Именно в таком жанре писал Артур Хейли — брал какое-нибудь место (аэропорт, как здесь, отель или еще что-то), населял персонажами и вываливал на них все профессиональные кошмары разом. А какие кошмары могут быть в аэропорту? Безбилетники, поломка самолета, пассажир с бомбой в чемодане… Все присутствует. А еще куча личных драм, которые сюжету не мешают — наоборот, позволяют понять героев. Книга Хейли киногенична настолько, что экранизировать ее можно запросто — путем механического переноса. Примерно это мы и наблюдаем, но с некоторыми изменениями — в основном по мелочи, но в угоду хронометражу допустили крупную ошибку: вырезали линию Кейза, брата главного героя, самого трагического персонажа в истории. Он не менее важен, чем остальные, но в фильме появляется всего на секунду. Обидно. Зато все остальное радует. И полюбившиеся по книге события и герои (старушка-безбилетница Ада Куонсетт великолепна!), и прекрасная картинка, наглядно показывающая, каково находиться в заснеженном аэропорту, в котором проблемы начинаются моментально, стоит только выйти из такого уютного здания. А для кого-то, например, для главного героя, они везде, и их постоянно приходится решать. Об этом фильм и рассказывает — просто, ясно, качественно. «Аэропорт» — кино не о героях, оно об обычных людях на обычной работе. Это повседневный экшен, с которым в разных видах имел дело каждый — и на работе, и дома. Показать его интересно — задача сложная, но и Хейли, и режиссеры Джон Ситон и Генри Хэтэуэй справились на отлично. Если бы еще линию Кейза сохранили — было бы вообще прекрасно. 9 из 10
Лента «Аэропорт», вышедшая на экраны в 1970-м году является экранизацией одноименной книги Артура Хейли, которая появилась в 1968-м и стала настоящим бестселлером. Вслед за литературным первоисточником настоящим хитом стал и фильм, собрав в прокате свыше 100 миллионов долларов, что на тот момент являлось баснословной суммой. И правда, если посмотреть на список картин, перешагнувших сотню миллионов в прокате за всю историю, то можно убедиться в редкости таких сборов в то десятилетие. В главных ролях в проекте засветились на тот момент голливудские звезды первой величины. Фильм получил целых 10 номинаций на премию «Оскар», в том числе за лучший фильм года, а победой обернулась лишь номинация за лучшую женскую роль второго плана. О том, насколько все это заслужено мы обязательно поговорим, но для начала немного о сюжете. И так, что из себя представляет «Аэропорт»? Это целый мир с бесконечными залами ожиданий и зонами прилетов-отлетов. С маленькими кафешками и газетными киосками. С целой системой контроля за полетами, а так же с парком гигантских лайнеров и вереницей обслуживающего персонала разных мастей. А еще, аэропорт — это место, где постоянно что-то происходит. И иной раз происходящее может статься настоящим кошмаром для его верных и преданных работников. Один из таких кошмаров случился однажды заснеженной зимой, когда неудачное приземление самолета с последующим застреванием оного посреди взлетной полосы, положило начало целой серии злоключений, которых просторы аэропорта доселе еще никогда не видели!.. Интересная получается дилема. С одной стороны — я вот абсолютно не понимаю, за что картину вообще номинировали на «Оскар»? Актерские работы тут вполне себе добротные, но все же без надлежащего для премий драматического, либо комедийного накала. Да, старушка-заяц просто бесподобна и как образ, и как воплощение этого самого образа — хоть отдельный сериал снимай. Но «Оскар» за лучшую роль второго плана?.. Нет, может быть в тот год была слабая конкуренция? И вообще, интересно получается, — это сейчас академики частенько стараются привлекать на премию популярное кино, для более высоких рейтингов, — неужели и тогда на такое шли? Эх, ничто не ново под луной. С другой же стороны — картина мне очень понравилась. Она медленно раскачивается, но в какой-то момент ты начинаешь осознавать, что ее герои тебе небезразличны, а это очень важно для надлежащего восприятия! Их совершенно спокойное отношение к трудностям личной жизни не грузит, и не отталкивает соплями и излишним мелодраматизмом. Да, иной раз задумываешься, а не слишком ли все просто? А потом понимаешь — ну, а почему бы и нет? Необязательно всегда все усложнять и драматизировать — эта история имеет свой стиль. И настоящими проблемами для действующих персонажей, по крайней мере пока они на работе, становятся: застрявший на взлетной полосе самолет, постоянно летающая зайцем милая старушка, придумавшая целую схему обмана сотрудников аэропорта и странный пассажир, подозрительно не отпускающий из рук свой кейс. И правильно, люди делом заняты, им некогда страдать фигней. Нет, личностным отношениям тут тоже нашлось место. Ну как, скажите на милость, не поддаться романтике, будучи находясь столько часов кто в полете, кто в самом аэропорте? Тесные контакты сотрудников и коллег нередко приводят к еще более тесным личным отношениям, отсюда без «Санта-Барбары» тоже не обошлось. Но как уже отмечалось выше — без особых истерик, слез и драматизма. Фильм сам по себе так устроен, что его можно было бы легко превратить в сериал, со множеством эпизодов абсолютно разной жанровой направленности — начиная с комедии ситуаций и заканчивая остросюжетным триллером. Нельзя сказать, что картина динамична, но при этом она неплохо сконструирована. И несмотря на более чем двухчасовой хронометраж, смотреть ее было легко и увлекательно. Есть тут магия и стиль, что отличает «Аэропорт» от сотни других кинопроектов. Это не типичный фильм-катастрофа, зацикленный на определенном ЧП, или просто триллер с каким-нибудь политическим или социальным подтекстом. Данная лента скорей о людях — сотрудниках аэропорта, которые ежедневно делают все возможное для надлежащего функционирования его системы. И несмотря на трудности в личной жизни, непростые взаимоотношения с целой кучей сотрудников и постоянные проблемы с пассажирами — эти ребята никогда не опускают руки и всегда стараются четко выполнять свою работу. Фильм, как батарейка, заряжает своей энергией, а так же вдохновляет на что-то дельное и продуктивное. Кинематограф 60-х отличается особой атмосферой. Время радикальных и захватывающих открытий, сексуальной революции, первого полета в космос (вечная память Юрию Гагарину!) и уйма других мировых событий, принесших миру колоссальные изменения. Со зрителями уже не боятся говорить на неудобные темы (аборты, предохранение, связи на стороне). На экране преобладают преимущественно теплые тона, на головах женщин всяческие вариации бабетт, а губы красоток окрашены в цвет спелой моркови. Для съемок дорогостоящего «Аэропорта» арендуется настоящий Boeing 707—349C, которому на тот момент было всего 4 года. И, кстати, он разбился 21 марта 1989 года при заходе на посадку в аэропорту города Сан-Паулу. Основного актерского состава, окромя прекрасной Жаклин Биссет (стюардесса), увы, уже нет в живых, но они всегда будут жить в своих фильмах, как бы банально это ни звучало. В том числе и в «Аэропорте», который не получился бы столь милым и увлекательным, кабы не обаяние и харизма его персонажей. Примечательно, что Бен Ланкастер назвал фильм самым крупным хламом из всех когда-либо сделанных, узнав о его выдвижении на премию «Оскар». И если номинации и правда вызывают недоумение, то со всем остальным я с Бэном все же не согласен. Да, на тот момент крупный. Да, сценарно посредственный. Но далеко не хлам. Он просто современный хлам не видел!.. P.S. Приятный и увлекательный комедийный триллер, который запоминается атмосферой целого мира со своими законами и правилами в одном аэропорту, интересными приключениями, постоянно происходящими в его терминалах, а так же, яркими и забавными персонажами, за которых всей душой переживаешь и сильно привязываешься к концу просмотра. Чего только стоит старушка-безбилетница Ада и ее схема обмана сотрудников аэропорта!.. 8 из 10
Аэропорт — действительно тяжелая скрупулезная работа, требующая сильного терпения и пристального внимания. Необходимо организовать рейсы, обеспечить безопасность пассажиров, подготовить все условия для комфортного перелета. Однако предсказать неприятные события невозможно, потому что непредсказуемо человеческое поведение. Такая идея лежит в основе остросюжетного триллера «Аэропорт». Синопсис В один день жизнь обычного чикагского аэропорта Lincoln International катится к черту, когда в одночасье происходят сразу несколько неприятных событий. Во-первых, начальник аэропорта Мел Бейкерсфелд вынужден одновременно разобраться с застрявшим на взлетной полосе самолетом и своим разваливающимся браком. Во-вторых, его помощница Таня Ливингстон должна найти пожилую аферистку-безбилетницу. Наконец, наиболее серьезную опасность представляет неадекватный пассажир, намеренный взорвать самодельную бомбу во время рейса Чикаго-Рим. «Аэропорт», конечно, примечателен, прежде всего, своим ярким актерским составом. Берт Ланкастер исполнил роль упорного трудоголика, который посвящает больше времени своей работе, чем семье. Жаклин Биссет сыграла роль стюардессы Гвен, беременной от женатого пилота Вернона Демереста. Более всего запомнилась Хелен Хейес, воплотившей образ ловкой пожилой аферистки, летающей бесплатно вот уже много лет. Наконец, следует упомянуть Морин Стейплтон в роли жены сумасшедшего пассажира с бомбой, которая сразу поняла, что её муж затеял что-то неладное. Режиссёр Джордж Ситон, который мне более знаком по таким мелодраматическим фильмам, как «Чудо на 34-й улице» и «Деревенская девушка», приятно меня удивил, сняв остросюжетный триллер «Аэропорт». Однако «Аэропорт» нельзя назвать триллером в классическом понимании этого слова. Правильнее назвать фильм удачным сочетанием триллера, мелодрамы и авантюрной комедии, поскольку три параллельно развивающиеся сюжетные линии и построили такую необычную фабулу фильма. Единственное, чего не хватает в фильме, это остросюжетности и напряжения, которые к тому же стираются любовными или комедийными отвлечениями. Как уже было отмечено ранее, сценарий фильма состоит из нескольких сюжетных линий, каждая из которых посвящена проблемам тех или иных персонажей. В первой сюжетной линии мы видим ответственного начальника аэропорта Мела Бейкерсфелда, который посвящает большую часть своего времени работе, не замечая, как стремительно разваливается его брак. Вторая сюжетная линия сосредоточена на тайном романе женатого пилота Вернона Демереста и стюардессе Гвен, которая узнает о беременности, понимая, что Вернон никогда не бросит свою жену. Наконец, третья, наиболее значимая сюжетная линия рассказывает нам о бывшем специалисте-подрывнике, который так глубоко погряз в долгах и нищете, что решается на отчаянный шаг взорвать себя во время полета, чтобы его жена смогла получить его страховку. Сюжет развивается таким образом, что все личные проблемы главных героев, включая разваливающийся брак или неудачный роман, отходят на задний план, когда на кону стоит жизнь нескольких пассажиров. Тем не менее, концовке фильма присуща классическая голливудскость и стереотипность, оставившие неоднозначное впечатление. Итог Конечно, «Аэропорт» — увлекательное кино, поскольку сложно предугадать судьбу того или иного персонажа. Понравилось жанровое сочетание, когда были сплетены триллер, мелодрама и комедия. Однако фильм не лишен голливудскости, из-за чего я был вынужден поставить фильму такую оценку. 7 из 10
— Мой покойный муж был геометром, от него я научилась тщательно всё рассчитывать. В любой ситуации он мне говорил, что нужно правильно измерить угол. — А мой покойный муж был юристом. И он всегда говорил мне: ни за что не доверяй обаятельным пожилым женщинам! При просмотре так и вспоминался отечественный «Экипаж»: уйма щекотливых разговоров, штатных и внештатных ситуаций, нераспутанных взаимоотношений на Земле, и катастрофа в небе, с которой в небе же нужно разобраться, иначе неизбежны огромные жертвы. Только тут ещё акцент, действительно, на самой атмосфере аэропорта — и знаете, мне она крайне понравилась. Кипучая, клокочущая, будоражащая, динамичная, красочная стихия захватывает тебя, и даёт ощутить и тревогу пилота перед полётом, и тщательное, пунктуальное, но слегка насмешливое отношение к проверкам, на которые следует надевать рубашку только строго установленного образца. Или же ошарашенность, смятённость дамы, примчавшейся в аэропорт из-за тревоги за своего супруга, который странно себя вёл в последнее время. Или же возмущение женщины, проходящей таможенный контроль, когда зоркий и искушённый таможенник снимает с её пушистой собачки драгоценный ошейник. Актёры ответственно исполнили свои роли, однако пилоты, стюардессы и прочие из персонала мне не так запомнились. Скорее всего потому, что даже самые стойкие и старательные профессионалы в самых трудных и опасных областях жизни вызывают у меня отторжение, если они разбивают свои семьи. Забота о самочувствии детей — только предлог, чтобы оттягивать момент, когда нужно сказать в лицо всё о своих служебных амурах со стюардессами. А этот момент непременно придёт, после чего ещё не факт, что, порушив одну семью, можно удержать другую. Кто понравился несказанно, без всяких оговорок — конечно же, Хелен Хэйс, получившая Оскара, и недаром. Ушлая, толковая, решительная старушка наслаждается видимо даже не столько тем, что сумела сэкономить деньги на билет, как тем, что каждый раз имеет возможность проявить свою предприимчивость и творческие способности по-новому. Ехать легально первым классом для пожилой леди не столь увлекательно. Зато, путешествуя без билета, она не преминёт укорить авиакомпанию за то, что в салате слишком много чеснока! Так что много экшена, интрига, напряжённость, колоритная обстановка и обворожительная старушка — создают прекрасную погоду для предстоящего полёта фантазии.
Как только ты прочел середину книги Артура Хейли, понимаешь, что фильм по ней обречен на успех. Я представляю как круто и реалистично смотрелись спецэффекты этого фильма сорок лет назад. Это кино положила начало многим культовым фильмам-катастрофам с участием самолетов. Он остается шедевром и по сей день. Нельзя представить других, которые так смог ли бы сыграть в этой картине. Классические голливудские красавчики и девушки с очень прикольными укладками волос играют так, словно они правда переживают крушение самолета, а вместе с этим своих надежд. планов и отношений. Но несмотря на прекрасный сценарий, игру актеров, реалистичные спецэффекты фильм не может передать атмосферу, которую создал Артур Хейли в своем романе. В книге нет ни положительных, ни отрицательных героев. У каждого свой путь, свои переживания и мы сочувствуем каждому из них, даже «подрывнику». Так что я думаю, что если вы прочтете книгу перед просмотром, то ваше впечатление увеличится во много крат. п. с.: Слишком уж тут Димирест хороший, нежный и учтивый. Неувязочка.
Несколько жизненных историй пересекаются в один день, а точкой кипения становится авария на одном из пассажирских самолетов. Главные герои — сотрудники аэропорта и экипаж самолета мужественно стараются спасти жизни пассажиров. Фильм поставлен на основе великолепного литературного материала, поэтому нет ничего удивительного в том, что кино смотреть очень интересно. Прекрасно подобранные исполнители: Ланкастер, Дин Мартин, Биссет — ни в коей мере не «перетягивают одеяло на себя». Каждый из них вносит в фильм частичку собственного таланта. Правда, существенно выделяется актерская работа Хелен Хэйес — впрочем, ее персонаж сам по себе очень интересен. Успех этого американского кинофильма фактически стал основой для создания двух других очень достойных фильмов. Речь идет о пародии «Аэроплан» и советского фильма «Экипаж» (1979). 7 из 10
Просмотрев фильм, убедился еще раз, что блестящие экшн сцены можно ставить и без наличия навороченных спецэффектов, занимающих в любом современном кино этого жанра добрую половину экранного времени. Достаточно пригласить в фильм актеров уровня Берта Ланкастера и объяснить им, что нужно играть. Результат на лицо. Глядя на лица двух пилотов за штурвалом самолета, с тревогой смотрящих вдаль, ты в полной мере ощущаешь напряжение от той, казалось бы, безвыходной ситуации, в которую попали герои фильма. Но даже не это заставляет тебя, не отрываясь, смотреть «Аэропорт» от начала и до конца. Самое главное — это то, что во все это хочется верить. И ты веришь. Веришь каждому обитателю этого гигантского организма. Будь то чудаковатая старушка-безбилетница, отчаявшийся безработный, задумавший своей гибелью добыть денег для своей семьи или внешне спокойный управляющий, который предпочитает проблемы на работе, неприятностям дома с женой. Все они, как часть нашей с вами жизни, вырванные из общего ее хода, поставлены перед нелегким выбором, еще одной проверкой на прочность… И, боже мой, как же, все-таки, приятно осознавать, что в кадр вдруг не ворвется банда очень злых и недалеких террористов с взрывчаткой для целого мира, а салон лайнера не наполнит вдруг сотня другая ядовитых змей. Ни капли не пожалел, что потратил 2 часа на просмотр фильма почти 40 летней давности. Большое спасибо Артуру Хейли, и Браво, Джордж Ситон! PS. Очень жаль, что в конкурсе киноакадемии фильм лишился вполне заслуженных, на мой взгляд, Оскаров за сценарную адаптацию и монтаж. 9 из 10
Один из лучших фильмов-катастроф, которые я когда либо видел. Это во многом благодаря отсутствию невообразимых (типичных для фильмов этого жанра) спецэффектов и наличию потрясающей актёрской игры. Гигантская заслуга ещё при этом Хелен Хэйс. Её старушка-аферистка, летающая зайцем из одного города в другой, просто великолепна. Ну и Американская киноакадемия это тоже оценила. Я доволен просмотром и ставлю 10 из 10