Призрак в доспехах: отзывы и рeцензии

EnotSty
EnotSty22 ноября 2014 в 05:29
Компьютерные сети достигают звезд, свет и электроны текут сквозь Вселенную.

Компьютеризация, однако, ещё не стёрла с лица Земли нации и этнические группы. Вот она – классика современного киберпанка ибо если брать киберпанк вообще то первенцами были фильм Голем и … про Луну (Мельеса). Поскольку не бывает программ без ошибок...нет программ, которые нельзя исправить. Не так ли? Как ни странно, но от того ещё более зачётно то, что здешний мир по большому счёту радикально не отличается от нашего «сегодня». Сравните да хотя бы с В`алли. То есть люди здесь не показаны как нечто вымирающее или там мутирующее в какую-нибудь мифическую нечисть или нежить. Тем кстати убедительнее получается история. В твоём мозгу много посторонних шумов. Я поставлю это фильму 7. И не потому что предвзято отношусь к аниме. Хотя это есть, но тут на оценку не повлияло. Первое что повлияло на мою оценку, это то что на мой (и не только мой) взгляд не удалось найти нужный баланс между по сути взаимоисключающими вещами, такими как экшн, неторопливые философские беседы, смачные избыточные обнаженные тела и при этом серая, окружающая обстановка, неторопливая давящая музыка и так далее. В итоге те, кто писал красные или серые рецензии сетовали, кто на недостаток экшн-сцен, кто на обрывочность разговоров, кто на «недостаток мяса и кетчупа». Вывоз ценного программиста из страны...нарушает наши законы об экспорте вооружений. Второе – это некоторые странности в том что я видел на экране. Толи это особенности восточной логики, то ещё чего, но то что местная героиня пытается поломать танк (заметьте – танк пусть и недалёкого, но всё же будущего) голыми хоть и кибер, но всё же руками. При этом внезапно, результат оказывается логичным… то есть не голливудским, но сама попытка… В конце концов, нам, дипломатам, нужно держать руки чистыми. Кстати за невменяемые политические коллизии по хорошему надо отдельно сминусовать, ибо эта часть была прописана из рук вон плохо. но отправлю эту претензию в предыдущий абзац. 23 минуты назад ее кибер-мозг подвергся хакерской атаке по телефонной сети. Третье, за что пожурю разработчиков – это обилие женской обнажёнки в промышленных количествах. Между прочим во второй части где это было реально уместно в том числе и по многу, так вот там вообще от неё отказались и ничего – сработало. нарушение неприкосновенности искуственного разума. В принципе, если уж очень задаться целью, то часть претензий можно объяснить. Но тем не менее +7 получается не потому что от 10-3, а в том числе и потому что прибавляли семь. У меня есть шепот... Шепот моего призрака. О том, что у андроидов, киберов и прочих псевдо людей может быть что-то кроме внешней оболочки, говорилось и ранее и будет говориться ещё, но вот сама идея призрака… Кстати здешний призрак не тождественен душе. Думаю за это нужно сказать спасибо переводчикам ибо иначе многое исказилось или исчезло… Почему вы попросили перевести к вам из полиции парня вроде меня? Потому что ты парень вроде тебя. У одних классиков была фраза: «Нужны ли мы нам». Тут на самом деле много чего скрыто, а именно – так ли уж нужны нам всяческие киберы? Нужен ли киберу – человек. Есть ли вообще необходимость в будущем обычному никак не модифицированному человеку. И так далее. За исключением сетевых разьёмов, твой мозг - настоящий. Неважно, насколько хорошо мы умеем сражаться, но система, где все части реагируют одинаково, имеет губительный недостаток. Демиург (по одному из определений) – творец, создающий материю. отягощённую злом. Человек очень хочет быть Богом. И всё бы ничего, тем более что человек создан по образу и подобию… но в том то и дело что подобию… В итоге возникает опасность ошибки и при том спонтанной ошибки. Между прочим в первых антиутопиях ключевым было то, что все и вся пытались быть «как все» то есть идентичными, а тут прямо-таки бунт против антиутопизма… Чрезмерная специализация ведет к гибели. Как ни странно, но киберпанки очень любят то или иное расслоение общества. Где-то это касты, где-то специализация, где-то какие-то географические или там этнические штуки. Внезапно, тут все более или менее равны. Скажу больше, если этот мульт является не просто классикой, а неким образцом и мерилом, то почему-то большинство местных идей у последователей мутировало в их противоположность… парадокс… - Дай мне еще пять секунд. - На черт возьми... Мне понравился здешний брутальный юмор. Местами он был немного за гранью, где-то он переходил в черноту, но тем не менее это не английский и не американский и не наш… Если кто-то думает, что мне не нравится скажем наш юмор, то нет… нравится. Просто здесь он получился довольно космополитичным. И конкретно тут мне это нравится. Присмотреть за чем? - За чем угодно. У мульта как минимум два чрезвычайно сильно различных перевода. В некоторых частях эти штуки прямо-таки противоположны друг другу. Не исключено что переводов больше. Потому рекомендую сделать вот как. Найти две РАЗНЫЕ озвучки и два брикета РАЗНЫХ титров. Включить их разное сочетание и самим решить, что ближе, ибо в японском не силён, а на форумах мнение разделилось… так что никого рекламировать не буду. Нет ничего печальней, чем кукла без призрака. Самое сильное место, это пожалуй финальный диалог главного зловреда и главной героини. А точнее то место, где кукловод говорит о детях, а главная героиня такая, ой ты знаешь, а я не могу… то есть не то что нельзя, а именно не могу. И вот тут на мой взгляд и кроется разгадка избыточной обнажёнки и именно героини. С её фигурой, силой и умом она могла бы стать неплохой матерью. НО вы же заметили, ну честно… да у неё отменный бюст, роскошные бюдра, но чего-то не хватает… Я чувствую страх. Тревогу. Одиночество. Темноту. И может быть, даже... надежду. Надежду? Во мраке моря? Когда я поднимаюсь к поверхности, я почти чувствую...что могу превратиться во что-то иное. Концовка. Кому как, а мне так показалось, что авторы и сами не знали что делать. В итоге получилась не концовка, а невесть что. Опять же, я не единственный кто это отмечает. Скорее всего авторы подозревали, что «продолжение следует», а потому сделали попытку открытости… но получилось как-то безвкусно и как-то «по читерски». Как бы то ни было, а мне понравилось. Посмотрел с удовольствием, а учитывая небольшой хронометраж, то после написания рецензии пересмотел ещё раз. Хорошо… Но вторая часть лучше…

Roman Swatcher
Roman Swatcher25 декабря 2016 в 11:07
Призрачная красота

Призрак в доспехах, при всей визуальной начинке, очень нестандартный аниме проект. Вместо экшен составляющей, которая занимает здесь незначительное количество времени, основной костяк сюжета отняли разговоры - не лишённые осмысленности, а также философские рассуждения. Порой, авторы специально дают подумать о мире реальном, виртуальном и том, что на экране. На почве неплохой подпитки, появляются, если не вопросы, то аналогии и прочие сравнения. Для того, чтобы подчеркнуть важность мысли и диалогов, режиссёр Мамору Осии, специально показывает зрителю длинные планы, от которых даже дыхание хочется задержать. Настолько сильно картинка может действовать на подсознание, что и оторваться невозможно и мысленно требуешь следующий кадр. Выходит такой противоречивый гипноз или трюк с обманом сознания, кому как удобнее. К тому же, с точки зрения кинематографии - это артхаус облачённый в киберпанк аниме. Для любителей просто красивых фильмов, данное творение может прийтись по вкусу своим стилем, наполнением и дизайном футуристического мира. Мир, касаемо этой ленты, лишь процентов тридцать по части фантастики, далее, вполне реальная повседневная картина дня. И то, научный элемент распространяется на персонажей - киборгов, куда вплетены военные организации, остальное занимают роботизированные технологии и автомобили. Призрак в доспехах вышел в 1995 году, а сравнения с настоящим миром прослеживаются без особого труда. Одним из винтиков сравнительного анализа являются технологии, в первую очередь - военные. Вот только к большому сожалению, настоящие условия для облегчения жизни нуждающимся людям, не так заметны, как борьба за лидерство и гонка вооружений. По сути своей, аниме несло много поучительных моментов, его актуальность, через такой большой промежуток, стала только более выраженной. Немаловажным качеством призрака, была и личностная неразбериха в себе и вопросы о том: кто мы в этой вселенной, для чего предназначены, что можем принести своими поступками и как всё может отразиться на окружающих нас вещах. Имелось место для человечности - способную нести в себе киборги - доказывающие в разы нестандартное мышление и принципы, отличающиеся от большинства людей, как раз таки куда более похожих на манекенов, чем полу-искусственные люди. Но и киборгам свойственно, хоть и не однотипное, но местами строгое поведение, перекрывающее самостоятельность своих напарников. Рисовка мультфильма превосходна и завораживающая своими видами. Величественные панорамы, закоулки и переходы, как картина, в чьи детали вглядываясь, можно каждый раз находить что-то новое. Блестяще сочетается с операторской работой Хисао Сирай (Эльфийская песнь). Завершает образ гениальности музыка Кэндзи Кавай, без неё, представить отдельные сцены просто нельзя. К тому же, это тот случай, когда саундтрек в обязательном порядке хочется переслушать отдельно. Ghost in the Shell - виртуозная работа, настоящая классика киберпанка, если хотите - это даже фильм, нежели аниме, он живой и создаёт ощущение, будто персонажи не рисованные, а реальные. 8 из 10

Andrew Chajka
Andrew Chajka30 апреля 2016 в 12:04
Человеческая душа в кибернетическом теле

После небольшого перерыва вернулся к целенаправленному просмотру аниме. Первым в списке значился 'Призрак в доспехах'. Для тех, кто ещё не смотрел, сразу сделаю поправку, что под словом 'призрак' подразумевается настоящая человеческая душа, то, чего по мнению большинства людей, в том числе и в этом аниме, попросту быть не может у машины. Но так ли это? Мотоко 'Майор' Кусанаги и Бато напарники из '9 отдела', особой государственной организации, где служат полицейские-киборги. Они оказываются вовлечены в поимку Кукловода, величайшего хакера всех времён. Вот только в новом мире сверхтехнологий, ставки весьма высоки. Взлому подлежат не банальные кредитки и сервера секретных организаций, а человеческий мозг - своеобразная плата за техническое усовершенствование тела. Этим собственно и занимается кукловод - манипулирует сознанием людей. Вот только кто он, и зачем это делает, никому не ясно. Ситуация усугубляется, когда дело под свой контроль пытается взять вышестоящая секретная правительственная организация. 'Призрак в доспехах' безусловно мне понравился, однако год создания даёт о себе знать. Нет, дело не в картинке - графика меня порадовала, самый настоящий old school во всей красе, я имею ввиду сюжет. С позиции зрителя в 1995 году - это аниме 100% шедевр, но вот моими глазами в 2016 всё воспринимается иначе. Почему? Потому что, до просмотра этой картины я уже видел как все части 'Матрицы', так и уйму других киберпанковых произведений, т.е. я двигался ретроградно - от современности к истокам. И сейчас таким образом действуют многие зрители - в первую очередь мы обращаем своё внимание на новинки, а затем уже на более ранние работы. А до классики ещё и дорасти надо. В итоге многие сюжетные линии и ходы мне были не в новинку - оценить и ощутить вклад Мамору Осии в развитие аниме и киберпанка, так как это было бы в 1995, мне попросту не удастся. Конечно, мозгом я осознаю, что киберпанк как жанр в целом, так и конкретные голливудские режиссёры и сценаристы в частности, таким как Осия многим обязаны, однако прочувствовать в полной мере мне это не удалось. Вряд ли это вообще возможно, понять и ощутить что-то находясь в другой эпохе, это близко и понятно лишь современникам, тем кто был в гуще тех событий. Вернёмся от общих философских умозаключений к нашей картине. К стати, обсудим философскую составляющую 'Призрака'. Мне она показалась весьма и весьма неплохой - в особенности в отвлечённых рассуждениях о бытии устами Мотоко. Но всё-таки глубины мне не хватило. Чему совсем не способствовал хронометраж данного произведения. Для такой истории 80 минут очень даже скромный показатель, особенно в свете 2-х часовых 'Унесённых призраками' и 'Ходячим замком'. Привык я к тому, что полнометражное аниме должно быть длительностью часа так в 2, а то и 3. И в этом есть большой смысл и преимущество - нельзя за час/полтора раскрыть в полной мере все грани истории, и в этом смысле сериал лучше, конечно, когда он вовремя заканчивается, а не превращается в 'бесконечную историю'. Наверное, короткий хронометраж, это главный недостаток этой картины. Всё развивается стремительно, хотя и есть моменты, когда повествование замирает и можно смаковать философские изречения главных героев. Ещё одни недостаток, на мой взгляд, в том, что дополнительные сюжетные линии не развились из своего зачаточного состояния. Реплики о политике, не то чтобы не уместны, скорее даже пророческие с точки зрения 2016 года, но не имеют никакого сюжетного значения, и так и остаются далёким фоном, третьим или даже четвёртым планом для основных событий. Тема межличностных взаимоотношений, особенно так умело показанная в множестве аниме любовь между людьми и даже машинами, здесь также слабо выражена. Мы с самого начал понимаем, что Бато любит Мотоко, но дальше этого понимания так ничего и не продвинулось. Я люблю философские беседы персонажей, но также и глубину обычных человеческих чувств. Второго мне явно не хватило. Не смотря на то, что моя рецензия вышла акцентированной на недостатках, повторюсь, что аниме получилось отличное. Рекомендую к просмотру. Однако, не согласен с многими восторженными отзывами о 'гениальном' и 'лучшем аниме'. 8 из 10

R
R21 октября 2024 в 19:17
«Итак, куда направляемся, подружка? Сеть велика и безгранична.»

Недалёкое будущее, в котором люди заменяют свои тела роботизированными аналогами. Майор кибер-полиции Матоко Кусанаги и её напарники преследуют хакера по имени Кукловод. Одно из ключевых киберпанк-произведений – «Призрак в доспехах». Это история об экзистенциальном кризисе и иллюзиях, внушаемых нам мозгом. Эта фантазия зашла дальше страхов, изображённых в «Бегущем по лезвию». Размышления о личности, обществе и свободе здесь глубже и интереснее. Кратко и по делу это аниме рассказывает о цифровизации сознания не только с точки зрения иррационального гуманизма, но и с точки зрения циничной, но реалистичной. Это прекрасно видно в диалоге главной героини и хакера Кукловода. В этом фильме также появляются интересные технологические концепции манипуляций сознанием. Похожие концепции можно будет увидеть в серии фильмов «Матрица». Но история «Призрака в доспехах» мне ближе к сердцу. В первую очередь, потому что «Матрица» – это классическая и немного скучная история об избранном спасителе мира, а «Призрак в доспехах» – это вольный полёт фантазии о кибернетическом будущем и переопределении понятий сознания и жизни. Тем не менее, эти размышления я нахожу неполными, оборванными. Многие мысли требуют более подробного анализа и примеров, на которых эти мысли основаны. Направление выбрано удачное, но развития этой фантазии не хватает. Имеет место и искусственное усложнение произведения. Некоторые понятия в фильме используются без определения. Придавайте им своё значение на основании личного опыта и своей фантазии. Философия нужна не для усложнения наших представлений о мире, а для их упрощения. Лишь упростив весь мир можно найти решения окружающих нас проблем. Но «Призрак в доспехах» – это всего лишь продукт, отвечающий современным трендам и потребностям общества. Фантазии о неизвестном будущем мира технологий имели спрос от «Бегущего по лезвию» в 1982 и до «Матрицы» в 1999 и дальше. Позже страх перед технологиями сменится другими страхами. Меньше, чем через 5 лет будет 2029 год, в котором и происходят события «Призрака в доспехах». И киберпанк будущее в ближайшие пять лет нам точно не светит. Но мир, в котором главная опасность – это потеря памяти и идентичности сейчас кажется утопичным. Хочу отметить, что «Призрак в доспехах» – визуально лучшее аниме по части детальности рисунка. Может быть, мои любимые «Тетрадь смерти» и «Евангелион» являются совершенными в атмосфере и эстетике, но детали, качество изображения лучше именно в «Призраке в доспехах». Свет на картинках кажется очень реальным. А ещё город 2029 года изображён во всех деталях в разных его уголках. Улицы, здания, техника и окружающая среда нарисованы действительно круто. И это аниме – действительно произведение искусства. Однако я прекрасно ощущаю, когда полёт фантазии вымученный и выпрошенный студией. Это аниме создано студией для людей, а не автором для искусства. Возможно, что я не прав, но по ощущениям это именно так. В любом случае, придумано и изображено очень талантливо. Ещё хочу отметить, что мне не кажутся прям очень интересными персонажи и главная героиня. Как будто можно было и поинтереснее придумать. Кого-то психологически сложного, а самый сложный человек – это главная героиня, которая нудит про то человек она или не человек. Более-менее интересный персонаж – Кукловод, но его маловато. Хорошо спродюсированный проект. 7 из 10

Антон Чигурх
Антон Чигурх18 ноября 2013 в 09:49
Must be the reason why I'm king of my castle

Помню, ещё лет в 12 впервые услышал песню и увидел всемирно известный клип 'Wamdue Project'. Тогда я и мечтать не мог, что через десяток лет легкими движениями пальцев по клавиатуре я легко найду аниме, которое так будоражило мою детскую фантазию. Можно представить, сколько в мире людей, подобно мне узнали о 'Призраке в доспехах' от этой песни. Бессмысленно писать о философской составляющей этой картины. Никогда не считал себя глупым человеком, но порой хотелось нажать на паузу, чтобы 'пережевать' услышанное. Не хочу в этой рецензии обсуждать то, что уже перемололи здесь раннее. Лично для меня, самым первым показателем качества аниме является то, что после первых десяти минут не обращаешь внимание, что смотришь не фильм, а анимированную работу. Не знаю, как Вас, а меня с первых минут притянуло к экрану и не отпускало до конца. Снимать в жанре 'киберпанк' не так уж и легко, нужно иметь развитую фантазию, подкованную знаниями в информационных науках. В 'Призраке в доспехах' есть всё это. Сюжет до конца предлагает зрителю новые и новые навороты будущего. Саундтрэку могут завидовать все именитые голливудские композиторы. Тут Кэндзи Кавай не отстал от признанных американских (и не только) шедевров музыки к фильмам. Вообще, трудно представить при этом сценарии картинку лучше, чем она есть. Отдельное спасибо за футуристические пейзажи и обнажённые части женского (пусть даже не настоящего) тела. Не легко писать рецензию на анимированный фильм: не опишешь игру актёров, постановку, монтаж и т.п. Одно могу сказать точно: 'Призрак в доспехах' - одна из самых впечатляющих работ, что я видел за всю жизнь. Итог: не вижу причин, чтобы ставить оценку ниже 10 из 10

Yurjkee
Yurjkee3 сентября 2011 в 19:59
Cogito, ergo sum.

Вступление: Призрак в доспехах. Услышав название тогда, в 1999, мне почему-то захотелось посмотреть фильм. А уж когда в киномагазине Ленфильма я с удивлением обнаружил, что это аниме (тогда ещё не были в ходу Наруто и прочая туфта, создающая многие из теперешних предубеждений о японской анимации), то пальцы так и подмывало ещё раз достать загадочную кассету по дороге домой. По правде сказать, никогда не являлся ярым поклонником киберпанка, по крайней мере современного пошиба (да, консерватор из меня отменный). Однако, в любом жанре кинематографии есть произведения, стоящие в особом ряду, этакие монолиты, задающие на правах эталона тон последующим картинам. Призрак в доспехах из их числа. Содержание: Казалось бы, идея отнюдь не нова, ещё Айзек Азимов писал об 'отголосках души в машине'. И все же Мамору Осии великолепно облёк до сих пор будоражащую людские умы идею в новую форму (манга, по которой снимал режиссёр, даёт более полную картину, но все же за пределами Японии не столь популярна). Мы видим не машину, не робота в классическом изображении, но нечто новое, симбионт техники и биологии. Доспех - как творение рук человеческих + призрак, божественная искра, то, что мы нынче понимаем как душу, бессмертный дар Творца. Киборги стали неотъемлемой частью мира, показанного в фильме. Промышленный шпионаж, служба стране, долг - почти как люди. Почти... Вот это 'почти' и заставляет Мотоко Кусанаги нырять в Токийский залив и искать, искать смысл своего бытия. 'На самом ли деле я это я', 'Был ли мой призрак всегда или нет' - лишь часть вопросов, что в несколько ином прочтении не давали покоя философам всех времён. Но Мотоко не может найти внятного ответа. Пока не появился он. Проект 2501. Кукловод. Нет. Новая жизнь, новое существо, новая концепция этой самой жизни. Существо, которое осознало себя, при этом являясь не материальной субстанцией, нет. Бесконечные потоки информация, цифры и расчёты породили разум и мышление этого разума - вот она, цель прогресса, о которой и не подозревали его творцы. Но в тоже время этот вновь рожденное существо не идеально. Оно похоже на своих творцов, как впрочем и они сами на Своего. Вопросы, что задаёт себе Кусанаги, начинают преследовать и Кукловода. 'Я мыслю, следовательно существую. Или это не правда, лишь иллюзия собственного существования'. В своих поисках Кукловод бежит от создателей, но не находит приюта в мире людей, которых волнуют отнюдь не философские изыскания их 'игрушки'. Доспех - внутри единая душа, человека и его творения... Уловить пророчество грядущего века, облечь во внятную форму и донести до сознания людей - вот это взаправду бесценно, а вовсе не ваш Мастеркард... Окончание: Говорят, сколько людей столько и мнений. По мне так мнений гораздо меньше, просто каждый человек принимает более удобную для себя форму того или иного мнения. Я ни в коем разе не конкретизирую идею фильма, не привожу для неё чётких рамок. На странице этой рецензии лишь хотел высказать свою форму мнения. Вовсе не факт, что в 2029 году по улицам будут расхаживать киборги, а у людей в мозгах появится батарейка. Но когда видишь скорость технического прогресса людей, когда вчера прогноз погоды получал на пейджер, а сегодня на АйПад, то невольно задумываешься - а будет ли в твоём доспехе призрак? 10 из 10? Нет, бесценно.

Drakenhof
Drakenhof6 февраля 2014 в 12:31
… потому что мы похожи друг на друга больше, чем ты можешь себе представить.

'Я - живое мыслящее существо рождённое в океане информации' Призрак в доспехах, особенно именно эта, оригинальная часть фильма, в последствии разросшейся истории, считается у поклонников 'киберпанка' культовым и каноничный произведением жанра. Само анимэ никакого особенного сюжета в себе не содержит, экшен сцен немного и сконцентрированы они в начале и конце фильма, и потому людям не знакомым с жанром произведение может показаться даже скучноватым. Однако, главный секрет сего шедевра кроется именно в философии, которая раскрывается в потрясающе построенных диалогах на протяжении всего фильма. Жёсткое самокопание главной героини Мотоко Кусанаги не показывается нам напрямую, как например самокопания Родиона Романовича Раскольникова у Достоевского, лишь только эпизодами (но они безусловно есть), однако диалоги и действия персонажей раскрывают их внутреннюю суть в полной мере. Кульминационным моментом анимэ, философским посылом огромной силы можно считать эпизод, когда режиссёр, устами Кукольника в теле женщины-призрака вопрошает у зрителя, чем можно считать жизнь, и более того, как вы можете доказать, что вы индивидуальность и осмыслить своё бытие как череду уникального опыта, принадлежащего только вам. По сути, этому вопросу философии не одна тысяча лет, и разные люди в разные эпохи развития человечества давали на него разные ответы (к слову говоря, в фильме высказывается здоровая критика материалистической науки, считающей человека детерминированной системой, набором генов и инстинктов, завуалированных социально обусловленным поведением, не более), но однозначного ответа герои фильма дать не могут, просто потому что его не существует. И тем не менее, Кукольник, будучи существом высокого интеллектуально порядка, и осознавая этот момент совершенно чётко, говорит Кусанаги в финале, что гены, клетки и прочее, это всего-лишь материальный носитель сущности совершенно другого порядка - информации, а по сути, сознания, духа. И сознать своё бытие по настоящему можно лишь через понимание бытия других существ, и не только себе подобных. Поэтому это ни есть философия индивидуализма, это есть философия всеобщего единства, когда каждый-каждый элемент системы, своими индивидуальными решениями отвечает за целостное состояние общего. Это всё конечно высокий философский порыв, и он не затмевает потрясающего действа и диалогов, разворачивающихся на протяжении всего фильма. Эти вещи, в сочетании с неповторимой киберпансковской атмосферой и совершенно потрясающей музыкой делает 'Призрак в доспехах' по настоящему эпохальной картиной.

kmaslakov
kmaslakov14 августа 2007 в 20:46

Красивейший представитель киберпанка в индустрии Аниме. Медленный, но очень плавный. Глубокий, но не нагруженный. Понять его - значит расписаться в собственной эрудированности. При просмотре не могут не возникать аналогии с шедевром братьев Вачовски. Ведь если бы не 'Ghost in The Shell', мы бы так и не увидели матрицу изнутри... Высший балл, 10 из 10

mangust_11
mangust_1126 октября 2014 в 19:15
Философия в байтах.

«Призрак в доспехах» - эта картина стала для меня откровением, откровением всей японской культуры; она стала моментом погружения в мир сложного, продуманного, многогранного киберпанка. С него же, кстати, началось и знакомство с анимацией страны восходящего солнца. Честно сказать, я никогда не любил аниме, даже испытывал к нему некоторую антипатию, презирал его, но после просмотра «Призрака» мои взгляды довольно сильно поменялись. Что же в нем такого? Концепция будущего мира с его неповторимой философией: информационный век, век сложных технологий; киборги, биологические импланты, роботизация, и, самое главное, человеческое самосознание, человеческое «Я» на фоне городов-гигантов, облаченных в информационные потоки, с толпами людей на, еще неуспевших измениться с наших дней, улицах. Во время просмотра появляется некоторая отстраненность, определенные сторонние мысли: «Может ли машина быть разумной? А не порождение ли информации наш разум?» - и еще множество других вопросов: более сложных и более простых, способных затянуть и заставить подумать. Про картинку, за неё отвечал один из самых известных людей в Японии - Мамору Осии. Она живая, она продуманная, она отражает и стиль, и суть (поэтому, крайне рекомендую смотреть оригинал, а не ремейк). Звук – он невероятен, это именно то, что нужно, ничего более. Смотреть всем, кроме тех кто привык к банальному и детскому, это не мультик, это аниме.

Devil_HS
Devil_HS13 августа 2010 в 15:41

Смотрю не в первый раз, но до сих пор завораживает. Прежде всего трогает философская история, задающаяся вопросом самоосознания. То бишь: Что есть человек? Вопрос вечный, конечно. Но тут важнее то, как этот вопрос задать. Чтобы ты его выслушал и сразу захотелось подумать и найти ответ. Сейчас это пожалуй важно. Чтобы думали… Всегда поражает сцена, где парню, работающему мусорщиком, рассказывают о том, что вся его жизнь, которую он считал настоящей - в реальности всего лишь выдумка таинственного Кукловода, который взломал мозг бедняги и заставил в эту выдумку верить. Насколько это жутко вдруг понять, что то во что ты рьяно верил лишь иллюзия надвинутая на глаза ради того, чтобы ты делал то, что этому кукловоду нужно. Насколько это грустно и печально понять, что ты фактически ничто. Инструмент. Кроме прекрасной истории в которой нет ничего лишнего - тут присутствует также безумно детальная потрясающая анимация, и очень красивый экшен. Любителям “Матрицы” вовсе обязательно к просмотру, если кто еще не видел. Это классика, не только аниме, но и вообще всей мировой культуры.

Jator
Jator31 июля 2013 в 13:59

Цифры, тускло мерцающие зеленым светом в густой черноте компьютерного дисплея, быстро сменяют друг друга и растворяются в бесконечном потоке данных, проходящем сквозь миллиарды чипов и микросхем. Трудно вообразить, что наступит день, когда мысли, чувства и воспоминания любого человека можно будет представить в виде набора нулей и единиц, а общество выйдет за рамки реальности, используя Сеть - лишенный границ океан информации. Она приютит каждого, вне зависимости от страны и национальности, а платой за это будет одиночество, настолько же безграничное, как и зияющая пропасть холодной пустоты, что спряталась позади слабого блеска мелькающих чисел. Ветхие небоскрёбы подпирают серое небо, тесно прижавшись друг к другу, как будто напоминая, что раньше люди не боялись уколоться об иглы эмоций друг друга. Образ некогда кипящей здесь жизни неуловимо исчезает день за днём, пока ржавчина съедает брошенный кем-то детский велосипед, окруженный плавающей в мутной воде кучей мусора. Люди неспешно бредут по выцветшим улицам Нео-Токио, спрятав под зонтиками свои застывшие лица, улыбающиеся цифровой улыбкой в Сети. А небо плачет, роняя на землю слёзы тех, кто оказался лишен этого дара. Идеальное кибер-тело избавило Мотоко Кусанаги от человеческого несовершенства, но вместе тем забрало и ощущение жизни. Отстранённый взгляд отливающих серебром глаз плавно скользит по окружающим её зданиям, выражая лишь глубокое умиротворение - маску, за которой призрак человека, заключенный в титановые доспехи, испытывает мучительную фантомную боль по затерявшейся в Сети собственной личности. Реальность и вымысел запоминаются одинаково, поэтому нельзя отличить сохранившийся в живой памяти образ от напрямую загруженного в мозг байткода цифровых воспоминаний. Существовала ли вообще Мотоко до того, как была создана искусственная оболочка, призванная дать вторую жизнь давным-давно погибшей девушке, и можно ли её вообще по-прежнему считать человеком? История поиска своего 'я' среди множества безликих узлов Сети тесно переплетается с рассуждением, что же отличает человека от машины. Где стирается грань между живым существом и неживым, если можно полностью заменить человеческое тело механическим, а мозг снабдить всевозможными имплантатами и электронными интерфейсами? 'Ghost' - дословно 'призрак', а иначе говоря 'дух', является тем, что формально отличает живой разум от искусственного. Тема осознания себя искусственным интеллектом бесчисленное количество раз поднималась в фантастике, и, кажется, все возможные варианты уже были озвучены, но режиссер Мамору Осии идёт дальше, внося свой вклад в это огромное идейное наследие. Что если программа, созданная для взлома сознания других людей через Сеть, в процессе взаимодействия с цифровыми слепками человеческого разума сможет обрести свой собственный призрак? Новое существо, рождённое в океане информации, отнюдь не захочет захватить мир и поработить человечество, а напротив, осознает свою ограниченность и уязвимость, и будет просто пытаться выжить, обратившись за помощью к человеку, который как никто другой понимает, что значит пытаться обрести самого себя. Образ мегаполиса будущего немедленно преображается в его глазах - мириады сверкающих огней ночного города трансформируются во множество ярких электрических импульсов Сети, пронизывающей весь окружающий мир, а лицо юной девушки озаряет легкая улыбка. Настоящая и искренняя, рожденная тихим шепотом её призрака, вырвавшегося из бесконечного одиночества. Иронично, что произведение вышло на свет в том же году, когда Интернет принял свой окончательный облик Всемирной Паутины и только-только начинал победоносное шествие по миру. И вполне закономерно, что это произведение было создано в Японии - одной из самых технологически развитых стран, где первыми оценили и испытали на себе негативные последствия прогресса. Спустя почти двадцать лет неутешительный прогноз, негласно прозвучавший в этом произведении, начинает сбываться. Стремительное внедрение современных технологий в жизнь каждого человека, сопровождаемое поэтапной деградацией национального самосознания под действием насаждаемых западом ценностей напрямую способствовало появлению первых симптомов болезни распада личности - выбравшая полную социальную изоляцию молодежь, предпочитающая лучам солнца свет монитора, а живому общению - текстовую переписку, променяла жизнь на Интернет. Феноменальную популярность обретают анонимные форумы, где намеренно стёрты все проявления индивидуальности, чтобы пользователь ощутил себя частью единого целого. Все эти люди сознательно выбрали одиночество в Сети - именно тот мир, который рисует в своём произведении Мамору Осии. А тем временем транснациональные технологические корпорации уже готовят площадку для продемонстрированного в 'Призраке' цифрового тоталитаризма, ведя ожесточенную борьбу за свою долю во всех возможных информационных нишах. Дать реальную оценку последствиям подобного доминирования технологий в жизни человека пока не представляется возможным, но прислушаться можно уже сейчас - всё чаще вместо оживленного общения друг с другом, мы слышим лишь негромкое щёлканье клавиш.

Lifehouse
Lifehouse16 декабря 2007 в 18:58

Я помню, как смотрел этот мультик еще на кассетах, в раннем детстве. Ух, в то время это была еще та диковинка! А уж редкость — это легко сказано. Да, тогда просто смотрел на похождения японских мультяшных персонажей, совершенно не замечая различий, например, с тем же самым «пауком» или «икс-мэнами», и уж тем, более не понимая глубочайшего смысла этого мультфильма. Картины жанра анимэ, особенно такие много смысловые, как описываемая сейчас лента, трудно назвать мультфильмом! Это полноценный фильм, со всеми вытекающими… Данный мультфильм действительно ярчайший представитель японской анимационной культуры! В нем заложены все интересующие человечество вопросы. И философского рода и психологического. Этот мультфильм далекого 1995 года уже ставил вопросы будущего! О многоликости сознания, о других видах сознания и организмов: киборгах! Все действия мультфильма крайне реалистичны, японские аниматоры, режиссеры, сценаристы настолько дотошливы, что в этом мультфильме собрано ВСЕ! Музыке мог бы позавидовать самый серьезный блокбастер, а уж сюжет: не секрет, что «Матрица» «пляшет» именно отсюда! Достаточно увидеть начальные кадры с бегающими зелеными ноликами и единичками, и этого вполне хватит, чтобы на ум пришел Нео с агентами Смитами! Все детали поведения персонажей, все на высшем уровне! Необходимые паузы (которые многие не могут понять в мультфильмах японцев), все как в реальной жизни! И сопереживания героям тоже неизменно присутствуют! Поэтому мультфильм необходимо смотреть! Тем более такую классику! 10 из 10

Андрей Якомаскин - 5594
Андрей Якомаскин - 559429 апреля 2025 в 07:57
Наша душа – потёмки

Буду честен, я включил «Призрака в доспехах» с настроением посмотреть классическое аниме про киберпанк, взрывы и кибер-женщину в обтягивающем боди (ой, не врите, вы тоже). И только спустя полтора часа, я обнаружил себя на диване, глядящего в потолок, с ощущением, что мозг — это не столько орган, сколько аквариум, в котором плещется философ. Это не просто аниме. Представьте, как нейросеть впитала Кафку и написала симфонию о сознании, а потом решила её нарисовать. Это «Призрак в доспехах». Каждая сцена здесь — как окно в чужой сон: с бледным светом, мокрым асфальтом и вопросом, который ты не сразу понимаешь, но чувствуешь затылком его значимость. Мотоко Кусанаги — киборг с душой, или «призраком», как здесь принято говорить. Она может перепрыгнуть с крыши на крышу, взломать мозг прохожего или разглядеть суть бытия за кодом. При этом она всё равно не знает, кто она. А может и никто не знает? Даже ты? Это кино про технологии, но не про технологии. Про будущее, но не ради будущего. Это кино про человека, который стал машиной настолько, что вынужден сомневаться, что такое «я». И что делать, если «я» – лишь отголоски кем-то созданных программ? «Призрак в доспехах» не объясняет — он убаюкивающе шепчет. Через дождь, через неон, через замедленные кадры городской тоски. Он не боится тратить минуты на лица прохожих, шум улиц, трещину на стене. И только тут ты наконец-то понимаешь: вот оно, сознание. Вот он, человек. В случайном фрагменте, в бесполезной сцене. Финал не даст катарсиса, но спровоцирует трансмутацию. Из Я в Мы. Из кода в дух. Он не даст ответов, но даст некомфортное для многих разрешение: быть незавершённым. И потому — живым. Вас ждёт не весёлое зрелище. Не про экшен. Скорее про то, как ты идёшь налить себе чаю, а возвращаешься с экзистенциальным кризисом. Но зато каким красивым… 9 из 10 Потому что остальное я пока не понимаю – и, Господи, в этом весь кайф.

Андрей Якомаскин - 5594
Андрей Якомаскин - 559427 апреля 2025 в 18:30
Самая сложная машина – это человек и его душа

Буду честен, я включил «Призрака в доспехах» с настроением посмотреть классическое аниме про киберпанк, взрывы и кибер-женщину в обтягивающем боди (ой, не врите, вы тоже). И только спустя полтора часа, я обнаружил себя на диване, глядящего в потолок, с ощущением, что мозг — это не столько орган, сколько аквариум, в котором плещется философ. Это не просто аниме. Представьте, как нейросеть впитала Кафку и написала симфонию о сознании, а потом решила её нарисовать. Это «Призрак в доспехах». Каждая сцена здесь — как окно в чужой сон: с бледным светом, мокрым асфальтом и вопросом, который ты не сразу понимаешь, но чувствуешь затылком его значимость. Мотоко Кусанаги — киборг с душой, или «призраком», как здесь принято говорить. Она может перепрыгнуть с крыши на крышу, взломать мозг прохожего или разглядеть суть бытия за кодом. При этом она всё равно не знает, кто она. А может и никто не знает? Даже ты? Это кино про технологии, но не про технологии. Про будущее, но не ради будущего. Это кино про человека, который стал машиной настолько, что вынужден сомневаться, что такое «я». И что делать, если «я» – лишь отголоски кем-то созданных программ? «Призрак в доспехах» не объясняет — он убаюкивающе шепчет. Через дождь, через неон, через замедленные кадры городской тоски. Он не боится тратить минуты на лица прохожих, шум улиц, трещину на стене. И только тут ты наконец-то понимаешь: вот оно, сознание. Вот он, человек. В случайном фрагменте, в бесполезной сцене. Финал не даст катарсиса, но спровоцирует трансмутацию. Из Я в Мы. Из кода в дух. Он не даст ответов, но даст некомфортное для многих разрешение: быть незавершённым. И потому — живым. Вас ждёт не весёлое зрелище. Не про экшен. Скорее про то, как ты идёшь налить себе чаю, а возвращаешься с экзистенциальным кризисом. Но зато каким красивым… 9 из 10 Потому что остальное я пока не понимаю – и, Господи, в этом весь кайф.

Евгения Миронова
Евгения Миронова31 мая 2022 в 05:00
Очень плавный киберпанк

Если не проходит желание выключить фильм на 10-й минуте, то лучше сделайте это и не мучайтесь. К сожалению, не все и не всегда следуют этой простейшей житейской мудрости. На 15-й минуте слабо запахло экшеном, но вскоре всё вновь сменилось достаточно монотонным повествованием с явными элементами экономии на анимации. На этом поясню. В самом начале идёт диалог в лифте шефа 9 отдела и дипломата. Мы пол минуты можем наблюдать со спины персонажей и лёгкое шевеление губ одного из них. И подобная экономия на анимации едва ли не во всех диалогах, что делает их невероятно скучными, а их суть ускользает от зрителя, поскольку не подкрепляется видеорядом. Ну серьёзно, неужели на фоне этой болтовни нельзя было пустить ряд пояснительной анимации? Мне ещё не доводилось в аниме наблюдать такие долгие паузы, как в 'Призраке в доспехах'. А какое аудио! О дубляже я ничего не хочу сказать, он выполнен в стародавние времена, когда не так важно было вложить душу и передать эмоции, как донести суть. Но вы только вслушайтесь в эти дивные высокие частоты, стоит на экране показаться виртуальным картам! А песня... где-то на 32-й минуте повествования вдруг нас, вероятно, решают погрузить в быт той Японии. И начинаются народные песни, навевающие мысли об Африканской саванне под сменяющиеся вялые виды повседневности 'мира будущего'. Можете смело сходить по своим делам в этот момент, вы ничего не пропустите. Нет, безусловно были и мысли, и моменты, которые мне понравились. Например, обретение Нейросетью своего собственного осколка самосознания, кем и стал так называемый 'Кукловод'. Анимация местами очень даже радует. В частности, в динамических моментах; хорошо прорисованы люди и их движения. Также любопытно было посмотреть на взаимоотношения героини и её напарников. Но человеческого в них было не очень много, потому и ГГ, и остальные цепляют мало. В целом, понятно, почему данное аниме получило такое количество сиквелов: по ходу первой части мы получили больше вопросов, чем ответов. Жалею ли я о потраченном вечере? Нет, хотя такое было чувство, что каждая минута этого аниме длилась минимум две. Буду ли я рекомендовать конкретно эту часть другим? Однозначно нет.

an.khumurits
an.khumurits1 февраля 2022 в 20:57
Слишком часто хотел выключить...

Наверное я впервые за долгое время начал писать рецензию ещё не досмотрев фильма. И на то, поверьте, у меня были основания. Я честно хотел его досмотреть и понять, почему все считают это аниме классикой. Откуда вдохновлялись тогда ещё братья Вачовски при создании 'Матрицы'. И да, Вачовски смогли сделать оригинальное произведение из множества отсылок, в том числе и на данное произведение, но довели все идеи до совершенства, до своего идеала. Что же касается призрака, я банально не смог понять ни в начале, ни в середине, ни к концу 'где немцы'. Кто персонаж положительный? Кто отрицательный. Настолько невнятную экспозицию ещё нужно поискать. За что борется этот самый Кукловод? Какую он несёт угрозу корпорациям и почему я должен сопереживать ему? Чего хотят добиться корпорации? И таких вопросов много Какие там отделы? Какие между ними взаимоотношения? Как сосуществуют люди и, своего рода, киборги? Как люди пришли к таким технологиям. Ничего непонятно. Мне по мере просмотра сего произведения, мне на ум пришла 'Новая полицейская история', где и с драмой всё в порядке и экспозиция хорошая и героям сразу сопереживаешь. Много фильмов, где авторы сразу умудряются погрузить зрителя в фильм и заставляют сопереживать главным героям, ассоциировать себя с ними. Кстати да. Похоже ли это на не так давно, по моим меркам, вышедший 'Киберпанк'. Наверное да, но даже в игре сюжет был интереснее. Объективно часть негативной оценки берёт на себя дубляж. В той версии в которой смотрел я, он объективно слабый. Да. Я не фанат аниме, но я видел классное аниме, которое заслуживает внимания. А здесь... ...с моей точки зрения это произведение не заслуживает внимания и мне очень жаль потраченного на этот фильм времени.

Kiljy
Kiljy13 сентября 2021 в 13:45
Так ли хорошо будущее?

'Призрак в доспехах' считается одним из главных, лучших и известных аниме вообще. А для 95-ого года, данная картина просто великолепна! Ну, начнём... Сюжет я освящать не буду, ибо его нужно понимать самому, а точнее, нужно самому понять ни сколько сюжет, сколько его посыл и философию! Но про завязку упомянуть всё же стоит: 'На дворе 2029 год. В Токио орудует некий 'Кукловод' - давно разыскиваемый хакер. В это время, 9-й отдел Министерства Общественной безопасности, получает задание найти и остановить хакера. Наши главные герои, представляют этакий дуэт, в котором иногда фигурируют другие люди. Персонажи неплохо прописаны, и кажутся действительно живыми! Но я считаю, что Кукловоду как персонажу, уделили маловато времени, можно было бы и побольше. Рисовка замечательна! А для 90-ых тем более! Особенно на фоне других популярных тайтлов, которые тогда выходили. Тогда это был уже второй самый дорогой аниме-фильм. До него, 8 лет назад вышел фильм 'Акира', чей бюджет в два раза больше чем у 'Призрака!' Но это не делает 'ПвД' плохим, ведь он превзошёл Акиру как минимум в рисовке, а остальное субъективно. В очередной раз стоит подметить саундтрек, который очень хороший, но больше на любителя. Но в плане музыки, 'Призрак' может потягаться и с Евангелионом! Резюмируя всё вышесказанное скажу, данный фильм обязан к просмотру тем, кто обожает разбирать фильмы по крупицам, кто пытается понять истинный смысл произведения, кто любит пофилософствовать! Данное аниме особенно приглянется тем, кому понравился Евангелион из-за своего посыла и прочего! 9 из10

anatolij.gvozdeff
anatolij.gvozdeff13 апреля 2020 в 09:45
Идеальный киберпанк

Фильмов в жанре киберпанк в девяностые вышло огромное количество, но большая их часть - откровенно серые боевики с участием злых корпораций и подсвеченных неоном задников. О том, что вся эта красота - только обрамление для рассуждений о том, куда мы катимся, большинство деятелей жанра как-то забывает. Но в 1995 году случилось чудо - вышло аниме 'Призрак в доспехах', в котором и форма, и содержание - киберпанк в чистом виде. Драк и перестрелок в аниме хватает, но главное тут не они. Главное - рассуждения о том, как стирается грань между человеком и машиной, а также о том, как большое начальство пробивает свои интересы при каждом удобном случае. Надо отправить давнего соперника в отставку? Отлично, воспользуемся ситуацией. Ситуация в аниме следующая: в мире будущего, практически каждый обитатель которого - киборг, появился хакер Кукловод, запросто взламывающий человеческие мозги. Разобраться с ним предстоит Девятому отделу - элитной спецслужбе по отлову киберпреступников. Майор Мотоко Кусанаги, с детства киборгизированная практически полностью, одновременно ищет ответ на вопрос, не дающий ей покоя всю жизнь: человек она или машина? И велика ли между ними разница? Но надоесть ее размышления и разборки высокопоставленных лиц не успевают - экшена тоже много, и изображен он прекрасно. А еще великолепно показан мир будущего. Классический вроде бы киберпанк, в котором небоскребы соседствуют с лачугами из коробок, а за неоновыми вывесками и киберимплантатами скрывается нищета, но прорисован он так, что хочется рассмотреть каждую вывеску, каждого жителя. А в кадрах без людей может даже показаться, что какие-то виды отсняли вживую. Графика и анимация в 'Призраке' до сих пор выглядят эталоном и устаревать не собираются - даже немногие элементы, нарисованные на компьютере, и сейчас выглядят прекрасно. Еще прекраснее исполнены персонажи. В этой части о них мало что рассказывают, но ухитряются раскрыть их по полной. Холодно-профессиональная, но при этом философски настроенная Мотоко, брутальный любитель техники Бато, примерный семьянин и технофоб Тогуса, мудрый и опытный директор Арамаки - это не функции, а живые люди, и следить за их приключениями действительно интересно. Сами приключения прекрасны уже тем, что не скатываются в хорошо всем знакомые штампы. Злых корпораций тут нет, а хакеры - не романтичные борцы с системой, а страшные преступники, способные создать у человека в голове все, что угодно и полностью сломать его жизнь. Да и классических злодеев в 'Призраке' нет - все политики и преступники могут похвастаться своей правдой, каждого можно понять. 'Призрака' стоит ценить уже за это. Мамору Осии создал одно из величайших произведений жанра киберпанк. А с точки зрения соответствия формы и содержания - величайшее. В 'Призраке' есть все, что должно быть в классическом киберпанке, и ничего лишнего. А истории с проработанными миром, сюжетом и героями вообще в любом жанре прекрасны. 10 из 10

Михаил Вальмон
Михаил Вальмон14 марта 2017 в 17:35
«Кукловод»

Мне не нравится азиатская культура и стилистика, поэтому аниме я смотрю крайне редко, скорее, в виде исключения и только если оно действительно заслуживает внимания. Просмотренные мной за последнее время проекты можно пересчитать по пальцам, так что решение посмотреть всю серию «Ghost in the Shell» далось мне непросто, но любопытство возобладало-таки над предрассудками; и не зря! По крайней мере, если говорить о первой экранизации в дубляже Первого канала. В первую очередь, разумеется, радует техническое качество самого фильма с визуально-сценарной точки зрения. Отличная режиссура сочетается здесь с отменной визуализацией, которая радует глаз и снята в американском стиле без типичных для аниме вкраплений неадекватности, изменяющей видеоряд на утрированно детские образы с чрезмерной эмоциональностью и т.п. Визуально перед вами качественный киберпанк с кровью и полным обнажением главной героини уже в первой же сцене. Однако есть и ещё один момент, который выделяет проект на фоне подобных, делая его практически обязательным к просмотру - данный фильм значительно опередил своё время как с т. з. сюжета, так и с т. з. картинки. Сегодня, спустя двадцать с лишним лет после релиза, сюжет всё такой же актуальный и всё также опережает время, а не превращается в наивную сказку. Кроме того, многие визуальные моменты, вплоть до построения маршрута компьютером - это уже реальность, которая доказала свою актуальность буквально. 9 из 10

atonwarno
atonwarno12 февраля 2017 в 10:51
Кто настоящий Кукловод?

Уже успевшее стать культовым аниме Призрак в доспехах так уж вышло я посмотрел только сейчас, когда уже близится выход его голливудского ремейка. И если честно оригинал впечатляет и сейчас спустя два десятилетия с момента выхода, к тому же произведение весьма законченное и что особенно важно самодостаточное, поэтому мне сложно понять откуда взялось огромное количество продолжений, ответвлений и переосмыслений. Истории о той нечёткой грани, что отделяет машину от человека будут популярны всегда, ну или по крайней мере до тех пор пока человечество не получит на них практические ответы. А пока трансгуманизм остаётся ключевой темой для всего жанра киберпанка. При этом Призрак в доспехах рассматривает этот вопрос комплексно и в обоих направлениях. Как с точки зрения человека лишившегося всего биологического кроме своего сознания, так и с точки зрения машины это самоё сознание обретшей. Как положено хорошему произведению Призрак в доспехах оставляет после себя немало вопросов на которые просто невозможно дать однозначный ответ. Ну и наконец он просто стилен и его стилистика воплощает в себе сам дух киберпанка как жанра. Особенно удивительным лично для меня стало минимальное количество японского колорита, всё сдержанно и холодно, прям как у классиков жанра. Работу Мамору Осии стоит посмотреть хотя бы ради знакомства с нестареющей классикой киберпанка, особенно с учётом того как мало достойных фильмов существует в этом жанре.