Порко Россо: отзывы и рeцензии

Pouster
Pouster5 января 2011 в 22:24
Жизненная сила Миядзаки

Я потрясен фильмом 'Porco Rosso' (Красная свинья). Я видел уже так много кино, что и не подозревал, что можно сказать что-то новое, что кино может быть таким свежим, величественным и прекрасным. Миядзаки снял этот мультфильм в 1992 на деньги Японских авиалиний, предполагалась короткометражка, но получилась полуторачасовая лента. Фильм снят по манге Миядзаки 'Эпоха гидропланов', действие происходит в Адриатике, некоторые сцены - в городе Риека (ныне Хорватия), во времена Великой Депрессии и прихода фашистов к власти в Италии. Фильм поражает недосказанностью и в то же время полнотой, образностью и конкретикой, в нем много пространства и неба, в нем настоящие самолеты и корабли, нарисованные с инженерной точностью детали, в нем образ эпохи 30-ых годов прошлого века и что-то от сегодняшних дней. В фильме настолько много всего, что невозможно выразить словами всю его атмосферу. Это одновременно и классическое кино 30-40-ых, и современный по духу фильм. Это то самое вечное искусство кино, которое можно не заметить в потоке жанровых однодневок. Я бы сказал, что это фильм о великой силе жизни в каждом маленьком человеке, но, возможно, каждый сможет найти в нем что-то свое. Это удивительное и редкое сочетание легкого развлекательного жанра и глубокого внутреннего содержания. Это использование выразительности и образности мультипликации, в которой рисованные, неживые актеры рассказывают и показывают зрителю больше, чем смогли бы реальные живые. В этом мультфильме каждая деталь, например, упрощенная и схематичная мимика рисованных лиц, работает на содержание рассказанной истории, и даже без полноценной игры эмоций, как на лице живого актера, зритель может почувствовать всю силу эмоций в сцене. Меня поражает оптимизм и живительная сила созданных Миядзаки образов. В этом фильме есть совершенно разные образы женщин, и старческие, и привычные, поседневные, и романтические, и юные. В этом фильме женщины самостоятельно, без мужчин, строят самолеты, это одна из наиболее невероятных сцен вообще для меня, уж чего я точно не ожидал здесь увидеть. И образ главного героя, человека, получившего за свои грехи лицо свиньи, невероятен для кинематографа. Это образ зверя с великой душой, человека, потерявшего свое лицо, но сохранившего свою душу. Можно бесконечно фантазировать о силе и слабости человека с лицом свиньи, о его трагедии, и о его триумфе, но достаточно посмотреть одну сцену из Порко Россо, чтобы увидеть невероятный и глубокий образ человека, его жизни, его надежд и его воспоминаний. Здесь хотя и показаны годы Великой Депрессии и зарождения фашизма, но это черезвычайно оптимистический фильм, зовущий к деятельности и действию, фильм с четкими и понятными целями: если развалился самолет - нужно починить, если ограбили пираты - нужно догнать и вступить в бой, если нет мужчин, чтобы строить машины и самолеты - за дело возьмуться женщины, если есть конфликт - есть и благородное решение, и не варварское, а благородное решение - поединок. Этим оптимизмом 'Свин...' меня восхитил. В дни, когда на душе скребут кошки, и просвета впереди не видно, я сажусь смотреть этот фильм, чтобы остановить депрессию, и обнаружить в себе неисчерпаемый запас сил. Если бы на земле должны были исчезнуть все фильмы, кроме одного, который можно было бы оставить, то я бы выбрал Порко Россо.

the mirrors
the mirrors29 октября 2014 в 13:57
Что знают двое, то знает и свинья.

Мультфильм, который меня удивил. Обычно Миядзаки создает эпичные картины, столь же эпичные, сколь скучные, а тут решился писать как бы о самом себе. У меня не пропадало ощущение, что этот мультик снят по какой-нибудь малоизвестной повести изрядно обкушавшегося Хемингуэя. Мультфильм кажется каким-то взрослым, в нём много иронии и отличная концовка - и не хеппи енд, и не трагедия, действительно повесть. Ещё добавлю, что именно такой нетипичный мультфильм Миядзаки мне понравился во всех отношениях, в отличие от его привычных историй борьбы с природой или на её стороне. Я долго не мог понять почему мне не нравятся сюжетные линии его мультфильмов, наверное, потому что они навеяны сентиментализмом, а не живой идеей. Об этом можно с определённостью сказать, лишь сравнив с чем-то другим, например, с советским 'Маугли' - там каждый персонаж представляет собой некую животную основу человека, то, без чего не может существовать личность. Трудно найти мультфильм про животных, где была бы настолько крепкая имманентная связь между человеком и зверем, где черты животных скорее не антропоморфны, а сказочно загадочны. Ещё небольшая оговорка - 'Унесённые призраками' показались мне единственным типичным мультфильмом Миядзаки, который удался - он повествует в неторопливой литературной манере, которая отсылает сюжет к классической европейской сказке. Жаль только, что пришлось сокращать время мультфильма, отчего мультфильм потерял в целостности и добавил в непонятности) Этот же мультфильм является, наверное, самым нетипичным для Миядзаки и потому особенно интересным. Настоятельно рекомендую к просмотру. Оценка ниже чем у призраков только потому, что в том мультфильме дети не заметят сюжетных проблем. 7 из 10

Теоретик90
Теоретик901 декабря 2012 в 16:07
Очарование ностальгии

Наконец пересмотрел все творения Хаяо Миядзаки. Так уж совпало, что до фильмов 90-х годов я добрался в последнюю очередь. Хочу отметить- 'Порко Россо' и 'Принцесса Мононоке' сильно выделяются на фоне остальных произведений великого японца. Начнем по порядку- с 'Порко Россо'. На мой взгляд это- самая сильная, противоречивая и недооцененная работа студии 'Ghibli'. Она мне напомнила айсберг, большая часть которого скрыта под водой. Попробую объяснить почему: Если не приглядываться и не обращать внимание на внутренний мир героя, то вырисовывается довольно простой сюжет о полетах на гидроплане. Но если копнуть чуть глубже, то картина сильно меняется. Как мне кажется автор намеренно не стал накручивать сюжет, чтобы он не отвлекал от душевной драмы героя. Если Навсикая у Миядзаки- идеальный (ну или почти) герой, к которому герои других его лент стремятся, то в образе Марко Паготта показано, что с ними происходит, если вдруг разочарование их коснется. Наступает освинение, вначале внешнее. Поговорим в начале о героях: Так кто же такой этот Порко Россо- человек или свинья? В начале мы видим его сухим, циничным, ворчливым, алчным наемником. Но на самом деле это- маска, за которой скрывается очень добрая, ранимая и одинокая душа. Марко (Порко)- все-таки человек, хоть и со свиным рылом вместо носа. Неизвестно где и почему он обзавелся такой внешностью, да только он смирился с этим и не хочет уже ничего менять. Мне показалось, что Хаяо Миядзаки наделил его некоторыми из черт своего характера. Джина- старая подруга Марко, обладающая красивой внешностью и отменным голосом. Она любит главного героя, в то время как он считает себя недостойным ее любви и относится к ней скорее как к сестре. В начале она единственная, кто помнит как на самом деле выглядит главный герой (в образе человека). Фио- добрая, молодая девушка, внучка друга свина, взявшаяся починить его самолет. В начале эта новость не вызывает у главного героя восторга, но ее энергия и энтузиазм убеждают его в обратном. Она же смогла 'вправить мозги' пиратам. Дональд Куртис- американец, превосходный пилот, но при этом хвастлив, способен на неблаговидный поступок, охоч до женского пола, мечтает стать известным в Голливуде и стать президентом. Воздушные пираты- головорезы, жадные до денег, но при этом им не чуждо слово 'честь', а как они за Фио мило ухаживали. Фильм хоть с виду и веселый, но наполнен такой такой грустью и ностальгией. Одни воспоминания Джины об их первом с Марко полете чего только стоят. Вглядитесь в ее лицо- оно полно восторга, в нынешние же времена (здесь это 20-30 годы 20 века) она больше грустит. Также очень сильным является рассказ Марко о реке погибших самолетов. Кстати вы обратили внимание на перемены в его лице, которые заметила Фио? Свин был человеком, пока она его не окликнула (эдакий привет бабушке Софи из 'Ходячего замка'). В конце с внешностью главного героя тоже происходят изменения. Кстати на счет конца- многим он может не понравиться и показаться размытым, ведь здесь нет привычного хеппиэнда, а зритель остается на едине со своими догадками. После драки, отмахав кулаками, Марко и Кертис остаются одни, и глянув на главного героя видит в нем какие-то изменения: - Что с твоим лицом? Дай посмотреть. - Твой самолет в той стороне. Остается не ясным стал ли Порко Россо человеком. Дальнейшее повествование ведется от лица Фио. За полтора часа почти ничего не говоря Миядзаки умудрился рассказать очень много. Так что же все таки из себя представляет этот фильм? Это чистейшей воды романтика, но с ярким оттенком грусти, ностальгия по ушедшим временам, что автор и вкладывает в письма Куртиса, который 'скучает по былым временам', ну и как всегда отличный саундтрек в финальных титрах подтверждает это. В то же время здесь присутствует связь поколений- вспомните, в конце Фио говорит, что теперь она управляет фирмой 'Пикколо' и над отелем с престарелыми пиратами проносится новый самолет. Оценка за атмосферу, созданную этим шедевром: 10 из 10

Владимир Кот
Владимир Кот10 сентября 2011 в 14:23

«У того, кто отовсюду гоним, есть лишь один дом, одно пристанище - взволнованное сердце другого человека». (Эрих Мария Ремарк) Невероятно, с каким мастерством Хаяо Миядзаки создает столь разные по своему смыслу и направленности работы. «Порко Россо», на мой взгляд, направлен на взрослую аудиторию. Это история о лучшем летчике Адриатики Марко Паготте. На нем таинственное проклятия – внешне Марко превратился в свинью, но в душе остается человечным и благородным. Именно этот контраст выделяет его из толпы людей со свиными душами. Главный герой одинок, его не принимают, не смотря на то, что Алый Свин (так он теперь себя называет) защищает здешние берега от нападений воздушных пиратов. Более того, он преследуемый фашистами, которые пришли к власти в Италии. Единственное место, где Порко Россо свободен и счастлив – это небо. А еще рядом с Фио, девушкой-инженером, которая не только починила его самолет, но коснулась его души, вернула веру в людей. Она единственная, кто видит в нем человека. Возможно, благодаря ей, чары исчезнут, и Марко снова станет человеком. Хаяо Миядзаки всю свою любовь к небу и летательным аппаратам вложил в этот мультфильм. Восхищает красота небесных пейзажей, захватывает динамика авиа-битв и тщательная прорисовка. Есть здесь и сильные запоминающиеся сцены: летящее в небо души сбитых самолетов поражает воображения, а эпизод спасения школьниц вызывает улыбку. «Порко Россо» - добрый, светлый, наполненный смыслом и юмором мультфильм, смотрится на одном дыхании, а после просмотра оставляет теплые эмоции. 9 из 10

Peperino
Peperino3 января 2010 в 09:26

Очаровательный, волшебный, сложный и многогранный мир Хайяо Миядзаки. На этот раз сороковые годы, послевоенная Италия, адриатическое побережье. Я никогда не воспринимаю его мультфильмы просто как мультфильмы. Потому что это - целый мир. Дома разной этажности и разного цвета, в которых заключена сама древность, море, бескрайнее, с очаровательными островами, где на целый остров - лишь несколько домиков и один большой отель. Нарисовать так можно только путешествуя, путешествуя самой душой. А теперь немного о главном герое. Человек - существо зачарованное, - вспомнилась мне фраза из какой-то философской статьи. А ведь правильно, как только он разочаровывается, в мире, в людях, в жизни, сильно, до самого дна, наверное, он и перестает быть человеком. Так же произошло и с Марко, который в душе вовсе и не свин. Просто очарование (зачарованность) разрушилось, а грусть была сильна, и злые чары разочарования превратили его в свинью. 8 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск9 сентября 2007 в 01:27

Великолепный мульт гениального Миядзаки! Даже не ожидал. Но это мульт не для детей, а для взрослых. Это романтическая мелодрама про превратившегося в свинью пилота, который вступает в схватку с другим пилотом, а заодно и с воздушными пиратами. Я не ожидал того, что аниме окажется настолько недетским. И что мне нравится в Миядзаки, так это то, что он к мультфильмам подходит с позиций художественного фильма, без всяких скидок. Аниматоры любят рассказывать истории по существу, не отвлекаясь на мелочи, хотя именно в мелочах кроется реализм, и детальки, которые вносит в свои мульты Миядзаки, делают их гораздо более живыми, что ли... Взмах руки, рябь на воде от взлетающего самолета, опрокинувшися стакан от ветра, рука на рычаге, усмешка при разговоре, взгляд, брошенный искоса... Все это часто опускается аниматорами, экономящими каждую копейку или не желающими растрачиваться на ненужную, по их мнению, избыточность, но эта избыточность насыщает повествование, придает ему цельности, а обращение к психологической стороне делает героев Миядзаки совершенно близкими зрителю. В некоторых моментах мультика, под прекрасную музыку, режиссер достигает просто эпически-трагедийного размаха. Плюс, что меня совершенно поразило, - это открытый финал. мы так и не узнаем, чем конкретно закончилась история Порко Россо, хотя и можем догадываться. Но отсутствие четкого финала меня приятно поразило! В мультах как-то не принято так раздвигать рамки жанра. В общем, хорошее кино. До уровня шедевральных 'Унесенных призраками' или 'Ходячего замка' не дотягивает, но работа очень приятно поразила.

Mike Shvedov
Mike Shvedov26 марта 2021 в 12:45
'Пусть я свинья, но не фашист!..'

Мэтр, как, впрочем, и всегда, порадовал нас очередной работой. Сказать, что это шедевр и достижение? Навряд ли. Что есть по-настоящему хорошего? Красивая, забавная и ни на что не похожая атмосфера удалась как нельзя хорошо. Даже удивительно, чего можно добиться, скрестив поездку на Средиземноморье, яркие краски и богатое воображение мэтра. Картинка нас балует хорошими, яркими красками, являя усладу для очей. Что меня удивило (я всегда готовлюсь к худшему), так это вменяемая история и адекватный сценарий. Не скажу, чтобы он изобиловал твистами или интересными поворотами, нет. Тем не менее он как минимум последователен в изложении материала и при этом не скучен. Это здорово. И, что радует и, на минуточку, является признаком удачного фильма - персонажи эволюционируют. Они меняются под влиянием событий сюжета. Да и сами персонажи тоже удались на славу. Конечно, забавно посмотреть на японское видение героев-пилотов Первой Мировой войны. Мысли... они, конечно, претендуют на глубину, но и на самом деле вполне себе очевидны. Хотя, является ли это следствием поверхностностью автора? Отнюдь. Всё завязано на нашу забавную эпоху, сомнительное счастье жить в которую выпало нам. Весь этот постмодернизм с его иронией взялся в первую очередь из-за того, что мы 'разучились забывать', а носители информации развились настолько, что теперь сохраняется даже самый незначительный клочок информации. И сказать нечто новое просто нереально, всегда найдется кто-то, кто недовольно пробурчит, что 'это уже было в Симпсонах'. В общем, хороший, легкий фильм, достойный вашего внимания. 8 из 10

Bohemer
Bohemer11 августа 2016 в 11:14
Кто свинья?

Порко Россо со всей уверенностью является одним из самых сложных для понимания аниме Миядзаки. Мультфильм пытается быть и чрезмерно реалистичным, серьезным, но постоянно происходят сцены, которые можно назвать только стёбом и издевательством. Какую мораль несет в себе Порко Россо? Никакой. Это просто история о человеке, ставшем свиньей. Но свинья ли главный герой, или свиньи все остальные? Аллюзия на что кроется в изображении свиньи? Миядзаки ответов на эти вопросы не дает. Можно долго размышлять, что же имел ввиду создатель, какой глубокий смысл он вкладывает в данное произведение, но, как мне кажется, такие сложности ни к чему, нужно просто смотреть. Наверное, создатель мультфильма вложил в него что-то слишком личное, какие-то мысли, переживания, которые показал в замаскированном виде. Мультфильм мог получиться лучше, если бы не пропитывающая его несерьезность. Как мне кажется, абсолютно несовместимы откровенный стёб и сложные аллюзии. Но смотреть от этого не менее интересно, ведь как и в остальных произведениях Миядзаки всегда есть герои - сильные женщины и девушки. Их появление на экране приносит море доброты и хорошего настроения зрителю. В итоге, аниме, которое пытается одновременно быть и издевательски веселым и чересчур артхаусно-сложным и серьезным. Получается 'каша', но довольно вкусная. 6 из 10

Jack Moon
Jack Moon8 июня 2014 в 15:45
Законы не для свиней, законы для ослов.

Удивительная игра афоризмов, а секрет виден снаружи. Даже если ты ещё только собираешься смотреть Gonzo-анимацию, а тем более слепленную руками Хаяо, тогда ты точно не пожалеешь. Миядзаки, чем и полезен, что в его, мягко говоря, шедеврах скрытый мотив найдется для каждого. Порко Россо по мнению зрителей как и по словам самого Миядзаки, является единственной аппликацией, которая рассчитана мол на взрослую аудиторию. С творцом нельзя поспорить, но к сожалению, так и хочется замолвить врозь словечко. «Порко Россо» очень полезно будет посмотреть, как и 30-летним и 60-летним, так и 16-летним и 13-летним юношам, ведь скрытый мотив для сорванцов находиться в познание поступков. А Марко Паготта, авось великий человек-свинья должен быть для них примером. Детей сразу надо приручать к своему собственному мнению и показывать им блекло-розовый мир, в котором государство есть ничто иное как слово, которое не всегда бывает верным. Этот мультфильм отличается от серии мультфильмов студии Gonzo. Самое яркое, что ты можешь здесь почуять, это отражение души Хаяо. Его страсть к авиации и хрякам прогрессивно выражается в Порко Россо. С таким упорством к совершенству «Мира Миядзаки», можно вынести целый вердикт о том, что персонаж Марко Паготта был написан с непустого листа, а взят с образа человека, являвшегося близким по духу к создателю. Сын, лучший друг, или почтить верного товарища, бог его знает, но образ написан слишком искусно для 'выдуманного' и тем более фигура Марко впитала в себя слишком большую порцию любви создателя, аж мурашки по коже. И тут, много философии развелось вокруг, а почему Свинья? Но ведь во всех своих творениях, Миядзаки произносит слово «Свинья», как что-то грязное и навязанное социальным шаблоном. Здесь Свин является «грязным словом» со стороны людского народа в мультфильме и «чистым образом» со стороны нас зрителей. Этот момент никого не оставит в покое, да и Миядзаки похоже не знает почему вышло именно так. Возможно, его фантазия потеряла самоконтроль, а быть может, он об этом тайно умалчивает, чтобы каждый для себя сам вынес вывод в силу использования своего собственного мнения. Это очень добрая анимация, в которой отрицательные герои это «ВСЕ». Все, кто сам решил быть отрицательным…

Saffron Burrows
Saffron Burrows16 февраля 2014 в 08:55
Отважный летчик

«Порко Россо» - приключенческое анимационное фэнтези 1992 года. Хаяо Миядзаки замечательный мультипликатор, режиссер и сценарист. Он создает свои мультипликационные шедевры, которые уносят зрителей в невероятные истории, пропитанные приключениями, отвагой и волшебными героями. Я люблю мультфильмы этого режиссера, и всегда смотрю их с большим удовольствием. Работы Миядзаки со временем можно пересматривать и пересматривать. Данный мультфильм унесет нас в голубое бескрайнее небо, где отважный летчик Порко Россо ловит воздушных пиратов и одолевает различные препятствия и опасности. Мы видим, что он был отважным летчиком, но теперь его все видят как свинью, но в душе он все такой же смелый и настоящий мужчина. Мы видим его новое приключение и знакомство с юной девушкой, которая поможет ему построить новый самолет и в конце истории рассеет чары, сделав его снова человеком… Мультфильм весьма красочный и красивый. Он смотрится на одном дыхании, и как всегда чарует своей атмосферой и красивыми пейзажами. Миядзаки как будто воссоздает волшебные миры, уносящие зрителя в один долгий и прекрасный сказочный сон, в котором творятся различные события, а главные герои всегда добры и покоряют своей отвагой. Этот мультфильм без сомнений имеет свою красочность и кинематографическую ценность. После просмотра каждого мультфильма Хаяо Миядзаки, хочется ему сказать за это огромное спасибо. Посмотрите «Порко Россо», и это традиционное мультипликационное аниме с элементами фэнтези, снятое чисто в духе этого режиссера, унесет Вас в приключенческую и оригинальную историю, в которой хранится тайна главного героя, а он в свою очередь является отважным летчиком и человеком своей профессии… Приятного просмотра! 9 из 10

Yakimova_S
Yakimova_S17 января 2011 в 14:24
Алый Свин — покоритель женских сердец

Потихоньку осиливая творчество уважаемого сценариста, режиссёра и т.д. Хаяо Миядзаки, картины которого, если их сложить все вместе, могут подарить несколько дней более чем приятного просмотра, я добралась до «Порко Россо». Честно говоря, меня долгое время смущала аннотация, найденная на одном из аниме-форумов, которая начиналась со слов: «виртуозный лётчик-свинья…» - сами понимаете. Но я таки решилась довериться классикам (Миядзаки и Джо Хисаиси – это как Тим Бартон и Дэнни Эльфман, разлучению не подлежат). И не напрасно. Главным героем картины является Марко Паготт, он же Алый Свин, он же Легендарный Пилот Адриатики. Когда-то давно он был человеком, но теперь на нём лежит проклятие: Марко Паготт превратился в свинью. Внешне. Внутренне же он гораздо человечнее многих; особенно это заметно на контрасте с самодовольным американцем Куртисом. - Говорят, новые законы вводят. - Законы свиней не касаются. - Верно. Они для ослов. (с) Россо носит прикольную челку, Леопольдовы очки и постоянно курит, но, тем не менее, вызывает в сердце уважение, таинственным образом располагает к себе. Он сложный по своей натуре и разительно честный. Неудивительно, что он заводит дружбу с Фио – энергичной девушкой-инженером, которая построила ему новый самолёт. - Она честно твоя внучка? - Даже не думай! (с) Этот фильм явно предназначен для взрослой аудитории, поскольку дети хоть и заценят приключенческо-романтический сюжет, но вряд ли обратят внимание на иллюстрации к Великой Депрессии и зарождающемуся фашизму. Подтекст картины серьёзен, однако не нагнетает ничего постороннего, и после просмотра остаются только позитивные чувства. 9 из 10 З. Ы. невероятно порадовала сцена спасения неугомонных школьниц, улыбка просто от уха до уха.

herurg_vvr
herurg_vvr15 марта 2009 в 17:21

Сегодня по расписанию 'домашнего кинотеатра' был фильм 'Порко Россо' (Алый Свин, Kurenai no buta) Миядзаки. Фильм не без изюминки. Автор снова заинтриговал сюжетом и красотой реализации. На мой взгляд, фильм понравится, скорее, девочкам, чем мальчикам - ибо довольно сильна мелодраматическая составляющая. Тем не менее, посмотрел с большим интересом и получил массу удовольствия. Особенно понравилась аллюзия на тему 'свиней и людей' - очень хорошо!

deetz
deetz6 июня 2013 в 15:28

Эхо первой любви преображает всю последующую жизнь и не важно, сколько раз влюблялся впервые. Каждая новая страсть — первая. Каждый же последующий год наполнен белой завистью к самому себе, еще не пережившему волнительный момент первого контакта. Истинный союз оставляет на восприятии собственный неповторимый след. Шрам, узор, орнамент. Их сумма формирует индивидуальность и определяет характер отношений в будущем. Неподъемный груз опыта чувственных переживаний день за днем проверяет на прочность устои прошлого и со временем усталостные деформации превышают допустимые. Разрушение неминуемо. Произойдет ли оно там, где давно уже пустил свои корни “Porco Rosso”? “Kurenai no Buta”. Теневой кардинал и непризнанный крестный отец всех медийных свиней: мисс Пигги, Бэйб, свиноферма Стэдмана, прочие и прочие. Не говоря о почти семейной преемственности в использовании этого образа самим Хаяо Мияздаки. «Свинарник» Пазолини тоже нельзя обойти стороной. Использование свиней в “Snatch” Гая Ричи. Свинья в качестве медийной мифологемы ультимативно универсальна и многозначна. Тем занятнее этот новый образ и новое применение, постановка знака равенства между свиньей и человеком, мистический трюк в околореалистическом антураже по мотивам межвоенной Европы первой половины двадцатого века. Комедийный пассаж на серьезные темы, стремительный, красивый, не без изящного завершения. В его недрах сокрыт ненавязчивый оммаж «Касабланки». Военная угроза мрачной тучей висит где-то там, далеко, и отбрасывает свою тень из-за пределов кадра, в то время как под гомон спасенных от неказистых пиратов босоногих девчушек на экране разворачивается нешуточная драма о взрослых людях и их жизни. Наиболее серьезный и трагический из всех мультфильмов мастера, “Porco Rosso” настойчиво утверждает непоколебимость стиля Миядзаки, раз за разом использующего одни и те же образы, которые не забывает вновь и вновь, с каждым витком, обогащать новыми деталями и решениями. Волевые подбородки мужчин, неряшливые распушенные усы злодеев, крючковатые носы старух и тонкие, мудрые женщины со временем не становятся статичными масками. С каждым новым появлением они несут в себе иные, по сравнению с прошлыми, смыслы, играют новые роли. Тем трагичнее безвременная кончина едва анонсированного возвращения Марко в свободное небо Адриатики. Но разве это означает, что и сам Марко погиб? Или он жив? Сейчас, в этот момент он там, среди облаков, заходит от солнца на неспособных держать боевое построение воздушных пиратов.

zombion
zombion10 декабря 2023 в 17:41
Киноманские беседы с мальчишкой по имени Zombion!

Последняя фотография из тех, где ты еще человек… (примерно 14-ая минута мультфильма) Порко Россо Старина Хаяо Миядзаки (самый главный японский аниматор) как-то говорил, что “Порко Россо” далеко не лучшая его работа. Кстати, когда я только знакомился с творчеством Хаяо – мне почему-то больше всего не понравился именно “Тоторо”, т.е. визитная карточка Миядзаки, а-хи-хи. А вот “Порко Россо” пришелся по вкусу. Конечно, это не шедевр (как “Унесенные призраками”, например), но смотреть его было чертовски интересно. Ведь перед нами самый реалистичный мультик Миядзаки (речь конкретно про классические работы). Единственный момент, который отвечает за сказку и волшебство – так называемое проклятие Порко. Т.е. обычный летчик превратился в свинью. Самое любопытное – Миядзаки ничего толком не объясняет, почему его прокляли, лишь намекает. Все герои мультика принимают это как должное. Даже сам Порко не сильно рефлексирует по поводу пяточка, он притягивает к себе женщин (судя по Джине). Зрители самостоятельно должны выяснить, почему Порко стал свиньей. Мое мнение. Возможно, он разочаровался в людях, которые постоянно воюют. Возможно, он разочаровался в самом себе. Порко пьет, сбивает воздушных пиратов за деньги, ходит по кабакам. Можно сказать, что Порко опустился на самое дно. При этом – Миядзаки старается приподнять своего свина, забрасывает в небеса. Согласитесь, в нем больше человечного, чем в обычных людях. Как доказательство, гениальная фраза из уст Порко – “Лучше я буду свиньей, чем фашистом!”. “Порко Россо”, как мне кажется, самый грубый мультфильм Миядзаки. Это не плюс и не минус, это тупо факт. Финальная битва Порко с американским летчиком (своеобразная ирония от Хаяо, сделать антагонистом именно американца), где герои бьются на кулаках, разбивая лица в кровь – я вообще такого не припомню у Миядзаки. Как пишут некоторые киноманы, аниме для взрослых. Ко всему прочему, здесь довольно странные отношения между Порко и юной девочкой Фио (субъективно, не настаиваю). Миядзаки явно экспериментировал. При любом раскладе, я буду рекомендовать к просмотру “Порко Россо”. Шикарная рисовка. Мультик очень красивый, в голубых тонах (океан, небеса, самолеты, приключения – восторг!). Жалко, что Миядзаки забросил работу над сиквелом. P.S. Есть такая старенькая компьютерная игра “За гранью добра и зла”. В ней один из героев, кто бы вы думали - свин, который тебе помогает. Нет никаких сомнений, создатели этой (реально крутой) игры – включали “Порко Россо” Миядзаки. 7,5 из 10

alex.kaktusov
alex.kaktusov27 января 2024 в 16:46
Сказка для взрослых, работа, о которой её автор не любит говорить, или «Касабланка» от Миядзаки

«Этот фильм рассказывает о том, как во времена гидропланов, на Адриатике свин по прозвищу Порко Россо сражался с воздушными пиратами за деньги, честь и прекрасную даму» - открывающие титры, перевод компании «RUSCICO». «Порко Россо» - скорее всего моё самое любимое аниме из всех 120-ти просмотренных. Оно сочетает в себе магический реализм, серьёзные темы и прекрасную историю в сопровождении очаровательного стиля работ Хаяо Миядзаки и музыки Джо Хисаиси. В центре сюжета пилот Марко Паготт, участник Первой мировой войны, разочаровавшийся в жизни и этим навлекший на себя проклятие, превратившее его в свинью (точнее, у него только голова свиньи, а тело осталось человеческим, но сам определяет себя именно как свина). Действие происходит на Адриатике между Первой и Второй мировыми войнами, где Марко, взявший себе новое имя Порко Россо, работает на государство, защищая мирных жителей от воздушных пиратов. Казалось бы, вот он ключ к очередной сказке: прекрасные итальянские пейзажи, яркие гидропланы и их пилоты - благородные герои, «чьи души омыты и небом и морем», дружба, живая даже спустя годы, и справедливость, способная даже пиратов поставить на путь истинный. Но не совсем. «Порко Россо» — это необычная для своего создателя работа. Она настолько же выбивается из ряда других, насколько и имеет с ними общие черты, пусть в и незаметных мелочах, например, в приёме тотальной анимации, придающей полётам и воздушным боям невероятное ощущение реальности. «Порко Россо» — это действительно сказка. Только для взрослых. Потому что в ней нет хорошего конца, более того, он довольно неоднозначный, и покой, который находят герои, совсем не означает их счастье. Мир, явственно ощущающий новую мировую войну, вообще мало похож на чьё-либо счастье. «Лучше быть свиньёй, чем фашистом». Персонажи фильма также сильно разнятся с другими героями работ Миядзаки. Они неоднозначные. Порко – Марко – герой войны, благородный и справедливый, гуманный к врагам, но разочаровавшийся в жизни и ненавидящий себя; Джина – красавица-хозяйка отеля «Адриано», способная даже самых суровых наёмников и пиратов сделать покладистыми, как котята, одним своим взглядом («- О, какое у меня сегодня общество. Опять что-нибудь злодейское замышляете? Только чур в войну не играть. – Мы знаем, Джина. В радиусе пятидесяти километров от «Адриано» не работаем»), но при этом потерявшая трёх мужей-пилотов; Фио – совсем ещё юная девушка, внучка авиамеханика и прекрасный инженер, которую не воспринимают всерьёз ни из-за её возраста, ни из-за пола; Феррари, приятель Порко из итальянских ВВС, вынужденный служить тем, с чьими убеждениями не согласен, потому что иначе ему придётся совсем отказаться от полётов. У «Порко Россо» очень много пересечений с «Касабланкой». Марко, как и Рик Блейн, устал от войны и открестился от прошлого, оставшись аполитичным циником в ситуации, где жизнь диктует выбор одной из сторон конфликта. Только если Рик в конце фильма всё же помогает силам Сопротивления, то Марко так и остаётся вольным охотником. «Касабланка» показывает войну, а «Порко Россо» - ещё только зачатки, вынося её саму как бы за скобки истории. Даже Фио, рассказывающая в конце фильма о событиях будущего, ничего про неё не говорит. Ещё одним сходством Марко и Рика является то, что у них обоих есть девушка, которую они любили и с которой не могли быть. У Блейна это Ильза, у Порко – Джина, в которую он был влюблён (взаимно, но он об этом не знает) с семнадцати лет и которая в итоге вышла замуж за его близкого друга Беллини. Трагедия тут не только в разлучённых возлюбленных, но и в том, что спустя всего два дня после собственной свадьбы Беллини погиб в бою. В бою, живым из которого вышел только Марко, который потом винил себя в том, что остался жив. «–Бог сказал, что ещё не ваше время? –Скорее он так и оставил меня летать в одиночку. Все лучшие люди погибли. И кто знает, может, то облако был ад». Сцена с «морем света» или кладбищем самолётов очень сильная. Она буквально показывает, как небо, дарящее свободу и счастье полёта, несправедливо забирает самых близких людей. «-Вам только простые [о патронах]? А то есть ещё мощные, зажигательные и бронебойные. -Мы ещё не на войне, приятель. -Мастер, а чем отличается война от охоты на пиратов? -На войне наживаются одни мерзавцы. А кто не может заработать на пиратах - болван». При этом тема скорби не является единственным отличием «Порко Россо» от других работ автора. Здесь впервые появляется взрослая любовь: долгая, пронзительная (у Джины к Марко), и вспыхнувшая мгновенно (у Кёртиса к Джине). При этом мотив первой влюблённости, очень схожий условиями с «Замком Калиостро», присутствует тоже – Фио влюбляется в Марко, героя прошлого, знаменитого пилота, сумевшего по достоинству оценить её инженерный талант. Однако любовного треугольника в фильме так и не происходит: неясно, кого выберет главный герой в конце истории и выберет ли вообще. Марко не верит, что Джина любит его, он прямо говорит об этом Кёртису (которому сама Джина очень явно об этом намекнула), а сердце юной Фио ему не нужно: даже в воздушную дуэль он ввязался, чтобы спасти её от свадьбы со всё тем же Кёртисом. Только Джина говорит: «Марко, ты хочешь ещё одну девушку [о Фио, намекая и на себя] сделать несчастной?», но какого-то развития эта линия не получает. Вот и получается, что история о Порко Россо, сражающимся «с воздушными пиратами за деньги, честь и прекрасную даму», оказывается ещё и историей о безответной любви, скорби, потерях, поиске смысла жизни и ответа на вопрос, стоит ли творить, если твоё искусство приносит людям боль, или лучше отказаться от части себя, чтобы их защитить. Вечно оплакивать утраченного себя или честно принять себя нового, даже если ты теперь свинья.

CyrusX
CyrusX28 июня 2014 в 10:06
Баланс свободы и философских размышлений

Если бы Миядзаки был мастером Айкидо, то это анимэ было бы его самым красивым и гармоничным приемом. Что первое меня впечатлило так это музыка, она стоит там, где надо, когда надо и полностью сочетается с сюжетом. Что показывает нам анимэ? В первую очередь дух 30-х начала покорения все новых рекордов по дальности, скорости, высоте полета, зарождение фашизма и мужественность летчиков. Но нет, не это цепляет в анимэ. Все же здесь, как ни в одном другом анимационном фильме Миядзаки-сана раскрывается чувство свободы. А что такое свобода? Слово, лозунг, может это духовная и финансовая независимость! Может и да, но если свободу и мерить так только простором, т.е. расстоянием. И тут уж наш японский товарищ помог реализовать это чувство на все 100%. Кто, если не пилоты свободны в передвижении на столько, что могут перелететь хоть всю планету. А уж если это гидроплан так это ещё и свобода в месте посадки т. к. воды по площади куда больше чем суши. Вот и Марко не стал отдавать свою свободу, да и совесть фашистам, несмотря на прямые угрозы. Свобода проявляется и в духе пиратства, полета инженерной фантазии Фио, но в первую очередь воздушными пейзажами и видом земли с высоты птичьего полета. Но Миядзаки был бы не Миядзаки, если бы в анимэ не было глубокой философии. Что ж здесь есть сравнение людей и свиней (не самых, кстати, грязелюбивых животных). И хоть Марко и превратился в свинью в душе он куда более человечней многих персонажей. Будь то тайные агенты итальянских фашистов или пираты, крадущие детей ради наживы. Да и сам автор выдает их за нечистоплотных людей, как бы намекая на внутреннюю коррозию их душ. Здесь есть и военный драматизм, чего стоит большое облако сбитых самолетов как бы благородно доказывая, что воины уходят со своим оружием. Да и сам Марко, возможно, стал Порко Россо именно из-за ненависти к войне, то доказывается нулевыми летальными исходами при его воздушных атаках. Он как бы говорит: 'Хватит, навоевался, слишком много уже погибло'. Так что смысл тут тоже есть. По поводу финала, мне пришли вот какие мысли. Марко, будучи человеком с развитой логикой прекрасно понимал, что его ищут итальянские спецслужбы и если бы он забрал с собой Фио, то о ее будущим в инженерной фирмы Пикколо можно было забыть. Что до старой боевой подруги, так она и так 3-х мужей потеряла, да и сам Марко не знал о ее чувствах до самого финала, но тут шансов у Марко явно больше. Открытый финал к месту и ещё более раскрывает чувство свободы, в первую очередь свободы фантазии. Данное анимэ можно смотреть всей семьей. Каждый для себя здесь что-то да найдет. Наверное, дети оценят юмор и рисовку, а взрослые проникнуться сутью и сюжетом. За самое гармоничное анимэ что я видел, ставлю: 10 из 10

Rheo-TU
Rheo-TU3 октября 2010 в 05:56
Над облаками

Глупо было бы называть японского сказочника Хаяо Миядзаки режиссером детских фильмов - ибо его работами в равной степени восхищаются и дети, и взрослые. Однако, сам режиссер не раз обращал внимание на то, что целевой его аудиторией остаются дети и подростки. 'Порко Россо' в этом отношении стоит некоторым особняком. Главный герой этого анимационного фильма - мужчина средних лет, и занят он присущими сугубо его возрасту проблемами. Впрочем, ладно. Марко Паготт, он же Порко Россо, никакой не человек. Бывший военный летчик, после того, как чудом выжил в воздушной мясорубке, он обнаружил вдруг, что... превратился в свинью. После этого война для него закончилась. Марко оставил итальянские ВВС, уйдя в свободный полет и принялся зарабатывать охотой на воздушных пиратов. Свиньей он так и остался - один среди пилотов-людей. Единственным минусом 'Порко Россо', как и в случае с 'Тоторо' является отсутствие сюжета. Фильм, несмотря на жанровость, не рассказывает о чем-то конкретном. Он о жизни. Марко рассекает бескрайние воздушные пространства (уже в 'Навсикае из Долины ветров' Миядзаки с особым восхищением выписывал небо и его странников, но только в 'Порко Россо' его страсть к полетам над облаками достигла наивысшей изобразительной точки) на гидросамолете, обстреливает пиратов, те обстреливают его, потом он обзаводится симпатичной юной помощницей и все начинается по-новому. Действие периодически переключается с неба на детально выписанные виды послевоенной Италии (все - под великолепную музыку Джо Хисаиси), что только усиливает эффект от фильма как от одного большого полотна, на котором и погони, и стычки кажутся незначительными. С другой стороны, разве этого мало? 'Порко Россо' полон колоритных персонажей, главный из которых, безусловно, сам Порко-Марко: бабник, щеголь и пижон, признанный ас полетов и по-своему джентльмен. Качество, повсеместно утерянное в наши дни; невооруженным глазом видно, как режиссер 'Порко Россо' предается в фильме ностальгии по безвозвратно канувшим в Лету временам, когда рыцари защищали честь и прекрасных дам в справедливом поединке. Смешные пираты, сражающиеся с похищенными детьми, тоскующая по Марко певица, волевая и энергичная (у Миядзаки, кажется, и не бывает по-иному) девушка-инженер, донжуан американец, разрывающийся между Голливудом и дамами сердца... Как и всегда, полное отсутствие злых героев. Как и всегда, никакой слащавости. Только светлая, добрая романтика - вещь, способная заставить людей оставаться людьми и на войне. Вещь, остающаяся важной во все времена: в то время как в фильме на заднем плане шныряли шпионы Муссолини, мужское население массово утекало из городов 'на заработки', а на самого Марко за то, что тот отказывался вернуться в ряды армии, устраивалась облава, в современности ('Порко Россо' вышел в прокат в 1992 году) на Адриатике вспыхнули очередные вооруженные конфликты. Реальность дописала кино. Фильм о бравом свинолетчике, выросший из короткометражки, рекламировавшей японскую авиакомпанию, оказывается притчей с открытым финалом, которая не только рассказывает о том, в какой момент стирается грань между свиньей и человеком, но и почему быть последним все-таки лучше. 9 из 10

Воздухоплаватель
Воздухоплаватель6 октября 2012 в 11:12

Настоящий фильм рассказывает об одной свинье по кличке «алая», которая во имя славы, любви и богатства сражалась с воздушными пиратами над Средиземным морем в эпоху гидросамолета. В этой причудливо-интригующей фразе, повторенной на 10 языках, сконцентрировано все ностальгическое очарование этой истории. «Эпоха гидросамолета»… подлинный Золотой век молодой еще авиации, который, как и положено настоящему Золотому веку, больше не повторится никогда. Прекрасное время, когда авиация уже не хрупкая и трепещущая девчушка начала столетия, но полная клокочущей энергии, силы, дерзких мечтаний и смелых фантазий девица. Она заставляет десятки и сотни влюбленных в нее создавать новые, поражающие воображение аэропланы, мощные и стремительные; достигая невозможного, ставить новые рекорды; подниматься на своих машинах все выше и выше, к солнцу, прочь от земли! И совершенно естественно, что у нее, такой ветреной и своенравной, есть свои любимчики. Как раз один такой бороздит воздушные просторы над Средиземным морем (почти там же, где тысячелетия назад поднимался в небо Икар), борясь с шайками воздушных разбойников, защищая от них – отнюдь не бескорыстно! – корабли и спасая школьниц. Его имя Марко Паггот, но все зовут его Малиновый Свин. Он побывал за Морем Облаков, но был выброшен обратно, чтобы до конца своих дней летать в одиночестве. Речь в фильме пойдет как раз о нем… Чертовски трудно сказать, что же именно делает «Порко Россо» настолько притягательным. Сюжет ли это, в нежнейшую ткань которого вплетены нити притчи о том, как это сложно и как просто – быть человеком? Характеры ли, каждый из которых – будь он прописан во всех деталях или будто намечен двумя-тремя мазками, - завершенный и цельный? А может, эти обветшавшие за давностью лет, но такие знакомые декорации вселенной 1929 года, картины прекрасной Италии между двумя великими войнами? Или, может быть, полная перепадов немыслимой амплитуды жизньМарко Пагота - героя, жлоба, рыцаря на красной «Савойе», пижона, ловеласа, свиньи и просто хорошего человека? Все-таки, именно человека! Не что-то одно, а, скорее всего, филигранное соединение всего вышеперечисленного. «Порко Россо» необычайно гармоничен, настолько, насколько это вообще возможно в кино, и даже более. Ни до, ни после Миядзаки не создавал ничего более одухотворенного (да простят меня поклонники других его работ!). Ирония и светлый юмор сглаживают печальные, тревожные, а моментами – и трагические нотки, то тут, то там прорывающиеся на поверхность, - а они, в свою очередь, не дают истории стать приторной, и делают ее совсем похожей на правду. Пересечение судеб потрясающе колоритного и живого Марко, его старых боевых товарищей, красавицы Джины, Пикколо, Фио (кто, как не она, олицетворяет авиацию той дивной эпохи?), самодовольного гордеца Кёртиса, недотёп-пиратов и всех остальных героев рисует яркую, полную солнечного света и синевы Адриатики акварель. И вы не отыщете не ней, как бы не старались, ни банальности, ни излишней сентиментальности, ни глупых шуток, даже набившего оскомину традиционного хэппи-энда, - но найдете свежесть и располагающую к себе простоту, радость жизни, симпатию, благородное соперничество и честь, счастье дружбы и любви. Все то, чего так иногда не хватает нам, живущим 80 с лишним лет спустя.

vojo-wf
vojo-wf11 февраля 2024 в 22:17
Касабланка

В очередной раз Миядзаки выдал 'базу': антивоенный гуманистический 'спич', где форма - мое почтение, а сценарий - так себе. Я даже не удивлен и продолжаю вещать со своей колокольни, что старина Хаяо - далеко не мой режиссер, но это именно тот деятель кино, за которым интересно наблюдать. Давайте сразу определяться: заголовки и описания а-ля 'самое взрослое аниме Миядзаки' в корне неверны. Да, возможно, что на релизе так оно и было, но в ретроспективе на момент 2024 года и написания данного опуса имеется как минимум 'Ветер крепчает', некий опус магнум, некий синоним 'Экстаза' Ноэ, 'Дома, который построил Джек' Триера и 'Темной Башни' Стивена Кинга - подводящая черта всему творческому пути с объединением всех тем, фишек и режиссуры за прошедшие 40 лет. Что можно с точностью сказать, так это то, что 'Порко Россо' - от и до антифашистский монолог на тему облика морали человека. Всячески ссылаясь на 'Касабланку' и 'вайбуя' на метафоричных и отчасти сказочных вещах, картина способна донести до зрителя всех возрастов, что лучше действительно быть свиньей, при этом оставаясь собой, нежели копошиться в рядах нацистов и делать этот мир хуже. Повторилось мое восприятие касательно очередной работы Хаяо - мне всячески нравится, как выглядит и звучит его работа, но я крайне недоволен тем, как мне преподносят материал. Здесь легко можно потеряться и улететь в свои мысли, а так же порой хочется подтолкнуть события вперед и сделать кино-опыт более увлекательным. Да, тут круто все: постановка, персонажи, события, которые нам показывают, но сам процесс повествования не шибко захватывающий. С другой стороны, Миядзаки вновь радует нас своей ручной и очень насыщенной анимацией, которая из фильма в фильм действительно заставляет удивляться. По сути, да: мультфильму без малого 32 года, а смотрится ничуть не устаревшим. Актерские работы приятные, хоть и закадровая озвучка от японских ноунеймов. Саунд-дизайн и пост-продакшен хорошие. Порадовали стилизованные русские субтитры, которые не только красивые, но и грамотные. 'Kurenai no buta' действительно чувствуется как короткометражка для японской авиакомпании, которую худо-бедно раздули до полного метра. Красивый, далеко не глупый и качественный аттракцион, где в очередной раз все портит неспешный и местами буксующий темпо-ритм. Рад, что ознакомился, но остался с прохладным послевкусием. Где мой 'Мальчик и птица', е-мое?! 6 из 10

Mr Strangeman
Mr Strangeman7 июня 2013 в 16:12
Посади свинью в самолет...

Строго говоря, «Порко Россо» получился по ошибке. Одна японская авиакомпания захотела, чтобы во время полетов их пассажирам показывали какой-нибудь хороший эксклюзивный мультик. И все было бы хорошо, но они обратились не к тому режиссеру – позвали того, для кого сделать что-то гениальное – все равно, что выкурить очередную сигарету. Продолжая сигаретную аналогию, «Порко Россо» - самая великая сигарета уже прижизненно канонизированного к тому времени аниматора Хаяо Миядзаки. И вроде бы он, даже не напрягаясь, сделал мультфильм о том, что он любит: о самолетах – его отец делал детали для них, а сам Хаяо в начале карьеры только самолеты и умел рисовать; об Италии – Миядзаки, будучи самым известным после Китано (это спорно) современным японским кинематографистом, считает Японию обреченной; о девочке – вечной лирической героине режиссера, потому что все остальные персонажи на месте главного героя решали бы проблемы силой; о свинье – потому что Миядзаки сам считает себя свиньей. Заглавный герой «Порко Россо» - легендарный летчик, частично превратившийся в усатую свинью, - это будто бы и есть Миядзаки (тем более, это редкий случай, когда девочка все-таки не совсем главная героиня) – он, несмотря на свой статус сказочника, прожженный циник и мизантроп. Пусть это не первый и далеко не последний раз, когда в мультфильмах режиссера кто-то свинеет, но «Порко Россо» - самая личная и самая главная лента режиссера, в котором этот мотив доводится до конца и даже изучается – в системе координат, понятной даже дошкольнику. И главный вопрос здесь не в том, кого олицетворяет Порко (на самом деле, тут не один постановщик; настоящее имя персонажа – Марко Паггот – взято у старого друга и коллеги режиссера, еще можно проводить параллели со знаменитым асом Красным Бароном) и даже не в том, почему же человек вдруг превращается в свинью: самая популярная версия – Марко стал Порко из-за разочарования в жизни (будет флэшбек, но он, правда, может как объяснять все, так и не иметь никакого значения). Главный вопрос – а когда с тобой произойдет то же самое? «Когда это случится?», а не «Произойдет или нет?» – в этом сомнений как раз почему-то не возникает. Неожиданно резкий и абсолютно нетипичный для сказки («Порко Россо» - единственный мультфильм художника, который, по признанию самого Миядзаки, делался не для детей) открытый финал, который каждый будет трактовать по-своему: циник в очередной раз подумает, что жизнь дерьмо, что освинение помогает выжить, а обратный процесс убивает; романтик – что всегда можно из свиньи снова стать человеком, и как раз в этом вся радость жизни; а кто-то и не поймет ничего и просто будет зачарованно смотреть на неповторимые выражения лица девочки, на голубое небо и на кружащиеся в воздухе то как ласточки, то как мухи самолеты. Возможно, у самого Миядзаки и есть точное понимание как финала, так и мультфильма в целом, но, в данном случае, просто так рассказать об этом – это и правда было бы какое-то свинство.