Просмотрев 23 серии на одном дыхании, обратил внимание на фамилию режиссера. Фамилия -Теймураз Эсадзе. Был удивлён мастерству проникновения этнического грузина в русскую душу. В сериале нет обличительного пафоса всего того 'ужаса' советского строя сталинских времен, чем сейчас увлекаются многие режиссеры. Показана простая и голодная жизнь северной деревни в военные и послевоенные годы. Нам не навязывают мысль о том, что всё было плохо. Нам дают вместе с председателем колхоза Лукашиным и председателем райкома Подрезовым, сделать выбор: или незаконно дать людям жита для прокорма и сесть в тюрьму в ожидании расстрела за расхищение гос. собственности или закрутить гайки и ничего людям не давать, а потом переносить жуткие муки Подрезова, который любит и жалеет людей, но над ним есть партийный закон, который выше его человечной, доброй натуры. Песня, которая открывает каждую серию, разрывает душу своей красотой, мелодичностью. Это сама Русь поёт, красивым голосом певицы. Планы природы до того красивы, что иногда хочется всё бросить и уехать в эту деревню. Артистам-отдельный поклон. Ни одной слабой роли. Прекрасный северный диалект, красивое оканье и проглатывание гласных в окончании слов - очаровательны. В сериале много 'пьют' горькой...Иногда, как мне кажется, с перебором. Это то, что не понравилось. Прекрасный русский сериал, еще раз показывающий нам всем, что русский человек живет в перманентном подвиге, за что заслуживает более достойной доли.
Основное впечатление от просмотра - разочарование. Разочарование, потому что многосерийный фильм с неплохими, в общем-то, актерами, хорошей, приятной визуальной картинкой, обернулся пшиком. И вряд ли кто еще раз возьмется экранизировать эту трилогию... Актеры говорят с ужасающим говором. Не знаю, насколько он похож на северный, но только уши режет, а вовсе не создает атмосферу. Тэмо Эсадзе также является автором сценария фильма. С какой целью уважаемый Тэмо правил диалоги Федора Абрамова там, где это было совершенно не нужно? Это не сокращения, не изменения акцентов даже. Просто диалоги переписаны с заменой слов, выстроены заново и примитивно. Местами из диалогов убраны реалии Советского союза. Зачем было обеднять фильм, лишать атмосферности, считать зрителя идиотом, который не в состоянии найти непонятное слово в Википедии? Исторические фильмы, в частности, этим и ценны, и нужны, что несут новое знание, побуждают узнать больше о другой эпохе. Я уж не говорю о таких ляпах, как деревянный подойник, но эмалированный таз для мытья крыльца. Вы или крестик снимите, или оденьтесь. Либо у нас уровень развития деревни таков, что ведра имеются только на манер щучьего веления, деревянные с обручами, либо мы настолько богаты, что эмалированный таз только для мытья крыльца и годится. Кастинг вызывает массу вопросов. Особенно, подбор актеров на роль Егорши. Которого в фильме играют два актера, и, когда проходит пара лет, бедняга Егорша мало того, что не похож на себя прежнего совершенно, так еще и постарел на 20 лет. С Михаилом Пряслиным такая же история. Как и с Егоршей, даже не удосужились подобрать один типаж внешности, какая там похожесть. Но Михаил хотя бы постарел всего на 10 годков. Тут ему, конечно, свезло. Хорошее в фильме то, что, наверное, мало зависело от режиссера. Виды природы, визуальная составляющая. От костюмов до интерьеров. Не знаю, насколько это все исторически верно, но смотреть было приятно. Вылизанная, гладкая картинка HD качества. Песни. Кутепова. А остальное не удалось. Но скорее, 'остальное' не очень-то и старались делать.
Фильм по роману 'Пряслины' Федора Абрамова снят уверенной рукой умелого режиссера. Ему веришь. Этот фильм - о тяжелейшей жизни в тылу, в деревне, во время Великой отечественной войны. Невозможно равнодушно смотреть на то, как выживали, как боролись, как работали люди. На какие ухищрения приходилось идти руководителям (в колхозе, в районе), чтобы выполнить план (и по зерну, и по лесу) и накормить людей. Я читала этот роман очень давно, в юности. Он произвел на меня тогда большое впечатление. Все эти годы я помнила имя Мишки Пряслина, Егорши, Дунярки, а Архангельск стал для меня городом, неразрывно связанным с этими героями. Когда главного героя стал играть Антон Хабаров, поразилась тому, как соответствует Михаил Пряслин в его исполнении образу, который возник в моем воображении при чтении книги. Потрясающая песня в начале каждой серии вместе с удивительными русскими пейзажами погружает в атмосферу фильма. Из четырех романов вышла настоящая эпопея. И я считаю этот фильм очень достойной работой.