Многосерийный фильм снят по сюжету повести «Юбилейный встречный» Ильи Тилькина, такое же название было у рабочей картины, которую в последствии переименовали в «Медное солнце». Главная роль отдана Владимиру Машкову, который безупречно сыграл роль дирижера полкового оркестра Михаила Корякина. После несостоявшегося выступления на конкурсе творческий коллектив возвращается в часть, и музыканты понимают, что в казармах никого нет… Оказалось, их полк в срочном порядке получил приказ о перемене места дислокации и ушел, а про оркестр попросту забыли в суматохе и неразберихе. Теперь командование ложится на дирижёра Корякина. Ситуация накаляется тем, что недалеко расположился отряд боевиков, агрессивно настроенных на перемены внутри страны. И они угрожают жителям соседнего посёлка. Машков прекрасно умеет воплощать волевых и сильных персонажей, на которых сваливается внезапная ответственность за других людей. В составе оркестра в основном все еще мальчишки, совсем юные, и перед ними встает первый серьезный вопрос в их жизни: догнать своих сослуживцев или остаться и защищать мирных жителей кишлака. Ведь они единственные, кто сможет защитить поселок гидростроителей, где живет и работает в основном русский народ. Их выбор определяет весь сюжет сериала. На фоне трудных испытаний солдаты не забывают музыку, а их капитан для поднятия духа проводит тренировки со своими бойцами. Ребят ждут серьезные испытания, опасности, потери и чистая любовь. Период распада СССР показан в сериале превосходно. Смутное время, дефицит информации и всеобщая дизориентация как среди мирного населения, так и в военных структурах. Ведь тогда никто даже предположить не мог, что СССР может распасться. Получилась искренняя пронзительная картина. Я доволен сериалом! 7 из 10
Долгожданный мной фильм, основанный на киноповести Ильи Тилькина. Киноповесть — значит вымысел, можно не обращать внимания на некоторые несоответствия, но требовать правды по большому счету. Ибо Средняя Азия — моя родина, и тамошнюю жизнь на сломе эпох до-после развала СССР я знаю не понаслышке. Но сначала не о событиях, а о людях… Вот до боли знакомый, реальный, земной типаж — фанатично увлеченный своим делом, будь то музыка, астрономия или выращивание винограда на севере, провинциальный (или вышвырнутый судьбой из столиц) мужик, немного не от мира сего, непонятый и обычно одинокий. Да, пьющий, но изо всех сил держащий фасон — побриться, переодеться — обязательно! Не надо ничего додумывать. И, честно говоря, неважно, почему он такой — такой и всё! Машков просто загляденье в этой роли. И разумеется актёр такого масштаба затмевает всех. Ну а внешний фон, политическая подоплёка, историческая реальность, будь то раскачка ситуации «новыми басмачами» или первые секретари тамошних райкомов, в одночасье легко и естественно превратившиеся в баев — это всё правда. Да, может быть и есть к чему придраться (я не про расположение значков на форме). Сюжет иногда притормаживает. Поступки может быть и не всегда логичны — а в реальной жизни всё поддаётся логике? Не претендую на звание знатока ТТХ стрелкового оружия и т. п. Но… не могу поставить иную оценку кроме самой высшей — за душу, за чувство сопереживания, за… ну назовите это катарсисом. Эх, мальчики… 10 из 10
Этот ноябрь смело можно назвать месяцем рождения главной звезды автора лучших российских телесериалов — Ильи Тилькина. Хотя он и раньше выступал очень неплохо. Но в этом ноябре должен получать главный телеоскар сезона, если бы его давали. Начинал Тилькин когда-то с пьес. А в этом ноябре именно он создал самые громкие телепремьеры — «Годунов», «Ненастье» и «Медное солнце». Работает сегодня 37-летний Тилькин с лучшими режиссерами. Лично мне больше всего понравился сериал «Медное солнце». Это раньше «НТВ» означало 32-серийную полицейскую муру. А сегодня перед нами — качественный сериал в шесть серий, вообще-то разбитый каналом для показа на два полноценных кинофильма по 2 с небольшим часа. Это и драма, и историческая картина, и про любовь тоже. Два других сериала, кстати, крутили на «России 1». И «Первому каналу» с «Желтым глазом тигра» перебить эти премьеры не удалось. Какой тематический спектр у сценариста. Исторический дорогой костюмный «Годунов». Сценарий про лихие 90-е по роману одного из лучших современных прозаиков Алексея Иванова — «Ненастье». И «Медное солнце». Написать такой качественный, такой тонкий с точки зрения характеров и знания материала, сериал мог лишь человек, очень глубоко вникнувший в ситуацию 89 года, когда страна разваливалась, и советские войска покидали Среднюю Азию. Или же непосредственный участник событий. А вместо «наших» в маленькие города Узбекистана приходили исламские радикалы. И опирались на тех, кто олицетворял в регионах власть. А русским угрожала смертельная опасность. Но многие, включая даже милицию, не понимали, что их ждет. Думали, военные уйдут, а мирная жизнь останется. Не останется. Людей будут резать, как баранов. Теперь-то мы знаем. Музыкальный ряд в картине потрясающий — это и духовые героические композиции советской эпохи, и талантливейший Виктор Цой с «Переменами» и «Алюминиевыми огурцами» и тоже определенный признак эпохи — Юра Шатунов, которого с отвращением наблюдают в телевизоре и слушают опытные служаки. «Откуда такие повылезали?» Как тонко показаны грани характеров, как точно сделана воинская часть и ее атмосфера. Герои здесь не существуют в придуманной реальности автора, они живут, и веришь, что все именно так и была. Детективная интрига необыкновенно остра, когда нашего солдата обвиняют в преступлении, которого он не совершал, а духовой оркестр, вчерашние дети, оказываются перед лицом смертельной опасности — против бандитов, которые людей режут, как скот. И окровавленная женская рука очень просто заталкивается в машину, где женщину изнасиловали и убили. А седобородый старик со злыми звериными глазами буднично втыкает нож в живот мирному чабану — ради его баранов. Один из сценариев «Григорий Р.», где, кстати, тоже блистательно сыграл Владимир Машков, Илья Тилькин писал совместно с большим мастером — Эдуардом Володарским. Может, благодаря его школе у нас есть такие сценаристы. Большая сценарная звезда родилась. Вот человек, которому я хотел бы пожать руку. 10 из 10
Основано на реальных событиях… Вот уже давно, когда видишь подобный «слоган» в отечественном кино, уже морально себя готовить к чему угодно. Скажем к любым авторским фантазиям. Правда справедливости ради отмечу, что обстановка в союзной республике передана достоверно. Да бармалеи (кто знает, поймет) показаны верно. Да и в кои-то веки называют все своими именами. Проблема в самой истории. Положим, был такой оркестр и имели место такие события. Но вот мотивировки персонажей. Вот майор — талант и алкоголик. Почему стал пить? Любовная линия в этом не сильно убеждает. Да и собственно его талантов не видно. Опять-таки один из сюжетных конфликтов майор/музыканты очень смехотворен. Точнее, он небрежный набросок конфликта. То есть зритель должен сам додумывать причинно-следственные связи и логику происходящего. Господа создатели, вы это серьезно? И ведь Оганесян вроде бы крепкий режиссер, но выдает вот такой субпродукт. Продюсеры ограничили? Форматирование? А о пафосе подвига рассуждать особо не хочется — во первых на фоне вышеописанной невнятицы, а во-вторых ну как-то все уж очень вторично все смотрится. Машков? Вот не понимаю, каким калачом его туда заманили. Нет, про гонорар мне говорить не надо! Владимир Львович актер с опытом и не будет вписываться в сомнительное. Но что его привлекло в таком несуразном герое, неясно. Одним словом — традиционное отечественное мыло, которое попыталось казаться более значимым.