После 'Алисы в городах' Вим Вендерс по праву начал считаться одним из классиков немецкого кино: сочетая в своих творения веяния Французской новой волны, Вендерс вспоминал истоки немецкой кинематографии, своими нереальными, полумифическими кадрами возрождая киноэкспрессионизм в рамках современных усреднённых реалий, то есть одновременно лишая его всей его бутафории, но в то же время не лишая фантастичности. И в сочетании таких тонов (реальных и полуреальных, но выполненных мазками киски, которую словно обмакнули в реальность) зарождается некий невнятный, как кажется на первый взгляд, гомункул. Который вместе с тем и заинтересовывает с первого же взгляда. Он имеет сотни условностей, перегружен экспозицией и экспрессией, как упоминалось, не характерной для реалий настоящего мира. Но в то же время он - однозначная и неоспоримая часть этого мира, мира в котором существует зритель. Будь то технократический рай или отстранённый от всех благ уголок в чаще душевных страданий и рефлексий, везде режиссёр привносит в повествование толику безоговорочно понятного, не забывая о нотке непривычного, невиданного. И фильм, - одна из его лучших работ, коль верить публике и критикам, - 'Небо над Берлином' не является исключением. Притом в данном кино Вендерс ещё явственнее упражняется с той механикой оформления рассказа, автором которой он является: он даёт на суд зрителей в качестве мифической составляющей фильма пласт, нереальность которого вроде бы ясна и однозначна. Но реальность этого пласта постановщик демонстрирует через сотни, тысячи обыкновенных историй, немыми зрителями которых становятся главные действующие лица картины: да, сперва повествование затрагивает множество героев, лишь после переходя на личности двух конкретных лиц. Наше нежданное приободрение в пучине невзгод, наша вера в себя в рамках гибнущего под гнётом реальности мировоззрения, наши мирские заботы, за которыми мы прячем истинные проблемы и ввиду которых забываем об истинных чувствах, вспоминая о них вновь-таки в нежданный момент, в странную секунду пред сном или во время утреннего путешествия по сомнамбуле, когда тело беспорядочного трясётся в забитом общественном транспорте. Что тому виной? Вим Вендерс даёт на это свой ответ, изобличая свою догадку, с которой зритель может как согласиться, досмотрев фильм до конца и приняв решения, лицезреть ли продолжение, или не согласиться, прервав когда угодно просмотр. И сам режиссёр все для этого делает: нестандартная история подаётся через призму нестандартных способов развития истории. Коль коллизия движет сюжет, то здесь у Вендерса коллизия заперта в личину двух персонажей, пересекающихся друг с другом в моментах отнюдь не конфликтных - наоборот: чувственного апогея, эмоционального соития. Коль трагедия является обыкновенно основным возвышением эмоционального фона картины, то здесь автор поступает совершенно противоположным образом, демонстрируя максимальный духовный подъем в рамках, наверное, лучшего, прекраснейшего события в существовании героя, который сам, наверное, заклеймил таким образом свои порывы и их результаты. И это настолько же странно, насколько интересно. Фильм дарует небывалый экспириенс, вместе с тем закупоривая зрителя в вакуумной оболочке мечтательного финала картины. Финала столь приятного и необычного, что даже боязно становится, что через продление истории творец всю созданную фабулу сведёт к классическим принципам. Но так ли оно - неизвестно. А вот истинность этого волшебного, необыкновенного мира, который существует параллельно нашему - однозначна для каждого человека по-своему. Верить каждый может во всякое, Вим Вендерс предлагает лишь познакомиться со своей искренней, любимой, словно чадо, верой. P.S. Спасибо за внимание.
Сразу хочу признаться, что к почитателям авторского и новаторского кино я не отношусь, и дело не в том, что я его не понимаю, просто люблю больше такие фильмы, которые можно отнести к категории обычного кинематографа. Есть ещё одно добавление: 'Небо над Берлином' я взялся смотреть только после того, как чуть не расплакался от драмы 'Город ангелов' и не услышал пару-тройку похвальных речей от знакомых. У меня лично первая часть рассказа про ангелов, наблюдающих за нами, оставило странное послевкусие. Сложное визуально зрелище, также сложное и аудиально. Конечно, всё очень с эффектным авангардом, но всё равно чувства двоякие. Подсознательно ощущаешь, что фильм окутан ореолом гениальности, такого до сих пор не найдёшь в кинематографе, есть лишь попытки создать подобную неординарность, но с другой стороны мне, как любителю коммерческого кино, фильм не принёс эстетического удовольствия. Сколько людей - столько вкусов, безусловная истина, а уж тем более спорить со вкусом жюри Каннского кинофестиваля я даже и представить себе такого не в состоянии, уж сильно я люблю и уважаю премирование Золотой пальмовой ветвью. А режиссёр-то специфического 'Неба над Берлином' Вим Вендерс получил эту награду, получил вполне заслуженно, ведь всегда надо давать путь молодым и талантливым. Но по сути я не так впечатлился режиссурой, как запомнилась операторская работа Анри Алекана. Универсальная работа, игра с красками, художественной съёмкой, в общем, гениально во всех моментах и плюс к похвале Алекану, что это, говорят, сложная работа, а он её сделал. Долгое время в мозгу ещё и прокручивалось музыкальное сопровождение к фильму. Здесь намешали всё: слова, шум улиц и звуки композиций, которые можно назвать пращурами психоделического жанра. Также отложились в памяти и аранжировки в фильме, но вот постоянное мельтешение ими и перетасовка туда-сюда помешали сделать конкретные выводы по ним. В общем, сложное кино, очень сложное. Сложное для восприятия зрителю и сложное по работе над его постановкой. Но также и сложно недооценить значение в мировом киноискусстве и вообще в искусстве 'Неба над Берлином'. 7 из 10 P.S.: очень сложно было ставить оценку, но я выбрал именно такую, ведь сие математическое заключение является сугубо субъективным.
Может быть наша жизнь под солнцем только сон? Может быть то, что я вижу, слышу и чувствую - мираж мира в этом мире? Ангелы распростерли крылья над холодным Берлином. Они внемлют каждому слову, проникают в сознание людей, ничто не может ускользнуть от их всевидящего взора. Их крылья - покров, ограждающий простых смертных от напастей мирских. Кому то они дарят утешение в часы отчаяния и боли. Вечные странники, бескровные миротворцы, хранители покоя они никогда не спят, не умирают, волочат свою тяжелую ношу. Ангелы всегда с нами. Они так близко, но в то же время далеко. Кто же они? Мираж или явь, истина, скрытая от людских глаз. А может лишь отражение нас самих?... Наделены ли ангелы душой, обладают ли свободой мысли, выбора? Если им под силу вершить судьбы людские, почему бы не свершить свою, подобно Дэмиэлю, отказавшегося от вечных благ на небе ради мимолетных радостей на земле и любви, в первую очередь любви. Любовь - единственное, что вечно, это константа, ради которой наверное, можно даже лишиться крыльев. И отсюда начинается путешествие Дэмиэля по бренной земле. Как только он стал человеком, изображение плавно переходит в цветное. В этот прием Вендерс вкладывает глубокий смысл: обретя человеческую сущность, бывший ангел начинает видеть глазами простого смертного то, что ускользало от его очей ранее, а именно начинает воспринимать все краски жизни, радости и горечи, боль и отчаяние. Впервые его захлестывают чувства, любовь овладевает разумом, холодным прежде рассудком. Все это придает его жизни смысл и палитра серых прежде цветов наполняется разноцветными красками. Как и во многих своих творениях, в этом фильме-притче центральной темой для Вендерса являются духовные искания, самокопания. Каждый из героев находится в постоянном поиске себя, своего места `под солнцем`, зачастую их терзают внутренние противоречия и дорога, которую они избрали в конечном итоге никуда не приводит, остается лишь иллюзия пути. Картинам Вендерса свойственна недосказанность. Жизнь - это всегда извилистый маршрут, с кучей препятствий и финал предопределить никогда нельзя. Вот и мы никогда не узнаем смог ли Дэмиэль в конечном итоге обрести свой рай на Земле или же желаемое оказалось лишь призрачной мечтой, иллюзией.. Сам Вендерс как то сказал о себе: `Я не творец, я искатель. Я верю в то, что город, например, находит и использует людей, чтобы установить с ними связь. Я верю в то, что истории находятся здесь и они ищут фотографов, режиссеров и художников, чтобы рассказать им `себя`. Не думаю, чтобы кто то придумывал себя сам`. Каждой истории нужен свой рассказчик, так пусть же это будет Вим Вендерс - человек, снимающий удивительное, поистине прекрасное и искреннее кино, обладающее внутренним светом, и наполняющим душу надеждой.
Наверное, один из тех фильмов, которые действительно нужно смотреть дважды или беспорядочно останавливать фильм, чтобы пораскинуть мозгами. Признаться, есть над чем. Нет сомнений, если бы Вендерс смог найти способ, чтобы, воспользовавшись литературной калькой, перенести всё подобным, замечательным образом в прозу, получился бы 'шедевр шедеврее'. А представляете, сколько ещё несказанного? и это только Вендерсом. А сколько мыслей рождается в умах зрителей? Получаем перевёрнутую восьмёрку. Поэтому вторая часть пришлась кстати. Стена, как продолжение по Паркеру, и один из главных бичей тогдашней Германии, представляет собой два противоположных полюса. Она разделяет не только физически, но и духовно, она олицетворяет собой два мира, перебраться из одного в другой способны только ангелы. Ангелы находятся среди людей, наблюдают за их жизнью, способны читать их мысли, даже прикасаться к ним. Но способны ли они на нечто большее, на человеческое? Один из них решается на такой соблазн и опускается 'с небес на землю'. Он потерял свои крылья, он потерял доспехи, которые потом продал, подумать только, в антикварной лавке за бесценок. Но приобрёл ли он нечто больше, чем просто человеческое обличие или же потерял способность быть вечным космополитом человечности? На этот и другие вопросы каждый должен ответить сам за себя. Повторюсь, но мне кажется, что в литературном обличии это мог бы быть шедевр. Претендует ли фильм на подобное? Я многого от него ждал, долго оттягивал эту минуту счастья, когда во время просмотра я смогу сказать: 'да-да, я наконец-то смотрю его, вот он перед моими глазами'. Фильм красивый, думательный, понятный по-своему каждому, ведь интересы, представленные Вендерсом, настолько всеобъемлющи и их так много, что каждый может найти 'своё': от политики до любви, от поклонников легендарного лейтенанта Коломбо до кинематографического подтекста в лице трёх ангелов, от прекрасного оперировании цветом и мыслей, доступно и так разно изложенных до 'вечных повросов'. Иногда даже казалось, что Вендерс как бы сознательно пытается донести одну и ту же мысль, интерпретируя её по-разному. И я бы это тоже отметил как его заслугу. Остановлюсь ещё на нескольких моментах, например, как то, что ангел, опустившись 'с небес на землю', радуется каждому своему движению, он, прежде рассказав свой первый день на земле своему другу, другому ангелу, далее буквально упивается всем человеческим. И этим он напоминает нам ребёнка, у которого ещё вся жизнь впереди, столько новых эмоций, открытий и познаний его ждёт(и на это кстати делается упор как словами, так и действием). Но земные дети не идентифицируют ребёнка в душе взрослого человека, ребёнка в 'ангельском обличии', и он остаётся один (сцена во дворе в песочнице), продолжая наслаждаться жизнью: он наслаждается кофе, на пустом месте заговаривает с незнакомым ему человеком, продаёт свои ангельские доспехи за бесценок), общается с лейтенантом, который тоже был, кстати, ангелом, нарезает круги по Берлину и наслаждается тем, что он ощущает время (которые блистательно, на мой взгляд, интерпретировано Вендерсом: 'У вас, зрячих, слишком много красок, чтобы знать, что такое время '). Отмечу также цвет. Всё ангельское нам представляется черно-белым, всё земное - цветным. Соответственно, на этом приёме всё и строится. Но цвет здесь не по-Антониони, где его колорит. Вендерс играет на контрасте, варьируя черноё и белое с цветным. И за этим нужно следить и просто видеть. По крайней мере, это красиво. Единственно, что мне осталось непонятным, это тень, которую отбрасывали ангелы. Очевидно. И почему в некоторых моментах на это делается такой большой акцент? (как в сцене на концерте, когда тень второго ангела бегает по белой стене.). Ну и когда ангел сопровождает человека, оба они идут, отбрасывая тень.) Хотя это, соглашусь, излишняя педантичность с моей стороны. Больше к оператору претензий нет. Существует ли по-настоящему зло и есть ли злые люди? Почему я - это я? И почему я - это не ты? Почему я здесь, почему не там? Когда началось время и когда кончается пространство? Может быть наша жизнь под солнцем - это только сон? Может быть то, что я живу, слышу, чувствую, это только мираж мира в этом мире? Как получается, что до того, как я стал тем, кто я есть, меня не было и что однажды я перестану быть тем, кто я есть? Это вечные вопросы, и Вендерс не пытается на них ответить, он старается лишь подтолкнуть зрителей на то, чтобы они задумались. И это его главная заслуга, с которой он прекрасно справился. Фильм рекомендуется к просмотру всем, так как каждый может найти, повторюсь, 'своё'. в идеале не ограничиваться одним лишь просмотром. 9 из 10
Никак не могу определить свое отношение к этому фильму... Это - явно кино не для всех, т.н. 'арт-хаусное'. Сюжет сам по себе очень интересный (позже он будет позаимствован голливудскими сценаристами, создававшими 'Город ангелов' с Николасом Кейджем): над Берлином парят 2 ангела, которые, вслушиваясь в внутренние монологи жителей города, приходят на помощь - утешают, придают сил, направляют. И всё это без слов - дуновениями и легкими прикосновениями. Одному из ангелов очень хочется пожить жизнью простого человека: ощутить запахи, звуки, прикосновения... и он решается обменять свою бессмертную жизнь в мире духов на простое смертное существование, когда влюбляется в цирковую акробатку. Но это всё канва, обрамление фильма, так как, в отличие от голливудского кино, сюжет здесь не особо важен. Главное в фильме - это философские размышления о жизни и смерти, судьбе и выборе, любви и одиночестве. И всё это на фоне потрясающего визуального ряда (браво оператору!) - Берлин в фильме не нарядный, не праздничный, а переданный через призму восприятия обычных людей - обычные жилые дома, серые улицы и закоулки, разрисованная Берлинская стена, дороги с выбоинами, лужи, где-то мусор... И самое интересное, что сцены реального города перемежаются со сценами Берлина в годы войны - ведь ангелы живут в мире, где нет времени и прошлое и настоящее для них - одинаковая реальность. То, что тема войны для немцев - больная (так же как и создание концлагерей, Холокост и др.) - это показано в фильме очень тонко, бережно, почти намеками. И вообще фильм не для грубого восприятия, он едва уловимый, акварельный, воздушный. Самые близкие ассоциации - это кино Андрея Тарковского (который, кстати, в посвящении к фильму назван ангелом). Есть такая идея в фильме, что на земле, наряду с людьми, живет много бывших ангелов, спустившихся, как главный герой этого фильма в наш грешный мир. И Тарковский назван одним из них. Почему мне фильм всё-таки скорее не понравился, чем понравился? Я сама очень меланхолична, склонна к рефлексии и самокопанию и такие фильмы еще больше погружают меня в состояние бесконечных философских размышлений, не дают энергетического заряда, воли к жизни.
Самая известная кинокартина Вима Вендерса, «Небо над Берлином» — это, пожалуй, один из тех образцов т.н. элитарного кинематографа, с которых нубу, ещё не знакомому с таким кино, но имеющим к нему склонность, следует начинать. Ведь по сути этот фильм представляет собой, казалось бы, простую и даже несколько наивную романтическую историю, но при этом с антуражем городского декаданса и содержанием, достойной философской притчи. Благодаря замечательному сочетанию глубины и доступности, а также своей поразительной поэтичности, «Небо над Берлином» можно назвать настоящим произведением искусства, вызывающим искренний восторг и восхищение. Иной зритель захочет прекратить просмотр на первых минутах, ведь «Небо над Берлином» по большей части фильм-размышление, поток диалогов и монологов, а уж любителя «реализма» и «правдивости» и вовсе может оттолкнуть то, что мысли у людей в картине уж слишком стройны и красивы, без глупостей и пошлостей. По сути, это не столько игровой, сколько философско-эстетический фильм. И уж чего, а эстетики в кинокартине Вендерса хватает: чего стоит и потрясающий видеоряд, показывающий нам все закоулки Берлина в чёрно-белых тонах, мало похожего на вымытый с мылом город-витрину, в котором царит образцовый немецкий порядок. Грязные улочки, обшарпанные, а порою и брошенные здания, серые коробки, задворки, развалины, пустыри, разбитые дороги, лужи посреди асфальта, люди с усталыми лицами, словно задавленные обыденностью и жизненными неурядицами. Мрачной, меланхоличной атмосфере города вторит и печальное музыкальное сопровождение, как оригинальный саундтрек, так и выступления Crime and the City Solution и Ника Кейва, запечатлённые в фильме; мне, как любителю «новой волны» 1980-х, было особенно приятно увидеть их в этой картине. «Когда ребёнок был ребёнком, его жизнь была вдохновенной игрой». По сути, бывший ангел в мире Вендерса — это тот самый ребёнок, который способен воспринимать жизнь, как нечто новое и захватывающее, вкушать новые впечатления во всей их свежести, тот, для которого мир не утонул в пучине обыденности. Кто знает, возможно, посвящая свой фильм «Ясудзиро, Франсуа и Андрею», режиссёр хотел сказать, что для того, чтобы быть творцом, нужно быть в какой-то степени «бывшим ангелом», способным постоянно задаваться новыми вопросами, ощущать бытие во всей яркости его красок? Способным подняться над мирской рутиной, словно над чёрно-белым Берлином? Вердикт — потрясающе светлая, красивая и созерцательная картина. Милая романтичная история в мрачных красках. 9 из 10
Фильмы от любви всегда выступали на передний план в кинематографе. Сюжет 'Неба над Берлином' может показаться совершенно банальным. Но это если читать рецензию на него. А я их не читаю, поэтому и говорю, что это фильм-история, фильм-переживания, фильм-шедевр. Давайте представим, что мы ангелы. Мы бессмертны. Мы идем (летим) куда хотим. Читаем мысли других людей (иногда даже очень умные и новаторские мысли). Сквозь нас проходит история, пролетают года, меняется мир. А он очень стремительно меняться. Но тебе время не страшно, и как сказал один из ангелов: 'Для труса время будет трусливым, для героя-героическим. Для шлюхи время-очередной обман. Если ты добрый, то и время твое доброе. Если ты торопишься, то время летит. Время-слуга, если ты его хозяин. Время твой Бог, если ты его собака. Мы создатели времени, жертвы времени и убийцы времени.' Но каково это с другой стороны смотреть на мир глазами ангела? Сколько это еще будет продолжаться? Сплошное одно и то же. Ангел влюбляется...его жизнь по-настоящему становится 'цветной'. Пожертвовать своей уникальностью, своим бесценным состоянием. Я думаю, ради любви стоит рисковать. Как известно, кто не рискует, тот не пьет шампанское. На земле, в образе человека он никто. Просто прохожий. Вы бы а него и внимания не обратили, а то и обошли стороной. Но любовь, любовь. Она окрыляет. 'Небо над Берлином' можно разделить на цитаты - уж очень они красивые, и образные. Вот, пожалуй, из любимого 'Закрыть глаза… И там, в глубине, за закрытыми глазами, еще раз закрыть глаза. Тогда оживают даже камни.' Ну может и не камни, но точно что то в этом есть. Сама атмосфера фильма с одной стороны легкая. Вроде все просто, когда нет насущных проблем. Но потом встает серьезная проблема бытия. Что и как? Он, по сути дела, как ребенок в этом мире. Только наблюдая и не 'живя', ему очень тяжело влиться в жизнь нового себя. Устраиваясь поудобнее, я думала посмотреть половину фильма (было поздно), но с первых кадров, с первых диалогов, такое решение отпало само собой. Я вообще всегда говорю, что черно-белое кино, как ни странно, всегда ярче и глубже, чем цветное. В нашем случае, цветное же не уступает по образности. За что ему огромный плюс. 10 из 10
Как же я счастлив, когда в нашем прокате появляются классические фильмы. 'Небо над Берлином' можно назвать одним из самых чарующих фильмов прошлого века, хочется рассказать о нём подробнее. Это магическая история о двух ангелах: Дамиэле (Бруно Ганц) и Кассиэле (Отто Зандер) в разрозненном Берлине конца 90-ых. Ангелы — вечные свидетели духовной жизни людей. Они лишь наблюдают за нами, но не могут ощутить и почувствовать их мир. Порой они мечтают спуститься с небес и жить человеческой жизнью: чувствовать запахи, осязать предметы, наслаждаться музыкой, пить кофе и любить. Так Дамиэль влюбляется в цирковую акробатку Марион и ставит себя перед выбором — существовать в мире вечности или жить, как обычный человек. Ангелы в фильме Вима Вендерса отличаются от их хрестоматийного образа. Они во всем приближены к людям без всяких гиперболизаций. Здесь жители небес не носят белую одежду, вместо нее тёмные плащи, крылья за спиной появляются лишь в редких сценах, их волосы не распущенны, а завязаны в хвостик. Все это сближает ангелов с людьми и показывает сходство двух миров. Выверенный и меланхоличный мир ангелов показан черно-белым, а хаотичный и несовершенный мир людей — цветным. Два мира соприкасаются, когда ангелы спускаются на землю и занимают позицию наблюдателей. Нарратив картины наполнен закадровыми философскими монологами, они представляют собой мысли обычных людей, услышанные небесными жителями. Мысли случайных людей заставляют переживать кардинально разные эмоции: от грусти и тоски до радости и очарованности — в этом и заключается красота человеческого мира. Фильм Вендерса — чистая поэзия и торжество жизни, к которой стремятся даже бессмертные ангелы. В этой картине поразительная атмосфера добра, созданная в частности замечательным Бруно Ганцем (даже не верится, что он играл роль Гитлера в другом немецком фильме) с его милым, бесхитростным и буквально детским лицом, превалирует над гнетущем состоянием Берлина и даёт возможность поверить в сказку, магию и человечность. Важное место в сюжете занимает еще не разрушенная на тот момент Берлинская стена (снесена 9 ноября 1989 года). Она долгие годы разделяла город, превратив его в разобщенный пункт тревоги и страха. Другая же (невидимая) стена разделяет духовный мир ангелов и материальный мир людей, эта метафизика контрастирует с реальностью, заставляя на некоторое время забыть о ней и дать волю полёту. 'Небо над Берлином' — честное эскапистское кино о разрушении границ, в своё время ставшее своеобразным манифестом, таким же как, например, песня 'Heroes' Дэвида Боуи (в ней рассказывается о двух влюблённых, тайно встречающихся у Берлинской стены). В истории кино фильм остался, как великое нонконформистское творческое высказывание, настоящее искусство, вдохновляющее на жизнь без реальных и метафорических стен, конфликтов и зла.
'Крылья желания' или же, что более привычно 'Небо над Берлином' воистину является апофеозом творчества Вима Вендерса, в свое время ставшего пиком его карьеры и до сих предстающего своеобразной визитной карточкой режиссера в умах начинающих кинолюбителей. Фильм был снят в 1987 году в очень интересном историческом контексте, который и послужил катализатором успеха картины. Дело в том, что в исторической перспективе Берлин середины восьмидесятых являлся точкой кипения всей мировой культурной повестки и тем самым маркером, в зависимости от которого колесо истории должно было повернуться в ту или иную сторону. Причиной тому, естественно, являлась всем известная берлинская стена, отделявшая капиталистический мир западного ФРГ от советского социализма ГДР. К середине восьмидесятых ментальные волнения жителей ГДР начинают достигать критической отметки - все большая часть населения стремится перебраться на ниву вольных демократических и капиталистических свобод. Однако, если раньше выехать из ГДР было не так просто, то вскоре политика территории начала резко меняться в сторону открытости и коммуникабельности с внешним миром. Эти 'ветра перемен' и приветствует в своей дилогии Вендерс, причем, стоит упомянуть тот факт, что Михаил Горбачев в его второй ленте достигает воистину метафизических высот и даже предстает в образе ангела. Таким образом, стоит сразу отметить множественные исторические, политические и чисто фигуральные отсылки фильма, которые можно списать на дух времени (среди оных - постоянное присутствие в кадре берлинской стены, архивных кинохроник разрушенных зданий, воспоминания 'летописца', который стремится найти в городе свое любимое, но уже давно не существующее разрушенное кафе и т.д.) Конечно, чисто символически мы пониманием, что автор как бы стремится показать, что две столь различные области существуют под одним небом, а люди, что по одну, что по другую сторону стены думают и мечтают об одном и том же - как побыстрее попасть домой с работы, нужно еще вечером готовить ужин, переживают за своих близких, томятся в скудных надеждах на будущее и, в общем и целом, стараются хоть как-то выкрутиться в этой паутине жизни. Собственно, в репрезентации этой пестрой и разнообразной мозаики бытия, скрупулёзно составленной из мельчайших осколков, фрагментов и лоскутков жизни проходит почти три четверти фильма. Кажется, что главные действующие лица введены в повествование чисто номинально - только для того, чтобы показать течение существования мегаполиса 'с точки зрения вечности'. И это удается - за счет удачно подобранного темпоритма, аккуратного, почти филигранного преподнесения всех представленных 'микросюжетов' у Вендерса получается сбить эту дурманящую нас 'пелену обыденности' наших повседневных страстей и как бы ухватить уже ускользающую от глаз вечность за краешек ее волшебного плаща. С самого начала он погружает зрителя в некоторое состояние транса, дабы он проникся всем величием нашей тщетной повседневности, которая на самом деле, даже в самом ничтожнейшем своем виде несет в себе отпечаток бесконечности. Протагонистами же картины являются некие внеземные, чисто духовные существа, сопровождающие с начала времен развитие жизни на земле. Они видели все - тектонические сдвиги, расползание континентов, мировые потопы, ледниковые периоды, но это оказалось ничтожно сравнительно с развившимся человеческим духом и его противоречиями. Все, существующее в нем - мечты, грезы, размышления, воспоминания для ангелов оказывается тысячекратно привлекательней, чем самые потрясающие восходы и закаты. Поэтому практически все свободное время они проводят наблюдая не за явлениями природы, а за движениями духа - восхищаясь, наслаждаясь и в некотором смысле иронизируя над его силой. Ведь кому, как ни этом безвременным существам лучше знать, что вся жизнь человека не составляет даже тысячной доли конца игольного ушка, а человек, это настойчивое, упрямое и неисправимое существо продолжает гнуть свою линию, обрастая все большим и большим количеством мелких, обыденных задач, обольщаясь надеждами на будущее, строя проективные планы своей дальнейшей судьбы. Вполне понятно, что апофеозом этой чудесной красоты временности будет являться прекрасная молодая девушка, очутившаяся в сложных жизненных обстоятельствах, но не теряющая присутствия духа, а напротив, именно в этой конечности находящая свое истинное спасение. 'Дух времени' оказывается вдвойне очарован - и даже, не столько ее духовной борьбой, сколько прекрасным и гибким телом, которым ему самому не суждено обладать, так как он призрачен и бестелесен. Девушка работает цирковой артисткой демонстрируя акробатические номера на трапеции. В конечном счете, она окончательно 'совращает' героя с пути истинного и он решается, ценой своего бессмертия, соприкоснуться с этой трагичностью временности, дабы потом впасть в небытие. Он настолько устал от вечности, что даже наши горести и беды, телесные недуги и душевные тревоги кажутся ему настоящим чудом, своеобразным парадоксом бытия, ради которого стоит поставить на карту все. Фильм был снят сразу после картины 'Париж, Техас', и в этом отношении интересно отметить насколько разны стилистически, и даже идеологически обе картины. Это два разных мира, даже две разные вселенные, которые, судя по всему развиваются параллельно и никогда не пересекаются - настолько отличается друг от друга Америка и Европа середины восьмидесятых. Если в 'Париж, Техас' почти не было диалогов, зато было бесконечное пространство прерий и автострад, втягивающее в себя как персонажей так и зрителей, то 'Небо над Берлином' это уже чисто диалоговое кино, выстраивающее картину мира по крупицам - от сюжета к сюжету. Как уже говорилось ранее, основной задачей картины и было как раз передать этот хаос мировых частиц, которые кружат, сталкиваются друг с другом и несутся в вечность в пространстве современного мегаполиса. Сюжет, в данном случае, является чисто номинальным и очевидно романтизирован в стиле девятнадцатого века (интересно, что именно он послужил основой для голливудских ремейков, к которым можно отнести и Джо Блека). И даже несмотря на это, история любви между отчаявшейся артисткой и влюбленным бессмертным духом, даже по сегодняшним меркам, после бесчисленных интерпретаций, все еще выглядит свежо и искренно. Резюмируя, стоит сказать, что фильм безусловно выдержал проверку временем, благодаря чисто авторским приемам погружения в атмосферу и создания целой киновселенной, где каждый кадр дышит жизнью, а каждый персонаж это микромир. Конечно, некоторые сцены выглядят просто претенциозно - к ним, например, относятся все цирковые представления, которые занимают добрые двадцать минут хронометража. Но все же основная идеологическая установка, глубочайший философский подтекст и исключительное визионерское мастерство погружают в мир Вендерса без остатка. Наблюдая за этим кино, понимаешь, что это действительно утраченная классика - это еще мир полный грез, энтузиазма, вдохновения, философской пылкости, а самое главное - несущий в себе огромный заряд гуманистического отношения к действительности, строящий в душах зрителей храм доброго и вечного, что располагается не на небе, а совсем рядом - в этом самом мгновении.
«Небо над Берлином» - это один из тех фильмов, которые хочется пересматривать, вслушиваясь в смысл сказанного. «Когда ребенок был ребенком – ему хватало куска хлеба и яблока, чтобы наесться», - Вим Вендерс чрезвычайно тонко преподносит, казалось бы, очевидные истины. Он говорит о тех вещах, через которые проходит каждый человек: рождение, взросление, познание мира, поиск ответов на вопросы, поиск смысла жизни, обретение любви. Как может роза быть розой, когда ты не чувствуешь ее аромата? Как простой черный кофе может принести больше радости, чем способность слышать чужие мысли и проходить сквозь стены? Это кино – парадокс. Режиссер противопоставляет простые человеческие желания сверхспособностям человека. Первые 90 минут фильма черно-белые – это те моменты, когда ангелы ходят среди людей, помогая им принимать важные решения. Они различают только серые тона, потому что, будучи бестелесными духами, они не способны различать вкус и цвет, прикосновение рук и дуновение ветра. Лишь после падения Дамиэля картина становится красочной. Снятый несколькими годами позже «Город ангелов», в главной роли которого играет Николас Кейдж, можно назвать ремейком картины Вендерса. Но, несмотря на схожесть сюжетной линии, атмосфера у фильмов абсолютно разная. «Небо над Берлином» обладает более тяжелой, но в тоже время более пронизывающей и загадочной аурой. Этот фильм построен на ощущениях, на вкусовом и цветовом восприятии. Например, Коломбо, играющий роль самого себя в этом фильме, не видит ангелов, но он всегда чувствует, что они где-то рядом. Главная героиня (воздушная гимнастка), мечтающая встретить мужчину своей жизни, не видит ангела Дамиэля, который везде ее сопровождает, но она чувствует, что кто-то сжимает ее руку и сердце. В свой первый день в теле человека Дамиэль начинает различать цвета, и даже вкус собственной крови кажется ему вкусным. «Все нити сейчас находятся в твоих руках. Я уже решила, теперь твоя очередь…» - с такими словами возлюбленная Дамиэля предлагает ему стать больше чем влюбленными – стать одним целым. Возможно, именно любовь способна стереть границы между небом и землей, стереть все границы? Кому-то она дает крылья, а у кого-то их отбирает. Существует ли на самом деле судьба, или же все зависит только от нашего выбора? Это вопросы, на которые зритель должен попытаться ответить сам для себя. А фильм действительно стоящий и в плане режиссерской и операторской работы и в плане стилистики, как бы его не критиковали. 10 из 10
Фильм 'Небо над Берлином' предназначен для одиночного просмотра. Одиночного и неоднократного. Я когда смотрел этот фильм совершенно точно понимал, что буду его пересматривать. Я буквально впитывал в себя каждое слово. И хотелось пересматривать каждый кадр, каждый монолог. Я не успевал за сюжетом, это сложно объяснить по тому что сюжет монотонен и неспешен. Порой даже затянут, но как гениально затянут! В моменты когда как-бы ничего не происходит (как, например, момент когда героиня танцует на концерте) режисёр даёт нам возможность пусть наскоро, но всё-же разложить информацию 'по полочкам' и смотреть дальше. И снова следует продолжение шквалом мыслей, шквалом чувств, стремительно и неспешно. А хочется обдумать каждую сказанную в фильме фразу. Фильм бежит дальше и каждое следующее слово, фраза, мысль накатывает как следующая волна накрывая предыдущие. Я захлёбывался мыслями и понимал, что для того что-бы воспринять и прочуствовать фильм целиком мне нужно его пережить, перепрожить и пересмотреть. Нужно оставшись только с собой его обсудить, проанализировать, допонять. Кто такие ангелы? Это практически святые, Богомизбранные и особоприблежённые. Как часто мы называем любимых ангелами? Часто. Я больше не буду! Мне стало жаль ангелов. Они созерцатели, они видят жизнь, они её только видят и ничего не могут сделать, никак не могут повлиять. Бедные бестелесные ангелы! Не удивительно что Дамиэль (главный герой и ангел) так захотел стать человеком. Он был не правильным ангелом (как оказалось не единственным) он научился чуствовать и захотел ощущать. Как стало нужно ему попробывать аромат, того самого, горячего кофе, вдохнуть запах сигаретного дыма, почуствовать холод, тепло, лучи солнца, силу ветра, почуствовать жизнь! Почуствовать любовь!... 'Закрыть глаза и где-то в глубине ещё раз закрыть глаза. Тогда оживают даже камни'! И он это сделал, он шагнул через эту грань и... появился, как появляется ребёнок которому всё интересно, всё в диковинку и всё в первый раз.'Когда ребёнок был ребёнком', с этой фразы в фильме начинаются монологи от лица автора и Ты сразу сопоставляешь, вспоминаешь, ощущаешь... Да, жизнь нужно прожить, а не просмотреть!!! И он её проживёт, хорошо ли плохо ли это вопрос не по теме, он просто будет жить. 'Я знаю теперь то, что ни один ангел не знает'! и это действительно так. Есть в фильме один не совсем понятный мне момент, точнее герой. Питер Фальк (неутомимый Коломбо) играющий как бы самого себя, но представленный в виде бывшего ангела (???). Этакий провокатор сбивающий с толку ангелов и завуалированно призывающий их стать людьми. Для меня загадка смысл помещения в фильм Питера Фалька и к тому-же 'делание' из него Богомизбранного, но отказавшегося от 'ангельства' человека. Может быть как раз я именно, пока, и не 'допонял' это, и я ещё 'допойму'. Существует у фильма 'Небо над Берлином' и ремейк. Некий 'Город ангелов', фильм безусловно хороший, но другой и о другом. Я бы их и не сопостовлял. Это разные фильмы, просто с перекликающимся сюжетом. 'Город ангелов' фильм скорее о любви, чем о жизни. Красивый фильм с красивыми, талантливыми актёрами. Таким грустным Николосом Кейджем и очаровательной Мэг Райан. Но как открытка, красивый и не более. Данный же фильм и не должен быть красивым, несколько невзрачные актёры даже дополняют жизненности фильму, а его общий чёрно-белый вид усиливает восприятие. Взгляд на мир глазами ангела. Глубокий, умный, философский, где лишь косвенно, слегка касается тема любви мужчины к женщине, а в целом остаётся тема любви к жизни. И я уже жалею, что посмотрел 'Город ангелов', до 'Неба над Берлином'. Концовка фильма несколько срезана, зарублена, как-бы не закончена и не досказана... ну так нам обещают продолжение 'To be continued'. Но стоит ли? Ведь классическая концовка 'додумай сам' здесь как нельзя кстати, пусть каждый сам 'до поймёт' фильм, ведь мы в своих мыслях ещё не единожды будем возвращаться к нему и снова и снова прокручивать его в своей голове... Ведь действительно, на этом заканчивается эта история, но только начинается жизнь... 8 из 10
Необычный человек, сплошь помешанный на музыке; рок-н-ролле вперемешку с блюзом, на духовности и городах, путешествиях и людях в целом, на историях...Он верит, что истории находятся 'здесь и сейчас в каждом городе, они ищут - фотографов, музыкантов, поэтов, художников, просто людей, чтобы рассказать им себя'. Люди - это всего лишь инструменты в огромной сети, машине историй. Этот человек говорит, что никогда не работал разумом, всегда лишь 'Богом' или сердцем. а что? что в его работах? что в его главной картине? Паутина, сотканная из жизней обыкновенных людей, пропитанная их мыслями, целиком и полностью. насквозь. И каждый взрослый человек, просмотрев и вслушиваясь в то, что показано в 'небе' увидит себя, услышит про себя в потоке этих мыслей, которые обречены слышать ангелы. Так оно и есть, просто может никто не рисковал так говорить об этом, так открыто оголять внутреннее человека, настоящее? И в то же время просто. И вот в чём трагедия каждого, это даже не смерть, это страшнее, погрязнуть в собственном одиночестве и разрывающих тебя противоречиях. Это действительная проблема. Самое важное в жизни людей, то что внутри него, это будет прокладывать дорогу в его жизни, это будет окружать его и создавать его счастье, строить его мир. Вот почему постоянно, постоянно мы слышим фразы о ребенке, ведь в нем скрыто то, что должно остаться в нас навсегда. Не смотря ни на что. В тебе должен жить ребенок. И эти картины меланхоличного унылого Берлина, в котором столько забот и проблем, столько грусти с тревогой. Красивые картины. Игра с цветом, черно-белое - цветное, контраст, съемка, шаги, детали. Печальный город с затерявшимися от мыслей людьми, с робкими ангелами, которым не всегда удается помочь людям. Которые сами стремятся к обыкновенному счастью, которое скрыто в простоте. Закадровые монологи, люди обычных профессий. Кто-то скажет, что Вендерс просто говорит ни о чем, а что же? Разве все эти настоящие фразы не заставили подумать вас самих, заговорить тому, что внутри вас, услышать свое сердце? Кадры, кадры, простые и родные слова. Вы никогда не забудете то, о чем говорит Вендерс, хотя бы потому что это кусочек каждой человеческой души. Этот фильм о стремлении к счастью, об одиночестве, о ребенке внутри нас, о сердце каждого человека. О мыслях каждого человека Прислушайся к своему сердце, у тебя тоже есть ангел.
«Небо над Берлином» режиссёра Вима Вендерса является в большей степени гипнотической визуальной поэмой настраивающей на поток мечтательности, нежели простой историей. Главные действующие лица - Кассиэль и Дамиель, являющиеся не стереотипными ангелами. Они говорят исключительно о земных делах и никогда не обращаются в сторону к чему либо ещё. Они не носят крыльев. У них длинные волосы, которые аккуратно убраны в хвостики, наконец они одеты в черные плащи. Ангелы в «Небо над Берлином» размещены на Земле, чтобы ухаживать за человечеством. Они являются свидетелями и наблюдателями истории уже в течение длительного времени, в них сокрыто прошлое, настоящее и будущее. Стоя на бетонной мостовой вдоль берега реки, они вспоминают, что прежде чем первобытные реки нашли своё русло, это заняло долгие времена. Они помнят таяние ледников, войны, документальные кадры из нацистского прошлого. Они являются отражением одиночества. Наиболее запоминающимся и увлекательным визуальным элементом на протяжении всего фильма является актер Бруно Ганц. Его персонаж странник без корней, существо которое осуществляет наблюдение за людьми. Он видел все это миллионы раз. Теперь он хочет чувствовать, хочет обрести телесную форму. Он тратит значительный отрезок времени, просто наблюдая, поэтому очень важно, как его лицо передаёт испытываемые эмоции должным образом. Он движется от человека к человеку, прислушиваясь к их мыслям, и в его глазах ощущается глубокое сострадание между болью, грустью, но и в тоже время c долей теплоты. Можно сказать однозначно, что Вендерс не перфекционист, имея довольно томный темп повествования, он не опускает мало значимые моменты, которые для него по всей видимости являются более важными, чем безупречность повествования. Чтобы подчеркнуть всё это, камера постоянно скользит между небом и землёй, подчеркивая тяжесть, и одновременно обеспечивая видимость физического пространства и движения. Вендерс влюблен в панорамные выстрелы, но к сожалению, их слишком уж много. Но несмотря на это, «Небо над Берлином» является одним из наиболее важных фильмов немецкой кинематографии 20 века.
Фильм Вендерса - это чистый, глубокий и где-то даже поисковый фильм. Люди перестали нуждаться в ангелах, а ведь ангел - это то существо, которое связывает людей с небом и богом. Люди перестали нуждаться в этих связях, и потому ангелы безработные. Два ангела, посланные на грешную землю, ходят среди людей, пытаются понять этих грешников, прислушиваются к их разговорам, наблюдают за их земной жизнью, видят их беспомощность, их поступки хорошие и нехорошие и в конце концов один из них решает остаться на земле. Он оказался способным любить и потому стал смертным. Мы слышим внутренние монологи, сплошной поток мыслей, воспоминания, которые открывают нам поступки героев, их поведение, импульсы. Все это и делает фильм таким грустным, навевает на размышления о бытие, о смысле жизни и плюс прекрасная музыка дополняет общий тон картины. Вим Вендерс - глубокий философ. 10 из 10
Мечтательный и красивый, но вместе с тем достаточно нудноватый фильм о бытие ангелов. Их бытие, как ни странно, тоже не самое веселое занятие – лишенные физических ощущений, эти создания тысячелетиями наблюдают за простыми смертными, слушают их мысли, а иной раз и помогают сделать судьбоносный выбор. Но им неведомы ни аромат чашки горячего кофе ранним утром, ни ветер, ласкающий лицо теплым осенним днем, ни трепетное чувство в груди, перед встречей с любимым человеком. И один из ангелов, по имени Дамиэль, не устоял перед этим соблазном простых земных радостей, и променял бессмертное существование на невечную человеческую жизнь, со всеми ее тягостями и несовершенством. Эта работа Вима Вендерса бесспорно хороша, но ей явно не хватает разнообразия, что становится заметно уже после сорока минут просмотра. Однако это лишь мое субъективное мнение, и посягать на звание фильма, как классики европейского кинематографа просто глупо, особенно учитывая количество собранных им наград. В целом фильм придется по душе практически всем любителям атмосферного и вдумчивого кино. 8 из 10
А знаете ли Вы, что некоторые люди, которых Вы встречаете на улицах своего города, когда-то были настоящими ангелами, бродили невидимые по городу, наблюдали за живыми, жили их переживаниями и тревогами, в тяжёлые минуты лёгким прикосновением возвращая отчаявшимся и испуганным покой и уверенность, делились друг с другом своими наблюдениями о нас – живущих. У каждого их них своя история. Одну из них нам преподносит Вим Вендерс в этом фильме. Ангел по имени Дамиэль во время своих очередных прогулок по городу встречает и влюбляется в живую девушку-циркачку Марион, которая предстаёт перед ним во время первой встречи с крыльями за спиной и на трапеции под куполом, изображая ангела. Дамиэль решает променять свои крылья, своё вечное небо на Берлином на возможность быть с ней, любить её по-человечески. Данное кинопроизведение похоже на некий философский трактат, сборник мудрых мыслей и умозаключений. Этот фильм хочется читать, ведь большая часть этих размышлений просто озвучена голосом за кадром, и именно в этом вся суть и глубина художественного смысла. Тогда как видеоряд является в данном случае лишь вспомогательным средством, склеивающим хаотичный, на первый взгляд, поток мыслей в единую ментальную субстанцию. Повествование кажется временами затянутым, но эта затянутость позволяет зрителю заглянуть внутрь себя, оставляет время на размышление и осознание собственных глубоких внутренних переживаний, завязанных на ассоциациях с перечисляемыми в фильме вещами, предметами, явлениями и чужими чувствами. Даёт возможность покопать внутрь собственной души... Снято здорово. Очень много красивых воздушных планов города с высоты ангельского полёта. Есть хорошая музыка. Есть музыка и странная – например выступление Ника Кейва в клубе – что добавляет картине налёт сюрреализма. В итоге имеем впечатлительное и впечатляющее кино для раздумий. 9 из 10
Безумно красивый и символичный фильм. Вернее, не фильм, а притча. Философская притча. Каждый найдет в ней что-то свое, что-то для себя. Что-то, что поможет ему (или ей) жить дальше, жить легче, веселее. Вендерс не навязывает нам свое мнение, нет! Он лишь рассказывает свою историю так, как нравится ему, а мы лишь воспринимаем ее так, как умеем. Тяжелое для осмысления кино. Но в нем трудно не признать 'шедевра'. Личная оценка 9 из 10 Ангелы существуют...
Когда ребенок был ребенком, Он шел, размахивая руками, Он хотел влиться в течение реки, Стать ее частью, пузырьком и попасть в море 'Небо над Берлином' - великолепная работа великого режиссера. Очень личный, глубокий, трогательный, эпический фильм не имеющий границ, не имеющий ни начала ни конца. Фильм вне времени. Да и фильмом его сложно назвать. Cлишком уж узка эта рамка для него. 'Небо над Берлином' - это славный гимн жизни. Это признание Вендерса в любви к человеку, к поэзии-поэзии жизни. Весь фильм пронизан духом поэзии и восхититься ею не возможно. После его просмотра, хочется взять с полки старую пыльную книгу какого-нибудь поэта и прочитать вслух, иногда останавливаясь и наслаждаясь словами. 'Небо над Берлином' - фильм о человеке, о его судьбе, его мыслях и чувствах. Фильм о поиске человеком вечных истин, о стремлении его вернуть себе состояние вечного блаженства, которое он устранил, после того как прошло его детство. Наконец о том, что только любовь может спасти нас и что только она может сделать нашу жизнь неповторимой и красочной. 'Небо над Берлином' - это первые капли дождя на твоем лице, отражение солнца в глазах человека, мороз на твоих щеках, свежее воскресное утро, вечное журчание воды, грустный блеск в глазах, детские игры на закате, одиноко стоящие в поле деревья, старое папино трико, теплая материнская забота, холод внутри тебя, учащенное биение сердца и т.п. Когда ребенок был ребенком, Все было полно жизни, И жизнь только была, Когда ребенок был ребенком
Это больше чем фильм – это жизненный опыт всего человечества выраженный в потрясающий видеоряд и в пронзительные словесные конструкции. В процессе просмотра фильма я почувствовал удовольствие от маленьких радостей, которые ранее я не воспринимал, воспринимая их как должное. И это чувство приятных мелочей изменяет сознание. Как наркотик. Начинаешь чувствовать подлинное удовольствие от жизни. Оно бесценно незамутнённой полнотой эмоций и мысленных образов. Я не награждаю этот фильм положительной рецензией, этот фильм неоценим. Поэтому пусть текст будет на чёрно-белом фоне. Цитатой из фильма можно закончить это буквенное впечатление от просмотра. “Это здорово. Просто сказать себе как в эту минуту мне хорошо.”
Я не уверен, что смогу составить правильную, настоящую рецензию на этот фильм - он слишком много значит для меня. Но я постараюсь, честно. Нельзя сказать, что этот фильм из тех, которые смотришь и не можешь отойти от экрана, или что он захватывает... Но после просмотра этого фильма остается совершенно особое ощущение. Это не похоже ни на что... Наверное, даже наркотики не смогут такое создать. Весь фильм работает душа. На каждом кадре она просто надрывается, переламывается и поворачивается. Философская притча, легенда, или ещё что-то - сложно сказать. Но это точно не обычый фильм, и когда меня просят назвать идеальный фильм, я без малейших колебаний говорю: `Небо над Берлином`. Когда-то Карл Маркс назвал Иоанна Вольфранга Гёте `Лучшим их немцев`. Теперь я со всей уверенностью могу поставить Вима Вендерса на этом уровне. Такое ощущение что он сам - бывший ангел. Он будто бы попытался собрать в фильме всю грусть мира - все печальные улыбки, все усталые вздохи стариков, все заткнутые роком уши, все затянутые пленкой душевного жира глаза. все слезы, блеснувшие в уголках глаз - и так никогда не пролившихся на эту недостойную землю. Такое ощущение, что... что Вим Вендерс понял, за что на самом деле стоит ценить жизнь. И он - он смог это донести до нас. И даже если бы лишь один человек во всем мире судорожно вдохнул обретший вдруг неповторимый вкус воздух - это уже стоило съемок этого фильма. В памяти остается очень многое. Ни одна книга или картина не смогли донести это до меня. Думаю, не сможет донести до многих и этот фильм. Но... Кто знает? P. S. Ангелы в вас верят. 10 из 10