Сериал «Палач» мне понравился по следующим причинам: 1. В основу фильма положена реальная история женщины палача приспешников фашистов и самих фашистов на совести которой 1500 расстрелянных. Создателям сериала удалось с почти документальной точностью воссоздать превращение медсестры Советской Армии в палача – ужасы войны, окружение, насилие и переход на сторону неприятеля. Послевоенную жизнь фронтовички с мужем и главное – отсутствие раскаяния за содеянное. 2. Актерская игра Виктории Толстогановой! Все таки актерский талант в перевоплощении не прошел мимо, финальные две серии дают полный расклад о ее личности, о мотивах побудивших к выбранному пути. Актриса смогла передать и донести до зрителя именно документальный образ своей героини. 3. Рутинность милицейской и следственной работы, когда он формальных действий (в соответствии с УПК сводит скулы), приблизительно так и воспринимались первые пять серий, в части работы следователей. 4. Яркостью образов милиционеров: Черкасова, Зинчука, Тимофеевой. Пусть не всегда соответствующих реальности, но тем не менее ставшими ближе зрителям своими житейскими проблемами и человечностью. Спасибо актерам Смолякову, Слюсаренко и Александровой за воплощение своих героев. Не понравилось в сериале: 1. Линия Кривовязов – во первых обучавшаяся в школе разведчиков Раиса Сафонова точно оставила в НКВД свои отпечатки пальцев и фото, поэтому доказать свою не причастность к Антонине она смогла бы без труда, и после плена и в лагере. Во вторых нелогичность сюжета в отсутствии встречи после войны с Барсуком-Лошкарем, видевший ее партизан также бы вывел на чистую воду обман Раисы Яковлевой. В третьих обстоятельства превращения пусть и не настоящей Малышкиной, в Нину Кривовяз в лагере, все таки вызывают недоверие. В остальном фильм получился сильным и жестким – как напоминание о том, что о некоторых моментах из прошлого забывать нельзя, и недаром Антонина Макарова (по фильму Малышкина) стала одной из трех женщин, в отношении которой был приведен в исполнении смертный приговор после смерти Сталина. Оценку за фильм завысил может быть, но в моем представлении плюсы этого фильма перевесили минусы. 9 из 10
Прекратите снимать фильмы о Великой Отечественной войне! Вы не имеете на это морального права. В годы войны и в послевоенные годы было снято много хороших фильмов о войне. Их создавали люди, которые прошли войну и имели право о ней рассказывать. Эти фильмы являются нашим общим достоянием. Современные фильмы о Великой Отечественной войне просто невыносимы. Тошно смотреть на сытые и довольные физиономии «защитников Брестской крепости» и «героев Сталинграда». А фильм про маршала Жукова с Балуевым в главной роли? Маршал Жуков показан полоумным стариком, у которого то инфаркт, то инсульт, то жена, то любовница. О его роли в войне как-то забыли. Сериал «Палач», показанный на первом канале, отличается особой подлостью. Сразу видно, что автор сценария женщина: все примитивно, все по Фрейду. Да, были предатели в годы Великой Отечественной войны. Это были патологические личности (садисты, психопаты). В мирное время они скрывали свои наклонности, а когда началась война, когда Красная армия отступала, враги занимали один населенный пункт за другим и убивали наших людей, эти патологические личности примыкали к врагам и убивали своих сограждан, зачастую проявляя даже большую жестокость, чем фашисты. Фашисты сами боялись этих палачей и периодически их уничтожали. Предателей уничтожали и красноармейцы, и партизаны, и специальные подразделения НКВД. После войны их настойчиво разыскивали, судили и расстреливали. Даже если в единичных случаях фашистским палачам удалось избежать разоблачения и возмездия, эти люди уже давно умерли, да и жизнь их была хуже смерти. Их мучили страшные воспоминания, они постоянно боялись, что за ними придут. Да и хватит о предателях! Кому они интересны? Да не тут-то было. Как говорится, свинья грязь найдет. Представляете, какое извращенное сознание у создателей сериала «Палач», если среди десятков миллионов наших соотечественников, которые героически защищали Родину, они выискали и сделали главными героинями двух алкоголичек, одна из которых орет немецкие песни и «партизанит» одним местом, а другая расстреливает своих из пулемета, а потом стреляет им в глаза из пистолета?! К сожалению, сейчас в нашей стране многие люди совсем не знают историю, не могут даже ответить, кто был раньше: Суворов или маршал Жуков. У таких людей нет «иммунитета» против бреда и клеветы. Как они будут относиться к героям войны после сериала «Палач»? «Знаем, знаем, как вы воевали… Да, может быть, вы вообще не те, за кого себя выдаете?» Конечно, подвиг наших людей в Великой Отечественной войне бессмертен, ничто не может его затмить. Но для наших современников такой фильм и ему подобные очень вредны: они душу калечат. Я не удивлюсь, если создатели сериала заявят, что фильм снят на основе реальных исторических событий, что они работали с архивными документами. Да с какой стати вы вообще цепляетесь за военную тему? Богеме не все ли равно, на чем зарабатывать деньги? Есть столько других интересных тем. Снимайте фильмы об «оборотнях в погонах», о врачах – вредителях, об учителях – педофилах, об алкоголиках, наркоманах, сектантах и людях с нетрадиционной ориентацией. Не трогайте войну. Не трогайте святое. Не берите грех на душу.
Клюква, ох и клюква. Реальная история, превратившаяся в какую-то дешевую многосерийную поделку. Начал смотреть, предвкушал получить удовольствие. Но с первых кадров почувствовал какое-то раздражение. Подумал, что показалось и постарался подавить, сидящий внутри червячок сомнения. А первые кадры военные. Но сняты как-то пластмассово, ненатурально, фальшиво, мимоходом. Ладно, может быть это просто пролог и дальше будет все хорошо. Но вскоре появился (пусть не надолго) Леонид Ильич Брежнев. Неубедительно, фальшивый. Раздражающий. Ладно достаточно поверхностное сходство, но в фильме в 65 году артист пытается изобразить дикцию Брежнева поздних 70-х, вероятно предполагая, что так будет больше сходства. Но в целом мискастинг, мне показалось, что в сцене с Брежневым, стоящие рядом актеры испытывали неловкость за происходящее. Потом появились другие неубедительные персонажи. Замечательная Пересильд, совершенно фальшивая в 65 году. Грим, плохие зубы все есть, но не получается, не верят глаза в ее потрепанный персонаж. Собрался выключить на первой серии. Улыбнуло как пацан на любительскую кинокамеру долго снимает танцы в селе. такое впечатление, что у него не 8мм аппарат, а DV камера. Долго снимает. Хотя одной бобины, хватало всего на ничего, если не ошибаюсь минуты на две. Да к тому же после проявки оказалось, что снимал он на цветную пленку. И это в 65 году, когда и черно-белую купить было не просто, а цветную... Но тут раздражающие персонажи стали появляться один за другим. Молодая журналистка, которая с фотоаппаратом лезет на место преступления, а потом без какого-либо согласования со следствием печатает материал в газете. С фотографией. И никто этому не удивляется. Следователь МУРа с ней ничего сделать не может, а она все щебечет, щебечет, идиотка. Но это не 90 годы, а 1965 год. Какая журналистка посмела бы так себя вести? Клюква полная. Сразу вспоминается фильм 'Противостояние'. Журналист Королева. Даже сравнивать нельзя. Кстати, в том случае она напечатала маленькую заметку и получила по голове от начальства. Выгнали ее. Нет страшных преступлений в СССР. А здесь... Сотрудники главного следователя. Фальшивые насквозь. Стажер вызывает не просто раздражение, а сильную тошноту. Пошло и глупо. Местный следователь в форме, но с модной 3-дневной небритостью. Кричит на МУРовца, обзывает его нехорошими словами, разве, что дичью не назвал и по физиономии не дал. Натянутость сюжета самого следствия вообще не поддается описанию. Следователь вдруг начинает изучать военную кинохронику и сразу называет имя персонажа, который должен быть замешан в истории. Опять же чувствуется, что режиссер смотрел 'Противостояние', но там это серьезно, обоснованно, сильно, умно. Здесь неубедительно и глупо. Нет. Дальше второй серии смотреть не смогу. Артисты хорошие. Фильм - полная клюква. 2 из 10
Недавно, с удовольствием посмотрел приквел данного сериала - 'Мосгаз', поэтому изначально ожидал хороший сериал. Несмотря на это, получил намного больше, чем мои совсем немалые ожидания! Кастинг. В приквеле немало раздражали Марина Александрова(Соня), Алексей Бардуков (Гаркуша) и Юрий Тарасов(Пожидаев). Раздражали не своим неумением играть, а тем, что не верилось в созданных ими персонажей во вселенной МосГаза. Тем приятнее и неожиданнее стало то их преображение в 'Палаче'. Веришь от и до. Соня обзавелась мозгами и колючками, Гаркуша теперь работник милиции, а не только герой-любовник, Пожидаев же - не мешок говна с большими полномочиями, а вполне понятный человек со своими плюсами и минусами. Все новые герои - также в яблочко, даже не верится. Абсолютно адекватный Брежнев, ГБ-исты, милиционеры, жизненные Славик и старый муж новой 'жены' главного героя, прикольная и нестандаратная журналистка. Но абсолютно все герои и новые, и старые меркнут на фоне Виктории Толстогановой. То, как она сыграла и то, ЧТО она сыграла... Последние две серии посвящены именно ей, это её лебединая песня. Почему-то вспомнился погибший от антидепрессантов Хит Леджер, слишком сильно сросшийся со своей ролью, и так и не вышедший из Джокера. Очень надеюсь, что у Виктории всё хорошо, и она забыла ЭТО как страшный сон. Мой низкий поклон её актёрскому мастерству. Сюжет. Как ни странно, в этом детективе - сама загадка и расследование наименее интересны, возможно потому, что другие истории вызывают намного больший интерес. Особенно хорошо это видно в первых сериях, где большинство времени уделено именно расследованию и смотреть их бывает скучно. Видимо, понимают это и сценарист с режиссёром, недаром ведь убийца найден за 2 серии до конца фильма. Другие же линии намного более интересны. Новая семейная история Черкасова полны жизненности, его диалоги со Славиком вообще обязательны для ознакомления всем отцам. Военная часть истории, особенно её окончание в монологах Виктории Толстогановой, является главной темой в данном фильме. Щемящая, больная, с полным ощущением, что посмотреть это ты должен обязательно. В общем, что тут говорить. Большое спасибо всем создателям фильма за отличное кино. 10 из 10
Прототип главной героини десятисерийного фильма «Палач» действительно «впечатляет больше». Вызывает больший ужас и заставляет думать о выборе между добром и и злом, о том, что выбор этот не имеет отношения к национальной принадлежности. Недостатки фильма связаны с жанровыми клише: 1) советских военных фильмов и 2) американских криминальных телефильмов. 1) Кинопродукция о второй мировой войне должна показать, что зло всегда по ту сторону окопов («Риорита» — большая редкость). Антонину Парфенову-Макарову, обычную советскую гражданку, никто не насиловал, не пытал, не «ломал», над ней не издевались; она убивала, потому что она убийца (тавтология, но по-другому кратко не ответишь; война виновата? постольку поскольку). Flashback'и о превращении советской девушки в палача — грубы и надуманы. Гибрид между советским военным фильмом и фильмом ужасов (сцены насилия, ломающие личность) скорее всего неудачен. Психологизм (заявленный в жанровом подзаголовке) вроде появился, когда главная героиня начала говорить для протокола. Бабская неприязнь к хорошенькой невесте в белом платье или к красавице-разведчице-партизанке тоньше и драматичнее в качестве «объяснения» жестокости. Cвет или тьма — выбор души; произведения об этом выборе становятся произведениями искусства. 'Палач' им не стал. 2) По законам американских многосерийных телефильмов необходима fictional team of special agents (минус лакание водки по поводу и без повода). Лица у них должны быть симпатичные, они — профессионалы, личная жизнь каждого дана лёгким пунктиром, а личная жизнь их начальника даётся более подробно. Только вот непонятно, чем симпатичная команда (кастинг-cлужба обеспечила те же лица, что и в десятках других телефильмов) занимается в течение своего рабочего дня, кроме проверки масла в машине (1 раз) или похода в архив за справкой (2 раза). И последнее замечание. В 90 % процентах российских детективов поражает следующее: людей сажают в тюрьму без веских доказательств их вины. Ужасно, что это скорее всего очень правдоподобно. Персонаж по имени Раиса Сафонова — объявлена военной преступницей и отправлена в лагерь на основании маски, лежащей рядом с ней на больничной койке и документам соседки по палате. Из диалога с Барсуком в лесу следовало, что Раиса Сафонова проходила обучение в разведшколе, то есть имелось личное дело, а значит фотография, рост, цвет глаз, особые приметы и пр. Эти мелочи не кажутся сценаристу важными, и мало кому из зрителей приговор без следствия показался неправдоподобным. Ведь это действительно не невозможно. К закадровому эфемерному расследованию (при котором для выяснения личности военного преступника хватает масочки и выбитых зубов) причастен герой Андрея Смолякова Иван Черкасов (он же работал в СМЕРШЕ). Разве не зло обвинить не ту в страшном преступлении? Не зло искать свидетеля, видевшего лицо без маски, через 30 лет? Хорошо ли считать Черкасовых героями?
Признаюсь в постыдном: я всегда боялась профессиональных домохозяек. Именно что не игнорировала, не посмеивалась над ними презрительно ('гыгыгы, онажемать, что с нее взять?') - боялась. Поскольку не встречала в жизни людей, более безнаказанно жестоких. С детства слово фашистка ассоциировалось у меня с образом одной из детсадовских мамаш, выдернувшей в раздевалке из-под меня, пятилетней, коврик, оставив голыми ногами на ледяном кафеле, дабы под конечностями собственного исчадия ковриков было два, а потом и вовсе выпихнувшей меня тушей в морозный коридор. Потом были школьные мамашки ('Зюзечка не будет сидеть с этим мальчиком: он какой-то паршивый!' - и это при всем классе), мамашки общежитские ('Да я на тебя, потаскушка, в ректорат заявлю! Пулей из университета вылетишь!' - по адресу соседки дочечки из-за пропавшей у той пары носков), наконец, чужие мамашки в лоне семейств ('Зачем вам собственные детишки, у вас же племянники есть? А вздумаешь, стерва, забеременеть, под суд пойду, а родить не дам!') Их всех объединяли умение предельно чётко делить мир на своих (драгоценных) и чужих (неполноценных), готовность истово и без малейшей оглядки на этих самых чужих защищать и расширять свой Lebensraum, полнейшая безучастность к судьбе их стараньями жизненного пространства лишенных, а также непоколебимое сознание высоты собственных миссии и предназначения ('Я - Мать!!!'), всё осеняющих, всё оправдывающих. А потому, как бы абсурдно это ни звучало, строем мысли хозяйственная чистюля и онажемать кажется мне куда ближе к обыкновенному фашисту Третьего Рейха, нежели любой прыщавый зигающий юноша с 'Майн Кампфом' под подушкой. Потому что у юношей склонность к радикализмам, как правило, проходит вместе с прыщами, профессиональное же, агрессивное мамство - неистребимо. Не знаю, преследовала ли сценарист Зоя Кудря какие-либо манипулятивные цели, выстраивая фабулу 'Палача', или же действовала по наитию, но по болевым точкам поколения она пробила мастерски. Центральная детективная интрига её сюжета такова, что кандидаток на роль мимикрировавшей Тоньки-пулеметчицы всего две: женщина с трудной судьбой, опустившаяся, отталкивающая, спившаяся от отчаяния, и - такая вот образцовая мать, жена, педагог, дисциплинированная, подтянутая, арийски холодноватая. Зритель вынужден метаться между своим эстетическим чувством и нравственным чутьем, впадая попеременно то в омерзенье, то в Хамов грех - и это очень мучительно. Потому что напрашивающийся вывод - страшен. Пережив ад, нельзя не запить. Нельзя остаться чистеньким, уравновешенным, даже просто здоровым душевно, оставаясь при этом человеком. Ибо в определенных обстоятельствах и альтернатив всего две: оскотиниться от страданий, сожалений, угрызений или закрыться для чувств и полностью расчеловечиться. В этом смысле, кстати, подлинная история Тоньки-пулеметчицы впечатляет едва ли не сильнее сценарной: та следов не заметала, никого в послевоенное время не убивала, но до такой степени уповала на давность лет и на 'самый гуманный суд в мире', что вплоть до оглашения приговора не рассматривала всерьез меру пресечения более жесткую, чем три года условно. Тут бы режиссеру понаблюдать за Тонькой, бесстрастно, неспешно - на суде, в камере, за написанием апелляции, посмотреть бы в глаза её бесстыжие - да, увы, этого не позволял навязанный Кудре остросюжетный формат. Вот она и понапихала туда серийных убийств, оперской беготни, всяческих шур и мур, пошлого щегольства киллера из комикса с дресс-кодом и профессиональным росчерком пулей в оба глаза... Впрочем, внесенные профанные поправки, 'обыкновенье пряжи' и мельтешение обыденности оказались отнюдь не худшей базой для убедительного ответа на основной непроизносимый вопрос, просящийся на язык - надменным, в основном, потомкам - в рамках данной тематики. Вопрос, заключающийся в том, а стоило ли вообще вести отлов недобитков, коли жили они после войны тише воды ниже травы, и, конкретнее - стоило ли ворошить былое с заведомым риском для живущих здесь и теперь? Судьбы Тоньки и её альтер-эго категорически подтверждают, что стоило. Несмотря ни на что. Потому что нежить живуча, а человечность хрупка. Нежить обладает тараканьим даром приспосабливаться ко всем и ко всему, а человечность - неприкаянна и нелепа. Нежить, если её не укорачивать, подомнёт под себя, сожрёт, затопчет, человечность же склонится, посторонится, самоустранится. И тогда нежить победит, возликует, восторжествует. А этого ей позволять нельзя. Ни за что. Никогда.
Посмотрев все серии «Палача» хочу высказать свое мнение по данному фильму. История Великой Отечественной Войны, ее масштаб, ее трагизм еще долго будут оставаться для нашего народа важной темой для обсуждений, для споров. Тайны той страшной войны до сих пор будоражат сознание любого гражданина страны. История героизма и предательства, верности долгу и желания выжить любой ценой часто используют в кинематографе. Начиная от фильмов послевоенных заканчивая уже совсем свежими картинами. И вот вышел «Палач». История Тоньки - пулеметчицы в пересказе сценариста Зои Кудря. История о том, как обычные граждане становятся предателями. И не просто предателями, а убийцами своего народа. Сюжет интересный, запутанный, яркий. Начну с восхищения, а уж потом с некоторой критики. 1. Просто в восторге от игры Юлии Пересильд. Сыграла великолепно. Показала настолько убедительно трагизм своего персонажа, что мурашки бежали по телу: молодая девушка, рискуя жизнью, добывает сведения у немцев, передает партизанам, каждый миг, находясь на волоске от провала. Осужденная по статье 58 УК РСФСР «Измена Родине» на долгие годы в таёжном аду лагерей, жила только одной мыслью о месте. Спившаяся, опустившаяся, но живущая только для того, чтобы убить своего врага, искромсавшего её жизнь. Трагическую судьбу этой женщины очень искренне и выразительно передала Ю. Пересильд. Благодарю Вас, Юлия за труд! 2. Виктория Толстоганова - наверное, тонну нервов стоила ей роль в этом фильме. Сыграно на 5 с плюсом. Особенно последняя серия. Настолько правдиво показала Виктория человека с его внутренним обугленным миром и от этого еще страшнее становиться. 3. Андрей Смоляков - он даже не играет в этом фильме, а как Майкл Фелпс плещется в море. Так естественно, легко. Вообще, Смоляков - это уже величина в отечественном кино. Думаю, что для него роль в картине не была особо сложной, ибо Мастер сделал всё как надо и без особого напряжения. Ведь за его плечами куда серьезнее роли. 4. Людмила Полякова – просто глаз не оторвать от ее игры. Великолепно, искренне играла бабушку. Талантом Людмилы Петровны был потрясен еще в детстве, от её роли в фильме «Хозяйка детского дома». Ну, а в этом фильме роль сыграна ею шикарно. 5. Юрий Тарасов - просто молодец! Яркий, язвительный, легко цитирующий стихи, цепкий как клещ в расследовании этого запутанного дела. Жаль, что таких сотрудников силовых структур в жизни нет. Сыграно интересно, запоминающееся. 6. Виталий Кищенко – роль драматическая, тяжелая. Человек сложной судьбы. Влюбленный до безумия, совершивший убийство из-за этой своей страшной любви. Изломавший себя в итоге, но не бросивший свою подругу в беде. 7. Анатолий Журавлев большую часть фильма не произвел впечатление. Какой то тюфяк, а не герой войны. Но вот в последней серии меня просто потрясла его игра – человек, проживший жизнь, вдруг всё потерял. И не просто потерял, а узнал жуткую правду о своей супруге. Журавлев в этом моменте сыграл превосходно. Поэтому, уже за этот короткий, но эмоционально раскаленный эпизод, огромное спасибо! Теперь коротко перечислю негативные моменты, которые портят, на мой взгляд, весь фильм. Совершенно напрягали семейные отношения у Черкасова. Ну, вот как то ни к месту все эти разборки с женой, с её бывшим мужем - романтиком. Журналистка Оксана в исполнении Марии Андреевой просто накаляла. Наглая, бесцеремонная акула пера, как будто выпавшая из нашей современности, но никак не из 60-х. Начальник Черкасова в исполнении Вадима Андреева не выразителен, не интересен, блеклый. Вроде как совсем не нужный элемент в этой группе героев. Слишком много показано сцен издевательств немцев над пленной Антониной Малышкиной – как будто сценарист и режиссер пытаются оправдать последующее превращение главной героини в палача. Но ведь были сотни и тысячи таких же девчушек, убежавших со школьной парты на защиту советской Родины. И так же попадали они в плен и так же их пытали оккупанты, но Тонька-пулеметчица всё таки одна. А остальные – ушли Героями, не сломались, не предали, не опустились. Начав смотреть фильм «Палач», вдруг вспомнил похожие по сюжету 2 фильма «Противостояние» 1985г. Семена Ароновича и «Крик совы» 2013г. Олега Погодина. На мой, не профессиональный взгляд, данные картины выше по уровню правдоподобности сюжета, отсутствия глупых излишеств. 7 из 10 Интересный, захватывающий сюжет, яркая игра актеров, неожиданный финал. Для просмотра советую.
Ничего общего с реальными историческими событиями, кроме как основной идеи с главным антагонистом-предательницей, данный сериал не имеет, и это нужно хорошо понимать, приступая к просмотру данной картины, ведь этот многосерийный фильм может понравиться только в качестве вольного художественного произведения, вдохновленного реально существовавшим человеком. Но была ли главная злодейка сериала человеком? Это очень спорный вопрос, обсуждению которого отведены две заключительные серии, ставшие самыми сильными эпизодами в фильме. Мораль у сериала одна - осуждение чудовищных преступлений сумасшедшей предательницы, самой настоящей маньячки, серийной убийцы и психопатки, которая творила со своими соотечественниками то, чем не хотели заниматься даже немцы. Образ демонической убийцы, которой для более устрашающего образа добавили несколько вымышленных фактов, удается исполнительнице главной роли действительно великолепно, хотя к ней я вернусь позже. Итак, главная сюжетная линия сериала - это поиск той самой маньячки, убившей за время войны около полутора тысяч человек, среди которых были не только партизане и военные, но и старики, дети, женщины. Действительно невероятно пугающая история, которая превращает сериал в невероятно мрачный атмосферный советский детектив, который не теряет своей привлекательности и увлекательности даже несмотря на то, что личность Тоньки-пулеметчицы можно вычислить еще в первой же серии. Однако тем интереснее смотреть долгожданную развязку этой жуткой истории. Некоторые сюжетные линии и факты, придуманные сценаристами, создают серьезные отличия между сюжетом фильма и реальным делом зловещей пулеметчицы. Многие зрители поспешили занести это в основные минусы сериала, с чем я не согласен. Здесь убийцу ищут не 30, а 20 лет, да и расследование начинается с громкого убийства 17-летнего парня (неплохой образ уже сыгравшего в 'Чернобыле' Анвара Халилулаева), отличающегося особой жестокостью - юноше прострелили оба глаза. Именно этот факт заставляет ведущего это дело следователя МУРа майора Черкасова (Смоляков) вспомнить об аналогичных убийствах кошмарной Тоньки-пулеметчицы (которая превратила простреленные глаза своих жертв в свой фирменный почерк), которую он разыскивал в годы войны, когда служил в Смерше. Как только следователь устанавливает связь этого дела с историей самой кошмарной убийцы Великой Отечественной войны, это расследование превращается для него в дело чести. По поводу других несоответствий - они всего лишь работают на образ главной злодейки, делая его более зловещим и страшным. Молодая женщина, убивающая по 27 человек в день, перед казнью напивающаяся самогоном и скрывающая свое лицо под детской маской зайчика (тайна личности для Тоньки-пулеметчицы здесь имела принципиальное значение - люди, видевшие ее лицо, немедленно превращались в безглазые тела). Эпизоды, где эта самая убийца расстреливает людей - самые жуткие сцены в сериале. И эти факты превращают персонаж Тоньки-пулеметчицы в невероятно зловещего, мрачного, даже жуткого таинственного человека (хотя большинство зрителей сразу поймет, кто такая эта злодейка). Многим не понравилось, что расследование ведет сотрудник МУРа, но и эта деталь, на мой взгляд, не так уж и плоха, ведь сериал является, в первую очередь, вольным сиквелом другого нашумевшего советского детектива 'Мосгаз', рассказывающего о другом серийном убийце. Здесь же милиционер Черкасов расследует убийства двоих подростков, а не дело военной преступницы Антонины Малышкиной (в реальной жизни - Макаровой). И как только Черкасов понимает, что с этим убийством связано дело предательницы-палача, в дело вмешивается КГБ. По поводу актерского состава хочется сказать отдельно. Андрей Смоляков с ролью следователя справляется как всегда превосходно - он даже фактурно очень подходит под эту роль. Буквально такой же яркий образ он играл и в 'Высоцком', и в 'Григории Р.', поэтому в таланте полноте раскрытия образа усомниться просто невозможно. Что касается Виктории Толстогановой - сыграла просто великолепно, особенно раскрылась в заключительных сериях и флеш-беках из своего военного прошлого. Очень яркий и запоминающийся образ. Порадовал Владимир Юматов в роли сослуживца главного героя по Смершу, миловидная Мария Андреева в роли назойливой журналистки, Виталий Кищенко в роли мрачноватого Кривовяза, Иван Волков в роли хамоватого майора милиции, Юрий Тарасов в роли помощника Черкасова и соблазнительная Марина Александрова. Запомнился и образ следователя КГБ из заключительных серий, но, к сожалению, имени актера я не знаю. В общем, перед нами качественный советский детектив, радующий именно интересным сюжетом, пусть и с предсказуемой концовкой, но массой других плюсов. 8 из 10
Сразу же подчеркну - этот сериал не является документальным и не содержит претензии на историческое исследование. Поэтому можно простить некоторые несуразицы в сюжете, например - почему вечно нетрезвая почтальонша распевает во все горло немецкие песни, и никто из соседей не обращается с этим в милицию? Почему в сюжете есть пронырливая журналистка, будто пришедшая из 90-х годов? Сюда же относятся сказки про маску зайчика и выстрелы в глаза. Но повторюсь, навряд ли создатели фильма рассчитывали проверить, как зрители чувствуют ТУ эпоху. Они сделали вполне неплохой детектив с умными и расчетливыми милиционерами и такими же преступниками, и на мой взгляд, справились со своей задачей успешно. Актеры. Говорю сначала о тех, кто больше всего меня впечатлил. 1. Юлия Пересильд. Великолепно справилась с изображением трех образов своей героини - сначала красавицы, ведущей двойную игру с немцами и одновременно помогающую партизанам, затем заключенной, и наконец - грубоватой спившейся селянки, одержимой мечтами о мести. Во всех этих образах Пересильд неизменно убедительна. А ее финальный диалог с Раисой я включил бы в анналы современного кинематографа. Есть несоответствие - все-таки тридцатилетняя женщина играет 45-летнюю, но в любом случае сыграно было великолепно, без тени халтуры и недоработки. 2. Юрий Тарасов (майор Пожидаев). Язвительный, немного скандальный, но в то же время верный друг и хороший работник. Отлично знает поэзию, а этим немногие и сейчас могут похвастать, кроме того, мастер иронии и юмора. Одна его фраза 'Два майора вечерком пили водку с коньяком' чего стоит. Браво! 3. Виктория Толстоганова. Ну тут обойдусь без лишних комментариев, это просто надо увидеть. 4. Виталий Кищенко (Егор Кривовяз). Отличный образ искренне любящего человека, согнутого своими тайнами и проблемами, но тем не менее, не сломленного. Теперь те, кто разочаровал. 1.Мария Андреева (Оксана). Играла девушка неплохо, но вот персонаж у нее, мягко говоря, дура, липучка и стерва. В фильме совершенно справедливо было сказано, что именно из-за Оксаны погибли оба Кривовяза. Алчная, глупая, не способная на искренность девчонка. Ну вот не верю я в ее любовь к Черкасову, хоть убейте. А по уровню интеллекта ее обогнал даже подросток Славик. 2. Анатолий Журавлев (Сергей, муж Раисы). Сыграл отлично, сцена в последней серии ('может, и мне она хоть слово передаст') тронула до глубины души. Но герой показан ну таким тюфяком, ну таким простачком, что просто неприлично. Разве можно не заметить, что жена исчезает всякий раз именно в тот момент, когда происходит очередное убийство? Непонимающее выражение лица - то, с чем этот персонаж ассоциируется в первую очередь. 3. Марина Александрова. Где бы ни играла эта актриса, выражение лица у нее одно и то же, что в 'Екатерине', что в 'All inclusive', что здесь. Везде она только блаженно подкатывает глаза и топорщит губы. Девушка красивая, спору нет, но этого мало. Пока никакого особого таланта я в Александровой не заметил. Буду только рад, если она докажет обратное. Снялись в сериале замечательно сыгравшие Смоляков, Бардуков, Стоянович и многие, многие другие. Всех перечислить просто невозможно. Столь великолепно собранный коллектив перекрыл недостатки сценария и выполнил свою работу на отлично. Минус балл за разные недочеты в сценарии (вряд ли Раиса так испугалась обнаружения 'вальтера', учитывая, что она сама его и бросила) и получаем 9 из 10
Посмотрев 'Палача' и прочитав предыдущие рецензии на него, я, как и многие из их авторов, задался вопросом 'Насколько всё это правдиво?'. Поэтому тут же внимательнейшим образом стал смотреть 2-ю серию документального телесериала 'Возмездие' (2010, по заказу 5-го канала), посвящённую как раз делу 'Тоньки-пулемётчицы'. Считаю просто необходимым для серьёзного и заинтересованного зрителя последовать моему примеру. А для ленивых и шибко занятых сообщу здесь важнейшие факты. ... Дело Тоньки вообще-то до сих пор засекречено, поэтому приводятся лишь общие, главнейшие моменты. Кстати, как и полагается, само дело вёл КГБ, а вовсе не МУР и не милиция вообще, как в 'Палаче' (об этом поговорим отдельно и ниже). Антонина Макарова действительно была медсестрой и выходила из окружения, из страшного Вяземского 'котла', где только погибшими числятся около миллиона (!!!) советских солдат и офицеров, а ещё полмиллиона было взято немцами в плен... Выходила вместе с одним бойцом, которого, по её словам (а кто теперь знает, как там было на самом деле?), полюбила, но в конце он её бросил и ушёл к семье в родное село (близко к сериалу). Сама же она вышла на Брянщину, где в так называемом Локотском округе фашисты проводили 'экономический эксперимент', в противовес большевикам раздав крестьянам колхозные земли, обложив их приемлемым налогом и поощряя частное предпринимательство (похожую историю с 'колхозом им. Гитлера' мы видим в одном современном военном сериале). Всё это жутко не нравилось легендарным брянским партизанам, что привело к жесточайшему противостоянию сторон (о чем, как и о самом 'эксперименте' в 'Палаче'- ни слова, ни намёка; а ведь какая драматичная и интересная тема!). Ну а 19-летняя Тонька, похоже, была беспринципной приспособленкой, главная задача которой- просто жить и выживать, а на совести у неё, как говорится, хрен вырос. Она проявила лояльность к новым властям и приглянулась самому обер-бургомистру Локотского округа (из местных) и очень даже сыто зажила. Но за это надо было дорого платить- кровью своих соотечественников. И она платила, сперва с трудом, опившись водки, а потом- как на конвейере ('обычная работа'). Продолжим сличать наш сериал с реальностью. Тоньке действительно предоставили (точно не известно, по её ли просьбе) пулемёт 'Максим'. Перед ней ставили в ряд около 30 человек (пленные, евреи, партизаны, подпольщики, их семьи и 'сочувствовавшие'), и она их косила, как траву (истинная Смерть с косой-пулемётом), а потом 'зажигала' в немецком клубе-борделе. Никакой заячьей маски, делающей её 'инкогнито', Тонька не одевала (это действительно махровая и неуместная триллерная голливудщина авторов сериала!!!), потому и нашлось 3 свидетельницы её зверств, которые её и опознали! Она, пьяная, ходила и добивала раненых выстрелами в голову (с её слов, чтобы не мучились), но специально в глаза не стреляла- зачем человеку без совести бояться чьего-то взгляда? На допросах она признавала, что спала спокойно и никакие воспоминания и кошмары из 'прошлой жизни' её не беспокоили (что мы видим в конце сериала). Так что вообще-то крутой и интригующий, 'судьбоносный' для 'Палача' почерк убийцы, простреливающего глаза жертв, оказался логически не состоятельным. Но вернёмся к Тоньке и нашему сличению. За два года реально расстреляв почти 1500 человек (по именам документально установлено только около 70!), ввиду наступления Красной Армии, она, как говорится, 'сделала ноги', каким-то образом обзавелась документами медсестры (по специальности!) и остаток войны провела в госпитале, выхаживая раненых бойцов (просто верх цинизма!!!). Там же познакомилась с будущим мужем по фамилии, кажется, Гольдберг, а после войны перебралась в небольшой белорусский городок ( а ни в какую не Москву!), где ударно трудилась (висела на доске почёта!) на швейной фабрике, была уважаемым ветераном ВОВ, родила двух дочерей. В общем, дом- полная чаша, и семейное счастье, когда даже любимый муж ничего не подозревает... Но КГБ все эти годы её усиленно искал, хотя дело и пытались сдать в архив- слишком много на Тоньке было крови! А нашли её действительно почти случайно (рассказывать долго- смотрите 'Возмездие'). Следователи КГБ были поражены тем, как она вела себя и откровенничала на допросах (это отражено в сериале просто прекрасно!): в духе 'ну и что, была война, такая жизнь, с кем не бывает'. Надеялась на 'минималку' и даже потом готова была послужить 'вертухаем' в зоне или тюрьме, забыв (!!!) про свою семью, писала прошения о 'смягчении'... ...Я вспомнил тот процесс (позвонил другу-ровеснику- он тоже помнит!). Тогда, в 1978-м году он буквально поставил на уши весь СССР. Вспоминаю огромную статью в 'Известиях'... А теперь уже забытая сенсация! Антонину Макарову, 'Тоньку-пулемётчицу' расстреляли 10 августа 1979 года. Она была единственной женщиной, расстрелянной в СССР после войны. ...К величайшему сожалению, многие вышеописанные истинно житейские драматические моменты никак не укладывались в концепцию 'Палача', который суть сиквел 'приключений' вымышленного майора МУРа Черкасова, начатых в сериале 'Мосгаз' (не смотрел- сейчас начну), так же основанных на реальном и нашумевшем уголовном деле (а к показу уже готовится продолжение- 'Гознак'!). Создателям проекта (Эрнст, Евстигнеев, Никифоров, Кудря) Надо Было его продолжить- они и продолжили. Никифоров честно признался, что дело Тоньки-пулемётчицы сознательно 'подвинуто' по времени и подогнано 'под майора Черкасова'. В принципе ничего плохого в этом я не вижу- это же художественное кино, хоть и сериальное; в конце концов, не было никакого Ладейникова из 'Мёртвого сезона', а Штирлиц- вообще не человек, а обобщённый, сборный персонаж (хотя Брежнев всерьёз хотел наградить его звездой Героя Советского Союза!). Другое дело- допустимая мера достоверности, соразмерная с художественным замыслом. Знаете ли, это очень тонкая, деликатная грань! И вот в 'Палаче', с его 'привязками' к предыдущим героям и месту действия- явное 'переступление' в угоду интриге и 'смотрибельности'. Ведь наша Тонька после войны Никого не убивала, жила себе тихо-благородно. А здесь с убийств всё и началось, и держится на них, в сокрытии от КГБ (только в последних сериях о нём 'вспомнили', что идёт против правды!). И, как тут справедливо писали рецензенты, первые две серии наши сыскари проявляют исключительный дебилизм в расследовании... Хорошо, что хоть с середины сериала они сдувают пыль со своих мозгов... ... Сам по себе сериал- серьёзный, качественный телекинопродукт, подтверждающий тенденцию художественного роста российских сериалов год от года. Абсолютная его 'звезда'- Виктория Толстоганова! Можете спорить, но рядом с её характерной (ударение на второй 'а') актёрской работой здесь близко никто не стоит, как бы ни старался. 7 из 10
Вячеслав Никифоров, вроде, опытный режиссер, да и человек не молодой, про войну кое-что знающий, в отличие от некоторых современных 'демократов', сочуствующих фашистам. Но сотворил наивную, примитивную до безобразия чернушку, которая - в отличие от мастерской чернухи Звягинцева про левиафана - плоха даже в деталях. Даже в деталях чисто технических - где он нашел в 65 году, когда ребята еще не были отравлены западеыми сладостями, такое количество жирных пионеров! Догадываюсь, что изображая фашистов, режиссер пытался создать некую аллегорию зла. Но - не получилось. Они столь же комичны, сколь комичен молодой Брежнев. А уж 'анка-пулеметчица', простреливающая глазницы, вполне может встать в один ряд с голливудскими страшилками про зомби. Жаль хороших актеров, которые играли с надрывом, жаль их актерского мастерства, которое в обрамлении неграмотного почти бульварного сценария и неумного режиссера превратились в идиотов, плачущих над рекламой о стиральном порошке.
Садизм, маски и русские с самогоном - западный зритель это 'хавает' с удовольствием вместе с попкорном, но чтобы для российского зрителя такое приготовить! Молодых бендеровцев на Украине наверняка воспитывали вот на таких 'исторически значимых фильма» Больше позитива! Не успела Государственная радиовещательная компания «Радио России» закончить МНОГОмесячное освещение событий 1 мировой войны, как Государственная телекомпания «1 канал» начала показ очередного МНОГОсерийного ужастика под многообещающим названием «Палач». Этот фильм, снятый по классической схеме голливудских ужастиков на российскую тему: русский самогон плюс маска на западный манер. Банально все просто. Но очевидно авторы, понимая, что сделать успешным прокат такого бездарного фильма чрезвычайно сложно, используют уже испытанный прием – что называется, за заячьи уши притягивают его к «тяжелому историческому прошлому». И уже банальный садистский ужастик носит статус исторически значимого фильма. Таким образом, к аудитории любителей пощекотать свои нервы садистскими сценами прибавляется еще и немалое количество зрителей с нормальной психикой, желающих расширить свои познания о советской действительности тех лет. Но авторы и здесь себя особенно не утруждая, изобразили советских чиновников, опять же по голливудской схеме, небритыми истуканами, склонными к жестокости и истерии. Естественно, заячьей маской интересуется и сам глава Советского государства, изображенный, как и положено, со звездой на груди и густыми (гуще некуда) бровями на лице. Насколько правдоподобны болезненные фантазии авторов, говорит уже тот факт, что они майора милиции снимают постоянно небритым, следуя голливудской моде. В советское время прийти чиновнику, тем более милиционеру, на службу в небритом виде, означало получить выговор за ненадлежащий вид и даже за нарушение дисциплины. Ну, а уж расстрел пьяной маски из глубины оврага своих жертв, находящихся наверху, даже в Голливуде покажется оригинальным... В общем, если не принимать во внимание такие мелочи, можно сказать, ужастик удался. Но ужаснее всего так это то, что Государственные телерадиовещательные компании России совсем не заботятся о позитиве своих программ, а заполняют свой эфир порой МНОГОдневно довольно мрачной и искаженной информацией, выдавая ее за истину. А это уже и есть очернительство нашей истории и неважно прямое оно или исподволь, как в подобных фильмах. В связи с этим, не пора ли развернуть кампанию, по призыву компаний СМИ к большей разборчивости и ответственности в трансляции своих программ на зрителей и слушателей огромной страны?
На фоне десятков современных российских сериалов ЭТОТ может сойти и за художественное произведение. Впрочем, без эстетической ценности. Известные актёры и работа оператора удерживают сей киноопус в рамках соотносительных категорий 'прекрасное-безобразное', принуждая зрителя, по воле сценариста и режиссёра, отклоняться в ту и другую сторону. Много лишнего, неправдоподобного, не соответствующего исторической правде и просто документальной. Но на то и жанр 'мыла' - завлечь внимание зрителя в область правдоподобия. Возмездие за совершённые 'Тонькой-пулемётчицей' произошло. Однако больше смысла осталось вне экрана: сколь некудышняя система сыска и правосудия была при 'совке', что преступнице можно было столько лет жить безнаказанно! Нисколько не убедительно воссоздана эпоха 'брежневщины'. Даже песенный репертуар взят из времён войны и ранее. А 'саундтрек' в форме песни 'А снег идёт' (Эшпай-Евтушенко) относится к 1961 году, когда вышел с ней фильм 'Карьера Димы Горина' и когда Брежнева во главе страны ещё не было. Самые 'сильные' с точки зрения киноискусства серии - заключительные две. За них повышаю оценку. 7 из 10
Великая Отечественная растворяется в памяти, в воспоминаниях ушедших фронтовиков, стираются исторические детали и достоверные подробности... Может быть, когда-нибудь рассекретят хранящееся в спецхране ФСБ уголовное дело Антонины Макаровой, Тоньки-пулеметчицы, фашистского палача, расстрелявшей на Брянщине полторы тысячи человек, в основном мирных жителей, женщин и детей. Палач продолжала мучить своих чудом уцелевших жертв в снах, а сама спала спокойно... Еще целых 35 лет она жила под чужим именем. Жаль, но выбранный сценаристом жанр психологического детектива и вольное обращение с историческим материалом значительно преуменьшают ценность фильма. Андрей Смоляков (следователь Черкасов), Анатолий Журавлев (фронтовик Сергей Яковлев), Виктория Толстоганова (Раиса), Людмила Полякова (свекровь) играют 'на разрыв аорты', но... впустую. Тема трагична до крика, до боли... а сериал так, пустышка с заячьей мордашкой, ужастик с выбитыми глазами. Холостой выстрел по военному прошлому. Отвратительна эпизодическая роль Федора - первого, чьей 'походной женой' стала героиня фильма. Исторически это был более человечный персонаж. Холодная исповедь расчетливой и жестокой женщины-палача в последней серии - самые сильные кадры фильма, которому, увы, не суждено стать шедевром. 5 из 10 Только из уважения к теме войны
Итак, это вторая история из цикла о следователе Черкасове. Вспоминая 'МосГаз' хочется сказать, что эта картина унаследовала и приумножила все плюсы предыдущей части: и цепляющий запутанный сюжет, и нуарно-советскую атмосферу, и, конечно же, персонажей. Что касается персонажей, то их развитие получило новый виток, в особенности это касается семьи Черкасова. К тому же добавились новые интересные персонажи. Ещё следует похвалить сериал за драматизм - в нём очень, очень много драматических линий и моментов, и все они сплетены в большой клубок внешних и внутренних конфликтов. Невероятно интересно следить за их разрешением. В общем, сериал унаследовал лучшие стороны своего предшественника. Однако, не обошлось и без минусов. Главная проблема сериала в его композиции и насыщенности событиями. Начало и середина сериала насыщены целым сонмом событий, детали дела собираются пачками, из-за чего эта часть получается скомканной и несколько сумбурной. А концовка же, наоборот, слишком затянута и скучновата. Но это даже не самое главное. Главное - это то, что создатели, имея на руках прекрасную историю детективную историю, умудряются сделать из сериала слабый детектив. Они слишком рано и слишком очевидно сливают все главные твисты сюжета, а в середине они сами спойлерят развязку своего же сериала. Лишь одна сцена, пара небольших фраз - и вся атмосфера рушится, потому что зритель сразу же понимает, кто здесь главный гад. И ему остаётся только ждать, когда же этого главного гада прижмут к ногтю, вот только персонажи всё никак не делают этого - они то, в отличие от зрителя, ещё ничего не знают. Таким образом всего лишь пара фраз ломает главную интригу сериала, а соответственно и интерес к нему. В итоге - сериал хорош. Если не обращать внимания, что детектив спойлерит сам себя - то очень даже хорошо зайдёт. 8 из 10
Неплохая драма, слабый детектив Фильм мне, честно говоря, не очень понравился, причем уже по здравому размышлению, а в процессе просмотра эмоции были смешанными. Снят он достаточно качественно, держит у экрана, особенно в первой половине. Антураж (60-ые годы) восстановлен неплохо, а, учитывая, что основная аудитория в шестидесятых не жила и многого не заметит, так и вообще хорошо. Теперь о том, почему не понравился. Во-первых, я собиралась посмотреть детектив. И второй раз подряд констатирую, что писать детективные сценарии Зоя Кудря не умеет. Если в «Мосгазе» все-таки не сразу, хотя и задолго до развязки, становилось понятным, кто преступник, в «Палаче» те, кто не читал аннотацию, легко выделяют ГП серии с третьей, а те, кто читал, практически с самого начала. Существуют различные детективные приемы, чтобы запутать зрителя, Зоя Кудря пренебрегает ими почти всеми, поэтому опытному зрителю/читателю детективов остается только надеяться (напрасно) на неожиданный поворот. Впрочем, сценарист даже не пытается придумать сложную детективную историю. У нее, как я понимаю, другая задача — написать криминальную драму. Но драма тоже странная. Создатели фильма, возможно, хотят сказать, что война — страшное явление, что там оскотиниваются, казалось бы, совершенно нормальные люди. Но для этого был выбран очень странный сюжет, в жанровом кино неубедительный. Вот юная девушка, ушедшая на фронт с любимым. Любовь всей жизни, с детства, которая позволяла выжить уже тогда, когда единственное желание — умереть и закончить эти мучения. Это чувство настолько важное, что только оно и позволяет героине оставаться в здравом уме. А результат? Девушка становится карателем, любимый человек, конечно же, попадает в плен именно туда, где она находится, ей приказывают его расстрелять, она, в соплях и слезах, напившись, расстреливает, а потом еще полторы тысячи человек расстреливает. И ничего, с ума не сходит, себя в себе не убила, чувством вины не пожираема, помогает матери расстрелянного, при этом нормально живет, семью строит, убивает понемногу. Плачет над фотокарточкой любимого. Такая вот широкая киношная душа. Действия следственной группы и КГБ откровенно раздражают. Понятно, что в СССР криминала было мало: собственность государственная, рубль неконвертируем, границы закрыты. А если серьезных преступлений мало, то и оттачивать мастерство не на чем. Но, все-таки, не настолько же следователи были тупы, чтобы часть их работы делали любители. К примеру, преступница чуть было не убила Ларису, и ее спасла Оксана. Далее диалог Гаркуша — Лариса: «Ты кто?» — «Рояль в кустах». Очень жизненно: в деревне, напичканной милицией и спецслужбами, можно выжить только благодаря роялям. Резюмируя: детективный сюжет слабый. Ради хорошей загадки я могу простить любой ляп, не обращая внимание на совсем уж мелочи, вроде ближнемагистрального ИЛ-14 на маршруте Москва- Красноярск. Но этот фильм — скорее для любителей драматических сериалов, а не для любителей детективов с закрученным сюжетом. Последним — не советую. С другой стороны, военные истории все же лучше смотреть в фильмах о войне или исследующих человека на войне, а не в кино детективного жанра.
В 2012 году на экраны страны вышел сериал 'Мосгаз', который показал очень приличные рейтинги. Люди на Первом канале сидят сооразительные и в 2014 году вышел второй сезон про работу московского уголовного розыска во главе с майором Черкасовым. Часто продолжения не дотягивают до первых сезонов успешных сериалов, но тут все вышло абсолютно на должном уровне, 'Палач' снимала та же команда, снова взяли за основу реальное громкое преступление, разбавив его художественной частью. В этот раз экранизировали историю разоблачения Тоньки-пулеметчицы, единственной женщины, которой присудили в СССР смертную казнь, за которой охотились 30 долгих лет. Даже трудно поверить, что эта женщина могла спокойно ходить по земле, жить, работать, завести семью, когда при всем том она лишила жизни во время войны 1500 невиновных людей. И это не страшная выдумка режиссера, это реальность. Эта женщина-палач внушала ужас всей округе, ведь она добровольно за немецкие гроши расстреливала своих людей из пулемета. К счастью, ее поймали и наказали. Ибо не бывает бывших палачей. В 'Палаче' Тонька-пулеметчица настолько боялась раскрыть тайны своей прошлой жизни, что вновь начала убивать всех, кто выходил на след ее темных дел. И вот уж ей не повезло, расследовать эти убийства взялся майор Черкасов, а уж он был беспощаден к палачам военного времени. Конечно, в сериале добавили сюжетных линий, но остался тот ужас, который испытываешь от истории реального палача. Как и в жизни, в сериале Тонька после войны вела образцово-показательную жизнь, с мужем, детьми и общественной работой. Актерский состав вновь на высоте. В связи с художественным отступлениями появились в этой истории такие персонажи, как семья Кривовяз. Юлия Пересильд и Виталий Кищенко попали просто в яблочко, нельзя было им не сопереживать, хотя и герои вышли весьма спорные. Разумеется, старая команда осталась на высоте, но добавилась непонятно зачем нужная журналистка Оксана, которая всюду совала свой беспардонный нос, вешалась на Черкасова и бесила большую часть экранного времени. В остальном у меня нет претензий, сериал держал в напряжении, это было волнительно и интересно, даже зная реальную историю. 9 из 10
Палач! Уже, на мой взгляд, громкое название для фильма. Фильм с привкусом страха. Больше психологического. Думаю, здесь очень хорошо уместны 2 фразы: первая - если человек сделал что-то плохое однажды, он обязательно сделает это во второй раз, и вторая фраза - рано или поздно все тайное становится явным. Несмотря на истечение 20 лет, правда восторжествовала. Один человек смог навеять ужас в сердца людей, жестоко убивать и при этом испытывать абсолютное хладнокровие, что к своим жертвам, что к людям, живущим рядом. Для меня остается загадкой, почему дело единственной в мире женщины-палача, до того как попало в руки майора Черкасова, лежало в архиве недоработанное, с большим количеством неточностей и вопросов. Хорошо проработан сюжет, высококлассно снято. Актерская игра мне понравилась, скажу откровенно. Минусы касаются только двух актеров. Повторюсь, как и в первой части 'МосГаз' мне были неясны роли журналистки Оксаны и помощницы Сони, так и здесь - глупенькие девочки, не умеющие ничего делать. Не понимаю, зачем это режиссеру? Пересильд и Толстоганова, Смоляков - актеры от Бога. Складывается ощущение, что они плотно вошли в образ их героев. Очень тонко подчеркнута хладнокровность убийцы - последние кадры сериала, где 'палач' рассказывала о своих преступлениях в стиле 'это произошло, значит так надо'. В ее глазах не было ни капли сожаления, ни капли жалости к погибшим. Особенно трепетно режиссер передал последнюю фразу мужа Раисы, который узнал обо всем произошедшем, его настолько подавленное лицо, чувствовалось, будто вся ненависть и ужас объяли все тело. Эта сцена тронула до глубины души. Минус наверное один - затянуто. Про недоработки говорить не буду, их не так много в фильме. Думаю, идеально выверить все - невозможно. Да и на всех зрителей не угодишь. В любом случае, даже если сделаешь идеально - будет к чему придраться. На то оно и вольное изложение событий. Поэтому 9 из 10 Рекомендую к просмотру!
Фильм держит зрителя по настоящему. Но, лишь благодаря отличной главной сюжетной линии и великолепной актёрской игре Виктории Толстогановой и Андрея Смолякова. Сценарий слабый, излишне перегруженный ответвлениями сюжета, которые вообще никак не связаны с основной идеей. Особенно, когда появилась героиня С. Ходченковой. Появление этих непонятных персонажей отвлекает и, в конце концов, начинает раздражать. Надо было чем-то восемь стандартных серий заполнить что-ли? Лучше бы сняли на пару серий меньше, но побольше потратились на реквизит 60-х годов. Диалоги и реплики детей ужасны. Дети так не говорят, даже старшеклассники. А уж в те годы и подавно. Когда в первой серии влюблённый юноша называет девушку овцой, я вообще подумал, что автора текстов из 'Дома-2' пригласили. Совершенно чужой тому времени и, к тому же, отвратительно сыгранный Марией Андреевой, персонаж журналистки, вызывает только сожаление. Тогда даже понятия такого не было 'журналистское расследование'. Писали только про то, что нужно было, и то, если скажут. Советская милиция показана, как убогий цирк, иначе не скажешь. Лохматые лейтенанты орут на майоров, пьянство на рабочих местах, как норма жизни, шальная журналистка ногой там открывает двери кабинетов и строит всех подряд, и никто ей не указ. Какой-то псевдо-голливудский коллаж киноштампов. И, всё-же, фильм хочется смотреть до конца, но только потому, что актёры на главных ролях своим талантом и мастерством свели на нет все просчёты сценариста и режиссёра.
Впечатление, как и от всех фильмов по сценариям Зои Кудри - чушь собачья, но цепляет. Начну с недостатков - слишком много современного. Современные словечки, вроде 'сфоткай' ужасно режут ухо. Журналистка слишком стереотипная, причем стереотип совсем не той эпохи. Кто бы ей позволил так нагло себя вести в то время? Мигом уволили бы по статье, и это в лучшем случае. Ради чего же фильм стоит смотреть, так это ради Виктории Толстогановой. Она прекрасна. Ей веришь безоговорочно, а ее героине сочувствуешь, даже когда знаешь о ней всю правду. Потому что она не притворяется, у нее несколько лиц, и все настоящие. Она действительно любящая мать, верная жена, и могла бы быть хорошим человеком, сложись обстоятельства иначе. Как и многие из нас. Все мы хорошие люди, пока жизнь благополучна. А переживи мы кошмар войны, многие вышли бы чистенькими?..