Фильм 'Мамочка' оставляет такие неоднозначные эмоции, что не знаешь с чего начать рецензию. Это фильм из разряда, когда идут титры, а вы продолжаете смотреть, не в состоянии выключить фильм. Сказать, что фильм ошеломляющий, мощный и раздирающий сердце, это ничего не сказать. Это лучший фильм Ксавье и заслуживает всех тех наград, что он получил. Долан возвращается к истокам творчества и снимает фильм о непростых отношениях матери и сына, выворачивая наизнанку душу. Диана - вдова, пытающиеся свести концы с концами, забирает своего сына Стива из интернета, где он устроил поджог. И семью могло бы ждать новое начало, если бы не СДВГ Стива, граничащий с агрессией, вандализмом и вспышками ярости. Диане приходится мириться с непредсказуемым поведением сына, потому что несмотря не на что, в ней течет безграничная материнская любовь. Диане приходится принимать непростые решения ради благополучия сына, и в этом ее поддерживает замкнутая соседка со своими тараканами. Сцены, где все трое беспечно проводят время, одни из самых лучших во всех кинематографических смыслах.Танцы на кухни под 'On ne Change pas' Celine Dion, поездка на велосипедах, вылазка в лес. Все сцены символизируют семейную идиллию, которая имела бы место быть, не будь в жизни героев определенных сложностей. Фильм снят в формате 1:1, что придает ему определенный шарм и создает впечатление, что герои заперты в клетке, что им просто необходимо вырваться на свободу. И когда во время идилльных семейных сцен экран расширяется до привычного нам формата, это, поистине, одна из самых гениальных фишек, которую только можно было придумать для этого фильма. На протяжении всей картины, мы не можем оторваться от экрана и переживаем вместе с героями этот непростой период времени. Это фильм не о конкретной матери, это фильм о всех матерях, которые любят своих детей, не смотря не на что, жертвуют своей личной жизнью, своим счастьем. И, конечно, любая мать хочет самого счастливого конца для своего ребёнка, но всегда ли это возможно? Сцена, в которой Диана представляет каким бы могло быть будущее ее сына, пожалуй, является самой яркой и эмоциональной сценой за весь фильм. А играющий на фоне 'experience' Ludovico Eunaudi добавляет происходящему ещё больше пронзительности. И это ни капли не удивительно, ведь Ксавье придумал сначала эту сцену, а затем и весь фильм. Фильм 'Мамочка' это определено выход на новый уровень для Долана, это ЕГО фильм от и до. Долан в каждой сцене, в каждом диалоге, в каждом герое. Можно очень долго перечислять гениальности этого фильма начиная от сценария, раскадровки, формата съёмки, блестящей актерской игрой и заканчивая гениальным саундтреком. Я не буду расписывать каждую мелочь, потому что это надо увидеть. 8 из 10
С первых кадров фильм шокирует, поражает, держит в напряжении на протяжение всего просмотра. Если вы привыкли жить в мире с родными и даже никогда не повышали голос на свою мать, отца, бабушку, да не важно кого, но на близких вам людей, то здесь вы увидите абсолютно другую, но такую же реальность. И вы спросите себя - даже когда вы часто обижены, вам хочется закричать, послать всех к черту (это еще мягко сказано) - а зачем? К чему приведут все эти всплески злости? Фильм покажет нам к чему это все приводит. Он заставляет задуматься, взглянуть на человеческие отношения под другим углом. Очень интересное название фильма - 'Мамочка', звучит так ласково и нежно, но увидев постер, мы сразу представляем себе, что фильм расскажет нам о чем-то абсолютно противоположном. Это реальная жизнь, проявление любви матери и сына здесь удивтельное, его много, и даже среди этого множества диалогов пропитанных негативом и ненавистью мы все равно видим и чувствуем эту любовь, она есть, но она иная, своя, которую понимают только эти двое. Ксавье Долан - в очередной раз аплодисменты! Кажется, что ему не 26, а уже намного больше. Он так тонко увидел и прочувствовал жизнь, отношения, конфликт поколений, смог передать всю многогранную палитру эмоций на экране, показал свое видение переживаний взрослых и детей, совсем не детских переживаний. Энн Дорваль - сумасшедшая игра, такая харизматичная, сильная, яркая, живая женщина, мать, казалось бы такие должны воспитывать детей победителей, целеустремленных независимых, сильных, но эта сила сыграла с ней злую шутку. Сильные женщины тоже устают и в картине мы часто наблюдаем такие моменты отчаяния, но после отчаяния она снова начинает бороться. Энн Дорваль удалось передать образ восхитительной женщины, которая относится к таким, которые двигают горы, но увы, ей не хватило сил, как она ни старалась. Кто-то поймет ее выбор, а кто-то нет, это решать каждому. В картине интересно показан образ соседки (Сюзанн Клеман), такой скромной, заикающейся тихони, которая по-началу шокирована всем происходящим в доме, но далее сама, наверное увлеченная такой необычностью, становится частью этой семьи, и вносит еще одну небольшую частичку любви и временного, хоть и хрупкого равновесия в дом 'летающих кинжалов'. Сюзанн хорошо справилась со своей ролью, привнеся частичку ума и уравновешенности в этот дом. Антуан-Оливье Пилон - впервые увидела его на экране, но с первых кадров он вызвал массу эмоций. Его игра - даже не игра, он настолько идельно передает всех этих девиантных подростков, которые требуют к себе сверхвнимания, пытаются выделиться, не принимают никаких правил, норм, ведут себя абсолютно по-хамски. Но здесь задаешься вопросом, а зачем это все им, зачем они так делают, разве им это нравится? Ближе к концу фильма, я, как мне кажется, поняла смысл всего того дерзкого и кричащего поведения, цель, которой они хотят добиться. Пилон - 100% попадание в роль. Очень понравились те несколько минут фильма, почти в конце, когда задаешься вопросом, а могло ли так случиться, действительно ли такая непростая история могла так закончиться? Посмотрите и увидите. Прекрасный момент, ну а что произошло дальше - с таким продолжением автора я здесь полностью согласна, ведь это не кино, это жизнь. 9 из 10
Одни упрекают Долана за то, что в своём пятом полнометражном фильме он, зациклившись, вернулся к теме своей первой ленты о конфликтных взаимоотношениях матери и сына, другие ставят ему в заслугу очищение новой картины от пристрастного налёта режиссёрской гомосексуальности, первые – укоряя юного вундеркинда за свойственные изработавшимся классикам повторы, вторые – удовлетворённо отмечая измену автора своим предпочтениям, смягчающую, как им кажется сердца гомофобов, расширяя аудиторию его, несомненно, выдающейся работы до вполне удобоваримых прокатных перспектив, во всех случаях отказываясь замечать действительную правду о том, что «Мамочка» далеко не возвращение на пять лет назад, а шаг через четыре ступени на пятую, поднимаясь, очевидно, не последнюю, взятую им высоту. Не стоит заблуждаться. Долан ничуть не изменяет себе и нисколько не отрекается от любви. Он лишь преодолевает юношескую прямолинейность и терпеливо избегает поверхностности в развитии другого сюжета, где мать – оторва, пытающаяся сосуществовать с не контролирующим себя сыном, встречает неожиданное участие странной соседки из глухого дома напротив, испытывающей необъяснимое притяжение к импульсивному подростку и разбитной женщине, овдовев, так и не настроившей свою личную жизнь. С обеих сторон неполноценные семьи: в этой нет отца и мужа, а в той, если верить беглому взгляду на заставленный фотографиями комод, не хватает сына. О том, насколько сильно, судить можно по признанию самой соседки, рассказавшей о решении разобщённых супругов поменять несчастный для них город, очевидно, чтобы забыть обо всём, так и не избавившись от саднящей душевной раны, что выдаёт скомканная заиканием сбивчивая речь. Перейдя через дорогу, горемыка Кайла, забыв о сдавленной пустоте домашних стен и немом упрёке отрешенного супруга, предаётся восторгу вместе с бесшабашной женщиной и её разнузданным сыном, оживляющими унылый пейзаж её увядшей жизни, вливая в неё игристую струю веселящего потока внезапных авантюр и бурных выплесков эмоций, которыми всех регулярно пугает отъявленный молодой человек, в приступе откровений готовый объясняться в любви к матери и доброй соседке, обретающей в их сумасшедшем доме свой домашний очаг. Дышащий мечтой и реальностью, инстаграмный формат квадратного кадра создает ощущение камерности происходящего действия, привнося в изображение фотографическую интимность семейного альбома, который на наших глазах перелистывают члены этой нежданно сложившейся особой семьи, собранной остающимся неизменным в своём своеобразии Ксавье Доланом, упивающимся душераздирающей игрой экстремально шокирующих актрис, Энн Дорвал и Сюзан Клеман, но своей музой в этой картине, вне всяких сомнений, считающий распаляющегося от непокорности Антуана-Оливье Пилона, наделяя его персонаж своим альтер эго бунтаря, вырывающегося на волю из смирительной рубашки обыкновенности, укрощающей его сдавшуюся мамочку, разбивающую нарисовавшийся было брачный союз.
Я люблю фильмы Ксавье. Люблю за их неординарность, за моменты, которые иногда не понимаю, за музыку и за душу. Душа - это вот то самое важное, что он вкладывает в свои фильмы. Кино, которое не для всех, но которое должны увидеть все. Одна из подобных лент - это яркий, сложный и разрывающий изнутри на мелкие щепки фильм 'Мамочка'. 2 с половиной часа, а кажется, что проживаешь целую жизнь. Диана, привлекательная, самоуверенная, дерзкая, но при этом несчастная женщина со сложной судьбой. Она не унывает, а всегда, до последнего, надеется и верит в то, что все будет хорошо. Так, она забирает из исправительного центра своего 16-ти летнего подростка Стива, выходки которого переходят все допустимые рамки. Ее предупреждают, что в конечном счете исход, возможно, будет один, но...go love yourself, guys, HE is MY son. Теперь мы вместе. Теперь все будет хорошо. И перед нами разворачиваются их попытки построить нормальную, но не лишенную сложностей и ярких эмоций жизнь. Она пытается делать все для их семьи, он же обещает контролировать себя и защищать ее. Однако, все идет так, как и должно идти, без ложных попыток скрыть реальность Ксавье дает пощечину всем тем, кто любит слащавые и милые мелодрамы. Надежда - один из основных моментов фильма. У нас появляется Кайла, тихая, робкая, заикающаяся (но со своей жесткой ноткой в характере), которая обеспечивает штиль на время. Тут нас окутывает ощущение того, что 'а вдруг...'. Мы, наконец, чувствуем долгожданную свободу, смеемся и забываем на время о всем плохом, оно остается где-то там, за wonderwall. Но, как по щелчку, мы открываем глаза на реальную жизнь и видим, как стремительно земля уходит из под ног, рушатся наши песчаные замки и буря эмоций принимает свой окончательный предел. Мы чувствуем накал любви, ненависти, боли и безысходности. Пропасть непонимания, возникающая между двумя людьми, которые являются всем друг для друга, никогда не приводит ни к чему хорошему. И этот случай - не исключение. Холодная действительность окатывает с головы до ног, жизнь проносится перед глазами и так хочется остаться в ней, и нет, пожалуйста, не надо, не будите. Но пора собраться и принять все, как есть. Наступает свобода, каждому своя, но кто сказал, что свобода - это счастье? Спасибо, безмерное, за эту картину. 10 из 10
Картину часто сравнивают с дебютом Ксавье Долана «Я убил свою маму»(2009) из-за общей темы конфликтных отношений с матерью, но здесь эта тема раскрывается со всем с другой стороны, за ней стоит что-то большее? В первую очередь, Ксавье Долан не играет в своём фильме, уже открываются новые горизонты. Стив-юноша с диагнозом СДВГ, динамичный, импульсивный, не знающий границ. После поджога в кафе, мать забирает его обратно домой, где ей с неизмеримо большой материнской любовью, в надежде помочь ему, надеясь, что ему этого хватит, приходиться справляться с ним, с его перепадами настроения, оскорблениями и страхом, который он может внушить ей? То, как его отыграл Антуан-Оливье Пилон, то какую красочную палитру он выдал ни с чем не сравнится. Настолько яркий, он умело смог воплотить своего персонажа, передать его эмоции и чувства, буквально испробовать клубок и запутанность его мыслей на себе. Отличная работа, достойная уважения? Мама или же «Мамочка» по имени Диана с твердым и нахальным характером пытается держать Стива на цепи, но очевидно у неё это плохо выходит. Её любви недостаточно, но она никак не готова это признать. Энн Дорваль изобразила их отношения «ближе, чем мужчина с женщиной» идеально выдержанно, равномерно. И соседка напротив Кайла, ставшая третьим членом их семьи. Заика, которая не могла вымолвить не слова, общаясь с ними, объединившись, вновь обрела голос. Сюзанн Клеман плавно отыграла переход женщины, чья семья душила её, отправившись в новую, становится свободной, хоть и ненадолго. Формат квадрата отображает тесноту и неуютность. В те редкие моменты, когда все они поистине счастливы и свободны, кадр расширяется, давая вздохнуть, почувствовать силу их глубокой связи, надежду. Надежда - важная часть фильмов Долана, она есть всегда. Двигает персонажами, даёт им сил идти вперёд. Цветастость, столь присущая режиссёру заполняет картинку. Живые и насыщенные краски играют, придают ещё более объемное представление о происходящем, выражают внутренний мир Стива, так и остальных персонажей. Картина безупречная, мягкая не смотря на жёсткость и истеричность Стива, наполнена надеждой Дианы и в то же время некой простотой, даже немного вялостью, но всё равно громким голосом, который возвращает себе Кайла. Фильм кричит собой, своей особенностью и лёгкой невинностью.
В преддверии нового Долана, который готовится вновь стартовать в Каннах, хочется посмотреть на его предыдущие работы спустя время. И.. Ничего не меняется, взрослеющее параллельно с режиссёром отношение остаётся прежним. Отношения матери и сына, принявшие другой угол по сравнению с дебютником канадского вундеркинда, здесь проходят все те же сегменты наибольшей привязанности чувств, как будто это было и есть одно целое. Диана в некоторые моменты также ненормальна, как и её буйный Стив, и верить в правду двух людей не очень-то и хочется. Как и думать насчёт того, что Долан намеренно провоцирует. Может быть, но в конечном итоге, фильм - результат исследования этой неразрывной связи, ведь их сводит не сознание, а природная идентичность. Вменяемая, но скрытная добродушная соседка Кайла здесь подобно катализатору, внедряющемуся в химическую реакцию ради проверки, какой элемент всё-таки будет вытеснен. Действительно, поначалу непривычная, по крайней мере для российского зрителя точно, откровенность заставляет смущаться и испытывать неловкость самому. После ввода в историю постороннего человека, раскрываются и проблемы. С тех пор кино начинает действительно играть и эмоциями, и красками, иными словами, вызывает интерес зрителя. Кажется, что всё прилично, и с этих пор можно наблюдать привычное развитие семейных отношений героев - когда же повзрослевший и мужающий парень перестанет быть обычным, даже до неприличия банальным капризным младенцем-переростком, когда же мать, наконец, избавится от своих слабых жалостливых материнских чувств и решится на усмирение своего чада, а также когда их соседка, наконец, почувствует себя человеком, перестанет мяться, заикаться и укрываться за глупой мимикой, а начнёт дышать и чувствовать любовь и родство к людям, чего не смогла почувствовать в своей семье. Да, интерес именно отсюда. От понимания изначально сокрытой под провокацией простоты человеческой психологии и истории их изменения. Семья, при всех последующих эксцессах, все больше напоминает привычную группу людей, преодолевающую саму себя. Одна мамочка сменяется другой мамочкой, сынок-придурок всё больше и больше обнажает свои искренние чувства, которые даже толком не может осознать. Приятными герои, конечно, не станут до самого конца, от нежелания с ними общаться не сбежать никуда, с другой стороны, именно в этом приятный парадокс - фильм очень лёгок при всей неприязни к действующим там лицам. В принципе, это также хорошо характеризует творчество всего Долана, которого обвиняют и в малахольности, и во внедрении своих нигилистких молодёжных устоев в огромный, сложившийся годами, мир глубокого духовного авторского кино, и в клиповом хиптерстве, которое больше бы подошло инди-рок группам. Но запрос-то на его творчество есть, путь проводника современности, на котором также когда-то стояли те же упоминающиеся в связи с ним Годар и Трюффо, к примеру, перед Доланом открыт, и на этом пути его действительно ждут. Разве поиск идентичности - это не самая глубокая тема, которая трогает нынешнее молодое и свежедышащее поколение, имеющее доступ ко всем форматам и вариантам и не имеющее границ? Нужна ли им классика, или достаточно скейта,”монтажа восходящего солнца” и модной романтичной музыки, пока они не понимают, кем им в действительности нужно стать? Время прошло, ситуация не только не размылась, а ощущается ещё более глубоко, хотя ничего нового в этой сфере не произошло. Запрос на самоидентификацию только вырос, а значит взрослеющий параллельно с поколением Долан всё ещё актуален. 9.5.2019
Ксавье Долан - имя самого модного канадского арт-хаусного режиссера, который за свои 25 успел снять пять полнометражных картин, привести в восторг всех кинокритиков и зрителей, стать любимчиком Канн, сорвать там овации (причем неоднократно) и разделить Гран-при тех же Канн с самим Жаном-Люком Годаром. Если внимательно присмотреться ко всем пяти работам этого юного 'гения', то получится, что побеждает по-прежнему красивая упаковка внутри которой, увы, прописные, каждому известные истины. Чем берет Долан? Молодостью, дерзостью, эгоизмом, попсовостью, модными песнями, клиповой стилистикой. Ну, справедливости ради, еще хорошим вкусом. Кажется все. Но публике и критикам нравится же. Почему бы нет? 'Мамочка' дублирует дебютную картину Долана (не молод ли он повторять самого себя), которая называется 'Я убил свою маму'. Даже если вы смотрели только свежий фильм, по названию вам уже ясно, что тема та же. Из того немногого, что меняет Долан - это, во-первых, убирает себя, хотя скорее имитирует это. Главный герой Стив, подросток с синдромом дефицита внимания и активности, роль которого доверена Антуану-Оливье Пилону - это почти что Долан только традиционной ориентации. Во-вторых, действие происходит в будущем. Остальное так все на своих местах, включая Энни Дорвал в роли взбалмошной мамаши и Сьюзанн Клеман в роли учительницы. Любовь сына и матери на грани ненависти. На выходе получается один длинный видеоклип в формате инстаграма. Формат - это, кстати говоря, третье отличие от дебютного фильма. Работа актеров качественна, саундтрек хорош, картинка эстетична, работа оператора замечательна. Сценарию же как всегда у Долана чего-то не хватает. Его мир по-прежнему исключительно женский, на потребность в отце и намека нет, а это мы уже видели. Ничего особо нового по сравнению с дебютной картиной он в 'Мамочке' не сказал. Мы уже поняли, что любящие друг друга люди могут взаимно причинять страшную боль. Мы уже поняли, что для мамочки пирог или вафли - дилемма гораздо более сложная, чем поиск ответа на вопрос отдать ли сына в психушку. Но все это отнюдь не откровение, это реальность, с которой приходится сталкиваться, не дожидаясь 2018 года. Долан - типичный постмодернист, который пичкает свои фильмы цитатами, заставляя зрителя включаться в игру-угадайку. От этого картина о трагичности, невозможности любви и достижения простого счастья, которое затапливается дождем жестокости и непонимания с обеих сторон становится киноаттракционом по опознанию просмотренных картин и прослушанных песен. Хотя что еще ожидать от ребенка? Чтобы стать художником, помимо того, что нужно иметь свой взгляд на вещи (это у Долана как раз есть), еще требуется умение возвести частную историю на уровень общечеловеческой. Долан же вместо этого отчаянно хочет понравится матерым критикам, синефильской аудитории и случайному зрителю без особых загонов. Весь его киноязык - треки из плеера и фильмы в виде клипов. А 'Мамочке' отчаянно не хватает подлинной трагичности, не хватает печали, не хватает ощущения бесполезности агрессии и в целом жизни без любви и милосердия, есть только психологически глухие персонажи, которые пытаются перекричать друг друга вместо того, чтобы замолчать на секунду и просто послушать, что говорит другой, просто ради интереса. Пока они не научатся слышать, выхода из длинного коридора нет и не будет. Даже если в конце его горит свет.
Ксавье Долан. Если это имя вам ни о чём не говорит, то вы не становились свидетелем конфликтов сыновей и матерей, не пускались в приключение воображаемой любви, не волновались за приехавшего на ферму Тома и не меняли пол с Лорансом. Вы многое пропустили. И в своём пятом по счёту творении молодой режиссёр достигает уровня настоящего совершенства, представая во всём своём великолепии, не боясь продемонстрировать широкий размах своего таланта. По стилистике эта работа отличается от предыдущих большей интимностью, чему способствует отчасти разрешение кадра, как в Инстаграмме. Если это и дань моде, то очень удачная: благодаря ей вся история смотрится иначе, но «иначе» получается превосходным и приходится весьма к месту. Помимо операторской «фишки», фильм изобилует сценами настолько жизненными, достоверными, эмоциональными, что захватывает дух. От страшных нервных срывов до эпизодов безмерного счастья и свободы – всё здесь пропитано чрезвычайной близостью к зрителю, скреплено тесным контактом с чувствами. Каждый момент в картине – «крючок», за который с лёгкостью цепляешься и остаёшься на плаву повествования, впитывая в себя происходящее, как губка. Я не знаю, как Ксавье Долан достигает этого эффекта. И мне просто нравится влюбляться в его творчество всё больше и больше. Актёрская игра поразительно естественна: этим героям веришь до последнего слова, жеста, движения, эмоции. Их любишь и не можешь ненавидеть за какие-то поступки, потому что они неоднозначны, нелегки для быстрого понимания – как в жизни, как с реальными людьми. Если Долан взял из прошлых фильмов двух прекрасных актрис Энни Дорвал и Сюзанн Клеман, поставил их во главу истории и женским дуэтом по-прежнему восхищаешься, то новое лицо в фильмографии канадца (не считая эпизодического появления в 'И всё же Лоранс') – Антуан-Оливье Пилон, этот чудесный паренёк, является более чем любопытным открытием для меня и многих других. Все персонажи живые, искренние, неравнодушные. Каждый раз думаешь, что конфликт достигает своего апогея, но за поворотом всегда ожидает сюрприз – новый пик конфликта, новое «вжимание» в кресло, новая продолжительная задержка дыхания… Оттенки напряжения и ситуации в фильме чередуются хаотичным образом, но большинство из них – сильные, отчаянно знакомые и отлично вплетённые в нить повествования. Долан удивляет и поражает самыми действенными способами - и сопротивляться бесполезно. Ближе к концу происходит один неожиданный поворот, который может либо всё разрушить, либо вывести на оптимистичную колею, но даже здесь Ксавье Долан умудряется не уйти в штамп «нам же было так хорошо, а теперь всё тленно», а оставляет место надежде и свободе, ради обретения которых каждый теряет что-то своё, прощаясь навек с лучшими моментами прошлого. СПАСИБО моему теперь точно любимому режиссёру за такое щемящее и смелое откровение. Я очень полюбил этот фильм. Он достоин не только наград, которые уже есть и ещё наверняка будут. Он достоин быть в числе картин, которые должен посмотреть если не каждый, то хотя бы любой тот, для кого кинематограф – это не только горка поп-корна и расслабление. Это искусство. 9 из 10
Пятый фильм канадского режиссёра Долана, которого мировое киносообщество уже давно успело окрестить «вундеркиндом», повествует нам о сложных, до дрожи и кома в горле, взаимоотношениях вдовы Дианы и ее сына-подростка Стива, страдающего СДВГ. В один день женщина забирает своего эксцентричного, взбалмошного и гиперактивного отпрыска из интерната для «непростых» детей, и в один момент привычный ход жизни рушится. Стив становится главным объектом и смыслом ее жизни. «Мамочка» прекрасна и удивительна не только несколько необычной операторской выходкой— про неожиданное операторское решение не писал только ленивый, но напомню снова: Долан снимает свою картину не в привычном арт-хаусном формате, а в инстаграмном 1:1. Интересный момент, как Стив собственноручно изменяет «квадратный» формат на широкий экран, как бы раскрывая кадр руками. Ощущение тотальной свободы, отсутствия каких-либо ограничений и выходом за рамки завершается эпичным криком героя «Свобода!», что ещё раз подтверждает мою догадку. Подобное кадрирование вполне оправдано: оно ещё больше загоняет нас в рамки неизбежности, внутреннего страха, придавая бОльшую замкнутость и напряжение на протяжении всех 2 часов 18 минут, за исключением нескольких счастливых сцен, которых лично я насчитала 5. Возможно, вы увидите их гораздо больше или меньше, но это— самые наиболее впечатляющие меня «позитивные» моменты: •Танцы на кухне под Celine Dion •Момент «Внутренней свободы» Стива на лонгборде под душераздирающий трек Colorblind •Кадр с тележкой под Oasis •Мечты Дианы о счастливом будущем их маленькой семьи •И, конечно же, финал, который многие не сочтут не самым хэппи-эндовым (я без спойлеров, если что), с закатом под хиптерский и один из моих любимых треков «Born to die» Ланы дель Рей, за что Долану и композитору лично от меня огромное спасибо. На протяжении почти двух с половиной часов мы задаемся вопросами: Насколько далеко готовы зайти люди, чтобы спасти себя? Спасти ближних? Спасти собственного сына? Как не навредить ребёнку, желая ему лишь лучшего, в какой момент следует сказать «стоп» и признаться в собственном проигрыше? Вопросы спасения для меня в этом фильме будут ключевыми, как и слова, прозвучавшие в первые десять минут фильма, которые уже заранее обрекают Диану «Ваша любовь не спасёт его, любовь здесь вообще не при чем». Возможно ли возлюбить ближнего своего, как самого себя, если единственное, что возможно с гиперактивным и больным подростком— это неистово кричать, рыдать, устраивать драки, душить, что и делают главные герои на протяжении почти всего фильма? (К слову, делают это настолько убедительно, что от их криков и эмоций невольно начинает болеть голова— так реалистично, что ты начинаешь принимать все слишком близко к сердцу) Ответы мы будем искать вместе с Доланом, который уже отвечал на подобные вопросы, несколько под другим углом в своём первом полном метре «Я убил свою маму.» Лицо Дианы, ее рот, который зажимает рука Стива. Ровно через секунду он поцелует ее сквозь собственную ладонь, а в моей голове будут звучать строчки из песни группы Oasis, с того самого эпизода «внутренней свободы Стива» с тележкой и любимой мамой на фоне. «Maybe you’re gonna be the one who saves me» Действительно, ведь если не мать с ее всеобъемлющей и безграничной любовью, то кто? Кто спасёт его?
Как удачно подметила одна из героинь «Секса в большом городе»,всего в это мире по трое. Это действительно какой-то неписаный закон природы, к которому стремится всё,что ни есть, особенно живое. И я только сейчас заметила, что у Ксавье Долана,так или иначе, в его картинах этот закон соблюдается. В «Я убил свою маму» центральными героями выступают главный герой, его мать и его бойфренд;в «Воображаемой любви» любовный треугольник;в «И всё же Лоранс» действующими лицами выступают жена, муж и его вторая «женская» сущность;в «Томе на ферме», казалось бы очень интимно рассказана история насильника и его жертвы, однако и там не последнюю роль играет мать насильника. И наконец в «Мамочке» опять троица – мать-вдова Диана, её сын-подросток Стив и их соседка Кайла, которая становится Стиву репетитором, первой любовью и второй матерью. «Мамочка» развивает тему дебютной картины Долана «Я убил свою маму»,которая сама является больше анекдотичной драмой, чем социально-бытовой, выходящей на более серьёзные уровни. Сам режиссёр отмечает, что за 5 лет, что прошли с выхода того фильма, его отношение поменялось, а скорее даже просто ушло в другое русло. Усложняет драматический конфликт СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности),которым страдает 15-летний Стив. Мальчика просто невозможно удержать на месте, он агрессивен и порой даже опасен. А у Дианы нет достаточно средств и нервных клеток(женщина вступает в фазу экзистенциального кризиса),чтобы хоть как-то помочь сыну. Порой действительно любви недостаточно. Кроме того, у Кайлы, их соседки, тоже проблемы. Если верить многочисленным намёкам, женщина потеряла сына, и вследствие этих потрясений у неё появилась проблема с речью. Все эти обстоятельства ставят довольно серьёзную проблему, особенно для работ Долана, многие из которых были местами очень шутливыми(ладно, первые две).И очерченная проблематика ещё,что немаловажно, очищена на этот раз от гендерной самоидентификации. С чем мы и поздравляем Ксавье. Это его первая работа, в которой ЛГБТ никак не фигурирует. И все эти шуточки, витающие над его именем, мол, что он снимает кино о геях, себе как гее, и для геев, нынче могут уйти в небытие. Помимо проблематики зрелость проявляется также в изобразительном решении. В определенном смысле оно революционно:Долан снимает в квадратно-вертикальном формате 1:1,как будто вгоняя зрителя в кадрик айфона или инстаграма. Это создает эффект клаустрофобии, не позволяя никаких отвлекающих маневров. Тройка главных героев всегда остается в центре композиции, трется в тесном пространстве, в поле зрения не попадает ничего лишнего, в кадре, который едва ли занимает половину экрана, не хватает воздуха. И вот, когда напряжение накапливается, а герои – реально или в мечтах – вырываются к моментам счастья, – экран раздвигается, становится широким. Это неимоверно красиво. Не будем также забывать, что любая картина Ксавье Долана – это всегда мозаика из кинематографических цитат. И если раньше он обращался больше к французской «новой волне»,то в «Мамочке» абсолютно все способны узнать знаменитые моменты из сверхпопулярного фильма «Один дома»:это момент, где Стив стоит перед зеркалом в ванной и изображает Кевина, прикладывая ладони к якобы небритому лицу, и момент, где Диана идёт по улице с пакетом продуктов, а он рвётся. На вопрос, почему Долан дважды цитирует этот фильм, любимый тысячами и тысячами людьми моего поколения, у меня только один ответ. Просто в «Один дома» прослеживается не только очень сильная семейная идейная составляющая, но и в частности, прописана очень нежная, жертвенная и трогательная сыновне-материнская любовь. Всё это нужно, чтобы связать(хотя весьма завуалированно) тех героев с нашими, и оправдать поступок матери. Очевидно, что сам режиссёр нежно любит своих героев, чтобы кого-то осуждать. Этой картине аплодировали 5 минут кряду на Каннском кинофестивале.А 5 минут – это огромное количество времени, экстраординарный успех, уж точно. Что лично до меня, я, горячо возлюбив Долана после «Тома на ферме»,пришла в некоторое замешательство. Я могу понять, чтобы аплодировали 5 минут абсолютно любому долановскому фильму, но только не «Мамочке».«Мамочка» отличается фрагментарностью и нецельностью. Фильм просто теряется в оковах своей «клиповости»,к которой опять вернулся Долан (та, что так восхищала в «Воображаемой любви»).Особенно эта «клиповость» показательна в финале, где на сюжетно эффектном моменте в самом конце под титры громко включается песня Lana Del Rey «Born to die» вместо тысячи объяснений на вопрос «Что это было?». Кстати о саундтреке.Никак уж не ожидала от того, что услышу в кадре канадского инди-режиссёра топовые песни американского Billboard.Кроме того он насыщает саундтрек картины ностальгической музыкой десятилетней давности и больше:Селин Дион, Oasis, Андреа Бочелли, Дайдо, Сара Маклохлан, Counting crows.Все эти товарищи, разве что кроме Oasis,разумеется, звучат пошло и для моего музыкального вкуса довольно жестоко. Я понимаю, что это индикатор какого-то определённого времени, попытка пробудить в зрителе какую-то ностальгию, связанную с тем временем, когда эти песни крутили по радио с утра до ночи, когда эти песни «мешали» им жить и невольно становились свидетелями важных отрезков их жизни. Но лично у меня с этими песнями ничего не связано кроме раздражения. И даже симпатичная мне Лана здесь звучит крайне неуместно. Актёрская игра – то, что здесь наоборот абсолютно потрясающе со всех сторон. Удивительно, насколько разносторонне раскрывает своих любимых актрис Долан – Сюзанн Клеман и Энни Дорвал.Дорвал уже сыграла мать в «Я убил свою маму»,но насколько же эти героини разные!Невероятно колоритная женщина, сексуальная, смелая, несчастная, но сильная, против забитой, клеркообразной, консервативной, той матери, из первого фильма. А вот Сюзанн Клеман, которую мы ещё помним как эффектную и любящую открыто, экспрессивно, женщину по 'Всё же Лоранс'– здесь крайне застенчива, скромна и не уверенна в себе. Актрис сложно узнать и это настоящее мастерство. И Долан был бы не Доланом, если бы не открывал в своих фильмах новые молодые талантливые лица.Антуан-Оливье Пилон,мальчик 16 лет на момент съёмок, самобытен и невероятно точен. Детская растерянность и гневные безумные вспышки удались ему на славу. Подводя итог, нельзя сказать, что в «Мамочке» Ксавье Долан с отступлением от гомосексуальной темы отступился от самого себя. Его картины всё также эстетически завораживают, а герои всё так же интересны и противоречивы. В «Мамочке» герои живые и им невозможно не симпатизировать, но что с ними в этот раз делает Долан – жестоко. Жестоко и странно. К примеру, зачем весь фильм утверждать каждой сценой, что фильм о жертвенной любви, когда на деле же любовь здесь не такая уж и жертвенная, а наоборот, довольно жестокая. И вообще поступки героев – всех троих – в развязке непонятны. Оттого и не нравится, что их ждёт дальше. Ставится большой вопрос, а хотелось бы закончить как-то более определённо, эти персонажи заслуживают некоторой определённости и кусочка счастья, раз они есть друг у друга. Зачем сбивать весь этот милый сентиментализм, хочется вдохновляющей победы над человеческим духом, раз в первых минутах произноситься фраза «Скептики будут посрамлены».Но как бы то ни было, в целом, Долан опять побуждает на горы размышлений и дискуссий. 7 из 10
Зайдя в рецензии от зрителей, что хочет найти там человек, взбудораженный фильмом? Он хочет увидеть мнение, которое будет совпадать с его? Может он ищет стройную теорию, что в одно предложение сможет упорядочить весь тот хаос, что ликовал на экране? Или он ищет слова, что копошатся в его голове, но никак не могут сложиться в чёткую картинку пазла? Может всего понемножку? Самое первое, что должно было тебя встретить, это окно - квадрат 1:1 и две чёрные полосы по краям твоего широкоформатного экрана. Эта, с виду неудобная манера демонстрации реальности, на многое способна. Уменьшая полотно, мы оставляем себе мало места, стараемся в ограниченном пространстве поместить самое главное и пренебречь всем лишним. В этом окне редко когда одновременно появляются и люди и предметы окружения - либо одно, либо другое. Если это люди, то очень близко и с выразительно игрой, что неизбежно сближает нас с персонажами, буквально прилепляя их к нам. По этой же причине, в основном, все действие и движение в кадре, всегда располагаются ровно по центру, давая маленькие зазоры по краям для ориентации зрителя в пространстве. Я же знаю, что ты любитель эстетичного и оригинального, тут есть очень много моментов и находок в постановке, съёмке, игре, что способны открыть свежие выражения для чувств и верификации отношений у людей. Конечно, это всё заламинировано, под вздохи, крики и стоны дешёвой драмы, но многие только за этим в кино и идут. И кадр здесь очень выразителен, почти всегда подчиняется заложенному в него цветокоду, много тёплых тонов заполняющих внутренние помещения, блики и стильная одежда придаёт картине глянец и «клиповость». Этот фильм в принципе можно смотреть, как один большой музыкальный клип, здесь очень много, таких, типичных клиповых планов, замиксованных с замедленной съёмкой, они обычно появляются под музыкальное сопровождение в моменты, когда герой, как бы сам слышит эту музыку. Так что, если ты застал М-тв, где казалось каждый клип был похож на предыдущий, то легко считаешь эту стилизацию. Теперь давай об истории и актёрах. Сам понимаешь, история здесь незамысловатая, очень мелодраматичная и наивная. Несмотря на то, что актёры подобраны замечательно, реально веришь их словам, хочешь быть участником этого процесса, но если бы я смотрел это трезвым, я бы скорей всего опплевался от такой выверенной театральности и намеренной экспрессии. Внутренний сноб, грыз бы меня и уповал на не реалистичность. Но! Выпив и закусив, я становлюсь фанатом Вуди Алена и Стрыкало, поэтому даже такие инфантильные истории могут тронуть сердечко каждого, включая тебя. К тому же, кино говорит одновременно на очень популярные, каждодневные темы, так и касается глубоких внутренних проблем каждого персонажа: что такое семья и обязательно ли, она связана только узами крови? Проблемы трудных подростков и их образ мышления. Ответственность родителей за непутевых детей, есть она или нет? Любовь. Страх. Дружба. Мечты. Минусы: 1.Пришлось пожертвовать реалистичностью и чисто бытовой логикой, можно для примера сказать, что женщины наводят мейкап в темных помещениях (сам Долан, потом будит шутить об этом моменте в другом своем фильме). 2.Я смотрел в российском переводе и он, как всегда теряет отсылки, шутки, интонации. Добавляйся в друзья.
У парня развитое чувство вкуса и своё видение, этого у него не отнять. Отсюда красивая ‘инстаграмная’ картинка, заигрывание с раздвижением кадра в редкие моменты некой эйфории героев, когда появляется хоть какая-то надежда, прекрасный саундтрек. Хороший пример клипового мышления и построения кадра. В общем стильно, модно, молодёжно. До просмотра я только немного слышал о Долане. Но даже не зная о нём ничего, помимо профессии, при просмотре данной картины, мир, создаваемый Ксавье, ощущается исключительно женским, вплоть до того, что начинаешь невзначай задумываться об ориентации режиссёра. После минуты в Гугле чувствуешь себя Шерлоком. Узнав, что дебют Ксавье ‘Я убил свою маму’ очень сценарно похожее кино, только ещё и с проблемами сексуальной ориентации и гендерной идентификации главного героя, сыгранного самим Доланом, понимаешь, что эта тема сильно трогает автора. Хотя, если быть откровенным, это было очевидно и при просмотре – за красивой картинкой и клиповой эстетикой скрывается сверхчувствительность и неравнодушность Ксавье к своим же героям: Стив – гетеросексуальное альтер эго Долана, нестабильный, непонятый, недолюбленный, но самобытный инфантил; взбалмошная, бесшабашная, до жути одинокая, вульгарно-эгоистичная мамаша (которую играет всё та же актриса из дебютного фильма), с разрушенной жизнью, неспособная хоть как-то помочь себе, не то что своему отпрыску; и неврастеничная соседка Кайла, как квинтэссенция ненависти Долана к традиционным семейным (и не только) ценностям, проявление его обиды на мужчин и наглядное отражение его ‘левацкой’ идеологии – забитая женщина, выполняющая функцию мебели в своей семье с мужем-инженером с вечно упрекающим взглядом в её сторону. Страдая сильным заиканием, она магически теряет его и будто бы сбрасывает оковы патриархата и обретает крылья, уйдя от мужа-угнетателя и присоединившись к паре психологически незрелых, эмоционально искалеченных и отрицающих общественные нормы, в случае Стива, или только формально следующих им, как мамочка Диана, которая, на самом деле, так же их не принимает и призирает как и её сын, что часто проявляется в их бесконечных совместных ссорах и неадекватном поведении. Но каждый раз возвращаясь в свой патриархальный дом как в тюрьму, Кайли снова становится немым объектом лишённой той детской эйфории и того мимолётного счастья, испытываемого в моменты воссоединения трио главных героев. И именно про это сам фильм, помимо неравнодушия к героям и всему происходящему, которым нас заражает Ксавье через свой квадратный кадр – про мимолётные эпизоды наивного инфантильного счастья, переходящими в эйфорию, не смотря на всё что на самом деле происходит вокруг и куда катится жизнь героев. “Пирог или вафли?” – в мире Долана в том моменте не важно ни предательство сына матерью, ни отъезд единственного искреннего и важного человека в жизни его ‘Мамочки’, а именно это. Эйфоричный проезд по дороге на скейте, а нет, извини, лонгборде, под заводной Wonderwall, выступает в роли Oasis'а посреди пустыни (король каламбура) для главного героя, в следствии чего мы видим раздвижение кадра из формата 1:1 в киношный широкоформатный. Так же и грезящая о счастливых временах мамаша ‘раздвигает’ нам кадр, только чтобы очнуться от своих мечт и очутиться в суровой квадратно-инстаграмной реальности будущего (фильм 2014 года про 2018) и предать своего горячо любимого сыночка, сдав его в психушку по новому удобному закону. В реальности данного постмодернистского творения, где взгляды и паузы говорят зрителю намного больше, чем бессмысленные диалоги, несмотря ни на какие моменты наивной эйфории, так присущей молодому режиссёру, нет счастливого конца, как и выхода из того коридора порочности героев, которые в своём бесконечном эгоизме отказываются идти на малейшие компромиссы, даже если в конце этого коридора горит свет...
Что ж, нынче, пожалуй, только слепой не обозвал юного канадца французского происхождения (или француза канадского происхождения — кому какая разница вообще?) Ксавье Долана молодым гением от современного авторского кино. Если резюмировать все восторженные охи и ахи, испускаемые зачастую неполовозрелыми девчонками и не такими, как все, мальчишками, то выйдет следующее: Долан (ударение, забыл сказать, правильно ставить на второй слог) снимает крайне напряженные в эмоциональном отношении ленты с легким налетом элитарности, но, в общем и целом, на темы, доступные пониманию каждого. Да, важно вот что еще отметить: делает он свое кино максимально выразительным в визуальном плане. Настолько выразительным, что нынче даже слепые и ленивые не гнушаются растаскивать его картины на эстетически правильные скриншоты. Восемь лет назад — шутка ли(?) — мировая критика единогласно признала в Долане прямо-таки натурального вундеркинда, когда тот выпустил в свет свою дебютную работу — 'Как я убил свою маму'. С той поры, по утверждению самого постановщика, уже немало воды утекло — он обзавелся связями, поднаторел в режиссуре и получил несколько престижных кинопремий впридачу с общественной любовью. И вот уже в 2014 году француз (зачеркнуто) канадец (зачеркнуто) французско-канадский режиссер выпускает свою пятую по счету ленту — 'Мамочку', которая получает на Каннском кинофестивале 'Приз жюри'. На мой скромный взгляд, именно на 'Мамочку' и приходится пик всеобщего признания — десятиминутные овации в Каннах, 'Сезар', хвалебные отзывы прессы и популярность в среде интеллигенции. И главный вопрос в том — почему? 'Мамочка', как и дебютная лента Долана, ставит во главе угла сложность внутрисемейных отношений — тему, казалось бы, донельзя истасканную людьми искусства. Вопрос 'семейный', строго говоря, тянется красной нитью через всю фильмографию режиссера. Его следующая картина — 'Это всего лишь конец света' — целиком и полностью посвящена авторскому анализу отдельно взятого семейства. 'Мамочка', однако, препарирует отношения исключительно матери и сына, которые толком-то не могут найти, что называется, 'общий язык'. Как и водится, причиной постоянных дрязг является ни что иное, как характеры персонажей; а чего вы, собственно, хотели? Мать — истеричная и вспыльчивая женщина средних лет по имени Диана, сын — неконтролируемый подросток Стив, бесконечно любящий свою дражайшую мамашу и так и не научившийся усмирять свой гнев. Кажется, так и мыкаться им в вечных сварах до того, пока один не прирежет другого, однако в их темный семейный омут бросается с головой соседка — Кайла, живущая на другой стороне улицы. Та, заикающаяся и краснеющая при каждом обращении дама, работающая педагогом, на какое-то время в сумасшедшем быте Дианы и Стива устанавливает тишь да гладь, за чем должна последовать желанная идиллия. Но, что и удивляться, у Долана конфликт не может разрешиться так быстро и настолько(!) простым путем. Да, отдадим должное, в этот раз он не обрамляет историю ненужным гомоэротическим смыслом и рудиментарными сюжетными придатками, зато в его арсенале режиссерских хитростей по-прежнему бережно хранится парочка чудодейственных сценарных трафаретов. Распутство, царящее в отношениях Дианы и Стива, наклдывает значительный отпечаток и на психологию Кайлы — белая ворона из соседнего двора нежданно-негаданно преображается во вполне уверенную в себе женщину. Или вот, например. Ряд бодрых сцен, сшитых энергичным монтажом и украшенных развеселой музыкой, всенепременно обернется громким скандалом, отборной бранью или даже, если повезет, дракой. Глядя на подобные авторские пошлости, допущенные в буквально признанном субшедевре, в моей голове невольно начинают возникать совершенно крамольные мысли о компетентности критиков и зрителей, одобрительно оценивающих вот это вот безобразие. Дело ведь еще и в том, что Ксавье не стесняется, подобно клептоману, тащить в свое кино все, что неровно лежит или чересчур блестит в картинах больших, мастистых мэтров. И это даже не мой личный вывод. В одном из своих многочисленных интервью он сам это признает: 'Когда ты юн, никто не ждет от тебя оригинальных идей, поэтому у тебя есть право их красть'. По-видимому, руководствуясь этим принципом, Долан с таким аппетитом потрошит всех своих любимцев от кинематографа. Будь ты хоть дважды или трижды синефил, который молится на Ксавье Долана, будь ты просто искушенным зрителем, любящим хорошее кино, будь ты архипредвзятым критиком по отношению ко всем этим новомодным авторам, не стоит отказывать себе в удовольствии признавать, что, если бы не было годаровского 'Безумного Пьеро', если бы Трюффо-режиссер так никогда и не родился, если бы Араки не снял 'Загадочную кожу', а Вонг Кар-Вая и Гас Ван Сента и в помине не существовало, то едва ли мы бы знали Долана таким, каким он предстает перед нами в 'Мамочке'. Получается, поковырявшись в долановском 'авторском почерке', этот пресловутый 'авторский почерк' найти-то и не представляется возможным. Существует набор чужих приемов, да. Существуют чьи-то чужие идеи — тоже верно. Используются чужие находки — и то правда. Но вот столь ценное 'свое' тут теряется во всем этом ворохе 'чужого'. Представляется мне, что в собственных картинах хрупкий и нежный Долан с его тонкой душевной организацией выкатывает свое безмерно раздутое эго и, вдохновляясь своей французской псевдочувственностью, начинает умудренно толковать просто о сложном, превращая непростые человеческие коллизии в облеченные сюжетные модели. Да что уж там! Для него, признаемся, не так уж и важно решение конфликта. Безусловно, он очень ценит своих героев, он холит и лелеет своих любимцев, однако необходимы они по итогу лишь для создания того эмоционального напряжения на экране, за которое все единодушно и хвалят его ленты. Более того, пожалуй, для Долана важен безупречный визуальный ряд, составляющий, безусловно, более половины успеха его фильмов. Все эти заигрывания со цветом, фильтрами, костюмами, калейдоскопами крупных планов, в сущности, необходимы для привлечения зрительского внимания к сути, но ни в коем не должны быть самоцелью. Долану неинтересно размышлять, по-настоящему анализировать, сопоставлять, делать выводы. Нет, он не режиссер. И даже не художник. Он — формалист. Герои между тем, пока мы говорили о фигуре режиссера, уже успели с десяток-другой раз поссориться и помириться. Это закономерно. Все дело с криками и орами подходит к развязке. Должного катарсиса, само собой, ждать не приходится. Бытует, кстати, мнение, что Долан во многом списывает мотивы для лент из личной жизни. Учитывая ту меру очевидной искренности, с которой режиссер подает истории в своих фильмах, нельзя не допустить известную степень справедливости подобного рода предположения. Если оно так, месье Долан, то я вам отчаянно рекомендовал бы сесть и поговорить с вашей maman. О чем? Ну, в первую очередь — об Эдипе.
Ожидание длиной в несколько месяцев, волнение, покажут ли фильм в моем городе, отсчет дней до премьеры и вот настал час Х - я сижу перед экраном с заветной надписью «Мамочка». Сказать, что я в восторге от фильма - значит не сказать ничего. Ксавье Долан мастерски играет с чувствами зрителя, заставляя сопереживать героям и испытывать невероятный спектр эмоций. Возможно, здесь имеет место эйфория от просмотра, но я не заметила отрицательных сторон в фильме, а лишь положительные, из которых особенно хочется выделить: Во-первых, актерскую игру. Энни Дорвал (Диана) и Сюзанн Клеман (Кайла), которые известны зрителю по предыдущим работам Ксавье, очень гармонично смотрятся в образе своих героинь. Эксцентричная, яркая, немного вульгарная и сильная Диана является словно противовесом для тихой, робкой Кайлы, которая хранит в себе тайну, о которой мы так никогда и не узнаем. Очень приятно удивил Антуан-Оливье Пилон (Стив), оказавшийся весьма талантливым актером. Имея, как говорится, ангельскую внешность и некоторую детскую наивность глазах, он становится совершенно другим человеком в моменты гнева Стива. Глядя на него, буквально кожей ощущаешь всю эту ярость и ненависть, которую ему так достоверно удается изображать. Во-вторых, формат кадра. Да, не всем по душе придется «квадратное кино», однако именно для этой картины формат 1:1 подходит идеально. То, что в кадре находятся лишь персонажи и ничего лишнего, позволяет зрителю полностью проникнуться происходящим на экране, окунуться в эту атмосферу. В-третьих, музыку. Долан всегда отличался умением подбирать хорошие саундтреки для своих фильмов, и «Мамочка» не стала исключением. Многие песни звучат полностью, а не отдельными фоновыми вставками, что создает весьма приятный эффект - словно смотришь небольшой видеоклип с участием персонажей, который позволяет стать еще ближе с ними. В-четвертых, работу оператора. Здесь нет смысла вдаваться в долгие описания - это просто нужно увидеть. Но все же хотелось бы отметить цветовую гамму, во многом состоящую из теплых, насыщенных цветов, которые очень комфортны для восприятия. Тема отношений матери и сына не нова для Долана. Но если «Я убил свою маму», несмотря на все его плюсы, полон юношеского максимализма, то «Мамочка» - это картина взрослого, более сдержанного (в хорошем смысле этого слова) человека. Не знаю, можно ли сейчас говорить о массовости этого фильма. Да, аудитория, скорее всего, расширится, но вряд ли настолько, чтобы картина вышла из категории «кино не для всех». И это, на мой взгляд, скорее хорошо, чем плохо. 10 из 10
Посмотрел фильм на премьере в 'Гоголь-центре'. Ваша любовь не может его исцелить (с) Диана забирает своего сына из интерната и хочет начать с ним все заново. Но оба давно привыкли жить по собственным правилам, каждое их действие на встречу друг к другу сталкивается то с внешними факторами, то со вспышками гнева, одолевающими Стива. Все постепенно приходит в норму, когда к ним начинает заходить соседка Кайла, которая берет на себя домашнее обучение Стива. 25 летний Ксавье Долан представляет на суд зрителей и критиков свой шестой фильм. «Мамочка» это скорее закрепление успеха, чем шаг назад или вперед. Режиссеру удается с легкостью представить публике героев, почти незаметными движениями. Долан безмерно любит своих героев, какими сумасшедшими бы они не казались на первый взгляд. Несмотря на то, что Ксавье в первую очередь важны эмоции, краски, картинка, актеры и музыка, у проекта получились прекрасные диалоги, продуманный и держащий до самого финала сюжет и умело прописанные герои. Оператор «Пожаров» и предыдущего проекта Долана «Том на ферме» создал завораживающий мир непохожий ни на что. Андре Тюрпен снял фильм в формате инстаграмма, то есть прямоугольной картинки. Позволив публике не отвлекаться на ненужную мишуру, а четко следовать за героями и только в моменты их выхода из своих ракушек, экран раздвигается, и зрители видят картинку целиком. Актерское трио сыграло на высочайшем уровне, пронзительно и ярко отыграв каждую сцену. Долан на этот раз решил не участвовать в фильме как актер, полностью отдав все силы режиссуре, что, несомненно, пошло картине на пользу. Проекты Долана всегда снабжены отменными саундтреками, дерзкими, хлесткими, усиливающими эмоциональную составляющую стократно. «Мамочка» чудесная работа Долана и его команды. Режиссер с каждой новой картиной приобретает опыт и понимание того, что он хочет показать и рассказать своему зрителю. Его фильмы затянуты из-за того, что Ксавье есть о чем говорить, и он каждый раз хочет вкладывать в них все, что накопилось в нем. В «Мамочке» ему спокойно можно было останавливаться на первом финале, и мыслей после него было бы больше, и картина в целом воспринималась органичнее. Но, таков уж Ксавье Долан, ему нужны эмоции, надежда и невероятная вера в своих героев. 7 из 10
Любовь делает нас всесильными. Мы часто говорим, что она помогает преодолеть самые трудные этапы и озаряет жизнь особым светом…Но что всемогуще — одновременно парадоксально, об этом давно известно. Так получается, что одной любви недостаточно? Сюжет: своенравная Диана забирает сына с диагнозом СДВГ из интерната в надежде начать жизнь с чистого листа. Но к чему приведут старания? Оговоримся сразу, что «Мамочка» — не о проблеме отцов и детей. Скорее наоборот, родитель и ребёнок, как мне показалось, едины и во многом нераздельны. Дети, словно на генетическом уровне, наследуют проблемы отцов и матерей. «Мы с тобой ближе, чем мужчина и женщина». Интересно, после просмотра я уловила себя на мысли, что расстройство Стива не влияет на суть фильма: родителем быть настолько трудно, насколько трудно быть ребенком мечты. Мне очень нравятся отношения, изображённые в «Мамочке». Нечеткие, расфокусированные, но при этом яркие связи постоянно колеблются на грани. Ещё чуть-чуть и сын покалечит мать в припадке гнева, ещё чуть-чуть и женщины признаются друг другу в любви. Но незаконченность и неопределённость отражают витальность фильма. Такие разные персонажи: застенчивая Кайла, эксцентричная Диана и гиперактивный Стив образуют сложный триптих. Они меняются, сливаются и разъединяются и мне было очень интересно наблюдать за этой динамикой. Помимо прочего, операторская работа наполняет фильм особый теплом. Формат 1:1 в моменты наибольшей душевной гармонии главного героя «раздвигается» до полноэкранного, полного надежд. Меня приятно удивила актёрская игра канадского состава. Она довольно отчётливо разнится с привычной голливудской манерой. Фильм не ограничивается в жанре. Он дал свободу зрителю в эмоциональной реакции. Есть эпизоды, способные вызвать, если не смех, то улыбку, а есть очень трогающие моменты. «Мамочка» — честный и животрепещущий фильм о непростых отношениях; о действиях, которые кажутся жестокими, но часто делаются по любви. P.S. Don’t make me sad don’t make me cry…
Откуда такой высокий рейтинг удивляется среднестатистический зритель? «Ну драма, ну ничего там такого нет» - пишет и возмущается знаток. «Я потратил целых 15 минут на перемотку, как так? Удовольствия не получил. Где монстры, инопланетные захватчики и супергерои?!» – думает он. «Скучное кинцо». Что можно сказать мужчине? Да ничего. Нужно хотя бы чуть-чуть интересоваться тем, что смотришь, а не тупо брать то, что есть в сети. Для каждого есть определённое кино. Например, есть кто-то, кому нравятся гамбургеры, кто-то смотрит только супергеройские фильмы компании Марвел, кто-то не читает вовсе, ну на подъезде разве только, кто-то слушает шансон и песни про тяжёлую судьбу заключённых. Так вот, надо уметь выбирать для себя то, что ближе, а не то, что имеет где-то высокую оценку и т.д. Мне вот малоинтересна средневековая литература, но я при этом не заявляю, что такая литература не имеет права на существование. Однако, могу заявить, что такая литература есть и есть знатоки, которым она интересна. Наверное, быть толерантным иногда и деликатным, вот чему учит высшее образование. Ладно, для тех, кому фильм понравился. Импульсивная Диана забирает из интерната сына-подростка. У него диагностирован СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперреактивности). Она полна решимости начать новую жизнь. Вспышки гнева импульсивного сына то и дело нарушают эмоциональное равновесие в семье. Случайно, на помощь приходит скромная соседка Кайла. Теперь семья в состоянии ожидания. Или мать с сыном сможет найти общий язык или …? Надо сказать, что юноша доставляет матери немало проблем, его поведение порывисто, часто непредсказуемо, иногда агрессивно. На этом фоне женщина пытается не только создать для него нормальную жизнь, но и хоть как-то сводить концы с концами. Этот фильм стал одним из призёров Каннского фестиваля… Победители – это картины с социальной проблематикой и не для всех. Последние слова – это не то, что кино потрясающее и с таким смыслом, что не все способны понять, а нечто другое. Каннский фестиваль – это то, где дают премии маргинальным фильмам и очень претенциозным. Например, если главного героя изнасилуют в конце – это жёсткая социальная драма, если описают – то это шокирующая драма, а если герой к тому же из гетто или еврей к тому же голубой художник, то это вообще шедевр! Со временем, моё отношение к тому, что выдаёт Каннский фестиваль изменилось и те фильмы, которые стали лауреатами, зачастую просто были ярче других на конкурсе. Смотрят члены жюри несколько фильмов в день и большинство из них настолько скучны, что просто не могут вытащить зрителей из состояния анабиоза, в который они же и вводят. Те ленты, которые хотя бы немного любопытней и интересней других, получают призы. Вот и простая формула того, кто становится и почему победителем данного фестиваля. Киноманы, которые пробовали смотреть все картины лауреаты фестиваля с середины 20 века, меня во многом поймут. Так вот, если бы это кино стало победителем фестиваля, я бы ни сказал ни одного негативного слова, а был бы согласен с выбором жюри. Слоган фильма «мы с тобой ближе, чем мужчина с женщиной» - такая связь между ребёнком и матерью. Ребёнок – проблема, которая всегда с матерью, у которой и без него хлопот хватает. Надо сказать, что в фильме достаточно много фраз, которые так или иначе характеризуют картину. Они слетают с уст главной героини, которая не вызывает особого спектра чувств у зрителя, но вполне понятна большинству с точки зрения элементарного осознания того, что героиня МАТЬ. То, какой выбор ей придётся совершить, становится понятно ещё в начале картины. Однако, в голове постоянно есть надежда на какое-то чудо или что-то подобное. То, что объединяет мать и ребёнка – это что-то такое, что может понять только тот, у кого уже есть дети. Незримо, надёжно и крепче-крепкого. Но когда видишь расставание матери с ребёнком, проникаешься историей, рассказанной Доланом. Кстати, есть момент удивления от того, что парень, которому всего 25 смог реализовать такую сложную историю на экране должным образом. Не у многих маститых авторов получается то, что вышло у него. Вообще, когда смотришь кино, всегда идёт сопоставление главных героев с собой. И когда в фильме есть такая тема… тема материнства, вспоминаешь свою маму. В самые разные моменты, когда тяжело или хорошо, тебя поддержит дорогой тебе человек. Мама. В моей семье не было того, что называют иногда телячьими нежностями, хотя я видел много раз такое и маменьких сынков, не лучшее, что может случится с сыном… Но иногда просто хочется сказать своему самому близкому человеку СПАСИБО за всё и сказать, что ЛЮБЛЮ. Фильм во многом заставляет вспомнить многое из семьи. Примечательно, что когда я досматривал кино, была сцена, где главная героиня думает и мечтает о светлом будущем. Мне позвонила МАМА. Особое чувство, когда думаешь вдалеке о ней и она видимо тоже, раз звонит. Вот и незримая связь… Признаюсь, что сначало я немного не понимал насчёт формата и сейчас считаю, что без него можно было обойтись. Правда фокус срабатывает под конец фильма. В определённый момент понимаешь, что это не просто дурость авторов. Не случайный приём. Только мечты и счастье сына – полная картина. Мечты матери о будущем сына - фееричны. Если бы этим и закончился фильм, я бы всё равно хлопал бы в ладоши и говорил, что фильм стоит того, чтобы его оценить! Отличное музыкальное оформление. Одна из сцен, когда главные герои танцуют вместе под одну музыку в первой трети фильма – просто очаровывает. Сколько фильмов смотрел, а такого шарма от не профессионального танца давно не ощущал… Музыка замечательна, я просто удивлялся, насколько хорош вкус у автора фильма. Актёры. Да чего говорить лишнее. Они сделали всё нужное, чтобы быть именно теми, кого мы видели: мать, сын, необычная соседка. Отличные актёрские работы. Кстати, сказать, здорово, что у режиссёра, принимая в расчёт его ориентацию, не было всякой дряни, которой заполнены работы маститых и знаменитых режиссёров с той же ориентацией. То есть не было извращений, которые нормальны! Не было голубизны! Не было инцеста! Фильм – более чем крепкая драма от удивительно молодого талантливого режиссёра.
26-летний режиссер из Канады Ксавье Долан в прошлом году выпустил свою пятую полнометражную ленту 'Mommy', которая значительно подняла его планку популярности. Его имя стало известно широкой публике в 2009, когда ему было всего 20 лет. Тогда он впервые смог помахать пальмовой ветвью в Каннах, при том, что до этого он так же успешно помахал своему аттестату, попросту бросив школу и подавшись в мир кино.'Мамочка' в 2014 принесла Долану еще одну почетную часть ривьерской пальмы и шумно отправилась в мировой прокат. За основу исследования беспристрастным объективом камеры Ксавье берет свою раннюю успешную работу «Я убил свою маму», немного перерабатывает и меняет тематику, сохранив интерес к препарированию нетипичных, изломленных отношений матери и сына, но при этом отказавшись от вопросов гендерного самоопределения, и в этот раз занимает исключительно режиссерское кресло. В центре отношения Дианы, матери, особы импульсивной и эмоциональной, ее сына Стива, проблемного подростка с нестабильной психикой, и их соседки Кайлы, знакомство с которой перерастает в дружбу. Эпицентр всех событий фильма это Стив, и он же разгоняющий сюжет главный двигатель. Жизнь со Стивом как стремительный тайфун, герой далеко не всегда контролирует свои действия и слова, из-за чего отношения этих людей нельзя назвать простыми. Долан позволяет увидеть происходящее между ними без ретуши, не смягчая и не гиперболизируя. У него получилось раскрыть разные стороны личности, страдающей психическим заболеванием, и переменчивую атмосферу, в которой существует герой и связанные с ним люди. Гнев и ярость сменяет любовь и надежда, беззаботность уступает место бессильному унынию - бесконечная карусель эмоций, крутящаяся все быстрее, но очевидно, что это не может продолжаться бесконечно. Взаимоотношения персонажей - остроугольный треугольник, и каждый угол в нем занимает герой, находящийся как бы вне общественной среды: социофоб Кайла, чье пространство ограничено стенами дома, бунтующий Стив, не способный к созданию полноценных социальных контактов, и безответственная взбалмошная Диана. Герои отличаются восприятием окружающей действительности, но объединившая их причина - именно объединившая, а не сблизивший внешний фактор как соседство или домашнее обучение – это их психологическая увечность. Стив, Дина и Кайла это группа членов, неспособных индивидуально функционировать, и они исполняют роль костылей друг для друга. Мир, в котором они существуют, замкнут, практически обособлен от внешнего, это их условные границы, каждый выход за которые подчеркивает их отчуждение от социума. Место действия тоже автономно – вариация будущей Канады, от настоящей отличающейся разве что юридически. Необычно и решение Долана показать свою историю на нестандартном квадратном экране, окончательно отойдя от традиционных устоев, но такой формат позволяет проникнуться обрезанностью и ограниченностью мира, где теснятся герои. Это не просто отзвук модной инстаграмности, это предложение почти на уровне физиологии почувствовать напряженность и стиснутость воссоздаваемой действительности. При этом можно отметить, что такой кадр и цвета пленки удивительно сочетаются, придавая работе особый стиль. Долана отличает чувство вкуса, причем не тошнотворно-глянцевое, и он обходится без клише и штампов, позволяя отдать дань своей индивидуальности. В своем же желании обратить внимание на сложные психологические аспекты жизни он не уподобляется, например, Ларсу фон Триеру, который открывает коробку Пандоры, швыряется ей, а потом тащит всех на дно безысходности, Долан делает это более проникновенно и тонко, умудряясь затронуть и отразить и лиричную сторону. Однако, проведя зрителя по психологическим терниям сюжетной канвы, беззастенчиво, но твердо, надавливая на нерв, режиссер подводит к пессимистичному итогу. Созданный мирок рушится Дианой, чья искалеченность – инфантильность и эгоизм - заглушает в ней способность любить, и обломки этой искусственно созданной реальности для троих погребают их отношения, возвращая героям ощущение холодного болезненного одиночества. Фильм скуп на выразительные средства, но обладает зашкаливающим уровнем экспрессии, с силой и остротой скальпеля вскрывая беспокоящую тему, поэтому на выходе мы имеем настоящую анатомию трагедии человеческих душ.
Мне посчастливилось побывать на одном из предпремьерных показов фильма в Санкт-Петербурге. Ни проволочки с организацией форума (благодаря которому филь и удалось посмотреть так рано), ни невнятное вводное слово малоизвестной персоны перед самим сеансом не могли испортить предвкушения. 'Мамочка' здесь, и Долан снова готов нас удивить. Удивить ли? Если всмотреться, то в сюжете 'Мамочки' сложно найти что-то новое как для мирового кинематографа, так и для кинографии канадца в частности. И я говорю не о противостоянии 'мать - сын', с которого Долан начал свой путь к вершинам. Я имею в виду излюбленную Доланом тему, поднимаемую им в каждом своём фильме: тему невозможной любви. В 'Я убил свою маму' сын не может полюбить свою мать, в 'Воображаемой любви' натурал не может полюбить ни гея, ни девушку (а могли ли они его любить?). В 'И всё же Лоуранс' ни главный персонаж не может полюбить себя, ни окружающие не могут полюбить его. В 'Томе на ферме', сценарий которого основан на пьесе, понравившейся Долану в Париже, невозможная любовь тоже есть - как и жертвы к грозящему ему смертью доминанту, так и vice versa. Здесь же Дюрвал, вот уже в третьей раз будучи матерью у Долана, никак не может полюбить своего сына - и он отвечает ей взаимностью. 'Инстаграмный' формат (1:1), выбранный Доланом для этого фильма, символизирует такую же однобокость и ограниченность персонажей. Боясь сделать, сказать или даже подумать что-то не то, они предпочли ограничить себя рамками фальшивого спокойствия и сиюминутного перемирия. Квадрат сдерживает героев: они бы и рады сбежать от проблем, одна за одной падающих на них с небес, но деваться им некуда. Ни Стив, не выдерживающий отчаявшейся матери, ни Диана, прячущаяся от Стива в шкафу, ни их соседка, не могущая выдержать Диану-предательницу больше десяти минут, не могут посмотреть на реальность и принять всю её жестокость. Они мечутся, кричат, закрывают глаза: делают всё, чтобы беспроблемно жить в мирке иллюзий, в которых, хоть и изредка, но бывает тепло и спокойно. Вырос ли Долан? Очевидно. Приятно, что он не отошёл от 'любительского', порой излишне очевидного киноязыка: цветотоны, размытие изображения как размытие мыслей, слайд-шоу на ярких деталях - именно за него его и полюбили в Каннах пять лет назад. Изменений, правда, ещё больше: повествование сложнее, детальнее, живее. Смотрю 'Мамочку' и жду следующего фильма.
'Такого не может быть, потому что не может быть никогда' - думаешь, досмотрев кино, совершенно оглушенная впечатлением. И твое 'не может быть' - не к истории, рассказанной с экрана. Такого - да сколько угодно. К собственной реакции на фильм. Потому что прежде ничего подобного не испытывала: ни с коммерчески успешными блокбастерами, ни с артхаусом. Ни на что не похоже и выражение 'сносить крышу' применительно к этому, перестает быть фигурой речи. Как слишком большой поток посетителей, обрушивший сайт или очень мощный электороприбор, включенный в слабую сеть - предохранитель выбивает. Вселенская невыносимая тоска, безвыходность и полынная горечь. Даешь себе время на ремонт, приводишь внутренние связи в порядок. Ну вот, теперь можно попробовать разобраться с фильмом и своей реакцией на него. Каждый выбирает для работы те инструменты, которыми ему удобнее пользоваться. Сюда лучше всего подойдет астрологическая система домов. Нет, не слишком сложно, да вы сейчас сами увидите. Астрологические дома, в отличие от знаков и планет, мало что говорят широкой публике. Если очень кратко: планеты - деятели зодиака (персонажи пьесы). Знаки - место действия (декорации). Дома - обстоятельства, собственно действие и ощущение зрителя от него. Домов двенадцать, по числу знаков, значение у каждого свое. Первый - ты сам. Второй - деньги и движимое имущество. Третий - социальные связи, школа, соседи, дальняя родня, близкие поездки. Четвертый - родной дом и мать. Пятый - игра, любовные связи, дети. Шестой - работа и здоровье. Седьмой - партнерство (в основном брачное). Восьмой - дом смерти и наследства. Девятый - высшее образование и дальние путешествия. Десятый - карьера и отец. Одиннадцатый - друзья, неформальные связи и выигрыши. Двенадцатый - тайные враги, заключение. Теперь смотрите. Этот фильм - перевертыш. Он аршинными буквами пишет у себя на лбу, да просто кричит о том, что это об отношениях матери (четвертый дом) и сына (пятый). Околдованный талантом режиссера, зритель ест у Долана с рук. Да и может ли быть иначе: в фокусе семья, пусть не совсем привычная: слишком моложавая и эмансипированная мама, слишком неуправляемый подросток-сын ('СДВГ', - скажет Диана соседке - педагогу и дополнительных объяснений не потребуется). Они все время (когда не бранятся и не дерутся смертным боем) говорят о своей любви друг к другу, о том, как много друг для друга значат. Есть что-то даже противоестественное в этой взаимозависимости и зритель. большей частью не избалованный такой привязанностью собственных подростков детей, вздохнет: Не подарок, конечно сынок, но как любит маму. А что ведет себя по-скотски, так это просто болезнь, сказано же, СДВГ. И вот теперь, следите за руками, господа. Что, если я скажу, что фильм целиком под третьим домом? Ну третий, так третий - соседка Кайла большое участие в судьбе мальчика и мамы принимает. Проходит с ним школьную программу. готовит к экзаменам. Все, как заявлено по третьему дому. Что там еще? Короткие поездки? Диана постоянно мотается по работе, а Стив колесит по окрестностям на своей доске. Школа - из школы его исключают в самом начале, что, собственно и создало сюжет. Это правильный ответ, но это не весь правильный ответ. Потому что не материнско-сыновние отношения, а усредненно-социальные, которые под них мимикрируют. Весьма успешно, с явными отсылками к фрейдизму с эдиповым комплексом и бла-бла-бла. Откуда забирает женщина сына? Верно, из центра для детей с девиантным поведением, своего рода интерната для неблагополучных подростков. Нет, не привилегированная частная школа - государственное заведение. А как он туда попал? Не сумела справиться. То есть, сама отдала? Делегировала социуму (третий дом) выполнение тех своих обязанностей, которые не выполнила. И совершенно не парилась по этому поводу большую часть времени. Не лила горючих слез в подушку, не простаивала часами под окошком сына. Да пока он пожар не устроил и не был исключен, вынудив забрать. А ой, как не хотелось. Что вы такое говорите, женщина, видите же, что он неуправляемый, а бить она не могла. А может надо было? Как сидорову козу, чтобы хоть представление получил о неотвратимости последствий некоторых своих поступков. Ну скажите, как человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо? Ему объясняют. Так вот, в случае Дианы и Стива объяснения требовались более радикальные, чем конфетка, сунутая в рот ребенку в перерывах между грызней и занятиями любовью с его отцом. Потому в пятнадцать митрофанушка устраивает пожар в кафе центра, идя самым кратким путем к исключению, которое для него означает свободу и безнадзорность. И совершенно не парясь на тему серьезных ожогов, полученных в результате младшим мальчишкой. Они называют друг друга Диана и Стива, никогда 'сын' и 'мама'. Они устраивают для соседки (о, вот в этих усредненно социальных отношениях оба чувствуют себя куда, как уверенно) любительский спектакль с демонстрацией талантов парня. Они пытаются протащить содержимое третьего, четвертого и пятого домов сквозь угольное ушко одного только третьего. А слишком большой поток посетителей обрушивает сервер (см. 2 абзац). В результате двенадцатый дом для обоих. Я не оговорилась. Она тоже в заключении. А чего-то другого ожидалось?