Как и в случае со 'Вторжением динозавра' Джун-хо Бона под фантастической вывеской скрывается острая социальная драма. После просмотра этих картин я понял, почему северные корейцы не спешат разрушить свою 'берлинскую стену' на 38 параллели со своими южными собратьями. Но сначала о самом фильме. Преобладание насыщенных зелёных и синих тонов призвано придать жёсткости и бескомпромиссности реализму повествования. Игра главного героя действительно потрясающа, ею невозможно не проникнуться и не ощутить настоящее сострадание. В течении фильма откровенный хоррор переплетается с элементами триллера и чёрным юмором. В общем, зевать за 2 часа не придётся... P.S. Хотя корейские корпоративные гиганты, такие как LG, Samsung и пр. достигли глобального мирового значения, когда столь наглядно как в данной картине видишь какими средствами это достигается, начинаешь осознавать важность социалистических идей... Впрочем, зачем так далеко заглядывать (на Дальний Восток), разве бездушные монстры-корпорации не наступают по всей планете на наши свободы, роль личности и пр. человеческие ценности? И хотя авторы выносят современной цивилизации однозначный приговор, я верю в то, что 'красота спасёт мир' и мы вернёмся к ней, отвергнув безумную технологическую гонку по вытравливанию души...
Неожиданный праздник как для любителей продвинутых абсурдных концептов в целом, так и корейского безумия в частности. Подозреваю, что, как и абсолютное большинство, узнал об этом фильме только в 2025 году, благодаря анонсу его голливудского ремейка «Бугония». Из его немногочисленных аннотаций на Кинопоиск, помимо того, что в нем происходит какой-то откровенный абсурд, внимание привлекли еще и очень смелые заявления о том, что этот, даже не забытый, а скорее в принципе не известный широкой аудитории фильм, ставят в один ряд с общепризнанными корейскими шедеврами — «Воспоминания об убийстве» и «Олдбой», которые вышли с ним в один 2003-й год. После таких заявлений первая мысль была: «Ага, ну да, конечно». Однако, поскольку в принципе люблю корейский кинематограф за его безумие, решил посмотреть, и знаете, что я вам скажу? Этот фильм не просто совершенно заслуженно ставят в один ряд с легендами, но он даже на их фоне является самым экспериментальным и безумным, в своего рода виртуальной трилогии! Его одновременно ультимативным достоинством и главной проблемой является то, что он не просто мастерски жонглирует и перемешивает многочисленные клише казалось бы несовместимых жанров. Дело в том, что подобный микс может вызвать восторг у одних и полную дезориентацию у других. Причем тут всё намешано так, что даже у насмотренного зрителя, как мне кажется, в принципе нет шансов догадаться, куда буквально в следующую минуту свернет сюжет, и это само по себе доставляет неописуемые ощущения! Однако ровно эта же непредсказуемость, подозреваю, и является причиной его забвения. Если проводить параллели, то те американские горки, на которых катает зрителя этот фильм, можно сравнить с фигурами высшего пилотажа в том смысле, что в тот момент, когда условный летчик-испытатель только начинает получать удовольствие от перегрузок, обычный человек, вероятно, уже может и помереть. А тут местами такие перегрузки, что даже профессионал может подумать, что жизнь его к такому не готовила, и поверьте, в данном случае это не просто фигура речи! Причем, ладно бы фильм выделывал немыслимые пируэты только в части структуры. С визуальной составляющей у него так же полный порядок, особенно для тех, кто понимает, какую жесть можно ожидать от корейского кинематографа. Для тех, кто не в курсе, поясню: насколько понимаю, у корейцев видимо какие-то свои представления о возрастных рейтингах, поэтому если по сюжету требуется, например, отпилить какую-то часть тела, то берется пила и пилится именно так, как вы себе это представляете. И ровно так же обстоит дело с любым видом насилия, которое показывается максимально реалистично, что в Голливуде гарантированно бы получило, по сути, запретительный рейтинг NC-17. Тут же немногочисленные, но очень реалистичные сцены насилия сочетаются с непредсказуемыми сюжетными пируэтами, из-за чего глобально история напоминает коробку шоколадных конфет из «Форреста Гампа», где никогда не угадаешь, что внутри. Однако в этой версии коробки находится далеко не только шоколадные конфеты! В результате, думая, что уже давно иммунен как к разного рода «вот это поворот!», так и к откровенной жести, неожиданно получил от фильма давно позабытые ощущения эмоциональных горок, которые, честно говоря, казались заблокированной опцией. В этой части фильм до сих пор является совершенно уникальным проектом без каких-либо «но» и «если». Однако ощущения в реальном времени — это далеко не всё, что он способен предложить. После эпической поездки на американских горках, при минимальном желании сформулировать «что я только что посмотрел», в истории неожиданно обнаруживается еще и глубина. Причем такая, которая в год выхода (2003) вероятно была заблокирована для понимания за пределами Кореи. Дело в том, что Корея долгие годы была одной из витрин капитализма, и отлично помню, что на стыке веков её всегда через запятую упоминали наравне с Японией в контексте того, что вот ТАМ-то живут люди, не то что у нас. Однако именно развитие доступности кинематографа этих стран позволило вынести сор из избы, показав миру, какую цену заплатили простые люди за это самое всемирно известное «экономическое чудо». Опять же, смотря фильм в 2025-м, уже насмотревшись всякого корейского, в том числе про трагедию разделения народов, про азиатский финансовый кризис 1997 года, по сути разделивший жизнь в стране на «до» и «после», и про то, к чему привела гонка за высшим образованием, понимаешь, что экспозиция фильма прямо истекает из реалий своего времени. То, что без знания контекста может показаться частной трагедией безумца, для понимающего зрителя является жирнейшей аллюзией на реалии корейской действительности с ее чудовищным разрывом между «право имеющими» и «тварями дрожащими». Понимая же контекст, очень многие, казалось бы, случайные элементы неожиданно обретают глубину. В качестве примера можно привести пчел, которые в разных сценах могут читаться — начиная от аллюзии на систему и заканчивая метафорой того, что бывает, когда лопается терпение у простых людей. Причем это далеко не единичный пример. Тут за что ни возьмись — символизм повсюду. Но и это еще не всё! Как человек, постоянно смотрящий низкобюджетное кино, не могу не отметить просто нереальное общее качество проекта, которое явно относится именно к этой категории. Тут всё, начиная с декораций и, судя по всему, большей части практических спецэффектов, и заканчивая потрясающей глобальной работой со светом и цветом, а также общий уровень операторской работы, который никак не ожидаешь от дебютного проекта. Подобные дифирамбы можно петь долго, но, так как рецензия не резиновая, буду закругляться... Резюмируя, скажу так: объективно этот фильм является шедевром мирового уровня, однако не менее объективно рассчитан он на продвинутого зрителя, который способен по достоинству оценить чехарду жанров и не падает в обморок от предельно реалистичных сцен. Поэтому если вы знакомы со спецификой корейского кинематографа, то смотрите смело. Если нет, то сначала потренируйтесь на общепризнанном «Олдбой», который по сравнению с этим фильмом можно назвать чем-то вроде 12+. Если он зайдет, и захочется продолжения банкета с выкручиванием всех его параметров на максимум, то уже тогда возвращайтесь к этому проекту, который, судя по всему, способен пробиться через любой эмоциональный блок. 10 из 10
Ярчайший пример необычного и взрывного корейского кино нулевых — начала расцвета местного кинематографа. Необычный сюжет, неожиданный финал, общая атмосфера шизы, гремучий жанровый коктейль из чёрной комедии, мощной драмы и напряжённого триллера — всё замешано в такой тугой клубок, что диву даёшься, как корейцы могут так лихо и изящно смешивать, казалось бы, несочетаемое, что выходит здорово и гармонично. С самого начала сюжет вихрем захватывает зрительское внимание и уже не отпускает. Абсурдность происходящего, пронзительная драматичная история, фирменная жёсткость и фирменный же триллер, а хлёсткая концовка, поданная не без юмора опять же, и вовсе выбивает почву из-под ног. Щин Ха Гюн пронзительно, с драйвом и болью прожил своего персонажа. Немного жаль, что в дальнейшем у артиста больше использовали его внешнюю хитрую фактуру, а в редкие моменты карьеры он всё же доказывал, что способен на многое. Неплохо на контрасте смотрелся и Пэк Юн Щик — достойный соперник и партнёр в кадре, пусть и роль попроще. Остальные как обычно на месте и гармонично дополняют общий ансамбль. После становится понятно, почему кино стало культовым и знаковым для Кореи и почему Лантимос решил делать на него свой ремейк, который выйдет в следующем году. Лента непредсказуемая, взрывная, местами жёсткая, и местами дико смешная, но при этом чертовски грустная, и послевкусие у неё хорошее. Не уверен, что у грека получится превзойти, но там видно будет. А здесь же — очередная корейская нео-классика. Да, на любителя, и, возможно, не всем понравится, но тем не менее сделано талантливо и необычно, и за душу трогает. 9 из 10
2003 год выдался для корейского кинематографа поистине эпическим и запоминающимся на примере приличного количества фильмов, которые обратили на себя внимание не только у себя на родине, но и по всему миру. Безусловно создав впечатление того, что корейское кино стремительно войдет в мировой кинорынок с огромным успехом. Подобное увы не случилось, но пример от этого не стал исерпывающим и безусловно данный фильм режиссера Чан Чжун Хвана является ярчайшим представителем корейского андерграундного кино, которое будучи арт-хаусным произведением снискало такую огромную симпатию у зрителей, что стало не менее ярчайшим представителем поп-культуры своего времени. Собственно как и в том же году совершить аналогичное достижение удалось и «Олдбою» режиссера Пака Чхан Ука и «Воспоминания об убийстве» режиссера Бона Чжун Хо. Безусловно фильм получился просто наимошнейшим и говоря откровенно, я не испытывал подобного впечатления и удовольствия от просмотра корейского кино очень и очень давно. Особенно за счет того, насколько ловко и эффектно режиссер картины Чан Чжун Хван на протяжении всей ленты жанглировал многочисленными жанрами на экране. Создавая впечатление буквально переполненного кровавым и жестоким насилием саспенс хорора, но безусловно развивая проект и в рамках научно-фантастического триллера и даже сатирической комедии с ярко выраженным черным юмором. Вот почему на протяжении всей ленты черный юмор соседствует с глубокой личностной и социальной драмой, а реки крови, сломанные кости, отрубаемые конечности и прочее насилие органично соседствует с очень тонким стёбом касательно жертв могущественных корпораций, которыми по сути являются обычные люди желающие найти своё место под солнцем или просто выжить. Создатели картины подводят очень тонкую аллегорию касательно пришельцев не только с крупными конгломератами и жаждущими наживи корпорациями, но и исследуют тему всего общества, а точнее отражая то, насколько жестокими и суровыми мы порой оказывается к людям, которым повезло меньше или которые хоть, чем то отличаются от нас. Вот только создатели ленты объявляют неутешительный приговор всему человечеству, но именно он заставляет задуматься над вопросом, «А стоит ли действительно спасать человечеству и давать ему второй шанс, или же надежды на улучшение человечества нет и вовсе ?». Свой вывод делает каждый из нас, но создатели ленты не удерживают нейтралитет и развивают историю дальше. Заставив ненавидеть главного героя весь фильм и меняя наше мировоззрение отражением его мотиваций в флэшбеках из его прошлого, этот фильм сразу же отражает свою истинную мысль о том, что никто в этой жизни не рождается убийцей и безумцем. Человек таковым становится в процессе своей жизни. Ведь если одних трудности жизни делают сильнее, других – они ломают и чаще всего мы виноваты в том, какими животными порой становятся люди. Так как до конца не осознаем, насколько сильно совершаемые нами поступки или сказанные слова могут изменить жизнь другого человека, а порой даже и не совершение определенных поступков вовсе. Лишь отражая то, что у всего в этой жизни есть последствия и порой далеко не лицеприятные. Но когда ты это понимаешь, уже становится поздно. Когда мы – люди своей же жестокостью меняем людей, а потом сами не понимая своей вины лишь осуждаем их. При этом, создателям ленты удалось оставить зрителя окончательно в дураках тем, насколько неожиданно заканчивается фильм и насколько сильно этот финал переворачивает с ног на голову всё том, что как нам казалось бы узнали на протяжении всей ленты и это безусловно является главным достоинством картины. Отдельное впечатление производит просто наимощнейший актерский состав, каждый из которых просто мастерски справился со своей задачей. Настолько, что ничего плохого высказать в их адрес просто не хочется. Особенно к исполнителю главной роли Шин Ха Гюну, который безусловно сыграл самую лучшую роль за всю свою карьеру. Весь фильм ты охотно ненавидишь его безумного персонажа и испытываешь сильное отвращение к нему, но удивительным образом ознакомившись с флэшбеками из его прошлого ближе к финалу, ты испытываешь всё абсолютно противоположное и его становится даже жаль. Одно лишь впечатление от его потрясающей игры удерживает постоянство в течении всей ленты и позволяет лишь восхищаться столь талантливым актером. 10 из 10 Спасти зеленую планету! – это незаслуженно непризнанный у себя на родине, но собравшие огромное количество престижных наград и снискавший немалую зрительскую любовь по всему миру фильм, который безоговорочно является одним из лучших фильмов корейского производства, что мне доводилось видеть. Тот редкий случай, когда слова излишни и чем сто раз услышать, лучше один раз самому увидеть.
Давно минувший 2003 год стал переломным для корейского кинематографа... Хотя, что лукавить? И для мирового кинематографа – тоже! Две восходящие звезды корейского авторского мейнстрима – Пак Чхан-ук и Бон Чжун-хо – сняли, самые значительные картины в своей карьере. Их работы, мгновенно покорили – как критиков, так и зрителей по всему миру; с успехом отметились на престижных кинофестивалях, и снесли простенки строгой жанровой направленности, показав другим режиссерам, что любую историю можно перенести на экран – не сковывая себя рамками определенного жанра, что позволяет повествованию «задышать» полной грудью и затронуть множество вопросов. Экспрессивный Тарантино, и авторитетный критик Роджер Эберт, – тут же, окрестили «Олдбой» и «Воспоминания об убийстве» - азиатскими кино-бриллиантами, а породивший их корейский кинематограф – интереснейшим диковинным явлением, что в будущем, разродится еще немалым количеством шедевров, которые зададут тон всему киномиру. И среди многоголосого хора восторженных криков и сладкоречивых рецензий, которые были адресованы этим двум фильмам, – сбитый столку зритель (в особенности - южнокорейский), не заметил любопытный кинодебют Чжан Чжун-хвана – «Спасти зеленую планету!» А любопытной, данная картина была хотя бы своим оригинальным сюжетом, который закручивался вокруг похищения бывшим работником завода своего начальника – по его навязчивому мнению, принадлежащего к недружелюбной инопланетной расе, которая в день ближайшего затмения, готовится уничтожить Землю. Рационально мыслящий человек, услыхав завязку фильма, сразу же впадает в легкий ступор и не знает, как к нему относится. И это неудивительно, ведь «Спасти зеленую планету!» – фильм-трансформер: гибрид социальной сатиры, черной комедии, конспирологической драмы, истории о мести и триллера про хладнокровных маньяков. Режиссер берет жанровые матрицы и, словно химик, проводит с ними занимательный опыт, смело смешивая их между собой для получения чего-то нового – доселе невиданного киновещества. Из-за чего, обыденная история о похищение богача, незаметно перетекает в уфологическую страшилку с тайными заговорами (а-ля «Секретные материалы»), затем оборачивается трагической притчей об одержимости местью – изъевшей рассудок некогда добродушного паренька, – и, к концу, приобретает глобальный масштаб, завершаясь фатальной необратимостью планетарного катаклизма. И весь этот экзотический, и на первый взгляд не съедобный соус, приправлен изрядной порцией сарказма и кино-отсылок. Напряженное действие перебивается уморительными имитациями знаковых сцен из «Космической одиссеи» Кубрика и «Планеты обезьян»; второстепенные персонажи, сознательно натасканные автором из стереотипных историй, разбавляют нагнетаемый саспенс плоскостью своих характеров и взглядов, напоминая зрителю о том, что следует расширять кругозор, чтобы разглядеть вокруг – «нечто большее». Однако базовым узором фильма, причудливо сплетающим все вышеперечисленное воедино, остается противостояние пленника с его мучителем. Эти два героя, по ходу киноповествования, заставляют зрителя – не раз усомниться в их мотивах и приоритетах. Изначально, похищенный корейский бизнесмен, своим вызывающим и наглым поведением порождает к себе острую неприязнь, и тебе, невольно, хочется желать ему некоторых мучений; но когда, режиссер приоткрывает кое-какие карты – оценочный акцент кардинально меняется! И вот, ты уже держишь кулаки, наблюдая за тем, как этот бедолага, пережив множество зверских и нелепых измывательств, просовывает сквозь подвальный люк дрожащую руку и пытается сигнализировать о помощи. Хотя тем временем мозг, переваривая кое-какие эпизоды картины, судорожно бьется в сомнениях: а может ему есть что скрывать? Малочувствителен к боли, перенес удар током в 300 Вольт и многое-многое другое... Поистине, сценарная смелость постановщика играет с инерцией зрительских эмоций и ожиданий. Но более всех – это работает с юношей Бён Гу; его персонаж со странностями, заставляет не только, ни дистанцироваться от него, но еще и сопереживать, и верить в то, что все его гипотезы о пришельцах, в конечном счете, подтвердятся. Ведь, показав короткие флэшбеки из его прошлого, зрителю раскрывается тяжелая судьба похитителя: глумления учителей и одноклассников, ранняя смерть отца, трагическая потеря любимой девушки… есть, есть, отчего свихнуться. И Бен Гу ничего не остается, кроме, как поквитаться с этим жестоким социумом (пусть и, придумав фантастические басни о вторжении инопланетян)… или – все же не придумав?.. Ладно. Терзаться догадками о том, было ли это выдумкой или реальностью – сугубо личное дело каждого, кто посмотрит это кино. Наверное, тем оно и замечательно, что рождает после себя много вопросов и предположений, надолго оседая в памяти. «Спасти зеленую планету!» – получил целую охапку международных наград (в том числе – главный приз на Московском кинофестивале), но на родине с треском провалился. После чего, талантливый режиссер еще десять лет пребывал в небытие, пока не выпустил свой следующий фильм. Вот так: идя проторенными тропами, можно незаслуженно пропустить, что-то не менее интересное. И кстати, обязательно взгляните на мини-фильм во время финальных титров: он является важной смысловой поправкой, открывающей диаметральную перспективу на произошедшее на экране, изменяя все истолкования. 9 из 10
В ноябре 2025 г. выйдет ремейк этой корейской комедии - фильм 'Бугония' от Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун и Джесси Племонсом в главных ролях. Наверняка это будет громкий хит - ведь сюжет этой нелепой комедии действительно достоин голливудского размаха. А пока можно посмотреть оригинал - 'Спасти зеленую планету' 2003 г. Сюжет тут сосредоточен на молодом человеке, убежденном в том, что руководитель крупной корпорации - это на самом деле не человек, а инопланетное существо. И совсем скоро вместе с другими инопланетянами он уничтожит планету Земля. Единственный, кто может спасти человечество, - это наш главный герой. Поэтому он делает все, чтобы похитить инопланетянина. Помогает ему в этом не особо сообразительная подружка. Ну а похищенный, естественно, пребывает в большом шоке, когда его похитители упорто талдычат ему об Андромеде и о том, что он на самом деле не человек. Сначала 'Спасти зеленую планету' выглядит как очень легкая и смешная комедия, где нелепыми выглядят не только похитители и их жертва, но и детективы, взявшиеся за расследование. Однако вскоре зрители понимают, что наблюдают историю вовсе не забавного чокнутого, помешанного на киношных историях о пришельцах. Они наблюдают историю серийного жестокого убийцы, который аналогичным образом похитил, пытал и убил множество людей. 'Спасти зеленую планету' плавно превращается в довольно мрачный триллер о маньяке и жертве, которая отчаянно пытается спастись. А финал фильма хоть и вернется к сатирическому настроению, окажется богат на неожиданные сюжетные твисты и обилие раскрываемых альтернативных теорий об истории человечества и эволюции на планете Земля. Рейтинг комедии 'Спасти зеленую планету' - 7,2 в IMDB и 6,3 в Кинопоиске. Оценка англоязычной публики кажется более справедливой - у фильма множество плюсов и довольно смелая оригинальная история. Хотя конечно специфика азиатского кино тут работает не в пользу этой комедии. Актеры уж слишком активно гримасничают, история уж слишком зациклена на Корее и не обретает необходимого мирового масштаба до самого конца. К тому же, несмотря на свою свежесть, фильм кажется весьма вторичным из-за вставок в стиле азиатских боевиков и стереотипных героев, которые при этом недостаточно яркие, чтобы считаться талантливым оммажем, а не простым копированием. Тем не менее Голливуд не случайно обратил внимание на этот корейский фильм. 'Спасти зеленую планету' - забавная комедия, щедро перемешавшая в себе жанры и превратившая в весьма стройную логичную концепцию многочисленные разрозненные теории заговора. Отличный фильм для приятного времяпрепровождения. Причем после его неожиданного финала вам точно захочется посмотреть еще и голливудскую версию.