Задолго до того, как воображение самой широкой аудитории сразил кинематограф, за внимание и благосклонность публики сражались самые разнообразные театральные жанровые ответвления, среди которых особое место занимает оперетта. Откровенно несерьезный, подчеркнуто фарсовый тон произведений, вышедших из лона сего музыкального жанра не обладал какими-то особенными драматическими предпосылками, трагическими откровениями, навевающими некие серьезные размышления. В задачу оперетты входило развлечение публики отменными танцевальными номерами, мелодичными песенными выступлениями и запоминающимися мелодиями, созданными исключительно достойными композиторами. И несмотря на то, что оперетте как жанру исполнилось вот уже которое десятилетие, своего пика она достигла сравнительно поздно. Пик популярности и время создания наиболее знаковых произведений в данной области театрального искусства пришлись на вторую половину 19 - первую половину 20 века. Именно в этот благодарный для творчества мастеров оперетты временной отрезок были созданы самые примечательные жанровые произведения, среди которых оказались 'Королева чардаша', также известная, как 'Сильва', 'Цыганская любовь', 'Марица', 'Бал в Савойе' и много других. Конечно, наиболее плодовитым и уважаемым композитором, творящим в сфере оперетты был непревзойденный Имре Кальман, которого связывали весьма крепкие культурно-исторические узы с Советским Союзом, однако ему практически ни в чем не уступал и старший коллега, наследник известной музыкальной династии родом из Австрии, Иоганн Штраус-младший. Родившись в семье самого Иоганна Штрауса-старшего, Иоганн-младший рассчитывал продолжить дело своих именитых родственников, заслуживших почтение и уважение публики за создание множество примечательных композиций, многие из которых стали классикой мировой культуры. Однако отец Иоганна не собирался растить еще одного композитора, собираясь отдать сына на обучение престижному банковскому ремеслу, к коему завсегда лежала душа у представителей еврейской народности. И тем не менее Штраусу-младшему совершенно не хотелось просиживать днями за счетами и прочими документами, от чего ему пришлось пойти на весьма серьезный конфликт с отцом, после которого, к счастью, в знаменитом семействе наступил порядок и умиротворение, так как творческие люди несмотря на всю свою экспрессивность имеют свойство быстро забывать обиды и смотреть исключительно вперед. таким образом, получив необходимое образование, Иоганн Штраус-младший принялся за музыку без каких-либо ограничений, простыв как в Старом Свете, так и за его пределами в качестве безраздельного Короля вальсов, чьи произведения стали неотъемлемой частью развлекательных программ при дворах европейских аристократов. За свою продолжительную и славную карьеру Иоганн Штраус-младший сочинил 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурку. Но не стоит забывать и о том, что в его послужном списке можно отыскать также и 15 оперетт, самой знаменитой из которых стала 'Летучая мышь', пробравшаяся на сцену венского театра 'Ан дер Вин' 5 апреля 1874 года. Поразительно, но премьера столь значимого и впоследствии уважаемого произведения не произвела особого фурора. Публика не углядела в произведении Штрауса-младшего каких-либо особенностей, приняв его в качестве вполне сносной оперетты, но не более того. Однако с годами, прошедшими после первой демонстрации 'Летучей мыши' ее популярность начала стремительно набирать обороты. Подобному поспособствовала невероятная плодовитость композитора, превратившегося в величину с мировым именем, а посему профессиональные театральные критики почтили за честь пристально рассмотреть абсолютно все произведения Штрауса-младшего, дабы искоренить возможную историческую несправедливость, напрямую зацепившую его 'Летучую мышь'. Знаменитая оперетта, наконец-то получившая славу и признание, смогла покорить подмостки далекой Америки, удачно прокатилась по экзотической Индии и вполне логично появилась в Российской Империи, где ей также были оказаны почет и уважение. В Советском Союзе оперетта Иоганна Штрауса-младшее получила не меньшее распространение, нежели в своей предшественнице, и в 1978 году стараниями режиссера Яна Фрида на телевизионные экраны вышла продолжительная, тщательно проработанная экранизация 'Летучей мыши', ставшая одной из первых ласточек, знаменующий полномасштабный перенос известных пьес на пленку. Что касается непосредственно сюжета оперетты, то он переносит нас в семейное имение барона Генриха Айзенштайна (Юрий Соломин), известного игрока и ловеласа, коему придется на время отказаться от вредных привычек ввиду тюремного заключения, предписанного ему после ссоры с многоуважаемым офицером. Пребывая в полнейшем расстройстве из-за столь бессмысленного происшествия, Генрих тем не менее имеет весьма серьезные планы на то, чтобы попасть на балл к знаменитому князю Орловскому (Юрий Васильев), который завсегда знал толк в хорошем празднике. Решив отсрочить заключение всего на один вечер и обманув свою супругу Розалинду (Людмила Максакова), Генрих с окрыленными чувствами отправился на балл, не подозревая даже, какие интриги ему придется пережить... Вовремя раскрывшаяся ложь мужа заставляет Розалинду совершить весьма пикантную авантюру. Прозорливая дама принимает решение приодеться в шикарный костюм с маской летучей мыши и также отправиться на балл к Орловскому, дабы соблазнить собственного мужа и доказать ему, что лучше нее у него никого нет и никогда не будет. И это лишь мала доля того, что произойдет этим буйным вечером в доме, где праздник не оканчивается никогда. Яну Фриду несказанно повезло с отменным первоисточником, чья слава разошлась по обе стороны океана и даже не думает затихать. Творение Иоганна Штрауса-младшего буквально до отказа заполнена множеством феерических мелодий, моментально врезающихся в память, а общая интрига повествования не даст заскучать даже самому черствому зрителю. В своей экранизации режиссер постарался вместить самые разные вариации 'Летучей мыши', исполненные в многочисленных театрах, постаравшихся придать классической пьесе некие оригинальные особенности. В связи с этим перенесенная на экран оперетта с легкостью преодолела хронометраж в два часа и не дает заскучать своему зрителю вплоть до незабываемой развязки. Режиссер грамотно чередует певческие номера с разговорными, уделяет достаточно внимания как ведущим персонажам, так и второстепенным, закручивает интригу в лучших традициях Штрауса-младшего, но при этом не забывает о нарочитой легкости подачи материала, ведь на ней выстраивается сам дух жанра оперетты. В итоге хочу сказать, что 'Летучая мышь' по праву считается одной из лучших оперетт в истории и вместе с тем является одной из вершин творчества Иоганна Штрауса-младшего. И во многом ее советская экранизация повторяет успешные начинания великого австрийца, обладающего отменным чувством юмора и тонким ощущением драматургии. Так что если вы хотите поднять себе настроение и как следует повеселиться, значит 'Летучую мышь' образца 1978 года необходимо взять себе на заметку. Приятного просмотра! 8 из 10
Потрясающая, яркая комедия с великолепными актерами! Тут целый 'сонм' блестящих актеров - Соломины, Максакова, Видов и другие. Легкость, блеск, никакой суеты - вот он бал-маскарад! Маски здесь, маски там, веселье, шампанское, танцы. Ну что еще нужно? А нужна легкая интрига, когда муж изменяет своей жене со своей женой, когда служанка предстает баронессой, когда один сидит в камере за другого, который в это время веселится на празднике. Смотрите все и радуйтесь вместе с героями! Я бы поставила все 100 10 из 10
Одна из наиболее удачных экранизаций в жанре оперетты. Потрясающие актёры, гениальная режиссура, неповторимый эмоциональный подъём. Вот это называется 'Кинематограф' с большой буквы. Иногда посмотришь фильм и начинаешь копаться: плюсы, минусы... А после просмотра этого фильма хочется петь, танцевать, хочется жить! Он даёт колоссальный заряд энергии. Разве можно не восхищаться Юрием и Виталием Соломиными, Игорем Дмитриевым, Ларисой Удовиченко, Людмилой Максаковой, Гликерией Богдановой-Чесноковой? Это искусство. Оно захватывает настолько, что преображает саму жизнь. А музыка Иоганна Штрауса, которая лежит в основе этого чуда, заставляет кровь быстрее бежать по жилам. Невозможно, чтобы такие фильмы забывались. Нельзя допустить, чтобы их заменили бездарные ленты, нудные сериалы, американские боевики, слюнявые мелодрамы. Нельзя забывать классику. Как бы там ни было, а в ней содержится огромный пласт ценностей, о которых мы начали забывать. В них - подлинная культуре, великий труд и огромная любовь к жизни. 10 из 10
Генрих Айзенштайн - финансист, охотник и гуляка не больно любит проводить время дома с женой. Поэтому даже отправку в тюрьму делает поводом для путешествия на бал, где увлекается дамой в маске летучей мыши, не зная, что это его жена... Один из популярнейших жанров у советского зрителя, призванный компенсировать его нелюбовь к операм и заменить ему мюзиклы. Летучая мышь, наряду с Сильвой, один из самых популярных образцов. Фрид же впервые разыграл в нем формулу успеха своих музыкальных комедийных фильмов - в первую очередь, концентрация в кадре комедийных актеров второго плана. Роль таковых досталась, как водится, мастерам эпизода - Сергею Филиппову, Александру Демьяненко, Игорю Дмитриеву, Ивану Любезнову и совсем редко появляющейся в кадре, что жаль, Гликерии Богдановой-Чесноковой с блестящей сценой со стрельбой глазами. А в этот раз феерят и главные исполнители - Юрий и Виталий Соломин (лучшее воплощение диалога об Эмме и Гекторе), Лариса Удовиченко и Людмила Максакова из домашней женщины неожиданно превратившаяся в светскую львицу, хотя ее выбор на роль был неочевиден. А юмор, прекрасная музыка, водевиль - что ещё нужно, чтобы провести хороший вечер?
Это одна из моих любимых оперетт детства Потрясающая, живая и яркая! Здесь играют лучшие актеры СССР и РФ Соломины, Максакова, Видов, Удовиченко и другие. Эта история в нашей интерпретации показана лучше, чем Звуки Музыки и дело происходит в моей любимой Австрии. Кстати, замечательная страна замки, опера, песни просто очаровывают. Ничем не уступает Германии и даже превосходит ее по живости культуры и истории! Музыка, песни, танцы веселье, шампанское везде. Это просто Бал. И что я чувствую, он даже там где его нет. Даже сцена охоты уже вначале фильма выглядит смешной. Рассказывать о сюжете я особо не буду, потому что это надо один раз увидеть, а не услышать. В общем, все герои и персонажи, словно живые. Ты веришь им или не веришь, но чувствуешь где они врут и где они говорят правду. Понравился персонаж Айзенштейн – типичный дворянин, любящий балы и изменяющий своей жене. Розалинда – умная и находчивая жена Айзенштейна, которая когда поняла что муж ее обманывает. Решила его проучить. Адель – явный намек на жену Штрауса. Умная, красивая и обаятельная девушка. Фальк – Штраус во всем его обличии. Любитель пошутить как над друзьями, так и над врагами. Князь Орловский, начальник тюрьмы, охранник, адвокат и другие тоже справились с ролями. Все второстепенные персонажи как первые лица и они тоже запоминаются. В общем это не фильм, а сказка в лучших своих чертах с музыкой и песнями.
Недавно решили пересмотреть любимые советские фильмы детства. Увы, не все прошли испытания временем. Да, фильм лёгкий и весёлый. Персонажи яркие и запоминающиеся. Одна 'стрельба глазами' сколько стоит!!! И романтика присутствует, и интрига, и любовь, и юмор, и много музыки... Тем обиднее ложка дёгтя, которая портит всё остальное впечатление... По сюжету служанка Адель должна изобразить на балу таинственную красавицу, но её хозяйка Розалинда решает сама исполнить эту роль. Ещё бы, ведь на кону стоит её ветренный супруг собственной персоной... Но ни один человек, имеющий хотя бы один глаз, не спутает 39 летнюю Людмилу Максакову с 24 летней Ларисой Удовиченко. Виталий Соломин должен был распознать подмену в мгновение ока!!! Ещё более бездарно был исполнен сам образ Летучей мыши. Вина ли в том костюмеров, или самой актрисы, но Максакова в костюме Летучей мыши смотрелась не как таинственная красотка, по сюжету очаровавшая ВСЕХ на балу, но как 39-летняя женщина в ночнушка. В кадре мы видим множество юных дев разнообразной фактуры. Что же заставило ВСЕХ мужиков глазеть только на одну Летучую мышь? ЧЕМ она их привлекла?? В детстве этот вопрос не вставал, я принимал сюжет за данность... Но сейчас смотрю и недоумеваю. Максакова очаровательна в образе баронессы, но на балу - полный провал. Неприятный осадок оставляет и образ Адели. Юная и прекрасная Удовиченко отыгрывает одну и ту же личность и как служанка, и как 'баронесса'. Ужасно портит картину и отвратительный маскарадный костюм. Неужели в киностудии не нашли приличного наряда? Ведь по сюжету речь идёт о довольно дорогом костюме, на который купилось множество кавалеров!!! И всё же фильм радует. Романтикой, сюжетом, юмором, музыкой и великолепными актёрами.
У меня родился экспромт! Смотрите, дорогие зрители, кино! За это не осудит вас никто. А тем, кто любит оперетту Вообще невероятно повезло. Я вот не люблю, грешен, пришлось проматывать некоторые песни. Или арии? Как они правильно называются-то? Если мужчин слушать ещё можно, то когда поют женские голоса – я перематываю. Это очень звонко – раз, ни слова разобрать нельзя – два. Нет, я понимаю, что нужно иметь огого какую голосищу, чтобы так звонко петь, но вот не считаю это пение слухабельным. Слышу сплошные гласные протяжные звуки, а в какие слова они образуются – нет, не понимаю. Поэтому с музыкальной частью фильма, с опереточной, мне не очень повезло. Я сконцентрировался на удовольствии от диалогов. В сценаристах значится Николай Эрдман (написал либретто в соавторстве) – стало быть, диалоги будут с юмором. Юмора в фильме в достаточном количестве. Такой, знаете, нестареющий юмор. Игра слов, каламбуры, остроумные фразы, комедия положений, запутывание и выпутывание из ситуации. Но вот я не понимаю, почему история, рассказанная на экране, играет в открытую. Ведь куда интереснее и закрученней было бы, если бы зритель сам не знал, что под костюмом летучей мыши скрывается *Брюс Уэйн зачёркнуто* сама Розалинда. Вот как я это вижу. Для повышения уровня интриги от зрителя скрывается сцена, где Розалинда подслушивает своего мужа и узнаёт о его плане. И когда дама-летучая мышь появляется – зритель думает, что это Адель, как и планировалось. А потом – бац! – всё это время это была Розалинда! И в качестве объяснения, как так получилось, показывается флэшбэк. И зритель такой: так всё это время он так ухлёстывал за своей женой! А мы-то думали, что это Адель, а это вообще не Адель! Эх, всех в этом фильме разыграли, даже самих зрителей. Ну вот так, на мой взгляд, было бы интересней. В целом же, я очень высоко оцениваю постановку, актёрскую игру, сценарную часть, особенно юмор и всю, скажем так, нарративную составляющую. Не могу лишь оценить фильм как оперетту – не люблю. Но, раз сценарий написан по либретто, то сделать просто комедию положений в духе гайдаевских было нельзя, жанр обязывает петь и кружиться в вальсе. А с этими пениями, по моему мнению, фильм такой ненужно долгий. 7 из 10