Этот фильм - образец устойчивого штампа десталинизации. Сквозь экран буквально льется исполнение недвусмысленного политического заказа. Война в сюжете - это не тема, а инструмент демонстрации тяжкой жизни советских людей при кровавом режиме. Сценарий очень слабый. Видимо, увлекшись отработкой воли хозяина, сценаристы забыли погрузиться в тему должным образом. Низкое знание темы прослеживается почти в каждом эпизоде фильма. От этого ситуации кажутся надуманными... Хотя, наверное они такие и есть... Ну, например, такая мелочь, что учебные гранаты всегда 'со времен царя гороха' помечаются особым цветом и их командир-инструктор военного училища не перепутает с боевыми... И конечно же, вопиющая и показательная оплошность - в 1941 красных командиров не называли офицерами! Офицеры в РККА появились лишь в 1943!.. Это только пара наглядных примеров навскидку. Фильм буквально соткан из подобного... Может поэтому и музыкальное сопровождение такое низкопробное - одна из основных музыкальных тем очевидный плагиат от 'Ласкового мая' - 'И снова седая ночь...' Хотя... Судя по рейтингу, наш простодушный зритель готов 'хавать' любой мусор... А ведь это настоящие масштабные репрессии против нашей истории...
Решил я посмотреть «До свидания, мальчики», узнав, что в данном сериале, яко бы, ещё до появления известного полнометражного фильма «Подольские курсанты (реж. Вадим Шмелёв) тоже рассказывалось о подвиге тех самых курсантов осенью 41 года. Что же, тема благородная и очень непростая. По факту никакой привязки к реальному училищу, реальным курсантам в городе Подольск и реальному подвигу этих ребят в сюжете нет. Перед зрителем предстаёт некий абстрактный город, вроде как, расположенный недалеко от Москвы. И что в городе том есть артиллерийское училище. Всё! Дальше идёт сюжетная отсебятина. Но в этом не было бы ничего плохого, если бы сюжет оказался достойным и увлекательным. Но… не тут то было. Уже с самых первых серий на нас обрушивают целую кучу главных героев: целых четыре семьи, и приехавший неизвестно откуда иждивенец Саша. Всего более десятка персонажей с разным социальным статусом, мировоззрением, возрастом и много чем ещё. Не многовато ли для начала? Может следовало бы взять ситуацию лишь в одной семье, и вести её на протяжении всех серий? Как, например, в «Московской саге» (реж. Дмитрий Барщевский). Но нет, сценаристы Валерия Костина и Сергей Борзунов лёгких путей не ищут. Вывалили они кучу героев, и… облажались. Поскольку все персонажи получились плоскими и непродуманными. Начиная от самого полковника Стрельникова (в исполнении талантливого, в общем-то, актёра Владимира Вдовиченкова), его домочадцев, и заканчивая бесконечными второстепенными героями, которые выпрыгивали в ходе сериала, как черти из коробочки, и потом также не пойми куда пропадали. А я ещё всё не мог понять поначалу: почему такие маститые актёры, как Вдовиченков, Шукшина, Соколов – так слабо играют? Разучились что ли? Нет, похоже, они не знали, как им играть! Персонажи-то все сырые. Нет в сюжете ни одного законченного характера. Героев сериала мотает по ветру, как флюгеры. В одной серии они говорят и делают одно, а в следующей, глядишь, уже всё совсем иначе складывается. Вот и получается, что грамотные актёры играют на уровне дешёвого балагана. Первую часть сериала так и хочется назвать: Игры в шпиЁнов! Но никаких тонких психологических ходов в этом непростом жанре искать не стоит. Вместо сложных характеров героев, которые ведут двойную игру, лишь шелуха. Сидели сценаристы Валерия и Сергей, писали свой «шедевр», крутили ручку по кругу, задаваясь вопросом: «А кого из персонажей мы в следующей серии сделаем шпиЁном?» На чью фамилию ручка показывала, того и делали. И очередной персонаж по ходу сюжета резко переобувался и вот он уже не патриот своей страны, а самый настоящим шпиЁн! А где при этом логика развития событий? Серии игр в шпиЁнов изобилуют штампами. Начать можно с лейтенанта НКВД Алексея Егорова. Актёр Вячеслав Манучаров в своей манере пытается досконально копировать игру Олега Меньшикова в фильме «Утомлённые солнцем» (реж. Никита Михалков). Ну всё у него позаимствовал: и манеру улыбаться, и речь, и причёску, и осанку, и даже за роялем немного поиграть успел. Получился в итоге типичный клон известного персонажа, проигрывающий оному по всем параметрам. Дальше сюжет нацеплял кучу приёмов из культовых советских детских фильмов: «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» и других известных советских кинолент. Тут и слежка пацанов за шпиёнами, и грандиозные шпиёнские замыслы, которые рассказываются за тонкой шторкой, так, что любой их может подслушать. И посиделки шпиёнов в заброшенном сарае посреди леса, а с чердака за ними, разумеется, уже следят. И «доблестные» НКВД-шники, которые вечно везде опаздывают, а пацаны всё делают за них. И много чего ещё. Развязка шпиёнских страстей наступает, пожалуй, самая примитивная, которую только можно было придумать. Во 2-й части сериала все шпиёны мигом куда-то исчезают, и более ни в одной серии не фигурируют. За-то перед нами бурно разворачиваются события любовных похождений юных курсантов, которые бегают в увольнительные и сигают через КПП училища по малейшему поводу и без, игнорируя занятия и порядок училища в целом. Смешно и нелепо глядеть на эти события! Поскольку на экране лето 1941 года. Со всех приёмников и громкоговорителей должны звучать сводки о ситуации на фронте, а курсантов этих (да и не только их, кстати) ничего кроме женских юбок не беспокоит. Таким образом даже всякие намёки на какую-то реалистичность ситуации разбиваются вдрызг о примитивно сотканную историю и совершенно бестолковую режиссуру. Банальный пример: герой Михаил Кузьмич. То он от жены к любовнице резко бежит, потом так же резко едет в поезде в неизвестном направлении, огребает на станции по башке. Потом, оказывается, что он уже вернулся и начинает просить прощения у жены, но при этом нежно обнимает любовницу у станка. ..и, напомню, что всё это происходит в первые дни войны! Как к такому можно относиться? Нормально считаете? Ну, извините, на мой взгляд, советские люди в 1941 году так себя не вели! Серии, где разворачиваются военные действия изобилуют нелепостями уже выше всякой меры! Тут уже начинаются и временные несоответствия: одни события разворачиваются неправдоподобно быстро, в то время, как другие, замораживаются. Одни герои становятся неуязвимы к пулям, а другие складываются чуть ли не от эха взрыва. Часть сюжетно важных событий вообще начинают происходить за кадром, а нам говорят лишь об их последствиях. Вновь всплывают какие-то левые нелепые персонажи, смысловая роль которых в сюжете отсутствует напрочь. Перед нами нарушаются и элементарные законы физики: Сбитый над центром города самолёт, почему-то туда же в центр города и упал. Как? Азы аэродинамики режиссёр вообще изучал? В госпиталь приносят раненного у которого прямо из живота торчит… бомба! «Маски шоу» помните? Там тоже ходил персонаж с ракетой торчащей из головы. Вот здесь зрителю выдают за чистую монету тот же самый абсурд! Ну и апофеозом становится вторая половина заключительной серии. Она неожиданно оказывается… наверное всё-таки, затянувшимся трейлером второго сезона сериала, который так и не сняли. Перед нами совсем другой год, другие места, другие события, при чём нашинкованные с такой скоростью, что вообще плохо понимаешь: что же происходит перед тобою на экране? Сюжетный винегрет состоит из каких-то снайперов, родов немки, детского дома, немотивированного воскрешения отдельных героев, и кучи других нескладух. Тем, кто хочет возразить мне и напомнить о бурной молодости, первой любви, романтике, войне разрушившей судьбы, хочу в противовес данному сериалу предложить пересмотреть киноленту «Завтра была война» (реж. Юрий Кара). Вот там есть и молодость и романтика и первая трепетная любовь. А в «До свидания, мальчики» Сергея Крутина ничего этого нет даже близко!