Если честно, картина не очень похожа на художественную, скорее это панорама жителей Тимбукту, где к власти пришли религиозные фундаменталисты, которые запретили любое инакомыслие. Страшно смотреть, как людям запрещают петь, играть в футбол, читать рэп, женщин заставляют носить кожаные носки и перчатки в 40-градусную жару. Как будто крылья отрезают простому народу. Сами же власть имущие при этом ведут себя не лучшим образом, прикрывая свои преступления тем, что подгоняют их под религию, то есть интерпретируют её так, как удобно им. В этом фильме скорее важна не художественная и эстетическая составляющая, а возможность донести до всего мира, какой беспредел творится у них. Не знаю, правильно ли жаловаться таким образом, тем более жаловаться США, которые помочь помогут в кавычках, но и сами в накладе не останутся, но фильм звучит как крик о помощи. Понятное дело, что если рассматривать его просто как художественный фильм, он очень нединамичен, скучен и неприятен глазу. Как-то так.
«Тимбукту» - фильм-номинант на премию «Оскар» в категории лучшего иностранного фильма, многие скажут мол снова Запад старается угодить своей политкорректностью и навязать своё видение, каким образом должен развиваться ислам. Или же просто развести по две стороны два различных течения, казалось бы одной и той же религии. Вот только на этот раз нравоучений нет, и фразы «ты прав, а ты – нет» не прозвучит, так что яростным противникам интервенции цивилизационного мира в традиционный ислам сказать будет нечего. Фильм будет больше понятен для тех кто в теме, или исповедует ислам как религию, пожалуй для мусульманина в любой стране, необязательно перемещаться в Африку, или в конфликтные регионы других стран, идейное противостояние истории «Тимбукту» будет очень знакомым. Одни идут в ополченцы ИГИЛа, другие готовы встретить смерть ради элементарной человеческой справедливости, и образованный западный зритель задаст себе вопрос – так кто же из них все-таки прав и следует учениям Аллаха? Но фундаментальные постулаты философии говорят о том, что мы ничего не знаем и настоящая религия это поиск истины и ответов на вопросы, но никак не чёткое очертания каких-то знаний, и к моему глубокому убеждению, человек, выступающий от имени религии или высшей силы, и говорит, что он знает что-то больше – ничем не лучше ассасинов во время крестовых походов. История «Тимбукту» о том, как радикалы постепенно замещают традиции и богобоязненность людям на примитивное рабство. Фильм ставит троеточие в своём финале, история данной картины формального конца не имеет, ровно как и то, что происходит в последние декады мировой истории. 7 из 10
«Если бы я не придерживался своих моральных ценностей, я был бы первым среди вас» Тимбукту это название города, в котором и разыгрываются события одноименного фильма. В Тимбукту государственная, если ее можно так назвать, власть строится на основе строгих религиозных догматов. И данная форма власти категорично запрещает такие привычные вещи как музыка, спорт, танцы и другие праздные увлечения. В таких крайне не естественных условиях приходится жить главному герою со своей семьей, простому фермеру Кидану… Вы могли подумать, что место действие какая–нибудь отдаленная историческая эпоха или это вовсе утопическая экранизация мотивов Оруэлла, но нет, место действие — наше время и экранизация — якобы настоящего. «Тимбукту» это прямая аллюзия на образ жизни, если его можно так назвать, современных радикальных исламистов. Но данное предложение будет не совсем верным потому как фильм в наибольшей степени посвящен тому, каково приходится жить обыкновенным «верным» их согражданам под их властью. Таким образом, ввиду общей проблематики картина неизбежно затрагивает такие острые темы как радикальный исламизм, его противопоставление другим течениям ислама, экстремизм, религиозный фанатизм, права и свободы человека. Тем много, но вот качество их раскрытия изрядно хромает. Все как–то слишком уж скупо, безэмоционально, с практически полным отсутствием сцен, производящих сильное впечатление. Допускаю, что может быть выглядит жизненно, но опять же, сильного эмоционального потрясения фильм не вызывает, хотя потенциально должен был, вследствие глубокой драматичности происходящих событий. Неудавшаяся попытка раскрыть упомянутые крайне сложные, злободневные темы, вероятно, является единственным плюсом картины. В остальных киноаспектах «Тимбукту», на мой взгляд, ничем невыдающийся проект. И считаю, чтобы смотреть данное кино необходимо наличие знаний о всех тонкостях исламской религии или хотя бы наличие знаний ее основных мотивов. В противном случае смотреть фильм — либо ничего не понимая, либо формировать неправильное мнение об исламе. Мне тяжело ответить ввиду недостаточной осведомленности, что собой представлять картина — объективную оценку настоящего и протест или сугубо субъективную пропаганду и преувеличение? «Извини же их и проси у них прощения, советуйся с ними о делах, когда же примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих»
'Тимбукту' - это картина, которую каждый зритель должен похвалить, ну или мало-мальски проявить к ней всяческую благосклонность. Это номинант на премию оскар в номинации лучший иностранный фильм. Кому этого мало, тот должен проникнуться актуальностью, даже злободневностью картины. Не забудем и про колоритность - обычаи, устои жизни, всё другое и такое непонятное. Раз критики и эстеты довольны, что остаётся простому рядовому зрителю, кроме как засыпая под просмотр, после окончания, поаплодировать стоя, ведь зритель не хочет прослыть глупцом. Надоело. Несомненные плюсы есть, но это такая несусветная нудятина, что только перемотка данного эпоса скрашивает посиделки у голубого экрана. Восточная жизнь, как и философия медлительна и созерцательна, но нельзя подобное выдавать за кинематографический продукт. Тимбукту - не просто весёлое словцо, но и столица самопровозглашенного государства Азавад (википедия мне в помощь). Фильм показывает рутину выживающих там людей, которые находятся под гнётом религиозных фундаменталистов. Под запретом всё, кроме работы и молений. Главная ценность этой картины, что здесь воочию видишь разницу между этими дегенератоми с автоматами от верующих мусульман. Эти воители кричат о своём джихаде, переиначивая собственную веру, превращая ту в кровожадного монстра, когда как этот самый джихад, должен проявляться во всём, а не узком смысле слова - месть или война. Этот фильм я буду рекомендовать к просмотру, но учтите, удовольствия не получите ни грамма, но его нужно увидеть, чтобы понять, что не все мусульмане или просто бородатые мужики являются террористами. Понимаю, что глупо, но масс-медия нас и держит за дураков натравливая весь мир на мусульманство и весьма успешно. Я ярый атеист, но поймал себя на том, что осуждаю мусульман и мне стало очень не по себе. 5 из 10 Желаю лишь продуктивного просмотра!!!
А вы знали, что Туарег это не только название машины? Так вот фильм о туарегах, загадочных людях в одежде цвета индиго, которые живут обособленными группами во многих африканских странах. Туареги это не просто народность, это отдельная культура. Некоторые увлеченные исследователи говорят, что эти люди пришли из Космоса, что доказывается геометрическими рисунками их знаменитых серебряных украшений. Эти люди очень самобытны в вопросе мужских и женских ролей. В отличие от других традиционных африканских культур, женщина свободна в мире туарегов. И в чем-то даже выше мужчины, женщины веками были более образованы и имели право голоса в племени. И мы в фильме видим семью туарегов (муж, жена и дочь), которые остались в пустынной деревне в Тимбукту. Все соседи уехали, к власти пришли исламисты, которые решили, что знают лучше как правильно жить. А свободная женщина туарегов не умеет подчиняться, и преданный мужчина туарегов будет до конца рядом с ней... Неспешный и отстраненный фильм о необратимых изменениях, которые происходят в нашем мире. О фатальной обреченности жителей пустыни.
До вчерашнего дня я об этом фильме не слышала ни разу, сегодня посмотрела его впервые. Впечатлило. Фильм, настоящая сложная психологическая драма. Думаю понравится не всем, но зрителю думающему, интересующемуся чем-то помимо Голливуда и сериалов, переживающему за всё происходящее в мире, понравится обязательно. Вообще впервые посмотрела фильм созданный в такой сложной стране как Африка, с её племенными рапрями и бесконечными войнами. От того, наверное и фильм этот получился таким настоящим и жизненным. Страны Африки издревле славились неразберихой в государственном строе. Они часто попадали под влияние диктаторов, разных религиозных и радикальных организаций, которые вводили на территории страны свои порядки и устанавливали режим террора. Уровень жизни жителей Африки и без того самый низкий на планете, так ещё и страна погрязла в религиозных и экономических войнах. В этом фильме как раз и рассказывается об одной из таких войн. Страна Мали находится на северо-западе африканского континента, и её столица Тимбукту захвачена радикальными исламистами, которые устанавливают там свои жестокие правила жизни для местных жителей. Под запрет попадают все радости человеческие, жестоко наказывается любое инакомыслие. Особенно такая жестокость распространяется на женщин, которым показываться на улице без паранджи строжайше запрещено. Фильм основан на реальных событиях и награждён различными наградами, в том числе и семью премиями Сезар, в семи различных номинациях, и номинирован на Оскар. И все награды заслужены этим великолепным фильмом по праву. Этот фильм вызовет эмоции у любого человека, кто решиться его посмотреть. Фильм надолго остаётся в памяти и эмоции бушуют в душе долго. Теперь долго буду переваривать его. Очень тяжело осознавать, что где-то на земле люди живут так, в настолько серьёзных рамках и ограничениях. Всё же мы, живущие в цивилизации, комфорте и благополучии, очень далеки от такого восприятия окружающего мира. И поэтому фильм сложен для восприятия, вызывающий эмоции и слёзы. Этот фильм показывает в какие ужасные рамки ставит жестокость людей, которые считают себя верующими, ведь они проповедуют ислам. Смотреть тяжело, но в этом кино много правды, о которой, я думаю люди должны знать, чтобы правильно оценивать свои поступки и отношение к окружающему миру. Необычайно проникновенный фильм. Когда запела та чернокожая женщина под ударами палкой, я заплакала. Это что-то потрясающее. Фильм тяжёлый, но интересный тем, что переносит нас, в мир ислама! В мир, просто не человеческих законов! Самый страшный закон, который втемяшился кому-то в его тупую голову и все должны его исполнять! Законы всегда писались людьми! Людьми, которые прикрывались исламом, христианством, мусульманством! Да без разницы какая у кого религия! Не Боги ведь законы пишут, а ЛЮДИ! Точно создана атмосфера жизни в пустыне и насилие исламских фундаменталистов. И вот что показательно - и джихадисты, и нацисты, и сталинисты, и 'красные кхмеры' - в равной степени ненавидят инакомыслящих (свободных) людей. Методы воздействия немного разнятся: одни любят немножко стрелять, другие - немножко вешать, у третьих 'национальная традиция' - камнями забрасывать, четвёртые «из экономии» палками забивали. Одним словом — БЕСЫ (как по Достоевскому.). К исламу претензий нет. Читала Коран (правда краткую его версию, но всё-же. Теперь имею представление об этой религии). И вообще эта религия миролюбивая, как и христианство. Это ЛЮДИ ответственны за то, как коверкают данные Учения, в угоду своим амбициям. В фильме речь идёт о том, как из религии фундаметалисты сделали кнут для простых людей. Актёров не знаю ни одного, т. к. прежде не интересовалась кинематографом Африки, но все понравились. Настолько реально и достоверно показаны все чувства и эмоциональное состояние людей, находящихся в тяжелых условиях, что возникает ощущение, что это документальные кадры, снятые в реальных условиях. Просто невероятно. Очень проникновенная и красивая музыка, песни душевные. Очень сильный фильм. Смотрите обязательно. И после просмотра фильма собственные жизненные затруднения, которые порой происходят с каждым человеком, кажутся мелочами жизни. Всё познаётся в сравнении... 10 из 10
Интересно посмотреть, как живут в Африке. Тимбукту- город, но выглядит, как деревня. Глиняные холмики домов, а вокруг пески, пески.. Люди ловят рыбу в озере, в котором глубина по колено, и пасут тощих коров. Мирную кочевую жизнь ведет семья скотовода, они счастливы. Каждый день они ждут возвращения отца в своих шатрах из шкур. Мне нравится обилие деталей, как мытье головы в пустыне! Где еще такое увидишь? Жена и особенно дочка скотовода - прекрасны. Но в этот уютный мирок без особых признаков цивилизации, врывается новая культура - радикальный ислам. Режиссер постарался, после просмотра захлестывает ненависть. Как прекрасна была негритянка, поющая национальную песню о Тимбукту, который плачет от несправедливости, хотя это страна радости и любви. Даже визуально существует 2 мира - яркие национальные одежды женщин и черные траурные простыни, которые навязываются радикалами. И этот фильм о свободе, о национальных корнях. Преследуемая бегущая антилопа, в которую стреляют боевики, это символ всего прекрасного, что было в Тимбукту. Как можно убивать прекрасное животное ради забавы? Бегущая антилопа - это образ прекрасной дочки скотовода Тоей, которая обречена в этом мире радикальных мусульман.
'Тимбукту' - есть что-то забавное для русского уха в этом слове. То ли игривое сочетание букв, то ли весёлая песенка Максима Леонидова тому виной. Но, наверное, немногие представляют что это за место и где оно находится. Тимбукту - это город на севере центральной части Мали, столица самопровозглашённого государства Азавад. И правят там не сказочные принцы, а исламисты и законы шариата. Веселья и радости там нет и в помине. Более того, это в Тимбукту запрещено: нельзя петь песни, нельзя говорить с любимым по телефону до свадьбы, нельзя играть в футбол. Что можно? Ну разве что молиться, пасти коров и ловить рыбу, устраивать казни, порки и стрелять в людей. Для меня всегда исламисты, религиозные фундаменталисты и фанатики ассоциировались с терактами, убийствами, войнами и людьми с бородой и автоматами. Но я никогда особенно не задумывался, как проходит их мирная жизнь. Шанс взглянуть на порядки в исламистском государстве и предоставляет мавританский режиссёр Абдеррахман Сисако своим фильмом. Наверное, многие назовут увиденное дикостью, но первое что приходит на ум мне - это слова 'другой мир'. Люди, воспитанные в совершенно других традициях и на отличных от наших ценностях живут совершенно по-другому. И чтобы полностью понять или кого-то судить - надо самому быть из Тимбукту. Ведь как бы не строги были законы шариата, большинство людей не противятся их строгости, сами покорно идут на смерть. Даже главный герой, сам во многом виноват в своём трагическом конце, идя мстить рыбаку за убийство коровы с пистолетом. Фильм 'Тимбукту' просто показывает несколько дней из жизни города, здесь нет ответов на вопросы, нет решений затрагиваемых проблем. Камера держит нас на расстоянии и предлагает, если угодно, самому задавать вопросы и искать на них ответы. И если с вопросами всё понятно, то вот с ответами... Ислам - это совершенно другой мир, который западному человеку очень трудно понять. И надо помнить об этом, прежде чем кого-то судить или вешать ярлыки. В современном мире стали популярны антимусульманские лозунги и идеи, и слепо веря в эти идеи не превращаемся ли и мы в определённом смысле в фанатиков? А ещё этот фильм невероятно снят! Многие кадры просто завораживают своей необычностью и специфичностью. И в этом явно просматриваются годы обучения режиссёра во ВГИКе и его знакомство с европейским неореализмом. 10 из 10
Название фильма «Тимбукту» звучало последний год настолько часто, что не заметить его было сложно: в одном фестивале участвовал, в другой премии номинировался, в третьем месте что-то выиграл. Шумиха по моему опыту может обернуться чем угодно, как положительным во многих смыслах фильмом, так и переоцененной пустышкой, но наверняка узнать это можно лишь посмотрев лично. Действие «Тимбукту» развивается в одноименном городе, где к власти приходят исламисты активно навязывающие свои законы и обычаи, что отрицательно воспринимается местным населением. Собственно, из сцен взаимодействия исламистов и обычных людей и складывается фильм. Условно, конечно, есть основная сюжетная линия, про Кидана, убившего рыбака, его жену и дочь, но она перемешана со множеством слабо связанных параллельных мелких историй, раскрывающих одну и ту же тему: несправедливость законов шариата и жестокость приводящих их в исполнение людей. Запрет обнаженных рук торговки рыбой, несмотря на очевидные неудобства, похищение и выдача замуж против воли и девушки и ее родителей, такие средневековые методы наказания как забивание камнями или плети за то, что язык не поворачивается даже нарушением общественного порядка назвать – весь этот калейдоскоп мелких историй бьет в одну цель: обличение радикального ислама. С позиций западной морали, конечно. Так уж совпало, что исламизация в последнее время актуальная тема для многих стран, отсюда, наверное, и такой медиашум вокруг этого фильма. Он актуален. К сожалению, это самое большое его достоинство. Этого достоинства вполне хватит для пятиминутного новостного репортажа, но для фильма длиной более полутора часов нужно что-то еще. Например, сюжет. Но, как я писал выше, основной сюжетной линии в «Тимбукту» по сути нет, это просто набор разных, практически не пересекающихся сцен, которые объединены в одно лишь общей идеей. Большая часть актеров играет так, будто впервые перед камерой, текст проговаривают ужасно – для документального фильма сошло бы, но фильм-то художественный! Подытоживая могу сказать, что как по мне картина переоценена, да – актуальна, но просмотр этого посредственного художественного фильма вполне можно заменить просмотром новостного репортажа, ну или нескольких, о жизни мирных граждан на завоеванных исламистами территориях. То, что журналисты вкладывают в пятиминутные ролики, в «Тимбукту» размазано на полтора часа, и, конечно, на пользу фильму это не пошло.
«Тимбукту» – фильма мавританского режиссера Абдеррахмана Сисако, снятый при участии французских продюсеров о политической ситуации на севере Мали, сложившейся в начале 2010-х годов (приход исламистов к власти и его последствия). На протяжении многих лет работая во Франции, Сисако создает вполне трендовое кино, востребованное современными европейскими фестивалями. Премия «Сезар» и номинация на «Оскар», которыми была отмечена лента «Тимбукту», свидетельствуют о востребованности киномиром не только ее содержания, но и формы. Тем не менее, говоря объективно, художественные достижения данной картины весьма скромны: теряясь в многообразии колоритных, этнографически любопытных, но необязательных эпизодов, она утрачивает главное – драматургическое единство. Обилие второстепенных деталей и эпизодических персонажей значительно утяжеляет интригу, ослабляя сюжетное напряжение и притупляя остроту главной коллизии (столкновение традиционного жизненного уклада и исламского фундаментализма). Суггестивное воздействие многих сцен равно нулю именно по причине их перегруженности ненужными элементами, что свидетельствует о недостаточной профессиональности постановщика, ведь режиссерское мастерство – это стремление к лаконичности. Однако, нельзя не отметить выразительность хорошо ритмически выстроенного эпизода допроса: противопоставление крупных планов, скупая пластика актеров, сложный интонационный билингвический рисунок – все это резко контрастирует с фильмом в целом, говоря о том, что режиссер может удерживать внимание зрителя в течение десяти-пятнадцати минут, но никак не полутора часов. Несколько дискуссионным выглядит противопоставление традиционного и радикального ислама – фигура муллы демонстративно обозначает авторскую позицию и ислама в целом, не приемлющего кровопролития. Уравновешенность и разумность муллы эффектно диссонируют с упрямым, узколобым фанатизмом радикалов. Насколько это соответствует истинному положению дел – вопрос открытый (некоторые православные миссионеры, изучавшие Коран, утверждают, что представление о миролюбии ислама очень спорно), важна мысль режиссера о том, что агрессии зла нельзя отвечать тем же, включаясь в порочный круг мщения и ненависти. Надо пытаться взывать к разуму заблуждающихся в той степени, в какой это возможно, поскольку фанатизм становится деятельным не сразу, он всегда сначала проходит этап интеллектуальных споров, и здесь его еще можно обезоружить взвешенными аргументами. Мулла говорит важную вещь, которую хорошо бы услышать современным террористам – что джихад у истинного верующего проходит в голове и сердце, потому на борьбу с миром у него не должно оставаться времени (что чрезвычайно близко православному понятию «невидимой брани»). «Тимбукту» хорошо демонстрирует, что бедность и даже нищета не мешает людям сохранять свое достоинство: быт и нравы туарегов величественны и в то же время просты, фанатизм инороден им в принципе. Абдеррахман Сисако – хороший этнограф, который может бережно запечатлеть на экране национальную и культурную специфику малых народов, но создать полноценное социально-политическое обличение, структурированное как единое эстетическое целое, у него, к сожалению, не получается. Лента «Тимбукту» неплоха, но не вполне соответствует тому теплому приему, который ей устроила критика, для этого она слишком бедна в художественном плане.
Человек и окружающая среда едины, различия же между ними формальны и несущественны. Повествование в данном фильме состоит из двух смысловых треков – хроника невзгод в одном малийском городе – Тимбукту, захваченном исламскими фундаменталистами, и личная трагедия местного пастуха, склонного к фатализму. Живёт этот пастух с женой и маленькой дочерью в районе, который из предосторожности покинули все их соседи и друзья. Но и поныне к ним наведываются вооружённые автоматами новые хозяева жизни в Тимбукту, которых привлекает остающаяся днём одна в доме жена героя, твёрдо хранящая верность мужу. Столь твёрдо, что перед ней пасует даже главарь этих оккупантов, посчитавший невозможным пренебрегать её отказом. Несмотря на немногословность речи, отношения в семье выглядят очень естественно, очень живые персонажи. Девочке снятся сны про коров и скорое прибавления в стаде, её отец, видимо, переживает что-то вроде кризиса конца первой половины жизни, премудрости сродни той, что у старца в мечети, пока не достигший, но весьма уже от всего уставший, флегматичный и, по сути, брошенный в одиночестве… И жена его – спокойная женщина, счастливая уже оттого, что дочь и муж её рядом, и все они вместе. Часто всё происходит наоборот. Предположение оказывается ложным, и действительность предстаёт по-настоящему угнетающей. Сон остаётся сном, а жизнь становится кошмаром и быстро заканчивается. Конфликт между пастухом и рыбаком своей идеальной абсурдностью напоминает случай среди скал в известном произведении А. Камю. Фильм в этот момент особенно красив. Взявший на себя грех человек возвращается домой, только дом этот уже не будет прежним, не укрыться в нём от расплаты тем, кто теперь превратился в изгнанников. Но так же – изгнанниками – чувствуют себя и остальные коренные жители Тимбукту. Потому что с недавних пор этот город принадлежит другим. И правила жизни устанавливаются другими. Эти правила сводятся в основном к разного рода запретам, которые создают видимость чего-то серьёзного – отношения к жизни, отношения к вере, – поддерживая иллюзию порядка. Однако главное в новых условиях вовсе не забота о представителях малийского рода; весь этот официоз служит ширмой для удовлетворения низменных, порочных, свойственных зачаточной стадии человеческого развития наклонностей – к насилию, к унижению, к издевательству над своим ближним… Очень жаль, но этот первобытно-плебейский процесс совершается тем успешнее, чем более возвышенна и чиста его жертва, в данном случае – коренное население. Конечно, можно говорить об утрированном, забавно-покорном следовании религиозным догмам в подобных странах. Но в контексте постулируемых в фильме безысходности и порабощения вооружёнными людьми мирных граждан уместнее сделать акцент на том противоречии, с которым сталкиваются обладающие незыблемой верой в провидение, в судьбу, в Аллаха здесь, на грешной земле, находящейся под диктатурой самозванцев. Всё довольно просто – неизвестная жертва верит, что происходящее с ней обусловлено волей Всевышнего, и стоит ей об этом только напомнить, как станет возможно распоряжаться её собственной волей, ради выгоды сильных мира сего. Проблема в том, что зашкаливающая религиозность зиждется на остром чувстве справедливости, на повседневной потребности в ней. А этого оружие дать само по себе не в силах. Оно может служить лишь симметричным ответом, но никак не первоначальной истиной. Поэтому логика фильма чрезвычайно трагична. В условиях, когда справедливость напрочь отсутствует, жители города, как и пастух, главный герой, ищут её у Всевышнего. При этом новое, враждебное им правительство диктует своим подданным основные духовные положения. И вот этот произвол малийских властей, внедряющих в коллективное сознание то понимание, которого люди искали на небесах, призван сбить с праведного пути истинно верующих, так как ответы, откровения, если таковые и случатся, благодаря небесам, будут бесполезны в земной жизни, бесконечно извращённой захватчиками. Двадцать, тридцать или, может, все сорок ударов плетью призваны для устрашения беззащитных граждан, свидетелей рядового для этого города наказания. А также для успокоения совести его осуществляющих, иначе слишком праздным покажется их псевдовоинственное поведение. Только вряд ли телесные раны послужат просветлению порабощённой души, а значит право посторонних ею распоряжаться останется неподтверждённым. Враг, проникший внутрь Тимбукту, ещё более обнажил потребность в справедливости – как для одного, так и для всех; его вырожденная нравственность и основывающееся на ней дикое законничество влекут за собой моральную катастрофу среди мирных граждан. Ужаснее всего для них будет утрата столь им необходимого артефакта, источника счастья, рассуждениями о котором пронизана вся картина. И воцарившийся хаос поглотит институты разума и добра, красота индивидуального погибнет, и сбудутся безжалостные слова пророка об отсутствии правды на земле.