Страна приливов: отзывы и рeцензии

Михаил К.
Михаил К.13 января 2011 в 22:16

Адекватный бред. Это ненормально. Ненормально снимать такое кино. Почти каждая сцена здесь безумна. Безумие пугает. Безумие завораживает. Отвратительные, мерзкие сцены одновременно милы и невинны. К чему создавать столь немыслимые оксюмороны!? Радость не должна пахнуть разложившимся и сгнившим папой, сошедший с рельс поезд – не повод для невинного ликования, а противный бабушкин язык во рту у маленького мальчика не может быть приятным воспоминанием для ребенка. Все это, конечно, так, но только не в этом фильме. Здесь смерть мамы не означает долгие страдания для дочери, ведь теперь можно будет съесть ее конфеты. Вся картина просто пропитана скрытой горечью и неумышленной жестокостью. Джелиза-Роза – девочка десяти лет, совершенно не способная воспринимать окружающую действительность как таковую. Она живет в своей фантазии, переосмысливая реальность сквозь призму своего уже больного сознания. Все, что происходит вокруг, для нее лишь сказка. И как же это грустно! Друзья Джелизы-Розы – это оторванные головы кукол и даун-сосед Диккенс. Они с ним похожи. Они оба живут фантазиями. Больными фантазиями. Но почему Джелиза стала такой? Вероятно, из-за наркоманов-родителей, регулярно «уходящих в отпуск». Из-за ее папеньки, постоянно рассказывающего своей маленькой дочурке свои нарко-бредовые сны и возбуждая ее воображение. Все персонажи, окружающие маленькую героиню по ходу фильма - безумцы. Люди психически ненормальные. Начиная с ее наркоманов родителей и заканчивая сумасшедшей соседкой, высушивающей трупы. Для девочки в этом нет ничего странного и необычного. И лишь в конце фильма появляется первый адекватный человек. Женщина, выжившая после крушения поезда. Она проявляет искреннее внимание к юной героине. На фоне того безумия, что творилось на протяжении всего фильма, любое разумное и доброе слово кажется чем-то странным, чуждым общей атмосфере. Но здесь эта толика внимания и здоровой любви – как свет, как надежда. Надежда на то, что, может быть, судьба Джелизы-Розы изменится к лучшему. Ведь она психически больная девочка, абсолютно одинокая. Терри Гиллиам искусно играет с психикой зрителя, совмещая несовместимое, что вызывает неоднозначные эмоции и ощущения. Но мне кажется, что на этот раз, он, несомненно, перегнул палку. Многие сцены просто кощунственны по отношению к доброте и невинности. Кроме того, в этой картине решительно нет ни идеи, ни смысла. Возможно, эту работу стоит расценивать как аллегорию печали и скорби, как отвлеченных понятий. Те, кто увидели в «Стране приливов» лишь красивые сцены и величие детского воображения, глубоко ошибаются.

Кинопоиск
Кинопоиск4 декабря 2014 в 21:23
В стране без окон и дверей

Выскажу непопулярное мнение, наверное, относительно гениальности данного произведения режиссёра таких, без сомнения, выдающихся произведений, как '12 обезьян' и 'Король рыбак'. И всё же эта вымышленная страна оказалась клеткой, или камерой пыток для маленькой девочки, гениально сыгравшей, вне всяких сомнений, в свои юные годы Джоделль Ферланд. Гиллиам осознавал и видел этот огромный потенциал Ферланд, пожалуй, наиболее проявившийся в этом фильме и в этом её возрасте. Всё,что было после не то. Но в этой роли девочка тогда ещё,просто плыла, как рыба в воде. Казалось, что он входила в образ настолько глубоко, что теряла на какой то момент грань между реальностью и вымыслом сценариста, что может так и было, кто знает. Одним из авторов сценария был Гиллиам, поэтому так верно удалось подобрать главную героиню. И в этом, наверное гений и есть, в данном случае, эта крошечка с таким взрослым и мудрым выражением лица. Было просто интересно и приятно смотреть, как эта девочка балуется на экране, казалось, что для неё эта была не игра, точнее не в кино игра, а в жизни. Так она непосредственно себя вела на воображаемой сцене, что трудно было не любоваться ей, при этом думая, как же всё таки прекрасны дети, как они могут быть беззаботными и искренними ко всем, включая мёртвых и безумных людей, в своей наивности не осознавая вещей порой страшных и чудовищных. И по сути на этом детском наивном восприятии сложных и ужасных вещей и держится весь фильм. Все остальные персонажи, которых немного, но всё же они есть, не то, чтобы не заметно, они просто гаснут на фоне этой малышки, которая по своему сходит с ума, по ребячески и в тоже время по всем законам взрослого мира. И здесь прослеживается травма, которая наносилась с самого рождения Джелизы-Роуз, постепенно перерастая в нечто страшное. Конечно можно трактовать события в разных трактовках, смотря на сколько искушен разум зрителя, но я заметил страшные вещи, и думаю, Гиллиам повел нас именно таким путём, в страну приливов, где нет ни воды, ни песка и собственно самих приливов и отливов, где нет ничего, кроме пустоты, одиночества и безумия, накрывшего всех героев с головой и по сути потопившего этот кораблик из детских мечтаний и грёз. Лишь конец фильма вносит какую то надежду на исправление так затянувшейся безумной меланхолии, череды галлюцинаций и просто страшных, пугающих моментов, в которых оказалась Роуз. Эта трагедия, что происходит, трагедия для других, но для неё эта призрачная надежда на спасение, спасение от безумия, спасения от своих опасных 'игр с мёртвыми',спасение от пути в никуда. Вот пожалуй и всё,что можно сказать о этом кино. Оно не развлекательное, оно не драматичное, оно не трагическое даже, оно безумное, такое же какими предстают все участники выступления. Шоу уродцев. Иначе не назовёшь. Без сомнения фильм имеет некий шарм, такое необычное действо в пасти сумасшествия, одиночества и безнадёги, где прокисшее повидло выступает в роли несметных сокровищ, а игрушечные головы старых кукол становятся ожившими друзьями. Не знаю, фильм без сомнения эмоциональный и необычный, но лучше бы я его не смотрел.

zara_goza
zara_goza1 августа 2014 в 17:17

Многими кинокритиками этот фильм вполне заслуженно был отнесен к разряду unreleasable, то есть непригодных для широкого показа. Что, в общем-то, с ним и произошло – в США он прошел малым экраном и в скором времени перекочевал в формат DVD. Что позволено Терри Гиллиаму, не позволено быку. Но даже и Терри Гиллиам, кажется, перегнул палку, демонстрируя свое видение экзистенциальной заброшенности человека в мир и невозможность, а то и нежелание, что-либо изменить в этой заброшенности. Главная героиня фильма – одиннадцатилетняя девочка, очутившаяся в аду, если и не абсолютного одиночества, то одного из самых мрачных его вариантов, когда любая'слишком человеческая' попытка живого контакта с Другим терпит поражение. И поражение это, похоже, фатально, то есть очевидным образом предопределено. На это в фильме указывает и огромный пустующий степной ландшафт, типичный для некоторых южных американских штатов, и нарочитое отсутствие налаженной работы, привычного для нас, социального механизма, гарантирующего хотя бы сколько-нибудь спасающий от распада быт и 'обыкновенный' разговор с человеком, даже совершенно незнакомым. Лишь в конце фильма, похоже, сама Судьба, сжалившись, посылает ей Другого, способного подарить немного тепла из 'простого' сострадания и боязни одиночества. Потому как все прежде встречающиеся на ее пути люди, - обезумевшие от наркотиков родители, прежде всего - были насколько довольны и ослеплены своим безумием, что дожидаться от них спасительного внимания никак невозможно. Эта невозможность предельно утрирована Терри Гиллиамом прежде всего на уровне образной системы фильма, вызывающей попеременно ужас и предельное физиологическое отторжение. Гиллиам – визионер, знающий толк в стилистике абсурда и гарантированной им остроты образов, в особенности тех, которые приоткрывают отчаянное положение человека в мире, в социальном, в частности. Вспомнить хотя-бы, как в своей известной фантасмагории 'Бразилия' он виртуозно, ярко и убедительно раскрывает механизмы существования, или верней, функционирования человека в тоталитарном обществе. Правда, там 'ужасы' визуально не напоминали 'обыкновенную', 'реальную' жизнь, а в 'Стране приливов' антураж вполне правдоподобен. Для американского взгляда так точно. Много эпизодов в фильме вынуждают вспомнить евангельские слова о 'мерзости запустения', которая постигнет людей, живущих в 'последние времена'. Неужели, эти последние времена уже сейчас? Или Гиллиам решил напомнить, что единственно человеческое, 'слишком человеческое' способно удержать нас от распада и от 'тьмы кромешной', и что заключается оно прежде всего во взгляде, направленном на другого, хотя бы самого ближнего для начала…? Или это просто чудовищная фантасмагория о новой Алисе в стране чудес, где сказочного кролика собираются приготовить на обед, а безумие шляпника вызывает настоящий ужас. И лишь в самом финале появляется надежда на то, что Алисе может повезти и она вернется из этой 'страны чудес' в мир 'нормальных' отношений. Но что это будет за жизнь, неизвестно...

JaneJustice
JaneJustice1 июля 2013 в 06:55
Through the Tider Land (And What Jeliza-Rose Found There)

Страна белок и кукольных голов, страна безграничных полей и глубоких океанов, страна необычных героев и приключений - добро пожаловать в Страну Приливов! Жила-была девочка со звучным именем Джелиза-Роуз. Её самые обычные ежедневные хлопоты заключались в приготовлении дозы для своих родителей-наркоманов, уборки, заботы о матери-истеричке, чтением странных книг вместе с папашей-рок звездой и мечты о сказочной Дании. Казалось бы, ничего особенного, но до тех пор, пока мамочка не умерла от передозировки. Папа всполошился и решил увезти дочурку в сельскую местность к бабушке. По приезду парочка обнаружила лишь старый пыльный дом, полный хлама и белок. Папочка решил 'отправиться в отпуск', заправившись дозой. Джелиза-Роуз осталась одна в огромном доме...или не одна? Здесь и начинается сказка. Джелиза-Роуз видит окружающий её мир иначе: ветхий дом, золотистые поля, засохшие деревья, заржавевшую машину, громкий поезд, необычные соседи - всё предстаёт перед ней волшебным образом. Поля становятся морем, машина - субмариной, сумасшедшая соседка - ведьмой, сосед-эпилептик - прекрасным принцем, мертвецы - спящие, а поезд - страшным монстром. Девочка путешествует по сказочному миру вместе со своими кукольными головами - её лучшими и единственными подругами. Её мир является проекцией настоящего мира через призму невинного восприятия ребёнка, который искренне верит в сказку, которому всё кажется волшебным, в то время как реальный мир не так красочен. В настоящем мире папа - труп, принц - сумасшедший, ветхий дом не сказочный дворец. Но кого это волнует! Мир обретает новые краски, а жестокость реальности становится волшебной фантазией. Главная звезда фильма, несомненно, Джоделль Ферланд. Эта юная актриса очаровательна в роли 'Алисы в стране приливов'. Её игра переносит зрителя в прекрасный мир героини. От начала до конца Джоделль профессиональна и убедительна вместе со своими кукольными голосами. Остальные персонажи столь же яркие и запоминающиеся. Они - герои сказки о Джелизе-Роуз. Знаменитый своими признанными фильмами режиссер Терри Гиллиам снимал это кино во время своего отпуска. Картина не предназначена для массового просмотра и для кассовых сборов. Фильм - это свободный полёт мысли и фантазии автора. В итоге хочется сказать, что фильм - это сказочный шедевр, приправленный красивой картинкой и очаровательной игрой актёров. В нём можно найти глубокий смысл с отсылкой на жестокую реальность и невинность беззащитного ребёнка перед ним. Но можно и просто смотреть, окунувшись с головой в сказку, увидеть действительность под другим углом, переосмыслить эту реальность. Может, на самом деле весь мир является Страной Приливов, но люди просто не могут поймать волну волшебства. 10 из 10

krupakirill09
krupakirill092 февраля 2011 в 10:50

В Голливуде есть ряд кинолюбимчиков, которым можно снимать все, что угодно и им это простят. Братья Коэн, Дарен Аронофски, и другие. И одним из таких является Терри Гилиам, которому по-видимому наплевать окупится его фильм или нет. Он захотел снять то, что в голову стукнуло – и он это снял. А там ваше дело – будете смотреть или нет. Вот нашел очередное творение под названием «Страна приливов», прочитал самые лестные отзывы и решил, что вечер проведу отлично. Не люблю ошибаться, но приходится порой. Лично актеры сыграли максимально реалистично, прекрасно вжились в свои роли и передали образы своих персонажей. Джодель Ферланд вообще отличная актриса, она одна из трех лучших актрис-подростков в современном кино. Сначала (по старшинству) идет Дакота Фенинг, затем Джодель Ферланд, ну и замыкает список кинолюбимиц публики 13-летняя Хлоя Грейс Морец. Джефф Бриджесс в роли папаши рокера-наркомана получился слишком уж правдивым, я бы точно с таким отцом жить не стал бы. Видеоряд исполнен профессионально и красиво, но не картинкой единой живет фильм. И минусы перевешивают немногочисленные плюсы… Логика и замысел Гилиама понятен, речь в фильме идет о неблагополучной семье наркоманов, мамаша чокнутая наркоманка, лежащая на диване и поедающая шоколад, папаша наркоман, поющий какой-то бред в затасканном баре и повернутый на скандинавских легендах, а дочка живет в мире своих кукол, спокойно готовит родителям дозу и затем возвращается к своим игрушкам. Начинающая стадия аутизма. Да вот только слишком уж сильно показаны психологические отклонения у персонажей, так сильно, что за всем этим параноидальным шизофреническим бредом смысл фильма просто теряется. Сидишь как в ступоре, не понимая как такое могло прийти в голову режиссеру. Детская фантазия перекрывает все реально происходящие в фильме действия. Тема фильма, идея, персонажи, актерский состав – все отлично, но оригинальность фильма граничит с умственным помешательством режиссера и черту, их разделяющую не так уж и легко найти. Я считаю, так фильмы лучше не снимать, а если и снимать, то делать их доступными для зрителей. Исключительно на любителя. И явно не шедевр. 5 из 10

barrettian
barrettian3 апреля 2010 в 19:01
Джелиза в стране приливов.

...try to be an innocent, as difficult as that is. Terence Vance Gilliam Всё не утихают кругом споры о том, та 'Алиса' или не та, а я вдруг и совершенно неожиданно знакомлюсь с необычным, словно снятым с той стороны зеркала, взглядом господина Гиллиама на Кэрроловскую фантасмагорию, хичкоковские душевные метания и на всеобщие социальные проблемы. И вот тут-то сомнений в 'таковости' нет - налицо пять двойных дон и многослойность не хуже, чем у модных нарядов. Начало фильма весьма похоже на жизненный концентрат, перенасыщенный грязью и отвратными продуктами распада, авторства Азии Ардженто 'Лукаво сердце более всего' - но, к счастью, это только зачин, иначе фильм был бы уж каким-то окончательно оголтелым и малоосмысленным. Так же наркоманка-мамаша мечется между своими чувствами к 'засранке' и 'солнышку' Джелизе-Розе, так же папаша обещает страны чудесные и сиянье неземное, такой же несчастный измученный ребёнок. Хотя нет, не такой же - Джелиза-Роза явно не имеет ничего против подобного образа жизни, она заботливо готовит папочке героин, а мамочке массирует ноги с явными признаками сепсиса и, когда выдаётся свободная минутка, играет со своими лучшими подружками - кукольными головами. Семейная идиллия вскорости прекращается, потому что Королева Гунгильда помирает от метадона, как считает папочка, опасающийся, что его обвинят в убийстве. Храбрый викинг и его маленькая принцесса отправляются на край света, в прерию. Однако и там сиянья неземного на них не снисходит - отец не возвращается из очередных 'каникул'. И тем не менее, девочка никогда не чувствует себя одиноко: она продолжает исследовать бабулин дом, где всё покрыто толстым слоем смерти, разговаривает с папашей, уплывшим в Вальгаллу, находит призраков и охотится за белками. В безлюдной прерии она находит себе ещё одну лучшую подругу - женщину по имени Делл, питающую слабость к таксидермии и имеющую один вытекший глаз. Правда, Делл не признает новых друзей, зато у неё есть брат, перенёсший лоботомию и страдающий эпилепсией. Как единственный доступный мужчина, он тут же становится 'мужем' Джелизы-Розы (и, удивительное дело, он тоже не знает об этом). Итак, при полном, казалось бы, одиночестве, девочка даже не задумывается о значении этого слова - мир полон друзей, интересных и загадочных событий и даже, хм, любви. События нанизываются на нить, складываясь в узор, который был создан так давно, что и не упомнить, хотя нить эта и подвешена в каком-то странном, не то чтобы не сказочном, но уж очень не детском мире. Отбросив всё своё обычное отношение к детям и говоря вообще, не могу не признать - все дети гении, с их непосредственным восприятием мира, анализом событий, а не связи их с прошлым опытом и прочими радостными вещами, навроде обнюхивания и радостного удивления собственным какашкам. Ребёнок не воспринимает этой отвратительности мира (за исключением вещей, которым очень уж противится тело, навроде голода или запаха разлагающегося трупа), он радуется каждой маленькой вещи: солнце встало, и это хорошо, вода в кране есть - и это потрясающе, ещё и горячая - ну вообще, живём! Ребёнок не думает о деньгах, престиже, прочей лабуде, не завидует и не зависает. Вот оно, второе дно сказки Гиллиама, детская простота, удивление и непосредственность, умение жить в гармонии с самим собой так, чтобы было нескучно, показанные в гротескной форме, доведённые едва ли не до абсурда - ну как может девочка не чувствовать, не принимать, что отец уже умер? Ниже идёт мерзость людская, земная, реальная и тоже порой гротескная (Джелиза-Роза заботливо помогает отцу отправляться в 'путешествие'). Казалось бы, всё это должно казаться отвратительным, неприемлемым и страшным. Вот только отчего-то не кажется так вовсе, даже странно. Уже упомянутый фильм Азии Ардженто с этой точки зрения куда более отвратителен, а небезызвестный 'Догвилль' в тыщу тыщ раз страшнее (ну да в этом смысле он вообще шедеврален). Возможно, потому, что Гиллиаму больше с руки снимать сказки, и хотя он и беснуется, показывая пакости и 'шокируя' подчас не меньше собрата по перу - Тима Бёртона, он больше волшебен, и практически не мерзок. Как может казаться мерзким что-то, что происходит в глубине кроличьей норы? Брандашмыг и Бармаглот не одобряют. А вообще говоря, там много ещё можно сказать, например, о том, что с белочками земля не так пустынна - а также с безглазыми кукольными головами и огромной акулой - поездом. Потому что у человека в голове - весь мир. 'Я обладал сегодня в мечтах тремя жилищами и был равно счастлив во всех трёх. Зачем же утруждать своё тело переменами места, раз душа странствует так свободно? И к чему осуществлять замыслы, раз сам замысел заключает в себе достаточно наслаждения' - написал Шарль Бодлер во времена своего парижского сплина. Спорное заявление, да. Но к этому фильму - весьма применительное. И смысла в этом фильме всяко больше, чем в последующем за ним 'Воображариуме'. 10 из 10

imInnersten
imInnersten18 января 2011 в 05:54
Раз мозги новые, то наверно они блестят.

Как, я полагаю, и у многих первой лезет формулировка «странный фильм». И он точно не оказывается тем, что первоначально ожидает увидеть зритель. История о девочке с незавидной судьбой, да только она не знает, что судьба у нее незавидная, несмотря на папу, старого рокера и наркомана и маму, превратившуюся в массивное нечто, пожирающее шоколадки. Безусловно, это ненормально и нездорово, и ребенок, подносящий шприц с наркотиком собственному отцу – уже трагедия. Но Джелизе-Розе не ведомы иные реалии, а в таком случае как можно жалеть о том, чего ты никогда не знала. Для нее это абсолютно нормально, тем более что папа рассказывает ей истории о «Стране приливов», а воображение всегда готово дорисовать все остальное, скрасить скучные будни и помочь умчаться в сказочные дали. «Страна приливов» это какое-то сплошное противоречие, взрослый адекватный зритель смотрит на все это безобразие и выносит вполне логичный вывод – это больное, ненормальное, а порой и отвратительное зрелище, но если взглянуть на ситуацию непосредственно с позиции участника, той же Джелизы-Розы? Это не мерзкий наркоман и разъевшаяся неадекватная туша – это ее родители, это ее самые близкие люди. Это не мальчик-даун, а ее новоиспеченный друг. Да, таких родителей никому не пожелаешь, но ей остается? Да, таких родителей не должно быть у ребенка, но вся проблема в том, что такое вполне реально и от нашего возгласа «не должно!» они никуда не исчезнут. Благодаря незашоренному, чистому сознанию и легкому восприятию она не ужасается, оглядываясь вокруг, напротив она видит целый удивительный мир, пусть и не совсем соответствующий действительности. Повзрослев Джелиза-Роза поймет жуткость своего положения в детстве и неизвестно пойдет ли это осознание ей на пользу, а пока она как кэрроловская Алиса прыгает в кроличью нору и оказывается в своей Стране Приливов. Наверно, это можно обозвать «уходом от реальности» в воображаемые просторы, где папа не выпотрошенная мумия, а просто очень надолго уехал в отпуск, где мама больше не кричит и не забирает шоколадки, где недоразвитый мальчик с динамитом является отважным охотником на акул. Со стороны это смотрится чрезвычайно грустно, но со стороны всегда легче дать жесткое определение и пожалеть свою психику. Мне кажется, «Страну Приливов» надо воспринимать немного с другого ракурса – не с осуждающей позиции, беря нашу реальность и тыкая ею в фильм со словами «Да что же это за мерзость такая?!», а воспринимать это исключительно как сюрреалистичную сказку, если угодно ту же «Алису в Стране Чудес» в чуть более фантасмагоричном варианте. Ведь у фильма помимо мерзковатых, но необычных персонажей и общих часто проявляющихся эстетически неприятных моментов (если уж вас это так коробит) полно достоинств. Это и совершенно особенная история, на которую вряд ли найдется какое-либо общее толкование, это и с визуальной точки зрения необыкновенно атмосферное кино и просто изумительное место действия. Мне трудно назвать этот фильм тяжелым или угнетающим, это как ожившая фантазия, оставляющая у каждого свое неповторимое послевкусие. Это, как особо запомнившееся лето из детства, когда в высокой траве ты наткнулся на труп животного, и не смог отвести от него глаз. Или стал свидетелем еще чего-либо весьма отвратительного, когда вокруг солнышко ярко светит, деревья шелестят и в траве стрекочут кузнечики, а ты смотришь и не можешь оторваться. Этот момент запечатлеется в мозгу и это лето уже стоит особняком от остальных, но увиденное не травмирует (нет, никоим образом), скорее позволяет тебе осознать многогранность окружающего мира, а может и чуть повзрослеть. Трудно описать это чувство. И все-таки это не мерзость и не безумие, но, безусловно, завораживающее зрелище. Ты словно вместе с Джелизой-Розой плаваешь в пшеничных полях. 8,5 из 10

Varadero
Varadero23 января 2009 в 09:31
С белочками эта земля не так пустынна...(с)

'папа пойдёт гулять по скрытым вдали берегам, усеянными обломками надежд и мечтаний... реликвии прежних времён, одинокие, пустые гробницы вдоль унылой страны приливов'(с) Страна приливов. Фильм Терри Гиллиама. По мотивам романа Митча Каллина. Новая 'Алиса в стране чудес'. Жили-были... папа, сидевший на героине, мама, употребляющая метадон, и их маленькая прекрасная дочка Джелиза-Роуз - она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его 'на каникулы', подругами ей служат четыре оторванные головы кукол. Вскоре, мать умирает и Джелиза-Роуз со своим отцом отправляются в места, где он вырос, в разрушенный домик, среди жёлтого, бескрайнего поля. Вслед за матерью умирает и отец. Папаша находит своё последнее пристанище в кресле-качалке, отправившись 'на каникулы' уже надолго. У малышки тем временем появляются новые друзья - белки, полоумный 'капитан подводной лодки', мечтающий убить большую акулу и его больная сестричка-некрофилка. Джелиза-Роуз - маленькая принцесса своего собственного королевства в стране приливов. жизнь для неё - это бесконечная игра. Её безграничная фантазия, помогает девочке сносить все потери. У неё свой собственный мир, лишённый грязи, ненависти и смерти, мечты, затмевающие всю жестокую реальность, которая её постоянно окружает, преследует, но она её будто не замечает. Когда она смеётся, так искренне, так звонко и радостно, самому невозможно не улыбнуться... и не передёрнуться от ужаса, нависшего над девочкой. Весь фильм балансирует между фантазией, порождавшею что-то хорошее, и беспощадной, убогой реальностью, сжиравшую всё, что попадалось на её пути. Мир глазами ребёнка - светлый, добрый, сказочный и мир взрослых - больной, страшный и жестокий. Фильм выносит тебя за рамки твоего воображения. Он в одно и то же время превозносит тебя, даёт крылья и в тот же самый миг опускает на самое дно, безжалостно возит тебя по грязному, вонючему каменному полу. он даёт надежды и потом же их отбирает. Фильм до конца понять невозможно. Каждый раз пересматривая, предполагаю, можно открыть что-то новое для себя. А если особо не трудиться и не углубляться в смысл, сюжет, мысли, которые хотел донести Гиллиам, его актёры, фильм можно считать бредом сумасшедшего, хотя это вовсе не так. Фильм можно сравнить с картинами выдающихся художников сюрреализма. Они могут не нравится, их невозможно понять до конца, но они цепляют! Так же и с этим фильмом. Я не могу сказать, что он мне не понравился. Но и то, что он мне понравился тоже. Он тронул меня, зацепил. Для меня это и есть настоящее кино. Картины, которые оставляют какой-то отпечаток в душе, голове и сердце. Положительный он или отрицательный - не суть важно. Важно то, что он несёт в себе какие-то эмоции, чувства, побуждения, мысли. Как только начинаешь смотреть фильм в глаза сразу бросается знакомый почерк Терри Гиллиама, если до этого ты был знаком с его работами. Его невозможно не узнать. Этот человек - гений. Безумный, как и его фильмы. Его работы выходят за рамки обыденного, того, что ты привык видеть, вполне возможно, он покажет тебе то, о чём ты даже не догадываешься. атмосфера, настроение, энергетика этого неоднозначного фильма насквозь пронизана духом этого режиссёра. Он словно присутствует в каждом кадре. Ты его не видишь, но прекрасно знаешь, что он там есть. Но это не только одна его заслуга. Завораживает игра актёров. Джоделль Ферланд просто умница. Меня поражает насколько она талантлива. Юная, красивая, одарённая девочка. Играет получше всяких других популярных (по моему мнению вообще бездарных) актёров. Брендан Флетчер так правдоподобно сыграл умалишённого, это что-то! я преклоняюсь. На самом деле красивый и одновременно жуткий фильм. Ты видишь пшеничное поле, голубое небо и в то же время, приводящие в ужас картины: полуразвалившийся дом с мёртвым дядькой в кресле-качалке, пыльные, старые вещи, больных на голову людей, совершающих безумные, странные поступки. Понять, осмыслить такое под силу не каждому. Даже у меня сумбур в голове и неопределённое к нему отношение. Надо будет ещё и книгу почитать. P.S. Даже слоган у фильма какой-то двузначный. Белочка...

Quoon
Quoon8 января 2009 в 20:40
'Страх и ненависть в стране приливов'

Воистину, этим фильмом вдохновлялся Дэвид Фирт, создатель великолепного «Salad Finger» (дико странный психоделический флэш-мульт, имеющий определённую популярность в Интернете). Те же образы: главная героиня, девочка Джелиза-Роза, разговаривает с куклами-напалечниками (как они правильно называются?), даёт им имена и придумывает характеры, а потом ругается и спорит с ними, - как Salad Finger; она не обращает внимания на то, что её отец умер (Салатный Пальчик, помнится, интересовался у лежащего возле его входной двери трупа, почему тот не заходит в дом, а также пил чай и вёл беседу со скелетом по имени Кеннет); попадает в жутковатый заброшенный дом посреди огромного поля, где из достопримечательностей – перевёрнутый автобус, дерево и кроличья нора (у Пальчика, впрочем, ещё меньше интересного в окрестностях, иначе он не обрадовался бы так коляске с крапивой в третьей серии). В общем, малышка живёт в исключительно безумном мире, где решительно невозможно предсказать, что же произойдёт в следующие полминуты. Нет, как правило, не происходит ничего такого уж страшного – чаще случается нечто ну совсем алогичное и ненормальное. Причём поданное как самое реальное, что могло быть в этот момент, - чисто кафкианские ситуации вроде: мама умерла, что делать? Сжечь труп и бежать, бежать, бежать в какую-то Тмутаракань, захватив радиолу и книжку Льюиса Кэрролла, – верх логики, но в мире этого кино так сделал бы любой. Кстати, о Кэрролле: образ Алисы не даёт покоя ни Джелизе-Розе, ни самому Гиллиаму – отсюда и сцена квази-падения в кроличью нору, и частые цитирования фрагментов «Страны чудес» вслух. Ничего, впрочем, непонятного в этом нет: если так подумать, «Алиса» - книга, исполненная форменного безумия, только обращённого в сказку. Гиллиам же, в отличие от Кэрролла, отнюдь не создаёт сказки и не создаёт мира галлюцинаций, как в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе», - напротив, ему бы всё делать происходящее на экране максимально похожим на правду, на реальность. В конце концов, пусть с огрооооомной натяжкой, но представить историю «Страны приливов» в реальности можно. Недаром мама с папой у малышки Джелизы заядлые наркоманы («Папа едет на каникулы - принеси жгут, Джелиза-Роза»). В итоге, «Страна приливов» - образцово-показательный трэш без лишней жестокости, трэш глазами ребёнка из, простите за канцеляризм, неблагополучной семьи. Кино, которое (наверное) ничего не пропагандирует и даже особо ничего не изображает, но оно и не ставит это целью. Главное, что в фильм уходишь с головой, если вообще способен воспринимать подобное «искусство» (кавычки ставлю потому, что искусство уже давно погибло, на самом деле). В «Стране приливов» (мне) не хочется оказаться, но наблюдать за ней – одно удовольствие. Слегка извращённое, правда. P.S. Конечно, в фильме много подтекстовых элементов и «спрятанных смыслов», но на то они и подтекстовые, чтобы не быть разглашёнными. :+) 9 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск21 января 2014 в 12:39
Алиса в мире Кислоты или Врежем Пайтонами до Льюису Кэрроллу

Джелизе-Розе всего девять лет от роду, но ее жизнь уже вряд ли можно назвать соответствующей возрасту. Впрочем, с такими родителями это вовсе неудивительно, ибо отец ее Ной прожигает жизнь в рок-группе, курит и пьет все, что запрещено законом вместе с матерью девочки - заплывшей жиром Гунхильдой, обожающей больше всего на свете не порождение своих чресел, а сладкий шоколад. И все они втроем лелеют мечту о далекой Ютландии - острове мечты. Регулярно и совсем не без помощи любимой дочурки Ной и Гунхильда отправляются в 'отпуск', но однажды жизнь девочки изменится еще больше, когда она вместе с отцом окажется в заброшенном доме посреди ржавых от солнца пшеничных полей. Один из наиболее знаковых и интересных участников знаменитой британской комик-группы 'Монти Пайтон', мультиинструменталист, проявивший себя и как талантливый аниматор, склонный к аллегориям и фантасмагориям, сценарист и режиссер Терри Гиллиам после откровенно конформистских и сочных 'Братьев Гримм' в том же 2005 году снял и свой самый неординарный и выразительный, а для многих и весьма неприятный и отвратительный фильм - 'Страна приливов', с прохладцей принятый высоколобыми кинокритиками и привыкшими к попкорновым зрелищам зрителями, которые явно не ждали от Гиллиама, усмирившего свой адский креатив в нулевых годах, столь специфической, странной и маргинальной ленты, перманентно балансирующей на грани и за гранью доброго, вечного и разумного. Впрочем, экранизация одноименного романа Митча Каллина в режиссерском исполнении Терри Гиллиама вышла весьма достоверной и мрачно-авангардной, в которой понятие нормальности и вменяемости главных героев размыто до основания и лишь зритель волен давать им морально-этические оценки, осуждать ли их или истово любить, люто ненавидеть или просто оставаться равнодушным. Еще одна из многочисленных вариаций 'Алисы в Стране Чудес', 'Страна приливов' воспринимается как своеобразное радикальное и пропитанное духом сумасшествия, нигилизма и силлогичной психоделики погружение на социальное дно, в истинный Ад, выжить в котором можно лишь одним единственно верным способом: приспособившись к условиям, к заданным правилам абсурдной игры бытия, как это успешно сделала Джелиза-Роза, ибо иного выхода из положения у нее не было, как не было и путей отступления, спасательных шлюпок в безбрежном жизнееном океане американской глубинки, которая лишь маскируется за ординарностью. Потому и Алиса-Джелиза беззаботно играет в смерть и разговаривает с гильотинированными кукольными головешками, потому Белый Кролик в этой ужасной реальности носит имя Диккенс и он столь ненормален, что даже его возможно искренне и с детской непосредственностью полюбить, а Червонная Королева, облаченная в некромантский ведьмовской балахон, являет собой тип зловещего таксидермиста, который страстными поцелуями покрывает очередной испотрошенный труп. С каждым новым грани нормальности и обыденности волей Терри Гиллиама стираются в кровь, однако лишь у него и только у него красота ощутима даже в этих мерзопакостных деталях жизни. Операторская работа Николы Пекорини завораживает и воистину впечатляет; это высшая эстетика отвратительного, превращая смерть и разрушение в поэзию, а маргинальность и девиантность в привычность и ординарность. Волшебная Страна Чудес, далекая Ютландия яркими красками палитры от Гиллиама и Пекорини оживает на заброшенных полях Среднего Запада США, полях, больше похожих на кладбища автомобилей, поездов. Мир без технического прогресса, мир бесконтрольного сладкого безумия и регресса, которому не видно конца даже в финале ленты, пропитанном духом ирредентизма и спасения. Безусловно, главную сольную скрипку в актерском составе фильме исполнила Джоделль Ферланд, которая убедительно, реалистично и отчасти гротесково исполнила роль Джелизы-Розы, сумев продемонстрировать все грани своего актерского мастерства и умения погружаться в драматургию картины. Хорош и Брендан Флетчер в роли слабоумного Диккенса, а Джанет МакТир создала, вероятно, самый устрашающий и неординарный образ в своей карьере. Герои же Джеффа Бриджеса и Дженнифер Тилли чрезвычайно колоритны, но откровенно декоративны. 'Страна приливов' - весьма странное, маргинальное и радикальное, авторское и очень неоднозначное кино, находящееся сугубо в своем независимом мирке. Внежанровая лента от одного из самых оригинальных режиссеров мирового кино - Терри Гиллиама, которая может как глубоко шокировать, так и поразить в самое сердце и душу. Шедевр не для всех и для каждого, но вполне достойный просмотра и, желательно, неоднократного, если у Вас крепкий желудок и стальные нервы. 10 из 10

Хорват
Хорват1 августа 2010 в 06:33
«Всё, что следовало сделать в литературе по-шекспировски, в основном сделал уже Шекспир»

Едкое, но, чёрт побери, какое точное высказывание Георга Лихтенберга. Когда-то давным давно интересный человек, талантливый математик Льюис Кэрролл придумал свою историю и написал её. Он создал своим интеллектуальным трудом, усидчивостью, пробами и ошибками некое творение - 'Алису в стране чудес'. Режиссёр Терри Гиллиам увидел, подумал 'а я тоже хочу создать свою Алису' и принялся снимать фильм. Конечно, между 'увидел' и 'снял фильм' прошло, наверняка, не одно десятилетие, но тем не менее, используя образы другого автора, Гиллиам сотворил свой вариант сюрреально-психоделической истории о том, как маленькая девочка окружена странными героями и не менее странными событиями. Вопрос: зачем? Зачем это нужно было снимать? Лавры Льюиса Кэрролла не дают покоя? У группы 'Машина Времени', кстати сказать, одной из самых вдумчивых групп советского рока, есть строчки: 'Ты верил в гитару, битлов и цветы, мечтая весь мир возлюбить, но все эти песни придумал не ты, кого ты хотел удивить?' Все эти образы придумал не ты, Терри Гиллиам, кого ты хотел удивить? А Диккенс! Зачем? Уже даже Голливуд пустил шутку, что если ты хочешь, чтобы твой фильм имел успех - добавь в него умственно отсталого персонажа, за которого все будут переживать. И, читая отзывы, прихожу к выводу - да, народ ещё переживает. Ан насмотрелись мы этих персонажей и в исполнении Роберта Де Ниро, и Леонарда Ди Каприо, и Робина Уильямса, и Тома Хэнкса, и Дастина Хоффмана, и Кристофера Ллойда, и Джека Николсона... 'Ну сколько ж можно, товарищ хфашист?' Все лучшие фильмы, где требовался такой персонаж уже существуют. И вот нам рисуют Диккенса, который точно так же перебирает пальчиками, корчит мимику, а в самый предсказуемый момент раскачивается, стучится головой о стену, кричит 'не надо!', а потом падает на пол в судорогах. Уже никаких сил не было на это смотреть. Я даже ждал в качестве максимального эффекта, что в фильме рано или поздно должен ярко и красочно взорваться вертолёт. Ну чтоб окончательно дать понять, что режиссёр настроен во что бы то ни стало покорить зрителя своими находками. И вот ведь какой он молодец! Обманул меня, придирчивого зрителя! Он героически не пошёл на поводу у стереотипов и взорвал не вертолёт, а поезд! Всё-таки есть ещё что-то у Гиллиама, что трудно предсказать. Он способен удивлять, он способен предложить что-то новое. 3 из 10

korsar45
korsar452 марта 2010 в 17:16
Утонувший дом.

Солнце встаёт в Стране Приливов. В месте, подвергающемся ежедневной атаке волн. Оставшаяся за гранью фантазии сказка. Всего лишь привидение, капитан и большая акула, что два раза в сутки обходит собственные владения и рычит на маленькую Джализу-Розу. Квартет небольших голов на пальцах и труп в кресле-качалке. Пришедшие за милой сказкой будут разочарованы. Страна Приливов – это не предел мечтаний и даже не отчаянное одиночество наивного ребёнка. С одной стороны, Страна Приливов – это край света. Конец мира. Это – последние глухие вздохи лежащего на смертном одре мученика. Но с другой стороны, более прозаично считать эту Страну – местом смерти сказочности. Одной насыщенной депрессией сказочника. Терри Гиллиам сказал, что Страна Приливов – это место встречи «Алисы в Стране Чудес» с «Психо», и, в таком случае, страх является оправданным. Отдыхая от монструозных «Братьев Гримм» режиссёр нашёл пристанище своему отчаянию в страницах книги о маленькой девочке, что за свою жизнь не встретила ни одного более-менее адекватного человека. Дохнущие от наркоты родители, умственно отсталая любовь и истерически настроенная женщина. Здесь уже он отвернулся от своей любимой забавы, чередуя волшебство с обманом. Здесь есть прописанная до точек и запятых драма, волшебство которой слишком боязливо напоминает эффект от рака мозга в сериале «Элай Стоун». Мы просто сидим и наблюдаем, как голова куклы падает в нору белого кролика. Как Чёрная Королева отбирает у девочки радио, и как капитан подводной лодки приманивает патронами большую лязгающую акулу. В этом нет ничего сказочно прекрасного. Есть лишь скромный глоток небылицы, сквозь которую проходит странное ощущение скепсиса от нахождения в Зазеркалье. Мы всё глубже проваливаемся в нору, где вместо стен – шкафы и книжные полки. И когда за стол усаживают странно обработанное тело мёртвого человека, становится немного не по себе от того, что не видишь в этом ничего ненормального. Становится ясно то, что было известно уже с самого начала. С того момента, как отец сказал в последний раз, что отправляется на каникулы, в Страну Приливов. Страна Приливов – это опасное место. Это – страшная вселенная на стыке наркотического взрослого бреда и детских невинных фантазий. Туда опасно попадать, потому что можно и не вернуться. Я просто наклоняю голову. И вижу, как дом уходит под землю. Как бедняга Дикенс плывёт сквозь пожелтевшие прерии навстречу бескрайним полям в подводной маске. Как маленькая Джализа-Роза визжит под остовом опрокинутой ржавой машины. Как покачивается в кресле уже который день бледный Ной, так и не вернувшийся с каникул. Терри изменил любимому стилю. Театр одного актёра буквально пришёл на смену театру мира. Об этом мире в первую очередь теперь повествует не камера, а маленькая девочка, что даже не подумала оплакивать ни одного из своих покойных родителей. Живущая словно в другом мире, под пытками карикатурности этого мира, маленькая Роза приведёт зрителя, словно голову своей любимой куклы, к месту, где громоподобно гремит реальность. Там строители, должно быть, достраивают мир, оттягивая край света от людей подальше. Где-то там, совсем недалеко, словно бум из другого мира, издаёт последние стоны большая акула. И момент фантазии пропадает, погружаясь во тьму мыслей, которые должны с минуты на минуту начаться…

Кинопоиск
Кинопоиск6 сентября 2009 в 14:47
Волшебство

Терри Гиллиам начал снимать 'Страну приливов' в скверном расположении духа. С продюсерами у него не ладилось: братья Вайнштайн заставляли его буквально на корню переделывать 'Братьев Гримм'. Поэтому 'Страна приливов' стала для режиссера своего рода отдушиной, куда он умудрился затолкать самые свои черные мысли. 'Страна приливов' - экранизация одноименной новеллы Митча Каллина. Я имел удовольствие как наблюдать фильм, так и читать его первоисточник, и могу с уверенностью сказать, что режиссер Терри Гиллиам и сценарист Тони Гризони, сглаживая некоторые моменты книги, без малейших потерь сохранили авторский замысел. Так о чем же фильм? Или, вернее, книга, но в данный момент я описываю экранизацию. 'Страна приливов' - о бегстве от смерти. Умирает отец... а может, он просто уснул? Умирает ненавистная мать - но остается с маленькой девочкой Джелизой-Розой до самого конца. Смерть не имеет значения в Стране приливов, так как жизнь в ней измеряется фантазией. А фантазия - вечна. Одни взрослые, чтобы с головой погрузиться в мир грез, используют наркотики. Другим наркотики не нужны, потому что они и так безумны, как мартовские зайцы. Детям в этом отношении проще. Они пока что понимают, что мир вокруг них огромен и сказочно прекрасен, что поле бурьяна за окном может превратиться в море, что дети появляются от поцелуев, а злая соседка, чем-то напоминающая Герцогиню из 'Алисы в Стране чудес' - старая болотная ведьма. Параллелей с 'Алисой в Стране чудес' здесь, кстати, много. Даже свой Кролик имеется. Но, как и сказка Кэрролла, 'Страна приливов' - фильм далеко не детский. Режиссер рисует картины порой абсолютно омерзительные, балансирующие на грани некро- и педофилии. Гиллиам также подхватывает каллиновский черный юмор, в результате чего впечатление складывается еще более удручающее. Я понимаю, почему на ограниченном показе в Москве в свое время в кинозале шло непрерывное хождение. Выдержать такое, особенно при первом знакомстве с фильмом, удастся далеко не каждому. И, без сомнения, не будь Гиллиам так угнетен своими 'Братьями Гримм', кино могло бы получиться менее тяжелое. Каждый зритель, как говорится, выбирает свое. 'Страна приливов' полнится не только отталкивающими картинами разложения. Это еще и восхитительная красочная сказка. В плане визуальной подачи материала режиссер, пожалуй, даже превзошел Каллина, чья фантазия многократно преумножилась и преломилась в бриллианте гения Терри Гиллиама. Мир, созданный ими обоими, настолько четок и детализирован, что реальность и вправду перестает казаться чем-то жизненно важным. И чем больше пересматриваешь фильм, тем больше обнаруживаешь в нем ярких красок. Конечно, стоит отметить работу актеров, буквально вжившихся в сказочные, гротескные образы Делл и Диккенса. Ну и, конечно, Джоделль Ферланд, сыгравшую Джелизу-Розу. Ее игра уникальна. Не каждый взрослый бы справился с ролью подобного уровня. В связи с этим вспоминается заслуженная оскаровская награда Кристиана Бэйла, сыгравшего в спилберговской 'Империи солнца'. Жаль, что в отличие от Спилберга, Гиллиам не входит в ряды любимцев Киноакадемии. 'Страна приливов' - фильм тяжелый. 'Страна приливов' - фильм нечеловечески прекрасный. Редко, кто способен совместить одно в другом. Авторы 'Страны приливов' это смогли. Здесь сложились великолепная актерская работа, операторская съемка (Николя Пекорини использовал свою 'качающуюся' камеру еще в 'Страхе и ненависти в Лас-Вегасе), красивая музыка, фантастический видеоряд, и все это нанизалось на серьезную драматическую линию, ради которой, поистине, стоит жить.

Яркий Свет
Яркий Свет7 июня 2009 в 14:16

Фильм очень понравился. Необычно, психоделично, жестко. Один из немногих фильмов, который я смотрела в последнее время и заставивший меня задуматься. 'Страна приливов' это своеобразная сказка, в которой можно четко проследить некие параллели с 'Алисой в стране Чудес' Кэрролла. Только сказка, в которой обитает Джелиза, не такая уж и радужная: она живет вместе с двумя родителями-наркоманами, отец-рокер на героине, мать на метадоне и которая явно не любит свою дочь, а Джелиза тем временем помогает папе отправляться 'на отдых' - умело готовит ему очередную дозу. Вскоре умирает мать девочки от передоза, и отец, прихватив с собой Джелизу, отправляются в дом ее бабушки, который стоит в пшеничном поле. Отец вскоре отправляется на длительные 'каникулы', а у Джелизы появляются новые друзья - полусумасшедшая некрофилка Делл, которую сперва она принимает за призрака и эпилептик-'капитан подводной лодки' Диккенс. Фильм очень сложный и многогранный, его нельзя понять с первого раза, фильм-головоломка, к разгадке которого можно подбирать множество комбинаций и всегда находить для себя что-то новое. Неудивительно, что фильм провалился в прокате, т.к. то, что показывают в кинотеатре рассчитано, на широкий круг зрителей, а Страна Приливов не из таких. Фильм балансирует на грани реальности и фантазии, обычные предметы здесь становятся совсем другими, например поле в котором играли Джелиза- Роуз и Диккенс это своеобразное море, поезд проносящийся через него это акула. Сказочный и в то время жутковатый фильм - кукольные головы, единственные друзья Джелизы, труп отца в кресле качалке, впоследствии превращенный в мумию безумной Делл, полуразвалившийся дом, набитый старым хламом, странные люди, живущие в мире собственных фантазий, и их не менее странные поступки, заставляющие удивлять любого нормального человека. Меня совершенно поразила актерская игра Джодель Ферланд, невероятно талантливая девочка, Брендан Флетчер, Джанет МакТир, все они блестяще справились со своей задачей. Подобное кино нужно обязательно смотреть, оно отрезвляет мозги, заставлять окунуться в мир, где привычные грани стираются, где вещи обретают иные формы и названия. 'Перевернутый мир' - очень подходящее название для описания сюжета. Да и постер, мне кажется, о многом говорит. В голове что-то непонятное, не хватит места, чтобы рассказать о моих впечатлениях, эмоциях. Спасибо Терри Гиллиаму и Митчу Каллину. Так что оценки однозначны: 10 из 10

Кинопоиск
Кинопоиск25 апреля 2010 в 17:09
Нервно-паралитическая история, в которой бред не так бредов как он есть на самом деле...

'Страна приливов' - фильм для меня неожиданный. Я не любитель психоделики и вообще предпочитаю романтику прочим жанрам. Но всё-таки этот фильм заинтересовал меня. Во-первых, эта картина мне была посоветована и поэтому она сразу была переведёна в категорию must see. Во-вторых, этот фильм был снят Терри Гиллиамом, творчеством которого я с недавнего времени начал интересоваться. И в-третьих, просто захотелось расширить кругозор и испытать новые ощущения. И признаться честно, я ни о чём не жалею. 'Страна приливов' - фильм очень яркий, индивидуальный и поразительный. Не то, чтобы я не ожидал от Терри Гиллиама такого, нет, скорее я был поражён тем, что такие фильмы всё ещё снимаются. Сейчас, когда коммерческое кино душит всё что не такое как оно, очень тяжело снять и ещё тяжелее окупить затраты на картину. С первым Гиллиам справился, а со вторым, к сожалению, нет. А ведь фильм не просто хорош, он - гениален. Создать при минимуме времени, денег и при малом количестве актёров что-то стоящее - вот, я считаю, где проявляется талант. За каких-то два жалких месяца снять то, что взбалмутит застоявшееся общество - вот это заслуживает похвалы. Жаль одно, фильм не был по-достоинству оценён многими. И дело даже не в том, что фильм не понравился, скорее дело в том, что его мало кто понял, если вообще кто-то понял. И вот здесь многие совершают роковую ошибку: они начинают на полную катушку нагружать мозг во время просмотра. В конечном счёте всё-равно ничего не понятно и накапливается злость за то что режиссёр не выложил мысль на поверхность, если вообще что-то выкладывал. Я не хочу никого учить как смотреть кино, я просто хочу сказать, что смысл - это не обязательная составляющая фильма. В любом случае смысл есть, даже если его нет. Но ближе к фильму. А он повествует нам о нелёгкой жизни маленькой девочки, лишённой родительской заботы и надзора общества. Мамаша скончалась ещё в начале от передоза, а папаша просто отправился на вечные каникулы. При всём при этом у девочки имеется: дом, поле, перевёрнутый автобус, четыре кукольных головы, платье, несколько видов помады и макияжа, радиоприёмник и книга 'Алиса в стране чудес', которая почти полностью отражает происходящее на протяжении всего фильма. Так же, по-соседству с Джелизой-Роуз живут: труп старухи, странная женщина, которая влюблена в отца девочки и недалёкий капитан подлодки, склонный к эпилиптическим припадкам и необычайной тягой к взрывному делу. Вот вроде и всё. Немного актёров, немного локаций, но как много эстетического удовольствия и приятного чувства хаоса. Не могу сказать что хотел донести до зрителя Терри Гиллиам, как по мне, так он просто снял что хотел и не заморачивался попусту. Но всё-таки иногда проглядываются идеи и мысли, которые обычно просто так не лежат. Виден очень глубокий социальный подтекст. Фильм очень ярко показывает что обществу плевать на индивида, как ровно и наоборот. Лишние люди здесь - это люди с открытой душой, умеющие фантазировать и которые не стесняются смачно пукнуть в автобусе и сразу же свалить это на кого-нибудь другого. Пускай они зависимы, но по словам Чака Паланика, с которым я полностью согласен: 'Тебе не приходится мучиться догадками, что тебя ждет в конце. Смерть не застанет тебя врасплох. Ты всегда к ней готов. Можно даже сказать, что ты заранее ее запланировал. А если серьезно, то ведь это шикарно - искренне верить, что ты будешь жить почти вечно.' Самое и поразительное для меня оказалось то, что жизнь в неадеквате ничем не отличается от жизни в адеквате. Такие же люди, такие же судьбы. Они влюбляются, ссорятся и мечтают. И вся тонкая грань отличия психоза от нормы - это то, с откуда смотреть. И здесь, фильм предоставляет возможность посмотреть со стороны на людей другого склада и эта возможность реализована великолепно. Отбросив предрассудки замечаешиь, как бы это странно это не было, в психах может оказаться любой и всем будет просто плевать на это. Огромное место в фильме занимает актёрская работа. Даже если постараться, то рассмотреть недостатки не получится. Настолько актёры вжились в образы своих героев, что нет ни единой нотки недверия. Первое место конечно у Джелиз-Роуз(Джоделль Ферланд). Она очень молода, но играет настолько чуственно и живо, что смотришь за её игрой и восхищаешся. Роль ей досталась неимоверно трудная и она с достоинством её сыграла. Особо отмечу Джеффа Бриджеса. В начале он снова появляется с гитарой и отпадно поёт. Далее по всему фильму он будет любящим отцом насколько сможет, и это не можетне вызывать милую улыбку. А вот его действия во второй половине фильма, просто неописуемы. Остальные тоже великолепны и поразительны и являются для меня открытием. Я бы про них написал, но пора уже заканчивать. Фильм, который перевернул моё представление о психоделике. Советую всем кто не видел, просто чтобы для себя решить на чьей стороне баррикад вы. Закончу цитатой Чака Паланика, который, как нельзя точно описывал противоречия на грани безумия: 'Люди просто не в состоянии выносить истинную красоту мира. Мира непостижимого и не поддающегося никаким объяснениям. Мы живем в мире, который давно уже нереальный. Мы живем в мире символов.' На этот раз без оценок...

DisasterShow
DisasterShow23 января 2010 в 18:53
Я вижу все, на что тебе хватит фантазии

На этот фильм масса рецензий, как от маститых кинокритиков как Запада, так и Росиии, так и от простых зрителей, посмотревших его в кинотеатре, дома с друзьями, в одиночестве или с любимым человеком. И, как говорится, сколько людей, столько и мнений. Едва ли найдется среди этой массы хотя бы пара похожих (я уж не говорю про 'одинаковых') — Ничего не поделаешь, — возразил Кот. — Все мы здесь не в своем уме, и ты и я — Откуда вы знаете, что я не в своем уме? — спросила Алиса. — Конечно, не в своем, — ответил Кот. — Иначе как бы ты здесь оказалась? (с)Льюис Кэррол 'Алиса в стране чудес' Фильм - аналогия с этой книгой. На протяжении двух часов так или иначе находишь 'похожести'. Маленькая девочка, которой ее отец наркоман посвятил песню потому что она необычная, ее мать, сидящая на методоне и желающая 'обязательно сделать что-нибудь хорошее' для соего ребенка, сумасшедшая таксидермистка со своими странными верованиями и философией и ее больной брат, мечтающий устроить конец света. Как минимум странные персонажи, плюс все то, что они делают или говорят на протяжении фильма, погружает нас в водоворот еще больших странностей, выбраться из которого будет не так уж легко. 'Он плавает под волнами, там, где рождаются мечты. Идет по берегу, усеянному осколками надежды'. Отец Джелизы-Розы мечтает уплыть с девочкой в далекую страну приливов, она же Ютландия, она же Дания. Он, видимо, очень любит свою дочь, они вместе читают книжки, он укладывает ее спать, она готовит ему инъекцию героина. Идиллические отношения в семье где родители, наркоманы. Но девочка другой жизни не знает и вполне искренне любит своего отца, с которым она остается (правда тоже крайне ненадолго) после смерти матери от передоза. Вместе они останавливаются в 'промежуточном пункте на путу в Ютландию' - доме, где родился и вырос Ной. Впрочем вскоре он отправляется вслед за своей женой. По просту говоря - умирает от передоза...и девочка остается одна..точнее в обществе своих четырех подруг - голов от разных кукол, которые моргают, рахзговаривают и обижаются на нее. 'Все страньше и страньше', как говорила Кэрроловская Алиса...странности усиливаются, когда этот ребенок знакомится с соседями, таксидермисткой Дел, которая сделала чучело из своей матери, надеясь, что когда-нибудь изобретут такие лекарства и она оживет. И ее немного неполноценным братом, который охотится за гигантской акулой (поездом, иногда проходящим через поля) 'и что будет? - конец света. - гигантская акула умрет? - гигантская акула никогда не умирает'. Фантазия пересекается с еще более странной фантазией, а потом с реальностью..И видно, что девочке вообщем-то нет дела до реальности, эти полусумасшедшие люди не кажутся ей отталкивающими, они ее друзья, такие же как говорящие белки и куклы голов. Она всему находит объяснение, либо сама, либо с помощью 'ДРУЗЕЙ'. Можно подумать что Джелиза Роза такая странная потому что ее родители наркоманы, но давайте подумаем, мы ли не разговаривали со своими куклами и с животными? не играли в семью, не представляли что они нам отвечают, не выдумывали себе воображаемых друзей и все видели немного не так, как оно есть на самом деле, немного под наклоном. Дело в том, что дети, это пластилин, из которого вылепить можно все что угодно, и скульптором может стать тоже кто или что угодно, не родители так соседи, не соседи так воображаемые друзья. Возможно, так и сходят с ума... 'мы будем счастливой семьей: построим замок из корявых веток и расплющенных монеток.' 'если зажмурюсь и очень постараюсь я могу попасть в твой сон.' Фантазия - очень нужная штука, и очень жаль, что большинство людей взрослея утрачивают ее.. они не смогут увидеть светлячков, когда наступит конец света. Оценка 10 из 10

Кинолюбитель
Кинолюбитель27 сентября 2019 в 22:21
Терри Гиллиам куёт железо пока горячо

Режиссёр-работяга. За один 2005 год представил две картины: «Братья Гримм» и «Страну приливов» - когда накрыло вдохновение. Проект сразу выделяется необычной подачей, весьма специфической операторской работой и сложной позицией главной героини – маленькой Джелизе-Роуз. На фильм можно смело вешать ярлыки минимализма и артхауса, так как обычное (в стиле Терри Гиллиама, ну, вы поняли) повествование оборачивается богатым внутренним миром, открытым воображением, причём зритель теряет со временем связь с реальностью. Семейные ценности обретают странный окрас. Мы видим любовь девочки к матери и отцу, экспозиция сразу ставит на них метки – пропавшие люди. В угаре, подобно «Страху и ненависти в Лас-Вегасе» (угадайте, кто режиссёр?), предстают родители. Противоречия смешиваются с логикой, но создатели добились того, чего хотели: ошеломить зрителей. После некоторых странных (хотя фильмы Гиллиама и слово «странный» являются синонимами) перемещений наконец-таки оказываемся в одной локации, чтобы дальше раскрыть потенциал картины, а он на самом деле очень глубокий и сложный, потому что воображение не ограничено. Палки в колёса никто не ставит, взрослые персонажи отходят на задний план, делая акцент на девчушки. Вот тут и начинается стираться грань между реальностью и фантазиями маленькой девочки. Картина наполнена детскими мечтами, когда воображение у ребёнка не знало границ и научных обоснований. Отдав всё экранное время ей, режиссёр рисковал, но он не прогадал с выпуском эмоций и впечатлений девочки от взрослого мира. Смерть – просто сон. Забота и уход – просто любовь. Развлечения и времяпрепровождение – просто игра. Пока ещё можно отличать реальность от фантазий, нам вводят интересных персонажей. Великолепно показана реакция маленького ребёнка на незнакомцев, а их внешний вид сразу создаёт в подсознании, как девочки, так и зрителя образ отрицательного существа, страх, который даёт волю эмоциям. Опять же, камера оператора ловит такой ракурс, что обычные действия кажутся мистическими, не смотря на банальные диалоги. Пару киноляпов, чтобы уйти от грёз «Страны приливов», шутка про Нарнию, хороший саундтрек классических композиторов. Воображение? (ага, доктора Парнаса). Это ведь в голове у героини? После всех хитросплетений начинается вторая волна, где присутствует разговор с трупом – жуткое, но занимательное зрелище, напомнило картину «Человек – швейцарский нож»; знакомство с ещё одним персонажем и игра с реальностью. Поясню. Тут весь сюжет держится на ужасной реальности, где правит драматизм с ребёнком и на воображении ребёнка, которое расправляет крылья в бесконечном пространстве, так как новые элементы, люди и действия открывают что-то неизведанное. Лодка, которая играет визуальную, но не проектирующую роль, назвали «Лиза». Хмм… Запутаться в картине очень легко, но это такой стиль. Более логичное повествование было в «12 обезьянах», хотя сложная конструкция. А «Теорема Зеро», а «Человек, который убил Дон Кихота», упомянутый «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»? В каждой работе есть основной сюжет и контекст. Тебе не нужно как бы читать между строк, фильм сам тебе эти скрытые детали реализует, остаётся отличить реальность от фантазии. После того, как разбираешься в событиях картины, адаптировался к повествованию, раскрывается более драматическая позиция. Утрата и последствия, которые оказывают влияние на ребёнка. А далее так, для вставки, режиссёр удивил своим взрослым отношением к персонажу: детское любопытство сексуальных утех. Смело, Терри, смело. В итоге мы получаем взгляд на новую, одинокую жизнь через призму детского восприятия. Помните, что чем младше человечек, тем богаче его фантазии. Не спешите становиться взрослыми, укутайтесь мечтами, грезя о лучшей для вас жизни. Такой подтекст, как мне кажется, ставит режиссёр в финале. Сложная картина, которая придёт по вкусу не всем. Если хотите с точки зрения кинематографа познакомиться с Терри Гиллиамом, то посмотрите для начала «Братья Гримм» и «12 обезьян», после «Монти Пайтон и священный Грааль». Зайдёт? Открывайте дальше «Страну приливов», «Теорему Зеро», «Человека, который убил Дон Кихота» и «Воображариум доктора Парнаса».

cyberlaw
cyberlaw5 декабря 2013 в 08:23
Страна приливов Терри Гиллиама

Пожалуй самый жесткий фильм Терри Гиллиама. Получивший мировое признание с гротескными иллюзионистскими фильмами режиссер делает полностью противоположный ход. Как и в 'Бандитах времени' он ведет повествование от персоны Ребенка. Только вот, оказываемся мы совсем не в чудесной сказке, а в Реальности. Гаспар Ноэ назвал бы происходящее 'плохим трипом'. Кто-то другой стал бы ужасаться жестокости. Но перед нами Гиллиам воспроизводит самый апофеоз человеческой жизни. Иногда происходящее становится таким страшным, что 'опускаясь до самого дня' автоматически срабатывают защитные механизмы выделяющие флюиды оптимизма. Гиллиам этому только способствует. Как видит ребенок мир? Снизу вверх. Искаженно. Портреты людей дополняются в его сознании странными нелогичными ассоциациями. Вспомните свое детство, в конце концов. В силу этого обстоятельства пространство видится неровным, искаженным, прямо как в 'Кабинете доктора Калигари'. Этому правилу безоговорочно следует оператор фильма Никола Пекорини. Безупречная работа. Камера каждый раз занимает такое положение, которое вроде бы и правильно, но нелогично. Мы ведь видим мир глазами ребенка. Ну а каким кажется ребенку окружающий мир? Опять же, достаточно просто вспомнить свое детство. Фильтры сознания еще не зашорены стереотипами. Человек ведь только формируется. Это означает, что самое страшное испытание покажется сказочной фантазией. Только вот по простым признакам можно определить уровень смятения, которое царит в детской душе. В нашем случае такой фильтр - это оторванные головы кукол. А в остальном, все происходящее не что иное, как полет фантазии девочки, перемежающийся с небольшими фактами реальности. Гиллиам и Пекорини постарались. Своим минималистическим шедевром они невзначай преподали Тиму Бертону мастер класс по современному психологическому иллюзионизму. Можете не готовить Ваши носовые платки, но приготовьтесь к 'плохому трипу'. *** Этот фильм для меня в одном ряду с 'Зеркальной кожей', 'Входом в пустоту', 'Лабиринтом Фавна', 'Царем горы'. 8 из 10

On_TRUE
On_TRUE29 января 2011 в 22:56
Страна имбецилов

Ох, как же я была удивлена, увидев число положительных отзывов на этот фильм! Неужели у меня такой неотёсанный вкус? Скорей, дело в другом: я не терплю подобных извращений кинематографа, которые делаются с закосом на глубину, шедевральность и оригинальность. Ну уж извините, что я не приняла этот шизофренический бред, как оригинальную сказку про маленькую девочку. Здесь явное подражание 'Алисе в стране чудес', о чём открыто говорят сами создатели сего фильма. Но, если мы начинаем восхищаться подобными 'сказками'(это я не про 'Алису'), то пора уже серьёзно готовиться к 2012 году. Теперь, детки, давайте я вам расскажу об этой сказочке, чтобы вы хорошенько подумали, смотреть ли это и насиловать ли этим своё сознание и воображение. Сюжета как такового в фильме нет. Два часа на экране идёт смесь отменнейшего бреда, дебилизма, шизофрении, мелькания жутковатых оторванных кукольных голов и людей с различными неизлечимыми психическими заболеваниями. И это всё - есть жизнь маленькой Джезелизы - Роуз (которую воплотила на экране совсем юная и наивная Джоделль Ферланд), которая с детства 'варилась' в этом жутком окружении. Мамаша и Папаша - наркоманы. Девочке надо посочувствовать - скажете вы. Возможно, но только не в этом случае. Маленькая героиня Ферланд прекрасно себя чувствует в своём окружении и не жалуется на жизнь: она даже помогает папочке делать инъекции с наркотой, тем самым отправляя его 'на каникулы' в страну приливов и попутно с каждым шприцом загоняя ещё один гвоздь в гроб отца. Девочка маленькая, и совсем ничего не соображает, - скажете вы. Ладно, смотрим дальше. А дальше сплошные отвратительные гротескные сцены, перемежающиеся нудными и психически нездоровыми сценами игрищ героини Ферланд с кукольными головами. Девочку, конечно, не стоить винить. Это у неё явно врождённое. Вот, что будет, если принимать наркотики вовремя беременности, а потом обкуривать младенца сигаретным дымом, чтобы он успокоился. Вот уж поистине демотиватор... Итак, постарайтесь вообразить то, что я вам сейчас опишу: Мать умирает, а девочка, которая пребывает как раз в том возрасте, когда у детей большой страх смерти родителей, говорит будничным тоном: 'Мама умерла', а потом радостно добавляет: 'Теперь мы можем есть её шоколадки'. Затем они с обдолбанным отцом швыряют на кровать всё, 'что при жизни нравилось маме', заворачивают тело в одеяло и намереваются поджечь... Сцена в автобусе вообще не подлежит описанию. Звуки газов, рвоты - и ничего более. Факт смерти отца так и не дошёл до больного сознания бедной девочки. После того, как она своими ручонками устраивает ему передозу, Роуз, не замечая признаков разложения и облепивших тело мух, тормошит труп, засовывает ему в рот еду, скачет на коленях, а под конец фильма она вместе со своими больными соседями (полоумной тёткой(кстати, чем-то смахивающей на Севиллу Трелони из Гарри Поттера или как её там), которая боится пчёл и её одним психически больным парнем) цементируют труп отца. 'Папе станет лучше?' - спросила Джелиза, глядя на окаменевший заштопанный труп отца со вскрытой брюшной полостью. А потом они сидят за праздничным столом, в главе которого сидит труп. Только представьте себе это! У меня это в голове никак не укладывается...И потом куда же в фильме без этой романтической сюжетной линия героини Джоделль и безумного Диккенса, у которого от нехватки шариков и роликов в мозгу в голове прижилась лишь одна мысль: 'Убить акулу'. В переводе для здравомыслящих людей это, как оказалось, значит подорвать пассажирский поезд. Вы заметили, что в фильме нет ни одного нормального человека? Как уж это не заметить! Ладно Джоделль Ферланд была слишком наивной, чтобы осознать, в каком нездоровом бреде она снимется, но остальные... Где взрослое трезвое здравомыслие разумных людей? Неужели гонорары были настолько большими? В общем, у меня нет слов. и откуда им появиться, если после пятнадцати первых минут просмотра фильм вызвал у меня желание остановить этот бред и нажать кнопку Delete. Признаюсь, досматривала фильм с перемотками, потому что сил смотреть на ЭТО не было. Рекомендую фильм к просмотру только его создателям, чтобы в будущем они пресекали в себе малейшую попытку создать что-то подобное и убивали больную идею в зародыше. Уродливо. Гротескно. Нездорово. Отвратительно. - Вот четыре столпа, на которых держится этот фильм. Не читайте и не смотрите подобных 'сказочек'. Лучше купите диск с советскими мультфильмами или с 'Гостьей из будущего'. Нуля здесь не предусмотрено. За что же поставить фильму балл? Пожалуй, поставлю его за красивое название и красивые пейзажи с пшеничными полями. 1 из 10 (Если вы из-за цвета моей рецензии даже не прочитаете её и сядете смотреть 'Страну приливов', то уберите подальше от экрана детей. В противном случае незащищённому детскому сознанию не избежать ночных кошмаров и психологических травм и потрясений)

priori
priori22 ноября 2015 в 22:13
Алиса на поле, утыканном шприцами

После просмотра полез в Вики, почитал и внезапно оказалось, что у Терри Гильяма я смотрел много фильмов. И всех объединяло одно - фильмы в целом неплохие, очень красочные, прям сочащиеся красками. И сценарии тоже лихие и интересные. Но всем его фильмам при этом всегда не хватало одного - они не цепляли. Вроде бы и всё при них, но полюбить их не получалось. Сегодня (спустя 10 лет после премьеры) пошёл в кинотеатр (Иллюзион), который крутил оригинал с субтитрами.. Половину фильма сидел с приоткрытым ртом и широко раскрытыми глазами. 'Что происходит? Мать вашу, что сейчас происходит?!' - вот так вот мозг реагировал на картинку. При этом было хорошее ощущение, что сидишь и наблюдаешь рождение шедевра. Да, у фильма есть огрехи, но ощущение шедевра присутствовало всё время. В фильме есть два критических момента, которые наверняка создали весь тот негатив, что можно прочитать в адрес фильма - обнимашки с трупами и лёгкая педофилия. И если возня с трупами зрителям уже даже приелась, то с педофилией режиссёр прям по очень тонкому льду ходил. Смотреть на это как минимум непривычно. Шок гарантирован. И в этом шоковом состоянии держат с первых до последних минут. Выдохнуть дали только на титрах. Итог: очень смутное кино. Безумие и шедевральность в одном флаконе. Алиса, бредущая с окровавленным ножом по полю Зазеркалья, утыканному шприцами. Очень рекомендую к просмотру, если готовы на риск. Фильм либо западёт в душу, либо будете его ненавистником. И даже когда будете ненавидеть, всё равно будете отмечать множественные шикарные детали фильма.