри Льюиса, ставшего узнаваемым после выхода 'Билли Эллиота' (2000). Он, кстати, и в 'Счастливом Рождестве' играет человека именно этой национальности, ставшей столь популярной вслед за премьерой 'Храброго сердца'. Играет Льюис бывшего священника, снявшего рясу и отправившегося воевать вместе с двумя сыновьями. И здесь его задачей было показать отцовскую мудрость и доброту по церковному сану. И Льюис бесподобно воплощает этот образ. Есть в фильме и Гийом Кане (экс-супруг Дайан Крюгер), сыгравший роль французского офицера. Не такая чтоб сложная, но весьма важная роль у него и он с ней отлично справляется. И в роли командующего немецкими войсками, внимание, Даниэль Брюль собственной персоной, ставший известным после спортивного байопика 'Гонка' 2013-го года (к сожалению, его герой - Ники Лауда совсем недавно ушёл от нас...). Как раз герою Брюля было тяжелее всех принимать решение о перемирии, о потом поддерживать его, ведь он офицер и у него есть долг, есть командование, есть приказ... Однако, кто из нас, когда увидел, понял и принял поступки персонажа Брюля посмел его укорять? Антивоенная драма 'Счастливого Рождества' не столь широко распространённый фильм и многие даже не слышали о таком, но, уверен, что любой уважающий себя синефил обязан посмотреть его, потому что в нём действительно есть определённая ценность и каждый способен понять в чём же она. И большое спасибо актёрам за мастерство и выразительную игру. А Натали Дессе и Роландо Вильясону за умопомрачительные вокальные в партии, в которых было столько чувства, столько глубины, что это стало бриллиантом в фильме. 9 из 10
Счастливого рождества Если честно, в начале мне фильм не понравился. Было показано очень много ужасов войны, и все было очень подробно. И фильм как то оставлял не приятный осадок и я очень не хотела его досматривать. Но в итоге я решила посмотреть. И дальше я поняла, что первое впечатление было не совсем правильно. Далее показали что люди совершенно не хотят воевать, и что им это все абсолютно не нужно. Не важно на какой стороне человек, за кого воюет, все люди в душе одинаковы, и фильм нам это ясно показал. Все абсолютно одинаково не хотели умирать, а хотели вернуться к матерям, детям и женам, и это было намного важнее для них чем палить из пулеметов за свою родину. Каждый из них шел на войну, с теми установками которые им вбили в голову на родине, но в процессе они понимают, что это все не так, и там война на которой они, сильно отличается от той про которую им рассказывали. Я никогда раньше не видела подобные фильмы, и этот меня сильно удивил, война тут показана с другой стороны, никогда никто мне так ее не преподносил.
До некоторых пор, если быть точнее, до юбилейного 2014 года, тема Первой мировой не была популярна в России. В советское время войну решили вычеркнуть из историографии. И это понятно, ведь за сохранение большевистской власти Ленин заплатил дорогую цену - капитулировал перед Германией в Первой мировой. Сейчас правительство, вроде бы, вспомнило о героях забытой войны. Правда, уже поздно - не осталось ни одного участника, некому рассказать правду о событиях столетней давности. А в Европе нет и никогда не было проблем с памятью о Великой войне. И это подтверждает создание таких замечательных фильмов. Приятно удивляет правдивость этого фильма. Все империи жаждали войны: и Франция, и Британия, и Германия, и Австрия. А не только Германия, как многие до сих пор ошибочно думают. Это мы видим с первых минут фильма. Вот так вот с идеалистическими и высокими намерениями вчерашние дети в 1914 бежали в атаку за имперские амбиции своих правителей, за мир, которому осталось существовать 4 года... Трагичность этого события передана так тонко и точно. Этот красивый фильм, помимо его универсального пацифистского послания, проникнут любовью к Европе. Любовью некричащей и высокой. Здесь практически нет батальных сцен - зато очень много эстетики, атмосферы и безумия того времени. Ведь люди тогда были другими. Они были готовы умирать за идеи (пусть и иллюзорные), совершать мужественные поступки, любить, как мы сейчас, похоже, разучились... Посмотрите этот фильм - он стоит того!
«Mon lieutenant, il y a quelque chose de bizarre qui se passe la-bas!» Кинематографисты Великобритании, Франции, Германии, Бельгии, Румынии и Норвегии объединяют свои силы, для создания фильма о событиях начала 20-го века, когда Антанта и Четверной союз вели активную подготовку к созданию той силы, которую Уэс Андерсон с горькой иронией называет «ZZ». Звезды европейского кинематографа в лице Гийома Кане, Даниэля Брюля и Дэни Буна в картине о Первой Мировой и соотношении военных реалий и мирного времени. Летом 1914-го года, более чем на 10-ть лет позднее официального начала, Европа по-настоящему вступила в 20-ый век. Прогресс позволил оптимизировать процессы всех областей социальной жизнедеятельности, в частности, военные потери теперь можно было исчислять десятками миллионов. Режиссера «Счастливого Рождества» мало интересует демонстрация насилия и желания убивать в угоду сомнительным идеям пропаганды. Кристиан Карион выстраивает сюжет картины вокруг той настоящей, а не мнимой (в виде различия религиозных и/или сексуальных предпочтений) противоестественности, что заключается в безумии войны. Начинается фильм «Счастливого Рождества», казалось бы, с невинных кадров, в которых милые и беззаботные дети перед классной доской читают стихотворения. Но стихи эти призывают отчего-то к убийству французов, немцев или англичан – в зависимости от родного языка поэта, их написавшего. Большое начинается с малого, а войны начинаются с незаметных и таких «правильных» на первый взгляд идей, заманчивых в своей простоте. Нужно лишь определить врага и возненавидеть его, а дальнейшее произойдет само собой, это лишь вопрос времени. И вот уже режиссер переносит зрителя в оперу, где офицер со сцены зачитывает обращение от кайзера, а в далекой шотландской деревушке восторженные юнцы взбудоражено сообщают местному священнику, что пришло время звонить в колокол, а в их жизнях теперь будет настоящее «приключение». Порыв ветра из распахнутых новоявленными добровольцами дверей тушит церковные свечи, а священник отчего-то плачет. «Счастливого Рождества» с легкостью можно разделить на сцены и представить в качестве театральной постановки, это, безусловно, делает честь Кристиану Кариону. При этом весь его фильм иносказателен, в нем нет никакой прямолинейности и деления на «плохих» и «хороших». Следуя формуле Майкла Морпурго, представленной им в «Боевом коне», Карион не выводит в фильме главного героя, оставляя это место вакантным, и надеясь, что оно будет занято зрителем. Подробности сюжета и его детальный разбор в случае «Счастливого Рождества» не имеют смысла, написавший и поставивший его мсье Карион каждым своим пассажем обращается к своему зрителю, пытается заставить его не просто быть молчаливым наблюдателем, покидающим кинозал с наступлением титров, нет. Автор призывает каждого выступить в роли человека мыслящего, предлагая множество тем, объединенных одной идеей, одним вопросом – где кончается человеческое в человеке? Кто из героев станет наиболее близок и понятен, и какая история затронет наиболее сильно – решать лишь вам. Рождество первого года Первой Мировой в Северной Франции, где белоснежное поле обезображено траншеями и воронками от взрывов, не обещало французам, немцам и шотландцам, оказавшимся разделенными несколькими десятками метров промерзшей земли, ни счастья, ни надежды, ни даже шанса на выживание. Но чудеса случаются, и милосердный шотландец Палмер, благородный немец Хорстмайер, ранимый француз Одебер и его добродушный помощник Поншель, а также сотни их товарищей стали в тот год участниками события, названного The Christmas truce/ Weihnachtsfrieden/Treve de Noel. Реализация принципа Fraternite как он есть, и противопоставление гуманизма тем политическим играм, что сводят уникальность личности к безымянной штатной единице – вот ключевой концепт «Счастливого Рождества», который один из героев точно сформулирует фразой «у вас не та война, что у меня», обращаясь к высокопоставленной штабной крысе. Кристиан Карион одним из своих кинематографических идолов называет Стивена Спилберга. И французский режиссер действительно понимает и разделяет взгляды постановщика «Братьев по оружию», «Тихого океана» и «Могучей восьмерки», делая вещь, немыслимую для плохих кинематографистов, отягощенных идеологическими скрепами. Карион центром мироздания видит не идеологию и сопутствующих «врагов», а человека как высшую цель; война же происходит не против тех, кто облачен в форму определенных цветов, а за сохранение человеческого в человеке. Именно поэтому так много времени отводится в «Счастливом Рождестве» недотепе Поншелю. Ему не быть героем и не получить медалей, но именно в нем мы видим истинный пример героизма. Вырванный из привычной жизни, протекавшей в парикмахерской на тихой улочке провинциального городка, наш Поншель вынужден стать солдатом. Он не жалуется и со всем рвением и добротой заботится о своем лейтенанте Одебере, но все-таки никак не может понять, каким образом можно соотнести тот мир спокойствия и благоденствия, что расположен здесь же, на севере Франции, всего в часе ходьбы от преисподней окопной жизни полной грязи, страданий и крови. Искать недостатки в картинах подобных этой не то чтобы неуместно, а даже преступно. «Счастливого Рождества» это не поделка ремесленника, это произведение творца – не тот уровень, на котором можно говорить об изъянах и недочетах. Рядовой зритель, впрочем, на этот счет имеет другое мнение, сборы картины не позволили даже окупить производственные затраты. Виной тому неординарность фильма, который пообещав в промо-материалах историю о войне, вдруг на протяжении почти 2-х часов повествует о людях и только о них, о том неизвестном барабанщике Ходже, что был описан Томасом Харди. Да еще и делает это, избегая прямолинейности, опираясь лишь на мимолетные, но точно просчитанные образы и лаконичные диалоги. Вот, к примеру, будет в фильме рыжий кот, перебегающий из окопа в окоп в поисках пропитания и тепла, которого одни зовут Нестором, а другие – Феликсом. Коту невдомек, чем заняты эти странные люди, сидящие на земле и дрожащие от страха. Люди, впрочем, этого тоже не понимают. «Счастливого Рождества» это тот случай, когда кино на деле больше чем кино. Это давно уже не новое, но почему-то упорно не желающее укорениться в людских умах, утверждение о том, что если у человека и есть враг, то это точно не другой человек, а ненависть и ложь, призывающие убивать ближнего своего. Для Кристиана Кариона это высшая истина и он убедительно доказывает ее состоятельность, не идеализируя и не приукрашивая действительность, а лишь рисуя подробные портреты тех, кто зимой 1914-го года оказался на войне, но остался при этом Человеком.
Война - это всегда игра политиков и сильных мира сего. Война - это шахматная партия, но только на доске находятся не фигурки из дерева или мрамора, а живые люди с их горем, болью, страданиями. Первая Мировая, безусловно, - одна из наиболее печальных страниц истории 20-го века. Еще одна партия с огромными жертвами. Но человек - он и на войне человек. И небо над нами одно. И немцы, и французы, и шотландцы (и многие другие), они чувствуют одинаково. По обе стороны линии фронта находятся очень похожие друг на друга люди с одинаковыми ценностями, такими как любовь, семья, дружба, преданность. По обе стороны фронта находятся люди, которых история (и сильные мира сего) затянула в эту мясорубку. Не их мясорубку. Более того, перед нами представители одной цивилизации, одной культуры (в глобальном понимании), что усиливает этот эффект единения. Спасибо Кристиану Кариону за то, что так хорошо перевел на пленку эту простой базис мироздания. Спасибо актерам за то, что помогли ему в этом. Фильм получился очень добрым и легким, смотрится на одном дыхании. Это кино не о Первой Мировой, это кино о том, что человек всегда остается человеком, даже на войне. И о том, как ужасна война. Ведь на той стороне такой же человек, как и ты, которого тоже ждет семья. И да, место чуду есть всегда! 9 из 10
Фильм основан на реальных событиях. Действительно в период рождества и нового года зафиксировано множество случаев братания враждующих сторон. В этом фильме режиссер приводит свой взгляд на события сочельника 1914 года. В фильме все действие разворачивается вокруг небольшой деревушки и двух фронтов с одной шотландцы и французы, с другой немцы. Расстояние между окопами метров сто. В этих сто метров кроется самое главное – это люди и личности которые мы видим. Великолепно подобранные главные актеры, актеры второго плана и статисты погружают нас максимально глубоко в происходящее. Кажется что находишься на этом рядом с ними. Смотришь каждому в глаза и понимаешь внутренние переживания. С одной стороны показаны события военные, с другой герои размышляют и рассказывают о том, что происходит с их родными и близкими. Кстати в этом фильме режиссер снялся в роли санитара. Режиссер Кристиан Карион показывает, что персонажи воющих сторон очень сильно похожи между собой. Начиная визуальным сходством, заканчивая взглядами семейными историями. Когда человек находится на линии фронта, его чувства и желания, взгляды очень сильно обостряются. При этом Карион поднимает вопрос о вере человека и выгоде от войны. Отдельное слово композитору Филиппу Ромби. Его основная музыкальная композиция «I'm dreaming of home» лежит через весь фильм. В переводе песни автор говорит о том, что «В месте в котором я сейчас нахожусь, слышны горные птицы, звучание пения рек, земля очень праведная, а сердце открыто широко, но все равно я одинок и я мечтаю о доме». И какое бы не было это хорошее место (в данном случае эта деревня) персонажи фильма вспоминают свой дом, родных и всегда поют «я чувствую себя одиноким и мечтаю о доме». 10 из 10
“Я не понимаю этой войны. Сейчас я должен участвоввать войне, в которой лопата важнее винтовки, в которой люди обмениваются адресами с врагом, чтобы встретиться в мирное время..Не говоря уже о коте, которого мы нашли с запиской от немцев “удачи, товарищи”! Отдан приказ арестовать кота за сговор с врагом, за предательство” Можно по-разному относиться к военным фильмам, потому что столько уже на эту тему сказано, столько спето и написано...Лично я не люблю фильмы про войну. Причина простая – я-девушка. Нам подавай любовь, драму, социальные проблемы..А стратегия, обстрелы, окопы – это не наше. Этот фильм я решила посмотреть благодаря любимому французу Гийому Канэ и довольно необычному сюжету. Заинтриговал. Что ж. Хорошая история,гуманная. Естественно призывает к миру и человечности. Снято довольно красиво, и музыка хорошая. Оперу хоть и ненавижу, но все-таки одна песня понравилась. К Диане Крюгер(ей конечно “повезло” с фамилией) я абсолютно равнодушна. Здесь она почти такая же как и всегда. Гийом Кане потому и любимый, потому что он талантлив невообразимо. Кроме того страшно обаятельный и симпатичный. Здесь его мало, хотелось бы сцен с ним побольше. Почему-то я думаю о нем, как о французском Безрукове, т. к. он вездесущий. Что во Франции нет красивых молодых парней? Создается ощущение, что он один такой. Сколько не смотрю французских фильмов, он там. Ну это всё-таки хорошо. Он хороший актер. Стив Робертсон...я была очень рада его видеть здесь, хоть и во второстепенной роли! После его триумфальной игре в “Внутри себя я танцую” я его так нигде и не видела, что грустно. Конечно же и в этом фильме он выложился по полной. Даниэль Брюль,игравший немецкого лейтенанта, неплохо справился со своей ролью. Но всё равно я терпеть не могу этого актера. И это уже не изменить. Из героев особенно понравился незатейливый солдатик с французской стороны, которого сыграл Дэни Бун. Этот солдатик придавал комизма этой слишком печальной картине. Он показал, что, даже несмотря на войну, в людях жила надежда, а главное – юмор. Идея в принципе хорошая. И кино непростое. В нем мало военных действий как таковых. На первом плане – человечность. Создатели картины показывают нам, что нужно человеку в первую очередь - его семья, родные люди, что человек несчастен, находясь в холодном окопе и куря, убивая время вдали от любимых и близких. Я уже не говорю о том, что этого человека зверски убивают из-за территорий. Люди умирают ни за что. Так что вполне понятно почему антивоенная пропаганда в кино продолжается. А то, что три вражеских фронта объявили перемирие в Рождественскую ночь, чтобы объединиться и встретить праздник вместе – впечатляюще и трогательно, не находите? Это, в своем роде, бунт против власти, которая пустила их туда умирать. Я нисколько не пожалела, что посмотрела этот фильм. Но всё же не хочется ни пересмотреть, ни назвать его любимым. Он ни гениальный, ни потрясающий. Он просто хороший, не более того. 7 из 10
На мой взгляд, очень добрый фильм. Как говорят: 'Ничто святое, нам не чуждо'. В этом отразился и весь сюжет фильма. Произвела впечатление раскадровка в начале фильма, фото семей французов, шотландцев и немцев, а особенно стихотворения в исполнении детей от каждой страны. Очень патриотичное чтение, где каждый ребенок с гордостью за свою страну декламирует очень сильные стихи. Враг у всех разный, а патриотизм у всех один и он в крови у каждого. В начале фильма показывается реакция солдат на то, что происходит рядом с ними (рвота солдата, поцелуй бумажника с фотографией любимой перед обстрелом, глаза солдата, через тело которого, стреляет лейтенант во вражеского пулеметчика и т.п.). Произвело сильное впечатление поведение одного из братьев. Когда смертельно раненный во время обстрела, один из братьев, просил оставить его со словами: 'Пусть хоть один выживет'... И на протяжении всего сюжета, выживший брат, в каждом письме матери, пишет от имени обоих братьев, что все у них хорошо. При просмотре создается впечатление, что ни одна из сторон не хочет воевать. И вот оно! Святое рождество! В каждом окопе люди, у которых одна вера - католицизм. Это их общий праздник. Война, войной, а елка и ящики с шампанским не помешают. Слегка взбесил немецкий крон-принц, который на празднике в штабе выглядит как идиот с безумными глазами и тупой улыбкой. Наверно это был замысел режиссера, чтоб показать, как выглядит политическая верхушка в этой войне. Также в конце фильма нелепо выглядят и падре и генерал французской армии, а уж как поступил со своими солдатами немецкий крон-принц, не разрешив солдатам повидаться с семьей перед переброской на другой фронт. Крупным планом показали его безумные пустые глаза, когда солдаты в вагоне запели песню о семье. Что касается празднования Святого Рождества, то тут нельзя не заметить, что каждый окоп прислушивается к другому. Ведь в каждом окопе люди празднуют святой праздник. И как примирила их единая вера! Когда запел немецкий певец, музыку играли шотландцы, были слышны аплодисменты со всех окопов. Солдаты не побоялись, не договариваясь, выйти навстречу друг другу, со словами: 'добрый вечер'. А кот - миротворец! Он же 'Нестор', он же 'Феликс'. Это, я думаю, режиссерская задумка, что все возможно в этом мире и жить можно на любой стороне. И полный абсурд арест кота -предателя. Политический фарс какой-то. О каком желании воевать может идти речь, если праздничную службу читает шотландский священник, молитву 'Ave Maria' поет немецкая певица, а хоронят погибших они все вместе в день, когда родился Иисус, и по истечении времени перемирия пьют утренний кофе, играют в футбол. Они хвастаются друг другу фотками, приглашают друг друга в гости после окончания войны. Отсюда мораль, что война нужна политикам, а людям нужен мир. Любопытно, что в немецкой армии офицер - еврей. А диалог между французским и немецким офицерами: 'Что ты напишешь в донесении?' 'Напишу, что 24.12.1914 враждебных действий со стороны немецкой армии не наблюдалось'. Умудрились даже объявить дезертиром певца, который находился по месту службы, а покинул штаб-квартиру. Точно политический беспредел. Какой вывод? Никто не хотел умирать, никто не хотел воевать. Это отражено, на мой взгляд, в финале фильма, когда на фоне звучащей песни о семье, которую пели все солдаты в Рождество, показывают зарисовки из блокнота французского офицера, где зарисованы все и шотландцы и немцы и французы вместе.
Этот фильм, который я посмотрела некоторое время назад, является, пожалуй самым трогательным из всех, которые я когда-либо видела. Та история, что описывается там, достигает самого сердца зрителя. И что ещё более удивительным оказалось для меня - так это то, что ведь эта история существовала на самом деле, то есть это - фильм, который основан на реальных событиях. Удивительно видеть, как люди, находясь в самой гуще кровавых войн, способны пробудиться и осознать, что и те, 'другие люди', находящиеся 'по ту сторону баррикад' - тоже живые люди, также человечны, как и они сами, с такими же заботами, котами, с семьями, с любимыми. Рождество объединяет их всех - вопреки всем внешним различиям, которые есть у них и позволяет выбраться каждому из своих окопов, забыть о сражениях, где как они думают, они 'должны участвовать'. (ИХ ли это истинные желания?). Дух Рождества. Дух истинного Рождения Христа развеян повсюду и особенно явно это ощущается в период этого великого праздника (хотя и не только тогда)...и как всё же важно, чтобы были те люди, кто мог бы настроиться на него - на Христа, разлитого повсюду - и смог бы передать этот мощный импульс вовне. Могут ли это сделать люди, нацеленные на войну, жажду разрушать и доказывать свою правоту? Не просто им будет это сделать, пожалуй. Но встречаются те мужественные и благородные души, способные настроиться на Свет и Красоту - но также и обученные передавать их, пропуская через себя, используя для этого те таланты, которыми одарены. Ах как важно этим душам быть не только там, где 'всё хорошо и комфортно', но также и там, где скорбь и разруха, там где есть те, кому пока ещё не ведомо благословение чувствовать Дух и передавать его, там где люди ослеплены своими идеями, за которые они готовы были бы сражаться вечно, не видя, что всё это тщетно...по сравнению с Духом. Да, в конце этой истории Рождество закончилось, и люди - в том числе и под давлений 'сил мира сего' - вынуждены были вернуться к 'своим обычным делам', продолжая делать то, что и делали раньше... Но есть надежда, что увидев и испытав то, что они один раз были способны увидеть испытать - всё это не пройдёт незамеченным, всё это не пройдёт бесследно...И люди будут способны увидеть и испытать это вновь - однако чем дальше, тем проще им будет прорваться сквозь ту плотность, в которую погружены, прорваться сквозь завесу...и это верно как в отношении них, так и в отношении тех, кто может узнать об этой истории. Не за горами тот день, когда эта завеса будет прорвана окончательно - и пути назад - к войнам и конфликтам - уже не будет. И люди увидят это. Это станет ясно, как день. И они скажут 'ну это же очевидно! как мы не могли замечать этого раньше?!'
Хотелось завершить старый год и начать новый чем-нибудь добрым. Нашла чудесный фильм - 'Счастливого Рождества'. Очень символично, что в его съемках участвовали восемь стран. А еще у него очень точный слоган на Кинопоиске - «Декабрь 1914 года. История, которая не попала в учебники». Этот слоган я увидела уже после того, как мы посмотрели фильм, когда стала искать информацию о тех событиях, потому что первый вопрос, который у меня возник после просмотра, был 'Почему этого не было в учебниках истории, когда я училась в школе?'. Вот правда, это то, что должно быть в учебниках. Обязательно. Фильм о войне, в которой на какой-то момент мир становится важнее. В основе сюжета - реальная история, которая произошла в ночь с 24 на 25 декабря 1914 года на некоторых участках Западного фронта в Бельгии и Франции. Когда в Рождественскую ночь немецкие солдаты ставят на свои окопы украшенные елки со свечами и начинают петь рождественские гимны, а в это время в окопах противника шотландский солдат начинает играть на волынке мелодию для этих гимнов, происходит что-то чудесное. Люди вспоминают, что главное - не война. И устанавливают неофициальное перемирие на одну ночь, чтобы вместе отметить Рождество и вместе похоронить убитых с обеих сторон. Рыжий кот, который бегает от окопа к окопу, вдруг становится общим. Чудесная сцена, где француз и немец спорят, как его зовут: - Это Нестор! - Нет, это Феликс! А потом берут его на руки. Два священнослужителя, которые понимают жизнь по-разному. Один живет ради жизни, а другой, который выше саном, призывает убивать немцев, говоря, что 'они поступают, не как мы, и мыслят, не как мы'. 'Ваш святой долг - убивать', - учит он. Лицо второго священнослужителя, который слышит эту проповедь для солдат, искажается болью. Он снимает с шеи свой крестик и оставляет его войне, повесив на треногу из веток для котелка. И уходит. Фильм о тех, кто хочет остаться человеком, и тех, кто не хочет. Люди всегда делятся на тех и других, третьего не дано. В основе всего, что происходит на земле, лежит это желание или нежелание. Все остальное - последствия. Как было бы прекрасно, если бы каждый год 9 мая в Москве проходили не парады военной техники, а встречи ветеранов из разных стран и их семей, и вместо страшных исторических хроник были бы объятия. И чтобы на исторических реконструкциях вместо военных событий были рукопожатия, общие песни и общие коты. Можно десятки часов проходить на уроках истории в школе подробные хроники тех или иных войн, и мало кто из детей (если его профессия не будет связана с историей) потом их вспомнит, а можно отдать два-три урока этому фильму и рассказу об этих коротких, но важных моментах, где люди остаются людьми - и их запомнят. Пусть люди всегда остаются людьми.
'Счастливого Рождества' - один из лучших фильмов о войне, которые я видела. Это настоящее европейское кино, без голливудского пафоса и впечатляющих воображение спецэффектов. Да они и неуместны были бы здесь, ведь в фильме главное не батальные сцены, а идея, которая, может, и не нова, но которая никогда не перестанет быть актуальной. Ведь к сожалению, войны существуют на протяжении всей истории человечества. В основе повествования лежит реальная история, которая произошла в ночь с 24 на 25 декабря 1914 года, когда на некоторых участках Западного фронта в Бельгии и Франции установилось неофициальное перемирие. Солдаты враждующих армий опустили оружие и встретились на нейтральной территории, чтобы поздравить друг друга с Рождеством. Они верили, что произойдет чудо и война закончится, но Рождество наступило, а на следующий день, 26 декабря, война началась снова. История невероятная и одновременно близкая человеческой природе, ведь нет ничего более противоестественного, чем бессмысленная жестокость войны. Шедевр в моей коллекции 10 из 10