Нечасто мне доводится смотреть мультфильмы, тем более аниме. Данное аниме привлекло своим содержанием, которое повествует о тяжёлой доле обычных граждан Японии, где их застала ужасная, беспощадная вещь — война. Как мне кажется стоит разделять простой народ от злостных правителей втянувших страну в кровопролитные баталии. Тема войны по сей день остаётся актуальной, о ней пишут книги, песни, снимают фильмы и это правильно, потому что молодое поколение должно знать о тяготах жизни во время войны. На пороге конец Второй Мировой войны. Япония, которая являлась союзником Германии, терпит поражение и на неё совершаются воздушные атаки со стороны Америки. Мирные жители страдают, от происходящего, многие напрасно гибнут, поскольку среди них немало детей, женщин, которые не принимали никакого участия в военной кампании. В центре сюжета 14-летний подросток Сэйта и его маленькая сестрёнка Сэцуко. У них погибает мать, отец не вернулся с полей сражений. Единственная, кто у них остался, это тётя, да и та не жалует брошенных на произвол судьбы ребят. По сути только брат и сестрёнка остались друг у друга и никому нет дела до них, у всех свои заботы. На Сэйту ложится большой груз ответственности, нужно каким-то образом прокормить себя и Сэцуко, как-то дальше жить в этих ужасных условиях. История действительно цепляющая, с первых минут мы наблюдаем за тем, как невинные люди в отчаянии спасаются от очередного авианалёта, как эти действия сказываются на жизни японцев, все погрязло в страхе и отчаянии. С большой долей переживания смотришь нелёгкие испытания действующих лиц, где они пытаются удовлетворить свои основные, жизненно важные потребности, то бишь просто поесть. Были тяжёлые моменты, при просмотре которых всё выворачивает и спокойно реагировать невозможно, создатели отлично показали обстановку разрушенной Японии. Всё это вместе создаёт многогранный эффект и тут никак нельзя остаться равнодушным к происходящему. Присутствуют моменты вызывающие недоумение, например поведение Сэйту. На его счету была кругленькая сумма, однако он оттягивал дело, когда нужно не пользовался таким преимуществом и вместо этого местами они голодали. Эти действия были нелогичны с его стороны, ведь требовалось пропитание в такой трудный период. Порой он пассивно себя вёл не утруждая делами, при том, что на нём огромная ответственность в лице сестры. Всё перечисленное наталкивает на ряд вопросов и оставляет озадаченным, что так же поменяло моё отношение к Сэйту. За исключением выше написанного мультфильм мне понравился, он крайне серьёзный и правдивый, к тому же сделан по мотивам одноимённого автобиографического романа Акиюки Носаки. Конечно, ввиду конкретных деталей и острых моментов, аниме создано не под копирку первоисточника. И всё же из-за поведения героя Сэйту впечатление о мультике двоякое, меня это прямо-таки смутило. От просмотра осталось горькое послевкусие, поскольку «Могила светлячков» тяжёлый и вместе с тем важный мультфильм, показавший кошмар, всю жестокость военного времени. 7 из 10
К своему стыду до финальных титров думал, что этот выдающийся фильм и один из самых сильных антивоенных памфлетов принадлежит перу Миядзаки (хотя и он, и студия Гимбли имеют к фильму касательство). Кто бы подумал, что средствами анимации, изначально «несерьезного» жанра, не показывая натуралистических подробностей ужасов войны (некоторых иначе не пронять), можно снять такой шедевр мирового кинематографа: через короткие, как свет ночного мотылька, судьбы детей, навсегда покалеченных и растоптанных войной. Японская созерцательность, метафоричность и образность мышления, отношения к окружающему только многократно усилили эффект. В конце не удержался и сбежал в ванну умыться, чтобы сын не увидел давящие меня слезы. Вот какие сильные фильмы надо показывать подрастающему поколению в день победы (без заглавных букв). А точней в день памяти и скорби. Без фанфар, бравурных речей с больших трибун, без парадов и лязгания броней. И не только в этот день. Чтобы наконец воспитать в наших детях безусловную, патологическую нетерпимость к войне, к любому насилию. Чтобы никогда в них не проросло расцветшее ныне буйным цветом, уродливое, инфантильное «можем повторить». Чтобы никогда! ни при каких обстоятельствах! они не целились в человека! В любое живое существо! Никогда! Как некогда спел большой человек и большой русский поэт Юра-музыкант, один из немногих за эти годы не скурвившийся, как многие из былых властителей дум, тоже некогда певших «нет войне, даешь рокенрол», а ныне зигующих на рок-фестивалях очередным «псам войны». Шевчук и тогда, и сейчас пел и поёт, кричит, молит нас: НЕ СТРЕЛЯЙ! Baddy Riggo, 21.05.2020
Этот мультфильм был моим первым знакомством с жанром аниме, изначально я относился с опаской к этому жанру, но после просмотра я поменял своё мнение. Я ожидал увидеть наивный детский мультфильм о войне, но «Могила светлячков» оказалась очень глубоким, антивоенным и гуманистическим произведением. Если бы в каждой школе показывали этот фильм, мало кто мечтал бы держать в руках оружие и иметь вообще какое-либо отношение к вещам, приносящим людям боль. Хотелось бы отметь натуралистичное (в рамках мультипликации) изображение сцен насилия, что на контрасте с невинной Сэцуко даёт достаточно сильный эмоциональный скачок, задаёшься вопросом: как в мире могут одновременно уживаться настолько плохие и хорошие вещи? Так же, как главных героев отвергают все для облегчения своего существования, я отвергаю все насильственные методы решения конфликтов, этот фильм имел не последнее место в изменении моего мировоззрения. 9 из 10
Обычно я стараюсь не писать рецензии сразу после просмотра картины, в каком-то смысле дать впечатлениям устояться, отбросить сиюминутные мысли. Но сегодня решил это неписаное правило нарушить и пишу прямо по горячим следам. Я полный профан в плане аниме. Потому рассуждать о том как оно отрисовано, какие особенности, сильные стороны в плане картинки, соответствие стандартам и правилам жанра не буду. Хотя просто техническое исполнение картинки меня удивило, от работы 1988 года такой шикарной прорисовки я совершенно не ждал. Вообще говоря, у меня был определенный стереотип относительно японской культуры и общества. Мировой имидж этого народа такой, что почему-то у меня сложилось неверное представление. Суть этого представления в том, что японцы настолько сильно отличаются от нас духовно, что нам не понять друг друга никогда. А вот «могила светлячков» в каком-то смысле раскрыла мне глаза: японцы созерцательны, любят символизм, тонко чувствуют. Это заметно по многим моментам в ленте, по невероятному, берущему за душу и выжимающему скупую слезу саундтреку. Но при том японцы те же люди с теми же чувствами, не только большими и сильными, как любовь к родителям, желание защитить и накормить младшую сестру. Есть чувства и поступки совершенно похожие на любой другой народ: меркантильность, черствость, пренебрежение чужим горем. Этого в картине так же полно. Собственно и начинается она со сцены вопиющего безразличия людей к горю других. Но сосредоточусь на сюжетной составляющей картины. Итак парень по имени Сэйта, сын военно-морского офицера императорского флота, живет в своем городе с мамой и маленькой сестрёнкой Сэцуко. Но в один ужасный день американские бомбардировщики засыпают деревянный, по своей большей части город зажигательными бомбами. Так дети становятся сиротами. Отец где-то далеко, на войне. Да и у меня сложилось впечатление, что уже взрослый Сэйта понимает: велик шанс того, что отца они с сестрой тоже никогда больше не увидят. Брат изо всех сил старается прокормить и защитить сестренку, но в голодной, истощённой войной стране эта задача возможно и взрослому мужчине была бы непосильной. В целом скажу, никогда не представлял что мультипликационная, даже не игровая лента может так на меня подействовать. Как бы я описал чувства, вызываемые этой лентой? Отчаяние и злоба. Они нарастают по мере того как режиссёр ведёт нас к ужасной развязке. И в конце дарит невероятную по силе сцену, самую последнюю перед титрами, как бы говоря «чтобы помнили!» С отчаянием, я думаю, разъяснения не нужны. А злоба лично у меня копилась ко всем тем людям, которые сидят где-то в Белых домах, в Императорских дворцах, в Волчьих логовах и Рейхсканцеляриях. Кто они такие, как они смеют решать что их амбиции стоят того, чтобы дети оставались без родителей, чтобы миллионы простых жителей в разных странах были голодны, несчастны, обездолены, лишены крова и родных? Да, понимаю, я сейчас звучу как Гретта Тунберг, очередное красивое рассуждение о чудовищности войны. Но тем не менее, именно такие эмоции во мне породила картина. В целом, я затрудняюсь подобрать столь же сильную по своему посылу антивоенную картину, при том что в ней даже и не говорится напрямую о пацифистских идеях. Подводя итоги: да, господа, это топ, я не побоюсь сказать. «Могила светлячков» теперь однозначно в моем личном списке лучших 5 лент о войне. И в том списке это единственная мультипликационная работа. Спасибо, редкий фильм, который смог породить такие эмоции!
Общее впечатление: Фильм начинается со слов: «21 сентября 1945 года… Этой ночью я умер». Понимаешь сразу, кино не из легких, да и когда фильмы о войне были легкими?.. Последние дни Второй мировой войны, американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко — потеряв близких, они остались совсем одни. Мальчик в одночасье становится взрослым и осознаёт, что от него зависит жизнь маленькой сестры. Это кино не столько о войне, как может показаться, как о трудностях, о человеческом равнодушии, о беззащитности, о том как в одночасье теряешь близких и как быстро кончается детство. Потеряв мать во время бомбежки, на плечи юного Сэйты падает непосильная ноша, он должен заботиться о сестренке. Но как же это сложно, когда кругом разруха, денег нет, еды тоже, а ты просто ребенок… Мальчик старается изо всех сил, так как может. Он веселит сестренку в трудные часы, отдает последние леденцы, старается вспоминать былое время, но получится ли у него? Забота и любовь, которая пропитывает отношения двух детей — противопоставление беззубой войне… Фильм построен на контрастах, это помогает погрузиться в воспоминания героев, где еще нет войны, родители живы и беззаботное детство оттягивает столь ужасный момент. Но не стоит забывать как беспощаден голод… От событий, которые показаны в м/ф становится не просто грустно, хочется закричать, что так нельзя! И стоит ли винить Сэйту в том, что он мог где-то поступить иначе? Конечно, нет. Он всего лишь мальчик, тем более из отрывков ясно что из богатой семьи. Пытаясь быть опорой для Сэцуко, он готов пойти на многое и самое обидное… что если у Сэцуко опора есть, то у Сэйты ее нет. Некому его поддержать, поэтому мальчонка и не знает как быть, да что делать. Не смотря на столь серьезную тему, м/ф яркий! Прорисовка природы, людей — шикарна! Да что говорить, это же студия Гибли! «Могила светлячков» — шикарный мультфильм, который подарит множество эмоций от радости до глубокой печали. Здесь мало военных действий, здесь обычные люди, которые стали жертвами обстоятельств. Через призму воспоминаний двух детей, понимаешь насколько бывают жестоки люди… Равнодушие самая ужасная вещь, которая может быть. 9 из 10
Последние дни Второй мировой войны, американская авиация бомбит беззащитные японские города. В водоворот каждодневного кошмара попадают 14-летний Сэйта и его сестренка Сэцуко — потеряв близких, они остались совсем одни. Мальчик в одночасье становится взрослым и осознаёт, что от него зависит жизнь маленькой сестры… Я не фанат аниме, в общем количестве смотрел наверное 5—6. 3 дня назад пересмотрел Могилу Светлячков (первый раз смотрел 3—4 года назад), все еще под впечатлением. Очень душевный, реалистичный, тяжелый фильм. Смело можно сравнивать даже с лучшими мультиками Диснея. Все еще остался комок в горле. Самое страшное то что, это было в реальной жизни, и эти дети не единственные жертвы войны. Война это как игрушка для взрослых, они не думают о детей, если каждый подумал бы о своих детях, то мир мог бы стать лучше, но нет мы хотим захватить больше земель, мы хотим разрушать. Дети — это маленькие ангелы, которые проходят через ад войны. После просмотра осознаешь, что мои и ваши родители сделали все, чтобы у нас было лучшее детство. И у каждого из нас есть миссия: забота и защита наших детей. В фильме есть пара моментов, о которых можно спорить. Почему этот мальчик не слушается тету? Я думаю, скорее всего он воспитан военным, поэтому думает, как военный, и верит в победу Японии, поэтому и не хочет работать. Это война, и никто не знает как бы мы себя вели, если нам было 14 лет.
Пока читал комментарии, понял что большинство комментаторов не понимают что происходит в кадре. У двух несовершеннолетних детей погибли родители. Они стали беспризорниками. И государство этих детей не желает пристроить. Нет госпрограмм о детях-сиротах, вообще. Сравните с тем, что было, например, у американцев во время депрессии 20—30-хх или у нас в СССР во время Второй мировой. В фильме показано очень неприятное государство. С одной стороны оно в лице императора ввязалось в проигрышную войну, с другой стороны оно не заботится о своих согражданах в полной мере. Да, организовано оповещение о подлёте авиации американцев и отстроены бункеры, да, выдают уголь для сжигания погибших, вроде бы есть школы и больницы — но без своих финансов они в целом бесполезны. Те же военные заводы, на которых пашут дети, и на которых пахал пацан, принадлежат не государству. Это частные заводы у которых есть конкретные владельцы. Вы можете о них загуглить. Каждый такой завод прежде всего приносит прибыль владельцам. Это очень сложная для понимания ситуация: идёт война, гибнут люди, гибнет флот, но правительство, банковский сектор и промышленность продолжают зарабатывать, предполагая будущие мегаприбыли от захваченных китайских территорий. И налёты американской авиации были направлены не на то, чтобы разрушить острова, а на разрушение военных заводов и кварталов деревянных домишек в прилегающих к заводам кварталах, где обитают работники этих заводов. Фильм то в общем не о том, что гибнут дети, а о неспособности общества защитить своих наименее приспособленных к жизни членов, возможно даже о некоторой недальновидности руководства страны. Когда в финале с холма открывается вид на современный город, наверное режиссёр говорит что общество с этой проблемой справилось. Вообще, думаю, смотреть надо шире, а не только оставаться в рамках островов. 20-й век с его обилием техники заставил менять привычные уклады жизни.
«Могила светлячков» снята по автобиографической повести Акиюки Носаки. Отец автора погиб при бомбардировке города Кобэ. Сестры умерли от голода и болезней. Вина выжившего подтолкнула Акиюки написать рассказ о гражданской жизни в последние месяцы войны. В 1988 году студия «Гибли» и режиссер Исао Такахата снимают одноименный фильм 1945 год, Кобэ, Япония. ВВС США проводят стратегические бомбардировки империи. Деревянный район 14-ти летнего Сэйты, маленькой Сэцуко и их матери сгорает в напалме. Мать умирает от ожогов, а дети отправляются жить к тете. Родственница не рада нахлебникам. Она давит на племянников, выживает на улицу. Дети уходят от внешнего мира и поселяются в заброшенном убежище. Сэйта заботится о сестре, ждет победу Японии и возвращение отца с Тихоокеанского флота. С каждым днем еды становится меньше, и жизнь превращается в попытки отсрочить трагедию. «Могила светлячков» неоднозначное произведение. Нет четкого разделения на хороших и плохих. Мир жесток ко всем одинаково. Для Сэйты тетя — злой несправедливый человек, но у нее свои проблемы и обязательства. Она заботится о дочери и муже, как мальчик о сестре. Они для нее превыше всего. Тетина семья живет по принципу «кто не работает, тот не ест». Мальчик не подчиняется этому правилу и пытается доказать независимость от взрослых. Коробка из-под леденцов — символ прошлого, к которому мальчик хочет вернуться. Он носит ее с собой вплоть до смерти. Сэйта не может повзрослеть, несмотря на утрату матери и голод. В бомбардировщиках врага он видит временную трудность, ведь «отец отомстит им» и вернется домой. Жизнь наладится, Япония победит в войне. Сэйта не переступает через гордость и не соглашается с позицией тети. Он не ищет работу, отказывается помогать обществу. Мальчик замыкается в собственных проблемах и абстрагируется от внешнего мира. Уход от тети — начало конца. Япония сдалась, великий флот уничтожен. Все страдания зря. Самолеты не бомбят города, но жизнь детей это не спасет. Протагонисты обретают счастье только после смерти. Коробка снова наполнена сладостями, а не прахом четырехлетнего ребенка. Автор рассказа «Могила светлячков» Акиюки Носаки — прототип Сэйты. Поступками мальчика Носаки компенсировал вину перед сестрой. «Я не был добрым, как главный герой. Я хотел жертвовать, но не мог. Я верил, что буду давать пищу сестре, но съедал ее сам. Еда вкусная, когда ее мало. Потом я чувствовал раскаяние» — рассказывает автор. Носака пришел к выводу: «думаю, нет никого безнадежнее в мире, чем я». Hotaru no haka — путешествие сквозь смерти окружения Сэйты. Еще счастливые и еще живые, протагонисты приближаются к неминуемому концу. Мир мрак, а они в нем светлячки. Два огонька, которые горят ярко и сгорают быстро. Помимо антивоенной составляющей, это личностное кино. Повесть о взросления и борьбе гордости с разумом. Подчинении и отказе от независимости ради важного и дорогого. «Могила светлячков» — искупление автора перед погибшей сестрой и собой. Сэйта — человек, которым он не смог стать. Картина доказывает — аниме — не только развлекательный контент. Это диалог со временем. Возможность прикоснуться к трагедии отдельного человека в театре несчастья целого народа. Реквием по детям, которые никогда не вырастут, не заведут семью, не оставят никакой памяти, кроме ржавой коробки в грязи. Мелодия Michio Mamiya холодная, как мрамор вокзала, на котором происходит преступление против жизни. Это потеря будущего для Сэйты и тысячи других детей Второй мировой войны. «Могила светлячков» — память тем, кто не смог ее оставить сам. Кто юн для взрослых проблем, но зрел для смерти. 8 из 10
Произведение Исао Такахата произвело на меня довольно неожиданный эффект. С одной стороны, оно очень трагично показывает жизнь во время войны. Как вероятно и большинство смотревших этот мультфильм, я не удержался от слез. Очень жалостливую картину рисует перед нами автор. После просмотра у меня осталось свербящее чувство недосказанности. Когда эмоции от просмотра улеглись, а рассудок восстановился, пришло понимание полноты картины. Суть которой для меня в том, что при показанном в фильме отношении к происходящему, результат вполне закономерный и справедливый. Возможно не справедливый в человеческом восприятии, но человеческая справедливость — это лишь иллюзия, придуманная самими людьми, для успокоения. В природе понятия справедливость вовсе не существует. Выживает сильнейший — это главное правило эволюции всех видов, человек не исключение. В этом смысле фильм поучителен. Главный герой в фильме прикладывает слишком мало усилий, поэтому и развязка вполне закономерная. Вместо поиска работы\родственников\людей способных помочь или на худой конец возвращения к тёте, он просто плывет по течению. Вероятно, это достаточно жизненный сценарий развития событий, но для меня он не является по настоящему трагичным. Мультфильм мне показался в значительной степени эксплуатацией темы войны и игрой на чувствах. Режиссеру удалось задеть зрителя за живое, и это немного огорчает.
В войне не бывает выигравших — только проигравшие. Артур Невилл Чемберлен Война — огонь, боль и страдания, война, которая не щадит как бесстрашных, так и малодушных. Она одинаково, без всяких ограничений, забирает души юнцов, стариков, женщин и детей. Колесо судьбы, нашпигованное кольями, невозможно повернуть назад. Земля содрогается от топота солдатских сапог, а вражеские бомбы превращают некогда могучие сооружения в пыль. Чудовище, приносящее в дома людей вести о гибели родных. Ухмыляется лишь Арес, наслаждаясь слезами, которые породила его неутолимая жажда разрушений и вечных страданий. Выжившие после страшной трагедии молчаливы, воспоминания подобно свистящему хлысту режут их сердце. Война — боль физическая, имеющая в запасе неограниченные психологические спазмы. Печально, что цивилизация, прогрессирующая с каждым днем, в любой момент может пострадать по прихоти ненасытного Марса. Лента Исао Такахаты не только наглядно показывает, но и осуждает ужасные события, коснувшиеся Японии во время окончания второй мировой войны. В центре сюжета мальчик по имени Сэйта, по ходу разворачивающихся на экране событий, претерпевший эволюцию — став мужчиной, прекрасно понимая, что у маленькой сестры Сэцуко больше никого нет, как и нет надежды на выживание в отвратительном мире зла. Быть сильным — его удел. Уберечь сестрёнку от слёз, притворяться оптимистичным даже тогда, когда само это слово эфемерно на фоне падающих с высоты птичьего полета испепеляющих поселения боеголовок. Вот что зритель видит на экране, но музыка… Музыка плачет о своём, словно олицетворяет неподдельные переживания слишком рано повзрослевшего юноши. Музыка — плачь Сэйты, те самые слезинки, которые он скрывает от Сэцуко. Где родной очаг? А его нет. Перед просмотром «Могилы светлячков» надо настроить себя на тяжёлый, однако необходимый урок, поскольку как бы много не было показано в этой истории войны, это мощнейшая антивоенная драма. Цвета этого рассказа темно-коричневые или красно коричневые; здесь есть любовь, самопожертвование, призванные хоть немного отвлечь внимание от тлеющих на солнце трупов, однако этой любви недостаточно, чтобы искупить вину мощнейших держав, чьи действия стали виною многотысячных жертв. Многие считают, что жанр аниме это квинтэссенция всего того странного, что только можно увидеть в мире кинематографа, всё же именно «Могила светлячков», являющаяся аниме, довольно ярко демонстрирует, насколько «живыми» могут быть режиссеры этого направления синематографа, то, как они рефлексируют, любят и страдают. Похабно прозвучит, но режиссер «Могилы светлячков» сравним с человеком, пригласившим на сцену голую проститутку во время банкета высокопоставленных господ и заявляющим: «Смотрите, а ведь это девочка по вызову». Джентльмены званного вечера представляют обычные фильмы, в то время как Такахата демонстрирует голую правду, именно эта правда делает его детище ценностью мирового кинематографа, как ни старайся, несравнимую с тысячами проектов, выходящими каждый день, о которых позабудут через час после просмотра, в то время как аниме Такахаты рискует глубоко засесть в памяти миллионов людей. Время подтверждает — так оно и было. Но какова цена за внимание зрителей? Творец жертвует частичкой себя, чтобы люди, имевшие перед собой полуторачасовой сюжет, задумались об адских событиях, творящихся в мире, каждый день мелькавшими перед глазами четырнадцатилетнего Сэйты, который, подобно могучей крепости, защищает свою маленькую сестру.
Я прочитала, что это аниме закупали многие школы для показа в образовательных целях, но не очень поняла — в каких именно? Нет, мне правда интересно, как эту историю трактовали японские учителя. Потому что сначала я действительно настроилась на второе «Токийское восьмибалльное» только о детях войны, вынужденных бороться за выживание. И образовательная цель — что логично — должна была заключаться в примере брата, который самоотверженно пытается спасти свою маленькую сестру. Но по мере просмотра у меня понемногу ползли брови вверх. Знаете, это очень странное чувство: когда, с одной стороны, очень грустно, печально и хочется забрать обоих персонажей из этого жестокого аниме и закутать в пледик, а с другой, взять этого брата за грудки и спросить: «Что ты творишь?». Оно чем-то напоминает «Женщин ночи» Мидзогути, хотя тут никто и не занимается проституцией. Герои творят странные и на первый взгляд нелогичные вещи просто из-за того, что не понимают, как надо вести себя в новых условиях. Потому что в мире героя от него требовалось любить родину, гордиться отцом-командиром корабля, заботиться о сестре, хорошо учиться и с прямой осанкой стоять на фотографиях. Заискивать перед взрослыми и власть имеющими, искать работу, знать тысячу и один способ легально добыть еду летом, грамотно распоряжаться деньгами, ходить по инстанциям, ему, вроде как, было необязательно. И вот если это аниме подавалось, как очередная история про «опоздавшую молодёжь», то ладно, но если как история про самоотверженную братскую любовь — ну извините. А вообще, что-то не складывается у меня с анимацией студии Гибли. 7,5 из 10
Приветствую вас уважаемые слушатели или читатель. Вы слушаете, ну-с а скорее всего читаете, ну или совсем на чистоту: страдает бедный и несчастный модератор сайта «Кинопойск. ру». Можно продолжить рекламу ресурса, где я выкладываю свои рецензии, которые сотворил Иванов Иван Юрьевич, и которые от бессилия и инфантильности носят названия РИИЮ (Да, да, не можешь придумать название, используй аббревиатуру), но зачем. Краткое описание. Данный фильм является не просто военной драмой, а образцово-показательной военной драмой. В чём собственно заключается эта образцово показательность данного жанра. А в том, что данное произведение не пытается возвести в абсолют низость человеческого бытия в военное время, как в современных российских фильмах того же жанра, и не возводит в абсолют очевидные для такого времени вещи. Люди воюют, а соответственно голодают, умирают и следственно пытаются выжить. В этом произведении пытаются выжить дети, осиротевшие в результате бомбёжек, и делаю это всеми возможными способами, что характерно данной ситуации и соответствует законам бытия того времени. Кстати про время, события происходят в конце Второй Мировой. Американская авиация бомбит японские города, в одном и с которых нам предстоит познакомиться с 14-летним Сэйта и его сестрой Сэцуко. Фильм основан на реальных событиях и является экранизацией романа Акиюки Носаки. Настало время погрузиться в детали, так я ни чего не упущу: Плюсы: 1. Сюжет и содержание. Повествование линейно, иногда проскальзывают воспоминание одного из главных героев, но это сложно назвать «флешбэком». Главные герой Сэйта и Сэцуко раскрыты в полной мере. Из второстепенных персонажей запомнилась только Тётка Сэйты, которая видела в сиротах обузу и максимально полит-корректно, патриотично и красноречиво указывала на это детям. Имеются также откровенные сцены погибших: окровавленные, обугленные, изуродованные тела. Порадовала аутентичность быта крестьян в то время. А также особое внимание уделено общению брата с сестрой, их нелёгкой судьбе, которую изящно передали актёры озвучки Цутому Тацуми и Аяно Сирайси. Драма настолько откровенная, что не оставит равнодушным никого, каким бы циником и позёром ты ни был. 2. Постановка. Качество анимации 1988 года крайне порадовало. Не смотря на статичность анимации в одной из масштабных сцен бомбёжки, за анатомически правильную физику человеческого тела, лица, глаз и волос ставлю коэффициент погружения в атмосферу и общей визуальной оценки киноленты (Кпаовок) равный 0,91. 3. Русская версия. Из огромно множества переводов, создателей которых можно и нельзя назвать на данном ресурсе, из-за качества этих переводов никого называть не хочу. Данное произведение достойно дубляжа от «Reanimedia». Эту студию можно и нужно упоминать, даже если она вообще не причастна к произведению. Минусы: Минусы. Минусы. Минусы… Пойми многоуважаемый модератор сайта «кинопойск. ру» я непрофессионал, для меня искать и излагать минусы понравившегося мне произведения грех, такой же как нарушение заповедей истинному католику. Я Антон Логвинов: «10 из 10 и ещё раз 10 из 10». Мои допущения и недостатки. Ну-с если отбросить дилетантский подход к разделам «Русская версия» и «Минусы», остаётся только скомканность раздела «Сюжет и содержание», что подчёркивает моё бессилие и инфантильность. Оценки и подведение итогов. Зрелищность = Кропотливая и качественная постановка в целом ± качество относительно определённого временного отрезка. Звук = Реалистичная и атмосферная озвучка эффектов и соответствующее музыкальное сопровождение ± отношение к музыке в стиле: «не ну чё музон качает» Сюжет = Образцово-показательная военная драма ± образцово-показательная драма Я уже не однократно указывал выше на образцово показательность данного произведения. У него есть все необходимые аспекты так называться: детальный и реалистичный быт персонажей, потрясающая визуальная составляющая, а конкретно — анатомически правильная физика и анимация героев. А также филигранная актёрская игра актёров озвучки передающая все нужные эмоции в истинном соответствии соотношения количества и качества переданных эмоций. Счастливо, народ!
Это один из ярких примеров, когда смотреть аниме нисколько не стыдно. Кстати говоря, тут нет огромных глаз, которые некоторые просто не могут терпеть. Нет клишированных для типичного аниме ситуаций, вообще было бы странно, если бы в данном фильме они присутствовали, подумаете вы, но, посмотрев Первый отряд, я уже во всём стала сомневаться. Так что посмотреть я советую всем. В том числе и взрослым людям. Ещё одна очень примечательная черта данной картины в том, что в ней есть посыл зрителю. И не примитивщина, где говорится что война — это плохо, что мы должны почитать своих защитников как новых святых, а война, которая показана глазами обычных людей, которые не участвуют в кровопролитии, а просто стараются выжить во что бы то ни стало. Сами герои, как главные, так и второстепенные персонажи, поданы очень аутентично. Нет нереальных чудес, счастливых случайностей. Жизнь показана такой, какая она есть. И главный герой не всесильный сверхчеловек, а такой же, как все мы. Но ведёт он совсем не так, как стали бы вести себя многие из нас. Концовка, конечно, не та, которую бы хотелось видеть. Мне гораздо больше понравилась концовка из оригинала, а не из фильма. Там было над чем подумать, подвести, больший итог. Но это уже сугубо моё мнение. 10 из 10
Если подобные персонажи были типичны для японской молодёжи того времени (что вряд ли, вспомнить хотя бы Хирро Оноду или тех же камикадзе), я нисколько не удивляюсь, почему они проиграли войну. Итак. Главный герой — 14 летний оболтус, бегающий со своей капризной маленькой сестрой и всеми силами пытаясь создать для неё иллюзию, что война их не касается. Помочь по дому тёте, приютившей их? Нет, надо поиграть сестрёнке на пианино. Пойти трудиться на завод, дабы помочь своей родине и заработать паёк себе и сестрёнке? Нет, лучше продать мамино кимоно и пойти гулять. Пойти тушить пожары, дабы спасти свой город от последствий бомбёжки? В одной из самых первых сцен был момент, когда Сэйта увидел, что на его дом прилетела зажигательная бомба. Посмотрел на ведро, посмотрел на колодец с водой, принял правильное решение. Сбежал. Хотели показать драму? Мол бедные дети на ужасной войне? Но чтобы сопереживать персонажу, надо хоть немного с ним себя ассоциировать. А как ассоциировать себя с подростком (14 лет всё таки уже какой-то возраст), который при команде воздушная тревога по полчаса собирается, а потом «внезапно» оказывается посреди бомбёжки. Который ворует еду у честных фермеров, вместо того чтобы просто извиниться и вернуться к тёте. Или вместо того, чтобы летом пойти порыбачить (как это делают другие японцы в одной из сцен). Который из-за вполне здравого замечания тёти пойти трудиться на благо родины решил из нормального дома уйти и утащить сестру в какую-то пещеру, где она заболеет. Итог такого ребячества в период страшнейшей войны в истории человечества вполне закономерен. Лично мне испытывать жалость к подобным персонажам крайне сложно. И я всё понимаю. Дети. Да и не все люди герои. Я не понимаю зачем снимать про это фильмы. Мы сами все в какой-то мере трусы. И хочется видеть на экране именно героев, тех на кого бы хотелось ровняться. И ведь можно было бы показать становления Сэйта и его сестренки, как ужасы войны делают их из избалованных детей не по годам взрослыми… Но нет. Лично мне, в стране где РОВЕСНИКИ Сэйта во времена Великой Отечественной бегали по крышам осаждённой Москвы и те же зажигательные бомбы щипцами сбрасывали в ящики с песком, или стояли у станков, давая фронту столь необходимые оружие и боеприпасы, на подобных персонажей смотреть крайне сложно. Бал только за техническую часть мультфильма. Сильно удивлён, что нашёл его в ТОП 250. 2 из 10
- Я ненавижу убежища! - Так ты хочешь, что в тебя попала бомба? Я достаточно давно знаком с этим мультфильмом, да и видел его все несколько раз, так что сейчас открыл для себя его вновь. И остался в полном восторге. Несмотря на то, что не очень люблю азиатскую тематику (и аниме в частности), мультик зашел на меня отлично. Вряд ли найдется любитель аниме, который ни разу не видел этот замечательный мультик. По меркам японской анимации, «Могила светлячков» вышла относительно недавно — всего 29 лет назад. Но для многих это уже любимая классика, наряду с «Мой сосед Тоторо» с которым, к слову, они вышли одновременно. Нестареющая классическая рисовка тоже на уровне. Также меня порадовал тот факт, что мультфильм хоть и простенький по своему содержанию, но несет в себе достаточно глубокий смысл и серьезный подтекст. Да и смотрится он достаточно легко, благо не перегружен лишними микросюжетами и второстепенными линиями. Два человека, которые всего лишь пытаются выжить во время войны, скрываясь от постоянных бомбежек. На мой взгляд этот мультфильм заслуживает место повыше в Топ 250. Конечно до более известных работ японских аниматоров немного не дотягивает, но внимания стоит однозначно. 8 из 10
Действие фильма происходит в очень тяжелое для Японии время: Конец Второй Мировой войны. Японские города регулярно подвергаются бомбёжке американских ВВС. В стране разруха. Главный герой, вместо того чтобы помочь своей стране, понимая всю трагичность ситуации, ни тушит пожаров в своем городе, ни работает. Он даже не пытался этого делать. Где знаменитый японский патриотизм? Где желание хоть как-то улучшить ситуацию? Он предпочитает сначала сидеть на шее у тети, а потом уйти в заброшенное бомбоубежище. В фильме никак не раскрывается, почему оно заброшено. Живя в бомбоубежище, он ворует у честных крестьян (в такое то время!) и продает вещи покойной родной матери, чтобы заработать на хлеб. Обнаружив, что сестра больна, пренебрегает этим и не несет ее к доктору. Придя наконец к доктору, Главгерой начинает кричать на него, хотя только он один виноват в том, что сестра не доедает. Продолжать не буду, ибо тупостью и эгоизмом главного героя пропитана каждая минута этого творения. Концовка, раскрытая в самом начале, добивает всякое желание и интересность просмотра мультфильма. Мультфильм ничему хорошему не учит, не несет никакой положительной идеи. 1 из 10
Сразу оговорюсь, что очень люблю Миядзаки. И поэтому наивно полагала, что любое рейтинговое аниме никак не должно уступать его работам. Как же я ошибалась… Во-первых, при просмотре японских картин возникает вопрос — о какой войне идёт речь? Почему японцы показаны несчастнейшим из народов, вокруг которого постоянно что-то горит и взрывается? Слишком слаба попытка завуалировать своё участие во Второй Мировой. По поводу самого мультфильма… Он обернулся полнейшим разочарованием. К сожалению, сюжет оказался плоским, наигранным и вызывающим злость. Главный герой показан ленивым и ни на что не способным. Возможно, вся задумка и состояла в том, чтобы подсветить обратную сторону войны и неумение (нежелание) людей оставаться людьми, бойцами, а не просто неблагодарными воришками и эгоистами? Ах нет, показалось. Когда говорят «миллионы людей ошибаться не могут», поверьте, ещё как могут. Не рекомендую вестись в этот раз на количество положительных отзывов. Лучше пересмотрите ещё раз «Ходячий замок» или «Унесённых призраками».
Акиюки Носаки написал автобиографический, и, по сути, исповедальный роман, которым он просит прощение у погибшей сестры и высвобождает скопившееся в нем горе. Для автора это произведение имеет неоспоримую личную ценность, связанную с пережитыми трагедиями. А что же в целом? Это анимэ не о войне. Подставьте любую другую социальную трагедию (умерла мать, и дом забрали в качестве оплаты кредита) и ничего не изменится. Нам показывают историю о том, как дети теряют родителей, а потом умирают от голода. Это происходит повсеместно на всем земном шаре, в первую очередь, в странах третьего мира (Индия, черная Африка, Юго-Восточная Азия), и, естественно, в России при всяком отсутствии войны. Война служит лишь одной из причин, почему так может происходить, но не самой главной. Дети оказались отчуждены от общества, во многом из-за решений главного героя, и, как следствие, оказались у черты выживания, которую впоследствии перешли. В тех же обстоятельствах могли оказаться и дети из префектуры Фукусима, не захотевшие остаться у приютивших их родственников после аварии на АЭС. Что характерно, совершенно невозможно обвинить кого-то в показываемой трагедии. Герои живут в мире, настроенном против них. Бомбящие самолеты выглядят как природное явление, настолько они деперсонофицированы. Окружающим взрослым в лучшем случае наплевать на двух голодающих детей. Мать умирает в самом начале, а до других родственников никаким образом не добраться, да и на примере тете мы видим далеко не благоприятное отношение к героям. Такой монолитный сеттинг служит одной цели — сконцентрироваться на извлечении эмоций зрителя. По логике развертывания, фильм похож на порно. Мы с самого начала знаем, что будет происходить, и весь фильм это происходит. Единственная задача фильма, с которой он блестяще справляется — это вызывание удушающей печали. Все другие эмоции нужны исключительно для того, чтобы оттенять и обострять ее. За первые десять минут мы узнаем, что герои в будущем погибнут, а затем и то, что только что погибла мать. В начале основным источником грусти станет сопереживание маленькой героине, осознающей второе — смерть своей мамы, и, шире, утрату прежнего миропорядка, но затем основным выбивающим слезы мотивом станет умирание ребенка от голода. Фактически, весь фильм разворачивается строго по убывающей: со временем становится только хуже. Регулярно фильм находит точки роста (забрала к себе тетя, продажа кимоно за рис, переезд в новый дом), но этот рост всегда строго ограниченный, нужный лишь для нового стремительного падения к неотвратимому финалу. То есть произведение в эмоциональном отношении состоит из одинаковых креплений, которые промышленным способом выбивают из зрителя слезы, «прокручивают его», «разрывают от сочувствия и жалости», «переворачивает душу». В итоге мы получаем трагедию ради трагедии. Несомненно, талантливо сделанную, с прекрасной проработкой героев, которым веришь, анимацией выше всяких похвал. Но при этом не несущую иного посыла, кроме страданий четырехлетнего ребенка. И фильмом можно восхищаться в том аспекте, как старательно он представляет эти страдания, выжимая из зрителя соответствующие эмоции почти полтора часа. Я не стану ни оценивать это полотно, ни пересматривать.
Просмотрев множество военных фильмов про жизнь в тылу в годы Второй Мировой (в основном, конечно, советских), с большим интересом начинал просмотр данного мультфильма — хотелось увидеть как всё это было в Японии. Видя на постере маленького ребёнка, готовился к сильным жалостливым эмоциям. И я их получил. Смерть, голод, потеря крыши над головой, плач маленького ребёнка, грязного, одетого в лохмотья, искренняя любовь брата и сестры — такие вещи не могут пройти мимо сердца. И в итоге наворачиваются слёзы. Но кроме таких эмоций протиснулись удивление и непонимание. Удивление возникло по отношению большинства людей, окружающих главных героев, их поведение, безразличие и даже злоба. Всё таки за окном Война.. Где же сплочение, помощь близким и незнакомцам, бездомным детям наконец? Непонимание связано с мальчиком. Имея некоторые средства, он использует их в последний момент, за помощью обращается также лишь в самом конце. Ему, конечно, в связи с трагедией пришлось рано повзрослеть, но в конечном счёте он оставался ребёнком. Это и послужило, думаю, такой халатности, если можно так выразиться. Если брать в целом, мультфильм заслуживает наивысшей оценки, но закрыть глаза на эти два минуса не могу. 8 из 10
Посмотрел это овеянное славой и высочайшими рейтингами анимэ, считающееся японской классикой и чуть ли не душой воспоминаний Японии о войне… Знаете, война войной, бомбы бомбами, но как-то процентов 95 ужасов в фильме — это не зажигательные бомбы с B-29, а отношение японских взрослых к японским детям. И вообще, японцев друг к другу. В фильме, за исключением эпицентров бомбардировок, вовсе не видно такого уж голодного опустошения. Кругом обычные (насколько вообще можно понять из мультфильма) достаточно упитанные физиономии. Смеющиеся, улыбающиеся и вроде бы радующиеся жизни. И тут же — походя пинают умирающих детей, жалеют горсть риса беспризорникам, сваливают трупы родителей на глазах у их детей как бревна без малейших признаков переживаний, чуть ли не со смехом. С точки зрения русского человека, даже то, что автору вообще могло прийти в голову вот так вот, пускай и искаженно, изобразить своих соотечественников — это уже, знаете ли, определенный диагноз японской культуре и обществу. Была и у нас война, был и у нас голод, да похлеще японского. Но такого поведения… Да люди последнюю краюху отдавали, в блокадном Ленинграде от себя отрывали, и несмотря ни на какие лишения оставались людьми! Где-то встречалось мнение одного япониста, что азиатским культурам вообще и японской в особенности чуждо чувство сострадания. Посмотрев вот это вот произведение, невольно укрепляешься в нем на 110%. Дикое, абсурдное, абсолютно немыслимое с точки зрения нормального человека поведение. Поведение не пилотов бомбардировщиков, а вполне себе обычных японских граждан. Всех, показанных в фильме. Знаете, если оно хотя бы отчасти вот там вот так — то такие трагедии можно снимать и без войны. Детям, оставшимся без родителей, и без бомб кранты.