Послевоенный 1946 год. В мире наступила тишина и покой, вот только доблестные бойцы с нацистскими преступниками все не успокоятся. Мерзавцы непременно должны быть наказаны, считает глава Комиссии по военным преступлениям мистер Уилсон. А главный среди всех нацистских преступников, после покойного Гитлера, конечно – это публично неизвестный, но адски изобретательный – автор лагерей смерти – Франц Киндлер. Фашистский гаденыш успел бежать из Германии, и теперь осел в славном Коннектикуте, преподавая в местном колледже, и даже успев жениться на дочери члена Верховного Суда США. Теперь Киндлер стал милым профессором Чарльзом Ранкином, но хитросделанный мистер Уилсон обязательно выявит негодяя. Для этого он даже под свою ответственность выпускает другого нацистского преступника, который и выводит сыщика на нужный след. Орсон Уэллс после своего гениального «Гражданин Кейна» все никак не мог успокоиться, экспериментируя с формой, сюжетом, актерским составом (включая себя любимого). Тематика о поимке нацистских преступников для 1946 года почти вышла удачной. «Почти» только потому, что на авансцену после фултонской речи Черчилля уже четко обозначился новый враг Штатов – коммунисты вообще и СССР в частности. Это одна из причин, почему постановка Уэллса особо не зацепила киноакадемиков. То, что они отметили фильм по сюжетной линии – это, безусловно, заслуга сценаристов (плюс память за былые заслуги все с тем же «Кейном»). В «Чужестранце» нет глубокой нравственно-сопливой платформы, как, например в более поздних антинацистских постановках вроде «Списка Шиндлера» или «Пианисте». Уэллс снял такой себе психологический триллер с элементами нуара, в котором стоит только один вопрос – «как наиболее виртуозно будет разоблачен нацистский преступник». Пару слов по логистике сюжета. Он – сюжет – интересен и номинация на «Оскар» заслуженная. Но вот в плане достоверности, сценаристы перестарались. При этом сюжетный перегиб все больше возрастает к финалу, когда по всей логике событий преступник должен наконец бежать… но он, сука, упорно идет к развязке с элементом экшна. Не интересен, скажу от себя, и портрет Киндлера/Ранкина/Уэллса. Режиссер-актер Уэллс сыграл однотипного поддонка, который вообще непонятно чем привлекателен и в каком именно месте должен вызывать сочувствие. Вышло схематическое изображение антигероя – уж если ты придумал газовые камеры, то и в жизни ты чмо редкостное. Разве что нацисту разрешили увлекаться часовыми механизмами… но это то еще «достоинство». Зато с чем Уэллс угадал 100%, так это с привлечением на главную роль Эдварда Робинсона. Образ дотошного следователя – это его коронное амплуа. При этом Робинсон каждый раз так играет, что его подследственных каждый раз жалко. Схожая роль у актера была в «Двойной страховке», и в этот раз Робинсон практически самостоятельно создает увлекательную детективную комбинацию в фильме. Великолепная игра, которая, к сожалению, не была усилена другими аспектами в фильме. А вот другая звездочка проекта – Лоретта Янг – в фильме потерялась. Вернее, ее полностью «заиграл» Эдвард Робинсон. Изначальная задумка ее персонажа была достаточно глубокой – пережить трансформацию влюбленной женушки, которая постепенно приходит к выводу, что полюбила чудовище. Но, во-первых, сам Орсон Уэллс особо никак не показал, за что его героя можно было любить изначально, а во-вторых, и Лоретта Янг явно в этом фильме не феерила. Впрочем, за всех «на пять» отыграл старик Робинсон. Вердикт – еще одна попытка молодого Орсона Уэллса удивить весь киномир. Не удивил, но зато сам фильм вышел весьма толковым. 6,5 из 10
В послевоенной Америке скрывается нацистский преступник Франц Киндлер. Он скрывается под личиной Чарльза Рэнкина, преподавателя университете в Коннектикуте и женится на Мэри, дочки члена верховного суда США. За Киндлером охотится Уилсон, член Комиссии по военным преступлениям. Он выпускает на волю другого нацистского преступника, который знает Киндлера и это наводит его на след. Данный фильм находится в тени более известных работ Орсона Уэллса. В принципе, это довольно стандартный нуар об охоте на нацистского преступника, скрывающегося под маской добропорядочного гражданина. И в Голливуде, и в советском кино данный сюжет использовался не раз. Детективной интриги тут особо нет (кто злодей ясно изначально), но смотрится не без интереса (номинация на 'Оскар' за лучший сюжет). Главгада играет сам Уэллс и у него получился довольно типичный злодей, хотя, Орсон и пытался ему придать некоей неоднозначности. Плюс он излишне перебирал с этими зловещими взглядами исподлобья и мимикой. Эдвард Робинсон неплох в роли сыщика, нечасто увидишь этого блестящего актера в однозначно положительной роли. Ну а Лоретта Янг в роли жены злодея, у которой постепенно открываются глаза на истинную сущность мужа, скажем так, не впечатлила. Во-первых особой химии с Уэллсом у них не просматривалась, во-вторых как актриса она явно слабее двух главных звезд фильма. Снят фильм на хорошем уровне, хотя студия, как известно, переделала его для проката, да и сам Уэллс не любил о нем вспоминать (он, кстати, стал самым успешным в кассовом отношении его фильмом). Но в некоторых сценах чувствуется его рука, особенно в начале и в финальной сцене на башне с часами. В принципе, не слишком примечательный нуар. Интересен ныне по большей части фигурами Орсона Уэллса и Эдварда Робинсона. 6,5 из 10
«Чужестранец» - фильм, о котором Уэллс не любил вспоминать, действительно стал стилистическим и концептуальным компромиссом с голливудской системой. О режиссерской манере напоминают лишь первые десять минут, содержащие в концентрированном виде все компоненты его авторского почерка (экспрессионистское освещение, создающее зловещую атмосферу, нижние ракурсы съемки и т.д.). Эта первая сцена может дать фору многим нуарам той поры по увлекательности и технической изощренности, в том числе и в монтажном решении, виртуозно выделяя одни детали, символически противопоставляя другие и выявляя значимость третьих (например, курительной трубки, сразу вызывающей аналогию со стаканом молока в хичкоковском «Подозрении»). В остальном картина наследует драматургические клише психологических драм той поры (от «Газового света» до «Ребекки» и «Тени сомнения»), выводя на первый план конфликт наивной жены и двуличного мужа, скрывающего под маской благопристойности преступную натуру. Уэллс-актер придает своему герою ницшеанское отрицательное обаяние, пытаясь реализовать свои богатые исполнительские возможности в рамках довольно заурядной роли, всеми силами, порой перебарщивая с мимикой и взглядом (иногда комичным в своей устрашающей выразительности), делая образ если и не многогранным, то, по крайней мере, не таким однозначным, как в сценарии (который впервые писал не сам Уэллс). Остальные исполнители выглядят порой заурядно (как Э. Д. Робинсон на протяжении многих лет создающего амплуа благовоспитанного буржуа в нуарах 40-х, Ф. Ланга, например), а порой и откровенно плохо, в духе третьесортного голливудского актерствования (как Л. Янг в роли жены главного героя). Один Уэллс своими усилиями, к сожалению, не может вытянуть фильм с уровня среднестатистического детектива, в меру политического, в меру патриотически патетического, в меру остросюжетного. Драматургические ходы предсказуемы, нагнетание саспенса следует в точности хичкоковским приемам, выведение злодея на чистую воду сопровождается сильным нравственным пафосом. Несмотря на стройность композиции и отсутствие ошибок в режиссуре, трудно отделаться от мысли, что Уэллса сильно тяготил сценарий, практически не предоставляющий возможностей для самореализации постановщика. История нацистского преступника, скрывающегося от правосудия, стала впоследствии столь часто используемым мотивом в голливудском кино, что вряд ли способна заинтересовать сейчас. Несмотря на то, что «Чужестранец» сильно устарел и в плане содержания, и стилистически, и представляет собой передышку в режиссерской карьере Уэллса, он по-прежнему интересен актерскими стараниями Уэллса-актера, которые могут служить наглядным примером борьбы большого таланта с одномерным и серым материалом.
Фильм Орсона Уэлса «Чужестранец», снятый по книге Виктора Риваса. История, показанная в фильме, история поисков нацистского преступника, /фильм снят в 1946 году, всего через год после окончания войны/. Фильм даже не столько про военного преступника, сколько о справедливом возмездии за содеянное. Итак, в американской глубинке, /в провинции Коннектикута/ затаился нацист Франц Киндлер, организатор и вдохновитель геноцида евреев, естественно под чужими документами. Его новое имя Чарльз Рэнкин, и он работает учителем истории в местном университете, а ещё он женился на дочери члена Верховного суда. Заметим, Киндлер очень хорошо затаился и замаскировался. Чтоб как-то его вычислить член Комиссии по военным преступлениям Уилсон принимает парадоксальное решение, охотиться на «живца». Конечно, справедливость восторжествует, и путь этому будет непростой. Вот только жизни не всегда так было, не всех находили, /многие даже мемуары свои выпустили/. Кто-то просто жил в своё удовольствие, кто-то даже в военных советниках подвизался,… В жизни вообще всё не так как в кино. Или так, но не так как надо. Не так как надо бы, потому, что войнам конца нет, и преступники военные, как грибы после дождя растут. Нет, конечно, что-то там где-то делают, и Гаага вроде бы не закрывалась, а войны продолжаются. Может, тогда сразу после войны надо было калёным железом выжечь нацизм вместе с идеей его. Нацизм, коммунизм,… Непростой вопрос, да? Непростой вопрос, потому, как и самому уподобиться недолго. И не заметишь метаморфозы. А в стороне тоже остаться не получится. Не получится быть приличным человеком с чистенькими руками в нашем грязном мире. Вот такой интересный фильм, вроде о прошлом, а вроде бы и не совсем. Вроде бы, как нуар, а вроде бы, как и не совсем. А больше размышления, о том, что такое плохо и как сделать так, чтоб это плохо не повторилось. Как нам с тобой это сделать. Потому, как если мы сегодня ничего для этого не сделаем, завтра они сделают нас. Сделают нас своими подопытными в своих садистских экспериментах по переустройству мира. По переустройству мира в своих шизофренических представлениях. Что до прокатной судьбы фильма, фильм, как ни странно провалился в прокате, /в связи с этим компания «РКО-рэдио пикчерз» расторгла с режиссёром договор на дальнейшее сотрудничество/. Но время показало, что обыкновенный зритель и мастистый критик, не всегда способны сразу отличить тонкий шедевр мастера от грубой поделки ремесленника. Сейчас всё стало на свои места, нынче это не просто кино, это уже классика жанра, а ещё фильм входит в список общественного достояния США.
'Чужестранец '-это замечательный фильм американского режиссера Орсона Уэллса, его дебютная картина, снятый в 1946 году после окончания Второй мировой войны. Это своего рода триллер о разоблачении нацистских преступников, которые бежали из Германии в США, Канаду, некоторые страны Латинской Америки и стали жить под чужими именами. 'Чужестранец'-это фильм, основанный на антифашистских принципах и рассказывает о государственном следователе Уилсоне, который пытается найти нацистского преступника в студенческом городке Коннектикут. Удивительный факт, но самого нацистского преступника Киндлера играет сам режиссер Орсон Уэллс. Фильм напоминает игру в кошки-мышки, чтобы вывести нациста на чистую воду. Этот дебют Уэллса, считаю, является шедевром, который отвоевал свое место среди подобных картин. Хотел бы отметить персонаж Мэри Лонгстрит, жену нациста. Она становится тем центром, вокруг которого закручивается детективный сюжет. Действие фильма разворачивается стремительно. Уилсон, государственный следователь, быстро ведет игру, подталкивая Киндлера к обрыву - сдаться или умереть. 'Чужестранец' демонстрировался на различных крупных кинофестивалях, но не получил наград. Да и не в наградах дело...Фильм демонстрирует негативное отношение человечества к такому явлению, как фашизм. Должен быть мир на Земле и такое явление, как Вторая Мировая война не должно повториться, а все военные преступники Второй Мировой должны понести заслуженное наказание. Тема, которую затрагивает 'Чужестранец' очень актуальна и в наше время. Много нацистских преступников ушли от наказания, бежав в США, Канаду, страны Латинской Америки. Например, ходил слух, что сам Адольф Гитлер уплыл на подводной лодке в Аргентину и там умер в 70-х годах прошлого века. Известно много других фактов - Клаус Барбье, нацист, известен как 'Лионский палач', немецкий военный преступник, был выдан Боливией Франции в начале мая 1987 года. Другой пособник фашистов в годы Второй Мировой войны, Иван Калымов, служил немцам, убивал евреев. Скрылся в США, но затем был выдан неизвестной стране для суда. Иван Демьянюк был надзирателем в нацистских лагерях смерти. Убил 28 тысяч заключенных. И таких примеров множество...
После «Гражданина Кейна», у Уэллса постоянно возникали проблемы со следующими фильмами. Его «Великолепие Амберсонов» было порезано перед выходом в прокат, а «Путешествие в страх», в котором он выступил продюсером, сценаристом и сорежиссером, и вовсе почти разорило этого деятеля. Только после войны, под железной рукой продюсера Сэма Шпигеля он все-таки сумел выпустить антинацистский фильм «Чужестранец», который хоть и не принес Уэллсу, ни денег, ни славы, стал определенным личным прорывом, потому что именно эта картина привела его в мрачный жанр нуара, легендой которого он впоследствии и станет. Конечно, кое-где «Чужестранец» далек до идеала и даже возможно чуть смахивает на типичную голливудскую поделку, но именно здесь уже видны будущие признанные шедевры, как «Третий человек» (актер и сценарист) и «Печать зла» (режиссер, актер, сценарист). И все-таки сегодня этот фильм не особенно ценится потому, что оригинальный вариант, законченный и смонтированный самим Уэллсом, был утерян, а то, что встречается сейчас – студийная переделка, и то, что даже она тянет на отличный фильм, говорит, наверное, о том, что оригинал-то и вовсе был шедевром. История рассказывается издалека: запуганный человечек, выпущенный хитрым следователем из тюрьмы, направляется в США, чтобы встретиться со старым другом. Все это лишь уловка, потому что за человечком незримо и неотступно следует закон в лице мистера Уилсона (довольно типичная роль для популярного в то время актера Эдварда Дж. Робинсона). Этот низкорослый и немного пузатенький следователь оказывается этаким благородным пронырой, знающим все наперед и хитростью заманивающий врага в ловушку. А враг – это пристроившийся в тихом американском городке нацистский преступник высшего эшелона, загадочная личность, на которую и должен вывести полицию досрочно выпущенный соратник. И тут фильм выручает своим появлением Орсон Уэллс, играющий спокойного школьного учителя, собирающегося жениться на дочке местного судьи и увлекающегося часовым ремеслом. Вообще, если углубиться в тему часов, то можно сказать и еще одно об антагонисте: часовой механизм для него дороже чужих жизней. Стоит только вспомнить, с каким равнодушием он говорил о чужих жизнях в начале, как смеялся над раскаянием и верой в Бога, с какой механической точностью задушил вставшего на колени приятеля, или сказал жене, о том, что отравил ее собаку. А ведь потом, в часовой башне, еще и выдает прекрасную трогательную фразу: «Не сажайте меня в тюрьму – я не преступник». Очень выразительна игра самого Уэллса. Неудивительно, что играя злодея, что обычно равняется персонажу второго плана, он все-таки сумел выйти на первый план, оставив позади Эдварда Робинсона, у которого и так все получается. Уэллс же прекрасно справляется со своим переходом от образа хорошего парня, которому родители доверяют учить своих детей, а судья даже выдает за него свою дочь, несмотря на то, что ни в одной провинции не любят чужестранцев, к образу убийцы, который ни во что не ставит жизнь. Характерно, что задушив нежелательного приятеля, Франц Киндлер начинает прятать тело, в чем напоминает зверя, разгребающего когтями-пальцами землю и закидывающего место преступление листьями. Особый шик в эту сцену вносит, то, что сейчас у него вот-вот начнется свадебная церемония, где уже собрались гости и ждут только его (жениха!), закапывающего трупы в лесу, а где-то рядышком бегают подростки – его ученики. Между делом, интересно, что, узнав правду об убийстве и возможной причастности мужа к жертвам нацизма, героиня все-таки, пусть и не совсем осознанно, принимает его сторону, удерживаясь за устоявшейся образ крепкой семьи, а восстает против него, узнав, что он собирался расправиться с ней самой. И поэтому хоть фильм везде заявляли, как антифашистский, снятый сразу после войны, Уэллс, да и голливудские монтажеры, переживали явно не о еврейских судьбах, оставив на фильме налет чисто-американского лицемерия. Но если сюжет этой истории обыден, хоть и не лишен встречающегося шика, то другое дело – стиль. Все-таки рука художника в этом фильме чувствуется, причем художника растущего и готового к новым экспериментам. По-настоящему захватывает тот эстетизм, с которым Уэллс начал пользоваться тенями. Конечно, и «Гражданин Кейн», и «Великолепие Амберсонов» были мрачноватыми фильмами, но даже там тень не перевоплощалось в активное действующее лицо киноповествования. «Тень начала расти, и покрывать все, как ковер…», произносит героиня с пугающими интонациями – это приснившийся ей сон. «Рано темнеет», говорит хозяин кафетерия, когда мистер Уилсон только собирается начать расследование. В «Чужестранце» можно зачастую увидеть, как персонаж пропадает из фокуса и вместо него начинает действовать отбрасываемая тень. Тени постоянно присутствуют на лицах героев, и не просто затемнениями, а настоящими черными массами, искажающими человеческое восприятие эмоций. Даже типичный штамп Голливуда, сцену поцелуя влюбленных, Уэллс заковывает в этот мрак, заранее, на подсознательном уровне, заявляя, что в этой парочке слишком много лжи, чтобы это было светлой романтикой. Лица уходят в непроглядный мрак, и появляются из него и, конечно, казалось бы, ничего особенного в этом нет, и, может быть, у стесненного в финансах Уэллса просто не хватило денег на нормальное освещение. Но все же, эта игра света и абсолютной тени завораживает – это и есть своеобразный дух неповторимого нуара, в котором нет однозначно положительных главных ролей, и Уэллс возводит тень в настоящий культ, а потому даже немного жалко, что сюжет так по-голливудски прямолинеен. Другая фанатическая черта фильма: часы. Это увлечение Франца Киндлера, своеобразный способ успокоиться. Помимо огромного количества часов в доме, в городке есть часовая башня со сломанным механизмом. Именно таким образом молодой человек нашел способ «подлизаться» к горожанам – обещанием починить символ их города и предмет всеобщей гордости. Неудивительно, что именно в этом экзотическом месте и будут происходить многие кульминации, включая последнюю, которую можно назвать даже гениальной. Починенные злодеем часы становятся и финальной точкой в его поражении, и не зря была сказана им до этого двусмысленная пророческая фраза: «на этот раз чувство времени меня подвело». Вдобавок и часовой звон в фильме всегда становится предметом тревоги, и даже когда героине, в несколько истеричном воплощении Лоретты Янг, предъявляют пленку со зверствами ее нового мужа, пленка обрывается и, крутясь, начинает издавать тиканье, идентичное часовому. Это как бы постоянно говорит о том, что время идет, и счастье, построенное героями в городке и его тенях, скоро закончится. А уж когда герой Уэллса приводит в действие часовую башню, и вовсе ясно, что теперь она отсчитывает время до его конца и есть что-то справедливо-мистическое в том, что часы ломаются вместе со своим часовщиком.
Когда смотришь такой седовласый фильм как 'Чужестранец', снятый в формате 4:3 в монохромной палитре столько декад тому назад, поневоле ощущаешь энергетику тех лет, когда не было ни всемирной паутины, ни мобильной связи, ни GPS; детективы еще курили трубку, а подозреваемые убегали от погонь в длинных плащах поверх костюмов-троек, обязательно при галстуке и в шляпе, даже в погожий летний день. Особенно если смотреть его ночью при выключенном свете и слушать с достаточно громким стереозвуком, можно представить какой-нибудь провинциальный кинотеатр, битком набитый пыхтящими табачным дымом мужчинами и дамами, одетыми по той же моде середины 20-го века. Вот развивается очередной эмоциональный диалог, полный отрывистых фраз возбужденных героев, и молчащие зрители всматриваются сквозь клубящийся никотиновый чад в мерцающий среди кромешной тьмы экран, на котором пляшут серые тени, и под мерный стрекот кинопроектора погружаются в захватывающую историю... Это сейчас принято восхищаться картинами той полузабытой эпохи, так ностальгически пахнущей целлюлозой. Но для своего времени, похоже, 'Чужестранец' был одним из многочисленных триллеров, заполонивших экраны, как например, нынешние 'Джек Райан' или 'Джек Ричер', или еще какой-нибудь Дж... скажем, вроде Джеймса, Джейсона или Джона со звучной шпионско-супергеройской фамилией. Действительно, триллер как триллер, вполне традиционно для нуара 40-х эксплуатирующий тему едва закончившейся второй мировой войны, - порождение развлекательной кино-индустрии. Возможно, к началу следующего века он полностью стерся бы из памяти людей и был исключен из реестров мировых синематек, если бы не немеркнущая слава его создателя, великого Орсона Уэллса, который увеличил своей выдающейся актерской работой берущий начало, кажется, с самого Каина ряд чудовищ и злодеев, маньяков и убийц в людском обличье, прибавив к ним еще одного, своего Франца Киндлера. Франц Киндлер - по сюжету картины - избежавший нюрнбергского процесса нацистский преступник, прячущийся в сонном городке Харпер, штат Коннектикут, ради маскировки даже решивший жениться на милой местной девушке с обычным именем Мэри. По его следам идет инспектор Комиссии по военным преступлениям Мистер Уилсон, тот самый детектив с трубкой из начала нашего рассказа, довольно быстро вычисляет преступника, о чем оба скоро догадываются, и начинается игра в кошки-мышки, о чем, собственно, и фильм. Такому монстру, как Киндлер, в исполнении самого Уэллса, можно простить многое, даже чудовищный американский акцент во время произнесения немецких фамилий, ибо глаза... Глаза актера образцово и в высшей степени страстно выражают всю злобу, отчаяние и мрачную решимость этого съехавшего с катушек персонажа, в котором не было и нет ничего светлого и человечного, который паутиной лжи окутал любящую его женщину, трижды предал ее... в общем, явился миру каноническим злодеем. Динамике картины позавидуют и современные триллеры, снятые в клиповой манере: сюжет несется раскочегаренным паровозом к неминуемой развязке, заканчиваясь также без рассусоливания, как и начался. Здесь между монтажными стыками хотя и проходит больше пяти секунд, однако перетекают кадры один в другой сплошь с помощью наложения изображений (видимо, любимый режиссерский прием) с достаточной частотой, чтобы не дать угаснуть тем самым взятый изначально быстрый темп фабульных коллизий. Тому же служит и неплохая операторская работа: камера очень часто двигается в такт действию, совершая порой новаторские для тех лет кульбиты, и глядя на героев с экспрессионистских ракурсов, не лишая фильм, однако, и стандартных американских средних планов. Одним из основных средств, которыми добивается должного эффекта постановщик, выступает и заглавная музыкальная тема произведения, которая навязчиво будет проигрываться в голове зрителя еще долго после просмотра, и резкие скрипичные мотивы. А уж про игру светотени и вовсе можно не распространяться: тут она выполнена на высочайшем техническом уровне, служа все тому же: держать в напряжении до конца и заполнять картинку темными тонами, которых куда больше светлых, как и полагается жанру... Несмотря на забавные казусы вроде уже упомянутого акцента чистокровного немца, или выпавшего посреди бабьего лета снега, фильм справляется со своей задачей на ура, оправдывая звание чистейшего, как неразбавленный стакан Джека Дэниэлса, триллера. Нынче мы поневоле свысока оцениваем подобные пьесы. И хотя сама история из разряда тех детективов, когда все известно наперед, только само безудержное действие и является главным магнитом для зрительского внимания, что прекрасно вышло у Уэллса-актера и режиссера. Не обладая потрясающей внутренней идеей, 'Чужестранец' может похвастаться удалым ритмом разворачивающейся черно-белой драмы, где, словно ингредиенты основной палитры, хорошее ясно отделено от плохого, и мощной притягательной силой, коей еще не овладел в те далекие от нас годы даже король триллеров, Альфред Хичкок.
«Чужестранец» Орсона Уэллса – это первоклассный фильм-нуар, который я по-настоящему смог оценить только при втором просмотре. В блестящем сценарии этого фильма нет ни одной случайной детали или лишней реплики. И, зная все перипетии, которые произойдут с героями, легче понять подтекст, заложенный в каждой сцене. Этот фильм заслужил мою высокую оценку за сюжет, за живописность каждого персонажа, за великолепную режиссерскую и операторскую работу. События в фильме развиваются в 1946 году. Основу сюжета составляет одно из многих расследований Комиссии по военным преступлениям, которая занималась поимкой высокопоставленных нацистов и анализом их причастности к ужасам войны. Комиссия ищет Франца Киндлера, обосновавшего применение геноцида на завоеванных территориях. Следователи отпускают на волю единственного человека, который может его опознать, Майнике (Константин Шэйн). Майнике под вымышленным именем приезжает в городок Харпер, штат Коннектикут, а за ним следом приезжает следователь Уилсон (Эдвард Дж. Робинсон). В Харпере Майнике встречается с местным школьным учителем Чарльзом Рэнкином (Орсон Уэллс), которого он называет «Франц». Майнике умоляет признать «школьного учителя» свои грехи перед Богом, но Рэнкин/Франц душит его и закапывает тело. Мистер Уилсон, потерявший из виду Майнике, выясняет, кто приехал в этот город за последний год. Довольно скоро в числе подозреваемых остается только мистер Рэнкин. Очень скоро Рэнкин начинает догадываться, что «скупщик антиквариата» Уилсон – тот самый человек, который следил за Майнике. Так, уже в первой трети фильма протагонист и антагонист понимают истинные стремления друг друга. В этом фильме присутствуют все элементы фильма-нуар. Это и герой с темным прошлым, и одинокий следователь (поскольку Уилсон скрывает свою настоящую должность от жителей Харпера, ему приходится действовать в одиночку, не привлекая внимания). Есть в этом фильме и роковая женщина, воплощенная в образе молодой жены миссис Мэри Рэнкин (Лоретта Янг). Мэри большую часть фильма предстает перед зрителем верной супругой, среднестатистической американкой, далекой от трагедий Большого мира. Но ее случайная встреча с Майнике стала точкой невозврата, после которой Чарльзу было все сложнее скрывать свое истинное лицо. Чарльз, Мэри и Уилсон – это три точки, противостояние между которыми постоянно меняет вектор и силу. И если большую часть фильма между героями происходит скрытая борьба, то в кульминации фильма только смерть противника может стать окончательной развязкой. Еще один обязательный элемент фильма-нуар – это игра света и тени. Каждый кадр в этом фильме – произведение искусства. Тени являются символами. Так, длинная тень Чарльза в начале фильма скрывает Мэри от света, от правды. В свою очередь, «выросшая» в конце фильма тень Мэри, упавшая на стену, символизирует непонимание Чарльзом изменений, произошедших в душе его жены. Не только люди и детали интерьера создают причудливые тени, но даже природа. Поскольку события в фильме разворачиваются поздней осенью, то в сцене разговора между Рэнкином и Майнике оголенные ветви деревьев создают причудливую бесконечную паутину тени на земле. Символы – это основа фильма «Чужестранец». Есть простые символы: старинные башенные часы города Харпер не идут уже многие годы. Это указывает на то, что жители Новой Англии застряли в прошлом, где нет ужасов Второй Мировой войны. Только часовщик-любитель Рэнкин запустил часовой механизм и заставил жителей встрепенуться. Долго ли жители Харпера будут переживать из-за увиденного? Маловероятно, даже последняя реплика в фильме, «приятных снов», намекает, что провинциалы вновь погрузятся в безмятежную дремоту. Невероятно, но ложь в этом фильме является основным двигателем истории. Все начинается с хитрости: военного преступника Майнике отпускают на свободу. Майнике по поддельным документам приезжает в США, где обманом выведывает месторасположение Рэнкина. Рэнкин совершает убийство, что увеличивает клубок лжи. Еще невероятнее, что правда приносит едва ли не больший ущерб: она калечит душу милой девушки, из-за стремления к правде жизнь ключевых героев оказывается под угрозой, из-за поиска правды умирает невинная собака, даже обыватели Харпера, узнав правду, теряют спокойствие. «Чужестранец» – отличный рассказ о двойственности нашего мира, о том, что самая чудовищная ложь может казаться благородной истиной, и о том, что гораздо удобнее спать и не просыпаться от боя набата.
Орсон Уэллс относится к той славной когорте режиссёров, что своим дебютным фильмом устанавливают планку, до которой потом всю жизнь допрыгнуть не в силах. И пусть он так и не снял второго «Гражданина Кейна», но быть может именно это стремление повторить и превзойти свой первый успех, этот вечный потолок над головой вызывает непреодолимое желание пробить его и увидеть голубое небо недостижимого абсолюта. Орсон Уэллс по праву отвоевал свое место на пантеоне великих, и не только в качестве автора одного шедевра. Пусть даже отчасти добирая не столько качеством, сколько количеством. «Чужестранца» Уэллс снял через пять лет и два фильма после «Кейна», но главное не это. Главное то, что он был снят всего через год после окончания Второй мировой войны. Снимая историю охоты на нацистского преступника, спрятавшегося под поддельным именем в американской глубинке, режиссёр нехитрым языком «чёрного» детектива рассказывает вполне злободневную историю, достойную, быть может, и более серьёзного подхода. Однако Уэллс сделал вполне классическую нуаровую сказку — стильную и остросюжетную, но при этом совершенно не претендующую на роль шедевра мирового кино. История о том, как инспектор Уилсон ловил крупного нацистского преступника в исполнении, кстати, самого Орсона Уэллса, полна натяжек и условностей как в мелочах, так и в целых сюжетных линиях. Но только дело не в этих условностях, благо, стиль нуара к тому располагает. И если в одних фильмах водители могут подолгу трепаться за рулем, вовсе не глядя на дорогу, то и здесь игра в шашки между героями вполне может проходить по правилам, поставившим бы в тупик самого изобретателя трехмерных шахмат Шелдона Купера. Любители искать блох могут собирать скриншоты с ляпами весь фильм, прочие просто получают удовольствие от сюжета и обкусывают ногти в ожидании развязки. Конечно, нуар невозможен без женщины. И пусть Лоретта Янг — не фемм фаталь и не циничная стерва, но всё же волею судьбы ее персонаж Мэри Лонгстрит становится тем центром притяжения, вокруг которого закручивается детективный сюжет. Именно она, пребывающая в блаженном неведении невеста одного из идеологов нацизма Франца Киндлера, скрывающегося в городке, случайно встречает Конрада Майнике – ещё одного военного преступника. По пятам за Майнике следует инспектор Уилсон, справедливо полагая, что мелкая рыбешка может вывести на крупного хищника. Конрада вскоре убивают, а Мэри оказывается важнейшим звеном цепи, готовой вот-вот обхватить горло Киндлера. Действие разворачивается стремительно, с каждой минутой хронометража вокруг преступника плетётся всё более плотная сеть. Мистер Уилсон целенаправленно и в высшей степени профессионально ведёт свою игру, неизбежно, шаг за шагом подталкивая Киндлера к обрыву, к ситуации, в которой у того будет лишь два выхода: сдаться либо умереть. И возмездие для злодея получается эффектным и абсолютно достойным финала этой истории. С оглядкой на злободневность, «Чужестранец», конечно, не прошёл незамеченным, получив несколько номинаций на крупнейших кинофестивалях. Но награды обошли фильм. Однако его плюсы весомы и делают «Чужестранца» достойным просмотра даже сейчас, спустя шестьдесят шесть лет и десятки фильмов на тему поисков военных преступников. Прежде всего это, конечно, закрученный сценарий, но и актерская игра, и классическая нуаровая режиссура Орсона Уэллса не устарели даже в наш век клипового монтажа и компьютерных спецэффектов. Это действительно хороший образчик детективного жанра, который и сегодня смотрится с неподдельным интересом.