Фантазм - кино, на мой взгляд, во многом уникальное. В его основе совершенно самобытная идея, по сути дела, как принятно говорить, собственная вселенная - а это само по себе редкость. Кроме того, не припомню навскидку фильмов одной франшизы, которые бы снимались с подобными интервалами, но при этом в относительно стабильном актёрском составе. К сожалению, надо отметить, что всё равно у авторов не вышло ничего путного из этой, хорошей в общем-то, затеи. Серия фильмов с каждым последующим деградировала всё дальше и дальше, а когда пришло время подводить итог, выродилась в компьютерный шутер. Прежде всего, очень и очень заметно, что первые 4 фильма Дон Коскарелли снимал сам. Окей, автор, имеет право делать со своим творением, в принципе, то, что хочет. Это немного реабилитирует невразумительность третьего и четвёртого фильмов. В последней же части в режиссёрское кресло сел... Кто это вообще? Вы видели его 'послужной список'? Он через постель или по блату попал на эту должность? Действительно и безоговорочно нравятся мне Фантазм-1 и Фантазм-2. Нравятся, прежде всего, за уникальную идею. Но, к огромному разочарованию, в этих же двух фильмах все фишки франшизы и были показаны, фантазия иссякла, и дальше Дон пытался создавать сценарии на исключительно тех же дрожжах, да ещё и без денег. Фантазм-3 ещё приемлем, а вот Фантазм-4. Блин, да я его даже не запомнил! Помню только, что из 80 минут еле-еле натянутых на полнометражное кино, больше 20 - флэшбэки из предыдущих частей. А это даже не перебор, это просто издёвка над зрителем. Пятый фильм для меня был очень ожидаемым. Он был заявлен как финальный. Надежда на возрождение франшизы, на достойный завершающий аккорд, хотелось увидеть старых знакомых персонажей - правда, не терпелось. Но я же не знал, кто будет режиссёром. В итоге, полная катастрофа. Мы видим абсолютно невразумительный сюжет, никакой развязки - это что они - победили или 'и вновь продолжается бой'? Кино кончилось, а чем? Ладно, я уж молчу, что от хоррора фильм отвалился окончательно, перед нами пост-апокалиптический боевик. Авторы демонстрируют нам один за другим всё те же почти сорокалетней давности фишки из предыдущих серий, вообще ничего нового. Шары, карлики, превращения, скачкИ во времени/пространстве, сюрреалистический фон 'Красной планеты', Реджи с гитарой, - всё это уже было, было и не раз. А что в фильме-то происходит? Дозировано показали нам состарившихся главных героев - чтобы мы при первом их появлении открывали рот и кричали: 'ООО!! Майки! Как постарел! ООО!! Джоди! Как постарел!!!'. Их сопровождают совершенно непонятные второстепенные персонажи, точно из боевиков, никак не из хорроров. Вот и видим мы в течение полутора часов как Реджи перемещается из одной локации в другую, как в компьютерном шутере, а событий-то нет. Здесь постреляет в шары, там постреляет в карликов, тут в мужиков в противогазе. Толлмэн почему-то в этом фильме стал склонен к неуместному резонёрству. Он был восхитителен в первой части франшизы - необъяснимый, загадочный, демонический, молчаливый и крайне опасный. Конечно, с каждым новым фильмом, ореол тайны вокруг образа развеивался, но увы, в пятом - перед нами комиксовый злодей, на которого надо напустить Человека-паука. При этом я ничего плохого не смею говорить про исполнение роли Ангусом Скриммом. Последний гвоздь в крышку гроба всех Фантазмов - непомерное увлечение компьютерной графикой к месту и не к месту: практически никаких декораций в фильме, одни 3д модели, причём вы сами видели, какие. Итак, гениальная и блистательная идея Дона Коскарелли, которая могла бы реализоваться в неповторимую вселенную в жанре хоррора, задушена маленькими бюджетами и никчёмным режиссёром. Сожалею! Напоследок, пару добрых слов, конечно же, скажу в адрес Ангуса Скримма, храни Господь его душу. Бесспорно, он создал один из самых запоминающихся, неповторимых, культовых образов в мире хорроров, наряду с Робертом Энглундом, Дагом Брэдли и всеми актёрами, сыгравшими Джейсона Вурхиза и Майкла Майерса. и за это ему огромнейшее спасибо и низкий поклон. Хочу верить, что поклонники жанра не забудут его никогда.
«Фантазм» когда-то был настоящим самоцветом для мира хорроров. Пугающий мир, интересный и нестандартный сюжет, безумие (в хорошем смысле) фантазий. Дон Коскарелли решил ковать железо пока горячо и запустил целую эпопею о многолетней борьбе трех друзей против созданий из другого измерения. И «Разрушитель» как, надеюсь, заключительная часть этой франшизы действительно имеет своеобразную внутреннюю логику, которая закрывает сюжетные дыры предыдущих частей. Но при этом у «Фантазма 5» гигантский недостаток – картина не представляет никакого интереса ни для нового зрителя, решившего начать знакомство со франшизой именно с «Ravager», ни для поклонников, знакомых с планами Высокого Человека и нюансами, почему он должен быть остановлен. Первоначально задуманный как короткометражка во вселенной «Фантазма», пятая часть представляет собой какой-то безумный лоскут сценариев и подсюжетов, которые скрепляются воедино героем Реджи. Возможно, это достоинство для «Фантазма», ведь он, по сути, стал в центре экрана впервые. Но сцены с ним ничем не подкреплены – сперва сцены в пустыне, потом в хижине, затем в постапокалиптической пустоши. Список можно продолжать. Особого смысла в этом мало. Если вспомнить первые части франшизы, то можно отметить, что львиная доля обаяния оригинала строилась на отсутствии финансирования. Да, действительно, дорогие эффекты всегда противоречили духу «Фантазма» и пятая часть не стала исключением. Отставить CGI и декорации – все происходящее деградировало до уровня студенческого проекта. Отбросив вопросы бюджета в сторону, все же остается ключевая проблема: вышел ли «Фантазм: Разрушитель» удовлетворительным концом легендарной серии? И да, и нет. С одной стороны, очень приятно вновь было приятно старых (в прямом смысле) друзей. И приятнее вдвойне, что приключения Майка, Реджи и остальных подошли к логическому завершению. Но с точки зрения основного конфликта с Верзилой трудно назвать «Фантазм 5» достойным финальным аккордом. Концовка больше похожа на установку для «Фантазма 6», чем точкой во франшизе (вспомните «Пятницу 13-е: Последняя глава», которая вовсе не означала последнюю часть). Но, учитывая вполне реальную смерть исполнителя роли Верзилы Ангуса Скримма, вряд ли стоит всерьез рассчитывать на продолжение с теми же актерами и героями. В итоге, последняя часть «Фантазма» это зрелище исключительно для фанатов. Установленные фанаты посмотрят на него вне зависимости из-за огромного числа недостатков. Даже, следует отметить, именно любовь фанатов позволила заиметь пятой части театральный релиз, когда ему, вероятнее, было бы лучше получить распространение посредством DVD или интернета. И эти же самые фанаты прослезятся последней роли Скримма, памяти которого посвящен фильм, и который, судя по всему, был самым главным фанатом серии. Пусть земля будет пухом ему и всей франшизе. Для всех остальных – увы, фильм низкокачественный и непонятный. 3 из 10
Не могу сказать, что я долго ждал это продолжение. Вообщем узнал про него я только не давно. Посмотрев много лет назад четвертую часть эпопеи, я ожидал, что она является логическим завершением. Верзила погиб, Майкл стал новым верзилой. Но увидев летом текущего года трейлер данного фильма, я был шокирован. Ожидал конечно я ремейка, но ни как не продолжение, особенно с таким низким бюджетом, все таки бренд. К сожалению, в кинотеатре не довелось посмотреть сие творению. Но и ладно. О фильме могу сказать: Дон Коскарелли снова не оправдал мой надежды - на интригующий мистический фильм, или хотя бы на добротный треш. Даже, как для фаната Фантазма, мне фильм не понравился и дело даже не в спец. эффектах, потому что реально в третьей части они намного круче. Я не смог определиться с жанром фильма. Мистики мало, можно сказать я её не увидел. Экшен слабоват и туповат, четвертной дробовик не цепляет, противники безмозглые зомби, хоть и выглядят, как ужасные эксперименты Верзилы, умирают быстро и беспроблемно, сферы больше не такие крутые, хотя и модифицировались.. Досмотрел я его до конца из-за уважение к бренду, к игре актеров, они сыграли не хуже, чем раньше. Очень приятно посмотреть на возвращение старичков. Верзила прекрасен и ужасен. Хотя старичку было 87 лет. Но и конечно же чем все таки закончится история Майкла и Реджи. И тут мне тоже не подфартило, я не понял чем. Фильм мне чем то напомнил 'В финале Джон умрет' такой же странный, бессмысленный и не обдуманный. Похоже сценаристы балуются с чем то, что по крепче алкоголя. И понять их задумки простому обывателя будет нелегко. Если режиссер увидит мою рецензию, прошу Вас, как фанат, вернуться к первоисточнику и начать снимать фильмы, как Фантазм 1 (обязательно сегодня его пересмотрю) и Повелитель зверей. К чему все я, если ты фанат посмотри этот фильм и подожди еще 15 лет, когда выйдет Фантазм 6 Воскрешение. А вот если ты мимо проходящий и хочешь посмотреть достойный фильм ужасов не смотри, ты будешь разочарован. 5 из 10
В свое время я посмотрел тетралогию «Фантазм». В целом идея фильмов мне понравилась, но лучшей частью была бесспорно первая, а дальше сериал перешел к боевику с налетом мистики и бесконечным самоповторам, растянувшимся с части второй вплоть до четвертой. Поздние части мне уже понравились менее. Четвертая часть ставила точку в франшизе и лично мне финал был понятен так, что все, что происходило в этих фильмах, происходило в параллельной реальности. А наша реальность, если это так можно назвать, была той, где ничего этого не было. Многое из того, что показали нам за годы, в течение которых выходили в свет части тетралогии, осталось неясным – на домысливание фанатам. Само по себе это не так плохо, на этом, к примеру, построен довольно известный нишевый хоррор «Куб». Когда я узнал, что снята пятая часть, решил, что там закроют все сюжетные дыры и более явно растолкуют, что же было показано в частях 1-4. В общем, я ожидал эпилога франшизы, но при этом переживал, не получилась ли у создателей часть третья «Куба», в которой частично рассказали о кубе, но при этом это вышло хуже, чем домыслы фанатов, из-за чего последние не полюбили данный фильм. На выходе все оказалось гораздо прозаичнее. Фильм, как было и со всеми остальными частями франшизы, начинается ровно с того места, на котором завершилась четвертая часть, вышедшая 18 лет ранее. У создателей получилось собрать весь основной состав франшизы. Выглядит забавно: смотришь и сетуешь, как сильно постарел актер, сыгравший Майка, какой старый Реджи без грима, когда его нам показывают в другой реальности, где нет Высокого человека, главного антагониста франшизы. Пока смотришь фильм, постоянно ожидаешь, что вот-вот и нам раскроют нечто такое, что заставит пересмотреть свой взгляд на франшизу, соединит воедино все происходившее в ней, включая намеки на то, что Майк в детстве приснился плохой сон, а после он попал в психушку. Но эти обрывки так и не соединяются в единое полотно. Пятый фильм, призванный стать последним, даже не ставит точки на франшизе, что обидно вдвойне! Чувствуешь себя подло обманутым. Мы видим очередной виток бесконечной борьбы с Высоким человеком. Да, какие-то моменты в пятом фильме нам раскрываются более детально касательно мифологии франшизы, но нет ничего такого, до чего фанаты не додумались самостоятельно при просмотре предыдущих фильмов. Раздражает идея, что все, что происходит в том мире, где ребята воюют с Высоким человеком, - это все банально забава Высокого, т. к. он клонировал себя тысячи раз, убить его невозможно, он живет в разных реальностях, и в той, которую нам показывали все пять фильмов, он от скуки решил уничтожить мир, оттуда и оригинальное название фильма – «Фантазм: Уничтожитель». Получается, что все, что мы смотрели ранее, это просто война не за что, за идеалы, которых нет. И где-то в других вселенных живут такие же Майки, Реджи, которые прожили хорошую жизнь и им не пришлось знать Высокого. Еще зачем-то нам все повернули так, что Высокий человек не такой уж и антагонист. Всех убитых он может вернуть, и, мол, он творит некое добро вселенских масштабов. Правда, в чем заключается его глобальный замысел, так и остается за кадром. Понимаю, что фильм посмотрят только фанаты – им будет действительно интересно на него взглянуть. Но скажу, что я был разочарован: после фильма ощущал себя опустошенным, так и не увидев вменяемого конца и растолкования всего, что было придумано за 37 лет. Пусть «Фантазм 6» никогда не выйдет в свет! А вот на римейк фильма я бы посмотрел. Правда, сомневаюсь, что можно заменить кем-то Ангуса Скримма, бессменного Высокого человека во франшизе «Фантазм».
Серия фильмов 'Фантазм' один из малочисленных примеров, когда последующая часть лучше предыдущей. Третья и четвертая части - пик расцвета сюжета и персонажей. Предвкушая просмотр 5 части я готовилась к более зрелищному и обоснованному проекту. К сожалению, финальная часть не оправдала моих ожиданий. Начну с того, что режиссер франшизы не Дон Коскарелли, а Хартман, не совсем ясно, зачем отдавать финальный проект человеку который никак с ним не связан? Сюжет фильма пестрит ненужными флешбеками Реджи, картинка то и мечется между псевдо-апокалипсисом, пустыней и больничной палатой. К чему такое нагромождение сюжета? Как я догадываюсь режиссеру захотелось объединить и логично объяснить все сразу. Вышло скомкано и глупо. К тому же жутко не понравился спецназ с участием карлика который всем хамил и с легкостью расправлялся с врагами. Диалоги смешные до безобразия, спецэффекты больше вредили чем помогали фильму. Главный плюс картины - это оригинальный состав актеров, особое уважение Энгусу Скримму который снялся в совсем преклонном возрасте. Мне жаль как финальная часть разрушила ему послужной список ролей, такого никакой актер не заслуживает. Таков итог, 'Фантазм' - это лента длинною в жизнь для актеров исполнившие главные роли, искренне жаль, что завершающая часть была бесповоротно испорчена. Очень жаль. 2 из 10
Брось, ты же не веришь в эту чушь… (примерно 12-ая минута фильма) Фантазм 5 Спустя 18 лет (вы только вдумайтесь), Дон Коскарелли вместе с Дэвидом Хартманом – вернули фрашизу “Фантазм”. Возможно, самую культовую и самую необыкновенную. “Фантазм 5” сделан исключительно для тех киноманов, кто в теме. А еще он был посвящен памяти Ангуса Скримма. Ему здесь вообще за 80! Стало интересно, полазил по интернету. Оказывается, Коскарелли (в очередной раз) столкнулся с проблемой бюджета, картину снимали в несколько заходов (малюсенькими кусочками – понимаем, да, какое будет качество), т.е. как-то успели отснять Скримма, потому что без него невозможно представить “Фантазм”. Актер скончался за несколько месяцев до выхода фильма. В сценарном плане, “Фантазм 5” можно разделить на две сюжетные линии. Первая продолжает четвертую часть, Реджи все еще бегает за Высоким Человеком (кстати, я никогда не называл его Верзилой). Нам даже покажут несколько смачных зарисовок с серебреными сферами (хотя-я-я их компьютерная графика мне не сильно понравилась). А вот вторая сюжетная линия, ребят, именно она и трогает за душу. Реджи уже дряхлый старик. Он лежит в больнице с диагнозом слабоумие. Иногда к нему приходит Майк. Реджи кричит на Майка, что во всем виноват Высокий. Нужно валить отсюда к чертям, браться за пушки и т.д. Неужели Майк все забыл! Майк пытается успокоить Реджи. Понимаете? “Фантазм 5” – это попытка прикоснуться к прошлому. Заглянуть туда, где тебе было хорошо (в ту самую великую классику забытого кинематографа). Кто-то скажет, что фильм путанный и муторный. Согласен, Коскарелли скачет между двумя вариантами, но в конце он все-таки делает свой выбор. Какими бы не были старыми его персонажи – они молоды внутри. “Фантазм”, Высокий, Реджи, Майк и Джоди – никогда не умрут, если ты в них веришь, а Коскарелли верит. Все остальное фикция. Душевно, повторюсь. Раз так, то я уже не могу критиковать это кино. P.S. За Роки и ту блондинку из первой части – отдельное спасибо! 6 из 10
У фильма есть приставка, переводимая «Опустошитель», которую у нас принято убирать, вставляя порядковый номер. А зря, ведь картина действительно «опустошает» зрителя, когда заканчиваются финальные титры. История опустошается изнутри, фанаты культовой франшизы откровенно прощаются с четырьмя былыми приключениями, провожают в последний экранный путь полюбившихся героев, прекрасно понимая, что «это конец», как когда-то пел Джим Моррисон. Очень сложно рассматривать фильм, как именно фильм, ведь однажды придуманный первый Фантазм тогда никому неизвестным Доном Коскарелли стал странной фантазией, точно кошмар, где не следовало искать чётких ориентиров фактов, отдаваясь во власть страшного, но увлекательного сна, блуждая средь монстров в компании верных друзей, которые никогда не бросали друг друга, упорно борясь с загадочным злом. Извечный путь, постоянная погоня, следование инстинктам и чувству дружбы назло долговязой Смерти из похоронного бюро – вот он Фантазм. Куда же привела дорожка пятую прощальную встречу? Средств было мало, наполеоновскими амбициями автор не страдал, ведь Коскарелли не снимал ради денег или славы, выдавая штучное, когда было чем поделиться со своим зрителем. Сейчас в солидном возрасте в компании давних товарищей, убелённых сединами, он и подавно попросту не мог согласиться на коммерческое предложение «продать» свою фантазию, отдав права на ремейк, избрав другое – тихое и скромное чаепитие в узком кругу приятных лиц, где каждый друг друга знает и совсем не ждёт удивлений, наслаждаясь самой тёплой аурой мероприятия. Однако постановка заметно хромает в сюжете и визуальной части. Со вторым аспектом всё понятно изначально – финансирования недоставало, посему присутствует множество дешёвой компьютерной графики вместо замечательных рукотворных макетов, какие мы так любили в былых выпусках. Поэтому «картинка», естественно, отходит от знакомой атмосферы франшизы, став излишне современной с нарисованными декорациями и различными сферами всевозможных габаритов. Сюжет же выдался сумбурным, когда с одной стороны, автор пытается развлекать, поглядывая на новых вероятных зрителей, а с другой, он сосредотачивается на знатоках франшизы, которым достаточно самой истории, развития персонажей, желания узнать ответ на их судьбу. Развлечений будет мало, позирования с оружием не захватывают дух, громадный масштаб постапокалипсиса попросту не выдерживает малюсенький бюджет, тем паче, что в режиссёрском кресле оказался Дэвид Хартман до этого снимавший – внимание! – детские мультики, который попросту не ладит со «страшным» жанром и не знает с какой стороны к нему подступиться. Хоррора и былой сновиденческой атмосферы ждать не стоит. Дробится сюжет на осколки, которые делят просмотр на несколько рваных самобытных пластов: скитания неунывающего Рэджи напоминают лёгкие приключения с парочкой забавных гэгов, достойных мультяшных приёмов режиссёра; футуристический боевик будущего чрезмерно злоупотребляет скукой, где недостаёт действий, раз мир разрушен, дома превращены в бетонные обломки, кругом монстры, исполинские сферы бороздят багряный небосвод, группа выживших людей обвешана оружием, а повсюду дешёвые спецэффекты; горькая прозаическая драма вовсе ввергнет иных зрителей в ступор меланхоличной атмосферой дома престарелых, словно почерпнутая из иной удачной работы Коскарелли о постаревшем Элвисе, борющимся против дряхлой мумии. Как бы это странно не звучало, а именно последний совершенно нефантастический срез более всего интересен, хоть и спорный до безобразия. Именно здесь мы получаем от режиссёра под дых и хлёсткую пощёчину, который даёт то, что многие давно мечтали – подробный ответ на свой необъятный Фантазм, какой не зря был любим именно за тайну, мистическую загадку, экранизацию странного наваждения и сюрреалистического ужаса. Желали – получите. Ответ всегда был на поверхности, пускай, он неприятен, жесток и по-настоящему страшен, как кадры белых казённых стен с немощными стариками на кроватях с больничными простынями, в которых можно узнать некогда моложавого Рэджи и совсем уж старенького высокого человека с характерным прищуром глаз, который наверняка ранее был зловещим «верзилой»… Пугает, страшно – вот он истинный хоррор наблюдать, что не повернуть нам время вспять, реальная жизнь с болезнью и смертью вызывает ужас сильнее во сто крат, чем гротескные монстры с экрана, окружённые сияющими сферами. Фантазм, фантазм, фантазм… фантазия, однажды выдуманная, длящаяся и оборвавшаяся вместе с её хозяином. Это, как и любимые нами фильмы, персонажи, герои, песни, стихи – они живут в нас, пока живы мы, и исчезнут, когда настанет наше время уходить. Футуристическое будущее с глобальной войной человечества против существ из иного измерения напоминает чуть расширенный трейлер, призванный для зрительского удивления и показа продюсерам от которых требовалось получить финансирование. Тут надо было делать современный блокбастер, но навеянный лишь мотивами культовой франшизы, ведь миллионы и громадный размах её бы погубил. Приключения в современности выдались слишком вторичны, сюжетно повторяющие былое, бродящие по идейному кругу. А драматический итог получился печальным, далёким от жанра ужаса, став грустной прозаической нотой, достойной людей взрослых, как и автор с товарищами, которым уже малоинтересно просто гротескно стращать выдуманными монстрами. Однажды созвал Дон Коскарелли давних товарищей спустя много лет: Рэджи, Майки, Билла и других; собрались они вместе, посмеялись, погрустили, вспомнили прошлые годы, окинули взглядом привычные костюмы, и навсегда попрощались с верными зрителями, умчавшись на автомобиле за горизонт, чтобы даже совсем-совсем старенький, но ответственный и старательный Энгус Скримм сумел удрать в экранную бесконечность наперекор тому, что олицетворял его фирменный зловещий образ из похоронного бюро в чёрном костюме, разъезжающий на катафалке. А сколько там будет новых появлений из порталов, исходя из сюрприза в завершающих титрах, какие придут герои на место старым – удел новых фантазий. Наш Фантазм попрощался с нами навсегда. Он ушёл не по-английски, а это уже приятно и можно оценить положительно. 6 из 10
18 лет назад вышла последняя часть успешного, но известного лишь в узких кругах франчайза Фантазм. Последний фильм вышел наиболее фантасмагоричным в серии, очень запутанным, мрачным и с весьма туманным финалом. Естественного, фанатам хотелось узнать всю суть финала да и серии в общем, закрыть все дыры и привести сериал к нормальному финалу... Но их требования так и остались требованиями. А ждать новую часть пришлось очень долго, да и сам выпуск был под вопросом. Кино было снято достаточно давно, но вот выпустить её никто не решался. Казалось бы, надежды на выпуск новой и последней части угасали, но чудо свершилось. И вот, 18 лет спустя, Фантазм вернулся. В сюжетном плане кино получилось ещё более запутанным, чем предыдущее. По сути, оно представляет собой расширенный финал предыдущей части, ну или попросту говоря - эпилог. Выживший после схватки с Верзиллой Реджи оказывается меж двух миров. В одной - он продолжает поиски своего друга Майка и как может сопротивляется преследующему его Верзилле. В другой - он пациент психологической клиники, где ему постоянно внушают, что он сумасшедший и что все события предыдущих фильмов лишь привиделись ему. Но что правда, что нет, это и предстоит выяснить герою, но тем не менее, своей главной цели он не покидает, и следует к ней несмотря ни на что. Как уже было сказано выше, 5-ая часть до жути напоминает 4-ую в плане мистичности и неясности происходящего. Да и вообще она условно делиться на две части. Первая - неспешная, полная загадок, мистики и атмосферы буквально с первых кадров приковывает к себе взгляд. Почему? Всему виной - магия Фантазма. Эта магия заставляет нас лицезреть красивую природу, или дорогу, идущую через пустыню, и при этом ждать опасности. Казалось бы, герою ничего не угрожает, но это не так - мы всё равно ждём, что на героя снова кто-то нападёт, кто то ужасный и смертоносный. То, что мы чувствовали всеми фибрами души раньше, чувствуется и здесь. К тому же здесь будто собрали всё самое лучшее из предыдущих частей - леса, огромный склеп, пустыню, порталы, шары (много шаров!) и Рэджи с четырёхстволкой... А вот вторая резко отличается от первой. Во второй нас знакомят с новыми элементами серии, к примеру - атмосферой постапокалипсиса, пусть и урезанной. Здесь же много экшена, много врагов, старые герои и все все все. И если первая была неспешная, мистичная и пугающая, то вторая уже превращается в низкобюджетный боевик с нарезкой разнообразных сцен, которые кое как слепили для фильма. И эта смена обстановки очень резкая... Как и смена сюжетного плана. Казалось бы, косяк, но нет - всё выглядит так, будто и надо было. Ведь на самом деле - это переход. Резкий переход от эпилога четвёртой и прологу нового, уже неизвестного нам приключения. Но то, что фильм малобюджетный - сильно режет глаз. Нарисованный экшен, взрывы и прочие спецэффекты, на которые вроде бы не хочется обращать внимания, всё равно оставляет неприятный осадок от просмотра, потому всё это нам стараются как можно сильнее и тщательнее навязать. А ещё здесь есть ужасная операторская работа, однако в некоторые моменты кино показывает нам стоящие кадры. И словно чувствуя, что это конец, создатели вернули всех старых героев. Всех кого можно. И наличие их никак не объясняется, но разве оно надо? Мне лично было достаточно увидеть старые лица и вспомнить лучшие моменты с ними из прежних частей. А Ангус Скримм, для которого фильм стал последним в его жизни, по-прежнему сыграл старого злодея очень эффектно. Несмотря на солидный возраст (87-88 лет), его Верзилла остался по-прежнему таинственным, пугающим, недосягаемым для героев, но присутствие которого всё равно чувствуется в каждом кадре. Собственно, вот и конец. Последняя часть Фантазма завершается длинным многоточием, но это многоточие никак не относится к тому, что мы видели раньше. Оно лишь означает начало новой линий, которая уже никак не будет относится к прежним частям. То, что было там, уже завершено, и навсегда. И пусть с дырами, пусть с неясностью, но это ушло и к нему больше не вернутся. Сменилась эпоха. Прежнее ушло, а вместе с ним и Фантазм, который навсегда останется в моей памяти, как самый необычный, разносторонний и фантасмагоричный франчайз. Прощай, Фантазм. 7 из 10