До «Сладкого запаха успеха» британец Александр Маккендик работал только на родине. Он снимал комедии со специфичным английским юмором, такие как «Убийцы-леди». Но в 1957 году режиссер делает крутой поворот. Он переезжает в Америку и берется за новый для себя жанр. Риск оправдался. Александр Маккендик показал себя во всей красе в новых для себя условиях. Правда его дальнейшая голливудская карьера не очень-то сложилась. Может быть потому, что эпоха нуара, в которой так успешно стартовал британец, подходила к концу, и время требовало режиссеров новой формации. Признавая заслуги постановщика, стоит, тем не менее, сказать, что данный фильм в первую очередь стоит на двух китах – сценарии и актерской игре. Если говорить о материале, то я думаю, что это вообще один из лучших сценариев истории кино. Все тут четко выверено. Персонажей много, но все они очень ловко переплетены друг с другом. 1,5 часа смотрятся на одном дыхании, нет долгих пауз без событий (что редкость для старых фильмов). Диалоги великолепные. Остро и по теме, без ухода в ненужную болтовню. Все подчинено главной идее фильма. Берт Ланкастер просто прекрасен. Ему очень идет и эта роль и этот жанр. Под стать ему и Тони Кертис. Два циничных, хитрых, умных персонажа сидящих как бы в одной лодке. Оба они привыкли использовать людей в своих целях. Очень интересно наблюдать за тем, как они взаимодействуют. «Сладкий запах успеха» - фильм без слабых сторон. К концу 50-х эпоха нуар подходила к концу. Данный фильм – один из последних шедевров голливудского кино этого направления. 10 из 10
В этом фильме нет криминального сюжета, частных детективов и роковых женщин. Но, тем не менее, 'Сладкий запах успеха ' - идеальный образец нуара, где прекрасно передана атмофера тотальной лжи и показано общество людей, готовых на все ради пресловутого успеха. Берт Ланкастер играет всемогущего магната Дж. Дж. Хансекера, а Тони Кертис - его верного гончего пса Сидни Фалко. Они умны, хитры, корыстны и прекрасно умеют манипулировать людьми. Их поступки порой настолько гнусны, что зрителю остается только гадать, существует ли вообще хоть какой-то предел лицемерия и лжи для таких героев. Единственное положительное качество Хансекера - любовь к сестре, но ради этой любви он готов разрушить ее отношения с джазовым музыкантом Далласом, который уже сделал ей предложение. С помощью Фалко Хансекер всячески интригует и, в конце концов, добивается их разрыва. Но мстительному магнату этого мало, он хочет полностью уничтожить музыканта, который быстро распознал все его уловки. Такие честные и прямые парни, как Даллас, обречены на поражение в борьбе с сильными мира сего. Хансекер вообще возомнил из себя господа бога, заканчивая один из своих монологов будто бы в шутку сказанной фразой 'иди и больше не греши '. Ну а изречение 'наше главное оружие - демократия ' в его устах звучит просто кощунственно. Мартин Скорсезе в своем документальном фильме об американском кинематографе говорил, что образ Хансекера списан со знаменитого сенатора Маккарти, приход к власти которого знаменует целую эпоху в истории США, именуемую 'маккартизмом '. Под стать Хансекеру и герой Тони Кертиса - расчетливый и бессовестный прихлебатель без моральных принципов, втайне мечтающий свергнуть своего хозяина. Но его век под крылом всесильного господина недолог. Весь ансамбль актеров, воссоздавая эту трагическую историю, отработал превосходно. Особенно хочется выделить Тони Кертиса, от которого я никак не ожидал настолько отточенной игры. 'Сладкий запах успеха ' вообще не имеет откровенно слабых сторон. Режиссер Маккендрик отлично раскрывает характеры персонажей, подмечая малейшие детали. Драматургия безупречна, все акценты сделаны в нужных местах. Такое кино несомненно заслуживает 10 из 10
Я смотрел несколько комедий Маккендрика (римейк одного из его фильмов даже сделал Джоэл Коэн) и оценил их, но они оказались не совсем 'моим' кино. А после них посмотрел этот фильм и, хотя он тоже не совсем 'мой', но он убедил меня, что этот человек был крайне талантлив. Я так думаю, что Маккендрик поставил эту картину для того, чтобы показать свой диапазон, доказать, что он умеет снимать не только комедии с британским юмором. Вот это вот целенаправленное желание очень хорошо видно в 'Сладком запахе успеха' (почему 'запах? 'Аромат' был бы гораздо красивее). Режиссер хотел, чтобы эта картина максимально отличалась по стилистике от его британских комедий, и поэтому эта стилистика иногда выглядит нарочитой. Исключительная стильность постановки, шикарно самоуверенные герои и эффектные позерские диалоги тут настолько безупречны, что постепенно начинаешь чувствовать некоторую искусственность и постановочность происходящего. Все сцены бьют на художественный эффект. Сценарий запутан и остроумен до неприличия. Многие сюжетные ходы, а также смысл многих диалогов понимаешь только задним числом. Другими словами, фильм вылизан просто до совершенства. Я лично считаю, что это первый фильм в истории кино, которому полностью подходит термин 'артхаус' со всеми его плюсами и минусами. Фильмы, например, Бергмана не назовешь артхаусом - для них это оскорбительно мало и вообще неудобно как-то. А для 'Запаха успеха' в самый раз. Это вообще самый артхаусный фильм в мире. Серьезно - при всей ее нарочитой стилистике картину стоит посмотреть именно из-за нарочитой стилистики. Она сама по себе очень любопытна. Естественно, Ланкастер и Кертис на высоте. Сестра героя Ланкастера исключительно мила. Это одна из тех героинь, которую любой мужчина, не раздумывая, взял бы в жены. Плюс ко всему, нуар тут все же есть, с полицейскими, коварным преступлением и его разоблачением. И нельзя не сказать, что картина совершенно откровенно показывает цинизм сильных мира сего. Абсолютно откровенно, вплоть до сутенерства в корыстных целях. Стоящая картина, стильное киноманское зрелище.
В списке жанров фильма первым стоит «нуар», но нет ни детективов, расследующих преступления, ни роковых женщин, расчетливо пускающих под откос чужие жизни. Нуар жанр хороший, особенно в своих выразительных средствах, но уж очень у него тесные рамки: видел парочку подобных лент — видел их все. Поэтому идея заменить сюжет «преступление-расследование» на что-то другое в итоге и соблазнила на просмотр. Сидни Фалько, не гнушающийся никакими средствами публицист, продвигает имена своих клиентов в газеты и в последнее время игнорируется одним из самых влиятельных колумнистов Джей Джеем Хансекером. Тот, желая воспользоваться изворотливостью Сидни в щекотливых вопросах, поручает ему разлучить младшую сестру Сюзан с ее парнем, талантливым многообещающим музыкантом. Эта довлеющая и противоречивая фигура Хансекера становится главным драйвером действа. Интересны как снисходительные, типа «хозяин-послушный пес» отношения с Сидни, так и странно близкие отношения с сестрой. Он нависает над всеми, бросает пронзающие изучающие взгляды и язвительные ремарки, ведет себя грубо, и окружающие позволяют ему себя так вести. Поэтому, несмотря на концентрацию на имморальных делах и личности Сидни, кино все же о потерявшем границы влиятельном колумнисте, и разрушительных последствиях его действий. Показать темный мир журналистики, по аналогии с темным миром преступности оригинальных лент жанра нуар — великолепно сработавшая идея. Взять общий антураж прокуренных баров и подковерных игр, взять визуальные решения освещения, цветовой палитры и костюмов, изменить ключевой элемент сюжета, для свежести — и получается, пусть и не хватающая звезд с небес лента, но в любом случае отличная компиляция.
После очевидного успеха дуэта Бета Ланкастера и Тони Кертиса в 'Трапеции', они снялись в еще одном великолепном фильме Александра Маккендика - 'Сладкий запах успеха'. Как и в 'Трапеции' здесь речь пойдет о цинизме в отношениях между людьми, и в особенности, цинизме, связанном с вопросами любви. А история такова: Сидней Фалько выполняет весьма пикантные деловые поручения от медиа-магната Хансекера. Владелец желтой газет Хансекер, публикуя утки и шантажируя известных людей, оказывает существенное влияние на город. Помимо Фалько в его орбите находятся продажные политики и коррумпированные полицейские. Но, у Хансекера есть слабость - его молодая сестра, которая решает заняться своей личной жизнью. Ее роман с молодым джазменом Хансекер не одобряет и поручает Фалько позаботиться обо всем. Фалько с подачи Хансекера закручивает многоходовую интригу. Как и в 'Трапеции', главную роль исполняют вовсе не актеры, а атмосфера. Если в 'Трапеции' задача была простой - передать атмосферу цирка, то в нашем случае все было несколько сложнее - передать атмосферу города, насквозь пронизанного ложью и цинизмом. И Маккендрику это удалось. С самого первого кадра мы видим ночной город. Небоскребы, красивые машины, мостовые - все сливается в одном световом потоке под великолепнейший музыкальный джазовый саундтрек Элмера Бернстайна. Нет сомнений, что Маккендрик снял выдающийся нуар, как по сценарию и стилистике, так и по актерской игре. То, что в 1958 году фильм не был 'обласкан' Оскарами - ничего не значит. Я не думаю, что 'Сайонара', 'Мост через реку Квай' или 'Округ Рэйнтри' (получившие в тот год Оскары) были действительно сильнее этой картины. Берт Ланкастер просто великолепен. Скрытный и немногословный, он похож на глыбу, одевшую элегантные очки и спрятавшуюся за них от всего мира. С ним прекрасно контрастирует экспансивный и темпераментный Тони Кертис. Иногда он действительно похож на змея-искусителя - настолько изящно, быстро и ловко он проворачивает дела. Водоразделом здесь будет сцена соблазнения. Стремясь добиться нужного результата герой Кертиса просто предложит герою Сэма Ливина услуги своей подружки, а вскоре при нем же и 'разведет' ее. Барбара Николс для этой роли подходила как нельзя кстати. Но соблазнение - это только начало интриги - последующие события фильма будут весьма захватывающими и интересными. И нужно заметить, что в фильме проявит себя еще одна актриса - Сьюзен Харрисон (сыграв еще несколько ролей она почему-то перестанет сниматься). В итоге: нуар. шедевр. 10 из 10
Фильм британского режиссера Александра Маккендрика пришелся на конец эпохи нуара, если же сравнивать его с чем то современным, то точнее всего его можно назвать зеркальным отражением фильмов вроде Майкла Клейтона и Своего Человека. Темы морального выбора и баланса между возможностями и совестью те же, но герои Сладкого Запаха Успеха идут прямо противоположно - вполне ожидаемо, исходя из названия картины. Написали ее Эрнест Леман, сценарист с кучей громких и отлично прописанных картин, у меня в первую очередь ассоциирующийся с потрясающими диалогами хичевского 'На Север через Северо-Запад', и Клиффорд Одетс, перелопативший всю структуру основы Лемана. Одетс к слову, к статусу театрального драматурга так и не смог добавить славы киносценариста и больших проектов за своим именем не имел, зато именно его братья Коэны и держали за основу Бартона Финка. Циничные персонажи, динамика отношений между ними, великолепные диалоги и густейшая атмосфера нью-йоркского мира колумнистов передана этими двумя достойными джентльменами на славу. Но самое главное, что сразило в картине - КАК это чудо снято. Каждое движение камеры выверено; все уличные сцены снимались не в павильоне, а в настоящем Манхэттэне, с Тони Кертисом на фоне 'утюга' на Бродвее и Бертом Ланкастером, расхаживающим на настоящих улицах. Благодаря этому оператор Джеймс Вонг Хауи создал уникальный черно-белый слепок Манхэттэна 50-ых. Практически без полутонов серого, город выглядит восхитительно. После достижений Хауи съемочной команде можно было бы закругляться, а актерам не утруждать себя и просто не мешать камере, но не могу не отметить Тони Кертиса в скользкой роли, единственный раз на моей памяти, когда он целиком реализовал свои возможности, и магнетичного, не от мира сего Джей Джея Хансакера. Его сыграл Ланкастер - формально это роль второго плана, но он каждую сцену с собой пригвоздил с убедительностью Хопкинса в Молчании Ягнят. Добавляем чудный джазовый саундтрек Элмера Бернштайна и рецепт близкого к совершенству нуара готов. Во время выхода фильм успехом не пользовался, со временем известностью также не оброс. Но ни на йоту его это хуже не делает. Редко попадаются подобные случаи успеха фильма в заданной теме, но тем они и радостнее.
Манхэттен 50-х годов. Ослепляющий своей вычурной роскошью Бродвей неистово призывает всех проходящих мимо людей многоцветной обольщающей мозаикой неоновых огней, а с красочных вездесущих афиш глядят на зрителя как потасканные лица многоопытных див, так и амбициозных гламурных белозубых старлеток. Впрочем, без публики, потакающей всех их капризам и журналистов, создающим им ореол звездности, они ничто, пыль на холодном нью-йорском ветру. Они во власти таких людей, как Джей Джей Хансакер и его привыкшим быть в тени кардиналом кулис Сиднеем Фалко и стараниями магната Хансакера и борзописца Фалко можно как возвысить ту или иную персону, так и изничтожить ее окончательно. Они не остановятся ни перед чем и сладкий запах успеха, денег и славы, витающий в воздухе Манхэттена, превратится для наших героев в удушающий смрад иприта. Нуар как один из главенствующих направлений мирового кинематографа предвоенного и послевоенного периода даже по сути своего именования вполне уместно сравнить с тремя стадиями зрелости вина, ибо нуар созревал весьма похоже. Канонический, ранний нуар начала и середины 40-х годов, ставший отражением социальных процессов тогдашнего общества, пережившего 'ревущие 20-е', Великую Депрессию, Первую Мировую Войну и рост криминалитета, подобен молодому вину без нарочитого изысканного купажа. Он лишь был слепком чего-то новаторского и необычного с бархатистым послевкусием; от него веет духом времени роковых женщин и опасных мужчин, подверженным порочным страстям и криминальным влечениям. Знаковыми для раннего периода нуара стали фильмы 'Мальтийский сокол', 'Тень сомнения', 'Письмо', 'Жестокий Шанхай' и т.д. собственно и введшие в киномифологию персону роковых антигероя и антигероини, у которых нет четкой моральной положительности. Нуар зрелого периода творчества 45-50-х гг. соответствует вину зрелому, который в руках мастеров-виноделов и режиссеров стал уже более совершенным и по форме, и по содержанию, превращаясь в орудие изобличения и критики царящих нравов. 'Двойная страховка', 'Милдред Пирс', 'Дурная слава', 'Убийцы', 'Обнаженный город', 'Силы зла' и прочие культовые ленты того периода как стали истинными шедеврами жанра с ярким букетом послевкусия, так и создали определенные штампы, ибо зрелый нуар не обошелся и без откровенно проходных лент, побороть которые смог нуар поздний уже всего десятилетия 50-х годов, сравнимый с изысканным поздним вином. Собственно, поздний нуар уже и нуаром-то не был по сути, привычная сюжетная схематичность уступила место витиеватым режиссерским бенефисам и ревизией жанра как такового, ухода от штампов с их роковыми персонажами. Наиболее знаковыми фильмами позднего периода стали 'Асфальтовые джунгли', 'Мертв по прибытии', 'В укромном месте', 'Целуй меня насмерть', 'Сильная жара', 'Бульвар Сансет' и 'Сладкий запах успеха', в котором наиболее ярко заметны ревизионистские режиссерские ходы в отношении достигшего своего пика нуара, ибо нет в этом фильме в классическом понимании femme fatale и LHomme fatale, как и излишней мрачности, зато есть едкая, злобная сатира, зарисовка нравов высших слоев Нью-Йорка и царство контрастов, визуальных в том числе(оператор ленты Джеймс Вонг Хоу играет со зрителем в импрессионистские игры, отсылая к школе Фрица Ланга, показывая Нью-Йорк в его красочном великолепии как ирреальный, потусторонний город-фантом, морально пожирающий амбициозных героев ленты). Для британского режиссера Александра МакКендрика 'Сладкий запах успеха', снятый в 1957 году, стал первым и последним обращением к нуар-стилистике. Непризнанный зрителями и отчасти критиками, данный фильм по сути опередил свое время и превзошел по своему мастерству культовый 'Бульвар Сансет', с которым фильм МакКендрика роднит общность критической интонации, но если в 'Бульваре' разоблачался потайной мир Голливуда, предстающий перед зрителем кишащим старыми ядовитыми змеями серпентарием, то в 'Сладком запахе успеха' открывается с темной стороны мир журналистики, желтой по определению, олицетворениями аморальной природы которой стали магнат медиаиндустрии Джей Джей Хансакер, блестяще сыгранный Бертом Ланкастером, и Сидней Фалко, убедительно исполненный Тони Кертисом(роль, ставшая одной их лучших в карьере Кертиса, достойная Оскара, которого он так и не получил, к сожалению). 'Сладкий запах успеха' отличается не только многослойностью и непредсказуемостью сюжетной линии, но и полифоничностью тем, присутствующих в фильме, причем ни одна из тем не выдвигается на первый план, а они мощно взаимодействуют друг с другом. Зритель имеет возможность лицезреть внутренний конфликт Сиднея Фалко, в душе которого алчные желания успеха и подобострастия борются с появляющимися пред финалом муками совести и который так или иначе, но вступит на поле моральных и этических дилемм в своей жизни, сотканной из паутины интриг и коварства. Присутствует в картине и конфликт Фалко с обществом в лице Хансакера и его окружения, не оставляющим ему иного выбора, кроме как путь в моральную бездну. Фалко является как частью грязной Системы, так и ее вскорости главной жертвой. И абсолютным особняком стоит в фильме тема семейных отношений Хансакера и его сестры Сьюзан, во имя которой он и закручивает колесо чудовищной интриги руками Фалко. Сьюзан, сыгранная актрисой Сьюзан Харрисон, не роковая дама, раздаривающая направо и налево ядовитые поцелуи Черной Вдовы; в ней есть некий неуловимый лолитизм, искренность и чистота, которую ее брат стремится разрушить и подавить ее как личность в угоду собственному эгоизму. Это крайне болезненная стадия родственных отношений, стремление к защите сменяется инцестуальной страстью. Впрочем, столь смелый подтекст сценарист ленты Эрнест Леман, по мотивам романа которого и поставлен данный фильм, автор 'Сабрины' и 'На север через северо-запад', умело сокрыл за языком намеков, которые весьма просты для подкованного зрителя. 'Сладкий запах успеха' - один из наиболее знаковых фильмов-нуар своего позднего периода, ставший даже актуальнее сейчас, чем в год своего релиза. Острокритическая драма, ставшая вершиной режиссерского мастерства Александра МакКендрика, и одной из самых выдающихся по актерскому мастерству картин Тони Кертиса и Берта Ланкастера. Неустаревающее и гениальное кино, рекомендуемое к просмотру однозначно всем без исключения. 10 из 10
Сложные и весьма неоднозначные чувства оставил просмотр фильма 'Сладкий запах успеха'.В чисто декоративном плане, фильм безусловно хорош. Здесь нет никаких вопросов. Как, впрочем и по актёрскому исполнению. Всё на высшем уровне. Но есть пара вещей, на которые я бы хотел обратить внимание. Александр Маккендрик представляет нам двух мужчин. Один прес агент, тот ещё проходимец, а другой главный редактор газеты, который просто исчадие ада в глазах окружающих. Все его боятся потому как в его руках судьбы миллионов людей, ведь пресса - это третья власть. Тем более, что люди не без оснований подозревают Джей Джея (Берт Ланкастер) в грязных делах. А в подручных у него некто Сидни Фалько, который время от времени сливает для него информацию. Но вот какая особенность: Джей Джей не очень-то приветлив со своим сообщником и не печатает того, а тот всеми силами пытается выкарабкаться на верх, предпочитая идти по головам. И свидетельство тому, что одну знакомую разносчицу сигарет он подкладывает под другого редактора. В общем мерзкий тип, хорошо сыгранный Тони Кёртисом. Но вот этот самый Джей Джей, мужик не глупый, даром, что воротила, никак не может образумить свою сестру Сьюзи, которая влюблена в простого джазового гитариста. Казалось бы хороший парень, с чистыми намерениями, но он, как кость в горле у героя Берта Ланкастера. Допускаю, что отношения между родственниками бывают разные, но обычно отец или мать бывают против счастья дочери или сына. А тут брат. Причём, повторюсь, брат хоть и сволочь порядочная для всего мира, но по отношению к сестре просто жесть. Это не укладывается в голове и снижает доверие к персонажу. Опять же, может быть буду пристрастным и не чего-то не догоняющим, но мне непонятен фильм фильма. Такой братец монстр и на тебе. Люди в одну секунду не меняются, если только смерть не вносит свои коррективы. Получается в этом кино есть люди, которым можешь посочувствовать, как скажем Стиву Далласу или Сьюзи, но показывают их редко, а в основном всё внимание приковано к герою Тони Кёртиса. Это не даёт возможность поставить мне высший балл. Заранее прошу прощения у всех любителей этого фильма и поклонников Берта Ланкастера. 8 из 10