Буквально на следующий день после окончания Чемпионата мира по хоккею по Первому каналу прошла премьера мини-сериала «Слава». В этом продюсерском проекте Алексея Пиманова за 4 серии попытались воспроизвести основные вехи биографии нашего легендарного хоккеиста, спортивного чиновника и сенатора Вячеслава Фетисова. Скажу честно, получилось так себе. Но обо всем по порядку. На волне кассового успеха «Легенды №17» появление подобных фильмов более чем ожидаемо, тем более, что всенародно любимых и заслуженных спортсменов, чья жизнь так и просится на кинопленку, в нашей стране пруд пруди. Однако «Слава» - это скорее подарок Пиманова своему другу и напарнику по игре в хоккей на катке МЧС. Малобюджетность картины видна невооруженным глазом, как и отсутствие мало-мальских звезд, за исключением, пожалуй, нескольких примелькавшихся в других сериалах актеров, да Валерия Баринова, сыгравшего небольшую роль Анатолия Тарасова. Собственно, часто бюджет не так важен, ведь можно и на большие деньги снимать полную ерунду – Никита Сергеевич подтвердит. Но дело тут в другом. В жизни Вячеслава Александровича хватало и хватает до сих пор самых разнообразных коллизий, так что 4 серии для полноценного байопика – это преступно мало, особенно если приличную долю экранного времени уделить абсолютно лишней, да к тому же еще и бездарно сыгранной сюжетной линии с двумя болельщиками сборной СССР. Ну вообще ей там было не место, и я в упор не понимаю, зачем ради нее выкинули либо серьезно исказили многие важные факты из жизни Фетисова, довольно подробно описанные в его автобиографической книге «Овертайм». Сказалась на постановке еще и активная консультация с самим главным героем, в результате чего его экранное воплощение получилось каким-то плакатным. Фетисов в сериале выглядит на 150 процентов положительным, что, на мой взгляд, для байопика неправильно. Поймите меня правильно, я никак не хочу чем-то очернять Вячеслава Александровича, которого я на самом деле очень уважаю, но чем сложнее личность, о которой рассказывают, тем биография интереснее. Вот и получилось так, что главный герой при всей внешней схожести актера Евгения Пронина с Фетисовым не стал для меня полноценно тем человеком, кого я с самого раннего детства видел на страницах «Спорт-Экспресса» и по ТВ. Еще в сериале мне не хватило трех моментов. Первый – это то, как здесь была показана легендарная пятерка Ларионова. Точнее, персонажа Алексея Касатонова мы могли видеть часто, так как с Фетисовым они до размолвки сильно дружили, но где же Макаров, Ларионов, Крутов? В сериале они как бы есть, но вот сейчас я могу только вспомнить только одно их появление на экране, да и то не в качестве киношных персонажей, а в показанном в одной из серий фрагменте выпуска программы «Взгляд». Тогда в самом разгаре был конфликт между Фетисовым и Виктором Тихоновым из-за отъезда защитника за океан, и на чемпионат мира-1989 его, отлученного от ЦСКА и сборной, брать не хотели. Но наша прославленная тройка нападения в отсутствие Касатонова, принявшего сторону тренера, отправилась в Останкино и в прямом эфире на всю страну объявила ультиматум – без Фетисова на турнир не поедет никто. И вот это их выступление вставили в сериал, за что создателям большое спасибо. Но все-таки хотелось бы более уважительного к этим, без преувеличения, легендарным людям отношения. Ведь их пятерка – лучшая в истории отечественного хоккея. Всякое между ними бывало, однако, по свидетельству многих людей, до отъезда в НХЛ они были как единый кулак. И этим не стоило пренебрегать. Второй момент – это нашумевшая история с киевским арестом и избиением Фетисова. По одной версии, описанной в «Овертайме», он стал жертвой недоразумения, неоправданной агрессии и милицейского произвола, когда вышел из гостиницы, чтобы от киевских друзей получить подарок для сына Валерия Харламова. По другой – якобы Валерий Лобановский сказал Тихонову, что Фетисов в тот злополучный вечер активно нарушал режим с футболистами киевского «Динамо» - большими специалистами в этой области, кстати. В любом случае, история противоречивая, и было любопытно, как ее покажут в сериале. Получилось это, по-моему, довольно коряво и примитивно. Я не буду спойлерить, но скажу прямо – потенциально выигрышный эпизод безнадежно запороли. Наконец, третий момент – это не менее нашумевшая история любви Фетисова и его жены Ладлены, которую он фактически увел у звезды футбольного «Спартака» и сборной СССР Вагиза Хидиятуллина. Выглядела она на экране поверхностно, как и многое в сериале, и очень сжато. К тому же персонажа Хидиятуллина лишь однажды показали мельком и назвали Игорем (а к нему действительно так обращались). Тема, конечно, очень щекотливая, и наверняка прошлое ворошить заинтересованным лицам не очень-то и хотелось. Но из песни, как говорится, слов не выкинешь, а от более подробного повествования, думаю, сериал только бы выиграл. По этому множеству букв можно предположить, что итоговый вердикт мой будет неутешительным. Однако не все так плохо. В отличие от той же «Легенды №17», в «Славе» заметно не только бережное отношение к фактам, но и более-менее правильная хронологическая последовательность. Конечно, правда у каждого своя, и в автобиографии Фетисова тоже могут быть неточности, как сознательные, так и нет, к тому же и без чисто киношных ляпов не обошлось. Но вот какая штука – у мало-мальски знакомых с историей отечественного хоккея увиденное может вызвать радость узнавания, а у тех, кто до сей поры к ней был равнодушен, может возникнуть неподдельный интерес. И хотя бы за это стоит поблагодарить авторов. Попытка, в общем-то, засчитана. Но те люди, та эпоха, та сборная заслуживают куда более масштабного и серьезного фильма. 6 из 10
Перед просмотром мини-сериала 'Слава' я случайно наткнулся на фрагмент передачи 'Человек и закон', в которой ведущий Алексей Пиманов, представляя этот проект, сказал: 'Спасибо' великим людям нужно говорить при жизни'. Это очень простая в сущности, но очень правильная мысль, которая для меня в какой-то мере и стала девизом этих четырех серий. Конечно, это ни в коем случае не 'памятник' Фетисову (он сам 'памятник себе воздвиг нерукотворный' всей своей карьерой и своими достижениями), слишком уж отрывочная и несовершенная получилась история, но как благодарность одному из символов отечественного хоккея это именно то, что нужно. Я от понимания хоккея и общественно-политической жизни России далек, поэтому не берусь судить о деятельности Фетисова после окончания карьеры, но для меня его спортивные подвиги не подлежат никакому сомнению. Сериал 'Слава' рассказывает о том, что ни один чемпионский титул, ни один кубок не приходит легко - настоящие чемпионы, как правило, проходят путь воина, обрастая физическими рубцами и душевными ранами, теряя и находя, сталкиваясь с предательством. - Когда мне выдали клубную форму ЦСКА, месяца два в ней спал, и горжусь этим. Мне очень повезло. Всего этого в жизни Фетисова было в избытке - и смерть брата, талантливого молодого хоккеиста, и долгое ожидание ребенка, и противоборство с системой, - но он не позволил обстоятельствам сломать его, демонстрируя стойкость на льду и за его пределами, принципиальность, целеустремленность, трудолюбие и честность. Да, наверное, где-то имела место некоторая идеализация образа, да, сейчас изменилось время, а с ним и люди, но пример Фетисова актуален и по сей день, а значит и фильмы такие, пусть не выдающиеся, все же нужны. Это не только своевременно сказанное 'спасибо' тому, кто этого заслуживает, но и пример для подрастающих поколений. - Психологическое напряжение было, и постоянно вопрос крутился: что же я такого сделал, за что так прессуют? В таких лентах всегда трудно судить об уровне актерской игры, потому что априори важнее сама история, удивительные факты биографии, чем то, как их старательно отыгрывают на экране пусть даже неплохие актеры. Мне понравилось, что Евгений Пронин (Слава) и Любава Грешнова (Лада) не переигрывали - они в кадре смотрелись довольно просто и вместе с тем органично. Заметна ориентация на жизнеподобие. Образ Тихонова (Владимир Литвинов) - очень удачен, Тарасова (Валерий Баринов) напротив - не очень. - На моем лице примерно 200 швов, но зубы ни разу не выбивали. Важно, что проект, снабженный таким претенциозным заголовком (Слава - это и Фетисов, и слава русского хоккея) не покрыт бронзой. Он временами довольно непосредственный, житейский, ироничный. В этом смысле удачная находка - параллельная фетисовской линии история двух друзей-болельщиков Павлика и Володи, которые жили, любили и болели хоккеем. Это фильм не только о великом хоккеисте, но и о тех, для кого он играл. 7 из 10
Было интересно посмотреть на то, как достигаются наши великие победы. Это автобиографичный фильм о жизни Фетисова и его окружения, на мой взгляд, в нем полностью отражена вся правда жизни людей, которые ставят себе великие цели. Достоверно показаны переломные моменты жизни и карьеры хоккеиста - Вячеслава Фетисова, после просмотра фильма я его зауважала с еще большей силой - такая сила воли, такое стремление к победе и самоотдача! Меня огорчило в фильме только одно: раскрыты не все моменты жизни хоккеиста. К примеру, не понятно, правда или слух тот факт, что после переезда из Америки он на свои средства покупал экипировку детским хоккейным клубам?...Плюс, не раскрыта история ссоры Фетисова с Касатоновым, показан момент ссоры, но так и не понятно, что же именно произошло между спортсменами, а очень бы хотелось узнать! Видимо продюсеры решили не акцентировать внимание на негативных моментах, а жаль, ведь мы хотим знать наших героев без прикрас...
Ознакомился с этим мини-сериалом, надо сказать меня сей фильм по хорошему пробрал, получилась во всех смыслах хорошая биографическая драма о судьбе выдающегося, да что там выдающегося, величайшего хоккеиста Вячеслава Александровича Фетисова, думаю такие фильмы стоит показывать в канун зимних Олимпийских игр, и чемпионатов мира по хоккею регулярно, на ровне с картиной 'Легенда №17'. К слову сказать эти два фильма не очень-то похожи друг на друга, 'Легенда №17' получилась по сути своей больше спортивной драмой, здесь же больше именно биографическая драма, повествующая не про короткий, и одновременно самый яркий отрезок карьеры хоккеиста, а про самые яркие и печальные события во всей хоккейной карьере Фетисова. Все персонажи получились довольно яркими, за что огромное спасибо всем актёрам, принявшим участие в фильме, есть у некоторых расхождения во внешности, но для такого кино это простительно, ведь здесь актёры не пародируют своих прототипов, а создали их образы, залезали в их шкуру так сказать. Фильм захватил меня буквально с первых минут просмотра, режиссёр Азаров, считаю абсолютно правильно выбрал трактовку фильма, расставив нужные акценты там где надо, более подробно показав самые интересные и напряжённые во всех смыслах моменты. Приятно, отмечу так же, меня порадовало музыкальное сопровождение фильма, композитор Олег Воляндо написал чудесную музыку, которая каждым аккордом, каждой ноткой попала в самое яблочко. Скажу честно мне очень импонируют такие личности как Вячеслав Александрович, который прошёл сложный путь, не только в спорте, но и в жизни, о чём собственно говоря и повествуется в этом фильме. Надо сказать, фильм так же вызвал и ностальгию и по тем хоккеистам, по той сборной и конечно же по тем временам, создателям фильма считаю удалось передать всю атмосферу, всю гамму чувств всех этих прелестей, хотя конечно без особых подробностей основной уклон здесь всё же сделан на человека и людей которые его окружали, к слову многие из которых и до сих пор окружают. Взлёты и падения, смех и слёзы, всеобщее призрение и восторженные вопли целого поколения, после всего этого- такой интересной жизни и в буквальном смысле героической спортивной карьеры самого народного вида спорта, в нашей стране, ведь не будем забывать о том что мы всегда были, есть и будем Великой хоккейной державой, отпадают все вопросы о целесообразности этого фильма. Почему не рассказать, если есть о чём, и главное о ком, такие фильмы нужно снимать и нужно смотреть, ведь за ширмой основных действующих лиц, событий и помимо всех художественных ценностей, эти фильмы воспитывают любовь к спорту, к своей национальной сборной и главным образом патриотизм, потому как, ну разве можно не гордится тем, что ты живёшь в той стране где есть такие личности как тот же Вячеслав Александрович Фетисов, настоящая Легенда мирового спорта и хоккея в частности, который выиграл, несмотря на все сложности всё, причём как на льду, так и за его пределами. От себя лично хочу сказать только самые добрые слова в адрес создателей этого фильма, понятно, что жанр и характер данного фильма довольно специфические, где в буквальном смысле есть всё, но всё же приятно видеть, что и в наше время есть люди которые умеют снимать такие фильмы, которые хочется смотреть и пересматривать. Конечно недостатки у этого фильма, как и у любого другого есть, но на мой взгляд здесь положительных моментов настолько много, что эти недостатки, даже если они на виду растворяются моментально. Спасибо. Кино вам удалось! 10 из 10
Я понимаю, что многие будут сравнивать этот фильм с 'Легендой номер 17', но здесь следует сделать следующую ремарку. 'Легенда' - это спортивная драма, если честно в биографическом плане имеющая мало общего с реальностью, а 'Слава' - это больше биографическая лента. Вячеслав Фетисов - действительно легенда нашего хоккея, легенда живая. Человек выиграл и Олимпиаду и чемпионат мира и Кубок Стэнли. В ленте 'Слава' мы видим все моменты становления героя; первые шаги на коньках, приход в ЦСКА, победы на ЧМ и Олимпиадах, отъезд в НХЛ и прочие вещи. Евгений Пронин идеально сыграл нашу легенду хоккея. Поразило сходство с Фетисовым, а также полное перевоплощение в героя. Меня поразил момент со смертью брата. Наверное самый пронзительный момент мини-сериала. Любава Грешнова в роли Лады Фетисовой тоже поразила своим портретным сходством. Да и на фоне Пронина, она не теряется. Любовная линия показана довольно реалистично, хотя и некоторые вещи опускаются. Например как она ушла от футболиста Вагиза Хидиятуллина. Хотя как я полагаю этого и не надо показывать. Отмечу что Валерий Баринов больше похож на Тарасова, чем Меньшиков. И внешне похож, да и можно сказать как Станиславский: 'Верю'. Посмотрев 'Славу' можно сделать один вывод. Что нам есть гордится. И это гордится хоккей. Понравилась и линия с двумя болельщиками. Ведь здесь показаны те, ради кого играли такие мастера как Фетисов, Константинов, Крутов, Ларионов и многие другие... Отмечу хэви-металлические мотивы в музыке Олега Воляндо 9 из 10
Хочется продолжения. Еще четыре новые серии, но другие, такие по накалу страстей, как легендарные матчи, которые вошли в золотой фонд хоккея, когда смотришь и ощущаешь себя в самом центре циклона, в самой гуще игры. Записи матчей сам Вячеслав Фетисов вместе с журналистом Евгением Кузнецовым собирали много лет. Чтобы эмоции проносились со скоростью летящей шайбы, чтобы удары клюшек и стук шайб о лед и ворота звучали сильнее музыки, чтобы мальчишки смотрели серии, а потом бежали во двор, играть в хоккей и быть «как Фетисов». Обладать огромным талантом и невероятной любовью к хоккею, блестяще мыслить во время игры - вот, есть же понятие игрового интеллекта, который приводит к победам. Можно быть вечно перспективным и подающим надежды игроком, можно тренироваться дни и ночи напролет, а можно играть и мыслить, быстро восстанавливаться и быть психологически сильным человеком. Видеть ситуацию, владеть ею и молниеносно реагировать. «Я встану!» - говорит он себе тогда, когда врачи выносят вердикт, что из-за тяжелой травмы спины под вопросом даже простая ходьба, не то, что игра. «Этот - встанет!» - скажет врач. И будет прав. Сериал «Слава» повествует в спокойном абсолютно таком 'вечернем' ритме о важных жизненных вехах легендарного хоккеиста Вячеслава Фетисова. На лекции по кино режиссер-документалист Сергей Мирошниченко однажды сказал нам, студентам, очень интересную мысль: «Надо снять не спорт, а боль, страх, патриотизм, частицу Бога». «Например, - тут же спросила я, заинтересовавшись именно частицей Бога». «Например?! Шайба, летящая в ворота с огромной скоростью. Оператор должен поймать это мгновение, и поймать красиво, снять так, чтобы в этом полете была видна победа». Мысль интересная, но опять же, для следующих четырех серий. Данный сериал немного о другом. Зрителям дается повествование событий, предлагаются к просмотру факты, а он (зритель) уже сам включает в себе эмоциональность и выбирает насколько сильно включиться в игру, в трагедию, в любовь, в драку, в автомобильную аварию, в простой разговор. Много хороших вопросов возникает во время просмотра: «Как из простого мальчишки стать чемпионом?», 'Как не возгордиться?', «Как развить в себе невероятно мощную энергию для игры?», «Как укрепить в себе дух победителя?», «Как научиться принимать решения и не отступать от себя, своих ценностей, чувств, слов?», 'Как отстоять свою правду, когда тебя хотят продать?', «Что чувствуют близкие люди – любимая женщина, мама, папа чемпиона, которые болеют за него всей душой?», «Как выглядят болельщики, что ими движет?» Хоккей объединяет людей в едином порыве. В этой мощной волне поддержки болельщики испытывают невероятный энергетический подъем. Раньше во время проведения Олимпиады все войны прекращались. Дух Игр! В сериале есть мотив теплых объятий, когда семьи смотрели хоккей и искренне сопереживали, радовались победам. Люди хотят видеть игру! Интересную игру, а не только победу. Вот, в чем фишка и опять искусство мыслить на льду, которым мастерски обладает Фетисов. Интересно в сериале показаны его взаимоотношения с друзьями. Вот, что заметно: Фетисов – первый, но с ним рядом никто не чувствует себя вторым. Конечно, чтобы лучше понять путь чемпиона и эмоционально подключиться к сериалу, желательно до этого прочитать автобиографическую книгу «Овертайм», где хорошо прописано то, как человек создает сам себя своей же волей. Очень хочется, чтобы сериал посмотрели мальчишки и зарядились этой историей. Хороша сцена в финале, где Фетисова окружают ребята. Пожалуй, это лучшее завершение фильма и…заявка на его продолжение. Вот она, суть всей этой истории. Вот она та самая частица Бога – в горящих глазах мальчишек, которые хотят быть как он, как Фетисов. Что надо для этого? Поверить в себя. Закалить характер. Быть сильным. Потому что, хоккей, все-таки, мужская жесткая игра, хотя..женщины играют в хоккей тоже весьма хорошо! Играть не только за деньги, движет победой не это, причем, далеко не это. Играть, потому что не можешь не играть. Играть не за себя, а за страну. Это и есть тот самый настрой, сила команды, которая побеждает даже физически более подготовленных соперников.