И липкий страх перед расправой Все улыбки гонит прочь, И здравый смысл бьёт и бьёт в набат, Но это не поломки, не сбои - О нет, это дорога в ад. Chris Rea – 'Road to Hell' Любой автолюбитель знает главную заповедь – дорога не прощает ошибок. Где-нибудь в офисе, часами таращась в монитор, можно наворотить дел, расплатой за которые станет выговор или увольнение. Но когда руки обхватывают руль, а перед глазами - бескрайние просторы американского хайвэя, попадаешь в мир превосходства скорости и торжества смерти. Дорога – самое безжалостно-честное зеркало водительских душ, притворяться и лицемерить на ней бессмысленно. Для скромного коммивояжера, управляющего малолитражкой, обгон на трассе – всего лишь маневр, но для загадочного водителя гигантского бензовоза – призыв к действию. Он не прощает дерзости, не любит легковушки, а возможно, у него просто был неудачный день. Подобные нюансы не заботили молодого постановщика, превратившего заурядный дорожный инцидент в классический триллер о силе человеческого страха и его способности подчинять эмоции. Безмолвный вызов брошен, дуэль объявлена, но силы неравны со старта. Наматывая мили по американской провинции, соперники преследуют разные цели. Кто-то хочет спастись от гнева стальной махины, а кому-то нравится коллекционировать на бампере трофейные номера. Во славу напряженного действия Стивен Спилберг обошелся без предисловий. О жертве преследования известно лишь то, что он безвольный подкаблучник, готовый как базарная баба по любому поводу голосить и звать полицию. На пример для подражания явно не тянет, однако подходит как образ типичного обывателя, маленького человека, вся жизнь которого – беготня от начальничьей длани до случайно попавшегося дальнобойщика. Идеальная мишень, и не для какого-то эфемерного зла, а для новоявленного повелителя дороги. Его лица режиссер не показывает, однако по тут и там попадающим в кадр фрагментам, представляется прирожденный охотник, уже достаточно поплутавший по лесам, опушкам и болотам. Своими циничными повадками он словно бы воспитывает тщедушного мужичка, объясняя, что на дороге слабакам не место. В духе безжалостного надзирателя, водитель бензовоза не предоставляет проштрафившемуся новичку слова, заставляя сыграть смертельную партию по своим правилам. Спилберг руководствуется простой логикой. Он давит на подсознательное желание властного человека найти, на ком можно продемонстрировать свое превосходство. Опьяненный могуществом мужчина вероятно и в самом деле мнит себя богом войны, однако повадки выдают в нем все-таки человека. Адский бензовоз сконструирован в нашем мире, он изнашивается и ржавеет, а его водитель не лишен понятий о благородстве. Вытолкав застрявший школьный автобус, он наносит еще один, не менее мощный удар по психике беглеца, заставляя его скрываться теперь от собственной трусости и стыда. И этот страх особенно опасен, потому как подкрадывается без предупреждающего гудка, используя малейший миг расслабленности, когда жертва считает, будто опасность миновала. С помощью бессвязных, а затем волнительных и сосредоточенных монологов загнанного зверя, удается узнать о нем кое-что более важное, чем стыд за неспособность защитить от нападок насильника жену. Дорога, извлекшая из асфальтовых недр беспощадного противника, оказывает самую полезную службу человеку, которому приходится вспомнить о том, что он - мужчина, и должен держать ответ. Словно генеральное сражение великих полководцев, автомобильная битва проходит в несколько этапов. С нескрываемой насмешкой режиссер дает надежду на бескровное разрешение конфликта. Благодаря паузам на остановки у бензоколонки и в кафе, кажется, что еще чуть-чуть, и страшная погоня забудется как нелепый сон, но вместо этого схватка только раскаляется. Спилберг идет дальше инструкторских нравоучений, на его дороге нет теоретических занятий, однако есть проникновение в человеческую психологию. Напуганный неожиданно упорным врагом никчемный мужичок начинает еще одно противостояние – с собственной робостью. Автомобильное радио, издевательским рефреном вещающее о проблемах людей в их семьях, вспоминается в момент пикового напряжения, проясняя значение настоящей дуэли в понимании Спилберга. Это поединок достойных соперников. На стороне первого – мощь сорокатонного «Петербилта», а у другого – нерастраченный потенциал, который оказывается сюрпризом даже для него самого. Раздавить человека-букашку, превратить его металлическую коробушку в хлам – невеликая доблесть. В тексте песни дорожного убийцы другие слова. Риск, выдержка, упорство и неукротимая ярость. Сообщница-камера скрывает исполнителя, но голос его остается громоподобным, словно паровозный духовик. Спилберг подчеркивает важность иметь хотя бы зачатки бескомпромиссных инстинктов перед тем, как выезжать на трассу. Проигнорированные уроки аукнутся ленивому ученику отнюдь не лишением прав. «Дуэль» позиционируется фильмом ужасов, но по-настоящему гармонична она как автомобильный триллер – один из основоположников жанра. Все что добавлено режиссером от обочины и далее вглубь, служит лишь для большей естественности захватывающих событий. Очевидно - дорога гораздо интереснее ленивых перекуров. Спилберг основывался на реальном происшествии, но, проявив незаурядную для начинающего режиссера смелость, сместил акценты в сторону водительских инстинктов, наиболее ярко проявляющихся в экстремальной ситуации. На ровной глади асфальта охотнику и жертве проще поменяться ролями, чем в какой-нибудь глуши. Иногда для победы не грех и отступить – в этом случае маневр будет называться обманным. Все для вожделенного ощущения, что ты лучший. Это несравнимо с азартом гонщика, ведь на кону стоят жизни не в качестве одного из возможных раскладов, а – неизбежного. Так что глупости и сомнения прочь, руками за руль, а педаль в пол – этот бой невозможно пропустить. Награда не обманет ожиданий.
Первый кинофильм великого Стивена Спилберга повествует о схватке средневозрастного мужчины с таинственным грузовиком, водитель которого ни разу не показывает своего лица на протяжении всей ленты. Большегрузный грузовик преследует мужчину в исполнении Деннис Уивера, который всего навсего хочет добраться до дома. Непрекращающаяся схватка пробуждает в жертве скрытые животные инстинкты, помогающие герою выжить в смертельной гонке по американским пустошам. В определенный момент фильма создаётся впечатление, что всё это преследование лишь 'показалось' главному герою и истинная неуступчивая погоня существовала в чертогах его разума. Дуэль с безликим монстром - это всего лишь проекция, творящегося хаоса в глубинах души среднестатистического человека, у которого всё есть в наличии: дом, семья, работа... Но нет самого главного - духовного и душевного самопознания, которые имеют первостепенное значение в закреплении понятия личность у отдельно взятого индивидуума. Безликий монстр словно совокупность всей системы ценностей человечества, желающей ликвидировать единичный экземпляр всего рода, который страстно желает получить эту самую духовность и успокоение собственной души. Монстр, почуяв это желание несётся стремглав, чтобы стереть с лица земли так непохожего на других представителей 'системы' человека с целью уравновесить привычные устои стерильных обитателей мира, довольствующихся стандартными наборами 'успешной' жизни: работа, дом, мнимое времяпрепровождение. Однако целеустремленность героя Денниса Уивера в обеспечении собственного самосохранения в этой смертельной дуэли помогает ему побороть жестокого, но предсказуемого врага в виде устрашающего большегрузного грузовика, осуществлявшего уже не раз очищение земли от подобных главному герою исключительных борцов за свободу. Телевизионный фильм (всё же вышедший в американский прокат чуть позже, расширив свой хронометраж) молодого Стивена Спилберга может интерпретироваться многочисленными способами. Одно ясно точно: 'Дуэль' - великолепное произведение, поражающее своей новаторской подачей и заставляющее молниеносно задуматься о неисчисляемом количестве волнующих разум проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Когда-то, в далёких 70-х, когда юный Стивен Спилберг ещё промышлял телепостановками, а акула протаранившая для него своим гигантским носом дорогу в большой кинематограф пока не появилась на горизонте - один из отцов Индианы Джонса,, друг Инопланетянина и погонщик велоцераптор задумал показать на экране необычную дуэль. Так, появился атмосферный, камерный роуд-триллер о таинственном грузовике терроризирующем несчастного яппи на красном 'Плимуте'. Фильм не идеален. Он буквально переполнен сюжетными натяжками, весьма неравномерен с точки зрения актёрской игры, явно перегружен лишними сценами для увеличения хронометража. Ощутимо, что Спилбергу не достаёт мастерства, на данном этапе он экспериментирует, пробует, находится в поиске. При этом первая треть 'Дуэли' фактически безупречна: начиная со вступительных кадров, когда камера, примостившаяся на капоте машины, показывает нам всю дорогу в деталях из гаража до загородной автострады и заканчивая прекрасно поставленной сценой в придорожной закусочной, где мы вместе с главным героем пытаемся вычислить водителя злополучного бензовоза - всё это выдаёт руку гения, пока еще не осознавшего своей гениальности в полной мере! Погони же сняты так лихо и завораживающе, что так называемый 'эффект присутствия' достигается безо всякого 3D. Недаром в дальнейших своих работах Спилберг будет уделять особое место догонялкам на дорогах (и не только!) - тут он действительно дока! Переполненная диссонансами музыка Билли Голденберга только подчеркивает тот страх и ужас, что охватывает несчастного водителя, поневоле ставшего живой мишенью для психопата за рулём грузового монстра. А сцены, в которых бензовоз настигает легковушку, в дальнейшем мы еще не раз увидим во множестве самых разнообразных картин от 'Безумного Макса' до 'Джиперса Криперса'. 'Дуэль' портит довольна слабая финальная часть. Действие в ней пробуксовывает, динамика то и дело проседает, а главный герой начинает здорово раздражать. Кроме этого то и дело в глаза бросаются множественные ляпы; так, например, в сцене, когда у 'Плимута' начинаются проблемы с двигателем и скорость машины резко падает, находящийся в салоне оператор как ни в чем не бывало демонстрирует нам нечто противоположное - за окнами по-прежнему проносятся деревья и столбы, в то время как на общих планах автомобиль плетется подобно черепахе. Зато заключительный кадр удался Спилбергу на все сто - одинокий силуэт в лучах заходящего солнца еще долго будет грезится решившимся отправиться в путешествие после просмотра картины автомобилистам! 7 из 10
Все начинается с малого. Вот и карьера Стивена Спилберга не была усыпана лепестками роз, следуя этому правилу. Имея на тот момент за плечами лишь участие в нескольких дешевых телесериалах, молодой Стивен Спилберг получает от продюсеров небольшую сумму (всего 450 тысяч долларов) на свой первый оригинальный проект - полнометражный триллер 'Дуэль'. Но даже такой скромный бюджет было получить довольно не просто. Боссы «Universal», которые поначалу со скрипом дали добро на съемки, объявив начинающему режиссеру, что они согласны на натурные съемки лишь при условии, что фильм будет снят за 10 дней и уложится в бюджет 300 тысяч долларов, внезапно подобрели, дали дополнительное время, дополнительные средства, возможность завершить съемки фильма, доработать некоторые сцены и пустить в театральный прокат. Кстати, в 10 дней и 300 тысяч Спилберг так и не уложился, хотя 13 дней и 450 тысяч в данном случае — небольшой перебор и настоящий подвиг для молодого режиссера, учитывая качество продукта. Именно с 'Дуэли' начинается постепенное восхождение Стивена Спилберга к трону короля зрелищного кино. Премьера фильма проходит удачно, Стивен Спилберг впервые в своей жизни купается в лучах зрительской любви. Критики также остались очень довольны фильмом. Взяв за основу очень простую историю, основанную, между прочим, на реальных событиях, Спилберг создает практически философскую притчу о некой безликой силе зла, преследующей самого простого человека, среднестатистического американца, вынужденного от нее отбиваться, чтобы защитить себя. Подобного рода концепция стала основой для многих будущих проектов режиссера, в частности фильма 'Челюсти', вышедшего на несколько лет позже 'Дуэли'. Атмосфера одинокой пустынной местности передана потрясающе. Стилистически фильм напоминает вестерны, классический американский жанр. Одинокий человек, самый простой работяга, посреди пустыни, один на один сражается с безликим злом, а случайные попутчики это зло даже не замечают. Как будто бы весь мир восстал против него одного. Фильм отлично снят, как с точки зрения режиссуры, так и с технической стороны. Операторская работа и монтаж на высоте, во многом благодаря им фильму удается завлекать зрителя в происходящий процесс и запугивать, нагнетая атмосферу. В некоторых моментах фильм играет со зрителем, разбивая его ожидания. Тебе кажется, что сейчас произойдет одно, все к этому и идет, а происходит совсем иное, то, к чему ты не был готов. Грамотно выверенная техническая часть вкупе с новаторскими режиссерскими ходами создают очень зрелищное, не смотря на довольно скромный бюджет, полотно, по настоящему пугающее, нагнетающее неподдельный страх и ужас. 9 из 10
«-Он должно быть сумасшедший. Ну хорошо. Он сумасшедший. А мне что делать? Найти ему психиатра?» (с) Есть поговорка, которая утверждает, что в жизни не происходит – всё к лучшему. Её вероятно мог бы припомнить культовый американский писатель Ричард Мэтисон, который в однажды, возвращаясь по пустынному шоссе с игры в гольф, пережил пугающее преследование спятившего водителя огромного грузовика. Ибо в будущем он положит этот случай из жизни в основу дебютной картины Стивена Спилберга «Дуэль» - давшей легендарному ныне режиссёру пропуск в Голливуд, и обретшей в последствии культовый статус. С чего начать рецензию на этот классический экшен-муви? Наверное с того, что практически всё в этом фильме поразительно. Судите сами: снималась лента на весьма скудные средства ( общий её бюджет, включая позднейшие досъёмки не превысил 450.000 $! ), снималась для телевидения, с отсутствием необходимых технологий большого кино, и следовательно без громких имён создателей. Но не смотря на это, будущий классик мирового кинематографа сумел подтвердить аксиому, согласно которой для создания классного кино не всегда нужен гигантский бюджет – самое главное был бы талант у снимающего. А недостатка в оном Спилберг не чувствовал даже в молодости. Изловчившись снять всего за 13 дней (!) целиком всю картину, он нашёл для неё первоклассного оператора. Даже не верится в то, что на момент съёмок Джек Марта был уже человеком преклонного возраста. Так как невероятный драйв погони, интересные ракурсы запечатлевшие стремительно мчавшегося грузовика, мастерское нагнетание саспенса даже в «разговорных» эпизодах ( коих совсем не много ) картины – будто снимал всё это начинающий оператор, только ворвавшийся в профессию! Вероятно не погрешу против истины, если предположу, что приступая к съёмкам своего «Безумного Макса» Джордж Миллер держал в памяти этот фильм своего более маститого, заокеанского коллеги. Больно уж здорово выглядит мчащейся на бешеной скорости сорокатонный грузовик, а демонстрирующая всю его необузданную мощь камера совершает вокруг машины такие пируэты, что в пору не только припомнить также культовое детище Миллера, но и усомнится в том, что «Дуэль» - кино для телевидения. Касательно последнего пункта, стоит уточнить, что после премьерного показа на канале «АВС», дебютный фильм Спилберга имел такие высокие рейтинги, что после студия приняла решение доснять несколько разговорных и экшен сцен, дабы растянуть хронометраж ( в первоначальной версии фильм длился чуть более 70-ти мин. ) и выпустить картину в ограниченный кинотеатральный прокат. Именно тогда и появились закадровые размышления главного героя, которые придавали действию наэлектризованной напряжённости, и которые отчего то многим сильно не понравились ( стоит заметить, что на сегодня есть две видео- версии фильма – с ними и без них ). Вместе с напряжённым саундтреком Билли Голденберга, а так же нервной игрой Дэнниса Уивера - фильм являет собой прекрасный образец «дешёвого и сердитого» дорожного триллера. Который до сих пор популярен у зрителя. Слышал, что недавно было переиздание ленты в современный видео-формат. Причём не только на DVD, но и на BLU REI! Сюжет картины начинается как то внезапно, когда герой спокойно ведёт свою легковушку по междугороднему, калифорнийскому шоссе. Его обгоняет ржавый и закопчённый грузовик с цистерной. Далее уже сам герой обходит водителя «тяжеловеса». Так начинается их дорожная дуэль – противостояние: герой будет пытаться прорваться и оторваться от преследования невидимого маньяка. В то время, как он будет идти у него по пятам, втягивая в эту смертельно опасную игру, ставка в которой – жизнь… Думаю, что всякий однажды побывавший в экстремальной ситуации признает верность слогана фильма, и подтвердит - страх в самом деле - движущая сила! В сценарии практически не было диалогов – лишь коротенькие реплики. Но фильму слова и не нужны – в этом можно убедится смотря картину, как и я в оригинале – не понимая большинство фраз, что произносят герой и встреченные им персонажи. Как и в немом кино – всё ясно без слов. Вот герой сердится на упёртого, не желающего уступить дорогу шофёра грузовика, вот он в шоке чертыхается, после того, как тот чуть было не спровоцировал аварию на трассе. Вот он лихорадочно осматривает посетителей бара, пытаясь угадать кто из закусывающих и потягивающих пиво мужчин – тот самый инфернальный водитель. До того, на заправке нам показывали ноги шофёра – он носит джинсы и обут в коричневые сапоги. Опираясь на эти детали, зритель подобно герою пытается идентифицировать своего преследователя, при этом несколько раз допустив ошибку и даже спровоцировав драку в баре! Фильм прекрасно смотрится и сегодня, спустя почти 45 лет после создания! В фильмографии Стивена Спилберга есть много классных фильмов самого разного жанра: мелодрама, комедия, сказка, фэнтази и военная драма. Но начинал он не с сентиментальных, рассчитанных на тинейджеров постановок, а с лихо закрученного на банальной интриги триллера. В последствии фильм окажет влияние на жанр, и позднее его попытаются скрестить с молодёжным остросюжетным кино – сняв столь же отменный роуд-муви «Нечего Себе Поездочка», где закруглятся ( да не обидится мэтр ) более элегантно, оставив в финале не точку а многоточие. Чего на мой взгляд всё же не хватило картине Спилберга. Впрочем это дело вкуса, и это не коем образом не помешало ленте номинироваться на Золотой Глобус и премию Эмми – одну из которых она получила ( за монтаж звука, учитывая бюджетность фильма он и правда безукоризненный ). Странно то, что почему то не отметили резвый монтаж Фрэнка Морриса - он тоже замечателен, и внёс существенный вклад в динамику ленты... Если вы по каким то причинам до сих пор всё ещё не видели «Дуэль» - то поспешите исправить столь досадное упущение. Картина вас не разочарует, будьте в этом уверены!
Этот малобюджетный и малоизвестный фильм, принадлежащий периоду раннего творчества Стивена Спилберга, является, тем не менее, ярким примером проявления таланта режиссёра уже в первых своих работах. Казалось бы, непросто сделать из столь незамысловатого сюжета небольшой по длительности, но захватывающий сильнее многих других триллер – а иначе «Дуэль» не назовёшь. Самый обычный мужчина средних лет едет по пустынным дорогам, спешит по своим делам и слушает радио; невзначай он обгоняет по пути старый бензовоз, и после заправки продолжает путь. Кто бы мог подумать, что бензовозу это не понравится! Трудно интерпретировать сюжет фильма с определённой уверенностью, и это даже к лучшему, потому что даёт возможность придумать самые разные трактовки поведения водителя грузовика, ни с того ни с сего бросившегося преследовать несчастного Дэвида Мэнна. Лично мне кажется забавной предложенная Спилбергом – грузовик-убийца, собирающий по одной жертве в каждом штате. Как бы там ни было, режиссёр фактически на ровном месте создаёт настолько напряжённую и интригующую ситуацию, что с каждым новым эпизодом её развития интерес к фильму подогревается всё сильнее и сильнее. Им неплохо продумана и психологическая сторона: главный герой постоянно – мысленно и вслух – оценивает эту ситуацию и пытается найти из неё разумный выход, которого нет. Ведь основная цель заключена, мне думается, в непонятном поведении грузовика, именно грузовика, а не его водителя. Машина становится символом нечто такого, что неотступно преследует человека, зловещего и неизбежно настигающего, взявшегося из ниоткуда и туда же в итоге вернувшегося. Поэтому грузовик не спешит убивать водителя, с которым он соревнуется на дороге, возможно, он вообще не хочет этого. Его поведение отвечает каким-то правилам, с одной стороны, довольно разумным (так, например, он не позволяет Дэвиду связываться с «внешним миром»), с другой же стороны, необъяснимым – как бы быстро не ехал Дэвид, грузовик всегда догоняет его. Так что злая ирония и некий умысел на лицо. Но, даже особо не вдумываясь в замысел, всё равно крайне интересно наблюдать за ходом развития событий в ожидании, чем же такая смертельная гонка может закончиться. И, повторяю, «Дуэль» - замечательный пример «раннего попадания» режиссёра в самую точку, и как результат – сочетания зрелищности, качественного сюжета и просто хорошей работы над проектом. Вообще явление создания талантливой картины уже в самом начале творческого пути встречается среди режиссёров не так уж и редко: взять хотя бы Франсуа Трюффо и его «Четыреста ударов» или Жана-Люка Годара и его «На последнем дыхании». Есть и другие примеры, если хорошенько подумать. Я говорю это к тому, что многие режиссёры, в начале или же в середине своей карьеры снимавшие добротное и умное кино, потом вдруг скатывались до банальных красивых историй, больших бюджетов и отсутствия новизны и свежести черт кино, как такового. Попросту говоря – становились приверженцами коммерческого кино, почему-то утратив былую хватку, растратив свой талант или просто выдохнувшись. Особенно, по-моему, это наблюдалось на рубеже 21 века, переступив который, мы изменили свои взгляды на кино, потому что оно само изменилось, и изменилось не в лучшую сторону. Спилберга постигла та же участь: зрелищность осталась, а весь талант, какой был, сменился созданием красочных, но пустых сюжетов. Будь все его поздние работы в кино хотя бы примерно такого же уровня, как «Дуэль» - и Америка имела бы хорошего режиссёра, пусть даже по большей части «зрелищного кино». И, возвращаясь к фильму о противостоянии грузовика-убийцы и обычного среднего американца, на долю которого выпало такое испытание на прочность, ещё раз воздам похвалу его режиссёру за отличный роуд-муви триллер. И ещё добавлю, что это пожалуй один из самых крутых фильмов про бензовозы и грузовики. Смотрите и наслаждайтесь! 9 из 10
Успешный человек в модных очках и на красивой машине выехал на дорогу, которая, как и все сферы нашей жизни, делит людей на социальные классы, выделяет нас из общей толпы, или же наоборот - дает понять, что ты совершенно незначим в этой жизни. Но не все так однозначно, человек в красивой машине слаб, он старается жить правильно, не выбиваясь из общей струи, стараясь не вступать в конфликты с окружающими его людьми, даже если требуется постоять за честь жены. И телефонный разговор с благоверной в придорожной заправке этому подтверждение. С другой стороны в противостояние с ним на шоссе вступает человек незначимый и неуспешный, переполненный несбывшимися надеждами, неосуществившимися мечтами и затаенным гневом. Но здесь, на безлюдном шоссе, управляя ревущим и испускающим клубы дыма механическим монстром, он ощущает свое превосходство, вот он - момент, когда вся его черная, ржавая и закопченная сущность может выплеснуться наружу, не встречая преград на своем пути. Теперь он может стать хозяином положения и чужой жизни, поставить на место этого выскочку на красивом красном автомобиле, человека, воплощающего в себе все то ненавистное, что не удалось достигнуть самому. Человека же успешного, эта ситуация абсолютно обезоруживает, делает совершенно беззащитным, он теряет связь с реальностью, ведь все правила и привычная ему модель поведения здесь не действуют, и надежды на то, что ситуация разрешится сама собой - никакой. Его внутреннему миру и поведенческой модели брошен вызов, уклонится от которого не удастся, остается только принять его, и искать выход из положения, превозмогая страх, чувство безысходности и ломая годами выстроенные принципы. Фильм довольно напряженный и интересный, хотя мне слегка и не хватало современных постановок автомобильных погонь и впечатляющих эффектов, но практически постоянное действие на экране это компенсирует. К минусу в этой картине могу отнести концовку, не в плане сюжета, тут все довольно логично, и ожидаемо, а в несовершенстве ее технического исполнения, на мой взгляд, можно было немного доработать этот эпизод, придать ему больше зрелищности и логичности происходящего. Хотя, возможно это опять же виновата пресыщенность современными техническими возможностями съемок таких сцен.
От фильма, принесшего славу самому Стивену Спилбергу, ожидаешь очень многого. Что уже не может оставить зрителя беспристрастным. Ещё и не начав смотреть его, относишь его к разряду гениальных. Хвалить «Дуэль» - признак того, что ты хорошо разбираешься в кино. У фильма на самом деле много достоинств. Не буду утверждать, что осталась в восторге от него, но в том, что фильм просто великолепен сомнений у меня нет. В какой-то степени доля гениальности ему присуща. Как говорится, все гениальное просто. А вся «фишка» фильма в простоте. Мы ждали неожиданную развязку, что-то безумно интересное и шокирующее, одним словом, выражаясь кинематографическим языком, мы ждали катастрофы. Но конец оказался ещё более непредсказуемым, но зато самым очевидным. Машина здесь выступает как отдельный персонаж. Мы боимся вместе с главным героем не водителя этого грузовика, а сам грузовик, с огромной кучей «трофейных» номеров. Вдруг следующим будет номер автомобиля нашего героя? Фильм постоянно держит в напряжении, оторваться от экрана просто невозможно. Фильм раздражает, хочется встать и уйти, но что-то держит тебя и заставляет все тщательнее всматриваться в происходящие на экране события. Вдруг что-то пропустим? Вдруг что-то пойдет не так, а мы не заметим? Вдруг что-то узнается? Персонажи в этом фильме не важны. Они второстепенны. Первостепенен же - сюжет, разворачивающиеся перед нашими глазами события. И нам абсолютно все равно кто-то будет исполнять роли. Мы сопереживаем не герою конкретному, а ситуации в целом. При просмотре складывается гнетущее ощущение безысходности, неотвратимости, злого рока. Калифорнийская пустыня, одна единственная дорога ведущая из этой пустыни и полное ощущение того, что ты ничего не контролируешь. Все решается за тебя. Водитель красного «Плимута», Дэвид Манн спешит домой. По дороге он слушает всякую чепуху по радио. И без всякой задней мысли обгоняет еле тащащийся перед ним грузовик. Последний воспринял этот обгон как личное оскорбление. Он начинает играть с «Плимутом» в психологические игры. В результате которых Дэвид, как выясняется, должен был умереть. Сначала Дэвид пытался бежать, скрываться, у него сдавали нервы. К концу фильма он принимает вызов брошенный ему грузовиком. Почему грузовиком? Потому что мы не знаем ничего о водителе грузовика, кроме того, что он носит ковбойскую обувь. Водитель обезличен. Личность его принадлежит грузовику. В этом фильме примечательно все. Даже эпизодические роли! Чего стоят добропорядочные старик и его жена, которым проблемы не нужны? Или бабуля с террариумом? Чего стоит одна сцена со школьным автобусом. У героя сдали нервы! Он боится как бы взбесившаяся машина не раздавила детей. Этот страх пронизывает зрителя полностью. Каждую секунду ты ждешь, что этот грузовик-убийца выскочит на дорогу и переедет всех к чертовой матери. Но грузовик повел себя иначе. И Дэвид понимает – грузовику нужен только он. Осознание этого вводит в самый настоящий ужас. Вот тут то и становится ясно – это поединок. Дуэль. И если ты хочешь выжить, ты должен победить. С субъективной точки зрения фильм может и не понравиться. Если же рассматривать его объективно – он великолепен. Нравится тебе или нет. И ничего с этим не поделаешь.
Es fliesst durch meine Venen Es schlaft in meinen Tranen Es lauft mir aus den Ohren Herz und Nieren sind Motoren Benzin Rammstein, «Benzin» Осторожно! Спойлеры! Дэвид Манн не просто человек. Он типаж, привычный и при этом почти легендарный. Жена, дети, относительно неплохая, скучная работа, очки на носу, устоявшаяся жизнь, никаких планов на будущее, никаких сюрпризов. Но сюрприз все-таки происходит. Ржавый бензовоз, похожий на груду металлолома, неожиданно начинает охотиться на несчастного коммивояжера, словно бросая ему вызов и приказывая освободиться от всего, чем он мнил свое существование. И тут, таинственный монстр с бензином вместо крови перестает быть механизмом, приютившим в себе всего лишь живого, а оттого абсолютно не страшного, обезумевшего водителя, и превращается в некую стихию. Тут же важна находка писателя, при написании сценария убравшего из собственного рассказа личность водителя, прибавлявшую истории простоты и убавлявшую ужас происходящего. И вообще, существо уже не столько пытается уничтожить несчастного героя, сколько пробудить в нем подсознательного зверя, сидящего за этой маской приличного человека в очках, давая Манну два выхода: или умереть в страхе все тем же бессильным человечком, или высвободить всю свою агрессию, пробудить зло, сидящее в клетке. Можно назвать машину злом, но лучше носителем зла, демоном, которого можно было видеть еще в «Распространителе», написанном тем же Матесоном, доказывающим, что только тьма, имеющаяся в каждом из нас, способного спасти существо, попавшее в безвыходную ситуацию. Это превращает историю, происходящую на открытом пространстве, почти что в камерную драму, описывающую очередную битву между добром и злом, происходящую каждый день не где-нибудь, а в человеческой душе. Битва с бензовозом – это столкновение с бездной, и Манн при видимой победе оказывается ей поглощен, уничтожен. Такой исход пугает в разы сильнее, чем все технические изыскания режиссера. Не страшно погибнуть, страшно потерять человеческое лицо. Тогда и сцена, демонстрируемая во время финальных титров, является отображением душевных мук героя, осознающего, что только что убил живое существо. Но еще более грузовик напоминает безжалостного хищника, поставившего во главу кодекса чести обязанность идти до конца и в финале с мощным ревом обрушивающегося в пропасть с легкой подачи героя. Эта точка зрения превращает историю уже в торжественный героический эпос, где ядром является не испуганная жертва, а ее преследователь. Тогда и финальная торжественная музыка превращается в реквием по гибнущему герою, чей дымящийся труп медленно скатывается в бездну. А если отходить от бесконечных трактовок истории и возвращаться к фильму как таковому, то следует сказать, что, как это ни странно, малобюджетный триллер, снятый за 13 дней, может называться чуть ли не лучшей работой Спилберга. Здесь нет привычного для его поздних работ пережевывания идей, да и при видимой простоте средств фильм устроен куда сложнее. В общем-то, он напоминает короткий, но при этом хитроумный код, содержащий в себе все то, что Спилберг будет в течение последующих сорока лет нести зрителю. Отлично переданный контраст между повседневностью, запечатленной радиопередачами в начале и удивительным нападением грузовика, умелая игра с потаенными страхами зрителя: все это демонстрирует почерк профессионала, оттачивавшего свое мастерство годами, а не новичка, снявшего телевизионную страшилу за гроши. Жанровая характеристика: Триллер с элементами эпической трагедии и философской притчи Итог: Культовая работа одного из известнейших режиссеров, разгадывать которую интересно и по сей день. 9 из 10 Спасибо за внимание
Эта телевизионная постановка тогда ещё 23-летнего Стивена Спилберга стала решающей и судьбоносной для будущего гиганта американского коммерческого суперзрелищного кино. Уже здесь, в ограниченном средствами и временем проекте для телевидения, была видна рука многообещающего мастера (полноценным теледебютом стал третий фильм Коломбианы «Коломбо: убийство по книге»). Основанный на реальной истории писателя и сценариста Ричарда Мэтисона телевизионный фильм был снят всего за 13 дней (если не учитывать досъёмки нескольких минут для кинотеатральной версии), без использования искусственных декораций, всего за 450 тысяч долларов. Спилберг небесталанно выжал из этого минимума предоставленных возможностей максимум эффекта. Несмотря на то, что фильм был снят полвека назад, он и сейчас смотрится, выражаясь современным языком, драйвово. Нагнетание саспенса в определённых моментах было сделано на уровне работ самого Альфреда Хичкока. Даже знаменитую скрипку из «Психо» можно услышать в ряде сцен. Причём, «Дуэль» явно задумывалась будущим маэстро не просто как визуальное развлекалово с хичкоковским саспенсом - это, скорее, притча о нахождении мужества в преодолении тяжёлых обстоятельств, о сохранении человеческого достоинства в трудных ситуациях, и, как уже было многими замечено, аллюзия на древнегреческие трагедии с непреодолимым злым роком в лице устрашающего вида бензовоза с неизвестной личностью водителя. Примечательно, что преследовала эта жуткая и опасная махина именно неуверенного в себе главного героя, образ которого иронично обрисовывают радиопередачи, звучащие в его машине ещё в начале фильма. «Дуэль» также оказала своё сильное влияние и на весь последующий кинематограф, в частности, на жанр роуд-муви с погонями и преследованием на авто. Ограниченные технические и финансовые возможности почти незаметны зрительскому глазу, фильм не остался без внимания и профессионалов (даже есть номинация на «Золотой глобус» за лучший телефильм), а молодому режиссёру открылась дорога в большое, и даже очень большое кино - спустя 3 года Стивен Спилберг выпустит свой первый фильм сразу в широкий прокат «Шугарлендский экспресс» (1974), в котором продолжится тема дорожных погонь, а ещё чуть позже - фильм ужасов об акуле-убийце «Челюсти» (1975), который стал рекордсменом по кассовым сборам и бессмертной классикой.
Обычное утро, обычный человек отправился в путь на обычном автомобили, слушая обычное радио. Всё как обычно. Не что не предвещало беды. Но вот появился грузовик и устраивает 'кошки-мышки' с непутёвой легковушкой. Прелесть этого телефильма - в мастерстве подачи материала. В истории нет нечего сверхъестественного. Не требуются спецэффекты. Главный герой всего один, и несколько второплановых персонажей. А сюжет: один преследует другого. Всё. Но в этой гениальной простате и скрывается изюминка фильма. Вряд ли мистер Спилберг задумывался о глубоком философском смысле. Он просто снимал качественный триллер на сверхчеловеческих возможностях. За нахально-наглое поведение Спилберга, студия выделила на съёмки всего лишь 10 дней, но съёмки продолжались 13. Пост-продакшн: монтаж, сведения звука, наложение эффектов ещё три недели. Но неожиданно тёплый приём картины зрителем заставил подснять несколько саспенсовых сцен и запустить фильм в кинотеатровый прокат. И снова успех, и снова критики рукоплещут и находят сакральный, философский смысл. Вот он, признак гения, человек об этом даже не думал, а золото нашёл. Но не стоит все лавры отдавать Стивену. У фильма есть и сценарий, написал его писатель-фантаст Ричард Мэтисон (один из отцов зомби-жанра), его перу принадлежит относительно недавние 'Я - легенда' и 'Посылка'. Часть гениальности маленького фильма принадлежит и ему. Часть внимания держит на себе Деннис Уивер, а с работами этого актёра Я не знаком, но этот фильм фактически его бенефис. Антагонистом выступает 40 тонный грузовик. Эффект Дэвида Линча - это когда для хорошо проделанному фильму автор не даёт ни какого объяснение, и зритель должен сам выискивать потайные смыслы и стороны, даже если их и нет. Чтобы понять этот эффект, надо посмотреть 'Малхолланд Драйв', почитать критику и толкования фильма, а потом историю создания (И только в таком порядке!) 'Дуэль' как раз подходит по вышесказанный эффект. Критики находят в фильме олицетворения человеческого страха и зла, противопоставления классов и образа жизни, битва между добром и злом... Мне же близка идея столкновения обычного человека с злым роком. Вот попал герой в неудачу, и теперь она его преследует, пока не прикончит, или он не пересилит себя и возьмёт верх над своей жизнью. Дуэль человека с неудачей. Со злым роком. Итог. Полноправный дебют Стивена Спилберга в кино (До этого были только короткометражки и постановки серий из сериалов). Имея на руках ограниченные средства, режиссёр заявил о себе как о молодом и талантливом постановщики, способном даже простую историю из погони, саспенса и паранойи дать душу и сердце. Иначе фильм просто забылся бы, да и много ли фильмов Вы знаете, которые и спустя 40 лет бодро смотрятся, а сюжетный конфликт как никогда актуален? 8 из 10
Привычная жизнь успешного коммивояжёра и примерного семьянина Дэвида Манна меняется в одночасье, когда спеша на важную деловую встречу, он вынужденно обгоняет задерживающий его бензовоз. Владелец сорокотонника Peterbilt 281, разозлённый поступком компактного Plymouth Valiant, начинает преследовать бедолагу, устраивая с ним смертельно опасные соревнования посреди Калифорнийской пустыни... Дебютный полнометражный фильм Стивена Спилберга «Дуэль» основан на личных подростковых воспоминаниях режиссёра и одноимённом рассказе американского писателя Ричарда Мэтисона, однажды пережившего подобный инцидент, оказавшись вместе со своим другом на безлюдной дороге. Целиком снятый на натуре в рекордные тринадцать дней, он был полностью сведён за три недели. После успешного показа на телевидении, картину дополнили рядом сцен и закадровыми комментариями главного героя с целью её демонстрации в кинотеатрах, увеличив исходный хронометраж до девяноста минут. Робкий по натуре, стремящийся избегать любых трудностей и неспособный отстоять даже честь своей жены, которую при нём пытались изнасиловать на вечеринке, Манн остаётся один на один с невидимым параноидальным драйвером, который нагло и бесцеремонно низводит все его старания избежать конфликта, войти с ним в контакт или найти поддержку у посторонних. Сперва ситуация на трассе больше похожа на игру в «кошки-мышки», в которой испуганный герой просто пытается скрыться от проблем. Но непрекращающиеся провокации со стороны более агрессивного соперника в какой-то момент пробуждают в слабовольном персонаже не только инстинкт самосохранения, но и внутреннего подсознательного зверя с глубоко запрятанной первобытной сущностью, заглушая в нём всё человеческое. А его закадровые комментарии лучше помогают понять трансформацию личности героя, постепенно меняющегося в поведении, общении и даже взгляде. Равно как водитель «плимута», не имевший в оригинальной повести даже имени, являет собой обобщённый образ типичного американца, так и дальнобойщик, остроумно наречённый в книге Keller, что созвучно с killer («убийца»), представляет собой собирательный портрет «дорожного» маньяка. И, несмотря на то, что по ходу ленты мы сперва видим детали его одежды, а затем и руку в окне кабины грузовика, у зрителя возникает сомнение в реальности существования оного. Постепенно и Манн начинает ассоциировать своего визави с тягачом, отождествляя его в собственном сознании со свирепым мифическим чудищем, охотящимся на свою добычу. Инфернальной монструозной многоножкой, с дизельной кровью, текущей по ржавым металлическим внутренностям, с хищно ощеренной пастью-радиатором, пугающей протяжным утробным рыком, со сверкающими стеклянными глазницами фар и трофейными номерами-скальпами предыдущих жертв, красующимися на бампере. Наследуя в «Дуэли» творчеству Альфреда Хичкока, Спилберг перенял у мастера саспенса отдельные монтажные, операторские и стилистические особенности, при минимуме имевшихся ресурсов создав действительно пугающий и невероятно захватывающий фильм. Полтора часа увлекательно снятой автомобильной погони, таящаяся повсюду атмосфера гнетущей безысходности, обладающий удивительным эффектом присутствия саундтрек из резких смычковых пассажей и сама история, способная произойти с любым человеком, заставляют поверить в возможность подобной ситуации. С самого начала картины зрителя охватывает тревога и ощущение опасности, исходящей не только от демонического грузовика и его таинственного водителя, но и от всякого присутствующего в кадре персонажа. И не отпускает до финальных титров. А неоднозначность сюжетных перипетий не позволяет чётко выделить среди героев полностью положительного или отрицательного, заставляя с ещё большим интересом следить за их схваткой. Изначально созданная для телевидения и не предполагавшая специальных визуальных эффектов, лента, тем не менее, поражает предельной динамичностью большинства сцен, мастерской операторской работой и ювелирным монтажом. Весь видеоряд завязан на противопоставлении брутальности трассового тяжеловоза и уязвимости легкового седана среди замерших бескрайних ландшафтов. Панорамные виды, диагональное решение кадра, эффектная съёмка снизу вверх и многочисленные отъезды, наезды и облёты камеры вкупе создают невероятный драйв погони, умело нагнетая напряжение, которое проникает даже в редкие диалоговые сцены фильма. Предчувствие угрозы ритмически чередуется с опасными сценами преследования, а крупные планы Дэвида – с отражениями бензовоза в зеркалах его машины. Изобретательная операторская манера Джека Марта, определённо, вдохновила австралийца Джорджа Миллера, который в своём «Безумном Максе» во многом ориентировался на данную картину. Обилие имеющихся интерпретаций позволяет рассматривать «Дуэль» и как классический роуд-муви, и как философскую метафизическую притчу о противостоянии рядового американца абстрактному обезличенному злу. Многие критики в нём усмотрели конфронтацию различных социальных классов, конфликт сельского и городского образа жизни. А большинство зрителей – напряжённый психологический аттракцион, миниатюрную модель цивилизованного общества, в котором реально выжить, лишь следуя первобытным правилам и выпустив своих внутренних демонов. Ведь основная дуэль состоялась именно внутри Манна, между его слабохарактерностью и пробудившимся животным естеством. Являясь каноническим образцом «дорожного триллера», «Дуэль» практически сформировала основные его постулаты и заслуженно считается классикой жанра. А для Спилберга она запомнилась неоценимым опытом, явилась этапным витком его карьеры и стала счастливым билетом режиссёра в большое кино.
Словно ушел, куда неизвестно и не вернулся назад. Словно бегу я по краю бездны, руками закрыв глаза. Был обычный летний день. Впереди простиралось пустынное шоссе по которому ехал одинокий автомобиль алого цвета. Его водитель, Дэвид Манн, бросил все свои дела, ради деловой поездки, которая сулила ему если и не повышением, то солидным кушем. И все бы ничего, герой был предоставлен самому себе и единственный звук, который разгонял тишину, выступало радио. Правда вместо привычного кантри или джаза в эфире выступал молодой человек, что решил поведать окружающим о своей судьбе горемычной. Впрочем, героя картины подобное обстоятельство нисколько не смущает, и он с интересом и даже с неким пониманием внимает словам человека с радио. И так увлеченно Дэвид Манн вслушивался в радио, что не заметил, как вплотную подъехал к громадному грузовику, чей цвет невозможно была разобрать из-за слоя грязи облепивший его. Ну и понятное дело водитель грузовика никуда не спешил, а потому герой решил объехать старую развалюху. Ну действительно, кому захочется битый час ехать с таким то соседом? Зря он это сделала, ой зря. Ведь на пустынном шоссе можно встретить не только добрых самаритян, что подбросят тебя до ближайшего города или укажут верный путь, а также и форменных психов, которые тебя замочат за кусок пиццы. Вот и водитель грузовика оказался не самым добрым, не самым отзывчивым… да вообще мерзавцем и негодяем, который начинает преследовать героя на своем грузовике и не дает ему ни минуты передышки. «Дуэль». Не самый первый фильм Стивена Спилберга, но при этом картина знаковая, ведь именно она проложила тогда еще никому неизвестному режиссеру дорогу в большое кино и создало культ имени самой себя. Двух зайцев одной пулей? Неплохо так. Впрочем, Спилберг по-другому и не умеет. Ну а все же, чем примечателен данный кинофильм, помимо самой идеи о столкновение «белого воротничка» с сумасшедшим на пустынной дороге? На самом деле ответ скрыт в вопросе, именно это столкновение и является движущей силой картины. Конечно же, зритель, которому в свое время довелось увидеть «Попутчика», «Погоню», трилогию «Ничего себе поездочка» и схожие с ними фильмы отнесется к подобному заявлению скептически, ведь что-то подобное он уже видел неоднократно, так что же может предложить искушенному зрителю фильм, который вышел в далеких семидесятых? На самом деле многое, как впрочем и любой старый фильм, снимали то с душой. И главное отличие от большинства схожих произведений, так это в том, что цели антагониста до конца не ясны. Действительно ли он хочет убить главного героя или он просто с ним играет в одному ему понятную игру, получая удовольствие от происходящего? Не может понять этого и Дэвид Манн, который оказавшись в относительно безопасном месте пытается сопоставить факты и проанализировать все что с ним произошло, попутно проходя семь стадий принятия неизбежного. И подобное делает персонажа по настоящему живым, а происходящее достоверным. Кстати о достоверности. Снимаю шляпу перед оператором, который умудрялся снимать с самых невероятных ракурсов и очень часто перед зрителем предстает картина с «видом из глаз» будто бы мы сами оказались на этом пустынном шоссе и спасаемся от сорокатонного грузовика, водитель которого хочет просто «поиграть». Безусловно, можно было бы выдать «полотно текста», в котором разбирался каждый аспект картины и выражалась бы благодарность всем участникам съёмочной группы, вплоть до парня, что кофе разносил, но право слова будет куда проще и лучше если вы, уважаемый зритель, посмотрите это кино самостоятельно, благо оно способно пощекотать вам нервы и держать в напряжение с первой до последней минуты. Ну а те кто данный фильм видел итак все прекрасно знают – нестареющая классика мирового кинематографа, которая будет актуальна и через пятьдесят лет. 9 из 10
Дебютная работа Стивена Спилберга - захватывающий триллер про многотонного дизельного убийцу - грузовик Peterbilt, управляемый практически невидимым водителем, будто бы его нервная система срослась с узлами тягача. Мы видим не железное орудие, но разумного металлического маньяка, солидарного с коллегами из плоти и крови, характером, методами и склонности к трофеям. Его жертва напротив, представленна человеком, коему его Plymouth - хлипкая броня, дорога коей, стать храмом или гробом, вынужденном боротся за жизнь в неравных весовых категориях. Роуд-муви Стивена Спилберга - психологический триллер, о первобытных законах в более-менее современном мире. О волке и овце в железных шубах. О незабвенной роли физической силы в природе. До сих пор эффектная и зрелищная полуторачасовая метафора. Правда, название врёт. В дуэли должны быть правила и секундант. Здесь нет ничего подобного. Это 'Один на один', 'Вызов', 'Скрежет', или 'Поворот на тот свет'. Симпатия Спилберга к тягачам Peterbilt, проявится через 36 лет, когда Спиблерг спродюсирует 'Трансформеров' Майкла всея Америки Бэя. Современный Peter, блестящий, хромированный, обращающийся в робота вооружённого всяческими затридевятьгаллактическими калибрами, конечно новее, красивее, фантастичнее, но вместе с тем бесконечно уступающий прадеду в убийственности, брутальности, монструозности. 10 из 10
Герой Денниса Уивера на первый взгляд предстал весьма посредственной личностью. Человек средних лет, имеющий хорошо оплачиваемую должность, семьянин, удовлетворенный жизнью на позиции среднего звена. Рядовой американец, среднестатистический 'серый' мышонок. Люди из этой категории далеки от другой стороны жизни, где на пути встречаются маньяки и психопаты, имеющие пристрастие убивать и испытывающие наслаждение от беспомощности жертв. Самое большое приключение, которое они могут пережить это неисправность стиральной машины и вызов мастера на дом. На большее они вряд ли способны. Человек, терпеливо считающий каждый мгновения до встречи не подозревает, какая опасность ждет его на дороге и что ему предстоит изменить в себе для преодоления этого испытания... Фильм оставил в тайне личность водителя тяжелого бензовоза. Огромный грузовик, потрепанный бесконечными путешествиями по пустынным дорогам, с изрядно выжженной краской от палящих лучей солнца. Грозный и брутальный монстр, управляемый загадочным лицом. Лицо, назовем его маньяком, хорошо знает тактику ведения машины на больших скоростях, рассчитывает инерцию при торможении, умело входит в крутые повороты и ловко обходит скромный Кадиллак. Он король дороги и бесспорно главный герой проигрывает ему в начале смертельной гонки. В середине фильма можно наблюдать изменения в поведении главного героя этой драмы. Он уже не тот забитый и посредственный клерк, он стал игроком по правилам. Разгадал тактику боя своего преследователя и решил сыграть с ним уже в свою собственную игру на выживание. Словом, главный герой заметно возмужал, отринул от себя офисного планктона и перешел грань, за которой чувство уверенности в себе возросло в разы. Он не отступит и не свернул с пути, он решил ехать до победы. Предстоящая сделка потерял всякий смысл и материальные ценности отошли на второй план. Последняя сцена потрясла своей натуральностью. Два противника, превратившиеся в двух смертельных врагов столкнулись лоб в лоб. Случайность, оказавшаяся фатальной для водителя грузовика решила исход поединка. Он мог бы выпрыгнуть вовремя из падающего грузовика и схватка продолжилась бы в рукопашном поединке. Он мог бы догадаться что водителя в Кадиллаке уже нет, но он просчитался и проиграл дуэль. Главный героя можно поздравить со вторым рождением Он победил прежде всего себя и вылез из стабильной посредственности. Новый этап. Новая жизнь.
«Челюсти», «Индиана Джонс», «Инопланетянин», «Список Шиндлера» - этот список можно продолжить не менее крутыми фильмами. Спилберг хоть снимает в разных жанрах, но на моей памяти нет ничего похожего на «Дуэль». Говорил ли кто это, банально ли это звучит, но таково нынешнее положение вещей - один из первых фильмов живого классика оказался абсолютно лучшим в его фильмографии, потому что именно тогда, когда у тебя нет ни большого бюджета, ни давления продюсеров можно снять то, что хочешь. Внешне «Дуэль» может походить на диковатые трэши, типа тех, в которых молодая пара встречает попутчика, который очень злой и хочет их убить. В случае данном даже антагонист не вызывает ненависти. Подобно Конструктору из популярной ныне серии «Пила», водитель «адской машины» выступает в роли человека, который не просто хочет помучить или убить, но показать ничтожность своего оппонента. Герой Денниса Уивера напоминает абсолютного неудачника, который толком не может постоять за свою жену, являющуюся еще и главой семьи, даже когда ее хотят прилюдно изнасиловать. Его инфантильное поведение, что в речи, что в действиях, является отражением внутреннего состояния, где он всего боится и опасается. По сути, главный герой вызывает даже больше недоумения и желания хорошенько врезать у зрителя, потому как его жизнь – полное дерьмо, и умри он любым из возможных способов от рук этого «психа» - конец выглядел бы логичнее. Читался бы мораль, которая говорила о том, что нельзя быть таким ничтожеством. Но в существующей концовке неуместного пафоса все-таки больше. Герой переступил через себя, доказав, что на что-то он еще способен. Но кто знает, может быть, когда он вернется домой, то жена его выгонит, потому что он разбил машину… Да, это кино, но проецируя ситуацию в реальность, мне был бы более близок трагичный финал. Спилберг сделал все правильно. Где-то напряжения больше, где-то – меньше. Музыка, камера и последовательность повествования – «Дуэль» смотрится куда легче, нежели «Списки» и «Челюсти». И дело даже не в хронометраже, а в том, что данный фильм не может вызывать отторжения ни при каких условиях. История стара, как мир. Современное общество, в котором можно выжить, следуя только первобытным законам. Дуэль завершилась не просто победой одного над другим, но победой над самим собой, потому-то ни имени, ни внешности никто так и не узнал. Все вроде бы красиво и правильно, один перехитрил другого, по сути перехитрив самого себя. Но если герои ленты – дуэлянты, то кто же секундант?
Отличный дебют Стивена Спилберга. Очень люблю это кино. Это прекрасный фильм, поражающий своей простотой и напористостью, он затягивает с первых минут. Когда только герой Денниса Уивера выезжает из гаража своего дома, говорит радио... Ты сразу задаёшься вопросами: Куда приведёт его дорога? Что будет впереди? Что его ждёт? Ты начинаешь чувствовать приятную и необычную атмосферу фильма. И вот он, этот старый бензовоз. Этот монстр, это настоящее воплощение зла, страха, ужаса. Будто у него в цистерне то самое напряжение, которым он заправляет всё больше и больше на протяжении всего фильма. И несмотря на то, что этот грузовик является тёмной стороной, всё равно он симпатизирует и по неволе хочется быть именно на этой стороне. Вся эта дорожная дуэль - это борьба за выживание, попытка уйти от неизбежности. Это всё завораживает. Помимо необычной идеи с грузовиком, картину красивой делают американские дороги и американские просторы, и плюс ко всему, всё это сдобренно отличной интригой. Кто всё это любит, равнодушным к фильму не останется.
Довольно таки не редко наблюдается достаточно странная ситуация. Когда обладая внушительным бюджетом, завидным актерским составом и именитым постановщиком, далеко не каждый фильм гарантирует высокое качество конечного продукта. Однако изредка проявляются примеры того, как не имеющие ничего из вышеперечисленного, картины умудряются не только впечатлить, но и произвести воистину сильное впечатление от просмотра. Данный фильм режиссера Стивена Спилберга ярчайший тому пример. Имея всего лишь два транспортных средства, одного актера и несколько человек массовки, а также скромные 450 тысяч долларов бюджетных средств, режиссеру картины Стивену Спилбергу удалось снять поистине добротный и качественный психологический триллер. Отсюда и не удивительно, что именно этот фильм обратил внимание общественности на Стивена Спилберга и спустя 4 года ему доверили «Челюсти», после которых Спилберг обрел культовый статус. Весь фильм представляет собой достаточно скромно оформленное камерное кино, которое на полную катушку использует на экране элементы роад-муви. Отправляя двух абсолютно разных и противоположных персонажей в дальний путь. Когда, обычный «среднестатистический американец» сталкивается с поистине необъяснимой материализацией зла и сам факт, что личность и мотивы главного злодея не были раскрыты, придаёт картине еще больше таинственности, интриги и достоинства. Особенно впечатляя роскошной финальной погоней, которая завершается на поистине эффектной ноте. Отчасти, данный фильм представляет собой не только философскую притчу, но и материализацию внутренних страхов американцев, которые бояться неизведанного и возможного за пределами устоявшейся и привычной им цивилизованной жизни. Аналогично тому, что в иной форме поднималось в таких лентах как «Поворот не туда» и «Попутчике». Откровенно говоря, именно «Попутчик» во многом напоминает содержание данной ленты. В том числе и первый акт оригинального «Джиперса Криперса». Исполнитель главной роли Деннис Уивер справился со своей задачей более, чем достойно. Оказавшись пожалуй единственным главным героем ленты и не смотря на рамки «театра одного актера», Уивер достойно вытянул весь фильм на своих плечах. Более того, показательно и отличительно продемонстрировав момент трансформации своего персонажа из трусливой тряпки в решительного человека на грани, который готов столкнуться с неприятелем ради собственного выживания. 9 из 10 Дуэль – это поистине достойный полнометражный режиссерский дебют именитого Стивена Спилберга, который хочется смело назвать одной из лучших и авторских работ режиссера. Абсолютно минималистичный, но очень динамичная и захватывающий триллер с элементами роад-муви.
Эта телевизионная постановка тогда еще 23-летнего Стивена Спилберга стала решающей и судьбоносной для будущего гиганта американского коммерческого фантастического кино. Уже здесь, в ограниченном средствами и временем проекте для телевидения, была видна рука многообещающего мастера (дебютом стал третий фильм Коломбианы «Коломбо: убийство по книге»). Основанный на реальной истории писателя и сценариста Ричарда Мэтисона телевизионный фильм был снят всего за 13 дней, без использования искусственных декораций, всего за 450 тысяч долларов. Спилберг небесталанно выжал из этого минимума предоставленных возможностей максимум эффекта. Несмотря на то, что фильм был снят сорок с лишним лет назад, он и сейчас смотрится, выражаясь современным языком, драйвово. Даже нагнетание саспенса в определенных моментах было сделано на уровне работ самого Альфреда Хичкока. Причем «Дуэль» явно задумывалась будущим маэстро не просто как визуальное развлекалово с хичкоковским саспенсом — это, скорее, притча о преодолении трудных обстоятельств, о сохранении человеческого достоинства в трудных ситуациях, и, как уже было многими замечено, аллюзия на древнегреческие трагедии с непреодолимым злым роком. «Дуэль» также оказала свое сильное влияние и на весь последующий кинематограф в целом, в частности, на жанр роуд-муви с погонями на авто. Пусть ограниченные технические и финансовые возможности, все же, заметны глазу, фильм, зато, был замечен киноакадемиками (даже есть номинация на «Золотой глобус-1972» за лучший телефильм), и молодому режиссеру открылась дорога в большое, и даже очень большое кино — спустя 3 года Стивен Спилберг выпустит свой первый фильм в широкий прокат «Шугарлендский экспресс» (1974), в котором продолжится тема дорожных погонь, а еще чуть позже — фильм ужасов об акуле-убийце «Челюсти» (1975), который стал рекордсменом по кассовым сборам и бессмертной культовой классикой. P.S. Я после просмотра не мог не вспомнить талантливую черноюморную отвязную пародию на роуд-муви 70-х «Доказательство смерти» (2007) Квентина Тарантино — вот, оказывается, откуда у нее уши торчат. 7 из 10
С первых кадров зритель за рулем. Он разгоняется, внимательно следя за дорогой, и притормаживает перед замедляющимися машинами или идущими пешеходами. Он слушает тревожные новости по радио об авариях на дорогах, а потом всякую всячину, типа шоу с мужиком, клеймящим женушку на чем свет стоит. Он едет к черту на кулички по делам, даже не догадываясь, насколько хреновым выдастся сей денек. И вот камера вылетает из зрительских глаз и открывает героя, внутри которого мы были три с половиной минуты, пока шли титры. Это Дэвид Манн, добропорядочный янки средних лет, отнюдь не супермен, и даже немного тряпка, судя по словам жены, корящей его по телефону за неспособность её защитить от приставаний похотливого знакомого. Дэвид не вызывает сильных чувств, он лишь водила на хайвэе, который скоро столкнется с кромешным ужасом, и парня станет просто жаль. Не важно, злой он или добрый, тихий или взбалмошный, скупой или щедрый. Важно только то, останется ли он в живых… До первого в истории кино «летнего блокбастера» про морского людоеда пройдет еще четыре года, а пока в свои неполные двадцать пять Стивен Спилберг снимает скромный телефильм, который ждет настолько бурный успех, что его придется конвертировать в полнометражную картину для широкого проката. Ни на что не претендовавшая «Дуэль» расцветет весомыми кассовыми сборами и станет образцом дорожного триллера. Удар! Шоссе перевернулось, моя башка вонзилась в крышу! Я больше не водила, я килька в жестяной банке. Меня трясет и плющит об обивку, пластик, металл, стекло. Уши заложило, из носа хлещет кровь, в глаза черно. Я слаб и слеп, я не ору, ибо не могу дышать от страха и шока! Я чувствую, но я уже покойник, а останки тачки – мой гроб! Но его не зароют, а расплющат, ублюдок в грузовике уже давит на газ, чтобы повторно врезаться в мой «Плимут», и прежде чем сдохнуть, я успею ощутить, как ломаются мои кости, обломками впиваясь в легкие и сердце… Вот от чего бежит герой вместе со зрителем, буквально запертым в его шкуре обреченной на смерть жертве, оказавшейся не в то время не в том месте. Дэвиду некогда размышлять «Почему я?!», он может только бесконечно спасаться от демона в огромном черном грузовике, которого бессмысленно молить о пощаде. Начавшись как банальная стычка на дороге «обогнал, подрезал» и т.п., обычно вызывающая лишь мимолетное раздражение, конфликт развивается в адской гонке, охоте на человека, в которой у дичи есть лишь суматошное желание выжить, а у киллера скорость, мощь и неумолимая цель – убить! Вместе с Дэвидом публика проходит все круги ада, порождаемые дичайшей ситуацией. В начале у героя проявлялось лишь легкой беспокойство – «да что это за придурок на колымаге, который не дает мне нормально ехать?!» Но по мере всё более явного проявления намерений психа, у Дэвида катализирует и паника и паранойя. Спилберг специально ничего не рассказывает о злодее, из-за чего у зрителя, как и у героя, невольно возникают самые безумные идеи касаемо личности маньяка (или монстра?) Рациональному объяснению не поддается ни железобетонное упорство «угробить именно этого человечка», ни несбавляемая фантастическая скорость, позволяющая грузовику вновь и вновь легко догонять легковую машину, ни филигранная маневренность, когда безумный шофер не просто прет как танк, сметая всё на пути, а буквально фехтует в смертоносном вождении, превращая противостояние на трассе в изящно-убийственную дуэль. При строгой однолинейности происходящего на экране (схватка на шоссе «кто кого? и ничего лишнего) Спилберг страшит зрителя всевозможными нервотрепками, будь то боязнь и нерешительность столкнуться с врагом лицом к лицу, или случайно подвернувшаяся опасность типа «господи, да тут еще и гремучая змея!» Но отдельно стоит отметить именно возможную драку, когда она с одной стороны расставит все точки над «и», а с другой пугает Дэвида не меньше, чем сумасшедшая гонка с летальным исходом. Вот он, предполагаемый обидчик - водила черной колымаги, один из тех парней, что пьют пиво у барной стойки или поглощают ланч за столиками. Интуитивно кажется, что это вон тот суровый перец, жрущий гамбургер в выпендрежной позе. Хорошо, пусть это он, а дальше-то что? Миролюбиво подойти и сказать – «Уважаемый, давайте я закажу вам выпить, и мы во всем разберемся»? Твердо припугнуть: «Эй, крендель, лучше не пытайся больше ехать за мной, а то я вызову копов прямо сейчас!»? Или вообще не церемонясь сразу дать по морде, как следует, так, чтоб зубы вылетели! А потом лупить что есть мочи, ещё, ещё и ещё, пока не вырубится, а когда очнется, не сможет сесть за баранку еще много часов. Режиссеру интересна здесь сама проблема выбора, рождаемого героем в муках и сомнениях, как дополнительный саспенс-элемент картины, так как даже не зная дальнейших событий, зритель чувствует, что развязки в кафе не случится, и дорожная травля продолжится. И действительно, жутко-неистовая развлекуха несется дальше по шоссе во всю прыть, вызывая всё новые аллегории о столкновении твари дрожащей с властителем мира, о битве простого смертного с Дьяволом на колесах, о безнадежном сопротивлении Человека неотвратимо-жестокой Судьбе. «Дуэль» можно осмысливать по-разному, но в первую очередь это мощный хоррор о выживании в экстремальной ситуации, когда твоя жизнь зависит не только от навыков и везения, но и от силы духа. И главный герой достоин уважения; разве смог бы он так отчаянно сражаться и продержаться столько времени, не будь у него стального стержня внутри? Это кино о сильном парне, показавшим всё, на что он способен в самом главном бою в своей жизни.