Десять заповедей: отзывы и рeцензии

2pak
2pak13 ноября 2021 в 22:32
Фильм и гениален и бездарен одновременно

Первая половина фильма просто великолепна. Я посмотрел её на одном дыхании, не отвлекаясь, что большая редкость. Эта часть фильма, зародила надежду на то, что авторы покажут нам историю, которая могла быть реальной, а в последствии стала мифом. Но в один момент, все надежды рушатся, и фильм, из исторического эпоса превращается в побуквенное воспроизведение библейского мифа, со всеми составляющими. После этого, смотреть фильм становится скучно и неинтересно. И чувства по его окончании, очень смешанные. С одной стороны, перед нами величайший образец кинематографа как ремесла, с умопомрачительным масштабом, и невероятными на то время спец-эффектами и съёмками. Но с другой, разочаровывающее содержание, омрачённое тем, что авторы дали понять, что они могли сделать гениальной и эту часть произведения, но почему-то не стали... 6 из 10

olga_o_kino
olga_o_kino27 июля 2023 в 05:39

Египет; XIII век до н. э. Моисей /Чарлтон Хестон/ - еврей, которого спасла от смерти сестра фараона и воспитала, как своего сына Рамсес /Юл Бриннер/ - сын фараона, воспитанный с Моисеем, как с родным братом; властный, жестокий и эгоистичный, мечтающий о троне и величии Нефертити /Энн Бакстер/ - знатная египтянка, возлюбленная Моисея, на которую так же претендует Рамсес; девушка обещана в жёны будущему фараону Сети /Седрик Хардвик/ - фараон, отец Рамсеса, любящий Моисея, как своего второго сына и подумывающий о том, чтобы отдать трон ему Бития /Нина Фош/ - сестра фараона, спасшая Моисея и любящая его, как своего сына Иешуа /Джон Дерек/ - смелый и свободолюбивый израильтянин, не желающий смиряться с тем, что вынужден находиться в рабстве, как и его народ Лилия /Дебра Пейджит/ - водоноска на стройке, еврейка, красивая девушка, к которой Иешуа питает симпатию Дафан /Эдвард Г.Робинсон/ - надзиратель над рабами, сам еврей, изворотливый и эгоистичный, положивший глаз на Лилию Сепфора /Ивонн Де Карло/ - дочь священника, пастушка, её народ живёт кочевой жизнью; жена Моисея Посмотрела я уже второй пеплум /ещё был, напомню, «Бен-Гур»/ и пришла к выводу, что это мой жанр. Мне невероятно нравится эта театральность, огромные декорации, куча массовки, яркие костюмы и намеренно-выверенные до миллиметра постановочные позы. Очень заметно, что все движения отрепетированы, и редко когда можно почувствовать естественность. Но мне это так нравится! Здесь стоит отметить, что я ещё очень люблю фильмы, снятые с применением техниколора. Они яркие, картинка чёткая, какое-то ощущение праздника у меня появляется, когда я их смотрю. Не знаю, как это объяснить, но факт остаётся фактом. В русском переводе /а имена я приводила такие, как они слышались/ есть некоторые неточности. Ну, к примеру, Нефертити – жену Рамсеса – звали Нефертари. Видимо, режиссёр нашего дубляжа решил, что Нефертити русскому уху привычней. Хотя, с другой стороны, не совсем понятно, почему Иисуса они озвучили как Иешуа. Возможно, чтобы не возникало ассоциаций с Иисусом из Нового Завета. Ну, всё это такие, не особо играющие роли нюансы. Возвращаясь к фильму, хочу отметить, что в нём много внимания уделено жизни Моисея в Египте и совсем немного его становлению, как пророка, и самому Исходу евреев из Египта. Есть некоторые моменты – как, к примеру, разверзшиеся воды моря, изваяние Золотого тельца и оргия по этому случаю… Сам момент получения заповедей тоже показан. Казни египетские из десяти сокращены до двух. Что печально, ведь момент этот крайне интересен и зрелищен. Но, видимо, это было очень проблематично в то время снять с технической точки зрения. Впрочем, как мне показалось, в большей степени создатели хотели показать личность самого Моисея. И к этой личности у меня тоже осталось пару вопросов, но грузить вас и озвучивать их я не буду. В целом это хороший, масштабный, зрелищный приключенческий фильм, действие которого разворачивается на фоне интересного исторического периода. Мне кажется, его и стоит воспринимать только как красивую приключенческую ленту. И в этой нише он прекрасен. Само собой, такой зрелищный и дорогой проект не мог не попасть в поле зрения кинокритиков. У картины Оскар за Лучшие спецэффекты и 6 номинаций на эту награду. Чарлтон Хестон /который, кстати, и Бен-Гура играл в упомянутом мною в самом начале пеплуме / номинировался на Золотой глобус. Юл Бриннер, исполнивший роль Рамсеса, получил премию Национального совета кинокритиков США, правда, не только за эту роль, а в совокупности с ролями в фильмах «Анна и король» и «Анастасия», вышедших в этом же 1956 году. Ну и фильм этот входит в различные списки лучших фильмов, которые так любит составлять Американский институт кино. Длится фильм 3 часа 40 минут. Смотрела в два захода, поскольку не обладаю такой роскошью, как безграничное свободное время. Повторюсь, что мне картина очень понравилась и потому рекомендую её всем любителям классики.

Сергей Олегович
Сергей Олегович1 февраля 2015 в 03:31
Загадки в сценарии

Посмотрев этот фильм, я вполне понял, почему он считается одним из величайших фильмов в истории. Этому признанию вполне способствуют потрясающие съёмки и великолепные актёрские работы. Снять такое в те времена, когда компьютерных спецэффектов не существовало ещё даже в теории - труд не просто титанический, а, без преувеличения, адский. Однако, высокую оценку я не поставил. И виной этому всего одно обстоятельство - сценарий. Точнее, огромные прорехи в нём. Отчасти виной тому - первоисточники, на которых он базируется. Думаю, за те деньги, которые были потрачены на съёмки, можно было и получше постараться. Ну а почти четыре часа экранного времени могли бы вместить и некоторые дополнительные подробности. К примеру, я могу понять царскую дочку, подбирающую и укрывающую младенца, но причина, по которой она долгие годы хранит кусок материи, доказывающий не царское происхождение ребёнка, остаётся загадкой. Могла бы и догадаться, что эта тряпка может запросто погубить его карьеру и жизнь. Кстати о царской карьере. В фильме она ставится в прямую зависимость от брака на Нефретири, на руку которой помимо заглавного героя претендует и его главный конкурент Рамзес. О последнем прямо говорится, что он сын фараона Сети. Кто же эта девушка, что именно от брака с ней зависит судьба государства? Об этом - упрямое молчание. Можно предположить, что дочь всё того же Сети. То, что Рамзес тоже его сын смущать не должно - египетские фараоны запросто женились на родных сёстрах и даже дочерях. Однако, авторы фильма упорно молчат. Кстати, сама она была влюблена в Моисея, а он в конечном итоге её отверг. Вот ещё один вопрос - мог ли нормальный гетеросексуальный мужчина отвергнуть такую женщину? Впрочем, это уже вопрос субъективный - возможно, что найдутся и такие мужики, которые посчитают Нефретири страшнее ядерной войны, не мне их судить. Странно выглядит и то, что Моисей, узнав о своём происхождении с готовностью бежит ковыряться в грязи. Я, говорит, буду со своим народом. Хотя, казалось бы, промолчи, женись на красавице, потерпи чуть-чуть, пока фараон не умрёт, займи его место и освобождай из рабства кого хочешь. Однако, наш герой лёгких путей не ищет. Крайне фальшивый момент, но зато не противоречащий Ветхому Завету. Вот я и дошёл до рабства. Из фильма создаётся впечатление, что рабами в Египте были исключительно евреи, что конечно же не верно. О существовании рабов-неевреев молчат, на их судьбу не отвлекаются. Это уже вопрос к первоисточнику - Ветхий Завет изначально был написан евреями и для евреев. Только вот получается неуклюже - то что евреи находятся в рабстве - это плохо, а то что в рабстве находятся другие - это уже их проблемы. Удивился, когда Моисей прибыв в Синай предупредил приютившего его старика об ответственности за укрывание беглых рабов. Я же вот только что видел собственными глазами, как царевич собственноручно прогнал его из Египта! То есть, отпустил. Или как ещё это понимать? Но самый интересный момент в самом конце. Моисей только что получил от Бога заповеди. И что сделал в первую очередь? Одну из них нарушил. Самым конкретным образом уничтожил предателей и изменников, поклонявшихся золотому тельцу. Господь же сказал 'не убий', а не 'не убий тех-то и тех-то, а других можешь убивать'. Получается, что заповеди не на всех распространяются? Или злодеи выжили? Или как? Вот поэтому, несмотря на замечательный визуальный ряд только 6 из 10

melissa777
melissa7779 января 2015 в 20:05
Один из величайших фильмов в истории кино

Когда-то этот фильм крутили по телевизору, кажется, на Пасху, но настолько поздно (а учитывая хронометрах, он шел был полночи!), что я начала было смотреть, но вскоре выключила и преспокойно о нем забыла на много лет. И, хотя пеплумы старого Голливуда я всегда смотрела с огромным удовольствием, до «Десяти заповедей» руки не доходили. Сейчас же, тема Моисея, благодаря «Исходу» Ридли Скотта, снова стала актуальной, и, как следствие, меня потянуло ознакомиться с классикой. Пусть «Исход» во многих смыслах неудачный фильм-разочарование, но я ему благодарна, ведь кто знает, если бы не он, когда бы я посмотрела «Десять заповедей» Сесила ДеМилля, которые понравились мне несравненно больше. Я не знаток библейских историй, а потому отталкиваться от Книги Исход и искать в фильме соответствия/несоответствия не стану. Да и стоит ли? Фильм нужно оценить как фильм, независимо от первоисточника, тем более когда источником является Библия, и главное - передать идею священных текстов, а не тонкости сюжета. Кроме того, говорят, «Десять заповедей» практически канонический с точки зрения сюжета фильм (кроме, конечно, любовного треугольника), так что, поверим на слово. Особенность этого фильма в том, что здесь есть как минимум две полноценные сюжетные линии: история самого Исхода и любовная линия, которая хоть и явно не вписывается в канон, зато придает фильму интриги. Первая наделена всевозможными пафосом классики жанра — от рождения Моисея, будущего вождя израильтян, до Земли Обетованной, куда самому Моисею ход заказан. Единственное, что чуток разочаровывает — это несколько скупое изображение казней египетских, ведь по сути, кроме кровавой воды и мертвых первенцев, не было показано больше ничего. Но, такое впечатление, возможно навеяно недавним просмотром «Исхода» Ридли Скотта, в котором на казни был сделал едва ли не главный акцент. Более того, нужно учитывать отсутствие в 1956 году компьютерных технологий, что препятствовало такого рода съемкам, а всё, что тогда было доступно, пустили в ход во время разошедшихся вод Красного моря. Но, впрочем, всё это не суть важно, тем более, что, например, исход евреев из Египта являл собою грандиозное зрелище. Важнее персонажи. Главный персонаж истории, Моисей — герой до мозга костей, эдакий идеализированный лидер, классический представитель пеплума той эпохи. Он, хоть и вырос, как племянник и практически наследник фараона, но врожденное чувство справедливости у него жило настолько глубоко, что он еще будучи принцем, сочувствует рабам и пытается помочь им. Узнав же, что он и сам рабского племени, Моисей не только не отвергает свое происхождение, а по собственной воле отправляется испытать долю раба, что окончательно рвет его узы с царской семьей и склоняет к борьбе за свободу своего народа. Этот человек ставит общие интересы выше своих интересов, чувств и убеждений, что иногда заставляет его поступать не только немилосердно, но и подло, как в случае с сыном Нефертири, которого он отказался спасти, хотя она предупредила его об опасности для его собственного ребенка. В общем, Моисей такой персонаж, которого сложно понять, как и большинство святых — избранный Богом, для которых вера и долг превыше всего. Он до последнего исполняет Божьи приказы, радея о благополучии своих людей, а затем смиренно передает себя в руки Всевышнего, зная, что ему самому не суждено будет насладиться плодами своего подвига. Чарлтон Хестон сыграл здесь роль, во многом похожую на Бен-Гура, за которого получил «Оскар» через три года после «Десяти заповедей», и, особенно, на Эль Сида: типажи пафосных героев в исторических фильмах, видимо, были его коньком. На фоне возвышенного и недоступного в своей святости Моисея, привлекательнее смотрятся «приземленные», а оттого более понятные Рамзес и его супруга Нефертири. Рамзес, законный наследник и родной, однако нелюбимый, сын фараона Сети, подкупает буквально с первого кадра своим по-злодейски обаятельным выражением лица, лукавым взглядом и вечной ухмылочкой, за которой, порой кажется, он пытался скрыть свои обиды. Нелюбовь к нему отца понятна, ведь Рамзес тщеславный, завистливый и готовый в любой удобный момент очернить своего более способного кузена Моисея. С другой же стороны, возможно, если бы фараон не твердил на каждом шагу о том, что прочит Моисея себе в приемники, если бы вопреки всему не произносил на смертном одре его имя, у Рамзеса не было бы повода Моисея ненавидеть. Царевна Нефертири, со своей одержимой любовью к Моисею, с которым у нее не было ничего общего, чем-то напоминает Скарлетт из «Унесенных ветром», вешающуюся на шею чужому ей по духу Эшли. В действительности же, Нефертири и Рамзес — два сапога пара: если он — змей, то и она — змея, а чем он ей не раз говорил. Единственный эпизод, иллюстрирующий их отличие друг от друга в пользу Рамзеса — это смерть их ребенка. Если Рамзес, днями и ночами находясь подле усопшего, в отчаянии молит своего бога вернуть сыну жизнь, притом и сам осознавая, что его бог бессилен, то Нефертири в это время думает лишь о мести Моисею, и не столько за своего сына, нет, сколько за то, что он разлюбил и отверг ее. Как подумать, то Нефертири с Рамзесом могли бы быть вполне счастливы, но... то ли сердцу, то ли упрямству не прикажешь. Так они и остались восседающие каждый на своем троне, фараон и его царица, ненавидящие друг друга, но навеки связанные судьбой. Вообще, Рамзес, несмотря на его отрицательность, вызывает и сострадание, и уважение. Ведь это он сохранил Моисею жизнь, (тогда как более слабый соперник, вероятно, убил бы), тем самым сыграл важную положительную роль в судьбе израильтян, как ни парадоксально. А, потеряв все, — сына, войско, жену и любовь народа — он находит в себе силы вернуться и признать: «Его Бог — Сущий», закрыв этими слова их с Нефертири сюжетную линию. Обладавший специфической внешностью Юл Бриннер создал ярчайший образ злобного фараона, которому, тем не менее, присуще и величие, и чисто человеческие, понятные всем чувства. И, хотя для меня его персонаж был вторичным (первый был в «Исходе», если не считать мультик «Принц Египта»), но лучшего Рамзеса сложно себе представить. Главная героиня среди немногих женских персонажей фильма, Нефертири, замечательно сыгранная Энн Бакстер (с ее, однако, чисто европейскими чертами лица и цветом кожи), тоже надолго останется в памяти. «Десять заповедей» 1956 года принадлежат к тем великим фильмам, которые, как классическая литература, никогда не устареют, не потеряют актуальности, не забудутся и не перестанут восхищать новые поколения, фильмам, которые вряд ли кому-то удастся переснять с повторным успехом. 10 из 10

MAVAS
MAVAS1 ноября 2010 в 21:49
Образец смирения

Моисей и 10 заповедей. Эту историю по-разному излагали многие режиссеры во многих картинах, и даже мультфильмах. Но именно эту экранизацию с актером Чарлтоном Хестоном в главной роли я считаю лучшей из всех, что были и когда-нибудь будут! И правда, эту историю все слышали и знают про неё. Про младенца в корзинке, сына рабыни, которому Бог попустил спастись во времена гонения. Про мальчика, который вырос во дворце фараона как полноправный член семьи и как принц Египта. Он ничего не знает о своем истинном происхождении и великой миссии, которую ему предстоит выполнить. У него есть настоящая семья и всё, что нужно в этой жизни. Он мудрый и сильный царевич Египетский. Имя его - Моисей. Но в один момент он теряет всё. Семью, положение, можно сказать, жизнь. Теряет это, когда спасает рабыню на стойке, одежды которой прижала огромная плита. Убивает соглядатая. И ему рассказывают его истинное происхождение. Что он - не сын фараона, а сын раба - иудей. Моисей сам принимает решение быть тем, кто он есть на самом деле. Отсюда и берет начало его великая миссия, о которой он и не подозревает. Он становится рабом, затем изгнанником, но Бог дает ему силы и жизнь. Моисей посещает Святую гору, где видит несгораемый терновый куст, и Бог заговорил с ним. Он открывает Моисею его истинное предназначение. И Моисей принимает его, потому что верит, что Господь будет с ним. Много чудес и знамений явил Господь через Моисея. Египет настигли десять проклятий из-за упорства нового фараона. Моисей избавил иудеев от многолетнего рабства и повел их в землю обетованную. Но сердца людей так легко поддаются соблазну и сомнениям.. Эта история многому учит нас. Прежде всего - доверию Богу. Потому что, доверившись Божьему руководству, мы всегда будем находиться под Его Покровом и защитой и не будем делать неверных шагов и ошибок. В этой истории явно показано, что Бог всегда с нами, как был Он и с Моисеем всегда и везде. Ещё история учит нас тому, что мы не должны забывать про Истинного Живого Бога и не создавали себе кумиров. Чтобы мы жили по Божьим заповедям, которые Он дал нам через Моисея. И ещё история учит нас смирению. Как нужно принимать все трудности, опасности и лишения. Так, как это делал Моисей. Ведь недаром его называют самым смиренным человеком на земле.. Все эти мысли очень четко передает этот фильм. Актерская игра, декорации, даже спецэффекты оставляют впечатление, что мы видим всё как в реальности. Особо поразило меня изображение страстей Египетских, а особенно последнего - руку ангела смерти... Фильм масштабный, поучительный, сильный. Что ещё сказать? Смотрите! После просмотра подобных фильмов изменяешься внутренне в лучшую сторону. За это я и ценю фильм 'Десять заповедей' и ставлю ему оценку 10 из 10

selifonik
selifonik21 декабря 2008 в 22:33

Масштабное эпическое кинополотно по библейскому сюжету, повествующее о жизни и великих деяниях Моисея. Пересказывать сюжет этого куска из Святого Писания бессмысленно, так как он знаком практически каждому. Ну а если вы не знаете, кто такой Моисей и как он вывел народ Израилев из Египта, получил от Бога скрижали с заветами (10 заповедями) и прочих его великих деяниях, то прочитайте Библию. Фильм эпичен от названия до хронометража (220 минут). Глядя на время, которое идет фильм, невольно думаешь: 'Как можно выдержать столь долгий фильм?'. На удивление фильм смотрится очень цельным, к тому же для удобства зрителей разделен на 2 части. Необычно для фильма то, что в начале мы увидим самого Сесила Б. Де Милля, который выступит со вступительным словом, рассказывая о величине авторского замысла и источников послуживших для создания этого кинополотна. Согласно авторскому замыслу фильм не просто повествование о жизни Моисея, но и о таких понятиях как 'свобода' и 'вера' и поднимает вопросы 'должен ли человек жить по Закону Божьему или подчиняться воли и прихотям диктаторов?' и 'является ли человек собственностью государства, или душа его свободна от сотворения мира?'. Техническая сторона фильма проработана до малейших деталей - костюмы и декорации поражают. Несмотря на то, что фильм снят в 1954 году, визуальные эффекты выполнены превосходно. Современному зрителю может показаться немного архаичным визуальный ряд, но не стоит забывать, что компьютеров тогда не было, а вся визуализация делалась путем инженерных или фотографических эффектов. Конечно, нельзя не упомянуть о главных исполнителях фильма. Практически весь фильм на экране мы видим Чарльтона Хестона, который отлично смотрится в образе Моисея. Но в первой половине фильма Хестон хоть что-то играет, потом его роль сводится к тому, чтобы эффектно смотреться на экране и чтобы зритель действительно поверил, что это 'пророк Божий', а для этого уже в ход идут 'театральные приемы' и 'эпические позы'. Не теряется на фоне Хестона и Юл Бринер. Несмотря на то, что роль у него отрицательная, Бринер притягивает зрителя своей харизмой и смотрится куда 'живее', чем Хестон. В свое время фильм заслуженно был отмечен 'Оскаром' за визуальные эффекты и был выдвинут на соискание статуэток по 6 номинациям (фильм; работа оператора (цветные фильмы); работа художника (цветные фильмы); работа костюмера (цветные фильмы); звук; монтаж). Также фильм был отмечен Американским киноинститутом, а именно занял 79 место в списке 100 самых воодушевляющих фильмов и 43 место в списке 50 лучших героев в кино (Моисей). 8 из 10