В 2012 году на экраны страны вышел сериал 'Мосгаз', который показал очень приличные рейтинги. Люди на Первом канале сидят сооразительные и в 2014 году вышел второй сезон про работу московского уголовного розыска во главе с майором Черкасовым. Часто продолжения не дотягивают до первых сезонов успешных сериалов, но тут все вышло абсолютно на должном уровне, 'Палач' снимала та же команда, снова взяли за основу реальное громкое преступление, разбавив его художественной частью. В этот раз экранизировали историю разоблачения Тоньки-пулеметчицы, единственной женщины, которой присудили в СССР смертную казнь, за которой охотились 30 долгих лет. Даже трудно поверить, что эта женщина могла спокойно ходить по земле, жить, работать, завести семью, когда при всем том она лишила жизни во время войны 1500 невиновных людей. И это не страшная выдумка режиссера, это реальность. Эта женщина-палач внушала ужас всей округе, ведь она добровольно за немецкие гроши расстреливала своих людей из пулемета. К счастью, ее поймали и наказали. Ибо не бывает бывших палачей. В 'Палаче' Тонька-пулеметчица настолько боялась раскрыть тайны своей прошлой жизни, что вновь начала убивать всех, кто выходил на след ее темных дел. И вот уж ей не повезло, расследовать эти убийства взялся майор Черкасов, а уж он был беспощаден к палачам военного времени. Конечно, в сериале добавили сюжетных линий, но остался тот ужас, который испытываешь от истории реального палача. Как и в жизни, в сериале Тонька после войны вела образцово-показательную жизнь, с мужем, детьми и общественной работой. Актерский состав вновь на высоте. В связи с художественным отступлениями появились в этой истории такие персонажи, как семья Кривовяз. Юлия Пересильд и Виталий Кищенко попали просто в яблочко, нельзя было им не сопереживать, хотя и герои вышли весьма спорные. Разумеется, старая команда осталась на высоте, но добавилась непонятно зачем нужная журналистка Оксана, которая всюду совала свой беспардонный нос, вешалась на Черкасова и бесила большую часть экранного времени. В остальном у меня нет претензий, сериал держал в напряжении, это было волнительно и интересно, даже зная реальную историю. 9 из 10
Посмотрев все серии «Палача» хочу высказать свое мнение по данному фильму. История Великой Отечественной Войны, ее масштаб, ее трагизм еще долго будут оставаться для нашего народа важной темой для обсуждений, для споров. Тайны той страшной войны до сих пор будоражат сознание любого гражданина страны. История героизма и предательства, верности долгу и желания выжить любой ценой часто используют в кинематографе. Начиная от фильмов послевоенных заканчивая уже совсем свежими картинами. И вот вышел «Палач». История Тоньки - пулеметчицы в пересказе сценариста Зои Кудря. История о том, как обычные граждане становятся предателями. И не просто предателями, а убийцами своего народа. Сюжет интересный, запутанный, яркий. Начну с восхищения, а уж потом с некоторой критики. 1. Просто в восторге от игры Юлии Пересильд. Сыграла великолепно. Показала настолько убедительно трагизм своего персонажа, что мурашки бежали по телу: молодая девушка, рискуя жизнью, добывает сведения у немцев, передает партизанам, каждый миг, находясь на волоске от провала. Осужденная по статье 58 УК РСФСР «Измена Родине» на долгие годы в таёжном аду лагерей, жила только одной мыслью о месте. Спившаяся, опустившаяся, но живущая только для того, чтобы убить своего врага, искромсавшего её жизнь. Трагическую судьбу этой женщины очень искренне и выразительно передала Ю. Пересильд. Благодарю Вас, Юлия за труд! 2. Виктория Толстоганова - наверное, тонну нервов стоила ей роль в этом фильме. Сыграно на 5 с плюсом. Особенно последняя серия. Настолько правдиво показала Виктория человека с его внутренним обугленным миром и от этого еще страшнее становиться. 3. Андрей Смоляков - он даже не играет в этом фильме, а как Майкл Фелпс плещется в море. Так естественно, легко. Вообще, Смоляков - это уже величина в отечественном кино. Думаю, что для него роль в картине не была особо сложной, ибо Мастер сделал всё как надо и без особого напряжения. Ведь за его плечами куда серьезнее роли. 4. Людмила Полякова – просто глаз не оторвать от ее игры. Великолепно, искренне играла бабушку. Талантом Людмилы Петровны был потрясен еще в детстве, от её роли в фильме «Хозяйка детского дома». Ну, а в этом фильме роль сыграна ею шикарно. 5. Юрий Тарасов - просто молодец! Яркий, язвительный, легко цитирующий стихи, цепкий как клещ в расследовании этого запутанного дела. Жаль, что таких сотрудников силовых структур в жизни нет. Сыграно интересно, запоминающееся. 6. Виталий Кищенко – роль драматическая, тяжелая. Человек сложной судьбы. Влюбленный до безумия, совершивший убийство из-за этой своей страшной любви. Изломавший себя в итоге, но не бросивший свою подругу в беде. 7. Анатолий Журавлев большую часть фильма не произвел впечатление. Какой то тюфяк, а не герой войны. Но вот в последней серии меня просто потрясла его игра – человек, проживший жизнь, вдруг всё потерял. И не просто потерял, а узнал жуткую правду о своей супруге. Журавлев в этом моменте сыграл превосходно. Поэтому, уже за этот короткий, но эмоционально раскаленный эпизод, огромное спасибо! Теперь коротко перечислю негативные моменты, которые портят, на мой взгляд, весь фильм. Совершенно напрягали семейные отношения у Черкасова. Ну, вот как то ни к месту все эти разборки с женой, с её бывшим мужем - романтиком. Журналистка Оксана в исполнении Марии Андреевой просто накаляла. Наглая, бесцеремонная акула пера, как будто выпавшая из нашей современности, но никак не из 60-х. Начальник Черкасова в исполнении Вадима Андреева не выразителен, не интересен, блеклый. Вроде как совсем не нужный элемент в этой группе героев. Слишком много показано сцен издевательств немцев над пленной Антониной Малышкиной – как будто сценарист и режиссер пытаются оправдать последующее превращение главной героини в палача. Но ведь были сотни и тысячи таких же девчушек, убежавших со школьной парты на защиту советской Родины. И так же попадали они в плен и так же их пытали оккупанты, но Тонька-пулеметчица всё таки одна. А остальные – ушли Героями, не сломались, не предали, не опустились. Начав смотреть фильм «Палач», вдруг вспомнил похожие по сюжету 2 фильма «Противостояние» 1985г. Семена Ароновича и «Крик совы» 2013г. Олега Погодина. На мой, не профессиональный взгляд, данные картины выше по уровню правдоподобности сюжета, отсутствия глупых излишеств. 7 из 10 Интересный, захватывающий сюжет, яркая игра актеров, неожиданный финал. Для просмотра советую.
Прототип главной героини десятисерийного фильма «Палач» действительно «впечатляет больше». Вызывает больший ужас и заставляет думать о выборе между добром и и злом, о том, что выбор этот не имеет отношения к национальной принадлежности. Недостатки фильма связаны с жанровыми клише: 1) советских военных фильмов и 2) американских криминальных телефильмов. 1) Кинопродукция о второй мировой войне должна показать, что зло всегда по ту сторону окопов («Риорита» — большая редкость). Антонину Парфенову-Макарову, обычную советскую гражданку, никто не насиловал, не пытал, не «ломал», над ней не издевались; она убивала, потому что она убийца (тавтология, но по-другому кратко не ответишь; война виновата? постольку поскольку). Flashback'и о превращении советской девушки в палача — грубы и надуманы. Гибрид между советским военным фильмом и фильмом ужасов (сцены насилия, ломающие личность) скорее всего неудачен. Психологизм (заявленный в жанровом подзаголовке) вроде появился, когда главная героиня начала говорить для протокола. Бабская неприязнь к хорошенькой невесте в белом платье или к красавице-разведчице-партизанке тоньше и драматичнее в качестве «объяснения» жестокости. Cвет или тьма — выбор души; произведения об этом выборе становятся произведениями искусства. 'Палач' им не стал. 2) По законам американских многосерийных телефильмов необходима fictional team of special agents (минус лакание водки по поводу и без повода). Лица у них должны быть симпатичные, они — профессионалы, личная жизнь каждого дана лёгким пунктиром, а личная жизнь их начальника даётся более подробно. Только вот непонятно, чем симпатичная команда (кастинг-cлужба обеспечила те же лица, что и в десятках других телефильмов) занимается в течение своего рабочего дня, кроме проверки масла в машине (1 раз) или похода в архив за справкой (2 раза). И последнее замечание. В 90 % процентах российских детективов поражает следующее: людей сажают в тюрьму без веских доказательств их вины. Ужасно, что это скорее всего очень правдоподобно. Персонаж по имени Раиса Сафонова — объявлена военной преступницей и отправлена в лагерь на основании маски, лежащей рядом с ней на больничной койке и документам соседки по палате. Из диалога с Барсуком в лесу следовало, что Раиса Сафонова проходила обучение в разведшколе, то есть имелось личное дело, а значит фотография, рост, цвет глаз, особые приметы и пр. Эти мелочи не кажутся сценаристу важными, и мало кому из зрителей приговор без следствия показался неправдоподобным. Ведь это действительно не невозможно. К закадровому эфемерному расследованию (при котором для выяснения личности военного преступника хватает масочки и выбитых зубов) причастен герой Андрея Смолякова Иван Черкасов (он же работал в СМЕРШЕ). Разве не зло обвинить не ту в страшном преступлении? Не зло искать свидетеля, видевшего лицо без маски, через 30 лет? Хорошо ли считать Черкасовых героями?
Итак, это вторая история из цикла о следователе Черкасове. Вспоминая 'МосГаз' хочется сказать, что эта картина унаследовала и приумножила все плюсы предыдущей части: и цепляющий запутанный сюжет, и нуарно-советскую атмосферу, и, конечно же, персонажей. Что касается персонажей, то их развитие получило новый виток, в особенности это касается семьи Черкасова. К тому же добавились новые интересные персонажи. Ещё следует похвалить сериал за драматизм - в нём очень, очень много драматических линий и моментов, и все они сплетены в большой клубок внешних и внутренних конфликтов. Невероятно интересно следить за их разрешением. В общем, сериал унаследовал лучшие стороны своего предшественника. Однако, не обошлось и без минусов. Главная проблема сериала в его композиции и насыщенности событиями. Начало и середина сериала насыщены целым сонмом событий, детали дела собираются пачками, из-за чего эта часть получается скомканной и несколько сумбурной. А концовка же, наоборот, слишком затянута и скучновата. Но это даже не самое главное. Главное - это то, что создатели, имея на руках прекрасную историю детективную историю, умудряются сделать из сериала слабый детектив. Они слишком рано и слишком очевидно сливают все главные твисты сюжета, а в середине они сами спойлерят развязку своего же сериала. Лишь одна сцена, пара небольших фраз - и вся атмосфера рушится, потому что зритель сразу же понимает, кто здесь главный гад. И ему остаётся только ждать, когда же этого главного гада прижмут к ногтю, вот только персонажи всё никак не делают этого - они то, в отличие от зрителя, ещё ничего не знают. Таким образом всего лишь пара фраз ломает главную интригу сериала, а соответственно и интерес к нему. В итоге - сериал хорош. Если не обращать внимания, что детектив спойлерит сам себя - то очень даже хорошо зайдёт. 8 из 10
Палач! Уже, на мой взгляд, громкое название для фильма. Фильм с привкусом страха. Больше психологического. Думаю, здесь очень хорошо уместны 2 фразы: первая - если человек сделал что-то плохое однажды, он обязательно сделает это во второй раз, и вторая фраза - рано или поздно все тайное становится явным. Несмотря на истечение 20 лет, правда восторжествовала. Один человек смог навеять ужас в сердца людей, жестоко убивать и при этом испытывать абсолютное хладнокровие, что к своим жертвам, что к людям, живущим рядом. Для меня остается загадкой, почему дело единственной в мире женщины-палача, до того как попало в руки майора Черкасова, лежало в архиве недоработанное, с большим количеством неточностей и вопросов. Хорошо проработан сюжет, высококлассно снято. Актерская игра мне понравилась, скажу откровенно. Минусы касаются только двух актеров. Повторюсь, как и в первой части 'МосГаз' мне были неясны роли журналистки Оксаны и помощницы Сони, так и здесь - глупенькие девочки, не умеющие ничего делать. Не понимаю, зачем это режиссеру? Пересильд и Толстоганова, Смоляков - актеры от Бога. Складывается ощущение, что они плотно вошли в образ их героев. Очень тонко подчеркнута хладнокровность убийцы - последние кадры сериала, где 'палач' рассказывала о своих преступлениях в стиле 'это произошло, значит так надо'. В ее глазах не было ни капли сожаления, ни капли жалости к погибшим. Особенно трепетно режиссер передал последнюю фразу мужа Раисы, который узнал обо всем произошедшем, его настолько подавленное лицо, чувствовалось, будто вся ненависть и ужас объяли все тело. Эта сцена тронула до глубины души. Минус наверное один - затянуто. Про недоработки говорить не буду, их не так много в фильме. Думаю, идеально выверить все - невозможно. Да и на всех зрителей не угодишь. В любом случае, даже если сделаешь идеально - будет к чему придраться. На то оно и вольное изложение событий. Поэтому 9 из 10 Рекомендую к просмотру!
Понятно, что задача сценариста была не простой – из фактов выстроить целую ТАКУЮ жизнь. Понятно, что Толстоганова очень старалась. Но… не веришь такому Палачу. У такого рода фильмов должно быть два «круга». Первый – это сама история, набор определенных фактов, последовательность действий. Второй – это нутро главных героев. Так вот, у человека, который влегкую расстрелял 1500 женщин, стариков, детей совсем не такое нутро. Ага, вот такая тетушка будет всю жизнь «жить» своей первой любовью, и в тоже время вот так запросто за пару ударов прикладом даст расстрелять своего любимого. Если не умерла вмести с ним, то «шкура», а таким «шкурам», как правило, такая любовь-морковь вообще до лампочки по жизни. И вот эти сцены с дочкой «я так тебя люблю», и профессия учителя в школе (да такие люди обычно детей на дух не переносят, будут они каждый день по собственной воле подвергаться стрессам, если нужды нет) и т.д. и т.п. Даже при раздвоении личности такого не бывает. В общем, могут быть какие-то документальные огрехи, огрехи с костюмами и т.д. Это не так бросается в глаза, конечно, если ты не профи. Но вот такое «ложное» нутро почувствует самый обычный человек. В общем, не верю, как сказал бы классик, что Палач это реальный живой человек. В сериале это два разных человека. А на Палаче то все и зиждется. Ну и так, все прочее – не могли легко и просто посадить агента из разведшколы на основании просто маски и подброшенных документов, не ходили небритыми милиционеры в Советское время (бритье и короткая стрижка обязательна, никто бы на службу не пустил с такой щетиной) и т.д. и т.п. Один раз посмотреть можно, но все время не покидало чувство подделки чувств и нутра главной героини. К остальным героям вопросов намного меньше.
Ниже я помещаю мой комментарий к статье 'Тонька-пулеметчица', появившейся только сейчас на facebuke. Статья содержит подробный материал с фотографиями о жизни и расследовании преступления гр. Макаровой-Гинзбург. 'Почему Дело Макаровой-Гинзбург всплыло/опубликовано только сейчас, через 37 лет после казни убийцы?, также, как и появление фильма 'Палач' (сценарий которого, очевидно, базируется на истории этой женщины) - в январе 2015 г.? Вопросы носят не праздный характер. К примеру - значительная часть зрителей фильма 'Палач' восприняло картину, как фантазию о ВОВ, сделанную, как очередной коммерческо-патриотический проект. В основе недоверия, вероятно и в том числе, стояла цифра '1500'. - Действительно, было очень трудно поверить в то, что 20-летняя девушка убила полторы тысячи человек. К сожалению, в фильме не было ни одного комментария (типа 'основано на реальных событиях'). Все мною сказанное должно заставить задуматься, по крайней мере, о том, как безграмотно и неумело была представлена невероятная правда об одном из самых чудовищных преступлений Великой отечественной войны.' Ну, а сам фильм в результате этого понес очевидный урон. Вот, теперь, после ранее поставленной мною оценки 2, я ставлю 7. (За режиссуру -5, за игру актеров - 8.) 7 из 10
Среди однотипных российских фильмов и сериал иногда можно наткнуться на нечто интересное. Даже не 'иногда', а 'редко'. Не хочется перечислять, чем именно кишит отечественная современная киноиндустрия. Но, тем не менее, сейчас речь пойдёт о довольно хорошем детективе. Ещё 'Мосгаз' привлёк некой нетривиальностью и качественной атмосферностью. Для ужасов, триллеров и детективов атмосфера - это практически всё. Иногда она так волшебно оттеняет сносную игру актёров или топорный сюжет, что даже диву даёшься. 'Палач' снят интересно и ярко с художественной и драматической точек зрения. Если сравнивать его с 'Мосгазом', то проигрывает. Во-первых, запутанный сюжет слишком запутан, потому порой показывают попросту абсурдные вещи; во-вторых, сериал не без максимализма и банальщины (совсем неуместной оказалась связь персонажей из 'Мосгаза' с персонажами 'Палача'), прибавило мыльности и даже глупости. Вполне могли бы обойтись без мексиканских страстей, что протекали в жизни главного героя параллельно с расследованием. Это было очень лишним. Вот и осталось двоякое впечатление: детективная ветвь хороша, а с мелодраматической накрутили и скатились в ноль. Вообще, сериал растянут на несколько серий и сперва кажется, что зря. Но потом становится ясно, что проникнуться мрачной военной и преступной атмосферой может лишь длительное повествование. Вот только смотреть надо подряд, а не по ящику с разрывами в различные паузы. Тогда останется ощущение целостности, как полноценной картины. Мелодраматизм - вырезать, остальное - достойно держится в рамках детективного жанра. Таки удалось отойти от ментовских быдлячьих разборок и исторических перекручиваний. Вольное повествование с уклоном в биографическую историю. Получилось неплохо. 5 из 10
На фоне десятков современных российских сериалов ЭТОТ может сойти и за художественное произведение. Впрочем, без эстетической ценности. Известные актёры и работа оператора удерживают сей киноопус в рамках соотносительных категорий 'прекрасное-безобразное', принуждая зрителя, по воле сценариста и режиссёра, отклоняться в ту и другую сторону. Много лишнего, неправдоподобного, не соответствующего исторической правде и просто документальной. Но на то и жанр 'мыла' - завлечь внимание зрителя в область правдоподобия. Возмездие за совершённые 'Тонькой-пулемётчицей' произошло. Однако больше смысла осталось вне экрана: сколь некудышняя система сыска и правосудия была при 'совке', что преступнице можно было столько лет жить безнаказанно! Нисколько не убедительно воссоздана эпоха 'брежневщины'. Даже песенный репертуар взят из времён войны и ранее. А 'саундтрек' в форме песни 'А снег идёт' (Эшпай-Евтушенко) относится к 1961 году, когда вышел с ней фильм 'Карьера Димы Горина' и когда Брежнева во главе страны ещё не было. Самые 'сильные' с точки зрения киноискусства серии - заключительные две. За них повышаю оценку. 7 из 10
Вячеслав Никифоров, вроде, опытный режиссер, да и человек не молодой, про войну кое-что знающий, в отличие от некоторых современных 'демократов', сочуствующих фашистам. Но сотворил наивную, примитивную до безобразия чернушку, которая - в отличие от мастерской чернухи Звягинцева про левиафана - плоха даже в деталях. Даже в деталях чисто технических - где он нашел в 65 году, когда ребята еще не были отравлены западеыми сладостями, такое количество жирных пионеров! Догадываюсь, что изображая фашистов, режиссер пытался создать некую аллегорию зла. Но - не получилось. Они столь же комичны, сколь комичен молодой Брежнев. А уж 'анка-пулеметчица', простреливающая глазницы, вполне может встать в один ряд с голливудскими страшилками про зомби. Жаль хороших актеров, которые играли с надрывом, жаль их актерского мастерства, которое в обрамлении неграмотного почти бульварного сценария и неумного режиссера превратились в идиотов, плачущих над рекламой о стиральном порошке.
Садизм, маски и русские с самогоном - западный зритель это 'хавает' с удовольствием вместе с попкорном, но чтобы для российского зрителя такое приготовить! Молодых бендеровцев на Украине наверняка воспитывали вот на таких 'исторически значимых фильма» Больше позитива! Не успела Государственная радиовещательная компания «Радио России» закончить МНОГОмесячное освещение событий 1 мировой войны, как Государственная телекомпания «1 канал» начала показ очередного МНОГОсерийного ужастика под многообещающим названием «Палач». Этот фильм, снятый по классической схеме голливудских ужастиков на российскую тему: русский самогон плюс маска на западный манер. Банально все просто. Но очевидно авторы, понимая, что сделать успешным прокат такого бездарного фильма чрезвычайно сложно, используют уже испытанный прием – что называется, за заячьи уши притягивают его к «тяжелому историческому прошлому». И уже банальный садистский ужастик носит статус исторически значимого фильма. Таким образом, к аудитории любителей пощекотать свои нервы садистскими сценами прибавляется еще и немалое количество зрителей с нормальной психикой, желающих расширить свои познания о советской действительности тех лет. Но авторы и здесь себя особенно не утруждая, изобразили советских чиновников, опять же по голливудской схеме, небритыми истуканами, склонными к жестокости и истерии. Естественно, заячьей маской интересуется и сам глава Советского государства, изображенный, как и положено, со звездой на груди и густыми (гуще некуда) бровями на лице. Насколько правдоподобны болезненные фантазии авторов, говорит уже тот факт, что они майора милиции снимают постоянно небритым, следуя голливудской моде. В советское время прийти чиновнику, тем более милиционеру, на службу в небритом виде, означало получить выговор за ненадлежащий вид и даже за нарушение дисциплины. Ну, а уж расстрел пьяной маски из глубины оврага своих жертв, находящихся наверху, даже в Голливуде покажется оригинальным... В общем, если не принимать во внимание такие мелочи, можно сказать, ужастик удался. Но ужаснее всего так это то, что Государственные телерадиовещательные компании России совсем не заботятся о позитиве своих программ, а заполняют свой эфир порой МНОГОдневно довольно мрачной и искаженной информацией, выдавая ее за истину. А это уже и есть очернительство нашей истории и неважно прямое оно или исподволь, как в подобных фильмах. В связи с этим, не пора ли развернуть кампанию, по призыву компаний СМИ к большей разборчивости и ответственности в трансляции своих программ на зрителей и слушателей огромной страны?
Сериал «Палач» мне понравился по следующим причинам: 1. В основу фильма положена реальная история женщины палача приспешников фашистов и самих фашистов на совести которой 1500 расстрелянных. Создателям сериала удалось с почти документальной точностью воссоздать превращение медсестры Советской Армии в палача – ужасы войны, окружение, насилие и переход на сторону неприятеля. Послевоенную жизнь фронтовички с мужем и главное – отсутствие раскаяния за содеянное. 2. Актерская игра Виктории Толстогановой! Все таки актерский талант в перевоплощении не прошел мимо, финальные две серии дают полный расклад о ее личности, о мотивах побудивших к выбранному пути. Актриса смогла передать и донести до зрителя именно документальный образ своей героини. 3. Рутинность милицейской и следственной работы, когда он формальных действий (в соответствии с УПК сводит скулы), приблизительно так и воспринимались первые пять серий, в части работы следователей. 4. Яркостью образов милиционеров: Черкасова, Зинчука, Тимофеевой. Пусть не всегда соответствующих реальности, но тем не менее ставшими ближе зрителям своими житейскими проблемами и человечностью. Спасибо актерам Смолякову, Слюсаренко и Александровой за воплощение своих героев. Не понравилось в сериале: 1. Линия Кривовязов – во первых обучавшаяся в школе разведчиков Раиса Сафонова точно оставила в НКВД свои отпечатки пальцев и фото, поэтому доказать свою не причастность к Антонине она смогла бы без труда, и после плена и в лагере. Во вторых нелогичность сюжета в отсутствии встречи после войны с Барсуком-Лошкарем, видевший ее партизан также бы вывел на чистую воду обман Раисы Яковлевой. В третьих обстоятельства превращения пусть и не настоящей Малышкиной, в Нину Кривовяз в лагере, все таки вызывают недоверие. В остальном фильм получился сильным и жестким – как напоминание о том, что о некоторых моментах из прошлого забывать нельзя, и недаром Антонина Макарова (по фильму Малышкина) стала одной из трех женщин, в отношении которой был приведен в исполнении смертный приговор после смерти Сталина. Оценку за фильм завысил может быть, но в моем представлении плюсы этого фильма перевесили минусы. 9 из 10
Клюква, ох и клюква. Реальная история, превратившаяся в какую-то дешевую многосерийную поделку. Начал смотреть, предвкушал получить удовольствие. Но с первых кадров почувствовал какое-то раздражение. Подумал, что показалось и постарался подавить, сидящий внутри червячок сомнения. А первые кадры военные. Но сняты как-то пластмассово, ненатурально, фальшиво, мимоходом. Ладно, может быть это просто пролог и дальше будет все хорошо. Но вскоре появился (пусть не надолго) Леонид Ильич Брежнев. Неубедительно, фальшивый. Раздражающий. Ладно достаточно поверхностное сходство, но в фильме в 65 году артист пытается изобразить дикцию Брежнева поздних 70-х, вероятно предполагая, что так будет больше сходства. Но в целом мискастинг, мне показалось, что в сцене с Брежневым, стоящие рядом актеры испытывали неловкость за происходящее. Потом появились другие неубедительные персонажи. Замечательная Пересильд, совершенно фальшивая в 65 году. Грим, плохие зубы все есть, но не получается, не верят глаза в ее потрепанный персонаж. Собрался выключить на первой серии. Улыбнуло как пацан на любительскую кинокамеру долго снимает танцы в селе. такое впечатление, что у него не 8мм аппарат, а DV камера. Долго снимает. Хотя одной бобины, хватало всего на ничего, если не ошибаюсь минуты на две. Да к тому же после проявки оказалось, что снимал он на цветную пленку. И это в 65 году, когда и черно-белую купить было не просто, а цветную... Но тут раздражающие персонажи стали появляться один за другим. Молодая журналистка, которая с фотоаппаратом лезет на место преступления, а потом без какого-либо согласования со следствием печатает материал в газете. С фотографией. И никто этому не удивляется. Следователь МУРа с ней ничего сделать не может, а она все щебечет, щебечет, идиотка. Но это не 90 годы, а 1965 год. Какая журналистка посмела бы так себя вести? Клюква полная. Сразу вспоминается фильм 'Противостояние'. Журналист Королева. Даже сравнивать нельзя. Кстати, в том случае она напечатала маленькую заметку и получила по голове от начальства. Выгнали ее. Нет страшных преступлений в СССР. А здесь... Сотрудники главного следователя. Фальшивые насквозь. Стажер вызывает не просто раздражение, а сильную тошноту. Пошло и глупо. Местный следователь в форме, но с модной 3-дневной небритостью. Кричит на МУРовца, обзывает его нехорошими словами, разве, что дичью не назвал и по физиономии не дал. Натянутость сюжета самого следствия вообще не поддается описанию. Следователь вдруг начинает изучать военную кинохронику и сразу называет имя персонажа, который должен быть замешан в истории. Опять же чувствуется, что режиссер смотрел 'Противостояние', но там это серьезно, обоснованно, сильно, умно. Здесь неубедительно и глупо. Нет. Дальше второй серии смотреть не смогу. Артисты хорошие. Фильм - полная клюква. 2 из 10
За основу сюжета взяли реальную историю печально известной Тоньки-пулемётчицы, но в деталях очень сильно её приукрасили и даже довели до абсурда. Выдумана стрельба в глаза, причём, на этой выдумке стоит одно из центральных доказательств вины по фильму, типа «почерк мастера». Маска на лице – тоже выдумка, причём, настолько нелепая, что благодаря ей фильм превратился в фантастику и фарс. После войны Тонька-пулемётчица никого не убивала, а тут на неё снова навешали кучу «собак». После ареста она с родными не встречалась, зато в фильме устроили цирк с конями. Довоенной любви тоже не было, и много чего ещё навыдумывали, чтобы приукрасить сюжет, «очеловечить» и усложнить героиню. В итоге получилась буйная фантазия на тему, или как это сейчас говорят, «основано на реальных событиях». Забегая вперёд, попытаюсь объять необъятное в попытке охарактеризовать сразу три сериала – «Мосгаз», «Палач» и «Паук», – поскольку они сильно похожи друг на друга, во-первых, действующими лицами в главных ролях, во-вторых, направленностью сюжетов, и в-третьих, характерными особенностями. Во всех сериалах в несколько комичном виде показали руководство страной. В «Мосгазе» это Хрущёв – истеричный идиот и самодур, который в домашней обстановке неизменно одет с украинским колоритом – в вышиванку; его поведение во всех эпизодах пронизано ощущением работающего часового механизма в бомбе с говном, – вот-вот взорвётся и всех вокруг закидает. Брежнев в «Палаче» – это уже вполне респектабельный мужчина, уважающий себя и окружающих, при этом не лишённый простоты мужицкого обхождения, хотя и строгий. Андропов в «Пауке» (председатель КГБ) – это уже совсем закрытая личность, словно черепаха под панцирем, которая изнутри своей неведомой сущности холодно и железно ставит задачи. Что характерно для всех сериалов: уголовные дела, которые ведёт в них один и тот же ГГ в лице следователя Черкасова, находятся на особом контроле у высшего руководства, поэтому ГГ с ним время от времени непосредственно контактирует. В результате возникает ощущение некоторой всеобщей беспомощности правоохранительных органов великой Страны Советов, которые всей своей совокупной мощью не могут раскрыть архиважное уголовное дело, и для расследования неизменно привлекается «следователь всея Руси» Черкасов, – уж он-то справится! При этом он всего лишь следователь по особо важным делам в МУРе, а не какой-нибудь именитый генерал милиции, увенчанный лаврами былых побед на фронтах борьбы с преступностью. Подчёркиваю: следствиями в рассматриваемых сериалах руководил лично Черкасов, и это крайне странно, потому что только от его профессионального чутья, а иногда и везения, зависел конечный результат; а решения о привлечении Черкасова принимались лично главой государства, как будто это был его уровень решений. Для весомости сюжета в дурацком сериале, это, конечно, хорошая задумка, но, к сожалению, так дискредитируется Советская власть. А роль личности, типа «следователя всея Руси», оказалась непомерно раздута. Про главного героя, Черкасова. Немного мужиковатый, немного простой, немного брутальный, чаще всего уставший от жизни, имеющий перманентный «геморрой» на своём семейном фронте, который с разной силой беспокоит его во всех трёх сериалах. Черкасов очень уверенный в себе, снисходительно посматривает на начальников-дураков, но не «лезет в бутылку», держит себя в руках, хотя сильно перегибает палку в отношениях с КГБшником в «Пауке», – он бы себя так не вёл в реальной жизни. Черкасова регулярно переодевали то в милицейскую форму, то в гражданскую одежду, и зачем это делалось кроме случаев явки к главе государства, понять затруднительно. В «Палаче» был ещё какой-то капитан милиции, тоже противодействующий Черкасову и мешающий следствию. Это вообще странный тип: в каждом эпизоде он был либо сильно небрит, либо сильно пьян. Невозможно понять, что хотели сказать этим персонажем, кроме желания дополнительно дискредитировать милицию. Про других героев особо сказать нечего. Минусы. Истерики! Чуть не в каждом эпизоде персонажи срываются, переходят на повышенные тона, визжат, орут друг на друга, оскорбляют, брызжут слюной, хватают за грудки и даже дерутся. Больше всего это удручает в действиях главного героя, ведь он должен быть образцом выдержки и мужественности, а часто вёл себя, как истеричка. Истерики – это вообще характерное свойство современных фильмов и в особенности сериалов. И конкретно эти нашпигованы ими под завязку. Далее, на почве истерик, а зачастую и помимо них, в качестве обычного фонового действия на экране персонажи постоянно бухают: утром, в обед, вечером и ночью. Бухают по поводу и без, по праздникам и в будни, на работе, дома, в питейных заведениях и на улице. Бухают с закусью и просто так. Пьют и мужчины, и женщины. В итоге создаётся впечатление, что советское общество было насквозь пропитано алкоголем и он был повседневной обыденностью, как чистка зубов или чтение газет. Алкогольная тема в этих сериалах чрезвычайно навязчива и возмутительна! Сюжеты фильмов страдали одновременно инфантилизмом и фантастичностью: либо в деталях в лице немотивированного на преступление антагониста («Мосгаз»), либо в целом из-за допущения возможности организовать всё так умело и всех подчинить себе. Единственное, что удерживало у экрана по части сюжета, это умение создателей фильма длительное время сохранять главную интригу. С этим они справились везде на пятёрку, правда в результате «пострадал» сериал «Палач», в котором уже после раскрытия преступления целую серию отвели на «сопли» и попытку показать поближе странный внутренний мир злодея. Вывод. Каждый сериал снят довольно качественно, в особенности понравился воссозданный антураж той советской эпохи с её особенными вещами, одеждой и неброской домашней обстановкой. Актёры старались, но режиссёрское навязчивое вмешательство ощущалось практически в каждом эпизоде, в результате по части психологического наполнения получилось «кино и немцы» и сильная оторванность от реальности. Меня напрягало наблюдать постоянные истерики у всех основных персонажей фильма, поэтому в моём восприятии эти сериалы не поднялись выше планки дешёвой театральной постановки. А навязчивая тема алкоголя просто огорчила. Ради развлечения и знакомства с российской кинопродукцией, можно посмотреть. Но серьёзного детектива, триллера или драмы не ждите. Всё воспринимается высосанным из пальца.
Великая Отечественная растворяется в памяти, в воспоминаниях ушедших фронтовиков, стираются исторические детали и достоверные подробности... Может быть, когда-нибудь рассекретят хранящееся в спецхране ФСБ уголовное дело Антонины Макаровой, Тоньки-пулеметчицы, фашистского палача, расстрелявшей на Брянщине полторы тысячи человек, в основном мирных жителей, женщин и детей. Палач продолжала мучить своих чудом уцелевших жертв в снах, а сама спала спокойно... Еще целых 35 лет она жила под чужим именем. Жаль, но выбранный сценаристом жанр психологического детектива и вольное обращение с историческим материалом значительно преуменьшают ценность фильма. Андрей Смоляков (следователь Черкасов), Анатолий Журавлев (фронтовик Сергей Яковлев), Виктория Толстоганова (Раиса), Людмила Полякова (свекровь) играют 'на разрыв аорты', но... впустую. Тема трагична до крика, до боли... а сериал так, пустышка с заячьей мордашкой, ужастик с выбитыми глазами. Холостой выстрел по военному прошлому. Отвратительна эпизодическая роль Федора - первого, чьей 'походной женой' стала героиня фильма. Исторически это был более человечный персонаж. Холодная исповедь расчетливой и жестокой женщины-палача в последней серии - самые сильные кадры фильма, которому, увы, не суждено стать шедевром. 5 из 10 Только из уважения к теме войны
Второе дело в руках Черкасова оказалось ещё более зверским, чем первое. Начну, пожалуй, с того, что не так давно, я искала информацию про Антонину Гинзбург, так как был период, когда я много смотрела и читала про таких людей, пытаясь понять их психологию, но уже не помню, как конкретно 'напала' на её биографию. Меня всегда поражали фотографии преступников. Они либо невероятно спокойны и нервничали бы больше, если фото делали на паспорт (скорее всего), либо агрессивно-весёлые. Жуткие ухмылки вперемешку со взглядом дьявола. Антонина Макаровна - сложный случай. На тебя с фотографии смотрит (на вид) среднестатистическая женщина с глубинки. Которая ну никак не тянет на 'должность' Палача. Однако, в то же время, её взгляд может просканировать тебя изнутри, так сказать - изрешетить. Чертовски хладнокровная. Безумная. Бесчеловечная. Кто же она такая? 'Военная преступница, палач Локотского округа во время Великой Отечественной войны. Находясь на службе у немецких оккупационных властей и русских коллаборационистов, расстреляла около 1500 человек, в основном советских партизан и мирных жителей. В момент совершения расстрелов была также известна как Тонька-пулемётчица. В дальнейшем вышла замуж и работала контролёром в швейном цехе, однако в конце 1970-х была разоблачена и приговорена к смертной казни. (Википедия)' Здесь не документальное кино, а сериал, где много вольного изложения некоторых реальных историй/дел. Однако, внесённые изменения делают повествование не менее интересным. В актёрском составе случилось пополнение. К основным, присоединились: - Мария Андреева/Оксана. Вот странно, смотрю я на эту девушку, весьма приятная, но её героиня - ужас. Все серии хотелось, чтобы она просто исчезла. В каждой бочке затычка. Назойливая, навязчивая, везде свой нос суёт. Вот из-за таких 'журналистов' в адрес профессионалов своего дела летят 'стрелы' под названием - стереотипы. А самое грустное, что по её вине погибают два человека. Оставила мощный противный осадок эта Оксана. - Филипп Гуревич/Иванцов. Очень хороший мальчишка. Добрый, ответственный, хоть и торопыга. Но в хорошем смысле этого слова. Он предан своей работе и готов, как говорится - в огонь, а, коли надо будет и в воду. Пусть и с опаской, в наивном детском взгляде. *** Дабы обойтись без спойлеров по главным героям этого дела, скажу так. Виктория Толстоганова, Юлия Пересильд и Виталий Кищенко так идеально вписались в эту историю, что смотреть было одно удовольствие. Они пугали своей игрой. Завораживали. И не оставили равнодушными многих зрителей. *** Андрей Смоляков, Юрий Тарасов, Алексей Бардуков, Юрий Чурсин - как всегда - на высоте! Я так ждала появление Зинаиды Кац в этом деле, в исполнении прекрасной Луизы Мосендз, но она так быстро упорхнула в отпуск, что без неё было очень грустно до самого окончания сезона. Очень порадовалась за Зину, что в её жизни произошло радостное событие. Только, хотелось бы, чтобы это всё было не только из уст майора Черкасова, а ещё и в кадре! *** У музыкального 'руля' по-прежнему - Антон Шварц. Не заметила особых изменений в мелодиях, но основные темы мне нравятся в любом случае. Спасибо! Как и всем, кто приложил свою руку к созданию этого шедевра. *** После просмотра, остался лишь один вопрос... Если глаза - это зеркало души. То чьей же?! У Палача её не было. А ведь в этом фишка второго дела майора. Антагонист не хочет, чтобы даже у мёртвых осталось в памяти лицо, которое они видят перед смертью... Только вот за маской зверюшки - не спрячешься. Как однажды сказал Джон Крамер (Франшиза: 'Пила'):'Вы думаете что живых могут судить только те кто выжил, и что мёртвым не добраться до Вашей души? Вы жестоко ошибаетесь! (Викицитатник)' А здесь её нет, но всё таки, это не помешало Палачу стать самому казнённым. Грустно это всё. Тяжёлая история. Снимаю шляпу. Конечно, не так изысканно, как это делает Иван Петрович, но всё же. 9 из 10
Для кого-то, для многих в этом фильме отсутствовала интрига, и само по себе история эта пронзает не интригой. Самой главной неожиданностью и потрясением здесь становится не имя убийцы, а то, как такое вообще может быть возможно. Ты видишь человека, который подвергается трудным испытаниям, и естественно сочувствуешь ему, ты следишь за его судьбой, переживаешь за то, что с ним будет дальше. Довольно спорным выглядит решение перенести или внести убийства в современность. Фильм основан на реальных событиях. И сами по себе преступления поражают. Тонька-пулемётчица существовала, хотя у нас в стране, как я убедился, мало кто о ней знают, и путают с Анкой. И действительно ей удавалась не просто долгое время оставаться неразоблачённой, она дожила до пожилого возраста. Но будучи уже пожилой, она никого не убивала, тем более таким изощрённым методом. Но фильму нужно чувство опасности. Поэтому героиню омолодили, перенесли её разоблачение на десятилетие раньше, и заставили её убивать дальше. И надо сказать сделали это профессионально. Забыв про истинную Тоньку-пулемётчицу, ты погружаешься в историю людей, которых видишь на экране, вспоминаешь войну, и всё кажется таким близким и осязаемым, что в финальной сцене исполнения смертного приговора, ты чувствуешь как будто стреляют рядом с тобой. Надо сказать, что посмотрев только трейлер, я чувствовал, как будто я весь в напряжении, как будто каждая фраза из фильма вбивается в голову как гвоздь, и даже не понимая конкретных деталей и сути истории, я чувствовал достоверность эмоционального накала. Виктория Толстоганова так вжилась в роль, что мне было даже страшно за неё. Персонажа Анатолия Журавлева даже не просто жалко, ты остаёшься на несколько минут ещё более опустошённым и уничтожённым, чем он. А последняя сцена встречи с женой - это просто жесть. Ты ждёшь какого-то слова, объяснения, оправдания, прощения в конце-концов, и понимаешь, что ничего больше нет. Юлия Пересильд тоже бесподобна в отрицательной роли. Её искренне ненавидишь и презираешь. И мурашки по коже. Вообще вся серия о майоре Черкасове сделана очень атмосферно, действует на подсознательном уровне, но именно здесь детективная составляющая играет меньшую роль. Здесь нет какой-то попытки объяснить действия убийцы, как кому-то может показаться, и о чём писали некоторые рецензенты. Здесь возникает другое, ещё незнакомое чувство какого-то противоречия, невозможности совместить и поверить в два совершенно реальных факта. Ты не знаешь, что с этим делать, это просто возникает и есть. 9 из 10
Мода на события Великой Отечественной войны в современном кинематографе очевидна. Тем не менее, фильм 'Палач' поднимает один из важнейших и болезненных аспектов данной темы: темы предательства советских граждан и службы их в рядах полицейских частей вермахта и СС. В данном фильме есть изображение сцен насилия: да, это было. И помнить об этом нужно всегда. По поводу главной героини и её смертельного образа можно сказать 'Верю', поскольку на фронт попадали люди с различной психической конституцией и их 'явление' в роли палачей совсем не удивительно. Хочу поставить фильму высокую оценку. Игра актёров убедительна, а реквизит, отсылающий к эпохе 60-х годов, вне всяких похвал. Что не понравилось: зацикленность на выпивке. Перед фильмом демонстрировалось предупреждение о курении табака, но весь фильм оказался наполненным сценами распития алкоголя.
Сразу же подчеркну - этот сериал не является документальным и не содержит претензии на историческое исследование. Поэтому можно простить некоторые несуразицы в сюжете, например - почему вечно нетрезвая почтальонша распевает во все горло немецкие песни, и никто из соседей не обращается с этим в милицию? Почему в сюжете есть пронырливая журналистка, будто пришедшая из 90-х годов? Сюда же относятся сказки про маску зайчика и выстрелы в глаза. Но повторюсь, навряд ли создатели фильма рассчитывали проверить, как зрители чувствуют ТУ эпоху. Они сделали вполне неплохой детектив с умными и расчетливыми милиционерами и такими же преступниками, и на мой взгляд, справились со своей задачей успешно. Актеры. Говорю сначала о тех, кто больше всего меня впечатлил. 1. Юлия Пересильд. Великолепно справилась с изображением трех образов своей героини - сначала красавицы, ведущей двойную игру с немцами и одновременно помогающую партизанам, затем заключенной, и наконец - грубоватой спившейся селянки, одержимой мечтами о мести. Во всех этих образах Пересильд неизменно убедительна. А ее финальный диалог с Раисой я включил бы в анналы современного кинематографа. Есть несоответствие - все-таки тридцатилетняя женщина играет 45-летнюю, но в любом случае сыграно было великолепно, без тени халтуры и недоработки. 2. Юрий Тарасов (майор Пожидаев). Язвительный, немного скандальный, но в то же время верный друг и хороший работник. Отлично знает поэзию, а этим немногие и сейчас могут похвастать, кроме того, мастер иронии и юмора. Одна его фраза 'Два майора вечерком пили водку с коньяком' чего стоит. Браво! 3. Виктория Толстоганова. Ну тут обойдусь без лишних комментариев, это просто надо увидеть. 4. Виталий Кищенко (Егор Кривовяз). Отличный образ искренне любящего человека, согнутого своими тайнами и проблемами, но тем не менее, не сломленного. Теперь те, кто разочаровал. 1.Мария Андреева (Оксана). Играла девушка неплохо, но вот персонаж у нее, мягко говоря, дура, липучка и стерва. В фильме совершенно справедливо было сказано, что именно из-за Оксаны погибли оба Кривовяза. Алчная, глупая, не способная на искренность девчонка. Ну вот не верю я в ее любовь к Черкасову, хоть убейте. А по уровню интеллекта ее обогнал даже подросток Славик. 2. Анатолий Журавлев (Сергей, муж Раисы). Сыграл отлично, сцена в последней серии ('может, и мне она хоть слово передаст') тронула до глубины души. Но герой показан ну таким тюфяком, ну таким простачком, что просто неприлично. Разве можно не заметить, что жена исчезает всякий раз именно в тот момент, когда происходит очередное убийство? Непонимающее выражение лица - то, с чем этот персонаж ассоциируется в первую очередь. 3. Марина Александрова. Где бы ни играла эта актриса, выражение лица у нее одно и то же, что в 'Екатерине', что в 'All inclusive', что здесь. Везде она только блаженно подкатывает глаза и топорщит губы. Девушка красивая, спору нет, но этого мало. Пока никакого особого таланта я в Александровой не заметил. Буду только рад, если она докажет обратное. Снялись в сериале замечательно сыгравшие Смоляков, Бардуков, Стоянович и многие, многие другие. Всех перечислить просто невозможно. Столь великолепно собранный коллектив перекрыл недостатки сценария и выполнил свою работу на отлично. Минус балл за разные недочеты в сценарии (вряд ли Раиса так испугалась обнаружения 'вальтера', учитывая, что она сама его и бросила) и получаем 9 из 10
Ничего общего с реальными историческими событиями, кроме как основной идеи с главным антагонистом-предательницей, данный сериал не имеет, и это нужно хорошо понимать, приступая к просмотру данной картины, ведь этот многосерийный фильм может понравиться только в качестве вольного художественного произведения, вдохновленного реально существовавшим человеком. Но была ли главная злодейка сериала человеком? Это очень спорный вопрос, обсуждению которого отведены две заключительные серии, ставшие самыми сильными эпизодами в фильме. Мораль у сериала одна - осуждение чудовищных преступлений сумасшедшей предательницы, самой настоящей маньячки, серийной убийцы и психопатки, которая творила со своими соотечественниками то, чем не хотели заниматься даже немцы. Образ демонической убийцы, которой для более устрашающего образа добавили несколько вымышленных фактов, удается исполнительнице главной роли действительно великолепно, хотя к ней я вернусь позже. Итак, главная сюжетная линия сериала - это поиск той самой маньячки, убившей за время войны около полутора тысяч человек, среди которых были не только партизане и военные, но и старики, дети, женщины. Действительно невероятно пугающая история, которая превращает сериал в невероятно мрачный атмосферный советский детектив, который не теряет своей привлекательности и увлекательности даже несмотря на то, что личность Тоньки-пулеметчицы можно вычислить еще в первой же серии. Однако тем интереснее смотреть долгожданную развязку этой жуткой истории. Некоторые сюжетные линии и факты, придуманные сценаристами, создают серьезные отличия между сюжетом фильма и реальным делом зловещей пулеметчицы. Многие зрители поспешили занести это в основные минусы сериала, с чем я не согласен. Здесь убийцу ищут не 30, а 20 лет, да и расследование начинается с громкого убийства 17-летнего парня (неплохой образ уже сыгравшего в 'Чернобыле' Анвара Халилулаева), отличающегося особой жестокостью - юноше прострелили оба глаза. Именно этот факт заставляет ведущего это дело следователя МУРа майора Черкасова (Смоляков) вспомнить об аналогичных убийствах кошмарной Тоньки-пулеметчицы (которая превратила простреленные глаза своих жертв в свой фирменный почерк), которую он разыскивал в годы войны, когда служил в Смерше. Как только следователь устанавливает связь этого дела с историей самой кошмарной убийцы Великой Отечественной войны, это расследование превращается для него в дело чести. По поводу других несоответствий - они всего лишь работают на образ главной злодейки, делая его более зловещим и страшным. Молодая женщина, убивающая по 27 человек в день, перед казнью напивающаяся самогоном и скрывающая свое лицо под детской маской зайчика (тайна личности для Тоньки-пулеметчицы здесь имела принципиальное значение - люди, видевшие ее лицо, немедленно превращались в безглазые тела). Эпизоды, где эта самая убийца расстреливает людей - самые жуткие сцены в сериале. И эти факты превращают персонаж Тоньки-пулеметчицы в невероятно зловещего, мрачного, даже жуткого таинственного человека (хотя большинство зрителей сразу поймет, кто такая эта злодейка). Многим не понравилось, что расследование ведет сотрудник МУРа, но и эта деталь, на мой взгляд, не так уж и плоха, ведь сериал является, в первую очередь, вольным сиквелом другого нашумевшего советского детектива 'Мосгаз', рассказывающего о другом серийном убийце. Здесь же милиционер Черкасов расследует убийства двоих подростков, а не дело военной преступницы Антонины Малышкиной (в реальной жизни - Макаровой). И как только Черкасов понимает, что с этим убийством связано дело предательницы-палача, в дело вмешивается КГБ. По поводу актерского состава хочется сказать отдельно. Андрей Смоляков с ролью следователя справляется как всегда превосходно - он даже фактурно очень подходит под эту роль. Буквально такой же яркий образ он играл и в 'Высоцком', и в 'Григории Р.', поэтому в таланте полноте раскрытия образа усомниться просто невозможно. Что касается Виктории Толстогановой - сыграла просто великолепно, особенно раскрылась в заключительных сериях и флеш-беках из своего военного прошлого. Очень яркий и запоминающийся образ. Порадовал Владимир Юматов в роли сослуживца главного героя по Смершу, миловидная Мария Андреева в роли назойливой журналистки, Виталий Кищенко в роли мрачноватого Кривовяза, Иван Волков в роли хамоватого майора милиции, Юрий Тарасов в роли помощника Черкасова и соблазнительная Марина Александрова. Запомнился и образ следователя КГБ из заключительных серий, но, к сожалению, имени актера я не знаю. В общем, перед нами качественный советский детектив, радующий именно интересным сюжетом, пусть и с предсказуемой концовкой, но массой других плюсов. 8 из 10