Немного не на тот байопик рассчитывал я, но фильм всё-таки цепляет своим литературным подходом, знакомит зрителя с детством профессора и сеет зерно Средиземья. Фильм прыгает от настоящего времени до ранних флэшбэков, чтобы рассказать историю бедной семьи, вынужденной действовать по воли пастыря. Картина словно произведение Чарльза Диккенса, выносит трудности и заботы на первый план, показывая все ограничения бедного положения. Джон Рональд и его младший брат Хилари Артур проходят через многие стадии одиночества. Драма заключает в себя не только потери близких, но и попытки продвинуться в обществе, благо под присмотром духовного настоятеля отца Франциза. Поступление в элитную школу смело разрезало финансовое благополучие. Кажется, что фильм прыгает по важным фактам биографии, но скачки заканчиваются, как только главный герой знакомиться с тремя товарищами. Таким жизненным сюжетом можно смело равняться то с «Дэвидом Копперфильдом» (1999) (автор романа вышеупомянутый Чарльз Диккенс), то с «Обществом мёртвых поэтов» (1989), то со «Школьными годами Тома Брауна» (2005). Роднит все произведения страсть к писательству, к поэзии, к эпохе начала 20-го века, когда литература переживала новый этап и смесь жанров. Перед нами уже равенство героев, несмотря на предыдущие насмешки, так как Толкин демонстрирует свой взгляд на прозу и интеллектуальный ум. Задатки филологии окружают персонажа постоянно, но не переходя черту. Предпосылки к лингвистики выступают в хвастовстве, в личных интересах, в спорах с учителями. Ты уже даже не ищешь отсылок к будущим книгам автора, а ощущаешь его страсть к развитию и смешиванию разных языковых барьеров, вдобавок писатель ловко сочиняет фэнтэзи-истории. Конечно, романтическая линия играет свою роль. Картина преподносит право выбора: чувства или учёба. На сцене нас встречает милашка Лилли Коллинз. Тут виден юношеский максимализм, старание всё успеть, чтобы в итоге показать, на что способна сила любви. К сожалению, в этих эпизодах лента начинает провисать. Много сцен с ухаживанием, со свиданиями. Да, они придают значимость жизни писателя, но основную мысль улавливаешь сразу. Монотонность присутствует в постоянных встречах. Зато последствия довольно предсказуемы. Большая часть ленты посвящена любви и развитию языков. Такой лёгкий литературный спор. Окрылённые поэты и писатели выходят за рамки своих возможностей. В этот самый момент картина начинает менять тон. Рассказывание старых сказок и легенд отражаются на лице актёра. А что, что, но Николас Холт отлично передаёт неловкость и озабоченность, которая явна отличала Толкина от остальных сверстников. Очередная драма, которая переносит нас в Оксфорд, служит иным толчком в голове писателя и раскрывает для него новые горизонты языков. Также огромную роль играют важные знакомства. Съёмки в Оксфорде веяли «поттерианой», а некоторые сцены полностью переносили зрителя в Хогвартс. Какие бы фильмы не снимались, здание остаётся неизменным. Приятный такой бонус. Режиссёр Доме Карукоски смог последние акты фильма преобразить. Неожиданный прилив интриги заключался в выведении автора на правильный путь. Иной раз приходится идти на жертву, чтобы в будущем тебе непременно повезло. Пересекаясь с Первой мировой войной картина достаточно наделила зрителей знаниями прошлого, чтобы понять привязанность героя к своим друзьям, к ценности товарищества и попыткам приходить на помощь друг к другу. Словно два мира – до войны и во время войны – нас окружают то природные краски Великобритании, то тёмные поля фронта; то яркие листья осени на территории Оксфорда, то зеленоватый хлор, пущенный немцами по траншеям. Жизнь и смерть пересекаются в кадрах, отражая в глазах Джона то, что потом зритель увидит в экранизации Питера Джексона. Эта картина устраивает занимательный филологический экскурс. После всех сложностей, препятствий и преодоления себя перед нами раскрывается совершенно иная жизнь Джона. Флэшфорвард делает своё дело, а юноша становится профессором Толкином. Уже виднеются прямые нити, ведущие в Средиземье, то, что позже выльется в огромный труд, и по сей день не утративший своего величия. Примерно на середине фильма, где ещё студент Джон окутывает нас в свои любовные интересы и только-только касается смешивания языков происходит главная комбинация слов, главная пара разных культур и наречий, произносится «Средиземье». Писатель смешивал слова, брал корни одних народов и добавлял к ним другие. Говорил на новом языке, к которому потом придумал мир. А ключевое драматическое завершение ленты начинается («завершение начинается», так задумано) словами и строчками: «В земле была нора, а в норе жил хоббит». «Толкин» - это ответ на вопрос, как такому человеку пришло в голову создать столь удивительный и огромный мир. Это, хоть и местами монотонное, но творческое кино, которое проявляет любовь к литературе и показывает время стремлений, открытых душ и тайных желаний, которые отражаются в строчках стихов и романов.
Если Питер Джексон двумя своими трилогиями - «Властелин колец» и «Хоббит» - раз и навсегда закрыл проблему экранизации текстов Джона Рональда Руэла Толкина, то фильмы о жизни Профессора, об истоках его бесценного творчества, мира, пропитанного волшебством, мира, увлекающего все новые и новые поколения, можно и нужно снимать кино. Последняя на данный момент лента от Доме Карукоски - это рассказ о детстве и юности писателя, о войне и дружбе, о любви - словом, важнейших этапах и явлениях, сформировавших классика английской и мировой литературы, отца фэнтези. — Ты говоришь: есть надежда. Я думаю — ты прав, и Любовь победит там, где терпят поражение армии. А если и Любовь бессильна — значит, не победит ничто. Но зачем жить тогда? В фильме очень просто, буквально в люб, показывают какие-то мотивы, ставшие впоследствии очень значимыми и нашедшими отражение в произведениях Толкина: любовь к легендам, сказкам и эпосу привила мать (чтение «Песни о Нибелунгах»), дружба и союз («Чайный клуб и барровианское общество») с Робом Гилсоном, Джеффри Смитом и Кристофером Уайзменом - основа для «Братства Кольца», разговоры Рональда на 'тарабарщине' - языки Средиземья, его будущая жена - прообраз всех эльфийских дев, поля Первой Мировой войны - Мордор, враги - орки. Конечно, это в известной степени упрощение, но в жизни писателя не бывает незначительных деталей, все может найти своей отражение в творчестве. Одно из сильных мест «Толкина» - атмосфера, особенно это касается периодов обучения в школе короля Эдварда, а затем и в Оксфорде - прекрасно показано братство, единство юных и талантливых ребят, собирающихся покорить мир. Нам показан не умудренный сединами Профессор, уже создавший свои миры, почти небожитель, волшебник, как его герои, а юноша, лишь идущий ко всему этому, живой и интересный молодой человек. — Если вы когда-нибудь будете проходить мимо моего дома, входите не стучась. Чай подается в четыре, но милости прошу во всякое время. Удались и зарисовки на военную тему - смерти, ужасы, газы, галлюцинации. Как это не сломало Толкина, не лишило веры в человечество, в победу добра над злом? Его не сломало, а вот Джерома Сэлинджера война (пусть и другая, еще более страшная) искалечила непоправимо. Любопытно, что Николас Холт сыграл обоих писателей, на которых война оказала большое, но различное влияние, и в обоих случаях он справился. Вообще, у Холта любопытная внешность - вроде бы довольно яркая, но в то же время довольно аморфная, ему удобно вживаться в образы, не прибегая к сложному гриму. 8 из 10
Что я знал о Толкине без фильма: знаменитый профессор, практически единолично установивший столп жанра 'фентези', и вручную пробивший портал из нашего мира в параллельную вселенную, работая над его расширением на протяжении почти пятидесяти лет с помощью мега-конструкта, для простых смертных имеющего вид текстов под названием 'Сильмариллион'. Также известен как покровитель Новой Зеландии, так как благодаря ему половина этой страны была обеспечена работой на съёмках экранизаций его книг. Что я знал бы о Толкине, если бы смотрел только этот фильм: повёрнутый на языках рано осиротевший мальчик чудом попал Оксфорд, откуда тоже чудом чуть не вылетел, и ушёл на первую мировую войну, которая сбила в его часах кукушку, так как нанюхавшись впоследствии запрещённых Женевской конвенцией газов, и насмотревшись на огнемёты вблизи, дядя везде начал видеть драконов, назгулов и властелина тьмы. Женившись и наделав собственных хоббитов и гоблинов, в 37 году он опубликовал 'Хоббита', став знаменитым писателем. Конец. При этом всё, что до первой мировой войны можно, в принципе, за редким исключением, пропустить - благо это недолго, всего-то первые полтора часа фильма. Дело в том, что, по идее, все биографии (да и фильмы в принципе) строятся вокруг какой-то идеи. Должна быть завязка этой идеи, которая должна проходить нитью через весь фильм, и показать как развивался человек, чем он жил, к чему стремился, с какими обстоятельствами боролся, и как он стал тем, кто оказался достойным целого фильма-биографии. Но не таков 'Толкин', нет - почему-то создатели решили, что простого хронологического перевода фактов на экран, без раскрытия персонажей (включая самого Толкина), и без раскрытия их связей и мотиваций, будет достаточно, чтобы налепить на 'Толкин' надпись 'биография', хотя по большому счёту он не особо достоин даже надписи 'фильм'. Я был бы рад, если бы я преувеличивал, но, увы, это не фильм - это визуальное эссе на случайную статью в википедию, причём только на малую её часть. А что самое уничтожающее, так это то, какой огромный потенциал тут угрохан вникуда, и как это сильно заметно на фоне того, что получилось хорошо, а такие вещи тут тоже есть. Да, почти вся содержательная часть у картины отсутствует, несмотря на двухчасовой хронометраж, но при этом тут есть что посмотреть. Была проделана потрясающая работа над антуражем - декорации, интерьеры, планы природы и поля боя, костюмы, город - всё создано до мельчайших подробностей верно, и снято очень красиво. Цветовая палитра выдержана так, что глаз посылает мозгу только тёплые релаксирующие сигналы. Но даже не это вышло лучше всего. Знаете ли вы кто такой Томас Ньюман? Знаете-знаете, я вас уверяю. 'Знакомьтесь, Джо Блэк', 'Зелёная Миля', 'Скайфолл', 'Красота по-Американски', 'Побег из Шоушенка', 'Пассажиры', 'Народ против Ларри Флинта' - именно он написал музыку к ним, и ещё семидесяти восьми фильмам, включая 'Толкина'. И звук - это то, что, наряду с хорошей картинкой, вытаскивает этот фильм из категории 'посмотрел и забыл', потому что такое просто так не уходит из головы. Если вы всё же решитесь тратить время на картину, я вас заклинаю - делайте это в хороших наушниках или с хорошей аудио-системой. Более того, я задался целью написать эту рецензию под саундтрек к 'Толкину', я как раз его слушаю, и это всё так же восхитительно, как и во время фильма. Этот саундтрек действительно достоин того, что его издали отдельно. Его можно использовать как музыкальную терапию. Он мог бы поселиться в моей фонотеке на верхних местах, и чтобы занять самые врехние позиции ему не хватило только одного - фильма. Этот фильм не дал ему достаточно материала, который можно было бы наложить на музыку. Чтобы было поянтнее - вспомните великий саундтрек Вангелиса к 'Бегущему по Лезвию', где отрывки диалогов из фильма наложены на музыку, и это создаёт неповторимый артефакт, неотделимый от памяти о фильме. К сожалению, в 'Толкине' почти нет ничего, что можно было бы использовать в таком качестве... А может, оно и к лучшему - так звуковой терапии не будет мешать память о никаком фильме. Эх, последний трек... Пора возващаться из сказки. 4,5 из 10 Постер анонсирует - 'жизнь, полная любви, смелости и дружбы'. Видимо, взяли от какого-то другого фильма. 'Толкин' - удивительной красоты бальзам для глаз и ушей, полностью игонорирующий наличие каких-либо других активных областей в мозгу. kinobalashow
В последние годы заметна тенденция снимать фильмы-биографии известных писателей, особенно в английском кинематографе. Ничего против не имею, тем более что 1) такое положение дел помогает лучше узнать биографии авторов, которые я часто не знаю; 2) английский кинематограф априори хорош, что бы они не снимали. Потом выяснилось, что конкретно этот фильм производства США, но надо сказать, что атмосферу Британии выхватить получилось прекрасно! Фильм больше о любви и дружбе, нежели о творчестве, но все настолько прочно переплетено в жизни будущего писателя и каждый день, каждое событие так сильно влияет на его мировоззрение и дальнейшую судьбу, что начинаешь понимать, откуда в его голове рождаются легенды. Не могли не рождаться, когда с самого детства мама рассказывала истории про драконов и волшебников. Хотя фильм в первую очередь о лингвисте-Толкине, чем о фантасте-Толкине. Еще в подростковом возрасте он начал продумывать свой собственный язык. Это не так просто, как кажется, нужно не только наделить придуманные слова значением, но и продумать всю систему склонений и спряжений, наделить слова особой музыкальностью и фонетическими особенностями... Толкин отлично чувствовал языки, и если верить фильму, все его творчество, все волшебные миры начинались с языка — основы культуры определенного общества. В начале было слово. Превосходно показана дружба четверых подростков и четверых студентов Оксфорда и Кембрижда. Постоянно в фильме чувствуется, насколько они разные — даже сферы творческих изысканий у них различны, не говоря уже о социальном положении. Но при этом они были одной командой, братством. Двое товарищей из четверки погибли на фронтах Первой мировой войны, но дружба осталась навсегда в сердце будущего писателя. Кстати, хочу отметить отличную игру молодых актеров, сыгравших двенадцатилетних юношей. У них было не так много экранного времени, как у их взрослых последователей, но сыграли все четверо прекрасно! С некоторой завистью я наблюдала, как все четверо встречаются в чайном клубе и разговаривают об искусстве, будущем и настоящем. Пусть поначалу это казалось некоторым «подражанием» взрослым, бахвальством, но со временем выросло в нечто большее. Повзрослевшие друзья делились своими достижениями, читали стихи, росли духовно и интеллектуально, подталкивая друг друга к саморазвитию. На контрасте с мирной жизнью, учебой в университете и романтическими переживаниями показаны ужасы войны. Все это время с ним рядом был его помощник Сэм, которых следовал по пятам, отдавал свои теплые вещи, искал по окопам друга Джеффри, уложив заболевшего Толкина где потеплее... Отсылки к «Властелину колец» здесь явные, хотя я не уверена, что это реальный исторический факт. Наверное, недоброжелатели (кстати, родственники и наследники писателя были против фильма, но их, как обычно, никто не спрашивал) скажут, что точно также на месте Толкина мог быть другой человек, и если бы не игры с придумыванием нового языка, то никто бы не понял, о ком фильм. Может быть. Но создатели фильма не брались за идею показать жизненный путь писателя, они сняли фильм о становлении человека. И получилось хорошо сказать о дружбе, верности любви и влиянии войны на человека. Об этом, я считаю, не бывает много фильмов.
Основная проблема фильма 'Толкин' заключается в том, что, несмотря на название, речь в нем идет вовсе не о Толкине. Этот фильм берет некие факты из биографии Толкина (например, его имя и имя жены) и связывает их в новую историю таким образом, что эта новая история не имеет ничего общего с собственно Толкином, его взглядами и книгами. Когда факты из жизни Толкина не 'вписываются' в идеологию фильма, авторы просто игнорируют их и придумывают новые 'факты'. Не нужно быть толкинистом или читать его полную автобиографию, чтобы заметить это несоответствие. Достаточно прочитать несколько писем Толкина и кратко ознакомиться с его жизнью, чтобы увидеть, что этот фильм использует имя Толкина только как средство пропаганды взглядов и идей, абсолютно чуждых главному герою. Поэтому, если вы хотите узнать что-то о жизни и взглядах Толкина, вам следует держаться подальше от этой ленты, поскольку ее название вводит в заблуждение и повествует она о другом - о плоском и одномерном персонаже, таком, как все вымышленные персонажи в плохо написанных историях. Сам фильм, хоть и не о Толкине, по крайней мере мог бы быть интересным собственной выдуманной историей. Но и здесь он провалился. Лента скучна и лишена воображения, персонажи плоские и блеклые. Повествование в фильме настолько мелодраматично и претенциозно, что, чтобы получить от него удовольствие, зритель ничего не должен знать о настоящем Толкина и искренне разделять идеологию авторов фильма. 3 из 10
Толкин и мы Когда я, будучи девятилетним, рассматривал в своей детской библиотеке далеко на крайнем Севере занятную книгу со странным названием «Хоббит», я ещё не знал, какое влияние она окажет на мою личность и жизнь. «Взять или не взять», раздумывал я тогда, году в 1991-м. Решение подтолкнули несколько вещей: наличие в книге карты того фрагмента Средиземья, в котором происходили события романа, с загадочными Ривенделлом, Туманными горами и домом Беорна, занятные рисунки гномов в лесу и... рекомендация милейшей девушки-библиотекаря. Мои сомнения не скрылись от ее глаз. «Бери, это очень интересная, хорошая книга», - посоветовала она и первый шаг в сторону Бэг-энда был сделан. В каком-то смысле Средиземье, «Хоббит» и все творчество Толкина изменили мою жизнь, мировосприятие и мироощущение. Ощущение сказки этой жизни, волшебства и тайны долгое время сопровождали вашего покорного слугу на жизненном поприще и, наверное, помогали выдержать безумие этого мира под защитой наивности и веры в лучшее. И подобный путь прошёл не один я. Толкин и мир: сын века своего Толкин, его творчество, проходят нитью через жизнь современного человека, особенно на Западе и странах связанных с ним культурно. Мне, воспитанному на социальных науках, как-то попалась в университетской библиотеке статья в «Вестнике ВЦИОМ», в которой одна из глав была посвящена современной мифологии XX века. В ней мимоходом говорилось о том, что в число главных мифов современности входит и толкинистский миф. Наряду, например, с мифами либеральным, социалистическим и прочими. Как же ему это удалось? Вот тут-то мы и подходим к разбираемому творению – «Толкину» Доме Карукоски. Нельзя сказать, что финский режиссёр так прямо и ответил на вопрос, поставленный выше. Но угадать его подготовленный зритель может. Ад мировой войны, закономерного порождения капитализма, дал разные ответы: от «Прощай, оружия!» и «На Западном фронте без перемен» до «Хоббита» и «Властелина колец». Влюбленный, мечтатель и визионер Толкин оказался «крепким орешком», он, увидев сквозь огонь тотальной войны сатанинский лик современного ему мира (что и показано в фильме), не сдался и не разочаровался в жизни, подобно Хэмингуэю, не стал одним из «потерянного поколения». Но он изобрел нишу, чрезвычайно востребованную в отчужденном веке – нишу эскапистского жанра, искусственного мира, столь красивого и чистого, что он кажется лучше мира подлинного. Таково фэнтези и Толкин стал пророком его. Это жанр бегства от мира и его ужасов, жанр утверждения идеала в мире, где нет места идеалам, еще одна форма квази-религии в мире, который освобождался от христианства в кровавых бойнях двух мировых войн. Так что Толкина можно поблагодарить. Пройдя через ужасы войны, он не стал певцом отчаяния или пропагандистом упадка. Но и ему пришлось отреагировать на «хищные вещи века». Средиземье – укрытие для тех, кому больно сталкиваться с цинизмом и жестокостью современного мира, где за добрые дела могут покарать, а за верность идеалам – распять, пусть и не буквально. Традиционалист на службе Голливуда: мировоззрение Профессора Однажды в газете «Новых левых», что распространялась в университете, где я учился, мне попалась удивительная статья «Истина мифа». В ней анализировались с точки зрения политических идеологий творения «толкинистской» традиции. Самого «Властелина колец» автор счёл воспеванием феодализма и феодальной утопией. Что ж, наверное, верно. Сняв весьма неплохой фильм о юношеской дружбе, испытании любви войной, режиссер, в портфолио коего есть фильмы о представителе ЛГБТ и скинхедах, изящно обошел вопрос о мировоззрении Джона Роналда Руэла. Ибо Профессор, будучи католиком, был вполне устоявшимся почвенником-традиционалистом и патриотом Англии, то есть человеком весьма правых взглядов, противоположным тем, что господствуют в современном Голливуде. Неудивительно, что во времена славы трилогии Питера Джексона находились буйные головы в американских, кажется, академических кругах, что обвиняли автора «ВК» в расизме по отношению к... оркам. Толкин скорее «наш», чем «их» автор, с его почвенничеством и жестким разделением добра и зла. В самом фильме показано, как Толкин вдохновлялся сагой о Нибелунгах и Эддами — источниками, которые числились в святцах и у куда более радикальных «пророков» XX века. Но существование эпического фэнтези льет воду и на мельницу мира чистогана и прочих мерзостей современности. Фэнтези помогает с ними мириться, а не поднимает на борьбу. Лекарство и. ..яд. Так что неудивителен интерес Голливуда к эскапистским жанрам. «Фабрика грез» и одновременно идеологический конвейер должны работать неукоснительно точно и если не убеждать зрителя в непреложности истин современного бесноватого ультралиберализма, то тогда – отвращать взоры людей от политики вообще. Естественно, Карукоски сказать всего этого не мог, не велено. Он и пошел самым легким путем, сняв вполне красивый фильм о дружбе, любви, войне и творчестве. Запороть потенциальный хит сезона ему не дали, поэтому «Толкин» можно смотреть и даже получить удовольствие. Четверка друзей в аутентичных университетских интерьерах куролесит, учится, влюбляется и взрослеет. Сыграно это довольно неплохо. Композиционно фильм построен грамотно, вовремя меняются линии и планы, но не превращается в скороговорку. Сильно столкновение линий войны и мирной жизни: Толкин лежит в луже крови погибших солдат, средь грязи и дыма, вспоминая, как Эдит танцует перед ним под деревом... История описанная в фильме, если отбросить биографию писателя и сосредоточиться на личности, в наше время небанальна. Герой, пройдя горнило войны, расставание с любимой на несколько лет и потерю друзей, не превратился в циника и слабака, обвиняющего весь мир в своих испытаниях. Солдат остался студентом и человеком. В Толкине оказалось достаточно силы, чтобы ответить на вызовы жизни. Он, как и полагается верному сыну отечества, растит детей, трудится и творит Средиземье, пронеся детский взгляд сквозь всю жизнь. Это история во славу человека, а не в унижение его. Пожалуй, главный прокол в фильме связан с актрисой на роль возлюбленной Толкина. Могли бы подыскать и посимпатичнее, но не это главное. А в иных сценах Эдит Брэтт (Лили Коллинз) показывает себя истеричкой наподобие современных дам, обчитавшихся феминистской дури и ведущей себя так, будто весь мир ей должен, что честно сказать, вызывает неприязнь к героине, которая уже не проходит до конца фильма. Жаль, но такие вещи неудивительны в современном Голливуде. К счастью, Карукоски не стал превращать «Толкина» в «Жену Толкина». Но вопрос, как Роналд мог любить такую «сложную натуру», иногда вылезает по ходу пьесы. Неплоха в фильме музыка. Карукоски и Томас Ньюман уловили как дух эпохи, так и дух произведений Толкина, совместив «реалистическую» классику и мечтательные композиции в духе нью-эйджа Эньи. Этим авторам удалось основное: поселить атмосферу в фильме, временами воссоздающую «настроение Лориэна», временами – типичную английскую пастораль. Не сказать, чтобы атмосфера была сильно глубокой, но она есть, и это достоинство фильма. 8 из 10
«Толкин» представляет собой классический биографический фильм стандартного порядка – изображение человека высокого значения с минимальным отходом от канонов жанра. Больше похожий на экранизацию (пусть и с драматическими элементами) фрагмента статьи из «Википедии», чем на полноценный фильм, «Толкин» пытается исследовать мотивы и влияние на творчество человека, при этом теряя из виду саму фигуру. Сюжет «Толкина» дистанцировался от персоны, но это кажется оправданным, поскольку, при всем уважении к легендарному автору, рассказывать особо нечего. Сразу бросается в глаза запутанная хронология. «Настоящим» периодом, о котором повествует «Толкин», являются ожесточенные бои Первой Мировой в 1916-м. Взрослый Джон Толкин прячется в окопах, ищет потерянного друга. Адский пейзаж вдохновляет на размышления о Мордоре. Толкин рефлексирует по избранным моментам своей жизни. Этот немного ленивый способ рассказать историю достаточно прост, но он отдаляет зрителя от персонажа. Мы и так знаем, что Толкин выживет, пройдет Войну, добьётся славы «Хоббитом» и «Властелином колец» и умрёт в старости. Сильные биографические нотки уже потеряны, а фильм только начинается. Возможно, это придирка, ведь в плане драматизации и переживаний внутреннего мира «Толкин» не лучше и не хуже десятка-другого фильмов с похожими приемами. Тем не менее, тот же «Прощай, Кристофер Робин» мог привлечь внимание и сыграть на струнах души зрителя. «Толкин» же сосредоточен на академических стремлениях и романтических увлечениях. Длительная любовная линия Толкина с Эдит работает, закрепляет правдоподобие повествование. К сожалению, остальная часть сюжета значительно проигрывает. Братство и дружба с товарищами по учебе несут в себе атмосферу искусственности, особенно когда они, кажется, должны занять важное место в военной части. К тому же, трудно, если не невозможно, обращаться к жизни автора без представления о его произведениях. Четыре краеугольных камня творчества: «Хоббит», «Братство кольца», «Две башни» и «Возвращения короля», однако в сценарии «Толкина» даны какие-то общие намеки. В фильме найдется место лишь краткому упоминанию первого произведения. Интерпретация «ВК» же представлена фантазиями о Первой Мировой. Очень жаль, что создатели «Толкина» не нашли более изящных способов открыть окно в фантазию автора. Основная проблема «Толкина» состоит в том, что предмет киноисследования заслуживает чего-то большего, чем обычный биографический фильм. Попытки предсказать литературную карьеру центральной фигуры не показывают изобретательности писателя. Можно просить многие вольные факты биографии, однако если учесть все аллегорические основы творчества основателя фэнтези, то почти преступно, что зрителю доносят это в ровной и немного банальной фирме. Это явно картина многих упущений, оставляя в итоге бальзам на душу для любителей британофилии: манеры, нравы, остроумие и волнующая атмосфера. 5 из 10
Это фильм Кинопоиск мне предложил после просмотра 'За пропастью во ржи'. И, знаете, он намного лучше! Да, несмотря на то, что Николас Холт во втором фильме подряд играет писателя, все равно он сильно различается в обоих картинах, хотя границы размываются от пересекающихся сюжетов с одним актером в примерно том же возрасте. Но если у вас стоит выбор между двумя этими фильмами, посмотрите лучше 'Толкин'. Сейчас объясню, почему. Плюсы фильма заключаются вот в чем: - герой больше симпатичен, за него переживаешь - очень нравится идея братства, где все творческие и поддерживают друг друга. Именно в таком братстве, где не все равны, но при этом может быть настоящая мужская дружба, и есть что-то ценное. И именно эта ценность будет даже на войне, когда вы в разных отрядах, твой друг не отвечает, и ты идешь по полю боя проверить, жив ли он... Эта сцена меня очень потрясла. - любовная история тут тоже более трепетная, нежная. Она не про завоевание, а про то, что с одним человеком - через года и невзгоды. - интересно наблюдать создание вот этой магии писательства, когда человек увлекается созданием языка и целого придуманного мира. Это же не за один день приходит в мир. Это постепенно наращивается. Есть проводники в виде профессора в университет, девушки, которая подсказывает смыслы. И у писателя нет претензий к миру и людям, он черпает знания и вдохновение во всем. Ему больше симпатизируешь, чем беспардонному Сэлинджеру. И несмотря на то, что я все равно не стала фанатом мира хоббитов (о нем, кстати, очень мало говорится), я приятно провела время. Это хорошая история, которая по-своему хорошо заканчивается. Ты получаешь удовлетворение от просмотренной картины. И даже немножко чему-то учишься у героя. 8 из 10
Я не толкинист и вообще слабо знаком с биографией Профессора, однако личность такого масштаба, создавшая, по сути, огромный пласт культуры, безусловно интересна. Решив узнать, как современные киноделы проинтерпретировали именно биографию писателя, а не его произведения, я и сел за просмотр 'Толкина'. С самого начала были подозрения, что весь фильм будет строиться на отсылках к творчеству Толкина (типа 'видит нечто похожее на орка/назгула и потом описывает это в книге') - увы, так оно и оказалось. Только вот людям, не смотревшим фильмы Джексона (а на них, судя по всему, и равнялись в первую очередь создатели), эти отсылки вряд ли будут понятны. В фильме вы не увидите историю становления и пришествия к успеху одного из величайших писателей XX столетия, а увидите лишь банальную слезливую драму о любви, предательстве, учебе и дружбе (в лучших традициях американского кино про подростков) и мельком показанные боевые действия (исключительно ради зрелищности). Неудивительно, что потомки Толкина открестились от фильма еще до его выхода. Фильм может быть интересен только ярым фанатам Дж. Р. Р. Т., да и то не факт. Кажется, биография Профессора, даже та ее часть, что касается участия в войне, была настолько скучной, что создателям фильма пришлось завлекать зрителя искусственно, притягивая в свое творение самые банальные сюжетные ходы и добавляя ради красочности уже известные по множеству других фильмов спецэффекты. Однако стоило ли оно того?
«В земле была нора, а в норе жил хоббит». Так мало слов, но какой огромный мир открыли они для миллионов людей. Не только (и даже, не столько) детям, как многим взрослым в том числе. Жизнь Джона Рональда Руэла Толкина мало походила на сказку, но она точно тянет на увлекательное, местами грустное, местами даже и трагичное, но не лишённое прекрасных моментов приключение. Которое, видоизменённое, но частично ставшее его произведениями. Хотя, фильм, конечно, не является совершенно точной экранизацией биографии Толкина, и стоит сделать скидку на мастерство сценаристов, всё же, как байопик он не плох. А изучать биографию писателя стоит по официальным документам. Здесь же чуточку про другое. Немного больше в угоду кинематографичности. «Где ты счастлив, там и твой дом». Сирота из бедной семьи, не вписывающийся в окружение своих одноклассников в частной школе, он всё же обрёл друзей, ставших братством, творческих личностей, которые поддерживали и вдохновляли, оценивали, критиковали и хвалили. Шутили, творили сумасбродства и дарили утешение в нужную минуту. Четверо друзей, названных братьев. Ничего не напоминает? Любовь всей его жизни он встретил ещё будучи подростком. И это удивительно, как иногда жизнь позволяет найти друг друга двум настолько подходящим душам. Разговоры о языках и неведомых мирах, об историях и словах, Вагнер и внезапное желание кинуть кусочек сахара на шляпку дамы в ресторане. Она станет Лютиэн – прекрасной бессмертной эльфийкой, ещё при жизни, в его сердце и мыслях. Разлучённые суровым выбором, но обретшие друг друга не смотря ни на что. Гибкий ум, неуёмное, невероятное воображение, трудолюбие и страсть к писательству, нужные – случайные! – обстоятельства, которые помогли, подтолкнули сменить профиль с изучения классиков, в котором Толкин не совсем преуспевал, на филологию, в которой он был непревзойдённым. И на всём этом фоне – война, грязная, холодная, кровавая, жестокая и беспощадная. «Это история о путешествии. О приключениях. О магии, конечно. О сокровище. И о любви. Она о разных вещах, трудно сказать. В какой-то степени она о приключениях, цель которых – проявить себя. Об отваге. О дружбе.» Фильм американский, но с актёрами-британцами, и он получился очень атмосферным, пропитанным духом Англии. Неспешный, красивый, даже глубокий, над которым хочется поразмыслить, потому что многие фразы, диалоги – магически прекрасны, интересны и многогранны, которые хочется разложить и в которые хочется вдуматься. Разумеется, это не фильм, который нужно смотреть «быстро, между делом», это не развлекательное кино. Но фильм может стать интересным, и не только для тех, кто является поклонником творчества Толкина, потому что фильм увлекателен (но всё ещё не развлекателен). Возможно (и только возможно), что фильм фанатам Толкина как раз и не понравится, потому что здесь Толкина, как великого признанного родоначальника фэнтези ещё нет. Он только ступает на эту тропу. Здесь показано только лишь то, какие тропы его вели до этого момента, К этому моменту. В этом фильме, правда, есть всё – за исключением, может быть, магии. Но что называется магией, как не дружба и любовь? В любом мире, на любом языке. Реальном или выдуманном.
Феноменальный успех в начале 2000-х трилогии Питера Джексона «Властелин колец», а так же не менее успешная в финансовом плане трилогия «Хоббит» в 2010-х поневоле наталкивали меня на мысль не только обратиться к первоисточнику - романам Джона Р.Р. Толкина, но и ознакомится с биографией самого писателя. И, как оказалось, жизнь человека, придумавшего эльфийский язык и Средиземье, оказалась такой увлекательной и интересной, что мне было бы любопытно посмотреть на байопик о нём. Тем более, что интерес зрителя к фильмам такого жанра стал расти (особенно по части выяснения несоответствий реальных фактов с тем, что показали на экране, как это было с «Богемской рапсодией», например). Но долгое время личность писателя не интересовала кинематографистов, пока наконец, в середине 2010-х не объявили, что такой байопик будет снят в ближайшее время. Что ж, даже спустя годы я не могу не признать, что лучше такой один фильм, как «Толкин», чем вообще ничего. Хотя и особого интереса он на меня не произвёл. И вот почему. Во-первых, сказалось отсутствие рекламной кампании. Фильм настолько незаметно появился в 2019 году, что в России его никто не особо не ждал (и даже проката, как такового не было). Если, порой, наличие агрессивной рекламы уже отталкивает от просмотра, то «Толкин» - это уже другая крайность, когда её отсутствие тоже портит впечатление. Во-вторых, мне не понравилось то, как фильм выстроен. Все эти попытки показать через нелинейное повествование детство главного героя вперемежку с окопной жизнью повзрослевшего и воюющего Толкина, на мой взгляд, не получились. Возможно дело в провисании динамики сцен из 1916 года (потому что как главное событие в жизни Джона по фильму это смотрится не очень, чтобы к нему периодически возвращаться). В-третьих, это несколько шаблонный и банальный байопик, в котором нет ни глубины, ни изюминки. Да, интересно показаны параллели жизни Толкина с тем, что зритель либо читал во «Властелине колец», либо видел в фильмах Джексона. И я имею в виду, прежде всего, показанную на экране дружбу Толкина и ещё троих членов тайного клуба ЧКБО, очень похожую на ту, что была у хоббитов Фродо, Сэма, Пиппина и Мерри. Да, важную роль занимает любовная линия между Джоном в исполнении Николаса Холта и Эдит в исполнении Лили Коллинз (уважим женскую аудиторию, внося в фильм элементы мелодрамы). Но в чём ценность конкретного фильма я так и не понял. Признаться честно, трейлер, в котором показывали видения богатого на воображение писателя, внушал гораздо больше оптимизма перед просмотром. Увы, даже таким моментам в фильме решили не уделять больше экранного времени (что не могло не огорчить меня, так нуждавшегося в отсылках к будущему литературному шедевру офицера британской армии). Кто очень хорошо знаком с биографией Толкина, сразу обнаружит несколько «ляпов» и расхождений. Но хуже фильм эти художественные допущения не делают. Пусть даже наследники писателя и не поддерживали создателей байопика, снимать фильм «по мотивам» жизни Джона Толкина они всё же не мешали. Так что при всём уважении к создателям и актёрам, «Толкин» вышел неплохим, но явно одноразовым фильмом, который, вроде как, хочется посоветовать всем. Но если вы не посмотрите его, ничего в жизни не потеряете. 6 из 10
Был недавно такой случай: знакомая купила в музее (!) книгу по творчеству Ван Гога, половину работ не признала и показала искусствоведу - та их идентифицировала как известные в художественных кругах подделки, авторы которых выдавали свои работы за якобы неизвестные работы великого художника. Автор книги, очевидно, об этом не знал. Или не захотел упомянуть. Или просто решил выдать фейк за факт - потому что ему так больше нравится. На этом принципе, к сожалению, строится большинство экранизаций, которые гордо заявляют: НА реальных событиях. Забыв указать их процентное соотношение. А то, может, реальности там, скажем - 2%, а остальные 98 - фантазия автора. Главное же, чтобы нравилось. Так вот 'Толкин 2019' не справился даже с этим. Если оценивать его не как биографию ВЫДАЮЩЕГОСЯ человека, а мелодраму - увы, он не цепляет. Персонажи не раскрыты, они похожи на статистов в рекламе. Знаете, как Галкин призывает покупать на алиэкспресс, а комики из камеди клаба - какие-то чистящие средства для дома... Ты не можешь пропустить рекламу и вынужден смотреть на их насквозь фальшивые улыбки и чувствовать себя идиотом - неужели создатели этой рекламы считают нас полностью слабоумными - ведь на кого-то же это рассчитано? Искренних моментов в фильме всего три - два приходятся на детство Толкина, когда его играет мальчик - актер: привнес, видимо, свою свежесть чувств в застойную ленту, очень по-человечески получилось. И когда невеста Толкина моноложит о несчастной доле женщин, вынужденных сидеть дома - как мама в декрете, могу посочувствовать. На этом ВСЁ. Игры - нет. Сопереживания - нет. Фильм нудный и не раскрывает личность героя вообще. Хотя, кое-где 'раскрывает': выставляя его истеричкой и пьяницей (сцены со 'злым' священником, который - ВАУ! надо же - говорит Джону, что для того, чтобы жениться, нужно сначала получить образование, а его подопечный отчего-то понимает это как возможность распивать вискарь под окнами Оксфордской профессуры): ложь и провокация! Которые мало - ничего не добавляют к задаче раскрытия персонажа, - создают прямо-противоположное впечатление. Смотрели с дочкой. Предвкушали! Я с детства фанат LОТRа, она - Сильмарилиона. Задернули шторы, включили колонки... И на выходе, мало - пустота и разочарование, возмущение! 2 из 10
По-моему пригласить на роль главного героя Николаса Холта, который 4-мя годами ранее снялся в байопике 'За пропастью во ржи', основанном на жизни американского писателя Джерома Д. Сэлинджера, было одной из ошибок создателей данной ленты. Потому как лично у меня эти два фильма, которые к слову не блещут оригинальностью сюжета и построены по весьма стандартной схеме, смешались воедино. Холт-Сэлинджер-Толкин, кто же ты? Даже не являясь Толкинистом, а лишь рядовым любителем кино, нельзя не заметить, что фильм абсолютно не раскрывает личность героев, а является лишь сухим пересказом фактов из Википедии. Из фильма я не вынесла ничего нового, не проникла в удивительные миры, фэнтези, которые были созданы Толкиным. Казалось бы, каким незаурядным должен быть человек, какой фантазией должен обладать, чтобы создать не только новый язык, новый полноценный волшебный мир?! И где это все? Попытки были, но увы. Из плюсов картины можно отметить качественную картинку, красивый визуальный ряд: волшебные костюмы, декорации, сцены войны, пейзажи, цветовую палитру, а также музыкальное сопровождение. Думаю, что если бы не видела 'За пропастью во ржи' мое мнение о картине было бы лучше, но все познаете в сравнении, как говорится.
К сожалению, фильм не о Толкине. Оставляет крайне тяжелое гнетущее ощущение по просмотре. Затянутость и при этом непрописанность персонажей, мультяшность картинки, специфичная (утрированная) английскость. Романтичность и высокий полет отношений разбиваются диалогами, особенно из уст жены Толкина, которая буквально пинками заставляет творить, то есть работать писателя. Категорически не рекомендую к просмотру, тем более если вы являетесь поклонником творчества Толкина. Много чисто английского юмора и разговоров из слишком специфического, видимо, высшего общества, смысл которых то ли из-за недостаточно хорошего перевода, то ли от особенностей оригинала, ускользает от зрителя. Режиссер хотел ухватить сразу все темы: мужская дружба, фильм для/про подростков, военные баталии, фэнтези, исторический, биографию, любовную историю. При этом все темы остались на поверхностном уровне. Из положительных моментов - красивые костюмы, подготовка актеров. Но фильм ожидался совсем не про это. Это не для поклонников Гордости и предубеждения или Унесенных ветром.
Творчество Джона Рональда Руэля Толкина (мне всё-таки привычнее Толкиен) оказало на меня очень большое влияние. Именно 'Хоббит' был моей любимой книгой в детстве. Поэтому байопик о дорогом моему сердцу писателе я пропустить не мог. Фильм рассказывает о детстве и юности Толкина, а также о его участии в Первой мировой войне. По трейлеру создавалось впечатление, что фильм будет показывать то, как события в реальной жизни писателя нашли отражение в его произведениях. И начало фильма оправдывает эти ожидания: верный адъютант Сэм практически несёт лейтенанта Толкина через мрачные окопы к его личной цели. Но дальше, возможно из-за проблем с правами, авторы фильмы не идут. Да, мелькнут ещё дракон и назгул, в сюжет вплетут 'Легенду о Сигурде и Гудруне' и 'Кольцо Нибелунгов', а любовная история Толкина и его будущей жены может напомнить о Арагорне и Эовин, но прямых параллелей больше не будет. Создание 'Толкина' сопровождалось уже привычным скандалом: сын писателя Кристофер Толкин против не только экранизации его произведений, но истории его жизни. Из-за этого при просмотре 'Толкина' складывается впечатление, что читаешь статью Википедии: авторы фильма взяли ряд событий из молодости писателя и собрали их в не очень складный сюжет. Эмоциональные сцены вроде бы и есть, но из-за того, что родственники не консультировали, выглядят эти сцены неестественно. Николас Холт играет уже второго западного классика (причём ни на Сэлинджера, ни на Толкина внешне он не похож). У Холта Толкин получился пылким юношей, хорошо удалось передать увлечённость разными языками и создание своих. Лили Коллинз ничего особенного не показывает (кроме бровей). Очаровательными вышли Толкин-подросток и трое его школьных друзей. Не смотря на сопротивление потомков, фильм о Джоне Рональде Руэле Толкине вышел милым и снятым с уважением к отцу фэнтези. Кому смотреть: - тем, кто не читал книги Толкина (возможно, после фильма захочется); - любителям спокойного Николаса Холта. Кому не смотреть: - если терпеть не можете байопики; - если ожидаете много сцен с Первой мировой.
Я ждал этого фильма ещё с выхода на экраны 'Хоббит: Битва пяти воинств', когда случайно прочёл, что планируется байопик о Толкине под названием 'Средиземье'. Кто такой Джон Рональд Руэл Толкин? Бог жанра фэнтези! Все нынешние истории о магии, драконах, волшебниках, людях, эльфах, орках и гоблинах опираются как раз на его творчество, ибо этот человек придумал всю нынешнюю концепцию жанра 'фэнтези', Конечно, фэнтези было ещё до него, например, 'Конан-варвар' (доисторический сеттинг с дикарями и монстрами) и 'Хроники Нарнии' Клайва Льюисса. К слову, последний был близким другом Толкина, пока не поменял религию. Тем не менее, как я уже писал, именно Толкин создал то фэнтези, которое мы знаем. Знакомство с его творчеством началось ещё в детстве, когда мне в руки попался комикс 1992 года 'Хоббит' с рисунками Рамазанова и Шевцова. Потом в начале двухтысячных началась истерия вокруг экранизации 'Властелина Колец'. Когда в первом фильме упомянули хоббита Бильбо Бэггинса, я, тогда ещё совсем ребёнок, которого мало интересовало происходящее на экране, тут же встряхнулся и воскликнул 'О, хоббит? Это тот, который из комикса?' И пошло - поехало. Так я всецело открыл для себя жанр 'фэнтези'. Сегодня я, наконец, посмотрел долгожданный байопик. Оглядываясь назад скажу, что меня обеспокоил Николас Холт в главной роли. Ранее он сыграл главную роль в байопике 'За пропастью во ржи' о писателе Джэроме Сэлинджере, авторе легендарного романа 'Над пропастью во ржи'. Фильм получился сухим пересказом фактов из жизни писателя со слабым сценарием и нераскрытыми персонажами, что меня очень расстроило. Как в случае и с этим фильмом... Увы, мои опасения подтвердились, ибо фильм вновь получился сухим пересказом фактов из биографии. В отличие от фильма 'Прощай, Кристофер Робин' о биографии Алана Милна, создателя Винни Пуха, этот фильм не вызывает никаких эмоций. Персонажи не раскрыты, нет запоминающихся диалогов, а моменты изображающие элементы Средиземья больше похожи на постановку в захудалом театре. Единственное, что даёт фильму какой-то глубины и вообще цепляет, это прекрасная музыка Томаса Ньюмэна, автора саундтрека из 'Зелёной Мили'. Надеюсь, когда-нибудь снимут новый байопик о Толкине да такой, чтобы он был достоин встать в один ряд с кинотрилогиями Питера Джексона о Средиземье. 3 из 10
4 января 1892 года Артур Толкин написал письмо в Бирмингем, где со всей присущей ему отцовской гордостью сообщил о появлении на свет сына, Джона Рональда Руэла Толкина, - человека, который своим блестящим умом, живостью мыслей, стремлением к познанию, а также безграничной мечтательностью изобрел жанр 'фэнтези' и впредь и навсегда изменил литературный мир. Невероятного таланта профессор, лингвист и поистине сильная личность, человек отважный и решительный, не лишенный безрассудной смелости и рьяного упорства... все это об известном писателе 20-го столетия, скромно подписывающем свои произведения как Дж. Р. Р. Т. Фильм 'Толкин' стал для меня словно вдохновением, заставил животрепещуще ждать выхода, анализировать над его содержанием. Я полагаю, что для любого уважающего себя поклонника творчества великого Профессора Толкина, любое упоминание о нем - это уже своего рода новая надежда на появление удивительных историй, полных опасностей и новых открытий. В данном случае создатели картины открывают перед нами новую главу - приключение в прошлое: столь туманное, далекое, грустное и неизведанное, что порой становится так тоскливо. Однако эта биография - история становления таких произведений, как 'Властелин колец' и 'Хоббит', а главное - история о самом Толкине, приоткрывающая завесу на его самые сокровенные мысли, мечты и надежды. Благодаря Доме Карукоски мы узнаем о взаимоотношениях между Рональдом и отцом Фрэнсисом, открываем для себя мир дружбы и искренней любви. Нет ничего более яркого и живого, чем встречи преданных членов 'Чайного клуба и Барровианского общества', где друзья делились своими идеями об изменении мира в лучшую сторону, о творческих успехах и мимолетных неудачах. Думаю, описание 'ЧКБО' - одна из наиболее важных деталей, позволивших зрителям познать внутренний мир Толкина, важность понятий 'дружбы' и 'братства' в его последующих трудах. Судьбоносная встреча мисс Эдит Бретт и Дж. Р. Р. Толкина поразит глубиной чувств и верностью своих убеждений. Николас Холт - актер, который, скажем прямо, исключительно внешне совершенно не подходит на роль Джона Рональда. Детально рассматривая фото молодого Толкина, на ум приходит лишь Райан Гослинг, однако, к счастью, мы оцениваем актеров не за их внешность. Долго блуждая вокруг да около, по больше части из-за актерского состава, я взяла себя в руки и решилась на просмотр, и, сказать честно, это меня ничуть не разочаровало. Из Холта вышел далеко не самый плохой Толкин, я вам скажу! В таких вопросах я жуткий скептик, ведь Дж. Р. Р. Т. для меня не просто рядовой писатель. Такие люди рождаются для того, чтобы нести свет в этот мир. Именно поэтому задача для актера не из простых - сыграть выдающуюся личность. Признаться, Холт отдаленно напомнил мне Фродо, каким Толкин представил его в книге. Пожалуй, это уже достаточно удовлетворительный показатель. Лили Коллинз (Эдит Бретт) несколько удивила и даже очаровала своей игрой. Возможно, лишь удачно сложился пазл режиссера, но Лили была весьма и весьма убедительна. Хотя, сказать по правде, это не Лютиэн Тинувиэль моей мечты, но такое ее воплощение заслуживает места быть. 'Толкин' - это фильм не о том как создавался 'Хоббит', 'Властелин колец' или даже 'Сильмариллион'. Это лишь рассказ о мальчике-сироте: грустном, серьезном и задумчивом, отчаянно пытающимся проложить себе путь в лучшую жизнь, создавая в своем воображении образы свирепых драконов, доблестных рыцарей, бесстрашных воинов, удивительных существ и народов. Это история, которую человек пронес через всю жизнь и заключил ее в пределах страниц своих книг, наполнив наши сердца добротой, любовью и верой в собственные силы. 8 из 10
Николас Холт медленно и верно подбирается к статусу актера наиболее часто воплотившего в кино писателей. Вслед за исполнением роли Сэлинджера он взялся за роль столпа Британской фантастической литературы. Джона Р. Толкина. Фильм важен тем, что его основной линией является не то, чем был известен автор, а то, как он пришел к этому. Зритель имеет удовольствие наблюдать за становлением великого писателя как человека. Детство отягощенное тяжелой потерей, юность в компании друзей, любовь которая не должна была произойти и война, которая всегда приходит не вовремя. Фильм завораживает с самых первых секунд. В нем есть юмор и эстетика присущие британским фильмам, в особенности биографиям. Николас Холт со своими небесно-голубыми глазами замечательно исполнил роль, тон которой был задан юным актером. Кастинг в принципе радует глаз. Лили Коллинз стала настоящим украшением картины, одной из важнейших составляющих. Те эмоции которые передавали актеры от млада до велика - бесценны. Сам принцип повествования достаточно интересный, в особенности придание фантастических образов на поле боя и в моменты глубокой задумчивости автора. На самом деле о Толкине можно писать, снимать и говорить бесконечно долго, но если вы не знакомы ещё с его творчеством или просто хотите насладиться вечером за просмотром сильного кино, то не проходите мимо этой картины, ведь это не просто история о писателе, нет - это история о потере, дружбе, братстве, любви и долге.