«Гнездо землеройки» — испанская версия совмещённых «Мизери» и «Что случилось с Бэби Джейн?», сдобренная эскапизмом, аутистическим фантазированием и психологической ступенчатой драмой. Хуан Фернандо Андрес и Эстебан Роэль решили предать огласке камерное сказание, в котором главный супостат героя — его собственный разум, как в великом триллере «Отвращение». Монсе [Макарена Гомес] и младшая дочь, безымянная до определённого момента, в исполнении Нади де Сантьяго проживают в ветхой и прогнивающей каморке, отдающей католичеством прошедшего века, религиозным искусством и порабощающей сыростью на цветущих обоях. Старшая страдает агорафобий, из-за чего бесперебойно тусуется в четырёх стенах, знатно накачивается морфием и кормится галлюцинациями в лице усопшего отца. Временами подрабатывает швеёй и обслуживает дамочку, через которую добывает опиум. Погожим деньком перед жилищем героинь распластывается Карлос [Уго Сильва], сосед сверху, которого подвели его нижние конечности и пронесли носом к полу по лестнице. Портниха, будучи донельзя набожной, осмеливается впустить незнакомца в квартиру и оказать помощь. Под «помощью» подразумевается пренебрежение профессиональным медицинским участием в выздоровлении и бездумное скармливание наркотическим препаратом. В конечном итоге барышня втюхивается на основании мнимо благосклонного отношения мужчины, которого по ночам навещает другая обитательница квартиры и стремится сперва предостеречь, а после и вырвать из заключения. Катавасия, в которой мало из того, чем раньше не подпитывали кинематограф, продумана до эндшпиля. Окончательные откровения, как бы ни были шокирующе поставлены и разыграны, воспринимаются не столько неожиданностью, сколько подтверждением догадок. Сюжет линеен, подключает к рассказу несколько повествовательных «отростков» и продвигается в темпе «аллюр один крест». Эстетика фильма сводится к исконному джалло алл’итальяна и Дарио Ардженто, королю этого поджанра. Кинолента далека от безвкусных слэшеров о психопатах и при участии расфуфыренных девиц, поэтому служит эдакой струёй свежей воды из старого водопровода. Подойдёт тем, кто утомлён мистицизмом, бабайками и жаждет окунуться в неплохой эксперимент о реально существующих ужасах.
Перед нами героиня страдающая агорафобией, да и не только... она настолько сумасшедшая, просто монстр, как мы можем сказать впоследствии. Можем, но наверное кому-то станет её жалко. Мне хочется ей посочувствовать. На самом деле, до такой жизни её довел отец, это он здесь монстр. Детство Монтсе, мягко говоря, 'не очень'. Итог фильма для главной героини довольно печальный, а хотя нет; разве может быть хуже... к чему страдать самой и другим жизнь портить. Но есть здесь и хорошее, наверное то, что Монтсе сняла с себя огромный груз. История довольно драматичная и важная. Интересно, с чего вдруг у людей ментальные расстройства - в некоторых случаях есть причина. Однако, 'Гнездо землеройки' до чего-то не дотягивает. Может перебор с ужасами или недостаточно других героев, а может некоторые и вовсе лишние. Макарена Гомес, как всегда крута, а вот Уго Сильва совсем не внушил доверия. Неплохо, но и не хорошо. Но посмотреть всё-таки стоит.
Я люблю испанское кино. Особенно люблю их жанровые интерпретации на тему ужасов, триллеров и всего-всего-всего. Непередаваемый национальный колорит сопоставим разве что с французскими карт, где, если льется кровь, то льется много, выразительно и эффектно. В фильме 'Гнездо землеройки' режиссеров Хуана Фернандо Андреса и Эстебана Роэля поразительным образом объединилась почти, что культовая тематика с необъяснимо контрастным воплощением жанровой периферии. С одной стороны перед зрителями разворачивается не самая новая история психологически не стабильной героини, жизнь которой соткана из волокон тайн и боли, которая способна превратить мир окружающих в сущий ад. Монтсе, в исполнении несравненной Макарены Гомес, молодая женщина, страдающая агорафобией и рядом других расстройств, живет в Мадриде вместе со своей младшей сестрой, ведя затворнический образ жизни... И причин тому, более чем предостаточно. Вот казалось бы и основная сюжетная прямая, которая призвана будет нагнать не шуточного психологического напряжения, попутно примешивая в получившийся микс из драмы и саспенса, львиную долю жути и... Откровенного хоррорного перегиба. Где-то до середины фильма все идет весьма и весьма здорово. Есть сюжетная интрига, которая вихляет из одного темного угла в другой, приоткрывает чьи-то новые темные тайны, отбрасывая тень на финальную развязку все значительнее и значительнее. А затем на экране начинает творится просто форменный хоррорный барак из крови, отрезанных конечностей и крайне нелогичных поступков действующих лиц. И вот здесь возникает лично у меня ощущение крупного облома, при всей моей любви к жанру ужасов, здесь он скорее не оправдан: существенно упрощает и удешевляет всю идею, доводя ее до некого эксплуатационного абсурда, размашисто смазывая кульминацию. В кульминации вообще начинает творится нечто невообразимое для ума - безобразие отрубленных конечностей, море и маленькая баржа крови и полная невразумительность. Да именно в этот моменты отчетливо приходит мысль, что нет, это не уровень 'Мизери' или 'Отвращения', здесь все намного более примитивно и косно. Увы, из начальной интригующей схожести не вырастает убедительного достойного собрата. Собрата, способного интригующе изучить и методично преломить поведенческие мотивы людей, перенесших психологическую травму, транслирующих и манипулирующих теми, кто от них в определенной зависимости, пускай и весьма условной. Сценаристы пошли проторенным путем и вместо психологического напряжения и саспенса, добавили всего, что только смогли нащупать в хорроре, не сильно выискивая, хватая то, что лежит на самой поверхности. Безумие? Так давайте утрировать его, доведем до неприятно-ироничного образ главной героини, образ трагический, по сути, глубокий, алчущий раскрытия и внимательного созерцания. Монтсе будет истерично носиться по периметру квартиры то с ножами, то со спицами, наспех драпируя результаты своих кровавых распрей в интерьеры их жилища, вымучивая из сцена, последние капли сострадания и интереса. Интриги на тот момент уже нет. Точнее, она все еще не вскрыта сюжетно, но кого обманывают создатели? Последние минуты совершенно неуклюже вытанцовывают остатки чего-то условно трагического и одиозного из сценария, перемещая прицел зрительского внимания на нового героя, который совершает, якобы неожиданный, обреченный выбор... В итоге остается смутное ощущение, что создатели совершенно напрасно решили снять хоррор там, где стоило, да, стоило, ограничиться триллером. Наличие в 'Гнезде землеройки' элементов драмы шло фильму на пользу, даже имея в наличии не самый новаторский сюжет, обыгранный до середины фильма настолько удачно, что у меня рука не поднимется поставить фильму низкую оценку или дать негативный отзыв. Настолько удачно он начат, настолько же феерично смазан к финалу. Просто никакого внутреннего развития героев, отвратительная деградация образа Монтсе, упрощенно скомканный и весьма пародийный. Остальные же персонажи просто вяло доживают свое экранное время, будто неловко брошенные на обочину феерического кровавого аттракциона. Изредка попадая в поле зрения режиссера, они начинают хаотично изображать что угодно, лишь бы попасть в поле зрения этого одержимого близорукостью творца. И творят, как и водится в таких случаях, всякий откровенный бред, причем, нельзя не отметить, весьма убедительно.
Вроде бы перед нами ещё одна история о том, к чему приводят полученные в детстве травмы. С другой стороны, лично на меня этот фильм подействовал как струя свежей воды после старого водопровода. Разворачивающееся действие в основном сосредоточено в одной квартире, что вполне соответствует как названию фильма, так и основной идее. История рассказана от лица младшей из двух сестёр, однако она не является главным персонажем картины, в большей степени производя впечатление модели, украшающей действо, но не раскрывающей суть происходящего. И дело тут не в бездарности актрисы, просто такова отведённая ей роль, которую она отыграла, как смогла. Пусть поступки её героини не всегда достаточно мотивированы, это не столь важно, поскольку центральной фигурой является её старшая сестра, несущая на себе основной заряд драматизма, эмоций и сюжета. Первое, на что обращаешь внимание, это то, как из красивой, хоть и не совсем юной, Макарены Гомес удалось нарисовать столь невзрачное, если не сказать местами нелепое создание. При этом мы не видим кривляния или переигрывания, говорящего нам: 'На самом деле я не такая'. Актриса настолько органична в своей роли, что невольно веришь, будто она имеет много общего со своей героиней. Образ Монсе единственный раскрыт в деталях. Отлично отыграно сумасшествие во всём его развитии. Тонко передано чувство вины, когда даже фантом отца, человека, являющегося корнем всех зол, упрекает героиню за неверные поступки. Не совсем прав персонаж по имени Карлос, говоря, что они с Монсе похожи. Да, её жизнь построена на лжи, но если состоятельный сосед, имея всё, бежит от ответственности, то Монсе просто не научена жить по-другому, не видя из своего гнезда настоящей жизни. С сестрой у неё больше общего, но гнездо той находится внутри, в своих поступках она более свободна и умеет жить для себя -- в отличии от Монсе, многим пожертвовавшей ради близкого человека. Когда у старшей сестры появился призрачный шанс выйти из кокона, в самый ответственный момент её как женщину отвергают. Возможно, её попытки изначально были обречены, но это положило начало трагической развязке, которая хоть и была изображена несколько неправдоподобно и даже отчасти комично, восприятие общей картины не испортила. И всё-таки Монсе успела сказать правду, чтобы избавиться от груза, но навсегда остаться в своём гнезде землеройки. Немало зрителей смогли бы провести параллели со своей собственной жизнью. Сюжет фильма развивается плавно, и, несмотря на то, что некоторые моменты можно предугадать, кажется стройным и логичным. Кстати сказать, мы имеем дело с одним из тех случаев, когда сопереживаешь по сути отрицательному персонажу и желаешь ему успеха во всех начинаниях. Определённо минимум 8 из 10
В шестидесятых годах прошлого века тогда еще молодому и полному энтузиазма режиссеру Роману Полански поступило предложение снять картину очень определенного свойства. Заказ исходил от небольшой компании, в основном специализирующейся на фильмах для взрослых, правление которой захотело расширить горизонты. Им нужен был триллер или фильм ужасов, в котором главную роль бы исполняла привлекательная молодая девушка. То, что задумывалось как guilty pleasure в итоге превратилось в один из величайших триллеров всех времен - результатом этого заказа стала картина 'Отвращение' с Картин Денев в главной роли. Эту работу сложно отнести к какому-то определенному жанру, поскольку в ней есть элементы фильма ужасов, триллера и драмы. Несмотря на успех Полански очень немногие попытались использовать его находки для создания нетипичного фильма ужасов, в котором полностью отсутствуют сверхъестественные события, и триллера, где весь хоррор создается в пределах одной квартиры, а главный враг человека - его собственный разум. Одними из смельчаков, которые все-таки попытались снять новое 'Отвращение', стали два испанских режиссера Хуан Фернандо Андрес и Эстебан Роэль, подарившие в 2014 году жизнь картине 'Гнездо землеройки'. Совместная работа молодых режиссеров рассказывает об ужасных днях в квартире, преследуемой мрачными секретами прошлого и леденящими кровь событиями настоящего. Разумеется, Андрес и Роэль это уже не Полански, который даже при отсутствии каких-либо специализированных знаний смог идеально передать мир тяжело больного человека, видящего то, чего нет, но не способного заметить то, что есть. Однако эти испанские режиссеры оказались в состоянии создать портрет человека болезненного, чья надломленность видима с самого начала. С каждым новым эпизодом картины мы все больше начинаем понимать истоки недуга, сразившего главную героиню. За маской самообладания скрывается отсутствие какой-либо способности контролировать себя. Учтивость - лишь иллюзия, призванная скрыть внутреннюю темноту. Доброта и не безразличие к окружающим имеет место лишь пока они зависимы от той, кто одаривает их этим теплом. Главная героиня может предложить полное самоотречение в отношениях, но только потому что видит это единственным способом завладеть кем-то безраздельно. Любовь, которую она может подарить, является не меньшим смертельным ядом, чем то, чем она накачивает своих жертв, приковывая их к себе. Она питается слабостью, однако даже это не дает ей настоящей силы. Всю свою жизнь она была жертвой обстоятельств - главная героиня не могла стереть вред, который ей причинил отец, или победить агорафобию, которая заперла ее в доме навечно. В конечном итоге единственным смыслом ее жизни стал контроль и, поскольку она не могла полностью владеть собой, она решила запереть и других в ловушке, в которой оказалась. Как это часто бывает, жертва стала преступником. 'Гнездо землеройки' это еще и фильм для эстетов. По крайней мере, если ваши глаза требуют крови, отрубленных голов и персонажей, воплощенных актерами, обладающими запоминающейся внешностью. Эстетика фильма Хуана Фернандо Андреса и Эстебан Роэль далека от безвкусных слешеров с разукрашенными блондинками, она больше похожа на то, что вы видели в фильмах короля джалло итальянца Дарио Ардженто. Женщины в его картинах были красивыми и умирали красиво - их гибель создавала мрачное произведение искусства, которое хотелось оставить в своем разуме как можно дольше. Только вместо Италии семидесятых-шестидесятых, в которой жили герои Ардженто, персонажи 'Гнезда землеройки' борются со своими демонами в Мадриде пятидесятых годов. Ретро-прически, уточненные дамы и старые фотографии, которые пожелтеют со временем прилагаются. В итоге у двух молодых режиссеров получился весьма интересный эксперимент. В их картине в равных пропорциях присутствует и драма, и фильм ужасов и психологический триллер. Для них одинаково важно внешнее и внутреннее, поэтому борьба происходит не только в самой квартире, но еще и в голове главной героини. Эту картину стоит порекомендовать тем, кто устал от мистицизма в хорроре и хотел бы посмотреть фильм, основанный на так называемом ужасе реальной жизни.
Желающие отдохнуть от голливудского пафоса всегда имеют возможность переключится на триллеры испанского производства. Испанский кинопром может быть не превосходит заокеанскую индустрию количеством выходов на экране, но стабильно из года в год имеет своих представителей в жанрах хоррор и триллер. «Гнездо землеройки» проливает реки крови не меньше чем самые дерзкие голливудские фильмы, но распоряжается этим куда рациональнее. Тут есть некая такая атмосфера безумия, обычно актеры играющие в фильмах данного жанра воспринимают своих персонажей достаточно близко, что наверное является ответом, почему даже самый унылый хоррор испанцев всегда выглядит настолько реалистично. Единственным провалом кастинга назвал бы актера Луиса Тосара. Точнее, его присутствие его огромнейший плюс, но мне кажется именно этого актера вместо Уго Сильвы стоило было делать прикованным к кровати соседом наших главных героинь, поскольку Уго Сильва ни своим персонажем, ни своей игрой не сумел установить никакого контакта со зрителем. Противоположное можно сказать о Тосаре, который хоть и появляется в виде видений главной героини, но его оказалось в кадре катастрофически мало. Сюжет динамичен, но глобально предсказуем. Не скажу, что фильм не было интересно смотреть, но учитывая потенциал испанцев и прошлые успехи – ожидал большего. 5 из 10