У парня развитое чувство вкуса и своё видение, этого у него не отнять. Отсюда красивая ‘инстаграмная’ картинка, заигрывание с раздвижением кадра в редкие моменты некой эйфории героев, когда появляется хоть какая-то надежда, прекрасный саундтрек. Хороший пример клипового мышления и построения кадра. В общем стильно, модно, молодёжно. До просмотра я только немного слышал о Долане. Но даже не зная о нём ничего, помимо профессии, при просмотре данной картины, мир, создаваемый Ксавье, ощущается исключительно женским, вплоть до того, что начинаешь невзначай задумываться об ориентации режиссёра. После минуты в Гугле чувствуешь себя Шерлоком. Узнав, что дебют Ксавье ‘Я убил свою маму’ очень сценарно похожее кино, только ещё и с проблемами сексуальной ориентации и гендерной идентификации главного героя, сыгранного самим Доланом, понимаешь, что эта тема сильно трогает автора. Хотя, если быть откровенным, это было очевидно и при просмотре – за красивой картинкой и клиповой эстетикой скрывается сверхчувствительность и неравнодушность Ксавье к своим же героям: Стив – гетеросексуальное альтер эго Долана, нестабильный, непонятый, недолюбленный, но самобытный инфантил; взбалмошная, бесшабашная, до жути одинокая, вульгарно-эгоистичная мамаша (которую играет всё та же актриса из дебютного фильма), с разрушенной жизнью, неспособная хоть как-то помочь себе, не то что своему отпрыску; и неврастеничная соседка Кайла, как квинтэссенция ненависти Долана к традиционным семейным (и не только) ценностям, проявление его обиды на мужчин и наглядное отражение его ‘левацкой’ идеологии – забитая женщина, выполняющая функцию мебели в своей семье с мужем-инженером с вечно упрекающим взглядом в её сторону. Страдая сильным заиканием, она магически теряет его и будто бы сбрасывает оковы патриархата и обретает крылья, уйдя от мужа-угнетателя и присоединившись к паре психологически незрелых, эмоционально искалеченных и отрицающих общественные нормы, в случае Стива, или только формально следующих им, как мамочка Диана, которая, на самом деле, так же их не принимает и призирает как и её сын, что часто проявляется в их бесконечных совместных ссорах и неадекватном поведении. Но каждый раз возвращаясь в свой патриархальный дом как в тюрьму, Кайли снова становится немым объектом лишённой той детской эйфории и того мимолётного счастья, испытываемого в моменты воссоединения трио главных героев. И именно про это сам фильм, помимо неравнодушия к героям и всему происходящему, которым нас заражает Ксавье через свой квадратный кадр – про мимолётные эпизоды наивного инфантильного счастья, переходящими в эйфорию, не смотря на всё что на самом деле происходит вокруг и куда катится жизнь героев. “Пирог или вафли?” – в мире Долана в том моменте не важно ни предательство сына матерью, ни отъезд единственного искреннего и важного человека в жизни его ‘Мамочки’, а именно это. Эйфоричный проезд по дороге на скейте, а нет, извини, лонгборде, под заводной Wonderwall, выступает в роли Oasis'а посреди пустыни (король каламбура) для главного героя, в следствии чего мы видим раздвижение кадра из формата 1:1 в киношный широкоформатный. Так же и грезящая о счастливых временах мамаша ‘раздвигает’ нам кадр, только чтобы очнуться от своих мечт и очутиться в суровой квадратно-инстаграмной реальности будущего (фильм 2014 года про 2018) и предать своего горячо любимого сыночка, сдав его в психушку по новому удобному закону. В реальности данного постмодернистского творения, где взгляды и паузы говорят зрителю намного больше, чем бессмысленные диалоги, несмотря ни на какие моменты наивной эйфории, так присущей молодому режиссёру, нет счастливого конца, как и выхода из того коридора порочности героев, которые в своём бесконечном эгоизме отказываются идти на малейшие компромиссы, даже если в конце этого коридора горит свет...
В преддверии нового Долана, который готовится вновь стартовать в Каннах, хочется посмотреть на его предыдущие работы спустя время. И.. Ничего не меняется, взрослеющее параллельно с режиссёром отношение остаётся прежним. Отношения матери и сына, принявшие другой угол по сравнению с дебютником канадского вундеркинда, здесь проходят все те же сегменты наибольшей привязанности чувств, как будто это было и есть одно целое. Диана в некоторые моменты также ненормальна, как и её буйный Стив, и верить в правду двух людей не очень-то и хочется. Как и думать насчёт того, что Долан намеренно провоцирует. Может быть, но в конечном итоге, фильм - результат исследования этой неразрывной связи, ведь их сводит не сознание, а природная идентичность. Вменяемая, но скрытная добродушная соседка Кайла здесь подобно катализатору, внедряющемуся в химическую реакцию ради проверки, какой элемент всё-таки будет вытеснен. Действительно, поначалу непривычная, по крайней мере для российского зрителя точно, откровенность заставляет смущаться и испытывать неловкость самому. После ввода в историю постороннего человека, раскрываются и проблемы. С тех пор кино начинает действительно играть и эмоциями, и красками, иными словами, вызывает интерес зрителя. Кажется, что всё прилично, и с этих пор можно наблюдать привычное развитие семейных отношений героев - когда же повзрослевший и мужающий парень перестанет быть обычным, даже до неприличия банальным капризным младенцем-переростком, когда же мать, наконец, избавится от своих слабых жалостливых материнских чувств и решится на усмирение своего чада, а также когда их соседка, наконец, почувствует себя человеком, перестанет мяться, заикаться и укрываться за глупой мимикой, а начнёт дышать и чувствовать любовь и родство к людям, чего не смогла почувствовать в своей семье. Да, интерес именно отсюда. От понимания изначально сокрытой под провокацией простоты человеческой психологии и истории их изменения. Семья, при всех последующих эксцессах, все больше напоминает привычную группу людей, преодолевающую саму себя. Одна мамочка сменяется другой мамочкой, сынок-придурок всё больше и больше обнажает свои искренние чувства, которые даже толком не может осознать. Приятными герои, конечно, не станут до самого конца, от нежелания с ними общаться не сбежать никуда, с другой стороны, именно в этом приятный парадокс - фильм очень лёгок при всей неприязни к действующим там лицам. В принципе, это также хорошо характеризует творчество всего Долана, которого обвиняют и в малахольности, и во внедрении своих нигилистких молодёжных устоев в огромный, сложившийся годами, мир глубокого духовного авторского кино, и в клиповом хиптерстве, которое больше бы подошло инди-рок группам. Но запрос-то на его творчество есть, путь проводника современности, на котором также когда-то стояли те же упоминающиеся в связи с ним Годар и Трюффо, к примеру, перед Доланом открыт, и на этом пути его действительно ждут. Разве поиск идентичности - это не самая глубокая тема, которая трогает нынешнее молодое и свежедышащее поколение, имеющее доступ ко всем форматам и вариантам и не имеющее границ? Нужна ли им классика, или достаточно скейта,”монтажа восходящего солнца” и модной романтичной музыки, пока они не понимают, кем им в действительности нужно стать? Время прошло, ситуация не только не размылась, а ощущается ещё более глубоко, хотя ничего нового в этой сфере не произошло. Запрос на самоидентификацию только вырос, а значит взрослеющий параллельно с поколением Долан всё ещё актуален. 9.5.2019
'Такого не может быть, потому что не может быть никогда' - думаешь, досмотрев кино, совершенно оглушенная впечатлением. И твое 'не может быть' - не к истории, рассказанной с экрана. Такого - да сколько угодно. К собственной реакции на фильм. Потому что прежде ничего подобного не испытывала: ни с коммерчески успешными блокбастерами, ни с артхаусом. Ни на что не похоже и выражение 'сносить крышу' применительно к этому, перестает быть фигурой речи. Как слишком большой поток посетителей, обрушивший сайт или очень мощный электороприбор, включенный в слабую сеть - предохранитель выбивает. Вселенская невыносимая тоска, безвыходность и полынная горечь. Даешь себе время на ремонт, приводишь внутренние связи в порядок. Ну вот, теперь можно попробовать разобраться с фильмом и своей реакцией на него. Каждый выбирает для работы те инструменты, которыми ему удобнее пользоваться. Сюда лучше всего подойдет астрологическая система домов. Нет, не слишком сложно, да вы сейчас сами увидите. Астрологические дома, в отличие от знаков и планет, мало что говорят широкой публике. Если очень кратко: планеты - деятели зодиака (персонажи пьесы). Знаки - место действия (декорации). Дома - обстоятельства, собственно действие и ощущение зрителя от него. Домов двенадцать, по числу знаков, значение у каждого свое. Первый - ты сам. Второй - деньги и движимое имущество. Третий - социальные связи, школа, соседи, дальняя родня, близкие поездки. Четвертый - родной дом и мать. Пятый - игра, любовные связи, дети. Шестой - работа и здоровье. Седьмой - партнерство (в основном брачное). Восьмой - дом смерти и наследства. Девятый - высшее образование и дальние путешествия. Десятый - карьера и отец. Одиннадцатый - друзья, неформальные связи и выигрыши. Двенадцатый - тайные враги, заключение. Теперь смотрите. Этот фильм - перевертыш. Он аршинными буквами пишет у себя на лбу, да просто кричит о том, что это об отношениях матери (четвертый дом) и сына (пятый). Околдованный талантом режиссера, зритель ест у Долана с рук. Да и может ли быть иначе: в фокусе семья, пусть не совсем привычная: слишком моложавая и эмансипированная мама, слишком неуправляемый подросток-сын ('СДВГ', - скажет Диана соседке - педагогу и дополнительных объяснений не потребуется). Они все время (когда не бранятся и не дерутся смертным боем) говорят о своей любви друг к другу, о том, как много друг для друга значат. Есть что-то даже противоестественное в этой взаимозависимости и зритель. большей частью не избалованный такой привязанностью собственных подростков детей, вздохнет: Не подарок, конечно сынок, но как любит маму. А что ведет себя по-скотски, так это просто болезнь, сказано же, СДВГ. И вот теперь, следите за руками, господа. Что, если я скажу, что фильм целиком под третьим домом? Ну третий, так третий - соседка Кайла большое участие в судьбе мальчика и мамы принимает. Проходит с ним школьную программу. готовит к экзаменам. Все, как заявлено по третьему дому. Что там еще? Короткие поездки? Диана постоянно мотается по работе, а Стив колесит по окрестностям на своей доске. Школа - из школы его исключают в самом начале, что, собственно и создало сюжет. Это правильный ответ, но это не весь правильный ответ. Потому что не материнско-сыновние отношения, а усредненно-социальные, которые под них мимикрируют. Весьма успешно, с явными отсылками к фрейдизму с эдиповым комплексом и бла-бла-бла. Откуда забирает женщина сына? Верно, из центра для детей с девиантным поведением, своего рода интерната для неблагополучных подростков. Нет, не привилегированная частная школа - государственное заведение. А как он туда попал? Не сумела справиться. То есть, сама отдала? Делегировала социуму (третий дом) выполнение тех своих обязанностей, которые не выполнила. И совершенно не парилась по этому поводу большую часть времени. Не лила горючих слез в подушку, не простаивала часами под окошком сына. Да пока он пожар не устроил и не был исключен, вынудив забрать. А ой, как не хотелось. Что вы такое говорите, женщина, видите же, что он неуправляемый, а бить она не могла. А может надо было? Как сидорову козу, чтобы хоть представление получил о неотвратимости последствий некоторых своих поступков. Ну скажите, как человек понимает, что такое хорошо и что такое плохо? Ему объясняют. Так вот, в случае Дианы и Стива объяснения требовались более радикальные, чем конфетка, сунутая в рот ребенку в перерывах между грызней и занятиями любовью с его отцом. Потому в пятнадцать митрофанушка устраивает пожар в кафе центра, идя самым кратким путем к исключению, которое для него означает свободу и безнадзорность. И совершенно не парясь на тему серьезных ожогов, полученных в результате младшим мальчишкой. Они называют друг друга Диана и Стива, никогда 'сын' и 'мама'. Они устраивают для соседки (о, вот в этих усредненно социальных отношениях оба чувствуют себя куда, как уверенно) любительский спектакль с демонстрацией талантов парня. Они пытаются протащить содержимое третьего, четвертого и пятого домов сквозь угольное ушко одного только третьего. А слишком большой поток посетителей обрушивает сервер (см. 2 абзац). В результате двенадцатый дом для обоих. Я не оговорилась. Она тоже в заключении. А чего-то другого ожидалось?
В кинематографе не раз поднималась тема отношений между матерями и их детьми. Большинство из картин представляют собой сентиментальные мелодрамы о бесконечной материнской любви, которая спасет её ребенка из любого положения. Однако редко можно увидеть фильм, ставящий на первый план проблему неспособности некоторых женщин быть матерями. Как мне показалось, это стало лейтмотивом семейной драмы успешного молодого канадского режиссёра Ксавье Долана «Мамочка». Синопсис Яркая и взбалмошная вдова Диана Люпре забирает своего сына Стива из пансиона для трудных подростков, после того как он спровоцировал несчастный случай с одним из воспитанников. Диана пытается доказать всем окружающим и, прежде всего, самой себе, что сможет справиться с буйным нравом Стива и помочь ему стать человеком. Однако все эти попытки остаются безуспешными, пока в жизни маленькой семьи не появляется скромная соседка напротив Кайла. На самом деле, мне очень понравилась игра актёров, исполнивших главные роли. Прежде всего, хочу похвалить Энн Дорваль, исполнившую роль Дианы, эдакой взрослой тусовщицы, которая в действительности любит сына, но искренне не верит в его будущее. Также понравилась Сюзан Клеманн, сыгравшей Кайлу, скромную соседку-учительницу, страдающей заиканием, однако нашедшей в себе силы побороть недуг после знакомства в семьей Дюпре. Наконец, стоит отметить игру Антуана-Оливье Пилона, исполнившего роль Стива, 16-летнего подростка, страдающего Синдромом дефицита внимания и гиперактивности. После знакомства с творчеством канадского режиссера Ксавье Долана во время просмотра психологического триллера «Том на ферме», а затем «Мамочки» я долгое время думал, кого из известных режиссёров с мировым именем он мне напоминает. Наконец, поразмыслив, я понял, что его художественные особенности напоминают методы культового шведского киномастера Ингмара Бергмана. В «Мамочке» Долан ставит в центре внимания развитие отношений между Дианой и Стивом, которые, казалось бы, не имеют ничего общего, а жизненная позиция Дианы вообще должна противоречить ее материнским инстинктам. Однако режиссёр подмечает, что Диана всегда будет любить Стива, чтобы с ним ни стало и готова пойти даже на самые крайние меры, чтобы не допустить для него плохого будущего, т. к. она прекрасно понимает, что то будущего, которого она желает, никогда не наступит. Сценарий фильма не такой простой, каким может показаться на первый взгляд. Стоит отметить, что большая часть фильма показана на небольшом экране, который тем самым отражает маленький мир главных героев, которые были погружены в свои проблемы и не жили настоящей жизнью. Однако знакомство Дианы и Стива с Кайлом многое изменяет, поскольку Диана, наконец-то решает проблемы с работой и личной жизнью, а Стив с помощью Кайлы начинает учиться и строит планы на будущее. В этот момент и экран становится шире, и мир героев больше и ярче. Но прошлое Стива, его приступы неконтролируемого гнева дают о себе знать, а его очередные выходки, включая попытку суицида, заставляют Диану принять жесткое, но правильное решение. Итог «Мамочка» - очень приятные и легкий для просмотра фильм, который заставляет задуматься над такими темами, как материнство и отношения родителей и детей. Несмотря на затянутость фильма, все же время во время просмотра протекает незаметно, а красивые песни придают фильму определенный шарм. Так или иначе, но я рекомендую «Мамочку» к просмотру. 9 из 10
Со смешанными чувствами Стив (Антуан-Оливье Пилон) выходил из интерната. С аналогичными ощущениями мама, Диана (Энн Довраль), забирала его. В этом большом мире тяжело обходиться без родных сердцу существ, каждому необходимо во времена самой страшной потерянности и смятения прижаться к человеку, почувствовать его тепло, запах, и понять, что вы ближе, чем мужчина и женщина, черт возьми! Ксавье Долан своей очередной работой, еще даже не подобравшись к 30 годам, завершает определенный этап авторского творчества, доказав, что он способен создавать вещи, выдержанные в уже давно узнаваемом стиле, но одновременно и взрослея, демонстрируя, что готов немного отходить в сторону от излюбленных тематик. И если во всех творениях канадского вундеркинда, так или иначе, рефреном отдавалась однополая любовь, апогей которой яркой вспышкой был достигнут в картине «И все же Лоранс», уже более взрослой, весомой, где герой значительно перерос своего создателя, то в ленте «Мамочка» Ксавье целиком и полностью окунается в ледяной прорубь семейных отношений. Здесь ни для кого не будет новостью, что актуальность освещения такой проблемы не сникнет и через сотню лет, ибо нет ничего естественнее, чем столкновение различных характеров и индивидуумов диаметральных поколений. А в рассматриваемом фильме Долан еще и добавляет дополнительный нерв в виде прогрессирующей психической травмы Стива, взращённой кончиной отца. С надеждой на светлое будущее повзрослевший сын любовно и играючи клянчит сигаретку у своей красивой матери, с каждой затяжкой сигаретного дыма снижая тахикардию нервных суток. Кто мы друг другу? И раз ближе никого быть не может, то почему же ты меня так ненавидишь? Субъективизм любого человека рано или поздно перерастает в самый настоящий эгоизм, питающийся истериками, капризами, травмами, будто бы монументальными семенами раздора. Гиперактивность Стива и полная разочарованность разрушенной жизнью его матери, Дианы, - это как два важнейших организующих компонента единой композиции, где в качестве вспомогательного дополнения еще приписывается заикающаяся милая учительница-соседка по имени Кайла (Сюзанн Клеман), призванная внести немного оттеняющей скромности и доброты в эту круговерть нервозности. После выхода рассматриваемой работы в 2014 году многие критиковали Ксавье Долана за то, что он, видите ли, вернулся к истокам, продолжая дебют 2009 года выпуска «Я убил свою маму», но стоит отметить, что это совсем не так. Критики либо ориентировались лишь на названия фильмов, не смотря их вовсе, либо у них просто плохо со зрением, иначе все это дело объяснить не представляется возможным. «Mommy» по прошествии многих лет будет выглядеть главенствующей (наравне с «Laurence Anyways») и знаковой в раннем творчестве талантливого режиссера из Квебека. Что же касается «J'ai tue ma mere», то он в большей степени полон юношеского максимализма, бунта с преобладанием стильной, оригинальной оболочки. В «Мамочке» Долан мастерски погружает своего зрителя в повествовательную часть, грамотно совмещая форму и содержание. Мы буквально проживаем в этом давящем на плечи квадрате Малевича, в этих инстаграммных рамках, вынуждающих сосредоточиться на всем, что изображается, и лишь иногда, во время полной идиллии, когда проблемы отходят на второй план, Стив, мчась на скейте, подхватив на мгновение волну ветра беспечности, легким движением рук раздвигает эти границы, маняще давая взглянуть немного за, как бы нашептывая, что не все еще потеряно, все возможно. Feet don’t fail me now, take me to the finish line, - мы все пытаемся убежать от проблем, но они то и дело напоминают о себе в виде ям, пробоин и лежачих полицейских на дорогах, как только возьмешь спасительный и такой будоражащий разгон. Я люблю тебя, как ты не видишь, не предавай меня! Мы всегда будем вместе, я с тобой. Мать с сыном каждый раз вынуждены начинать все с самого начала, нужно подстраиваться под этот поток событий, которые без внимательного рассмотрения едва заметны. Долан предоставляет возможность прочувствовать каждую деталь, примерить на себя шкуру Стива, Дианы или Кайлы, используя перфомансы обозначенных актеров, музыку, операторскую работу. I am color blind… pull me out from inside, - любовь всегда будет некоей пеленой на глазах, а в особенности, если ты родитель.
Предлагая нам, казалось бы, обыденную обстановку, не отличающуюся грандиозным размахом, предлагая семейную трагедию матери и сына, причём в довольно замкнутом разрезе, фильм в то же время достигает масштаба, в свете которого раскрывается уже не частная проблема нескольких отдельных человек, но всеобщая экзистенциальная ситуация человека. В данном случае эта ситуация выражена поисками взаимопонимания между людьми, даже столь близкими, как мать и сын. Второй экзистенциальной проблемы, не менее острой, я коснусь позднее. При всей тяжеловесности поднимаемых в ней вопросов, картина тем не менее излучает удивительную лёгкость, какое-то запредельное отпущение. Каждый кадр веет тончайшей эстетикой, например: ненавязчивой детализацией, приятным освещением и тёплой цветовой гаммой. Кроме того, фильм представлен в интересном формате квадратных экранных пропорций, что на первый взгляд кажется, быть может, неоправданным, однако затем становится не только приглядным за счёт лучшей фокусировки, но и великолепным по своему дальнейшему значению, о котором я, дабы не портить ваши впечатления, считаю нужным промолчать. Отдельной симпатии заслуживает музыка, усиливающая колорит и динамизм картины. За живое берёт и эмоциональная насыщенность, порой столь яркая, что людям не слишком чувствительным она будет, возможно, малопонятна и даже диковинна. Действительно, иногда эмоции выходят через край, но, проникаясь чувствами персонажей, пытаясь их по-человечески понять, всё-таки находишь точки соприкосновения и откликаешься на эти чувства, переживаешь их. И если всё же картина будет смотреться отстранённо, душа ищущая, открытая новому, не останется совершенно безучастной. И напоследок, я затрону главный, по крайней мере для меня, экзистенциальный пункт картины, который более всего раскрылся в заключительной сцене. Конкретно в фильме дело касается человека, на котором болезненно отразилась утрата отца. Лишившись важной опоры, сын ощущает свою потерянность, одинокое противостояние миру. Хотя он получает некоторую свободу, но не знает, что с ней делать. В нём прорывается отчаянная тревога существования, бросающая его в крайности. Его положение не так специфично, как кажется. Люди экзистенциального закала, не обольщающиеся мифами о небесном Отце и загробном мире, живущие каждым мгновением с острым предчувствием неизбежности смерти, – такие люди связаны кровными узами с главным героем данного фильма. Именно через такие настроения концовка фильма представляется единственным возможным выходом из описанной экзистенциальной ситуации. Это страстное утверждение безрассудной свободы, непримиримый бунт, как рывок за пределы жизни и смерти.
«Мамочка» - пятый фильм двадцатипятилетнего К. Долана, во многом повторяющий мотивы его дебюта, но в гораздо более голливудской, мелодраматической манере. Содержание существенно обедняет взвинченный, истерический стиль актерской игры: вспышки ярости персонажей из-за своей многочисленности начинают утомлять зрителя однотипностью ситуаций, а скудный словарный запас героев откровенно раздражает. Долан стремится дать объективный портрет «эмоционально раскрепощенной» семьи, но неустанно уклоняется в ее оправдание: вульгарная эмансипированная мать, тщетно пытающаяся совладать с буйным, деструктивным темпераментом сына, не способна научить его соблюдать социальные правила, прежде всего, потому, что сама в них не верит и своим поведением побуждает к противоположному, для нее – это просто набор мертвых обычаев, никак не связанных с внутренней жизнью человека. Попытки воспитать в сыне хотя бы элементарные правила приличия по ходу фильма вызывают у зрителя комический эффект, постепенно окрашиваемый горечью и состраданием к людям, заблудившимся на пути гипертрофированного эгоизма и свободы от запретов, хотя режиссер преследовал скорее противоположную цель – показать человечность и теплоту, скрываемую под маской цинизма, и этим оправдать своих героев. Вторжение в отношения героев соседки – несчастной закомплексованной домохозяйки, на время вносит необходимый баланс между взрывными характерами матери и сына. Долан вслед за фильмом «Красота по-американски» С. Мендеса пытается доказать распространенный левый тезис о том, что гетеросексуальная семья с патриархальным распределением гендерных ролей уродует психологическую жизнь женщины, но получается у него это идеологически прямолинейно, неубедительно, нарочито пафосно: заикание героини, от которого ее вылечивает Стив, вновь возобновляется при ее возвращении в свою семью. Несмотря на левый концептуальный посыл, режиссер, будучи в своем молодом возрасте наблюдательным художником, не может скрыть деструктивных последствий экзистенциально раскованного образа жизни: в одной из сцен мечты героини о будущем выразительно сталкиваются с неприкрашенной реальностью, рассыпаясь в прах – материнское счастье просто невозможно в этом мире обостренного самолюбия, где никто не хочет идти на самоограничение во имя другого. Уступки эстетического характера, стремление сделать фильм более зрительским (выстраивание мелодраматического повествования, аффектированное актерское исполнение, клиповый монтаж, укорачивающий планы во имя их большей динамичности, избыточное использование популярной музыки ради усиления эмоциональных акцентов, которые видны зрителю и без этого) привели к тому, что Долан очередной раз создал семантически поверхностный художественный универсум, выражающий модные тенденции «хипстерского», сглаженного восприятия экзистенциальных конфликтов, вместе с тем, хорошо демонстрируя тщету и слабость современного левого инфантилизма.
Фильм выдержан том же стиле, что и первая картина Долана ('Я убил свою маму'). В таком сравнительно раннем возрасте он смог сформировать черты, которые выделяют его фильмы из других подобных, а именно: экспрессия (крики, ругань, нежность, чувства на грани безумия), интимность (создается ощущение, что подглядываешь за чужой жизнью в замочную скважину), сложные отношения с родственниками (как в первом, так и в этом фильме сюжет крутится вокруг взаимоотношений сына с матерью) и крайности, вроде специфических семейных отношений. Мать с сыном настолько близки, что от этого становится немного неловко. Будь то ссоры или преувеличенная нежность, это вызывает смешанные эмоции. Главная героиня забирает сына из интерната в связи с неким инцидентом, повлиявшим позже на сюжет фильма. Гиперактивность и вспышки ярости пугают мать, но гораздо сильнее желание спасти сына от окружающего мира и просто быть с ним. Интересен так же формат кадра 4:3, меняющийся на полноценный только в те моменты, когда в жизни главных героев наступает 'белая полоса'. Однако, формат становится прежним, как только появляется обстоятельство, негативно влияющее на их взаимоотношения. Игра актеров на высоте. Они переживают историю вместе со своими персонажами, даже не пытаясь лгать зрителю, показывают все. Страх, радость, любовь, боль - это даже не кажется фальшивым. С уверенностью можно сказать, что Долан умеет показывать сложные ситуации в жизни близких друг другу людей. Первый фильм, снятый как автобиография, задал тон всему остальному его творчеству. Замечательное музыкальное сопровождение, красивые кадры, интересный сюжет, показывающий все грани мира главных героев, все это позволяет погрузиться в действие, происходящее на экране. Не рекомендуется людям с консервативной жизненной позицией, в связи со спорными сценами, коих в фильмах Долана хватает. Данная картина - доказательство того, что кино развивается. Появляются новые талантливые режиссеры, рождаются интересные идеи. Людям еще есть что сказать, показать и донести до зрителя. Кино еще не скоро замолчит. 8 из 10
Никогда не разделял всеобщих восторгов по поводу юного канадского дарования и до сих пор считаю, что критики своими чрезмерно хвалебными одами дают большой аванс Ксавье Долану. Во всяком случае, его полнометражный дебют меня разочаровал своим позерством и нарциссизмом. Я даже был уверен, что это очередной пустышка-хипстер, который юзает ЛГБТ-тематику для собственного продвижения на кинофестивалях. Но всё-таки мне интересно было следить за его дальнейшей карьерой и взрослением. Совпадение или нет, но вот уже второй фильм Долана мне нравится, где он занимает только режиссерское кресло, отдавая главные роли своим музам Энн Дорваль и Сюзанн Клеман. 'Мамочка' - это весьма специфичный продукт. Вот вроде и затрагивается банальная тема родителей и детей в очередной раз, но эти персонажи абсолютно новые и яркие. Тут нет затасканных шаблонных героев, поэтому история выглядит свежей и непредсказуемой. Зритель с интересом будет наблюдать, какие причуды появятся в голове Стива и как на это будет реагировать его современная мать Диана. Уже с самого начала понятно, что оба героя с придурью в голове. То они вместе танцуют и веселятся, то уже разносят дом в пух и прах в разгар семейной ссоры. Но Долан пошел еще дальше и в компанию странной семейки добавил чудную соседку с заиканием. Правда, линию Кайлы совсем не раскрыли, но она удачно вписалась в эту троицу ненормальных героев. Несмотря на странность персонажей и их не всегда адекватное поведение, к ним всё-таки проникаешься симпатией. Мне лично импонирует их бунтарский дух и непохожесть на других. Хотя я всё-таки считаю СДВГ психическим расстройством. Я понимаю чувства Дианы, потому что жить со Стивом - это как ходить по минному полю с завязанными глазами. В любой момент может рвануть так, что мало не покажется. И проблема ведь не только в сложном материальном положении, а в постоянном напряжении и ожидании нового приступа агрессии. Стив кажется обаятельным эксцентричным юношей, с которым никогда не будет скучно. Но это если видеться с ним по несколько часов в день, как делала Кайла. А вот жить с таким человеком под одной крышей вряд ли наберется много желающих. Мне кажется, что Диана поступила правильно не только из эгоистичных побуждений. Она сама достаточно импульсивна, что еще больше усугубляет ситуацию. Здесь уважуха Долану. Он ни одну из сторон не осуждает. Он каждому герою дает возможность раскрыться и показать свои эмоции. Пусть зритель сам определит, чья позиция ему ближе и понятнее. Отдельно стоит похвалить Долана за режиссуру. Здесь тоже заметен его 'клиповский' почерк. Он умеет выбирать красивые кадры и придает большое значение стилистике. Гардероб героев, антураж домашнего интерьера и даже замечательный саундтрек отсылает к началу 2000-ых, придавая ленте ретроспективный оттенок. В эту временную эпоху мне приятно вернуться, поскольку мы почти ровесники. В принципе, это такой же хипстерский созерцательный продукт, как и его дебютная лента 'Я убил свою маму'. Но здесь гораздо больше эмоций и экспрессии. А за это стоит поблагодарить прекрасный актерский состав. Мне очень понравился яркий кокетливый образ Энн Дорваль. Меня снова удивила Сюзанн Клеман. В драме 'И всё же Лоранс' она уже показывала взрывной импульсивный образ, а тут была почти весь фильм застенчивой тихоней. И только в одном эпизоде Клеман выплеснула шквал эмоций на Стива и на зрителей. Мне нравится такая игра с надрывом, когда смотришь и дух захватывает от энергетики актера. Поэтому неудивительно, что Долан регулярно приглашает их в свои проекты. Подводя итог, хочу сказать, что взросление Ксавье очевидно. Он уже выходит за рамки ЛГБТ-тематики и интересуется другими не менее важными социальными проблемами. Заметен его профессиональный рост, как режиссера. Теперь в его фильмах не только китч, но и поиски катарсиса для героев. Видно, что он изучил вопрос СДВГ, поэтому раскрыл каждого персонажа максимально понятно для широкого круга зрителей. Да, его позерские замашки тоже остались. Например, фишка с обрезанным кадром. Но он относится к современникам, которые пишут историю нового кинематографа. Поэтому искренне надеюсь, что он не скатится в коммерческий мейнстрим, а будет и дальше снимать авторское актуальное кино. 7 из 10
Диана никогда не была безутешна и, даже овдовев, приняла случившееся как привычную неизбежность, рутинную данность, сознательный рок, противиться которому она не в силах. Впрочем, и желания такого у Дианы не возникало, ибо смерть для нее вторична, а жизнь, пускай и замкнутая в пределах заброшенного во вневременьи родимого особняка, - первична. Все в ней всегда кипело, искрилось, безумствовало. Всю ее яркую, броскую, карнавальную жизнь нельзя уместить в несколько фраз, невозможно охватить одним кадром. И в этот суматошный и странный мир Дианы после длительного отсутствия, связанного с пребыванием в психиатрической лечебнице(на дворе, между тем, течет и плавится воском на солнце 2015 год, когда можно свободно отправить в лепрозорий ненужных детей своих), врывается ее сын Стив - не уступающий в своей неземной делирийности матери. Копившаяся годами злость стремится вылиться океаном слез, многократным эхом истерик в пустоте, невысказанной и невыстраданной еще болью в то время, когда в несуществующей по сути своей семье появляется третий, который на сей раз не будет лишним. Главный каннский фаворит последнего времени, канадский вундеркинд Ксавье Долан, все фильмы которого являются удивительно созвучными актуальному времени, при этом оставаясь и сугубо универсальными высказываниями о разрушенном гуманизме и тлетворности ханжества, таки снял свою собственную 'Медею'(первая принадлежит, естественно, Фон Триеру) и 'Мою мать'(Оноре, впрочем, превзойдя по всем основным параметрам), зарифмовав оба эти фильма на тему рокового материнства в своей пятой по счету крупной режиссерской работе - фильме 'Мамочка' 2014 года, открывавшем, естественно, нынешний Каннский кинофестиваль, забрав с него двойной приз жюри. Впрочем, 'Мамочка' стремится и закольцевать до основания весь творческий путь молодого да борзого канадского дарования, связав картину единым узлом в теме взаимоотношений между детьми и родителями, узже - между матерью и сыном, с дебютом Долана - картиной пятилетней давности и фертильной культовости 'Я убил свою мать'. Именно последнее - желание принизить, уничтожить, убить родное естество, мать свою, подарившую жизнь своему ребенку, который вышел из-под всякого контроля, и не нашел ни усмирения, ни успокоения, будучи недолюбленным - ощутимо звучит в 'Мамочке' тревожными набатами, стучит барабанами пульса в ушах, звенит многочисленными ссорами и фонит кошмарными снами(тогда как 'Я убил мою маму' лежало в пределах гротеска, магического и физиологического реализма, годаровского экспериментаторства, ненарочитого ученического синефильства, и поиска авторского стиля, обретения собственного голоса и кинематографического языка), делая личную драму Стива и Дианы - меж тем, явно носящую рясу автобиографичности ввиду повторного обращения Долана к теме Медеи на современный лад - трагедией, нерв которой вот-вот порвется на наших глазах. 'Мамочка' - это уже совершенно зрелое и болезненное кино, не ставящее перед собой целей шокировать, но - осознать, разобраться, постичь и отпустить. Впрочем, отпустить своего искрометного светловолосого дитяти, так смутно похожего на самого Долана, свою плоть от плоти, заточенную в клетку по своей же воле, убить в нем право на юношеский бунт, на экспрессию максимализма, на первую любовь и первую кровь, дать ему вольницу и горницу среди бесконечных просторов Канады недалекого будущего, Диане не дано. Она держится за своего сына хваткой Цербера, выдавливая в нем остатки непосредственности, лепя его по своей кальке, творя из него личность, рядом с которой ей будет удобно, но не ему. Подобные садистические отношения, построенные по гегелевскому принципу или даже по заветам Де Сада, уже звучали у Долана ранее в его обманчиво притворявшемся триллером 'Томе на ферме', где во главу угла была вновь поставлена тема любовных конфликтов, возникших на почве трагической гибели и взаимных обвинений, осознания собственной вины и тяжкого наказания за ту случайно причиненную боль. Но любовный треугольник из сына-матери-любовника брата в 'Томе на ферме' обернулся авторским высказыванием о любви как игре с неожиданным результатом, о похоти и власти с хичкоковско-ханекевскими полутонами. В конце концов, в 'Томе на ферме' отсутствовала всякая гетеросексуальность, а привычный долановский поиск своего Я, своей гендерной принадлежности был уже завершен. 'Мамочка' уже кино совершенно иного, именно что гетеросексуального рода, разыгранное в неслучайных социополитических условиях 2015 года. На будущности действия Долан будто специально слишком заостряет внимание, чтобы придать картине флер актуального комментария, но вскоре, увлекшись фрустрационной рефлексией собственных героев, где на одного М целых две Ж самого стервозного типа, Долан делает картину и вовсе вневременной, ломая к тому же привычную для себя глянцевую стилистику, а в многочисленных музыкальных фразах, синонимичных фразам монтажным, с плавной поступью синематического перехода, пряча рисунок нетривиальной метафоричности. Собственно, каждый из персонажей здесь словно пришел не из мира реального, а из пространства мифического, надреального, преисполненного фантомных болей и просто фантомов. Эротизм обрывается в картине экзистенциальной неопределенностью, вместо бурного тройственного секса, отягощенного инцестом и неизлечимой уже социопатией, близкой к психопатии, у Долана выходит фильм не о Сыне, проживающем свои лучшие года в кризисе, в изломе физическом и надломе психическом, а о Матери, Мамочке, Маман в альмодоварском смысле(тема Альмодовара в контексте всего творчества Долана достойна отдельного разговора; 'Я убил свою мать' созвучно 'Все о моей матери', тогда как 'Мамочка', естественно, синонимизирует 'Возвращению', причем тема возвращения имеется и у Долана).
Надежда умирает последней - всем известная цитата. Мы всю свою жизнь во что-то верим и думаем, что такой мир, где живут люди, которые надеются, можно изменить. Первый раз я смотрела фильм на зауженном экране, который два раза расширяется в те моменты, когда все будут счастливы и свободны. Это было очень необычно и завораживающе. Эти все - три человека, три главных персонажа - Стив, Диана и Кайла. Стив - подросток 16-ти лет, который три года назад остался без отца. Эту потерю он переживал очень эмоционально, она несомненно повлияла на его поведение и отнюдь не с положительной стороны. Драки, вандализм, кражи, поджег - все это было следствием его эмоциональной болезни. Болезни после смерти отца. Он понимает что должен заботиться, оберегать и защищать свою мать, ведь они остались вдвоем в этом мире. Пусть и своими способами, которые зачастую незаконны, но он с этим справляется. Он будет спорить, провоцировать, его даже 'заклинит'. Да, Стив не подарок, но с ним не соскучишься. Однако Стив больше не верит, что его мама любит его, он считает себя 'неудобным', мешающим ей строить свою жизнь, так, как она хочет. 'Мне иногда кажется, что она хочет, чтобы меня не было'(с) Стив Диана - эпатажная, творческая и очень красивая мамочка Стиви. И она его безгранично любит. Ее материнская любовь все простит, все перенесет, все вытерпит. Потеря работы, отказ от личной жизни, да вообще вся ее жизнь поставлена на карту ради одной цели - чтобы Стив изменился. Она видит, что он еще ребенок, которому нужна защита, понимание и забота. 'Мы с тобой ближе, чем мужчина и женщина' (с) Диана В момент очередного эмоционального срыва Стива на экране появляется Кайла - соседка учительница, которая вышла в академический отпуск. У Кайлы тоже проблемы - она застенчива, заикается и вроде бы что-то ищет. Что-то новое в своей жизни. Но постепенно понимаешь, что она далеко не слабый человек, скорее наоборот - она сама сила. И вы это поймете. Вместе с Дианой и Стивом Кайла становится счастливее. В этот момент начинает казаться, что она даже забыла о своей семье. Они катаются на велосипедах, ужинают, танцуют под прекрасную музыку, беседуют по душам. Именно в эти моменты счастья, которое так и передается с экрана зрителю, Стив широко 'раздвигает' экран руками. Но ненадолго... Снова сгустятся тучи и яркий свет погаснет. А кому он нужен? Диана сама скажет, что не любит, когда свет такой ослепляющий. Фильм несомненно рекомендован к просмотру. Всем без исключения. Он заставит каждого задуматься, сделать свои выводы. На мой взгляд, главным является то, что никогда не нужно переставать надеяться и верить. Надеяться, что даже после всех потерь и испытаний, лишений и неудач все может измениться. И Диана верит. И Кайла верит. А кто прав в данном случае - вы решите сами для себя. Ведь бывает, что совсем не важно, на какие поступки мы должны пойти, чтобы не дать любимому человеку 'сгореть'. Пойти на все, чтобы спасти его. И да, обязательно послушайте в конце прекрасную песню Ланы Дель Рей. И верьте, что не смотря ни на что - все только к лучшему. 'Ну такова она - проклятая человеческая натура' (с) Диана 10 из 10
Совсем недавно открыла для себя творчество Ксавье Долана, который прославился на Каннском фестивале еще шесть лет назад со своим дебютным фильмом, который он снял всего лишь в двадцать лет. Я хочу сказать, что это очень смелый и целеустремленный молодой творец, у которого есть особый взгляд на все происходящее. Его работы нельзя рассматривать только с одной стороны, каждый найдет там что-то свое, что-то для себя. Все его фильмы я посмотрела буквально за несколько дней, каждый из которых заставил меня либо предаться размышлениям, либо поразил невероятно красивой картинкой, либо и то, и другое. 'Мамочку' я оставила на финал и не пожалела. Несмотря на то, что тема и посыл схожи с 'Я убил свою маму', этот фильм воспринимается совсем по-другому. Если в первом нам показывают исключительно чувства обиженного подростка, жалующегося на весь мир, тот тут мы видим обратную сторону медали, а именно любовь и заботу со стороны матери. Здесь вы не найдете динамичного сюжета, как и во всех, собственно, фильмах Долана - только голые эмоции, великое множество красивых кадров и шикарную цветокоррекцию. Также практически в каждом фильме Ксавье фигурируют одни и те же актеры, но какие актеры! Все эмоции, все-все-все было передано просто замечательно, я поверила! Энн Дорваль, Сюзанн Клеман и Антуан-Оливье Пилон справились со своей задачей на все 200%. Наверное, впервые в жизни столкнулась с фильмом, снятым в формате 1:1. К этому квадратику я привыкла только к концу фильма, но идею поняла и считаю ее очень интересной, что еще раз доказывает нам проницательность этого молодого гения. Теперь касательно самого сюжета. Диана - взбалмошная, яркая дама, которая вынуждена отдать сына Стива в интернат после смерти мужа. К тому же, ее чадо страдает расстройством психики и при первой возможности все крушит, ломает и не боится причинить боль Диане, но за этим всем скрывается чувство отдаленности от своей мамы. На протяжения всего фильма мы наблюдаем сцены их борьбы, которые сменяют этакие молчаливые 'мини-клипы', где прекрасно гармонируют замедленная съемка, атмосферное музыкальное сопровождение и фильтры, что, в общем-то, уже стало фишкой режиссера - это открывает нам дверь в души героев, где все становится понятно без слов. Эта борьба символизирует надежду: надежду матери на то, что она обретет своего сына; надежду сына на то, что он обретет свою мать. Периодически рядом со Стивом появляется заикающаяся соседка Кайла, которая приводит его ко многим ответам. Ее роль здесь очень велика. А бесконечное чувство надежды сохраняется на протяжении всех двух часов, что показывает нам, как на самом деле сильная материнская любовь, что мамы - самое ценное, что есть в нашей жизни. И, как бы это банально не звучало, они стараются все сделать для нас, даже если мы этого иногда не понимаем. '- Не бывает такого, чтобы мать смогла разлюбить своего сына. Единственное, что может случиться, это то, что я буду любить тебя всё больше и больше. Это ты будешь меня любить всё меньше и меньше'. P.S. А от финальной сцены просто крышу сносит, настолько зашкаливали эмоции.
С первых кадров фильм шокирует, поражает, держит в напряжении на протяжение всего просмотра. Если вы привыкли жить в мире с родными и даже никогда не повышали голос на свою мать, отца, бабушку, да не важно кого, но на близких вам людей, то здесь вы увидите абсолютно другую, но такую же реальность. И вы спросите себя - даже когда вы часто обижены, вам хочется закричать, послать всех к черту (это еще мягко сказано) - а зачем? К чему приведут все эти всплески злости? Фильм покажет нам к чему это все приводит. Он заставляет задуматься, взглянуть на человеческие отношения под другим углом. Очень интересное название фильма - 'Мамочка', звучит так ласково и нежно, но увидев постер, мы сразу представляем себе, что фильм расскажет нам о чем-то абсолютно противоположном. Это реальная жизнь, проявление любви матери и сына здесь удивтельное, его много, и даже среди этого множества диалогов пропитанных негативом и ненавистью мы все равно видим и чувствуем эту любовь, она есть, но она иная, своя, которую понимают только эти двое. Ксавье Долан - в очередной раз аплодисменты! Кажется, что ему не 26, а уже намного больше. Он так тонко увидел и прочувствовал жизнь, отношения, конфликт поколений, смог передать всю многогранную палитру эмоций на экране, показал свое видение переживаний взрослых и детей, совсем не детских переживаний. Энн Дорваль - сумасшедшая игра, такая харизматичная, сильная, яркая, живая женщина, мать, казалось бы такие должны воспитывать детей победителей, целеустремленных независимых, сильных, но эта сила сыграла с ней злую шутку. Сильные женщины тоже устают и в картине мы часто наблюдаем такие моменты отчаяния, но после отчаяния она снова начинает бороться. Энн Дорваль удалось передать образ восхитительной женщины, которая относится к таким, которые двигают горы, но увы, ей не хватило сил, как она ни старалась. Кто-то поймет ее выбор, а кто-то нет, это решать каждому. В картине интересно показан образ соседки (Сюзанн Клеман), такой скромной, заикающейся тихони, которая по-началу шокирована всем происходящим в доме, но далее сама, наверное увлеченная такой необычностью, становится частью этой семьи, и вносит еще одну небольшую частичку любви и временного, хоть и хрупкого равновесия в дом 'летающих кинжалов'. Сюзанн хорошо справилась со своей ролью, привнеся частичку ума и уравновешенности в этот дом. Антуан-Оливье Пилон - впервые увидела его на экране, но с первых кадров он вызвал массу эмоций. Его игра - даже не игра, он настолько идельно передает всех этих девиантных подростков, которые требуют к себе сверхвнимания, пытаются выделиться, не принимают никаких правил, норм, ведут себя абсолютно по-хамски. Но здесь задаешься вопросом, а зачем это все им, зачем они так делают, разве им это нравится? Ближе к концу фильма, я, как мне кажется, поняла смысл всего того дерзкого и кричащего поведения, цель, которой они хотят добиться. Пилон - 100% попадание в роль. Очень понравились те несколько минут фильма, почти в конце, когда задаешься вопросом, а могло ли так случиться, действительно ли такая непростая история могла так закончиться? Посмотрите и увидите. Прекрасный момент, ну а что произошло дальше - с таким продолжением автора я здесь полностью согласна, ведь это не кино, это жизнь. 9 из 10
Пять лет назад, с шумом и овациями, на каннском фестивале, в кинематограф ворвался юный гений из Канады, поразивший и жюри и обычных зрителей своей дебютной работой, снятой настолько ярко, эмоционально и не по детски зрело, что многие не могли поверить, что эту картину снял 20-и летний парень. С тех самых пор Долан не снижал планку В начале карьеры если в чем и можно было упрекнуть юного гения, так в практически прямом цитировании его учителей Озона и Альмодовра, это отчетливо было видно и по визуальному стилю и манере съемки и конечно же в самолюбовании, которым был пропитан каждый кадр его картин. Со временем это цитирование становилось менее заметным, изысканная и местами гламурная форма стала инструментом, украшающим и дополняющим содержание, что нисколько не испортило его картины, а наоборот прибавило зрелости и глубины, поскольку в них сохранилось то, чем всегда в первую очередь поражали и подкупали его картины, до неприличия неподдельной искренностью и надрывом. Окончательно его стиль самовыражения сложился и проявился в пятой и последней, на сегодняшний день, картине, «Мамочка», в которой Долан стал практически зрелым и самодостаточным режиссером, со своим индивидуальным и теперь уже легко узнаваемым стилем, корни которого смогут увидеть лишь искушенные зрители По своей сути, «Мамочка» стала своеобразным зеркальным отражением дебютной работы Долана «Я убил свою маму», где препарировались взаимоотношения матери с сыном с той лишь разницей, что если в дебюте больше исследовалась любовь сына к матери, то в Мамочке краеугольным камнем стало исследование материнской любви, ее силе и невозможности всегда что то исправить. В этом контексте Мамочка отдаленно напоминает другую картину о взаимоотношениях матери с сыном «Что- то не так с Кевином» Но если в Кевине с художественной холодностью и в преднамеренно отстраненной манере, основной упор делается на неспособность главного героя на любовь, идти на контакт и чувстве вины его матери. то Долан в этой картине, практически до неприличия откровенно погружает зрителя в штормовой океан эмоций. Сюжет картины разворачивается в недалеком будущем, в условной Канаде, где принимается закон, позволяющий родителям сдавать своих чад в психбольницы. Этот мир, придуманный Доланом, позволяет ему накалить и обострить эмоциональный конфликт до предела, до вести его до той точки, когда можно легко скатиться в фарс что превосходно удалось избежать режиссеру. Неуравновешенный подросток Стив, страдающий синдромом СДВГ, который не понимает что с ним происходит. Он любит не по сыновьей и ненавидит свою мать. Его мать Диана, вульгарная и бойкая, не обремененная лишними комплексами женщина, но любящая своего сына сына находится награни нервного срыва от осознания того, что не в силах ему помочь. Истерики, слезы отчаяния и радости, порезанные вены в центре супермаркета, совместные драки и ссоры, моменты раскаяния и ненависти. Эдипов комплекс Все это Долан закручивает в невероятной по своей силе эмоциональный шторм, без какой -либо попытки шокировать. Он показывает самые глубокие и сильные чувства, докапывается до самой их сути и обнажает, не прикрывая нормами приличия, оборачивая все это в неподражаемую и художественную форму, создавая тем самым одну из самых ярких и значимых картин 2014 года. Именно по этому в Каннах картина была удостоена награды. Как всегда, Долану удалось невероятно точно подобрать визуальную форму, подходящую под эмоциональное состояние и посыл фильма. Картина снята в формате 1:1, изображение по бокам заужено, тем самым режиссер еще сильней заставляет чувствовать замкнутость того мира, в котором живут главные герои, мира в котором для них есть только одна реальность -это связь между ними. Связь, сотканная из конфликтов, противоречий и любви. В какой- то момент картины Стив, руками раздвигает узкие рамки экрана и вырывается на свободу, рассекая по дороге на тележке для продуктов. Этот момент являет собой эмоциональный катарсис картины, когда кажется, что не смотря на сказанные в начале фильма слова Дианы: «Настоящая любовь не всегда спасает», все будет хорошо. Делая акцент на крупные планы и создавая великолепные мизансцены Долану удалось создать, в ограниченных рамках формата интимную, масштабную по своей глубине и пожалуй самую свою зрелую, на данный момент картину, оттененную как всегда великолепным саундтреком. Сам Долан не раз говорил о том, что все его работы о любви, невозможной любви, но как трактовать данное понятие каждый решает сам. 10 из 10
Диана (Дорваль) — женщина с непростой судьбой. Её муж умер, а сын Стив (Пилон) страдает синдромом гиперактивности и живёт в интернате. Однажды во время очередного приступа безудержной агрессии Стив совершил поджог в столовой, и Диана была вынуждена забрать его обратно домой. Приняв твёрдое решение начать жить заново, Диана и Стив знакомятся со скромной соседкой Кайлой (Клеман), которая оказывается подходящей кандидатурой на роль домашней учительницы для Стива. Фильм 'Мамочка' это пороховая бочка. С самого начала прекрасно понимаешь, что рванёт, но не знаешь как, когда и насколько сильно. У молодого канадского вундеркинда Ксавье Долана получился очень 'неуютный', 'неудобный', царапающий сознание фильм. В таких картинах невольно пытаешься поставить себя на место главного героя, в данном случае Дианы, и понимаешь, что какой бы выбор она не сделала, это всё равно будет один из двух вариантов: 'плохой' и 'очень плохой'. Из двух зол, как известно, выбирают меньшее, но что делать когда меньшее зло для тебя оборачивается большим злом для того, кого ты искренне любишь? И ладно бы это был фильм о цене самопожертвования, ведь гораздо проще было бы разобраться в своих чувствах, если бы режиссёр чётко дал понять, что Диана, пускай ценой собственного благополучия, но всё-таки может сделать жизнь своего сына лучше. Однако кинематографический иезуит Долан снял нечто совершенно противоположное: он дал зрителю твёрдо убедиться в том, что вдвоём Диана и Стив неминуемо скатятся в пропасть, не выживут, утянут друг друга на дно. Вот если бы Кайла была матерью Стива, то, возможно, ситуация была бы не столь трагичной, Кайле всё-таки как-то удавалось справляться с его вспышками агрессии. Однако у Кайлы и своих проблем хватало, не могла же она всю жизнь возиться с соседским мальчишкой. 'Мамочка' — тяжёлый, сложный фильм с большим количеством тонких психологических нюансов, передать которые Долану помогли актёры, классно исполнившие свои роли. Стопроцентно органично смотрелся в роли Стива молодой Антуан-Оливье Пилон, а ведь образ был очень сложный. Шаг в сторону, и получился бы психопат, которого совсем не жалко, шаг в другую — милый, больной мальчик, которого слишком жалко. Такая же пограничная роль выпала и на долю Энн Дорваль, с одной стороны это явно сильная, волевая женщина, не привыкшая пасовать перед трудностями и не желающая ставить крест на своей жизни, с другой стороны Диана эмоционально и физически раздавлена судьбой и стоит в шаге от того, чтобы окончательно сломаться. Ну и, наконец, Сюзанн Клеман отлично изобразила скромную, заикающуюся учительницу Кайлу, у которой, судя по её несчастным глазам, также в жизни далеко не всё так уж просто. Фильм 'Мамочка' — это очевидный арт-хаус, однако в самом хорошем смысле этого слова. 'Мамочка' — картина не для всех, которую можно и нужно посмотреть каждому. Это глубокая, жизненная история, в которой нет однозначно правых и нет виноватых, а есть только судьба, трагедия, 'злой рок' — называйте как хотите. Классный фильм! 9 из 10
Ксавье Долан - имя самого модного канадского арт-хаусного режиссера, который за свои 25 успел снять пять полнометражных картин, привести в восторг всех кинокритиков и зрителей, стать любимчиком Канн, сорвать там овации (причем неоднократно) и разделить Гран-при тех же Канн с самим Жаном-Люком Годаром. Если внимательно присмотреться ко всем пяти работам этого юного 'гения', то получится, что побеждает по-прежнему красивая упаковка внутри которой, увы, прописные, каждому известные истины. Чем берет Долан? Молодостью, дерзостью, эгоизмом, попсовостью, модными песнями, клиповой стилистикой. Ну, справедливости ради, еще хорошим вкусом. Кажется все. Но публике и критикам нравится же. Почему бы нет? 'Мамочка' дублирует дебютную картину Долана (не молод ли он повторять самого себя), которая называется 'Я убил свою маму'. Даже если вы смотрели только свежий фильм, по названию вам уже ясно, что тема та же. Из того немногого, что меняет Долан - это, во-первых, убирает себя, хотя скорее имитирует это. Главный герой Стив, подросток с синдромом дефицита внимания и активности, роль которого доверена Антуану-Оливье Пилону - это почти что Долан только традиционной ориентации. Во-вторых, действие происходит в будущем. Остальное так все на своих местах, включая Энни Дорвал в роли взбалмошной мамаши и Сьюзанн Клеман в роли учительницы. Любовь сына и матери на грани ненависти. На выходе получается один длинный видеоклип в формате инстаграма. Формат - это, кстати говоря, третье отличие от дебютного фильма. Работа актеров качественна, саундтрек хорош, картинка эстетична, работа оператора замечательна. Сценарию же как всегда у Долана чего-то не хватает. Его мир по-прежнему исключительно женский, на потребность в отце и намека нет, а это мы уже видели. Ничего особо нового по сравнению с дебютной картиной он в 'Мамочке' не сказал. Мы уже поняли, что любящие друг друга люди могут взаимно причинять страшную боль. Мы уже поняли, что для мамочки пирог или вафли - дилемма гораздо более сложная, чем поиск ответа на вопрос отдать ли сына в психушку. Но все это отнюдь не откровение, это реальность, с которой приходится сталкиваться, не дожидаясь 2018 года. Долан - типичный постмодернист, который пичкает свои фильмы цитатами, заставляя зрителя включаться в игру-угадайку. От этого картина о трагичности, невозможности любви и достижения простого счастья, которое затапливается дождем жестокости и непонимания с обеих сторон становится киноаттракционом по опознанию просмотренных картин и прослушанных песен. Хотя что еще ожидать от ребенка? Чтобы стать художником, помимо того, что нужно иметь свой взгляд на вещи (это у Долана как раз есть), еще требуется умение возвести частную историю на уровень общечеловеческой. Долан же вместо этого отчаянно хочет понравится матерым критикам, синефильской аудитории и случайному зрителю без особых загонов. Весь его киноязык - треки из плеера и фильмы в виде клипов. А 'Мамочке' отчаянно не хватает подлинной трагичности, не хватает печали, не хватает ощущения бесполезности агрессии и в целом жизни без любви и милосердия, есть только психологически глухие персонажи, которые пытаются перекричать друг друга вместо того, чтобы замолчать на секунду и просто послушать, что говорит другой, просто ради интереса. Пока они не научатся слышать, выхода из длинного коридора нет и не будет. Даже если в конце его горит свет.
На самом деле, уже не удивительно. То, что каждый новый фильм Долана – маленький праздник. Все как я люблю. И спасибо ему за еще один. Хоть и не веселый. Широко раскрытые глаза, приоткрытый рот – хорошо, что в зале темно – и так 2 часа 19 минут. Тот, кто смотрел его фильмы, не сможет поспорить с тем, что последнее его творение – не только шаг вперед, но и скачок вверх. Глубокомысленное, точное, многогранное произведение зрелого режиссера. «Мамочка» - это сильнейшая драма, как многие уже знают, посвященная взаимоотношениям матери и сына. У матери сложная жизнь, сын – сложный сам по себе. И собственно, все экранное время мы наблюдаем за тем, как они пытаются сосуществовать вместе. Их отношения включают в себя сильнейшую привязанность друг к другу, на грани, постоянную бурю эмоций, бешеный темперамент обоих – со всем этим очень сложно жить, но как-то надо. И они живут. Вдвоем они представляют собой горючую смесь, поэтому каким-то волшебным образом ее разбавляет соседка, живущая напротив – и вот мы наблюдаем уже за тремя действующими лицами. То, что мы видим – шокирует, забавляет, приводит в восторг, снова шокирует и т.д. Герои фантастически эмоциональны, харизматичны, темпераментны, они то купаются в лучах счастья, но тонут в водоворотах неудач. Никаких полумер: либо кричать от счастья, либо рыдать от горя. Актеры. Великолепны. Энни Дорвал – любимица Долана, здесь в очередной раз демонстрирует свой незаурядный талант, необыкновенно хороша Сюзанн Клеман, которая также была замечена в его предыдущих работах, но главное открытие и шок – это Антуан-Оливье Пилон, сыгравший Стива – удивительный человек-оркестр, если можно так охарактеризовать актера. Он исполнил сложнейшую роль с такой виртуозностью, что остается только присвистнуть. Эта троица и их взаимоотношения не дают зрителю покоя не только во время фильма, но и после него... Эта история, страшная, нежная, красивая, полная любви и ненависти, совершенно настоящая, несмотря на заявленный 2018 год. От картинки, как обычно, не оторвать глаз – окно инстаграмма, волшебный квадрат, который расширяется по необходимости, а в нем… ну, сами увидите. Фантастическая музыка, которую тут же хочется заполучить себе в наушники, всю и сразу… В общем, что тут рассуждать – все равно не хватает слов, чтобы выразить полученные впечатления... давно меня ничего так не пробирало. Так что посмотрите – не пожалеете. Настоятельно рекомендую.
Фильмы о социальных проблемах снимать непросто: требуется либо личный опыт, либо особая деликатность. А в центре внимания 'Мамочки' - социально неблагополучная семья. Так это принято называть. Но за каждым упоминанием словосочетания 'неблагополучная семья' всегда стоят живые люди с их чувствами и эмоциями, даже если это персонажи фильма. В данном случае, трудный подросток Стив (Антуан-Оливье Пилон), склонный к насилию, приступам бешенства, асоциальный и, несомненно, с психиатрическим диагнозом. И его мать Диана (Энни Дорвал), которая не выпускает изо рта сигарету, злоупотребляет алкоголем и не контролирует ни себя, ни ситуацию в целом. Между ними любовь, которая, связывая их, душит обоих. 'Мамочка' не столько поднимает социальную проблему, сколько затрагивает вопрос детско-родительских отношений, т.е. тему интимную и камерную в первую очередь, и касающуюся общества в целом - лишь во вторую. Даже закон, позволяющий родителям беспрепятственно помещать своих детей в психиатрическую клинику, который фигурирует в фильме, не существует в Канаде: Ксавье Долан позволил себе добавить в эту предельно реалистичную картину свой футурологический прогноз на 2018 год. И не смотря на эту цифру, обозначенную в начале фильма, складывается ощущение, что действие, наоборот, разворачивается в начале 2000-х: так одеваются главные герои, так выглядят их телефоны и весь городок в целом. И даже ультрасовременный квадратный формат фильма скорее напоминает о полароиде, чем об инстаграме. Это история о семье. В ней есть несчастная женщина, оставшаяся после смерти мужа один на один с сыном, которого не может контролировать. И есть психически больной подросток, который ищет принятия и не может его найти. Всю жизнь он борется за любовь своей матери, он так жадно ищет эту любовь, что она переходит границы отношений между матерью и ребенком. Всю жизнь Диана пытается принять сына, но не может. Не нужно показывать ранние годы жизни Стива, чтобы нам это было понятно. В этой истории обязательно нужен был кто-то третий, иначе зрители задохнулись бы от удушающей атмосферы, окутывающей отношения героев. Этим третьим становится соседка (Сюзанн Клеман), которая внезапно оказывается вовлеченной в судьбу матери и сына. Встреча с ними позволяют ей эвакуироваться из собственной стремительно рушащейся жизни: в ее прошлом тоже произошло событие, которое она не может пережить. Одно из основных чувств, которые испытываешь при просмотре 'Мамочки' - это неловкость. Очень уж хочется вырваться из этого неблагополучного, неправильного мира Дианы и Стива и вернуться в свою зону комфорта. Но Ксавье Долан не даёт этого сделать: мучительно и долго, больше двух часов, он заставляет нас сопереживать героям. 'Мамочка' дергается от умиротворяющих кадров покоя до бешенства, от затишья к безумию. Весь фильм можно нарисовать в виде графика: вот Стив, счастливый и спокойный, несется на лонгборде в сопровождении матери и соседки на велосипедах, а уже через мгновение мы видим осколки стекла на полу и слышим все жуткие слова, которые выкрикивают друг другу Стив и Диана, затем - снова утешительное примирение и горячие слова любви, и снова - разрыв. В конце графика следует поставить знак вопроса, потому что финал Ксавье Долан оставляет открытым. По крайней мере, мне так думается. 7 из 10
Одни упрекают Долана за то, что в своём пятом полнометражном фильме он, зациклившись, вернулся к теме своей первой ленты о конфликтных взаимоотношениях матери и сына, другие ставят ему в заслугу очищение новой картины от пристрастного налёта режиссёрской гомосексуальности, первые – укоряя юного вундеркинда за свойственные изработавшимся классикам повторы, вторые – удовлетворённо отмечая измену автора своим предпочтениям, смягчающую, как им кажется сердца гомофобов, расширяя аудиторию его, несомненно, выдающейся работы до вполне удобоваримых прокатных перспектив, во всех случаях отказываясь замечать действительную правду о том, что «Мамочка» далеко не возвращение на пять лет назад, а шаг через четыре ступени на пятую, поднимаясь, очевидно, не последнюю, взятую им высоту. Не стоит заблуждаться. Долан ничуть не изменяет себе и нисколько не отрекается от любви. Он лишь преодолевает юношескую прямолинейность и терпеливо избегает поверхностности в развитии другого сюжета, где мать – оторва, пытающаяся сосуществовать с не контролирующим себя сыном, встречает неожиданное участие странной соседки из глухого дома напротив, испытывающей необъяснимое притяжение к импульсивному подростку и разбитной женщине, овдовев, так и не настроившей свою личную жизнь. С обеих сторон неполноценные семьи: в этой нет отца и мужа, а в той, если верить беглому взгляду на заставленный фотографиями комод, не хватает сына. О том, насколько сильно, судить можно по признанию самой соседки, рассказавшей о решении разобщённых супругов поменять несчастный для них город, очевидно, чтобы забыть обо всём, так и не избавившись от саднящей душевной раны, что выдаёт скомканная заиканием сбивчивая речь. Перейдя через дорогу, горемыка Кайла, забыв о сдавленной пустоте домашних стен и немом упрёке отрешенного супруга, предаётся восторгу вместе с бесшабашной женщиной и её разнузданным сыном, оживляющими унылый пейзаж её увядшей жизни, вливая в неё игристую струю веселящего потока внезапных авантюр и бурных выплесков эмоций, которыми всех регулярно пугает отъявленный молодой человек, в приступе откровений готовый объясняться в любви к матери и доброй соседке, обретающей в их сумасшедшем доме свой домашний очаг. Дышащий мечтой и реальностью, инстаграмный формат квадратного кадра создает ощущение камерности происходящего действия, привнося в изображение фотографическую интимность семейного альбома, который на наших глазах перелистывают члены этой нежданно сложившейся особой семьи, собранной остающимся неизменным в своём своеобразии Ксавье Доланом, упивающимся душераздирающей игрой экстремально шокирующих актрис, Энн Дорвал и Сюзан Клеман, но своей музой в этой картине, вне всяких сомнений, считающий распаляющегося от непокорности Антуана-Оливье Пилона, наделяя его персонаж своим альтер эго бунтаря, вырывающегося на волю из смирительной рубашки обыкновенности, укрощающей его сдавшуюся мамочку, разбивающую нарисовавшийся было брачный союз.
Главный каннский фаворит последнего времени, канадский вундеркинд Ксавье Долан, все фильмы которого являются удивительно созвучными актуальному времени, при этом оставаясь и сугубо универсальными высказываниями о разрушенном гуманизме и тлетворности ханжества, таки снял свою собственную 'Медею'(первая принадлежит, естественно, Фон Триеру) и 'Мою мать'(Оноре, впрочем, превзойдя по всем основным параметрам), зарифмовав оба эти фильма на тему рокового материнства в своей пятой по счету крупной режиссерской работе - фильме 'Мамочка' 2014 года, открывавшем, естественно, нынешний Каннский кинофестиваль, забрав с него двойной приз жюри. Впрочем, 'Мамочка' стремится и закольцевать до основания весь творческий путь молодого да борзого канадского дарования, связав картину единым узлом в теме взаимоотношений между детьми и родителями, узже - между матерью и сыном, с дебютом Долана - картиной пятилетней давности и фертильной культовости 'Я убил свою мать'. Именно последнее - желание принизить, уничтожить, убить родное естество, мать свою, подарившую жизнь своему ребенку, который вышел из-под всякого контроля, и не нашел ни усмирения, ни успокоения, будучи недолюбленным - ощутимо звучит в 'Мамочке' тревожными набатами, стучит барабанами пульса в ушах, звенит многочисленными ссорами и фонит кошмарными снами(тогда как 'Я убил мою маму' лежало в пределах гротеска, магического и физиологического реализма, годаровского экспериментаторства, ненарочитого ученического синефильства, и поиска авторского стиля, обретения собственного голоса и кинематографического языка), делая личную драму Стива и Дианы - меж тем, явно носящую рясу автобиографичности ввиду повторного обращения Долана к теме Медеи на современный лад - трагедией, нерв которой вот-вот порвется на наших глазах. 'Мамочка' - это уже совершенно зрелое и болезненное кино, не ставящее перед собой целей шокировать, но - осознать, разобраться, постичь и отпустить. Впрочем, отпустить своего искрометного свтеловолосого дитяти, так смутно похожего на самого Долана, свою плоть от плоти, заточенную в клетку по своей же воле, убить в нем право на юношеский бунт, на экспрессию максимализма, на первую любовь и первую кровь, дать ему вольницу и горницу среди бесконечных просторов Канады недалекого будущего, Диане не дано. Она держится за своего сына хваткой Цербера, выдавливая в нем остатки непосредственности, лепя его по своей кальке, творя из него личность, рядом с которой ей будет удобно, но не ему. Подобные садистические отношения, построенные по гегелевскому принципу или даже по заветам Де Сада, уже звучали у Долана ранее в его обманчиво притворявшемся триллером 'Томе на ферме', где во главу угла была вновь поставлена тема любовных конфликтов, возникших на почве трагической гибели и взаимных обвинений, осознания собственной вины и тяжкого наказания за ту случайно причиненную боль. Но любовный треугольник из сына-матери-любовника брата в 'Томе на ферме' обернулся авторским высказыванием о любви как игре с неожиданным результатом, о похоти и власти с хичкоковско-ханекевскими полутонами. В конце концов, в 'Томе на ферме' отсутствовала всякая гетеросексуальность, а привычный долановский поиск своего Я, своей гендерной принадлежности был уже завершен. 'Мамочка' уже кино совершенно иного, именно что гетеросексуального рода, разыгранное в неслучайных социополиитических условиях 2015 года. На будущности действия Долан будто специально слишком заостряет внимание, чтобы придать картине флер актуального комментария, но вскоре, увлекшись фрустрационной рефлексией собственных героев, где на одного М целых две Ж самого стервозного типа, Долан делает картину и вовсе вневременной, ломая к тому же привычную для себя глянцевую стилистику, а музыкальных фразах пряча рисунок нетривиальной метафоричности. Собственно, каждый из персонажей здесь словно пришел не из мира реального, а из пространства мифического, надреального, преисполненного фантомных болей и просто фантомов. Эротизм обрывается в картине экзистенциальной неопределенностью, вместо бурного тройственного секса, отягощенного инцестом и неизлечимой уже социопатией, близкой к психопатии, у Долана выходит фильм не о Сыне, проживающем свои лучшие года в кризисе, в изломе физическом и надломе психическом, а о Матери, Мамочке, Маман в альмодоварском смысле (тема Альмодовара в контексте всего творчества Долана достойна отдельного разговора). Мать для Долана из обеих фильмов, образующих по сути дилогию, рассказывающую на первый взгляд об одном и том же, но с поправками в суждениях и с ремарками с точки зрения исполнения, это не святая, не Грааль, не Лоно, перед которым надо поклоняться, выламывая руки и вымаливая прощения. 'Мамочка' - это о кино о нераскаявшейся грешнице, которая привела в суетный мир своего сына, но не знает как с ним правильно обращаться, ибо время воспитания упущено, а жизнь растрачена на дамский набор будуарных веселостей современной женщины вне правил, достигшей апогея собственной эмансипированности и ей упивающейся. Тени маргинальности, социальной отрешенности центробежного в сюжетной конструкции картины трио, внешней благополучности при внутренней разобщенности, нависают густыми от черноты грозовыми тучами слишком очевидно, чтобы быть невысказанными, но Долан скрадывает любую девиантность, обрывая ее на полуслове и сосредотачиваясь не на шокомании, а на почти ходоровской психомагии, тогда как элементы педагогической драмы кажутся слишком нарочитыми, чтобы в финале выплеснуться истерией и исповедью, которая уравняет виновных и безвинных, ангелов и демонов. Если героиню дебютной убиенной мамы было жаль, ее хотелось понять, простить, забыть ее грехи и принять такой какая она есть, дав ее сыну право на все, что он заслужил, то почти такую же героиню в 'Мамочке', лишенную шелухи гротесковости, уже нет. Впрочем, 'Мамочка' - это кино, рассказанное с позиции обеих сторон. Не консервативное, а экспансивное. О любви ли это кино? Да, если принять как данность расхожее выражение о том, что любовь ранит. Любовь в картине слишком сложна, чтобы быть упрощенной, сниженной до бытового уровня. Да и весь быт в картине сведен до аскезы, его нет на периферии, а все пространство картины, - фильмически полистилистической, с переходами от малого экрана к большому, от стандартных приемов до постмодернистских, от беззвучной тишины до оглушающей громкости намеренного попсового бэкграунда прямиком из 90-х годов, невзирая на иное хронотопическое пространство фильма - занято, вплоть до состояния толпы, тремя персонажами, главная из которых Мать. Ди, Диана, Дай. У нее множество имен, лик, но натура одна, неизменная и неизмеримая. Впрочем, Долан пытается понять не только сущность Матери, но сущность Женщины, остающейся для него непостижимой загадкой, неразгаданной тайной, нераскрытой книгой, нерасшифрованным посланием. 'Мамочка' стремится хотя бы наполовину к этому, ведь узнать Женщину значит узнать Бога, тогда как мужчину Долан изучил уже вдоль и поперек. Очень личное и снятое будто на мобильный телефон, этакое острое и проницательное кинонаблюдение, фильм Долана не оставляет привкуса недосказанности. 10 из 10